Автоматизация звука х в предложениях. Закрепление и автоматизация звука "х"

6. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м____).

7. Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).

Постановка звука [х]

1. По подражанию.

Проводится игра «Погреем ладошки» (при широко открытом рте).

Логопед спрашивает: «Как люди смеются?» Ребенок отвечает: «Ха-ха-ха...»

2. Механическим способом.

Произносить звук [ф] или [с], нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуты язык назад.

Итог занятия

Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [х].

Звук [Х] (автоматизация)

Автоматизация звука [х] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Занятия по автоматизации звука идентичны занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

В раздел «Упражнения на дыхание» вводится новое упражнение.

Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а__).

Произнесение слогов

ха__ ху__ ха__ ха__ фа__

ха__ ха__ ху__ ху__ ха__ ха__ ма__

ха__ ха__ ха__ ху__ ху__ ху__

Произнесение слов со звуком [х]

Повторить слова: «хала», «уха», «муха», «халва», «халат», «хомяк», «хохот», «хурма», «хулиган», «хохолок».

Произнесение предложений со звуком [х]

(по картинкам)

Предложения составляются и произносятся по картинкам:

«У уха муха», «Муха у уха», «У мамы хомяк».

Произнесение текстов

Выучить стихотворение.

Сухойморозный воздух

Нос щиплет в январе.

Сегодня что-то мерзнет

Лариса Егорова

Для успешного осуществления коррекционных задач учителю – логопеду приходится искать новые формы работы с детьми с нарушениями речи. Одной из таких форм работы является логопедическая сказка . Обращение к логопедической сказке на индивидуальном занятии по автоматизации звуков объясняется рядом причин. Прежде всего, работа над формированием у ребенка правильной речи требует от него внимания, сосредоточенности, настойчивости. Эти качества обычно бывают не сформированы у детей с нарушениями речи.

Как известно, на этапе автоматизации поставленных звуков на уровне слогов , отдельных слов, ребенку в течение продолжительного промежутка времени приходится неоднократно повторять один и тот же речевой материал. В результате у него снижается интерес к логопедическим занятиям .

Для повышения учебной мотивации речевой материал для автоматизации звуков должен быть разнообразен, интересен, хорошо иллюстрирован, понятен и доступен ребенку с речевыми нарушениями. Всем этим требованиям отвечает изложение учебного материала в форме сказки .

Кроме того, в логопедическую сказку легко и органично включаются игры и задания на развитие внимания, мышления, памяти, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики.

Все, о чем говорилось выше, касается занятий по автоматизации не только звуков [Х] , [Х"], работе над которыми посвящена логопедическая сказка . Сказочная форма изложения учебного материала приемлема для автоматизации любых звуков .

Но, к сожалению, приходится констатировать, что дидактических пособий для в настоящее время мало. Представленный в них дидактический материал изложен недостаточно интересно, плохо иллюстрирован и подобран без учета онтогенеза формирования слоговой структуры слов , что затрудняет проведение коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, у которых чаще всего бывают нарушены эти звуки .

Ограниченность дидактических пособий по автоматизации заднеязычных звуков и увеличение частотности нарушения у детей в последнее время именно этой группы звуков , стало основной побудительной причиной создания логопедической сказки «Приключения белочки Ханы и ее друзей» . Учебный материал в пособии представлен в форме путешествия со сказочными персонажами .

Пособие превращает логопедическое занятие в увлекательное путешествие со сквозными героями : белочкой Ханой и ежиком.

Каждая страница пособия предназначена для решения определенной учебной задачи (автоматизация звука [Х] в слогах , в начале, в середине, в конце слова, в предложениях и спонтанной речи). В начале каждого упражнения белочке Хане дается задание, для выполнения которого ей приходится правильно проговорить речевой материал. Далее расположена иллюстрация к сказке , а под чертой, в нижней части страницы, указано задание и речевой материал для автоматизации звука . Каждое упражнение можно повторить несколько раз.

В пособии так же предусматриваются задания на развитие мелкой моторики : раскрашивание предметов, проведение линий и другие виды деятельности. Эту работу могут выполнять родители с ребенком в качестве закрепления учебного материала.

В структуру занятий включены лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка, предупреждения и коррекции грамматических ошибок в речи.

Предлагаемое логопедическое пособие адресовано учителям – логопедам , воспитателям, родителям в работе по автоматизации звуков [Х] , [Х"].

Апробация логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей» в работе с детьми средней группы свидетельствует, что эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков [Х] , [Х"], проведенных в форме путешествия со сказочными героями , гораздо выше, чем при проведении занятий в традиционной форме. Предлагаю вашему вниманию фрагменты логопедического пособия .

Фрагмент 1. Автоматизация звука [Х] на уровне слогов .

Белочка и ёжик увидели слоника, который никак не мог собрать букет цветов для мамы, потому что боялся их растоптать.

Надо помочь слонику , - сказал ёжик .

Но как? – удивилась белочка.

Если ты будешь правильно произносить слова со звуком [Х] , то мы соберем букет для слоника.

Большое спасибо – сказал слоник , когда друзья собрали для слоника большой красивый букет.

Вы мне очень помогли . Пойдемте вместе со мной в гости к лягушке.

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет каждый слог по два раза : ах, ох, ух, их, эх, ах, ох, ух, их, эх.

Фрагмент 2. Автоматизация звука [Х] на уровне слов .

Белочка Хана решила угостить яблочками своих сестричек. Но что такое? На ее пути лежала большая-пребольшая гусеница.

Не пущу тебя, Хана, пока ты не пройдешь путь от моего хвоста до моих рожек.

Не бойся, Хана, - сказал ёжик ,- ты уже многому научилась, ты справишься с этим заданием.

Ребенок по картинкам называет слова : муха, хлопушка, духи, хурма, хлеб, орехи.

Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений.

Друзьям было очень весело. Но вдруг на солнышко набежала тучка. Одна, потом другая. Вскоре тучки закрыли все небо.

Мы же хотели пойти на речку искупаться, а теперь придется вернуться домой, - загрустила белочка Хана…

Не грусти, белочка, - ответил ёжик. – Ведь у меня иголочки не простые, а волшебные. Я подарю тебе несколько иголочек. Если ты, возьмешь в лапку иголочку и повторишь предложение, тогда облачка разойдутся, и на небе снова будет сиять солнышко.


Ребенок повторяет за взрослым каждую фразу по 2 раза.

Уха готова. Муха летает. Мама нюхает духи. Летит пух. Кричит Петух. Растет мох. Упал орех. Желтая хата. Ползет черепаха. Болит ухо. Купили хлеб.

Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений.

Белочка и ёжик помогли хомячку посчитать запасы. Ёжику показалось, что этих продуктов хомячку не хватит на всю зиму. И он решил угостить своего друга вкусными желудями. Хомячок принял предложение ёжика, но сначала решил угостить своих гостей. Скажи, из чего приготовил хомячок супы, уху и варенье? Какой суп нельзя есть?

Уха из рыбы. Суп из гороха. Суп из мухоморов. Варенье из орехов.


Как называется суп из гороха? (Гороховый суп) . Суп из рыбы? (Рыбный суп) . Варенье из орехов? (Ореховое варенье) . Закрой книжку, вспомни и расскажи, какое угощение приготовил хомячок для своих гостей.

Фрагмент 3. Дифференциация звуков [Х]-[Ф] на уровне слов.

В следующий раз ёжик принес белочке альбом с фотографиями разных предметов.

В каждом горизонтальном ряду есть один «лишний» предмет. Давай найдем его и обведем, - сказал ёжик . – Нужно хорошо подумать и объяснить, почему предмет лишний.

Так! Халат, футболка, сарафан, шарф, - перечислила белочка. Я думаю, здесь лишний шарф, - сказала белочка Хана . - Шарф надевают, когда становится холодно, а всю остальную одежду носят в теплое время года.

Молодец, - сказал ёжик . – Ты правильно рассуждаешь! А теперь подумай, какой звук [Ф] или [Х] есть в этих словах.

А, поняла, - воскликнула белочка. – Шарф, футболка, сарафан – во всех словах есть звук [Ф] и только в слове «халат» звук [Х] . Значит, «халат» - лишнее слово.

Молодец, белочка! – похвалил Хану ёжик.


В каждом горизонтальном ряду ребенок находит и раскрашивает «лишний» предмет. Объясняет, почему он лишний, выделяя звуки [Х] , [Ф] в словах.

Халат, футболка, сарафан, шарф.

Флаг, фонарь, фотоаппарат, хлеб.

Светофор, фартук, конфета, муха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха-ха-ха!

Автоматизация звука Х в словах

1. Вкусная халва мастеру хвала.
2. Прохор и Пахом ехали верхом.
3. Муха-горюха села на ухо.
4. Хороша будет уха.
5. На Тихоне хитон.
6. Хорь мохнатый, а Михей лохматый.
7. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!»
8. Был саду переполох – там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох.
9. Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях, тапирах,
Леопардах, львах, верблюдах, мулах и волнах.
10. Хлопотун-хлопотун и хлопотунья-хлопотунья хлопотали и хохотали.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Работая с детьми средней группы по постановке нарушенных звуков, я столкнулась с некоторыми сложностями. Во-первых, ограниченностью дидактических пособий по автоматизации звука [Х], во-вторых, с необходимостью разнообразить работу с детьми 4-х лет наглядным материалом, который был бы объединен единым сказочным сюжетом, что должно было повысить учебную мотивацию детей-логопатов.

Кроме того, в структуру занятия я планировала включать лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка и коррекции грамматических ошибок. Поэтому пришла к необходимости создания дидактического пособия по автоматизации звука [Х].

Представленное на конкурс индивидуальное занятие по автоматизации звука [Х] было проведено с использованием логопедической сказки «Приключение белочки Ханы и ее друзей». Это пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения.Игры и упражнения, представленные в пособии, помогут автоматизировать звук [X] в различных позициях, провести дифференциацию звуков [Х] - [Ф]. Пособие может быть использовано логопедами, родителями, воспитателями дошкольных учреждений.

Задачи :

1. Автоматизация звука [Х] в словах, предложениях, связной речи.

2. Развитие навыка употребления существительных в дательном падеже единственного числа.

3. Развитие навыка употребления предлогов « под» , « над» , « между» .

4. Развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, памяти.

Оборудование : предметные картинки (теремок, ёж, муха, белка, хомяк, петух, черепаха, часы, части часов), массажный мяч.

Ход занятия

1. Дыхательное упражнение «Погреем руки». Многократное произнесение звука [x].

2. Слоговые ряды:

Ха-ха - ха-ха-ха
Хо-хо - хо-хо-хо
Хэ-хэ - хэ-хэ-хэ
Хы-хы - хы-хы-хы

3. Работа с использованием логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Рассказывание логопедической сказки. Рассматривание иллюстрации к сказке.

Логопед: Ёжик, белочка, хомяк, муха, петух и черепаха заметили чудесный теремок. Они подошли к теремку, постучали в дверь и спросили: «Кто, кто в теремочке живет?». Но им никто не ответил. Дверь приоткрылась, словно гостеприимный теремок приглашал друзей зайти и отдохнуть. Хозяином чудесного теремка оказался хамелеон.

Выполнить задания:

а) Назвать героев сказки (муха, черепаха, белочка Хана, петух, ежик, хамелеон).

б) Определить количество слогов в этих словах с помощью хлопков.

в) Отгадать, про каких животных будет говорить логопед.

  • Это животное живет над черепахой. Это...
  • Это животное живет под петухом. Это...
  • Это животное живет под хомяком. Это...
  • Это животное живет между белочкой и хомяком. Это...
  • Эта птица живет между хомяком и ежиком. Это...

г) Составление ребенком аналогичных загадок.

д) Дидактическая игра «Кого не стало?» с индивидуальными изображениями героев сказки.

е) Расположить героев сказки в пустые окошки теремка без зрительной опоры.

4. Самомассаж пальцев рук с использованием массажного мячика.

Гладь мои ручки, (Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад) Ежик, ежик.
Ты колючий, ну и что же.
Я хочу тебя погладить, (Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями),
Я хочу с тобой поладить. (Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой рукой). (О. Крупенчук).

Логопед: Белочка Хана, ежик, муха, хомяк и черепаха подружились с недоверчивым хамелеоном, и он перестал их бояться. Они играли в разные интересные игры, а когда настало время прощаться, хамелеон подарил каждому из них подарки. « Подарки хамелеона» . Чтение логопедической сказки (стр. 29).

Выполнить задания:

а) Узнай и расскажи, для кого эти подарки. Например: Ежику хамелеон подарил сахар и т.д.

б) Закрой книгу и вспомни, какие были подарки и для кого они предназначались.

« Собери из частей целое» (Собрать из частей часы-ходики, назвать части предмета).

Логопед: А для нас с тобой хамелеон тоже приготовил интересный подарок. Давай посмотрим, что лежит в этом конверте.

6. Заучивание скороговорки, выделение слов со звуком [Х].

Ходики ходят - они на ходу,
Ходики станут - попали в беду.

7. Итог занятия.

Список использованной литературы:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г, Г’, К, К’, Х, Х. М.: «Издательство Гном и Д», 2011. - 48с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор - сост. О.А. Зажигина. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012. - 96 с.

Логопедическая сказка «Приключение белочки Ханы и ее друзей».

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.

Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука Х

При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

Упражнение «Поймай звук». Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.

1 день - и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.

2 день - а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.

3 день - мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.

4 день - ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.

5 день - поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.

6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.

Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.

Слоги

Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)

ха – хо - ху аха - охо – уху ах – их – ех - ух

хва – хво - хву хла – хло - хлу

сха - схо - сху рха - рхо - рху

Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах. Звук Х проговаривать, «растягивая» его.

1 день

Ха-ха хы-хы ха-хо-хы хы-ха-ху

Хо-хо ху-ху ху-ха-хо ха-хо-хы-ху

2 день

аха – аха оха – оха иха – аха – уха уха – иха – оха

иха – иха уха – уха аха – иха – оха оха – иха - аха

3 день

ах – ах ах – ох ух – ух – ох юх – ах – ох

ох - ух ух – ах ох – их – ах ух – ох – их

4 день

хта – хта хто – хто ахт – охт ухт – ахт - охт

хты - хты хту – хту ихт – ухт ихт – охт - ахт

5 день

хва – хва – хвы ахва – ухва - охва вха – вхо - вхы

хво - хво - хва ихва - ухва - охва вхы – вху - вха

Автоматизация звука [Х] в начале слов

Повторять слова, чётко произнося звук Х (выделяя голосом):

хан харч хата хаос

халат халва хариус

ход хор холл холм

хорь холст хобот холод

хорёк хорда хомяк ходики

худо хуже хутор хурма

худеть худоба художница худощавый

хвощ хвоя хвост

хвала хвастун хворост

хлам хлыст хлеб хлопец

хлопья хлопоты хлопушка хлебороб

хмель хмурый

храм хрип хрен хруст

храбрость хроника хранилище

Например: хан = х-х-х-хан

хан хата хобот хо-дун-ки

хаки хатка ходить ходь-ба

хапать хаять ход-ка хо-ккей

хапуга ход ходоки хомяк

Счёт от 1 до 5 (10) и обратно: хобот, хата, хомяк, ходка. Например: один хобот, два (3,4) хобота, пять (6,7 …) хоботов

Автоматизация звука [Х] в середине слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. З вук Х в словах выделять голосом, растягивать:

Уха муха папаха эпоха

ольха пряха помеха рубаха

засуха мачеха неряха стряпуха черепаха

хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта

Проговаривать слова по 2-3 раза. При затруднениях - произносить слова по слогам.

веха бу-хан-ка ахать охапка

муха махать папаха охота

уха макуха утеха о-хот-ник

Михей отдыхать помеха ма-хо-вик

Всегда объясняем все непонятные слова!

Упражнение «Сосчитай до 5-ти» - счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха

Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

охать сахар махал знахарь

лихач пахнет ухабы буханка шахматы

ухо уход сухо охота

поход хохот пехота тихоня

охотник ледоход вездеход тихоход

яхта бухта вахта пихта

тахта шахта кухня вихрь

махнуть бухта пухнуть от-дох-нуть

тахта вахта пыхтеть хвоя

пихта хохма яхта хвост

Автоматизация звука [Х] в конце слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

бах запах размах впотьмах

мох вдох выдох врасплох скоморох

пух дух петух лопух

вслух олух воздух пастух

мех смех грех орех наспех

стих верх

Проговаривать слова по 2-3 раза:

бах мох подвох отдых

птах вдох обух петух

монах выдох мех конюх

Упражнение «Закончи слово».

пету …(х) лопу …(х) отды … (х) горо …

запа … мо … сме … пасту …

Упражнение «Послушай, запомни, повтори».

хобот – холод - хомяк

воздух - конюх – отдых

папаха - помеха – муха

мех – петух - смех

«Это – Эти – Много кого? Чего?»

муха – мухи – мух_ монах - … - … яхта - …

халат - … - … пихта - … - … петух - …

хохол хохот тихоход хохлома

Автоматизация звука [Х] в словосочетаниях

Проговаривать словосочетания по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

ореховая халва ветхая хата

сухой хворост хлопотать по хозяйству

холодный воздух хрустящие хлебцы

запах духов холостой ход

хороший уход пахнуло холодом

охота на сохатого махровый халат

хлебосольный хозяин хаос и неразбериха

Упражнение «Сосчитай до 5-ти» - счёт от 1 до 5 (10) и обратно: яхта, пихта, хвост

Упражнение «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

Например: Я хожу в походы. Ты ходишь в походы и т.д.

ходить в походы хохотать над хомяком отдыхать на юге

худеть в походе ходить на охоту

махнуть папахой отдыхать на яхте

Словесная игра "Подбери слово". Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком [х].

Слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа,

страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа,

попугай - попугаиХа и т.д.

То же самое, с парами слов:

пловец – пловчиХа сторож – сторожиХа,

трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Автоматизация звука [Х] в предложениях

Упражнение "Исправь предложение". Послушай предложение и скажи его правильно.

Хомяк духовка под пыхтит. Хомяк пыхтит под ду-хов-кой.

дети ходят хоккей на - …

петух около сидит лопух - …

охотники пошли на охота - ..

Закончить предложения словом «петух» или «муха».

На банке сидит … (муха). В окно влетела … .

На заборе сидит … (петух). Около дома гуляет ….

Громко кукарекает …. Петя на тарелке увидел …

Вика рисует …. Красивый гребень у ….

Предложения со звуками Х и Х". Повторять и запоминать.

Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох.

Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту.

Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба.

Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка хочет приготовить уху.

Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут.

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох).

На грядках сеют (горох).

По утрам поет (петух).

В воздухе летает тополиный (пух).

В квартире большая, уютная (кухня).

Машина дала обратный (ход).

Дети перестали шуметь, стало (тихо).

Стадо пасёт (пастух).

Фразы со звуками [Х], [Х"]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.