Крымчанин Амет-Хан Султан – дважды герой Советского союза. Биография


Ор лы ни ко гд а

не ум ир аю т н а з ем ле ...


Есть на земле выдающиеся люди, которые живут по самому крупному счету — без оглядки на принадлежность к определенной семье, земле, народу. Но величие этих людей измеряется не столько их крупномасштабной деятельностью, сколько тем, что они помнят и свято чтут свои жизненные истоки, вкус и запах материнского молока, родные лица, благословенные родные места.

К таким выдающимся людям можно смело отнести Амет-хана Султана — дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии, заслуженного летчика-испытателя СССР. Он прожил короткую (всего 51 год), но героическую жизнь, навсегда прославив не только себя, свою семью и родные места, но и свой, пусть немногочисленный, но много переживший народ.

А начиналось все обычно: щедрая и прекрасная крымская земля, хорошая и крепкая семья, обычная крымско-татарская школа в родном городке Алупке, а затем фабрично-заводское училище в Симферополе.

Нельзя сказать, что Амет-хан с раннего детства мечтал о небе: просто в годы его юности самые активные и творческие достижения науки и техники воплощались в самолетостроении, в развитии аэроклубов и повальном увлечении молодежи военно-техническими видами спорта. Вот и стал Амет-хан в Симферополе активно заниматься в аэроклубе. Только тогда и осознал, насколько это интересно и важно для него, — увлечение молодости стало пожизненной страстью.

Вот почему в 1939-40 гг. Амет-хан пошел учиться в Качинскую школу военных летчиков, а по окончании ее прикрепил один кубик (военный знак отличия) на голубые петлицы командирской гимнастерки. В выпускном аттестате военное начальство дало ему такую характеристику: “Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и прочно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив…”.

Именно эти качества, выработанные в летной военной школе, очень выручали молодого летчика-истребителя на протяжении всей Великой Отечественной войны — от первого и до последнего ее дня, закрепили за ним славу неуязвимого летчика-разведчика. Кинешма и Ярославль (здесь он за свой знаменитый “таран” получил первый орден Ленина), Елец и Воронеж, Сталинград и Ростов. Фашистские летчики уже слету узнавали Амет-хана Султана по его боевому почерку, срочно передавали друг другу по рации: “Ahtung! Ahtung! В небе Амет-хан!” Когда летчика-аса назначили командиром эскадрильи, он на доступных примерах показывал и доказывал молодым летчикам (да, молодым, — хотя сам-то он закончил войну в Берлине в возрасте 25 лет!), что можно бить фашистов на любых высотах и при любом соотношении сил. Он говорил им: “Летчик-истребитель должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью, умением изменить во время скоротечного воздушного боя наиболее эффективный тактический прием, чтобы наверняка сразить противника”.

И сражал, и получал как высшие боевые награды, так и менее ценные и памятные для него именные подарки. Например, однажды командир полка перед строем вручил Амет-хану свои генеральские наручные часы: “В знак самого красивого боя из тех, которые я наблюдал за свою жизнь!”, — так было сказано награжденному.

Осенью 42-го Амет-Хан Султан на истребителе Як-7 участвует в Сталинградской битве. Здесь, в огненном небе Сталинграда, лётчика включают в состав специальной группы, созданной для противодействия немецким асам. В одном из ожесточённых боёв его самолёт сбивают. Амет-Хан Султан спасается с помощью парашюта.

К лету 43-го на счету аса уже 14 лично сбитых самолётов противника. 24 августа 1943 года Указом Президента Верховного Совета СССР Амет-хану Султану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

После Сталинграда были ожесточённые воздушные бои на Кубани, освобождение Таганрога, Мелитополя и родного Крыма. В начале мая 1944 года, Крым был полностью освобожден от оккупантов, и участникам освобождения, летчикам 8-й Воздушной Армии — впервые за годы войны был представлен отдых. И счастливый Амет-хан вместе с несколькими друзьями-однополчанами отправился в родную Алупку навестить родителей. Радость встречи, счастье общения с родителями — все было разрушено на следующее утро: плач матери разбудил спавших гостей. Увидев офицеров в летной форме со множеством орденов и звездами “Герой Советского Союза”, один солдатик отрапортовал: “Выполняем приказ Верховного Главнокомандующего о выселении всех жителей татарской национальности”, проводилась депортация крымских татар. Герой Советского Союза капитан Амет-Хан Султан обращается к энкэвэдэшникам с просьбой не выселять мать. Но всё напрасно. Тогда отчаявшийся лётчик обращается к командующему 8-й воздушной армией Тимофею Хрюкину, и только с помощью генерала удаётся защитить мать Героя Советского Союза.

В полк Амет-хан вернулся замкнутым и молчаливым, и лишь совсем немногие понимали, как трудно было их другу пережить это трагическое утро в Алупке. А война была уже, можно сказать, на исходе — восточная Пруссия, Германия.

Командующий армией, Герой Советского Союза С.И.Руденко писал: “Об уроженце Крыма, Герое Советского Союза Амет-хане Султане мы были наслышаны еще раньше, как об искусном воздушном бойце. Теперь он воевал в небе Берлина и сразу зарекомендовал себя неуязвимым в воздухе, обладающим молниеносной реакцией и необычайной выносливостью в сложном пилотаже”.

Последний самолет противника был сбит гвардии-майором Амет-ханом Султаном в небе Берлина в апреле 1945 года. “За проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками, за успешное проведение 603 боевых вылетов, за сбитые им лично 30 самолетов противника разных типов, за 19 самолетов врага, уничтоженных в групповых боях, товарищ Амет-хан Султан удостоен звания дважды Героя Советского Союза”.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года Амет-хан Султан награжден второй медалью “Золотая Звезда” и орденом Ленина.

На земле воцарился мир, и Амет-хан Султан стал испытателем новой авиационной и космической техники. Благодаря поддержке и помощи?Тимофея Хрюкина?в?феврале?47-го года?Амет-Хан?Султан?становится?лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. За короткий срок он становится одним из лучших испытателей страны, выполняющим самые сложнейшие полёты.

В 49-м году Амет-Хан Султан участвует в первых экспериментах по дозаправке самолётов топливом в полёте. Эта система потом ещё долгое время успешно применялась в Дальней авиации. В начале 50-х годов Амет-Хан Султан проводит необычные испытания. Ему предстоит испытать не много, ни мало, а крылатую ракету класса «воздух-корабль». Пилотируемый аналог ракеты подвешивают под Ту-4, самолёт-носитель набирает высоту 3000 метров, после чего отцепляет самолёт-снаряд. Уже в свободном падении автоматика включает двигатель, и аналог летит на цель. После отработки автоматики лётчик берёт управление на себя и сажает самолёт-снаряд на землю.

Из воспоминаний П.И.Казьмина: «В одном из полётов Амет-хан, значит, ещё не собирался не отцепляться, не запускал двигатель и вдруг почувствовал, что он отцепился. То есть, где-то чего-то замкнуло, и он с незапущенным двигателем стал падать. … Вот такая, значит, ситуация. … Но Амет-хан, значит, не растерялся, то есть он, наверное, почувствовал серьёзность и опасность этого явления, он принял все меры, сгруппировался, собрался и в уме, значит, всё очень четко продумал и сумел с первой попытки запустить двигатель, вот. Но в этот момент, значит, крылатая ракета была почти над уровнем залива. Повернул сразу на аэродром и сел. Когда он сел - я первым его встретил, когда он вылез, из кабины и говорит, что «Ты знаешь, Петя, ноги трясутся, в войну не было так страшно и как говорится и я не чувствовал так неизбежность вот этой катастрофы надвигающейся, ноги не держат», вот.»

Испытания были продолжены и вскоре крылатую ракету принимают на вооружение. Встаёт вопрос о награждении лётчиков-испытателей. Амет-Хана Султана представляют к третьей Золотой Звезде. Но вновь роковую роль играет его национальность. Крымский татарин - трижды Герой Советского Союза? Это невозможно! В итоге Амет-Хана Султана награждают орденом Красного Знамени и дают Сталинскую премию 2-й степени.

В 61-м году Амет-Хану Султану присваивают звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Это было знаком наивысшего признания его лётных заслуг. Авторитет Амет-Хана Султана был непререкаем. Его любили и уважали все: и лётчики, и конструкторы, и дети во дворе. К его мнению прислушивались.

В начале 60-х Амет-Хан Султан участвует в полётах по созданию режимов невесомости для тренировки первых космонавтов, знакомится со многими из них. На уникальных любительских кинокадрах он запечатлён с Юрием Гагариным. Первый космонавт планеты приехал в Жуковский, чтобы поздравить лётчиков-испытателей с Первомаем. Он прекрасно понимает, что не будь их тяжёлого труда, не было бы и его полёта в космос.


В октябре 70-го Амет-Хану Султану исполняется 50 лет. Юбиляр принимает поздравления и подводит итоги: за 32 года лётной работы освоено около 100 типов летательных аппаратов, проведено в небе более 4000 часов. В ходе застолья бывший однополчанин Павел Головачёв спрашивает юбиляра: не собирается ли тот завершить свою лётную деятельность? В ответ Амет-Хан Султан рассказывает притчу о том, что орлы никогда не умирают на земле. Чувствуя приближение смерти, они из последних сил летят вверх, а потом складывают крылья и камнем падают на землю. Поэтому орлы умирают в небе, на землю они падают уже мёртвыми.

Слова оказываются пророческими. Амет-Хан умер как орёл - в полёте. 1 февраля 71-го он с экипажем выполняет испытательный полёт на летающей лаборатории Ту-16. Из-за отрыва закрылков самолёт начинает разрушаться и взрывается в воздухе.

Прославленный авиатор открыто протестовал против обвинения целого народа "в предательстве". Защищал мать, писал в анкетах не "дагестанец", а "крымский татарин". В составе делегации крымских татар легендарный ас был на приёме в ЦК партии на Старой площади - с ходатайством об их возвращении в родные места. Но миновало ещё три десятилетия, прежде чем это произошло.

Теперь очередь за нами выполнить свой долг признательности этому человеку: спасая целый город, он поставил на кон собственную жизнь.

Именем Амет-хана Султана названы улицы в Волгограде и подмосковном Жуковском, горный пик на Кавказе, школа в Каспийске, единственный в стране именной аэропорт - в Махачкале. Его бронзовые бюсты стоят в столице Республики Дагестан, в курортной Алупке, на Новодевичьем кладбище в Москве.

Рубрики:

Метки: Ответить С цитатой По данным Всероссийской переписи населения за 2010 год, в Башкирии живут представители 160 национальностей, из них 36% русских, башкиров - 29,5% и татар - 25,4%. Причем с 2002 года численность татар выросла на 1,2%.
Активисты Центра считают, что проблемы башкирских татар разрешит референдум, основанный на декрете Центризбиркома и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР № 425 от 1920 года. 12 апреля в Казани состоялся XI Курултай, где башкирские татары объявили о референдуме.
«Последние годы власти Башкортостана создают непреодолимые препятствия к образованию автономии татар в республике. Упорно преследуются татарские национальные организации, оппозиционные силы и их лидеры. Бывают случаи, когда даже артистов, политиков, общественных деятелей из Татарстана не пускают в Башкирию», - рассказал «Русской планете» председатель ТОЦ Рафис Кашапов.
Активистов ТОЦ возмущают, в частности, проблемы с получением образования в Башкирии. Кашапов утверждает, что в Башкирии проживает 1,8 миллиона татар, но ни в Уфе, ни в других районах республики практически нет татарских школ. «Что уж говорить о среднем профессиональном и высшем образовании. На 2012 год в Башкортостане оставалось 183 татарские школы. В Уфе на 300 тысяч татар всего две татарские гимназии. Это полнейшее несоблюдение прав татар на национальное образование», - сокрушается он.
По его словам, татарские школы «превращаются» в башкирские. «Мы заявляем о полном игнорировании прав и открытом языковом этноциде татар в Башкортостане. Никто не вправе нам указывать, что татары - пришлый народ», - добавил председатель ТОЦ.
Кашапов рассказал о планах башкирских татар за борьбу против дискриминации: созыв Куртулая татар Башкортостана и Татарстана в ближайшие время, обращение к главам республик и «богатым татарам, чтобы решить финансовые проблемы».
Недавно другие татары - крымские - потребовали создать в Крыму национально-территориальную автономию. В принятой ими резолюции они требуют восстановления исторических названий, признание законодательного органа, а также «немедленного прекращения дискриминации и репрессий по отношению к крымским татарам по политическим, национальным и религиозным мотивам».
«Казанских и крымских татар объединяет не только принадлежность к тюркоязычным народам, но и общая историческая судьба, - продолжает Кашапов. - Мы, казанские татары, помним завоевание Крыма Россией в 1783 году и ликвидацию государственности крымских татар - Крымского ханства. Произошло уничтожение тысяч населенных пунктов с их жителями, исход значительной части коренного населения в сопредельные государства, изъятие земель у крестьян, разрушение традиционных связей и экономики полуострова. Мы полностью согласны с требованием создания в Крыму национально-территориальной автономии. Тем более мой брат-близнец Нафис Кашапов, политэмигрант из Татарстана, общался в течение восьми лет с лидерами крымско-татарского народа и также поддерживает требование татар Крыма».
«Не стоит сравнивать крымских и башкирских татар - они совершенно противоположны. По крайней мере, крымские татары не националисты и отстаивают совершенно другие проблемы», - говорит, в свою очередь, кандидат исторических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Федор Дорофеев. Резолюцию башкирских татар, по его мнению, можно назвать очередной попыткой возвращения в политическое и общественное поле в связи с Украиной и Крымом. «ТОЦ - это политическая организация, которая работает не первый десяток лет. Им все равно с кем работать, они стараются размешаться на периферии, чтобы привлечь как можно больше народу. Неизвестно, сколько участников в этом движении на самом деле», - отметил он в беседе с РП.
Татарские националисты не первый раз выказывают недовольство башкирскими властями. Активисты ТОЦ и участники молодежного союза «Азатлык» предлагали в том числе переселить российских татар за полярный круг. Особо активизировались татарские националисты в последние два года. «В резолюции, опубликованной в январе 2012 года, кроме вопроса дискриминации, был призыв собраться против президента России Путина и принять активное участие в демократическом движении за гражданские права и свободы в государственном устройстве страны, - напомнил эксперт.
По его словам, «тут все признаки призыва к цветной революции: активисты ТОЦ собирают недовольных властью по всей округе, аккумулируют их недовольство, и получается движущая сила, которая потом может пойти на улицы».
Подробнее Ответить С цитатой В цитатник
Бронзовый бюст на родине
Надгробный памятник
Памятник в Махачкалинском аэропорту
Мемориальная доска в Алупке
Аннотационная доска в Жуковском
Бюст в Феодосии
Памятник в Ярославле
Аннотационная доска в Симферополе
Мемориальная доска в Симферополе
Бюст в Киеве
Бюст в Киеве (фрагмент)
Бюст в Махачкале


Амет-хан Султан – командир авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии капитан;
помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии майор.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

За время войны совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника) на истребителях И-153, «Харрикейн», Як-7Б, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, в 150 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

После войны до февраля 1946 года продолжал службу в ВВС помощником 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (в Белорусском военном округе; город Кобрин Брестской области, Беларусь). Летал на Ла-7.

С февраля 1946 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино). С апреля 1946 года майор Амет-хан Султан – в запасе.

С февраля 1947 года работал лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях первой в мире крыльевой системы заправки топливом в полёте, испытаниях пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета», испытаниях первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1, испытаниях новых систем катапультирования и опытных двигателей на летающих лабораториях.

Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961). Награждён 3 орденами Ленина (23.10.1942; 14.02.1943; 24.08.1943), 4 орденами Красного Знамени (31.07.1942; 13.10.1943; 20.04.1945; 03.02.1953), орденами Александра Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Красной Звезды (05.11.1941), «Знак Почёта» (31.07.1961), медалями.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1953, за испытания самолёта-снаряда КС-1).

Почётный крымчанин (2000, посмертно) и Почётный гражданин Алупки (Крым; 2010, посмертно). 28 июля 1975 года Амет-хан Султан был навечно зачислен в списки 9-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО (город Андижан, Узбекистан; расформирован в октябре 1992 года).

Бронзовый бюст Амет-хана Султана установлен в Алупке. Бюсты также установлены в городах Махачкала и Каспийск (Дагестан), Феодосия (Крым) и Киев (Украина), посёлке Цовкра-1 (Дагестан), памятник – в Ярославле. В деревне Дымокурцы Ярославского района Ярославской области на месте приземления Героя после тарана установлен памятный знак. Мемориальные доски установлены в Алупке на доме, в котором он жил, и на школе, в которой он учился, а также в Симферополе на здании вокзала, где он работал, в Мелитополе (Запорожская область, Украина) на доме, где он останавливался, в посёлке Багерово (Крым), где он проводил испытания, и в Жуковском на улице, носящей его имя. В Алупке создан Музей Амет-хана Султана.

Его именем названы площадь и улица в Симферополе, проспект в Махачкале, улицы в городах Казань (Татарстан), Алупка, Евпатория, Красноперекопск, Судак и Феодосия (Крым), Жуковский (Московская область), Избербаш, Каспийск и Хасавюрт (Дагестан), многих других населённых пунктах.

Имя Амет-хана Султана носят малая планета №6278 «Аметхан» (открыта 10 октября 1971 года), аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане.

Примечания:
1) В ряде документов указана иная дата рождения – 25 октября 1920 года. Однако в автобиографиях сам Герой указывал дату рождения – 20 октября 1920 года;
2) Награждён за выполнение 359 боевых вылетов и участие в 79 воздушных боях, в которых сбил лично 11 и в составе группы 19 самолётов противника (на 28 апреля 1943 года);
3) Награждён за выполнение 602 боевых вылетов и участие в 150 воздушных боях, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника (на 20 апреля 1945 года).

Воинские звания:
младший лейтенант (05.03.1940)
лейтенант (25.03.1942)
старший лейтенант (28.09.1942)
капитан (19.02.1943)
майор (25.03.1944)
подполковник запаса (22.07.1957)

В 1947-1949 годах, совместно с и , Амет-Хан Султан провёл испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П.В.Цыбина. Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (с углом 45°) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлёт планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлёта, а посадка – на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость, равная М=0,87 (М – число Маха). В этих полётах на околозвуковых скоростях был получен обширный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению. В полётах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу.

22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлёта не отделилась тележка. Возникла критическая ситуация: лётчик не мог произвести посадку на тележку, так как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлётно-посадочной полосы. Однако Амет-Хан Султан, проявив мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.

15 июня 1949 года лётчиками-испытателями И.И.Шелестом и Амет-ханом Султаном на самолётах Ту-2 была выполнена первая в мире автоматическая дозаправка в полёте методом «с крыла на крыло». 19 июля 1949 года был осуществлён перелив горючего с Ту-2 (лётчик И.И.Шелест) на истребитель Як-15 (лётчик Амет-хан Султан). В марте 1952 года крыльевая система заправки была принята на вооружение и применялась на бомбардировщиках Ту-4 и Ту-16. 10 декабря 1949 года Я.И.Верников и Амет-хан Султан выполнили первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950 годах провели его заводские испытания.

В 1951-1952 годах Амет-ханом Султаном совместно с С.Н.Анохиным, и были проведены полные испытания пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета». Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3.000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель, управляемый с самолёта-носителя. Лишь в 200-150 метрах от цели лётчик-испытатель переходил на ручное управление, уводя аналог от цели, после чего сажал его на грунтовую полосу. В ходе испытаний по этой теме Амет-хан Султан выполнил первый полёт на самолёте-аналоге с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной из отцепок двигатель самолёта-снаряда не запустился. Положение было катастрофическим: аналог камнем летел к земле, высота таяла с каждой секундой. С земли поступила команда катапультироваться. Но Амет-хан Султан, проявив недюжинную выдержку, всё же запустил двигатель и посадил самолёт-снаряд. Испытания прошли успешно и система «Комета» была принята на вооружение. Встал вопрос о награждении лётчиков-испытателей. Главный конструктор КБ-1 , опираясь на поддержку П.Н.Куксенко и С.Л.Берии, ходатайствовал о награждении Амет-хана Султана третьей медалью «Золотая Звезда». Однако испытатель был награждён орденом Красного Знамени и удостоен Сталинской премии второй степени. Его коллеги С.Н.Анохин и В.Г.Павлов стали Героями Советского Союза, а Ф.И.Бурцев был награждён орденом Красного Знамени (все они также получили Сталинскую премию второй степени). В 1957-1958 годах Амет-хан Султан совместно с В.Г.Павловым и В.П.Трофимовым провёл аналогичную работу на самолёте-имитаторе СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолёту Ту-95К.

В 1953 году Амет-ханом Султаном были проведены полёты для исследования устойчивости управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях полёта. Эти полёты выполнялись на самолёте СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.

Множество полётов были выполнены Амет-ханом Султаном для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний нового катапультного кресла на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, в кабину хлынуло горючее, возникла угроза пожара. Парашютист-испытатель В.И.Головин не смог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. А лётчик не мог управлять самолётом: весь передний обзор был закрыт наполовину вышедшим из передней кабины катапультным креслом. Амет-хан Султан сумел приземлить самолёт на аэродром, жизнь товарища была спасена. 7 апреля 1959 года Амет-хан Султан поднял в небо, а затем в 1959-1960 годах совместно с Р.Ф.Захаровым провёл испытания первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1.

За свою лётную биографию Амет-хан Султан освоил 96 типов самолётов и планеров, налетал 4.237 часов. Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. В ходе полёта приходилось выпускать закрылки для более устойчивого положения самолёта на малых скоростях. После одного из таких режимов закрылки не были убраны и оторвались при последующем разгоне самолёта. Самолёт совершил резкий переворот через крыло и из-за возникшей перегрузки разломился в воздухе. Все члены экипажа (командир экипажа Амет-хан Султан, второй лётчик Е.Н.Венедиктов, штурман В.А.Михайловский, бортрадист А.В.Воробьёв и ведущий инженер Р.Г.Ленский) погибли.

Амет-Хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец - лакец (родом из аула Цовкра в Дагестане), мать - крымская татарка. Член КПСС с 1942 года. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии.

В Великой Отечественной войне

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «Харрикейны».

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. За этот подвиг Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля.

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза И. Г. Борисов и Б. Н. Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт Физелер Fi-156 «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Лучшие дня

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190».

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.

Послевоенная карьера

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан - слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность[источник не указан 153 дня] (в анкетах он указывал, что он - татарин), так как в то время крымские татары были обвинены в пособничестве гитлеровцам и выселены из родных мест. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года - второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В конце 1949 года Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950 годах проводят его заводские испытания.

В 1951-1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака - 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.

Жил прославленный лётчик в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

2 медали «Золотая Звезда»

3 ордена Ленина

4 ордена Красного Знамени

Орден Александра Невского

Орден Отечественной войны 1 степени

Орден Красной Звезды

орден «Знак Почёта»

Память

Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане.

Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник - лётчик, стоящий на крыле

Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.

Аэропорт Махачкалы имени Ахмед-хан Султана

На 34-м километре линии Остряково - Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан

Его имя носит лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан

В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…
Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чём не повинных…
Но не о подлецах пойдёт сегодня речь, а о Герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, героем Советского Союза.
Сын крымской татарки и лакца из Дагестана - национальный герой и на Кавказе, и в Крыму. Местные улицы носят его имя, в музеях хранятся личные вещи.

Начало пути будущего героя

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Его детская биография не содержала в себе ничего героического - 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность… Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.

И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта.

В первый день войны Султан произвёл несколько штурмовок на своем И-153. А к октябрю 1941 года лётчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награждён орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал только в следующем году.

Таран над Ярославлем

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Зимой 1942 года в полку появилась новая техника – британский «Харрикейн IID», оснащенный 40-мм пушкой, уверенно показавшей себя в борьбе с бронетехникой. Именно на нем Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу.

В марте 1942 года 4-й авиационный полк находился в составе Ярославского ПВО. В одном ожесточенном бою с вражеской авиацией «Харрикейн» Амет-Хана быстро израсходовал боезапас, летчик пошел на таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88», ударил врага снизу своим левым крылом. При столкновении «Харрикейн» застрял в горящем «Юнкерсе». Амет-Хан выбрался из кабины своего самолета, падающего «в объятиях» неприятельской машины, и спустился на землю на парашюте.

Этот подвиг прославил воина. Спустя несколько дней его пригласили в Ярославль, где на Советской площади (на которую для всеобщего обозрения были выставлены остатки «Юнкерса») Комитет обороны города наградил героя грамотой, именными часами и присвоил звание «Почетный гражданин города Ярославля». За этот подвиг Амет-Хан 24 августа 1943 года будет награжден первой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Летом 1942 года летчик пересел на отечественную технику – под Воронежем летал на машине Як-1, а в период Сталинградской битвы – на Як-7Б. Под Сталинградом Султан был включен в состав легендарного 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служили наши легендарные летчики Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко (будущие дважды Герои Советского Союза), Иван Борисов и Борис Еремин (будущие Герои Советского Союза). В жестоких схватках в небесах Сталинграда Амет-Хан был сбит, но снова спасся на парашюте.

С октября 1942 года Султан был назначен на должность командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного полка. В этой должности он воевал до конца войны.

Воздушный спецназ

В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе». Крыло к крылу с Султаном в специальной группе "охотников" за хвалеными немецкими асами сражались такие мастера воздушного боя как В.Д. Лавриненков, А.К. Рязанов, И.Н. Степаненко, И.Г. Борисов, Б.Н. Еремин. Быть рядом с ними означало самое высокое признание профессиональных летных и боевых качеств, независимо от служебного положения и количества наград за прошлые заслуги. Дело в том, что подтверждать это высочайшее и, вместе с тем, суровое отличие необходимо было в каждом боевом вылете.

Они постоянно учились сами и учили умелого и опытного врага узнавать и признавать себя по особой хватке и четкому летному почерку, которые сами по себе нередко определяли исход боя. Ко времени ожесточенных боев в небе Воронежа и Сталинграда Амет-Хан успешно освоил и до предела использовал все потенциальные боевые возможности истребителей И-15, И-16, И-153, "Харрикейн", Як-1, Як-7б.

Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской Bell P-39 Airacobra. Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями.

В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года он в паре с Героем Советского Союза И.Г. Борисовым привел на свой аэродром связной "Физелер-Шторх", дав ему свою твердую установку на посадку. После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая, кстати, имела сложную механизацию крыла.

В отношении освоения новой техники судьба явно благоволила к нему. Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего - Fw-190.

За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза оставались 603 боевых вылета. Из них 70 - на штурмовку, когда легкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем, несущимся от опасно близкой земли. Его нервы выдержали 150 воздушных боев, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 - в группе.

Герои и предатели

Разбрасываться элитой авиации после войны не стали, и по личному приказу Сталина все лучшие асы были направлены на учёбу в военные академии. Туда же поступил и Амет-Хан Султан, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность - крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более что лётчик легко мог указать национальность отца.

Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.

При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…

Но вернёмся к самому Амет-Хану...

Испытатель

22 июня 1945 года двадцатипятилетнему летчику вторично присваивается звание Героя, а в августе перед сыном лудильщика из Алупки сами собой распахиваются двери престижной академии, за которыми отчетливо просматривались контуры будущей генеральской карьеры. Но в начале 1946 года он со свойственной ему прямотой и честностью ставит на ней здоровенный крест. "Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии", - простодушно писал он в рапорте по команде.

Вернуться же к любимому делу в мирные послевоенные дни оказалось гораздо сложней. Хорошо, что рядом оставались еще достаточно влиятельные боевые друзья. Только в феврале 1947 года Амет-Хан становится рядовым летчиком-испытателем Летно-исследовательского института и начинает осваивать, по существу, новую профессию. В этом тяжелейшем и опасном труде он по-настоящему найдет себя, и поможет ему бесценный боевой опыт, отшлифованные войной летные и волевые качества.

В кратчайший срок Амет-Хан выдвигается в число лучших. В 1949 году ему присваивается 3-й класс, а затем с интервалом в один и два года - 2-й и 1-й классы летчика-испытателя. При строжайшей методике отбора испытателей согласно категориям сложности проводимых испытаний такой стремительный взлет удавался лишь самым способным и достойным. Золотые Звезды и ордена при такой постановке практически утрачивали свой немалый вес.

Начинал он с "летающих лабораторий" ЛЛ-1 и ЛЛ-2 конструкции П.В. Цыбина. Планер, оснащенный пороховым ракетным двигателем, разбегался, буксируемый самолетом, на специальной сбрасывавшейся тележке, а садился - на лыжу. После расцепки планер, пикируя, разгонялся пороховым двигателем до скорости, соответствовавшей числу М=0,87. Так добывался ценнейший экспериментальный материал по аэродинамике различных крыльев.

Как-то после взлета ЛЛ-1 не отделилась тележка. Посадка с ней могла привести к тяжелым последствиям, вплоть до гибели машины. И все же испытатель решился на посадку. После опасного приземления на лишенные тормозов колеса тележки он расчетливо и хладнокровно не оставлял попыток ее отцепить. Только в самом конце, пролетев почти всю взлетно-посадочную полосу, ему это удалось и он сел штатно, как положено на лыжу. В это время злосчастная "телега" все еще продолжала свой бешеный пробег.

В июне 1949 года он на двухмоторном Ту-2 выполнил первую в стране дозаправку топливом в воздухе методом "с крыла на крыло". Сколько сил и нервов отдали они вместе с А.П. Якимовым для отработки и доводки системы, разработанной В.С. Васяниным и И.И. Шелестом, теперь мало кто знает. Остались только скупые, лаконичные записи в летной книжке, глухо свидетельствующие о драматизме тех дней.

К концу того же года Верникову и Амет-Хану доверяют самое сложное - испытание опытного всепогодного двухместного истребителя-перехватчика ОКБ А.И.Микояна И-320 ("Р-2"). А в 1951 году прихотливая судьба летчика-испытателя усаживает его в самолет-снаряд "КС", точнее его аналог. Самолет-снаряд после отцепки с носителя Ту-4 должен был лететь на крупную надводную цель-корабль.

В январе Султан Амет-Хан выполнил первый полет на аналоге, стартовав с земли, а спустя четыре месяце - отделившись от четырехмоторного носителя. В одном из полетов двигатель не запустился сразу после отделения, и только у самой земли испытателю удалось это сделать. Ценой невероятного нервного напряжения и благодаря знаменитой выдержке пилота, испытания успешно завершились. За проявленные мужество и героизм Амет-Хан Султан в третий раз представляется к званию Героя Советского Союза. Однако утверждения в этот раз не произошло.

Со службой Амет-Хана в ЛИИ связана одна история. Командование ВВС сочло, что оклады летчиков-испытателей слишком завышены по отношению к другими летчикам. А чтобы все выглядело «красиво», дали распоряжение летчикам написать о своём согласии на снижение зарплаты. Амет-Хан написал, как и его коллеги, о согласии, но приписал: «Вот только жена категорически против». И.В. Сталин всегда проявлял интерес к авиации и ходу испытаний новых машин. Когда он увидел приписку именитого лётчика, наложил свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет-Хана». Оклады для испытателей оставили прежними.

В феврале 1953 года за успешно проведенные испытания самолета-аналога "К" отважный пилот удостаивается ордена Красного Знамени и Государственной премии. В том же году он осваивает "сверхзвук", исследуя его на самолете СИ-10, созданным на базе МиГ-17. Спустя четыре года вспомнили о его полетах на аналоге самолета-снаряда. Вместе с В.Г. Павловым и В.П. Трофимовым на самолете СМ-20, имитирующем крылатую ракету К-20, он испытывает специальную аппаратуру, осуществляя опасные старты с самолета-носителя Ту-95К. Похоже, что полеты на аналогах крылатых ракет стали сопутствующей специальностью Султана.

В пятидесятые годы работа Амет-Хана связана с испытанием катапультных кресел для сверхзвуковых истребителей, осуществлявшихся парашютистами-испытателями В.И. Головиным и В.С. Кочетковым. 12 ноября 1950 года в одном из испытательных полетов на летающей лаборатории УТИ МиГ-15 произошел самопроизвольный взрыв пиропатрона катапультного кресла. Из пробитого бака топливо хлынуло в обе пилотские кабины, которые моментально преобразились в керосиновые ванны. Взрывом покорежило направляющий рельс катапультного кресла, что препятствовало покиданию поврежденного самолета парашютисту Головину. Серийный УТИ МиГ-15 не был ценным испытательным объектом, и не будь "неприятности" с направляющей катапульты можно было бы с чистой совестью покидать машину, которая вдруг стала зажигательной бомбой замедленного действия. Спасая жизнь товарища, Султан пошел на рискованную посадку и так мягко "притер" свою крылатую "зажигалку" к взлетно-посадочной полосе, что не случилось никаких искрений и возгораний.

В апреле 1959 года он впервые поднимает в воздух экспериментальный самолет НМ-1 конструкции П.В. Цыбина и успешно проводит его испытания. Осень 1961 года он встречает будучи "Заслуженным летчиком-испытателем СССР". Для испытателей это звание - высочайшая награда.

Известный аварский писатель Расул Гамзатов вспоминал:
«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать - татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары - своим.
- Чей же ты? - спросил я его однажды.
- Я герой не татарский и не лакский, - ответил Амет-Хан, - я - Герой Советского Союза.
- А чей сын?
- Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»

Смерть настигнет замечательного летчика и человека спустя 10 лет. Произошло это 1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном, серийном бомбардировщике Ту-16, переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей. В этот день Амет-Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы провести испытания ТРД. Испытуемый мотор помещался внутри фюзеляжа ТУ-16 и для запуска опускался вниз. Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения лётного задания. Это было последнее сообщение с воздушного корабля. Ту-16 рухнул в болото. Экипаж погиб. Что произошло в тот трагический момент, до сих пор неизвестно. Вероятнее всего, взорвался опытный двигатель.

К этому времени Амет-Хан налетал 4237 часов, освоил и испытал около 100 (!) типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почета" и многими медалями, но генералом так и не стал. Уроженца Алупки, почетного гражданина Ярославля и жителя подмосковного Жуковского похоронят в Москве на Новодевичьем. Позднее его именем назовут горный пик в Дагестане, улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском и Махачкале.

В биографии летчика-истребителя Амет-Хан Султана, который не раз, рискуя жизнью, шел на таран, 603 боевых вылета. Враги, как огня боявшиеся аса, не зря дали ему прозвище «Черный дьявол», ведь в 130 воздушных сражениях он лично сбил тридцать немецких самолетов, поэтому неудивительно, что когда его эскадрилья поднималась в небо, фашисты приходили в ужас.

Детство и юность

Дважды Герой Советского Союза родился 20 октября 1920 года в городе Алупке. Отец летчика, Султан, являющийся по национальности дагестанцем, был обычным среднестатистическим работником, а мать, крымская татарка Насибе, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Их дом, расположенный у подножья гор, напоминал гнездо ласточек.

В то время идеология интернационализма призывала уважать соседей, поэтому, когда после Гражданской войны на полуострове утвердился мир, его жители (русские, евреи, татары, немцы, греки) рука об руку выстраивали новую жизнь.

Амет-Хан, как и все приморские мальчишки, с детства мечтал о путешествиях в дальние страны. В мае 1935-го в Алупке проводился национальный праздник Хедерлез, на котором будущий летчик победил в борьбе куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путевкой в лагерь, в котором Султан впервые увидел самолет.

С того момента он жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже - в Качинское авиационное училище, в котором курсанты проходили ускоренный курс обучения.


Качинская школа была главной по подготовке пилотов России. Амет-Хан быстро освоил теорию полета, тактику и навыки воздушной стрельбы. Кроме летной, были еще общевойсковая, строевая и физическая подготовки, а так же уставы и несение дежурства.

С марта по декабрь 1939 года юноша совершил 270 полетов, после которых в служебной характеристике летчика появилась запись, в которой говорилось, что в воздух курсант поднимался «с большим желанием». Выпускные экзамены Амет-Хан сдал успешно. Приказом наркома обороны от 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись самолеты от устаревшей «Чайки» до знаменитого «Ла-7», рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды. Ас налетал многие тысячи километров, но в бесконечном пространстве войны существовало только одно место, в которое всегда стремилась душа летчика – родные края.


Когда Крым оккупировали фашисты, чтобы поднять дух жителей, над деревнями разбросали листовки с описанием подвигов Амет-Хана, которые в итоге попали в Гестапо. Тогда от расстрела родителей Султана спасло только то, что их младший сын служил в немецкой комендатуре.

В тот период крымские татары оказались на перепутье – уйти в горы и сражаться с захватчиками или прогнуться и пойти на службу к немцам. Каждый поступал по совести, но большинство просто пыталось выжить. Стоит отметить и то, что немецкая пропагандистская машина работала изощренно, разжигая националистические чувства и играя на застарелых обидах, обещая отдать татарам Крым в вечное владение.

На самом деле гитлеровская верхушка планировала превратить Крым в подобие Готланда и заселить его немецкими колонистами, избавившись перед этим от местных жителей.

10 мая 1944 года русские войска освободили Севастополь. Впервые за время войны летчики 9 гвардейского полка были выведены на отдых. Тогда Амет-Хан узнал, что его родители пережили оккупацию и с ними все в порядке. Капитану дали краткосрочный отпуск, чтобы он навестил отца и мать. В Алупку ас приехал на двух машинах в сопровождении друзей, с которыми он каждый день поднимался в небо.

17 числа этого же месяца в дом к Султану вломились военные, которым было поручено задержать маму прославленного летчика и в связи с постановлением о высылке татар из Крыма отправить ее в сборный пункт. Только помощь боевых друзей сына помогла Насибе остаться в послевоенном Крыму.


После этого случая вера Амет-Хана в светлое будущее пошатнулась. Тогда же летчик узнал, что его младшего брата арестовали как пособника оккупантов. Султану разрешили увидеться с родственником. Ас хотел о многом спросить Имрана, но вопросы комом застряли в горле, когда он увидел осунувшееся лицо брата.

Выступая на заседании военного трибунала, Амет-Хан напомнил присутствующим, что тогда именно советская пропаганда листовками, в которых говорилось о его подвигах, поставила семью в безвыходное положение. Для Гестапо найти его родителей не представляло труда, и брат просто пытался уберечь мать и отца от расстрела. В дальнейшем Султан всячески помогал и поддерживал Имрана.

Военная служба

Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-ом истребительном авиаполку под Кишиневом. В октябре 1941 года летчика назначили командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта. К тому времени Султан уже произвел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награжден орденом Красного Знамени.


В характеристике 21-летнего летчика, составленной в те дни, командиры отмечали отважность, упорность и настойчивость Султана, называя его мастером воздушной разведки. Амет-Хан отменно владел самолетом, чувствуя машину как самого себя.

После Сталинграда уже капитан Амет-Хан участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя и Крыма.18 апреля1944 года к наградам прибавился еще один орден Ленина, а после очередного воздушного боя- орден Красного Знамени. В августе 1943-го Султану присвоили звание Героя Советского Союза, а в октябре боевые подвиги отметили второй Золотой Звездой.


На протяжении всей войны немецкое командование больше всего опасалось авиаполка Хан-Султана, которого фашисты за его демонические танцы в небе прозвали Черным дьяволом.

Личная жизнь

К сожалению, в сети крайне мало информации, касающейся личной жизни летчика-истребителя. Достоверно известно только то, что Султан был женат на Фаине Максимовне, которая подарила ему двух сыновей – Станислава и Арслана.

Смерть

1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном серийном бомбардировщике «Ту-16», переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей, Амет-Хан поднялся в небо. В этот день планировалось испытать новый мотор.

Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения летного задания. После этого самолет пропал с экранов радаров. Обгоревшую машину обнаружили с борта вертолета только через пару суток. Как установили впоследствии, летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки прямо в воздухе.

Тело находившегося в хвостовой части машины радиоинженера нашли быстро, а вот переднюю кабину и носовой отсек с остальными членами экипажа обнаружили только на четвертый день. Амет-Хант сидел в капитанском кресле. Положение его тела говорило о том, что он не предпринял ни единой попытки, чтобы спастись.


К моменту гибели «Черный дьявол» налетал 4237 часов, освоил и испытал 100 типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами , Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

Уроженца Алупки похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Позднее его именем назвали горный пик в Дагестане, улицы в Волгограде, Жуковском и Махачкале. Также в Ярославле герою установили памятник, а в Алупке открыли музей.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (награжден дважды)
  • Орден Ленина (награжден трижды)
  • Орден Красного Знамени (награжден четыре раза)
  • Орден Александра Невского
  • Орден Отечественной войны 1 степени
  • Орден Красной Звезды
  • Орден «Знак Почета»