Чудная картина. Афанасий Фет — Чудная картина: Стих «Чудная картина, как ты мне родна!»

Шагнув сквозь диск, Миднайт покинула пределы Канаглима и очутилась на белой равнине. Чародейке показалось, будто ее мозг остался на месте, словно был осью вращения, а тело лишь сделало оборот вокруг него.

Миднайт сделала вдох – и едкие пары обожгли ей горло и нос. Она огляделась, но сияющая белизна ослепляла ее, словно солнце. Земля под ногами шевелилась, будто живая, и миллионы монотонно жужжащих голосов наполняли воздух своим журчанием, от которого у чародейки защипало кожу.

Постепенно зрение Миднайт восстановилось. Мерцающий диск висел в воздухе рядом с ней. Казалось неразумным оставлять дверь между Уровнями открытой; чародейка сосредоточилась – и диск исчез.

Через миг ее мозг начал осмысливать то, что она видела, слышала и чувствовала. Она стояла на бескрайней белой равнине среди такого множества людей, что даже не решилась бы их пересчитать. В отличие от призраков Канаглима эти создания имели материальные, вполне осязаемые тела. Если бы Миднайт не знала, кто перед ней, она могла бы подумать, что эти люди живы.

Справа от чародейки стояла огромная, многотысячная толпа. Все смотрели в одну сторону, обратив головы к небу, словно разглядывали нечто такое, что не видела Миднайт. Пока она изучала скопище обитателей загробного мира, откуда-то из задних рядов толпы послышался шепот. Становясь все громче, он волной катился в сторону чародейки и наконец, превратившись в рокот прилива, обрушился на нее. От этого шума Миднайт даже поморщилась.

– Тир! – взвыла толпа.

Тысячи последователей одновременно называли имя своего господина. Миднайт с легкостью представила себе, как их крик пробивается сквозь пустоту межуровневого пространства и, добравшись до Королевств, достигает ушей Тира.

– О Тир, бог Справедливости, Хранитель Весов, ответь нам, уверовавшим в тебя, – кричали в толпе. Несмотря на множество голосов, слова молитвы звучали четко и ясно. – Когда ты ответишь нам, тем, кто положил жизнь ради славы твоей, кто нес правду и справедливость во все концы нашего мира? Слушай молитву твоих прихожан, Тир. Взгляни сам! Вот Мишкул Могучий, призвавший к справедливости короля Лагоста; а вот Орник Мудрец, кто рассудил города Йонн и Талбеф; а вот Крат из Проскура, кто…

Молитва продолжалась, верующие доказывали преданность своему богу и перечисляли подвиги всех присутствующих. Судя по размерам толпы, литургия должна была затянуться на несколько дней. Чародейка побрела прочь от сборища верующих, пытаясь найти что-нибудь, что могло бы указать на местонахождение замка Праха.

На своем пути она часто сталкивалась с группами людей, числом от пяти-шести до десяти тысяч. Один раз Миднайт повстречались двенадцать женщин, бичевавших себя в знак верности богине Боли, Ловиатар. В другой раз чародейка наткнулась на тысячу последователей Ильматера, стоявших плечом к плечу в полном молчании. Иногда попадались группы верующих, распевавших молитвы древним богам, чьи имена уже давно позабыли в Королевствах.

Спустя несколько часов блужданий Миднайт поняла, что никогда не найдет дорогу к замку, если кто-нибудь не направит ее. И тогда она остановила одного полного мужчину.

– Не мог бы ты подсказать мне, как отыскать замок Праха? – спросила чародейка.

Мужчина испуганно и широко открыл глаза.

– Нет, нет, не могу! – отрезал он. – Откуда мне знать туда дорогу? И что тебе понадобилось в замке?

Мужчина резко повернулся и скрылся в толпе.

Миднайт остановила еще троих и задала им тот же вопрос. Ответы их были поразительно похожи один на другой: все трое заявляли о том, что не знают местонахождения замка, а затем недвусмысленно давали понять, что задавать такие вопросы просто глупо. И чародейка решила прекратить расспросы. По какой-то причине ее просьбы приводили мертвецов в невероятное волнение.

Слева от Миднайт раздался ужасный вопль. Чародейка тотчас обернулась на шум. В тридцати шагах от нее нечто – целая гора мускулов – пыталось догнать какую-то женщину. Освобождая дорогу бегущим, толпа расступилась, поэтому Миднайт смогла увидеть разыгравшуюся сцену от начала до конца.

Женщине на вид было лет сорок. У нее были такие же черные, как у Миднайт, волосы, но с проседью. Однако больше всего чародейку заинтересовал висящий на шее женщины медальон: голубая звездочка внутри круга.

Эмблема Мистры!

Напавшее на женщину существо было отвратительным. Голова твари напоминала мужскую, с человеческими носом, ртом и ушами, но с острыми, источающими желтую желчь клыками и пылающими, словно раскаленный янтарь, глазами. Голова покоилась на уродливом теле, толстом и круглом, как огромная бочка; от плеч отходили длинные руки. Там, где должны были находиться мускулы, выпирали холмы грубой, обрюзгшей кожи, а многочисленные старые раны истекали зловонным зеленым гноем. Ноги существа до того распухли, что с трудом удерживали громоздкое тело. И тем не менее эта гора мяса, переваливаясь с боку на бок, двигалась с удивительной быстротой и ловкостью.

Поскольку чародейка почти ничего не знала о Королевстве Мертвых, она засомневалась – стоит ли вмешиваться, но нерешительность продлилась недолго. Миднайт не могла игнорировать опасность, грозящую одной из последовательниц Мистры.

– Оставь ее в покое! – крикнула чародейка.

Услышав ее слова, женщина бросилась к Миднайт. Существо остановилось, затем нахмурилось и помотало головой, будто не могло поверить в то, что услышало.

– Она принадлежит лорду Миркулу, – наконец проревела тварь.

Сочтя объяснение достаточным, существо подбежало к женщине и ударило ее наручниками по голове. Последовательница Мистры упала.

– Стой! – приказала Миднайт, направляясь к женщине. – Только прикоснись к ней, и ты умрешь!

Тварь замерла и пристально взглянула на черноволосую чародейку.

– Умру? Прикоснусь и умру? – проревело существо и разразилось хохотом, от которого по жирному телу побежали мелкие волны. Затем урод опустился на колени и защелкнул одно кольцо наручников на запястье женщины.

В мыслях Миднайт возникло заклинание заточения. Женщина-маг на мгновение заколебалась, однако тут же почувствовала небывалую близость к магической ткани мира. Связь казалась прочной и устойчивой, а не такой непредсказуемой, как в Королевствах. Миднайт улыбнулась и произнесла заклинание.

Тварь надела наручники и на второе запястье женщины.

Завершив обряд заклинания, Миднайт направилась к горе мяса.

– Я тебя предупреждала, – сказала чародейка. Уродливая туша подняла глаза и оскалила клыки, затем поднялась на ноги.

– Ты сгниешь в…

Чародейка вытянула руку и коснулась гнусного существа, приводя в действие магию. Урод тут же умолк и застыл на месте. Через миг черный шар поглотил жирного монстра и утащил его под белую землю. Теперь урод останется там, пребывая в застывшем состоянии до тех пор, пока кто-нибудь не освободит его.

Миднайт начала дрожать. Она присела и закрыла глаза. Стоя перед лицом отвратительного существа, чародейка была рассержена и полна решимости. Теперь же, когда поединок завершился, она, к своему удивлению, испытывала недомогание и страх. Несмотря на то, что магическая ткань казалась стабильной, Миднайт задрожала при мысли о том, что могло бы произойти, если бы заклинание не удалось.

Чародейка попыталась отбросить мысли о возможной неудаче. Магия не подвела, и не было никаких оснований считать, что за пределами Королевств волшебство так же неустойчиво, как и в нормальном мире. Миднайт еще немного посидела с закрытыми глазами.

– Я знаю тебя? – спросил мужской голос. Этот голос показался ей знакомым, но Миднайт никак не могла вспомнить, где его слышала. Она открыла глаза и увидела сотню уставившихся на нее людей. Той женщины, которую спасла чародейка, нигде не было видно. Она исчезла, так и не поблагодарив свою спасительницу.

Задавший вопрос мужчина, одетый в алую, расшитую золотом мантию, стоял прямо перед Миднайт. Это был Рэймон, служитель Летандера.

– Что ты здесь делаешь, Рэймон? – удивилась Миднайт, поднимаясь с земли. В последний раз она видела его на суде в Долине Теней. Тогда священнослужитель был еще жив.

– Значит, я действительно знаю тебя! – с восторгом воскликнул Рэймон. – Я не ошибся!

И все же жрец не ответил на вопрос Миднайт. Он погиб в лесу близ Долины Теней, когда ветка дуба вдруг ожила и задушила его. Рэймон предпочитал не распространяться об этом.

– Да, ты знаешь меня, – подтвердила Миднайт. – Ты свидетельствовал против меня и Адона на суде по делу об убийстве Эльминстера.

Рэймон нахмурился:

– Эльминстера? Но он… он ведь не умер?

– Нет, не умер, – быстро ответила Миднайт. – Решение суда было ошибкой.

Рэймон снова нахмурился, сожалея, что не может вспомнить подробности этого дела, поскольку с тех пор, как он оказался на белой равнине, воспоминания потихоньку начали покидать священнослужителя. Однако жрец помнил, что Миднайт избежала казни.

– Я плохо помню тот суд, – сказал священнослужитель. – Но ты сбежала, так что, как говорят последователи Летандера, «яркий рассвет стоит темной ночи».

– Я бы так не сказала, – ответила Миднайт, подумав о тех людях, убив которых Кайрик добыл ей свободу.

Рэймон не заметил печали Миднайт.

– Ты вела себя храбро, спасая ту женщину, – сказал священнослужитель, погрозив чародейке пальцем. – Но вместе с тем глупо. Ты остановила лишь одного из них, а этим ты ее не спасешь.

– Что это был за урод? – поинтересовалась Миднайт, указав на место, где только что находилась груда мяса.

– Один из служителей Миркула, – объяснил Рэймон.

У Миднайт подскочило сердце, и она вдруг почувствовала себя крайне уязвимой. Она заметила, что души умерших по-прежнему разглядывают ее.

– Я хочу, чтобы они перестали таращиться на меня, – встревожено заметила Миднайт, бросив взгляд на толпу.

Рэймон повернулся к зевакам.

– Ступайте, здесь больше не на что смотреть, – велел он.

Однако толпа не расходилась, и тогда Рэймон взял Миднайт под локоть и отвел в сторону.

– Не обращай на них внимания. Их заинтересовали твои глаза.

– Мои глаза? – удивилась Миднайт.

– Да. Только что они были закрыты, а мертвецы не закрывают глаз. – Рэймон остановился и оглядел чародейку. – Полагаю, это означает, что ты жива. Верно?

– Ну и что? – спросила Миднайт, отводя глаза и уклоняясь от прямого ответа.

– Ничего. Просто необычно. Мертвые не пользуются магией, если только они не зомби, мертвяки. Кстати ты просто воскресла или с тобой произошло что-то другое?

Миднайт вздохнула:

– Я живая, Рэймон. И мне нужна твоя помощь.

– Чего же ты хочешь? – поинтересовался священнослужитель, осторожно обходя группу катавшихся со смеху по земле пожилых дам – последовательниц Ллиры, богини Радости.

– Мне нужно найти замок Праха, – сообщила Миднайт. – От этого зависит судьба всего мира.

Чародейка не стала углубляться в подробности. Пока Рэймон не согласился помочь, ей казалось более разумным не вводить его в курс дела.

– Замок Праха?! – воскликнул Рэймон. – Это же в граде Миркула!

– И что с того? Мы уже в его владениях.

Рэймон покачал головой:

– Не совсем. Впрочем, ты довольно легко можешь попасть в обитель Миркула.

– Ты поможешь мне?

– Должно быть, ты говоришь правду, – продолжал Рэймон, – иначе ты никогда не решилась бы на вечные муки, которые обретешь в граде Миркула. Да, я помогу тебе, уверен, что бог Летандер захотел бы от меня того же.

– Благодарю, – кивнула Миднайт. – Так куда мы идем?

Рэймон показал направо:

– На запад.

– На запад? – переспросила Миднайт, оглядывая чистое небо и пытаясь найти хотя бы какой-нибудь ориентир, способный указать направление. – Откуда ты знаешь, что запад там?

Рэймон улыбнулся:

– Я не знаю. Но, умерев и попав сюда, ты приобретаешь некое особое чутье, описать которое я не в силах. Ты просто должна довериться мне.

Учитывая все трудности, с которыми до сих пор сталкивалась Миднайт, чародейка решила, что так и вправду будет разумнее.

Рэймон вел чародейку сквозь кружащую вокруг них толпу, то и дело останавливаясь либо сворачивая в сторону, чтобы убедиться в отсутствии поблизости служителей Миркула. Так они шли много часов, и Миднайт уже начала уставать.

– Далеко еще? – спросила она.

– Довольно прилично, – ответил Рэймон, продолжая шагать вперед.

– Нужно найти способ добраться туда быстрее, – отдуваясь, проговорила Миднайт. – Я должна встретиться в Глубоководье с Келемваром.

– Но мы не можем двигаться быстрее, – спокойно заметил Рэймон. – Если, конечно, ты не хочешь привлечь внимание служителей. Однако не беспокойся. Время и расстояние здесь совсем иные. Не имеет значения, потратишь ты день или месяц, добираясь до замка Праха, – время здесь летит гораздо быстрее, чем на земле.

Минуло еще несколько часов, и чародейка совершенно выбилась из сил. Она рухнула на землю и уснула, и Рэймону ничего не оставалось делать, кроме как сторожить ее покой. Прошло много времени, прежде чем Миднайт проснулась, и они продолжили путь. По дороге чародейка не упустила возможности расспросить Рэймона о том, что ему известно о королевстве Миркула.

Подстраивая свой шаг под Миднайт, чтобы она не отставала, Рэймон рассказывал:

– Миркул правит двумя владениями: собственным городом в Гадесе, куда мы направляемся и где Властелин Праха царствует безраздельно, и равниной Фуги, подуровнем, расположенным рядом с его городом. Надзор за равниной также входит в обязанности бога. Тысячи ходов, через которые проникают души умерших, ведут из Королевств в угодья Властелина Праха. Души последователей Миркула попадают прямо в его город в Гадесе.

Тут Рэймон прервал свой рассказ.

– А знаешь, ведь ты можешь попасть в Глубоководье даже раньше твоего друга Келемвара, – сказал, помолчав, священнослужитель.

– Каким образом? – удивилась Миднайт. Мысль об использовании Королевства Смерти в качестве кратчайшего пути воодушевила чародейку.

– Скорее всего, в городе Миркула существует выход в Глубоководье, – ответил Рэймон. – И если тебе удастся выбраться из города, ты сможешь вернуться в Королевства через этот проход.

– Благодарю тебя за совет, – хмуро кивнула Миднайт.

– Последователи Миркула, – продолжил прерванный рассказ Рэймон, – попадают прямо в его город, тогда как все остальные оказываются на равнине Фуги, которая в действительности есть лишь временное пристанище для душ умерших. Здесь служители Миркула – думаю, когда-то они были его прихожанами – собирают души Неверных и Лживых…

– Неверных и Лживых? – перебила Миднайт.

– Лживые – это те, кто изменяет своим богам, – пояснил Рэймон. – А Неверными зовут тех, кто вообще не поклоняется никаким богам.

– И что служители делают с ними? – спросила Миднайт, подумав об Адоне и его отказе от веры в Сьюн.

– Уводят в город Миркула, чтобы предать вечным мукам, полагаю, – спокойно ответил Рэймон. – Я точно не знаю, но уверен, что очень скоро ты все сама увидишь.

– Не сомневаюсь, – мрачно пробормотала Миднайт.

– После того как служители отсеивают души Неверных и Лживых, Преданные остаются здесь до тех пор, пока боги не уведут своих последователей на Уровни в места вечного отдохновения.

– Тогда почему равнина Фуги так переполнена душами? – поинтересовалась Миднайт, оглядывая блуждающие вокруг толпы.

Рэймон нахмурился.

– Потому что это наше последнее испытание, – сказал он. – Боги держат нас здесь, чтобы убедиться в том, что мы достойны их милости.

– По-моему, это просто жестоко, вот так вот бросать верных последователей, – заметила Миднайт.

– Они не бросили нас, – тут же возразил Рэймон. – Однажды они придут за нами.

Миднайт не стала спорить, хотя было очевидно, что утверждение Рэймона основывается лишь на его вере, а не на знании. Если бы боги действительно дорожили своими верующими, количество душ, скопившихся на равнине Фуги, было бы куда меньше.

Так прошли еще два дня пути, однако ничего нового чародейка не узнала. Наконец толпы начали редеть, и у самого горизонта появилась темная полоса. Теперь Миднайт не сомневалась в том, что город Миркула с каждым часом становится все ближе.

Вскоре толпы блуждающих душ остались позади, а темная полоска у горизонта превратилась в черную ленту, протянувшуюся из одного конца бескрайней равнины в другой.

Рэймон остановился.

– Здесь мы расстанемся. Я сделал все, что мог, – сказал он. – Дальше тебе придется идти одной.

Миднайт вздохнула и попыталась улыбнуться, хотя снова почувствовала себя одинокой и покинутой.

– Ты сделал более чем достаточно, – тихо ответила она.

– Вход в город, насколько я знаю, находится вон там, – продолжил Рэймон, указывая на убегавший влево конец темной ленты. – Я привел тебя сюда, чтобы ты могла подойти к стене, не наткнувшись на служителей, идущих в город и выходящих из него.

Миднайт взяла Рэймона за руку.

– Слова не могут выразить моей благодарности, – произнесла она. – Я буду скучать по тебе.

– А я – по тебе, – ответил священнослужитель. – Это мир мертвых, Миднайт, – немного помолчав, добавил он. – То, что может показаться тебе жестоким и бессердечным, здесь в порядке вещей. И что бы ты ни увидела в городе Миркула, помни о том, где ты находишься. Не вмешивайся в дела служителей, иначе тебе никогда не выбраться отсюда.

– Я буду помнить об этом, – пообещала чародейка.

– Вот и прекрасно. Да хранят тебя боги, – кивнул Рэймон.

– И пусть вера никогда не покинет тебя, – ответствовала Миднайт.

– Я не утеряю ее. Обещаю, – сказал священнослужитель и с этими словами побрел назад.

Миднайт повернулась к городу и возобновила путь. Спустя два часа ужасные стоны долетели до ушей чародейки, а легкий ветерок наполнил ее ноздри смрадным запахом гнили. Миднайт прибавила шагу. Постепенно стоны сменились угнетающим воем, а зловонный, гнилостный запах усилился, наполняя собой все вокруг. Стена постоянно увеличивалась в размерах, делаясь все выше и выше, и Миднайт, подойдя поближе, заметила, что поверхность стены шевелится и корчится, будто живая.

Чародейка предположила, что стена сделана из змей. Это вполне объясняло отсутствие часовых. С такой стеной, уже в самой себе таящей угрозу, Миркул не нуждался в страже.

Миднайт продолжала идти вперед. Вскоре от стены ее отделяло лишь пятьдесят шагов. Гнетущий вой превратился в какофонию приглушенных рыданий; зловонный запах сделался настолько сильным, что вызывал тошноту. Приблизившись, чародейка поняла, что ошиблась насчет движущихся форм, образовывавших городскую стену. То, что Миднайт приняла за змей, оказалось многими тысячами извивающихся, словно черви, ног.

Вся стена целиком состояла из человеческих тел. Ряды сцепленных друг с другом мужчин и женщин, обращенных головами внутрь города, поднимались на пятьдесят футов в небо. Более крупные тела придавали стене объем и высоту, тогда как меньшие по размерам туловища затыкали собой все щели и пустоты. Все тела были скреплены каким-то зеленоватым раствором, который напомнил Миднайт затвердевшую плесень.

Эта уродливая преграда едва не остановила чародейку. Придя в замешательство, она долгое время просто стояла и давилась от рвоты. Чародейка хотела было перелезть через стену, однако никак не могла заставить себя приблизиться к ней. Вместо этого, решив снова использовать магию, Миднайт произнесла заклинание полета.

В тот же миг она почувствовала, как тело ее отрывается от земли и поднимается в воздух. Время от времени чародейка хваталась за чью-нибудь ногу и выравнивала направление полета. Вскоре она приняла лежачее положение и зависла в нескольких дюймах от вершины стены, притворившись еще одним из тел, составляющих эту жуткую ограду.

Шквал завываний и воплей приветствовал чародейку. Придя в ужас, она закрыла уши руками. С внешней стороны стены крики смерти приглушались пространством, отделявшим город Миркула от равнины Фуги, но, поднявшись над равниной, Миднайт переместилась из подуровня в сам Гадес.

Царивший здесь едкий и затхлый, с примесью тухлятины воздух раздирал нос и горло при каждом вздохе. Темно-серое небо нависло над городом, погрузив его в мрачные сумерки. Множества крошечных, излучающих свет отверстий пронизывали серый небосклон. Припомнив рассказ Рэймона, Миднайт предположила, что эти крошечные световые точки как раз и являются теми воротами, что связывают владения Миркула с различными областями Королевств.

Сам город лежал в огромной впадине, склоны которой начинались у стены и спускались к далекому горизонту. Столица подземного мира была настолько огромна, что Миднайт даже с вершины стены смогла разглядеть только густую дымку, в которой растворялись очертания противоположной оконечности города.

Неподалеку от Миднайт параллельно городской стене шла широкая кольцевая улица. В двадцати футах ниже чародейки тридцать вооруженных плетьми служителей, восседая на спинах рабов, погоняли многосотенную колонну и двигались по дороге в сторону Миднайт. Когда процессия проходила под ней, чародейка заметила, что все рабы очень похожи друг на друга: серые волосы, желтовато-серая кожа и пустые серые глаза. Те же, кого несли рабы, напротив, разительно отличались один от другого. Женщина с ровными белыми зубами, мужчина с крупным носом, тучная старуха с тройным подбородком.

Как бы чародейка ни желала освободить рабов, она помнила предостережения Рэймона, советовавшего ей не связываться со служителями. Миднайт просто отвернулась и, когда колонна скрылась из виду, снова принялась рассматривать город. За кольцевой дорогой стояло бесчисленное множество десятиэтажных строений из коричневого камня. Когда-то эти дома были похожи как две капли воды, однако тысячелетия разложения превратили их в месиво самых разнообразных форм. Некоторые сохранили изначальный вид, но многие пришли в полную негодность, представляя собой едва ли не обычную груду камней, способных рухнуть в любой момент. Другие обросли изогнутыми минаретами и кривыми башнями, лишь смутно напоминая те строения, которыми были когда-то.

Оглядывая здания, Миднайт обратила внимание на то, что город делится на округа более или менее равных размеров. Районы с приличными домами разделялись прямыми и чистыми улицами на обычные кварталы. Но там, где дома разрушались, улицы были завалены каменными обломками и казались непроходимыми. В районах с кривыми и уродливыми зданиями улицы были изогнутыми и узкими; подобно змеям, они извивались и скручивались в спирали, являя собой подобие лабиринта. Однако ни одно строение не было похоже на замок Праха, и Миднайт слегка растерялась, не зная, с чего начать поиски.

Чародейка твердо осознавала лишь то, что перво-наперво ей нужно слезть со стены. Выждав, когда пройдет еще одна колонна, Миднайт оттолкнулась и, паря в воздухе, начала спускаться к дороге, бегущей вдоль стены. Затем чародейка на мгновение повисла в воздухе и оглядела местность. Позади трое служителей ковыляли вниз по дороге, а спереди приближались еще двое. К счастью, тех и других отделяло от чародейки расстояние шагов в пятьсот, так что она быстро спустилась на улицу и бросилась бежать. Через несколько секунд Миднайт нырнула в квартал покосившихся домов. Со стены он показался ей абсолютно заброшенным.

Заваленные обломками камня улицы были пусты. Из окон домов шипящие желтые светильники выбрасывали наружу неровные круги света. Проходя мимо одного из светильников, Миднайт едва не задохнулась от запаха серы, а в том месте, где черный дым коснулся ее кожи, чародейка почувствовала жгучую боль.

Миднайт юркнула в узкий проулок между домами и вскарабкалась на огромную, в половину высоты одного из домов, кучу камней. Скатившись по другому склону каменной горы, чародейка побежала дальше по проулку, ведущему на соседнюю улицу. Наконец, уверившись в том, что служители не настигнут ее, она перелезла через еще одну кучу каменных обломков и остановилась в глухом тупике.

Ей нужен был проводник! В городе таких размеров отыскать замок Праха без чьей-либо помощи невозможно. Даже если бы Миднайт знала о местоположении замка, она запросто могла бы заблудиться в совершенно незнакомом городе и погибнуть. Чародейка поняла, что не сможет действовать в одиночку.

В тот же миг в сознании Миднайт возникло заклинание, вызывающее чудовищ. Оно появилось вместе со знанием о создателе заклинаний и всеми теоретическими подробностями действия заклятия. Однако не чудовища требовались Миднайт. Поразмыслив немного над первоначальной формулой заклинания, чародейка поняла, что легко может изменить его так, как ей требуется.

Заклинание было создано для того, чтобы призвать на помощь любого монстра. Миднайт же требовался иной помощник. Чародейка решила, что, изменив движения пальцев и тональность голосовых компонентов заклинания, сможет вызвать кого-нибудь, кто знал бы город Миркула и вместе с тем охотно согласился бы ей помочь.

Это было несколько опасно, поскольку лишь умудренные опытом и магическими знаниями чародеи могли изменять старые и создавать новые заклинания. Однако, учитывая имевшиеся в ее распоряжении знания и стабильность магии на этом уровне, Миднайт верила в свой успех.

Хорошенько проверив все еще раз, чародейка исполнила обряд заклинания с учетом новых поправок. Через миг кто-то уже взбирался на кучу камней, закрывавшую выход из тупика. Томимая ожиданием, Миднайт приготовилась скрыться внутри ближайшего дома, в случае если пришелец окажется не тем, кого она ожидала увидеть.

Наконец на вершине камней показалась фигура хафлинга. Вскарабкавшись наверх, он остановился и хмуро уставился на чародейку. Хафлингу были присущи те же невыразительные черты, что характеризовали рабов, которых видела Миднайт с городской стены: те же серые волосы, желто-серая кожа и ничего не выражающие серые глаза. По сути, от тех рабов хафлинг отличался лишь своим ростом.

Атертон Бочар не имел ни малейшего представления о том, как попал на эту улицу. Всего лишь мгновение назад он работал на строительстве стены, вмазывая в нее сопротивляющееся изо всех сил человеческое тело.

– Проныра? – окликнула Миднайт, неуверенно всматриваясь в карлика.

– Верно, – кивнул он. – А кто…

Ответ возник в его голове раньше, чем хафлинг успел договорить свой вопрос. Женщина, стоящая перед хафлингом, некогда была ему другом.

– Миднайт! – воскликнул он, спускаясь по каменному склону. – Что ты здесь делаешь?

Чародейка протянула ему руки.

– Вовсе не то, что ты думаешь, – ответила она. – Я пока что жива.

Замечание Миднайт о том, что она жива, причинило Проныре боль, и он остановился.

– А я умер, – пробормотал он, переполняемый тяжелыми воспоминаниями. – Почему ты позволила Кайрику убить меня?

Миднайт не знала, что и сказать. Она не ожидала встретиться здесь с Пронырой и была не готова оправдываться перед кем-то, кого убил Кайрик.

– Если бы возможно было все изменить, я бы не допустила этого, – ответила чародейка, опуская руки.

– Слабое утешение, – прошипел Проныра. – Посмотри, как ты обошлась со мной! – указал он на свое тело, проводя по нему рукой.

– Разве я виновата, что Кайрик убил тебя? – воскликнула Миднайт. – Ты сам бросился за ним!

– Но я не мог поступить иначе! – заявил Проныра, припоминая обстоятельства своей смерти и отводя глаза в сторону. – У него был мой меч. Я должен был вернуть его, иначе сошел бы с ума.

– Почему? – удивилась Миднайт. Чтобы смотреть в глаза хафлингу, она вынуждена была присесть.

– Это опасная, проклятая штука, – объяснил Проныра, по-прежнему не смотря на Миднайт. – Когда ты теряешь этот клинок, тебя гложет нужда вернуть его. Человек, у которого я украл меч, умер, пытаясь вернуть его. Точно так же, как умер я от руки Кайрика.

Теперь Миднайт поняла, почему Проныра оказался в городе мертвых. Следуя воле меча, живя лишь ради него, хафлинг изменил своему божеству.

– Значит, ты один из Лживых, – задохнувшись, промолвила она.

Проныра наконец повернулся и посмотрел чародейке в глаза.

– Да, думаю, что так.

– И что это означает? Какова твоя участь?

Хафлинг пожал плечами, затем его взгляд ушел в сторону, словно Проныру мало волновала собственная судьба.

– Теперь я один из рабов Миркула. Всю вечность я буду замуровывать Неверных в городскую стену.

Миднайт резко выдохнула.

– Почему ты так тревожишься? – спросил Проныра, поворачиваясь к ней с выражением раздражения на лице. – Я думал, ты верна Мистре. Но тем, кто был предан своим богам, здесь тоже не сладко. Равнина Фуги переполнена душами верующих, брошенных богами.

– Я переживаю не за себя, – ответила Миднайт. – Через несколько недель после того, как Кайрик убил тебя, он убил Адона… и Адон умер, не веря ни в одного из богов.

– Тогда его ждет стена, – сказал Проныра, грустно качая головой. – Возможно даже, я стану одним из тех, кто замурует его туда.

– Может быть, ты что-нибудь сможешь…

– Нет! – отрезал хафлинг и помотал головой. – Он сам выбрал свою судьбу, когда был еще жив. Теперь ничего нельзя изменить. Если ты для этого вызвала меня…

– Вовсе нет, – печально возразила Миднайт, расстроенная жестоким ответом хафлинга. Она боялась, что он не захочет помочь ей в поисках таблички, как не захотел помочь Адону. Чародейка поднялась на ноги. – Ты должен провести меня в замок Праха.

Глаза Проныры широко раскрылись.

– Ты не представляешь, о чем просишь! Если нас схватят…

Хафлинг замолчал и задумался. Служители не могли придумать для него худшее наказание, чем то, которому он подвергался сейчас.

– Если ты не поможешь мне, – заговорила Миднайт, взяв хафлинга за плечи, – Королевства погибнут.

– Но что мне с того? – попятился Проныра. – Я все равно уже в городе Миркула.

– Помоги мне достать Камень Судьбы и вернуть его в Глубоководье, – настаивала Миднайт. – И я положу конец твоим страданиям.

Хафлинг остановился.

– Каким образом? – удивился он.

– Пока не знаю. Но я найду способ.

На лице хафлинга отразилось недоверие.

– Верь мне, – попросила Миднайт. – Что ты теряешь?

Конечно, Проныре нечего было терять. Если служители поймают его как сообщника Миднайт, они предадут хафлинга ужасным мукам, но ведь он и так уже обречен на вечное страдание.

– Ладно. Я помогу тебе, – кивнул Проныра. – Но помни, что ты дала очень важное обещание. Если ты не сдержишь свое слово, тебя могут отнести к числу Лживых, когда ты вновь очутишься здесь.

– Я буду помнить, – пообещала Миднайт. – Идем.

Проныра повернулся и, карабкаясь вверх по груде камней, начал выбираться из тупика. В течение нескольких часов хафлинг вел Миднайт по лабиринту извилистых переулков и шумных улиц. Время от времени они выходили в районы прямых и чистых проспектов, и тогда хафлинг быстро утаскивал Миднайт обратно в дебри разрушающихся кварталов.

Миднайт была рада, что ее проводником стал Проныра. Смутно чародейка понимала, что он ведет ее к дальней окраине города, но одна она никогда туда не добралась бы. Даже хафлинг то и дело останавливался, чтобы узнать верное направление у кого-нибудь из Лживых. При этом он всегда расспрашивал двух, а то и трех рабов.

– Лживым, – пояснил хафлинг, – нельзя доверять. По своему обыкновению, они просто наведут тебя на служителей.

Вскоре, заметив, что Миднайт уже спотыкается от усталости, Проныра вывел ее на крышу одного из разрушающихся домов.

– Тебе нужен отдых, – сказал он. – Здесь, наверху, ты в безопасности.

– Спасибо, – поблагодарила Миднайт, ложась и опуская голову на руки.

Поглядев на небо, чародейка увидела крошечные, похожие на звезды точечки света.

– Это врата в Королевства, – заметил Проныра, посмотрев туда же.

– Ты уверен? – усомнилась черноволосая чародейка.

Сама она пришла к такому же выводу, однако было бы не лишним убедиться в этом.

– А что же это еще? – пожал плечами хафлинг. – В городе Миркула нет звезд.

– Если это выходы в Королевства, – спросила Миднайт, поворачиваясь на бок, – то что же мешает умершим и служителям воспользоваться ими?

Проныра покачал головой:

– А что мешает людям отправиться на настоящие звезды? Мне кажется, они слишком далеко и существуют некоторые препятствия. Лучше отдыхай – и поешь, если у тебя есть что-нибудь съестное.

– Я посплю, – ответила Миднайт, вспомнив вдруг, что ничего не ела уже по крайней мере несколько дней. Но это не имело значения. Зловоние и крики осужденных на вечные муки напрочь отбивали аппетит.

Прошло несколько часов, и Миднайт со своим проводником снова пустилась в путь к нижней окраине города. Проныра шел впереди, миля за милей ведя чародейку по шумным проспектам и кривым улочкам. Наконец он остановился на каком-то кривобоком мосту, перекинутом через реку черной грязи.

– Почти пришли, – заметил хафлинг. – Ты готова?

– Да, – кивнула Миднайт.

Она немного волновалась, но говорила чистую правду. Благодаря Проныре после почти недельного путешествия по королевству Миркула чародейка по-прежнему чувствовала себя бодро.

Спутники двинулись дальше. Пройдя по узкой прямой улице, они свернули в извилистый переулок одного из разрушенных кварталов города. Спустя несколько минут откуда-то раздался ужасный стон. Проныра замедлил шаг и осторожно двинулся вперед. Миднайт последовала за ним.

Переулок резко свернул влево. Запах гнили и смрада сделался таким густым, что Миднайт пришлось прикрыть рукой нос. Она похлопала Проныру по плечу, и они остановились, чтобы чародейка могла немножко привыкнуть к вони. Через несколько мгновений они снова двинулись в путь. Переулок выходил на широкий бульвар, по другую сторону которого высилась еще одна стена из человеческих тел.

Похожее зрелище Миднайт уже видела, однако тошнота снова подкатила к ее горлу. На этот раз вид стены и взбесил, и расстроил ее, поскольку Адону предстояло разделить участь этих несчастных.

– Вот он, замок Праха, – поведал Проныра и указал на высокий белый шпиль, поднимавшийся над стеной. – А это главная башня.

Миднайт не верила своим глазам. За стеной на сотню футов в небо поднималась спиралевидная башня, построенная из человеческих костей и заканчивающаяся шпилем, на котором, освещенная шестью магическими огнями и открытая взору каждого, находилась каменная табличка. Чародейка сразу узнала ее: эта табличка была точной копией той, что осталась у Келемвара.

Подобно охотнику, выставляющему напоказ добытый трофей, Миркул поместил табличку туда, где все его подданные могли любоваться ею.

– Вон она! – прошептала Миднайт.

Проныра вздохнул:

– Вижу. И как ты собираешься достать ее?

– Пока не знаю, – ответила чародейка, обдумывая положение. – Все кажется слишком простым – почему я не вижу никакой охраны?

– Не ошибись, полагая, что она не охраняется, – предупредил Проныра. – Наоборот, ее сторожат тысячи.

– Как это? – удивилась Миднайт.

– Если табличка видна нам, значит, ее видят и служители, и герцоги, и князья – все, кто находится вблизи замка Праха.

– Герцоги и князья? – не поняла Миднайт.

– А кто, как ты думаешь, управляет служителями? – хмыкнул Проныра. – Герцоги управляют районами города. Князья правят герцогами. И все они куда безжалостнее своих вассалов.

Миднайт кивнула. Если двор Миркула похож на большинство других, значит, герцогов и князей при замке Праха было предостаточно.

– Что еще ты можешь мне рассказать?

– Лучший способ охраны сокровища состоит в том, чтобы усыпить бдительность вора, заставить его поверить в то, что сокровища не охраняются, и поймать дерзкого, когда он попытается выкрасть их. Думаю, там устроена какая-нибудь магическая ловушка.

Миднайт не стала докучать Проныре расспросами о том, откуда ему так много известно о воровстве. К тому же хафлинг доказал, что он прирожденный следопыт, еще при жизни. Многие хафлинги овладевали основами воровства просто для того, чтобы выжить. И теперь это было на руку Миднайт. Разумеется, она и сама понимала, что табличка не оставлена без присмотра. Хафлинг лишь подтвердил подозрения чародейки.

– Это все?

– Этого достаточно, – буркнул Проныра. – Тысяча стражей, одна-две ловушки будут надежной защитой от кого угодно – если, конечно, в твоем распоряжении случайно не найдется большого запаса магии.

Чародейка понимала, что хафлинг пытается поддержать ее, напоминая о всемогуществе волшебства, и все же Миднайт не очень-то приободрилась.

– Будем надеяться, что моей магии хватит. – Обдумывая дальнейшие действия, чародейка внимательно осмотрела башню. – Мы превратимся в невидимок…

– Бесполезно, – возразил Проныра. – Служители, особенно герцоги, вмиг раскусят нас.

Миднайт нахмурилась и снова задумалась.

– Ладно, тогда мы полетим. Я обезврежу магические ловушки, потом мы схватим табличку и попытаемся спастись бегством.

Проныра на мгновение задумался.

– И сколько ты будешь возиться над ловушками?

Он нарочно не упомянул себя, зная, что обратно в реальный мир ему дороги нет.

– Пару минут, – уверенно ответила чародейка.

– Слишком долго, – констатировал Проныра. – Они кинутся за тобой, как только увидят тебя на вершине башни, а может, и раньше…

– Что же тогда мне делать?

– Придумай что-нибудь получше, – посоветовал хафлинг. – Ты не сможешь выполнить свое обещание, если тебя схватят.

Миднайт погрузилась в долгое молчание.

– Вот что должно сработать, – сказала она наконец. – Сначала я подготовлю пути отхода. Затем, вместо того чтобы самой лететь за табличкой, я перенесу ее сюда. И мы исчезнем.

– Это может получиться, – согласился Проныра. – Ну, моя помощь тебе не нужна, и я ухожу…

– Уходишь? – удивилась Миднайт. – Разве ты не пойдешь со мной?

– Нет, – помотал головой Проныра. – Я умер. В Королевствах я стану воскресшим мертвецом, и вид у меня будет куда более жалкий, чем здесь.

Миднайт взяла хафлинга за руку.

– Но ты помог Королевствам, неужели ты не хочешь…

– Плевать мне на Королевства, – перебил Проныра. Хафлинг не мог забыть о том, что Миднайт выберется отсюда, а он – нет. – Помни о своем обещании.

Отдернув руку, Проныра зашагал прочь. Миднайт смотрела ему вслед, смущенная и обиженная его внезапной холодностью.

– Я буду помнить о тебе, – крикнула она.

Проныра свернул за угол и скрылся.

Миднайт постояла еще немного, чувствуя себя снова одинокой и немного напуганной. Чародейка молчаливо поклялась, что после возвращения Хельму Камней Судьбы найдет способ помочь Проныре – и не только потому, что обещала ему это.

Но прежде предстояло забрать табличку и выбраться из города мертвых. Чародейка вызвала «проход в миры», которым частенько пользовался Эльминстер. Затем, вспомнив, что говорил ей Рэймон о поисках пути в Глубоководье, она начала разбирать заклинание на составные части, чтобы посмотреть, как Эльминстер сложил их воедино.

Чтобы разобраться в сложном устройстве заклинания, Миднайт потребовалось минут пятнадцать сосредоточенных размышлений. Еще пятнадцать минут ушло на то, чтобы изменить заклинание и сотворить выход в Глубоководье. Но даже после этого Миднайт сомневалась в том, что портал выведет ее прямиком в город. Если бы чародейка знала, какая из световых точек является воротами в Глубоководье, все было бы куда проще. Но Миднайт приходилось верить в то, что она сделала все возможное, и полагаться на провидение.

Удовлетворенная результатом своих усилий, Миднайт произнесла заклинание прохода в миры. Огромная волна магической энергии захлестнула чародейку, лишая сил ее тело. Впрочем, это нисколько не удивило, даже не напугало Миднайт, которая понимала, сколь огромное количество магической энергии требует заклинание.

В воздухе возник мерцающий диск. Миднайт внезапно охватило желание посмотреть, что находится по другую сторону диска, однако она не могла тратить время на пустые эксперименты. Чародейка вызвала заклинание переноса и исполнила обряд, нацелив действие заклятия на табличку. Через миг Камень Судьбы отделился от шпиля и приподнялся в воздух.

Не теряя времени, Миднайт приказала табличке лететь к ней. Сначала табличка двигалась медленно, но затем набрала скорость и быстро помчалась в сторону чародейки. Хотя Миднайт не слышала ничего, кроме стонов замурованных в стену Неверных, она все же отчетливо представляла себе оглушительный хор удивленных криков и яростных воплей, разлетавшихся по примыкавшим к замку кварталам.

И, как подтверждение своих подозрений, Миднайт увидела нечто, поднимающееся из-за стены. Громадные, точно у летучей мыши, крылья росли из жирного тела твари. Множеством глаз и торчащими из пасти клыками существо напоминало помесь вампира и мухи.

Табличка приблизилась, и Миднайт поспешно схватила ее. В тот же миг чародейка ощутила чары такой силы, распознать которые можно было даже не прибегая к помощи заклинаний. Что-то было не так, ибо табличка не обладала собственной магической аурой. Тогда чародейка решила, что Миркул наложил заклятие непосредственно на Камень Судьбы.

Но сейчас это едва ли имело значение. Еще десяток служителей появились следом за первой тварью, еще сотня фигур выступила из-за башни. У Миднайт просто не было времени, чтобы рассмотреть табличку повнимательнее.

Чародейка шагнула в диск и обнаружила, что бежит по короткому коридору из яркого света. В прошлый раз, когда она воспользовалась этим заклинанием, она просто прошла сквозь диск и оказалась на равнине Фуги. Никакого туннеля в тот раз не было. Миднайт овладел страх. Она боялась, что своими поправками испортила заклинание Эльминстера.

Затем в тридцати шагах впереди Миднайт увидела воду, гладким кругом закрывающую выход из туннеля, словно чародейка бежала по стенке колодца. Вспомнив о том, что заклинание изменено и выводит ее прямо в Глубоководье, Миднайт решила, что чары подействовали слишком буквально. За водной стеной начинался Торил.

Миднайт пробежала последний отрезок пути и остановилась возле воды. Повернувшись назад, она попыталась закрыть проход. Мерцающий диск остался на прежнем месте, а на другом конце туннеля уже показался крылатый монстр из замка Праха. Миднайт еще раз попыталась закрыть проход и снова потерпела неудачу.

Обнажив клыки, крылатая тварь улыбнулась.

– Он не закроется, – проскрежетало чудовище таким голосом, будто кто-то скреб железом по камню. – Куда табличка, туда и мы.

Еще двое монстров влезли в туннель.

– Но почему? – изумилась Миднайт.

– Неважно! – ответила крылатая тварь. – Верни табличку!

И тут Миднайт все поняла. Чары, которые она почувствовала на табличке, являлись одной из ловушек Миркула. Он сделал так, чтобы никто не смог выкрасть табличку, избежав преследования стражей. Властелин Праха мог воспользоваться различными вариантами заклинаний, превратив табличку в маячок для своих подчиненных.

Однако каким именно заклятием воспользовался Миркул, сейчас не имело значения. Самым важным являлось то, что, забрав табличку с собой в Глубоководье, Миднайт откроет путь ордам Миркула – камень будет держать проход открытым для служителей и притягивать их. Чародейка не могла допустить этого.

Миднайт поняла, что должна перекрыть туннель, и соответствующее заклинание тут же явилось к ней. Результатом заклинания должна была стать сферическая призма, геометрическое тело, искрящееся различными цветами, проникнуть через которое служителям не удастся. Скрежеща и царапая когтями внешние стенки призмы, они останутся снаружи, тогда как Миднайт укроется за ней.

– Последний шанс, женщина, – произнес крылатый монстр, подступая ближе. – Тебе не уйти.

– Ошибаешься, – пробурчала Миднайт и произнесла заклинание.

Искрящаяся призма окружила чародейку, одновременно перекрывая проход в Глубоководье.

Все тело Миднайт будто охватило огнем, а голова заболела так сильно, что чародейка чуть не лишилась разума. Из самых мощных заклинаний, какие только были известны магам, Миднайт за последние несколько минут использовала два, что плохо отразилось на ее силах. Впрочем, это было неважно. Чародейка будет в безопасности до тех пор, пока держится призма. А это продлится долго.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Анализ стихотворения Фета «Чудная картина…»

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина…», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Калининградский охотничий клуб . Епифаныч лесом вышел в чужую волость... Мутная тень от проходящего поезда ненадолго срезала со светлого пятна зреющей ржи серую высокую фигуру старика с ружьем... - В несусветной глуши пошли, вишь ты, эти чугунные звери! - проговорил он вслух по привычке и поковырял в ухе ушекопкой, после того как зверь длительно прокричал железной глоткой. - Замычал, епишина мать! И, вспомнив, забеспокоился: он видел, что до появления поезда его любимая собака Грунька по полотну гоняла зайца. - Грунька! Эво-о, эво-о!.. Собаки не было, и на крик старика она не прибежала. Епифаныч, торопливо обойдя рожь, зашагал опушкой туда, где последний раз мелькнул заяц, поднялся на полотно и увидал: недалеко на рельсах лежала задняя часть собаки, изуродованная, с вырванными кишками, а передняя - с высунутым языком - сползла под откос. - Ах ты, штоб тя! епишин сын... - Старик всплеснул руками, его длинная тень по желтому откосу тоже вся колыхнулась, взмахнула: - Прощай, Грунька! вот те и Грунька! Нагнул голову, замолчал; ушел в лес, а в ушах почему-то звучало свадебное причитание старухи над невестой: Прилетайте вы, птицы, носы железные... Уж вы повыдергайте, птицы, гвозди шеломчатые! "Да-а... вот они, птицы, носы железные... вот они, звери, змеи Горынычи, от их переведется лес - пустыня... Выстанет из дальних далей зверь с баками железными, и на месте съеденных лесов состроит зверь свое логово с воротами чугунными... Заревет медным рыком, пойдут в разные стороны зверята железные, начнут увозить пиленый лес да мох-пурдежь, а привозить зачнут посуду цветную, стекло узорчатое..." Обернулся назад Епифаныч, снял шапку и долго слушал, пригнув упрямую голову, далекое, смутное постукивание колес и отзвуки замирающих гудков. Пошел обратно домой через лес, считавшийся у многих непроходимым. Жил старик от чугунки далеко. Обида какая-то тлела в нем; обида неясная, но иногда необъяснимо колючая. А когда ложился спать у огня, то после еды, перед тем как зажмурить глаза ко сну, вспоминал: "Грунька! Ах ты милая ты!" Снилось старику в пути одно и то же: взрывает железный зверь болота - осушает их. И видит Епифаныч, вознесшись на колокольню, как обсохли болота - зыбучие пустыри, а с ними вместе высохли родники и лесные реки. Видит старика мечутся люди - воды ищут, мычит и ревет скотина - пить просит, а новые люди пришли, стоят на высохшей равнине, машут руками и велят распахивать обсохшие места плугом. - Эй, епишина мать! А удобрять чем будете? - вскрикивает во сне Епифаныч и всегда просыпается, а проснувшись, вспоминает: "Ах ты Грунька! Ведь зарезало! Зверь железный, штоб ему..." Спит снова, а утром встает для нового пути, разводит огонь, ест кашу, щупает на вороту медную ушекопку, ту, что висит на грязном шнурке вместо креста, ковыряет в ушах, заросших седым пухом, и говорит вслух, разглядывая небо: - Вишь ты, что... К мокрети, видимо, уши заложило. Идет. Матерые сосны слегка шумят вершинами: играет на вершинах с отливами их влажных сучьев раннее солнце. Неоглядная даль синеет меж рыжими и серыми стволами; пахнет багульником, с низин морошкой потягивает; под его лаптем, окрашивая бересту в кровавый цвет, мнется черника. - Вишь вот, рябина зачинает краску давать, не увидишь - и лето минет... которое ужо на веку?.. Согнал Епифаныч, проходя, стадо косатых, одна тетера прилепилась на сук сосны, втянула меж крыльев пугливую голову и клохчет. Старик привычно застыл на месте, лишь медленно тянет из-за спины ружье. "Ах ты Грунька!" Нашел мушку на дуле, рукой нажимает спуск, а выстрела нет. Глядит старик, а у ружья нет курка: соскочил курок, винт перержавел. "Конечно, епишина мать! Ружье не бьет, собаку зарезало". Пощупал за ремнем топор: "Тут!" Вынул капшук, набил трубку. Закурил. Бросил спичку; зажег сухой хворост: затрещало. Прижал лаптем, потушил и сказал, как всегда громко: - А что, ежели все спалить?.. От своего голоса оглянулся кругом: стоит лес, простирает к нему зеленые объятия; легкий ветер заставляет молодые березки сгибаться - они кланяются Епифанычу, словно угадали его жестокую думу: "Смилуйся, старый! Али не мы тебя приветили здесь? Али не нами ты грелся в дожди и оживал в тепле?" - Да-а... не вами! - понимая, что думают деревья, сурово говорит Епифаныч, идет на яркий свет и выходит на берег озера. Ширина - едва взгляд хватает. Под ногами старика высокий, мшистый берег; за озером даль синяя, и оттуда на озеро двигается еще синее дали лесной туча. Сбросил Епифаныч ружье, топор выдернул из-за ремня и приостановился, наморщивая упрямый лоб: "Побегут из эстих мест от нор звери... будет над гнездами кружиться птица, покеда не сгорит..." Страстно захотелось старику увидать трепыхающие, жаркие крылья пожарища. Послушать, как падают подгоревшие тяжелые сосны, поглядеть, может быть, последний раз, как загорится мох отдельными огоньками, будто свечечки, вспыхнет, погаснет - низко-низко проползет золотой змейкой и снова свечкой встанет. И знает старик, что сюда не придут люди с топорами, с лопатами, хотя дай по фунту золота. Знает и то, что когда сгорит лес да пойдет следом пожарища буря, то вывалит, сломит все, что не сгорело, но плохо держится на подгоревшей земле. Нашел Епифаныч смолья, натесал; в старом большом пне нутро вынул, чтоб лучше принялось, и умелой рукой разложил смольливую щепу внутри пня: "Вот вам, молодые, - царствуйте!.." А пока возился с тесом, не заметил, как туча закрыла небо и по озеру синим пологом легла ее тень. И едва он успел снять шапку да встать под густую ель - грянул гром, и молния огневыми разбросанными трещинами мелькнула по воде. Грянул гром, а в стороне с сухим треском раскололась от молнии и рухнула вековая сосна. - Пошла падера - епишина мать! Вихрем крутило, роняло, ломало сушины, а на волнующееся синее озеро с белыми отсветами молнии пошли глухие отзвуки из мшистой лесной пустыни. Часа три ждал конца бури Епифаныч. Когда смолкло, открылось солнце и синяя даль, еще более ароматная, поманила к себе, старик собрал свою прикладь и, обходя берегом озера, подумал вслух: - До зимы, значит, епишин сын, домой! А там в лес, ты его не извел... Он тебе не простит - замает насмерть... увидишь! Старинная изба у Епифаныча. Потолок в избе черный был, да выбелили бабы. Потолок высокий. К черному устью печи приделана палатка, а по печи новый дымоход выложен - дымник заколочен. Противился новшеству Епифаныч, но что делать, молодые царствуют в доме - настояли: - Оченно уж лопотье всякое грязнится и дымом пахнет. - Зато изба, епишина мать, с вашим новьем скоро сгниет. - Ой, старик! Столетня тюрьма, да жильцы силом туда идут. Лавки остались прежние, широкие, дедов тяжелыми задами по лавкам увалы выезжены. На лавках спереди узоры выпилены, как в боярских теремах... Сухие бледные ступни ног Епифаныча с печи торчат, на пальцах засохшие мозоли. Длинное туловище старика в белой домотканой рубахе растянулось по печи; светится, пошевеливаясь от дыхания, пышная борода, - бредит во сне старик... Снится Епифанычу досельное: вот он, пьяный, в красной кумачовой рубахе, в белых портках, перевитых до колен ременными оборами лаптей, с колом в руках, идет впереди своих мужиков на чужую деревню. - Не сдавай, епишина мать! - хрипло во сне кричит старик. Знает, что его силы боятся все. - Чего на гузно глянули?! Не пять! - И видит: бегут от него прочь все, и никто не смеет ввязаться в драку.- Ага, так-то, епишин сын! В лесу. Один идет Епифаныч на медведя, - в руке нож, другая обмотана бычьей шкурой. - Дайкось, давай, дедушко, сборемся! В лесу шум, треск, буря валит деревья, а в зелени и синеве сияет белый огонь - молния. Епифаныч идет, сорвало с головы шапку, треплет волосы, а он, не подымая шапки, кричит и посвистывает собаке: - А-а-а! о-о-о! - и просыпается... ... Епифаныч перестал спать на печи, пытливо поглядывает в окна, слышит - люди шумят по-весеннему. Собираясь в путь, понимает, что природа скоро выдернет из-под ног зимнюю дорогу. - Не опоздай, епишина мать! - ворчит старый, в белой рядовке, в белых валенках, вставая на лыжи. Его сутулая, но ширококостная подруга поправляет у мужа за плечами неловко сидящий пестерь с харчем. - Тяжко мне, старик, тебя снаряжать, сидел бы ты дома! Молчит Епифаныч. Идет к лесу, оглядывается; втягивает, словно зверь, воздух в себя и не курит. Видит старик, как чувствуя весну, над белыми берегами незамерзающего ручья, крякают кое-где взлетевшие селезни - птичьи зимовщики на Севере. Завидев уток, пробредет талым снегом охотничья лайка, взвизгнет, осторожно обнюхивая подтаявшие берега. "Эх, Грунька! жалко мне..." К весне ночи светлее, но знает старик, что до лесной избы не добрести на колжоных лыжах, и спит у костра: варит кашу на снеговой воде, ест потом, стащив с ног валенки, греет чулки и онучи. Спит, видит сон: по белому полю, окруженному на далекое расстояние зеленым огнем, словно молодым кустарником, кто-то по белому наделал пространных синеватых кругов, - спрашивает себя: - Епишин сын! Уж не твоя ли это лыжня? С зарей встает, оставляет догорающий костер тлеть, идет, оглядывая в лесу на высоких местах начавшие зеленеть проталины, а когда проходит глубоким снегом, то под ним с глухим шуханьем оседают сугробы. Епифаныч, разглядывая следы зверей, ворчит громко: - Куничку бы сковырнуть - ружье мелкого зверя возьмет, а снег еще глубокий... да-а! Куньих следов нет, но видит старик другие, крупные, глубоко вдавленные до черного кокорья. - Лось? вишь, до дна бредет... давай лося! Ружье не возьмет, да повадку его знаю: ему тяжело - мне легко брести на лыже; ужо на рога сяду - и топором. Жарко. Снял меховую шапку, - солнце припекает, и, нюхая воздух, чувствует, как из синей лесной дали потягивает запахом ранней травы на проталинах. Какая-то птица близко пищит на голых ветвях берез. Уркают косачи, ток начинают; синие, паутинно-тонкие тени от голых ветвей лежат на лесных полянах. Куропатки крупным жемчугом белеют, перелетая поляны и прогалины, падая в снег, пестрят махровыми, лапчатыми узорами следов синеватые равнины. Остановился было Епифаныч, загляделся на куроптей, но тут же упрямо сказал: - Идешь за лосем - нечего с птицей! Сидит у огня на пне Епифаныч, дремлет, умаял его сильный зверь. Снится старику старое - не нонешнее, а досельное. Зеленая стена расцветающей ржи - она заслонила в поле наполовину желтый от зари горизонт, а на золотом фоне ее виднеются разноцветные фигуры баб в праздничных одеждах, среди баб самая видная - грудастая его жена Степанида, в ее руке блестит, как полумесяц серебром, новый серп. В дреме двигается старик к золотому полю заката - тычется в огонь, обжигает руки, трещит его желтовато-белая борода; пахнет овчинным смородом от шапки. Проснувшись, он понимает, что соскользнул с пня. Снимает с полушубка рядовку, снимает полушубок и, развалясь у огня на шерстнатой овчине, прикрывшись рядовкой, снова дремлет. Слышит, будто бы идет по лесу ветер, посыпает кругом лиственным дождем, стонут деревья, иные трещат, как тетерев-глухарь на току: тра-а! тра-а! Видит старик, сквозь ветки деревьев сияет вода озерок, и соображает: луна лунит? Не вода это - лед!.. Просыпается - опять трещит его подпаленная борода и тлеет шапка, пахнет палениной. - А где-то моя добыча - лось? Спит, как я, умаялся? Знаю - ходко идешь, а не поможет! Боишься, зверь, погони - на бегу и на ночлеге не пьешь, не ешь, потому смерть чуешь... А я тут кашки пожую, толокна, и худо, а высплюсь, с зарей в ход... Тихо бреду - годы умаяли, набреду, когда отощаешь... набреду, епишина мать! С версту впереди и немного в стороне чутко спит лось - зверь... Спит потный, а бока обледенели, ночь холодная - инеем шерсть прихватило, из темной стала седой. В большом желудке зверя пусто. Горько во рту, слюна течет и мерзнет. Иногда опустит теплую морду в белую могилу снега, зобнет его со злобой, хочется ему съесть весь снег на пути, чтоб бежать легче, и знает, что глубок снег, не хватают до дна его сильные ноги. Под снегом цепкое колет и режет, рвет шерсть и мясо. Не хочется зверю есть - где-то глубоко гнездится забота с испугом, погоняет вперед, заставляет бежать шибче, а силы все меньше, и долит пот... Дрожит зверь днем на ходьбе и ночью в тревожном сне... Втягивает запах, чуждый лесу, и понимает, что оно близко, это страшное, неизбывное, похожее на березовые пни... Он не знает, откуда оно? Может быть, с вершин деревьев пришло с ветром. Иногда, когда в лесу цветут травы, жжет сверху светлое, то вверху также стучит, палит жарким, страшным деревья, и они падают, а то, что идет за ним, тоже сверкает; иногда стучит и колется по мясу жгучим и не дает бежать. Усталость смыкает зверю обледеневшие ресницы, закрывает пугливые, плачущие глаза, и чудится зверю жаркий день. Тучи жужжащих, колющихся до чесотки облепят тело. Вот он отряхнулся, мотнул рогатой головой, побежал, и шумящей тучей полетел за ним рой колющихся. Лось добежал до озера, забрел в воду до ушей, в прохладе отдыхает, а жужжащая тварь исчезла. Привольно зверю на быстрине устья лесной речки в озере, полощет вода разъеденные в кровь бока, только ноги засасывает жидкое дно, лось подтягивает ноги, чтоб плыть. Кругом шумит вода. Поводит во сне зверь ушами, и уши передают глазам тревогу. Открыв глаза, лось понимает, что не вода шумит, а шарчат по снегу деревянные длинные лапы страшного, что идет за ним и несет ему смерть... Перед сном лось, как всегда, из предосторожности прошел вперед, а спать повернул назад, но не прямо, а вбок, чтоб слышать, когда пойдут по его следам, и, не дав врагу добраться до конца петли, броситься в сторону... Глубок снег, не держит на себе тяжелого зверя, и не след за ним, а глубокая борозда с чернеющим кокорьем вьется, как страшная улика, туда, куда прошел он. Кидает лось комья снега во все стороны, ломает рогами встречные на пути сучья, а смерть бежит легонько по верху снега на скользящих лапах, и слышит по запаху ее близко лось. - Седьмая ночь! - ворчит Епифаныч. - Харч выходит... Зверя не загнал... Сильный - ломит снег, ломит кокорьё... Я тоже прахотеть зачал, да не уйти тебе, епишина мать, - загоню... снег, вишь ты, глубо-ка-ай... загоню!.. Э, брат чайничек, плеваться зачал - кипишь?.. Я вот чайку всыплю... толокно тоже готово. У Епифаныча одна забота - дойти зверя, растянуть, а куда идет - нет заботы, покончит - тогда оглядится. Лес он знает, выйдет к дому. Худо только то, что лес редеть начал. Недалеко бредет загнанный зверь - ноги ободраны до мяса, на брюхе висят клочья шерсти, и кровь каплет, кровенит снег. По снегу из рта не переставая слюна тянется. Сзади неторопливо, сберегая силу, Епифаныч скользит и думает о том, когда зверь не пойдет, а будет смирно стоять, ждать смерти. Курит Епифаныч на ходу и с плеч ружья не снимает. Ружье не убьет, а только напугает и, того гляди, лишней силы прибавит зверю, и вдруг старик закричал: - Вишь тя понесло, епишина мать! Видит Епифаныч, что выбрел зверь на мхи. Знает охотник место, знает, что мхи эти бесконечны, ни корму на них зверю, ни человеку поживы. На мхах поблескивают незамерзающие озера. Ветер поднялся, как только вышли на равнину, завевает снежной пылью в лицо, слезятся у старика от ветра глаза, и ноги леденеют на лыжах, - холод идет снизу. - Да вот, подикось, смолоду человека с пят до пупа берет тепло... В старости тот же низ до пупа леденеет, и от этого человеку на свете жисти мало остается. Впереди бредет лось, покорно опустил рогатую голову, иногда лишь нагнется низко, хватит в рот снега и с морды стряхнет одолевающую слюну. - Скоро тебе становой - епишина мать! И завел меня, что и харчу не хватит домой выбраться. Белым клубом ненадолго показалось солнышко, скоро растаяло в серых облаках. Хмуро, холодно. Ветер постоянный гуляет по равнине и поет свои вольные, вековечные песни. - Век ты поешь, как разбойник безликий, не поймать тебя, не посадить на цепь... Лицо морозишь, руки, ноги знобишь... От твоих зимних погудок - епишина мать! - зуб на зуб не попадает, а тебе, поди, весело? Аль темнеет? И то... пущай себе добыча идет, здесь не в лесу - видно, где стал; мне же не худо погреть кости. Дошел старик до кучки малорослых сосен, что одинокой семьей расположились в белой пустыне. Пестерь сбросил, снял ружье, стал готовить ночлег. А лось, как завороженный, привернул в сторону несколько шагов и недалеко, в двадцати саженях от старика, подогнул на снегу окровавленные ноги, улегся, согнув голову набок, одним глазом в сторону врага, - голову на снег положил и назначил торчащее вверх ухо часовым. Пошевелится старик - пошевелится и лосиное ухо, а глаз спит. Сырые сосны худо горят. Ветер неугомонно закидывает робкое пламя белым пухом, шипит от снега огонь, не разгорается. Ноги у старика стынут, и все тело жаркой сугревы требует, и ворчит Епифаныч, заставляя тревожно двигаться лосиное ухо: - Штоб те околеть, епишина мать, животина! В трущобу завела... сухого места нет! Полез рукой Епифаныч в пестерь и вспомнил: нет ни масла, не толокна, одни сухари по бересту кошеля шаростят, - все, брат, к концу! Кое-как вскипятил старик чайник с чаем, намочил, пожевал сухарей - голодно. Стал еще кипятить воду. Поднялась на болотах-мхах белая падера, метет ворохами колючую пыль, а от белой пыли в глазах у Епифаныча столбы стоят то синие, то зеленые, и не видит он ничего впереди, только ясно, когда перемежится вьюга, лежит и шевелится перед ним, как на скатерти, лосиное ухо. - Огонек ты зачахлый! Дайкось я тебя прибавлю-у... Остервенело рубит Епифаныч сухую, обмерзлую кокорину, в замирающий огонь подкладывает торопливо. Силы у старика много, но холод одолевает и зубы стучат. Зубы еще наполовину целы, и волосы седые только в бороде, но кровь стала не прежняя. - Захолонешь, епишина мать! того гляди, захолонешь, коли оно... без сушины, без смолья, - надея малая. И понесло тебя!.. А не отступлюсь, врешь!.. Выбился на работе из сил. Без смолья закидает ветер снегом огонь и тебя, епишина мать, с головой зароет. Чтоб не потерять в снегу, топор к дереву приставил, снял рядовку, снял полушубок, лег у огня на полушубке, ногами в сторону лося, а голову повыше на пенек положил, рядовкой плотно покрылся и бока подтыкал. Едва лег, начала долить дремота, но мысль назойливая не дает покою: "Не проспи огня, епишин сын! Огня! помнишь ли? огня! Не прос...что-о? Открывает глаза, под боком еще пылает огонь с одной стороны; разложил было его старик с другой тоже, но сырое дерево не принялось... Вдали, в молочно-белом сумраке, торчит вверх лосиное ухо, торчит мохнатое и не двигается. - Эк мы с тобой, дружок зверь, ухлябались... А дойду - тебе конец!.. Ежели огонь цел - с зарей я встану... Потух - ты пойдешь... Ветер тебе помогает... живит, наносит запахом пути... Все я про тебя смыслю... Меня ветер не любит,- я человек и его работать на себя заставляю, а он вольный... Ветер, лось, лес, медведь - свои... Я чужой, я человек... у меня сила... у тебя помощь - сила да ветер... Лежит Епифаныч на мху, спит не спит, но видит далеко, ясно видит - растут у него ноги, вытянулись по белой равнине и пятками в озеро уперлись, что незамерзающей водой сквозь белые туманы сверкает, и холодеют ноги Епифаныча все больше и больше. Сбоку горит огонь, но он позеленел и подымается, как сверкающая льдина... Сегодня с зарей первым встал лось - пошел медленно, медленно. Человек забеспокоился и тоже кое-как размялся - встал, оставив на ночлеге ружье и пестерь, а вечереть стало - лег человек на лыжи, не снимая ни рядовки, ни полушубка. Зверь покорно лег в трех саженях от человека, но человек, имея топор, не в силах к нему двинуться, прикончить добычу. С зарей опять первым встал лось. Зашатался на окровавленных ногах, лизнул обледеневший бок и опасливо фыркнул в сторону человека. Старик, собрав силы, крикнул: - Видишь, я лежу, епишина мать! Лежи... я еще погреюсь под снегом... За ночь ветер намел на старика снегу - под снегом тепло... Лось, шатаясь, брел к первому озерку; дошел, поглядел назад, напился, забрел в воду и медленно поплыл на другую сторону, откуда тянуло запахом далекого леса и лесных проталин.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Анализ стихотворения «Чудная картина» Фета

А. Фета часто упрекали за чрезмерную краткость и отсутствие глубокого смысла в стихотворениях. Поэт признавался, что даже проявление личных чувств считает излишним. По его мнению, произведение должно максимально точно передавать непосредственные впечатления и не навязывать позицию автора читателям. Особенно ярко эта мысль Фета проявлялась в его раннем творчестве. Характерным примером служит стихотворение «Чудная картина» (1842 г.).

Автор описывает свои реальные впечатления под воздействием зимней ночной поездки. Стихотворение представляет собой миниатюру. Оно могло быть создано в приливе творческого вдохновения за несколько секунд. Талант Фета заключается в том, что он сумел запечатлеть самые нужные детали. Личное отношение автора выражено только в одной фразе: «как ты мне родна». Этого вполне достаточно, чтобы показать безграничную любовь поэта к своей земле. Если для большинства современников патриотизм выражался в обилии торжественных слов и обещаний, то Фет всего лишь упоминает о некоторых обыденных приметах русского пейзажа: «белая равнина», «блестящий снег». «Саней… одинокий бег» связывает его стихотворение с традиционным образом русской тройки, символизирующей собой всю Россию.

Фет был человеком с очень тонко чувствующей душой. Обычные вещи, на которые многие бы не обратили никакого внимания, могли привести его в восторг. Главная заслуга поэта заключается в умении передать читателю это чувство с использованием минимальных художественных средств. Стихотворение «Чудная картина» кажется до банальности простым и наивным, но волшебным образом создает в душе радостную атмосферу.

Поэт был еще очень молодым человеком. Его вдохновение было напрямую связано с юношескими мечтами и надеждами, которые отличались свежестью и чистотою.

Только после трагической смерти М. Лазич в творчестве Фета появляются личные мотивы. Но при этом поэт никогда не навязывал своих печальных размышлений природе, а продолжал искать в ней соответствие личным переживаниям. Фет придерживался мнения, что природа стоит с человеком на равных и обладает собственной душой. Поэтому свою задачу он видел в том, чтобы отдать природным явлениям заслуженную дань уважения, а не пытаться объяснить их с точки зрения разума.

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

А. Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У А. Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. А. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.

Поэзия Ф. Тютчева - это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты раковые”, в эпоху крушения веками складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований.

В своих лирических шедеврах Ф. Тютчев внешне идет как бы не от заранее заданной мысли, а от внезапно захватившего его чувства или впечатления, навеянных явлениями внешнего мира, окружающей реальной действительности, минутным душевным переживанием. Поэт видит радугу и тут же набрасывает небольшой всего лишь восьми строк “пейзаж в стихах ”, как удачно назвал Н. Некрасов его стихотворные картины природы. Но процесс создания стихотворения на этом не заканчивается. В творческом представлении поэта яркость и мимолетность “радужного виденья” влечет за собой иной образ - яркого и мимолетного человеческого счастья. Появляется новая строфа, и “пейзаж в стихах” приобретает смысл философского иносказания (“Как неожиданно и ярко.”).

Другой пример. Беспросветный дождь внушает поэту мысль о столь же беспросветном людском горе, и он пишет стихи не о дожде, а о слезах. Однако вся интонация, весь ритмический строй стихотворения проникнуты не умолкающим звуком падающих дождевых капель (“слезы людские, о слезы людские.”).

А. Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.

В “ночной поэзии” А. Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь - единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план - символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна -воздушная дорога - путь жизни человека.

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа

Царит весны таинственная сила

С звездами на челе. -

Ты, нежная! Ты счастье мне сулила

На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,

А вон оно - как дым

За ним! за ним! воздушною дорогой-

И в вечность улетим.

Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность. Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия. А. Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”. Ассоциация ночь – бездна - человеческое существование, развиваясь в поэзии А. Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта А. Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки А. Фету.

В образную ассоциацию стихов А. Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. А. Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты.


Полезные статьи:

Внетекстовое художественное пространство и время в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Художественные функции пространственно-временных образов в эпиграфе ко всему роману "Капита
В романе "Капитанская дочка" проявилась типичная черта пушкинской прозы - ее последовательский, аналитический характер. В этом произведении Пушкин выступает и как историк, и как художник-мыслитель, творчески осмысливающий и худо...

Гипертимически-демонстративные личности
У Достоевского мы также встречаемся с типичной гипертимически-демонстративной личностью. Речь идет о повести «Дядюшкин сон», один из главных героев которой, Марья Александровна, исполнен гипоманиакальной подвижности и изворотливости. Она...

«Евгений Онегин»
Онегин - типичный представитель дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Поэт создал такой образ, в котором отражена «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Онегин – является современником, ка...