Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.
Что изучает зоология и ее главные задачи
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.
Зоология — наука о животных
Главные задачи зоологии:
- Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
- Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
- Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.
История развития зоологии
Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель . Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.
Таблица основных этапов развития зоологии
Этапы | Основные события |
---|---|
IV ст. до н. эры | Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время. |
77 г. н. эры | Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен. |
V – XV ст. | В средневековье исследование животных находилось под запретом. |
XV - XVI ст. | В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару. |
XVII ст. | Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных. |
XVIII ст. | Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных. |
XIX ст. | Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина). |
XX ст. – начало XXI ст. | Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий. |
История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.
XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.
Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.
В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.
Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач
Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.
Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.
Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.
Цитология - исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.
Экология животных - взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.
Этология - изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.
Зоогеография - изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.
Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.
Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения
- Арахнология – наука о паукообразных;
- энтомология – о насекомых;
- малакология – о моллюсках;
- ихтиология – о рыбах;
- териология – о млекопитающих.
Современная зоология
Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.
В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.
Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.
В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.
Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.
Зоология - наука о животных - в настоящее время представляет собой не единую науку, а систему наук, изучающих животный мир с самых различных точек зрения. Изучаются строение и жизненные отправления животных как во взрослом состоянии, так и в разные периоды развития, состав фауны того или иного района и особенности географического распространения животных, связь животных организмов с условиями существования и, наконец, закономерности эволюционного развития животных.
Кроме того, изучаются виды животных, полезные человеку в хозяйственной деятельности, с целью увеличения добычи диких и повышения продуктивности домашних, а также и вредные животные с целью, наоборот, выработки рациональных мер борьбы.
В зоологии выделяются, с одной стороны, науки, изучающие отдельные стороны жизни животных - их строение, развитие, жизнедеятельность, распространение, связь с внешней средой и т. д.; с другой стороны, - науки, изучающие отдельные, наиболее крупные и практически важные группы животных (частная зоология). К первой группе относятся следующие зоологические науки.
Морфология - наука о преобразовании формы, т. е. о строении животных в зависимости от изменения функций и условий существования организмов в индивидуальном и историческом развитии. В морфологию входит ряд более частных дисциплин: анатомия - изучающая строение и соотношение органов; сравнительная анатомия - изучающая изменения и превращения формы и функции органов различных животных путем сравнения сходства и различий в организации как современных, так и ископаемых животных; гистология - изучающая микроскопическое строение животных.
Эмбриология - наука об индивидуальном развитии животных и закономерностях этого развития.
Физиология - наука о жизненных отправлениях животных, т. е. о процессах, совершающихся в организме (пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение, передача нервного возбуждения, размножение и т. д.), и об обмене веществ между организмом и внешней средой. Особой наукой, изучающей химический состав и химические процессы, которые протекают в животном организме, является биохимия животных.
Экология - наука о взаимодействии животных с внешней средой, как неорганической, так и органической, и о закономерностях зависимости жизни совокупностей особей (популяций), составляющих виды, и динамики их численности при различных условиях существования.
Гидробиология - наука, изучающая закономерности жизни в водоемах, приспособления к условиям существования водных животных и растений, их распределение в водоемах и разрабатывающая меры повышения продуктивности водоемов, а также вопросы санитарного состояния их.
Зоогеография - наука о географическом распространении животных и о закономерностях как современных, так и исторических, определяющих это распространение.
Палеозоология - наука о вымерших животных, их строении, геологическом распределении, историческом развитии, происхождении, а также взаимоотношении с современными организмами.
Генетика - наука о закономерностях наследственности и ее изменчивости.
Систематика - наука о многообразии животных, их классификации и ее закономерностях. Систематика использует данные всех зоологических наук и строит естественную, эволюционную систему животного мира.
Современная зоология - это обширный комплекс научных дисциплин, посвященных всестороннему изучению животных. Исследования более общего характера относятся к проблемам эволюционной морфологии и систематики животных, зоогеографии суши и Мирового океана, экологии.
XX в. ознаменовался в зоологии сенсационным открытием - находкой живой кистеперой рыбы - латимерии (1938), подтвердившей существование переходного звена между рыбами и земноводными. Международный зоологический конгресс в Лондоне (1958) отнес также к центральным событиям в зоологии изучение моллюска Neopilina и обоснование нового типа погонофор.
Теоретическую основу зоологии XX в. составляют принципы, заложенные в «Происхождении видов» Ч. Дарвина и развитые в «Морфологических закономерностях эволюции» А. Н. Северцова (1931; на русском языке - 1939), в работах по систематике животных Э. Майра, в трудах по эволюционной теории И. И. Шмальгаузена. Крупными теоретическими обобщениями XX в. являются также сформулированные В. А. Догелем принципы олигомеризации у Metazoa и полимеризации у Protozoa.
Следует учитывать еще одно важное направление зоологии. В XX в. в связи с интенсивным промышленным развитием и сильно возросшим антропогенным воздействием на природные комплексы приобрела особую остроту проблема охраны природы, в том числе ее наиболее уязвимого
Зоология XX в. опирается на прочный фундамент эволюционной теории. В ней господствует исторический подход к разрешению общих вопросов, ставятся и решаются проблемы филогении.
Тема «Современная зоология»
Цели:
Образовательные: способствовать усвоению таких понятий, как ихтиология, гельминтология, орнитология, этология, энтомология, признаки сходства и отличий растительной и животной клеток.
Развивающие: создать условия для формирования общеучебных, интеллектуальных умений, для развития внимания, самостоятельности мышления.
Воспитательные: создать условия для понимания важности изучения зоологии как науки и использования зоологических знаний в современном мире.
Предварительная работа: нескольким учащимся дается задание подготовить сообщения о истории возникновения разных наук, а также о том, изучением чего, занимаются данные науки.
Ход урока
Орг. момент
1.Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с историей развития зоологии. Давайте, вспомним немного из материала прошлого урока.
II .Сейчас я буду читать утверждения, а вам нужно написать, согласны вы с этим утверждением или нет. Готовы?
Самостоятельная работа
1.Только в 15 веке люди начали изображать на стенах пещер рисунки, которые сейчас мы называем наскальными (Нет).
2.Впервые «Лестницу существ» создал Карл Линней (Нет).
3.Антони ванн Левенгук сам изготовил линзы, увеличивающие в 150-300 раз и открыл мир микроорганизмов (Да).
4.Карл Линней создал бинарную номенклатуру (Да).
5.В названии Медведь Белый, Медведь – это родовое название, а Белый – видовое (Да).
6.Археоптерикс – это переходная форма животных от земноводных к птицам (Нет).
7.Самая большая систематическая единица в зоологии, как и в ботанике – это Царство (Да).
Учитель берет работы у нескольких учеников и организует проверку работы с места. Остальные уч-ся обмениваются тетрадями и оценивают других.
II .Изучение нового материала
А теперь, ребята, мы начинаем изучать новую тему «Современная зоология». В тетрадях записываем «Современная зоология» и число на полях. Изучать мы ее будет непривычным для вас образом. Но для начала, давайте вспомним,
что же такое зоология?
? Зоология – это наука о животных.
? А что изучает зоология? (Зоология изучает животный мир, строение животных, происхождение, развитие, поведение).
Мы с вами знаем, что животные и растения относятся к живым организмам. А почему? Какие процессы характерны и для растений, и для животных, свидетельствующие о протекании жизни .(Дыхание, размножение, питание, рост, развитие).
Все живые организмы состоят из клеток. А чем отличаются клетки животных от клеток растений ? (В клетках животных нет пластид, вакуолей, в оболочке нет целлюлозы).
Строение живых организмов, процессы, протекающие внутри организма и поведенческие реакции организмов изучаются наукой. Но на современном этапе жизни знаний становится всё больше и больше, поэтому внутри такой огромной науки, как зоология, формируются другие науки, которые занимаются изучением отдельных групп животных или их поведения. Об этом мы сейчас и побеседуем.
В тетрадях подзаголовочек: Зоология как наука.
А теперь, давайте познакомимся с нашими экспертами:
1.Ведущий Орнитолог нашей страны
2.Ихтиолог научно-исследовательского Института г. Москвы
3.Энтомолог национального парка «Мещера» Владимирской области
4.Гельминтолог научно-исследовательского Центра «Здоровье»
И Председатель Экспертного состава – это я, биолог, занимающийся изучением различных групп организмов.
Итак, начнем.
Внутри зоологии в настоящее время выделяют такие науки, как Орнитология, Ихтиология, Гельминтология, Энтомология и другие. Давайте немного о них узнаем.
Ихтиология
(показ видео)
Орнитология
(показ видео)
Энтомология
Председатель : Таким образом, зоология – это наука, включающая такие области науки или разделы, как орнитология, ихтиология, гельминтология, энтомология и др.
(заполняется схема на доске)
Зоология Ихтиология
Орнитология
Гельминтология
Энтомология
Этология
Но есть еще и другие науки: арахнология, протистология и еще много других.
Для учителя информация: Протистология – область науки, изучающая простейшие организмы.
Арахнология – область науки, изучающая паукообразных.
Председатель: Спасибо, нашим экспертам за работу. Я попрошу их занять свои места в классе.
Мы сейчас рассмотрели, по крайней мере, попытались рассмотреть что изучает такая огромная наука зоология, рассмотрели отдельные науки внутри зоологии, а также, чем отличается строение клетки животного от растительной клетки, немного коснулись современных исследований в зоологии. Поэтому сейчас я попрошу всех вас у себя в тетрадях написать ответ на вопрос:
? Зачем нам нужны знания по зоологии? Приведите как можно большее количество аргументов, отвечая на этот вопрос.
На выполнение задания 4 минуты. Пож-та начинайте работу.
(зачитывание аргументов)
Значение зоологии
1)Зная многое по зоологии
- можно искусственно разводить рыб, пушных зверей, домашних животных
- можно разрабатывать методы борьбы с сельскохозяйственными вредителями
- выводить новые породы животных
- способствовать сохранению, существующих видов животного мира
- исследовать процессы, происходящие в природе
- одомашнивать диких животных
III .Закрепление
Продолжите предложения
1.Зоология – это ….наука о животных.
2.В животной клетке, в отличие от растительной нет…пластид, вакуолей, целлюлозы в клеточной оболочке.
3.Орнитология – это наука …о птицах
4.Гельминтология – это наука …о гельминтах
5.Этология – это наука … о поведении животных.
6.Энтомология – это наука ….о насекомых.
7.Ихтиология – это наука … о рыбах.
Спасибо, ребята, за вашу работу на уроке (оценивание ответов учащихся).
Д.з Параграф 2
Ихтиология – отдельный раздел зоологии, изучающий рыб.
Исследователи изучают историю происхождения и развития рыб, строение их организма, условия жизни и особенности питания и размножения. Одной из задач ихтиологии является систематизация и описание различных видов рыб.
Данные ихтиологии помогают разумно вести рыболовный промысел. Изучение принципов ориентирования рыб под водой, а также их перемещения способствует развитию техники, в частности гидроакустике и гидродинамике.
Рыб стали исследовать еще в глубокой древности. Первые описания рыб появились еще в Древней Индии в 6 веке до нашей эры. В Китае в 1 тысячелетии до нашей эры появились рукописные книги, в которых описывали различных рыб, образ их жизни и особенности питания.
В 4 веке до нашей эры в труде «История животных» рыбы описаны системно. Сделал это великий исследователь и философ Аристотель. Данные Аристотеля были основными знаниями человечества о рыбах до 15 века и нисколько не расширялись. В течение 15-19 веков учеными разных стран были накоплены новые сведения о рыбах. Наконец, лишь в 19 веке ихтиология стала самостоятельной научной дисциплиной. В 19 веке развивался рыболовный промысел. Наука была на службе у рыболовства.
Расцвет ихтиологии приходится на 20 век, когда для научных исследований стали применять гидролокаторы, подводные аппараты, когда был изобретен акваланг и глубоководный батискаф.
Орнитология –раздел зоологии, изучающий птиц. Орнитологи изучают происхождение, развитие, особенности строения, питания и размножения разных видов птиц. Отдельной задачей орнитологии является систематизация и описание различных видов птиц.
Авторство термина «орнитология» принадлежит итальянскому исследователю животных Альдрованди, жившему в 16 веке. Основы современной орнитологии были заложены ученым 18 века Карлом Линнеем, который предложил систематизацию птиц в своем труде «Система природы». До 19 века ученые лишь описывали разные виды птиц, их строение и образ жизни. С 19 века стали изучать географию распространения различных видов птиц и пути миграции.
Орнитология – одна из самых развитых областей зоологии. Особое значение данные орнитологии сыграли в предотвращении распространения птичьего гриппа – опасного для человека вирусного заболевания. Орнитологические исследования ведутся скоординировано учеными орнитологами разных стран, которые объединяются в орнитологические общества и другие научные организации, обмениваются информацией опытом исследований.
Энтомология – это раздел зоологии, изучающий насекомых.
Энтомологов интересует происхождение и строение тела насекомых, условия обитания и особенности питания этих существ. Отдельной проблемой энтомологии является систематика насекомых.
Интересно, что данные о насекомых сохранились на клинописных табличках и папирусах Древнего Египта. Эти письменные источники датируют 3 тысячелетием до нашей эры. Таблички рассказывают об опустошении полей огромным количеством саранчи. Письменные источники Древнего Китая рассказывают о содержании тутового шелкопряда.
О насекомых в своих трудах в 4 веке до нашей эры писал Аристотель. Но становление энтомологии началось лишь в 17 веке. Основоположником этой науки считается исследователь из Голландии Я. Сваммердам, который впервые в 1669 году написал научный труд о пчелах. Систематизировать насекомых впервые попытался исследователь из Англии Дж. Рей в 17 веке. Основы систематики насекомых были заложены исследователем из Швеции К. Линнеем.
Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;
Задачи:
Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;
Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.
Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся умений по-строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопро-веркой; работа в парах или малых груп-пах — классификация животных при консультативной помощи учителя с по-следующей взаимопроверкой, выполне-ние заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.
Планируемые результаты
Предметные
Научиться объяснять зна-чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот-ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха-рактеризовать систематиче-скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици-ровать животных, пользуясь современными систематиче-скими категориями.
Метапредметные УУД
Познавательные: преобразо-вывать информацию из одной формы в другую; классифици-ровать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: выделять обоб-щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы-полнять задания по предложен-ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.
Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками
Личностные УУД
Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —
Хостинг презентаций