Большой десантный корабль «Иван Грен. От «Катранов» до «Армат»: уникальные десантные возможности новейшего корабля «Иван Грен Иван грен большой десантный корабль ттх

События последних лет наглядно показали, что государству в обязательном порядке требуется мощный флот, который может выполнять различные задачи. К сожалению, и последовавшие затем события серьезно подорвали обороноспособность отечественного ВМФ. Впрочем, в последнее время правительство уделяет этой проблеме немало внимания, постоянно вводятся в строй новые суда. К таковым относится также «Иван Грен», большой десантный корабль.

На сегодняшний день широко известными являются проекты «Зубр» и «Мурена», которые по сей день продолжают строиться для зарубежных заказчиков. Сегодня у отечественной промышленности имеется более масштабная задача - насытить свой флот десантными кораблями, которые значительно превосходят по размерам упомянутые выше проекты. Впрочем, у ВМФ СССР таковые были. Стоит задача их модернизировать и подвести под требования современной войны на море.

Сложившаяся ситуация

Сегодня в состав флота входят суда, относящиеся к проектам 1171 и 775. Они были спроектированы с целью возможной переброски до одного батальона морпехов с приданными ему тяжелой бронетехникой, артиллерией и прочими образчиками вооружений. Первые суда такого класса проектировались в Ленинграде, генеральным конструктором являлся И.И.Кузьмин. Некоторые из них строились на калининградском заводе «Янтарь», другие - на польских верфях. Происходило это в период с 1974 по 1990 годы. Впоследствии ведущие ЦКБ по разработке были переназначены, но сами корабли от этого практически не изменялись.

Общие характеристики проектов

Корабли проекта 1171 характеризовались полным водоизмещением в пределах 4000 т, с их помощью мог производиться десант до 313 человек, полностью вооруженных. Предполагалось, что суда одновременного могут нести до семи средних или более двадцати легких танков. В 1966-1975 году ВМФ СССР получил 14 таких судов, причем головным был «Воронежский комсомолец». Корабли за это время модернизировались до четырех раз (в процессе постройки и проектирования). Проект 775 предполагал практически аналогичные характеристики по вместимости и грузоподъемности, но эти корабли были заметно лучше вооружены. Всего их было построено 24 штуки.

К настоящему времени в составе ВМФ осталось около 20 кораблей проектов 1171 и 775, причем последних больше. К счастью, даже при развале Союза флот смог сохранить практически все из них. Конечно, молодости у них не прибавляется, ресурс постепенно истекает, а потому страна нуждается в постройке новых кораблей такого класса. Сообщается, что именно «Иван Грен» будет постепенно замещать своих предшественников.

Ситуация в странах НАТО

Важно заметить, что в НАТО ситуация с десантными судами несколько иная. И США, и стремятся иметь в составе своих флотов максимально многофункциональные корабли, которые могут выполнять не только задачи по десантированию живой силы и боевой техники. Несмотря на дороговизну таких проектов, это им вполне удается. Особенно в этом преуспели американцы: даже если нам строить БДК ударными темпами, то их уровня в ближайшие два десятка лет уже не достичь.

У них новая военная техника идет во флот бурным потоком. В принципе, такая страсть к десантным судам объяснима, так как переброска больших количеств живой силы обходится намного дешевле, если осуществляется морем. Учитывая агрессивность внешней политики американцев, по-другому и быть не могло.

Первый отечественный десантный корабль в новом веке

Новый корабль, который должен положить начало восстановлению десантных возможностей российского флота, получил имя «Иван Грен». Название это было выбрано далеко не просто так, ибо судно названо в честь талантливого артиллериста и ученого. До 1941 года Грен руководил Морским исследовательским институтом. Службу свою он начинал еще до Революции, в Императорском флоте. Он участвовал в испытаниях и полигонных исследованиях практически всех систем, которые разрабатывались в то время. С началом Великой Отечественной войны стал заведовать артиллерией всего Балтийского флота. Показал себя как великолепный стратег и мастер контрбатарейной стрельбы.

Сведения о разработке «Гренов»

Самый первый «Иван Грен» предполагается сделать головным кораблем всего проекта 11711. Что же касается его разработки, то она проводится все там же, в Санкт-Петербурге. Генеральный конструктор - А.Виглин, главным конструктором судов этой серии назначен В.Н.Суворов.

В отличие от предшествующих кораблей проекта 1171, здесь учитывались все требования и реальный опыт всех последних лет. А потому БДК «Иван Грен» с равным успехом может быть использован не только для военных, но и для мирных операций. Так, предполагается возможность использования этого класса судов для перевозки крупных объемов груза, в том числе и с заходом в речные фарватеры. БДК «Иван Грен» способен перевозить всю современную боевую технику РФ, так как при его разработке и постройке были учтены не только требования морской пехоты, но и обычных сухопутных войск.

Улучшение условий для жизни и работы экипажа

Особое внимание было уделено созданию максимально комфортных условий для жизни и работы экипажа судна. Предусмотрен даже большой тренажерный комплекс, предназначенный для поддержания матросов и офицерского состава в хорошей физической форме. Кроме того, именно в кораблях этой серии будет предусмотрен особый способ высадки десанта. Напомним, что в стандартных БДК производства СССР предусмотрена носовая аппарель, которая позволяла «выпускать» из чрева корабля до трех легких плавающих танков одновременно прямо в море, при условии волнения не более трех баллов.

Для береговой выгрузки использовалась та же самая аппарель. Уклон берега при этом имеет крайне высокое значение. При нарушении рельефа старые корабли ВМФ могли «высаживать» технику только вплавь. А ведь это касается лишь легких, плавающих танков. Все более тяжелые машины при этом остаются на корабле. Используемый же в этом случае бесконтактный метод предусматривает наведение легкой понтонной переправы: такая технология традиционно используется только сухопутными войсками.

Несколько понтонов, которые выдвигаются вместо аппарели, позволяют быстро создать надежный мост, по которому пройдет даже сравнительно тяжелая бронетехника. Этот метод довольно-таки давно используется в зарубежных армиях, так как позволяет значительно расширить боевые возможности кораблей десанта.

Важные изменения и дополнения в конструкции

Еще одним важным нововведением является конструктивная возможность перевозки стандартных морских контейнеров (до 20 тонн). Что еще лучше, в силу своего бесконтактного способа десантирования корабль может доставлять эти грузы даже к совершенно неприспособленному для этого побережью. Обычным транспортным судам такое и не снилось. Общая масса перевозимого груза - вплоть до 1500 тонн. Чтобы упростить процедуру загрузки/выгрузки, на корабле установлен с грузоподъемностью до 16 тонн.

Сегодня говорят о возможности создания «комплектного» амфибийного катера, который будет храниться во внутреннем ангаре кораблей проекта 11711Э. Он может не только сопровождать судно, но и выполнять самостоятельные задачи. Наверняка такая возможность будет особенно привлекать спасателей, инженеров, геологов.

Необходимость в кораблях

Насколько востребован будет проект «Иван Грен»? Потребность уже такая, что производитель загружен заказами на долгие годы вперед. Когда производилась закладка первого корабля проекта, на этом мероприятии присутствовали едва ли не все первые лица государства, а также руководство всех тех предприятий, которые будут обеспечивать производство.

Как говорят сами производители, суда проекта 11711 «Иван Грен» при сохранении нынешней геополитической ситуации крайне нужны стране. Так как заказ на постройку кораблей был получен знаменитым предприятием «Янтарь», можно не сомневаться в качестве работ.

Неутешительные факты

Все бы хорошо, вот только то же самое писали журналисты в… 2004 году! Буквально несколько дней назад поступило действительно фантастическое известие: головной десантный корабль проекта 11711 наконец-то начал проходить испытания на Балтике! Прошло целых 11 лет с момента закладки до спуска на воду. Радует, что корабелы клятвенно обещают не затягивать сроки столь чудовищно при строительстве второго экземпляра (оно уже идет полным ходом). В конце нынешнего года головное судно обещают наконец-то передать флоту.

На постройку головного корабля было запланировано по четыре года, еще один корабль планируется передать флоту в течение двух лет. Известно, что первоначально флот заказал сразу пять судов данной серии, но от трех из них моряки уже успели отказаться. Впрочем, после истории со злосчастными «Мистралями» есть надежда, что количество этих кораблей все же будет увеличено, так как они крайне важны для обеспечения государственных интересов далеко за пределами страны. Наконец, сегодня уже получены сведения, что военные все же заинтересованы в постройке всей серии (до семи судов), но окончательное решение будет принято только после прохождения всех испытаний флагманом.

Быть или не быть?

Наконец, проскальзывали сведения, что в следующем году решено приступить к строительству более крупных десантных кораблей, так что, возможно, флот все же ограничится только двумя судами. В любом случае проекты больших десантных кораблей нового поколения уже есть, так что можно рассчитывать, что это не пустопорожние разговоры. В любом случае «Грен» - проект интересный, и необходимость в нем действительно очень велика.

Специалистов решение военных о сокращении «поголовья» этих судов вообще приводит в тупик: ведь они рассчитывались в том числе и на возможность перевозки морской пехоты по внутренним рекам, что является крайне важной особенностью при проведении локальных операций. Двух кораблей для этого будет явно мало!

Из-за чего срывались сроки?

Не стоит обвинять во всем один только «Янтарь». Во-первых, корабелов преследовала нехватка финансирования. Во-вторых, впервые спецификация по проекту была предоставлена заказчиком еще в 2003 году, но с тех пор в облик и конструкцию корабля постоянно вносились правки, что не могло не сказаться на скорости выполнения работ. Так, в 2005 году были представлены обновленные спецификации, которые предполагали изменения практически во всех узлах. И такое случалось еще не раз.

Импорт как источник проблем

Основная проблема всего проекта - большое количество импортных комплектующих. В свете последних событий от них требуется срочно отказаться и заменить отечественными. А потому инженеры и сегодня продолжают дорабатывать многострадальный проект. В принципе, все требуемые компоненты уже были поставлены ранее, так что сложности ожидаются только со вторым кораблем. Но сложности эти немалые.

Судно нуждается в замене большого количества импортных комплектующих, которые изначально предусматривались спецификациями. Так, уже возникли немалые сложности с выбором систем очистки и опреснения воды. Впрочем, производители говорят, что у отечественных компаний есть опыт производства такого рода комплектующих, так что вопрос опять-таки утыкается в бюджет. Надежд прибавляет и то, что второй корабль уже будут строить по проверенной схеме, а не с нуля. Уже заложены несколько секций корпуса.

Вообще, «корень зла» этого проекта в том, что после развала Союза внезапно оказалось, что едва ли не все предприятия, которые производили комплектующие для кораблестроения, оказались за границей. В частности, на украинской территории.

Основные технические характеристики проекта

  • Предполагаемое водоизмещение - до пяти тысяч тонн.
  • Длина - 120 метров.
  • Максимальная ширина - 16,5 метра.
  • Предполагаемая осадка - 3,6 м.
  • Тип силовой установки - дизельная.
  • Максимальная скорость полного хода - 18 узлов.
  • Предполагаемая численность экипажа - около ста человек.

Каким же вооружением сможет похвастать десантный корабль «Иван Грен»? Вот его предполагаемый перечень (пока известно далеко не все):

  • Две установки А-215 "Град-М".
  • Артиллерия. Одна 76-мм автоматическая установка АК-176М и две АК-630М (калибр 30 мм, автоматические).
  • На корабле может базироваться один противолодочный вертолет Ка-29.
  • Вместимость десантных отсеков - до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.

В настоящий момент флагман полным ходом проходит окончательные проверки, находясь на завершающей стадии постройки. Из-за этого большая часть вооружений на его борту еще не смонтирована, так что об окончательном облике корабля и его вооруженности пока что судить рано. Надеемся, что к концу этого года мы все же увидим «Грена» в полной боеготовности.

В Большой десантный корабль проекта 11711

Морской Флот России в 2013 году обеспечивал стратегическое сдерживание, привлекался к выполнению специальных задач, поставленных Верховным Главнокомандующим; значительная роль при этом отводилась большим десантным кораблям (БДК), заявил глава Минобороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
"В 2015 году в состав ВМФ войдет БДК "Иван Грен", а также два десантных вертолетоносных корабля-дока "Владивосток" и "Севастополь", - сообщил Шойгу.

"Тем не менее, этих мер явно недостаточно, поэтому важно уделять внимание восстановлению технической готовности кораблей данного класса", - сказал он. По его словам, "ежегодно предусматривается восстанавливать не менее двух БДК".


«Иван Грен» — российский большой десантный корабль проекта 11711, головной корабль серии.
Корабль назван в честь вице-адмирала Ивана Ивановича Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда, начальника Управления боевой подготовки ВМФ СССР, военного учёного-артиллериста.

Проектирование корабля начато по техническому заданию ВМФ России в 1998 году.
Проект корабля разработан в Невском Проектно-Конструкторском бюро (Невское ПКБ, г. Санкт-Петербург).

Был заложен в 2004 году на судостроительном заводе «Янтарь».

Спущен на воду 18 мая 2012 года, а в 2015 году планируется ввод в строй.

Министерство обороны России намерено приобрести шесть таких кораблей.

Большие десантные корабли проекта 11711 (по классификации НАТО — Ivan Gren) — тип новейших больших десантных кораблей предназначенных для высадки десанта, перевозки боевой техники и оборудования
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 40 машин), либо до 300 десантников.

В отличие от флотов западных держав, которые выполняют самостоятельные задачи в дальних регионах, отечественный ВМФ предназначен для поддержки сухопутной армии на приморских направлениях.
Данный проект единственный в мире, где реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье.
БДК типа «Иван Грен» позволяют в короткое время высадить подразделение морской пехоты прямо на берег с бронетехникой, артиллерией, средствами ПВО и добиться тем самым внезапности.
«Иван Грен» предназначен для высадки десанта прямо на берег. Для этого БДК «садится» носовой частью на мель и распахивает в носу огромные «ворота».

БДК нового проекта меньше французского «Мистраля», поэтому гораздо лучше подходят для «закрытых» морей — Черного и Балтийского, для которых транспортные возможности «Мистраля» избыточны.

Флоту нужно как минимум 18 кораблей такого класса. Под такую группировку заточены все существующие десантные силы ВМФ. Половину этих потребностей можно закрыть четырьмя кораблями типа «Мистраль», остальные задачи должны решать небольшие корабли, такие как БДК «Иван Грен».

Пока «собратья» «Грена» не поступят на флот, ВМФ России будет вынужден использовать устаревающие десантные корабли 1960-1980-х годов в основном польской постройки, которых сейчас насчитывается 15, и три советских корабля проекта 1171 «Тапир».

Характеристики БДК проекта 11711:
водоизмещение - 5000 т
длина — 120 м
ширина — 16,5 м
осадка - 3,6 м
силовая установка — дизель 10Д49 1х4000 л.с.
скорость — 18 узлов
мощность 4000 л. с. (2,9 МВт)
дальность плавания — 3500 миль
автономность плавания — 30 суток
экипаж — 100 человек

Вооружение:

Артиллерия 1 × АК-176М
76,2-мм корабельный артиллерийский комплекс, предназначенный для поражения беспилотных и пилотируемых средств воздушного нападения, а также легких морских и видимых береговых целей.


Основные характеристики:
Количество автоматических орудий, шт. - 1
Скорострельность, выстр./мин. - 60-120
Заряжание орудия автоматическое, унитарное
Охлаждение ствола непрерывное, наружное, прокачкой охлаждающей жидкости между стволом и кожухом
Количество личного состава, чел.: при боевом обслуживании АУ - 2, при ручном управлении - 4
Живучесть ствола, выстр. - 2000
Масса комплекса, т - 16,5
Поражение целей в зоне досягаемости артбоеприпаса по высоте (по самоликвидатору), км - 11,5
Максимальная дальность стрельбы, км - 15,5

Зенитная артиллерия: 2 × АК-630М
30-мм шестиствольная автоматическая артустановка с радиолокационной (оптической) системой управления считается самой скорострельной среди 30-мм артиллерийских установок. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей и лёгких надводных сил противника.


Основные характеристики:
Масса, кг: 1 918
Скорострельность, выстр./мин: 4000-5000
начальная скорость снаряда, м/с - до 900
боекомплект, патронов - 300
масса снаряда, кг - 0,834
живучесть стволов, выстрелов - 6000
масса установки, т - 9
углы вертикального наведения, град. - от -12 до +88
углы горизонтального наведения, град. - 180 от оси корабля
дальность стрельбы по надводным целям, м - 5000
дальность стрельбы наклонная по воздушным целям, м - 4000

Ракетное вооружение: 2 × А-215 «Град-М»
122-мм корабельная система залпового огня, предназначена для поражения живой силы и техники на берегу при высадке морского десанта, поддержки его действий, а также для обороны десантных кораблей от атак кораблей противника на переходе морем. Высокая скорострельность и дальность стрельбы обеспечивают эффективную огневую поддержку морского десанта.


Основные характеристики:
Число стволов - 40
Дальность стрельбы максимальная, м - 20700
Дальность стрельбы минимальная табличная, м - 2000
Вес установки с устройствами хранения и подачи, кг - 16500
Расчёт, чел. - 2
Интервал между пусками снарядов в залпе, с - 0,5
Время заряжания от производства первого выстрела, с - 46
Время перезарядки, с - 120
Время расстрела всего боекомплекта, мин - 7,3

Авиационная группа 1 вертолёт Ка-29, имеется палубный ангар.
Корабельный транспортно-боевой вертолёт, предназначен для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты и их огневой поддержки, транспортировки различных грузов и др.


БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «ИВАН ГРЕН» ПРОЕКТА 11711

LARGE LANDING SHIP «IVAN GREN» PROJECT 11711

16.04.2019


Два больших десантных корабля (БДК) проекта 11711, о закладке которых 9 апреля объявил министр обороны Сергей Шойгу, получат названия «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Об этом в понедельник сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Решением заказчика два новых БДК проекта 11711, о закладке которых недавно сообщил министр, будут носить имена «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», — сообщил собеседник агентства.
9 апреля на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны сообщил, что 23 апреля на судостроительном заводе «Янтарь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) в Калининграде будут заложены два больших десантных корабля проекта 11711 типа «Иван Грен». По словам Шойгу, новые корабли «планируется ввести в состав ВМФ до 2025 года».
Владимир Андреев — советский адмирал, участник Великой Отечественной войны. С апреля 1943 года командовал Северо-Тихоокеанской военной флотилией. Отличился успешной десантной операцией по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в августе-сентябре 1945 года, проведенной под его руководством.
Василий Трушин — советский военачальник, генерал-майор, Герой Советского Союза. В августе 1945 года отличился во время успешной десантной операции по захвату города и японской военно-морской базы Сейсин на территории нынешней КНДР. 14 сентября 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с японскими войсками, удостоен звания Героя Советского Союза.
ТАСС

18.04.2019


Первый экспедиционный корабль на базе большого десантного корабля «Иван Грен» должен быть построен к 2024 году, однако его необходимо перепроектировать. Об этом в среду журналистам сообщил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на экспертном заседании по экспортному потенциалу российской судостроительной продукции.
«Нас торопят, мы хотим закончить все в 2024 году. Но это такая тяжелая история, потому что его придется перепроектировать», — сказал Рахманов, отметив, что речь идет именно о постройке экспедиционного корабля на базе «Ивана Грена».
ТАСС

24.04.2019


В Калининграде, на Прибалтийском судостроительном заводе (ПСЗ) «Янтарь» прошла торжественная церемония закладки двух больших десантных кораблей (БДК) проекта 11711 получивших имена «Владимир Андреев» и «Василий Трушин».
В торжественных мероприятиях, которые состоялись в одном из эллингов судостроительного предприятия приняли участие заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин, командующий Балтийским флотом адмирал Александр Носатов, работники завода, представители ВМФ РФ, Объединённой судостроительной корпорации, духовенства и органов власти Калининградской области.
Вице-адмирал Игорь Мухаметшин и адмирал Александр Носатов под звуки военного оркестра прикрепили закладные таблички на секции будущих кораблей.
Десантные корабли проекта 11711 предназначены для высадки десанта, перевозки техники и оборудования. На них могут поместиться 13 основных танков, 36 БТР или БМП, либо 300 военнослужащих десанта. На вооружении стоят шестиствольные автоматические пушки калибра 30 миллиметров. Длина корабля — 120 метров, ширина — 16,5. Головной корабль «Иван Грен» вошёл в состав ВМФ РФ в июне 2018 года.
Владимир Андреев — советский адмирал, участник Великой Отечественной войны. Он командовал Северо-Тихоокеанской военной флотилией и провел успешную десантную операцию по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в августе-сентябре 1945 года.
Под руководством Героя Советского Союза генерал-майора Василия Трушина в августе 1945 года прошла десантная операция по захвату города и японской военно-морской базы Сейсин на территории нынешней КНДР.
Пресс-служба Западного военного округа

Наверняка все помнят пятилетнюю эпопею с несостоявшейся покупкой французских «Мистралей». Заинтересованность Министерства обороны России в вертолетоносцах именно этой страны с самого начала была для многих загадкой, и некоторые эксперты связала это желание с попыткой России «отблагодарить» французов за политическую поддержку в 2008 году, когда началась, пусть и скоротечная, война в Южной Осетии.

По факту «Мистрали» были не очень-то и нужны России, о чем неоднократно заявлял первый вице-премьер Дмитрий Рогозин и, наверное, можно порадоваться тому, что сделка так и не состоялась. Вместо того, чтобы переводить миллиарды долларов на французские счета, Россия продолжила работу над большими десантными кораблями проекта 11711 (по кодификации НАТО «Иван Грен»), которые являются развитием проекта 1171 «Тапир».

Первоначально была запланирована постройка шести БДК этой серии, но затем было принято решение построить два корабля, первый из которых – непосредственно «Иван Грен», вышел на завершающую стадию государственных испытаний в конце 2017 года.

По сути новейший российский корабль можно назвать настоящим плавучим плацдармом, ведь на его борту свободно умещаются триста вооруженных до зубов десантников, тринадцать основных боевых танков – или же, сорок БТР/БМП – и два транспортно-десантных вертолета.

«Иван Грен» превосходит своих предшественников в составе нашего флота по грузоподъемности и мощи бортового вооружения. Помимо универсальных корабельных артустановок АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту), корабль имеет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждый из «Градов» включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Столь массированный удар буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника и позволяет прикрыть высадку десанта самостоятельно, без поддержки других сил флота.

Для защиты от вражеских ракет на БДК установлены несколько комплексов радиоэлектронного подавления, хотя корабли такого класса «работают» не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

При строительстве кораблей проекта 11711 применялись самые новейшие разработки в области кораблестроения, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. "Сердцем" корабля стали два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил, которые разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономке (без захода в порты) «Грен» может находиться до месяца, и для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

Разработкой «Грена» - головного корабля проекта 11711, занималось Невское проектно-конструкторское бюро и в ходе работы проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", на стапелях которого находится и второй корабль серии - «Петр Моргунов». Его планируется передать флоту в 2018 году. Нужно отметить, что таких кораблей строить больше не будут - командование российской армии, решило отказаться от них в пользу еще более крупных и вместительных.

Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав ВМФ России прошла на заводе «Янтарь» в Калининграде. В скором времени судно поступит в распоряжение Северного флота. «Иван Грен» стал крупнейшим десантным кораблём страны. Судно может перебрасывать на театр военных действий целый батальон морской пехоты с танками и бронетехникой. О боевых возможностях новейшего российского БДК - в материале RT.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • Игорь Зарембо / РИА Новости

На судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась торжественная церемония поднятия Андреевского флага на большом десантном корабле (БДК) проекта 11711 . Ожидается, что в ближайшее время судно будет передано .

На церемонии присутствовали представители командования Балтийского флота, заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, топ-менеджеры Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Детище «Янтаря»

«Иван Грен» — головной корабль проекта 11711 разработки ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». На текущий момент это самый крупный БДК ВМФ России. Водоизмещение гиганта — 5 тыс. т, длина — 120 м, ширина — 16,5 м, осадка — 3,6 м.

«Проект 11711 значительно отличается от советских предшественников. «Грен» и «Моргунов» обладают большим водоизмещением и вместимостью. Также на российских БДК установлены новые дизельные двигатели, бортовая электроника, более мощная гидравлика. Потребность в таких кораблях у нашего флота огромная», — отметил в беседе с RT полковник в отставке Михаил Тимошенко.

Главная особенность проекта 11711 — способность перебрасывать батальон морской пехоты (порядка 400 человек) вместе с техникой. «Иван Грен» может взять на борт 13 танков или более 30 единиц бронетехники (БТР и БМП). На палубе БДК помещаются транспортно-боевой вертолёт и два многоцелевых Ка-27.

  • Проект БДК «Пётр Моргунов»
  • Изображение: пресс-служба Минобороны РФ

Дальность действия новейшего корабля составляет 4 тыс. миль (около 6 тыс. км). Как уточняет Минобороны, на испытаниях «Иван Грен» показал «хорошие мореходные качества и безупречную работу всех систем жизнеобеспечения».

Вооружение БДК включает реактивную систему залпового огня «Град-М», 57-миллиметровую спаренную зенитную артиллерийскую установку ЗИФ-31Б, две 30-миллиметровые шестиствольные автоматические пушки АК-630 и одну модернизированную артустановку АК-630М-2 «Дуэт» с радиолокационной системой управления огнём 5П-10-03.

Проектирование «Ивана Грена» началось в 1998 году. Корабль был заложен в 2004 году, но его строительство затянулась из-за нехватки финансов и постоянных изменений технического задания, которые вносил заказчик.

«Первоначально техническое задание было выдано на корабль, который ходил бы по внутренним водным путям — рекам и каналам. Соответственно поставленной задаче были заложены его ширина, высота и осадка. Затем нам пришлось переделывать его в морской корабль — изменять высоту надстройки и вносить ещё кое-какие изменения в проект», — пояснил в интервью ТАСС гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов.

В результате БДК был спущен на воду в мае 2012 года. В октябре 2015 года стартовали швартовные испытания корабля, позже — ходовые. С ноября 2017 года по май 2018 года проходил .

Как сообщили СМИ, военные выявили проблемы с задним ходом корабля. В конце декабря 2017 года госиспытания были приостановлены, а 3 апреля, после устранения недочётов, — возобновлены. 2 июня «Янтарь» подписал с Минобороны приёмный акт госиспытаний.

Необходимость обновления

Обновление десантного флота — одна из приоритетных задач Военно-морского флота России. В июне 2015 году главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков (с 2016 года эту должность занимает Владимир Королёв) заявил, что состав десантных судов будет практически полностью заменён к 2050 году.

«Необходимость обновления состава десантных кораблей на всех флотах давно назрела. Это учтено кораблестроительной программой. Главное командование разработало и разрабатывает технические требования… по большинству проектов десантных кораблей — от десантного катера до большого десантного корабля», — сказал Чирков.

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов (сейчас — вице-премьер) сообщил, что в Госпрограмму вооружения до 2025—2027 годов включена постройка двух универсальных десантных кораблей (УДК). Позже в Объединённой судостроительной корпорации уточнили, что речь идёт о вертолётоносцах типа «Прибой».

  • Морские пехотинцы Тихоокеанского флота РФ и военнослужащие специального подразделения Вооруженных Сил Индии производят высадку на берег
  • Виталий Аньков / РИА Новости

18 июня 2018 года агентство ТАСС сообщило, что АО «Северное проектно-конструкторское бюро», находящееся в Санкт-Петербурге, работает над созданием принципиально нового БДК водоизмещением около 8 тыс. т. Как уточнили в ОСК, инженеры ведут разработку эскиза будущего корабля.

Невское ПКБ готово предложить Минобороны модернизированный вариант проекта 11711. В обновлённой версии БДК будут улучшены «обитаемость» и ходовые качества. Как заявил ранее Власов, предприятие способно удовлетворить любые требования заказчика.

«Иван Грен» — прекрасный корабль, способный выполнять те задачи, для которых он разрабатывался, но назвать его принципиально новым нельзя, так его слишком долго проектировали. Поэтому мы слышим заявления о необходимости модернизации проекта 11711. Учитывая, что проблемы были только с головным кораблём, остальные БДК будут строиться намного быстрее», — заключил Тимошенко.