Тема Родины в лирике А. А

Иное настроение содержится в стихотворении “Кавказ”. С детства Лермонтов бывал на Кавказе. Его вдохновляла природа юга России, он рисовал пейзажи гор, моря, описывал величественные явления природы. Позже Михаил Юрьевич прибывал здесь во время ссылки. “Кавказ” показывает невероятную любовь поэта к природным красотам. Лирический герой рассказывает о том, какие мысли и чувства вызывает природа. Кавказ успокаивает поэта, смиряет его душевные тревоги. Таким образом, все произведения Михаила Юрьевича Лермонтова противопоставлены друг другу.

Они выражают различные эмоции: любовь и ненависть; противоположные отношения лирического героя к России: восхищение природой и отвержение казённого патриотизма. В этом и заключается странность любви поэта к Родине. Поэзия Лермонтова- поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихотворения согреты чувством великой любви к народу.

Отношение Лермонтова к Родине (эссе)

Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.

Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия - его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Родина для Лермонтова - понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами.

В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу - сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

Умом Россию не понять…

В Россию можно только верить.

(Ф. И. Тютчев)

«Странная любовь» к Родине в поэзии М.Ю. Лермонтова

Все большие русские поэты болели душой за Россию: , Некрасов, Блок, . Немалое место тема Родины занимает и в творчестве М.Ю. Лермонтова.

В любви к родине поэт признается в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной»:

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней ваша непогода.

Мечты Лермонтова о гармонии, единении с природой привели к рождению строк стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Когда поэт наедине с родной природой, когда «свежий лес шумит при звуке ветерка», когда по оврагу играет «студеный ключ», когда приветливо из-под куста качает головой «ландыш серебристый» - тогда лирическому герою хорошо, спокойно, радостно. Забываются все тревоги, огорчения, а в небесах «он видит бога».

Новаторство произведений Лермонтова заключается в том, что впервые в русской литературе крупное историческое событие в жизни страны показано глазами простого человека, рядового участника событий войны 1812 года – солдата. Это стихотворение «Бородино», в котором звучит живая народная речь. «Дядя», рассказывающий о войне 1812 года, о великом бородинском сражении, - носитель народного начала. Поэт утверждает, что рядовые участники сражения - солдаты, крестьяне - внесли огромный вклад в победу русского народа над Наполеоном.

Не могут оставить равнодушным строки стихотворения «Родина». Оно родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому.

Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Поэт любит

… степей холодное молчание,

Ее лесов безбрежных колыхание,

Разливы рек ее подобные морям…

Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах.

Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению - разливы рек ее подобны морям.

Поэту дороги:

… дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков».

Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. Важно обратить внимание на такие строки:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

«С отрадой, многим незнакомой», - говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно».

Поэт называет свою любовь к родине странной любовью:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветное предание

Не шевелят во мне отрадного мечтания.

Мы видим, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто.

Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная.


« Русь моя, жена моя!»

Тема Родины в лирике А.А.Блока.

Урок-исследование.

11 класс

Учитель МКОУ «КСОШ №2» Фролова Л.В.

Дата проведения: 25.12.2018г.

Цели урока:

образовательная – путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины в творчестве поэтов России на протяжении 19-20 веков, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.

развивающая создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности; обучение выразительному чтению стихотворений.

воспитательная прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, воспитывать чувство патриотизма.

Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Оборудование: мультимедимедийное.

Ход урока

Эпиграф: … Стоит со мной моя тема, тема о России…

Этой теме я сознательно и бесповоротно

Посвящаю жизнь…

Учитель:

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались поэты во все времена. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Рылеев, Кюхельбехер и Баратынский, Лермонтов и Тютчев, Евтушенко и Тальков. В Пушкинской любви к Отечеству главное – высокая гражданственность: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». М.Ю.Лермонтов пишет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Любовь поэта к Родине сочетается с ненавистью к стране господ. Любовь – ненависть особенно характерна для поэзии Н.А.Некрасова. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Какое? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии. Подумайте, пожалуйста, каковы цели урока?

1) какая же она, Россия, у Блока?

2)определить, какой видится нам Родина в стихах Блока,

3)из чего складывается наше чувство Родины.

Изучение нового материала

I .Слово учителя

Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа.

Первым было поклонение идеалу – «Прекрасной Даме».

Вторым – жизненное разочарование, связанное с утратой идеала.Россия предстает в лирике Блока с совершенно новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят личный, интимный характер.

На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей.

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу.

Россия – это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Это вопрос риторический. Ответ ясен: вместе.

Тема России – центральная в творчестве А.А.Блока. Разные обличья, в которых она предстает в лирике поэта, отражают её противоречивость, ее драматическую историю, ее неизменную притягательность. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

Попробуем ответить на вопрос: какая же она, Россия у Блока, определить, какой видится нам Родина в стихах Блока, подумаем, из чего складывается наше чувство Родины.

Кто впервые заговорил о «странной» любви к Отчизне?

Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Россия».

Попробуем разобраться, как «странная» любовь к родине прозвучала в творчестве А.Блока.

В 1908 году в письме к К.С.Станиславскому он писал: «…Стоит со мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

2. Индивидуальное задание: презентация «Тема Родины в творчестве А.А.Блока».(Представлена в мультимедийном приложении).

I I . Чтение и анализ стихотворений.

Россия народная, с её историей, традициями, нераскрытым, но огромным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять «страшному миру», направляла движение к человеку «общественному»

Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно . Она будто открывает то один свой лик, то другой. Одно чувство пронизывает все стихи – чувство безоглядной любви: «Как и жить и плакать без тебя» («Осенняя воля» 1905г.), понимание того, что свою судьбу невозможно отделить от судьбы Родины. В 1915 году выходит книга под названием «Стихи о России». В лирическом трёхтомнике, который автор назвал «романом в стихах», в третьей части цикл «Родина» объединяет написанное в 1907-1916 гг.

Никто до Блока не сказал тех пронзительно-щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...». Что-то древнее, языческое встаёт в памяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице – России»

1.Стихотворение «Русь» ( 24 сентября 1906 ) - одно из первых, посвящённых Родине.

Вопросы для анализа:

Какова история создания этого стихотворения?

Краткая история создания . Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики . В этом произведении чувствуются отголоски творчества , образы из фольклора и старинных преданий.

Какова тема стихотворения?

Тема стихотворения . С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.

Установите элементы сюжета. О каком важнейшем событии в жизни героя здесь рассказывается?

Сюжет . На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна» : «где ведуны с ворожеями» , «и ведьмы тешатся с чертями» . Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины» .

Какой рисуется родина в представлении Блока?

Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий» . Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную

Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)

Каковы поступки лирического героя?

Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная - его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна» , а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна»

Какими средствами создается образ Руси?

Художественные средства.

    стихотворный размер , четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема:

    Ты/ и/ во/ сне′/ не-/о-/бы-/ча′й-/на.
    Тво-/е′й/ о-/де′ж-/ды/ не/ кос-/ну′сь.
    Дрем-/лю′/ - и/ за/ дре-/мо′-/той та′й-/на,
    И/ в та′й-/не/ - ты/ по-/чи′-/ешь/, Ру′сь.

    _ _ /_ _′/_ _ /_ _′/_
    _ _′/_ _′/_ _ /_ _′
    _ _′/_ _ /_ _′/_ _′/_
    _ _′/_ _ /_ _′/_ _′

    рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) коснусь-Русь и женская (ударение на предпоследнем слоге) необычайна-тайна рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой, т.к. совпадают опорные согласные звуки.

    • Необычайна.(А)

      Коснусь.(б)

      Тайна,(А)

      Русь.(б)

    тропы :

    • гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь .

      олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала .

      метонимия (переименование) горящих сел .

    стилистические фигуры :

    • кольцо (повтор речевой конструкции) - в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.

      эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты .

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена» . Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы» , «ведуны с ворожеями» , «ведьмы с чертями» . Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга» , «утлое жилье» , «девушка» , «злой друг» . Такой автор видит «страны нищету» . Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной» , погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота. .К какому литературному направлению относится творчество Блока?

Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.

- “Русь” - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году. Посмотрите на 1 строфу. В каком состоянии оказывается Русь? (сон, тайна)

Как вы понимаете слово “почиешь? Зачем его использует Блок? (устаревшая форма “спать”, придает торжественность стихотворению)

2 строфа. С какой стихией сливается Русь? (природа)

3 и 4 строфы. Откуда поэт взял эти образы? (из фольклора) . Найдите однокоренные слова (ведут, ведьмы, ведуны). Что обозначает этот корень?

Какой символ отражен в 5 и 6 строфах? (символ движения – вьюга, вихрь) О чем поет этот вихрь? (предания старины)

Посмотрите на следующие строфы. Какой теперь видится лирическому герою Русь? (нищая)

Предпоследняя строфа. Действительно ли нищета – это главный признак Руси? Что еще отмечает поэт? (первоначальную чистоту)

Последняя строфа. Какую строфу она повторяет? Зачем нужен этот кольцевой повтор? (сон связывает героя и Русь)

Почему стихотворение звучит так мелодично? (ассонанс: а, о, у) На какой фольклорный жанр это похоже? (на песн

2. Стихотворение «Россия» .

- Что видит и слышит Блок на просторах России?

Видит «плат узорный до бровей», т. е. крестьянку; лес, поле и дорогу, «расхлябанные колеи», серые избы; слышит «песни ветровые» и как «гремит тоской острожной глухая песня ямщика»

-Как звучит главная мысль стихотворения? Прочитайте.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви.

4.С каким художественным произведением вызывает ассоциацию это стихотворении?

Самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой , точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос:

За что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия,
Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви» , а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви» , что означает «как слезы первой любви» . Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Обратимся к следующей строке «И крест свой бережно несу» . Какие ассоциации вызывает у вас эта строка?

Она обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены . Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная» , непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет» . Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты» .

Прочитай строчки, где эти прекрасные черты проступают особенно ясно?

В последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей» .

Да, действительно, такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту.

Какой мотив звучит в конце стихотворения?

В конце вновь звучит мотив пути , дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно» .

Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней» , приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

Учитель:

Постепенно Блок уходит от мистицизма и символизма, в его поэзию вливается реальная жизнь со своими печалями и радостями, тревогами и заботами. В этом плане стихотворный цикл «На поле Куликовом» имеет большое значение.

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России .

«Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение.
Разгадка их еще впереди».
(А. Блок)

3. Стихотворение «Река раскинулась» (из цикла «На поле Куликовом»)

Вопросы для анализа:

Что такое цикл? Объясните порядок слов в названии цикла.

Какая картина предстаёт перед нами в первой строфе?

Как поэт обращается к родине? В чем необычность обращения? Какое изобразительно-выразительное средство использует автор для создания образа?

Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырёхкратно? Что вы понимаете под словом «путь»?

Как показано движение воинов? Что вы можете сказать о движении в стихотворении? Проанализируйте, как автор использует глаголы - движения и с какой целью?

Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки? Опишите движение степной кобылицы – что оно символизирует? Традиции русской литературы в этом образе.

Какие строчки стихотворения отражают не только сущность времени, но и человеческой жизни в целом?

Тема родины связана непосредственно с представлениями поэта об историческом процессе. В примечании к циклу « На поле Куликовом » Блок написал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Таким образом, указано на современное звучание стихов, на тесную связь истории, искусства, жизни прошлого, настоящего и будущего. «Прошлое страстно глядит в грядущее»,- сказал Блок в стихотворении «Художник»(1913 г.). Эти слова можно поставить эпиграфом к циклу.

Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта.

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси.

Когда был создан цикл?

Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года.

Какая тема является центральной?

Цен­тральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе.

Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

1) Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты)

- Какой пейзаж предстаёт в стихотворении?

«Скудная глина жёлтого обрыва», « в степи грустят стога».

Вспомним пейзаж у Пушкина «Дорога, изрытая дождями», «мельница скривилась» Пушкинские мотивы звучат в стихах Блока.

2) Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)

3) Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)

4) Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)

5) - Какое настроение создает отрывистость этого ритма? (напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)

У Блока по степи мчится степная кобылица. А какой образ находим у Гоголя?

У Гоголя Русь сравнивается с птицей-тройкой.

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?»

6) Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)

7) Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»)

В третьем стихотворении образ Руси многогранен. В каких же образах проявляется Русь?

Кому адресовано обращение «Ты» в 3-ей части?

(это слова к образу Богородицы, к жене, к матери. К родине? Как вы поняли?

Какими чувствами наполнено это стихотворение?

Четвёртое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий, но здесь и смысл победного движения. В чём он?

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьёв

В пятом стихотворении Куликово поле осмысливается автором как что?

Какой показывает Россию Блок?

- Почему последняя часть заканчивается словами:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем,

Теперь твой час настал. - Молись!

К кому обращены последние слова?

Здесь родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее, и поэт, его лирический герой, как и герои древности, не мыслят себя без России.

Какие образы и картины напоминают ту далёкую эпоху?

(Река Непрядва, хан Мамай; «И Непрядва убралась туманом, что княжна фатой», «лик нерукотворный», «тихие зарницы князя стерегли»)

4. Стихотворения из цикла «На поле Куликовом» прозвучат в литературно-музыкальной композиции, составленной на музыку нашего земляка, композитора, поэта и исполнителя Игоря Талькова.

Почему поэзия А. Блока была в композиции связана именно с творчеством Игоря Талькова?

Тальков во многом продолжал традиции М.Ю Лермонтова и А.А.Блока. Творчество нашего земляка, родившегося в Щёкинском районе Тульской области, будет изучаться позже. Из прочитанных стихотворений и прослушанных песен мы уже сделали вывод, что чувство родины Талькова было таким же пронзительным, честным и страстным, как у Лермонтова и Блока. Стихотворения А.Блока из цикла «На поле Куликовом» наложены на песню В.Талькова «Россия», и нам кажется, что звучат они очень гармонично.

Композиция представлена в мультимедийной презентации.

5. Вершиной творчества А.Блока стало стихотворение А.Блока «Скифы». В нем заложен глубокий философский смысл, понимание им великой роли России для развития человечества.

Стихотворение звучит в исполнении учащихся. (Представление в мультимедийном приложении).

6.Выводы:

Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен («годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

7. Подведение итогов урока.

1. Чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.)

2. Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?

В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.

3. Какой след в душе оставила лирика Блока?

4.Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет ТЬМУ.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

VI. Домашнее задание.

Написание мини-сочинения.

    Тема родины в творчестве А. Блока.

    Тема родины в творчестве М.Лермонтова, А.Блока, И.Талькова.

    Что такое патриотизм в моём понимании?

    Какой след оставила в душе лирика А.Блока?

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве . Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в .

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: « »

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое .

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в . В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия - его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

Введение

лермонтов лирический родина

Тема Родины будет существовать до тех пор, пока живет человек. У каждого есть Родина, такое место, куда всегда тянет, где бы ты ни был. Актуальность данной темы отражает причину выбора темы курсовой работы. Возникло желание рассмотреть специфический взгляд М.Ю. Лермонтова на этот вопрос.

Целью курсовой поставлено изучение лирики поэта Лермонтова. При этом необходимо сделать акцент на том, что тематика его лирики разнообразна, но при этом и тема родины имеет место быть. И она стоит далеко не на последнем месте.

На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть творческий путь М.Ю. Лермонтова. Уловить основные этапы жизни;

сформировать систему тем лирики М.Ю. Лермонтова;

выявить тему родины в контексте других тем и определить особенности ее трактовки автором на основе конкретных произведений.

Таким образом объектом изучения для нас будет являться лирика Лермонтова, на фоне которой необходимо определить предмет научного рассмотрения - тема родины непосредственно в лирике.

Лирика Лермонтова изучается давно, многими людьми, начиная от простых читателей, которые попытались через его творчество открыть для себя новые горизонты сознания, так и опытные литературоведы и критики, для которых произведения Михаила Юрьевича бесценный дар, прошедший века, при этом не потеряв своего блеска, актуальности и глубины раскрытия различных жизненных тем. Нашей задачей будет привнести в изучение данного информационного пласта что-либо новое. Это, несомненно, сложная задача, но опыт прошлых исследований и свежий взгляд на тему будут верными спутниками в работе над работой.

Глава I: Творческий путь М.Ю. Лермонтова

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Именно в это время был рожден великий русский поэт, писатель, драматург - Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841). Его жизнь и судьба были насыщенными и позволили Михаилу сформировать свой особый взгляд на мир, на ту эпоху, во времена которой он жил. Романтическое мировосприятие, присущее Лермонтову, в известной степени предопределило его «странную любовь» к Родине. О том, насколько иррационально его чувство в действительности, дают представление патриотические мотивы, которые прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта.

Тема родины у Михаила Юрьевича занимает особую нишу в его творчестве. Его детство, поездки на Кавказ, воспитание бабушкой, которая не жалела ни сил, ни средств для того, чтобы дать внуку достойное и качественное образование, военно-политическая обстановка тех лет - все это дало возможность создать в сознании Лермонтова, как яркого деятеля культуры, неповторимый взгляд на Россию как родину, отчизну, как место, в котором он родился и вырос, творил, чувствовал и в конце концов погиб.

По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. "В ней,- по выражению Белинского,- все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия: несокрушимая мощь духа, смирение жалоб, благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, льющиеся в полноте умиренного бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося от самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева - все, все в этой поэзии: и небо, и земля, и рай, и ад". . Но в этой расточительной роскоши, в изумительном богатстве мотивов, идей и образов можно, однако, заметить основную тенденцию его творческого процесса, тот психологический стержень, вокруг которого они все вращаются. С этой точки зрения творчество Лермонтова может быть разделено на два периода: первый тянется приблизительно до середины 30-х годов, второй - до конца его кратковременной жизни. В первом периоде он весь во власти своей необузданной фантазии; он пишет исключительно на основании своего внутреннего опыта, страшно болезненно чувствует и переживает всю непримиримость двух противоположных начал, двух стихий своей души: небесного и земного, и в ней видит основную причину трагедии своей жизни. Во втором периоде он уже ближе к действительности, опыт его расширяется в сторону изучения окружающих людей, быта и общества, а если не окончательно отрешается от своей антитезы, то, безусловно, ее смягчает. Он начинает как дуалист, резко ощущающий двусторонность своей психики, как человек, обреченный на постоянное пребывание "между двух жизней в страшном промежутке". Ему ясна причина всех его мучительных переживаний, ясно, почему он одержим таким неодолимым желанием быть как можно дальше от низкой и грязной земли. Существует вечный антагонизм между небесной душой и "невольным" обременительно тяжким, "спутником жизни" - телом; как бы они ни были связаны между собою в краткий положенный им срок совместного существования, они тяготеют в разные стороны. Его влечет к себе ночь, небо, звезды и луна. В тихую лунную ночь расцветают его сады, пробуждается мир его чарующих грез, и легкокрылая фантазия совершает свой горний полет, уносит в "далекие небеса". Слабый луч далекой звезды "несет мечты душе его больной; и ему тогда свободно и легко". Звезды на чистом вечернем небе ясны, как счастье ребенка; но иногда, когда он смотрит на них, душа его наполняется завистью. Он чувствует себя несчастным оттого, что "звезды и небо - звезды и небо, а он человек". Людям он не завидует, а только "звездам прекрасным: только их место занять бы хотел". Есть чудная "птичка Надежда". Днем она не станет петь, но только что "земля уснет, одета мглой в ночной тиши", она "на ветке уж поет так сладко, сладко для души, что поневоле тягость мук забудешь внемля песне той". И его душа, родственная небесам, стремится ввысь; она хотела бы и физически оторваться от грешной земли, расстаться со своим "невольным спутником жизни", со своим телом. Оттого Лермонтов так и приветствует синие горы Кавказа, что они "престолы Господни", к небу его приучили, ибо кто хоть "раз на вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает", тот никогда не забудет открывшегося ему неба. Вот крест деревянный чернеет над высокой скалой в теснине Кавказа: "его каждая кверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака". И снова рождается неземное желание: "о если б взойти удалось мне туда, как я бы молился и плакал тогда... И после я сбросил бы цепь бытия, и с бурею братом назвался бы я". В эти часы возвышенных мечтаний он однажды увидел, как "по небу полуночи ангел летел", и как "месяц и звезды и тучи толпой внимали той песне святой", которую ангел пел перед разлукой душе, спускаемой в "мир печали и слез". Он знает, что между миром людей и миром ангелов существовало некогда близкое сообщение, они жили как две родные семьи, и даже ангел смерти был нестрашен, и "встречи с ним казались - сладостный удел". Лермонтов томится как в темнице; ему "скучны песни земли", и вся жизнь со всеми ее радостями, светлыми надеждами и мечтами - не что иное, как "тетрадь с давно известными стихами".

Лермонтова слишком деятельная, слишком энергичная натура, с ненасытной жаждой бытия. Он знает, что прежде всего "ему нужно действовать, он каждый день бессмертным сделать хочет, как тень великого героя, и понять не может он, что значит отдыхать". Оттого и пугают его те "сумерки души, когда предмет желаний мрачен, меж радостью и горем полусвет; когда жизнь ненавистна, и смерть страшна".

И с первых же годов творчества, одновременно и параллельно с этими небесными звуками, звучат звуки страстные, земные, грешные, и в них чувствуется гораздо больше глубины, силы напряжения. Поэт горячо любит Кавказ вовсе не за одну близость его к небу; он видит на нем следы своих страстей, знаки своей мятежности: ведь "с ранних лет кипит в его крови жар и бурь порыв мятежный".

Морская стихия пленяет его пылкое воображение своей волнующейся силой, и у нее он ищет образов для выражения состояния своей души. То он похож на волну, "когда она, гонима бурей роковой, шипит и мчится с пеною своей", то на парус одинокий, белеющий в тумане моря голубом; "под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой... А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой". В таком состоянии мир и тишина небесной радости кажутся ему абсолютно неприемлемыми, и он сознается, что любит мучения земли: "они ему милей небесных благ, он к ним привык и не оставит их". Слишком тесен путь спасения и слишком много жертв требует он от него; необходимо для этого, чтобы сердце преобразилось в камень, чтобы душа освободилась от страшной жажды песнопения, а это равносильно смерти ("Молитва", 1829). И он отказывается от этого телесного пути спасения.

Во всем этом буйстве красок его тематической палитры яркий отпечаток оставила тема родины. Она крепко сплелась с другими темами, дополнив их и одновременно обогатив свою смысловую нагрузку. Порой оттенок родины нарисован был Лермонтовым так мастерски, что его с первого взгляда и не заметишь.

Тематическое разнообразие лирики Лермонтова поражает и дает понять, что в жизни есть так много нераскрытых тем, нерешенных задач, непонятых мыслей. Это лишний раз напоминает о том, что нет предела совершенству. А это совершенство у Михаила Юрьевича было свое собственное, особое, свойственное и понятное тем людям, которые, как и он жили в неспокойное время.

Таким образом, следует определить вывод. Проблемно-тематическое разнообразие лирики Лермонтова зашкаливает. Тронуты многие темы, тронуты глубинно, основательно. Нам лишь предстоит определить какое место среди этой пестроты занимает родина, как она понимается творцом, и что она ждал и видел в ней.

Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова

В ранний период для Лермонтова характерно продолжение и развитие жанра романтической, преимущественно байронической, поэмы, преломленной через творчество А.С. Пушкина и декабристов (К.Ф. Рылеев), а также В.А. Жуковского, И.И. Козлова, А.А. Бестужева-Марлинского. Это сказывается не только в прямом подражании Пушкину («Кавказский пленник») и Дж. Байрону («Корсар»), но и прежде всего в характерного для романтической поэмы героя - непонятного, одинокого, гибнущего, в борьбе за свободу своей отчизны, за право свободно мыслить, любить. Романтический герой Лермонтова наделен бурными страстями, одержим неукротимым стремлением к свободе, безграничной любовью к родине и всегда обречен.

Одним из первых стихотворений Михаила Юрьевича, в котором мы можем оценивать его отношение к родине, является стихотворение написанное в 1828 году «Жалобы турка».

«…Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!

Друг! Этот край … моя отчизна! ...»

Неприветливое описание «отчизны», учитывая тот факт, что на тот момент поэту всего пятнадцать лет. Уже в таком возрасте автором были осознаны некоторые социально-политические аспекты быта его родины. «… Рано жизнь тяжка бывает для людей…». Звучит как приговор, неминуемое обстоятельство, которое преследует человека с ранних лет жизни. Вовсе не радует такая картина. Возникает ощущение, которое трудно испытать человеку-космополиту. Это ощущение обиды и горечи. Лишь только у высокоморального человека найдутся душевные силы, которые помогут назвать такой край своей Отчизной.

«…Где хитрость и беспечность злобе дань несут?

Где сердце жителей волнуемо страстями? -

И где являются порой

Умы и хладные и твердые как камень? ...»

Людская злоба, хитрость, беспечность не дают покоя душе поэта. Он поражен. Его сознание не в силах смириться с тем, что сердца людей вместо того, чтобы любить, испытывать искренние порывы прекрасных чувств, «волнуемы страстями». Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив "поздний ум" отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Это было не в стиле Лермонтова. Его лирический герой настолько патриотичен, что готов тратить без остатка свои душевные порывы на служение отечеству. Ему только необходимо быть уверенным в том, что все это не зря. Пусть в раннем творчестве поэт увлечен романтизмом, всеми его прелестями, сложностями. Лермонтов видит и чувствует многое и с огромным энтузиазмом пытается отразить с помощью лиры все то, что не дает покоя. Но это не убивает в нем глубокого философа, который способен задуматься не только о себе, не только о народе, а том, что он может принести этому народу.

Крик души чувствуется в словах: «Друг! Этот край … моя отчизна! ...». Это родина. Она как мать, ее не выбирают. Ее искренне любят, какой бы она ни была. Ее готовы защищать от нападок тех, кто осмелиться осквернить то, что с таким трепетом мы храним у себя в душе и то, что мы ассоциируем со своей родиной.

«… Ах! если ты меня поймешь,

Прости свободные намеки; -

Пусть истину скрывает ложь:

Что ж делать? - все мы человеки! ...»

Надеждой наполнены последние строки произведения. «Что ж делать? - все мы человеки! ...». Лермонтов осознает, что все мы люди, все не идеальны, и от пороков собственной души так сложно порой очиститься. Только из таких порочных жителей различных сел, городов формируется общество, в котором мы живем в с которым в дальнейшем соотносим свое понятие родины. В стихотворении «Я видел тень блаженства; но вполне…» уже можно отметить то, что отношение к родине у Лермонтова уже другое. Он помнит и знает родину как место, где «…горесть начал знать…».

«…, я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать;

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний вид оставит свой…»

Но родина для него сохраняется не только в настоящем, он планирует связывать с ней свою жизнь, и даже, смерть («… Когда мой прах, смешавшися с землей, навеки прежний вид оставит свой…»). Лирический герой привязан к родной земле, она ему близка. Она не только его место жительства. И родина у Лермонтова особая, своя. Ее основные черты не ассоциируются у него с властью, великим государством. Родина Лермонтова - это широкие поля, бескрайние просторы, плодородные нивы, мужички, которые из года в год не покладая рук жнут эти нивы, трудятся. И труд их не ради славы, а ради процветания собственной отчизны.

Удручен Лермонтов-поэт тем, обстоятельством, что молодое поколение равнодушно и невоспитанно. Молодым безразлична страна, ее будущее, они не пытаются брать пример у старших, а порой старшие и не могут подать этого примера. В стихотворении «Два сокола» это явно видно:

«Братец, братец, что ты видел?

Расскажи мне поскорей".

Ах! я свет возненавидел

И безжалостных людей. -

"Что ж ты видел там худого?"

Кучу каменных сердец:

Деве смех тоска милого,

Для детей тиран отец.

Девы мукой слез правдивых

Веселятся как игрой;

И у ног самолюбивых

Гибнут юноши толпой! ...

Братец, братец! ты что ж видел?

Расскажи мне поскорей! -

"Свет и я возненавидел

И изменчивых людей.

Ношею обманов скрытых

Юность там удручена;

Вспоминаний ядовитых

Старость мрачная полна.

Гордость, верь ты мне, прекрасной

Забывается порой;

Но измена девы страстной

Глубокое разочарование так и льётся со строк стихотворения. «Я свет возненавидел…». Любые собственные стремления и порывы блекнут, смотря на такую обстановку в обществе. Так и хочется стать тем самым соколом, взвиться и больше не видеть всего этого безобразия. В этом произведении тесно слились темы морального воспитания общества и понимания родины, как то, что видно в обществе, какие ценности там царят и есть ли они там вообще. Но следует отметить, что если так все мрачно и беспомощно в обществе, то невольно ставится вопрос: а нужна ли тебе такая жизнь, где «куча каменных сердец»? Но Лермонтову нужна потому что, это его место, его родина. И если он здесь рожден, значит так надо. И лишь одно может заставить сияющую душу поэта подумать о том, что родина ему скучна:

Не могу на родине томиться,

Прочь отсель, туда, в кровавый бой.

Там, быть может, перестанет биться

Это сердце, полное тобой.

Любовь к родине способна уместиться в сердце творца с чувствами к противоположному полу. Но тут сразу возникают какие-то особые мысли. Скрыться от любви к девушке именно там, где он сможет отдать долг родине, на поле боя. Тем более когда эта тема так актуальна. Война с Наполеоном была еще одним поводом для того, чтобы убедиться в силе и мощи государства Россия. Лермонтов не мог остаться равнодушным и в очередной раз высказал свое особое мнение:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Эти строки живут по сей день, и каждый, услышав их, вспоминает о тех временах, когда военная мощь и мудрость полководцев русских была непоколебима. Чувство патриотизма охватывает любого, хоть мало-мальски патриотичного гражданина государства русского.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Но неизбежна и здесь тема разочарования в молодом поколении: «… богатыри - не вы! ...». Белинский отметил это, раскрыв еще одну мысль, заложенную в стихотворении: «Эта мысль - жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Тоскует душа поэта по действенным, активным современникам:

«…Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя…»

Именно за такими людьми видит поэт будущее собственной отчизны, которые могут совершать великие поступки, вершить судьбоносные дела не по наказу верхов, а по собственной доброй воле, которая дает силы строить светлое будущее себе и своему народу. Хотя в светлом будущем страны Лермонтов не был уверен. Свидетельство тому является стихотворение «Предсказание»:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь - и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож:

И горе для тебя! - твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

Не добрым веет от этих строк. Чума, смрад, мрачность - нелицеприятно, но это те мысли, которые возникли и их не избежать. На пустом месте их бы не возникло. Суровая действительность будней общества в перспективе дает не радужные предсказания.

Фактом было то обстоятельство, что неравнодушен Лермонтов был к Кавказу. Целый цикл стихотворений был посвящен этому краю родины.

Кавказ! далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной! ...

Ужель пещеры и скалы

Под дикой пеленою мглы

Услышат также крик страстей,

Звон славы, злата и цепей? ....

Нет! прошлых лет не ожидай,

Черкес, в отечество своё:

Свободе прежде милый край

Приметно гибнет для неё.

Образ Кавказа в сознании Лермонтова горяч, пылок, как его собственное сердце. Впитанные еще в детском возрасте ощущения от Кавказа, послужили Лермонтову той основой, которая дала начало его творчества, направленное на раскрытие многогранного образа Кавказа.

Любит Михаил Юрьевич в Кавказе все: непокорность горцев, красоту горянок, величественные горные цепи, морскую стихию. Все это, несомненно, входило в сознание поэта, как часть его родины. Образ природы, а в частности образ Кавказа связан у Лермонтова с пониманием родины, ее глубины и особенностей. Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев в вихре вальса. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, он играл чувствами, образами, которые возникали в сознании. Нам так легко понять его, потому что образы, нарисованные им способны адаптироваться под любое воображение, на любой лад могут играть на струнах человеческой души.

Еще один образ, связанный с темой родины, который называет Лермонтов. Это образ странствия. Здесь автор показывает, что свобода и безмятежность - это хорошо, но где же привязанность к родному.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

В продолжении стихотворения видно, что Лермонтову с одной стороны жаль, что вот такая участь у туч, но с другой стороны он выражает своеобразную зависть:

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вечные странники, которые не могут быть изгнаны, так как нет у них родины. «…Вечно холодные, вечно свободные, …». Им не о чем волноваться и беспокоиться. Они странники.

И все-таки какие бы мысли не истолковывал Михаил Юрьевич Лермонтов, все же любит он родину, любит Россию-матушку:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Непоколебимо в нем чувство любви к родине. Она свята для него. «…Не победит ее рассудок мой…». Не разумом ощущает поэт любовь к отчизне, а душой. Именно так нужно любить Отечество: сердцем прикипеть к нему, и не давать возможности никому испортить светлый образ родины. Вопреки всему любить, и верить в то, что она, как мать родная, никогда о тебе не забудет. Могут забыть властители, народ, но родина не забудет. Ее любовь ты будешь ощущать и после смерти.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

В этом отрывке и заключается основная мысль того, какой именно любовью горел Лермонтов к родной стране: «…Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям; …». Вот что никогда не смениться другим, вот что непоколебимо в образе родины, и вот то, за что при любых обстоятельствах нужно любить то место, где ты родился. Вот такая странная, на первый взгляд, любовь. Но проникнувшись мыслью дальше, стоит понимать, что в идеале такой и должна быть настоящая, искренняя любовь.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова - неисчерпаемый кладезь мудрости, философии и мыслей о том, как необходимо понимать окружающий мир. Благодаря ему мы смогли определить особое значение родины, изучить разные стороны этого вопроса и осознать для себя, что необходимо представлять, когда приходят мысли о родине.

Заключение

В море произведений Лермонтова М.Ю. просматривается огромное количество как зарисовок, так и готовых творений. Это дало возможность охватить колоссальный проблемно-тематический пласт. Но на фоне всех остальных тем выделяется тема родины, которую нам представилась возможность рассмотреть в разных ракурсах. Эта тема ведет нас то в светлые просторы бытия, то прячет нас в угрюмых закоулках, но все же ясным остается одно: эта тема свята и непоколебима, разобраться в ней сложно, а познать до конца еще сложнее. И что откроется перед нашим сознанием в следующий раз, когда будем возвращаться к этим строкам, еще не известно. В этом и заключается основной смысл. Как бы ни трактовал Лермонтов тему родины, как бы ни представлял, понять ее так же, как и он, мы не сможем. Зато есть возможность почерпнуть мысли, в большинстве своем правильные мысли. И уже на основе этого сформировать свой собственный взгляд на осознание родины.

Список литературы

1.Белинский В.Г., Добролюбов Н.А., Чернышевский Н.Г., Писарев Д.И., Статьи о русской литературе, Эксмо-Пресс; Москва; 2002 г.

2.Белинский В.Г., Собрание сочинений в 9-ти томах, т.3, статья «Стихотворения М. Лермонтова» 1841г. Москва, «Художественная литература», 1978 г.

Гинзбург Л., Творческий путь Лермонтова, Ленинград, 1940 г.

.«Кругозор», интернет-журнал - http://www.krugozormagazine.com

Коровин В.И., Творческий путь М.Ю. Лермонтова, Москва, 1973 г.

Лермонтов Михаил Юрьевич - http://lermontov.niv.ru

Лермонтов М.Ю., Поэмы и повести в стихах, Москва,1984 г.

Лермонтов М.Ю., Стихотворения и поэмы, Москва,1980 г.

Лесневский С.С., Торжественный венок, Москва «Прогресс», 1999.

М.Ю. Лермонтов - http://www.lermontov.info

Мятежный дух лирики М.Ю. Лермонтова. «Костёр» 2002.

Орлов В., Русская лирика XIX века, Москва,1986 г.

Смирнова Л.А., Русская Литература. Советская Литература. Справочные материалы, Москва «Просвещение», 1989.

Фундаментальная электронная библиотека - http://feb-web.ru

Образ Родины в творчестве русских поэтов

В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен. В данной статье анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как:

  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Ф. И. Тютчев
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блока
  • В. А. Маяковского
  • С. Е. Есенина.

Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Великий поэт М. Ю. Лермонтов испытывал к Родине огромную любовь. Он желал своей стране процветания и счастья, любил свой народ, любил природу своей Родины. По мнению поэта, любовь к Родине означает борьбу за ее свободу, и ненависть к тем, что держит страну в рабских цепях. Тема Родины затронута во многих его произведениях. Например, любовь к Родине является темой таких его стихотворений, как «Поле Бородина», «Бородино», «Жалобы турка», «Два великана». Однако с наиболее полной силой эта тема раскрывается в его стихотворении «Родина», которое Лермонтов написал за несколько месяцев до своей гибели. В этом стихотворении поэт говорит о неведомой великой силе, которая зовет его к родным местам. В произведении патриотизм поэта противопоставляется официальному патриотизму. Прежде всего, поэт говорит о кровной связи с родной природой, со свои народом, с горестями и радостями русского народа. При этом свою любовь к Родине поэт считает странной, так как любит он только природу, народ, а официальную Россию, с ее самодержавно-крепостническим строем – «страну господ», поэт ненавидит.

В стихотворении «Родина» отражается горячая любовь поэта к родной природе, в нем Лермонтов воссоздает великолепные картины родной природы, где и разливы рек, подобные морям, и молчание степей, которое поэт называет холодным, и «безбрежное колыханье» лесов. Он говорит о величии родной природы, о ее силе и необыкновенной красоте.

Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.

Тема патриотизма занимает важнейшее место в лирике Лермонтова. В 1830 году поэт написал стихотворение «Поле Бородина», которое является воплощением чувств и мыслей, живущих в душе Лермонтова. А «Бородино», написанное несколькими годами позже Лермонтовым, который достиг политической зрелости, является одним из самых любимых произведений поэта. Данное стихотворение – это рассказ простого солдата о Бородинском сражении. В нем отражается настоящий патриотизм русского народа, патриотизм, в котором нет места хвастовству, позерству.

Замечание 1

Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее.

Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева

Творчество Н. А. Некрасова пронизывает чувство пламенной любви к своей Родине. В своем стихотворении «Тишина» поэт заявляет об этой бесконечной любви. Образ Родины- матери проходит через все творчество Некрасова.

Замечание 2

Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.

И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.

Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.

Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.

Родина в творчестве А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. А. Маяковского, С. Е. Есенина

Тема Родины особенно остро встает в поэзии в периоды, когда страну сотрясают войны и революции. Это тот момент, когда каждому человеку предстоит сделать сложный нравственный выбор.

Замечание 3

В начале 20 века, когда революция принесла с собой новую идеологию, оказавшуюся неприемлемой для многих представителей русской интеллигенции, эта тема стала особенно актуальной.

А. А. Ахматова не приняла революцию и никогда не меняла свое отношение к ней. Отсюда возникновение в ее творчестве проблемы эмиграции. Многие ее знакомые поэты и писатели уехали из страны. Ахматова не осуждает эмигрировавших, однако четко говорит о том, что лично для нее эмиграция невозможна. В своих стихах она придает событиям в России вселенское значение, считая, что это Божья кара. Однако в тяжелые для своего народа и своей страны времена Ахматова остается верной своей Родине, она не приемлет эмиграции, и это был ее окончательный выбор.

Образ Родины в творчестве А. А. Блока многогранен, противоречив и чрезвычайно сложен. Этой теме поэт посвящает всю свою жизнь. Россия Блока – пьяная, богомольная нищая, смотрящая из-под женского платка. И именно такой она для поэта дорога. Он бесконечно и страстно любил свою Родину. Символ Родины в стихах Блока – это образ простой русской женщины.

Из всех русских поэтов лишь в творчестве Блока звучит именно такая трактовка темы любви к Родине. В каждой строчке его произведений боль, страх, тоска и безумная любовь.

Среди произведений В. А. Маяковского нет ни одного, где бы он прославлял Россию дореволюционной эпохи. Поэзия Маяковского, как и он сам, устремлены в будущее, а современную ему Россию поэт любил беззаветно. Все тяготы и лишения, выпавшие на долю страны в то время, поэт перенес вместе со своей Родиной.

Говоря об образе Родины в русской поэзии, невозможно не сказать о творчестве С. Е. Есенина. Любовь к Родине была той великой силой, которая вдохновляла поэта на новые произведения. В революционные годы Есенин поддерживал перемены, однако воспринимал происходящее со свойственным ему крестьянским уклоном. Он сожалеет о Руси, время которой закончилось, но принимает новую Русь. Но какие бы перемены не происходили в России, родная природа оставалась неизменно прекрасной. В стихотворениях Есенина живет и дышит каждая травинка, каждый листок.