«Ты же будущий боец!»: как обстоят дела с гендерными стереотипами в школе. Ломаем педагогические стереотипы Самые распространенные стереотипы поведения ученика

Автор: Круподёрова Оксана Елизаровна, учитель истории и обществознания, ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова», город Абакан, Республика Хакасия .

Преодоление стереотипов у современных школьников.

Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Стереотипы мешает индивидуальному развитию человека. Стандартно мыслящий человек не может быть полноценной творческой личностью, так как полностью или частично лишён самостоятельности в суждениях. Он больше подходят для безропотного выполнения однотипных механических действий. В современном стремительно развивающемся, изменчивом мире востребованы не просто исполнители чьих-то идей и планов, люди, действующие по шаблону, а люди творческие, инициативные, способные принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях

Из наиболее распространённых причин формирования стереотипов в процессе обучения в школе можно выделить следующие:

    Информационные стереотипы – это общественные стереотипы, которые возникают при отсутствии каких-либо информационных знаний в сознании человека, аспекты которых, косвенно рассматриваются в стереотипе. Школьники также зачастую прибегают к ним, так как это проще, нежели искать информации.

    Особую роль в формировании стереотипов играют СМИ. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из их мышления индивидуальные установки. Не критический подход к информации в СМИ, способствует зарождения множества стереотипов. Не обладая достаточным жизненным опытом ученики, воспринимают всю информацию за чистую монету.

    Стереотипы авторитетности – это общественные стереотипы, которые основаны на стереотипе, о том, что какие-либо люди, обладают большим объёмов информационных знаний, в какой-либо области, чем знания у человека подверженного данному стереотипу, что они всегда предоставляют объективную информацию и не могут ошибаться. Часто в качестве такого авторитета школьники, особенно младших классов, воспринимают своего учителя или одноклассника-отличника.

    Причиной стереотипов может быть страх. Совершая тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь его осуждения. Тем самым принимаем чужое мнение, боясь совершить ошибку и сделать себе больно.

    Большую опасность представляют для подрастающего поколения этнические и религиозные стереотипы, которые существуют в нашем обществе в форме предубеждений и предрассудков

    Стереотипы навешивания определенных «ярлыков» характерны и для учеников и для учителей. Это проявляется в том, что объекту познания приписываются свойства без попыток выявления его индивидуальных особенностей. При оценке людей человек использует так называемые правила идентификации, из которых, например, вытекает, что люди, имеющие определенные физические свойства или ведущие себя определенным образом, имеют определенные личностные качества.

    Сделаны выводы, что школы способствуют усилению половой стереотипизации посредством социализации детей в соответствии с традиционными характеристиками мужских и женских ролей: например, школьные учебники изображают девочку помогающей матери в домашней работе, а мальчика отцу во дворе.

Как избежать формирования стереотипов в процессе обучения и бороться уже с существующими ?

Во –первых необходимо научить детей распознавать стереотипы. Один из первых исследователей, Уолтер Липман, описал четыре свойства стереотипа:

    стереотипы всегда проще реальности. Они описывают сложнейшие явления простыми фразами.

    стереотипы чаще всего не подтверждаются, либо частично подтверждаются жизненным опытом, а воспринимаются как непреложные истины, полученные извне (СМИ, авторитетные люди), без критики.

    большинство стереотипов ложны, так как приписывают конкретному лицу черты, которыми он обязан обладать в силу своей принадлежности к какой либо группе.

    по своей убедительности стереотипы сильнее реальности, имеют сильное эмоциональное воздействие.

Классическая формула стереотипов выглядит так: «Все X обладают свойством Y ». Например, «все блондинки-глупые», «все полные люди-добрые», «все китайцы низкого роста» и т.д.. Особенно важно, различать и бороться с этническими стереотипами, которые наиболее опасны для общества.

Научить ребёнка мыслить не стереотипно означает:

    научить школьников выделять причинно-следственные связи;

    выделять ошибки в рассуждениях;

    уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

    избегать категоричности в утверждениях;

    выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

    уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

    подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

    отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Для того, чтобы избежать формирования стереотипов у каждого педагога найдётся достаточный арсенал средств. Так нетрадиционные формы уроков по истории и обществознанию урок-дискуссия, урок-диспут, урок-суд, урок-конференция, семинары, применяемые мной, позволяют не просто научить учащихся выражать своё мнение, но и аргументировано его отстаивать, сопоставлять с другими точками зрения, выявлять правильность или ошибочность суждений. При этом важно научить ребёнка уважать чужое мнение, прислушиваться к нему, положительно воспринимать критику в свой адрес. Эмоциональная реакция на любое замечание по существу, должна быть неизменной. Это путь к самосовершенствованию. Особую роль в борьбе со стереотипами играет проблемно-поисковый метод обучения, проектная технология, которые способствуют альтернативному восприятию материала, критическому анализу источников. В игровой форме закладывают основы критического мышления у детей младшего и среднего звена. Например, игра «оптимисты» (те, которые должны найти положительные аспекты каких либо процессов и явлений) и «пессимисты» (те, которые должны найти отрицательные аспекты), учит сомневаться в оценки фактов. Для старшеклассников также используются игровые технологии. Например, игра «Журналист» с написанием критической заметки в газету или журнал, позволяет в целом не только критично относиться к СМИ, но и отделять факты от их субъективной интерпретации. Успешно борется со стереотипами деловая игра «дилетант» и «профессионал». Известно, мнение дилетантов основываются на стереотипах и имеют характер неаргументированных убеждений. Именно это свойство в ходе игры должны обнаружить дети и сделать выводы. Воспитательный аспект игры заключается в выработке негативного отношения к стереотипам, стремлению их избегать. Преодолению стереотипного восприятия материала способствует определённые задания по работе с текстом. Например, найдите в тексте мнение автора. Согласны вы с ним или нет. Какие идейно-политические взгляды он выражает, обоснуйте ваше мнение. Составьте логическую цепочку. Найдите фактическую ошибку и объясните её и т.д.. В преодолении стереотипов важна мотивация, т.е. желание их преодолеть. Поэтому ученик, безусловно, должен знать о негативном влиянии стереотипов, таких как ложность, предвзятость, консерватизм, расизм.

В современном обществе широко распространены весьма спорные этнические, национальные стереотипы. Этнокультурные стереотипы – это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Немецкая аккуратность, китайские церемонии, африканский темперамент, медлительность эстонцев, польская галантность – стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого представителя. Это мешает видеть индивидуальность человека, ведь все мы разные. Стереотипы могут принимать форму негативных этнических предубеждений и предрассудков. Предубеждение характеризуется негативным эмоциональным зарядом и соответствует таким формам поведения как избегание общения или уклонение от межэтнических контактов в определенных сферах жизнедеятельности. Предрассудок в свою очередь отличает большая концентрация негативных эмоций, чрезмерное восхваление достижений и качеств своей нации в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к другим народам. Предрассудок в реальном поведении уже не ограничивается стратегией избегания, а проявляется в конкретных поступках дискриминирующего характера. К таким стереотипам относятся, например, расовая дискриминация. В истории человечества было много трагических событий, которые стали следствием негативных предрассудков относительно той, или иной национальности. Подобные настроения в обществе могут выливаться в столкновения, войны. Необходимо подрастающему поколению говорить об этих фактах, воспитывать у них толерантность.

Таким образом, для того, чтобы воспитать личность самостоятельную и творческую, толерантную мы должны научить ребёнка высказывать своё мнение по любому вопросу, отстаивать свою точку зрения опираясь на логику и факты, не бояться ошибаться и признавать свои ошибки, исправляться и двигаться вперёд. При этом сами педагоги должны освободиться от некоторых стереотипов, которые складываются со временем в результате накопления определённого педагогического опыта. Типичным примером подобных стереотипов можно считать убеждение некоторых педагогов в том, что все двоечники – это люди, которые в жизни ничего не добьются. Или,например, что отличники обладают исключительно положительными личностными качествами характера, что может не соответствовать действительности. Особенно живучи в школе гендерные стереотипы. Принадлежность человека к мужскому или женскому полу позволяет приписывать ему те стереотипы, которые относятся к данному полу. Хотя совершенно ясно, что принадлежность человека к определенному полу не свидетельствует о наличии у него определенных качеств, поведения, привычек, приписываемых людям этого пола. Педагоги часто ставят в укор мальчикам, что они поступает не по -мужски, а девочкам, что они ведут себя не как девочки. Некоторые учителя до сих пор, склонны приписывать технические способности мальчикам, а гуманитарные девочкам, соответственно выстраивать свои требования. В соответствии с представлениями о мужских и женских ролях распределять вид занятий. Лишь серьёзная работа над собой позволяет педагогам, имеющим большой стаж работы избегать категоричности и полярности в мышлении, консервативности взглядов. Эффективным средством преодоления стереотипов является индивидуальный подход к учащимся, стр емление в каждом ребёнке распознать его способности, таланты.

Стереотипы начинают формироваться в семье. Родители, волей неволей, делясь своим жизненным опытом с детьми, навязывают им свои стереотипы. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, воспитателя научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. Для этого необходимо формировать логическое мышление и лучше всего - с раннего детства. С помощью логического мышления родители смогут научить своего ребёнка отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения . Также необходимо научить ребёнка критически мыслить.

Вот некоторые советы, которые дают психологи. Они помогут развить критическое мышление у детей:

    В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически.

    Приучать ребёнка развивать мышление разными способами и в игровой форме. Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.

    Не принимать ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Просить ребенка подумать и назвать настоящую причину. Помочь ему, задавая наводящие вопросы.

    Позволить ребенку сомневаться. Ребёнок сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам - отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.

    Ребёнок указывает на ошибку в рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Необходимо поощрять такие разговоры.

    Стараться приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы .

В заключении хочется сказать, что стереотипное мышление – бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе. Эффективность борьбы с ним определяется тем, насколько раньше человек осознаёт необходимость этого. В школе, когда ещё идёт процесс формирования личности гораздо легче выработать основные подходы по преодолению стереотипов, нежели впоследствии, когда личность будет уже сформирована. Таким образом, на педагогов возлагается огромная ответственность - воспитания поколения свободно мыслящих людей, над которыми не давлеют стереотипы.

Я пишу об этом потому, что все мы так или иначе соприкасаемся с миром школы, а кроме того – уж простите за общее место! – не все из нас понимают, что именно из этого мира выходят в жизнь люди, которые формируют вокруг нас под видом нормы мир абсурда, бессмыслицы. Зато все мы этим миром возмущаемся.
Разумеется, я вовсе не считаю, что всё складывается в школе, что от школы всё зависит и т.д. Но всё же процесс социализации во многом проходит именно там.

В прошедшем учебном году я впервые работал в такой школе, куда берут не всех. В целом ученики и правда лучше, чем во всех предыдущих моих школах. Но даже это "в целом" означает, в сущности, что здесь почти нет совсем уж безнадёжных. Учителей хороших тоже немало, но и не так чтоб уж очень много. И мне пришлось в очередной раз столкнуться именно с теми стереотипами, которые не просто сильно портят жизнь учителю, но и переворачивают мир с ног на голову. Чтобы это осознать, не нужно ни принципа остраннения, ни сверхъестественных персонажей или фантастических сюжетов – достаточно просто следовать логике и не терять способности спокойно оценивать происходящее.

Стереотипы, продуцирующие бессмысленность, порабощают нас. А противостоять им очень сложно, порой даже невозможно. Особенно угнетает одно: чуть только попробуешь воззвать к разуму, напомнить, кто мы, зачем мы работаем и как должны работать, так сразу тебя окружает вихрь идиотического возмущения и таких неожиданных форм противодействия, таких сногсшибательных "аргументов", что диву даёшься. И только собственная абсурдоустойчивость позволяет остаться самим собой и добиваться своего, хотя даже в этом случае всё равно мало кто признает твою правоту, поскольку подавляющее большинство предпочитает мир вывихнутых понятий и перевёрнутых принципов.

I. „Переход в среднюю школу всегда травмирует, детей надо пожалеть, а поэтому, Сергей Игоревич, задания должны быть полегче, оценки надо ставить помягче – это детей стимулирует! И зачем столько требовать? Их ведь этому в начальной школе не учили! В конце концов, ребёнок же старался!”

Что значит пожалеть ? Вызвать к доске, дать примитивное задание и поставить пятёрку? Выслушать монотонное, бездумное прочтение стихотворения и поставить пятёрку, потому что ребёнок старался ?! И когда же это лёгкие оценки стимулировали?! Бред. Ложь. Но эта бредовая ложь на все лады повторяется классными дамами и родителями, эта бредовая ложь вынуждает многих учителей создавать иллюзию успеха, а в результате мы имеем откровенных лентяев, которые не в состоянии справиться с примитивным диктантом. А я, гад такой, тройки и двойки ставлю, видите ли, и невесть чего хочу от бедных деточек, которые обленились настолько, что одна не может в течение полугода принести тетрадь для сочинений, хотя я в дневнике регулярно пишу напоминания, другой не в состоянии за три недели выучить банальные правила чередования гласных в корне, несчастные раст-ращ-рос и лаг-лож, а третий не желает в течение месяца найти время, чтобы выучить стихотворение. Ну и, само собой, недовольные мамки, недовольные классные дамы, я им порчу картину успеваемости, у меня низкий процент качества, у ребёнка по всем предметам 4-5, только Райский поставил тройки…

II. Кстати, об иллюзии успеха. Ещё один стереотип: „Отстающему ученику надо помочь, для повышения мотивации к обучению надо поставить его в ситуацию успеха, чтобы он поверил в свои силы, стал стараться – тогда он обязательно вытянет, выучит… А вы, Сергей Игоревич, не желаете подобрать ключик, найти индивидуальный подход…”

И опять бред. Бред потому, что эта выдумка методистов годится лишь в отдельных случаях. Например, если дело только в психологическом барьере: скажем, боится ученик перед всем классом отвечать. Ну, или меня лично боится, стесняется… А если он в начальной школе базовые знания не усвоил, путает части речи и члены предложения, не знает падежи, не может задать вопрос от одного слова к другому – никакой ключик тут не подберёшь, кроме репетитора. И если ученик читает в три раза медленнее, чем должен, а словарного запаса ему только на Агнию Барто и хватает, то индивидуальный подход возможен лишь один: срочно учить читать, причём заниматься этим должен не я. И если ученик не может сосредоточиться, пишет медленнее всех, без конца теряет или забывает ручку, тетрадь и учебник, то ситуация успеха возможна лишь в том случае, если рядом будет сидеть мама с набором всего необходимого.

III. Вернёмся к оценкам. Следующий стереотип: если по всем предметам 5 и только я поставил 3, виноват я: „Надо было дать возможность пересдать, надо было повнимательнее присмотреться к ребёнку… Давайте дадим шанс хорошему мальчику / хорошей девочке…”

Невероятно тяжело сопротивляться этому абсурду, особенно в отношении оценок по литературе. С языком проще: против ошибок в диктанте возразить нечего.
Вот ведь что любопытно: есть учителя, которые ставят пятёрки всем, и никого это не смущает. Сам я видел такое неоднократно. Но я могу понять это, скажем, в отношении физкультуры: данные у всех разные, и если каждый и впрямь выложился, то и нечего тихого книжного мальчика сравнивать с чемпионом России по карате, так что можно поставить пять и тому, и другому. Индивидуальный подход, так сказать, в действии. Могу понять и пятёрки у всего класса по рисованию: да, не всем дано, каждый старался – ну, и т.д. Но уже пятёрки у всего класса по музыке вызывают недоумение, поскольку музыка – это не только пение хором, но и, например, изучение истории музыки, а это уже „выучил – не выучил, ответил – не ответил”… А уж сплошные пятёрки по истории, и даже не пятёрки, а четвёрки-пятёрки – это враньё, если только в классе не собраны дети, столь же блестяще осваивающие литературу и русский язык. И когда по математике только четыре-пять – ну не верю! Не бывает такого. Я уж молчу о том, что заслуженное пять по всем предметам – это редкость.
Иногда (увы, крайне редко), спасает лишь одно: если есть в той же параллели ещё хотя бы один нормальный учитель, который не поддаётся на сюсюканье, не ломается после уговоров, не завышает оценки и требует то, что надо требовать. Скольких же этот дикий принцип выравнивания оценок покалечил! Сколько каждый год из школ выпускают наглых лентяев, которые привыкли получать незаслуженные пятёрки и четвёрки! И ведь даже ЕГЭ не исправит дела, потому что, во-первых, не так уж сложно получить на ЕГЭ четыре, а во-вторых, если экзаменационная оценка на балл ниже годовой, в аттестат ставят ту, что выше. Это, кстати, уже подводит к разговору о следующем стереотипе.

IV. „Не надо портить аттестат. Зачем человеку жизнь ломать? Он из-за этой одной тройки потом то-то и то-то, ему потом эта одна тройка так-то и так-то… Да что вам, жалко, что ли?”

Жалко. А вот жалко мне! Потому что если так рассуждать, то и вовсе учить незачем, требовать ничего не надо – можно просто выставить всем пятёрки и радоваться.
Так вот, жуть в том, что учителей, готовых ради аттестата завысить оценку, очень много, и в таком окружении человек, который не ради оценок преподаёт, оказывается в диком положении оправдывающегося злодея. Раньше из учителя выдавливали четвёрку или пятёрку ради конкурса аттестатов, теперь этого конкурса нет, но нашлись иные аргументы, вплоть до такого: „Ему же потом стыдно будет этот атестат своим детям показывать!” Дичь какая! А дурака валять на уроках в течение нескольких лет ему не стыдно было?! А то, что после школы эти "отличники" и "хорошисты" с презрением вспоминают тех самых учителей, которые из лучших побуждений им пятёрок понаставили, а позже и детей своих учат не учиться, а оценки выдавливать любыми путями – лестью, подарками, хорошим поведением – это не мерзко?

V. „Ученик имеет право на ошибку” . Ещё одна заезженная фраза, которую любят цитировать не по делу. Да, все мы ошибаемся, а процесс обучения всё ещё тесно связан с методом проб и ошибок. На обучающем уроке или в домашнем задании ошибайся на здоровье! Только это не значит, что над ошибкой потом не надо работать. И это не значит, что результаты контрольных работ нужно фальсифицировать.
А ещё право на ошибку не является оправданием любой подлости или хулиганства. В школах царствует двойная мораль: за один и тот же проступок могут и сурово покарать, и вообще ничего не сделать в зависимости от того, что за ученик, что за классная дама у него, какие у неё цели, какой "метод работы". Между прочим, у многих классных дам этот метод сводится к примитивному навязыванию ученикам "родственных" отношений: классная "мама" будет строга со "своими" (когда ей надо), но они же "её дети" , а потому она их "в обиду не даст" , то есть будет покрывать любые гадости, совершённые по отношению к другим учителям, будет помогать списывать на экзамене и т.д. И стиль отношений с учениками будет тот же – навязчиво эмоциональный: а) "Как же я по вам сокучилась, как же я всех вас люблю!"; б) "Как вы могли так со мной поступить?!" Это у нас называется воспитательным процессом.

Перечитал и решил пока остановиться. Конечно, список стереотипов далеко не полон, просто пока что-то нет желания продолжать.

НАТА КАРЛИН

Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т. д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.

Мужчин-моделей традиционно относят к геям

Что такое стереотип?

Понятие «стереотип» появилось на свет в 20-х годах прошлого столетия. Его ввел в научную литературу американский ученый У.Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций. По мнению американского ученого, существует две причины возникновения стереотипов :

  1. Экономия усилий;
  2. Защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.

Стереотип имеет следующие свойства :

  • Неизменность во времени;
  • Избирательность;
  • Эмоциональная полнота.

С тех времен многие ученые дополняли и вносили новшества в эту концепцию, но основная мысль не изменилась

На чем основаны стереотипы? Чтобы не утруждать себя излишними размышлениями, люди пользуются общеизвестными стереотипами. Иногда они находят свое подтверждение при наблюдении за людьми и тогда еще больше убеждаются в своей правоте. Стереотипы – это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам».

Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности : роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением, и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать. Благодаря им мы знаем о следующих закономерностях:

  • Вода мокрая;
  • Снег холодный;
  • Огонь горячий;
  • От камня, брошенного в воду, разойдутся круги.

Раз мы знаем об этом, то нам нет необходимости убеждаться в этом каждый раз. Но стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания людей, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов людей.

Известные блоггеры воспринимаются как «недалекие» девушки

Взять хотя бы стереотип о долге. В этом чувстве нет ничего плохого или неправильного. Вопрос состоит лишь в том, продиктовано это понятие внутренними убеждениями человека, или навязано ему общественным мнением. Во втором случае человек чувствует разногласие между собственными понятиями и тем, что требует от него общество.

Стремление людей следовать стереотипам искажает их представления о действительности и отравляет существование. Очень часто человек судит о людях не по их поступкам, а по тому, что думают о них другие. Иногда человек, который время от времени ходит в церковь, приписывает себе все добродетели христианства. Хотя это далеко не так.

Очень часто случается, что люди не утруждают себя размышлениями о проблеме, они просто пользуются бытующим стереотипом и принимают его на вооружение

Например, это группы людей, которые делятся по следующим признакам:

  • Половым;
  • Возрастным;
  • Уровню образования;
  • Профессиональным;
  • Верование и т. д.

Допустим, блондинки, чтобы не утруждать себя, доказывая неверность сложившегося стереотипа, стараются соответствовать общепринятому мнению. Так проще жить. Или женщины, стараясь , находят богатого жениха, с которым становятся глубоко несчастны, потому что при выборе не учли его человеческих качеств.

Нельзя проецировать сложившийся стереотип на всех людей в одинаковой степени. Исходить в своих суждениях нужно из личности человека, его достоинств и недостатков, жизненной позиции и т. д.

Какие бывают стереотипы?

Заметьте, речь идет о стереотипах! Ниже приведены примеры самых популярных социальных стереотипов, весьма распространенных в обществе:

Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе

Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:

  1. Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание . Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
  2. Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины : 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;
    2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
  3. Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа . Опять-таки – несчастна!
  4. Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.

На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса

  1. Мужчина не должен :
  • Говорить о своих чувствах;
  • Плакать;
  • Помогать женщине по дому.

Иначе, он не считает себя мужчиной.

  1. Мужчина должен :
  • Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
  • Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
  • Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!

В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.

Дети

Дети обязаны :

  • Слушаться родителей;
  • Воплощать мечты и несбывшиеся желания мам и пап в жизнь;
  • Учиться на «отлично» в школе, колледже и вузе;
  • Когда родители станут старенькими «принести им стакан воды».

Итак, дети непослушны и невыносимы, молодежь невменяема и распущена.

Старые люди всегда ворчат и всем недовольны

А вот к старости все люди болеют и жалуются на жизнь, иначе они, по меньшей мере, странно себя ведут.

Счастье

Счастье – это:

  • Деньги;
  • Высокий чин.

Все остальные – несчастные неудачники. Даже если человек абсолютно счастлив, живя в состоянии транса (в нирване), и у него ничего нет за душой, он неудачник!

«Правильное»…

Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.

Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.

Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина

Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры

К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:

    1. Полицейские . Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
    2. Врачи . И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
    3. Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
    4. Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница . Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
    5. Современные студенты : не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…

Как бороться со стереотипами?

Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения . В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и . Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.

Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди . И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.

Это вызывает зависть и разочарование в своей «неудачной» жизни. Получается, что это мнение ошибочное

Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.

Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.

Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.

Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми

Заключение

Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.

И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!

22 марта 2014, 11:32

Сегодня общественный статус и общественное мнение об учителях, как это показывают опросы, не высокий, и перед учителями стоит задача - изменить отношение к себе к лучшему. За вас, учителя, этого никто больше не сделает. Итак, путь осилит идущий...

Стереотип первый: учитель - профессия бездоходная и непрестижная

Главным элементом типового образа учителя в современном сознании общества является неприбыльность, а следовательно и непрестижность этой профессии. Этот стереотип, к сожалению, самый болезненный из всех, и сломать его очень трудно. Это обусловлено реальностью, ведь всем известно, что заработная плата, которую сегодня получают российские учителя, - одна из самых низких в мире. Например, в Турции зарплата учителей составляет $ 10 000 в год, а в Англии и Америке - $ 38 000 в год. Ближайший к нам по окладу учителей - тот самый Гондурас - $ 2500 в год.

Согласно социологическим опросам, большинству учителей денег хватает на еду и товары первой необходимости. И только каждый третий заявил, что зарплата позволяет приобрести товары длительного пользования. А учитывая, что в современном мире престиж профессии напрямую зависит от размера заработка, учительское образование считается чем-то второсортным.

Интересно, что престиж профессии низок не только в общественном восприятии, но и в восприятии самих учителей - об этом свидетельствуют все те же опросы. На вопрос «почему вы выбрали эту профессию?» Большинство отвечает, что у них не было выбора. Как правило, отношение к профессии в столь низко мотивированных педагогов не меняется к лучшему. А это может привести к общему снижению кадрового потенциала учителей.

Поэтому этот стереотип необходимо менять, ведь в действительности школа - это первая ступенька на пути жизненного успеха, которая дает базу для получения высшего образования. И профессия учителя - одна из самых востребованных в мире. Сегодня есть много успешных примеров, когда учитель неплохо зарабатывает и имеет высокий социальный статус. Хорошие зарплаты, например, у учителей частных школ. Если же вы преподаете в государственном учреждении, используйте индивидуальные занятия с учениками - эта практика распространена во всем мире, и в ней нет ничего плохого. Знайте себе цену и требуйте от окружающих соответствующего отношения.

Стереотип второй: учительница? Но она в три часа уже дома

Это тоже очень распространенное мнение, на самом деле не соответствует действительности. Ведь кроме времени, потраченного на урок, у учителей есть много других обязанностей. По результатам опросов, еженедельная занятость учителя среднестатистического учителя - до 30 часов в неделю. Но ведь еще существует проверка тетрадей, которая занимает до 10 часов в неделю, подготовка к урокам (до 12 часов), собрание родителей, заседание педагогических советов (до 8 часов). Кроме этого - разнообразная бумажная работа, как заполнение журналов, оформление отчетов, тоже занимает пропасть времени (по разным оценкам, до 8 часов в неделю). Поэтому не трудно подсчитать, что учителя работают не меньше, а то и больше представителей других профессий. В связи с этим в некоторых учителей даже сложилось мнение, что школа - это, во-первых, «контора», и основное занятие учителя в конторе, конечно, - писать и заполнять различные бланки. На самом деле задача учителя в школе совсем другая, и такая бумажная работа превращает некоторых учителей на служащих, которые не ищут творческих подходов к обучению, а примитивно «отчитывают материал».

Поэтому следует искать пути избавления учителей от ненужной писанины. Возможно, какую-то часть работы следует отменить вовсе, а какую-то передать отдельному человеку, который будет заниматься исключительно канцелярской работой.

Стереотип третий: учитель - это консерватор

Такое распространенное мнение сложилось благодаря тому, что большинство учителей - это люди среднего возраста. Статистические подсчеты показали, что большинство учителей, а именно 31% - это люди от 31 до 40 лет. Молодые люди до 26 лет составляют 5,7% опрошенных, в 27-30 лет - 7,1%. Считается, что в среднем возрасте человек мало интересуется новостями, склонен к использованию наработанного опыта, не прислушивается к другим. Но этот стереотип тоже надо ломать, ведь он отвечает действительности только наполовину.

По опросам, более половины учителей еженедельно 1-8 часов занимаются повышением своей квалификации, изучением профессиональной литературы, новых методик. Не находят времени на это только не более 5% учителей. Все учителя минимум раз в пять лет проходят курсы повышения квалификации - это обязательно.

Что же касается владения компьютером и интернетом, то это умеют делать больше половины учителей и большинство директоров. Почти каждый третий учитель и каждый второй директор умеет пользоваться интернетом. Но эта цифра не приближается к 100% из-за того, что возможности доступа к компьютерам ограничены - они зависят от размеров школы и района расположения школы. Только каждый четвертый учитель в деревне имеет доступ к глобальной сети, тогда как в центрах такая возможность есть у половины опрошенных. Таким образом, учителя желают «общаться» с компьютером, но обычно такой возможности у них просто нет.

Здесь следует отметить, что Интернет - необходимая реальность настоящего, бездонный колодец разнообразной информации, и без него движение вперед будет неполноценным. Поэтому, если вы еще не освоили искусство поиска полезной информации в глобальной сети, самое время заняться повышением своей квалификации в этом направлении.

Стереотип четвертый: учителей засыпают подарками

Многие считают, что традиция подарков и взяток глубоко укоренилась в высших учебных заведениях и школах нашей страны. Но нужно отличать подарки от взяток, ведь в том, что школьники все вместе подарили своему учителю на Новый год, 8 Марта или День учителя подарок, нет ничего противоправного. Это знак уважения и внимания, который в отношениях «учитель-ученик» вполне допустимый. Опросы учителей показали, что им приятно получать небольшие подарки от детей, но это никак не влияет на их отношение к ученикам.

Стереотип пятый: со временем учитель-женщина совсем теряет женственность

Профессия учителя считается женской в отличие от многих других. И это логично, ведь женщина традиционно воспринимается как более мягкая, добрая, внимательная, чем мужчина. Феминизация учительских кадров не усиливается, но количество женщин в школе и без того превышает количество мужчин: 80% процентов учителей - женщины. Среди директоров их чуть меньше - 76%.

Многие считают, что женщина в школе перестает быть женщиной в прямом смысле этого слова, т.е. быть привлекательной, нравиться противоположному полу. Но школа и женская красота кажутся совершенно противоположными вещами. Наоборот, женская привлекательность может вам пригодится как в отношениях с коллегами, так и в отношениях с учениками, ведь «законы женской привлекательности» действуют и здесь. Расположить к себе будет полезно и в отношениях с родителями учеников, она поможет установить взаимопонимание. Женщина, которая больше похожа на «рабочий станок», имеет гораздо меньше шансов получить от своих коллег ответ «да» и заставить людей идти ей навстречу в решении возникающих вопросов. Не вызывает она и чувство уважения к себе. Поэтому, если женщина и в обстоятельствах школьного цейтнота остается женщиной, от этого она только выиграет.

Поэтому, хорошие наши, будьте Женщинами с большой буквы и в первую очередь ломайте негативные стереотипы, создавайте себе новый образ успешных женщин и делайте вашу профессию не только престижной, но и красивой. Пусть мужчины завидуют …