Краткая хронологическая таблица жизни и творчества твардовского. Основные даты жизни и творчества а

Жизнь А. Т. Твардовского в датах и фактах

1910, 8 июня — рождение поэта на хуторе Загорье Смоленской губернии в семье сельского кузнеца.

1918- 1924 — годы учебы в сельской школе, ранний интерес к поэзии.

1924 — работа селькором смоленских газет, где в 1925 году были напечатаны его стихи.

1925- 1936 — поэмы о коллективизации: «Путь к социализму», «Вступление», «Страна Муравия». Повесть «Дневник председателя колхоза». Выход сборника стихов, в который вошли произведения 1930- 1935 г.

1939 — окончание Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Выпуск поэтического сборника «Сельская хроника».

1939-1940 — участие в советско-финляндской войне в качестве военного корреспондента. Цикл стихов «В снегах Финляндии». На-граждение орденом Ленина, присуждение Сталинской премии 2-ой степени за книгу «Страна Муравия».

1941-1945 — работа в военных газетах, публикация многочис-ленных корреспонденций, очерков и стихов. Создание поэмы «Ва-силий Теркин. Книга про бойца». (Государственная премия СССР, 1946)

1946 — Поэма «Дом у дороги» (Гос. премия СССР, 1947). Публи-кация стихотворений о войне: «Я убит подо Ржевом» и др.

1950-1954 — Работа главным редактором журнала «Новый мир». Публикация поэмы «За далью даль» (Ленинская премия, 1961). Первая редакция поэмы «Теркин на том свете».

1961 — Публикация поэтического сборника «Стихи из записной книжки», книги литературной критики «Статьи и заметки о лите-ратуре».

1963 — Публикация окончательной редакции сатирической по-эмы «Теркин на том свете». Материал с сайта

1963-1968 — Работа на посту вице-президента Европейского со-общества писателей. Лирика последних лет: «Из лирики этих лет» (1967), цикл «Памяти матери» (1965), цикл стихов «Из записной книжки». Активная государственная деятельность.

1971 — смерть Александра Трифоновича Твардовского в дачном поселке близ Красной Пахры Московской области.

Александр Твардовский (1910-1971) — советский поэт, прозаик и журналист, основной темой его творчества стали события Великой Отечественной войны. Самый известный персонаж его одноименной лирико-эпической поэмы, известной как на Родине, так и за рубежом и рассказывающей о судьбе, жизни и личных переживаниях простого человека в условиях войны, — солдат-герой Василий Теркин, простой русский человек, ставший на защиту Родины от завоевателей, проявившей в борьбе храбрость, мужество, смекалку, неиссякаемый оптимизм и здоровый юмор.

Появился на свет Твардовский в 1910 году в крестьянской семье (хутор Загорье, Смоленская губерния), происхождение родителей: папа - кузнец, мама - из семьи так называемых однодворцев (крестьян, живших на окраине России для охраны её граничных пределов). Родители-крестьяне были людьми грамотными, в доме любили читать произведения русских классиков (Пушкина, Гоголя, Лермонтова). Будущий поэт сочинил свои первые поэтические строки, еще даже не умея писать.

Учение Твардовского проходило в обычной школе в селе, к четырнадцати годам он уже несколько раз публиковал свои небольшие стихотворения в местных газетах. Редакторы положительно отзывались о его творчестве и всячески поддерживали юное дарование в его начинаниях и помогали публиковать его поэтические опусы.

Окончив школу, Твардовский переезжает в Смоленск, там он планировал учиться и работать, однако ему пришлось перебиваться случайными и непостоянными литературными заработками. Когда журнал «Октябрь» опубликовал пару его стихотворений, он в 1930 году решил перебраться в Москву, но попытка была не очень удачной и после возвращения, еще 6 лет он живет в Смоленске, поступает в педагогический университет. В 1936 году, не окончив обучение, он уезжает в столицу, поступает в Московский институт истории, философии и литературы. В этом же году он начинает активно печататься, тогда же выходит знаменитая поэма «Страна Муравия», в которой автор поддерживает проходящую в стране коллективизацию (несмотря на то, что его отец был репрессирован, а родной хутор разгромлен односельчанами). В 1939 году появляется его поэтический сборник «Сельская хроника», в тоже время поэта в рядах Красной Армии оказывается на Западно-Белорусском фронте, затем принимает участие в боевых действиях в Финляндии как военный корреспондент.

1941 год - Твардовский корреспондент газеты «Красная Армия» в Воронеже, он приступает к работе над поэмой «Василий Теркин» (одним из самых больших творческих достижений поэта, написанным простым и понятным для обычных людей слогом, которое создавалось на протяжении нескольких лет и было издано в 1945 году), поэтический сборник «Фронтовая хроника», закладывается начало поэмы «Дом у дороги». Каждая часть поэмы «Василий Теркин» периодически печаталась в военных газетах для поднятия морального и боевого духа бойцов Красной Армии.

В послевоенное время Твардовский активно ведет свою литературную деятельность. В 1947 была издана книга рассказов, посвященных военным событиям «Родина и чужбина», в период с 1950 по 1960 год была сочинена новая поэма «За далью даль».

1967-1969 года ознаменовались работой над автобиографической поэмой «По праву памяти», посвященной трагической судьбе отца, Трифона Твардовского, подвергшегося репрессиям со стороны советской власти. Эта книга в значительной мере испортила отношения автора с официальной цензурой, которая не разрешила публиковать данное произведение (читатели могли ознакомиться с ним только в конце 80-х).

Будучи долгое время редактором литературного журнала «Новый мир», Твардовский не раз боролся с представителями советской цензуры, борясь за право публикации в журнале произведений, принадлежащих авторам, не угодным советской власти (Ахматова, Солженицын, Бунин, Троепольский и другие). Таким образом, журнал «Новый Мир», знакомивший читателей с творчеством писателей-шестидесятников, представлял для власти определенную оппозиционную силу, которая высказывала явные антисталинские идеи, что, в конечном счете, привело к снятию Твардовского с занимаемой должности.

Закончил свой земной путь поэт, прозаик и публицист в небольшом городке Красная Пахра (Подмосковье) в декабре 1971 года. Он скончался от тяжелой и продолжительной болезни, рака легких, и погребен на московском Новодевичьем кладбище.

Сочинение

В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война, послевоенное возрождение. Это поэт - советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе. Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.

По поэмам Твардовского можно проследить историю страны. Первые поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия» отрази­ли период коллективизации. Крестьянин Никита Моргунок от­правляется искать ту обетованную землю, которая
…в длину и в ширину - кругом своя.
Посеешь бубочку одну,
И та - твоя.

Это идеал крестьянского счастья. Твардовский ведет Моргун­ка по всей стране, и, в ходе путешествия наблюдая то новое, что несут с собой колхозы, герой отказывается от единоличного хозяйства и приходит к мысли, что колхоз - это и есть кресть­янский рай. Твардовский использовал мотив путешествия, характерный для народного творчества, с той же целью, что в свое время Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэт искренне верил, что коллективизация принесет крестьянам сча­стье. Позже - в 1960-е годы - в поэме «По праву памяти» Твар­довский с высоты личной судьбы и исторического опыта ос­мыслит коллективизацию, увидит не только открывшиеся перспективы, но и гибельные меры, которыми проводилось рас­крестьянивание России.

В годы Великой Отечественной войны Твардовский создает поистине народную «книгу про бойца» «Василий Теркин». Ее герой стал олицетворением всей русской нации. Общность судь­бы Теркина с судьбой всего народа подчеркивается в поэме не­однократно. В образе героя отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество Теркина - трудо­любие. Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Теркин способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить. Теркин не унывает даже в са­мой тяжелой обстановке, он умеет подбодрить шуткой, смеш­ным рассказом.

Твардовский в индивидуальном облике воплотил всеобщее, присущее народу. Вместе с тем поэт подчеркивает, что «в каж­дой роте есть такой» Теркин. Герой выступает как обобщенный образ Бойца и Человека:
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, -
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

Образ героя сливается с образом всего воюющего народа. В главе «Смерть и воин» Теркин преодолевает даже смерть. В такой условной форме Твардовский воплотил мысль о непобедимо­сти, бессмертии народа: «Не подвержен Теркин смерти, коль войне не вышел срок».

Поэма «Василий Теркин» - эпопея войны, так как в много­образных боевых эпизодах, в различных ситуациях и сценах соз­дается образ народа на войне, прослеживается ее история от отступления до победы.

В послевоенный период во время хрущевской оттепели Твар­довский продолжает биографию Теркина в поэме «Теркин на том свете». Поэт хотел очистить народное сознание от тотали­тарной идеологии. Не случайно поэма начинается со спора по­эта с идеологически обработанным читателем, который во всем слышит «отголоски недозволенных идей», видит крамолу в ли­тературном произведении, даже не читая его, а безусловно веря официальным оценкам. Теркин из эпического героя превраща­ется в героя трагического: сохранив живую душу на «том свете», Теркин вступает в поединок с тоталитарной системой. «Тот свет» - военно-бюрократическая Система с загробактивом, «Гробгазетой», Особым отделом, Органами, Сетью, в которой избыток набитых дураков, не желавших уходить в отставку. Теркину удается сохра­нить живую душу и выбраться с «того света». Он совершает в мирное время духовный подвиг. Возвращение Теркина - это обретение выхода для всего живого, что пыталась задушить мерт­вая Система, где мертвецы командуют живыми, где «за живых мертвец в ответе». Если Теркин-боец возвеличивал свое государство, все делал для его победы, то новый Теркин разрушает тоталитарную сис­тему, которая давит человека.

В послевоенный период Твардовский пишет поэму «Дом у до­роги» - плач о семьях, которые война разбросала, разрушила. Описывая довоенную жизнь и быт семьи Сивцовых, поэт показы­вает условия формирования стойкости героев, любви к своему Дому.

Эта любовь помогает Андрею, вернувшемуся с войны, отстраивать дом в надежде, что вернется его жена, снова будет крепкая и доб­рая семья. Надежда и любовь не оставляют и Анну даже в неверо­ятно тяжелых условиях фашистского концлагеря. Название «Дом у дороги» символично - это дом у дороги войны.

Лироэпическая поэма «За далью - даль» раздвигает время и пространство современной поэту действительности 1960-х годов.

Поэт обращается в прошлое, чтобы сопоставить с настоящим, увидеть те преобразования, которые произошли в стране. Обра­щение к далям времени позволяет размышлять о судьбе русско­го народа, о его характере и традициях (главы «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре»). В главе «Так это было» Твардовский рассказывает о периоде культа личности Сталина, о том складе личности человека, который вырабаты­вался в это время:
Но кто из нас годится в судьи -
Решать, кто прав, кто виноват?
О людях речь идет, а люди
Богов не сами ли творят?

Поэт пытается философски осмыслить время, найти истоки происходившего.

Помимо временных далей поэт обозревает и дали географи­ческие. Поэма - это своеобразный дорожный дневник путеше­ствия на поезде Москва - Владивосток, проходящем через всю страну. Огромные пространства пробегают за окнами вагона. Проехав через всю страну, поэт с необыкновенной преданно­стью и любовью вспоминает о своей «малой» родине:
С дороги - через всю страну -
Я вижу отчий край смоленский.

Перед поэтом предстает еще одна даль - даль нравственных потенций человека, глубокая даль души лирического героя.

Все три дали сливаются в большое симфоническое произве­дение, в котором раскрываются сила и могущество страны, кра­сота и героизм советского человека. Поэт убежден в историче­ской правильности и прогрессивности пути нашей страны:
За годом - год, за вехой - веха,
За полосою - полоса.
Нелегок путь. Но ветер века -
Он в наши дует паруса.

Последней поэмой Твардовского была «По праву памяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы совет­ской власти - великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о куль­те личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны:
Забыть велят и просят лаской
Не помнить - память под печать,
Чтоб ненароком той оглаской
Непосвященных не смущать.

Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравст­венным меркам. Он видит истоки обесчеловечивания, предатель­ства в сталинских временах, когда переворачивалась мораль, когда доблестью считались лжесвидетельство, предательство, клевета, если это совершалось под знаком любви к вождю. Поэт уверен, что убить память невозможно, что народ будет помнить свою историю, так как
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!

Поэма «По праву памяти» - горькое, драматическое произ­ведение. В ней Твардовский трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем:
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардов­ского, получила свое философское осмысление в его послед­ней, итоговой поэме.

Данный цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского включает в себя 3 конспекта:

1. «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского (урок в курсе "Литература Смоленщины" 9 класс).

2. А. Т. Твардовский. Стихи последних лет (урок в 11 классе в курсе истории русской литературы)

3. Война в творчестве Твардовского (2 урока в 9 классе в курсе истории русской литературы)

Используются следующие формы уроков: изучение нового материала, урок-лекция, урок-мастерская.

К каждому уроку прилагается презентация.

Для 9 класса имеется раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе в курсе «Литература Смоленщины»

Тема: «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского.

Цели: познакомить учащихся с лирикой послевоенного периода; рассмотреть системы образов и тем; сопоставить с лирикой довоенного периода, выделить общее и различное; воспитывать патриотические чувства.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: исследовательский; творческого чтения.

Виды деятельности учащихся: ответы на вопросы; выразительное чтение; сообщение об определенном периоде творчества поэта.

Приемы: выразительное чтение; постановка вопросов; лекция.

Оборудование: портрет Твардовского; книга лирики; презентация.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.);
  2. Знакомство с лирикой Твардовского послевоенного периода (36 мин.):
  • Общая характеристика послевоенного периода творчества поэта;
  • Сообщения учащихся;
  • Чтение и анализ стихотворений, прослушивание аудиозаписи;
  • Сопоставление с лирикой довоенного периода.
  1. Итог урока (3 мин.);
  2. Домашнее задание (3 мин.).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. В прошлом годы, когда мы с вами знакомились с довоенной лирикой Твардовского, я обмолвилась, что в следующем году мы будем изучать послевоенную лирику. Этот день наступил. Записывайте в тетрадях число. И тему нашего урока – «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского (Слайд 1).

2. Знакомство с лирикой Твардовского послевоенного периода.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы рассмотрим лирику послевоенных лет, рассмотрим систему образов, изменилось ли что в ней. И в конце урока сопоставим довоенную и послевоенную лирику. Начнем все по порядку.

Чтобы приступить к изучению лирики, необходимо знать основные моменты жизненного и творческого пути в этот период. Я просила подготовить краткое сообщение о жизни Твардовского после войны. Пожалуйста.

За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создает ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего это относится к его поэме "Василий Теркин (Книга про бойца)"(Слайд 2), рассказывающей о жизни простого солдата, написанной ярким языком, ставшей воплощением русского характера. Герой поэмы, Василий Теркин (Слайд 3), стал поистине народным героем.
Об ужасах войны, о ее бессмысленности и жестокости, рассказано Твардовским в стихотворениях "Две строчки", "Я убит подо Ржевом", в поэме "Дом у дороги".
С 1950 года и почти до самой своей смерти - до 1970 года (с перерывом с 1955 по 1957 годы) Твардовский занимал пост главного редактора журнала "Новый мир", также продолжая и литературную деятельность (Слайд 4).
С 1961 по 1966 годы Александр Твардовский является кандидатом в члены ЦК КПСС. Из-под пера поэта в 60-х годах выходят такие замечательные произведения, как поэмы "За далью даль", "По праву памяти".
Твардовским написано и множество прекрасных лирических стихотворений - "Спасибо за утро такое", "Чуть зацветет иван-чай" и других, наполненных любовью к родной земле. Это чувство не покидало Александра Трифоновича до последних дней своей жизни.
18 декабря 1971 года в поселке Красная Пахра, что в Московской области, Александр Твардовский скончался.

Учитель: Спасибо. Все коротко и ясно. Из этого сообщения мы уже услышали, какие темы будут превалировать в этот период. Прежде всего – это военная тема. Не только Твардовский, но и многие другие поэты и писателя, пережившие войну, надолго задержатся на этой теме, чтобы показать все ужасы кровопролитной войны. Рассмотрим же некоторые произведения, которые уже упоминал докладчик: «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и другие.

Обратимся сначала к стихотворению «Две строчки» .

(выразительное чтение)

Какая картина предстает перед глазами? Перечитаем еще раз строчки, которые ее рисуют (Слайд 5).

Убитый мальчик лежит на льду озера. Убит в Финляндскую войну. Автор настолько сильно сочувствуют мальчику, что ему кажется, будто он сам лежит на месте мальчика. Этим стихотворением Твардовский подчеркивает жестокость и бессмысленность войны. Убит мальчик, которому бы еще жить и жить.

Учитель: Да, вы правы. Война жестока и бессмысленна. И погибают на войне самые дорогие и близкие люди. Твардовский здесь изображает мальчика – бойца. Не мужчину, а всего лишь мальчика. Но и тот уже встал на защиту своей Родины. Мотив долга имеет место быть. Все стихотворение пронизывает образ льда и холода. Твардовский применяет олицетворение: «шинель ко льду мороз прижал», «лед за полу придержал». Мы можем допустить, что так автор передает свое личное чувство войны. Для него это неведомая неукротимая стихия, перед которой жизнь оцепеневает, останавливается. Она все замораживает. Образ льда – это черствость людей к существованию и судьбам друг друга, их безучастие . Таким образом, Твардовский, обрисовав гибель одного человека, передал всю бессмысленность и глупость войны, эти никому ненужные жертвы, оставленных людей, забытых всеми.

Рассмотрим другое стихотворение – «Я убит подо Ржевом». Вспомним, что послужило поводом для написания.

Стихотворение основано на реальных событиях. Его герой - Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко.

Учитель: Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. - Да он шевелится! - закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем. Несомненно, поэт выслушал и записал рассказ бойца. Вскоре появилось и само стихотворение. Рассмотрим информацию на слайде (Слайд 6).

А сейчас прослушаем аудиозапись стихотворения «Я убит подо Ржевом» в исполнении Александра Соловьева, поэта и диктора.

(прослушивание аудиозаписи; Слайд 7)

Проанализируйте это стихотворение. Что перед нами? Кто перед нами? Чего хотят? Даю 3 минуты на обдумывание (текст перед глазами).

По форме стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» представляет собой диалог – нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом.

Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения: «Я вам жить завещаю - Что я больше могу?» Но жить, заклинает герой, всегда помня о своей стране и о тех, кто погиб во имя нее.
Стихотворение сюжетно: лирический герой рассказывает «собеседникам» свою личную историю: «Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте…», которая перерастает в историю миллионов людей, историю целой страны. Понять это помогает, в том числе, и перечисление важнейших этапов войны, которые стали для всех русских людей вехами их личной жизни.
Самое страшное для героя не то, что «во всем этом мире ….ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей», не то, что «для меня - ни известий, ни сводок после этого дня». Больше всего солдат переживает о том, что не сможет больше воевать - помогать наступлению столь важной для всех победы. Его смерть, как и смерти миллионов убитых, как и жизнь тех, кто остался сражаться, может оправдать лишь одно – победа.

Учитель: Спасибо. Очень подробный и глубокий анализ. Стихотворение воспринимается как завещание всех павших, не доживших до Святой Победы, тем, кто дошел, выполнил, добил фашизм в его «логове». Это и предупреждение всем последующим поколениям, чтоб не допустили повторения кровавой бойни, ибо приостановить войну сложнее, чем не допустить её. Из собственного «далека» поэт говорит с потомками, чтоб помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену - свою жизнь.

А теперь рассмотрите образы, которые присутствуют в стихах этого периода.

В первые годы после войны основные образы – это боец, возвращающийся домой после войны, чтобы восстанавливать разрушенное хозяйство. Другой образ – мать, не дождавшаяся сына с фронта, поседевшая раньше времени. После 50-х годов Твардовский пишет в основном о восстановлении разрушенных хозяйств, о дружбе, о долге, воспевает героические города (Москву). Мотив памяти проходит через весь цикл. Люди должны помнить, какой ценой завоевана победа.

Учитель: Теперь, когда мы познакомились с тематикой послевоенного периода, давайте сопоставим его с тематикой довоенного периода. Как поменялась система образов?

Если для довоенной лирики характерны образы мирных жителей, земляков, невест, матерей, то для послевоенного периода характерны образы бойца, возвращающегося домой, матери, ждущей домой своих детей. Акцент на мирных жителях не делается – во время войны практически все ушли на фронт. Даже дети – и те принимали участие в боях.

Учитель: Верно. А какие темы можно выделить для этих двух периодов?

Для довоенного периода – тема крестьянского быта и уклада, а для послевоенного – тема восстановления страны (Слайд 8).

3. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с послевоенной лирикой Твардовского. Сравнили ее в довоенным периодов и выявили существенные различия. Как видим, война коренным образом изменила все содержание творчества Твардовского. Да и не только одного Твардовского. Все писатели и поэты ХХ века подверглись такому изменению.

4. Домашнее задание .

Литература:

  1. Меркин Г. С. Литература Смоленщины. Том 2. – Смоленск, 2003.
  2. Твардовский А. Книга лирики. – Москва: Советский писатель, 1983.
  3. http://www.litra.ru/biography/get/biid/00206071211285684497/
  4. http://prochtu.ru/uslishu.php?avtor=1145&kniga=1
  5. http://psj.ru/blog/poisk-pobeda/444.php

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Вздохните, люди, переступив войны порог…» Послевоенная лирика А. Т. Твардовского

Василий Теркин

«Две строчки» … Лежало как-то неумело По-детски маленькое тело. Шинель ко льду мороз прижал, Далеко шапка отлетела. Казалось, мальчик не лежал, А все еще бегом бежал Да лед за полу придержал...

Фамилия: Бросалов Имя: Владимир Отчество: Петрович Дата рождения: __.__.1924 Место рождения: Калининская обл., г. Калинин Дата и место призыва: Калининский РВК,Калининская обл.,Калининский рн Последнее место службы: 133 сд Воинское звание: красноармеец Причина выбытия: убит Дата выбытия: 25.09.1942

Образы земляков, мирных жителей; Темы крестьянского быта и уклада. Образы бойца и матери, ждущей домой своих детей; Темы войны, восстановления страны. Довоенная лирика Послевоенная лирика

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 классе в курсе истории русской литературы

Тема: А. Т. Твардовский. Стихи последних лет.

Цели: познакомить учащихся с лирическими произведениями последних лет; научить выделять в общем потоке материала главное и фиксировать в тетради; воспитать патриотические чувства.

Тип урока: урок-лекция.

Методы: эвристический, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся : запись в тетрадь по ходу лекции, выразительное чтение.

Оборудование : презентация, портрет Твардовского.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.);

2 . Получение новых знаний (35 мин.):

3. Подведение итога урока (5 мин.);

4 . Домашнее задание (3 мин.) .

Ход урока

I Организационный момент

II Получение новых знаний

Учитель: Сегодня на уроке-лекции мы познакомимся со стихами последних лет. Это понятие объединяет лирические циклы, опубликованные в журнале «Новый мир» 1965-1969 годов под заголовками «Из лирики этих лет», «Стихи из записной книжки», «Из записной книжки» (слайд 2). К печати эти подборки стихов готовил сам автор.
Стихи эти имеют особую эстетическую значимость. Константин Симонов по этому поводу говорил: «Казалось, в своей поэме «За далью - даль» Твардовский поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться невозможно. А он сумел. И эта последняя, высочайшая его вершина - его лирика последних лет» (Слайд 3). «Стихи неслыханной искренности и откровенности» - так воспринял Федор Абрамов позднюю лирику Александра Твардовского. «Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствам, мыслям, природе, быту, политике», - писал С. Я. Маршак в своей книге «Воспитание словом» (Слайд 4).
В статье об А. А. Ахматовой А. Т. Твардовский высказал самую дорогую для себя мысль: «Поэзия Ахматовой - это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. В целом - это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (Слайд 5). Эти слова были определены эстетической близостью двух художников слова, стремившихся выйти за пределы узкой композиционной формы краткого лирического стихотворения. Их привлекало создание лирических циклов как своеобразной новой структурной формы большого масштаба. У Твардовского работа над такими циклами проходила в течение многих лет.

«Это - настоящий реквием, простой, величавый и скорбный» (Слайд 6).

Эти слова С. Я. Маршака относятся к таким «проникновенным стихам» А. Твардовского, как «Я убит подо Ржевом» (1945-1946), «В тот день, когда окончилась война» (1948), «Сыну погибшего воина» (1949-1950), «Их памяти» (1949- 1951), «22 июня 1941 года» (1950), «Жестокая память» (1951), «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю, никакой моей вины» (1966) (Слайд 7). Они составили стихотворный цикл, отличающийся тематическим и эмоциональным единством и свойственной художественному мышлению А. Твардовского повышенной ретроспективностью. Нельзя не заметить, как часто в его стихах сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный». Они выносятся в заглавия стихотворений, становятся ключевыми в развитии темы. С них нередко начинаются лирические признания поэта, его размышления:

Нам памятна каждая пядь

Земли, где пришлось отступать

И каждая наша примета

В пыли сорок первого лета.

(«У славной могилы», 1943)

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

И доме он хранит.

(«Зачем рассказывать о том», 1943)

(Слайд 8)
Обращение к прошлому, к памяти позволяет постичь высшие моменты бытия. Память питает лиризм поэта, восстанавливает то, что было подлинным счастьем и радостью. Жизнью. Миром. Представление о нем создают те «подвижные картины», с которых начинается стихотворение «Жестокая память». Обращает на себя внимание лиризм воспоминаний, переданный в мягком, неторопливом, певучем звучании стиха. Но «Жестокая память» - это и стихи, впитавшие в себя напряжение и драму истории, иные подробности и приметы времени: «окопная маскировка», «дым горячих воронок», «угарная пыль похода», «соль солдатской спины», «сражений грохочущий вал». Все это вбирает в себя метафорический образ потрясающей силы:

Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны.

«У каждого настоящего поэта обязательно есть стихи, выделяющиеся из прочих, возвышающиеся над остальными. Они становятся достоянием различных антологий, хрестоматий. В этом ряду, - считает К. Ваншенкин, - безусловно, и «Я убит подо Ржевом». В своей заметке «О стихотворении «Я убит подо Ржевом» поэт рассказывает об истории его создания, о поездке под Ржев осенью 1942 года:
«Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле».
Трагизм хода истории был для Твардовского очевиден. И он сумел рассказать об этом по-своему. Названия стихотворений «Я убит подо Ржевом» и «Лежат они, глухие и немые» возвращают нас в памятную, тяжелейшую пору, которую переживала страна.

Слова эти написаны с полной достоверностью - и чисто внешней, и психологической. Это ощущение человека, который был сам участником событий, когда «было все на кону», когда «решалась судьба Отечества». «Форма первого лица» и обнажает, и затушевывает авторское присутствие в стихе. В другом стихотворении - «Лежат они, глухие и немые» оно проявляется в элегическом звучании стихотворной фразы, щемяще-грустной интонации, в выборе слова:

Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли -
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней.


(Слайд 9)

Поставленные рядом, два эти стихотворения образуют смысловое и эмоционально- лирическое единство. Это своего рода поэтическая дилогия, в которой постигается судьба фронтового поколения, воссоздается его духовный, нравственный портрет. Поэт словно бы предвосхищает судьбы павших.
История создания стихотворения «В тот день, когда окончилась война» по-своему замечательна. Повторив первую строку стихотворения, вынеся ее в заголовок, поэт тем самым утвердил мысль о значительности, важности исторического момента - кончилась война! В стихотворении ситуация драматизирована: происходящее не описывается, а развертывается перед нами. Исторические воспоминания о «том дне» пережиты Твардовским глубоко лично. Это трагедийное повествование, в котором поэт развивает тему «большой разлуки», «великого прощания». Стихотворение обретает летописную трагедийную торжественность и значительность. По мере развития темы усиливается эмоциональное напряжение стиха. В эпически мерном движении строк мы чувствуем элегическую печаль, которая имеет действенную силу катарсиса:

Лирика отражает процессы внутренней жизни автора. В стихах Твардовского с годами стала явственнее проступать искренность личных признаний, а в поэтической манере - исповедальность тона. В справедливости сказанного убеждает стихотворение, завершающее реквием, - «Я знаю - никакой моей вины»:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

(Слайд 10)

Об этом стихотворении много писали:

«Удивительное стихотворение. Ведь всего-навсего одна и та незаконченная, как бы затихающая в глубоком, уже бессловесном раздумье фраза. И слова - все до одного обычные, ни одного по видимости поэтичного. А возникло из этих обиходных слов чудо поэзии» (А. Кондратович).
«Казалось бы, что может сделать один художник в разливанном море всеобщего безумия?.. И конечно же, прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как очевидный акт безумия и что она была тяжелой и кровопролитной. И тем не менее не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близкого к ощущению собственной вины: «но все же, все же, все же» (Б. Можаев).
Григорий Бакланов в своих воспоминаниях о Твардовском заметил: «Это «все же» не одного его сопровождало и сопровождает в послевоенной выпавшей нам жизни. Но только он мог так за всех сказать».
У Твардовского «невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе» выражается с редкой обнаженностью чувств. Стихи обрываются на одной из кульминаций мысли. Поэт остается один на один со своими воспоминаниями, мы имеем дело с чистой рефлексией. А в самой незавершенности мы не можем не видеть драматического начала. Недоговоренность, стихи, остановленные на полуфразе, получают особенную выразительную силу, таят в себе загадку, скрытый смысл, который приковывает читателя.
Твардовский представляет собой явление исключительной цельности. Это Мастер, мысль которого обращена к тем нравственным и эстетическим заветам, которым должен следовать художник слова и которые связаны с его духовными исканиями. Традиционная в русской литературе тема «О поэте и поэзии» получила в лирике Твардовского неординарное решение. Следует прежде всего отметить ее исповедальный характер. В стихах на эту тему чаще всего обозначается ситуация: «поэт наедине с самим собой». Она неоднозначна, что сказывается на интонации, выборе слов, на характере авторской исповеди. В стихотворении «Изведав жар такой работы» поэт показан в минуты вдохновения («жар работы» - сказано автором). Две короткие строфы, убыстренный ритм стиха, слова в один-два слога словно бы «подгоняют» друг друга; поэт в волнении торопится записать их - все это помогает понять состояние лирического героя.


Радость переживаемой минуты поэт приглушает ироническим обращением к самому себе: «От сладких слез, что наготове, / По крайней мере удержись».
В стихотворении «Стой, говорю: всему помеха» поэт показан в ином состоянии. Он резок, категоричен, бескомпромиссен по отношению к себе. Он вершит бесстрашный суд над собой.

Стой, говорю: всему помеха -
То, что, к перу садясь за стол,
Ты страсти мелочной успеха
На этот раз не поборол.
Ты не свободен был. И даже
Стремился славу подкрепить.
Прочь этот прах, расчет порочный.

(Слайд 11)

И здесь сюжет лирического стихотворения приобретает не фабульную, а психологическую остроту. Причем началом стихотворения служит сама кульминация чувств, непосредственно вводящая в мир волнующих поэта мыслей: «мелочные страсти», «успех», «слава», «расчет порочный» - все это мнимые ценности, «прах», они делают поэта несвободным. Такая открытость в выражении поэтического чувства не может не найти отклик в душе читателя. Он почувствует эмоциональный контраст, на котором строится это стихотворение. Резкие фразы первой строфы («Стой», «Прочь») сменяются плавными строчками второй части стихотворения, в которой высказаны заветные желания:

А только б сладить со строкой.
А только б некий луч словесный
Узреть, не зримый никому,
Извлечь его из тьмы словесной
И удивиться самому.

(Слайд 12)
Счастлив бывает поэт в те минуты, когда ему это удается. Такой мотив получил свое развитие в стихотворении «Не хожен путь», которое завершается словами:

Доверительность признаний поэта, разговорная интонация, диалогическая форма поэтического текста, своеобразие синтаксиса с его выразительным тире - все направлено на раскрытие высокой темы: «Поэт и его призвание». И здесь очень сильным оказывается не столько логический смысл, сколько смысл эмоциональный, созданный лирической композ цией. Ход лирических размышлений Твардовского подчинен поискам ответа на вопрос: «Что нужно, чтобы жить с умом?» Именно с него начинается одно из стихотворений 1969 года. Ответ содержится в заветах, которые оставил поэт:


Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом

И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, -

Он всех основ основа, -

Сурово спрашивать с себя,

С других не столь сурово.

Эстетическая программа поэта, его нравственное кредо выражены в стихотворениях «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете», «Час мой утренний, час контрольный», «Собратьям по перу», «Не много надобно труда», «Слово о словах», «Моим критикам». Эти стихи полны духовного смысла. Они - «мера личности» поэта. В них утверждается высокое, общезначимое:

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

Мне нужно, дорого до слез
В итоге - твердое сознанье,
Что честно я тянул мой воз.

Верно, горшки обжигают не боги,
Но обжигают их - мастера!

(Слайд 13)

Заметим: эти и другие подобные признания, которым сообщена сила афоризма, Твардовский ставит в конец стихотворения. Тем самым концовку он делает ударной, лирическое напряжение идет не на спад, а, напротив, к своему усилению. Перед нами предстает личность незаурядная, по-человечески неординарная. Каждое сказанное здесь слово - о высоком назначении человека, о смысле и цели его жизни, долге, совести, ответственности. Твардовский жил и писал в соответствии с дорогими ему нравственными заветами. Незадолго до кончины он подготовил к печати сборник стихотворений и поэм. Он вышел в 1971 году. Раздел лирики завершился стихотворением «К обидам горьким собственной персоны». Оно было написано в 1968 году. «Более мрачного периода, чем 68-й, я не знаю», - писал А. Кондратович, ведущий сотрудник журнала «Новый мир». «Вряд ли у «Нового мира» был такой отчаянный период», - говорит А. Твардовский. Психологическая ситуация, в которой оказался поэт в ту пору, раскрывается в словах: «обиды горькие» («ожог обиды» - подтвердит М. И. Твардовская). Первая строфа говорит и о кризисе душевного состояния автора, и о его преодолении:

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной, -
Взялся за гуж - не говори: не дюж.

(Слайд 14)

Хорошо известная пословица не выглядит здесь литературной цитатой. Она, как и слова высокого стиля («душа», «судьба», «тропа», «жить», «живешь», «соступая»), направлена на передачу того, что стало убеждением Твардовского. Ключевая мысль стихотворения выражена в чеканных формулировках:


«Мера личности» поэта обнаружила себя в каждой строке этого стихотворения, наполняя глубоким смыслом девиз: «Быть самим собой!» Какой смысл заложен в эти слова, проясняет дневниковая запись Твардовского, сделанная 4 марта 1959 года: «В литературном деле самая трудная и решающая форма ответственности, как это ни парадоксально на первый взгляд, это форма личной ответственности за себя как литератора, т. е. твоя работа то, что пишешь ты, беллетрист, очеркист, критик…Труднее всего писателю отвечать за себя, а не за литературу в целом - это как раз легко. Отвечать - это суметь быть самим собою, быть личностью. Талант - это личность» (Знамя. - 1989. - № 9. - С. 144).

По-своему комментирует слова Твардовского «Быть самим собой!» Сергей Залыгин. Заканчивая свою статью о Твардовском (Новый мир. - 1990. - № 6), он написал: «Поэт, а значит, и артист: он жизнь не играл, он ею жил. Как мог, как умел и как не умел».

III Подведение итога урока.

IV Домашнее задание

Анализ любого стихотворения из лирики последних лет, чтение наизусть; прочитать статью в учебнике на с. 238 – 239, ответить на вопросы после статьи.

  1. Ильин В. В. «Скольким душам был я нужен…» А. Т. Твардовский: очерки психологии творчества. – Смоленск: Маджента, 2009.
  2. Македонов А. В. Творческий путь Твардовского. – Москва: Художественная литература, 1981.
  3. Станкевич В. А. «Вам – из другого поколения…» Из опыта работы по изучению жизни и творчества А. Т. Твардовского в школе. – Смоленск: Маджента, 2011.
  4. Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская литература ХХ века. 11 класс. Ч.2. – Москва: Русское слово, 2003.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А. Т. Твардовский. Стихи последних лет.

Лирические циклы последних лет: «Из лирики этих лет» «Стихи из записной книжки» «Из записной книжки»

«Казалось, в своей поэме «За далью - даль» Твардовский поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться невозможно. А он сумел. И эта последняя, высочайшая его вершина - его лирика последних лет» К. Симонов

«Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствам, мыслям, природе, быту, политике». С. Я. Маршак.«Воспитание словом»

«Поэзия Ахматовой - это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. В целом - это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» А. Т. Твардовский

«Это - настоящий реквием, простой, величавый и скорбный» С. Я. Маршак

«Я убит подо Ржевом» (1945-1946), «В тот день, когда окончилась война»(1948), «Сыну погибшего воина» (1949-1950), «Их памяти» (1949- 1951), «22 июня 1941 года» (1950), «Жестокая память» (1951), «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю, никакой моей вины» (1966)

Нам памятна каждая пядь Земли, где пришлось отступать И каждая наша примета В пыли сорок первого лета. («У славной могилы», 1943) И чем бездомней на земле Солдата тяжкий быт, Тем крепче память о семье И доме он хранит. («Зачем рассказывать о том», 1943)

Лежат они, глухие и немые, Под грузом плотной от годов земли - И юноши, и люди пожилые, Что на войну вслед за детьми пошли, И женщины, и девушки-девчонки, Подружки, сестры наши, медсестренки, Что шли на смерть и повстречались с ней.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, - Речь не о том, но все же, все же, все же…

Стой, говорю: всему помеха - То, что, к перу садясь за стол, Ты страсти мелочной успеха На этот раз не поборол. Ты не свободен был. И даже Стремился славу подкрепить. Прочь этот прах, расчет порочный.

А только б сладить со строкой. А только б некий луч словесный Узреть, не зримый никому, Извлечь его из тьмы словесной И удивиться самому.

А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. - Мне нужно, дорого до слез В итоге - твердое сознанье, Что честно я тянул мой воз. Верно, горшки обжигают не боги, Но обжигают их - мастера!

К обидам горьким собственной персоны Не призывать участье добрых душ. Жить, как живешь, своей страдой бессонной, - Взялся за гуж - не говори: не дюж.

Домашнее задание: Анализ любого стихотворения из лирики последних лет, чтение наизусть; прочитать статью в учебнике на с. 238 – 239, ответить на вопросы после статьи.

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе в курсе истории русской литературы

Тема : Война в творчестве Твардовского.

Цели: познакомить учащихся с лирикой военного периода; рассмотреть системы образов и тем, выделить ключевые моменты; показать, как отразилась война в лирике других поэтов; воспитать патриотические чувства.

Тип урока : урок-мастерская.

Методы : эвристический, исследовательский, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся : запись в тетрадь, ответы на вопросы, выразительное чтение, создание мини-сочинений, сообщения учащихся.

Оборудование : презентация, портрет Твардовского, раздаточный материал.

Урок 1.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.);

2. Проверка домашнего задания (5 мин.);

3 . Получение новых знаний (32 мин.):

  • Анализ слова «война»;
  • Сообщение «Войны в истории»;
  • Анализ стихотворений о войне других поэтов;
  • Создание мини-сочинений.

4. Подведение итога урока (3 мин.);

5 . Домашнее задание (3 мин.) .

Ход урока-мастерской

I Организационный момент (слайд 1)

III Получение новых знаний

1-й этап : распределение на 2 группы. Запись в тетради слова «война». Разделение листа на 2 колонки. Подбор синонимов и антонимов. Обмен между группами. Можно дописать недостающие слова (слайд 2).

Толкование слова «война» по словарям (на примере словаря Даля – сообщение 1 учащегося).

(Война - [ жен. род ] (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего. Война междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. Война сухопутная, морская, битва на материке, на море. Война подземная, подкопы разных родов, при осаде, с той и с другой стороны. Малая война, аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская война, действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщены и подвоза. Народная война, в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Чернильная война, перебранка на письме. Легко про войну слушать, да тяжело (страшно) ее видеть. Хорошо про войну слышать, да не дай Бог ее видеть.

Воинами, в отечественную войну нашу, назывались особое ополчение, набранное из одних удельных имений Великой Княгини Екатерины Павловны. Воеватель, воитель м. -ница ж. воевник, -ница, ратный воин на деле, сражавшийся особ. предводитель; правитель охочий до брани, воинственный, возбуждающий войну. Военщина, собрание офицеров и вообще служащих в военной службе. На балу почти все военщина была (Наумов). Воинство, войско [ср. род ] военная сила, армия, рать, ополчение, в целом состав или в частях. Войско регулярное, строевое, стройное; нерегулярное боевое нестройное, напр. казачье. Нестроевым называют у нас небоевую часть войска, обозную. Казачьи войска нестройное, но строевое войско (боевое). Казачьи сословия наши образуют, каждое по себе, особое войско: Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Башкирское и пр. Войско морское сухопутное; войско пешее, конное. Войско, на Урале называют весь наличный комплекты казаков, которые осенью, зимой и весной рыбачат (Шейн)).

Войны в истории. Вспомнить войны, в которых участвовала Россия (желательно с годами – сообщение 1 учащегося).

(Первая Мировая война 1914 – 1918; Вторая Мировая война 1939 – 1945; Великая Отечественная война 1941 – 1945)

2-й этап : анализ стихотворений о войне других поэтов (раздаточный материал).

  • В. Высоцкий «Братские могилы»
  • К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»
  • К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
  • Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» (слайд 3 + раздаточный)

3-й этап : создание мини-сочинений на тему: «Что такое война в мое понимании». Объем сочинений – 5 – 10 предложений. Запись – в рабочей тетради. По окончанию работы желающие могут зачитать. Прослушать 3-4 сочинения (слайд 4).

IV Подведение итога урока

V Домашнее задание

Проиллюстрировать любое стихотворение о войне Твардовского (нарисовать эпизод); подготовить сообщение «Твардовский на войне» (1 учащийся). (слайд 5)

Больше всего подошли бы стихотворения «Рассказ танкиста», «Баллада о товарище».

Урок 2.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.);

2. Проверка домашнего задания (8 мин.);

3. Получение новых знаний (28 мин.):

  • Анализ стихотворений о войне;
  • Написание сочинений на тему «Война в лирике Твардовского»;
  • Обмен мнениями

4. Подведение итога урока (4 мин.);

5. Домашнее задание (3 мин.) .

Ход урока-мастерской

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

Повесить перед уроком на стене класса рисунки. Обсудить изображенное. Указать, какой эпизод из какого стихотворения изображен (каждый учащийся может представить по желанию)

III Получение новых знаний

Вспомнить, о чем говорили на прошлом уроке. Сообщение «Твардовский на войне».

4-й этап : знакомство со стихотворениями о войне Твардовского:

  • «Я убит подо Ржевом»;
  • «Лежат они, глухие и немые…»;
  • «Я знаю, никакой моей вины…»;
  • «Война – жесточе нету слова…» (слайд 6)

Как видел войну Твардовский? Выделить ключевые слова и записать в тетрадь.

5-й этап : написание сочинения (10 – 15 предложений) на тему: «Война в лирике Твардовского». В качестве названия могут быть приведены строчки из стихотворений Твардовского (слайд 7).

6-й этап : рефлексия. Обмен мнениями.

IV Итог урока

V Домашнее задание

Закончить сочинение. Выучить стихотворение о войне Твардовского.

Список использованной литературы:

  1. Слайд 2

    ВОЙНА Синонимы Антонимы

    Проанализируйте: В. Высоцкий «Братские могилы» К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

    Создайте небольшое сочинение (5 – 10 предложений) на тему: «Что такое война в моем понимании»

    Домашнее задание: Проиллюстрировать любое стихотворение о войне Твардовского (один эпизод); Подготовить сообщение «Твардовский на войне».

    Проанализируйте: « Я убит подо Ржевом»; «Лежат они, глухие и немые…»; «Я знаю, никакой моей вины…»; «Война – жесточе нету слова…»

    Напишите небольшое сочинение (10 – 15 предложений) на тему «Война в лирике Твардовского». В качестве названия могут быть приведены строчки из стихотворений Твардовского.

    Предварительный просмотр:

    В. Высоцкий

    «Братские могилы»


    И вдовы на них не рыдают,
    К ним кто-то приносит букеты цветов,
    И Вечный огонь зажигают.

    Здесь раньше вставала земля на дыбы,
    А нынче - гранитные плиты.
    Здесь нет ни одной персональной судьбы -
    Все судьбы в единую слиты.

    А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
    Горящие русские хаты,
    Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
    Горящее сердце солдата.

    У братских могил нет заплаканных вдов -
    Сюда ходят люди покрепче.
    На братских могилах не ставят крестов,
    Но разве от этого легче?..

    К. Симонов

    «Майор привез мальчишку на лафете…»

    Майор привез мальчишку на лафете.
    Погибла мать. Сын не простился с ней.
    За десять лет на том и этом свете
    Ему зачтутся эти десять дней.

    Его везли из крепости, из Бреста.
    Был исцарапан пулями лафет.
    Отцу казалось, что надежней места
    Отныне в мире для ребенка нет.

    Отец был ранен, и разбита пушка.
    Привязанный к щиту, чтоб не упал,
    Прижав к груди заснувшую игрушку,
    Седой мальчишка на лафете спал.

    Мы шли ему навстречу из России.
    Проснувшись, он махал войскам рукой...
    Ты говоришь, что есть еще другие,
    Что я там был и мне пора домой...

    Ты это горе знаешь понаслышке,
    А нам оно оборвало сердца.
    Кто раз увидел этого мальчишку,
    Домой прийти не сможет до конца.

    Я должен видеть теми же глазами,
    Которыми я плакал там, в пыли,
    Как тот мальчишка возвратится с нами
    И поцелует горсть своей земли.

    За все, чем мы с тобою дорожили,
    Призвал нас к бою воинский закон.
    Теперь мой дом не там, где прежде жили,
    А там, где отнят у мальчишки он.

    К. Симонов

    «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

    Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
    Как шли бесконечные, злые дожди,
    Как кринки несли нам усталые женщины,
    Прижав, как детей, от дождя их к груди,

    Как слёзы они вытирали украдкою,
    Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
    И снова себя называли солдатками,
    Как встарь повелось на великой Руси.

    Слезами измеренный чаще, чем верстами,
    Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
    Деревни, деревни, деревни с погостами,
    Как будто на них вся Россия сошлась,

    Как будто за каждою русской околицей,
    Крестом своих рук ограждая живых,
    Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
    За в бога не верящих внуков своих.

    Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
    Не дом городской, где я празднично жил,
    А эти проселки, что дедами пройдены,
    С простыми крестами их русских могил.

    Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
    Дорожной тоской от села до села,
    Со вдовьей слезою и с песнею женскою
    Впервые война на проселках свела.

    Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
    По мертвому плачущий девичий крик,
    Седая старуха в салопчике плисовом,
    Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

    Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
    Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
    Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
    Покуда идите, мы вас подождем.

    "Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
    "Мы вас подождем!"- говорили леса.
    Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
    Что следом за мной их идут голоса.

    По русским обычаям, только пожарища
    На русской земле раскидав позади,
    На наших глазах умирали товарищи,
    По-русски рубаху рванув на груди.

    Нас пули с тобою пока еще милуют.
    Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
    Я все-таки горд был за самую милую,
    За горькую землю, где я родился,

    За то, что на ней умереть мне завещано,
    Что русская мать нас на свет родила,
    Что, в бой провожая нас, русская женщина
    По-русски три раза меня обняла.

    Б. Окуджава

    «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

    Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
    стали тихими наши дворы,
    наши мальчики головы подняли,
    повзрослели они до поры,
    на пороге едва помаячили
    и ушли за солдатом солдат...

    До свидания, мальчики! Мальчики,
    постарайтесь вернуться назад.

    Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
    не жалейте ни пуль, ни гранат
    и себя не щадите вы... И все-таки
    постарайтесь вернуться назад.

    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
    Вместо свадеб - разлуки и дым!
    Наши девочки платьица белые
    Раздарили сестренкам своим.
    Сапоги... Ну куда от них денешься?
    Да зеленые крылья погон...

    Вы наплюйте на сплетников, девочки!
    Мы сведем с ними счеты потом.
    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    Что идете войной наугад...

    До свидания, девочки! Девочки,
    Постарайтесь вернуться назад!



    Содержание

    I. Введение
    Ни одно из писательских имен не звучит сейчас так часто, как имя Твардовского. Это естественно: истории доказала его правоту, и нет в нашем литературном прошлом другого человека, чей опыт был бы более современен, более созвучен направлению наших сегодняшних преобразований. В этом актуальность темы, выбранной мною для реферата. Ведь Александр Твардовский – наш земляк, и томики его стихов, которые хранятся у нас в семье, я перелистывал уже с детства.
    Поистине народный поэт, он считал, что настоящий литератор неотрывен от жизни народа, жизни Родины. Всем болям и радостям мира было открыто его сердце, поэтому и творчество Твардовского стало своеобразной энциклопедией народной жизни. Про каждое событие он мог сказать: “…я там был. Я жил тогда”. И не только был и жил, но и действовал и переживал.
    Твардовский предстал передо мной разносторонним и одарённым человеком. Он прожил сложную и нелёгкую жизнь, при этом сохранив лучшие нравственные черты – душевную чистоту, честность, любовь и внимание к людям.
    Цель моего реферата – рассказать о смоленском периоде жизни и творчества Александра Трифоновича Твардовского.
    При написании реферата использовалась обширная литература. Одной из важнейших монографий о поэзии и личности Твардовского является книга А. Кондратовича «Александр Твардовский». В книге, состоящей из очерков о становлении поэта, в целом создается творческий портрет поэта, нарисованный рукой автора, близко его знавшего.
    В сборнике «По праву памяти живой…» помещены выступления участников Первых Твардовских чтений, проходивших в Смоленске. Книга содержит новые материалы биографии и творчества А. Твардовского.
    Книга В. Ильина «Не пряча глаз» охватывает большой круг проблем, связанных с творческой деятельностью великого поэта ХХ века. Материал опирается на архивные, мемуарные и другие источники. Смоленский период А.Т. Твардовского подробно освещается в книге этого же автора «А. Твардовский. Литературное окружение, творческие связи».

    II. Основная часть
    1. Смоленский период в творчестве А. Твардовского
    2.1. Загорьевский период жизни и творчества
    Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971 г.г.) родился на Смоленской земле, в деревне Загорье. Детство писателя, сына кузнеца, прошло на Смоленской земле. Мир деревенской жизни с её раздольем, красотой лесов, утренними и вечерними росами, с нелёгкой крестьянской долей оказал большое влияние на мироощущение будущего поэта. Твардовский сохранил на всю жизнь в благородной памяти образ своего Загорья на Смоленщине:
    На хуторе Загорье
    Росли мы у отца.
    Зелёное подворье
    У самого крыльца.
    Учиться Александр Твардовский стал с восьми лет. Осенью 1918 года отец отвез его с братом Константином в Смоленск - в частную гимназию Ф. В. Воронина. Жили братья в доме дяди М. А. Арефьева. Но недолго они носили форменные фуражки: гимназию вскоре закрыли, и им пришлось возвратиться в Загорье. Учились они в Ляховской начальной школе, которую Александр закончил в 1922 году. В 1923 году Твардовский поступил в 6 класс Белохолмской школы второй ступени, которая находилась в восьми километрах от Загорья. Она располагалась в бывшей усадьбе известного декабриста князя Каховского.
    В Белохолмской школе подобрался сильный педагогический коллектив. Особое внимание в школе уделялось развитию художественного творчества. Большую роль в жизни школы играли так называемые «субботние вечера» художественной самодеятельности, которыми руководила учительница физики Н.Г. Четыркина, закончившая до революции высшие женские курсы.
    Школьное окружение помогает понять особенности формирования мировоззрения А. Твардовского. Школа, педагоги не только зажгли в душе талантливого сельского мальчика факел знания, но и побудили к активной творческой деятельности. Здесь Александр принимает самое активное участие в выпуске стенных газет, в которых публиковались его школьные стихи.
    Начавшая так блистательно свой путь школа второй ступени в Белом Холме просуществовала недолго: в августе 1924 года она была закрыта из-за нехватки педагогических кадров.
    С 1924 по 1928 год Александр нигде не учился, эти четыре года он провел дома. В этот период своей жизни А. Твардовский вступает в комсомол, чтобы активно включиться в общественно-политическую деятельность. Комсомол помог поэту в его духовном развитии, в преодолении «хуторской ограниченности», в становлении Твардовского как селькора. Первая заметка селькора Твардовского, напечатанная в «Смоленской деревне» 21 января 1925 года, повествовала об организации 12 сельскохозяйственных кружков в Переснянской волости Смоленского уезда. Крестьяне «охотно» посещали кружки, поскольку агроном Мальгин знакомил хлеборобов с наиболее эффективными методами повышения урожайности полей.
    Юный селькор писал также о культурных очагах, возникавших в сельской местности. Его радовало, что в той же Переснянской волости функционирует 5 изб-читален и 7 уголков.
    Молодого пропагандиста новых форм деревенской жизни приводит в радужное настроение рост сельских кооперативов, руководителями которых становятся достойнейшие люди села.
    - Наконец-то! - построили школу, - восклицает он, заканчивая очередную свою корреспонденцию.
    Оптимистическое настроение автора прекрасно выражено в первом напечатанном стихотворении «Новая изба». По содержанию оно мало отличается от его кратких, ясных, четких информации. И в газетной колонке «Смоленской деревни» от 19 июля 1925 года эти стихи ничем не выделялись среди других материалов газеты. Но в то же время, в отличие от них, - это были стихи, в которых угадывался будущий Твардовский - с его темой, интонацией 1 .
    Но больших творческих завоеваний этот ранний период Твардовскому не принёс.
    Что касается «загорьевсого» периода в его литературной деятельности, то он, напротив, оказался намного плодотворнее. Твардовский заметно вырос в эти годы и как поэт, и как селькор, и как комсомолец. Загорье явилось поэтической колыбелью А. Твардовского. Именно четырехлетний загорьевский период оказался исключительно «урожайным»: за это время поэт опубликовал более шестидесяти материалов, в их числе 48 стихотворений 2 .
    Анализируя стихи и корреспонденции раннего Твардовского, невольно обращаешь внимание на основную их особенность. Она станет затем характерной особенностью его творчества и будет опираться на острейшее авторское чувство современности.
    Стихотворения раннего Твардовского по сути дела будут выполнять ту же селькоровскую функцию, что и его заметки: или утверждать новые ростки жизни в их конкретном преломлении, или решительно расчищать пространство от сорняков для закладки новых ростков.
    Наряду со стихотворениями, утверждающими новое сознание, у раннего Твардовского есть стихи острокритические, адресованные тем, кто хотел подорвать социалистические основы новой жизни. Так, в сатирическом стихотворении «Самогонщику» он выведет на чистую воду всех любителей «зеленого змия», покажет их никчемность, внутреннюю пустоту. Юный автор со всей серьезностью прикоснется к острейшей теме сельской жизни - теме растущей бедности в условиях равенства перед законом. Вот он деревенский «бедняк»:
    Грязь в избе, овин не крытый,
    Голод, нищета...
    Сам он хмурый, неумытый, -
    Мертвецу чета.
    Почему? Отлично знаешь, -
    Все тебе не впрок!
    Оттого, что над сараем
    Стелется дымок.
    Оттого, что каждый вечер
    У тебя - разгул:
    Под хмельком на все беспечно
    Ты рукой махнул...
    Подход к этой проблеме раскрывался в его проведениях не в виде фарса, а в плане трагического видения.
    Честность, смелость, открытость отныне и навсегда станут неотступными спутниками загорьевского поэта-селькора, несмотря на то, что он знал, чем может обернуться ему его смелость: за нее мстили и явные враги советской власти и разгневанные «бедняки», увидевшие в самогонщике свое «оскотиневшееся лицо», и местные руководители.
    Селькоровская тема займет почетное место в поэтическом репертуаре раннего Твардовского, потому что сам он будет постоянно причастен к ней. Несмотря на подстерегающие на каждом шагу опасности, он будет с открытым забралом, смело и решительно и как селькор и как поэт выступать против неискорененного зла - рвачей, самогонщиков, жуликов, взяточников, бюрократов, подхалимов. В своих корреспонденциях из Переснянской волости он заклеймит бездеятельных руководителей, греющих руки на общественной собственности, устраивающих себе праздники за общий счет.
    Некоторые стихи, созданные в Загорьевский период, оказались настолько значительными в художественном плане, что позднее Твардовский включал их в собрание своих сочинений, например: «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Родная картина», «Матери», «Ночной сторож» и некоторые другие. Они в свое время были замечены литературной критикой. Дм. Осин, отметив в газете «Юный товарищ» (27 апреля 1927 года) актуальность тематики и проблематики произведений Твардовского, подчеркнул вместе с тем умение поэта сказать по-своему о жизни новой деревни; Вл. Смолин в газете «Смоленская деревня» (24 мая 1927 года) по сути подтвердил эти же положения, взяв эпиграфом к статье стихи Твардовского:
    У наших дней иные речи, // Иная, радостная жизнь.
    В этих стихах критик заметил новые подходы к поэтической теме, связанные с развитием новых общественных отношений в деревне 3 .
    Ранний Твардовский показал не только внешние приметы сельской жизни, но и раскрыл деревню изнутри, в динамике ее развития и во всей сложности:
    И хлопочет всюду молодая
    Ранним цветом пахнущая жизнь.
    Развалились старые сараи,
    Новые постройки поднялись,
    У загорьевского поэта всюду ощущается бег времени:
    Жизнь былая умерла давно,
    Родилась за нею молодая...
    Кроме всего прочего, загорьевский период оказался в творчестве Твардовского важным звеном еще и потому, что в этот период были заложены ведущие жанры его творчества. Позднее он вспомнит эти годы и в стихотворении «Поездка в Загорье» напишет:
    За недолгие сроки
    Здесь прошли-пролегли
    Все большие дороги,
    Что лежали вдали.
    1.2. «Я покинул дом когда-то...». В Смоленске
    А. Твардовский покинул Загорье зимой 1928 года, когда ему исполнилось 18 лет, чтобы с головой окунуться в бурный водоворот жизни. Смоленск, с которым он связывал свои самые смелые надежды, встретил его сурово: на учёбу он не поспел, постоянной работы не было. С помощью друзей-поэтов ему удалось найти и жильё, и устроиться на работу в газету «Рабочий путь», а вскоре поступил в Смоленский пединститут.
    Собственно смоленский период поэтической деятельности Твардовского охватывает всего девять неполных лет. Однако за этот, по его словам, «короткий жизни срок», как «человек бывалый», он успел пройти немало дорог - и по «стране своей» родной, и в Смоленщине, и в личной жизни, и в поэзии: с 1928 по 1936-й год он опубликовал 201 произведение. Если рассматривать их «по географическому меридиану», то придется иметь дело не только с периодическими изданиями Смоленска, где он печатался, но и Москвы, Минска, Брянска, Бежицы, Орла, Курска, Харькова, Севастополя; а если произвести их «вертикальный срез» по жанровому признаку, то перед нами откроется удивительная панорама, представленная всеми родами и видами художественного творчества - очерками, рассказами, заметками, драматическими сценами, лирическими стихами, стихотворениями о современниках поэта и их делах, сатирическими произведениями разных жанров, пародиями и эпиграммами. Эту пеструю, подвижную, «многокрасочную» картину оттеняют четыре поэмы: «Путь к социализму», «Путь Василия Петрова» (или «Вступление» по другим изданиям), «Мужичок горбатый» и, как «золотой обруч», знаменитая «Страна Муравия».
    В процессе упорных и настойчивых поисков поэтом было, наконец, найдено главное звено всего довоенного творчества - тема русской деревни, разбросанной в то время по хуторам и раздираемой в годы так называемого «великого перелома» острейшими внутренними противоречиями - как накануне, так и в самом ходе «сплошной коллективизации» сельского хозяйства.
    Центральная мысль, пробивающаяся как луч сквозь всю толщу этого мощного поэтического пласта, - это дума-тревога о дальнейшей судьбе русского крестьянина, кормильца всей страны, «культурного хозяина», мысль о правдивом и искреннем его художественном выражении средствами поэзии.
    По утверждению А. Туркова, для поэтики Твардовского этих лет характерна четко выраженная индивидуальная направленность изображения, нацеленность его на раскрытие жизни во всей ее сложности, противоречивости и незавершенности. В этом плане Твардовский в то время, как и во все последующие годы, был самым оригинальным, смелым поэтом и в то же время сложным, трудным, а порой прямо недоступным для объективного осмысления литературной критики, оказавшейся в Смоленске значительно ниже по своему уровню, чем его художественные произведения. Сложность и незавершенность в сюжете многих сочинений Твардовского была вызвана особенностями самой жизни: в огромной стране, которая оставалась по преимуществу крестьянской, в короткий срок вдруг все пришло в движение; пошатнулись вековые основы деревенского бытия; перед каждым крестьянином предстал выбор пути-дороги (все герои эпических произведений Твардовского - в пути, в движении, и сам поэт и его лирический герой «по стране своей дорог сделали немало») 4 .
    Не всегда этот выбор оказывался правильным, удачным; напротив, часто случались срывы и падения - как у самого поэта, так и в судьбах героев его произведений. Часто они плывут против течения, как тот его «перевозчик», который «всю жизнь... правил поперек». «Переступают» и другие лирические герои Твардовского. Порой и собственная судьба поэта представлялась ему крайне неустойчивой, искривленной, исковерканной, изломанной, трагической. И в его творчестве единая тема русского крестьянства раздваивается, устремляется к двум полюсам: с одной стороны, устремленность к вершинам коммунизма («Стихи о зажиточной жизни»), к новым коллективным формам сознания и общежития; с другой стороны, осознание великих жертв этой огромной общественной ломки 5 .
    Первая линия берет своё начало уже в стихотворении I5-летнего загорьевского поэта «Новая изба», затем продолжается в ряде произведений смоленского периода; в одном из них Твардовский писал:
    Еду незабытыми местами,
    Новые поселки вижу я.
    Знаешь ли сама, какой ты стала,
    Родина смоленская моя
    Конечно, стихи о людях труда, о «прекрасных хлебах», выращенных ими на колхозных полях, рождались из полученных в процессе поездок по области новых впечатлений; все это чрезвычайно радовало поэта («Настроение очень хорошее», «Чудесно»):
    Расстоянь я сделались короче,
    Стали ближе дальние места.
    Грузовик из Рибшева грохочет
    Пo настилу нового моста.
    Завершающим смоленский период произведением явилось стихотворение «Станция Починок». Написанное в 1936 году, оно было напечатано только через год после отъезда Твардовского в Москву в газете «Рабочий путь» как своего рода сыновний привет родным местам, как посланный из столицы «воздушный поцелуй». В стихотворении сочетаются, переплетаются, взаимно дополняются два стилевых потока - эпический, общественный и лирический, личный. С одной стороны, автор рассказывает о родной стране, с другой - о крае любимом:
    Счастлив я,
    Отрадно мне
    С мыслью жить любимой,
    Что в родной моей стране
    Есть мой край родимый.
    И еще доволен я, -
    Пусть смешна причина, -
    Что на свете есть моя
    Станция Починок.
    Стихотворение «Станция Починок», одно из лучших довоенных произведений Твардовского, позволяет увидеть и оценить тот огромный скачок, который произошел в художественном развитии поэта, осознавшего важность и необходимость своего труда («И хочу трудиться так, /Жизнью жить такою, /Чтоб далекий мой земляк /Мог гордиться мною»), сумевшего представить свой родной край в контексте общего развития страны, как важную часть огромного целого.
    После "Страны Муравии", в довоенные 30-е годы в печати появились сборники стихотворений Твардовского: "Дорога" (1938) и "Сельская хроника" (1939). Следующий сборник - "Загорье", названный именем родного хутора, - вышел в 1941 году. Но его почти не заметили ни читатели, ни критики: война отодвинула на задний план все, что к ней непосредственно не относилось.

    2.3. Анализ поэмы «Страна Муравия»
    Страна Муравия" (1935) - первое крупное значительное, самобытное произведение Твардовского, выведшее его в большую литературу. Поэма, как и все раннее творчество, посвящена прошедшей в стране коллективизации деревни. Но в ней нет ничего газетно-плакатного, как это можно видеть в литературе на многих примерах. Не поэма-утверждение, а скорее поэма-вопрос в традициях классической русской литературы (ярчайший пример - некрасовская поэма "Кому на Руси жить хорошо"). Литературно-художественный пафос произведения сказался не только в главном его тезисе: о неизбежности коллективизации, как единственно правильном пути трудового крестьянства; вскрыты мучительные переживания крестьянина, столкнувшегося с совершенно новой для него (за многие века) жизненной проблемой; отражены противоречия столкновения нового и исконного на этом пути и подлинный драматизм всей ситуации.
    Поводом для написания поэмы стал эпизод из "Брусков" Ф.Панферова, где середняк Никита Гурьянов отправляется на поиски места, в котором нет идустриализации и коллективизации. Этот сюжетный ход и был положен Твардовским в основание новой поэмы.
    Работа над ней началась 8 октября 1934 года.
    Крестьянин Никита Моргунок едет по стране в поисках такого места, где нет колхозов. Труженик и собственник, он не может принять обобществление собственности. Его идеал:
    Земля в длину и в ширину
    Кругом своя.
    Посеешь бубочку одну -
    И та - твоя 6 .
    Вся страна как бы сорвалась с якоря и закружилась в водовороте:
    Паром идет, как карусель,
    Кружась от быстрины.
    Гармошку плотничья артель
    Везет на край страны...
    Гудят над полем провода,
    Столбы вперед бегут,
    Гремят по рельсам поезда
    И воды вдаль текут.
    (1,229)
    Иногда в поэме речь заходит о Сталине. Но эти упоминания лишены обычного для того времени подобострастия и плакатного возвеличивания. Скорее напротив: Моргунок хотел бы обратиться к Сталину попросту, по-человечески, с нестандартным вопросом:
    Товарищ Сталин?
    Дай ответ,
    Чтоб люди зря не спорили:
    Конец предвидится ай нет
    Всей этой суетории?..
    Вопрос поставлен смело и дерзко: за ним - явное недовольство крестьянина вздыбленностью жизни в результате коллективизации, - хотя Моргунок и оговаривается вынужденно:
    А что к хорошему идем,
    Так я не протестую.
    (1.253)
    Со Сталиным связывается и образ в конце одной из глав:
    Страна родная велика.
    Весна! Великий год!..
    И надо всей страной - рука,
    Зовущая вперед.
    (1.255)
    По утверждению А. Кондратовича, поэт здесь прибегает к довольно дерзкой и небезопасной параллели - "Медный Всадник", истукан, вздыбивший жизнь народа и государства без всякой, конечно, заботы о правах отдельного человека 7 .
    Авторское понимание событий по-прежнему совпадает с официальной доктриной: Твардовский посмеивается над своим героем. Отсюда - юмор поэмы. Герой, путешествуя по свету, попадает во многие трагикомические ситуации. Ему встречаются бездельники (поп) и откровенные классовые враги (кулак Илья Бугров) или такие же чудаки-"искатели", как он сам (богомолец).
    Сюжет "Страны Муравии", замечает С.Л. Страшнов, - это концентрация тех сомнений, которые переживал народ, оставляя вековой уклад и болезненно врастая в новый. Сюжет поэмы - это наглядное выражение внутренних противоречий, в той или иной форме и степени знакомых тогда многим" 8 .
    Это всеобщее смятение так отмечено в поэме:
    Молва растет, что ночь, что день,
    Катится в даль и глушь,
    И ждут сто тысяч деревень,
    Сто миллионов душ.
    Нет, никогда, как в этот год,
    В тревоге и борьбе,
    Не ждал, не думал так народ
    О жизни, о селе...
    (1,252)
    Здесь - свидетельство глубокой народности произведения Твардовского, его историческая правдивость. Ибо, по верному замечанию Страшнова, "крестьянское сознание предпочитает ясность, но ведь только ту, к которой оно пришло своим путем и опытом" 9 . Сходные колебания испытал их отец, Трифон Гордеевич, который в Самарской губернии присматривал места для переселения; записался-было в колхоз и отвел туда любимого жеребца, но, потеряв сон и покой, одумался и забрал жеребца обратно 10 ".
    Решающим условием преодоления всех конфликтов в произведениях Твардовского выступает труд. Трудолюбие для поэта - определяющая ценностная мерка всякого человека. Вопрос о результатах труда, - о "бубочке", материальном достатке - тоже существен.
    Характерно стихотворение "Гость" (1933), из которого, возможно, вылилась вся поэма: к колхознику приехал гость, а в этот момент начался дождь, и нужно было срочно укрыть колхозное сено. Гость активно помогает общему делу.
    и т.д.................