История древней греции. Античная цивилизация и древняя греция Особенности источников по истории древней греции

Всякая историческая наука изучает свой предмет, исследуя исторические факты. Факт – отправная точка научного исследования, стремящегося восстановить исторические реалии прошлого. Исторические факты сохранены для нас историческими источниками, которые и используют ученые для реконструкции прошлого. Историческим источником являются все памятники прошлого, т. е. все сохранившиеся свидетельства, отражающие прошлую жизнь и деятельность человека. Исторический источник неизбежно вторичен по отношению к факту, о котором он свидетельствует. В частности, на объем информации и объективность письменного источника всегда влияет как материал, где он зафиксирован, так и позиция и личное отношение к событиям его составителя. Нередко это приводит к искажению информации, к тому, что многие привходящие обстоятельства скрывают историческую истину, и это не позволяет напрямую, без критического отбора использовать сведения, почерпнутые в историческом источнике.

Исторические источники различаются по содержанию свидетельств прошлого и характеру информации:

1) вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

2) письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

3) лингвистические источники – это данные древнегреческого языка (лексика, грамматический строй, ономастика, топонимика, идиомы и т. д.); многое о народе говорят его диалекты и койне (общегреческий язык);

4) фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

5) этнографические источники – это обычаи, обряды, верования ит.д., которые в виде пережитков сохранились в более поздних эпохах.

Однако источники по истории Древней Греции имеют ряд особенностей, что непосредственно отражается на возможности всесторонне и в полном объеме восстановить исторические реалии. Главная проблема антиковедения – это скудность источниковой базы (по сравнению с материалами по более поздним историческим периодам). Надо также отметить относительно небольшую роль в изучении античного мира этнографических источников, так как никто из современных исследователей не мог непосредственно наблюдать древнее общество. Однако данные этнографии могут использоваться как сравнительно исторический материал при исследовании происхождения мифов, ритуалов, обычаев и т. д.

Кроме того, относительно ограниченный объем свидетельств прошлого неравномерно представлен как по различным эпохам и регионам, так и по видам источников. Это в полной мере относится к важнейшим для историка письменным источникам. Многие этапы древнегреческой истории протяженностью в несколько веков слабо отражены в письменных памятниках, дающих основную информацию о жизни общества в прошлом. Фактически ни одна эпоха древнегреческой истории не имеет полного и всестороннего освещения в источниках, а по отдельным весьма продолжительным периодам в руках историков имеются весьма скудные и фрагментарные свидетельства.

Генрих Шлиман

Кроме того, во многих дошедших до нас источниках информация по ряду вопросов представлена в весьма сложной или завуалированной форме. Поэтому анализ источника и интерпретация на их основе античной истории неизбежно вызывает неоднозначную и зачастую дискуссионную оценку объективных реалий и субъективных явлений в жизни общества Древней Греции.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Для становления антиковедения огромную роль сыграли археологические открытия ХІХ–ХХ вв. Немецкий археолог Г. Шлиман (1822–1890) во второй половине XIX в. открыл развалины легендарной Трои, а затем величественные руины Микен и Тиринфа (крепостные стены, руины дворцов, гробницы). В руки историков попал богатейший материал о ранее неизвестных страницах прошлого, которые считались художественным вымыслом. Так была открыта микенская культура, предшествующая культуре эпохи Гомера. Эти сенсационные находки расширили и обогатили представления о древнейшем периоде истории и стимулировали дальнейшие археологические изыскания.

Крупнейшие археологические открытия были сделаны на Крите. Англичанин А. Эванс (1851–1941) раскопал в Кноссе дворец легендарного правителя Крита – царя Миноса. Ученые обнаружили и другие древние поселения на Крите и соседних островах. Эти открытия явили миру уникальную минойскую культуру первой половины II тысячелетия до н. э., более раннюю культуру, чем микенская.

Систематические археологические исследования, проводившиеся как на Балканском полуострове (в Афинах, Олимпии, Дельфах) и островах Родос и Делос , так и на малоазийском побережье Эгейского моря (в Милете, Пергаме), дали историкам огромное количество самых разнообразных источников. Все ведущие европейские страны и США основали в Греции археологические школы. Они превратились в центры антиковедения, в которых не только совершенствовались методики раскопок и обработки археологического материала, но и вырабатывались новые подходы к изучению историй Древней Греции.

Не оставались в стороне и российские ученые. После учреждения в России в 1859 г. Императорской археологической комиссии началось планомерное исследование греко скифских древностей в Северном Причерноморье. Археологи приступили к раскопкам курганов и греческих колоний. (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис и др.). Был сделан ряд сенсационных находок, украсивших экспозиции Эрмитажа и других крупнейших российских музеев. Позднее, когда исследования возглавил Институт археологии АН СССР, к ним присоединились ученые и студенты ведущих исторических вузов страны.

Артур Эванс

В результате почти полуторавековых археологических исследований в руки антиковедов попали самые разнообразные и порой уникальные источники, открывшие много ранее неизвестного или малознакомого в истории Древней Греции. Но одни археологические находки (остатки крепостей, дворцов, храмов, художественных произведений , керамики и утвари, некрополи, орудия труда и оружие) не могут дать полного представления об исторических процессах развития общества. Материальные свидетельства прошлого можно интерпретировать по разному. Поэтому без подкрепления археологического материала данными других источников многие аспекты древней истории грозят остаться белыми пятнами в наших знаниях о прошлом.

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном уровнях. Письменные источники подразделяются на литературные, или нарративные, и документальные.

Самыми ранними из дошедших до нас литературных источников являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», созданные в начале VIII в. до н. э. Гомеровский эпос существенно отличается от мифолого эпических произведений народов Древнего Востока, так как благодаря наличию светских, рациональных аспектов содержит весьма ценные сведения. Произведения Гомера закладывают основы исторической традиции и исторического миросозерцания. Память о тысячелетней эпохе крито микенской цивилизации с ее событиями, и прежде всего с боевыми действиями Троянской войны, переросли рамки мифа и стали историческим ориентиром, определившим в коллективной памяти эллинов не только мифологическое, как у большинства народов, но и историческое время. Поэтому то общественный строй, нравы, обычаи и т. д. отражены в художественных образах ярко и достоверно. В то же время у Гомера широко представлена мифологическая картина мира. Изображенный поэтом мир богов (их образы, функции) стал основой для греческой олимпийской религии.

Важным эпическим источником является дидактическая поэма беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII–VII вв. до н.э.) «Теогония». В повествовании о происхождении богов поэт рисует картину развития мира, отражая религиозно мифологические представления греческого общества эпохи архаики. В этом эпосе мифологические сказания о древнейшем прошлом уже смыкаются с описанием современной автору реальной истории. В поэме «Труды и дни» поэт дает реалистические картины жизни крестьян своего времени. Дидактический эпос Гесиода утверждает, что справедливое устройство необходимо не только миру богов, но и миру людей.

К VII в. до н. э. интенсивное развитие греческого мира не оставило места для героического эпоса. Наиболее полным отражением эпохи формирования нового, городского общества и появления активной личности становятся различные жанры лирики. В элегиях и ямбе Тиртея из Лакедемона, Солона из Афин, Феогнида из Мегар отразилась сложная жизнь общества, пронизанная острыми политическими конфликтами, в которой человеку трудно найти спокойствие и счастье. Новое самосознание личности отразилось в поэзии Архилоха и особенно в творчестве эолийских поэтов Алкея и Сапфо.

Помимо художественных произведений, о жизни Древней Греции можно узнать и из исторических сочинений, официальных свидетельств различного характера. Первые документальные записи сделаны еще во ІІ тысячелетии до н. э. в ахейском обществе. С появлением алфавита и утверждением полисов документальных свидетельств становится значительно больше. Так из слияния исторического мироощущения в поэтическом творчестве с официальными документальными записями в античной Греции возникла историческая традиция. Она нашла отражение в особом прозаическом жанре, развитие которого привело в итоге к становлению истории как науки.

Возникновение греческой исторической прозы относится к VI в. до н. э. и связано с деятельностью так называемых логографов. Излагая сюжеты далекой мифологической древности, прослеживая генеалогию древних героев и историю городов, основанных ими, они были близки эпическим поэтам. Но это уже были исторические сочинения. Описывая легендарное прошлое, логографы вводили в текст документальные материалы, географические и этнографические сведения. И хотя в их трудах миф и реальность причудливо переплетены между собой, уже отчетливо видна попытка рационалистического переосмысления предания. В целом труды логографов знаменуют собой переходный этап от мифа с его священной историей к логосу с его научным исследованием прошлого.

Первый исторический труд создал Геродот из Галикартаса (ок. 485–425 до н. э.), которого еще в античности назвали «отцом истории». В ходе политической борьбы он был изгнан из родного города. После этого он много путешествовал, посетил греческие полисы на Средиземном и Черном морях, а также ряд стран Древнего Востока. Это позволило Геродоту собрать обширный материал о жизни современного ему мира.

Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм.

Принцип историзма, впервые использованный Геродотом, развил и сделал доминирующим в научном трактате его младший современник – афинянин Фукидид (ок. 460–396 до н. э.). Он родился в знатной семье, принимал участие в Пелопоннесской войне, но из за того, что не смог защитить город Амфиполь от спартанцев, был изгнан из Афин. В изгнании, где он провел почти два десятилетия , Фукидид и задумал описать историю Пелопоннесской войны.

Историка интересуют все события, современником которых он был. Но для отыскания исторической истины Фукидид проводит строгий критический отбор исторических источников, используя только те, что содержат достоверную информацию: «Я не считаю согласным со своей задачей записывать то, что узнал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Для этого он посещал места событий, беседовал с очевидцами, знакомился с документами. Такой подход к фактам позволяет ему в изложении хода истории уже не объяснять происходящие события вмешательством богов, а находить объективные причины событий и поводы, их вызвавшие, что помогает выявить закономерности исторических событий. Для него ясна прямая связь между успехами в ведении военных действий и стабильностью внутренней политической обстановки в государстве. Историю, по Фукидиду, творят люди, действующие в соответствии со своей «природой». Их интересы, устремления и пристрастия оказываются сильнее законов и договоров.

Фукидид сыграл решающую роль в утверждении научного знания о прошлом. Он выработал критический метод анализа исторических источников и первым выявил закономерности исторического развития. Для всех последующих поколений исследователей Фукидид заложил основу для познания смысла исторического развития и действий людей. Его труд является ценнейшим историческим источником, в котором по возможности объективно освещаются описываемые события.

Жанр исторического исследования получил дальнейшее развитие в IV в. Не законченную Фукидидом «Историю», обрывавшуюся на описании событий 411 г. до н. э., продолжил буквально с последней фразы в своей «Греческой истории» Ксенофонт из Афин (ок. 445–355). Но в его изложении материала явственнее, чем у Фукидида, проявляется личная позиция автора, который происходил из богатый семьи, получил аристократическое воспитание и был учеником Сократа. Сторонник спартанского государственного устройства, Ксенофонт критично относился к афинской демократии. Это объясняет определенную тенденциозность в подаче материала. К тому же Ксенофонт недостаточно критично использует привлеченные источники, порой трактуя события в угоду своим пристрастиям, а также уделяя большое внимание отдельным личностям, не пытается вскрыть объективные причины исторических событий. Однако его «Греческая история», описывающая события с 411 по 362 г. до н. э., остается важнейшим источником для изучения сложной эпохи острой борьбы между полисами и кризиса классического греческого полиса.

Ксенофонт был не только историком. В ряде его трактатов нашли отражение его политические пристрастия. В сочинении «О государственном устройстве лакедемонян» он идеализирует спартанские порядки, а в «Киропедии», посвященной воспитанию основателя персидской державы Кира Старшего, с симпатией относится к идее монархического устройства государства. Интересные сведения о персидском государстве, его наемном войске и жизни народов на территории Малой Азии содержатся в трактате «Анабасис» («Восхождение»). В нем рассказано об участии греческих наемников, в числе которых был и Ксенофонт, в междоусобной борьбе за персидский престол на стороне Кира Младшего.

Большой интерес с точки зрения развития философской мысли и характеристики афинского быта представляет трактат «Воспоминание о Сократе», где записаны беседы знаменитого философа со своими учениками. Взгляды Ксенофонта на наиболее целесообразные методы ведения хозяйства отражены в сочинении «Экономика» (или «Домострой»), а предложения, как улучшить финансовое положение афинского государства, – в труде «О доходах». В целом многочисленные трактаты Ксенофонта содержат многообразную и ценную, но не всегда объективную информацию о самых различных сторонах жизни греческого общества его времени.

Главной заслугой Геродота, Фукидида и Ксенофонта явилось распространение в греческом обществе интереса к истории и утверждение исторического подхода к событиям прошлого. Некоторые, как Ксенофонт, а также Кратапп, или «оксиринский историк», прямо продолжали исследования Фукидида, с разной степенью успеха подражая великому историку. Другие, как Эфор, Феопомп и Тимей, пришли «в историю» из ораторских школ. Но результатом стало появление большого количества трактатов по истории Афин , Сицилии и Италии, Персии, правления царя Филиппа II и т. д. Они оказали огромное влияние не только на формирование исторического сознания в греческом обществе (этими работами широко пользовались ученые последующих эпох), но и на становление исторической традиции в соседних обществах.

Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества.

Драматург Эсхил (525–456 до н. э.) был современником острых внутриполитических столкновений в период становления афинской демократии и борьбы греков за свободу в эпоху греко персидских войн. Участник основных сражений греков с завоевателями, он выразил в трагедии «Персы», написанной о реальных исторических событиях, патриотические настроения эллинов. Даже в произведениях Эсхила на мифологические сюжеты (трилогии «Орестея», «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив» и др.) постоянно встречаются намеки на современные события и все поступки персонажей оцениваются с позиции гражданского идеала.

Образцом честного гражданина выступает поэт и драматург Софокл (496–406 до н. э.). В своих трагедиях «Царь Эдип», «Антигона», «Аякс» и др. он поднимает такие важные проблемы, как нравственность власти, место богатства в жизни, отношение к войне. Но, несмотря на объективное выражение общественных настроений, взгляды Софокла во многом традиционны, что сближает его с Геродотом. Он видит в событиях проявление божественной воли, перед которой человек должен смириться. Люди понесут неотвратимое наказание, если осмелятся нарушить миропорядок, установленный богами.

Трагедии Еврипида (480–406 до н. э.) «Медея», «Просительницы», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и др. знакомят с общественными настроениями той эпохи, причем не только с демократическими идеалами афинян, возвеличиванием ими дружбы и благородства, но и с негативным отношением к спартанцам, богатству и т. п. Важное место в трагедиях Еврипйда занимает показ повседневного быта античных Афин, в том числе и семейных взаимоотношений, в частности между мужем и женой.

Интересным источником по политической истории Афин являются комедии Аристофана (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Его творчество приходится на сложный для Афин период Пелопоннесской войны, и в своих пьесах «Ахарняне», «Всадники» и «Мир» он утверждает идею мира, выражая антивоенные настроения афинских крестьян, которые несут наибольшие тяготы войны. Едкой сатире подвергались и недостатки в жизни афинского государства («Осы», «Женщины в народном собрании»), и новомодные научные и философские теории («Облака»). Произведения Аристофана– это отклик на все важные события в жизни афинского полиса. В них весьма точно отражена реальная жизнь и настроения греческого общества, которые по другим источникам прослеживаются слабо.

Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом был Платон (427–347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства.

Ученик Платона Аристотель (384–322 до н. э.) попытался исследовать историю и политическое устройство свыше 150 государств. Из его трудов сохранилась только «Афинская полития», где систематически описаны история и государственное устройство афинского полиса. Обширная и разнообразная информация почерпнута из многочисленных источников, как дошедших до нас (труды Геродота, Фукидида), так и почти полностью утраченных (как аттиды – афинские хроники).

Аристотель

На основе изучения жизни греческих полисов Аристотель создал обобщающий теоретический труд «Политика» – о сущности государства. Его положения, Аристотель опиравшиеся на анализ реальных процессов исторического развития Эллады, предопределили дальнейшее развитие политической мысли в античной Греции.

Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речи Демосфена, судебные речи Лисия, торжественное красноречие Исократа и др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества.

Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, акты купли продажи и т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Первым еще в 1886 г. греческие надписи опубликовал немецкий ученый А. Бёк (A. Bockh). Последнее на сегодняшний день собрание греческих исторических надписей издано в 1989 г. Р. Мейсом и Д. Льюисом (R. Meiggs, D. Lewis).

ИСТОЧНИКИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

В эпоху эллинизма нарративные источники (т. е. повествовательные) приобретают новые черты. В этот период греческим историком Полибием (ок. 201 – ок. 120 до н. э.) написана первая «Всеобщая история». В молодости он активно участвовал в деятельности

Ахейского союза и после разгрома Македонии в числе других представителей ахейской знати был увезен в Рим в качестве заложника. Там он сблизился с проэллински настроенным консулом Сципионом Эмилианом и вскоре также стал почитателем Рима. Стремясь познать причины возвышения Рима, Полибий изучал государственные архивы, встречался с участниками событий , путешествовал. В 40 книгах (полностью сохранились первые пять книг) «Всеобщей истории» описаны исторические события в Средиземноморье с 220 по 146 г. до н. э. Тщательно отбирая факты, Полибий стремился к исторической правде, чтобы показать закономерность обретения Римом всемирного господства. На основе изучения исторических процессов он создал оригинальную теорию исторического развития, в котором существует закономерность перерождения основных форм государства – от царской власти к демократии.

Другим крупным историком этого периода был Диодор Сицилийский (ок. 90–21 до н. э.). В его «Исторической библиотеке» (из 40 книг до нас дошли книги 1–5 и 11–20, а от остальных– лишь фрагменты) подробно описывалась история средиземноморских государств, в том числе история классической Греции. Особое внимание Диодор уделяет экономическому развитию эллинистических государств и социально политической борьбе между их правителями. Несмотря на некоторые хронологические неточности, его работа, основанная на достоверных источниках, представляет большую историческую ценность.

Важную информацию содержат сочинения Плутарха (ок. 45 – ок. 127), прежде всего биографии крупнейших греческих и римских политиков и эллинистических царей, а также разнообразные сведения из социально политической и культурной жизни античного общества. Факты, привлеченные для освещения деятельности выдающихся личностей периода эллинизма, отличаются большей достоверностью по сравнению с данными ранних эпох.

Интересные сведения, достоверность которых подтверждается археологическими раскопками, оставил греческий историк Павсаний (II в.) в десятитомном «Описании Эллады». Этот труд, основанный на наблюдениях автора и других источниках, содержит подробное описание архитектурных памятников (храмов, театров, общественных сооружений), произведений скульптуры и живописи. В своем изложении Павсаний использует не только исторические сведения, но и мифы.

Эпоха эллинизма с ее противоречиями, когда тесно переплелись культуры Востока и Запада, рациональное и иррациональное, божественное и человеческое, оказала влияние и на историческую науку. Наиболее ярко это проявилось в труде Арриана (между 95 и 175 II.) «Анабасис», посвященном описанию походов Александра Македонского. С одной стороны, здесь подробно рассказывается о реальных событиях и военных действиях полководца, а с другой – постоянно упоминаются различные чудеса и знамения, которые придают исторической действительности фантастический вид и поднимают Александра до уровня божества.

Романтическая традиция восприятия личности Александра Македонского характерна и для других историков: Помпея Трога (конец I в. до н.э.), чьи труды дошли в переложении Юстина (II–III вв.), и Курция Руфа (I в.).

С эпохой эллинизма связано бурное развитие книжной культуры. Книги самого различного содержания связали индивидуальный опыт человека с жизнью открывшегося для греков огромного обитаемого мира. Многочисленные научные трактаты по различным областям человеческого знания и произведения художественной литературы содержат огромную информацию о знаниях, приобретенном опыте, повседневной жизни, характерах людей той эпохи. Большой интерес для историков представляют трактаты по экономике: псевдоаристотелева «Экономика» (конец IVв. до н.э.) и «Экономика» философа эпикурейца Филодема (I в. до н. э.).

Достоверную и ценную информацию содержит «География» Страбона (64/63 до н. э. – 23/24 н. э.). Писатель много путешествовал и свои наблюдения дополнил сведениями, почерпнутыми у других ученых: Эратосфена, Посидония, Полибия и др. Страбон подробно рассказывает о географическом положении стран и регионов, климате, наличии полезных ископаемых, особенностях хозяйственной деятельности народов. У него много экскурсов в прошлое, но большинство сведений относится к эллинистической эпохе.

В сфере естественнонаучной литературы следует отметить труды Феофраста (Теофраста, 372–287 до н. э.) «О растениях» и «О камнях», где не только даны обширные сведения по ботанике и минералогии, но и приведена интересная информация по сельскому хозяйству и горному делу. В трактате «Характеры» Феофраст представил различные типы людей и описал их поведение в разнообразных ситуациях.

Из произведений художественной литературы наиболее точно отражают эпоху бытовые комедии драматурга Менандра (343–291 до н. э.), а также эпиграммы и идиллии (буколики) поэта Феокрита (III в. до н. э.).

До нас дошло огромное количество надписей, которые содержат самую разнообразную информацию практически по всем сферам жизни эллинистического общества. Они опубликованы в изданиях различного характера (например, в «Надписях Греции», в тематических сборниках юридических надписей, исторических надписей и т. п.). Большой интерес представляют хозяйственные документы храма Аполлона на острове Делос, декреты правителей и манумисии – акты освобождения рабов на волю. Для изучения отдельных областей важны подборки документов по регионам. Так, в 1885– 1916 гг. В. В. Латышевым был подготовлен сборник греческих и латинских надписей Северного Причерноморья (вышло три тома из четырех, запланированных автором).

В эпоху эллинизма появились тексты на папирусах (их более 250 тысяч), созданные в основном в птолемеевском Египте. Они содержат самую разнообразную информацию: это царские указы, хозяйственные документы, брачные договоры, религиозные тексты и т. п. Благодаря папирусам многогранная жизнь Египта известна лучше, чем жизнь других эллинистических государств.

Много информации об истории эллинистических государств дают археологические раскопки и монеты.

Современные историки располагают многочисленными и разнообразными источниками, позволяющими достаточно полно исследовать все стороны жизни древнегреческого общества.

Памятники античной письменности в русских переводах

Андокид. Речи. СПб., 1996.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993.

Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Тбилиси, 1964.

Аристотель. Афинская полития. М., 1937.

Аристотель. История животных. М., 1996. Т. 1–4.

Аристотель. Сочинения. М., 1975–1984. Т. 1–2.

Аристофан. Комедии. М., 1983.

Арриан. Поход Александра. СПб., 1993.

Архимед. Сочинения. М., 1973.

Афиней. Пир мудрецов: Книги 1–8. М., 2003.

Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт;

Лонг. Дафнис и Хлоя;

Петроний. Сатирикон;

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел. М., 1969.

Гелиодор. Эфиопика. Минск, 1993.

Геродот. История. М., 2004.

Гигин. Мифы. СПб., 1997.

Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.

Гомер. Илиада. Л., 1990.

Гомер. Одиссея. М., 1984.

Греческие ораторы второй половины IV в. до н. э.: Гиперид, Ликург, Динарх, Эсхин // Вестник древней истории. 1962. № 1–4; 1963. № 1.

Демосфен. Речи. М., 1994–1996. Т. 1–3.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека: Греческая мифология. М., 2000.

Еврипид. Трагедии. М., 1998–1999. Т. 1–2.

Исократ. Речи // Вестник древней истории. 1965. № 3, 4; 1966. № 1–4; 1967. № 1, 3, 4; 1968. № 1–4; 1969. № 1, 2.

Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. М., 1992.

Ксенофонт. Анабасис. М., 1994.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

Ксенофонт. Греческая история. СПб., 1993. Ксенофонт. Киропедия. М., 1993.

Курций Руф Кв. История Александра Македонского. М., 1993.

Лисий. Речи. М., 1994.

Лукиан. Избранная проза. М., 1991.

Менандр. Комедии. М., 1964.

Павсаний. Описание Эллады. М., 1994. Т. 1–2.

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.

Платон. Собрание сочинений. М., 1990–1994. Т. 1–4.

Плиний Старший. Естествознание; Об искусстве. М., 1994.

Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994. Т. 1–2.

Полибий. Всеобщая история. СПб., 1994–1995. Т. 1–3.

Полиэн. Стратегемы. СПб., 2002.

Софокл. Драмы. М., 1990.

Страбон. География. М., 1994.

Феофраст. Характеры. М., 1993.

Филострат. Картины;

Каллистрат. Описание статуй. Томск, 1996.

Фронтин Секст Юлий. Военные хитрости (Стратегемы). СПб., 1996.

Фукидид. История. М., 1993.

Харитон. Повесть о Херее и Каллирое. СПб., 1994.

Элиан Клавдий. Пестрые рассказы. М., 1995.

Эсхил. Трагедии. М., 1989.
Антологии, хрестоматии и т. п.

Александрийская поэзия. М., 1972.

Античная басня. М., 1991.

Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.

Античная литература: Греция: Антология. М., 1989. Т. 1–2.

Античные гимны. М., 1988.

Античные риторики. М., 1978.

Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. СПб., 2000.

Греческая эпиграмма. СПб., 1993. Древнегреческая элегия. СПб., 1996.

Межгосударственные отношения и дипломатия в античности: Хрестоматия. Казань, 2002. Ч. 2.

Молчанов А. А., Нерознак B. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. М., 1988.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1.

Хрестоматия по истории Древнего мира: Эллинизм: Рим. М., 1998.

Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964.

Эллинские поэты VIII–III вв. до н. э. М., 1999.

История Древней Греции изучает процесс возникновения, развития, функционирования древнегреческой цивилизации в бассейне Средиземного и Черного морей, имеющей особую социально-экономическую структуру, развитые политические институты, богатую культуру. Однако зарождение древнегреческой цивилизации произошло на Балканском полуострове и островах Эгейского моря.

Географические рамки

Географически Древняя Греция является совокупностью трех составляющих ее частей: южной части Балканского полуострова (от горы Олимп на севере до мыса Тенар на юге), многочисленных островов Эгейского моря, которые в южной части «замыкаются» островом Крит, и узкой прибрежной полосой в западной части Малой Азии. В эпоху Великой греческой колонизации (VIII - VI вв. до н. э.) греки расселились на обширных пространствах побережья Средиземного и Черного морей. На западе многочисленные греческие колонии появились на юге Италии, на острове Сицилия, на западном побережье Адриатики, на юге Галлии (современной Франции) и в северо-восточной Иберии (современной Испании). В северо-восточном направлении греческая колонизация сначала была направлена на освоение фракийского побережья и берегов пролива Геллеспонт, соединяющего Черное и Средиземное моря. Самой знаменитой колонией в этом районе стал Византий, ставший в IV веке нашей эры Константинополем, а в XV веке - Стамбулом. Через проливы греки вышли в Черное море и основали на его побережье десятки новых городов, большинство из которых существуют до сих пор. В южном направлении грекам удалось закрепиться в области Киренаика, на ливийском побережье к западу от Египта. В результате походов Александра Македонского греки проникли далеко на Восток, вплоть до западных территорий Древней Индии. Все эти территории стали местом развития греческой цивилизации и являются объектом изучения в рамках истории Древней Греции.

Периодизация истории Древней Греции

Историю Древней Греции обычно принято делить на несколько этапов и периодов. Первый этап (III-II тысячелетия до н.э.) называется крито-микенским. Поскольку в это время существовали два основных центра развития цивилизации, Крит и Балканская Греция, существует периодизация для каждого из этих центров: выделяются ранний, средний и поздний периоды. Затем следует полисный этап, во время которого происходит становление собственно той модели общества, которую принято называть античной. Первый период этого этапа (XI - IX вв. до н. э.) называется периодом тёмных веков или же гомеровским периодом. Далее следует архаический период (VIII - VI вв. до н. э.), во время которого формируется структурообразующий элемент древнегреческой цивилизации - полис. Классический период (V - конец IV вв. до н. э.) является временем расцвета всех составляющих частей античной древнегреческой цивилизации и временем кризиса полисной модели развития греческого полиса. Затем начинается 300- летний эпоха эллинизма (конец IV - конец I вв. до н. э.), которая берет свое начало от походов Александра Македонского и находит свое завершение в крушении мира эллинистических государств, подчинении западных территорий Риму и вхождением восточных территорий в состав Парфянского царства.

Этническая история Древней Греции

Этническая история Древней Греции достаточно сложна. До конца III тыс. до н. э. основное население Балканской Греции составляли пеласги, лелеги, карийцы; Крит до второй половины II тыс. населяли минойцы. Греческие племена (ахейцы) вторглись на территорию Балканской Греции в конце III - начале II тыс. до н. э. Древние народы были частично вытеснены с данной территории, частично ассимилированы. Во второй половине XV в. до н. э. после гибели Критского государства ахейцы высадились также на этом острове. В конце II тыс. до н. э. в Грецию вторглись новые греческие племена - дорийцы. С начала I тыс. греки, оставаясь единым народом, делились на четыре основные группы, использующие свой диалект: ахейцы, дорийцы, ионийцы, эолийцы. Диалектные особенности этих групп сохранялись до эпохи эллинизма. Активные контакты греков с другими народами, прежде всего с народами древних восточных государств, расселение в ходе колонизации на обширных пространствах Средиземноморья и Причерноморья и близкие отношения с местными племенами (фракийцы, скифы, галлы, иберы и другие) приводило к тому, что понятие эллин связывалось больше с принадлежностью к греческой культуре, чем с этническим происхождением. В связи с возникновение полиса, гражданского общества на первый план выходит статус гражданина конкретного греческого государства.

История Древней Греции имеет обширную источниковую базу. Это, прежде всего письменные источники. От Крито-микенской эпохи сохранились таблички написанные слоговым письмом А (на Крите) и Б (в Балканской Греции). Слоговое письмо А еще не дешифровано, а слоговое письмо Б в 1953 году расшифровал английский ученый М. Вентрис. Эти таблички являются документами хозяйственной отчетности. Эти документы вместе с данными археологии являются объектом исследования особого направления в истории Древней Греции - микенологии. Важным, но очень сложным источником являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Их изучением также занимается особая группа филологов и историков. В XIX веке так называемый «гомеровский вопрос» был одной из центральных проблем антиковедения. Современные исследователи занимаются такими вопросами как спецификой отражения реальной жизни в таком жанре как героический эпос, соотнесения литературного текста и археологического материала. Для эпохи архаики важными источниками являются поэмы Гесиода и греческих лириков (Архилоха, Феогнида, Солона, Алкея, Сапфо и других). Современные ученые с помощью их произведений стараются решать вопросы специфики социальной психологии архаического периода. В Греции возникает история как наука. Исторические произведения Геродота, Фукидида, Ксенофонта, дошедшие до нас полностью, фрагменты работ других историков дают целостную, хотя подчас и субъективную картину произошедших событий архаического и главным образом классического периодов. Большое значение имеют работы поздних писателей, эллинистического и римского времени: Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Павсания, Афинея, Авла Гелия и многих других. Они донесли до нас античную традицию, большая часть которой была утеряна. Естественно, что выяснение проблемы достоверности произведений античных авторов является одной из задач специалистов по истории Древней Греции. К письменным источникам относятся также речи греческих ораторов, научные и философские труды, произведения трагиков и комедиографов.

Особой дисциплиной является греческая эпиграфика, которая занимается всеми вопросами, связанными с надписями на твердых материалах (камне, металле, керамике), которые дошли до наших дней и были найдены, как правило, в результате раскопок. Эти надписи посвящены разным аспектам общественной, религиозной и частной жизни греков. Работа с этой категорией источников требует особой профессиональной подготовки. Перспективность данной дисциплины заключается в том, что и в наше время в результате работы археологов происходит постоянное пополнение этой категории источников, хотя и не так интенсивно как в XIX веке. К началу XXI века было известно около 100 тыс. греческих надписей, а современные компьютерные технологии обеспечивают быструю обработку эпиграфического материала. Еще одной специальной дисциплиной является античная нумизматика, которая имеет дело с многочисленными греческими и римскими монетами. На раннем этапе нумизматы занимались в основном проблемами систематизации и классификации нумизматического материала, использования монет для иллюстрирования политических событий, изучения некоторых аспектов греческой религии. Теперь же монеты и кладовые комплексы позволяют решать важные проблемы греческой экономики, выявлять специфику денежного обращения в разных регионах и в различные периоды, исследовать финансовую и монетную политику греческих государств. Папирология также является специальной дисциплиной. Она занимается изучением папирусов, найденных в Египте и созданных в эпоху эллинизма и в римское время. Хотя среди этих папирусов преобладает документальный материал этих двух периодов, среди найденных текстов встречаются работы более раннего времени. Так благодаря находке папируса в конце XIX века стала известна работа Аристотеля «Афинская полития». Работа эпиграфистов, нумизматов и папирологов все более приобретает международный характер, и многие проекты осуществляются группами ученых из различных стран.

Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция). Были вскрыты остатки замечательных архитектурных памятников, были найдены многочисленные предметы быта и памятники искусства, особенно значительными в количественном отношении были находки греческой керамики. Раскопки осуществлялись практически во всех местах проживания греков: в Южной Италии и Сицилии, Южной Франции, в Причерноморье. В Северном Причерноморье, входившем в состав Российского государства, вели раскопки отечественные археологи. В результате раскопок Г. Шлимана в Микенах в 70-х годах XIX века была открыта Микенская Греция. Раскопки А. Эванса в Кноссе на Крите в 1900 году привели к открытию Минойской цивилизации. Раскопки активно продолжались в течение всего XX века. Особенно значимыми были раскопки греческого ученого С. Маринатоса на острове Фера, которые открыли остатки древнейшего города на территории Европы, погибшего в результате извержения вулкана 3,5 тысяч лет назад. Современные методы археологического исследования, новая прогрессивная техника позволяют получать во время раскопок гораздо больше научной информации, чем раньше.

Основные этапы изучения Древней Греции

Культурное и историческое наследие Древней Греции никогда не предавалось забвению. Греческая культура стала важной составной частью средиземноморской культуры, возникшей в Римской империи. Античное наследие, письменная традиция сохранялась в Византийском государстве. В Западной Европе интерес к древнегреческой культуре и истории возник в XV веке в эпоху Возрождения. Однако настоящее научное изучение Древней Греции начинается в конце XVIII - первой половине XIX века. Работы И. Винкельмана и Ф. Вольфа пробудили интерес к греческой истории в обществе и в среде специалистов. В XIX - начале XX века самой влиятельной была немецкая школа антиковедения. Работы А. Бёка положили начало изучению экономической жизни греков. Он же стал инициатором научной публикации греческих надписей. И. Дройзен первым систематизировал сложный исторический материал поздней греческой истории и впервые ввел понятие «эпоха эллинизма». Э. Курциус провел классические раскопки Олимпии и создал одну из лучших обобщающих работ по истории Греции. Большое значение для осмысления теоретических проблем имели работы Эд. Мейера, К. Бюхера, Ю. Белоха, Р. Пёльмана. Среди французских историков следует отметить А. Валлона, написавшего обобщающий труд по рабству в античности, и Ф. де Куланжа, который сформулировал представление о полисе как гражданской общине. Основателем научной школы изучения истории Древней Греции в Российском государстве стал профессор Санкт-Петербургского и Московского университетов М.С. Куторга. В основном он занимался историей Афинского государства; его работы публиковались в Западной Европе. Ф.Ф. Соколов положил начало изучению эпиграфических источников и воспитал целое поколение русских ученых. Из дореволюционных специалистов-антиковедов можно отметить В.В. Латышева , М.И. Ростовцева , М.М. Хвостова, В.П. Бузескула, С.А. Жебелева, Ф.Ф. Зелинского. Большое значение имели переводы на русский язык основных трудов греческих авторов, осуществленные Ф.Г. Мищенко. Особенно активно русские ученые занимались изучением греческих государств в Северном Причерноморье. В период между двумя Мировыми войнами на Западе выходили многотомные обобщающие работы по всемирной истории, среди которых следует отметить «Кембриджскую древнюю историю», несколько томов в ней были посвящены Древней Греции. В это же время в СССР складывалась школа советских историков, для которой были характерны работы, прежде всего, социально-экономической проблематики. Появились работы В.С. Сергеева, А.И. Тюменева, С.И. Ковалева , С.Я. Лурье. Новый этап в развитии антиковедения начался во второй половине XX века. После дешифровки М. Вентрисом слоговой письменности А возникло особое направление, изучающее историю Греции II тыс. до н. э. - микенология. В западной историографии следует выделить работы английского ученого М. Финли, который в своих многочисленных работах выступил против модернизации древней истории, особенно в сфере экономики. Это направление нашло свое выражение в работах Э.Вилля, Ч. Старра и некоторых ученых. Проблемами античного рабства занималась в ФРГ группа специалистов во главе с Й. Фогтом. Изучению вопросов истории афинского государства и демократии были посвящены работы К. Моссе, Р. Мейггса, Дж. Дэвиса, М. Хансена и многих других. Для настоящего периода характерна политика кооперации работы западных ученых, проведение международных конференций по разнообразной проблематике, выпуск многочисленных тематических сборников. Особое место в европейском антиковедении занимает научный центр в Дании (руководитель М. Хансен), который занимается одной из центральных проблем греческой истории - изучением всех аспектов полиса. В нашей стране представлено большинство направлений в изучении истории Древней Греции. Минойской цивилизацией были посвящены работы Ю.В. Андреева . Т.В. Блаватская занималась историей Ахейской Греции. Проблемы полиса и его формирования нашли свое отражение в работах Г.А. Кошеленко, Э.Д. Фролова, А.И. Зайцева, В.П. Яйленко. Различным аспектам истории Афинского государства посвящены работы К.К. Зельина, В.М. Строгецкого, С.Г. Карпюка, И.Е. Сурикова; общественной и политической мысли древних греков - работы А.К. Бергера, А.И. Доватура, Э.Д. Фролова. Различные аспекты кризиса греческого полиса нашли свое отражение в исследованиях Л.М. Глускиной, Л.П. Маринович, В.И. Исаевой. Отечественная школа антиковедения по-прежнему оставалась ведущей в мире в вопросах изучения истории греческих полисов Северного Причерноморья. За последние два десятилетия отечественное антиковедение понесло значительные утраты, резко сократилась раскопочная деятельность. Однако в это же время активизировалось сотрудничество с западными коллегами, отечественные ученые стали принимать большее участие в международных проектах.

И Д.П. Каллистова. М., 1956.

Древние цивилизации . Под ред. Г.М. Бонгард- Левина. М., 1989.

Хрестоматия по истории Древней Греции . Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964.

Под ред. В.И. Кузищина. СПб, 2000.

Данные письменных источников в значительной мере дополняются многочисленными вещественными памятниками, сохранившимися до наших дней от всех периодов истории Древней Греции. Отыскание вещественных памятников путем раскопок, их сохранение, реставрация и изучение составляют предмет археологии. Изучение археологических памятников дает историкам многочисленные сведения по истории ремесел, искусства, торговых и политических связей, по истории быта и религии. Этих сведений в письменных источниках по большей части мы не находим.

Археологические памятники - это остатки древних культур, которые отыскивают при раскопках. К ним относятся развалины древних городов и поселений, находимые в них орудия труда и предметы обихода, а также древние могилы, куда, кроме покойников, клали различные предметы.

Археологические исследования показали, что в большинстве случаев древний греческий город состоял из акрополя (кремля) с храмами и общественными зданиями, и нижнего города, в который, наряду с жилыми и ремесленными кварталами, входила главная площадь (агора), служившая местом народных собраний и рынком.

Раскопки жилых кварталов греческих городов доставили интересные сведения о социальном и экономическом положении их обитателей. Особенно значительные результаты принесло исследование агоры во многих городах: обычно на этой площади греки ставили статуи заслуженных граждан и стелы с текстами законов и постановлений. При раскопках было найдено много остатков этих стел и статуй.

Весьма интересны обнаруженные при раскопках городов и селений орудия труда древних греков, обычно довольно примитивные, что было обусловлено применением рабского труда. Археологические исследования познакомили нас и с развитием различных ремесел у греков. Теперь ясны многие детали древней металлургии - добывание руды, выплавка металла, изготовление металлических изделий путем ковки и литья. Столь же подробно известно керамическое производство благодаря раскопкам многочисленных больших и малых керамических печей и находкам массы разнообразных гончарных изделий: сосудов, черепицы, водопроводных труб, терракотовых статуэток и прочих изделий из глины.

Рисунки на дорогой посуде и на глиняных табличках знакомят нас и с другими греческими ремеслами (ткачеством, кожевничеством и т. д.), а также с трудом греческих крестьян. Некоторые вазовые рисунки свидетельствуют о тяжелом положении раба в греческом обществе. Дошедшие до наших дней свинцовые гири и изображения весов на вазах обогащают наши представления о греческой торговле, о значительном развитии которой говорят многочисленные находки ремесленных изделий и монет в различных областях древнего мира.

История многих войн, происходивших в древности, была ярко описана античными историками. Найденное археологами оружие греческих гоплитов - шлемы, панцири, щиты, поножи, остатки мечей и копий - позволяет современному читателю яснее понять происходившие события.

Особенно разнообразны памятники искусства, скульптуры и архитектуры, свидетельствующие о значительном культурном уровне античного общества.

Большое количество археологических памятников было найдено при раскопках древних кладбищ - некрополей. Так как древние греки верили в загробную жизнь, то они клали покойникам в могилы нужные им вещи: ребенку - его игрушки, воину - его оружие, женщине - ее украшения. Особенно интересны надгробные памятники, на которых часто изображали рельефные портреты покойников и вырезали имена усопших, иногда со стихотворными эпитафиями.

Особенность археологических памятников состоит в том, что это немые источники, это вещи, а не рассказ. Поэтому археолог находится в более трудном положении, чем историк, работающий с текстом древних авторов или надписей. Но в то же время археологические источники обладают большим преимуществом: они - объективные свидетели античной жизни, тогда как всякий рассказ древнего историка в большей или меньшей мере носит печать субъективных оценок, тенденциозности, классовой ограниченности.

В связи с большим значением вещественных памятников, без представления о которых невозможно правильное понимание греческой истории, мы считаем совершенно необходимым познакомить читателя с результатами раскопок важнейших греческих центров, а также античных городов Северного Причерноморья.

История Древней Греции имеет обширную источниковую базу. Это, прежде всего, письменные источники. От Крито-Микенской эпохи сохранились таблички, написанные слоговым письмом А (на Крите) и Б (в Балканской Греции). Слоговое письмо А еще не дешифровано, а слоговое письмо Б в 1953 году расшифровал английский ученый М. Вентрис. Эти таблички являются документами хозяйственной отчетности. Важным источником являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Каждая поэма состоит из 24 книг. В «Илиаде» Гомер дает обстоятельное описание военных действий греков и троянцев в ходе Троянской войны, устройства военного лагеря и вооружения, системы управления, внешнего вида городов, религиозных воззрений греков и троянцев, повседневного быта. В поэме «Одиссея» Гомер дает характеристику хозяйственным занятиям, быту царского дворца и поместья, отношениям между властью имущими и бедняками, обычаям, частностям повседневного быта. Для эпохи архаики важными источниками являются поэмы Гесиода и греческих лириков (Архилоха, Феогнида, Солона, Алкея, Сапфо и других). Современные ученые с помощью их произведений стараются решать вопросы специфики социальной психологии архаического периода. В Греции возникает история как наука. Исторические произведения Геродота, Фукидида, Ксенофонта, дошедшие до нас полностью, фрагменты работ других историков дают целостную, хотя подчас и субъективную картину произошедших событий архаического и, главным образом, классического периодов. Большое значение имеют работы поздних писателей, эллинистического и римского времени: Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Павсания, Афинея, Авла Гелия и многих других. Они донесли до нас античную традицию, большая часть которой была утеряна. К письменным источникам относятся также речи греческих ораторов, научные и философские труды, произведения трагиков и комедиографов. В результате раскопок были найдены надписи на твердых материалах (камне, металле, керамике). Эти надписи посвящены разным аспектам общественной, религиозной и частной жизни греков. Работа с этой категорией источников требует особой профессиональной подготовки. Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция). Были вскрыты остатки замечательных архитектурных памятников, были найдены многочисленные предметы быта и памятники искусства, особенно значительными в количественном отношении были находки греческой керамики. Раскопки осуществлялись практически во всех местах проживания греков: в Южной Италии и Сицилии, Южной Франции, в Причерноморье. В Северном Причерноморье, входившем в состав Российского государства, вели раскопки отечественные археологи. В результате раскопок Г. Шлимана в Микенах в 70-х годах XIX века была открыта Микенская Греция. Раскопки А. Эванса в Кноссе на Крите в 1900 году привели к открытию Минойской цивилизации. Раскопки активно продолжались в течение всего XX века. Особенно значимыми были раскопки греческого ученого С. Маринатоса на острове Фера, которые открыли остатки древнейшего города на территории Европы, погибшего в результате извержения вулкана 3,5 тысяч лет назад.

Географические рамки греческого мира. Периодизация и хронология истории Древней Греции

Геогр. Рамки: Географически Древняя Греция является совокупностью трех составляющих ее частей: южной части Балканского полуострова (от горы Олимп на севере до мыса Тенар на юге), многочисленных островов Эгейского моря, которые в южной части «замыкаются» островом Крит, и узкой прибрежной полосой в западной части Малой Азии. В эпоху Великой греческой колонизации (VIII – VI вв. до н. э.) греки расселились на обширных пространствах побережья Средиземного и Черного морей. На западе многочисленные греческие колонии появились на юге Италии, на острове Сицилия, на западном побережье Адриатики, на юге Галлии (современной Франции) и в северо-восточной Иберии (современной Испании). В северо-восточном направлении греческая колонизация сначала была направлена на освоение фракийского побережья и берегов пролива Геллеспонт, соединяющего Черное и Средиземное моря. Самой знаменитой колонией в этом районе стал Византий, ставший в IV веке нашей эры Константинополем, а в XV веке – Стамбулом. Через проливы греки вышли в Черное море и основали на его побережье десятки новых городов, большинство из которых существуют до сих пор. В южном направлении грекам удалось закрепиться в области Киренаика, на ливийском побережье к западу от Египта. В результате походов Александра Македонского греки проникли далеко на Восток, вплоть до западных территорий Древней Индии. Все эти территории стали местом развития греческой цивилизации и являются объектом изучения в рамках истории Древней Греции.

Периодизация: 3 этапа

1) раннеклассовый (крито - микенский) - 2 тыс до н.э.

А)хронология минойского периода

1. ранеминойский период = 30-23 в до н.э.(родовые отношения)

2. среднеминойский 22-18вв (период старых дворцов)

3) позднеминойский 17 -12 (период новых дворцов)

Б) хронология материковойГреции

1) ранеэладский 30-21вв

2)среднеэлладский 20-17вв (распад родоплемен отношений)

3) позднеэлладский 16-12

2) Полисный (формир. И расцвет полисов) 11-4 вв до н.э.

А) гомеровский 11-9 (родоплемен отношения в Греции)

Б) Архаический 8-6 (формиров полиса)

В) Классический 15-4 (расцвет древней греческой цивилизации и кризис развития греческого полиса)

3) Элинистический кон 4 – нач 1 вв до н.э (завоевание греками пер державы образов эллинистич государств)

А) Восточ походы А.Македонского и образ системы эллинист гос (30 ые 4 в – 80 ые 3в)

Б) дальнейшее развитие полисов(80 е 3 – сер 2в)

В) кризис эллинист системы и завоевание Римом (сер 2 в – 1 век до н.э)

Источники и историография по истории Древней Греции

Источники : В распоряжении современных исследователей имеются многочисленные источники самых разных категорий. Это прежде всего письменные материалы (исторические труды, произведения художественной и научной литературы, публицистика, речи ораторов, юридические документы, письма, деловые документы и мн. др.), памятники материальной культуры, в основном добываемые при археологических раскопках (руины городов, остатки крепостных сооружений, общественных зданий, жилых домов, гробниц, храмов, орудия труда, оружие, предметы повседневного обихода и т. п.), материал этнографических наблюдений (изучение древних обычаев, учреждений, обрядов), большое количество разнообразных надписей, монеты. Сведения о далеком прошлом можно почерпнуть с помощью анализа структуры словарного запаса древнегреческого языка и преданий устного народного творчества (записанных фольклорных материалов).

Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э. Немногочисленные источники этого времени подразделяются на три основные категории: письменные памятники, написанные слоговым письмом Б, данные археологических раскопок городов и поселений и сведения по истории II тысячелетия до н. э., сохранившиеся в произведениях греческих авторов более позднего времени.

Таблички, написанные письмом Б, были найдены при раскопках на Крите А. Эвансом в 1901 г., однако лишь в 1953 г. английский ученый М. Вентрис расшифровал непонятный язык надписей. В настоящее время известно несколько тысяч табличек, написанных письмом Б. Подавляющее большинство табличек датируется XIV-XII вв. до н. э. Надписи очень кратки и представляют собой главным образом документы хозяйственной отчетности. Кроме табличек, найденных в дворцовых архивах, сохранились надписи, состоящие из сокращений отдельных слов, наносившиеся краской или процарапанные на стенках глиняных сосудов, отдельные буквы на печатях, ставившихся на глиняных пробках и бирках. Археологические раскопки дают самые разнообразные сведения о материальной культуре. Наиболее важные находки были обнаружены при раскопках обширных дворцовых комплексов: в Кноссе и Фесте на о. Крит, в Микенах и Пилосе в Пелопоннесе. Некоторая информация об истории ахейских и критских царств содержится в поздней греческой традиции. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», составленных в IX-VIII вв. до н. э., сохранились не только живые воспоминания о недавнем прошлом, в частности о событиях Троянской войны, но и целые песни и сказания, сложенные в ахейскую эпоху. В произведениях греческих авторов V - IV вв. до н. э. (Геродота, Фукидида, Аристотеля) и последующих столетий (Страбона, Плутарха, Павсания) сохранились отдельные смутные воспоминания о славном прошлом греков, о могуществе критского царя Миноса, создании им обширной державы, о высокой культуре того времени. Довольно разнообразный, хотя и очень сложный для изучения материал об истории и культуре, обычаях и религии греков II тысячелетия до н, э. содержится в многочисленных сказаниях и мифах греков о богах и героях.

Источники по истории архаической и классической Греции. Общее количество и разнообразие источников для изучения истории Греции VIII--TV вв. до н. э. резко возрастает. С особой полнотой представлены письменные источники самых различных жанров.

Наиболее ранними письменными источниками стали эпические поэмы Гомера - «Илиада» и «Одиссея». Ценные сведения о земледелии, тяжелом крестьянском труде и сельском быте можно получить из поэмы «Труды и дни» беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII- VII вв. до н. э.). Ему же принадлежит другая поэма - «Теогония», где подробно описаны религиозные воззрения греков, происхождение богов, их генеалогия и взаимоотношения.

Для изучения социально-политической борьбы, развернувшейся в греческом обществе VII-VI вв. до н. э., важны данные, которые приводятся в политических элегиях греческих поэтов - Архилоха с Пароса, Солона из Афин, Феогнида из Мегар.

Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540-478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480-400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. Сочинения логографов дошли лишь в небольших отрывках.

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота из Галикарнасса (485-425 гг. до н. э.) Труд Геродота посвящен истории греко-персидских войн и состоит из 9 книг, которые в III в. до н. э. были названы именами 9 муз. Собственно истории самих войн посвящены пять последних книг (изложение доведено до 479 г. до н. э.), а в первых четырех книгах описана история отдельных стран, народов, городов Малой Азии, Вавилонии, Мидии, Египта, скифских племен, греческих городов Балканской Греции., названного еще в древности «отцом истории».

Другим выдающимся произведением греческой исторической мысли был труд афинского историка Фукидида (около 460-396 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431- 404 гг. до н. э.). Труд Фукидида состоит из 8 книг, в них излагаются события Пелопоннесской войны с 431 по 411 г. до н. э.

Разнообразное литературное наследство оставил после себя младший современник Фукидида историк и публицист Ксенофонт из Афин (430-355 гг. до н. э.). В своей «Греческой истории» он продолжил труд Фукидида с событий 411г. до н. э. и довел его до битвы при Мантинее в 362 г. до н. э. Ксенофонт написал и другие произведения: несколько сочинений на экономические темы (трактаты «Экономика», «О доходах»), публицистический трактат «О государственном устройстве лакедемонян», «Киропедия» («Воспитание Кира»).

Множество сведений разнообразного характера содержится в дошедших до нашего времени многочисленных речах афинских ораторов IV в. до н. э. - Лисия, Исократа, Демосфена, Эсхина, Гиперида и др. Наиболее ранние из них речи Лисия относятся к концу V - началу IV в. до н. э., наиболее поздние принадлежат Гипериду и Динарху (20-е годы IV в. до н. э.).

Знаменитым греческим философам Платону и Аристотелю принадлежат произведения самого разнообразного содержания. Среди сочинений Платона (427-347 гг. до н. э.) наибольшее значение имеют его обширные трактаты «Государство» и «Законы», написанные в последний период его жизни. Поражает своим многообразием творчество величайшего греческого мыслителя Аристотеля. Ему принадлежат трактаты по логике и этике, риторике и поэтике, метеорологии и астрономии, зоологии и физике, которые являются содержательными источниками. Однако наиболее ценными трудами по истории греческого общества IV в. до н. э. являются его сочинения о сущности и формах государства - «Политика», в которой он обобщил гигантский материал политической истории 158 различных греческих полисов, и специальный трактат о государственном устройстве Афин, одного из самых крупных греческих полисов с развитыми формами государственного управления, «Афинская политая».

Богатую информацию о внутреннем и внешнем положении Афин во время Пелопоннесской войны и в начале IV в. до н. э. дают многочисленные комедии (сохранилось 11 комедий) Аристофана (450-388 гг. до н. э.).

В комплексе исторических источников по истории Древней Греции столь же важное место занимают эпиграфические источники. Это надписи на камне (каменных плитах, стенах зданий, стелах, статуях и т. п.), керамике, металлических пластинках. Надписи были разные - от нескольких букв до сотни строк. Однако больших надписей (в несколько десятков строк) немного, основная часть эпиграфического материала содержит текст в несколько строк.

Огромный и возрастающий год от года материал археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных сторонах жизни греческого общества.

Источники по истории Греции эллинистического периода. Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом, появляются новые категории источников, например документы, написанные на папирусах, которые были обнаружены при раскопках в Египте.

Из исторических сочинений наибольшее значение имеют труды Полибия и Диодора. В сочинении Полибия подробно излагается история греческого и римского мира с 280 по 146 г. до н. э. В «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), состоящей из 40 книг, полностью сохранились книги XVIII-XX, в которых кроме истории классической Греции (V-IV вв. до н. э.) подробно описаны борьба диадохов, история правления тирана Агафокла в Сицилии и другие события раннеэллинистической истории (до 30 г. до н. э.).

Богатейшие сведения самого разнообразного содержания приведены в «Географии» Страбона (64 г. до н. э. - ок. 23/24 г. н. э.).

Большую ценность для раннеэллинистической истории представляют собой сочинения Плутарха, особенно его биографии крупнейших греческих и римских политических деятелей III-I вв. до н. э.

Уникальным по богатству материала для воссоздания истории культуры Греции всех эпох, включая архаическую, классическую и эллинистическую, является сочинение Павсания (II в. н. э.) «Описание Эллады».

Эллинистическая история была объектом постоянного внимания историков римского периода, причем особый интерес возбуждала история царствования Филиппа II и его прославленного сына Александра Македонского. Наиболее известны «История Филиппа» Помпея Трога (конец I в. до н. э.) в 44 книгах (сочинение сохранилось в сокращении Юстина, автора II-III вв. н. э.), «История Александра Македонского» Курция Руфа (I в. н. э.), «Анабасис Александра» Флавия Арриана (II в. н. э.).

Аппиан, римский историк II в. н. э., написал историю государства Селевкидов, Македонии Понтийского царства.

Ценными источниками по различным аспектам жизни эллинистических обществ являются произведения научной и художественной литературы. Это прежде всего трактаты по экономике, в частности трактат, приписываемый Аристотелю (он носит название псевдоаристотелева «Экономика», конец IV в. до н. э.), и трактат «Экономика», принадлежащий Филодему (I в. до н. э.). Большой интерес вызывают работы ученика Аристотеля Феофраста (370- 288 гг. до н. э.) его трактат «О растениях» и трактат «Характеры». Из произведений художественной литературы важны бытовые комедии афинского драматурга Менандра (342-292 гг. до н. э.), сборник небольших стихотворений Феокрита (III в. до н. э.), посвященных прославлению простой тихой жизни, далекой от треволнений мира, получивший название «Идиллии».

Многочисленны эпиграфические, нумизматические, археологические источники по истории эллинизма. Найдены десятки тысяч самых различных надписей практически из всех областей греческого мира самого разнообразного содержания - от законодательных актов до ученических упражнений.

Новой категорией источников для изучения эллинистической истории, особенно Египетского царства Птолемеев, являются многочисленные тексты на папирусах. К настоящему времени известно свыше 250 тыс. различных папирусных находок

Историография: Русская историография . Изучение истории Древней Греции в России началось еще в XVIII в. Знатоками греческой истории были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, которые часто использовали в своих трудах многие сведения древнегреческих авторов. Радищеву принадлежит перевод на русский язык сочинения одного из видных французских просветителей Г. Мабли «Размышления о древнегреческой истории» (1773). В своем произведении «Песнь историческая» он дал эскизное изложение главных событий греческой истории. Крупным специалистом европейского масштаба был приглашенный для работы в России немецкий ученый Г. Байер. Он издал ряд трудов по истории Ахейского союза, Греко-Бактрийского царства, взаимоотношений греческих колоний Северного Причерноморья и скифских племен.

И. Мартынов в 20-х годах XIX в. издал в 26 томах в переводе на русский язык многих древнегреческих авторов. Н. Гнедич и В. Жуковский подарили русской публике великолепные переводы замечательных поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Новаторским был труд Васильевского «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период ее упадка» (1869). Ф.Ф. Соколов в небольших по объему статьях уточнили много различных датировок и событий греческой истории V-III вв. до н. э. и прочно вошли в научный обиход.

В.В. Латышев предпринял капитальное издание в 3 томах всех греческих и латинских надписей, найденных в Северном Причерноморье (1885- 1916). Разносторонним исследователем был С.А. Жебелев. Его главные труды посвящены изучению тех периодов греческой истории. Он воссоздал историю эллинистических Афин (1898) и историю Балканской Греции в римское время I-III вв. н. э. (1903).Объектом научных интересов одного из крупнейших русских ученых В. П. Бузескула была история афинской демократии. В монографии «Перикл» (1889) Бузескул дал самый обстоятельный в русской науке анализ политической деятельности вождя афинской демократии. В «Истории афинской демократии» (1909) В.П. Бузескул исследовал генезис афинской демократии, ее структуру, функционирование и показал большое воздействие на греческий мир.

Ф.Ф. Зелинский активно занимался изучением различных аспектов греческой религии и культуры. Результатом этих занятий была публикация четырехтомного труда «Из жизни идей» (1905-1907,1922).

Важное место в разработке новой концепции древнегреческой истории в 20-е годы заняли исследования А.И. Тюменева. В нескольких монографиях («Очерки экономической и социальной истории Древней Греции», 1920-1922, т. I-HI; «Существовал ли капитализм в Древней Греции?», 1923; «Введение в экономическую историю Древней Греции», 1923) он предложил новое понимание социально-экономических отношений в Древней Греции, определил специфику древнегреческой экономики, классовой и социальной структуры. Общая разработка истории Древней Греции как рабовладельческого общества была предпринята B.C. Сергеевым и С.И. Ковалевым в учебниках для исторических факультетов государственных университетов. Ценные труды по социально-экономической проблематике были изданы О.О. Крюгером («Общий очерк социально-экономической истории эллинизма», 1934; «Сельскохозяйственное производство в эллинистическом Египте», 1935), Р.В. Шмидт (о горном деле и металлообрабатывающем производстве, 1935; о положении пенестов в Фессалии). В многочисленных работах С.Я. Лурье ставились различные проблемы политической истории Аттики и греческой науки (серия монографий «Демокрит», «Архимед», «Геродот», «Очерки по истории античной науки»).

Особое внимание специалистов в 60- 70-е годы привлекали две кардинальные проблемы общегреческой истории - рабства и полиса. По первой проблеме была издана серия монографий «Исследования по истории рабства в античном мире». В рамках этой серии были опубликованы монография Я.А. Ленцмана «Рабство в микенской и гомеровской Греции» (1963), сборники«Рабство на периферии античного мира» (1968), «Рабство в эллинистических государствах III-I вв. до н. э.» (1969), монография К.К. Зельина и М.К. Трофимовой «Формы зависимости в Восточном Средиземноморье в эллинистический период» (1969), работа А.И. Доватура «Рабство в Аттике в VI-V вв. до н. э.» (1980). Большое место в 60-70-х годах уделялось и различным сторонам полисной организации, древнегреческого полиса. Известным завершением исследовательской работы по изучению древнегреческого полиса к середине 80-х годов стал выход сводного труда «Античная Греция» (1983, т. I-II).

По истории Ахейской Греции, изучение которой приобрело особый размах после дешифровки линейной письменности Б и прочтения письменных документов II тысячелетия до н. э., вышло несколько серьезных работ: С.Я. Лурье «Язык и культура микенской Греции», 1957;Я.А. Ленцман «Рабство в микенской и гомеровской Греции», 1963; Т.В. Блаватская «Ахейская Греция», 1966; «Греческое общество II тысячелетия до н. э.», 1976, и др., в который были рассмотрены важнейшие аспекты древнейшей греческой истории и высказаны разные точки зрения по ряду конкретных вопросов.

Ценные труды по истории Греции классического периода были изданы К. К. Зельиным («Борьба политических группировок в Аттике VI в. до н. э.», 1964), Л.Н. Казамановой («Очерки социально-экономической истории Крита V-IV вв. до н. э.», 1964). Изучением политической истории и политической мысли древних греков занимались А.К. Бергер («Политическая мысль древнегреческой демократии», 1966) и А.И. Доватур («Политика и политии Аристотеля», 1965).

Особым направлением в исследованиях стала разработка различных проблем развития общественной мысли древних греков архаического и классического времени. Здесь следует отметить труд Э.Д. Фролова «Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли» (1991).

Культура и общество стран восточного эллинизма стали предметом исследования С.В, Новикова «Юго-западный Иран в античное время. От Александра Македонского до Ардашира» (1989) и И. Р. Пичикяна «Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды» (1991). Известным обобщением региональных исследований об эллинистическом времени стала коллективная монография «Эллинизм. Экономика, политика, культура» (1991).

Основы отечественной скифологии были заложены еще М.И. Ростовцевым («Эллинство и иранство на юге России», 1918, и «Скифия и Боспор», 1925). Затем изучение истории и культуры скифов было продолжено такими маститыми учеными, как Б.Н. Граков («Каменское городище на Днепре», «Скифы», 1971),А.И. Тереножкин («Киммерийцы», 1976, и «Скифия VII-IV вв. до н. э. в соавторстве с В.А. Ильинской, 1983), М.И. Артамонов («Сокровища скифских курганов», 1966; «Киммерийцы и скифы», 1974), А.П. Смирнов («Скифы», 1966), Д.С. Раевский («Модель мира скифской культуры», 1985).

Зарубежная историография Древней Греции XX в.

Наиболее известными изданиями стали 12- томная «Кембриджская древняя история» (1928-1938), «Всеобщая история» в 13 книгах под редакцией Г. Глотца (1923-1939) и 5-томная работа «Народы и цивилизации. Всеобщая история» под редакцией А. Альфана и Ф. Саньяка (1930-1937). После окончания второй мировой войны в 50-60-х годах вышло несколько аналогичных изданий в разных странах Европы: «Всеобщая история цивилизации» под редакцией Краузе во Франции, «История мира» в 10 томах в Швейцарии, «Всемирная история Фишера» в 37 томах в Германии, «История человечества. Культурное и научное развитие», изданное под эгидой ЮНЕСКО. Глубокий анализ древнегреческой экономики был дан также видными французскими историками Ж. Тутеном («Античная экономика», 1927) и Г. Глотцем («Труд в Древней Греции. История греческой экономики», 1920), немецким ученым Ф. Хайхельхаймом («Экономическая история древнего мира», 1938). В работах голландца X. Болькенштейна «Греческая экономика золотого века» (1923; 1958), английского ученого X. Митчела «Экономика Греции» (1940) о модернизации хозяйственных отношений говорится уже весьма умеренно, подчеркивается известная примитивность экономики.

Политическая история Греции исследуется по нескольким направлениям. Прежде всего это изучение различных аспектов афинской демократии (П. Клоше, К. Моссе, А. Джоунз, Р. Мейгз и др. Увеличилось количество работ по истории Спарты (X. Митчел, Дж. Хаксли, В. Форрест).

Обобщением многих конкретных исследований греческой государственности являются работы Дж. Ларсена «Представительное правление у греков и римлян» (1953) и В. Эренберга «Греческое государство» (I960, 1969, т. 1-11). Английские и американские историки Дж. Сэн Круа (труды по истории Пелопоннесской войны, «Карл Маркс и история классической античности»), П. Картледж (работы о ранней Спарте), Р. Педгаг («Классы и общество классической Греции»), М. Уазен («Классовая борьба в древней Греции») исследуют кардиальные проблемы древнегреческой истории, признавая важную роль способа производства в развитии социально-политических структур, социальных противоречий в древнегреческом обществе.

В 80-90-х годах исследования проводились по различным периодам, по многим аспектам и практически по всем регионам греческого мира. По этим материалам была осуществлена 4-томная публикация «Великая Греция» под редакцией П. Карателли (1985-1990). По результатам международных конгрессов, посвященных изучению истории Пелопоннеса, проводимых в 80-х годах в г. Каламита, изданы 3 тома современных исследований (1987-1988).

Появились фундаментальные исследования: работы О. Ракхэма об исторической экологии Беотии (1983), работа М. Хансен «Демография и демократия» (1986), обобщающий труд Р. Саллареса «Экология в древнегреческом мире» (1991), Дж. Тергуд «Человек и средиземноморский лес» (1981), Р. Осборн «Классический ландшафт» (1987). К тому же экологические проблемы занимают все большее место в общих работах, освещающих разные периоды древнегреческой истории, таких, как, например, книга Снодграсса «Археология Греции» (1987), сборник «Греческий город», изданный под редакцией О. Меррея, работа М, Джеймсона о сельском хозяйстве в Древней Греции (1988,1991), труд П. Гарней «Голод и производство продовольствия в греко- римском мире» (1988) и ряд других исследований. Видимо, это направление в историографии Древней Греции будет преобладать в ближайшие годы.

Из работ общего характера, вышедших в последние годы, можно отметить серию монографий ведущих специалистов по разным временным периодам, которые в совокупности дают современное представление об истории Греции с конца микенской цивилизации до конца эллинистической эпохи (О. Меррей. Ранняя Греция, 1993; Дж. Девис. Демократия и классическая Греция, 1993; Ф. Уолбенк. Эллинистический мир, 1992), изданные в рамках единой серии под общей редакцией Освина Меррея.