УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа №______
________________/________________________.
Годовой план работы
учителя-логопеда
Сафоновой Ирины Александровны
на 2017-2018 учебный год
Москва 2018
Работа логопеда осуществляется в рамках общегодовой программы работы дошкольного отделения и руководствуется ФГОС.
Концепция деятельности учителя-логопеда
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя -логопеда.
Цель логопедической работы - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Задачи:
Развивать у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексическо-грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различные формах и видах детской деятельности.
Формировать у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.
Влиять на формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевого нарушения детей.
Информировать и консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) - создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое - создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое - создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии речи
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии по необходимости
1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения
1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса
2. Организационный блок
Подготовка материалов для ППк с целью комплектования коррекционных занятий для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики
3.2. Статистический учет
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОП - планирование работы на год
3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми
3.5. Ведение документации
4. Коррекционно-развивающая работа
Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
5.2. Проведение индивидуальных/групповых занятий, направленных на профилактику речевых нарушений
6. Методическое обеспечение
6.1. Методическая помощь педагогам по вопросам формирование правильной речи.
6.2. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы.
6.3. Самообразование.
6.4. Участие в педсоветах.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета
7.2. Актуализация наглядного, лексического, игрового и учебного материала
8. Блок контроля
8.1. Подведение итогов работы за учебный год.
Отчет - анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Мероприятия | Сроки проведения | Результат |
Организация учебно-развивающей среды |
||
1. Подготовка кабинета к новому учебному году. | Паспорт кабинета |
|
2. Подготовка раздаточного материала | В течение года | Дидактический материал (индивидуальный) |
3. Подготовка дидактического материала для логопедических занятий | В течение года | Демонстрационный материал |
Диагностико-аналитическая деятельность |
||
1. Итоговое обследование речи детей | Журнал обследования |
|
2. Углубленное обследование речи детей, нуждающихся в логопедических занятиях | В течение года | Протоколы обследования |
3. Изучение документации детей, принятых на логопедические занятия | В течение года | Речевые карты |
4. Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи/ отчисление детей с логопедических занятий | По графику ППк | Список детей, зачисленных на логопедические занятия |
5. Составление расписания логопедических занятий | С даты зачисления на ППк | Расписание логопедических занятий |
6. Проведение мониторинга устной речи детей других групп | В течение года, по запросу | Протокол |
7. Оформление документации учителя-логопеда | В течение года | Речевая карта, индивидуальный план работы; Перспективный план подгрупповых занятий; Годовой план работы; Журнал учета посещаемости занятий; Отчет о работе за год (статистический и аналитический) |
Коррекционно- развивающая работа |
||
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени | ||
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ | В соответствии с ИОМ | Журнал учета логокоррекционной работы |
Научно-методическая работа |
||
1. Участие в МО учителей-логопедов | В течение года | Посещение занятий коллег |
2. Участие в спец. семинарах, педсоветах. | Ознакомление с нововведениями в области логопедии и дефектологии |
|
3. Работа по теме самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» | В течение года | Самоанализ |
4. Проведение консультаций для педагогов: - «Развитие моторики у детей с ДЦП». - «Формирование лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста» «Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников» | В течение года | Журнал консультаций Протоколы (при групповой форме) |
Мастер-класс для педагогов: «Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по ССК» | Выступление, фотоотчет |
|
Проведение групповых родительских консультаций: «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения» «Речевая готовность ребенка к школе». | По плану учреждения | Выступление, протоколы |
Проведение викторины «Буквоежка» | ||
8. Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса. | По запросу в течение года | Журнал учета консультаций |
Взаимосвязь со специалистами ГБОУ |
||
1.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом | В течение года | Информация для индивидуальных речевых карт |
2. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речи детей | В течение года | Журнал консультаций |
3. Привлечение воспитателей к работе по закреплению поставленных звуков | В течение года | Обмен опытом, самообразование |
4. Посещений занятий воспитателей, детских праздников с целью определения степени закрепленности исправленных речевых навыков | В течение года | Обмен опытом, самообразование |
5. Подготовка документации к ППк | По запросу | Логопедическое представление |
Программы обучения
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь - использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа - отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.
По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).
Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.
I. Организационная работа
В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.
II. Коррекционная работа
В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.
Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса
Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:
Учителя начальных классов;
Педагог-психолог;
Родители;
Администрация общеобразовательного учреждения;
Специалисты поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.
В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___
учебный год логопеда МОУ №________
«Утверждаю»
Директор МОУ №__________
ФИО_____________________
№ | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
1. Организационная работа | |||||
Подготовка кабинета к новому учебному году | до 01.09 ОУ | Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы | Учитель-логопед | ||
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) | 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ | Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Изучение документации детей, зачисленных на логопункт | 01.09 - 15.09 ОУ | Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога | Учитель-логопед | Изучена | |
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1-4 класс) | 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | 01.09 - 15.09 30.05 - 10.06 ОУ | Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем | Учитель-логопед | Оформлена в установленные сроки | |
Комплектование групп для коррекционной работы: первая группа - 2 «А» класс, вторая группа - 2 «Б» класс, третья группа - 2 «В», «Г» класс, четвертая группа - 3 класс | 01.09 - 15.09 ОУ | Комплектование групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии) | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Подготовка раздаточного материала | до 01.09 а также в каникулярное время ОУ | Изготовление пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв | Учитель-логопед | Приобретено | |
Приобретение пособий и дидактических игр | до 01.09, а также в течение года ОУ | «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты» | Учитель-логопед | Приобретено |
№ | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
Анализ коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т.д.) | 15.05-30.05 | Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
II. Коррекционная работа | |||||
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |||
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени | 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ | Понедельник: 11.00 - 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 - 14.15 Вторник: 13.15 - 16.00 Четверг: 13.15 - 16.00 | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
III. Научно-методическая работа | |||||
Проведение групповых консультаций: А) выступления на родительских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед | Сентябрь - 1 класс Январь - 2 класс ОУ | «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» | Учитель-логопед | 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.) |
№ | Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |||||||
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов | Сентябрь Ноябрь Февраль Методические объединения учителей нач. клас- сов. ОУ | «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» | Выступающий на метод. объединении | 10 сентября 20 ноября 14 февраля | ||||||||
Проведение родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт | Сентябрь, май ОУ | Учитель-логопед | 24 сентября 20 мая | |||||||||
Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ | В течение года ОУ | Понедельник, Четверг: 14.15 - 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) | Учитель-логопед | Еженедельно (по графику работы специалиста) | ||||||||
Семинары-практикумы для учителей-логопедов района: Сентябрь | В течение года(согласно плану работы) | «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» | Сентябрь - слушатель | 23 сентября | ||||||||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
ноябрь | Район: на базе районного психологического центра, отдела образования, ПМПК и т.д. | «Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе» | Ноябрь - участник | 9 ноября | ||
Март | «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» | Март -участник | 19 марта | |||
Июнь | «Итоги коррекционной работы за текущий год» | Июнь - слушатель | 10 июня | |||
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ | А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс ОУ | А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» | Учитель-логопед | 2 октября 10 декабря | ||
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт | Октябрь, апрель ОУ | Приглашаются родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану | Учитель-логопед | Первая неделя октября и последняя неделя апреля | ||
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» | Март. Кафедра педагогического университета; областное мероприятие | Выступления специалистов города и области, обмен опытом, знакомство с новинками методической литературы | Участник | 19 марта | ||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
Посещение курсов повышения квалификации | Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие | Лекционные и практические занятия, проводимые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалистами города и области | Слушатель | Первая и вторая неделя февраля | ||
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета | ОУ | Проведение практических занятий в рамках педагогической практики | Первая-третья неделя октября Вторая-четвертая неделя декабря | |||
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ | ||||||
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка | с 1 по 15 сентября, начало января, 15-30 июня ОУ | Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сенсорную сферу, познавательную сферу и мелкую моторику. Логопед исследует уровень сформированности речевых навыков и артикуляционную моторику. Учитель начальных классов исследует общеразвивающие навыки по программе ОУ | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | ||
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития | Сентябрь Январь Май ОУ | Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк | ||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ | В течение года | Логопед направляет детей с целью уточнения заключения, для более полного обследования, с целью проведения профилактических или коррекционных мероприятий | Учитель-логопед | Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ | |
Знакомство с содержанием коррекционного обучения | Перед началом коррекционной работы (2 раза в год - перед каждым периодом коррекционного обучения). ОУ | Логопед знакомит психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с предполагаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требованиями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми методами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной коррекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с программами обучения по русскому языку на текущий год | Участник единого коррекционного процесса | Проведено: сентябрь, январь |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Взаимопосещение коррекционных занятий | А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс Февраль ОУ | У логопеда: А) Итоговое занятие |
Наталья Владимировна
Годовой план учителя-логопеда
Работаю в детском саду с детьми, имеющими логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи, III уровень. Стаж работы в должности «учитель - логопед»- пять лет. Известно, что учебный год любого педагога начинается с разного вида планирования. Особого внимания требует к себе годовой план, включающий все разделы логопедической работы. Предлагаю вариант плана, на мой взгляд, подробно раскрывающий деятельность логопеда в течение года. Может, кто-то возьмет на заметку.
Годовой план работы
учителя – логопеда
МБДОУ №14
Веклич Н. В.
2012 – 2013 учебный год
Цель - оказание квалифицированной помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи
1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей логопедической группы и детей других групп ДОУ, общеразвивающей направленности;
2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению общего недоразвития речи детей, зачисленных специалистами ПМПК в логопедическую группу;
3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры дефекта;
4. Оказание консультативной педагогам и родителям по вопросам диагностики, выявления особенностей развития речи и коммуникации у детей дошкольного возраста.
I.Организационная работа
Первичное обследование устной речи (оформление речевых карт, дневника логопеда). Цели:выявить и определить степень нарушения речи (первые две недели сентября).
Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза. Цели: уточнить этиологию и характер речевых нарушений
Комплектование подгрупп в зависимости от уровня сформированности и степени нарушений речевой функции. Цели: составить индивидуальные планы коррекционно – педагогической работы.
Обследование устной речи (середина года). Цели: сформировать отчет о динамике развития и коррекции речевой системы.
Обследование речи детей всех групп ДОУ, занесение результатов в журнал первичной диагностики речи. Цели: выявить детей, имеющих речевые нарушения.
Разработка тематического плана, плана по подготовке детей к овладению грамотой, индивидуальных планов. Цели: разработать оптимальную систему коррекционно – педагогического воздействия с целью преодоления ОНР и формирования одинаковых стартовых возможностей при поступлении в школу.
Подготовка и заполнение анкет для родителей. Цели: выявить индивидуальные особенности и потребности детей логопедической группы, трудности родителей в воспитании ребенка с речевыми нарушениями.
Оформление тетрадей взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей, тетрадей для занятий родителей с ребенком дома. Цели: закрепить умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.
II. Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционно - развивающие фронтальные занятия.
Цели: развивать все компоненты речевой функции
Индивидуальные занятия. Цели: коррегировать нарушения речи, формировать ВПФ, развивать мелкую моторику, дыхание.
Подгрупповые занятия по автоматизации звуков, формированию лексико-грамматического строя речи, совершенствованию связной речи. Цели: закрепить навыки, полученные на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Фронтальные занятия по логоритмике (совместно с муз. руководителем). Цели: развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, силу голоса, речевое дыхание, выразительность речи.
Развивать координацию движений.
III. Консультативно-методическая деятельность
Консультации для воспитателей и специалистов по результатам обследования речи детей:
1. «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»
2. «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
3. «Виды работы педагога по развитию диалоговой речи детей дошкольного возраста»
Открытое занятие «Формирование звукового анализа и синтеза»
Практикум:
«Методы и приемы автоматизации звуков в повседневной жизни»
Цели: оказывать необходимую консультативную и практическую помощь педагогам ДОУ в развитии коммуникативной функции и оказании необходимой коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений.
IY. Работа с родителями логопедической группы:
Родительские собрания:
«Давайте знакомиться»;
«Наши первые успехи»;
«Итоги коррекционной работы за год».
Консультации:
1. «ОНР. Пути преодоления»;
2. «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка»;
3. «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».
Семинар – практикум
«Игры со звуками»
Памятки:
«Учим стихотворения»;
««Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».
День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе). Цели: познакомить родителей с результатами логопедической и педагогической диагностики.
Определить методы и формы взаимодействия по преодолению ОНР.
Познакомить родителей с приемами развития речи и коррекции нарушений. Оказать логопедическую помощь родителям, испытывающим трудности воспитания ребенка - логопата.
Y. Работа с родителями воспитанников ДОУ.
Консультации:
«Первые слова и фразы. Развитие речи детей третьего года жизни»;
«Почему ребенок говорит неправильно»;
«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях».
Семинар - практикум:
«Игры для обогащения словаря детей». Цели: познакомить родителей с условиями формирования речи и этиологией нарушений речевой функции Оказывать консультативную помощь родителям детей, имеющих дефекты речи, посещающих общеобразовательные группы ДОУ.
YI. Информационно-просветительская работа. Повышение квалификации
Участие в МО ДОУ:
«Формирование диалогового общения детей и взрослых в разных формах деятельности».
Участие в РМО: «Игры со звуками. Формирование фонематических процессов»
Изучение новинок методической литературы. Прохождение курсов повышения квалификации. Цели:принимать участие в организации пропаганды логопедической помощи по профилактике и преодолению речевых нарушений на городском (районном) уровне. Обмениваться профессиональным опытом с педагогами. Знакомиться с новыми коррекционными программами и технологиями.
YII.Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.
Разработка новых методических пособий
Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете
Приобретение методической литературы. Цели: создать условия для эффективной логопедической помощи детям с ОНР.
ГОДОВОЙ ПЛАН
работы учителя-логопеда Чимровой Е. А.
МБДОУ «Десткий сад №16 «Рябинушка»
города Шумерля Чувашской Республики
на 2016– 2017 учебный год
Шумерля, 2016 г.
Концепция деятельности учителя - логопеда
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда.
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ).
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста.
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.
1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
2. Организационный блок
2.1. Зачисление детей на логопедические занятия.
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики.
3.2. Статистический учет.
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год.
3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми.
3.5. Ведение документации.
4. Блок коррекционно-развивающей работы
4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
4.2. Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
4.3. Совместная деятельность с воспитателями.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.
5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста
5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.
5.5. Профилактика нарушений письменной речи.
6. Методическое обеспечение
6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.
6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.
6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.
6.4. Самообразование.
6.5. Участие в педсоветах.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета.
7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала.
8. Блок контроля
8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
8.2. Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной работе учителя-логопеда.
Годовой план организации коррекционно-педагогической
работы учителя-логопеда строится по следующим блокам:
Документальный блок
Оформление документации.
Разработка планов.
Подготовка речевых карт.
Организационный блок
Зачисление детей на логопункт.
Диагностический блок
Выявление детей с проблемами в развитии речи
Подробное обследование детей старшего дошкольного возраста
Диагностика и обследование:
Звукопроизношения;
Лексико-грамматического строя речи;
Словаря;
Фонематического слуха;
Состояния связной речи;
Артикуляционного аппарата.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по развитию сторон речи: индивидуальные и подгрупповые занятия.
Индивидуальные беседы, консультации с родителями и педагогами.
Блок контроля
Информация о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах.
Родительские собрания.
Подведение итогов работы за учебный год, аналитический отчёт о результатах коррекционной работы.
Документальный блок
Оформление документации. Разработка планов: Годовой план организации коррекционно-педагогической работы; Перспективное планирование индивидуально-подгрупповой работы; Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год | ||
План консультативной работы с родителями | ||
План консультативной работы с педагогами ДОУ | ||
График работы учителя-логопеда | ||
Подготовка речевых карт | ||
Журнал посещения детьми логопункта | В течение года |
|
Журнал обследования речи детей | В течение года |
|
Список детей, зачисленных на занятия на логопункт | ||
Журнал взаимодействия учителя-логопеда и родителей | В течение года |
|
Журнал учёта движения детей логопедического пункта | В течение года |
|
Согласие родителей на логопедическое сопровождение ребёнка | Сентябрь |
|
Индивидуальные тетради детей для занятий и взаимосвязи с родителями | В течение года |
|
Журнал проведения индивидуальных и подгрупповых занятий | В течение года |
|
Отчёт и результативность учителя-логопеда за учебный год |
Организационный блок
Подготовить кабинет к новому учебному году. Систематизировать материал. Оформить картотеку. Изготовить пособия для формирования воздушной струи. | ||
Обследование речи детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь |
|
Зачисление детей с речевыми нарушениями на логопункт. | Начало сентября |
|
Комплектование подгрупп по проявлению нарушений. | Сентябрь |
Диагностический блок
Подробное обследование детей, отобранных для зачисления на логопункт. | ||
Распределение детей на подгруппы. | ||
Диагностика и обследование: Грамматического строя речи; Словаря; Звукопроизношения; Состояния связной речи; Артикуляционного аппарата; Фонематического слуха. | ||
Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ. | В течение года |
|
Промежуточная диагностика детей с целью выявления динамики в коррекционном процессе. | ||
Обследование детей от 5 лет с целью выявления речевой патологии. | ||
Итоговая – оценочная диагностика. |
Коррекционно-развивающий блок
Коррекционно-развивающая работа с детьми. Индивидуально-подгрупповая логопедическая непосредственная образовательная деятельность: Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям; Формирование лексико-грамматического строя речи; Формирование звуковой культуры речи; Коррекция произносительных навыков и умений. Формирование и развитие связной речи; Развитие внимания, мышления и памяти, мыслительных операций, сравнения, умения делать выводы; Постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация); Развитие фонематического восприятия; Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения. | В течение года в соответствии с сеткой занятий. |
Блок профилактической и консультативной работы
Работа с родителями. Работа с педагогами. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи: Индивидуальные беседы с родителями. Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребёнка взрослым; уточнение анамнестических сведений; анкетных данных; объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивации ребёнка к обучению у логопеда. | В течение года |
|
Приглашение родителей на индивидуальные занятия. Цель: ознакомить родителей с особенностями работы логопеда. | 1 раз в месяц |
|
Оформление стенда Цель: ознакомление родителей с задачами текущего периода, с методами и приёмами работы с детьми. | В течение всего года |
|
Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос – ответ». | В течение года |
План консультативной работы с родителями
Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей». Консультация: «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей». Семинар-практикум: «Показ артикуляционной гимнастики». | Сентябрь В течение года |
|
Консультация: «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе». Семинар-практикум : «Показ пальчиковой гимнастики». | В течение года |
|
Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях». Индивидуальные беседы-консультации: «Как выполнять домашние задания?» Беседа: «Закрепление правильного произношения поставленных звуков». | В течение года |
|
Консультация: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения». Родительское собрание: «Особенности развития детей с ФФН речи» | ||
Консультация-практикум: «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми». Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка». Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата». | В течение года |
|
Консультация: «Развитие связной речи ребенка в семье». Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению речевых недостатков». | ||
Консультация: «Логопедические игры с чистоговорками». Индивидуальные беседы: «Уровень речевого развития детей». Консультация: «Причины возникновения заикания, предупреждение его возникновения». | ||
Консультация: «Если ваш ребенок левша». Консультация: «Некоторые источники волнения у детей». Беседа: «Польза чтения». | ||
Консультация: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». Консультация: «Заучивание стихов». Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период». |
План консультативной работы с педагогами ДОУ
Консультация : «Игры на развитие речевого дыхания». Консультация : «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения». | Сентябрь |
|
Консультация: «Специфические особенности детей с ФФН речи». Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в ДОУ» Беседа: «Роль воспитателя в становлении речи ребенка». | ||
Консультация: « Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста». Консультация: «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра». Индивидуальные беседы: «Дети с трудностями в обучении». | ||
Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста». Консультация: «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе». | ||
Консультация: «Приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Консультация: | ||
Консультация: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста». Консультация-практикум: «Логопедическая работа на основном этапе коррекционно-образовательного процесса». | ||
Консультация: «Формирование связных высказываний у дошкольников». Практикум: «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре». | ||
Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка». Беседа: «Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя». Беседа: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста». | ||
Беседа: «Логопедическая работа на заключительном этапе» |
Блок контроля
Предоставление информации о результатах работы учителя-логопеда. | ||
Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. | В течение года |
|
Посещение занятий по развитию речи и утренников с целью контроля речевого развития. | В течение года |
|
Подведение итогов работы за учебный год. Заполнение отчёта о результатах коррекционной работы. |