Уроки русского языка системно деятельностные. Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»

Александр Пятигорский

Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющий предписания учителя и домашнее задание, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемые жизнью. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.

Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Главные принципы системно- деятельностного подхода:

научить учиться

научить объяснять явления действительности, их сущность, причины

научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п.

научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения,

научить решать проблемы

Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно –деятельностного подхода в преподавании?

В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас же учащиеся должны открывать знания сами.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.

На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Также идет подготовка к ГИА, когда нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста.

В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек».

Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне»

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. При изучении темы «Фразеология» дети готовили мини – проекты, оформляли свои фразеологические словарики, в которых давали объяснение записанным фразеологизмам.

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию.

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми.

Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы: На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?

Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?

– Чем различаются сказуемые второй группы? Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным?

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


как главное условие реализации ФГОС.

«Единственный путь, ведущий к

Знаниям, - это деятельность».

Б.Шоу

«Скажи мне

И я забуду.

Покажи мне

– и я запомню.

Дай мне действовать самому

– и я научусь.»

Китайская

Мудрость

“Для жизни, а не для школы учимся мы”.
Сенека

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.

Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Только в процессе деятельности активизируется мозг, память, приобретается и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося…

Только в процессе деятельности могут появиться открытия и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках.

Все они применимы на уроке русского языка, однако, по моему мнению, ключевыми все же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.

Внедрение системно- деятельностного метода в образовательный

Процесс уроков русского языка

Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Что же такое деятельность? Это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

В своей теории деятельности А.Н. Леонтьев выделяет в структуре деятельности:

Потребность – стремление к усвоению знаний;

Учебную задачу – овладение общим способом решения всех задач данного вида (вводится в проблемных ситуациях);

Мотивы (в мотивах конкретизируется потребность УД);

Учебные действия и операции (учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций).

Деятельность можно разделить на этапы:

  • процесс вовлечения в деятельность;
  • процесс целеполагания;
  • процесс проектирования действий;
  • процесс осуществления действий;
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Это ведь и есть структура урока при СДП.

Только в деятельности происходит развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. При СДП учитель – это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Какие методы и приемы использую на своих уроках?

СДП предполагает собственную деятельность ребенка. Это невозможно без опоры на его личный опыт. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме.

Чтобы привлечь ребенка к деятельности, надо воздействовать на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную.

Принципиально значимым является воздействие на эмоциональную сферу. Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему , когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

На уроке используются различные способы развития мотивации :

  1. Организация образовательного процесса.

Здесь важна:

Новизна, практическая значимость подаваемого материала;

Четкое структурирование;

Логичное, яркое, контрастное выступление;

Ритмичное чередование видов деятельности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения (на данном уроке – использование разных средств искусства).

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме (на этапе работы со словарными словами, использование текстов с ошибками). Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения:

Гуманное отношение;

Доверие к ученикам;

Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

Воздействие на интеллектуальную сферу с помощью проблемных вопросов и заданий приводит к использованию на каждом этапе урока различных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

На уроке используются следующие современные пед. технологии:

  • проблемно – диалогическая технология (на этапе актуализации знаний и постановки темы целей урока);
  • технология мини – исследования (каждый вид деятельности – мини-исследование)
  • оценивания образовательных достижений (учебных успехов) (самооценка на каждом этапе урока);
  • технология сотрудничества (на протяжении всего урока);
  • ИКТ – технология .

На уроке идет формирование УУД:

  1. познавательные УД (развитие мыслительных операций);
  2. регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка);
  3. коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве);
  4. личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине).

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода

1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  • устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  • актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
  • фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Современный урок русского языка

(Отличия от традиционного урока)

Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно-деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока.

Рассмотрим на примере урок по русскому языку для 6 класса по теме: «Указательные местоимения» .

Цели урока:

  1. Проверка степени усвоения разрядов местоимений. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей указательных местоимений.
  2. Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.
  3. Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.

Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.

Повторение. На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения разрядов местоимений. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

Урок начинается с вопроса:

  • Чем замечателен сегодняшний день?

Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны.

Текст о весне записывается тетрадь:

День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»

Задание классу:

Возможные варианты заданий:

  • Найдите местоимения, укажите разряды.
  • Озаглавьте текст. Продолжите текст и др.

Беседа на повторение:

  • Что такое местоимение?
  • Какие разряды изучили?
  • Вспомните, какие трудности по теме «Имя местоимение» вы для себя выделили на прошлом уроке.

Последний вопрос особенно важен, так как он личностно-значим, каждый из учеников вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы.

  1. Следить за собой.
  2. Подготовить кое-что.
  3. Кто здесь?
  4. Остановиться у них.
  5. Не загорел никто.
  6. Сколько-нибудь книг.
  7. У кого спросить?
  8. Дружить с ними.
  9. Никаких трудностей.
  10. Увидеть нечто.
  11. Сколько сделал?
  12. Сходить к вам.
  13. Ничего не знать.
  14. Владеть чем-либо.
  15. Дом, который стоит у дороги.
  16. Прийти за тобой.
  17. Ни к каким преградам.
  18. Кое с кем посоветоваться.
  19. Узнать, кто сделал.
  20. Сходить ко мне.
  21. Не с кем поговорить.
  22. Какой-то шорох.
  23. Определить, чье гнездо.
  24. Стоять возле нее.
  25. Возьми себе.

Л – личные
В – возвратные
? - вопросительные
О – относительные
Н – неопределенные
-- - отрицательные

Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата. Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2».

Рефлексия. Намного важнее на данном этапе самоанализ обучающимися полученных результатов по итогам проверочной работы. Возможные вопросы для рефлексии:

  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?
  • Какие разряды местоимений не удалось определить и почему?
  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
  • Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

Введение в тему. Следующий этап урока направлен на достижение воспитательной цели урока, так как анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Вопросы и задания для работы с текстом:

  • Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства? (Обновление.)
  • Какие художественные средства помогают создать образ наступающей весны?

Отдыхает луг – олицетворение;

Шумят деревья – олицетворение;

Весело-сухие – эпитет;

Ветер нежен и упруг – эпитет;

Как новую – сравнение.

  • Найдите все местоимения в тексте (такие, своей, своего, ту, что).
  • Назовите известные разряды местоимений.
  • В чем особенность местоимений ТАКИЕ, ТУ ? Какую роль они играют в тексте? (В ыделяют слово, подчеркивают его особенность.)
  • Предложите свое название таким местоимениям?

Вот первое открытое задание, позволяющее ученику предложить свой, непохожий на другие варианты ответ. После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь.

Изучение новой темы урока. Следующий этап урока - работа по новой теме: «Указательные местоимения».

  • Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?
  • Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно)

Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того .

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия):

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся:

Вопросы для целеполагания:

  • Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы «Указательные местоимения».
  • Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации об указательных местоимениях (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)
  • Задание: прочитайте параграфы из учебников:
    М.Т.Баранов – параграф 77, стр. 184.
    В.В.Бабайцева – параграф 131, стр. 139.
  • Что Вы узнали об указательных местоимениях?
  • Чем отличаются точки зрения на местоимения авторов разных учебников?
  • Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Баранов Михаил Трофимович, д.п.н.
Ладыженская Таиса Алексеевна, д.п.н.
Бабайцева Вера Васильевна, д.ф.н.
Чеснокова Лилия Дмитриевна, д.ф.н.

Слова в помощь:

выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению

Самостоятельная работа: ученикам предлагается оформить краткую запись в любой форме об указательных местоимениях, опираясь на учебник М.Т.Баранова и фрагмент из учебника Н.С.Валгиной (прил.1).

После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, также предлагается вариант учителя – опорный конспект (прил.2).

Вопросы для рефлексии:

  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование указательных местоимений в речи.

Эвристическое задание: В начале урока мы сегодня с Вами говорили о том, что именно в этот день девушки и ребятишки начинают кликать весну, петь песни. Такие старинные обрядовые песни в старину называли веснянки или веснянки-заклички. Придумайте свою веснянку, призывающую весну, обязательно употребляя в своем тексте указательные местоимения.

Альтернативное задание – упр. 437.

Домашнее задание:

  1. Выяснить, в чем сходство и отличие указательных местоимений в русском и английском языках.
  2. Уметь рассказать по своей краткой записи об указательных местоимениях.
  3. Упражнение 439.

Итоговая рефлексия:

На протяжении урока школьникам была предоставлена возможность не просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами, в системе была организована работа по целеполаганию и рефлексии обучающихся, что способствовало осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий.

Урок русского языка теме “Причастие как часть речи”, 7 класс.

1. Организационный момент.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне - “Хочу, потому что могу”.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения изученного ранее материала. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

В основе урока – работа с текстом. Такое содержание учебной деятельности соответствует цели компетентностного обучения русскому языку, способствующего формированию языковой способности личности.

На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением. Анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.

Например, при изучении темы “Причастие” предлагаю тексты, насыщенные именами прилагательными, уже хорошо известными детям, и причастиями, о которых только пойдет речь на уроке.

Задание классу: Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

Прочитайте выразительно стихотворение.

Озаглавьте текст.

Определите тему и идею текста. Дайте аргументированную оценку предложенным текстам.

Какие художественные средства используют авторы стихотворений?

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Перечисленные выше задания, как правило, обязательны для работы с любым видом текста в каждом классе. Мало того, что происходит развитие коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи), параллельно идет подготовка к государственной итоговой аттестации, выработка практических умений по текстоведению (речеведению), таких, как способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста; опознавать языковые средства выразительности и др.

Введение в тему. Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Назовите все слова, которые указывают на признак предмета. Каким способом вы смогли их выявить? (по вопросу какой? Какая? Каков?)

Изучение новой темы урока.

Исследовательское задание классу:

Распределите слова на группы, объединив их по общим признакам (количество групп каждый определяет самостоятельно).

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы.

Когда волнуется желтеющая нива ,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду
малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка ;
Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой ,
Из-под куста мне
ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов

Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается:
Лес стоит
под шапкой тёмною ,
В золотом огне купается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами
обрызгана ,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана .
(И.С.Никитин)

Свежий лес, малиновая слива, под тенью сладостной, зеленого листка, росой душистой, румяным вечером, в час златой, ландыш серебристый, кудрявый лес, под шапкой темной, в золотом огне, трава зеленая, пылью розовой.

Желтеющая нива, обрызганный ландыш, трава обрызгана, осыпана, унизана.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить (Что такое причастие как часть речи? )

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся.

Вопросы для целеполагания:

Что общего у слов в обеих группах? Какую часть речи они поясняют? Каким способом образованы данные слова? От каких частей речи образованы данные слова?

IV. “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).

Беседа по итогам сравнения двух текстов:

  • Что Вы узнали о причастии?
  • Чем отличаются точки зрения на причастие авторов разных учебников? Что между ними общего?

Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных формах преподнесения учебного материала обучающимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Слова в помощь: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению.

  • Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о причастии (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)

Учитель предлагает свою форму записи только после того, как дети выскажут собственные предложения.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Приводятся определения причастия как в стихотворной форме, облегчающей запоминание, так и авторитетных русских классиков.

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

Слова В. Даля, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”:

“Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”.

А.С. Пушкин, гений нашей литературы, говорил о причастиях:

“Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, затем демонстрируется вариант учителя – опорный конспект.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

Вопросы для рефлексии :

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование причастий в речи.

Задание 1:

Попробуйте заменить прилагательные из первого столбика на однокоренные причастия.

Эвристическое задание:

Придумайте как можно больше предложений о своей деятельности на уроке и работе одноклассников, используя причастия.

По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.

Домашнее задание:

Уметь рассказать по своей краткой записи о причастиях.

Назовите ассоциативный ряд со словом “Осень” (осень, листья, небо, дождь, тучи). Составьте предложения, в которых данные слова будут употреблены с причастием.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Возможность создания собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.

Учитель! Он всегда в дороге,

В заботах, поиске, тревоге,

И никогда покоя нет!

Он сам себя всех строже судит,

Он весь земной, он рвётся в высь;

Не счесть пожалуй сколько судеб

С его судьбой переплелись!

Д. С. Лихачёв.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2004

“Для жизни, а не для школы учимся мы”.
Сенека

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании
и искусном применении всего того, что знаешь”.
Г. Гегель.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.

Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках.

Все они применимы на уроке русского языка, однако, по моему мнению, ключевыми все же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.

В рамках деятельностного подхода целесообразно организовать работу с образцовым художественным текстом небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий.

Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания (чтение и слушание) и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствует формированию мотивации к творческой деятельности. Творческими заданиями могут быть как спонтанные речевые высказывания по восприятию и осмыслению текста, так и письменные тексты, созданные обучающимися.

Предлагаю посмотреть, как все сказанное выше реализуется в практической деятельности на примере урока, организованного на основе системно – деятельностного подхода, по теме “Причастие как часть речи”, 7 класс.

1. Организационный момент.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне - “Хочу, потому что могу”.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения изученного ранее материала. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

В основе урока – работа с текстом. Такое содержание учебной деятельности соответствует цели компетентностного обучения русскому языку, способствующего формированию языковой способности личности.

На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением. Анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.

Например, при изучении темы “Причастие” предлагаю тексты, насыщенные именами прилагательными, уже хорошо известными детям, и причастиями, о которых только пойдет речь на уроке.

Задание классу: Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

Прочитайте выразительно стихотворение.

Озаглавьте текст.

Определите тему и идею текста. Дайте аргументированную оценку предложенным текстам.

Какие художественные средства используют авторы стихотворений?

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Перечисленные выше задания, как правило, обязательны для работы с любым видом текста в каждом классе. Мало того, что происходит развитие коммуникативной компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи), параллельно идет подготовка к государственной итоговой аттестации, выработка практических умений по текстоведению (речеведению), таких, как способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; определять основную мысль, позицию автора текста; опознавать языковые средства выразительности и др.

Введение в тему. Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Назовите все слова, которые указывают на признак предмета. Каким способом вы смогли их выявить? (по вопросу какой? Какая? Каков?)

Изучение новой темы урока.

Исследовательское задание классу:

Распределите слова на группы, объединив их по общим признакам (количество групп каждый определяет самостоятельно).

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы.

Когда волнуется желтеющая нива ,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка ;
Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой ,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
М. Ю. Лермонтов
Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается:
Лес стоит под шапкой тёмною ,
В золотом огне купается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами обрызгана ,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана .
(И.С.Никитин)

Свежий лес, малиновая слива, под тенью сладостной, зеленого листка, росой душистой, румяным вечером, в час златой, ландыш серебристый, кудрявый лес, под шапкой темной, в золотом огне, трава зеленая, пылью розовой. Желтеющая нива, обрызганный ландыш, трава обрызгана, осыпана, унизана.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить (Что такое причастие как часть речи? )

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся.

Вопросы для целеполагания:

Что общего у слов в обеих группах? Какую часть речи они поясняют? Каким способом образованы данные слова? От каких частей речи образованы данные слова?

IV. “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).

Беседа по итогам сравнения двух текстов:

  • Что Вы узнали о причастии?
  • Чем отличаются точки зрения на причастие авторов разных учебников? Что между ними общего?

Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных формах преподнесения учебного материала обучающимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Слова в помощь: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению.

  • Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о причастии (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)

Учитель предлагает свою форму записи только после того, как дети выскажут собственные предложения.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Приводятся определения причастия как в стихотворной форме, облегчающей запоминание, так и авторитетных русских классиков.

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

Слова В. Даля, создателя “Толкового словаря живого великорусского языка”:

“Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”.

А.С. Пушкин, гений нашей литературы, говорил о причастиях:

“Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: который скачет, который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, затем демонстрируется вариант учителя – опорный конспект.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

Вопросы для рефлексии:

  • Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование причастий в речи.

Задание 1:

Попробуйте заменить прилагательные из первого столбика на однокоренные причастия.

Эвристическое задание:

Придумайте как можно больше предложений о своей деятельности на уроке и работе одноклассников, используя причастия.

По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.

Домашнее задание:

Уметь рассказать по своей краткой записи о причастиях.

Назовите ассоциативный ряд со словом “Осень” (осень, листья, небо, дождь, тучи). Составьте предложения, в которых данные слова будут употреблены с причастием.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Возможность создания собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2004

Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Эти возможности обеспечиваются тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В основу деятельности педагога на уроках положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно-деятельностного подхода. УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Что такое деятельностный подход в образовании? (слайд 2)

Процесс обучения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом (слайд 3)

Основные положения технологии деятельностного метода обучения:

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

Сам процесс учения должен быть творческим.

Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Учитель в образовательном процессе должен реализовать ряд важных условий: (слайд 5)

Создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;

Обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат;

Развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя “со стороны”, “чужими глазами”; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития;

Предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

Дидактические принципы в системе развивающего обучения: (слайд 6)

Принцип деятельности.

  • Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.

Принцип целостного представления о мире.

  • У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Принцип непрерывности.

  • Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Принцип минимакса.

  • Школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

Принцип психологической комфортности.

  • Снятие по возможности всех стресообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке комфортной атмосферы.

Принцип вариативности.

  • Предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Принцип творчества (креативности).

  • Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока .

Начать урок можно так:

У.- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

Почему это важно? Выскажите свои мысли.

У. – Проверьте “рабочее место” вашего соседа по парте.

В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей к уроку русского языка и высказыванием своего мнения, у обучающихся формируются регулятивные УУД: (слайд7)

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.

У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Приготовьтесь узнать много нового, интересного. Пусть этот урок принесет вам радость общения.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации на начальном этапе изучения нового материала, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Актуализация знаний.

Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока?

Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы: (слайд 8)

Побуждающий диалог. Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы;

Подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите “лишнее”);

Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся

Учитель читает стихотворение В. Лукса “У доски”.

Вызвал внезапно учитель к доске –
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё как назло позабыл до утра!
Только учитель диктует “окно”,
Мелом пишу на доске я “акно”.

Д.- Надо писать через О!

Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски.

Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД: (слайд 10)

познавательных :

Выполнять классификацию;

Обосновывать основание для классификации;

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивных : (слайд 11)

Осуществлять самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать.

Oпределять и формулировать цель деятельности на уроке

Oпределять последовательность действий на уроке

Далее я создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у обучающихся сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи.

Я обдумываю, какая из предложенных формулировок вопроса способствует формированию личностных УУД: (слайд 12)

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

У.– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

Д.- Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.

У. – Какие цели поставите перед собой? Чему вы можете научиться на данном уроке?

Д.- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.

В процессе систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики сравнивают, анализируют, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию, координируют различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы, применяемые на уроках русского языка в начальной школе, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Так как одним из ведущих видов деятельности у учащихся начальной школы остается игра, изучение нового материала целесообразно проводить в виде игры.

На уроках я практикую работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Использование парной формы контроля позволяет мне решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием (слайд 13) “Знаю – хочу узнать – узнал – научился”. Этап “Знаю” предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; “Хочу узнать” - формулирование цели; “Узнал” - соотношение старой и новой информации; “Научился” - осознание результативности деятельности.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикуются приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.

Активно используются на уроках информационные технологии, что позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Реализация программы “Школа 2100” через использование деятельностного подхода и проблемно-диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. (слайд 14)

При использовании технологии деятельностного метода учащиеся:

  • Быстрее всех своих сверстников усваивают учебный материал.
  • Спокойнее, увереннее отвечают у доски.
  • Умеют аргументировать свои высказывания.
  • Умеют отстаивать свою точку зрения, не боятся поспорить с учителями в случае необходимости.
  • Лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки.
  • Умеют выбрать и предложить для выполнения работы свой способ деятельности.
  • Склонны к исследовательской деятельности.
  • У них значительно повышается качество знаний

Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.