Шишига в славянской и христианской мифологии — нечистая сила или дух-помощник. Существование болотной шишиги Как дружить с шишигой

Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо в услужении водяного и лешего.

Легенды про шишиг из различных частей страны отличаются между собой. Так, например, в Сибири шишигу связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия между собой. Шишига, или шишимора, если верить им — сущность, которая находится в услужении водяного, лешего или хозяина болот. Выглядит эта сущность малопривлекательно — она горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига — всегда существо женского пола. Она ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката, и уходит прочь к рассвету. По легендам, таковой может стать покойница. Девочка-шишига — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются от обычных русалок тем, что они лысые и некрасивые. Безыменные русалки предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут и защекотать до смерти. Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти. Кикимора и шишига болотная — синонимы. Как можно догадаться из названия, это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в доме. По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники. Но, если домовой приносит пользу, изредка пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь вред. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. Если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит хозяйство — обязательно накажет. Лесная шишига, или лешенка обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может «заблудить» даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель — съесть ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, чтобы избавиться от козней шишиги.

Языческий бог Шишига — есть ли такой в славянском пантеоне.

Люди, которые только начали изучать славянский пантеон, иногда ошибаются и считают, что был такой бог — Шишига. Предпосылок для этого немало. Известно, что славяне всегда пытались подружиться с нечистью, живущей вокруг них. Сам факт ее существования заставлял наших предков задуматься о том, что худой мир лучше доброй ссоры. Обряды задабривания сущностей были довольно схожи со славлениями богов, и вполне реально перепутать их между собой. Языческий бог Шишига не существовал в славянском пантеоне. Так называли духов, живущих неподалеку от людей или даже в домах. Выше описано, что это — и синоним к слову «черт», и общее название для всех духов и сущностей, и вид болотной, речной и лесной нечисти. Славяне верили, что в начале Русальей недели, или в первый день лета особенно активен шиш. Поэтому это время считали самым подходящим для того, чтобы на год вперед установить мир с нечистым. К водоемам носили одежду для русалчат, оставляли рушники и ленты на деревьях для болотных и лесных духов. Разумеется, угощали домового, банника и овинника. Однако не только этому был посвящен праздник начала лета. В старину его называли Днем Духов. Это день, когда умершие могут явиться в гости живым родственникам. Праздник духов во многом был похож на Самайн или Хэллоуин. Только отдавать почести было принято не только усопшим родственникам, но и людям, которые после смерти превратились в шишков. В целом, у слова «шишига» имеется несколько значений. Так называли нечистую силу и домашних духов вроде домового и банника, тоже имевших не совсем божественное происхождение. Кроме этого, в некоторых регионах это слово служило синонимом черта или беса. Встречается в литературе и другое значение — род болотной, речной и лесной нечисти. Иногда ошибочно считают, что Шишига — языческий бог, но это не так.

Шишиги — по славянской мифологии, «маленькие, горбатые существа, брюхатые, холодные, с сучковатыми руками».

Считалось, что шишига ходит голой, со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам.

В отличие от водяного, шишига обитает в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоемы, при этом отличаясь «мелочностью своих пакостей». Название свое эта тварь получила за то, что волосы на голове у нее стоят шишом, то есть кучей, ворохом.

Шишига играет важную роль в мифологии коми. Считалось, что иногда она вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их «утащит шишига».

В славянском и финно-угорском фольклоре ее считают либо разновидностью кикимор или русалок, либо самостоятельным персонажем. По разным версиям, она является обитателем лесов либо водится в прудах, мелких речках или озерах, а излюбленным местом ее обитания являются заросли камыша.

Шишиг представляли в образе обнаженных женщин (иногда — горбатых) обычного размера с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом. В частности, у А. М. Ремизова можно прочитать, что если шишига «накроет» человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно.

Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные — озорничают, подкрадываются к купающимся и начинают их щекотать, но могут и в воду утащить с берега. Увидевшему ее путнику предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине.

Впрочем, рассказывают историю, которая не совсем вписывается в подобные предположения.

Некий рыбак, выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу.

Та, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала волосы, оставила на той самой кочке.

Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только стемнело и все семейство улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень — схватила его шишига и исчезла.

На Самарской Луке старожилы и сейчас говорят, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Примечательно, что тамошний дух особенно не любят пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадет.

Помимо этого, шишиги наказывают за хулиганство. Рассказывают историю о том, как подвыпившая компания молодежи из соседнего села, погоняв на мотоциклах кошек, отправилась на шашлыки и, за недостатком дров, разворотила колодец.

Но потом, возвращаясь домой, все были до смерти напуганы представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида и спешно ретировались.

Иногда шишигой называли русалку, которая выглядела как старуха с зелеными волосами и щекотала любителей купания. Днем эта нечисть не опасна, она отсыпается после ночных проказ. С наступлением же сумерек она начинает проявлять активность и выискивать жертв либо на берегу, либо в лесу, дабы утащить на дно водоема.

Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в бабьем сарафане, но без головного убора, с распущенными волосами; причем играть ее мог и парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника.

Обильно представлена шишига и народных поговорках: «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили»; «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычи-ха и есть»; «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба); «Вино жрут, как шишиги».

Шишига (в славянском фольклоре шишимора) - это маленькое существо женского пола, которое предпочитает жить в камышах у мелких водоёмов и речушек. Увидеть шишигу к несчастью, она пытается утащить в воду зазевавшихся прохожих, особенно пьяных. Считалось, что днём шишига отсыпается, а «на охоту» отправляется только ночью - ходит в сумерках голой с взъерошенными волосами.

Ну кто бы мог подумать, что сценаристы фильма «Звонок» позаимствовали некоторые идеи из славянской мифологии? Как и мрачная девочка из фильма, шишига иногда сидит на берегу водоёма, расчёсывая длинные чёрные волосы. А всякий, кто её увидит, в скором времени утонет либо умрёт по другой причине.

На Руси родители предостерегали своих детей от купания в омутах, нельзя было также плавать и ночью. Того, кто рискнёт , утащит шишига - ему суждено навсегда остаться у неё в плену.

Кто такая шишига?

По одной версии это мифическое существо является женой лешего - хозяина лесной чащи. Согласно другим легендам, шишига - это русалка, утонувшая девушка. Наружность существа под стать его отвратительному характеру. По ночам шишига любит шуметь, а если набредёт на группу заблудившихся людей, то убьёт их и обглодает их косточки.

Есть также поверье, что шишига может поселиться в доме. Правда, в этом случае хозяевам не нужно ждать крупных неприятностей. Существо будет глумиться над человеком, который не помолившись приступает к делам, но его проделки не причинят вреда здоровью или жизни.

Чтобы умилостивить шишигу, нужно оставить ей угощение - стакан молока и тарелочку с хлебом. А иначе дух может рассердиться - будет прятать мелкие предметы и вредить по хозяйству.

Колдуны способны командовать шишигами, для которых те принимают вид . Их используют при выполнении различных обрядов, например, приворота. Также духу можно поручить надзор за семейным очагом. Шишимора может помочь колдуну или ведьме стать невидимой - закроет хвостом, да так, что найти невозможно.

Славянская мифология богата различными духами низшего уровня, которые постоянно портят жизнь человеку и отвечают за отдельные аспекты хозяйственной жизни. Традиция обращаться к ним идет корнями к далекому прошлому, когда народ поклонялся язычеству и оправдывал каждую неудачу вмешательством нечистой силы. К категории низших духов относится шишига . В разных регионах у различных племен ее род деятельности отличается, но все сходятся к мнению, что она может приносить людям вред и портить им жизнь.

В славянской мифологии очень много разнообразных духов, которые призваны не только мешать человеку, но и направлять его на путь истинный. Они не только запугивают и наказывают, они помогают правильно вести хозяйство. В частности, шишига следить за тем, чтобы в доме был всегда порядок. Не зря ее называют поучительным и правильным духом. У него на первом месте находится благоденствие семьи и набожность.

Шишига: внешний вид

По определению шишигой называют маленькое существо женского пола, которой живет в болотах, омутах и топких местах. Она является близкой . Два этих существа заманивают заблудившихся людей и топят их в мутной воде, чтобы потом развлекаться в глубине.

Если человек случайно увидит шишигу, сидящую на берегу и расчесывающую свои длинные черные волосы, то быть беде. Он обязательно утонет или умрет другой смертью в ближайшее время. очень не любит, когда ее покой нарушают пьяные люди, и она их наказывает, заманивая в топкое место. Речного духа трудно увидеть днем, так как он спит и набирается сил, а время охоты у него начинается ночью. Некогда родители пугали своих детей и запрещали им гулять ночью возле воды.

Шишига: особенности характера

Существа, живущие в речушках и озерах, составляют определенную отдельную группу духов. Шишигу считают женой лешего и владелицей водоема. Она имеет очень скверный и злой характер. Человек страдает от ее проказ и может даже поплатиться жизнью.
Некоторые шишиги живут в лесных дебрях и запугивают людей громкими криками и страшными звуками. Они водят заблудившихся пока те не умрут от страха или с голоду, а потом обгладывают их косточки.

Существует такое поверье, что шишиги могут жить дома за печкой или в чулане и овине. Если этот дух заведется в человеческом жилище, то он строго соблюдает выполнение всех домашних обязанностей. Каждое дело надо совершать помолясь, и за этим следит правильный, поучающий взгляд шишиги. В домашних условиях данный дух больше оберегает хозяйство людей, чем портит его. По месту жительства шишига может разделяться на озерных, лесных и домовых. Различно их местоположение и в избе. Они могут расселяться в подполье, за печкой, в бане, в овиннике и в других потаенных местах. Человеку надо глаз да глаз, чтобы сделать все правильно и не заслужить месть злой шишиги. Нельзя поздно ходить в баню, задерживаться после заката в овине, запускать дом и хозяйство. Каждое дело надо начинать с молитвы.

Шишига: кто она

В разных регионах шишиге отводили свое место. Если обратиться к старинным сказаниям и легендам, то трудно составить определенную картину того, кто такая шишига. По одним поверьям – это жена лешего, а по другим русалка, которая некогда была человеком, но утонула.
Не для каждого человека представляет собой существо вредоносное. Например, колдуны могут использовать ее, в качестве куклы для заговоров. В сказаниях говорится, что шишига оказывает магам различную помощь. Она может сделать невидимым. Большим хвостом закрывает дух своего покровителя, и тот может совершать свои тайные обряды. Делая привороты и заговоры, колдун может обратиться к шишиге за помощью или использовать ее в своих целях.

Появление слова шишига

Просматривая старинные славянские источники, фольклористы пришли к выводу, что корень шиш всегда связан с нечистой силой. По одной из версий, это слово указывает на своеобразную прическу в виде пучка, которая увенчивала головы бесов.
Другое значение слова шиш переводится как черт. В старинные времена бесов изображали на картинах и фресках с зачесанными к верху волосами, что и породило такое название.

Как дружить с шишигой

Человек всегда отличался смекалкой и мог наладить хорошие отношение даже с самым зловредным духом. Чтобы подружиться с домашней шишигой, надо ее задобрить. Это существо привыкло жить в доме и питаться самыми хорошими продуктами, поэтому стакан молока и кусок хлеба на тарелочке станут для него прекрасным поводом подкрепиться. В отличии от других духов, шишига не требует сладостей и довольствуется малым.

Что касается и лесных демонов, то их, все-таки лучше избегать, чтобы не потерять жизнь. В иерархии шишиг домашние считаются самыми покладистыми, так как от благосостояния хозяев на прямую зависит их личный покой на многие годы.

Согласно одной из версий, найденной в славянской мифологии, шишига - это черт, с гривой волос, торчащей во всей стороны, дух злых и ночных сновидений. Согласно другой версии, это водяной. Согласно третьей, это леший. В общем, версий много, суть одна, шишига - это нечисть. Но среди советских, а потом и российских автолюбителей бытует своя версия на этот счет.

Появление первой «шишиги»

Летом 1964 года с конвейера Горьковского завода начал свой путь, можно сказать, уникальный автомобиль с маркировкой ГАЗ-66, который тут же за свой номер в аббревиатуре получил среди водителей прозвище «шишига». Правда в течение того периода времени, пока машина выпускалась заводом, этот автомобиль настолько оброс легендами, что многие стали считать, будто «шишигой» машину прозвали именно за то, что она прекрасно себя чувствует на лесных непролазных дорогах. Что касается проходимости машины, то ГАЗу действительно удалось создать отличный внедорожник.

Описание

Высокая проходимость автомобиля обуславливается тем, что машина является полноприводной (4х4), в передних и установлены самоблоки, отличный клиренс под мостами (свыше 30 см), возможность отключения переднего моста. Кроме того, в конструкции автомобиля есть устройство, централизованно регулирующее давление воздуха в шинах, подкачка которых осуществляется компрессором, с приводом, работающим непосредственно от двигателя машины. Восьмицилиндровый, бензиновый ЗМЗ-66-06, при рабочем объеме около 4,3 литра, выдавал 120 л. с. мощности. При этом расход топлива колебался в пределах 20 литров на сотню км. Для сравнения стоит отметить, что легковой ГАЗ-69, мощность и объем двигателя у которого был в два раза меньше, «кушал» 14 литров на той же дистанции.

Расположение центра тяжести машины, который находится точно между ее осями, позволяет контролировать автомобиль в условиях критического крена. Кстати, именно из-за такой сбалансированности ГАЗ-66 приняли на вооружение в десантных войсках СССР. Однако боевые действия во время войны в Афганистане выявили большой недостаток автомобиля, который поставил крест на дальнейшей судьбе «шишиги» в рядах вооруженных сил. Дело в том, что расположение кабины прямо над колесами и ее теснота грозили экипажу практически стопроцентно фатальным исходом при наезде на мину.

Но на гражданке машина получила достойную оценку. Большинство владельцев автомобиля считает, что «шишига» - машина, незаменимая для тяжелых дорог. Неустойчивые грунты, водные преграды с глубиной до 80 см, сравнительно небольшой радиус поворота (9,5 метра), маневренность, компактные габариты при грузоподъемности в 2 тонны. Все это позволяет сделать вывод, что «шишига» - это действительно «монстр с лебедкой», правда, в хорошем смысле.

Газ-66 по имени «Партизан»

Некоторые автомобилисты, владеющие ГАЗ-66, решили пересмотреть назначение машины на свой лад. Одним из таких превращений является тюнинг «шишиги» в автомобиль, уж очень похожий на всем известный «Хаммер». Назвали его "Партизан".

Правда, российский вариант американского автомобиля похож на него только внешне. Внутренняя начинка - двигатель, КПП, раздатка, подвеска - осталась «родной». Чего конкретно хотел добиться владелец этой машины, не совсем понятно, так как салон хоть и увеличился, но остался тесным, звукоизоляция ухудшилась, удобств - никаких, в маневренности автомобиль только потерял. Единственное, что осталось на высоте, так это грузоподъемность и проходимость. Видимо, мечта хозяина об американском внедорожнике сделала свое дело.

Шишигина «Пуговка»

Более глубокий тюнинг ГАЗ-66 провела группа других российских «самоделкиных». Они создали настоящий «чудо-внедорожник». Эта машина способна проехать там, где трехосный КамАЗ закапывается по бампер.

От «шишиги» переделка получила самое лучшее, то есть все то, что касалось езды по бездорожью. Кабина у новоделки была сварена из двух кабин ГАЗ-66, усиленных трубным каркасом. Двигатель заменили на более мощный (250 л. с.), взятый от тягача Пятиступенчатую КПП машина получила от него же.

Все 4 колеса в результате переделки стали управляемыми, то есть задние колеса имели возможность синхронного поворота с передними. Таким образом, автомобиль стал не только полноприводным, но и полноуправляемым. И вот это чудо с колесами от комбайна получило от своих хозяев милое имя - «Пуговка».

Новый ГАЗ-66 4x4 «шишига», он же «Садко»

Вместе с народными умельцами производители ГАЗ-66 тоже решили не стоять на месте и спустя 35 лет сделали замену традиционной «шишиге» 4х4, выпустив новую модель ГАЗ-3308 «Садко». По сути, автомобиль является той же «шишигой», но с другой кабиной, и естественно более комфортабельной. Так как кабина получила капотную компоновку, производителю пришлось удлинить шасси новой «шишиги». Но и на этой машине горьковчане не остановились.

Самая новая «шишига»

Летом 2014 года они представили на выставке «СТТ-214» новейший грузовик ГАЗ «Садко» NEXT. Конечно, внешне он уже совсем не похож на старый добрый ГАЗ-66. В угоду веяньям времени он получил абсолютно новый облик с различными опциями, управляемость, соизмеримую с легковой машиной, и невероятную для грузовика плавность хода. Но вот только классические черты «шишиги» так и не стерлись. Если не вдаваться в подробности и не лезть вглубь агрегатов, а просто убрать новую кабину и подставить старую от ГАЗ-66, внешне получится та же «шишига». Но справедливости ради стоит сказать, что только внешне…

Машину оборудовали отключаемой ABS. Кузов, в сравнении со всеми предшественниками, увеличили на 20 %. Рулевое управление, карданную передачу, амортизаторы, тормозную систему, климатическую систему, водительские сиденья и даже мотор от стеклоочистителей, а также дверные замки производитель установил импортные, от ведущих производителей.

Но зато сердце новой «шишиги» осталось русским, выпущенным Ярославским моторным заводом - турбированный дизель ЯМЗ-534 с ресурсом в 700 тыс. км.

Несмотря на все новшества и обновления, постоянным остается то, что "шишига" - это надежность, экономичность и простота в эксплуатации.