Стратегический пункт и украшение города – Тучков мост. Тучков мостВечный студент Исторические версии названия моста

В XVIII веке Тучков мост был самым длинным в Северной столице, его длина составляла 890 метров. Для сравнения, сейчас его длина значительно уменьшилась и составляет 226 метров.

В настоящее время это один из самых красивых мостов в Санкт-Петербурге: его архитектура отличается стремлением к строгости и смелостью конструктивных решений.

Первоначально мост находился у выхода из станции метро Спортивная, название которой в проекте значилось как «Тучков мост». В 2015 году был открыт второй выход станции «Спортивная», находящийся на противоположном берегу - на Васильевском острове. Для этого под Невой (!!!) был прорыт горизонтальный тоннель с траволатором (эскалатор, который проложен горизонтально). По сути этот пешеходный тоннель дублирует Тучков мост, только под водой и под землей. Он особенно полезен в непогоду - там всегда примерно постоянная температура, нет дождя, снега и ветра. Кроме того, подводный траволатор сам по себе стал достопримечательностью Санкт-Петербурга .

Из истории

Первая деревянная переправа через Малую Неву, соединившая Васильевский остров и Петроградскую сторону, была возведена в 1758 году. В глубокой части русла она была плашкоутной, а на мелководье - свайной. Мост был назван Никольским и располагался в створе Малого проспекта Васильевского острова.

Название моста

Сохранилось две версии происхождения названия переправы:

  • В 1758 году четыре купца обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких переправ в Санкт-Петербурге. При этом они обязались на собственные средства возвести новый мост через Малую Неву. Построенную переправу и назвали в честь одного из купцов, Авраама Тучкова, лесопромышленника и владельца складов древесины
  • По второй версии переправа получила свое имя по фамилии инженера А.В. Тучкова, построившего эту переправу.

Постоянный деревянный мост

В 1833-1835 году переправу перестроили, она располагалась в створе Большого проспекта Петроградской стороны, при этом была сооружена земляная дамба от Малой Невы до Александровского проспекта (сейчас это проспект Добролюбова).

Это был постоянный многопролетный деревянный мост на свайных основаниях, два его пролета были судоходные и один был разводным.

Двукрылый разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился в ручную с помощью лебедок. На открылках (крыльях устоев) установили перила в виде чугунных решеток художественного литья.

Управа Санкт-Петербурга постоянно следила за состоянием всех городских переправ и в 1899 году в газете «Петербургский листок» было отмечено, что очередь на капитальный ремонт дошла и до Тучкова моста. «Не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается».

Всего же Управа просила Думу выделить 112 500 рублей на ремонт и 25 500 рублей на расширение дамбы.

В Советское время Тучков мост, как и многие другие переправы, хотели переименовать. Но народом был пущен слух, что переправа носит имя героя войны 1812 года и правительство решило сохранить это привычное для всех название.

Для справки: В России, действительно, был старинный род Тучковых, пять братьев которых Николай и Павел, Сергей и Александр дослужились до генералов, причем четверо из них приняли участие в Отечественной войне 1812 года, а двое отдали свою жизнь за Отечество. От ран умер старший брат Александр Алексеевич и младший из братьев – Николай Алексеевич.

В послевоенное время деревянные пролеты строения были заменены на металлические. Деревянные рамы разводного пролета также сменили на металлические, а ручную лебедку – на электрическую.

Переправа имела 20 пролетов, ее длина составляла 257 метров, а ширина - 19 метров, левобережные опоры были каменными, а правобережные – деревянными.

Тучков мост 1965 года

С завершением строительства Волго-Балтийского канала по Неве стали ходить большие суда, увеличилась нагрузка и на саму переправу. Ее грузоподъемность и габариты перестали соответствовать требованиям наземного и водного транспорта, необходимо было ее реконструировать.

Проект сооружения был разработан инженерами и архитекторами института Ленгипроинжпроекта под руководством В. В, Демченко и Б. Б. Левина, П. А. Арешева, Л. А. Носкова, строительные работы велись с 1962 по 1965 год.

В настоящее время Тучков мост железобетонный, трехпролетный. Во время строительства была расширена дамба за счет засыпки части русла реки Ждановки. Со стороны Васильевского острова набережную Макарова увеличили до 42 метров и создали небольшую предмостную площадь.

В 2003 году была выполнена подсветка переправы и ночью теперь она похожа на взлетающую с воды чайку.

Характеристики

  • Длина переправы - 226,2 метров, в том числе между гранитными устоями – 216 метров
  • Разводной пролет центральный, двукрылый шириной 50 метров
  • Ширина между перилами – 36 метров, в том числе проезжей части – 28 метров, тротуары – 4 метра
  • Угол раскрытия крыльев – 69 градусов.

Тучков мост, имеющий простую и четкую форму, прекрасно вписывается в водные просторы и панораму невских набережных.

Тучков мост

Тучков мост соединяет 1-ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Длина моста 226,2 м, ширина - 36 м.
Впервые здесь, на трассе, соединяющей Васильевский остров и Петербургскую сторону, мост через Малую Неву был сооружен в 1758 г. и назван Никольским.
Он был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной на мелководье через проток, отделявший от Петербургской стороны остров Тучков Буян, и через сам остров. Это был самый длинный (890 м) из всех петербургских мостов XVIII века. Располагался он возле островов Пеньков Буян и Ватного (ближе к устью). Здесь находились склады древесины купца Авраама Тучкова.

Строительство моста велось на средства Компании, в которую входили четыре купца, получивших за это от правительства привилегию «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге. Возглавлял Компанию богатый лесопромышленник Тучков, в честь которого мост и получил название. С названием моста связаны также Тучков переулок, проходящий от Двинского переулка до набережной Макарова, а также бывшая Тучкова набережная, которая с декабря 1952 г. называется набережной Макарова. Мост при советской власти тоже хотели переименовать, но кто-то из историков ввел в заблуждение партийных чиновников, сказав, что мост назван в честь одного из героев Отечественной войны 1812 г., и название моста оставили в покое. Существует еще версия, что мост был назван в честь инженера А. В. Тучкова, строившего мост.

"Мы пойдем чрез Тучков мост с Васильевского острова. Вот он, старая, ветхая посудина, этот дирявый мост тридцатых годов, с его заплатами в настилке, с его ужасающими дырьями, сквозь которые проглядывают гнилые плаушкоты (плашкоуты) и темная струя бегущей воды. Днем тут, в последнее время, строго приказывалось ездитъ, придерживаясь римского правила: «Торопись, мол, медленно»; ночъю ездитъ рисковали немногие, да и ходитъ тоже: пять, шесть фонарей, более или менее освещенных... луною, - за отсутствием масла, которым морально и вещественно пачкалась полиция, - были плохими светочами для публики, а два серых алебардиста, дремавших по обоим концам моста, пре-равнодушно слушали иногда вопли неосторожной жертвы, попавшейся на средине переправы в руки мошенника. Действительно, грабежи здесь, особенно в темные осенние ночи, не были редкостию, и под мостом, в этих утлых плаушкотах, хоть не тепло и не сыто, но, по крайней мере, бестревожно живалось бродягам и беспачпортным; к тому же направо и налево от моста раскидываласъ такая непробудная глушь, какую разве теперь только встретишь за пределами гаванского Голодая." (Савинов В.И. Несколько холерных дней на Петербуржской стороне 1831 года.)

Мост многократно перестраивался. Так в 1833-1835 гг. он был заменен деревянным многопролетным мостом подкосной системы на свайных опорах, с двукрылым разводным пролетом. В 1850 г. у моста на правом берегу начались работы по устройству насыпи с целью устройства здесь парка, но началась война, и проект остался неосуществленным.

К концу века мосту потребовался капитальный ремонт. Газета «Петербургский листок» от 26 сентября 1899 г. писала: «Состояние мостов через реки и каналы все еще тревожит управу, и она продолжает входить с различными представлениями о переустройстве и капитальном ремонте то того, то другого из заподозренных в неблагополучии мостов. Очередь дошла и до Тучкова моста... не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается. Всего же на перестройку моста управа просит Думу ассигновать 500 рублей и на уширение дамбы - 25 500 рублей».

Мост использовали не только для переправы. Вот что писала газета «Новое время» от 26 октября 1908 г.:
"Полицейским обходом была обнаружена под Тучковым мостом приютившаяся там компания из шести человек детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дети расположились под мостом на ночлег, натаскивая себе для постели старых рогож и сухих листьев. При опросе несчастных оказалось, что за исключением только одного, дети местожительства своих родителей не знают и занимаются нищенством. Один мальчик передан полициею своим родителям, которые вместе с тем привлекаются к ответственности. Остальные дети переданы в Комитет по призрению "

Санкт-Петербург немыслим без мостов. В основном туристы и приезжают сюда, чтобы пройтись романтическими набережными Невы или прокатиться по каналам на прогулочной лодке. И даже больше. Туристы специально встают среди ночи, чтобы посмотреть на разводку мостов и на то, как вальяжно проплывают под ними большие корабли. Однако эти транспортные магистрали, связующие различные берега, доставляют немало проблем самим жителям Северной Пальмиры. Особенно нервничают автомобилисты, ведь (2014 год был рекордным в этом плане) постоянно и зачастую непредсказуемо закрывались на ремонт. А что пророчит нам ближайшее будущее? Какие из трехсот мостов Санкт-Петербурга будут закрыты на реконструкцию? И каков будет график разводки тех тринадцати, которые пропускают в Неву и ее многочисленные рукава крупногабаритные суда? В этой статье мы расскажем только о Тучковом мосте. Его история, название, расположение и даже график разводки будут описаны здесь.

Расположение

Более точное местонахождение этого сооружения - Россия, Санкт-Петербург. Тучков мост соединяет оба берега Малой Невы. Он проложен с Большого проспекта до улицы Кадетской и Первой линии Васильевского острова. Найти этот мост на карте Санкт-Петербурга довольно просто. Он упирается в на Васильевском острове. А на Петроградской стороне он соседствует с проспектами Добролюбова и Большим. К нему выходит и Ближайшая к Тучкову мосту станция метро называется «Спортивная». Свое имя остановка петербуржской подземки получила не случайно. В окрестностях располагаются стадион «Петровский» и дворец спорта «Юбилейный». А вот когда строили метро, то станцию думали назвать «Тучков мост». Но не сложилось. Вблизи моста также располагаются другие достопримечательности северной столицы - Князь-Владимирский собор и остров Тучков буян.

Происхождение названия

Что касается возникновения интересного имени моста, то у историков имеются три равноправные версии. Это сооружение было построено в середине восемнадцатого века. Мост долго носил официальное наименование «Никольский», но народная молва упорно называла его Тучковым. Наиболее разумно будет предположить, что свое имя он получил в честь островка, через который пролегает. Однако бытует мнение, что Тучков Буян получил свое название от моста, а не наоборот. Одним из инженеров, возводивших в XVIII столетии эту переправу (на то время деревянную), был некто А. В. Тучков. Мост мог быть также назван по фамилии купца, у которого были склады древесины на берегу Малой Невы. В 1758 году четверо предпринимателей, среди которых был и Авраам Тучков, подали в Сенат ходатайство о передаче им нескольких мостов в «потомственное содержание». За это они обязались соединить Васильевский остров с Петроградской стороной.

История строительства

Артель из четырех предпринимателей сдержала свое слово, и уже в том же 1758 году на створе Малого проспекта на Васильевском острове появился Никольский мост. Он был деревянным. На глубине он слагался из плашкоутной части, а на мелководье опирался на сваи. Его длина составляла девятьсот метров, что делало его в Петербурге. В 1835 году его перестроили. Была подведена земляная дамба от проспекта Добролюбова (тогда он назывался Александровским). Тучков мост стал тогда разводным. Подвижная часть состояла из четырех деревянных рам. Разводился мост с помощью обычных ручных лебедок. Это деревянное сооружение сгорело дотла в 1870 году от преступной халатности: кто-то кинул окурок. Тут же начались работы по строительству нового моста. В 1920 его перестроили в двадцатипролётный. Сразу же по окончании войны деревянные части были заменены металлическими. Разводящие лебедки стали работать от электричества. Еще одну реконструкцию мост пережил в 1960 году. Только один из двадцати пролётов был разводным, еще под двумя могли спокойно курсировать небольшие суда.

Как выглядит Тучков мост сегодня

В 1964 году Мариинскую систему сменил более совершенный Волго-Балтийский канал. Назрело принятие нового решения для пропуска крупнотоннажных судов. Поэтому мост вновь был закрыт на реконструкцию. Ее провели инженеры предприятия «Ленгипроинжпроект» Б. Б. Левин и В. В. Демченко по проекту известных советских архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева. Тогда и приобрел Тучков мост, ремонт, а точнее, полная перестройка которого была завершена в 1965 году, современный вид. Количество пролётов сократилось с двадцати до трех. Лишь один из них - посередине - разводной. Сейчас по мосту ходят трамваи, автомобили, пешеходы. Естественно, для безопасности машин и людей сооружение время от времени закрывают на ремонт. И это вносит сумятицу в движение общественного и частного транспорта.

Разводка мостов

Санкт-Петербург нельзя назвать Венецией. Большие суда норовят пробраться в глубину центра города, и они не ограничиваются только стоянкой в морском порту. Поэтому когда в конце апреля начинается период навигации, длящийся до ноября, необходимо пропускать суда. Некоторые из них проходят под пролётами и так, но особо крупные океанические лайнеры все же требуют большего простора. Вот и происходит по ночам разводка мостов. Санкт-Петербург имеет таких целых тринадцать. Это Благовещенский, Володарский, Тучков, которому посвящена данная статья, и другие. Чтобы посмотреть на это действо, к мостам стекаются туристы. Однако для петербуржцев это - сущая морока. В 2005 году был построен Большой Обуховский мост, по которому можно постоянно добираться с одного берега на другой. Однако он расположен слишком далеко от центра. Иногда выгоднее дождаться возобновления движения по какому-нибудь мосту, чем выбираться на обводную магистраль.

График разводки

К счастью для петербуржцев и к сожалению для туристов, красивые разводные мосты раскрывают свои подъемные части лишь в ночное время. Особенно красивым представляется это зрелище летом, в пору белых ночей. Но когда же нужно подойти к Тучкову мосту, чтобы полюбоваться им? Также графиком подъема подвижной части сооружения интересуются автомобилисты, которые думают проехать через Тучков мост. Разводка осуществляется дважды за ночь. В первый раз движение прекращается ровно в два часа. Пролёты встают на свое место лишь в 2:55, то есть почти час можно полюбоваться тем, как по Малой Неве проходят большие корабли. Во второй раз разводка осуществляется с половины четвертого до пяти утра.

Значение Тучкова моста

Для Санкт-Петербурга эта магистраль является стратегически важной. Все предприятия, расположенные на Васильевском острове, не имеют сообщения с железной дорогой, а потому единственный путь доставить сырье и вывезти продукцию - по Тучкову мосту. Но интенсивный автомобильный поток создают не только грузовики. Мост ведет к Крестовскому, Каменному и Елагину островам - излюбленным местам отдыха жителей Санкт-Петербурга. Изначально это сооружение не было рассчитано на такой транспортный поток, а потому магистраль часто реконструировалась и расширялась. Власти заранее предупреждают, когда проезд по ней будет закрыт. Тучков мост реконструируется еще и по эстетическим соображениям. Так, в 2003 году к нему подвели подсветку, сделавшую его уникальным и неповторимым.

Можно ли будет полюбоваться Тучковым мостом в 2015 году

Интенсивный транспортный поток негативно сказывался на состоянии дорожного покрытия. В прошлом году эта важная магистраль неоднократно закрывалась на ремонт. Иногда разрешалось лишь А вот в конце сентября проезд был полностью закрыт. Тучков мост местные власти намерены реконструировать и в этом году. Чтобы избежать транспортного коллапса при сообщении Васильевского острова с Петроградской стороной, было решено оставить одностороннее движение - по направлению к центру города. Обратно можно будет добраться по Биржевому мосту. При этом ширина проезжей части на Тучковом будет всего одиннадцать метров. Закрыть магистраль планируют уже в мае 2015 года, после окончания строительства второго выхода из станции метро «Спортивная». Тучков мост, ремонт которого обойдется казне в 2,4 миллиарда рублей, будет полностью открыт лишь к концу 2016 г.

Параметры

Несмотря на то что конструкция изготовлена из железобетона, она создает впечатление воздушности. Мост будто парит над водами Невы. Он состоит из трех пролетов, один из которых, длиной в пятьдесят метров, раскрывается вверх. Общая протяженность моста составляет более двухсот метров, а ширина - 36 м.

Тучков мост красив строгой чистотой линий и смелостью конструкторских решений. В огнях ночной подсветки напоминает взлетающую чайку. Ограждение с оригинальным переплетением простых металлических стержней создает иллюзию объема, бегущего вдоль моста.

Современный вид Тучкова моста может кому-то показаться слишком сдержанным и лаконичным на фоне его великолепных собратьев в парадной части Петербурга, но происхождение названия, которое звучит по-старинному, – обязательно заинтересует. Действительно, история моста началась почти три века назад.

Первая деревянная переправа на берегах Малой Невы была заложена в 1758 году и первоначально называлась Никольской. Давняя переправа в то время побила все рекорды по протяженности, составлявшей 890 метров. Существующий мост намного короче. Эта разница объясняется тем, что в XVIII веке переправа частично проходила по берегу. Она состояла из двух частей. Плашкоутная часть пересекала русло на глубоководье. Участки, проходившие по мелководью и дальше по заболоченным берегам, были свайными.

Вскоре мост переименовали. Происхождение названия Тучкова моста теряется в легендах: то ли в честь инженера А. В. Тучкова, построившего мост, то ли по фамилии купца-лесопромышленника Авраама Тучкова, чьи склады находились рядом. Об этом купце известно, что он был в числе прочих, подавших челобитную в Сенат с просьбой отдать им в пользование некоторые мосты в городе. Взамен они обещали построить мост на Малой Неве, что и было исполнено.

Историки обе эти версии признают правомерными. Позднее был пущен ложный слух, что мост назван в честь героя войны 1812 года генерала А. А. Тучкова. Считается, что это делалось умышленно, чтобы уберечь мост от переименования в советское время.

Мост неоднократно перестраивали в дереве. Даже после того, как он сгорел от непотушенной папиросы в 1870 году, восстановленный мост продолжал оставаться деревянным. После капремонта в 1948 году деревянные пролеты сооружения заменили металлическими, но сохранили деревянные опоры на свайном основании.

Необходимость в полной реконструкции переправы возникла в 1960-х годах, когда габариты и грузоподъемность моста перестали соответствовать растущим требованиям. С созданием Волго-Балтийского канала по Большой и Малой Неве стали ходить крупнотоннажные лайнеры, одновременно возросли транспортные перевозки и нагрузка на мост.

Новый трехпролетный железобетонный разводной мост построили в 1965 году по проекту архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева.

Тучков мост.

По данным СПб ГБУ «Мостотрест» протяженность Тучкова моста насчитывает 226,2 метров при ширине 36,8 метра. Предусмотрена широкая пешеходная часть (4 метра), позволяющая проехать на велосипеде.

Сегодня Тучков мост представляет собой настолько оживленную транспортную магистраль, что и разводят его не каждый день, и даже в ходе капитального ремонта моста движение по нему полностью перекрывали всего на несколько дней. В его честь был назван танкер «Тучков мост», спущенный на воду в 2003 году, что подчеркнуло значение и важность переправы, обеспечивающей взаимодействие крупнейших районов Петербурга.

Справедливости ради, следует заметить, что Малую Неву можно перейти не только по мосту. В 2015 году вдоль оси Тучкова моста построен подземно-подводный пешеходный тоннель, оборудованный горизонтальным эскалатором.

Где находится Тучков мост

Тучков мост через Малую Неву соединяет Васильевский остров (выходит на набережную Макарова возле Первой линии) с Петроградской стороной (Большой проспект). С моста открывается прекрасный вид на Петровский стадион, набережную Макарова, Стрелку Васильевского острова, Петропавловский собор.

Обозревать окрестности и угадывать достопримечательности очень удобно со смотровых площадок, расположенных на устоях моста, это занятие способно захватить до такой степени, что только гул транспортного потока за спиной возвращает к реальности.

Общая длина 226,2 м Ширина моста 36 м Эксплуатация Открытие (наплавной) Закрытие на реконструкцию - , - , - Медиафайлы на Викискладе

В честь моста назван танкер «Тучков мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи » и спущенный на воду 5 декабря 2003 года. Он входит в серию танкеров, названных в честь известных петербургских мостов .

История

В 1877 г. мост был усилен для прокладки линии конки . В , гг. мост капитально ремонтировался. В 1904 году на мосту был уложен второй рельсовый путь конки . В 1908 году мост был усилен и расширен для прокладки линии трамвая. Длина моста по настилу составляла 258 м, ширина между перилами 16,2 м, ширина тротуаров по 1,4 м .

В 1948 году деревянные пролёты были заменены металлическими, деревянные рамы в разводном пролёте заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Работы велись под руководством инженера О. С. Чарноцкого . К 1960 году мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными; его длина составляла 257 м, ширина - 19 м. Левобережный устой был каменным на свайном основании, опоры разводного пролёта - металлическими, а остальные опоры - деревянными, брусчатого типа, на свайном основании .

В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала , который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 году в Неву и её рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта. Поэтому встал вопрос о реконструкции моста.

Внешние изображения
Тучков мост, 1930-е гг.
Реконструкция Тучкова моста, 1965г.

Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на 3 м от оси ранее существовавшей переправы. Значительное увеличение ширины моста (до 28 м) и расширение тротуаров до 4 м потребовали большого расширения Тучковой дамбы в сторону реки Ждановки. При этом русло ее было сужено с 54,5 м до 48,8 м. Вынос стен набережной Макарова в Неву на 42 м по отношению к передней грани устоя нового моста позволил создать относительно небольшую предмостную площадь .

Строительство моста осуществляли СУ-1 и СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главных инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова и прорабов Д.И. Крутова, Ю.И. Сергеева. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д. В. Снятковский и Г. Ф. Шишлов . 30 октября 1965 года были проведены испытания моста с использованием танков. 6 ноября мост был открыт для движения .

Тучков мост и построенный одновременно с ним мост Александра Невского стали первыми отечественными разводными мостами с гидроприводом . На момент открытия это был самый широкий среди больших городских мостов: расстояние между перилами составляет 36 м .

Принадлежит к числу наиболее красивых мостов Петербурга . Композиция Тучкова моста с его усиленными речными быками в виде приземистых башен напоминает разводные башенные мосты XVIII века через Фонтанку. В облике моста гармонично сочетаются мощь и своеобразное изящество . Одно из наиболее интересных произведений советского зодчества послевоенных лет .

В ноябре 2015 года СПБ ГКУ «Дирекция транспортного строительства» заключило с компанией ЗАО «Пилон» контракт на выполнение работ по реконструкции Тучкова моста на сумму 2,394 млрд. рублей . В связи с подготовкой к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 года сроки окончания ремонта были перенесены на конец 2017 года . При этом введение ограничения движения по мосту было возможно только после завершения капитального ремонта вестибюля станции метро «Василеостровская» (июнь 2016 года) .

7 июня 2016 года начались работы по реконструкции моста . На первом этапе реконструкции закрывалось движение транспорта по 2/3 проезжей части с низовой стороны (со стороны Финского залива) с организацией одностороннего движения по двум полосам в направлении с Васильевского острова на Петроградскую строну. Трамвайное и троллейбусное движение закрывалось. На втором этапе после ремонта стационарных пролетных строений движение автотранспорта осуществлялось по реконструированной части моста, закрывалось движение на оставшейся проезжей части с верховой стороны (со стороны Биржевого моста) .

Работы по демонтажу и монтажу стационарных пролетных строений осуществлялись при помощи двух автомобильных кранов Liebherr LTM-1100 грузоподъемностью 100 т. Вначале производился демонтаж подвесной балки, затем - русловой и береговой консольных балок, расположенных в створе с ранее демонтированной подвесной балкой. Сооружение стационарного пролетного строения осуществлялось по следующей технологии: монтаж металлоконструкций укрупненных блоков главных балок с опиранием на временные опоры, устройство железобетонной плиты проезжей части с натяжением арматурных канатов. Работы на разводном пролетном строении велись по всей ширине моста, а его полное закрытие осуществлялось только в ночное время суток, с 0 до 6 часов. Днем движение автотранспорта в районе разводного пролета осуществлялось по специальным аппарелям .

В ходе работ выполнен ремонт устоев и опор разводного пролета, стационарные железобетонные пролёты заменены металлическими, заменено оборудование разводного пролёта, на разводном пролёте заменены трамвайные короба и опоры освещения, отреставрировано перильное ограждение, обновлены системы сигнализации, подсветки и управления разводным пролётом, смонтирована новая система видеообзора, построены новые павильоны с современным пультом управления и охраной .

Конструкция

Общий вид моста до реконструкции

Мост трехпролетный. Схема разбивки на пролёты: 74,10+53,40+74,10 м . Общая длина моста составляет 226,2 м (216 м между гранитными устоями) , а ширина между перилами - 36 м (из них ширина проезжей части 28 м и два тротуара по 2,75 м) .

Стационарное пролетное строение по статической схеме представляет собой балку с расчетным пролетом 75,0 м, жестко защемленную в русловой опоре и шарнирно-подвижно опирающуюся на береговой устой. В поперечном сечении пролетное строение выполнено из 10 сплошностенчатых полигональных двутавровых балок, расположенных с шагом 4,1 м. Высота балок - 2,9 м у русловой опоры, 2,4 м у береговой опоры и 1,03 м в наименьшем сечении в пролете. Контур нижнего пояса балок повторяет контур железобетонных балок моста 1965 года постройки. Главные балки объединены железобетонной плитой проезжей части поверху и системой поперечных балок. Металлоконструкции пролетных строений собираются из цельноперевозимых блоков длиной 12 м и заключительного длиной 2,1 м. Монтажные стыки главных балок комбинированные: стыки стенок осуществляются на высокопрочных болтах, стыки поясов - на сварке. Высокопрочная арматура преднапряжения располагается в железобетонной плите проезжей части на участке в пределах 36 м от русловой опоры. Высокопрочное армирование выполняется пучками из семипроволочных канатов в индивидуальной оболочке из стали класса 1860. Натяжение арматуры производится на закладные сварные конструкции задней стенки русловой опоры. Проезжая часть выполнена в виде монолитной железобетонной плиты. Объединение с главными балками выполняется через систему гребенчатых упоров .

Разводной пролёт двукрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения с жёстко прикреплёнными противовесами, с гидроприводом . Угол раскрытия крыла 69º. Пролётное строение металлическое цельносварное. Статическая схема в наведенном положении - балочная с шарниром в середине, величина пролета в свету L=57 м. Расстояние между осями вращения крыльев 53,4 м. В наведенном состоянии каждое из крыльев работает как консоль длиной 26,7 м . В поперечном сечении пролетное строение представляет собой 6 главных балок двутаврового сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса, объединенные между собой системой поперечных балок и продольными связями в уровне нижнего пояса. Расстояния между главными балками составляют 7,30 + 4,55 + 7,30 + 4,55 + 7,30 м. Ортотропная плита проезжей части выполнена из листа настила толщиной 10 мм, подкрепленного продольными ребрами . Особенность крыльев Тучкова моста в том, что в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников .

Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Русловые опоры массивные, железобетонные на высоких свайных ростверках, отметка подошвы которых примерно соответствует уровню дна реки. При сооружении опор использованы сваи-оболочки диаметром 56 см, заполненные бетоном. Сваи заглублены в кембрийскую полутвердую глину на 1-1,5 м, что соответствует отметке 22-24 м от ординара . Лицевые поверхности опор облицованы розовым гранитом.

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта и 2 трамвайных пути. Покрытие на проезжей части моста на постоянных пролётах - асфальтобетонное по железобетонной плите, а на разводном пролёте - литой асфальт по ортотропной плите. Покрытие тротуаров - литой асфальт. Тротуары расположены в повышенном относительно проезжей части уровне и отделены от нее металлическим парапетным ограждением высотой 0,75 м. Перила моста представляют собой металлическую сварную решётку простого рисунка из стержней квадратного сечения, поставленных под углом и переплетённых таким образом, что создают на всём протяжении моста необычную объёмную картину . На открылках моста со всех 4-х сторон установлены гранитные парапеты. На русловых опорах с верховой стороны над входами в опоры устроены два павильона: пульта управления и помещение для охраны. На правом берегу с верховой стороны моста расположен павильон с пультом управления. На набережной правого берега с верховой стороны у павильона и с низовой стороны реки Ждановки на подходе к мосту расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом.

Примечания

  1. 11.0125.П -01-ИИ6. Том 6. Технический отчет по результатам обследования существующих конструкций мостового сооружения // Проектная документация. Реконструкция Тучкова моста / КГИП А. В. Колпаков. - СПб. : ГУП «ЛЕНГИРОИНЖПРОЕКТ», 2014. - 155 с.
  2. Судьба проекта «Набережная Европы» в центре Петербурга (недоступная ссылка) // РИА Новости (сюжет)
  3. , с. 15.
  4. , с. 23.
  5. Танкер «Тучков мост» спущен на воду ФГУП «Адмиралтейские верфи» (неопр.) . Фонтанка.Ру (5 декабря 2003).
  6. , с. 242.
  7. , с. 15, 318.
  8. , с. 318.
  9. Тучков мост //СПб ГБУ «Мостотрест»
  10. Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905-1908 . - СПб. , 1909. - Т. 2. - С. 261-264.
  11. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда / сост. Д. Ю. Шерих. - СПб. : Петербург - XXI век, 1993. - 224 с. - ISBN 5-85490-036-X .
  12. Отчет С.-Петербургской городской управы за 1877 год . - СПб. , 1879. - С. 217.
  13. С.-Петербургское городское общественное управление в 1887 году. Отчет городской управы . - СПб. , 1888. - С. 255-256.
  14. Обзор деятельности городского общественного управления. Отчеты городской Управы и входящих в состав её лиц и установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1900 году . - СПб. , 1901. - С. 88.
  15. Часть 7. Исполнительная комиссия по заведыванию городскими конно-железными дорогами I группы // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1904 год . - СПб. , 1905. - С. 133.
  16. Через Малую Неву // Вечерний Ленинград. - Л. , 1948.
  17. , с. 243.