Годовой план учителя-логопеда. Годовой план работы учителя-логопеда школы Годовой план работы в подготовительной логопедической группе

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа №______

________________/________________________.

Годовой план работы

учителя-логопеда

Сафоновой Ирины Александровны

на 2017-2018 учебный год

Москва 2018

Работа логопеда осуществляется в рамках общегодовой программы работы дошкольного отделения и руководствуется ФГОС.

Концепция деятельности учителя-логопеда

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя -логопеда.

Цель логопедической работы - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

Задачи:

Развивать у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексическо-грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различные формах и видах детской деятельности.

Формировать у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.

Влиять на формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевого нарушения детей.

Информировать и консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

Направления деятельности:

Мониторинговое (диагностическое) - создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое - создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое - создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Система работы учителя-логопеда

1. Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии речи

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии по необходимости

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса

2. Организационный блок

Подготовка материалов для ППк с целью комплектования коррекционных занятий для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики

3.2. Статистический учет

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОП - планирование работы на год

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми

3.5. Ведение документации

4. Коррекционно-развивающая работа

Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

5. Блок профилактической и консультативной работы

5.1. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

5.2. Проведение индивидуальных/групповых занятий, направленных на профилактику речевых нарушений

6. Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам по вопросам формирование правильной речи.

6.2. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы.

6.3. Самообразование.

6.4. Участие в педсоветах.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

7.1. Оборудование логопедического кабинета

7.2. Актуализация наглядного, лексического, игрового и учебного материала

8. Блок контроля

8.1. Подведение итогов работы за учебный год.

Отчет - анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Мероприятия

Сроки проведения

Результат

Организация учебно-развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году.

Паспорт кабинета

2. Подготовка раздаточного материала

В течение года

Дидактический материал (индивидуальный)

3. Подготовка дидактического материала для логопедических занятий

В течение года

Демонстрационный материал

Диагностико-аналитическая деятельность

1. Итоговое обследование речи детей

Журнал обследования

2. Углубленное обследование речи детей, нуждающихся в логопедических занятиях

В течение года

Протоколы обследования

3. Изучение документации детей, принятых на логопедические занятия

В течение года

Речевые карты

4. Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи/ отчисление детей с логопедических занятий

По графику ППк

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Составление расписания логопедических занятий

С даты зачисления на ППк

Расписание логопедических занятий

6. Проведение мониторинга устной речи детей других групп

В течение года, по запросу

Протокол

7. Оформление документации учителя-логопеда

В течение года

Речевая карта, индивидуальный план работы;

Перспективный план подгрупповых занятий;

Годовой план работы;

Журнал учета посещаемости занятий;

Отчет о работе за год (статистический и аналитический)

Коррекционно- развивающая работа

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ

В соответствии с ИОМ

Журнал учета логокоррекционной работы

Научно-методическая работа

1. Участие в МО учителей-логопедов

В течение года

Посещение занятий коллег

2. Участие в спец. семинарах, педсоветах.

Ознакомление с нововведениями в области логопедии и дефектологии

3. Работа по теме самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В течение года

Самоанализ

4. Проведение консультаций для педагогов:

- «Развитие моторики у детей с ДЦП».

- «Формирование лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста»

«Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников»

В течение года

Журнал консультаций

Протоколы (при групповой форме)

Мастер-класс для педагогов:

«Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по ССК»

Выступление, фотоотчет

Проведение групповых родительских консультаций:

«Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

«Речевая готовность ребенка к школе».

По плану учреждения

Выступление, протоколы

Проведение викторины «Буквоежка»

8. Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса.

По запросу в течение года

Журнал учета консультаций

Взаимосвязь со специалистами ГБОУ

1.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом

В течение года

Информация для индивидуальных речевых карт

2. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речи детей

В течение года

Журнал консультаций

3. Привлечение воспитателей к работе по закреплению поставленных звуков

В течение года

Обмен опытом, самообразование

4. Посещений занятий воспитателей, детских праздников с целью определения степени закрепленности исправленных речевых навыков

В течение года

Обмен опытом, самообразование

5. Подготовка документации к ППк

По запросу

Логопедическое представление

Программы обучения

Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.

Однако существует еще один путь - использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.

Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.

Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).

В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.

Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.

Цель данного документа - отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.

По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).

Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.



I. Организационная работа

В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.

II. Коррекционная работа

В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.

III. Научно-методическая работа

В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.

Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).

IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса

Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:

Учителя начальных классов;

Педагог-психолог;

Родители;

Администрация общеобразовательного учреждения;

Специалисты поликлиники, школьная медсестра.

Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.

В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.

Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.

Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.


ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___

учебный год логопеда МОУ №________

«Утверждаю»

Директор МОУ №__________

ФИО_____________________

Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
1. Организационная работа
Подготовка кабинета к новому учебному году до 01.09 ОУ Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклей­ка обоями, оформление зоны для индивидуаль­ной работы Учитель-логопед
Первичное и углуб­ленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ Проведение массового обследования учащихся начальной школы, за­тем углубленного об­следования детей, за­численных на лого­пункт Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Изучение документа­ции детей, зачислен­ных на логопункт 01.09 - 15.09 ОУ Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт уча­щихся сведений, необ­ходимых для педагога Учитель-логопед Изучена
Проведение монито­ринга устной и пись­менной речи детей (1-4 класс) 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ Заполнение речевых карт, протоколов об­следования устной и письменной речи, об­работка результатов, написание аналитиче­ских справок Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Наименование меро­приятия (уровень ме­роприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Оформление доку­ментации учителя-ло­гопеда на начало и конец учебного года 01.09 - 15.09 30.05 - 10.06 ОУ Оформление и визиро­вание необходимой до­кументации, комплек­тование пакета доку­ментов в соответствии с рекомендуемым пе­речнем Учитель-логопед Оформлена в установлен­ные сроки
Комплектование групп для коррекци­онной работы: первая группа - 2 «А» класс, вторая группа - 2 «Б» класс, третья группа - 2 «В», «Г» класс, четвертая группа - 3 класс 01.09 - 15.09 ОУ Комплектование групп для коррекционной ра­боты (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дис­графии) Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Подготовка раздаточ­ного материала до 01.09 а также в ка­никулярное время ОУ Изготовление пособий по теме: «Гласные пер­вого и второго ря­да», символов для обо­зна­чения гласных и со­гласных звуков, карто­чек с изображением стилизованных букв Учитель-логопед Приобретено
Приобретение посо­бий и дидактических игр до 01.09, а также в те­чение года ОУ «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», темати­че­ские словари по те­мам «Овощи», «Гри­бы», «Фрукты» Учитель-логопед Приобретено
Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Анализ коррекцион­ной работы (предоста­вляется в отдел обра­зования или образова­тельный округ стар­шему логопеду, рай­онному логопеду и т.д.) 15.05-30.05 Написание аналити­ческих справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
II. Коррекционная работа
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обсле­дования) ОУ Понедельник: 11.00 - 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 - 14.15 Вторник: 13.15 - 16.00 Четверг: 13.15 - 16.00 Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
III. Научно-методическая работа
Проведение группо­вых консультаций: А) выступления на роди­тельских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед Сентябрь - 1 класс Январь - 2 класс ОУ «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» Учитель-логопед 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.)
Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов Сентябрь Ноябрь Февраль Методичес­кие объеди­нения учите­лей нач. клас- сов. ОУ «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» Выступаю­щий на метод. объедине­нии 10 сентября 20 ноября 14 февраля
Проведение роди­тельских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт Сентябрь, май ОУ Учитель-логопед 24 сентября 20 мая
Проведение индиви­дуальных консуль­таций для родителей и педагогов ОУ В течение года ОУ Понедельник, Четверг: 14.15 - 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) Учитель-логопед Еженедельно (по графику работы специалиста)
Семинары-практику­мы для учителей-логопедов района: Сентябрь В течение года(согласно плану работы) «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» Сентябрь - слушатель 23 сентября
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
ноябрь Район: на базе районного психологического центра, отдела обра­зования, ПМПК и т.д. «Итоги комплек­тования школьных логопунктов, актуаль­ность логопедической работы в школе» Ноябрь - участник 9 ноября
Март «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» Март -участник 19 марта
Июнь «Итоги коррекционной работы за текущий год» Июнь - слушатель 10 июня
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс ОУ А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» Учитель-логопед 2 октября 10 декабря
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт Октябрь, апрель ОУ Приглашаются роди­тели, чьи дети посе­щают логопедические занятия. Тема опреде­ляется логопедом по перспективному плану Учитель-логопед Первая неделя октября и последняя неделя апреля
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» Март. Кафедра пе­дагогического университета; областное мероприятие Выступления специа­листов города и обла­сти, обмен опытом, знакомство с новин­ками методической литературы Участник 19 марта
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Посещение курсов повышения квалификации Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие Лекционные и практи­ческие занятия, прово­димые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалис­тами города и области Слушатель Первая и вторая неделя февраля
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета ОУ Проведение практических занятий в рамках педагогической практики Первая-тре­тья неделя октября Вторая-чет­вертая неделя декабря
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка с 1 по 15 сентября, начало января, 15-30 июня ОУ Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сен­сорную сферу, познава­тельную сферу и мелкую моторику. Логопед иссле­дует уровень сформиро­ванности речевых навы­ков и артикуляционную моторику. Учитель на­чальных классов иссле­дует общеразвивающие навыки по программе ОУ Учитель-логопед Проведено в установлен­ные сроки
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития Сентябрь Январь Май ОУ Взаимный обмен инфор­мацией, с целью уточне­ния и конкретизации за­ключения, а также для составления индивиду­альных программ развития Учитель-логопед Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ В течение года Логопед направляет детей с целью уточ­нения заключения, для более полного обследо­вания, с целью прове­дения профилакти­ческих или коррекци­онных мероприятий Учитель-логопед Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ
Знакомство с содержанием коррекционного обучения Перед нача­лом коррек­ционной ра­боты (2 раза в год - перед каждым пери­одом коррек­ционного обучения). ОУ Логопед знакомит пси­холога и учителей на­чальных классов с нап­равлениями коррекци­онной работы на теку­щий год, с предпола­гаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требо­ваниями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми мето­дами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной кор­рекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с програм­мами обучения по русскому языку на текущий год Участник единого коррекционного процесса Проведено: сентябрь, январь
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) Дата и место проведения Содержание Роль спе­циалиста Сведения о выполнении
Взаимопосещение коррекционных занятий А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс Февраль ОУ У логопеда: А) Итоговое занятие

Наталья Владимировна
Годовой план учителя-логопеда

Работаю в детском саду с детьми, имеющими логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи, III уровень. Стаж работы в должности «учитель - логопед»- пять лет. Известно, что учебный год любого педагога начинается с разного вида планирования. Особого внимания требует к себе годовой план, включающий все разделы логопедической работы. Предлагаю вариант плана, на мой взгляд, подробно раскрывающий деятельность логопеда в течение года. Может, кто-то возьмет на заметку.

Годовой план работы

учителя – логопеда

МБДОУ №14

Веклич Н. В.

2012 – 2013 учебный год

Цель - оказание квалифицированной помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи

1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей логопедической группы и детей других групп ДОУ, общеразвивающей направленности;

2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению общего недоразвития речи детей, зачисленных специалистами ПМПК в логопедическую группу;

3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с тяжёлыми речевыми нарушениями с учётом структуры дефекта;

4. Оказание консультативной педагогам и родителям по вопросам диагностики, выявления особенностей развития речи и коммуникации у детей дошкольного возраста.

I.Организационная работа

Первичное обследование устной речи (оформление речевых карт, дневника логопеда). Цели:выявить и определить степень нарушения речи (первые две недели сентября).

Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза. Цели: уточнить этиологию и характер речевых нарушений

Комплектование подгрупп в зависимости от уровня сформированности и степени нарушений речевой функции. Цели: составить индивидуальные планы коррекционно – педагогической работы.

Обследование устной речи (середина года). Цели: сформировать отчет о динамике развития и коррекции речевой системы.

Обследование речи детей всех групп ДОУ, занесение результатов в журнал первичной диагностики речи. Цели: выявить детей, имеющих речевые нарушения.

Разработка тематического плана, плана по подготовке детей к овладению грамотой, индивидуальных планов. Цели: разработать оптимальную систему коррекционно – педагогического воздействия с целью преодоления ОНР и формирования одинаковых стартовых возможностей при поступлении в школу.

Подготовка и заполнение анкет для родителей. Цели: выявить индивидуальные особенности и потребности детей логопедической группы, трудности родителей в воспитании ребенка с речевыми нарушениями.

Оформление тетрадей взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей, тетрадей для занятий родителей с ребенком дома. Цели: закрепить умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.

II. Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционно - развивающие фронтальные занятия.

Цели: развивать все компоненты речевой функции

Индивидуальные занятия. Цели: коррегировать нарушения речи, формировать ВПФ, развивать мелкую моторику, дыхание.

Подгрупповые занятия по автоматизации звуков, формированию лексико-грамматического строя речи, совершенствованию связной речи. Цели: закрепить навыки, полученные на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Фронтальные занятия по логоритмике (совместно с муз. руководителем). Цели: развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, силу голоса, речевое дыхание, выразительность речи.

Развивать координацию движений.

III. Консультативно-методическая деятельность

Консультации для воспитателей и специалистов по результатам обследования речи детей:

1. «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

2. «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

3. «Виды работы педагога по развитию диалоговой речи детей дошкольного возраста»

Открытое занятие «Формирование звукового анализа и синтеза»

Практикум:

«Методы и приемы автоматизации звуков в повседневной жизни»

Цели: оказывать необходимую консультативную и практическую помощь педагогам ДОУ в развитии коммуникативной функции и оказании необходимой коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений.

IY. Работа с родителями логопедической группы:

Родительские собрания:

«Давайте знакомиться»;

«Наши первые успехи»;

«Итоги коррекционной работы за год».

Консультации:

1. «ОНР. Пути преодоления»;

2. «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребенка»;

3. «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».

Семинар – практикум

«Игры со звуками»

Памятки:

«Учим стихотворения»;

««Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».

День открытых дверей (посещение родителями занятий, участие в режимных моментах в группе). Цели: познакомить родителей с результатами логопедической и педагогической диагностики.

Определить методы и формы взаимодействия по преодолению ОНР.

Познакомить родителей с приемами развития речи и коррекции нарушений. Оказать логопедическую помощь родителям, испытывающим трудности воспитания ребенка - логопата.

Y. Работа с родителями воспитанников ДОУ.

Консультации:

«Первые слова и фразы. Развитие речи детей третьего года жизни»;

«Почему ребенок говорит неправильно»;

«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях».

Семинар - практикум:

«Игры для обогащения словаря детей». Цели: познакомить родителей с условиями формирования речи и этиологией нарушений речевой функции Оказывать консультативную помощь родителям детей, имеющих дефекты речи, посещающих общеобразовательные группы ДОУ.

YI. Информационно-просветительская работа. Повышение квалификации

Участие в МО ДОУ:

«Формирование диалогового общения детей и взрослых в разных формах деятельности».

Участие в РМО: «Игры со звуками. Формирование фонематических процессов»

Изучение новинок методической литературы. Прохождение курсов повышения квалификации. Цели:принимать участие в организации пропаганды логопедической помощи по профилактике и преодолению речевых нарушений на городском (районном) уровне. Обмениваться профессиональным опытом с педагогами. Знакомиться с новыми коррекционными программами и технологиями.

YII.Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

Разработка новых методических пособий

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете

Приобретение методической литературы. Цели: создать условия для эффективной логопедической помощи детям с ОНР.

ГОДОВОЙ ПЛАН

работы учителя-логопеда Чимровой Е. А.

МБДОУ «Десткий сад №16 «Рябинушка»

города Шумерля Чувашской Республики

на 2016– 2017 учебный год

Шумерля, 2016 г.

Концепция деятельности учителя - логопеда

Направления деятельности:

Мониторинговое (диагностическое) создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Система работы учителя-логопеда.

1. Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ).

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста.

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

2. Организационный блок

2.1. Зачисление детей на логопедические занятия.

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики.

3.2. Статистический учет.

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год.

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми.

3.5. Ведение документации.

4. Блок коррекционно-развивающей работы

4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

4.2. Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.

4.3. Совместная деятельность с воспитателями.

5. Блок профилактической и консультативной работы

5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.

5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста

5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

5.5. Профилактика нарушений письменной речи.

6. Методическое обеспечение

6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.

6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.

6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.

6.4. Самообразование.

6.5. Участие в педсоветах.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

7.1. Оборудование логопедического кабинета.

7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала.

8. Блок контроля

8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

8.2. Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной работе учителя-логопеда.

Годовой план организации коррекционно-педагогической

работы учителя-логопеда строится по следующим блокам:

    Документальный блок

Оформление документации.

Разработка планов.

Подготовка речевых карт.

    Организационный блок

Зачисление детей на логопункт.

    Диагностический блок

Выявление детей с проблемами в развитии речи

Подробное обследование детей старшего дошкольного возраста

Диагностика и обследование:

Звукопроизношения;

Лексико-грамматического строя речи;

Словаря;

Фонематического слуха;

Состояния связной речи;

Артикуляционного аппарата.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по развитию сторон речи: индивидуальные и подгрупповые занятия.

Индивидуальные беседы, консультации с родителями и педагогами.

    Блок контроля

Информация о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах.

Родительские собрания.

Подведение итогов работы за учебный год, аналитический отчёт о результатах коррекционной работы.

Документальный блок

Оформление документации.

Разработка планов:

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы;

Перспективное планирование индивидуально-подгрупповой работы;

Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год

План консультативной работы с родителями

План консультативной работы с педагогами ДОУ

График работы учителя-логопеда

Подготовка речевых карт

Журнал посещения детьми логопункта

В течение года

Журнал обследования речи детей

В течение года

Список детей, зачисленных

на занятия на логопункт

Журнал взаимодействия учителя-логопеда и родителей

В течение года

Журнал учёта движения детей логопедического пункта

В течение года

Согласие родителей на логопедическое сопровождение ребёнка

Сентябрь

Индивидуальные тетради детей для занятий и взаимосвязи с родителями

В течение года

Журнал проведения индивидуальных и подгрупповых занятий

В течение года

Отчёт и результативность учителя-логопеда за учебный год

Организационный блок

Подготовить кабинет к новому учебному году.

Систематизировать материал.

Оформить картотеку.

Изготовить пособия для формирования воздушной струи.

Обследование речи детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь

Зачисление детей с речевыми нарушениями на логопункт.

Начало сентября

Комплектование подгрупп по проявлению нарушений.

Сентябрь

Диагностический блок

Подробное обследование детей, отобранных для зачисления на логопункт.

Распределение детей на подгруппы.

Диагностика и обследование:

Грамматического строя речи;

Словаря;

Звукопроизношения;

Состояния связной речи;

Артикуляционного аппарата;

Фонематического слуха.

Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ.

В течение года

Промежуточная диагностика детей с целью выявления динамики в коррекционном процессе.

Обследование детей от 5 лет с целью выявления речевой патологии.

Итоговая – оценочная диагностика.

Коррекционно-развивающий блок

Коррекционно-развивающая работа с детьми.

Индивидуально-подгрупповая логопедическая непосредственная образовательная деятельность:

Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

Формирование лексико-грамматического строя речи;

Формирование звуковой культуры речи;

Коррекция произносительных навыков и умений.

Формирование и развитие связной речи;

Развитие внимания, мышления и памяти, мыслительных операций, сравнения, умения делать выводы;

Постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация);

Развитие фонематического восприятия;

Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения.

В течение года в соответствии с сеткой занятий.

Блок профилактической и консультативной работы

    Работа с родителями.

    Работа с педагогами.

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи:

Индивидуальные беседы с родителями.

Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребёнка взрослым; уточнение анамнестических сведений; анкетных данных; объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивации ребёнка к обучению у логопеда.

В течение года

Приглашение родителей на индивидуальные занятия.

Цель: ознакомить родителей с особенностями работы логопеда.

1 раз в месяц

Оформление стенда

Цель: ознакомление родителей с задачами текущего периода, с методами и приёмами работы с детьми.

В течение всего года

Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос – ответ».

В течение года

План консультативной работы с родителями

Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей».

Консультация: «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей».

Семинар-практикум: «Показ артикуляционной гимнастики».

Сентябрь

В течение года

Консультация: «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе».

Семинар-практикум : «Показ пальчиковой гимнастики».

В течение года

Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях».

Индивидуальные беседы-консультации: «Как выполнять домашние задания?»

Беседа: «Закрепление правильного произношения поставленных звуков».

В течение года

Консультация: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».

Родительское собрание: «Особенности развития детей с ФФН речи»

Консультация-практикум: «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми».

Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка».

Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата».

В течение года

Консультация: «Развитие связной речи ребенка в семье».

Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению речевых недостатков».

Консультация: «Логопедические игры с чистоговорками».

Индивидуальные беседы: «Уровень речевого развития детей».

Консультация: «Причины возникновения заикания, предупреждение его возникновения».

Консультация: «Если ваш ребенок левша».

Консультация: «Некоторые источники волнения у детей».

Беседа: «Польза чтения».

Консультация: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников».

Консультация: «Заучивание стихов».

Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период».

План консультативной работы с педагогами ДОУ

Консультация : «Игры на развитие речевого дыхания».

Консультация : «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения».

Сентябрь

Консультация: «Специфические особенности детей с ФФН речи».

Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в ДОУ»

Беседа: «Роль воспитателя в становлении речи ребенка».

Консультация: « Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация: «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра».

Индивидуальные беседы: «Дети с трудностями в обучении».

Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация: «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе».

Консультация: «Приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Консультация:

Консультация: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация-практикум: «Логопедическая работа на основном этапе коррекционно-образовательного процесса».

Консультация: «Формирование связных высказываний у дошкольников».

Практикум: «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре».

Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка».

Беседа: «Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя».

Беседа: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста».

Беседа: «Логопедическая работа на заключительном этапе»

Блок контроля

Предоставление информации о результатах работы учителя-логопеда.

Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей.

В течение года

Посещение занятий по развитию речи и утренников с целью контроля речевого развития.

В течение года

Подведение итогов работы за учебный год. Заполнение отчёта о результатах коррекционной работы.