Краткое содержание соседи салтыков щедрин. Михаил салтыков-щедрин - соседи

БАРАН-НЕПОМНЯЩИЙ
Баран-непомнящий - герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что "мир не оканчивается стенами хлева". Овцы стали глумливо именовать его "умником" и "филозофом" и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный "вольного барана во сне видел".

БОГАТЫРЬ
Богатырь - герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

ДИКИЙ ПОМЕЩИК
Дикий помещик - герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты "Весть", по глупости жаловался, что "очень уж много развелось... мужика", и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и "не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика". Тот пришел было в восторг ("чистый" воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих "принципов" не отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело "мужика изловить и водворить обратно". С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

КАРАСЬ-ИДЕАЛИСТ
Карась-идеалист - герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что "сами в рот лезут" и у них "не душа, а пар". Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: "Поди проспись!" Во второй - заподозрен в "сицилизме" и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: "Знаешь ли ты, что такое добродетель?" - что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника". В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма.

ЗДРАВОМЫСЛЕННЫЙ ЗАЯЦ
Здравомысленный заяц - герой одноименной сказки, "так здраво рассуждал, что и ослу впору". Считал, что "всякому зверю свое житье предоставлено" и что, хотя зайцев "все едят", он "не привередлив" и "всячески жить согласен". В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

КИСЕЛЬ
Кисель - герой одноименной сказки, "был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели. Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, "от киселя остались только засохшие поскребушки". В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только "господами"-помещиками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, "сытости... не знают".

Генералы - персонажи «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Чудесным образом очутились на необитаемом острове в одних ночных рубашках и с орденами на шее. Ничего не умели и, оголодав, чуть не съели друг друга. Одумавшись, решили искать мужика и, найдя, потребовали, чтобы он кормил их. В дальнейшем жили его трудами, а когда соскучились, он же соорудил «такую посудину, чтобы можно было океан-море переплыть». По возвращении в Петербург Г. получили накопившуюся за минувшие годы пенсию, а своему кормильцу пожаловали рюмку водки и пятак серебра.

Ерш - персонаж сказки «Карась-идеалист». Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слегка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Либерал - герой одноименной сказки. «Рвался благое дело делать», но из опасливости все более умерял свои идеалы и стремления. Сначала действовал лишь «по возможности», затем соглашаясь получить «хоть что-нибудь» и, наконец, поступая «применительно к подлости», утешаясь соображением: «Сегодня я в грязи валяюсь, а завтра выглянет солнышко, обсушит грязь - я и опять молодец-молодцом!» Орел-меценат - герой одноименной сказки. Окружил себя целым придворным штатом и согласился даже завести науки и искусства. Однако вскоре ему это надоело (впрочем, Соловья прогнали сразу), и он жестоко расправился с Совой и Соколом, пытавшимися обучить его грамоте и арифметике, историка Дятла заточил в дупло и т. д. Премудрый пискарь - герой одноименной сказки, «просвещенный, умеренно-либеральный». С детства был напуган предостережениями отца об опасности угодить в уху и сделал вывод, что «надо так прожить, чтобы никто не заметил». Вырыл нору, лишь бы самому поместиться, не завел ни друзей, ни семьи, жил-дрожал, удостоившись под конец даже щучьих похвал: «вот, кабы все так жили - то-то бы в реке тихо было!» Лишь перед смертью «премудрый» догадался, что в таком случае «по- жалуй, весь пискарий род давно перевелся бы». История премудрого пискаря в гиперболизированной форме выражает смысл или, скорее, всю бессмыслицу трусливых попыток «посвятить себя культу самосохранения», как сказано в книге «За рубежом». Черты этого персонажа ясно видны, например, у героев «Современной идиллии», у Положилова и других щедринских героев. Характерно и замечание, сделанное тогдашним критиком в газете «Русские ведомости»: «Все мы более или менее пискари...»

ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ
Премудрый пискарь - "просвещенный, умеренно-либеральный" герой сказки. С детства был напуган предостережениями отца об опасности угодить в уху и сделал вывод, что "надо так прожить, чтобы никто не заметил". Вырыл нору, лишь бы самому поместиться, не завел ни друзей, ни семьи, жил-дрожал, Удостоившись под конец даже щучьих похвал: "вот, кабы все так жили - то-то бы в реке тихо было!" Лишь перед смертью "премудрый" догадался, что в таком случае "пожалуй, весь пис-карий род давно перевелся бы". История премудрого пискаря в гиперболизированной форме выражает смысл или, скорее, всю бессмыслицу трусливых попыток "посвятить себя культу самосохранения", как сказано в книге "За рубежом". Черты этого персонажа ясно видны, например, у героев "Современной идиллии", у Положилова и других щедринских героев. Характерно и замечание, сделанное тогдашним критиком в газете "Русские ведомости": "Все мы более или менее пискари..."

Пустопляс - персонаж сказки «Коняга», «братец» героя, в отличие от него ведущий праздную жизнь. Олицетворение поместного дворянства. Рассуждения пустоплясов о Коняге как о воплощении здравого смысла, смирения, «жизни духа и духа жизни» и т. п. представляют собою, как писал современный писателю критик, «обиднейшую пародию» на тогдашние теории, стремившиеся оправдать и даже возвеличить «каторжный» труд крестьян, их забитость, темноту и пассивность.

Русланцев Сережа - герой «Рождественской сказки», десятилетний мальчик. После проповеди о необходимости жить по правде, сказанной, как вроде бы мимоходом отмечает автор, «для праздника», С. решил так и поступать. Но и мать, и сам священник, и слуги остерегают его, что «с правдой-то жить оглядываючись надо». Потрясенный расхождением между высокими словами (поистине - рождественской сказкой!) и реальной жизнью, рассказами о горестной участи тех, кто пытался жить по правде, герой заболел и умер. Самоотверженный заяц - герой одноименной сказки. Пойман Волком и покорно сидит в ожидании своей участи, не осмеливаясь бежать даже тогда, когда за ним приходит брат его невесты и говорит, что она помирает с горя. Отпущенный, чтобы с ней повидаться, возвращается назад, как и обещал, удостаиваясь снисходительной волчьей похвалы.

Топтыгин 1-й - один из героев сказки «Медведь на воеводстве». Мечтал запечатлеть себя в истории блестящим злодеянием, но с похмелья принял за «внутреннего супостата» безвредного чижика и съел его. Стал всеобщим посмешищем и уже ничем не смог исправить свою репутацию даже у начальства, как ни старался - «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил». «А если б он прямо с типографий начал - быть бы ему... генералом».

Топтыгин 2-й - персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Прибыв на воеводство в расчете разорить типографию или спалить университет, обнаружил, что все это уже проделано. Решил, что надо уже не «дух» искоренять, а «прямо за шкуру приниматься». Забравшись к соседнему мужику, задрал весь скот и хотел разрушить двор, но был застигнут и с позором посажен на рогатину.

Топтыгин 3-й - персонаж сказки «Медведь на воеводстве». Встал перед мучительной дилеммой: «мало напакостишь - поднимут на смех; много напакостишь - на рогатину поднимут...» Прибыв на воеводство, затаился в берлоге, не вступая в управление, и обнаружил, что и без его вмешательства все в лесу идет заведенным порядком. Стал выходить из берлоги только «для получения присвоенного содержания» (хотя в глубине души недоумевал, «зачем воевод посылают»). Позже был убит охотниками, как «все пушные звери», тоже по заведенному порядку.

Жизнь у Коняги непростая, все что есть в ней — это тяжелая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьет, когда совсем тяжело — окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

Для всех природа — мать, для него одного она — бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством, всякое цветение — отравою.

Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, — его брат. Коняге отец уготовил тяжелую участь за его неотесанность, а вежливый и почтительный Пустопляс — всегда в теплом стойле, кормится не соломой, а овсом.

Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжелое ярмо, выпавшее ему на долю.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга»

Другие сочинения по теме:

  1. По манере повествования «Коняга» представляет собою как бы лирический монолог автора и в этом отношении напоминает сказку-эпопею «Приключение с Крамольниковым»,...
  2. Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на веревочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у...
  3. Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество,...
  4. 30-е годы XIX столетия — одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали...
  5. Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории...
  6. В форме бытового сюжета народная пассивность обличается в самой миниатюрной «сказке-притче» «Кисель». Образ «киселя», который «был до того разымчив и...
  7. Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит...
  8. Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года —...
  9. Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых еще вполне процветает и все более расширяет...
  10. Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура — ташкентец —...
  11. В главе-предисловии «К читателю» автор представляется как фрондер, жмущий руки представителям всех партий и лагерей. Знакомых у него тьма-тьмущая, но...
  12. Поэты наделяют орлов храбростью, благородством и великодушием, нередко сравнивая с ними городовых. Рассказчик сомневается в благородных свойствах орлов, утверждая, что...
  13. Злодейства крупные часто называют блестящими и, в качестве таковых, остаются в Истории. Злодейства же мелкие именуются срамными, о которых и...
  14. Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету «Весть». Взмолился однажды помещик богу, чтобы...
  15. Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет...
  16. Сочетание фантастических и реальных элементов помогает сатирику ярче выразить идею сказки. Начало сказки, несмотря на традиционно сказочные обороты: «В некотором...
  17. Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы...

В одном селе жили два Ивана. Одного звали Богатый, другого Бедный. Первого чаще величали по отчеству – Семенович, и «сударь», а второй был просто Иван, иногда и Ивашка
Делом Богатого было распределение богатств, а другому Ивану некогда было думать, он работал все время: то груз возил, то с сохой в поле был, то за дровами в лес.
Собирались иногда два соседа и думали, как бы им равными стать, чтоб и у того, и у другого было одинаково на столе и в доме. Богатый иногда присылал Бедному к столу еду. Сосед едва сводил концы с концами, несмотря на то, что все время много работал. Богатый же и раздавал богатство свое, но вместо отданной половина три четверти возвращалось.

Думал Семенович, думал, и решил прийти к царю с просьбой уравнять их с соседом. Порадовался царь, что подданные в мире живут, друг за друга переживают, и повелел помощникам своим судить одинаково двух Иванов, и подать брать с них одинаковые.
Иван Богатый рассказал соседу, что уравняли их в правах, и уехал за границу на некоторое время в мыслях, что теперь-то Бедный заживет.

А у того и по праздникам теперь нет к столу подарков Семеновича, и работать приходится как прежде.
Вернулся Богатый и диву дался: не пошли у соседа дела на лад, как был нищий, так и остался. Подумал даже, что пьянствовать тот начал.
Опять стал Богатый думать, почему не выходит у соседа в достатке жить. И понял, что виновато общество, которое равнодушно относилось к людям.
Тогда решил собрать все село и учредить Общество Доброхотной копейки. Люди поддержали идею, скинулись, и прониклись самосознанием.
Опять уехал Богатый в путешествия. А когда вернулся, то увидел, что стал сосед жить еще хуже, чем было.
И решил он пойти к нищему Простофиле, который мудростью славился. Тот долго не задумывался и ответил, что Бедный так и будет без денег, поскольку так запланировано.
Потому что тот, кто умеет мыслить – может распределять и приумножать имущество, а бедному сколько ни дай – все уйдет как в «решето дырявое».

В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого
величали "сударем" и "Семенычем", а бедного - просто Иваном, а иногда и
Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый - даже отличный. Как есть
во всей форме филантроп. Сам ценностей не производил, но о распределении
богатств очень благородно мыслил. "Это, говорит, с моей стороны лепта.
Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит неблагородно - это
уж свинство. А я еще ничего". А Иван Бедный о распределении богатств
совсем не мыслил (недосужно ему было), но, взамен того, производил
ценности. И тоже говорил: "Это с моей стороны лепта".
Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и богатым - всем
досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут калякать.
- У тебя завтра с чем щи? - спросит Иван Богатый.
- С пустом, - ответит Иван Бедный.
- А у меня с убоиной.
Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного Ивана, и жаль
ему станет.
- Чудно на свете деется, - молвит он, - который человек постоянно в
трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при
полезном досуге состоит - у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?
- И я давно думаю: "С чего бы это?" - да недосуг раздумывать-то мне.
Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно; привез дров -
смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так, между делом,
мысли-то и уходят.
- Надо бы, однако, нам это дело рассудить.
- И я говорю: надо бы.
Зевнет и Иван Бедный с своей стороны, перекрестит рот, пойдет спать и
во сне завтрашние пустые щи видит. А на другой день проснется - смотрит,
Иван Богатый сюрприз ему приготовил: убоины, ради праздника, во щи
прислал.
В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за
старую материю примутся.
- Веришь ли, - молвит Иван Богатый, - и наяву, и во сне только одно я и
вижу: сколь много ты против меня обижен!
- И на этом спасибо, - ответит Иван Бедный.
- Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу приношу, однако
ведь ты... не выйди-ка ты вовремя с сохой - пожалуй, и без хлеба пришлось
бы насидеться. Так ли я говорю?
- Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя, потому что в этом
случае я первый с голоду пропаду.
- Правда твоя: хитро эта механика устроена. Однако ты не думай, что я
ее одобряю, - ни боже мой! Я только об одном и тужу: "Господи! как бы так
сделать, чтобы Ивану Бедному хорошо было?! Чтобы и я - свою порцию, и он -
свою порцию".
- И на этом, сударь, спасибо, что беспокоитесь. Это, действительно, что
кабы не добродетель ваша - сидеть бы мне праздник на тюре на одной...
- Что ты! что ты! разве я об том! Ты об этом забудь, а я вот об чем.
Сколько раз я решался: "Пойду, мол, и отдам пол-имения нищим!" И отдавал.
И что же! Сегодня я отдал пол-имения, а назавтра проснусь - у меня, вместо
убылой-то половины, целых три четверти опять объявилось.
- Значит, с процентом...
- Ничего, братец, не поделаешь. Я - от денег, а деньги - ко мне. Я
бедному пригоршню, а мне, вместо одной-то, неведомо откуда, две. Вот ведь
чудо какое!
Наговорятся и начнут позевывать. А между разговором Иван Богатый
все-таки думу думает: "Что бы такое сделать, чтобы завтра у Ивана Бедного
щи с убоиной были?" Думает-думает, да и выдумает.
- Слушай-ка, миляга! - скажет, - теперь уж недолго и до ночи осталось,
сходи-ка ко мне в огород грядку вскопать. Ты шутя часок лопатой
поковыряешь, а я тебя, по силе возможности, награжу, - словно бы ты и
взаправду работал.
И действительно, поиграет лопатой Иван Бедный часок-другой, а завтра он
с праздником, словно бы и "взаправду поработал".
Долго ли, коротко ли соседи таким манером калякали, только под конец
так у Ивана Богатого сердце раскипелось, что и взаправду невтерпеж ему
стало. Пойду, говорит, к самому Набольшему, паду перед ним и скажу: "Ты у
нас око царево! ты здесь решишь и вяжешь, караешь и милуешь! Повели нас с
Иваном Бедным в одну версту поверстать. Чтобы с него рекрут - и с меня
рекрут, с него подвода - и с меня подвода, с его десятины грош - и с моей
десятины грош. А души чтобы и его, и моя от акциза одинаково свободны
были!"
И как сказал, так и сделал. Пришел к Набольшему, пал перед ним и
объяснил свое горе. И Набольший за это Ивана Богатого похвалил. Сказал
ему: "Исполать тебе, добру молодцу, за то, что соседа своего, Ивашку
Бедного, не забываешь. Нет для начальства приятнее, как ежели государевы
подданные в добром согласии и во взаимном радении живут, и нет того зла
злее, как ежели они в сваре, в ненависти и в доносах друг на дружку время
проводят!" Сказал это Набольший и, на свой страх, повелел своим
помощникам, чтобы, в виде опыта, обоим Иванам суд равный был, и дани
равные, а того бы, как прежде было: один тяготы несет, а другой песенки
поет - впредь чтобы не было.
Воротился Иван Богатый в свое село, земли под собою от радости не
слышит.
- Вот, друг сердешный, - говорит он Ивану Бедному, - своротил я, по
милости начальнической, с души моей камень тяжелый! Теперь уж мне супротив
тебя, в виде опыта, никакой вольготы не будет. С тебя рекрут - и с меня
рекрут, с тебя подвода - и с меня подвода, с твоей десятины грош - и с
моей грош. Не успеешь и ты оглянуться, как у тебя от одной этой поровенки
во щах ежедень убоина будет!
Сказал это Иван Богатый, а сам, в надежде славы и добра, уехал на
теплые воды, где года два сряду и находился при полезном досуге.
Был в Вестфалии - ел вестфальскую ветчину; был в Страсбурге - ел
страсбургские пироги; в Бордо был - пил бордоское вино; наконец приехал в
Париж - все вообще пил и ел. Словом сказать, так весело прожил, что насилу
ноги унес. И все время об Иване Бедном думал: "То-то он теперь, после
поровенки-то, за обе щеки уписывает!"
А Иван Бедный между тем в трудах жил. Сегодня вспашет полосу, а завтра
заборонует; сегодня скосит осьминник, а завтра, коли бог ведрушко даст,
сено сушить принимается. В кабак и дорогу позабыл, потому знает, что кабак
- это погибель его. И супруга его, Марья Ивановна, заодно с ним трудится:
и жнет, и боронует, и сено трясет, и дрова колет. И детушки у них подросли
- и те так и рвутся хоть с эстолько поработать. Словом сказать, вся семья
с утра до ночи словно в котле кипит, и все-таки пустые щи не сходят у нее
со стола. А с тех пор, как Иван Богатый из села уехал, так даже и по
праздникам сюрпризов Иван Бедный не видит.
- Незадача нам, - говорит бедняга жене, - вот и сравняли меня, в виде
опыта, в тягостях с Иваном Богатым, а мы все при прежнем интересе
находимся. Живем богато, со двора покато; чего ни хватись, да всем в люди
покатись.
Так и ахнул Иван Богатый, как увидел соседа в прежней бедности.
Признаться сказать, первою его мыслью было, что Ивашка в кабак прибытки
свои таскает. "Неужели он так закоренел? неужели он неисправим?" -
восклицал он в глубоком огорчении. Однако Ивану Бедному не стоило никакого
труда доказать, что у него не только на вино, но и на соль не всегда
прибытков достаточно. А что он не мот, не расточитель, а хозяин
радетельный, так и тому доказательства были налицо. Показал Иван Бедный
свой хозяйственный инвентарь, и все оказалось в целости, в том самом виде,
в каком было до отъезда богатого соседа на теплые воды. Лошадь гнедая
покалеченная - 1; корова бурая, с подпалиной - 1; овца - 1; телега, соха,
борона. Даже старые дровнишки - и те прислонены к забору стоят, хотя, по
летнему времени, надобности в них нет и, стало быть, можно было бы, без
ущерба для хозяйства, их в кабаке заложить. Затем осмотрели и избу - и там
все налицо, только с крыши местами солома повыдергана; но и это произошло
оттого, что позапрошлой весной кормов недостало, так из прелой соломы
резку для скота готовили.
Словом сказать, не оказалось ни единого факта, который обвинял бы Ивана
Бедного в разврате или в мотовстве. Это был коренной, задавленный русский
мужик, который напрягал все усилия, чтобы осуществить все свое право на
жизнь, но, по какому-то горькому недоразумению, осуществлял его лишь в
самой недостаточной степени.
- Господи! да с чего ж это? - тужил Иван Богатый, - вот и поравняли нас
с тобой, и права у нас одни, и дани равные платим, и все-таки пользы для
тебя не предвидится - с чего бы?
- Я и сам думаю: "С чего бы?" - уныло откликнулся Иван Бедный.
Стал Иван Богатый умом раскидывать и, разумеется, нашел причину.
Оттого, мол, так выходит, что у нас нет ни общественного, ни частного
почина. Общество - равнодушное; частные люди - всякий об себе промышляет;
правители же хоть и напрягают силы, но вотще. Стало быть, прежде всего
надо общество подбодрить.
Сказано - сделано. Собрал Иван Семеныч Богатый на селе сходку и в
присутствии всех домохозяев произнес блестящую речь о пользе общественного
и частного почина... Говорил пространно, рассыпчато и вразумительно,
словно бисер перед свиньями метал; доказывал примерами, что только те
общества представляют залог преуспеяния и живучести, кои сами о себе
промыслить умеют; те же, кои предоставляют событиям совершаться помимо
общественного участия, те сами себя зараньше обрекают на постепенное
вымирание и конечную погибель. Словом сказать, все, что в Азбуке-копейке
вычитал, все так и выложил перед слушателями.
Результат превзошел все ожидания. Посадские люди не только прозрели, но
и прониклись самосознанием. Никогда не испытывали они такого горячего
наплыва разнообразнейших ощущений. Казалось, к ним внезапно подкралась
давно желанная, но почему-то и где-то задерживавшаяся жизненная волна,
которая высоко-высоко подняла на себе этот темный люд. Толпа ликовала,
наслаждаясь своим прозрением; Ивана Богатого чествовали, называли героем.
И в заключение единогласно постановили приговор: 1) кабак закрыть
навсегда; 2) положить основание самопомощи, учредив Общество Доброхотной
Копейки.
В тот же день, по числу приписанных к селу душ, в кассу общества
поступило две тысячи двадцать три копейки, а Иван Богатый, сверх того,
пожертвовал неимущим сто экземпляров Азбуки-копейки, сказав: "Читайте,
други! тут все есть, что для вас нужно!"
Опять уехал Иван Богатый на теплые воды, и опять остался Иван Бедный
при полезных трудах, которые на сей раз, благодаря новым условиям
самопомощи и содействию Азбуки-копейки, несомненно должны были принести
плод сторицею.
Прошел год, прошел другой. Ел ли в течение этого времени Иван Богатый в
Вестфалии вестфальскую ветчину, а в Страсбурге - страсбургские пироги,
достоверно сказать не умею. Но знаю, что когда он, по окончании срока,
воротился домой, то в полном смысле слова обомлел.
Иван Бедный сидел в развалившейся лачуге, худой, отощалый; на столе
стояла чашка с тюрей, в которую Марья Ивановна, по случаю праздника,
подлила, для запаха, ложку конопляного масла. Детушки обсели кругом стола
и торопились есть, как бы опасаясь, чтоб не пришел чужак и не потребовал
сиротской доли.
- С чего бы это? - с горечью, почти с безнадежностью, воскликнул Иван
Богатый.
- И я говорю: "С чего бы это?" - по привычке отозвался Иван Бедный.
Опять начались предпраздничные собеседования на лавочке перед хоромами
Ивана Богатого; но как ни всесторонне рассматривали собеседники удручавший
их вопрос, ничего из этих рассмотрении не вышло. Думал было сначала Иван
Богатый, что оттого это происходит, что не дозрели мы; но, рассудив,
убедился, что есть пирог с начинкою - вовсе не такая трудная наука, чтоб
для нее был необходим аттестат зрелости. Попробовал было он поглубже
копнуть, но с первого же абцуга такие пугала из глубины повыскакали, что
он сейчас же дал себе зарок - никогда ни до чего не докапываться. Наконец
решились на последнее средство: обратиться за разъяснением к местному
мудрецу и филозофу Ивану Простофиле.
Простофиля был коренной сельчанин, колченогий горбун, который, по
случаю убожества, ценностей не производил, а питался тем, что круглый год
в кусочки ходил. Но в селе про него говорили, что он умен, как поп Семен,
и он вполне оправдывал эту репутацию. Никто лучше его не умел на бобах
развести и чудеса в решете показать. Посулит Простофиля красного петуха -
глядь, ан петух уж где-нибудь на крыше крыльями хлопает; посулит град с
голубиное яйцо - глядь, ан от града с поля уж ополоумевшее стадо бежит.
Все его боялись, а когда под окном раздавался стук его нищенской клюки, то
хозяйка-стряпуха торопилась как можно скорее подать ему лучший кусок.
И на этот раз Простофиля вполне оправдал свою репутацию прозорливца.
Как только Иван Богатый изложил пред ним обстоятельства дела и затем
предложил вопрос: "С чего бы?" - Простофиля тотчас же, нимало не
задумываясь, ответил:
- Оттого, что в планту так значится.
Иван Бедный, по-видимому, сразу понял Простофилину речь и безнадежно
покачал головой. Но Богатый Иван решительно недоумевал.
- Плант такой есть, - пояснил Простофиля, отчетливо произнося каждое
слово и как бы наслаждаясь собственным прозорливством, - и в оном планту
значится: живет Иван Бедный на распутий, а жилище у него не то изба, не то
решето дырявое. Вот богачество-то и течет все мимо да скрозь, потому
задержки себе не видит. А ты. Богатый Иван, живешь у самого стека, куда со
всех сторон ручьи бегут. Хоромы у тебя просторные, справные, частоколы
кругом выведены крепкие. Притекут к твоему жительству ручьи с богачеством
- тут и застрянут. И ежели ты, к примеру, вчера пол-имения роздал, то
сегодня к тебе на смену целых три четверти привалило. Ты - от денег, а
деньги - к тебе. Под какой куст ты ни заглянешь, везде богачество лежит.
Вот он каков, этот плант. И сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько
ни раскидывайте умом - ничего не выдумаете, покуда в оном планту так
значится.

Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не тронут. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни любви, ни дружбы, а все вокруг считают его дураком.

В оригинале используется написание «пискарь», оно сохранено в названии и цитатах как дань традиции. Однако современная норма - «пескарь», этот вариант используется в остальных местах.

Жил-был пескарь. Его умные родители умудрились дожить до глубокой старости. Старик-отец рассказывал, как однажды его выловили сетями вместе со множеством другой рыбы и хотели уже кинуть в кипящую воду, но он оказался слишком мал для ухи, и его выпустили в реку. Натерпелся он тогда страху.

Пескарь-сын огляделся и увидел, что он в этой реке самый маленький: любая рыба может его проглотить, а рак - перерезать клешнёй. Он даже своим братьям-пескарям отпор не сможет дать - накинутся гурьбой и запросто еду отнимут.

Пескарь был умный, просвещённый и «умеренно-либеральный». Он хорошо запомнил поучения отца и решил «так прожить, чтоб никто не заметил».

Первым делом он придумал сделать такую нору, куда никто другой забраться не сможет. Целый год он украдкой выдалбливал её носом, прячась в иле и траве. Пескарь решил, что будет выплывать из неё либо ночью, когда все спят, либо после полудня, когда остальная рыба уже сыта, а днём - сидеть и дрожать. До полудня рыбы всех мошек съедали, пескарю почти ничего не оставалось и жил он впроголодь, но «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».

Однажды он проснулся и увидел, что его караулит рак. Полдня рак пескаря поджидал, а тот в норке дрожал. В другой раз его щука целый день у норы стерегла, но он и от щуки уберёгся. Под конец жизни щуки начали его хвалить, что так тихо живёт, надеясь, что он возгордится и из норы высунется, но мудрый пескарь на лесть не поддавался и всякий раз, дрожа, одерживал победу.

Прожил он так больше ста лет.

Перед смертью, лёжа в своей норе, он вдруг подумал: если бы все пескари жили, как он, то «весь пискарий род давно перевёлся бы». Ведь для продолжения рода семья нужна, а члены этой семьи должны быть здоровы, бодры и сыты, жить в родной стихии, а не в тёмной норе, дружить и хорошие качества друг у друга перенимать. А пескари, дрожащие в норах, для общества бесполезны: «даром место занимают да корм едят».

Пескарь отчётливо осознал всё это, ему захотелось вылезти из норы и гордо проплыть по всей реке, но, не успев подумать об этом, он испугался и продолжил помирать: «жил - дрожал, и умирал - дрожал».

Пронеслась перед пескарём вся его жизнь, и понял он, что не было в ней никаких радостей, никому он не помог, не утешил, не защитил, доброго совета не дал, никто не знает о нём и не вспомнит его после смерти. Вот и теперь умирает он в тёмной, холодной норе, а мимо проплывают рыбы и ни одна не придёт спросить, как же этот премудрый пескарь умудрился столько прожить. Да и называют его не премудрым, а остолопом и дураком.

Тут он начал понемногу забываться, и приснилось ему, будто он в лотерею выиграл, вырос значительно и «сам щук глотает». Во сне его нос высунулся из норы, и пескарь исчез. Что с ним случилось - неизвестно, может, щука сожрала, а может и рак утащил, но, скорее всего, он просто умер и всплыл на поверхность. Какая щука захочет есть старого и больного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого»?