Словарь. Обобщение Обобщенные классы и структуры

В рыночных условиях объективным показателем конкурентоспособности продукции является уровень качества. Данный показатель актуален для всех видов изделий, поскольку они обладают комплексом свойств, который требуется варьировать в зависимости от назначе­ния продукции. При оценке качества изделий в на­стоящее время в основном руководствуются действу­ющими стандартами. Однако они не всегда позволяют сделать правильный вывод, какой же вид продукции является наиболее высококачественным, так как это требует определения многих показателей. Для того чтобы формализовать процедуру оценки качества и выразить единым обобщенным показателем ка­чества, необходимо применить методологию квалиметрии.

При практических расчетах качества, как правило, используют любую ветку дерева свойств (поддерево), простирающуюся не менее, чем на два уровня, оставляя для удобства название.

Сущность апробированного подхода заключается в следующем. Предполагается, что упорядоченное множество показателей качества изделия представляет трехуровневое иерархическое дepeвo схематично показанное на рис. 3, где на нулевом (0) уровне расположен обобщенный показатель качества К (0) на первом (1) - подмножество сложных и простых показателей, k (1 1) , ..., k (1 n) , на втором (2) - подмножество простых показателей качества k (2) n ,..., k (2) n

Рисунок 3- Дерево показателей качества для изделий

Если при такой иерархии между показателями качества первого и второго уровней обеспечивается взаимосвязь

то обобщенный показатель качества вычисляется по формуле:

, (1)

где w - функция вето, разная нулю, если хотя бы один из показателей находится на неприемлемом уровне, и единице - в остальных случаях; a j и b j . - коэффициенты весомости показателей качества, соответственно, первого и второго иерархических уровней, связанные условием:

Нормированные оценки для показателей качества k j , входящих в уравнение (3), рассчитываются по формуле (4):

где для перевода натуральных значений показателей качества r, в нормированный вид R, используются следующие зависимости:

Для откликов, ограниченных с одной стороны

(3)

Для откликов, ограниченных с двух сторон

(4)

В соотношениях (5), (6) J r =0,5(r max -r min)-интервал варьирования натуральных значений показателей качества.

На основе функции двойной экспоненты (4) наряду с количественной оценкой можно сформировать качественную шкалу желательности как для искомых свойств, так и для обобщенного показателя качества К (0) :

от 0,90 до 1,0 - отлично;

от 0,8 до 0,90 - очень хорошо;

от 0,63 до 0,8 - хорошо;

от 0,37 до 0,63 - удовлетворительно;

от 0,2 до 0,37 - плохо;

от 0,0 до 0,2 - очень плохо.

Пример. Определить обобщенный показатель качества пластиковых окон.

Решение

С этой целью, из партии были выбраны три окна и для них определены показатели качества (таблица 3).

Таблица 3

Значения показателей качества

Значения обобщенных показателей качества представлены в таблице 4.

Таблица 4

Значения нормированных и обобщенных показателей качества

Сопротивление теплопередаче, м 2 * 0 С/Вт Звукоизо-ляция, дБ Общий коэффициент светопропускания Воздухо-проницаемость, м 3 /(ч*м 2) K (0)
R (I) 1 K (I) 1 R (I) 2 K (I) 2 R (1) 3 K (I) 3 R (I) 4 K (I) 4
0,95 0,19 1,85 0,997 0,19 0,53
0,95 0,95 0,998 0,95 0,96
0,95 0,19 0,92 0,44 0,95 0,71

Анализ результатов, приведенных в таблице 5, показывает, что обобщенный показатель качества пластиковых окон находится в интервале .

Между тем контроль с применением статистических методов позволяет значительно снизить процент брака изделий. Для разработки статистического приемочного контроля должны быть определены: объем партии; контролируемые параметры с указанием их границ; приемочный уровень дефектности для каждого контролиру­е­мого параметра; среднее квадратическое отклонение или метод его оценки; уровень контроля; вид контроля, указания о начальном виде контроля и возмож­ности перехода от одного вида контроля к другому.

Нами предлагается статистический приемочный контроль по количественному признаку. Выбор плана контроля, когда дисперсия контролируемого параметра неизвестна и оценивается по выборочной дисперсии (s-план) заключается в следующем. По заданному объему партий N и выбранному уровню контроля, как правило II, находят код объема выборки. По коду объема выборки и установленному значению уровня дефектности AQL на­ходят объем выборки п и контрольный норматив k .Из п значений конт­­ролируемого параметра выборки вычисляют среднее ариф­ме­тическое значение и статистику качества по формуле:

Если величина Q в > k в Q н > k н, то партию продукции при­нимают. Если величина Q в < k в или Q н < k н, или хотя бы одна из величин (Q в или Q н) отрицательна, то партию продукции бракуют.

Обобщение(лат. generalisatio) - мыслительная операция, пе­реход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суж­дении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситу­аций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с пос­ледующим образованием множеств, соответствующих этим свой­ствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. обра­зуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на ос­нове анализа соответствующих языковых выражений, определе­ний, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «Киты - млекопитающие» к суждению «Киты - позвоночные», от вопроса «Разрешима ли данная проблема в данном случае?» к вопросу «Разрешима ли данная проблема в общем случае?», от юридической нормы «кража запрещена» к норме «хищение запрещено». Под синтетическими (или индук­тивными) понимаются О., связанные с изучением опытных дан­ных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от поня­тия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник»). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Боль- шую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирова­ния художественных образов.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то...

Философский словарь

заключение от частного к общему. – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном...

Психологический словарь

Познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия - , проявляясь как константность восприятия - . На уровне человеческого мышления - обобщение...

Психологическая энциклопедия

(англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку...

мыслительная операция, означающая переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, теорий, законов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБОБЩЕНИЕ

1) С т. зр. логики – построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования – т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") – т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция, Логика индуктивная, Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция). 2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. – одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель, Met. I 1, 1981 а 1 – в 13; рус. пер., М.–Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего сходство, общность, подобие и т.д., вообще к.-л. отношение между двумя или б?льшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" – теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу – лоренцевы преобразования, устанавливая зависимость между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины – максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная масса. Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой. Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, ?., 1961, гл. 10. Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • Задание на выпускную квалификационную работу разрабатывается в coответствии с принятым стандартом специальности (Приложение В и Г).
  • Основные задачи, приводящие к понятию производной. Приложение производной функции
  • Анкета «определение обобщенного показателя социального благополучия семьи»

    1. Состав семьи:

    А) мать, отец, бабушка, дедушка - 5;

    Б) только мать и отец -4;

    В) одна мать, один отец - 3;

    Г) одна мать, один отец - 2;

    Д) Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники-1.

    2. Школьная успеваемость:

    А) хорошая - 5;

    Б) удовлетворительная -4;

    В) неудовлетворительная -3;

    Г) оставил школу, работает - 2;

    Д) оставил школу, не работает - 1.

    3. Здоровье ребенка:

    А) практически здоров - 5;

    Б) часто болеет в пределах нормального развития - 4;

    В) имеет хронические заболевания - 3;

    Г) отставания в умственном развитии -2;

    Д) имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни - 1.

    4. Санитарно-жилищные условия жизни семьи:

    А) благоустроенная отдельная квартира - 5;

    Б) отдельная квартира с родителями супругов - 4;

    В) более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами - 3;

    Г) комната в коммунальной квартире с удобствами - 2;

    Д) комната в общежитии, в бараке без удобств - 1.

    5. Доход семьи:

    А) могут практически не с чем себе не отказывать - 5;

    Б) денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берет кредит или долг - 4;

    В) на повседневные расходы деньги есть,но покупка одежды вызывает трудности - 3;

    Г) живут от зарплаты до зарплаты - 2;

    Д) денег до зарплаты не хватает - 1.

    6. Уровень социального благополучия семьи:

    А) атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства - 5;

    Б) здоровый образ жизни без эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» - 4;

    В) в семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивке - 3;

    Г) судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей - 2;

    Д) состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение - 1.

    7. Поведение ребенка в школе:

    А) хорошее - 5;

    Б) удовлетворительное - 4;

    В) неудовлетворительное -3;

    Г) неоднократно был замечен в асоциальном поведении - 2;

    Д) состоит на учете в ИДН -1.

    8. Внешкольное общение с ребенком:

    А) на основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов - 5;



    Б) несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени - 4;

    В) общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей - 3;

    Г) асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки токсические вещества - 2;

    Д) криминогенные группы, состоящие на ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики - 1.

    9. Жизненные цели ребенка:

    А) четко определенные - 5;

    Б) позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны - 4;

    В) отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов - 3;

    Г) ориентация на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа - сверстники с асоциальной направленностью интересов -2;

    Д) явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, состоит на учете ИДН - 1.



    10. Эмоциональное отношение родителей с детьми:

    А) постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия - 5;

    Б) слепая любовь - 4;

    В) для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное - 3;

    Г) равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы - 2;

    Д) напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям - 1.

    Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия семьи.

    Анкету можно применять в школах на основе собираемой информации о ребенке и его семьи. Анкета позволяет своевременно выявить семьи группы риска принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

    При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

    Ниже 30 - предполагает принадлежность конкретного ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

    От 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

    Более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

    Собирательность, суммарность, типичность, схематичность, синтетичность Словарь русских синонимов. обобщенность сущ., кол во синонимов: 7 нерасчлененность (7) … Словарь синонимов

    обобщенность-конкретность текста - см. аналитичность синтетичность текста … Толковый переводоведческий словарь

    обобщенность-отвлеченность - 1. Стилевая черта научной речи. Она обуславливает употребление в научном тексте таких языковых средств, которые имеют обобщенно отвлеченный характер: 1) нейтральные и книжные слова с обобщенным и отвлеченным значением: Оболочке Земли принадлежит… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Обобщенность экспрессии - логическое объединение нескольких внешних признаков и качеств конкретных эмоций и чувств … Психология человека: словарь терминов

    Отвлеченно-обобщенность, или абстрагизация, научной речи - – см. Стилевые черты; Научный стиль …

    Научный стиль - представляет науч. сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания; отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… … Википедия

    Кверча - Якопо делла (Quercia, Jacopo della) Ок. 1374, Сиена 1438, Сиена. Итальянский скульптор. Якопо делла Кверча принадлежит наряду с Донателло и Гиберти к ведущим мастерам первого поколения скульпторов Раннего Возрождения. В 1401 1402 участвовал с… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике (См. Глиптика). В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и другие), которые благодаря их… … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Мартирос Сарьян Альбом , Раздольская В.. Главной темой творчества Мартироса Сарьяна была жизнь и природа Армении, а важнейшим жанром, наряду с портретом и натюрмортом, - пейзаж. Эпическая обобщенность видения, высокий патриотический…
    • The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow , Олег Берлев, Светлана Хадяш. Первая полная публикация выдающегося Советского собрания стел и рельефов Древнего Египта. В основе древнеегипетской архитектуры, изобразительного и прикладногоискусства лежит принцип…