«К нему не зарастет народная тропа»: кто и где ставил памятники Пушкину. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — одна из тайн Пушкина Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Журналист Александр Сидоров поделился мнением

Заранее прошу прощения у представителей КПРФ, но начну с памятника Ленину у входа в парк Горького. Меня уже давно достал вопрос, который постоянно задают иногородние товарищи во время прогулок по центру города. Такая примерно ситуация:

А это наш центральный парк...
- Имени Ленина?
- Нет, имени Горького.
- Странно: парк имени Горького, а памятник Ленину...

С монументом вождю пролетариата произошло историческое недоразумение. Памятник Ленину появился в 1929 году, а парк получил имя Горького позже, в 1936-м. После возвращения Алексея Максимовича в СССР в 1932 году почему-то накатила «горьковская эпидемия» переименования городских парков: Москва, Таганрог, Ростов, Алма-Ата, Минск, Одесса, Казань, Самара - всего около двух десятков.

С памятниками, обелисками, бюстами, декоративными фигурами и прочими изысками художественного творчества вообще надо быть аккуратнее. Не будем отходить далече от парка: на углу переулка Соборного и Большой Садовой в прошлом году появился памятник сантехнику и его верному коту. Ничего не имею против творения скульптора Михаила Ушакова, но возникает вопрос насчёт выбора места. Конечно, дорога к храму, в который упирается переулок, не заказана ни сантехнику, ни шпалоукладчику, ни работнику цеха по разделке говядины. И всё же: почему именно мастеру канализационных работ, да прямо в самом центре города, да обязательно вблизи центрального православного храма?

Может, уместнее было бы рядом с «Водоканалом»? Понятно, что новое время рождает новые «тренды» - прости, Господи! - и сантехник, извините за каламбур, «попал в струю». Его уже запечатлели в Москве, Перми, Екатеринбурге, Омске, Красноярске... Хорошо хоть, парк не переименовали. А вполне могли - «Парк культуры и отдыха имени сантехника Потапова».

Всему своё место. Памятник читателю у здания «Вечернего Ростова» - осознаю. Фигура ростовского купчины с Барсиком - не вызывает отторжения. А вот кудесник вантуза и унитаза, затесавшийся между Лениным и Димитрием Ростовским, - по-моему, перебор. Не смею настаивать, но...

Есть и другие примеры. Вот рядом со стадионом «Олимп-2» в прошлом году открыли мемориал героям-чернобыльцам. О художественных достоинствах сооружения отдельный разговор. Но - почему именно рядом со стадионом, название которого к тому же рождает некую двусмысленность? В нашем сегодняшнем представлении «олимпиец», «путь к Олимпу», «олимпийские высоты» прочно связаны со спортом, с позитивом, с победами. «Чернобылец на пути к олимпийским высотам» - звучит кощунственно... Вряд ли кто-то вспомнит о горной обители греческих богов, куда иногда забирали и героев.

Или вот прошлогоднее крушение «Боинга» в Ростове, которое унесло жизни 62 человек. В марте этого года открыли мемориал памяти о погибших пассажирах... прямо рядом с аэропортом! Люди! Ну вы что?! И мемориал нужный, и выполнен он на уровне - но о живых-то пассажирах подумайте! Это что, доброе напутствие, пожелание счастливого полёта?

Конечно, стадион можно переименовать, аэропорт перекочует в другое место. Не о том разговор. Просто соображалку надо же иногда включать.

Пройдёмся по Пушкинской. В своё время скульптор Анатолий Скнарин создал оригинальную композицию из трёх узорных «пушкинских» шаров. Она естественно вписывается в бульварное пространство, замечательно смотрится, создаёт атмосферу приобщения к творчеству поэта. Но вот незадача: ! Композиция не завершена, «Сказки Пушкина» не обрели своё законное место рядом со сценами из жизни поэта и из романа в стихах «Евгений Онегин». А проплешина под шар - существует и создаёт дискомфорт для взгляда и души. Может, разумнее заняться именно этим, а не сантехниками? При всём моём к ним уважении и где-то даже пиетете.

Вообще мне кажется, порою неплохо бы обсуждать идеи новых памятников, бюстов, декоративных фигурных композиций с жителями города.

Я, например, считаю несомненной удачей памятник Чехову работы того же Скнарина на той же Пушкинской. В нём есть своя изюминка: на постамент легко взбираются ребятишки и даже взрослые, фотографируясь на память, писатель в буквальном смысле становится ближе к читателю.

Но кто-то может со мною не согласиться. Кому-то такое «вольное отношение» к памятникам претит. И потому я согласен, когда судьба многих работ скульпторов решается не всенародным референдумом. А всё же не грех порою прислушаться к гласу народа.

Хотя бы при выборе персоналий для увековечивания. Мне, например, стыдно, что до сих пор в Ростове нет памятника человеку-легенде - советскому офицеру Александру Печерскому, который организовал и возглавил единственный за всю историю второй мировой войны успешный массовый побег заключённых из гитлеровского концлагеря. О Печерском снято несколько документальных фильмов, в 1987-м году в Голливуде режиссёр Джек Голд поставил блокбастер «Побег из Собибора», где роль нашего земляка сыграл Рутгер Хауэр. Памятник герою стоит в Израиле, в 2016 году указом президента России Владимира Путина Печерский награжден посмертно орденом Мужества, хотя, думаю, он достоин звания Героя России. Да, есть в Ростове и памятная доска, и улица Печерского. Но такому человеку обязательно должен быть и памятник.

Перенесёмся снова на Пушкинскую. В прошлом году здесь появились бюсты писателям-фронтовикам Михаилу Шолохову, Анатолию Калинину и Виталию Закруткину. Святое дело - увековечить их память. Но не так же! Создаётся впечатление, что идёшь по аллее кладбища. Некрополь у Кремлёвской стены. На мой взгляд, решение чудовищное. Одно дело - бюст Юрию Жданову рядом с университетской библиотекой, хотя тоже некоторые могут со мною не согласиться, другое - скорбный ряд, где не хватает только могильных плит.

Речь не о вкусовщине: дескать, кому-то нравится арбуз, кому-то - свиной хрящик. Мы же говорим не о том, как обставить собственную квартиру, там хоть кол на голове теши, мы обсуждаем облик родного города. К сожалению, я уверен, что не назвал и десятой части несуразных творений, уродующих наш город. Надеюсь, читатели помогут освежить мне память и дополнить перечень. А кто-то, наверное, со мною категорически не согласится. Что же, давайте обсудим?

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Exegi monumentum.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение было написано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. Оно было зачитано Пушкиным на новогоднем балу.

Место стихотворения в творчестве поэта

Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Памятник» посвящено размышлениям о назначении поэта и поэзии на земле. Мне кажется, данное стихотворение выражает твердые, уже сложившиеся взгляды поэта. По мнению Пушкина, поэта – божий посланник, который несет праведное слово народу. Автор уверен в том, что его творчество не померкнет с годами, и люди всегда будут интересоваться его творениями.

Тема творчества, поэта и поэзии.

Лирический сюжет

Сюжет стихотворения это осмысление судьбы поэта в историческом масштабе.

Проблема стихотворения

Проблема закрепления своей славы поэта во времени.

Композиция стихотворения

Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:

Душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.

Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.

В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.

Лирический герой

Преобладающее настроение, его изменение

Настроение торжественное и возвышенное на протяжении всего стихотворения.

По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.

Пять строф, четверостишия.

Основные образы

Образ нерукотворного памятника создается в сравнении с реальной гранитной колонной, установленной в 1834 г. на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь победителя Наполеона, одного из организаторов Священного Союза императора Александра I.

Образ музы чистый, не запятнанный гордыней. Она не принимает лести и не осуждает критиков.

Лексика стихотворения

Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».

Поэтический синтаксис

В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).

Сложные предложения, использована инверсия.

Изобразительные средства иносказания

эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».

Звукопись

Динамика развития лирического сюжета передана фоническими средствами. Повтор, превалирующий в первой строфе, акцентирует ключевую мысль (звуковые ассоциации):

Я памятник себе воздвиг не рукотворный ,

К не му не зарастет на родная тропа,

Возне сся выше он главою не покорной

Алексан дрийского столпа.

Нет , весь я не умру…

В следующих трех строфах-четверостишиях на первый план выходит такая фоническая система, как ономатопея. Благодаря повтору «д» с гласными слышен отзвук колокольного звона. Впечатление создается не только торжественное, но и тревожное, так как активизируется ассонансный звук «у». В последней строфе он преобладает, акцентируя в психологическом состоянии лирического героя трагические ноты.

Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифмовка перекрестная.

Эмоции вызванные при прочтении

На мой взгляд, стихотворение «Памятник» - одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Черновик стихотворения был обнаружен уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).

Стихотворение положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.

Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.

Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России. Произойдет это потому, что на протяжении всей жизни автор нес людям идеи добра и справедливости. Он всегда защищал свободу и «милость к падшим призывал» (вероятно, к декабристам). После таких заявлений Пушкин еще и бросает упрек тем, кто не понимает ценность его творчества («не оспоривай глупца»).

Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.

Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Стихотворения Пушкина известны по всему миру, переведены на большинство языков. Поэт считается величайшим классиком русской литературы, одним из основателей современного русского языка. Высказывание «весь я не умру» полностью подтвердилось. Имя Пушкина живет не только в его произведениях, но и в бесчисленных улицах, площадях, проспектах и во многом другом. Поэт стал одним из символов России. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — заслуженное признание поэта, не дождавшегося этого от современников.

Самой последней и самой показательной для политической жизни Новокузнецка и региона стала новость, связанная с просьбой простого рабочего Антона Владимировича Леонова назвать безымянный сегодня проезд между улицами Авиаторов и Звездова в Новоильинке именем положившего жизнь на процветание простого человека в регионе губернатора Амана Тулеева.

Свое предложение, написанное практически без орфографических и пунктуационных ошибок и отражающее чаяния всех трудящихся, он оставил в виртуальной приемной Главы города. Его тут же подхватили средства массовой информации и донесли до других возмущенных обывателей: как так – человек 16 лет горбатится на благо Новокузнецка, а его имя украшают только трамваи, мусоровозы да автобусы.

Вот, к примеру, именем заместителя губернатора Мазикина уже названа целая площадь в Ленинске-Кузнецком, сокрушается автор инициативы. Понимает он при этом и малозначительность реализации просьбы, не соответствующей образу и делам вождя: «Согласен, — пишет автор, — фигура Амана Гумировича заслуживает намного большего, чем маленький проезд в Новоильинском районе. Но с этого можно было бы начать».

Однако посылом обращения к выбранному всенародно и абсолютным большинством мэру Новокузнецка Сергею Кузнецову стали результаты прошедшего 8 сентября голосования. Антон Владимирович Леонов (если, конечно, это фигура реальная, а не рождена в тиши кабинетов гораздой на придумки командой маркетологов самого губернатора — что, как и сами итоги свободного волеизъявления, вызывает сомнения) от имени коленопреклоненного народа так и начинает свое обращение: «Прошедшие выборы в очередной раз показали, насколько люди доверяют, и как важно в Кузбассе и в Новокузнецке мнение губернатора Амана Тулеева. Практически во всей области победили люди из его команды. Те, которым он доверяет и поддерживает». Ну, а дальше вы уже знаете. Навязывание жителям региона – европеоидам, в основе своей – чуждых по самой сути восточных общественных отношений продолжается.

Между тем, политики продолжают давать оценку прошедшим в регионах выборам. Вслед за «Справедливой Россией» и ЛДПР отношение к политической жизни в Кузбассе озвучила на заседании Государственной Думы и КПРФ. Выступивший от имени партии депутат Николай Коломейцев также потребовал «сплошной пересчет голосов в Ростовской и Кемеровской области. Там, по сути, не было выборов».

У нас в регионе, как вы помните, областной избирком благоразумно, во избежание лишних скандалов, решил не тратиться на электронные урны и видеонаблюдение, ибо где еще могут быть прозрачнее и честнее выборы, как не в Кузбассе, где губернатор – само олицетворение честности и непредвзятости. Сложнее было в Ростове. «КОИБ рядом стоит — 17 процентов, на соседнем участке — 80 или 90. Ну, вы же хотя бы дружите с головой», — возмущается организацией откровенного беспредела партии власти Николай Коломейцев. Партии, которая, словно не замечая собственного издевательства над здравым смыслом, намекает: «Ну, попробовали мы сделать выборы честными, и что? Все равно вы проиграли». И после этого они претендуют на уважение, на памятники в наших городах, как бы говоря устами того же Леонова: «Слышь, народ, у тебя «своя свадьба», у нас – своя»?!

Коммунист Коломейцев, обращаясь к коллегам по Госдуме, требует ужесточить ответственность за нарушение процесса свободного волеизъявления граждан. «Во многих странах, — отмечает он, — это называется захват власти и 20 лет без права переписки на темной стороне тюрьмы». А пока рядовой член избирательной комиссии боится не тюрьмы, а какого-нибудь зам зава, у нас в стране так всегда и будет, как на этом видео.