Доклад на методическом объединении на тему "использование рациональных методов и приемов на уроке информатики". «Повышение качества уроков информатики через освоение различных методических приемов и форм работы на уроках и во внеклассной работе «открытие»

Потребность в получении новых знаний заложена в маленьких детях природой. Как считают психологи, к среднему звену школы эта потребность резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией. Здесь возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности

Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения.


Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.


Для повышения мотивации необходимо:

    обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

    использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

    организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

    самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

    видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.

В начале изучения нового курса, раздела или темы, мы часто произносим примерно следующие слова: "В современном обществе человек не может быть успешен без знаний информатики (физики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше школьных учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации, увы, в наше время малоэффективен. Вопреки распространенному мнению о высоком уровне интереса учащихся к информатике, с каждым годом поддерживать этот интерес становится всё труднее. Нередко от учеников можно услышать фразу "Зачем мне информатика? Я не собираюсь быть программистом”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, логика, методы вычислений, т.е. то, что вызывает трудности в понимании).

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Вы, наверное, часто замечали, что слова "Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем "Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой, особенно среди учащихся младшего и среднего звена. В старшей школе в соответствии с возрастными особенностями мотивация должна носить преимущественно прагматический характер.

Проведя анализ статей, связанных с мотивацией на уроках, мною было замечено, что существуюет ряд приёмов, которые позволяют смотивировать детей к учёбе. Каждый из этих приёмов, осознанно или на интуитивном уровне применяет каждый учитель во время проведения своих уроков. Мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал.

Прием первый: обращение к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Т ак, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания. О чём, кстати, я стараюсь говорить практически на каждом уроке - это как резюме ко многим темам. Почему данная тема важна и как нам это пригодится в жизни.

Прием второй: создание проблемной ситуации

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

Пример ы

    Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.

Интересная формулировка тем встречается в учебнике «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» под ред. Макаровой Н.В. «Что скрывается в строке меню?», «Один помощник - хорошо, а два - лучше», «Алгоритмы в нашей жизни». Но уже в среднем и старшем звене таких тем не встречается.Поэтому я сама преобразовываю тему, формулируя ее проблемно.«Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.“Алгоритм - это … ” вместо обычного “Понятие алгоритма”.«Функции «редактора» вместо «Редактирование документа»2) Вопросы, задаваемые в ходе урока.В учебниках информатики предложено много заданий и вопросов. Например:

  • Что такое чип?

Все эти вопросы направлены на то, чтобы, прочитав учебник или выслушав объяснение учителя, дети могли воспроизвести информацию, которую они поняли и запомнили. В действие включаются такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память, представление. Но можно ли утверждать, что, отвечая на эти вопросы, дети мыслят? воображают? Скорее всего - нет. Почему? Потому что вопросы носят репродуктивный характер и не включают школьников в состояние умственного затруднения, противоречия. Иначе говоря, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и усвоения школьниками информации, фактического материала. Известно, что "пустая голова не рассуждает" (

Что такое информационная модель? Можно ли эту модель назвать информационной?
Какие действия можно выполнять над папками? Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)?
Что такое чип? Чип - это микропроцессор?
Назовите основные устройства компьютера. Мышь является основным устройством компьютера?
Что понимается под производительностью компьютера? Количество элементарных операций, выполняемых за одну минуту - это производительность компьютера?

П.П. Блонский). Однако нельзя обходиться только репродуктивными вопросами, можно их переформулировать, превратив их в проблемные. Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у субъекта, школьника состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация. 3) Вашему вниманию предлагается проблемная задача с противоречивым способом решения.Изучая тему «Виды адресации в электронной таблице MS Excel» (9 класс), предлагаю задачу по суммированию чисел из двух столбцов. Непременное требование задачи - формулу суммы обязательно копировать. Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения.Далее предлагаю решить эту же задачу, внеся небольшие изменнеия - добавив ещё один столбец - «сумма в руб» и ячейку с текущим курсом доллара. Условие копирования формулы сохраняется.Для решения задачи ученики пишут формулу =E6*G1.При копировании формулы в столбце F будут получаться самые неожиданные результаты. При помощи вопросов (что у вас получается в столбце F? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная адресация».Таким образом, данная задача создаёт проблемную ситуацию, которая была выстроена мною целенаправленно.

Третий прием: решение нестандартных задач.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Системы счисления», «Кодирование информации », «Логика», учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство.

Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую, и не представляет никакого интереса для учащихся. Но тема «Системы счисления» есть в существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению. Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:

Пример 1:

В декартовой системе координат постройте фигуры по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления.

При изучении темы «Кодирование информации» (5 класс) показываю ребятам, как можно зашифровать текст и изображения. Это очень нравится детям.

Прим ер 2 :

Пример 3 . «О познай пословицу»

Перед вами программист ские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте н азвать, как они звучат в оригинале

1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты )

2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь )

3. Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек )

4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет )

5. Вирусов бояться - в Интернет не ходить (Волков бояться - в лес не ходить )

Пример 4 Ребусы.

При изучении темы «Решение логических задач» (10 класс) рассказываю ребятам о «Задаче Эйнштейна». Во-первых, сама фамилия этого учёного уже привлекает внимание ребят. А когда они самостоятельно решают эту задачу, у них возникает ситуация успеха и кажется, что все остальные задачи им по плечу.

Пример:

Загадка Эйнштейна — известная логическая задача, авторство которой по распространённому в Интернете, вероятно неправильному, мнению приписывается Альберту Эйнштейну (иногда Льюису Кэрролу). По легенде эта головоломка была создана Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Также бытует мнение, что она использовалась Эйнштейном для проверки кандидатов в ассистенты на способность к логическому мышлению.

Некоторые приписывают Эйнштейну рассуждение, в котором тот утверждает, что лишь два процента населения земного шара способны оперировать в уме закономерностями, связанными сразу с пятью признаками. Как частное следствие этого, приведённая головоломка может быть решена без использования бумаги лишь теми, кто принадлежит к этим двум процентам.

На одной улице подряд стоят пять домов, каждый — своего цвета. В каждом живёт человек, все пять — разных национальностей. Каждый человек предпочитает уникальную марку сигарет, напиток и домашнее животное. Кроме того:

Норвежец живёт в первом доме.

Англичанин живёт в красном доме.

Зелёный дом находится слева от белого, рядом с ним.

Датчанин пьёт чай.

Тот, кто курит Marlboro, живёт рядом с тем, кто выращивает кошек.

Тот, кто живёт в жёлтом доме, курит Dunhill.

Немец курит Rothmans.

Тот, кто живёт в центре, пьёт молоко.

Сосед того, кто курит Marlboro, пьёт воду.

Тот, кто курит Pall Mall, выращивает птиц.

Швед выращивает собак.

Норвежец живёт рядом с синим домом.

Тот, кто выращивает лошадей, живёт в синем доме.

Тот, кто курит Winfield, пьет пиво.

В зелёном доме пьют кофе.

Вопрос:

Кто разводит рыбок?


Четвёртый прием: исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений , который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное - у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

Важным мотивом для учащихся среднего звена при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам в начальной школе.

Пример.

Иногда на уроках необходимо выполнить небольшую презентацию -проект. И, если есть возможность - стараюсь менять ребят группами, чтобы они смотрели, что получилось у их одноклассников при том же самомо наборе начальных данных. Таким, образом, в начале следующего урока можно подвести итог, о многообразии использования различных средств (например презентаций) и обязательно показать такое действие. Которое никто из ребят не использовал (как правило это движение по зададнной траектории)

Так, например, в 8 классе мы с ребятами делали проект «тетрис ». При изучении раздела «Средства мультимедиа». Работая с презентациями ученикам кажется, что они уже всё знают и порой им неинтересно создавать презентации.

См презентацию 5 класс

"Этот процесс ор нитологи называют миграцией”

"Этот старинный комод ем у достался в наследство от бабушки”

"Он всегда имел за пас каль куляторов”

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы и т.п.

Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей (и учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив какой-нибудь раздел, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу Word или Excel. В качестве поощрения можно добавлять баллы за оригинальность созданного кроссворда.

Также очень эффективен, особенно, в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д

Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себ я корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

Золотова Анна Владимировна

В связи с надвигающейся реализацией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в основной школе, перед педагогами, преподающими в средней школе, наиболее актуально встаёт вопрос организации уроков открытия новых знаний. На наш взгляд для организации таких уроков большой интерес представляют проблемно-диалогические методы.

Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, учитель выступает в качестве организатора и координатора деятельности.

В данной технологии различают два вида диалога: побуждающий и подводящий, которые имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся (см. таблицу 1).

Таблица 1

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановки проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Сообщение темы

Поиска решения

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знаний

Подробнее о технологии проблемно-диалогического обучения, которую реализует образовательная система «Школа 2100», можно узнать, например, на сайте www.school2100.ru и в статье Е. Л. Мельниковой «Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения».

В данной методической разработке мы предлагаем примеры применения технологии для организации уроков открытия новых знаний с помощью побуждающего диалога, в котором объединим побуждающий от проблемной ситуации диалог и побуждающий к выдвижению гипотез диалог. Методическую разработку в первую очередь адресуем учителям информатики, но любой учитель-предметник без труда сможет адаптировать её к своему предмету.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог - это метод, который представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Представим детальное описание побуждающего диалога (см. таблицу 2):

Таблица 2

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

Что вас удивило?

Что интересного заметили?

Какое противоречие налицо?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

Вопрос был один?

А мнений сколько? или Задание было одно?

А как вы его выполнили?

Почему так получилось?

Чего мы не знаем?

Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопро-сом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетами, экспериментом, наглядностью

Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Чем это задание не похоже на предыдущее?

Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг. 2. Доказать, что задание не выполнено

Какое было дано задание?

Какое знание вы применили? Удалось выполнить задание верно? Почему так получилось?

Пример 1: Информатика, 5 класс. Виды информации по форме представления (см. таблицу 3).

Проблемная ситуация создаётся вопросом или практическим материалом на новый материал, сталкивающим мнения обучающихся.

Таблица 3

Анализ

Учитель

Ученики

Сегодня главным героем урока станет одна очень известная особа... Для представления её я использую два способа:

Сначала я опишу внешность этой особы: Высок, строен, музыкален и носит шляпу. У него необычный цвет кожи. Кто это?

Скажите, благодаря описанию вы получили информацию?

Теперь я представлю этого героя с помощью фото.

Кто же это?

Ребята высказывают свои мнения, скорее всего они догадаются о том, кто этот герой.

Да.

Крокодил Гена.

Задание на новый материал

Скажите, вы в обоих случаях получили информацию?

Да.

Побуждение к осознанию

Вы одинаково воспринимали информацию?

Информация была представлена в одинаковом виде?

Нет.

Нет.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

В каком виде можно представить информацию?

Тема

Виды информации…

Пример 2: Информатика, 6 класс. Единицы измерения информации (см. таблицу 4).

Проблемная ситуация создаётся предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

Таблица 4

Анализ

Учитель

Ученики

Ваня попросил Максим записать их проект, объемом 701440 Кб на диск объемом 700Мб. - Максим утверждает, К - это означает кило-, то есть в 1Мб ровно 1000 Кб, поэтому объем проекта 701,44 Мб и на диск он не поместится.

Ваня утверждает, кило- в измерении информации 1024, то есть в 1Мб ровно 1024 Кб, поэтому объем проекта меньше 685 Мб и на диск он поместится.

Побуждение к осознанию

Кто из мальчиков прав?

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Как выразить 1Мб в килобайтах?

Что означает приставка кило- в информатике?

Тема

Можете сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Измерение информации…

Пример 3: Информатика, 5 класс. Что умеет компьютер (см. таблицу 5).

Проблемная ситуация создаётся в два шага. Первым шагом вопросом или практическим заданием обнажается житейское (т. е. ошибочное или ограниченное) представление обучающихся. Вторым шагом любым способом (сообщением, экспериментом, наглядностью, расчётами) предъявляется научный факт.

Таблица 5

Анализ

Учитель

Ученики

Вопрос на «ошибку»

Вася просит маму купить ему компьютер. Он утверждает, что на большом экране компьютера мама сможет даже смотреть новости и кино.

Согласны ли вы с мнением Васи?

Ответы учеников будут разными, поскольку многие из них считают, что компьютер - это монитор…

Предъявление научного факта расчетами

В магазине Консультант Пётр сказал, что главное хороший системный блок с качественным содержимым. Тогда компьютер будет уметь всё.

Что вы думаете об этом мнении?

Учащиеся высказываются.

Побуждение к осознанию

Что вы предположили?

А как на самом деле?

Что и Вася прав, и консультант Пётр тоже.

Может быть компьютер - это что-то особенное?

Побуждение к проблеме

В чём же возникла проблема?

Не знаем точно что-такое компьютер и что он умеет делать.

Тема

Как можем сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Что такое компьютер и что он умеет делать.

Пример 4: Информатика, 7-8 класс. Сложение чисел в двоичной системе счисления (см. таблицу 6).

Проблемная ситуация создаётся в два шага. Первым шагом предъявляется практическое задание, сходное с предыдущим, выполняя которое обучающиеся применяют уже имеющиеся у них знание и допускают ошибку. Вторым шагом доказывается, что задание школьниками выполнено неверно.

Таблица 6

Анализ

Учитель

Ученики

Предъявление противоречивых мнений

Петя складывает два числа:

В десятичной системе счисления 10 10 + 11 10 = 21 10 .

В двоичной системе счисления больших отличий не будет, так как она также является позиционной, но так как цифры 2 в двоичной системе нет, то 2 2 = 11 2 , поэтому 10 2 + 11 2 = 111 2 .

Коля утверждает, что Петя на прав.

В двоичной системе счисления переполнение разряда происходит, когда в одной позиции собирается 2 единицы. Обычно при переполнении разряда мы пишем 10, поэтому 10 2 + 11 2 = 101 2 .

Слушают (или читают текст) задачу. Осмысливают ситуацию.

Побуждение к осознанию

Кто из мальчиков прав?

Высказывают предположения. Понимают, что возникло противоречие.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Как правильно сложить числа в двоичной системе счисления?

Тема

Можете сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сложение чисел в двоичной системе счисления…

Пример 5. Информатика, 7-9 класс. Вещественные числа (см. таблицу 7).

Проблемная ситуация создаётся практическим заданием, сходным с предыдущим.

Таблица 7

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на новый материал

VAR A,B,C:INTEGER;

BEGIN

C:= A * B;

WRITE (C);

End.

Поменяйте третью строчку программы так, чтобы с стало частным чисел Aи B. Проверьте результат на компьютере.

Задание выполняют легко, но большинство учащихся испытывают затруднение, так как не понимают, что С обязательно должно стать вещественным. Среда программирования выдаёт ошибку.

Побуждение к осознанию

В чем затруднение?

Может быть нужно обратить внимание на типы переменных?

Не знаем, что делать.

Учащиеся высказываются

Побуждение к проблеме

Действия с вещественными числами.

Тема

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сразу после формулирования темы (постановки главного вопроса, проблемы) педагог побуждает учащихся к формулированию плана по поиску решения проблемы.

Пример 6. Информатика, 7-9 класс. Цикл с постусловием (см. таблицу 8).

Проблемная ситуация создаётся практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Таблица 8

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на известный материал

VAR A,B,C,N,I:INTEGER;

BEGIN

I:= 0; N:= 0;

WHILE N<100 DO

BEGIN

READ(A); N:= N+A; INK(I);

END;

WRITE(I);

END.

Какую задачу можно решить с помощью алгоритма?

Ребята высказываются. Формулировки, безусловно, могут отличаться.

Задание на новый материал

Измените алгоритм, чтобы с помощью него можно было решить такую задачу: С клавиатуры вводят числа до тех пор, пока их сумма не станет большей 100. Сколько чисел вводят?

Проверьте результат на компьютере.

Задание выполняют легко, но с ошибкой, так как понимают, что цикл с предусловием здесь «не поможет».

Побуждение к осознанию

В чем затруднение?

Почему не можете использовать эту конструкцию?

Не знаем, что делать.

Потому что надо сначала сделать, а потом проверять условие.

Побуждение к проблеме

Как вы можете сформулировать тему урока?

Цикл с последующей проверкой условия.

Тема

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сразу после формулирования темы (постановки главного вопроса, проблемы) педагог побуждает учащихся к формулированию плана изучения темы урока, то есть по поиску решения проблемы.

Пример 7. Информатика, 7-8 класс. Сложение чисел в двоичной системе счисления (см. таблицу 9).

Таблица 9

Анализ

Учитель

Ученики

Тема

Можете сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сложение чисел в двоичной системе счисления.

Действия с числами в двоичной системе счисления.

Побуждение к формулированию плана

Обучающиеся высказываются.

Повторить, что такое двоичная система счисления.

Вспомнить правила выполнения действий в позиционных системах счисления.

Узнать особенности действий с числами в двоичной системе счисления.

Рассмотреть примеры.

Основной этап урока, который следует сразу после формулирования плана - это поиск решения проблемы. На этом этапе урока педагог организовывает побуждающий к гипотезам диалог.

Считается, что это наиболее сложный для реализации метод поиска решения. Метод представляет собой сочетание специальных вопросов стимулирующих выдвижение и проверку гипотез по поводу сформулированной проблемы.

Пример 8. Информатика, 6 класс. Различные подходы к измерению информации (см. таблицу 10).

Урок с общей и частными проблемами.

Таблица 10

Анализ

Учитель

Ученики

Актуализация знаний

ПОСТАНОВКА

Создание проблемной ситуации

Примите сообщение:

Завтра в 20.00 по каналу СТС покажут фильм «красная шапочка».

Для кого из вас это сообщение информативно?

Вспомните, что это означает?

Совершенно верно.

В таком случае: Можно ли измерить информацию?

В чём у вас затруднение?

Отвечают, поднимают руки. Некоторые испытывают затруднение.

Это значит, пополняет наши знания…

Испытывают затруднение.

Информацию можно измерить, так как объем знаний может увеличиться.

Информацию нельзя измерить, так как мы ничего «не можем потрогать».

Какой будет тема урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Измерение информации.

Измерение информации.

Что же нам необходимо сделать?

Выслушивает ответы обучающихся, корректирует, кратко фиксирует на доске (или, например, на слайде)

Обучающиеся высказываются.

Узнать можно ли измерить информацию.

Если можно измерить информацию, то какими способами.

Существуют ли единицы измерения информации.

Рассмотреть примеры.

ПОИСК

Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез

2. Проверка гипотез.

ПОИСК

Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез

2. Проверка гипотез.

ЗАДАНИЯ

Формулирование нового знания

Какие у вас есть предположения по поводу измерения информации?

Выслушивает ответы обучающихся, кратко фиксирует.

Что вы узнали?

Мы будем придерживаться того, что информацию можно измерить.

Рассмотрим две ситуации:

1. Петя: Коля, ты придёшь ко мне в гости?

Коля: Петя, да, я приду.

Это сообщение для Пети информативно.

Сколько информации получил Петя после ответа Коли?

2. Петя набрал сообщение «Коля, приходи ко мне в гости. Жду.» для отправки по электронной почте. Сколько информации будет отправлено?

Как вы считаете, информацию будут измерять одинаково в обоих случаях?

Возможно, педагог подскажет обучающимся направления формулирования гипотез.

Проверьте правильность своих гипотез.

Организует самостоятельную работу учащихся по проверке гипотез.

Что вы узнали?

Итак, к измерению информации существует два подхода: содержательный и алфавитный.

Информацию можно измерить.

Информацию нельзя измерить.

Какую-то информацию можно измерить, а какую-то - нельзя.

Проверяют гипотезы.

Высказываются.

Высказываются.

Высказываются.

Высказывают гипотезы.

Проверяют гипотезы.

Высказываются.

Сколько информации получил Петя после ответа Коли?

Сколько информации получит Коля?

Воспользуемся содержательным подходом к измерению информации. Ответ на альтернативный вопрос несёт 1 бит информации.

1 символ компьютерного алфавита несёт в себе 1 байт информации, поэтому сообщение, которое получил Коля несёт в себе 34 байта.

В данном примере предполагается, что для проверки гипотез учащимся предложен соответствующий материал (если в учебнике нет достаточного количества информации, то предоставлен дополнительный раздаточный материал, даны адреса сайтов в Интернете и т.п.).

Пример 9. Информатика, 7 класс. Объекты и модели. Информационные модели (см. таблицу 11).

Урок с соподчинёнными проблемами.

Таблица 11

Анализ

Учитель

Ученики

ПОСТАНОВКА

Создание проблемной ситуации

Разделите слова на 2 группы:

Человек, компьютер, манекен, кот, фотография кота, движение поездов, автомобиль, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, скелет человека, скелет кота, автомодель, расписание движения поездов, манекенщица.

Что у вас получилось?

По какому принципу вы делили слова и словосочетания на группы?

Каким одним словом можно назвать условное представление любого объекта?

Пытаются выполнить задание.

Высказываются.

В 1 группе названия объектов.

Во второй группе различные представления этих объектов.

Высказываются.

Автомодель можно просто назвать моделью.

Манекенщицу просто называют моделью.

Формулирование проблемы (темы и целей урока)

Какой будет тема урока?

На уроках информатики мы будем изучать только те модели, которые «нельзя потрогать», они являются описаниями объектов.

Описание объекта об этом объекте несёт какую-то информацию. Как тогда называют модели-описания?

Фиксирует тему урока на доске.

Модели и виды моделей.

Может быть информационными?

Информационные модели.

Что же нам необходимо сделать?

Выслушивает ответы обучающихся, корректирует, кратко фиксирует на доске (или, например, на слайде)

Обучающиеся высказываются.

Узнать что такое модель.

Узнать какие бывают модели.

Узнать, что такое информационная модель.

Рассмотреть примеры.

ПОИСК

Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез

2. Проверка гипотез.

Что такое модель? Что называется и является информационной моделью? Какие у вас есть предположения?

Проверьте правильность своих гипотез.

Организует самостоятельную работу учащихся по проверке гипотез.

Высказывают гипотезы.

Проверяют гипотезы.

ЗАДАНИЯ

Формулирование нового знания

Первичное применение нового знания

Что вы узнали?

По ответам обучающихся строит на доске (или слайде) схему-классификацию информационных моделей.

Вернёмся к исходному заданию.

По какому принципу делятся слова и словосочетания?

Высказываются.

Фиксируют схему в тетради.

В 1 группе - объекты-прототипы, во 2 группе - модели объектов. Можно выделить информационные модели (фотография кота, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, расписание движения поездов)

В заключении отметим, что приведенные примеры ситуаций универсальны, они могут быть модифицированы в зависимости от преподаваемого предмета, значения изучаемого материала, ситуации в классе и др.

Источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. (http://standart.edu.ru/).

2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. (http://www.school2100.ru/).

3. http://pdo-mel.ru/.

4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М. : ФГАОУ АПКиППРО 2012. - 168 с.

5. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. - М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013. - 138 с.

6. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2013. - 144 с.

7. Планируемые результаты. Система заданий. Математика. 5 - 6 классы. Алгебра. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений; под ред. Г. С. Ковалёвой.О. Б. Логиновой. - М. Просвещение, 2013. - 176 с.

8. Геометрия. Планируемые результаты. Система заданий. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций; под ред. Г. С. Ковалёвой.О. Б. Логиновой. - М. Просвещение, 2014. - 107 с.

9. http://www.panoramaphoto.biz/

Использование интерактивных методов на уроках информатики

в условиях ФГОС

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Основные цели интерактивного обучения:

  • стимулирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание аналитического и критического мышления;
  • формирование коммуникативных навыков
  • саморазвитие учащихся.

Современный урок в рамках ФГОС это урок на котором необходимо использовать современные технологии, различные методы и формы работы.

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления ,

Технология критического мышления позволяет: объединить

  • организовать самостоятельную работу на уроке;
  • вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
  • развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
  • повышать уровень самоорганизации учащихся;
  • овладевать рациональными приемами самообразования;
  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
  • развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на мотивирование ученика, подсознательное побуждение его на исследовательскую, творческую активность, предоставление ему условий для осмысления материала и помощи в обобщении приобретённых знаний.

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»:

Стадия вызова.

Стадия осмысления.

Стадия рефлексии.

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

Получение новой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

Размышление, рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Применение технологии развития критического мышления на уроках информатики

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Рисунок 1. Пример использования приёма «Корзина»

Класс: 7

Информация и её свойства.


Используется механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать или есть вопрос). Индивидуальная работа.

Таблица 1.

Пример использования приёма ЗУХ

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее. Есть вопрос?

Информация – это некоторое сообщение, которое люди передают друг другу. Она содержится в книгах, в окружающихся нас звуках, показаниях приборов и т. д.

Информация как сигнал. Сигналы бывают дискретными и непрерывными. Виды информации: визуальная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Основную информацию человек получает визуально 80–90 %. Информация имеет свои свойства: объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность.

Каким образом получают информацию слепые? Как проверить информацию на достоверность? Все ли свойства должны выполняться для любого вида информации?


В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Класс: 9

Тема: Алгоритмы и исполнители.


Прием «Кластер». Работа в группах.


На поисково- исследовательском этапе класс делится на группы (по 5 человек).


Задание: составить кластер на основе изучения материала учебника. Также наряду с составление кластера обучающиеся составляют список вопросов. Затем группы выступают со своими работами, обсуждают появившиеся вопросы (вся деятельность осуществляется между обучающимися, учитель выполняет функцию координатора; на возникшие вопросы могут отвечать члены других групп, при затруднении обращаясь к учителю).

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими).

Рисунок 2. Пример использования приёма «Кластер»

Класс: 9

Тема: Информационные технологии и общество.


Прием «Зигзаг». Работа в группах.


На поисково-исследовательском этапе класс делится на группы (по 4 человека).


1этап. Внутри группы распределяют номера от 1 до 4.


2 этап. Обучающиеся рассаживаются за столы в соответствии с выбранным номером, в группе изучают материал учебника, составляют опорные схемы:

Рисунок 3. Схема размещения групп обучающихся


1 стол . Предыстория информатики;


2 стол . История чисел и систем счисления;


3 стол . История ЭВМ;


4 стол . История программного обеспечения и ИКТ.


3 этап. Возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.


Класс: 9

Тема: Способы поиска в Интернете.


Прием «Исследовательский проект». Индивидуальная работа.


На этапе рефлексии учитель предлагает обучающимся записать в тетради вопрос или тему, о которой им хотелось бы узнать подробнее. Домашнее задание: выполнить поиск ответа на свой вопрос при помощи Интернета. Проанализировать эффективность поисковых систем (не менее трёх), какая из них для них лично более предпочтительна, свой ответ обосновать по пунктам:


1. Какими поисковыми системами ты пользуешься чаще всего? Почему ты отдаешь предпочтение именно им?


2. Напиши преимущества и недостатки выбранных поисковых систем.


3. Какая из выбранных поисковых систем выдала наиболее оптимальный для тебя ответ на твой вопрос? Сделай выводы по проделанной работе.

«Мозговой штурм»

При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез

Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

Например:

I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?

III уровень – А нужны ли нам исполнители?

Или:

I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)

Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.

Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.

Прием «Кубик»

В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.

Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.

Примеры таких задач вы может увидеть ниже:

Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Учитель

Душевный, открытый

Любящий, ищущий, думающий

Много идей - мало времени

Призвание

Или:

Учитель

Суетливый, крикливый

Объясняет, объясняет, ждет

Когда окончится эта пытка?

Бедолага


Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 6-ом классе.

Цикл

Сложный, разный

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Важно

Или:

Развилка

Полная, сокращенная

Предлагает, выбирает, решает

Нужно выбрать правильный путь

Проблема

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени .

Приемов развития критического мышления великое множество, их применение на уроках также не ограничено. Уроки с применением подобных методик делают занятия более занимательными и продуктивными, а также дают учителю широкую картину уровня осознания и понимания изучаемого материала обучающимися.

Цифровые образовательные ресурсы дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • 1. построение урока с применением программных мультимедиа средств:
    обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
  • 2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
  • 3. организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными
    моделями.
  • 4. обработка результатов эксперимента.
  • 5.разработка методических программных средств.
  • 6. использование ресурсов интернет.
    7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
  • Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

    LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность.

    сайт http://standart.edu.ru )

    Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах:

    Интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны;

    Мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука;

    Моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования;

    Коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса;

    Производительность - автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера.


    «Мозговой штурм»

    При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

      I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез

    Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

    Например:

      I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие? III уровень – А нужны ли нам исполнители?
      I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

    на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:


    Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

    Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

    Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)

    Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.

    Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)

    Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

    Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.

    Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

    В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

    Узнал новое

    Хочу узнать подробнее

    Переменные и действия над ними. Циклы

    Как найти сумму нескольких чисел

    Узнал новое

    Хочу узнать подробнее

    Цикл «Для». Команды строка и столбец

    Как закрасить ряд поля, прямоугольную область поля, все рабочее поле

    Как закрасить все рабочее поле Робота в разные цвета

    Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)


    Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

    Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.

    Прием «Кубик»

    В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.

    Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.

    Примеры таких задач вы может увидеть ниже:

    Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

    Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

    1. Объясняются правила написания синквейна.

    2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

    3. Задается тема синквейна.

    4. Фиксируется время на данный вид работы.

    5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

    Учитель

    Душевный, открытый

    Любящий, ищущий, думающий

    Много идей - мало времени

    Призвание

    Учитель

    Суетливый, крикливый

    Объясняет, объясняет, ждет

    Когда окончится эта пытка?

    Бедолага

    Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

    Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

    Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

    Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 6-ом классе.

    Цикл

    Сложный, разный

    Повторяется, работает, зацикливается

    Без цикла нельзя начистить картошку

    Важно

    Развилка

    Полная, сокращенная

    Предлагает, выбирает, решает

    Нужно выбрать правильный путь

    Проблема

    Прием «Написание эссе»

    Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает

    Актуальность темы.

    В наше время повсеместного распространения электронных вычислительных машин (ЭВМ) человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес исследователей и практиков всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине - информатике.

    На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно - логических моделях, и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам. Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между информатикой как наукой с собственной предметной областью и информационными технологиями.

    Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Итак, актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на факт введения в состав учебного плана общеобразовательной школы дисциплины «Информатика», на сегодняшний момент, методика её преподавания освещена нечётко и в недостаточном объёме.

    Объектом исследования является методика преподавания информатики.

    Предметом исследования является методика преподавания темы «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» в 9 классе с использованием дифференцированного метода обучения.

    Цель данной курсовой работы заключается в разработке методики преподавания темы «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» в 9 классе с использованием дифференцированного метода обучения.

    Задачи , поставленные для достижения цели:

    · провести анализ учебно-методической литературы;

    · изучить принципы дифференцированного метода обучения;

    · составить планы-конспекты уроков, посвященных теме «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» для 9 классов общеобразовательных школ;



    · разработать домашнее задание по теме «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» для 9 классов общеобразовательных школ.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


    ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ.

    Методы и приёмы обучения информатике

    Информатика и ИКТ” один из “молодых” предметов в школьном курсе. Но за счёт стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.

    Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;

    2. Создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;

    3. Интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями;

    4. Создание условий для выявления одаренности учащихся.

    С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов.

    Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, между самими учениками.

    Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

    Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

    Метод (от гр. methodos – “исследование”) – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

    В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:

    1. Способ деятельности учителя и учащихся;

    2. Совокупность приемов работы;

    3. Путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

    4. Система действий учителя и учащихся.

    Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитании.

    Классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов.

    1. Практический метод основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

    2. Наглядный метод. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

    3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

    4. Работа с книгой отражает метод самостоятельной работы учеников, включающей чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.

    5. Видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и электронного учителя, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученика высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

    При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

    1. Соответствие целям и задачам обучения, воспитания и развития;

    2. Соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.);

    3. Соответствие реальным учебным возможностям учащихся класса: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности, степень владения информационными и коммуникационными технологиями), особенностям класса;

    4. Соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных учебно-методических материалов) и отведенному времени для обучения;

    5. Эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.);

    6. Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).

    Цель урока всегда согласуется с возможностями средств для ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при различном содержании методы могут быть разными, поэтому при их выборе учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для учащихся.

    Форму урока учитель может выбрать по своему усмотрению: или групповую, или в парах, или фронтальную. Заметим только, что организация групповой работы, дающей хорошие результаты, требует формирования соответствующих навыков у учащихся.

    При выборе фронтальной формы обучения условием продуктивной деятельности класса является учет того, что урок – это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ.