Современная зоология сообщение. Зоология как наука

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология — наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель . Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.

Таблица основных этапов развития зоологии

Этапы Основные события
IV ст. до н. эры Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время.
77 г. н. эры Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен.
V – XV ст. В средневековье исследование животных находилось под запретом.
XV - XVI ст. В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару.
XVII ст. Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных.
XVIII ст. Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных.
XIX ст. Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина).
XX ст. – начало XXI ст. Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий.

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология - исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных - взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология - изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография - изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

Зоология - наука о животных - в настоящее время представляет собой не единую науку, а систему наук, изучающих животный мир с самых различных точек зрения. Изучаются строение и жизненные отправления животных как во взрослом состоянии, так и в разные периоды развития, состав фауны того или иного района и особенности географического распространения животных, связь животных организмов с условиями существования и, наконец, закономерности эволюционного развития животных.

Кроме того, изучаются виды животных, полезные человеку в хозяйственной деятельности, с целью увеличения добычи диких и повышения продуктивности домашних, а также и вредные животные с целью, наоборот, выработки рациональных мер борьбы.

В зоологии выделяются, с одной стороны, науки, изучающие отдельные стороны жизни животных - их строение, развитие, жизнедеятельность, распространение, связь с внешней средой и т. д.; с другой стороны, - науки, изучающие отдельные, наиболее крупные и практически важные группы животных (частная зоология). К первой группе относятся следующие зоологические науки.

Морфология - наука о преобразовании формы, т. е. о строении животных в зависимости от изменения функций и условий существования организмов в индивидуальном и историческом развитии. В морфологию входит ряд более частных дисциплин: анатомия - изучающая строение и соотношение органов; сравнительная анатомия - изучающая изменения и превращения формы и функции органов различных животных путем сравнения сходства и различий в организации как современных, так и ископаемых животных; гистология - изучающая микроскопическое строение животных.

Эмбриология - наука об индивидуальном развитии животных и закономерностях этого развития.

Физиология - наука о жизненных отправлениях животных, т. е. о процессах, совершающихся в организме (пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение, передача нервного возбуждения, размножение и т. д.), и об обмене веществ между организмом и внешней средой. Особой наукой, изучающей химический состав и химические процессы, которые протекают в животном организме, является биохимия животных.

Экология - наука о взаимодействии животных с внешней средой, как неорганической, так и органической, и о закономерностях зависимости жизни совокупностей особей (популяций), составляющих виды, и динамики их численности при различных условиях существования.


Гидробиология - наука, изучающая закономерности жизни в водоемах, приспособления к условиям существования водных животных и растений, их распределение в водоемах и разрабатывающая меры повышения продуктивности водоемов, а также вопросы санитарного состояния их.

Зоогеография - наука о географическом распространении животных и о закономерностях как современных, так и исторических, определяющих это распространение.

Палеозоология - наука о вымерших животных, их строении, геологическом распределении, историческом развитии, происхождении, а также взаимоотношении с современными организмами.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и ее изменчивости.

Систематика - наука о многообразии животных, их классификации и ее закономерностях. Систематика использует данные всех зоологических наук и строит естественную, эволюционную систему животного мира.

Современная зоология - это обширный комплекс научных дисциплин, посвященных всестороннему изучению животных. Исследования более общего характера относятся к проблемам эволюционной морфологии и систематики животных, зоогеографии суши и Мирового океана, экологии.

XX в. ознаменовался в зоологии сенсационным открытием - находкой живой кистеперой рыбы - латимерии (1938), подтвердившей существование переходного звена между рыбами и земноводными. Международный зоологический конгресс в Лондоне (1958) отнес также к центральным событиям в зоологии изучение моллюска Neopilina и обоснование нового типа погонофор.

Теоретическую основу зоологии XX в. составляют принципы, заложенные в «Происхождении видов» Ч. Дарвина и развитые в «Морфологических закономерностях эволюции» А. Н. Северцова (1931; на русском языке - 1939), в работах по систематике животных Э. Майра, в трудах по эволюционной теории И. И. Шмальгаузена. Крупными теоретическими обобщениями XX в. являются также сформулированные В. А. Догелем принципы олигомеризации у Metazoa и полимеризации у Protozoa.

Следует учитывать еще одно важное направление зоологии. В XX в. в связи с интенсивным промышленным развитием и сильно возросшим антропогенным воздействием на природные комплексы приобрела особую остроту проблема охраны природы, в том числе ее наиболее уязвимого

Зоология XX в. опирается на прочный фундамент эволюционной теории. В ней господствует исторический подход к разрешению общих вопросов, ставятся и решаются проблемы филогении.

Тема «Современная зоология»

Цели:

Образовательные: способствовать усвоению таких понятий, как ихтиология, гельминтология, орнитология, этология, энтомология, признаки сходства и отличий растительной и животной клеток.

Развивающие: создать условия для формирования общеучебных, интеллектуальных умений, для развития внимания, самостоятельности мышления.

Воспитательные: создать условия для понимания важности изучения зоологии как науки и использования зоологических знаний в современном мире.

Предварительная работа: нескольким учащимся дается задание подготовить сообщения о истории возникновения разных наук, а также о том, изучением чего, занимаются данные науки.

Ход урока

Орг. момент

1.Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с историей развития зоологии. Давайте, вспомним немного из материала прошлого урока.

II .Сейчас я буду читать утверждения, а вам нужно написать, согласны вы с этим утверждением или нет. Готовы?

Самостоятельная работа

1.Только в 15 веке люди начали изображать на стенах пещер рисунки, которые сейчас мы называем наскальными (Нет).

2.Впервые «Лестницу существ» создал Карл Линней (Нет).

3.Антони ванн Левенгук сам изготовил линзы, увеличивающие в 150-300 раз и открыл мир микроорганизмов (Да).

4.Карл Линней создал бинарную номенклатуру (Да).

5.В названии Медведь Белый, Медведь – это родовое название, а Белый – видовое (Да).

6.Археоптерикс – это переходная форма животных от земноводных к птицам (Нет).

7.Самая большая систематическая единица в зоологии, как и в ботанике – это Царство (Да).

Учитель берет работы у нескольких учеников и организует проверку работы с места. Остальные уч-ся обмениваются тетрадями и оценивают других.

II .Изучение нового материала

А теперь, ребята, мы начинаем изучать новую тему «Современная зоология». В тетрадях записываем «Современная зоология» и число на полях. Изучать мы ее будет непривычным для вас образом. Но для начала, давайте вспомним,

что же такое зоология?

? Зоология – это наука о животных.

? А что изучает зоология? (Зоология изучает животный мир, строение животных, происхождение, развитие, поведение).

Мы с вами знаем, что животные и растения относятся к живым организмам. А почему? Какие процессы характерны и для растений, и для животных, свидетельствующие о протекании жизни .(Дыхание, размножение, питание, рост, развитие).

Все живые организмы состоят из клеток. А чем отличаются клетки животных от клеток растений ? (В клетках животных нет пластид, вакуолей, в оболочке нет целлюлозы).

Строение живых организмов, процессы, протекающие внутри организма и поведенческие реакции организмов изучаются наукой. Но на современном этапе жизни знаний становится всё больше и больше, поэтому внутри такой огромной науки, как зоология, формируются другие науки, которые занимаются изучением отдельных групп животных или их поведения. Об этом мы сейчас и побеседуем.

В тетрадях подзаголовочек: Зоология как наука.

А теперь, давайте познакомимся с нашими экспертами:

1.Ведущий Орнитолог нашей страны

2.Ихтиолог научно-исследовательского Института г. Москвы

3.Энтомолог национального парка «Мещера» Владимирской области

4.Гельминтолог научно-исследовательского Центра «Здоровье»

И Председатель Экспертного состава – это я, биолог, занимающийся изучением различных групп организмов.

Итак, начнем.

Внутри зоологии в настоящее время выделяют такие науки, как Орнитология, Ихтиология, Гельминтология, Энтомология и другие. Давайте немного о них узнаем.

Ихтиология

(показ видео)

Орнитология

(показ видео)

Энтомология

Председатель : Таким образом, зоология – это наука, включающая такие области науки или разделы, как орнитология, ихтиология, гельминтология, энтомология и др.

(заполняется схема на доске)

Зоология Ихтиология

Орнитология

Гельминтология

Энтомология

Этология

Но есть еще и другие науки: арахнология, протистология и еще много других.

Для учителя информация: Протистология – область науки, изучающая простейшие организмы.

Арахнология – область науки, изучающая паукообразных.

Председатель: Спасибо, нашим экспертам за работу. Я попрошу их занять свои места в классе.

Мы сейчас рассмотрели, по крайней мере, попытались рассмотреть что изучает такая огромная наука зоология, рассмотрели отдельные науки внутри зоологии, а также, чем отличается строение клетки животного от растительной клетки, немного коснулись современных исследований в зоологии. Поэтому сейчас я попрошу всех вас у себя в тетрадях написать ответ на вопрос:

? Зачем нам нужны знания по зоологии? Приведите как можно большее количество аргументов, отвечая на этот вопрос.

На выполнение задания 4 минуты. Пож-та начинайте работу.

(зачитывание аргументов)

Значение зоологии

1)Зная многое по зоологии

- можно искусственно разводить рыб, пушных зверей, домашних животных

- можно разрабатывать методы борьбы с сельскохозяйственными вредителями

- выводить новые породы животных

- способствовать сохранению, существующих видов животного мира

- исследовать процессы, происходящие в природе

- одомашнивать диких животных

III .Закрепление

Продолжите предложения

1.Зоология – это ….наука о животных.

2.В животной клетке, в отличие от растительной нет…пластид, вакуолей, целлюлозы в клеточной оболочке.

3.Орнитология – это наука …о птицах

4.Гельминтология – это наука …о гельминтах

5.Этология – это наука … о поведении животных.

6.Энтомология – это наука ….о насекомых.

7.Ихтиология – это наука … о рыбах.

Спасибо, ребята, за вашу работу на уроке (оценивание ответов учащихся).

Д.з Параграф 2

Ихтиология – отдельный раздел зоологии, изучающий рыб.

Исследователи изучают историю происхождения и развития рыб, строение их организма, условия жизни и особенности питания и размножения. Одной из задач ихтиологии является систематизация и описание различных видов рыб.

Данные ихтиологии помогают разумно вести рыболовный промысел. Изучение принципов ориентирования рыб под водой, а также их перемещения способствует развитию техники, в частности гидроакустике и гидродинамике.

Рыб стали исследовать еще в глубокой древности. Первые описания рыб появились еще в Древней Индии в 6 веке до нашей эры. В Китае в 1 тысячелетии до нашей эры появились рукописные книги, в которых описывали различных рыб, образ их жизни и особенности питания.

В 4 веке до нашей эры в труде «История животных» рыбы описаны системно. Сделал это великий исследователь и философ Аристотель. Данные Аристотеля были основными знаниями человечества о рыбах до 15 века и нисколько не расширялись. В течение 15-19 веков учеными разных стран были накоплены новые сведения о рыбах. Наконец, лишь в 19 веке ихтиология стала самостоятельной научной дисциплиной. В 19 веке развивался рыболовный промысел. Наука была на службе у рыболовства.

Расцвет ихтиологии приходится на 20 век, когда для научных исследований стали применять гидролокаторы, подводные аппараты, когда был изобретен акваланг и глубоководный батискаф.

Орнитология –раздел зоологии, изучающий птиц. Орнитологи изучают происхождение, развитие, особенности строения, питания и размножения разных видов птиц. Отдельной задачей орнитологии является систематизация и описание различных видов птиц.

Авторство термина «орнитология» принадлежит итальянскому исследователю животных Альдрованди, жившему в 16 веке. Основы современной орнитологии были заложены ученым 18 века Карлом Линнеем, который предложил систематизацию птиц в своем труде «Система природы». До 19 века ученые лишь описывали разные виды птиц, их строение и образ жизни. С 19 века стали изучать географию распространения различных видов птиц и пути миграции.

Орнитология – одна из самых развитых областей зоологии. Особое значение данные орнитологии сыграли в предотвращении распространения птичьего гриппа – опасного для человека вирусного заболевания. Орнитологические исследования ведутся скоординировано учеными орнитологами разных стран, которые объединяются в орнитологические общества и другие научные организации, обмениваются информацией опытом исследований.

Энтомология – это раздел зоологии, изучающий насекомых.

Энтомологов интересует происхождение и строение тела насекомых, условия обитания и особенности питания этих существ. Отдельной проблемой энтомологии является систематика насекомых.

Интересно, что данные о насекомых сохранились на клинописных табличках и папирусах Древнего Египта. Эти письменные источники датируют 3 тысячелетием до нашей эры. Таблички рассказывают об опустошении полей огромным количеством саранчи. Письменные источники Древнего Китая рассказывают о содержании тутового шелкопряда.

О насекомых в своих трудах в 4 веке до нашей эры писал Аристотель. Но становление энтомологии началось лишь в 17 веке. Основоположником этой науки считается исследователь из Голландии Я. Сваммердам, который впервые в 1669 году написал научный труд о пчелах. Систематизировать насекомых впервые попытался исследователь из Англии Дж. Рей в 17 веке. Основы систематики насекомых были заложены исследователем из Швеции К. Линнеем.

Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся умений по-строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопро-веркой; работа в парах или малых груп-пах — классификация животных при консультативной помощи учителя с по-следующей взаимопроверкой, выполне-ние заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна-чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот-ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха-рактеризовать систематиче-скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици-ровать животных, пользуясь современными систематиче-скими категориями.

Метапредметные УУД

Познавательные: преобразо-вывать информацию из одной формы в другую; классифици-ровать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: выделять обоб-щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы-полнять задания по предложен-ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Хостинг презентаций