Духовный мир и повседневный быт советского человека. "Россия в XX в." Экономическое развитие, россии российское общество в начале ХХ века территория и административное устройство Российской империи Приобрести диплом в России очень легко

Оригинал взят у mgsupgs в Быт советского студента 20-х годов.

В 1920-е гг. XX в. закладывался фундамент построения нового советского общества, в котором одной из наиболее активных страт априори должна была стать студенческая молодежь.Необходимость в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство страны вызывала потребность в увеличении количества специалистов, но с условием их полной лояльности к новому политическому режиму.Именно пролетарское студенчество, прежде всего, в том состоянии высшей школы воспринималось советской властью в качестве своей опоры. Студенческая молодежь должна была принимать активное участие в преобразованиях, проводимых государственными органами в вузах.

Поэтому власть обязана была обеспечить бытовые условия и материальное положение формирующегося советского студенчества. А отслеживание ситуации было одной из основных тем молодежных изданий на протяжении 1920-1930-х гг. Само же количество студентов после Октябрьской революции в советской России резко увеличилось. Если в 1914 г. в государственных и частных учебных заведениях империи обучалось около 90 тыс. студентов, то в 1918/19 уч. г. в советских российских вузах их было 110 тыс., в 1919/20 уч. г. - 170 тыс., в 1920/21 уч. г. - 200 тыс. .

К началу же 1930-х. гг. - и вовсе 358 тыс. студентов . Увеличению количества студентов в вузах способствовал декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения», декларировавший преимущественное право рабочих и беднейших крестьян на высшее образование. Были отменены образовательный ценз при приеме и прежняя система дипломов. В связи с военным положением осенью 1918 г. прием студентов был неограничен во времени .

Несмотря на то что рост числа студентов происходил за счет увеличения числа вузов, все же они оказывались переполненными. Например, если в Петроградском университете в 1914 г. было 8 тыс. студентов, то в 1924 г. - уже 11,5 тыс. Схожая картина наблюдалась и в других университетах и институтах: в Томском университете в 1914 г. - 1,5 тыс., а в 1924 г. - почти 2,2 тыс., в МВТУ - 2,4 тыс. и 3,5 тыс., в Московском институте путей сообщения - 0,55 тыс. и 1,4 тыс. соответственно .

Резкое увеличение количества студентов серьезно обострило жилищную проблему и вопросы материального обеспечения. Много лиц, командировавшихся на учебу из провинции, а также неспособность вузов Москвы и Петро­града принять всех желающих заставило ЦК РКП(б) запретить обкомам направлять в Москву на учебу партийцев. Командирование осуществлялось только с разрешения отдела агит­пропаганды ЦК РКП(б), а ходатайство должно было быть подробно мотивировано .

Даже к началу 1930-х гг. жилищный вопрос оставался крайне сложным. Например, в 1929/30 уч. г. вузы Москвы приняли 6 тыс. студентов, 75 % из которых нуждались в жил­площади. Однако только 2 тыс. студентов могли быть размещены в общежитиях. В связи с этим Московский отдел народного образования (МОНО) решил принимать в московские техникумы граждан, проживавших в Москве и Московской области, а освободившиеся места в общежитиях передать студентам вузов. Кроме этого, уже с середины 1920-х гг. МОНО практиковал устройство общежитий для студентов на своих подмосковных дачах. Также для размещения студентов использовались подвалы, чердаки, пустые фабричные корпуса и т. д. .

Не лучше ситуация была и в провинции: например, в Саратовском университете на 670 принятых студентов предоставлялось только 40 свободных мест в общежитии .

Однако студенту не только сложно было получить место для проживания. «Счастливчикам» сложно было приспособиться к условиям, которыми располагали вузовские общежития.

Их описывает периодическая печать. Так, в статье, посвященной изучению бытовых условий в Самарском сельскохозяйственном институте, указывалось, что 80 % студентов не имели отдельной комнаты, а 82 % из проживавших не располагали даже простыми удобствами (мебель, постель). Лишь 15 % проживавших были обеспечены одеждой и обувью, 50 % жили почти при полном отсутствии каких-либо гигиенических условий .

Жилищные условия студенчества Москвы и Ленинграда также были далеки от элементарно приемлемых. Ряд интересных фактов приводится в статье о Ленинградском кораблестроительном институте. Этот институт был организован на базе кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института и подлежал выселению с территории Политехнического института. В связи с этим Союзверфь пообещала предоставить своему втузу помещение для аудиторий и общежитие.

Несколько раз администрация втуза находила необходимое помещение, но всякий раз чиновники этой организации отказывались выделять необходимые средства. Наконец, Союзверфь сообщила институту, что ему предоставляется четвертый этаж здания ФЗУ Балтзавода. Администрация втуза поехала принимать помещение, но оказалось, что здание имеет всего три этажа, а четвертый только в перспективе будет надстраиваться .

И подобные «игры» первых советских чиновников были не редкостью. В публикации, повествующей о только что построенном общежитии одного из московских институтов, находим: «…штукатурка облупилась, в комнатах густой запах сырости, новые полы необходимо перестилать, из 48 комнат, по заключению врача, непригодными для жилья являются 28. Нет ни уборных, ни умывальников» .

Другой автор рассказывает о ситуации в общежитии ВХУТЕИН: «…в комнатах нас помещается человек по 15, хотя должно быть в два раза меньше. Первое время не хватало на всех коек и матрацев, спали на полу, простужались. Ночью жизнь в комнатах продолжают наши нелегальные жильцы - крысы. Пищат, лазят всюду, грызут, портят вещи, одним словом хозяйничают на все лады, как будто знают, что изживать их вовсе не собираются» .

Положение необходимо было исправлять. С августа 1928 г. начали отпускаться средства на ремонт старых и строительство новых общежитий. Так, СНК РСФСР выделил 443 тыс. руб. на ремонт старых общежитий и 50 тыс. - для обеспечения жильем студентов только нового приема . И все же средств, выделяемых из бюджета, было недостаточно.

Одной из мер правительства стала организация коммун. Однако сразу возникли сложности: членские взносы и выплаты вначале не регулировались и взимались бесконтрольно, что приводило к отказу студентов их уплачивать. Один из студентов Томского рабфака заявил: «У меня нет пальто, а они грабят, заем индустриализации выпускают и навязывают его всякому» .

Подобные возмущения жестко пресекались - «несознательность» приравнивалась к оппортунизму и антисоветской пропаганде. Для снижения социальной напряженности Центральное Бюро студенчества установило четкую шкалу взимания членских взносов: 8-10 % от заработка студента и членов его семьи с расчетом по прогрессивной шкале . Но и это вызывало недовольство и сокрытие доходов: «Зачем мне работать на других, ведь плата увеличится и мне ничего не останется» .

В сущности, коммуна не могла решить проблемы студенческого быта. Вот один из примеров: «Коммуна на проспекте Добролюбова отличается не только антисанитарными условиями, но и отношением между коммунарами отчетливо воскрешает отвратительный мещан­ский быт дореволюционных “меблирашек”. Грязь повсюду на лестницах, в коридорах, в уборных, больше всего на кухне, где работа производится без спецодежды, где посуда вытирается грязными тряпками» .

Были и примеры показательно-образцовых коммун, где все приближалось к идеалу. Однако общая культура первых поколений советского студенчества не позволяла наладить сносные условия их проживания в «очагах образования и науки».

Нельзя обойти в контексте данных примеров и рассуждений вопрос о финансово-материальном положении студенчества. Основным источником дохода для студента являлась стипендия. Она должна была гарантировать студенту определенный материальный достаток.

В первые годы советской власти в условиях острого финансового кризиса стипендии зачастую заменяли продпайком. Однако им обеспечивались далеко не все студенты, имевшие «пролетарское» происхождение. Иным же, «непролетарским» студентам, пайки и стипендии и вовсе не полагались. Более того, они были обязаны платить за обучение.

Ситуация начала меняться к середине 1920-х гг., когда уже около 75 % пролетарского студенчества по стране имело стипендии. Но их размер был недостаточным для покрытия даже минимума расходов. Средняя стипендия равнялась 20 руб. для столиц и рабочих центров и 15 руб. - для провинции. По расчетам журнала «Красное студенчество», московскому студенту для самого скромного существования было необходимо около 40 руб. (на 1925 г.) .

Из опросов выяснилось, что процент живших только на стипендию незначителен. Большинство имело дополнительные источники финансирования: помощь родственников, случайные заработки . Существовал интересный способ получения дополнительного заработка. Студенты заключали письменные договоры с «нэпманом», по условиям которого он ежемесячно выплачивал, до окончания вуза, студенту 25 руб. По окончании вуза студент обязывался выплачивать всю сумму в двойном размере и плюс 8 % годовых .

Кроме государственных стипендий существовали и хозяйственные. Чтобы получать стипендию от какого-либо хозоргана, необходимо было явиться к его руководителям или, что практиковалось гораздо чаще, обратиться к ним через общих знакомых с просьбой предоставить стипендию, обещая после окончания вуза пойти в данную организацию работать. Размер стипендии устанавливался по соглашению сторон, подписывался договор. На деле его условия не выполнялись: предприятие могло лишить студента стипендии, а студент мог заключить подобный договор с другим предприятием, предлагавшим ему лучшие условия.

Обратим внимание также на повседневную жизнь студенчества, как то: на их распорядок дня, отдых и развлечения, интимные взаимоотношения, психологическое состояние. Согласно опросам и исследованиям различных организаций, к середине 1920-х гг. бюджет времени выглядел следующим образом: на учебу студент тратил 45 %, на общественную работу - 5,5 %, на самообслуживание - 14 %, на сон, отдых и развлечения - 35,5 % .

Интерес вызывает время, которое студент отводил на отдых и развлечения. Где и как он проводил свое свободное время? Театры, кино, концерты, выставки, как свидетельствовали соцопросы, посещало около 18 - 20 % студентов .

И это с учетом того, что приобщение к культурным ценностям требовало определенной материальной обеспеченности, а лишних денег у студентов не было. Досуг организовывали различными способами: устраивали вечера, создавали кружки по интересам и т. д. Однако и здесь не все было так просто. Студенческие вечера иногда представляли собой причудливую смесь «пролетарской» и «буржуазной» культур. Например, журнал «Красное студенчество» так описывает вечер в городе Тула. За несколько дней до мероприятия на улицах города были вывешены афиши: «Госдрамтеатр. 5-го января грандиозный вечер пролетарского студенчества. Концерт-бал. Танцы до утра». Молодежь не осталась равнодушной, и ее ожидания в полной мере оправдались: «Первым номером был балет, голая женщина сделала несколько колен и скрылась, после этого появилась фигура, напоминающая бездарного клоуна, потом пели песни, потом балет. Вслед за этим начался американский аукцион, акционировались шоколад, конфеты и коньяк. После этого начались танцы, делающие эскимосскую кровь цыганской» .

Не менее характерен пример вечеринки в ветеринарном институте: «Группа мещански настроенной молодежи “разлагается”. Танцульки с полуобнаженными женщинами, пьянки, разврат. Студентка первого курса Попова, оснащенная, как дикарка, браслетом, серьгами и брошкой. Студенты целуют ей ручки, ухаживают по всем правилам буржуазного этикета» .

Сложно разрешимой в студенческой жизни была проблема алкоголизма. Например, как писалось в «Красном студенчестве», студент Московского пединститута комсомолец Шумкин три месяца учебы систематически пьянствовал, но все ему сходило с рук. Студент же Никифоров, который последовал его примеру, тут же был подобран на улице милицией.

Причин, вызывавших у студентов тягу к спиртному, можно назвать множество. Наиболее серьезной для большинства студентов была материальная необеспеченность и от этого ощущение безысходности. Для исправления ситуации создавались суды общественности, но нередко они лишь усугубляли эту безысходность. Так, студент владимирского рабфака, не дождавшись общественного суда, повесился. Оценка трагедии в периодической печати была крайне жесткой: «Этот факт не так страшен. Безвольные люди не могут рассчитываться за собственные поступки. Сил не хватает. Но дело идет дальше» .

Не оставалась без общественного внимания и сексуальная жизнь студентов. Примечательно название статьи, которую прислал в редакцию журнала «Красное студенчество» студент провинциального сельскохозяйственного института: «Половой вопрос у студенчества в связи с переходом на новые методы преподавания в вузах».

Статья была написана с пафосом и пропагандировала воздержание. Но жизнь диктовала свои правила поведения в интимной сфере. По данным анонимного анкетирования, из 126 студентов Самарского сельскохозяйственного института воздерживаются от половых отношений 82 чел. Досужие социологи докапывались даже до причин воздержания: а) неимение объекта - 32 чел.; б) неимение потребностей - 19 чел.; в) боязнь заболевания - 12 чел.; г) боязнь обязательств - 4 чел. Некоторые создавали семьи или же прибегали к услугам проституток .

Разумеется, на отдельных примерах сложно воспринять общее положение дел. Однако подобных примеров, которыми наполнены и официальные документы, и страницы совет­ской прессы, множество. А это и дает возможность для обобщений. Хотя выяснить психологическое состояние студенчества в 1920-х - начале 1930-х гг. является сложной задачей, так как источниковая база по этому вопросу все же недостаточна. Тем не менее, основываясь на данных комиссии по изучению быта студенчества, можно назвать господствующие настроение студентов.

Из заключения комиссии следовало, что оно у большинства студентов являлось переменчивым - 45 %, ровным - 16 %, спокойным - 13 %, угнетенным - 10 %, пассивным - 7 %, переживающих подъем - 7 % . Был также подвергнут анализу характер поведения студентов: веселое - 20 %, общительное - 42 %, молчаливое - 20 %, угрюмое - 18 %. Но только 7 % студентов выразило свое недовольство условиями жизни, хотя 20 % из них пытались покончить с собой . И не только по причине пьянства.

Отношение к попыткам самоубийства в периодической печати было двояким. Во-первых, авторы некоторых публикаций (достаточно редко) стремились разобраться в обстоятельствах, ведших к попытке самоубийства. Например, «…студент Павлов мобилизован на ликвидацию прорыва. В коммуне остались больная жена и двое ребятишек. После отъезда Павлова, сначала один, затем другой, заболели ребята. В комнате, нетопленной четыре дня, под плач больных детей мучилась в припадке аппендицита Павлова. Никто из соседок не пришел ей на помощь. Револьвер дал осечку. Самоубийство не удалось. Павлова осталась жива. И это в коммуне, где сорок квартир и где проживают сорок семейств» .

Второй подход как бы отражал жестокость времени революционных переустройств, в том числе и человеческих взаимоотношений: «…когда суровая действительность нарушает мелкобуржуазную идиллию белоручек, они трусливо убегают с общего поля борьбы, прибегая к самоубийству <…> Хныкающие и пессимисты - живые мертвецы, кандидаты в самоубийцы - враги социализма» .

Таким образом, изучение основных аспектов жизни студенческой молодежи показывает, что в 1920-е - начале 1930-х гг. у подавляющей части студенчества отсутствовали нормальные бытовые условия для организации быта и учебы. Такое положение дел явилось причиной возникновения серьезных межличностных и внутриличностных конфликтов.

Хотя студенчество стремилось улучшить свой быт (организацией коммун, коллективного отдыха и т. д.), но эти попытки не могли кардинально изменить общее положение. Финансово-экономиче­ская помощь со стороны советского государства никак не могла удовлетворить запросы стремительно растущего пролетарского студенчества, его возрастающие культурные и бытовые потребности.
Литература:

1. Красная молодежь. 1924. № 1.
2. Красное студенчество. 1928. № 28.
3. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 1. М., 1919.
4. Красное студенчество. 1924. № 1.
5. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 60. Д. 60.
6. Красное студенчество. 1929. № 1.
7. Красное студенчество. 1928. № 1.
8. Красное студенчество. 1925. № 5.
9. Красное студенчество. 1931. № 12.
10. Красное студенчество. 1929. № 25.
11. Красное студенчество. 1929. № 8.
12. Красное студенчество. 1930. № 27.
13. Красное студенчество. 1931. № 19.
14. Красное студенчество. 1930. № 15.
15. Красное студенчество. 1925. № 6-7.
16. Красный студент. 1925. № 1.
17. Красное студенчество. 1925. № 6-7.
18. Студент пролетарий. 1924. № 6-7.
19. Красное студенчество. 1931. № 16.
20. Красное студенчество. 1931. № 6.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

ДАТА:

КЛАСС: 9

ТЕМА:

XX ВЕКА»

ЦЕЛЬ:

    Формирование представлений у учащихся о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века

ЗАДАЧИ:

    Дать знания о том, какие изменения появились в жизни и быте советского человека; на конкретных примерах показать, что нового появилось в техническом оснащении городского быта и за счет чего это было достигнуто;

    Коррекция и развитие мышления через выявление причин появления неравенства между советскими людьми;

    Формировать активную гражданскую позицию.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Достижения науки и техники в быту у советских людей; неравенство в советском обществе

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Магнитола, проигрыватель, транспарант

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедийный проектор

ТИП УРОКА:

Комбинированный

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности учащихся к уроку

    5 – ти минутное чтение

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

О чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся :

На прошлом уроке говорили о советской культуре и интеллигенции в годы «застоя»

Учитель:

Кто в годы «застоя» критиковал и осуждал политику Советского правительства?

Учащиеся :

В годы «застоя» критиковали и осуждали политику Советского правительства инакомыслящие и диссиденты

Учитель:

Как поступало правительство с теми, кто их критиковал?

Учащиеся :

С теми, кто критиковал советское правительство их высылали из страны, арестовывали.

Учитель:

Почему многие творческие люди уезжали из СССР?

Учащиеся :

Многие творческие люди уезжали из СССР потому, что они понимали, что и они могут попасть в немилость к властям, тогда и их могут арестовать или отправить в ссылку.

Учитель:

Кто относится к представителям «неофициального» искусства?

Учащиеся :

К представителям «неофициального» искусства относятся молодые художники, писатели и поэты.

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

В годы правления Л.И. Брежнева начался период «застоя» в экономике и политической жизни страны. Все это оказало огромное влияние на жизнь и быт советских людей. Оказывали влияние на жизнь и быт людей и достижения советской науки и техники. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как жили люди в 70-80 годы XX века. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока: «ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 70 – 80 ГОДЫ XX ВЕКА»

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель :

При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые выражения - магнитола, проигрыватель, транспарант

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

МАГНИТОЛА РАДИОПРИЁМНИК СО ВСТРОЕННЫМ В НЕГО МАГНИТОФОНОМ И ПРОИГРЫВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПЛАСТИНОК

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ АППАРАТ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЛАСТИНОК С ЗАПИСЯМИ МУЗЫКИ

Учитель :

В 60 годы Н.С. Хрущев начал строительство жилья. В годы правления Брежнева строительство жилья продолжилось.

В новые отдельные квартиры переезжали миллионы людей, что являлось большим послевоенным достижением. В свои новые квартиры люди покупали новую мебель, швейные и стиральные машины, телевизоры, холодильники. В стране появилась необходимость в увеличении выпуска этих товаров. Несмотря на то, что производство товаров увеличилось, но их все равно на всех не хватало. Появился дефицит товара. И поэтому их распределяли по предприятиям и организациям.

А там уже руководство предприятий распределяли эти дефицитные товары между своими работниками. Первые цветные телевизоры у нас в стране появились в 70 годы.

Стоимость такого телевизора была в два – три раза выше, чем черно-белый телевизор. Поэтому многие люди не могли себе позволить приобрести такую покупку. В это же время в стране начался выпуск магнитофонов и магнитол, которые также относились к дефицитным и дорогостоящим товарам.

Поэтому магнитофоны в семьях были редкостью. Так как магнитофоны были редкостью, то чаще всего музыка записывалась на грампластинки и для прослушивания пластинок существовал специальный аппарат, который назывался проигрыватель.

Сначала это были большие и тяжелые диски из специальной пластмассы. А в середине 70 годов появились лёгкие и гибкие пластинки. Со временем проигрыватели все-таки заменили магнитофоны. Сначала это были бабинные магнитофоны, затем кассетные.

Запись музыки производилась на магнитные ленты.

Учитель :

Какие товары покупали советские люди?

Учащиеся :

Советские люди покупали мебель, стиральные и швейные машинки, телевизоры, холодильники.

Учитель :

Почему на предприятиях и организациях шло распределение этих товаров?

Учащиеся :

На предприятиях и организациях шло распределение товаров потому, что товаров не хватало на всех советских людей.

Учитель :

Как вы считаете, почему магнитофоны, проигрыватели, цветные телевизоры были не доступны советским людям?

Учащиеся :

Эти товары были не доступны советским людям потому, что они стоили в два раза больше, чем допустим черно-белый телевизор.

Учитель :

В 70 – 80 годы началось массовое производство автомобилей. Московский автомобильный завод выпускал автомобиль «Москвич»,

на Украине производили самый маленький и дешевый автомобиль «Запорожец».


Но более престижными были такие автомобили как «Жигули», «Волга».

В то время считалось, что если семья приобрела автомобиль – то эта семья живёт в достатке. автомобили были самыми дорогими и дефицитными товарами того времени. автомобили продавались по записи на производстве. Многие люди ждали по несколько лет своей очереди на приобретение автомобиля. Заработная плата увеличилась и в среднем она стала 120 – 200 рублей в месяц. Престижными и более выше оплачиваемыми были профессора, ученые, творческая интеллигенция. Но самыми состоятельными людьми в советском обществе были продавцы магазинов.

Учитель :

Какие марки машин выпускались в эти годы?

Учащиеся :

В эти годы выпускались марки машин «Москвич», «Запорожец», «Жигули», «Волга».

Учитель :

Какие марки машин были более престижными?

Учащиеся :

Более престижными были марки машин «Жигули» и «Волга».

Учитель :

Кто мог себе позволить покупку автомобиля?

Учащиеся :

Покупку автомобиля могли себе позволить более обеспеченные люди.

Учитель :

Какие трудности существовали по приобретению автомобиля?

Учащиеся :

По приобретению автомобиля существовали трудности - это то, что автомобиль был дорогостоящим и дефицитным товаром.

Учитель :

Учащиеся :

Высокие зарплаты были у ученых, профессоров, творческой интеллигенции.

Учитель :

Сейчас работая самостоятельно с текстом учебника на стр. 268 – 269 (со 2 абзаца), вам нужно ответить на вопрос:

Как обстояли в стране дела с продуктовыми и промышленными товарами?

РАБТАЮТ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 268 – 269 (со 2 абзаца)

Учитель :

Какие продукты питания считались дефицитными?

Учащиеся :

Дефицитными считались мясо, колбасы, молочные продукты, рыбные консервы, икра, птица.

Учитель :

Все ли граждане Советского Союза жили одинаково?

Учащиеся :

Нет не все жители страны жили одинаково. Правительственные работники жили лучше – для них были открыты специальные магазины, ателье, проще было съездить в санаторий. Лучшая мебель, телевизоры, автомобили, холодильники продавались в магазинах для партийных работников. У простых рабочих не было возможности все это купить т.к. в магазинах не было нужных товаров.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель :

Ребята, о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся :

Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века.

Учитель :

Какие товары пользовались спросом у советских людей?

Учащиеся :

У советских людей спросом пользовались такие товары как мебель, стиральные и швейные машинки, холодильники.

Учитель :

Какие товары были большой редкостью в магазинах?

Учащиеся :

В магазинах редкостью были магнитофоны, автомобили

Учитель :

Каждая ли семья могла приобрести автомобиль?

Учащиеся :

Нет, не каждая,

Учитель :

Какие трудности были с приобретением автомобиля?

Учащиеся :

Трудности с приобретением автомобиля были в том, что автомобиль дефицитный и дорогостоящий товар.

Учитель :

Сейчас давайте сделаем сравнительную характеристику жизни простых людей и партийных работников. Сравнение проведем по следующим пунктам:

    Зарплата

    Промышленные товары

    Продукты

    Обслуживание (специализированные магазины, ателье, больницы, очередность)

Учитель :

Глядя на нашу таблицу, что вы можете сказать?

Учащиеся :

Что в стране появилось неравенство.

Учитель :

Правильно, в 1970-1980 гг. в советском обществе стало появляться неравенство. Одни получали высокую заработную плату, другие жили гораздо хуже.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

I ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 3,4 вопросы стр.271

II ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 1,2 вопросы стр.271,

III ГРУППА – стр. 267 - 270, читать,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока в 9классе

Тема: XX века». Мензелинский район.

Учитель –дефектолог: Суздалева И.В.

Тема: «Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы XX века» Мензелинский район.

Цель : Ознакомить учащихся с жизнью и бытом советских людей в 20-30годы 20 века.

Задачи: дать сведения, что с проведением индустриализации и коллективизации в жизни людей произошли большие изменения, подчеркнуть, что у всех простых граждан жизнь и быт были одинаковыми, психологии людей произошли большие изменения.

- развивать познавательные способности учащихся посредством работы с текстом учебника

    прививать интерес к истории своего Отечества, своего края.

Основные термины и понятия: керосинка, коммунальная

квартира.

Оборудование: тесты, презентация, экспонаты из музея- утюг, керосиновая лампа.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I .Организация класса к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

1. Фронтальная беседа по вопросам.

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Что предусматривалось сделать в деревне?

На каких условиях крестьяне должны были вступать в колхоз?

Кого называли кулаками?

Как изменилась жизнь крестьян после коллективизации?

Назовите одну из главных причин, вызвавших протестное выступление крестьянства в России.

2. Мензелинский район в годы коллективизации.

Годы гражданской войны и коллективизация охватили и наш Мензелинский уезд(так он назывался в начале 20века.)и входил в состав Уфимской губернии. Первыми колхозами в Мензелинске был колхоз «Ударник», «Правда» .В Мензелинском уезде шла упорная борьба за хлеб. Продоотряды изымали у крестьян хлеб и высыпали в случайные помещения, нередко прямо на навоз в конюшнях.

3. Чтение реферата ученицей « Вилочное восстание в Мензелинском уезде в феврале 1920г.»

В годы гражданской войны в 1920г.в Поволжье произошло вилочное восстание. Оружием восставших были вилы и топоры. Угроза голода подтолкнула многих жителей Уфимской, Казанской и Самарской губернии к восстанию. Это было протестом крестьян против политики большевиков. В 1920г. среди всех губерний страны Уфимская губерния заняла второе место по сдаче хлеба государству. Весь хлеб отбирался у крестьян подчистую, даже не оставляя им на еду.

Огнем восстаний в Уфимской губернии полыхал Мензелинский уезд: Антанивская, Старо-Каширская, Троицкая, Токмакская волости.Основную массу восставших составляли татары и башкиры. Поводом послужил такой случай. Отбираемый у крестьян хлеб: рожь, овес, ячмень высыпали прямо в снег в одно место, что и возмутило крестьян. Разъяренная толпа набросилась на продотрядников и стала их избивать, гнать их деревни. Вспышку восстания в Чистопольском и Мензелинском уездах быстро погасили.

Скажите, а что возмутило крестьян в Мензелинском уезде?

Назовите еще важное событие 20-30годов в СССР?

Индустриализация- строительство крупных промышленных предприятий.

    Актуализация знаний учащихся

С проведением коллективизации и индустриализации в жизни советских людей произошли большие изменения. Эти изменения были связаны, прежде всего, со строительством новых промышленных предприятий.

Сообщение темы урока:«Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы XX века».

IV . Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя о жизни людей на новостройках.

Тысячи молодых людей по путевкам комсомола ехали строить новые промышленные предприятия.

В результате героического труда советских людей были построены заводы-гиганты, и электростанции, строились цеха, домны, электросети, проложены железные дороги. Все достижения состоялись благодаря нечеловеческим усилиям людей, здоровье многих было подорвано. На стройку люди приезжали с небольшим количеством одежды и своими инструментами: топорами, лопатами, пилами. Работали вручную, котлован копали лопатами, выбранный грунт отвозили тачками. Трудились в любую погоду: жару и лютую стужу. Часто работали без выходных, иногда по двое суток подряд. Рабочие были согласны на любые лишения, лишь бы скорее построить мощный комбинат.

    Жили в походных условиях, питались в общих столовых. У них не было своего дома, квартиры, вещей. Вокруг строящегося предприятия строили и рабочий поселок. . Поэтому строили бараки , где в одной комнате проживало много человек.

2. Рассказ учителя о жизни рабочих в городах.

Большие изменения произошли в жизни горожан . В г. Мензелинске тоже строились предприятия:

Мы посмотрим с вами на примере нашего города, какое жилье строилось для рабочих.

Много молодых людей того времени уезжали в города, взрослели и создавали семьи.

3. Работа с учебником.

Опережающее задание о жизни людей в больших городах.

Вопросы для беседы.

Где жили люди, если не хватало квартир?

Как вы думаете, насколько неудобно было жить в таких квартирах?

Эти дома - много этажные бараки , длинный коридор , множество дверей. За каждой дверью комната для одной семьи . В конце коридора - кухня, туалет, ванная , которыми пользовались все семьи одного этажа. По утрам выстраивались очереди.

На кухне у каждой семьи: стоял стол и еда готовилась на керосинках. Здесь же сушили и стирали белье.

(показ учителем керосиновой лампы, утюга)

А в больших городах строились коммунальные квартиры.

4.Чтение учащимися про коммунальные квартиры.

Коммунальные квартиры напоминали общежитие.

Как вы думаете, насколько неудобно было жить в таких квартирах.

Физминутка . 20 мин.

Песня группы Дюна «Коммунальная квартира»

А как вы думаете в наше время есть такие дома-общежития?

5. Рассказ учителя о питании людей.

В 20-30годы питались люди плохо , продукты распределялись по карточкам.

Какие продукты получали по карточкам?

За продуктами выстраивались длинные очереди. (слайды 17,18)

Почему люди выстраивались в очереди?

Обратите внимание на прилавки магазинов. Что вы можете о них сказать?

4. Рассказ учителя об отношениях между людьми, их психологии.

Люди действительно стали равны. Все были одинаково бедными. Кроме бедности, жили в страхе.

Почему люди жили в постоянном страхе?

Почему люди осуждали роскошь?

- Какую одежду носили в то время?

    Одевались просто: мужчины - брюки, полотняные, рубашки на выпуск, кепки; женщины -темные юбки, длинной ниже колена, блузки с длинными рукавами.

Носить платье и блузки с короткими рукавами считалось неприличным

    Роскошь в одежде и быту осуждалась (просмотр слайдов, фотоснимков 20-30-х годов с изображением граждан СССР)Если у кого-то из соседей видели хрустальную вазу или дорогую посуду, то тут же доносили до него. Так жила основная масса граждан России в 20-30 годы XX века.

    Работа с рассказом для дополнительного чтения «Партийные работники ».

Словарная работа: элита, паек.

    Почему жизнь и быт партийных работников отличались от жизни простых людей?

IV . Первичное закрепление нового материала.

Фронтальная беседа по вопросам.

- Как вы оцениваете в целом жизнь людей в 20-30 годы XX века?

Почему в это время люди жили в коммунальных квартирах?

Что изменилось в общении, психологии?

V .Подведение итогов урока.

Вопреки страшилкам, которые сочиняют сейчас о том времени, именно в предвоенные годы существовала не часто встречающаяся в жизни симфония власти и народа. Народ, одушевленный великой идеей построения первого в истории человечества справедливого общества без угнетателей и угнетенных, показывал чудеса героизма и самоотверженности. А государство в те годы, ныне изображаемое нашими либеральными историками и публицистами чудовищной репрессивной машиной, отвечало народу заботой о нем.

Бесплатные медицина и образование, санатории и дома отдыха, пионерлагеря, детские сады, библиотеки, кружки стали массовым явлением и были доступны всем. Не случайно во время войны, по воспоминаниям очевидцев, люди мечтали только об одном: чтобы все стало, как до войны.

Вот что писал, например, о том времени посол США в 1937-1938 гг. Джозеф Е.Девис:

«С группой американских журналистов я посетил пять городов, где осмотрел крупнейшие предприятия: тракторный завод (12 тыс. рабочих), завод электродвигателей (38 тыс. рабочих), Днепрогэс, алюминиевый завод (3 тыс. рабочих), который считается крупнейшим в мире, Запорожсталь (35 тыс. рабочих), больницу (18 врачей и 120 медсестер), ясли и детские сады, завод Ростсельмаш (16 тыс. работающих), Дворец пионеров (здание с 280 помещениями для 320 преподавателей и 27 тыс. детей). Последнее из этих учреждений представляет собой одно из наиболее интересных явлений в Советском Союзе. Подобные дворцы возводятся во всех крупных городах и предназначаются для воплощения в жизнь сталинского лозунга о детях, как наиболее ценном достоянии страны. Здесь у детей раскрываются и развиваются их дарования …»

И каждый был уверен, что его дарование не зачахнет и не пропадет втуне, что у него есть все возможности для осуществления любой мечты во всех сферах жизни. Перед детьми рабочих и крестьян открылись двери средней и высшей школы. На полную мощность работали социальные лифты, вознося вчерашних рабочих и крестьян на вершины власти, открывая перед ними горизонты науки, премудрости техники, подмостки сцены. «В буднях великих строек» поднималась новая, невиданная миром страна – «страна героев, страна мечтателей, страна ученых».

А для того, чтобы уничтожить всякую возможность эксплуатации человека – будь то частник или государство, — первыми же декретами в СССР был введен восьмичасовой рабочий день. Кроме того, был установлен шестичасовой рабочий день для подростков, запрещен труд детей до 14-летнего возраста, установлена охрана труда, введено производственное обучение молодежи за счет государства. В то время как США и страны Запада задыхались в тисках «Великой депрессии», в Советском Союзе в 1936 году 5 млн. работников имели шестичасовой и более сокращенный рабочий день, почти 9% промышленных рабочих пользовались выходным после четырех дней работы, 10% рабочих, занятых в непрерывном производстве, после трех восьмичасовых рабочих дней получали два выходных.

Более чем в два раза выросла зарплата рабочих и служащих, а также личные доходы колхозников. Взрослые, наверное, уже не помнят, а молодые и не знают, что в Великую Отечественную войну некоторые колхозники дарили фронту самолеты и танки, построенные на личные сбережения, которые они спели накопить за не столь долгое время, прошедшее после «преступной» коллективизации. Каким образом им это удалось?

Дело в том, что количество обязательных трудодней для «бесплатных рабов» составляло в тридцатые годы 60-100 (в зависимости от района). После этого колхозник мог работать на себя – на своем участке или в производственном кооперативе, которых было огромное количество по всему СССР. Как пишет создатель сайта «Русский проект» публицист Павел Краснов, « … В сталинском СССР желающие проявить личную инициативу имели всю возможность сделать это в кооперативном движении. Нельзя было только пользоваться наемным трудом, договорно-кооперативным – сколько угодно.

В стране существовало мощнейшее кооперативное движение, в кооперативах постоянно работали почти 2 миллиона человек, которые производили 6% валовой продукции промышленности СССР: 40% всей мебели, 70% всей металлической посуды, 35% верхнего трикотажа, почти 100% игрушек.

Кроме того в стране было кооперативных 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории, два научно-исследовательских института. Это без учета кооперативных сельских артелей с частичной занятостью. В них работало в 30-е годы до 30 миллионов человек.

Можно было заниматься индивидуальным трудом – например, иметь свою фотолабораторию, платя с этого налоги, врачи могли иметь частную практику и так далее. В кооперативах обычно участвовали высококлассные профессионалы своего дела, организованные в эффективные структуры, чем объясняется их высокий вклад в продукцию СССР.

Все это было ликвидировано Хрущевым ударными темпами с 56 года – имущество кооперативов и частных предпринимателей было конфисковано, даже личное подсобное хозяйство и частный скот».

Добавим, что тогда же, в 1956-ом году и количество обязательных трудодней было повышено до трехсот. Результаты не заставили себя долго ждать – тут же появились первые проблемы с продуктами.

В тридцатые годы также широко применялась сдельная оплата труда. Практиковалось дополнительное премирование за сохранность механизмов, экономию электроэнергии, топлива, сырья, материалов. Вводилось в практику премирование за перевыполнение плана, снижение себестоимости, выпуск продукции повышенного качества. Осуществлялась продуманная система подготовки квалифицированных работников промышленности и сельского хозяйства. Только за годы второй пятилетки было подготовлено около 6 млн. человек вместо 5 млн., предусмотренных планом.

Наконец, в СССР впервые в мире была ликвидирована безработица – труднейшая и неразрешимая в условиях рыночного капитализма социальная проблема. Для всех стало реальным закрепленное Конституцией СССР право на труд. Уже в 1930 году, во время первой пятилетки, прекратили свое существование биржи труда.

Вместе с индустриализацией страны, со строительством новых заводов и фабрик велось и жилищное строительство. Государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением во второй пятилетке было введено в действие 67,3 млн. квадратных метров полезной площади жилищ. С помощью государства и колхозов труженики села возвели 800 тыс. домов.

Инвестиционные вложения государственных и кооперативных организаций в жилищное строительство вместе с индивидуальным увеличилось в 1,8 раза по сравнению с первой пятилеткой. Квартиры, как мы помним, предоставлялись бесплатно при самой низкой в мире кварплате. И, наверное мало кто знает, что за вторую пятилетку в жилищное, коммунальное и культурное строительство, в здравоохранение в бурно развивающемся Советском Союзе было вложено почти столько же средств, сколько в тяжелую промышленность.

В 1935 году вошел в строй лучший в мире по техническому оснащению и художественному оформлению метрополитен. Летом 1937 года был сдан в эксплуатацию канал Москва-Волга, решивший проблему водоснабжения столицы и улучшивший ее транспортные связи.

В 30-е годы в стране не только выросли десятки новых городов, но в 42 городах был построен водопровод, в 38 – канализация, развивалась транспортная сеть, запускались новые линии трамваев, расширился автобусный парк, начал вводиться троллейбус.

В годы предвоенных пятилеток в стране впервые в мировой практике были сформированы общественные формы народного потребления , которыми, сверх оплаты труда, пользовалась каждая советская семья. Средства из них шли на строительство и содержание жилья, культурно-бытовых учреждений, бесплатное образование и медицинское обслуживание, на различные пенсии и пособия. Втрое, по сравнению с первой пятилеткой, увеличились расходы на социальное обеспечение и социальное страхование.

Быстро ширилась сеть санаториев и домов отдыха, путевки в которые, приобретенные на средства социального страхования, распределялись профсоюзами среди рабочих и служащих бесплатно или на льготных условиях. Только за одну вторую пятилетку в домах отдыха и санаториях отдыхало и лечилось 8,4 млн. человек, в 10,7 раза увеличились по сравнению с первой пятилеткой расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Выросла средняя продолжительность жизни.

Такое государство не могло не восприниматься народом как свое, народное, родное, за которое не жаль отдать жизнь, ради которого хочется совершать подвиги… Как воплощение той революционной мечты об обетованной стране, где зримо, на глазах воплощалась в жизнь великая идея народного счастья. Над словами Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселей» в перестроечное время и послеперестроечные годы принято глумиться, однако они отражали реальные изменения в социальной и экономической жизни советского общества.

Эти изменения не могли остаться незамеченными и на Западе. Мы уже привыкли, что доверять советской пропаганде нельзя, что правду о том, как у нас обстоят дела, говорят только на Западе. Что ж, посмотрим, как оценивали успехи советского государства господа капиталисты.

Так, Гиббсон Джарви, председатель банка «Юнайтед доминион» заявлял в октябре 1932 года:

«Я хочу разъяснить, что я не коммунист и не большевик, я определенный капиталист и индивидуалист… Россия движется вперед, в то время как слишком много наших заводов бездействует и примерно 3 млн. нашего народа ищут в отчаянии работы. Пятилетку высмеивали и предсказывали ее провал. Но вы можете считать несомненным, что в условиях пятилетнего плана сделано больше, чем намечалось

… Во всех промышленных городах, которые я посетил, возникают новые районы, построенные по определенному плану, с широкими улицами, украшенные деревьями и скверами, с домами наиболее современного типа, школами, больницами, рабочими клубами и неизбежными детскими яслями и детскими садами, где заботятся о детях работающих матерей…

Не пытайтесь недооценивать русских планов и не делайте ошибки, надеясь, что Советское правительство может провалиться… Сегодняшняя Россия — страна с душой и идеалом. Россия – страна изумительной активности. Я верю, что стремления России являются здоровыми … Быть может самое важное – в том, что вся молодежь и рабочие в России имеют одну вещь, которой, к сожалению, недостает сегодня в капиталистических странах, а именно – надежду».

А вот что писал журнал «Форвард» (Англия) в том же 1932 году:

«Бросается в глаза огромная работа, которая происходит в СССР. Новые заводы, новые школы, новое кино, новые клубы, новые громадные дома – всюду новые постройки. Многие из них уже закончены, другие еще окружены лесами. Трудно рассказать английскому читателю, что сделано за последние два года и что делается дальше. Надо это все видеть для того, чтобы этому поверить.

Наши собственные достижения, осуществленные нами во время войны – лишь пустяк по сравнению с тем, что делается в СССР. Американцы признают, что даже в период самой стремительной созидательной горячки в западных штатах там не было ничего похожего на теперешнюю лихорадочную творческую деятельность в СССР. За последние два года в СССР произошло так много изменений, что отказываешься даже представить себе, что же будет в этой стране еще через 10 лет.

Выбросьте из головы фантастические страшные истории, рассказываемые английскими газетами, которые так упорно и нелепо лгут об СССР. Выбросьте также из головы всю ту половинчатую правду и впечатления, основанные на непонимании, которые пущены в ход дилетанствующими интеллигентами, покровительственно глядящими на СССР сквозь очи среднего класса, но не имеющими ни малейшего представления о том, что происходит там: СССР строит новое общество на здоровых основах.

Чтобы осуществить эту цель, надо подвергаться риску, надо работать с энтузиазмом, с такой энергией, которой мир до сих пор не знал, надо бороться с огромнейшими трудностями, неизбежными при попытке построить социализм в обширной стране, изолированной от остального мира. Посетив эту страну вторично за два года, я получил впечатление, что она идет по пути прочного прогресса, планирует и строит, и все это в таком масштабе, который является ярким вызовом по адресу враждебного капиталистического мира».

Форварду вторил американский «Нейшен»:

«Четыре года пятилетнего плана принесли с собой поистине замечательные достижения. Советский Союз работал с интенсивностью военного времени над созидательной задачей построения основной жизни. Лицо страны меняется буквально до неузнаваемости: это верно относительно Москвы с ее сотнями заново асфальтированных улиц и скверов, новых зданий, с новыми пригородами и кордоном новых фабрик на ее окраинах. Это верно и относительно менее значительных городов.

Новые города возникли в степях и пустынях, по меньшей мере, 50 городов с населением от 50 до 250 тыс. человек. Все они возникли в последние четыре года, каждый из них является центром нового предприятия или ряда предприятий, построенных для разработки отечественных ресурсов. Сотни новых электростанций и целый ряд гигантов, подобно Днепрострою, постоянно воплощают в жизнь формулу Ленина: «Социализм есть советская власть плюс электрификация».

Советский Союз организовал массовое производство бесконечного множества предметов, которые Россия никогда раньше не производила: тракторов, комбайнов, высококачественных сталей, синтетического каучука, шарико-подшипников, мощных дизелей, турбин в 50 тыс. киловатт, телефонного оборудования, электрических машин для горной промышленности, аэропланов, автомобилей, велосипедов и несколько сот новых типов машин.

Впервые истории Россия добывает алюминий, магнезит, апатиты, йод, поташ и многие другие ценные продукты. Путеводными точками советских равнин являются теперь не кресты и купола церквей, а зерновые элеваторы и силосные башни. Колхозы строят дома, хлева, свинарники. Электричество проникает в деревню, радио и газеты завоевали ее. Рабочие учатся работать на новейших машинах. Крестьянские парни производят и обслуживают сельскохозяйственные машины, которые больше и сложнее, чем то, что видела когда-либо Америка. Россия начинает «мыслить машинами». Россия быстро переходит от века дерева к веку железа, стали, бетона и моторов».

Так отзывались о СССР в 30-х годах гордые англичане и американцы, завидуя советским людям – нашим родителям.

Из книги Нелли Гореславской «Иосиф Сталин. Отец народов и его дети», Москва, Книжный мир, 2011, страницы 52-58.