О как безумно за окном блок олицетворение. Лингвопоэтический анализ стихотворения И

Стихотворение «О, как безумно за окном…» датировано 24 августа 1899 года. Оно написано девятнадцатилетним Блоком в пору первого, еще юношеского, увлечения театром. В некоторых редакциях имеет посвящение актеру Александринского театра Далматову, игрой которого в роли короля Лира поэт был восхищен. Эпиграфом к произведению взяты слова из монолога главного героя трагедии.

Главная тема стихотворения

Стихотворение навеяно, как писалось выше, сюжетом и атмосферой трагедии Шекспира. Многие строки произведения перекликаются с текстом монолога шекспировского героя, обманутого и изгнанного из королевства. Стихотворение пронизано глубоким состраданием к «людям, лишенным крова».

Поэт имеет в виду, конечно, не только понятие дома, как пристанища от непогоды. Автор говорит о духовном одиночестве героя, предательстве близких людей. Он принимает в сердце страдания изгнанников, ему близка и понятна их нравственная и физическая боль. Сочувствие к «страдальцам» гонит его из дома, поэт хочет разделить их участь.

Итак, темой стихотворения стало одиночество лирического героя, его «бесприюность». Внешним толчком для написания произведения Блоком послужило его эмоциональное потрясение от игры актера. Но были и глубинные мотивы, послужившие основой для создания лирической миниатюры - взаимоотношения поэта с невестой, которые складывались очень непросто.

Тем летом с Любовью Менделеевой, в которую поэт был влюблен, произошло объяснение, после которого наступил разрыв. Вскоре влюбленные стали вновь близки, но в конце лета 1899 года Блок переживал трагедию расставания. Его мучает одиночество, в его душе бушует буря, которую он и описал в стихотворении «О как безумно за окном…» Читая его, можно понять, что лирический герой, возможно, завидует тем, кто на самом деле бродит под ненастным небом, без крова и пристанища. Ведь эта природная буря когда-то должна закончиться, а его душевное ненастье, как считает автор, будет длиться бесконечно.

В небольшом по объему тексте акцент сделан на описании ревущей «бури злой», им начинается и заканчивается стихотворение. Кульминацией повествования становится восклицание о желании автора вслед за теми, кто бродит в бурю за его окнами, самому броситься «в объятья холода сырого». В этом стремлении читается не только чувство сострадания к бесприютным скитальцам, но и надежда самому обрести в борьбе «с мраком и дождем» утерянное душевное равновесие.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворный текст лишен цветовых образов. Для передачи картины разбушевавшейся стихии поэт использует ряды слов с повторяющимися гласными «у» и «о». Фонетический прием позволяет читателю «услышать» звуки бури. Текст насыщен восклицаниями, повторяющимися, идущими сплошной чередой глагольными конструкциями, которые передают смятение, состояние тревоги и одиночества лирического героя. Стихотворение не разбито на строфы. Компактность текста позволяет воспринимать его, как «выдох», эмоционально высказанную, короткую мысль страдающего поэта.

Написанное еще юным Блоком произведение содержит характерные черты всего творчества поэта: символизм, искренность при описании душевного состояния лирического героя, связывание движений его души с явлениями, происходящими в природе.


БУНИН И.А. "РОДИНА". 1 .Докажите, что это чисто русский пейзаж. -- "нет конца лесам сосновым" (просторы); --"снежная пустыня" (бесконечные снега); --"далеко до деревень" (просторы, деревня).

2.Покажите цветовое однообразие пейзажа. --"мертвенно-свинцовый" -- бело-серый; --"молочно-синий"--бело-синий; -"сумрачный"-тускло-освещенный, печальный. 3.Почему " печаль кроткая"? –кроткий -- покорный, смирный. 4.Даль печальная и туман печальный.

5.Почему все печальное?

Зима, долго.

Урок № 31

Лингвопоэтический анализ стихотворения А. Блока «О, как безумно за окном».
А.А. БЛОК. "О, КАК БЕЗУМНО ЗА ОКНОМ..."

1 .Комментарий.

Нагие - лишенные одежды (здесь);

Кров - жилище, приют;

Сожаленье - чувство печали, огорчения;

Страдальцы - люди, перенесшие страдания;

Изнывая - мучаясь.

2.Какова роль эпиграфа?

Чтение сноски - трагедия. Короля Лира выгнала из дома

дочь.3начит,эмоциональный настрой стиха -трагедия.

З.Тема - о буре и людях, лишенных крова.

4.Идея - переживания, чувство сострадания, трагедия. Внешний мир определяет внутренний мир человека. Гармония.

5.Образы - лирический герой, буря, ветер, ночь, страдальцы.

б.Композиция - а).Кольцевая;

б). 1 часть - описание бури; 2 часть - стремление разделить

участь страдальцев; жалость.

7.Речевые особенности.

Описание бури: фонетические особенности - ассонанс (у) -

завывание; аллитерация -(р), (з).Тип речи- повествование: глаголы

показывают динамичность, силу, мощь бури.2 часть - описание

состояния человека. Чувство печали (сожаленье) заставляет

героя разделить участь страдальцев.

Последние строчки - повтор, усиливающий трагедию

Предложения короткие, при описании бури, и осложненные, при

описании состояния человека.

Размер стиха - ямб.

8.Речевые средства выразительности.

Буря ревет, бушует; ветер воет - олицетворения;

буря злая - эпитет;

бороться с мраком и дождем,бушует ветер, изнывая - метафора.

Чувство тревоги, сожаления, трагедии, сопереживания. Гармония состояния человека и природы. Это стихотворение

посвящено В.П.Долматову, любимейшему

артисту, прославленному исполнителю роли короля Лира.

Урок № 32

Лингвопоэтический анализ стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою».

1).Комментарий. Чародейка - волшебница; бахрома - свисающие кисти, шнурки, здесь снежный покров; трепетать - испытывать волнение; краса - красота; оковать - здесь одеть пушистым снегом;"не мертвец и не живой" - состояние оцепенения; мещет - метать (гл. Зл. ед. ч. ст. слав.); пуховой - пуховый - устаревшее ударение. 2).Определите тему. - Лес зимой, описание зимнего леса. 3).Определите идею. - Зима - чародейка. 4).Попробуем разобраться в авторском замысле: а). Почему слово" Зима" написано с большой буквы? - Она живая; б). Какой называет автор Зиму? - Чародейкою; в). Чародейка - колдунья, волшебница. Добрая ли колдунья? - Да. г) Что сделала чародейка-зима? - Околдовала лес; д.) Приведите примеры из реальной жизни зимы-проказницы. - Узоры на окнах, иней на деревьях;

е). Что делает лес? - Стоит сном волшебным очарован. 5.Образы: Зима и лес. Зима околдовала лес. 6.Композиция. - Двухплановая: жизнь зимы и жизнь леса. Здесь нужно обратить внимание на тире. Это не просто знак препинания - следующие после тире строки поясняют сказанное ранее. Например, лес стоит околдован -главное слово, а дальше пояснение: он блестит чудной жизнью. Очарован - стоит сном очарован.Солнце зимнее метнет луч - он (лес) заблещет ослепительной красотой. 7. Перед нами словесная картина зимнего леса. 8. Какие изобразительные средства использовал автор? - Олицетворения:лес стоит; чародейкой околдован, не мертвец и не живой. Эпитеты - сном волшебным,ослепительная краса. Метафора - Зима-чародейка, снежная бахрома; оксюморон - необычное соединение слов, противоречащих друг другу, например, "цепь пуховая","сон наяву","хилый силач".

Урок № 33

Лингвопоэтический анализ стихотворения С. Есенина «С добрым утром».
С. ЕСЕНИН. "С ДОБРЫМ УТРОМ". 1 .Комментарий. Затон, заводь, перламутр, зеркало. 2.Тема: наступление раннего утра. З.Идея: восхищение пробуждением природы. 4. Образы: звезды, свет, березки, крапива. 5. Лирический герой. 4.Композиция: стихотворение состоит из 3 строф - все «работают» на описание раннего утра.

1 строфа - общее впечатление, 2 строфа посвящена березкам, 3 строфа - крапиве.

5.Речевые особенности: каждая строка начинается с глагола. (Перечислить).Это характерно для типа речи повествования - сменяющие друг друга последовательные действия. Глаголы, потому что Есенин показывает, как просыпается природа ранним утром. Он видит последовательность действий. Стихотворение состоит из сложных предложений с перечислением, в 3 строфе прямая речь. 6.Средства выразительности: "задремали звезды", "свет румянит","березки улыбнулись, растрепали", "крапива обрядилась","крапива шепчет шаловливо"- олицетворения; "звезды золотые","сонные березки","шелковые косы","серебряные росы"- эпитеты; "росы горят" -метафора.

7.Размер стиха - хорей.

8.Вывод - чувство радости, восхищения, прекрасное настроение, природа встречает утро ласково.

Урок № 34

Лингвопоэтический анализ стихотворения В. А. Жуковского «Приход весны».

В.А.ЖУКОВСКИЙ. "ПРИХОД ВЕСНЫ". 1. Назовите приметы весны, которые перечисляет автор. - "зелень нивы", "рощи лепет", "жаворонка трепет", "теплый дождь", "сверканье вод".

2.Все ли приметы весны назвал Жуковский? Если ученики утверждают, что не все, то нужно попросить их перечислить другие приметы. Учащихся необходимо подвести к мысли, что в строчках Жуковского приметы весны обобщены, например,"сверканье вод" -это и солнце, и солнечный день..., т.е. в приметах отображено все. 3.Почему он берет только эти? -самое главное.

4.Поэт не случайно подбирает слова: «Лепет" -почему? Однокоренные слова лопотать, лопочет. О ком говорят, что он лопочет? - Ребенок, т.е. роща молодая, она еще только родилась (листочки). "Трепет" - в словаре Ожегова - 1.-дрожание, колебание 2.-сильное волнение чувств; 5. Что имел в виду Жуковский? - Конечно, волнение чувств. Почему? - радость, весна...

6. Какой метафорой поэт называет весну? - "жизнь души". 7. Почему? - сильное волнение чувств. 8. Какое изобразительное средство использует автор? - метафору: "рощи лепет", "жаворонка трепет", "жизнь души"...

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

1. выявлять роль выразительных средств языка в произведениях разных жанров;

2. определять, вычленять и оценивать структуру текста;

самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя;

3. идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе;

4. при анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств;

5. владеть специальной терминологией словесности;

Работать со словарями разных видов;

6. видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности;

7.понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

Контрольно- измерительные материалы.

Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) ра­боты по элективному курсу «Лингвопоэтический анализ стихотворного текста» должны по­казать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений.

Разработанная система проверочных (текущих) и контрольных (итоговых) заданий позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся по данному курсу, определить уровни сформиро­ванности их учебно-познавательной деятельности..

В целом система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

Социальную : позволяет установить соответствие лич­ных достижений каждого ученика требованиям програм­мы; воспитательную: отслеживается динамика про­движения каждого ученика в обучении; образовательную: определяется уровень усвоения материала, анализируются результаты вносятся коррективы в содержание и планирование учебного мате­риала; эмоционально-развивающую: эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат - радость, огор­чение, безразличие - может укрепить его учебную мотива­цию или породить неуверенность в себе и нежелание продолжать данный курс.
Виды проверочных и контрольных заданий.
1. Терминологические диктанты.

2. Терминологическая игра «Продолжи предложение».

3. Определить вид тропа, прокомментировать его.

4. Конструирование.

5. Упражнение «Одень слово».

6. Определить вид рифмы, аргументировать, составить схему рифмовки.

7. Интерпретация стихотворений.

8. Составление небольшого поэтического сборника стихотворений. 9. Составление программы концерта из стихотворений русских поэтов.

Терминологический диктант:
Лирика, поэтика, образ, лирический герой, эпитет, метафора, антитеза, олицетворение, ямб, хорей, дактиль.
Терминологическая игра «Продолжи предложение».
Поэма – один из жанров …. (лироэпических произведений).

Прием, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется …(метафорой).
Выражения “державное теченье”, “оград узор чугунный”, “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный” являются …(эпитетами).

Выражение “корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся” является … (гиперболой).

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение называется…(гиперболой)
Определить вид тропа, прокомментировать его.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом… (М.Ю. Лермонтов )

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела. (А.С. Пушкин )

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин )

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком… (С.А. Есенин )

Зачем поэты используют литературные тропы? (Вводя тропы в текст, автор хочет, чтобы его не только услышали, но и представили, увидели изображенные словом картины. Литературные тропы – это могучее средство воздействия на воображение читателя, заставляющее его пережить те же чувства, которые вложил автор в свое произведение. Кстати, тропы уместны не только в поэзии, но и в художественной прозе.)

Конструирование.

Прочитайте стихотворение, проанализируйте, подберите и вставьте пропущенные слова.

Под небом – Угрюмо меркнет – день, И нет конца лесам – И далеко до деревень.

Упражнение «Одень слово».

Учащиеся подбирают к слову подходящие слова (существительные, прилагательные, глаголы), составляют словосочетания, предложения, таким образом «собирая» материал для создания стихотворения.

Определить вид рифмы, использованной поэтом, аргументировать свой ответ, составив схему рифмовки.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом. (А.С. Пушкин ) (абба)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин ) (абаб)

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон! где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать? (А.С. Пушкин ) (аабб)

Интерпретация стихотворений В.Я.БРЮСОВА “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

Серебро, огни и блестки -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Всемогущего игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! 1895г.

Какие чувства и мысли вызвало у вас стихотворение? Что вы можете рассказать о художественном мастерстве поэта?

Перечитайте 1 строфу. Какое чувство и как надо выразить? Определите тему этой строфы (все стихотворение – о первом снеге, но у каждой строфы есть свой предмет описания, поэтического размышления).

Перечитаем 2-ю строфу. Тема меняется. Что теперь в сфере внимания автора?

Какую роль играют эти слова в стихотворении? (Поможет повтор слова “это”).

Очень значима 2 строчка. Нарисуйте эту картину. В чем ее особенность?

Найдите в 3 строфе слово, подсказывающее нам, что мы правильно поняли поэта.

Перечитайте 4 строфу; Какие мысли она у вас вызвала?

Обратите внимание на первое и последнее слово в стихотворении. Это одно слово – “серебро”. У стихотворения кольцевая композиция, здесь она – выражение гармонии.

Составление небольшого поэтического сборника стихотворений.
Необходимо составить поэтический сборник стихотворений, объединенных одной темой (весна, осень, метель, ночь и т.д.) и написать к этому поэтическому сборнику вступительную статью, объясняющую, чем может заинтересовать современного читателя пейзажная лирика. Сборнику и статье дать название. Создавая свой собственный альманах из полюбившихся стихотворений и работая над вступительной статьей к нему, ученик выбирает и обосновывает свой выбор, тем самым формирует художественно-эстетический вкус, высказывая собственные читательские пристрастия.
Составление программы концерта из стихотворений русских поэтов.

Эта форма предполагает не только выразительное чтение наизусть, но и комментарии к стихотворениям, подготавливающие к восприятию произведения. Комментарии подготавливаются самими учениками.

Список литературы


  1. Ю. Лотман Анализ поэтического текста. Москва, 1972г.

  2. Д. Розенталь Практическая стилистика русского языка. М., «Русский язык», 1976г.

  3. С.И. Львова Уроки словесности. Москва, «Дрофа», 2000г.

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., «Педагогика», 1987г.

  5. Л.И. Тимофеев Словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1974г.

  6. Ю. Лотман В школе поэтического слова. М.,1988г.

  7. В. Рождественский Читая Пушкина. Л., 1966г.

  8. Л.И. Горшков Русская словесность М.,1996г.

  9. Н.М. Шанский Лингвистический анализ стихотворного текста. М., «Просвещение» 2002г.

  10. Н.Л. Карнаух Письменные работы по литературе. М., «Дрофа» 2002г.

  11. «Литература», приложение к газете «Первое сентября» за 2000-2007гг.

Александр Александрович Блок

Вы, бедные, нагие несчастливцы.
Лир

О, как безумно за окном
Ревет, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождем,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишенных крова,
И сожаленье гонит прочь —
В объятья холода сырого!..
Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя…
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!

Не секрет, что свою популярность среди читателей Александр Блок завоевал благодаря циклу стихов о Прекрасной Даме. Однако мало кто знает о том, что ранняя лирика этого поэта была не менее эмоциональной и чувственной.

Блок примкнул к течению символистов, уже, будучи студентом. До этого момента он активно искал свой путь в поэзии, экспериментируя со стилем и жанром. Итогом таких экспериментов стал сборник стихов под названием «Ante Lucem», опубликованный в 1899 году. Именно в него вошло произведение «О, как безумно за окном…», которое отражает не столько изменения в окружающем мире, сколько внутренние ощущения молодого поэта.

Стоит отметить, что к этому времени Александр Блок уже был глубоко и безнадежно влюблен в свою будущую супругу Любовь Менделееву - между молодыми людьми произошло объяснение, результатом которого стала продолжительная разлука.

Любовь Менделеева

Переживая личную драму, Блок искал утешения в общении с природой и внутренне радовался, когда она соответствовала его настроению. «Ревет, бушует буря злая, несутся тучи, льют дождем», — отмечает автор, глядя в окно. Однако то, что творится в душе у молодого поэта в эти мгновения, гораздо страшнее непогоды. Блок сочувствует тем, кого она застала на улице врасплох, отмечая: «В такую ночь мне жаль людей, лишенных крова». Но при этом автор понимает, что они находятся в намного более выгодном положении. Ведь буря на улице — всего лишь временное явление, она очень скоро закончится. А то смятение, которым наполнена душа поэта, будет еще долго напоминать о себе болью и разочарованием в несбывшихся надеждах.

Тем, кто остался в эту холодную ночь под дождем, поэт не только сочувствует, но и завидует. Втайне он мечтает о том, чтобы «бороться с мраком и дождем, страдальцев участь разделяя». Таким образом, он надеется избавиться от собственного горя, хотя и понимает, что сделать это будет очень нелегко. Тем не менее, он готов пойти на любые жертвы, чтобы, наконец, прекратить собственные мучения. И оказаться на месте одиноких странников ему кажется не самым худшим вариантом.

«О, как безумно за окном бушует ветер, изнывая!», — отмечает поэт, и в звуках надвигающееся грозы ему чудится избавление от душевных мук. Но очень скоро поэт понимает, что это - всего лишь иллюзия, тот самый самообман, которые заставляет его надеется на лучшее и верить в то, что настоящая любовь на свете все же существует вопреки всему.

Стихотворение Блока - «О, как безумно за окном...» - описывает бурную ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («... Ревёт, бушует буря злая, // Несутся тучи, льют дождём, // И ветер воет, замирая!», «... Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишённых крова», и ему хочется испытывать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка особенно выразительна. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать и буре, которую описывает поэт, и о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.
В этом стихотворении настроение более экспрессивное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила «буря злая», которая «ревет, бушует».

Лирический герой лишен собеседника, одинок, а его думы занимают мысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев».

Важную роль играют звуковые образы. Ассонансы на буквы «у» и «о» дают читателю явственно услышать завывание ветра, бури, шум дождя.
К интересным выводам могут привести наблюдения за глагольной лексикой. Стихотворение наполнено глагольными формами, эмоциональными синтаксическими оборотами и восклицательными конструкциями, которые передают смятение и тревогу лирического «я».

В стихотворении «О, как безумно за окном...» вообще нет цветовых образов, а слова «тучи», «дождь», «ночь», «мрак» передают ощущение темноты и душевного дискомфорта. Здесь важную роль играют созданные поэтом «осязательные» образы: «объятья холода сырого», порывы ветра и злой бури, наполненной «мраком и дождем». Звуковая лексика дополняет картину разбушевавшейся стихии, наводящей ужас на человека. Буря «ревет», ветер «воет», многократно в тексте повторяются одни и те же слова: «бушует», «безумно», «ночь», «ветер», «дождь», усиливая ужасную картину.

Сопоставительный анализ текста стихотворения помогает сделать вывод об общности человека с природой, явления которой вызывают в душах людей отклики и приводят к философским размышлениям о жизни и смерти, о вечности природы и временности человека, о радости, когда мир природы созвучен душе, и страхе, когда стихия явно сильнее людей.