Мобилизационный людской резерв вооруженных сил. Формировать мобилизационный людской резерв будут по новому

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с пребыванием граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок поступления граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - граждане), в мобилизационный людской резерв (далее - резерв) в мирное время, пребывания в резерве, исключения из резерва, а также заключения контракта о пребывании в резерве (далее - контракт) и прекращения его действия.

2. Пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов.

3. Поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.

II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия

4. Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части (далее - соответствующее должностное лицо) по форме согласно приложению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может указать в контракте дополнительные обязанности граждан, заключивших в установленном порядке контракт (далее - резервисты), предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом. О заключении контракта издается соответствующий приказ.

6. Срок пребывания гражданина в резерве устанавливается контрактом в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта.

В случае если истечение срока пребывания в резерве приходится на месяц, в котором отсутствует соответствующее число, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

7. Контракт составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.

Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается резервисту.

Уведомление о заключении контракта направляется в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта Российской Федерации (далее - отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

8. Запись о прекращении действия контракта с указанием даты и основания его прекращения производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле резервиста, соответствующим должностным лицом, скрепляется его подписью и гербовой печатью.

Уведомление о прекращении действия контракта направляется в отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

9. Гражданин, изъявивший желание заключить контракт, подает заявление в отдел (муниципальный) или в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть.

10. В заявлении указываются:

а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;

б) регистрация по месту жительства (пребывания);

в) военно-учетная специальность и воинская должность;

г) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин намерен заключить контракт.

11. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство Российской Федерации, а также:

а) военный билет (военный билет офицера запаса);

б) анкету, заполненную по установленной форме;

в) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

г) копии трудовой книжки, документов, подтверждающих профессиональное или иное образование, заверенные в установленном порядке;

д) служебную характеристику с последнего места работы (учебы), в случае, если гражданин временно не работает, - из органа местного самоуправления по месту его жительства (месту пребывания);

е) заверенные в установленном порядке копии свидетельства о браке и свидетельства о рождении детей.

12. Перечень и форма дополнительных документов, представляемых гражданином, изъявившим желание заключить контракт, могут устанавливаться руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

13. Отдел (муниципальный), орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан.

Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим в резерв (далее - кандидат).

Отдел (муниципальный) оформляет на кандидата личное дело в порядке, определяемом для военных комиссариатов Министерством обороны Российской Федерации.

14. Начальник отдела (муниципального) рассматривает принятое заявление в течение месяца и принимает решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией отдела (муниципального) по отбору граждан, поступающих в резерв (далее - комиссия по отбору кандидатов).

15. На начальника отдела (муниципального) возлагаются следующие обязанности:

а) организация оформления документов и подготовка запросов в органы государственной власти в целях проведения необходимых проверок;

б) организация взаимодействия с руководителями организаций (предприятий) по вопросам отбора и приема граждан в резерв (при необходимости);

в) организация работы комиссии по отбору кандидатов и утверждение ее решений;

г) организация направления граждан в воинские части для заключения контрактов.

16. Кандидат (при необходимости) проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

17. Определение соответствия кандидатов, отбираемых отделами (муниципальными), требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, возлагается на комиссию по отбору кандидатов, назначаемую приказом начальника отдела (муниципального).

В состав комиссии по отбору кандидатов включаются должностные лица отдела (муниципального), в том числе врач-терапевт отдела (муниципального).

Председателем комиссии по отбору кандидатов приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации назначается начальник отдела (муниципального).

В работе комиссий по отбору кандидатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

18. Кандидат признается комиссией по отбору кандидатов соответствующим либо не соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

Копия решения комиссии по отбору кандидатов должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение 3 дней со дня принятия решения.

19. Кандидат, признанный комиссией по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, получает от начальника отдела (муниципального) соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

20. Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.

Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях заключения контракта предоставляются кандидату в отделе (муниципальном) по месту жительства (пребывания), в органе федеральной службы безопасности, в соответствующем структурном подразделении Службы внешней разведки Российской Федерации один раз за время пребывания в запасе.

21. Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в отдел (муниципальный), где он состоит на воинском учете. На гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела (муниципального), который подписывается соответствующим должностным лицом.

Отбор граждан для поступления в резерв из числа граждан, пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

22. В связи с поступлением граждан в резерв на соответствующее должностное лицо возлагаются следующие обязанности:

а) заключение контрактов с учетом решения комиссии по отбору кандидатов;

б) организация работы аттестационной комиссии воинской части (далее - аттестационная комиссия) по определению соответствия кандидатов требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

23. Министерство обороны Российской Федерации организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам отбора и приема граждан в резерв.

III. Порядок аттестации резервиста и квалификационный экзамен

24. В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.

25. Основными задачами аттестации резервиста являются:

а) определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;

б) подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;

в) представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами Российской Федерации;

г) рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.

26. Резервист аттестуется за 3 месяца до истечения срока пребывания в резерве.

27. На аттестуемого резервиста соответствующим должностным лицом составляется аттестационный лист.

28. Резервист должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

29. Соответствующее должностное лицо несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

30. Проведение аттестации, а также решение иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) возлагаются на аттестационные комиссии.

В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрен резерв, вправе создать аттестационные комиссии в органах военного управления.

31. Аттестационная комиссия выносит по всем рассматриваемым вопросам заключения в письменной форме.

На заседания аттестационной комиссии в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые, и другие должностные лица.

32. Особенности организации и проведения аттестации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

33. Для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен.

34. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.

Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

35. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

IV. Порядок исключения из резерва

36. Гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 57 Федерального закона.

37. Исключение из резерва по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 57 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Порядок представления резервиста к исключению из резерва и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

38. Пребывание в резерве оканчивается в день исключения резервиста из списков личного состава резерва воинской части.

Об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.

V. Порядок исполнения резервистами специальных и должностных обязанностей

39. Исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также должностным регламентом.

40. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

41. Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов по планам подготовки соединений и воинских частей, в которые в соответствии с контрактом предназначаются.

Периодичность и продолжительность привлечения резервистов к указанным мероприятиям устанавливаются в соответствии с требованиями программ боевой подготовки, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

42. Резервист подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

43. В должностном регламенте резервиста указываются:

а) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу пребывания в резерве, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

б) должностные обязанности, права и ответственность резервиста за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

44. Результаты исполнения резервистом должностного регламента учитываются при включении его в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности, а также при применении к нему мер поощрения.

45. Порядок разработки и утверждения должностного регламента устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 N 933 утверждено Положение о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве (далее - Положение N 933). В статье рассмотрены порядок зачисления в мобилизационный резерв и порядок исключения из него.

В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона N 53-ФЗ*(1) для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов создаются:
- запас Вооруженных Сил РФ;
- запас Службы внешней разведки РФ;
- запас Федеральной службы безопасности РФ.
Данные запасы предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.
Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса.

Примечание. В соответствии с п. 3 Положения N 933 поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.

В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 17.07.2015 N 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил РФ" финансирование мероприятий, связанных с формированием резерва, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Минобороны.

Организация мероприятий по обеспечению комплектования мобилизационного резерва возложена на военные комиссариаты.
Отметим, что в соответствии с положениями ст. 57.4 Федерального закона N 53-Ф3 контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
- солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, - в возрасте до 42 лет;
- младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта, - в возрасте до 47 лет;
- майора, капитана 3-го ранга, подполковника, капитана 2-го ранга, - в возрасте до 52 лет;
- полковника, капитана 1-го ранга, - в возрасте до 57 лет.
Кроме того, заключение контракта возможно с лицами, завершившими обучение на военной кафедре в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение 15 лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
Для заключения контракта гражданин, изъявивший желание его заключить, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете, или заявление и документы, перечень которых приведен в п. 11 Положения N 933, в воинскую часть.
В течение месяца данное заявление должно быть рассмотрено, принято решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией отдела по отбору граждан, поступающих в резерв (п. 14 Положения N 933).
Далее кандидат, признанный комиссией соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом N 53-Ф3 для зачисления в резерв, получает от начальника отдела соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта (п. 19 Положения N 933). На время следования гражданин обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.
По прибытии в воинскую часть между гражданином РФ и Минобороны в лице командира (начальника) воинской части заключается контракт.
Контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.
Первый экземпляр контракта после вступления его в силу прикладывается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается гражданину на руки.
Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 57.3 Федерального закона N 53-ФЗ первый контракт о пребывании в резерве заключается на три года.
Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве.

В соответствии с п. 24 Положения N 933 в целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.
Основными ее задачами являются:
- определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;
- подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;
- представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами РФ;
- рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.
Проведением аттестации, а также решением иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) занимается аттестационная комиссия.
Отметим, что в силу п. 33 Положения N 933 для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Примечание. Резервист аттестуется за три месяца до истечения срока пребывания в резерве (п. 26 Положения N 933).

Примечание. Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с п. 2, 3 Положения N 933 пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов.
Занятие воинской должности предполагает выдачу резервистам денежных выплат, которые подразделяются на ежемесячные и единовременные.

К денежным выплатам относятся (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 76-ФЗ*(2)):

Ежемесячные выплаты

Единовременные выплаты

Месячный оклад;
- районный коэффициент и процентная надбавка (за пребывание в резерве в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях);
- ежемесячная процентная надбавка к месячному окладу за непрерывное пребывание в резерве (от 3 до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет - 20%; от 10 до 15 лет - 30%; от 15 до 20 лет - 40%; 20 лет и более - 50%)

При сроке нового контракта три года либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - один месячный оклад;
- при сроке нового контракта пять лет либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - полтора месячных оклада

Кроме перечисленных выше выплат резервисту могут назначаться и другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Обратите внимание! Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, определяется Правительством РФ и не может быть ниже 10% размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию (п. 3 ст. 13.1 Федерального закона N 76-ФЗ).

Кроме денежных выплат в соответствии с законодательством РФ граждане, заключившие контракт на период нахождения в мобилизационном резерве, обеспечиваются:
- питанием по месту прохождения военной службы (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ);
- вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военных сборов (п. 2 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ).
Кроме того, граждане, пребывающие в резерве, имеют право получить профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в военных учебных заведениях высшего и среднего специального образования без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Минобороны (п. 5.2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ). Однако в соответствии с п. 6 ст. 57.2 Федерального закона N 53-ФЗ в случае досрочного расторжения контракта о пребывании в мобилизационном резерве по основаниям, предусмотренным законом, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расходы:
- на выдачу денежных выплат гражданам, зачисленным на воинские должности, осуществляются по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ;
- на приобретение и выдачу вещевого имущества - по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Расходы на оплату договоров, предметом которых является организация питания резервистов, производятся по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В случае если организация питания осуществляется в столовых воинских частей, расходы на приобретение продуктов питания отражаются по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

В соответствии с п. 36 Положения N 933 гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ. Основаниями, перечисленными в данной статье, являются:
- достижение предельного возраста пребывания в запасе;
- истечение срока контракта о пребывании в резерве;
- признание военно-врачебной комиссией негодным или ограниченно годным к военной службе;
- лишение воинского звания;
- вступление в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;
- прекращение гражданства РФ или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства;
- возникновение оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
Основаниями досрочного исключения из резерва считаются (п. 2 ст. 57.8 Федерального закона N 53-Ф3):
- организационно-штатные мероприятия;
- невыполнение условий контракта о пребывании в резерве;
- отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска;
- поступление на службу в СК РФ, органы и учреждения прокуратуры РФ и назначение на должность судьи.
Согласно п. 38 Положения N 933 об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.

Примечание. Гражданин, пребывающий в резерве, имеет также право на досрочное исключение из резерва.

Как уже было отмечено выше, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению в случае досрочного исключения из мобилизационного резерва по следующим основаниям:
- лишение воинского звания (пп. "г" п. 1 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ);
- вступление в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно (пп. "д" п. 1 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ);
- невыполнение условий контракта о пребывании в резерве (пп. "б" п. 2 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ);
- отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска (пп. "в" п. 2 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ).
Правила исчисления размера средств, затраченных на военную и специальную подготовку граждан РФ в период пребывания в мобилизационном резерве, в случае их досрочного исключения из мобилизационного людского резерва установлены Постановлением Правительства РФ от 15.08.2015 N 850 (далее - Правила N 850).
В соответствии с п. 2 Правил N 850 размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан РФ, досрочно исключенных из мобилизационного людского резерва по перечисленным основаниям, определяется исходя из расходов, произведенных воинскими частями (организациями) на эти цели.

В состав расходов включаются затраты:

На содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для военной подготовки граждан (далее - основные средства);
- на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе (далее - материальные запасы);
- на содержание командного состава (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, на вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), который проводит учебные занятия по военной подготовке (далее - командный состав).

Перечни конкретных видов основных средств и материальных запасов, а также методики расчета расходов, включаемых в состав затрат, приведенных выше, для воинских частей (организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Размер подлежащих возмещению средств определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств.
Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств (ФЗ) рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по формуле (п. 7 Правил N 850):

ФЗ = (Р1+Р2+Р3)/ШЧ

Р1 - расходы на износ основных средств, тыс. руб. в год;
Р2
- расходы на приобретение материальных запасов, тыс. руб. в год;
Р3
- расходы на содержание командного состава, тыс. руб. в год;
ШЧ - штатная численность мобилизационного людского резерва воинской части (организации), человек.

Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором с гражданином заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта (п. 8 Правил N 850).
Средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку (ТЗ), граждане возмещают в размере, рассчитанном по формуле (п. 9 Правил N 850):

ТЗ = ФЗ x (ПЛР + ПМР / 12) , где:

ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, тыс. руб. в год;
ПЛР - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, тыс. руб. в год;
ПМР - количество полных месяцев пребывания (один месяц - 30 дней) в мобилизационном людском резерве, прошедших со дня истечения полного года пребывания в мобилизационном людском резерве (для последующих лет пребывания в мобилизационном людском резерве);
12 - количество месяцев в году.
Средства федерального бюджета, полученные при заключении контракта (Р), граждане возмещают в размере, рассчитанном по формуле (п. 10 Правил N 850):

Р = (ЕДВ + ДВ)/Трез х Тискл , где:

ЕДВ - размер полученной гражданами единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта, тыс. руб.;
ДВ - другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, тыс. руб.;
Трез
- количество дней, на которое заключен контракт;
Тискл
- количество дней, оставшихся до истечения контракта после исключения гражданина из мобилизационного людского резерва.

* * *

В заключение кратко сформулируем основные выводы:
1. Заключение контракта с резервистом и его расторжение осуществляются в соответствии с Положением N 933.
2. Гражданам, зачисленным в мобилизационный резерв, назначаются денежный выплаты согласно Федеральному закону N 76-ФЗ. Кроме того, они обеспечиваются питанием и обмундированием, имеют право получить профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в военных учебных заведениях без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Минобороны.
3. В случае досрочного расторжения контракта о пребывании в мобилизационном резерве по основаниям, предусмотренным законом, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Солдаты на время "Ч" 3

Формирование мобилизационного резерва начнется с эксперимента в армии

Новый "армейский" закон, который сегодня публикует "Российская газета", в корне меняет систему пребывания в запасе военнообязанных граждан.



Речь идет о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва. Его армейское командование и руководство некоторых силовых ведомств позовут под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Повторно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Надолго отрывать их от дома и работы - тоже. Закон предусматривает строго добровольное вхождение запасников в резервное войско. То есть в мобилизационный резерв войдут только те, кто сам выразил на то свое желание.

Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением в запас командир предложит солдату подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой возможный путь - набор контрактных резервистов через военкоматы. Стать штатными запасниками смогут и офицеры, в том числе выпускники военных кафедр гражданских вузов.

Чтобы заинтересовать людей "сверхсрочной" службой, им станут ежемесячно выплачивать определенную сумму. Поначалу депутаты полагали, что в зависимости от воинской специальности и армейского звания резервисту надо установить фиксированное жалованье. Но после увеличения денежного довольствия военных в несколько раз, финансовые подходы к этому вопросу несколько изменились.

Жалованье резервистам установит правительство РФ. Но по закону оно не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой человек приписан к воинской части, и размера оклада по воинскому званию, - объяснил корреспонденту "РГ" председатель Комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов.

По подсчетам законодателей, кошелек запасников таким образом может ежемесячно пополняться суммой от 5 до 8 тысяч рублей - в зависимости от звания и военной должности резервиста.

В период сборов за ними сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, "партизаны" будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей ввели и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Она варьируется от 10 до 50 процентов военного оклада.

Еще законом предусмотрена единовременная выплата при заключении нового "резервного" контракта. Главное, что кошелек запасника станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

По новым правилам, первый контракт резервисту нужно будет заключать на 3 года. Потом этот срок можно увеличить до пяти лет. Однако числиться "партизаном" до бесконечности не получится. Закон вводит жесткие возрастные ограничения пребывания в мобрезерве. С солдатами-матросами и прапорщиками-мичманами запаса, которым исполнилось более 42 лет, контракт просто не подпишут. Офицеры в звании от младшего лейтенанта до капитана имеют шанс начать резервную службу до 47 лет. Майоры-подполковники - до 52 лет, полковники и каперанги - до 57 лет.

Некоторым гражданам путь туда закрыт вовсе. Это касается людей, имеющих отсрочку от мобилизации и освобожденных от военных сборов. А еще тех, кто имеет непогашенную или неснятую судимость, находится под следствием или является фигурантом уголовного дела.

Формирование мобрезерва в России начнется с создания второго фронта для Вооруженных сил. В этом году Генштаб организует в некоторых воинских формированиях эксперимент по набору и обучению в общей сложности 5 тысяч резервистов.

Если первый блин не выйдет комом, новая система полноценно заработает в России через пару-тройку лет. В 2015 году, по планам Генштаба, Вооруженные силы должны иметь под рукой 8600 профессиональных запасников. Затем наступит очередь набора кадрового резерва в другие силовые министерства и ведомства.

Что же касается офицеров, солдат и сержантов запаса, не изъявивших желания подписывать контракт на службу в мобрезерве, то их включат в так называемый мобилизационный людской ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их станут реже, чем резервистов. А в чрезвычайной обстановке поставят под ружье во вторую очередь.

Досье "РГ"

Формирование хорошо обученного мобилизационного резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США даже превышает численность вооруженных сил.

В Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между флотом, морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая контракт с военным командованием.

Военное ведомство серьезно озаботилось мобилизационными возможностями страны. Как заявил заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов, в минобороны разработан законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе.

Детально обнародовать свои предложения генералы не торопятся. Зато известно, что речь идет о создании в России абсолютно новой структуры - мобилизационного резерва. Условно говоря, это будет второй фронт, который армейское командование призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в Вооруженных силах могут появиться части, где на временной основе будут служить бывшие солдаты-срочники.

Принудительно загонять их в казарму военные не собираются, отрывать от дома и работы на длительный срок - тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско. Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй.

Чтобы заинтересовать человека службой в резерве, минобороны станет ежемесячно платить резервисту некую сумму. Сколько именно - генералы пока не уточняют. Главное, что кошелек запасника хотят пополнять вне зависимости от того, работает он в данную минуту или находится в воинской части.

Размер армейского вознаграждения и срок контракта, по-видимому, будет зависеть от воинской специальности и квалификации резервиста. Людям с дефицитными в войсках профессиями, скажем, операторам зенитных ракетных комплексов ПВО, наверняка положат больше. Ремонтникам или водителям, скорее всего, поменьше. Зато последним не придется надолго покидать семью для армейской переподготовки. Освоить "баранку" нового военного грузовика или бронетранспортера все же проще, чем вникнуть в хитросплетения электронного мозга системы ПВО. Возможно, что с некоторыми категориями бывших солдат заключать контракт вообще не потребуется. К чему платить деньги рядовому стрелку, если его огневые и тактические навыки легко восстановить на краткосрочных военных сборах.

Учитывая, что "технологичные" должности в войсках скоро займут солдаты-профи, вербовкой их гражданских дублеров на службу в резерве займутся военкоматы. В нашем запасном войске успешных бизнесменов и богатых людей - единицы. Поэтому генералы надеются, что материальная заинтересованность и традиционно благожелательное отношение к армии вчерашних солдат заставит откликнуться на инициативу минобороны немалое количество опытных военспецов. Вызывать их на переподготовку планируют всего раз в год. Так что потеря работы резервистам не грозит. Тем более что по действующему законодательству увольнять таких сотрудников запрещается. Этот запрет в новом документе наверняка сохранится. Как и обязанность работодателей выплачивать временно убывшим в армию подчиненным среднемесячную получку.

Принципиально новым моментом в жизни резервистов может стать их временная служба на некоторых объектах минобороны. В обычных гарнизонах их не ждут. После перевода всех воинских частей в категорию постоянной готовности дивизии и бригады на сто процентов укомплектовали призывниками и контрактниками.

Однако кое-где вместо сокращенных полков оставили базы хранения вооружения и военной техники. Этот арсенал задействуют при развертывании Вооруженных сил в угрожающий период. Однако, чтобы бронемашины после долгой "спячки" ездили и стреляли, ракеты взлетали в воздух, а самолеты поднимались в небо, все это хозяйство надо поддерживать в боеготовом состоянии. Такую задачу как раз и хотят возложить на резервистов.

Как заметил Василий Смирнов, в штате каждой базы хранения есть 6 военных должностей и несколько гражданских. Смысла назначать туда военных профессионалов в Генштабе не видят - они нужны в линейных частях. Комплектовать базы новобранцами - себе дороже: солдаты-неумехи только испортят технику. А вот держать на ротационной основе опытных специалистов резерва - самое то.

Другой мобилизационной новацией может стать привлечение бывших солдат к ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов.

Свежий взгляд на организацию армейской службы и подготовку мобилизационного резерва руководство минобороны первоначально хотело изложить в двух новых законах - о военной службе и о воинской обязанности. Однако желание генералов развести призывные и служебные вопросы не нашло поддержки. В итоге Госдума будет рассматривать единый законопроект.

Формирование резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США превышает численность вооруженных сил. К примеру, в Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между , морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая с военными контракт.

Между тем

Не исключено, что к мобилизационным инициативам Генштаба у депутатов возникнут вопросы. Тем более что среди законодателей есть сторонники других вариантов формирования военного резерва. В том числе - по типу белорусского. В этой стране уже 6 лет практикуется следующая схема подготовки "второго фронта". Туда набирают не бывших военнослужащих, а призывную молодежь. Человеку достаточно написать заявление в военкомат с подробным объяснением причин невозможности проходить обычную службу солдатом. Затем получить у медиков справку о хорошем здоровье. Если аргументы заявителя в комиссариате сочтут вескими, его зачислят в мобилизационный резерв. Служба там проходит фактически без отрыва от основной работы. Призывника в течение года, двух или трех лет (срок зависит от его образования и уровня военной подготовки) вызывают на учебу по военно-учетной специальности в одну из армейских частей. Затем наступает этап длительного пребывания в резерве с эпизодической переподготовкой на военных сборах.

Схема выглядит привлекательной. Однако есть серьезный аргумент против ее внедрения в российскую практику. Службу в резерве соседи ввели из-за избытка призывников, которых можно поставить в действующий строй. У нас в стране, как известно, новобранцев всегда не хватает.