Е. Ильин психофизиология

♦ Понятие состояния человека.

♦ Психическое состояние.

♦ Функциональный и психофизиологическое состояние.

♦ Негативные состояния.

Понятие состояния человека

Понятие "состояние" является общенаучным понятием. Оно относится к системе категорий философии и соотносится с такими категориями, как "качество" и "количество", "мера", "явление" и "сущность", "причина" и "следствие", "движение" и "покой", " связь "и" отношения "и многими другими (И. Петров).

Состояние человека представляет собой целостную системную реакцию (на уровне организма и часто - личности) на внешние и внутренние воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечения его жизнедеятельности в конкретных условиях существования .

Состояния характеризуются следующими свойствами:

♦ модальность - состояния качественно отличаются друг от друга и в первую очередь тем, переживания (эмоции и эмоциональный тон ощущений) их сопровождают;

♦ продолжительность (устойчивость) состояний;

♦ глубина состояний (интенсивность) - характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций;

♦ качество состояний определяется спецификой фактора, влияющего на человека, исходным фоном, а также индивидуальными особенностями человека; по знаку переживаний (эмоций) состояния разделяют на положительные и отрицательные; в зависимости от значимости того или иного состояния для эффективности деятельности, общения и здоровья состояния разделяют на благоприятные и неблагоприятные.

В научной литературе чаще всего выделяются следующие виды состояния человека, как психическое, функциональный и психофизиологический. При этом содержание, которое приписывается каждому из названных состояний часто в значительной степени перекрывает содержание другого состояния.

Психическое состояние

Выделяют четыре подхода к пониманию психического состояния:

♦ в феноменологическом плане психическое состояние понимается как относительно стабильно проявлена психическая реальность, которая по своим характеристикам занимает промежуточное положение между психическими процессами и личностными качествами индивида;

♦ в функциональном плане - как атрибут деятельности, выполняемой индивидом (обеспечение адаптивной функции);

♦ в онтологическом плане - как психическая сознание индивида;

♦ в экопсихологической плане - как результат субъект-объектной и (или) субъект-субъектного взаимодействия в системе "индивид - среда" (В.И. Панов).

Психическое состояние человека представляет собой целостную характеристику его психической деятельности за определенный период, отражает сложную структуру взаимосвязей с выше- и ниже расположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции (Г. ПИ. Габдреева).

Компонентами психического состояния являются: активационный, эмоциональный и когнитивный.

Функциональный и психофизиологическое состояние

Понятие "функциональное состояние" было введено, прежде всего, для характеристики состояния человека, связанного с выполнением определенной деятельности. Таким образом, это понятие было отделено от различных состояний, к выполнению деятельности отношения не имеют.

Понятие функционального состояния широко используется в физиологии, нейрофизиологии, психологии, эргономике и других науках. Это обусловлено тем, что в разных сфера жизнедеятельности человека успешность труда, обучения, творчества, физическое и психическое здоровье зависят от ее функционального состояния. Функциональное состояние является непременной составляющей любой деятельности. А эффективность деятельности всегда зависит от функционального состояния.

Функциональное состояние является результатом динамического взаимодействия организма с внешней средой, который характеризуется проявлениями качеств и свойств организма человека, которые прямо или косвенно определяют ее деятельность. Это состояние зависит от многих факторов: мотивации, содержания труда, уровня сенсорного нагрузки, исходного уровня активности нервной системы, индивидуальных свойств высшей нервной деятельности. Так, люди с сильной нервной системой менее устойчивы к монотоничнои труда и в них раньше слабых снижается уровень активности нервных процессов. На формирование функционального состояния человека значительно влияет адекватность выполняемой деятельности.

Существует несколько подходов к определению функционального состояния. Функциональное состояние определяют как:

♦ физиологическое состояние организма и его систем (любое состояние является функциональным, то есть отражает уровень функционирования организма в целом или отдельных его системах, а также само выполняет функции адаптации к данным условиям существования)

♦ фоновую активность центральной нервной системы, сопровождает ту или иную деятельность; при этом изменения функционального состояния зависят не только от возбудимости головного мозга, но и от его реактивности, лабильности и других свойств;

Последнее определение можно конкретизировать с помощью двух подходов:

1) функциональное состояние определяется как комплекс взаимосвязанных физиологических реакций;

2) функциональное состояние оценивается по результатам трудовой деятельности человека и рассматривается как целостная многокомпонентная характеристика внешних поведенческих и внутренних функций организма человека, с помощью которых можно оценить присущий ей в данный момент уровень активности высших психических функций и физиологических систем, обусловливающие выполнения трудовой деятельности.

Очень близок с понятием функционального состояния является понятие "психофизиологическое состояние". В отличие от понимания состояния человека как простого комплекса или совокупности показателей, понятие психофизиологического состояния сразу начали рассматривать уже как единую систему, опираясь при этом на методологическую базу теории функциональных систем. Представление о системной организации психофизиологического состояния нашли свое подтверждение в экспериментальных исследованиях.

Психофизиологическое состояние представляет собой сложную иерархическую систему, которая саморегулируется, и представляет собой динамическую (по составу и во времени) единство внутренних компонентов (биоэнергетического, физиологического, психического, поведенческого, личностного, социально-психологического), организованные по принципу взаемоспивдии для обеспечения достижения целей деятельности, формируются под влиянием интериоризированные человеком как организмом, индивидом, личностью, элементом социума внешних компонентов - социальных, физико-химических факторов среды и деятельности (А. Карпухина). При этом будущим результатом и системообразующим фактором функциональной системы ПФС является достижение субъектом цели деятельности.

Можно привести и более краткие определения психофизиологического состояния, в которых он понимается как целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата (Е.П. Ильин) или система психофизиологических и психических функций, определяющих производительность профессиональной деятельности и работоспособность человека на данном отрезке времени (Л.Г. Дикая).

Системная сущность психофизиологического состояния человека состоит в том, что, с одной стороны, он формируется в процессе и под влиянием конкретной деятельности, а с другой, - приводит ее эффективность. Подобное понимание психофизиологического состояния полностью вбирает в себя и вышеприведенный содержание различных видов и определений психического и функционального состояния, создавая предпосылки к пониманию состояния человека в процессе деятельности как единой и взаимообусловлены системы. При таком подходе выделены разными авторами виды состояний не откидываются, а могут рассматриваться как компоненты и аспекты подсистем единого психофизиологического состояния.

Текст взят с психологического сайта http :// www . myword . ru

Е. П. Ильин

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород Воронеж

Ростов-на-Дону Екатеринбург ■ Самара Новосибирск

Киев Харьков Минск

ББК 88.32 УДК 159.91 И46

Ильин Е. П.

И46 Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с: ил.

ISBN 5-469-00446-5

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической катего-рией Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, кос-монавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «со-стояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени. Книга посвящена нормальным состояниям человека при бодрствовании (состояние сна не рассматривается). Предназначена психоло-гам, физиологам, педагогам и студентам, обучающимся по специальности «Психофизио-логия».

ББК 88.32 УДК 159.91

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-469-00446-5

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

Предисловие

Раздел I. Теоретические и методологические вопросы изучения состояний

Глава 1. Общие представления о состояниях человека......... 10

1.1. Определение понятия «состояние» в физиологии

и психологии............................................ 10

1.2. Состояния как системные реакции. Структура состояний... 17

1.3. Состояния - активная реакция.......................... 23

1.4. Функции состояний..................................... 25

1.5. Фазность развития состояний........................... 26

1.6. Свойства и характеристики состояний................... 28

1.7. Состояния и индивидуальные особенности человека..... 30

1.8. О триаде «психический процесс-состояние-психическое свойство» ............................................... 31

Глава 2. Классификация состояний............................ 38

2.1. Различные подходы к классификации состояний......... 38

2.2. Трудности, встречающиеся при классификации состояний.. 49

2.3. Эмоциональные состояния или эмоции как состояния?... 51

Раздел II. Активационные состояния

Глава 3. Функциональные (базовые активационные)

состояния.................................................. 54

3.1. Что понимают под функциональным состоянием......... 54

3.2. Состояние относительного (физиологического) покоя.... 58

3.3. Предрабочие состояния................................. 60

3.4. Состояние врабатывания................................ 68

3.5. Оптимальное рабочее состояние......................... 69

3.6. Значение состояния покоя (исходного фона)

для достижения оптимального рабочего состояния........ 79

3.7. Состояние тренированности и «спортивной формы» как устойчивое оптимальное функциональное состояние...... 87

3.8. Состояние парабиоза.................................... 94

Раздел III. Психические состояния

Глава 4. Мотивационно-волевые состояния.................... 98

4.1. Мотивационные состояния.............................. 98

4.2. Волевые состояния..................................... 103

Глава 5. Эмоциональные состояния, связанные с прогнозом

и ожиданием.............................................. 111

5.1. Прогноз и связанные с ним эмоциональные состояния... 111

5.2. Состояния ожидания................................... 114

5.3. Тревога................................................ 115

5.4. Страх.................................................. 122

Глава 6. Эмоциональные состояния, связанные с достижением или недостижением цели.................................. 143

6.1. Удовлетворение........................................ 143

6.2. Состояние воодушевления и эйфории.................. 146

6.3. Состояние переживания чувства гордости.............. 148

6.4. Фрустрационные состояния............................ 148

Глава 7. Коммуникативные эмоциональные состояния........ 177

7.1. Веселье................................................ 177

7.2. Смущение............................................. 178

7.3. Стыд.................................................. 179

7.4. Презрение как эмоциональное состояние............... 187

7.5. Влюбленность как состояние........................... 188

7.6. Состояние ревности.................................... 189

Глава 8. Интеллектуальные (когнитивные) состояния......... 193

8.1. Удивление............................................. 193

8.2. Интерес как состояние................................. 198

Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний, возникающих в процессе деятельности

Глава 9. Состояния, возникающие при монотонной

деятельности и обстановке................................ 204

9.1. Состояние монотонии (скуки).......................... 204

9.2. Состояние психического пресыщения................... 228

9.3. Состояние «эмоционального выгорания» ............... 233

Глава 10. Состояния психического напряжения............... 237

10.1. Состояния операционального и эмоционального

напряжения............................................ 237

10.2. Эмоциональный стресс................................ 243

Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной

деятельностью............................................ 255

11.1. «Мертвая точка» и «второе дыхание».................. 255

11.2. Состояние утомления................................. 259

Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний..... 282

12.1. Методология диагностики состояний.................. 285

12.2. Роль переживаний субъектов в диагностике

их состояний........................................... 289

12.3. Об адекватности субъективной оценки выраженности (глубины) состояния................................... 292

12.3. Диагностика состояний и индивидуальные и половые

особенности............................................ 294

Глава 13. Регуляция психических состояний.................. 296

13.1. Общие принципы регуляции состояний............... 297

13.2. Классификации методов регуляции состояний......... 298

13.3. Внешние методы регуляции психических состояний... 299

13.4. Методы саморегуляции............................... 321

Приложения

I. Терминологический словарь................................ 332

II. Методики изучения состояний............................. 336

Методика САН (самочувствие, активность, настроение)..... 336

Зрительно-аналоговая шкала для оценки состояния тревоги.. 338 Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики

«Градусник»............................................ 339

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

эмоциональных состояний»............................. 340

Рисовально-символическая самооценка эмоциональных

состояний.............................................. 341

Измерение степени выраженности сниженного настроения -

субдепрессии........................................... 343

Опросник НПН (признаки нервно-психического

напряжения)........................................... 345

Шкала ситуативной тревожности (СТ)..................... 351

Методика «Определение состояния фрустрации»........... 353

Методика «Диагностика уровня социальной

фрустрированности».................................... 354

Модифицированная шкала личностной соревновательной

тревожности (СТ) Р. Мартенса (Ю. Л. Ханин, 1983)...... 355

Методика «Накопление эмоционально-энергетических

зарядов, направленных на самого себя».................. 357

Методики диагностики профессионального выгорания

(сгорания).............................................. 358

Методика «Диагностика уровня эмоционального

выгорания» В. В. Бойко.............................. 358

Опросник на «выгорание» MBI ......................... 366

Список литературы........................................... 370

Предметный указатель....................................... 409

Предисловие

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологи-ческой категорией. Его используют и ученые в разных науках (физи-ке, химии, философии, физиологии, психологии, медицине и т. д.), и в обыденной речи («Я не в состоянии помочь вам», «Эта вещь находится в хорошем состоянии» и т. п.). В самом общем плане это понятие обо-значает характеристику существования объектов и явлений, реализа-ции бытия в данный и все последующие моменты времени.

Не вдаваясь в детальное и в большей степени философское пони-мание этого понятия (см. Симанов, 1982), сразу ограничу круг рас-смотрения данной проблемы: книга посвящена, во-первых, нормаль-ным состояниям человека и, во-вторых, состояниям при его бодрство-вании. В связи с этим я не рассматриваю состояние сна, отсылая желающих узнать про него, например, к работам В. С. Ротенберга (1982), Р. Фрэнкина(2003),Р. Геррига,Ф. Зимбардо(2004).

Проблема нормальных состояний человека стала широко и осно-вательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно не-давно - с середины XX в. До этого внимание исследователей (глав-ным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность тру-довой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефи-мов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности.

На этом фоне эмпирическое изучение отдельных состояний, их диагностики, профилактики и регуляции заняло ведущее место. Тео-ретические же и особенно методологические аспекты проблемы функ-циональных и психических состояний остались как бы в тени.

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые вы-делил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обо-сновать проблему психических состояний была предпринята Н. Д. Ле-витовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических со-стояниях человека». Однако многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в этой книге были не пред-ставлены; некоторым из них Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972).

8 Предисловие

В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиоло-ги изучали функциональные состояния, а психологи - эмоциональ-ные и психические. На самом деле границы между этими состояния-ми зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии. Опубликованы ряд монографий (Генкин, Медведев, 1973; Сосновикова, 1975; Баевский. 1979; Забродин, 1983; Немчин, 1983; Си-монов. 1983; Леонова, 1984; Данилова, 1985,1994; Чайнова, 1986; Ки-таев-Смык, 1988; Чирков. 1989; Киршбаум, Еремеева, 1990; Прохоров, 1994, 1998, 2002; Бодров, 1995; Куликов, 1999; Агавелян, 2000), в ко-торых рассмотрены как общетеоретические, так и частные вопросы, касающиеся проблемы состояний человека. Однако, несмотря на оби-лие публикаций, эта проблема не получила еще достаточно полного освещения, в том числе и теоретического.

Первую работу о состояниях человека я опубликовал еще в 1962 г., и с тех пор интерес к этой проблеме у меня не угасал. За прошедшие годы мною вместе с моими учениками были изучены и многие состо-яния человека, в результате чего постепенно возникла методология изучения этой проблемы. В конце концов мне показалось, что я со-зрел для обобщения накопленных данных, и после некоторых колеба-ний я решил все-таки написать эту книгу как итог теоретических раз-мышлений и экспериментального изучения данной проблемы. Одна-ко сказать, что я вполне удовлетворен написанным и что для меня проблема состояний стала понятной до конца, было бы сильным пре-увеличением. Допускаю, что многие высказанные мною положения уязвимы для критики. Утешает одно: может быть, факты, полученные мною совместно с моими учениками при экспериментальном изуче-нии многих состояний, а также разработанные подходы к их диагнос-тике и профилактике окажутся полезными для практических психо-логов и физиологов, а мои размышления побудят психологов и физио-логов к дальнейшей теоретической разработке проблемы.

Теоретические

и методологические

вопросы изучения

состояний

Общие представления о состояниях человека

1.1. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» за-ключается в том, что авторы опираются на разные уровни функцио-нирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие - психологический, а третьи - тот и другой одновременно.

Так, ряд ученых при рассмотрении состояния исходят из того, что это тонус нервной системы: уровень активности - пассивности нервно-психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе психическая. Так, например, В. Н. Мясищев пи-сал, что под состоянием он понимает общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс. Таким образом, речь идет о различных уровнях активации мозга, понимаемых как разные состояния: сон - бодрствование, возбуждение - торможение.

Отсюда одни ученые (в основном физиологи) говорят о функцио-нальных состояниях, а другие (в основном психологи) - о психиче-ских. Действительность же такова, что, если рассматривать состояния человека, а не отдельных его функциональных систем, в любом функ-циональном состоянии присутствует психическое, а в любом психи-ческом - физиологическое. Однако поскольку многие психические состояния только наблюдаемы или изучаются только интроспектив-ным методом, по самоотчетам людей, без привлечения физиологиче-ских методик, создается впечатление, что они чисто психологические. И это обстоятельство чрезвычайно затрудняет разработку объектив-ной классификации состояний человека.

Условно можно принять, что когда речь идет о функциональных состояниях, имеют в виду уровень функционирования человека в целом или его отдельных функциональных систем (сенсорной, интеллекту-альной, моторной), а когда говорят о психических состояниях, то речь идет о качественной специфике {модальности переживаний) реагиро-

Глава 1. Общие представления о состояниях человека 11

вания человека на ту или иную ситуацию (без учета уровня функцио-нирования). Но поскольку в действительности в психических состоя-ниях сочетаются и уровневые, и модальностные характеристики, то речь должна идти о психофизиологических состояниях.

Именно этой позиции я буду придерживаться в дальнейшем, счи-тая психические состояния психофизиологическими.

Точка зрения-1

В литературе для определения психических состояний часто используется термин «функциональное состояние». Мы считаем, что понятия «психи-ческие состояния» и «функциональные состояния» нетождественны, хотя и тесно взаимосвязаны. Психическое состояние... базируется на функцио-нальном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть це-лостная интегральная характеристика деятельности всех ее элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспе-чивающих психическую деятельность (Габдреева, 1981, с. 8).

Существуют различные подходы к пониманию сущности психи-ческих (психофизиологических) состояний.

Понимание психического состояния как целостной характерис-тики психики за определенный период (т. е. как статус-кво) имеет дав-ние корни. Еще Т. Рибо (1900) и У. Джемс (1905) говорили о состоя-нии сознания, а А. Ф Лазурский (1917) - о состоянии как временной и целостной характеристике психики. Характерно такое понимание и для ряда современных отечественных ученых, например Н. Д. Ле-витова (1964) и Ю. Е. Сосновиковой (1975). Так, Левитов писал: «...пси-хическое состояние - это целостная характеристика психической дея-тельности за определенный период, показывающая своеобразие проте-кания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психи-ческих свойств личности» (с. 20). Не отождествляя психическое со-стояние с психической деятельностью (первое характеризует второе), Левитов в то же время в качестве состояния рассматривает борьбу мотивов. Но разве борьба мотивов не является психической деятель-ностью, включающей не только эмоциональные, но и когнитивные и волевые компоненты, на что указывает и сам автор?

Ю. Е. Сосновикова определяет психическое состояние как конк-ретное определенное соотношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период, как временное состояние психики.

12 Раздел I. Теоретические и методологические вопросы изучения состояний

В то же время она отмечает, что состояние - это компонент психики и что понятие психических состояний должно учитывать все то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. Но не отож-дествляет ли тогда автор состояние с деятельностью психики?

Сходное с предыдущими определение дает и Г. Ш. Габдреева (1981): «Под психическим состоянием человека мы понимаем целостную ха-рактеристику его психической деятельности за определенный пе-риод, которая отражает сложную структуру взаимосвязей с выше- и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции» (с. 8).

В «Психологическом словаре» (1983) психические состояния оп-ределяются как «психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания» (с. 287). В таком понимании состояние - это лишь интегрированное отражение субъектом воздействий на него разных стимулов.

М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1998) считают, что состоя-ние - это целостная, временная и динамичная характеристика пси-хической деятельности, которая, закрепляясь, может переходить в устойчивую черту личности.

Представление о психическом состоянии как переживании1 свя-зано с эмоциями (эмоциональными состояниями). Подобную трак-товку можно найти у Л. С. Рубинштейна. Он считал, что именно в пе-реживаниях отражается личностный аспект психических состояний человека. Состояние как переживание рассматривается в работах Б. А. Вяткина н Л. Я. Дорфмана (1987). А. О. Прохорова (1998,1999). Правда, у Прохорова в более ранней работе (1991) имеется и другое понимание состояния - как целостной, активной реакции личности на внешние и внутренние воздействия. Являются ли различия в по-нимании психического состояния этим автором случайностью или отражают динамику его взглядов, сказать не берусь.

Большинство определений психического состояния, даваемых психологами, изучающими деятельность человека, имеют одну и ту

Следует подчеркнуть, что термин «переживание» используется психологами и в дру-гом, не аффективном смысле, а именно как психологический опыт, приобретенный человеком в процессе преодоления трудностей (Ф. Е. Василюк, 1985).

Глава 1. Общие представления о состояниях человека 13

же логическую основу: состояние характеризуется как совокупность (симптомокомплекс) каких-либо характеристик: процессов (Мари-щук, 1974), функций и качеств (Медведев, 1974), компонентов пси-хики (Сосновикова, 1972), психофизиологических и психических функций (Дикая, 1999) и т. д., обусловливающих эффективность дея-тельности, работоспособность, уровень активности систем, поведение и т. п. Логическую схему данных определений можно представить сле-дующим образом.

Психическое состояние ______ Эффективность деятельности,

(сумма характеристик) *" работоспособность.

Если быть последовательным в расшифровке понятия «психиче-ское состояние» с помощью приведенных выше определений, то мож-но легко установить их несостоятельность, ибо они сразу предстают в таком виде, который, вероятно, отвергнут и сами авторы этих опреде-лений.

Начну с первой половины приведенной выше схемы - с симпто-мокомплекса определенных характеристик. Подставим вместо зага-дочного комплекса функций и качеств реальные показатели: ЭЭГ, ЭМГ, частоту сердечных сокращений, частоту и глубину дыхания, тре-мор, время реакции, интенсивность и переключение внимания, т. е. все то, что регистрируется при выявлении любого состояния и служит его характеристиками. Тогда о каком конкретном состоянии должна идти речь? Как можно отличить одно состояние от другого, если мы регист-рируем эти показатели только в конкретный момент времени, т. е. де-лаем лишь один срез? Очевидно, что диагностика, дифференцирова-ние состояний при «статус-кво»-подходе к ним невозможна. Необхо-димо фиксировать динамику, изменение показателей за определенный отрезок времени при тех или иных воздействиях на человека. Однако и такой подход не гарантирует адекватное понимание сущности со-стояния, поскольку зачастую происходит подмена определения сущ-ности состояния простым описанием {перечислением) сдвигов, проис-ходящих при возникновении того или иного состояния.

  • ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ Девятая Всероссийская медико-биологическая конференция молодых исследователей Санкт-Петербург 2006 Российское физиологическое общество им

    Документ

    Компьютерной системы мониторинга функционального и психофизиологического состояния человека «Динамика-100» и методики гелиогеофизического... кафедра высшей нервной деятельности и психофизиологии , научный центр «Психофизиология матери и ребенка». Санкт- ...

  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ На прошлой лекции (1)

    Лекция

    состояниях че­ловека состояния человека , применяемые в практической психофизиологии

  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ На прошлой лекции

    Лекция

    При некоторых измененных функциональных (пограничных) состояниях че­ловека (например, при утомлении) и не... Основные методы изучения функционального состояния человека , применяемые в практической психофизиологии Психологические методы Оценка общих...

  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

    СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

    Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород Воронеж

    Ростов-на-Дону Екатеринбург ■ Самара Новосибирск

    Киев Харьков Минск

    ББК 88.32 УДК 159.91 И46

    Ильин Е. П.

    И46 Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с: ил.

    ISBN 5-469-00446-5

    Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической катего­рией Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта , кос­монавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «со­стояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени. Книга посвящена нормальным состояниям человека при бодрствовании (состояние сна не рассматривается). Предназначена психоло­гам, физиологам, педагогам и студентам, обучающимся по специальности «Психофизио­логия».

    ББК 88.32 УДК 159.91

    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

    ISBN 5-469-00446-5

    © ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

    Предисловие

    Раздел I. Теоретические и методологические вопросы изучения состояний

    Глава 1. Общие представления о состояниях человека......... 10

    1.1. Определение понятия «состояние» в физиологии

    и психологии............................................ 10

    1.2. Состояния как системные реакции. Структура состояний... 17

    1.3. Состояния - активная реакция.......................... 23

    1.4. Функции состояний..................................... 25

    1.5. Фазность развития состояний........................... 26

    1.6. Свойства и характеристики состояний................... 28

    1.7. Состояния и индивидуальные особенности человека..... 30

    1.8. О триаде «психический процесс-состояние-психическое свойство» ............................................... 31

    Глава 2. Классификация состояний............................ 38

    2.1. Различные подходы к классификации состояний......... 38

    2.2. Трудности, встречающиеся при классификации состояний.. 49

    2.3. Эмоциональные состояния или эмоции как состояния?... 51

    Раздел II. Активационные состояния

    Глава 3. Функциональные (базовые активационные)

    состояния.................................................. 54

    3.1. Что понимают под функциональным состоянием......... 54

    3.2. Состояние относительного (физиологического) покоя.... 58

    3.3. Предрабочие состояния................................. 60

    3.4. Состояние врабатывания................................ 68

    3.5. Оптимальное рабочее состояние......................... 69

    3.6. Значение состояния покоя (исходного фона)

    для достижения оптимального рабочего состояния........ 79

    3.7. Состояние тренированности и «спортивной формы» как устойчивое оптимальное функциональное состояние...... 87

    3.8. Состояние парабиоза.................................... 94

    Раздел III. Психические состояния

    Глава 4. Мотивационно-волевые состояния.................... 98

    4.1. Мотивационные состояния.............................. 98

    4.2. Волевые состояния..................................... 103

    Глава 5. Эмоциональные состояния, связанные с прогнозом

    и ожиданием.............................................. 111

    5.1. Прогноз и связанные с ним эмоциональные состояния... 111

    5.2. Состояния ожидания................................... 114

    5.3. Тревога................................................ 115

    5.4. Страх.................................................. 122

    Глава 6. Эмоциональные состояния, связанные с достижением или недостижением цели.................................. 143

    6.1. Удовлетворение........................................ 143

    6.2. Состояние воодушевления и эйфории.................. 146

    6.3. Состояние переживания чувства гордости.............. 148

    6.4. Фрустрационные состояния............................ 148

    Глава 7. Коммуникативные эмоциональные состояния........ 177

    7.1. Веселье................................................ 177

    7.2. Смущение............................................. 178

    7.3. Стыд.................................................. 179

    7.4. Презрение как эмоциональное состояние............... 187

    7.5. Влюбленность как состояние........................... 188

    7.6. Состояние ревности.................................... 189

    Глава 8. Интеллектуальные (когнитивные) состояния......... 193

    8.1. Удивление............................................. 193

    8.2. Интерес как состояние................................. 198

    Раздел IV. Характеристика негативных психофизиологических состояний, возникающих в процессе деятельности

    деятельности и обстановке................................ 204

    9.1. Состояние монотонии (скуки).......................... 204

    9.2. Состояние психического пресыщения................... 228

    9.3. Состояние «эмоционального выгорания» ............... 233

    Глава 10. Состояния психического напряжения............... 237

    10.1. Состояния операционального и эмоционального

    напряжения............................................ 237

    10.2. Эмоциональный стресс................................ 243

    Глава 11. Состояния, вызванные интенсивной длительной

    деятельностью............................................ 255

    11.1. «Мертвая точка» и «второе дыхание».................. 255

    11.2. Состояние утомления................................. 259

    Раздел V. Диагностика и регуляция состояний

    Глава 12. Диагностика психофизиологических состояний..... 282

    12.1. Методология диагностики состояний.................. 285

    12.2. Роль переживаний субъектов в диагностике

    их состояний........................................... 289

    12.3. Об адекватности субъективной оценки выраженности (глубины) состояния................................... 292

    12.3. Диагностика состояний и индивидуальные и половые

    особенности............................................ 294

    Глава 13. Регуляция психических состояний.................. 296

    13.1. Общие принципы регуляции состояний............... 297

    13.2. Классификации методов регуляции состояний......... 298

    13.3. Внешние методы регуляции психических состояний... 299

    13.4. Методы саморегуляции............................... 321

    Приложения

    I. Терминологический словарь................................ 332

    II. Методики изучения состояний............................. 336

    Методика САН (самочувствие, активность, настроение)..... 336

    Зрительно-аналоговая шкала для оценки состояния тревоги.. 338 Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики

    «Градусник»............................................ 339

    Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

    эмоциональных состояний»............................. 340

    Рисовально-символическая самооценка эмоциональных

    состояний.............................................. 341

    Измерение степени выраженности сниженного настроения -

    субдепрессии........................................... 343

    Опросник НПН (признаки нервно-психического

    напряжения)........................................... 345

    Шкала ситуативной тревожности (СТ)..................... 351

    Методика «Определение состояния фрустрации»........... 353

    Методика «Диагностика уровня социальной

    фрустрированности».................................... 354

    Модифицированная шкала личностной соревновательной

    тревожности (СТ) Р. Мартенса (Ю. Л. Ханин, 1983)...... 355

    Методика «Накопление эмоционально-энергетических

    зарядов, направленных на самого себя».................. 357

    Методики диагностики профессионального выгорания

    (сгорания).............................................. 358

    выгорания» В. В. Бойко.............................. 358

    Опросник на «выгорание» MBI ......................... 366

    Список литературы........................................... 370

    Предметный указатель....................................... 409

    Предисловие

    Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологи­ческой категорией. Его используют и ученые в разных науках (физи­ке, химии, философии, физиологии, психологии, медицине и т. д.), и в обыденной речи («Я не в состоянии помочь вам», «Эта вещь находится в хорошем состоянии» и т. п.). В самом общем плане это понятие обо­значает характеристику существования объектов и явлений, реализа­ции бытия в данный и все последующие моменты времени.

    Не вдаваясь в детальное и в большей степени философское пони­мание этого понятия (см. Симанов, 1982), сразу ограничу круг рас­смотрения данной проблемы: книга посвящена, во-первых, нормаль­ным состояниям человека и, во-вторых, состояниям при его бодрство­вании. В связи с этим я не рассматриваю состояние сна, отсылая желающих узнать про него, например, к работам В. С. Ротенберга (1982), Р. Фрэнкина(2003),Р. Геррига,Ф. Зимбардо(2004).

    Проблема нормальных состояний человека стала широко и осно­вательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно не­давно - с середины XX в. До этого внимание исследователей (глав­ным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность тру­довой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефи­мов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности.

    На этом фоне эмпирическое изучение отдельных состояний, их диагностики, профилактики и регуляции заняло ведущее место. Тео­ретические же и особенно методологические аспекты проблемы функ­циональных и психических состояний остались как бы в тени.

    Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые вы­делил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обо­сновать проблему психических состояний была предпринята Н. Д. Ле-витовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических со­стояниях человека». Однако многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в этой книге были не пред­ставлены; некоторым из них Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972).

    8 Предисловие

    В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиоло­ги изучали функциональные состояния, а психологи - эмоциональ­ные и психические. На самом деле границы между этими состояния­ми зачастую настолько размыты , что разница имеется только в их названии. Опубликованы ряд монографий (Генкин, Медведев, 1973; Сосновикова, 1975; Баевский. 1979; Забродин, 1983; Немчин, 1983; Си­монов. 1983; Леонова, 1984; Данилова, 1985,1994; Чайнова, 1986; Ки-таев-Смык, 1988; Чирков. 1989; Киршбаум, Еремеева, 1990; Прохоров, 1994, 1998, 2002; Бодров, 1995; Куликов, 1999; Агавелян, 2000), в ко­торых рассмотрены как общетеоретические, так и частные вопросы, касающиеся проблемы состояний человека. Однако, несмотря на оби­лие публикаций, эта проблема не получила еще достаточно полного освещения, в том числе и теоретического.

    Первую работу о состояниях человека я опубликовал еще в 1962 г., и с тех пор интерес к этой проблеме у меня не угасал. За прошедшие годы мною вместе с моими учениками были изучены и многие состо­яния человека, в результате чего постепенно возникла методология изучения этой проблемы. В конце концов мне показалось, что я со­зрел для обобщения накопленных данных, и после некоторых колеба­ний я решил все-таки написать эту книгу как итог теоретических раз­мышлений и экспериментального изучения данной проблемы. Одна­ко сказать, что я вполне удовлетворен написанным и что для меня проблема состояний стала понятной до конца, было бы сильным пре­увеличением. Допускаю, что многие высказанные мною положения уязвимы для критики. Утешает одно: может быть, факты, полученные мною совместно с моими учениками при экспериментальном изуче­нии многих состояний, а также разработанные подходы к их диагнос­тике и профилактике окажутся полезными для практических психо­логов и физиологов, а мои размышления побудят психологов и физио­логов к дальнейшей теоретической разработке проблемы.

    Теоретические

    и методологические

    вопросы изучения

    состояний

    Общие представления о состояниях человека

    1.1. Определение понятия «состояние» в физиологии и психологии

    Сложность определения сущности понятия «состояние человека» за­ключается в том, что авторы опираются на разные уровни функцио­нирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие - психологический, а третьи - тот и другой одновременно.

    Так, ряд ученых при рассмотрении состояния исходят из того, что это тонус нервной системы: уровень активности - пассивности нервно-психической деятельности , фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе психическая. Так, например, В. Н. Мясищев пи­сал, что под состоянием он понимает общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс. Таким образом, речь идет о различных уровнях активации мозга, понимаемых как разные состояния: сон - бодрствование, возбуждение - торможение.

    Отсюда одни ученые (в основном физиологи) говорят о функцио­нальных состояниях, а другие (в основном психологи) - о психиче­ских. Действительность же такова, что, если рассматривать состояния человека, а не отдельных его функциональных систем, в любом функ­циональном состоянии присутствует психическое, а в любом психи­ческом - физиологическое. Однако поскольку многие психические состояния только наблюдаемы или изучаются только интроспектив­ным методом, по самоотчетам людей, без привлечения физиологиче­ских методик, создается впечатление, что они чисто психологические. И это обстоятельство чрезвычайно затрудняет разработку объектив­ной классификации состояний человека.

    Условно можно принять, что когда речь идет о функциональных состояниях, имеют в виду уровень функционирования человека в целом или его отдельных функциональных систем (сенсорной, интеллекту­альной, моторной), а когда говорят о психических состояниях, то речь идет о качественной специфике {модальности переживаний) реагиро-

    Глава 1. Общие представления о состояниях человека 11

    вания человека на ту или иную ситуацию (без учета уровня функцио­нирования). Но поскольку в действительности в психических состоя­ниях сочетаются и уровневые, и модальностные характеристики , то речь должна идти о психофизиологических состояниях.

    Именно этой позиции я буду придерживаться в дальнейшем, счи­тая психические состояния психофизиологическими.

    Точка зрения-1

    В литературе для определения психических состояний часто используется термин «функциональное состояние». Мы считаем, что понятия «психи­ческие состояния» и «функциональные состояния» нетождественны, хотя и тесно взаимосвязаны. Психическое состояние... базируется на функцио­нальном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть це­лостная интегральная характеристика деятельности всех ее элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспе­чивающих психическую деятельность (Габдреева, 1981, с. 8).

    Существуют различные подходы к пониманию сущности психи­ческих (психофизиологических) состояний.

    Понимание психического состояния как целостной характерис­тики психики за определенный период (т. е. как статус-кво) имеет дав­ние корни. Еще Т. Рибо (1900) и У. Джемс (1905) говорили о состоя­нии сознания, а А. Ф Лазурский (1917) - о состоянии как временной и целостной характеристике психики. Характерно такое понимание и для ряда современных отечественных ученых, например Н. Д. Ле-витова (1964) и Ю. Е. Сосновиковой (1975). Так, Левитов писал: «...пси­хическое состояние - это целостная характеристика психической дея­тельности за определенный период, показывающая своеобразие проте­кания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психи­ческих свойств личности» (с. 20). Не отождествляя психическое со­стояние с психической деятельностью (первое характеризует второе), Левитов в то же время в качестве состояния рассматривает борьбу мотивов. Но разве борьба мотивов не является психической деятель­ностью, включающей не только эмоциональные, но и когнитивные и волевые компоненты, на что указывает и сам автор?

    Ю. Е. Сосновикова определяет психическое состояние как конк­ретное определенное соотношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период, как временное состояние психики.

    12 Раздел I. Теоретические и методологические вопросы изучения состояний

    Понятие «состояние» в настоящее время будет общеметодологи­ческой категорией. Его используют и ученые в разных науках (физи­ке, химии, философии, физиологии, психологии, медицине и т. д.), и в обыденной речи («Я не в состоянии помочь вам», «Кстати, эта вещь находится в хорошем состоянии» и т. п.) В самом общем плане ϶ᴛᴏ понятие обо­значает характеристику существования объектов и явлений, реализа­ции бытия в данный и все последующие моменты времени.

    Не вдаваясь в детальное и в большей степени философское пони­мание ϶ᴛᴏго понятия (см. Симанов, 1982), сразу ограничу круг рас­смотрения данной проблемы: книга посвящена, во-первых, нормаль­ным состояниям человека и, во-вторых, состояниям при его бодрство­вании. В связи с данным я не рассматриваю состояние сна, отсылая желающих узнать про него, например, к работам В. С. Ротенберга (1982), Р. Фрэнкина(2003),Р. Геррига,Ф. Зимбардо(2004)

    Проблема нормальных состояний человека стала широко и осно­вательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно не­давно - с середины XX в. До ϶ᴛᴏго внимание исследователей (глав­ным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность тру­довой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефи­мов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    На ϶ᴛᴏм фоне эмпирическое изучение отдельных состояний, их диагностики, профилактики и регуляции заняло ведущее место. Отметим, что тео­ретические же и особенно методологические аспекты проблемы функ­циональных и психических состояний остались как бы в тени.

    Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые вы­делил В. Н. Мясищев (1932) Но первая основательная попытка обо­сновать проблему психических состояний была предпринята Н. Д. Ле-витовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических со­стояниях человека». При этом многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в ϶ᴛᴏй книге были не пред­ставлены; некᴏᴛᴏᴩым из них Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972)

    В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиоло­ги изучали функциональные состояния, а психологи - эмоциональ­ные и психические. На самом деле границы между данными состояния­ми зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии. Уместно отметить, что опубликованы ряд монографий (Генкин, Медведев, 1973; Сосновикова, 1975; Баевский. 1979; Забродин, 1983; Немчин, 1983; Си­монов. 1983; Леонова, 1984; Данилова, 1985,1994; Чайнова, 1986; Ки-таев-Смык, 1988; Чирков. 1989; Киршбаум, Еремеева, 1990; Прохоров, 1994, 1998, 2002; Бодров, 1995; Куликов, 1999; Агавелян, 2000), в ко­торых рассмотрены как общетеоретические, так и частные вопросы, касающиеся проблемы состояний человека. При этом, несмотря на оби­лие публикаций, эта проблема не получила еще достаточно полного освещения, в т.ч. и теоретического.

    Первую работу о состояниях человека я опубликовал еще в 1962 г., и с тех пор интерес к ϶ᴛᴏй проблеме у меня не угасал. За прошедшие годы мною вместе с моими учениками были изучены и многие состо­яния человека, в результате чего постепенно возникла методология изучения ϶ᴛᴏй проблемы. В конце концов мне показалось, что я со­зрел для обобщения накопленных данных, и после некᴏᴛᴏᴩых колеба­ний я решил все-таки написать эту книгу как итог теоретических раз­мышлений и экспериментального изучения данной проблемы. Важно заметить, что одна­ко сказать, что я вполне удовлетворен написанным и что для меня проблема состояний стала понятной до конца, было бы сильным пре­увеличением. Допускаю, что многие высказанные мною положения уязвимы для критики. Утешает одно: может быть, факты, полученные мною совместно с моими учениками при экспериментальном изуче­нии многих состояний, а также разработанные подходы к их диагнос­тике и профилактике окажутся полезными для практических психо­логов и физиологов, а мои размышления побудят психологов и физио­логов к дальнейшей теоретической разработке проблемы.