Боевые машины второй мировой. Машины Второй мировой войны: колеса Вермахта

Военную технику большинство людей видит на парадах или в телерепортажах. Как правило, это транспортные средства высокой проходимости с формированными двигателями. В нашем обзоре 25 самых "крутых" военных машин, прокатиться на которых уж точно не отказались бы любители экстрима, да и просто любители техники.

1. Desert Patrol Vehicle


Desert Patrol Vehicle - высокоскоростной легкобронированный багги, который может развивать максимальную скорость почти в 100 км / ч. Его впервые применили во время войны в Персидском заливе в 1991 году, а затем массово использовали во время операции "Буря в пустыне".

2. Warrior


Warrior - британская 25-тонная боевая машина пехоты. Более 250 БМП модели FV510 были модифицированы для войны в пустыне и проданы кувейтской армии.

3. Volkswagen Schwimmwagen


Schwimmwagen, что переводится как "Плавающий автомобиль", представляет собой амфибию-внедорожник с приводом на четыре колеса, который широко использовался вермахтом и войсками СС во время Второй мировой войны.

4. Willys MB


Изготавливаемый с 1941 по 1945 годы, Willys MB - небольшой внедорожник, который стал одним из символов техники Второй мировой войны. Этот легендарный автомобиль, который мог развивать максимальную скорость в 105 км / ч и проехать на одной заправке почти 500 км, использовался в ряде стран во время Второй мировой войны, в том числе в США, Великобритании, Франции и Советском Союзе.

5. Tatra 813


Тяжелый армейский грузовик с мощным движком V12 выпускался в бывшей Чехословакии с 1967 по 1982 года. Его преемник, Tatra 815, используется во всем мире и поныне, как в военных, так и в гражданских целях.

6. Ferret


Ferret - боевая бронированная машина, которая была спроектирована и построена в Великобритании в разведывательных целях. Более 4400 экземпляров Ferret, оснащенных двигателями Rolls-Royce, были выпущены с 1952 по 1971 год. Этот автомобиль до сих пор используется во многих азиатских и африканских странах.

7. ULTRA AP

В 2005 году научно-исследовательским институтом Джорджии была представлена концепция боевой машины ULTRA AP, которая может похвастаться пуленепробиваемым стеклом, новейшими технологиями легкого бронирования и отличной экономностью (машине нужно в шесть раз меньше бензина, чем Humvee).

8. TPz Fuchs


Бронетранспортер-амфибия TPz Fuchs, который выпускается с 1979 в Германии, используется немецкой армией и армиями ряда других стран, включая Саудовскую Аравию, Нидерланды, США и Венесуэлу. Автомобиль предназначен для переброски войск, обезвреживания мин, радиологической, биологической и химической разведки, а также в качестве радиолокационной техники.

9. Combat Tactical Vehicle


Combat Tactical Vehicle, который прошел испытания Корпусом морской пехоты США, был построен Автомобильным испытательным центром Невады, чтобы стать заменой знаменитого Humvee.

10. Транспортер 9T29 Луна-М


Изготовленный в СССР транспортер 9T29 Луна-М является бронированным тяжелым грузовиком для транспортировки ракет ближнего радиуса действия. Этот большой 8-колесный грузовик был широко распространен в некоторых коммунистических странах во время холодной войны.

11. Tiger II


Тяжелый немецкий танк Tiger II, также известный как "Королевский Тигр" был построен во время Второй мировой войны. Танк весом почти 70 тонн, обладающий бронированием во лбу 120-180 мм, использовался исключительно в составе тяжелых танковых батальонов, как правило, состоящих из 45 танков.

12. M3 Half-track


M3 Half-track - американский бронированный автомобиль, который использовался в США, и Великобритании во время Второй мировой войны и в годы холодной войны. Автомобиль мог развить максимальную скорость в 72 км / ч, а заправки хватало на 280 км пробега.

13. Volvo TP21 Sugga


Volvo - всемирно известный автопроизводитель. Однако, лишь немногие фанаты техники знают, что под этой маркой также производились автомобили для использования в военных целях. Внедорожник Volvo Sugga TP-21, который выпускался с 1953 по 1958 годы, является одним из самых известных военных транспортных средств, которые были сделаны Volvo.

14. SdKfz 2


Также известный как Kleines Kettenkraftrad HK 101 или Kettenkrad, мотоцикл на гусеницах SdKfz 2 производился и использовался нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Мотоцикл, который мог вместить водителя и двух пассажиров, развивал максимальную скорость в 70 км / ч.

15. Сверхтяжелый немецкий танк Maus


Сверхтяжелый немецкий танк времен Второй мировой имел огромные размеры (10,2 м в длину, 3,71 м в ширину и 3,63 м в высоту), а также весил колоссальные 188 тонн. Было построено всего два экземпляра этого танка.

16. Humvee


Этот армейский внедорожник выпускается с 1984 года компанией AM General. Полноприводный Humvee, который был разработан, чтобы заменить Jeep, используется американскими военными, а также нашел применение во множестве других стран по всему миру.

17. Heavy Expanded Mobility Tactical Truck


HEMTT - восьмиколесный дизельный грузовик-внедорожник, который используется в американской армии. Существует также полноприводная десятиколесная версия грузовика.

18. Buffalo - автомобиль с противоминной защитой


Построенный компанией Force Protection Inc, Buffalo представляет из себя бронированный автомобиль, оснащенный противоминной защитой. На авто установлен 10-метровый манипулятор, которым можно управлять дистанционно.

19. M1 Abrams

Многоцелевой военный грузовик Unimog.

Unimog - многоцелевой полноприводный военный грузовик производства Mercedes-Benz, который используется войсками многих стран по всему миру.

23. БТР-60

Восьмиколесный амфибия-бронетранспортер БТР-60 был выпущен в СССР в 1959 году. Бронированный автомобиль может развивать скорость до 80 км / ч на суше и 10 км / ч в воде, при этом перевозя 17 пассажиров.

24. Denel D6

Изготовленная Denel SOC Ltd, южноафриканским государственным конгломератом в аэрокосмической и оборонной отраслях, Denel D6 является бронированной самоходной артиллерийской машиной.

25. Бронетранспортер ЗИЛ


Изготовленная на заказ российской армии, последняя версия бронетранспортера ЗИЛ представляет собой футуристический на вид полноприводный бронированный автомобиль с дизельным двигателем мощностью 183 л.с., который может перевозить до 10 солдат.

Стоит отметить, что военная техника стоит порой не дешевле, чем элитные авто. Например, если речь идёт про , то даже их аренда стоит миллионы долларов.

Закончившаяся поздней осенью 1918 года Первая мировая война привела не только к переделу Европы и образованию новых государств, но и к переосмыслению всей прежней военной доктрины, в которой все более важную роль стали играть принципиально новые автомобильные транспортные и боевые средства. 28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный договор, по которому побежденной Германии запрещалось не только иметь свои крупные воинские формирования, но и выпускать тяжелую военную технику, к которой тогда относили армейские грузовые автомобили и бронемашины . На практике все эти соглашения вскоре были перечеркнуты и грубо нарушены.

В мирные 1920-е годы, когда опаленные войной европейские страны только восстанавливали свою экономику и налаживали мирную жизнь, никто не желал даже задумываться о новых глобальных сражениях, но уже в те времена некоторые прозорливые западноевропейские конструкторы вынашивали планы создания принципиально новой военной автомобильной и боевой техники, стоявшей на более высоком техническом уровне. Мировой экономический кризис 1929 года добавил проблем странам Европы, привел к упадку их экономики, спаду промышленного производства и массовой безработице. И тут на очередном сложном и опасном историческом витке развития Германии, в конце января 1933 года, на сцену вышел Адольф Гитлер, лидер Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Он стал рейхсканцлером Германии и переименовал ее в Третий рейх, олицетворявший единое процветающее государство, "общий дом для всех немцев". Гитлер немедленно взял курс на крутые политические преобразования, введение плановой экономики и ускоренное возрождение страны, выразившиеся в основном в ее бурной милитаризации и вынашивании агрессивных планов захвата чужих территорий. В Италии с начала 1920-х годов постепенно вставал на ноги воинственный фашистский режим Бенито Муссолини, развязавший в 1930-е годы локальные войны в Восточной Африке. В то же время на Дальнем Востоке созревал не менее реакционный режим императорской Японии, которая еще в 1931 году оккупировала северо-восточные районы Китая, что считается неформальным началом еще далекой Второй мировой войны. Полигоном для пробы нового германского оружия послужила Гражданская война в Испании, начавшаяся в 1936 году, а японцы первыми испытали боеготовность Красной Армии в военных конфликтах на Дальнем Востоке в 1938 — 1939 годах.

Вполне естественно, что лидеры всех трех режимов, сходившиеся в своих агрессивных намерениях, в 1936 — 1937 годах заключили Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Венгрия, Румыния и Испания. Одновременно для реализации своих амбициозных планов Германия проводила активную политику привлечения на свою сторону любым способом наиболее индустриально развитые страны Европы, что позволило бы воспользоваться их производственными, сырьевыми и людскими ресурсами. В результате для расширения своего промышленного потенциала по выпуску вооружения и автомобильной техники Третий рейх в 1938-1939 годах бескровно аннексировал развитые и миролюбивые страны — Австрию и Чехословакию, от которой при этом отделился еще один нацистский сателлит — Словакия. Серия молниеносных германских военных агрессий весны и лета 1940 года привела к контролю над основной промышленной северной частью Франции и полной оккупации ряда менее крупных западноевропейских государств, экономика которых была полностью переподчинена интересам Третьего рейха. 27 сентября 1940 года была образована ось Берлин-Рим — Токио. К ней тут же примкнули мелкие и воинственные сателлиты фашистской Германии, обладавшие определенными собственными производственными ресурсами для выпуска военной техники и одновременно активно участвовавшие в боевых действиях. Над изготовлением вооружения активно трудились так называемые промышленные сателлиты — Австрия и Чехия, а также весьма крупные военно-промышленные и автомобильные предприятия оккупированной части Франции, Бельгии, Нидерландов и даже Польши, которая 1 сентября 1939 года стала первой жертвой Второй мировой войны. Так на территории почти всей порабощенной Европы незаметно был образован мощнейший военно-промышленный комплекс, позволивший Третьему рейху реализовать свои самые дерзкие захватнические планы. Сначала они были направлены против Великобритании, а затем фашистская Германия излила всю свою накопленную годами энергию и военную мощь на ненавистный ей Советский Союз. 22 июня 1941 года силами 121 дивизии при поддержке войск Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Словакии она вторглась в СССР. В конце того же года в войну вступили Япония и Соединенные Штаты Америки.

Главным инициатором и вдохновителем всех агрессивных планов и производства новых видов военной техники в Европе являлась фашистская Германия, которая к моменту начала Второй мировой войны лучше всех остальных стран мира была подготовлена к проведению крупномасштабных боевых действий. Глобальные амбиции и ярая ненависть к коммунистической России придали толчок огромной силы не только развитию всей германской экономики, но и способствовали гигантскому прогрессу в военной и автомобильной сферах производства. К войне Германия готовилась буквально с первых дней после прихода Гитлера к власти и к концу 1930-х годов достигла небывало высокого уровня в создании новых автомобильных средств военного назначения и принципиально новых типов колесной бронетехники, на которых строилась новая доктрина будущих сражений. В ходе подготовки и во время Второй мировой войны впервые немецкое военное руководство сделало главную ставку на глубокую и крупномасштабную моторизацию своих вооруженных сил, что позволило вывести германский Вермахт на уровень самых мощных и мобильных в мире войск, насыщенных сотнями тысяч автотранспортных и подвижных боевых средств. Именно в Германии в процессе подготовки войны появились самые совершенные, эффективные и перспективные колесные и полугусеничные транспортные и боевые машины, с которыми так и не смогли сравниться в будущем противники Третьего рейха в Европе и даже в далекой Америке. Лишь к середине войны СССР и союзные силы, перевооружившиеся собственными видами новой техники, смогли переломить военную мощь фашистской Германии, превратив Вторую мировую войну в настоящую "войну моторов".

Предвоенная Германия, как ни одна другая страна мира, выпускала всю свою автомобильную технику только с использованием узлов и деталей отечественного изготовления, чего не могли позволить себе менее развитые государства. К тому времени вовсю набирал обороты процесс внедрения на европейский рынок крупных американских концернов, приводивший к уничтожению достаточно слабой местной системы автомобильного производства и широкому использованию в военных действиях автотехники, зависящей по основным агрегатам от поставок по импорту. Третьему рейху очень быстро удалось сломить американизацию своей автомобильной промышленности, которой не избежали многие другие страны, включая Советский Союз. В Германии была введена строгая система государственного планирования военного производства и распределения заказов на автомобильную технику военного назначения, а благодаря правительственным программам стандартизации армейской автотехники были сформированы стройные ряды сравнительно недорогих и достаточно совершенных однотипных машин, выпускавшихся одновременно несколькими избранными военным ведомством фирмами. В Италии и Японии также пытались внедрить собственную стандартизованную автотехнику, но в легкомысленной Франции до оккупации ввести действенный госзаказ просто не успели.

В период подготовки к войне в странах "Оси" Берлин-Рим-Токио и их союзников впервые появились принципиально новые категории и виды военной автомобильной техники, которых к тому времени в противоборствующих странах вообще не существовало. К ним относились, прежде всего, особые виды легких штабных машин , плавающие автомобили и перспективные полно приводные джипы, впервые созданные в Германии, Японии, Франции и на несколько лет опередившие знаменитые американские "Виллисы". Со времен подготовки Второй мировой войны Германия славилась своим обширным и уникальным семейством стандартизованных полугусеничных транспортеров и артиллерийских тягачей с особо прочными и надежными гусеничными движителями с шахматным расположением опорных катков, индивидуальной смазкой осей траков и автоматизированной системой подтормаживания гусениц для обеспечения крутого поворота. Не менее известными были и легкие французские полугусеничные тягачи, хотя уже к концу 1930-х годов они полностью себя изжили. Италия и Франция прославились своими полно приводными артиллерийскими тягачами с бортовой трансмиссией и всеми ведущими и управляемыми колесами. На шасси серийных армейских грузовиков впервые появились специальные военные машины целевого назначения с различными надстройками, а также боевая техника с разным вооружением от простого пулемета до мощных корабельных орудий калибра 90 мм. Еще до войны в Австрии и Германии с использованием автомобильных агрегатов впервые начался выпуск принципиально новых четырехосных бронеавтомобилей со всеми ведущими колесами, а создание первых колесных полно приводных бронемашин безрамной конструкции с несущими бронекорпусами, разработанных в Италии, Франции и Венгрии, относится к начальному периоду войны. Первенство в изобретении скоростных боевых машин быстрого реагирования принадлежит Италии, построившей такие автомобили в разгар войны для своих подразделений в Северной Африке.

Внедрение дизельных двигателей на военных грузовых автомобилях началось в 1930-e годы одновременно в Германии, Италии, Франции и других странах, позднее вовлеченных в орбиту Третьего рейха. В период своего становления такие силовые агрегаты имели две разные концепции — дизели с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания, что требовало наличия в ней специальной компенсационной воздушной камеры, и предкамерные моторы, у которых топливо впрыскивалось в так называемую камеру предварительного сгорания. На транспортных грузовиках достаточно широкое применение, особенно на конечном этапе войны, нашли газогенераторные установки, работавшие на обычных древесных чурках или некачественном угле. На военных машинах были впервые внедрены новые виды многоступенчатых трансмиссий, карданных валов и специальных шин для передвижения по пересеченной местности, песку или снегу, комбинированный колесно-железнодорожный ход для движения по обычным дорогам или по рельсам, а также пуленепробиваемые шины со специальными дисковыми вставками или с особыми составами, затягивавшими отверстия.

В предвоенный и военный периоды в странах "Оси" были переосмыслены принципы создания военных машин повышенной и высокой проходимости, способных эффективно выполнять свои боевые задачи буквально на любой местности и в любых климатических условиях. Начав с разработок трехосных автомобилей с двумя задними ведущими мостами, европейские конструкторы быстро разуверились в этой схеме и переключились на полно приводные двух- и трехосные машины, получившие все односкатные колеса с одинаковой колеей и даже с системой регулирования давления в шинах. Для улучшения сцепления колес с грунтом в Чехословакии и Австрии использовались нейтральная хребтовая рама в виде продольной трубы и независимая подвеска всех колес, а возможность надежной работы силовых агрегатов в жаркое время года или при сильных морозах обеспечивали простые и неприхотливые двигатели воздушного охлаждения.

В Германии полноприводные машины составили первые стандартизованные гаммы армейских легковых и грузовых вездеходов разных классов с упрощенными шарнирами равных угловых скоростей. В Италии и Франции их представляли военные автомобили и артиллерийские тягачи со всеми ведущими и управляемыми колесами, обеспечивавшими им повышенную живучесть при выходе из строя сразу нескольких ведущих колес. Поначалу эта схема считалась высшим достижением автомобильной техники, но на деле оказалась мерой вынужденной и временной, определенной лишь низким уровнем промышленных технологий и невозможностью изготовления точных шарниров равных угловых скоростей. Их заменяли редукторы каждого колеса с индивидуальным карданным приводом, обеспечивавшим отклонение управляемых колес на минимальный угол, поэтому для увеличения маневренности вполне естественным решением стало введение передних и задних управляемых колес, поворачивавшихся в разные стороны. На французских военных вездеходах применялась еще и бортовая трансмиссия для привода колес правой и левой стороны машины, а некоторые немецкие легкие автомобили снабжались сразу двумя двигателями и двумя системами привода передних и задних колес. В Италии выпускались также не менее удивительные легкие двухсекционные полноприводные машины с шарнирно-сочлененной рамой, тоже оказавшиеся не способными обеспечить достаточную проходимость и маневренность. Спецификой Австрии являлось небольшое семейство легких универсальных колесно-гусеничных машин с двумя типами движителей, приводившихся в действие при работе на местности или на гладком шоссе. В результате автомобили подобных опытных и поисковых концепций, представлявшие собой нагромождение тяжелых механических агрегатов, оказались слишком сложными, неманевренными, тихоходными и дорогими. Во второй половине 1930-х годов все они стали быстро уступать место более простым и надежным армейским машинам классической конструкции со всеми ведущими колесами, обычными неразрезными мостами и передними управляемыми колесами с шарнирами равных угловых скоростей, выпуск которых к тому времени уже был налажен в ряде стран. Внедрение новой более простой и надежной колесной полноприводной техники привело к быстрому угасанию интереса к не менее сложным, дорогим и недолговечным полугусеничным машинам, а также к различным транспортным средствам с комбинированными видами движителей.

После важнейших побед Советского Союза над немецко-фашистскими войсками в 1941-1943 годах экономическое положение в нацистской Германии и ее сателлитах стало быстро ухудшаться и на конечном этапе войны находилось в состоянии глубочайшего кризиса. Его усугубляли выход Италии и Финляндии из гитлеровской коалиции, разгром военных группировок европейских сателлитов на Восточном фронте, а также неудачи Японии на Тихоокеанском театре военных действий и отсутствие ее военной поддержки с Востока. В тот период организовать в Германии выпуск новой военной автотехники не удалось. Наоборот, в конце 1943 года пришлось существенно сократить номенклатуру немецких армейских автомобилей и упростить их конструкцию. К концу 1944 года изготовление большинства колесных военных машин в Германии было свернуто, и день Победы Советского Союза во Второй мировой войне Третий рейх встретил в полном хаосе собственного хозяйства, на развалинах своих заводов и жилых домов, на грудах металлолома из некогда грозной военной автомобильной и боевой техники.

Перед началом Второй мировой войны и уже в ее годы в Великобритании было создано большое количество самых разных колесных бронеавтомобилей. При этом они выпускались очень большими сериями. Так только компанией Humber было представлено три варианта колесных бронеавтомобилей, все они производились серийно. Это были легкий разведывательный бронеавтомобиль Humber Light Reconnaissance Car (выпущено около 3600 машин), разведывательный бронеавтомобиль Humber Scout Car (выпущено около 4300 машин) и средний бронеавтомобиль Humber Armoured Car, который по британской классификации и вовсе был легким колесным танком (выпущено более 3600 машин).

Humber - это достаточно старая британская автомобильная марка. Компания была основана Томасом Хамбером, который и дал ей свое имя, еще в 1868 году и первоначально специализировалась на производстве велосипедов. В 1898 году она начала выпускать автомобили, а в 1931 году была перекуплена группой компаний Rootes братьев Рутс. В годы Второй мировой войны компания специализировалась на выпуске бронеавтомобилей и автомобилей для перевозки военнослужащих и грузов.


Humber Light Reconnaissance Car

В годы войны в модельном ряду бронемашин под маркой Humber нашлось место двум разведывательным бронеавтомобилям. В 1940 году инженерами компании был реализован проект переделки серийного легкового автомобиля Humber Super Snipe в бронеавтомобиль с установкой соответствующего вооружения и бронирования. Созданная боевая машина получила достаточно технологичный и простой в производстве корпус, листы которого были расположены под небольшими углами наклона. Толщина бронирования не превышала 12 мм, однако небольшие углы все-таки повышали защищенность машины и ее стойкость к воздействию пуль небольших калибров. Первоначально у бронемашины не было даже крыши, по этой причине вооружение, представленное пулеметом Вren и противотанковым ружьем Boys, размещалось прямо в лобовом листе корпуса. Помимо этого на машине был установлен и дымовой гранатомет. Согласно британской классификации бронеавтомобиль назвали легкой разведывательной машиной - Humber Light Reconnaissance Car.

Первая серийная модификация бронеавтомобиля, получившая обозначение Humber Light Reconnaissance Car Mk.I незначительно отличалась от опытного образца, а вот на выпушенном в скором времени варианте Mk.II крыша уже появилась. Помимо этого непосредственно над боевым отделением была расположена небольшая башенка, в которую был перенесен 7,7-мм пулемет. При этом толщину бронирования уменьшили до 10 мм, так как полная боевая масса машины составляла уже почти три тонны.

Уже в 1941 году бронеавтомобиль вновь был модернизирован. Для того чтобы выдерживать выросший после предыдущих доработок вес и одновременно с этим повысить ходовые качестве боевой машины, шасси бронеавтомобиля было значительным образом доработано, став полноприводным (колесная формула 4х4). В остальном бронеавтомобиль, получивший обозначение Humber Light Reconnaissance Car Mk.III, соответствовал предыдущей модели боевой машины.

Четвертая модификация боевой машины, получившая обозначение Humber Light Reconnaissance Car Mk.IIIA появилась только в 1943 году. Она отличалась несколько измененной формой корпуса, наличием второй радиостанции и дополнительными смотровыми щелями, расположенными в лобовой части корпуса. Немного позднее был выпущен последний вариант бронеавтомобиля Humber Light Reconnaissance Car Mk.IV, отличавшийся от предыдущей версии лишь «косметическими» улучшениями, никак не отражавшимися на характеристиках.


Достаточно простой бронеавтомобиль, построенный на базе коммерческой модели и оснащенный стандартным бензиновым двигателем, выпускался в Великобритании на протяжении четырех лет с 1940 по 1943 год, всего за это время в стране было собрано порядка 3600 бронеавтомобилей Humber Light Reconnaissance Car всех модификаций. Данные бронеавтомобили широко использовались в боях в Северной Африке, где они, в частности, использовались в составе 56-го разведывательного полка 78-й пехотной дивизии. С сентября 1943 года их можно было встретить в составе британских войск, высадившихся в Италии, а летом следующего года эти колесные бронеавтомобили приняли участие в боях во Франции. Помимо армейских подразделений эти боевые машины широко использовались в частях наземной разведки Королевских ВВС (RAF).

После завершения Второй мировой войны легкие разведывательные бронеавтомобили Humber Light Reconnaissance Car остались на вооружении лишь британских частей в Индии и на Дальнем Востоке, где в те годы развернулись освободительное движение против колонизаторов. Точная дата их полного списания с вооружения неизвестна, но, по всей видимости, это произошло в начале 50-х годов XX века.

Тактико-технические характеристики Humber Light Reconnaissance Car:
Габаритные размеры: длина - 4370 мм, ширина - 1880 мм, высота - 2160 мм, клиренс - 230 мм.
Боевая масса - около 3-х т (Mk III).
Бронирование - до 12 мм (лоб корпуса).


Запас хода - 180 км (по шоссе).
Вооружение - 7,7-мм пулемет Вren, 13,97-мм противотанковое ружье Boys и 50,8-мм дымовой гранатомет.

Колесная формула - 4х4.
Экипаж - 3 человека.

Humber Scout Car

Еще одним разведывательным бронеавтомобилем британской армии стал Humber Scout Car. Несмотря на тот факт, что еще в 1939 году на вооружение в качестве основной машины разведки был принят бронеавтомобиль «Dingo» компании Daimler, потребность в новой бронетехнике оказалась столь велика, что уже осенью того же года британские военные выдали новый заказ на создание аналогичной боевой машины. Но в связи с началом Второй мировой войны основные усилия британской промышленности были сконцентрированы на выпуске массой и уже освоенной продукции, тем более, что британская армия потерпела крупное поражение во Франции, потеряв практически всю боевую технику. В итоге созданием нового разведывательного бронеавтомобиля компания Rootes Group Humber из Ковентри занялась лишь в 1942 году. При создании опытного образца инженеры компании учитывали боевой опыт использования бронеавтомобилей «Dingo», которые достаточно хорошо себя зарекомендовали в боях 1940-42 годов, также ими учитывался опыт создания более тяжелых бронемашин Humber Armored Car.

По своим габаритам новый бронеавтомобиль «Хамбер» тяготел к уже выпускающемуся «Даймлеру», однако отличался компоновкой с передним расположением двигателя. Корпус новой бронемашины, получившей обозначение Humber Scout Car, собирался из бронелистов толщиной от 9 до 14 мм. Небольшая толщина брони отчасти компенсировалась рациональными углами расположения бронелистов в передней части и по бортам корпуса. Это придавало бронеавтомобилю некую схожесть с немецким бронеавтомобилем Sd.Kfz.222.

При создании бронемашины конструкторами была задействована ходовая часть от полноприводного автомобиля Humber 4x4, использовались шины размерности 9,25х16 дюймов. Передние колеса обладали поперечной подвеской, задние - подвеской на полуэллиптических листовых рессорах. Трансмиссия бронеавтомобиля состояли из двухскоростной раздаточной коробки, отключаемого переднего моста, однодискового сцепления, четырехскоростной коробки переключения передач и гидравлических тормозов.

Сердцем Humber Scout Car был стандартный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения объемом 4088 кубических сантиметров, он развивал максимальную мощность - 87 л.с. при 3300 оборотах в минуту. Такой же двигатель был установлен и на бронеавтомобиле Humber Light Reconnaissance Car. Мощности двигателя хватало, чтобы разогнать бронемашину массой чуть более двух тонн до скорости 100 км/ч при движении по дорогам с твердым покрытием, что было очень приличным показателем для тех лет.


Вооружение бронеавтомобиля было исключительно пулеметным и состояло из одного или двух 7,7-мм пулеметов Bren с дисковыми магазинами на 100 патронов. Один из них устанавливался на крыше боевого отделения на специальном штыре. Механик-водитель вел наблюдение за окружающей местностью через два люка, расположенных в лобовом листе корпуса. В люках имелись бронестелка, помимо этого они могли прикрываться броневыми крышками. В бортах корпуса также имелись небольшие по размерам смотровые лючки, которые прикрывались бронекрышками. Все машины имели радиостанцию Wireless Set No. 19. Полный экипаж разведывательного бронеавтомобиля Humber Scout Car состоял из двух человек, но в случае необходимости его можно было расширить до трех человек.

Первая серийная модификация разведывательного бронеавтомобиля под обозначением Humber Scout Car Mk.I была принята на вооружение в 1942 году, после чего на протяжении почти двух лет было собрано около 2600 экземпляров данной боевой машины. Вторая модификация Humber Scout Car Mk.II практически не имела внешних отличий, доработки касались лишь трансмиссии и двигателя, в этой версии было произведено еще порядка 1700 бронеавтомобилей. Поскольку к моменту появления данных бронемашин боевые действия в Северной Африке почти закончились, они были направлены сначала на юг Италии, а затем во Францию и Бельгию, где и приняли активное участие в боях с немцами. Они имелись в составе 11-й британской танковой дивизии, а также состояли на вооружении 2-го польского корпуса, который воевал в Италии, Чехословацкой танковой бригады и бельгийском бронеэскадроне.

После завершения Второй мировой войны существенное количество бронеавтомобилей Humber Scout Car продолжило нести службу в британской армии, при этом часть бронемашин была передана армиям Голландии, Дании, Франции, Чехословакии, Италии и Норвегии. На новую технику их активно заменили к 1949-1950 годам, в результате лишь бронемашины, приписанные к бельгийской жандармерии, находились на службе вплоть до 1958 года.


Тактико-технические характеристики Humber Scout Car:
Габаритные размеры: длина - 3840 мм, ширина - 1890 мм, высота - 2110 мм, клиренс - 240 мм.
Боевая масса - 2,3 т.
Бронирование - до 14 мм (лоб корпуса).
Силовая установка - 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Humber мощностью 87 л.с.
Максимальная скорость - до 100 км/ч (по шоссе).

Вооружение - один или два 7,7-мм пулемета Вren.
Колесная формула - 4х4.
Экипаж - 2 человека.

Humber Armoured Car

В конце 1939 года компанией Roots был спроектирован новый колесный бронеавтомобиль, который можно было отнести к бронемашинам среднего класса, машина получила официальное обозначение Humber Armoured Car. Взяв за основу артиллерийский тягач Karrier KT4, который достаточно успешно применялся в колониальных владениях Великобритании (например, Индии) и обладал отличными ходовыми качествами, удалось создать достаточно хороший бронеавтомобиль. Шасси новой боевой машины было полноприводным и имело колесную формулу 4х4, шины размерностью 10,5х20 дюймов и подвеску на листовых полуэллиптических рессорах. Трансмиссия бронеавтомобиля состояла из четырехскоростной коробки переключения передач, двухскоростной раздаточной коробки, сцепления сухого трения и гидравлических тормозов. В качестве силовой установки был использован 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Rootes, развивавший максимальную мощность в 90 л.с. при 3200 оборотах в минуту.

Корпус новой бронемашины с некоторыми доработками был задействован от модели Guy Armored Car. Guy Armored Car был британским средним бронеавтомобилем периода Второй мировой войны, по национальной классификации он обозначался как «Легкий колесный танк Модель I» (Light Tank (Wheeled) Mark I). Данная боевая машина была создана инженерами компании Guy Motors еще в 1938 году на базе артиллерийского тягача Guy Quad-Ant, став первым британским полноприводным бронеавтомобилем. Учитывая многочисленные контрактные обязательства по выпуску артиллерийских тягачей и грузовых автомобилей перед правительством Великобритании, компания Guy Motors была не в состоянии выпускать еще и бронеавтомобили (в достаточном количестве), поэтому их производство было передано промышленной корпорации Rootes, которая в годы войны выпустила до 60% всех британских колесных бронеавтомобилей под своей маркой Humber. При этом компания Guy Motors продолжила производить сварные корпуса для бронеавтомобилей.

Humber Armoured Car Mk.I


Корпус бронемашины Humber Armoured Car имел клепано-сварную конструкцию и собирался из бронелистов толщиной от 9 до 15 мм, при этом верхние бронелисты располагались под рациональными углами наклона, что повышало защищенность машины. Отличительной особенностью бронеавтомобиля был сравнительно высокий корпус, что можно было отнести к недостаткам. Толщина лобовой брони корпуса доходила до 15 мм, толщина лобовой брони башни достигала 20 мм. В передней части корпуса бронеавтомобиля находилось отделение управления с местом механика-водителя, в средней части - боевое отделение на двух человек, в задней части - моторное отделение.

Вооружение бронеавтомобиля размещалось в сварной башне, которая также была частично заимствована от бронеавтомобиля Guy. Оно включало в себя спаренную установку с 15-мм и 7,92-мм пулеметами Besa. На лобовом листе корпуса также располагался двуствольный дымовой гранатомет. В качестве вспомогательного вооружения на бронеавтомобиль можно было установить еще один 7,7-мм пулемет Bren в качестве зенитного. При этом самая массовая модификация бронеавтомобиля Humber Armoured Car Mk.IV имела более мощное вооружение, на ней 15-мм пулемет был заменен на 37-мм американскую пушку M6.

Humber Armoured Car Mk.II


В целом следует признать, что британские колесные бронеавтомобили периода Второй мировой войны были достаточно удачными и технически превосходили машины многих стран. Humber Armoured Car не был исключением. Достаточно хорошо вооруженный и неплохо бронированный, данный средний бронеавтомобиль обладал прекрасной проходимостью по пересеченной местности, а по дорогам с твердым покрытием он мог передвигаться со скоростью до 80 км/ч. Все более поздние модификации данного «Хамбера» сохранили 90-сильный бензиновый двигатель и шасси, изменениям в основном подвергались корпус, башня и состав вооружения. Боевая машина была представлена следующими модификациями:

Humber Armoured Car Mk.I - сварные башня и корпус, аналогичные по форме корпусу и башне бронеавтомобиля Guy Mk.IA. Механик-водитель располагался в передней части корпуса в бронированной рубке со смотровыми щелями. Произведено порядка 300 бронемашин.

Humber Armoured Car Mk.I AA - зенитный вариант среднего бронеавтомобиля с установленной башней от опытной зенитной самоходной установки на базе танка Mk VIB, вооружение данной машины состояло из 4х7,92-мм пулеметов Besa.

Humber Armoured Car Mk.II - модификация получила корпус улучшенной формы и 7,7-мм зенитный пулемет Вгеn. Боевая масса увеличилась до 7,1 т. Всего произведено 440 бронемашин.

Humber Armoured Car Mk.II ОР (Observation Post) - бронеавтомобиль артиллерийских наблюдателей. Вооружался двумя пулеметами Besa калибра 7,92 мм.

Humber Armoured Car Mk.III - модифицированная бронемашина Mk.II с новой трехместной башней. Экипаж увеличился с трех до четырех человек.

Humber Armoured Car Mk.IV - модифицированный бронеавтомобиль Mk.III, получивший американскую 37-мм пушку М6, спаренную с 7,92-мм пулеметом Besa. Боевая масса увеличилась до 7,25 т. Всего было выпущено порядка 2000 бронемашин данного типа.

Humber Armoured Car Mk.IV


Бронеавтомобили Humber Armoured Car не успели к боям во Франции весной-летом 1940 года, поэтому их боевой дебют пришелся на вторую половину 1941 года, когда они впервые были использованы британцами в боях в Северной Африке. Первым боевым подразделением, получившим данные средние бронеавтомобили, стал 11-й гусарский полк, дислоцированный на территории Египта. Данные бронемашины активно использовались англичанами, начиная с 1941 года и вплоть до конца войны, применяясь на всех театрах боевых действий. При благоприятном стечении обстоятельств (например, при ведении огня из засад) они могли эффективно бороться и с бронетехникой противника. Правда, при встрече с немецкими танками в чистом поле шансов уцелеть у них было крайне мало.

После завершения Второй мировой войны бронеавтомобили «Хамбер» вскоре были сняты с вооружения британской армии, как устаревшие боевые машины. Однако служба их продолжилась в армиях других государств. Великобритания поставила данные бронемашины в Бирму, Португалию, Мексику, Цейлон и на Кипр. В армиях некоторых из этих стран они достаточно активно использовались вплоть до начала 1960-х годов.

Тактико-технические характеристики Humber Armoured Car:
Габаритные размеры: длина - 4575 мм, ширина - 2190 мм, высота - 2390 мм, клиренс - 310 мм.
Боевая масса - 6,85 т.
Бронирование - до 15 мм (лоб корпуса)
Силовая установка - 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Rootes мощностью 90 л.с.
Максимальная скорость - 80 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 320 км (по шоссе).
Вооружение - 15-мм и 7,92-мм пулемет Besa (модификации Mk I-III), на модификации Mk IV - 37-мм пушка M6 и 7,92-мм пулемет Besa.
Боекомплект (для Mk IV) - 71 снаряд и 2475 патронов к пулемету.
Колесная формула - 4х4.
Экипаж - 3-4 человека.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net
http://arsenal-info.ru/b/book/3074485325/4
http://pro-tank.ru/bronetehnika-england/broneavtomobili/194-hamber-4
Материалы из открытых источников

Автомобильная техника являлась самой массовой частью военной техники. Под автомобилем понимали наземное самоходное колесное безрельсовое транспортное средство, приводимое в движение собственным источником энергии, имеющее не менее четырех колес и предназначенное для перевозок грузов или буксировки по дорогам транспортных средств, перевозки людей, доставки оборудования, смонтированного на транспортном средстве или выполнения специальных операций. Использование автомобиля для целей военных позволяет относить эти автомобили к категории военных. Следует отметить, что к таким автомобилям могли относиться, как автомобили гражданского назначения, так и автомобили, специально сконструированные для военных целей. Зачастую, гражданские автомобили, при длительном использовании военными, перекрашивали в защитные, камуфлированные матовые цвета, исключающие бликование, устанавливали маскирующие световые приборы и другие специфические приспособления военного назначения, а иногда и оружие. В тоже время, несмотря на одинаковые функции, выполняемые гражданскими автомобилями и специально разработанными, последние существенно отличались от гражданских машин. Так, специально сконструированные машины для военных имели более высокую степень надежности, простоту технического обслуживания, непритязательность в хранении и транспортировке. Кроме того, они могли быть универсальными для эксплуатации в районах умеренного климата, либо специальными для использования в специфических климатических условиях (тропики, пустыня, горы, север). Военные автомобили рассчитывались для передвижения вне дорог по пересеченной местности или колонным путям, по лесным и проселочным дорогам, что в свою очередь требовало повышения прочности деталей и механизмов машин. Особенностью эксплуатации военных автомобилей являлась и необходимость специальной подготовки личного и командного состава. К автомобилям не относились сельскохозяйственные трактора и мотоциклы.

Классификация автомобилей достаточно многообразна и осуществлялась по многим критериям.

Так, по назначению автомобили подразделялись на общевойсковые и специальные, среди которых выделяли легковые и грузовые автомобили. Грузовые автомобили делились на: бортовые, автотягачи, седельные тягачи, автосамосвалы и автофургоны. Среди специальных автомобилей выделяли: штабные машины, санитарные, пассажирские и штабные автобусы, колесные транспортеры и автомобили со специальным оборудованием (автозаправщики, пожарные, цистерны, авиационные пусковые установки и другие). Эти автомобили, как правило, представляли собой видоизмененные модели (модификации) грузовых автомобилей.

По типу двигателей автомобили разделяли на: карбюраторные — работающие на бензине; дизельные — работающие на дизельном топливе; газогенераторные — работающие на газу, вырабатываемом газогенератором.

По проходимости автомобили делились на три группы; обычной (дорожной) проходимости, повышенной и высокой проходимости. Первые из них предназначались для движения, главным образом по дорогам. Автомобили повышенной проходимости могли двигаться по дорогам и отдельным участкам местности. Автомобили высокой проходимости способны перемещаться по дорогам и вне дорог. Основным оценочным параметром проходимости автомобиля являлась его колесная формула (4×2, 4×4, 6×4, 6×6), в которой первая цифра показывает общее число колес (не считая запасного), а вторая — сколько из них ведущих. Ведущим называется колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя. Автомобили со всеми ведущими колесами называются полноприводными. К ним относились автомобили повышенной и высокой проходимости.

По числу осей различали: 2-x осные; 3-x осные, 4-x осные и 6-и осные.

Конструкция автомобиля, по сути, существенно не изменилась с момента его изобретения. Несмотря на большое разнообразие производимых автомобилей, в их устройстве всегда можно выделить три основных час­ти: двигатель, шасси и кузов. Двигатель – источник механической энер­гии, приводящей автомобиль в движение. Шасси — представляло собой совокупность механизмов, предна­значенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам для передвижения автомобиля и управления им. Шасси складывается из таких составляющих: трансмиссия — передает крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам; ходовая часть — позволяет двигаться автомобилю, сглаживая вибрации и состоит из рамы, балок мостов, передней и задней подвески, колес и шин; меха­низмы управления — (рулевое управление и тормозная система). Кузов служит для размещения людей или гру­зов. Кузова легковых автомобилей и автобусов — со­стоят из салона для людей, кузова грузовых авто­мобилей — состоят из грузовой платформы и кабины для людей. Кузова автобусов и легковых автомоби­лей выполняют функцию рамы в несущей системе автомашины.

Если в Первой мировой войне принимало участия около 140 тысяч автомобилей, и они не имели превалирующего значения в ходе войны. То во Второй, были задействованы уже миллионы автомашин, которые в значительной степени определяли не только успешность проведения отдельных войсковых операций, но и ход войны. Бурное развитие военной автомобильной техники началось в конце 30-х годов.

В Германии была введена система государственного планирования военного производства и распределения заказов на автомобильную технику военного назначения, а благодаря правительственным программам стандартизации армейской автотехники были сформированы ряды сравнительно недорогих и достаточно совершенных однотипных машин, выпускавшихся одновременно несколькими избранными военным ведомством компаниями.

Италия и Япония, по образцу Германии, также пытались внедрить собственную стандартизацию автомобильной техники, однако слабость производственных мощностей не позволила сделать это на полный модельный ряд заказов военных. Во Франции стандартизации были посвящены лишь громадные планы.

В предвоенные годы в странах «Оси» (Берлин-Рим-Токио) было налажено серийное производство принципиально новых категорий и видов военной автомобильной техники, которых в противоборствующих странах еще не существовало. К ним относились, особые виды легких штабных машин, плавающие автомобили и полноприводные внедрожники, впервые созданные в Германии, Японии, Франции и на несколько лет опередившие знаменитые американские «Willys». На шасси армейских грузовиков появились специальные военные машины целевого назначения с различными надстройками, а также боевая техника с вооружением от простого пулемета до орудийных систем.

В 1930-e годы в Германии, Италии, Франции и других странах, позднее вовлеченных в орбиту Третьего рейха, началось внедрение дизельных двигателей на военных грузовых автомобилях. На конечном этапе войны, как правило, на транспортных грузовиках, нашло широкое применение газогенераторных установок, работавших на древесных чурках или углях. На военных машинах стали применять новые виды многоступенчатых трансмиссий, карданных валов и специальных шин для передвижения по пересеченной местности, песку или снегу, комбинированный колесно-железнодорожный ход для движения по обычным дорогам или по рельсам, а также пуленепробиваемые шины с дисковыми вставками или с особым составом, затягивавшим отверстия от пуль и осколков.

Особое внимание уделялось созданию военных машин повышенной и высокой проходимости в любой местности и в любых климатических условиях. Убедившись в малой эффективности трехосных автомобилей с двумя задними ведущими мостами, конструкторы перешли на создание полноприводных двух- и трехосных машин с односкатными колесами с одинаковой колеей. Машиностроители Чехословакии и Австрии использовали хребтовую раму в виде продольной трубы и независимую подвеску всех колес. В Германии полноприводные машины имели упрощенные шарниры равных угловых скоростей. В Италии и Франции военные автомобили оснащались всеми ведущими и управляемыми колесами, обеспечивавшими им повышенную живучесть при выходе из строя сразу нескольких ведущих колес. На французских внедорожниках применялась еще и бортовая трансмиссия для привода колес правой и левой стороны машины, а некоторые немецкие легкие автомобили снабжались сразу двумя двигателями и двумя системами привода передних и задних колес. Вместе с тем, высокая стоимость изготовления таких машин и острая необходимость их качественного обслуживания с учетом больших боевых потерь, уступала американской концепции массового производства дешевых, простых и мощных автомашин.

Великобритания, имея достаточное количество производственных мощностей, массовый выпуск военных автомобилей наладила лишь после 1940 г., покрывая недостающее количество поставками из Австралии, Канады и США. Автомобили по своим конструктивным особенностям были близки к американской школе автомобилестроения, хотя отдельные модели и отличались оригинальными конструкциями.

В СССР автомобильное машиностроение базировалось на усовершенствовании иностранных моделей межвоенного периода (итальянских, американских, французских), которые выпускались на двух-трех крупных заводах. Отличительной чертой советской автотехники являлась простота в изготовлении и обслуживании, граничащая с примитивизмом, относительная выносливость и дешевизна производства. Недостаточность ресурсов в СССР не позволяла даже к концу войны выпускать необходимое количество машин для армии, не говоря уже о потребностях страны.

США, имея развитую автомобильную промышленность, выпуск автомобилей военного назначения начали лишь с началом войны и уже к ее средине стали самым крупным их производителем, обеспечивая не только свою армию, но и всех своих союзников. Многочисленность автомобильных компаний в США позволили выпускать машины различного назначения всех видов, необходимых военным.

Всего в войне принимало участие около 8,5 млн. автомобилей всех стран-участниц войны, в т.ч. 5,5 млн. грузовых и специальных автомобилей и 3 млн. легковых и внедорожников. Наибольшее количество автомобилей было построено в США (3,6 млн.), в Германии (1,3 млн., причем половина из них довоенной постройки), во Франции (715 тысяч), в СССР (690 тысяч) и Великобритании (630 тысяч). Кроме собственного производства воющие стороны имели поставки из других стран и трофейные автомобили. Так, в СССР по договорам ленд-лиза из Великобритании, Канады и США было поставлено 477,8 тысяч автомобилей (в т.ч. 300 тысяч грузовых), не считая запчастей, из которых можно было собрать еще 52 тысячи машин. По состоянию на 1 мая 1945 года в Красной Армии имелась примерно 61 тысяча трофейных автомобилей. США в период войны поставили своим союзникам около 800 тысяч автомобилей всех видов. Германия после оккупации Европы получила, как трофейные автомобили, так и выпускаемые на оккупируемой территории, в общем количестве около 505 тысяч. США, Британия и Канада в период войны поставляли своим союзникам десятки тысяч единиц автомобильной техники.

Приблизительно 60% или 4,2 млн. выпущенных автомобилей было потеряно в ходе боевых действий в период войны.