Археологические раскопки шумерских городов краткое сообщение. Шумер - удивительная археология

Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ

НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА

ЗОЛОТОЙ КОЗЛИК ИЗ УРА

В III тысячелетии до нашей эры шумерский город Ур был одним из крупнейших центров цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями.

В 1920-х годах там начались археологические раскопки. Объединенной экспедицией сотрудников Британского музея и Пенсильванского университета руководил английский археолог Леонард Вулли, посвятивший исследованию этого района более пяти лет.

На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество бесценных произведений искусства и сокровищ, и все же экспедиции Л. Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире. Перед глазами членов экспедиции предстала неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.

В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который помещали тело умершего владыки. С ним оставалось несколько приближенных, которых тоже умерщвляли, прежде чем положить в склеп. Затем на дно огромной усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие всем погребальным ритуалом, военачальники со знаками отличия, дамы из придворного гарема - в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги, музыканты, рабы...

Следом за ними въезжали повозки, запряженные ослами или быками, а замыкали шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу. Все участники траурной процессии занимали отведенные для них места на дне могильного рва, и после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.

В результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине XXX века до нашей эры. К этому времени мастера Южного Двуречья уже в совершенстве освоили технику обработки золота и серебра, умели делать из них сплавы, чеканить, ковать и инкрустировать их цветным камнем, украшать зернью и тончайшим филигранным кружевом.

Драгоценные металлы доставлялись сюда караванами из Ирана, Малой Азии, с Армянского нагорья, а лазурит из Бадахшанского месторождения на Памире. Ювелиры Шумера прекрасно чувствовали природные особенности материала и с большим вкусом выявляли его красоту в своих изделиях.

Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Передними ногами он упирается в ствол дерева, и вся его фигура в высоту достигает пятидесяти сантиметров.

Таких статуэток было две, а нашли их в самой грандиозной во всем некрополе Ура гробнице. Одна из статуэток сейчас выставлена в Британском национальном музее, другая хранится в университетском музее Филадельфии. Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен.

Фигурки козликов поддерживали особый стол для жертвоприношений. Внутри козлик имеет деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и была наложена внешняя оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым листом, инкрустированным лазуритом и перламутром. Таким способом древние мастера выделили его выступающие лопатки, а также глаза, бородку и витые рога. Живот козлика выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и все остальные детали, например, нитки шерсти на спине и боках вырезаны из маленьких гравированных кусочков раковин, воткнутых в битум.

Подставка самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно-розовой мозаикой. Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы передние копытца козлика, высоко поднимает изогнутые ветки с изящными цветами и листьями. Излюбленное шумерскими художниками цветовое созвучие сияющего золота с холодным мерцанием синего лазурита и нежными переливами перламутра рождает яркий декоративный эффект. Но так золотой козлик из Ура, сильно пострадавший от многовекового прерывания в земле, стал выглядеть только после скрупулезного труда реставраторов.

5 тысяч лет назад в Южном Междуречье из небольших поселений земледельцев возникли города — центры маленьких государств. Шумеры возводили го-рода из глиняных кирпичей. Вот как об этом сказано в Библии: «Они нашли равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней».

Этот рассказ подтверждается данными археологии. Прав-да, обжигать кирпичи шумерам было почти нечем. В их стране нет леса, а потому они просто высушивали кирпичи на солнце. Обожжённые кирпичи стоили дорого, их использовали только для облицовки самых важных зданий. В наше время от древних городов остались занесённые песком огромные холмы, возвы-шающиеся среди пустынной равнины. Но археологические экс-педиции открывают остатки этих древних городов, которых на-считывалось несколько десятков.

Особенно большим и знаменитым был город Ур , раско-панный археологами. Подобным образом были устроены и другие города-государства со своими правителями, власть которых распро-странялась на близлежащие земли. Правители городов-государств назначала чиновников , участвовавших в управле-нии государством. Города-государстве имели войска и вели войны, в ходе кото-рых менялись их границы, одни ослабе-вали, другие усиливались и подчиняли себе остальные.

Шумеры, в отличие от египтян, не смогли создать единое, прочное государство. Цари шумерских городов враждовали друг с другом. Победителем оказывался то один, то другой го-род. Наконец царям Ура удалось подчинить своей власти мно-гие города и объединить страну. Но господство Ура продолжа-лось недолго. В очередной раз Южное Междуречье захватили кочевники. Материал с сайта


Зиккурат Ура. Современная реконструкция
Шумерский чиновник. Статуя III (3) тыс. до н.э.

Ур (древний город)

В III (3) тысячелетии до н.э. Ур был окружён высокой кирпичной стеной с несколькими ворота-ми и башнями. Узкие улицы, мощённые кирпичом, вели к центру города, где возвышался храм-башня в виде ступен-чатой пирамиды — Зиккурат . Каждый этаж зиккурата имел свой цвет. В Уре нижний этаж был чёрным, следующий — красным, а третий — белым. Ещё выше находился сам храм, святилище бога. Он сверкал синей глазурью и позолотой. Цвета были не просто украшением, они изображали уст-ройство Вселенной. Чёрный цвет символизировал подземное царство, красный — землю, а белый и синий с позолотой — небо и солнце.

Этажи не имели внутренних помеще-ний и служили огромными пьедестала-ми храма. При раскопках Ура археологи обнаружили два хорошо сохранивших-ся этажа зиккурата. Нижний этаж име-ет высоту 15 метров, иначе говоря, он с 5-этажный дом. Этажи соединяются прямыми лестницами, ведущими на са-мый верх. Жрецы, поднимавшиеся на вершину зиккурата, вели наблюдения за небесными светилами и составляли календарь, вычисляли сроки лунных и солнечных затмений.

Вопросы по этому материалу:

Шумерская цивилизация является одной из древнейших. Она сложилась приблизительно в IV–II тысячелетиях до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата. В III тысячелетии до н. э. возросло значение ряда таких шумерских городов, как Лагаш, Киш, Ур, и многих других. Между этими городами происходила постоянная борьба за первенство. В XXIV веке до н. э. города были завоеваны правителем Аккада Саргоном Древним.

Интересно отметить, что долгое время единственным источником сведений о шумерских городах был Ветхий Завет. Научные исследования древних шумерских поселений начались лишь в конце XIX века, когда американские археологи начали раскопки города Ниппур. В 20-х годах XX века английский археолог Л. Вулли осуществил раскопки на территории Ура. Развалины Урука были исследованы в 1933 году Р. Кольдевеем, ранее совершившим ряд значительных открытий при раскопках Вавилона. В 1928–1929 годах С. Лангдон производил раскопки Киша, в ходе которых нашли развалины царского дворца и древние захоронения. Также археологи осуществили раскопки таких шумерских городов, как Эриду, Лагаш и Аккад.

Культовые сооружения древних шумеров, внешний облик которых был реконструирован учеными на основе полученных данных, представляли собой ступенчатые башни – зиккураты. Шумеры начали строить их в IV тысячелетии до н. э. Подобные сооружения возводились и спустя века после исчезновения шумерской цивилизации, в частности знаменитая Вавилонская башня.

Особенностью шумерской цивилизации являлась разветвленная ирригационная система, которая сложилась в IV–III тысячелетиях до н. э. и просуществовала до середины II тысячелетия до н. э. Оросительные каналы выступали связующим звеном между важнейшими культурными и политическими центрами Шумера.



Голова Саргона Древнего. XXIII в. до н. э.


Исследователи пришли к выводу, что первые шумерские поселения в долине Тигра и Евфрата появились в VI тысячелетии до н. э.

Самым древним поселением считается город Эриду (городище Тель-Абу-Шахрейн в Ираке). Археологические экспедиции Р. Томпсона, Ф. Сафара и С. Ллойда обнаружили развалины храмов, а также древнее кладбище. В Эриду находился храм бога воды и мудрости Энки.

В ходе исследований Ниппура, начатых на рубеже XIX–XX веков и продолженных после Второй мировой войны, были обнаружены развалины храмов верховного бога Энлиля и храма богини любви и войны Инанны. Ученые пришли к выводу, что Ниппур являлся важным культовым центром Шумера. Без признания жрецов Энлиля власть царей Шумера и Аккада не могла считаться законной. Жрецами был разработан ниппурский календарь, согласно которому в году насчитывалось 12 лунных месяцев, в каждом из которых было по 29 или 30 дней.

Раскопки города Ур, родины библейского патриарха Авраама, были осуществлены в 1922–1934 годах англичанином Л. Вулли. Неподалеку от современной Басры находился холм, в котором на глубине 12 метров обнаружили захоронения древних царей Ура, датированные IV тысячелетием до н. э. Предметы, найденные в гробницах, свидетельствуют о том, что шумеры к этому времени достигли высокого уровня в металлообработке, ювелирном деле и изготовлении музыкальных инструментов. Археологи установили, что похороны царей сопровождались многочисленными жертвами, так как в гробницах было обнаружено большое количество человеческих останков.

В Уре были раскопаны развалины трехъярусного зиккурата, в котором располагалось святилище бога луны и предсказаний Нанны. Это сооружение было возведено в период правления царя Ур-Намму в XXII веке до н. э., когда могущество Шумера достигло наивысшего расцвета. При этом царе был составлен самый ранний из известных науке свод законов, зафиксированных письменно. К этому же времени исследователи относят составление «Царского списка», в котором названы имена мифических шумерских правителей и окончательно оформлена идея о божественном происхождении власти царя, передаваемой по наследству.




Зиккурат в Уре. XXII–XXI вв. до н. э. (реконструкция)


Раскопки подтвердили реальность Всемирного потопа, о котором сказано и в Ветхом Завете, и в древнешумерском эпосе «Песнь о Гильгамеше». В 1929 году, исследуя гробницы шумерских царей, на глубине 12 метров Л. Вулли обнаружил наносные отложения, которые могли возникнуть только в результате широкомасштабного затопления. Толщина этих отложений достигала около 2,5 метра.

В конце XX века до н. э. Ур утратил свою независимость, а в IV веке до н. э., когда произошло изменение русла Евфрата и засоление почв, жители покинули город.

Археологические раскопки еще одного шумерского города, Лагаша, были произведены в 1877–1933 годах. В ходе этих исследований было найдено около 50 тысяч глиняных клинописных табличек, которые стали поистине неоценимым материалом, дающим представление о цивилизации Шумера.





Барельефы из Лагаша. III тысячелетие до н. э.


Сам город и система оросительных каналов вблизи него появились в V–IV тысячелетиях до н. э. Большинство письменных источников, найденных археологами, относится к середине III тысячелетия до н. э. Расцвет Лагаша приходится на период правления царя Эанатума (вторая половина XXV века до н. э.), которому удалось подчинить себе ряд шумерских городов – Умму, Киш и др.

В память о победе над войсками Уммы по приказанию царя была возведена так называемая «Стела коршунов», на которой изображены хищные птицы, пожирающие противников правителя Лагаша.





Гудеа, правитель Лагаша. Конец III тысячелетия до н. э. э


В XXII веке до н. э., в годы правления царя Гудеи, велось активное строительство храмов. В это время возрастает значение Лагаша как одного из культовых центров Шумера. Процветанию города способствовали многочисленные торговые связи. Так, согласно расшифрованным табличкам, при Гудее строительные материалы ввозились в Лагаш из Элама, Малой Азии, Армении и Индии. По приказу Гудеи был воздвигнут храм богу земледелия, плодородия и войны Нингирсу, культ которого в этот период имел в Шумере большое значение. Археологи нашли немало статуй, изображающих царя-строителя, а также восхваляющих его надписей.

Данные о численности населения шумерских городов подтверждают сведения, содержащиеся в Ветхом Завете и легендах о Великом потопе: население Земли, после катастрофы состоявшее из нескольких человек, очень быстро увеличилось. По данным древних переписей, население государств, возникновение которых относится к 2250–2200 годам до н. э., составляло всего несколько тысяч жителей. Исследователи расшифровали древние таблички и установили, что в Лагаше в этот период проживало 3,6 тысячи человек, столетие спустя – уже 216 тысяч, то есть численность населения возросла в 60 раз, несмотря на опустошительные войны, в ходе которых погибало огромное количество людей.

Таким образом, результаты раскопок и древнешумерские записи свидетельствуют о том, что культура древних шумеров оборвалась вследствие крупного наводнения и со временем здесь стали появляться новые цивилизации, а также подтверждают правильность датировки Великого потопа, содержащейся в Ветхом Завете.

Проходили века. И каждый из них оставил рукотворные следы на земле Месопотамии. Они - в клинописи "глиняных книг", в разрушенных дворцах, остатках стен крепостей-городов, религиозных храмов.

Проходили века. И мать-земля надежно укрывала в холмах следы древних цивилизаций Междуречья. Эти холмы, как морщины исторической памяти, предстали перед многими поколениями востоковедов-исследователей. Холмы - хранители памяти тысячелетий: Мукайяр, Аль-Ухаймир, Варка и многие другие. Постепенно тайны, хранившиеся в них, становились известными вначале ученым, а затем широкому кругу читателей. В них археологи и ученые нашли свидетельства далекой цивилизации, из глиняных табличек узнали, как жили древние жители Двуречья, об их заботах, печалях и радостях, о повседневной борьбе за хлеб насущный, как они трудились, веселились и проводили свободное время, если оно перепадало. Огромные курганы хранили в своем "чреве" свидетельства памяти о легендах, мифах, эпосах шумеров, об их литературе, которая имела самое широкое воздействие на составителей Библии и которую одни пытаются представить только в качестве произведения одного древнееврейского народа, а другие - в качестве дара небес, творения всевышнего.

Раскопки этих курганов на юге Двуречья начались в XII веке. Европейцы в XVII веке продолжили эти работы.

Начало XVII века. Итальянский путешественник Пьетро делла Валле добрался до южной части Месопотамии. Перед ним был холм, тогда безвестный. Позднее арабы стали называть его Мукайяр. Пьетро делла Валле не знал еще, что под этим холмом укрыты остатки библейского города Ура. Проходят XVII и XVIII века.

В 1818 году английский художник Роберт К. Портер срисовал руины на раскопках холма Аль-Ухаймир. Художник и не предполагал, что в его рисунках скрыты остатки шумерского города Киша.

В 1885 году английский ученый и путешественник Дж. Фрэзер вместе со своим соотечественником-врачом Дж. Россом обследовали холм Варку, Джохи и холм Мукайяр.

Сообщения путешественников и ученых о холмах - хранителях тайн древностей вызывали жгучий интерес европейцев.

Во второй половине XIX века французский археолог Э. де Сарзек нашел древний шумерский город Лагаш в местечке Телль и остатки материальной культуры этого города Шумера. Среди находок выделяются предметы искусства и многочисленные глиняные таблички с клинообразными текстами.

В начале XX века ученые нашли и раскопали крупнейший город древнего Шумера - Ур. В этом городе ученые обнаружили две гробницы - как потом выяснилось, урского царя Мескаламдуга и царицы Шубад, живших во II тысячелетии до н. э. Крупный советский древневосточник профессор В. Авдиев писал, что в них "...было обнаружено большое количество высокохудожественных ювелирных изделий, в частности, арфа из дерева, украшенная золотом, серебром, лазуритом и золотой головой быка, богато орнаментированная доска для шашечной игры, серебряная модель лодки с веслами, многочисленные украшения, сосуды, оружие и целый ряд других предметов, сделанных из золота и серебра и богато украшенных. Была тщательно раскопана и полностью обследована большая часть города, относящаяся ко времени царствования Римсина (XVII век до н. э.). Здесь был обнаружен ряд улиц, переулков, площадей с остатками многочисленных зданий, которые дали яркое представление о жизни древнешумерского города. Большое количество клинописных документов, относящихся главным образом ко времени Римсина, было найдено в юго-восточной части города".

В 1912 году немецкая археологическая экспедиция приступила к работам в древнем городе шумеров Уруке. Ее возглавлял ученый Ю. Иордан. Интенсивные и полные напряженного труда работы продолжались шесть месяцев. Близилась первая мировая война. Отношения между государствами становились напряженными, и археологи были вынуждены прервать свой удачно начатый поиск. За полгода они обнаружили в этом городе несколько храмов, предметы домашней утвари, искусства, культуры.

Лишь в 1928 году они возобновили свои работы, длившиеся 11 сезонов. И опять война - вторая мировая - не позволила закончить археологические раскопки.

На этот раз самой большой удачей был огромный храм, посвященный главному богу шумерского пантеона, богу неба Ану. Затем были отрыты "белый храм", относящийся к 2800 году до н. э., и храм богини Нанны, который существовал до начала нашей эры. Вот как об этих раскопках писал известный польский шумеролог М. Белицкий в книге "Забытый мир шумеров": "Земля открыла ученым тайну мощных городских оборонительных стен первой половины III тысячелетия. Здесь же, в Уруке, были найдены самые древние из известных нам табличек с рисунчатым письмом, плоские и цилиндрические печати, а также, в менее глубоких слоях, таблички более позднего времени, печати и валики, покрытые надписями, разными знаками, и многое другое. Уцелевшие камни боковых стен рассказали ученым о колоссальном размахе строительных работ властителей третьей династии Ура. Среди многочисленной утвари была найдена знаменитая жертвенная алебастровая ваза с тремя рядами барельефов. Под тяжестью обрушившегося здания она раскололась на пятнадцать частей.

Исследователи считают, что ваза была повреждена в глубочайшей древности и что шумерские мастера много тысяч лет назад собрали ее обломки и скрепили их медными обручами. Не было недостатка и в мелких предметах - фигурках зверей и птиц, изделиях из глины и камня, а также металла. Однако самой ценной находкой - даже по сравнению с алебастровой вазой и древнейшими печатями - оказалась изумительной красоты мраморная женская головка".

В 1889 году в предполагаемом месте расположения древнего шумерского города Ниппура приступила к работе американская экспедиция во главе с Дж. Петерсом и Г. Гильпрехтом. Кроме них, в экспедицию входили X. Хейнес - фотограф, хозяйственник - и еще три археолога. В районе раскопок города Ниппура было несколько холмов. Археологи пронумеровали их и начали с холма № 1. В нем они нашли руины царского дворца, в холме № 5 обнаружили целую библиотеку "глиняных книг". Но в это время неожиданно вспыхнула межплеменная борьба арабов. И археологи вынуждены были покинуть место раскопок.

Лишь через год решились вернуться в Двуречье двое из бывшей группы - Дж. Петерс и X. Хейнес. В этот раз археологи открыли и тщательно обследовали зиккурат (ступенчатая башня для культовых целей), а в холме № 10 нашли храм и 2 тысячи "глиняных книг".

Американцы приезжали сюда несколько раз и всякий раз находили что-то новое. Среди находок оказалось более 20 тысяч "глиняных книг". Как выяснилось, здесь в древности находился шумерский город Ниппур.

В 1948 году после долгого перерыва американские археологи вновь вернулись в Ниппур. В этот раз они нашли древние религиозные статуэтки, судебные протоколы, таблички с хозяйственной отчетностью. Позже, в 1961 году, американская экспедиция нашла в одном месте, названном "кладом", более 50 фигурок, по которым можно было определить религиозные традиции местного населения - шумеров.

Не оставляли своим вниманием археологи разных стран и другие районы Месопотамии. Среди них были холмы Аль-Ухаймир, которые в 1816 году посетил английский служащий Дж. Букингэм. Он и высказал свои предположения художнику Р. Портеру о том, что на этом месте находился древний Вавилон - столица Вавилонии. Р. Портер отправился в указанное местечко и без труда нашел в холмах "глиняные книги", обломки алебастровой плиты, покрытой клинописью, и часть стелы вавилонского царя Хаммурапи.

Р. Портер был талантливым художником, и его кисти мы обязаны оставшимся после него картинам и зарисовкам этих древних холмов и видов, относящихся к тому далекому времени. Его зарисовки хранились в ряде музеев Англии и в частных коллекциях, знакомили европейцев с Древним Двуречьем и проложили путь к дальнейшим археологическим раскопкам города Киша, сокровища которого века скрывал холм Аль-Ухаймир. Прошли годы, прежде чем археологи начали систематические раскопки.

Это начали французские археологи Ф. Фреснел и Ж. Опперт. Они работали здесь всего семь дней, но обнаружили кирпичную мостовую эпохи Навуходоносора II, многочисленные предметы быта, культуры, искусства. Экспедиция подвергалась частым нападениям арабов-бедуинов и прекратила раскопки.

Самой длительной экспедицией, продолжавшейся десять сезонов, была экспедиция 1923 года, археологов США во главе с Лэнгдоном и Маккеем.

М. Белицкий писал, что "в центре внимания всех десяти экспедиций, организованных этой группой, был восточный холм с руинами, относящимися к глубочайшей древности. В ходе раскопочных работ на холме "А" был открыт знаменитый дворец из плоско-выпуклого кирпича, построенный предположительно при царе Месилиме. Дворец неплохо сохранился. Археологам удалось точно воспроизвести его план. Уцелели фрагменты лестниц, многочисленных залов и помещений различного значения, а также фрески и рельефы. В руинах была найдена каменная табличка с рисуночным письмом. Дворец, вероятно, подвергался разрушению или был покинут обитателями еще в раннединастический период и никогда не отстраивался заново. К тому же времени относятся и захоронения: возможно, руины (или опустевший дворец) использовались в качестве кладбища. В гробницах было обнаружено множество различных предметов: медные орудия, украшения из жемчуга, золота и серебра, печати из известняка, шпата, лазурита и красного железняка.

В одном из погребений археологи нашли глиняную модель двухколесной повозки, в нескольких других - страусиные яйца. Интересный материал дали раскопки западного холма, где было обнаружено так называемое кладбище с гробницами, напоминающими по конструкции гробницы Ура. В некоторых из них обнаружены следы коллективных захоронений. В более глубоких слоях найдены глиняные изделия, характерные для эпохи Джем-дет-Hacpa".

Большой успех выпал на долю английского археолога Д. Тейлора, который начал копать в Мукайяре - городе, о котором мы говорили выше. Его, как и других археологов, работавших на этом холме, преследовали песчаные бури, иссушающий жар пустыни, мелкий песок, который лез в глаза, уши, нос, рот. Он, казалось, был вездесущ. Сильные ветры пустыни иногда помогали археологам. Например, на одной стороне холма ветер сдул песчаный пласт, и Д. Тейлор увидел стены разрушенных зданий. Белицкий писал в этой связи: "Сомнений быть не мог-то - перед ним огромный город, погруженный в глубокий, вечный сон, город, который ему предстояло разбудить. С чего начать поиски? Опытный глаз из множества холмов выбирает один, расположенный в северной части этого района. Его очертания напоминают трехэтажное здание, причем третий этаж, как легко заметить, на 5- 6 метров смещен по отношению ко второму. Угадываются даже колонны и лестница, идущая вдоль склона. Тейлор руководит раскопками, производимыми местными жителями. Постепенно возникают остатки стен, колонн, лестниц. Предположительно, над третьим этажом когда-то возвышался огромный дворцовый "зал". Прежде всего Тейлор пытается найти надписи о том, кто строил этот храм. Подобные надписи вавилоняне обычно размещали на наружных углах стен. И он находит все четыре. Перед ним храм бога Нанны города Ура. Весть вскоре облетела весь мир: найден библейский Ур. Это были годы величайших археологических открытий, когда люди, казалось, уже привыкли к сенсациям. Но такому сообщению трудно было поверить. Из надписей следовало также, что храм восстановил во славу богу луны Нанны вавилонский царь Набонид, что начали его строительство царь Ур-Нанна и его сын царь Шульга, что в годы, предшествующие царствованию Набонида, многие цари строили "дом Нанны - Сина".

Когда были отрыты стены зиккурата, Тейлор принял решение копать глубокую шахту до самого фундамента. Эти раскопки до самого "дна" помогли найти несколько кувшинов с "глиняными книгами". Каждая "книга" была в глиняном конверте для предохранения от ударов. Содержимое "книг" поведало археологам о славном прошлом этого города, его истории, строительном деле, переписке местных царей с иноземными правителями.

Все было значительно. Но вдруг интерес к Уру пропал так же неожиданно, как и возник. Археологи вернулись сюда лишь в 1918 году. Группу возглавил Р. Кэмпбелл-Томпсон.

В 1919 году его сменил англичанин Г. Холл. Не успел он закончить свои изыскания, как в древний Ур приехал со своей экспедицией исследователь Л. Вулли, проведший здесь 12 сезонов.

Англичане не хотели отдать своей инициативы никому. Дело заключалось в том, что в прошлом веке и в XX все музеи мира стремились получить уникальные по своей ценности древности Шумера, Вавилонии и Ассирии.

Особенно это относится к XIX веку. М. Белицкий отмечал, что в этой связи "правительства и государственные музеи, проводившие научные исследования, охотно субсидировали археологические экспедиции. За сокровищами устремились дипломаты, военные и служащие компаний, им удавалось собрать некоторое число исторических памятников и документов. Однако этот ажиотаж нанес немалый вред науке, потому что участники экспедиций были заняты главным образом поисками таких предметов, которые могли произвести впечатление на публику. Характер ведения поисков в тот период, варварское обращение с бесценным археологическим материалом, слабость археологии как науки, отсутствие специалистов и разработанной методики исследований - всем этим можно объяснить то множество пробелов, которое существует в наших знаниях о шумерах".

Но все это было лишь определенной прелюдией к открытиям других городов, к находкам уникальных древностей Шумера. Эти открытия сделаны специалистами-археологами, а также дипломатами, архитекторами и просто путешественниками; они позволили зорче взглянуть в прошлые века истории человечества, расширить свои представления о мире Древнего Двуречья.

Приглашаем Вас во Львов. На сайте http://sutky.com.ua квартира на сутки Львов без посредников

Было ли что-то в ежедневной жизни шумеров такое, что отличало их от многих других народов? Пока резких отличительных доказательств не найдено. Каждая семья имела свой двор рядом с домом, обсаженным густым кустарником. Кустарник именовался ""сурбату". С помощью этого кустарника удавалось уберечь от палящего солнца некоторые посевы, и охладить сам дом.

Возле входа в дом обязательно устанавливался специальный кувшин с водой, предназначавшийся для омовения рук. Между мужчинами и женщинами прослеживается равноправие. Археологи и историки склоняются к тому, что, несмотря на возможное влияние окружающих народов, у которых преобладал патриархат, древние шумеры взяли равноправие от своих богов.

Пантеон шумерских богов в описанных историях собирался на "небесные советы". На советах равноправно присутствовали и боги и богини. Только позднее, когда в обществе прослеживается расслоение, и земледельцы становятся должниками более богатых шумеров, они отдают своих дочерей по брачному контракту, соответственно без их согласия. Но, несмотря на это каждая женщина могла присутствовать на древнем шумерском суде, имела право владеть личной печатью...



Воды Тигра и Евфрата сделали плодородными огромные территории, благодаря чему уже более пяти тысяч лет назад были созданы благоприятные условия для зарождения и развития высокоразвитых цивилизаций. Могущественные государства простирались не только в Междуречье, но и на территории Сирии, Передней Азии, а часто даже и границ с Египтом. Их богатство неудержимо манило соседние агрессивные варварские племена, которые в огромных количествах беспорядочно перемещались по всей территории Ближнего Востока. В противоположность консервативной устойчивой государственности Египта здесь хаотично сменяли друг друга враждебные деспотические империи. На территории Месопотамии на протяжении тысячелетней истории последовательно господствовали шумеры, которые заложили здесь основы цивилизации и постепенно ассимилировали. Затем вавилоняне, ассирийцы, персы.

В бесчисленных разрушительных войнах и пожарищах за давностью времен, естественно, не сохранилось ни царского трона, ни еще какого-либо предмета мебели, относящегося к временам «до нашей эры». Атрибуты домашней обстановки, убранство дворцов и храмов мы сегодня можем представить только по находкам археологов, рельефным изображениям, фрагментам памятных плит и стел, благо традиция изображать богов, жрецов, а позднее и царей существовала в Шумере с древнейших времен. Сцены обрядов, мифологические сюжеты, композиции из жизни царей и придворных, в изобилии снабжены подробностями быта – образцами одежды знати и простых воинов, элементами интерьеров и образчиками мебели дворцов и храмов. Следует отметить, что археологические находки с подобными изображениями на территории Месопотамии во многом явились доказательством для ученых факта существования древней шумерской цивилизации и высочайшего уровня развития их культуры...



Главной ценностью шумерской семьи были дети . Сыновья становились по закону полноправными наследниками всего отцовского имущества и хозяйства, продолжателями его ремесла. Им оказывалась великая честь - обеспечить посмертный культ отца. Они должны были проследить за надлежащим захоронением его праха, постоянным почитанием его памяти и увековечиванием его имени.

Даже в несовершеннолетнем возрасте дети в Шумере обладали довольно широкими правами. Согласно расшифрованным табличкам, они имели возможность совершать акты купли-продажи, торговые сделки и иные хозяйственные операции.
Все договора с несовершеннолетними гражданами, согласно закону, надлежало закрепить в письменном виде в присутствии нескольких свидетелей. Это должно было оградить неопытную и не очень разумную молодежь от обмана и предотвратить излишнюю расточительность.

Шумерские законы налагали на родителей множество обязанностей, но и давали довольно большую власть над детьми, хотя ее и нельзя считать полной и абсолютной. Родители, например, имели право продать своих детей в рабство, чтобы рассчитаться с долгами, но только на определенный срок, как правило, не более трех лет. Тем более, они не могли лишить их жизни, даже за самую тяжкую провинность и своеволие. Непочитание родителей, сыновнее неповиновение, считалось в шумерских семьях тяжким грехом и жестоко каралось. В некоторых шумерских городах непокорных детей продавали в кабалу, им могли отрубить руку...

Значительная часть дошедших до нас судебных документов, «дитилл », была посвящена вопросам брачно-семейных отношений. Найденные архивы судов – это тысячи глиняных табличек с записями брачных контрактов, договоров и завещаний, которые по законам городов-государств Шумера требовалось составить в письменной форме и официально заверить. Архивы содержат огромное количество протоколов судебных процессов по бракоразводным делам, по делам о супружеской измене, спорным вопросам при разделе наследства и еще великое разнообразие рассмотренных дел во всех областях семейных отношений. Это говорит о высоком уровне развития шумерской юриспруденции в области семейного права, основой которого являлось уважение его граждан к общественному порядку и справедливости, четкое осознание своих обязанностей и гарантия прав. Основным звеном общества в Шумере была семья, семейные кланы, поэтому высокоразвитая судебная система стояла на защите семейных ценностей и веками сложившихся порядков.

Уклад жизни в шумерской семье был патриархальный. Отец, мужчина, стоял во главе. Его власть была копией власти правителя или энси в пределах одного семейного клана, его слово было решающим в наиболее важных семейных и хозяйственных вопросах. Уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры, брак был моногамный, хотя мужчине позволялось завести и наложницу, как правило, из рабынь. Если супруга была бесплодна, она сама могла выбрать мужу вторую жену-наложницу, но та по своему положению занимала ступеньку ниже, и не могла требовать равноправия с законной женой-горожанкой...



Большая часть известных шумерских судебных документов было обнаружено при раскопках знаменитого «холма табличек» в Лагаше. По предположениям ученых именно здесь, находился судебный архив, где хранились протоколы судебных процессов. Таблички, содержащие судебные записи, располагаются в определенном, установленном обычаями порядке и строго систематизированы. К ним имеется подробная «картотека» - перечень всех документов, в соответствии с датами их написания.

Огромный вклад в расшифровку судебных документов из Лагаша внесли французские ученые – археологи. Ж.-В. Шейль и Шарль Виролло, которые в самом начале 20 века первыми скопировали, опубликовали и частично перевели тексты табличек из найденного архива. Позднее, уже в середине двадцатого века, немецкий ученый Адам Фалькенштейн опубликовал несколько десятков подробных переводов судебных протоколов и приговоров и во многом благодаря этим документам мы сегодня можем достаточно точно восстановить правовые процедуры в городах-государствах Шумера.

Запись судебных решений у самых древних секретарей носила название дитилла, что в буквальном переводе означает «окончательный приговор», «завершенный судебный процесс». Все правовое и законодательное регулирование в городах-государствах Шумера находилось в руках энзи – местных правителей этих городов. Они были верховными судьями, именно они должны были вершить справедливость и следить за выполнением законов.

На практике от имени энси праведный суд осуществляла специально назначенная для этого коллегия судей, которые принимали решения согласно установившимся традициям и действующим законам. Состав суда не был постоянным. Профессиональных судей не существовало, их назначали из представителей городской знати – храмовых чиновников, префектов, морских купцов, писарей, авгуров. Судебный процесс обычно вели три судьи, хотя в некоторых случаях их могло быть один или два. Количество судей определялось социальным статусом сторон, тяжестью дела и еще рядом причин. О способах и критериях назначения судей ничего не известно, не ясно также, на какой срок назначались судьи, и оплачивался ли их труд...



Судьба великих археологических открытий порой бывает очень интересна. В 1900г. экспедиция Пенсильванского университета обнаружила во время раскопок на месте древнего шумерского города Ниппура два сильно поврежденных фрагмента глиняной таблички с почти неразборчивым текстом. Среди других более ценных экспонатов они не привлекли особого внимания и были отправлены в Музей Древнего Востока, который находился в Стамбуле. Его хранитель Ф. Р. Краус, соединив части таблицы между собой, определил, что она содержит тексты древних законов. Краус занес артефакт в каталог Ниппурской коллекции и забыл о глиняной табличке на долгие пять десятилетий.

Лишь в 1952г. Самуэль Крамер, по подсказке все того же Крауса, вновь обратил внимание на эту таблицу, и его попытки расшифровать тексты частично увенчались успехом. Плохо сохранившаяся, вся покрытая трещинами таблица содержала копию правового кодекса основателя Третьей династии Урра, правившего в самом конце третьего тысячелетия. до н.э, - царя Ур-Намму.

В 1902г на весь мир прогремело открытие французского археолога М.Жаке, нашедшего во время раскопок в Сузах, плиту из черного диорита – более чем двухметровую стелу царя Хаммурапи с выбитым на ней сводом законов. Кодекс Ур-Намму был составлен на три с лишним столетия раньше. Таким образом, полуразрушенные таблички содержали текст самого раннего из дошедших до нас правовых кодексов.

Вполне вероятно, что первоначально он был высечен на каменной стеле, так же как и кодекс царя Хаммурапи. Но, ни она, ни даже ее современная или более поздняя копия не сохранились. Единственное, что имеется в распоряжении исследователей - это частично поврежденная глиняная табличка, поэтому восстановить полностью свод законов Ур-намму не представляется возможным. На сегодняшний день удалось расшифровать только 90 из 370 строк, из которых, по предположению ученых, состоит полный текст правового кодекса Ур-Намму.

В прологе к кодексу , говорится о том, что Ур-Намму, был избран богами в качестве их земного представителя, что бы установить торжество справедливости, искоренить беспорядок и беззаконие в Уре во имя благоденствия его жителей. Его законы были призваны защитить «сироту от произвола богача, вдову–от власть имущих, человека, имеющего один шекель, - от человека с одной миной (60 шекелей)».

Исследователи не пришли к единому мнению об общем количестве статей в кодексе Ур-Намму. С некоторой степенью вероятности удалось воссоздать текст только пяти из них, и то только с определенными допущениями. Фрагменты одного из законов говорят о возвращении раба хозяину, в другой статье рассматривается вопрос о вине колдовства. И лишь только три закона, впрочем, также сохранившиеся не полностью и с трудом поддающиеся расшифровке, представляют чрезвычайно интересный материал для исследования социальных и правовых отношений, сложившихся в шумерском обществе.

Они звучат примерно так:

  • «Если человек повредит орудием стопу другому человеку, он заплатит 10 шекелей серебром»
  • «Если человек перебьет кость другому человеку орудием, он платит одну мину серебром»
  • «Если человек повредит другому человеку лицо орудием, то он платит две трети мины серебра»...


Переход от охоты и сбора дикорастущих растений к земледелию и скотоводству, произошедший в эпоху неолита около 10 тысяч лет назад, ознаменовал коренные изменения в жизни человека. Он стал толчком для поистине революционных изменений в обществе. Занятие земледелием приводит к появлению первых оседлых поселений на Ближнем Востоке, а вместе с ними и первой собственности. Возникает необходимость в удостоверении прав на то, чем владеешь, клеймения своей собственности. Для этой цели и служили первые печати, появившиеся в Месопотамии. Печати могут послужить интересным объектом для исследований. Они наглядно демонстрируют изменение техники обработки различных материалов на Ближнем Востоке после переселением туда шумерских племен.

Материалы и техника обработки, применяемые Древними шумерами

Прежде всего, нужно отметить, что для обработки любого материала применяется минерал или камень, твердость которого не меньше, а еще лучше больше, чем обрабатываемый материал. Из таких минералов, обладающих достаточной твердостью для резки по камню, особо стоит отметить кварц. Существует два его основных вида. Первый вид - это макрокристаллические, прозрачные кварцы - аметист, горный хрусталь, розовый кварц. Горный хрусталь можно было найти в виде камней различного размера в Тигре и Евфрате, поэтому он был доступен и находил применение с древнейших времен. В Месопотамии был и свой розовый кварц, аметист приходилось завозить из Египта, Турции или Ирана.

Вторая разновидность кварца - халцедоны и различные микрокристаллические слоистые кварцы - агат, тигровый глаз, яшма, сердолик. Сюда же относится и кремень. Яшма встречалась в горах Загроса, а халцедоны, агат, сердолик доставляли из Индии и Ирана.

В технике вырезания печатей существовало три основных способа обработки материала. Первый – предварительная грубая обработка вращающимся точильным колесом. Затем сверление с помощью лучковой дрели. «Смычок» такой дрели двигался вперед и назад, в зависимости от этого сверло поворачивалось сначала в одну, потом в другую сторону. Резчик мог закрепить обрабатываемый образец и держать дрель вертикально, или держать сам образец и расположить дрель горизонтально. Третья техника – это окончательная ручная обработка. Резец удерживался непосредственно в руке или насаживался на рукоятку из дерева...



Сын продолжил дело отца, правив твердой рукой в течение 53 лет: с 605 до 562 года до нашей эры. На тот момент Вавилон насчитывал уже двести тысяч человек. Он воздвигал храмы, реставрировал древние постройки, строил каналы, дворцы. При нем была достроена южная часть города, построен первый мост из камня через Евфрат. Есть миф, что были проложены и туннели под рекой! Навуходоносор соорудил для своей несравненной жены Семирамиды висячие сады. При этом по воспоминаниям современников, Семирамида была одной из самых жестоких и похотливых женщин того времени. Но и самой красивой.

Именно при этом правителе Вавилон стал выглядеть так, как описывали его историки: четко проведенные в соответствии с геометрией улицы, ровная стена, окружившая город в виде правильного четырехугольника. Этот город до сих пор остается самым большим из известных в мире городов, окруженных стеной. Вдоль стены шел глубокий заполненный водой ров. Сама стена в ширину достигала почти тридцати метров!...

«Красива» была жертвенная овца, предназначенная для проведения обряда. Эпитетом «прекрасный» они могли наградить жреца, обладающего необходимыми ритуальными атрибутами и символом власти или предмет, изготовленный по древним обрядовым канонам. Прекрасным, обладающим высшей степенью красоты, у древних шумеров было то, что в наибольшей степени соответствует своей внутренней сущности и своему божественному предначертанию, а значит наиболее пригодно для выполнения определенной, возложенной на него функции – культовой, мемориальной.

Культовая функция объекта заключалась в участии в ритуальных обрядах, царских или церковных. Эти предметы обеспечивали знаковую связь с божествами и усопшими предками.

Если предмет участвует в текущей общественной жизни, подтверждает высокое социальное положение своего владельца, то он выполняет возложенную на него прагматическую функцию.

Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Настоящая находка для наших юристов, увидевших, что в древности судили не по положению в обществе или богатству. Считалось, что свиток с законами Хаммурапи передал сам бог Солнца Сильного наказывали, если он обидел слабого. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний...