История мавритании. Мавританцы

Полезные данные для туристов о Мавритании, городах и курортах страны. А так же информация о населении, валюте Мавритании, кухне, особенностях визовых и таможенных ограничений Мавритании.

География Мавритании

Мавритания - государство, расположенное на западе Африки, омывается с запада Атлантическим океаном. Граничит с Западной Сахарой на северо-западе, с Сенегалом на юго-западе, с Алжиром на северо-востоке, с Мали на юге и востоке.

Более 60 % территории страны занимают каменистые и песчаные пустыни западной Сахары, территория в основном равнинная - высота до 915 м (гора Кедиет Иджил), хотя встречаются и живописные останцовые скальные массивы.


Государство

Государственное устройство

Мавритания - республика. Главой государства является президент. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, который состоит из Сената и Национальной ассамблеи.

Язык

Государственный язык: арабский

Помимо арабского языка, широко распространен французский. Некоторые местные наречия (волоф, пулаар, сонинке) признаются в качестве языков межнационального общения.

Религия

99,6% населения страны – мусульмане. Ислам в Мавритании является официальной религией. Наиболее распространено суннитское направление маликитского толка. В немногочисленной общине христиан большинство составляют католики.

Валюта

Международное название: MRO

Мавританская угия равна 100 хумсам. В денежном обращении находятся банкноты номиналом в 100, 200, 1000 мавританских угий, монеты достоинством 20, 10, 5, 1 и 1/5 мавританской угии (1 хум).

Наилучшее место для обмена валюты - банк аэропорта столицы. Возможно обменять валюту и на черном рынке, но в данном случае неизбежен риск мошенничества. На рынках и в частном секторе вполне реально расплатиться французскими франками или долларами США, но чаще всего курс обмена при этом будет очень произвольным.

Использование кредитных карт возможно только в крупных международных отелях в Нуакшоте (предпочтительнее всего American Express), использование трэвел-чеков также ограничено.


Столица: Нуакшотт
Площадь: 1.030.000 км 2
Население: 3.360.000 чел.
Валюта: угия (MRO)
Язык: арабский
Движение: правостороннее
Телефонный код: +222
Виза для РФ: требуется

Страна, промежуточная по климату, населению и образу жизни между Северной и Западной Африкой, а также самая бедная из арабских стран. После закрытия для путешественников алжирской и ливийской Сахары через Мавританию стал проходить единственный наземный путь в Западную Африку. Туристов и путешественников в Мавритании немало, но это в основном транзитники, которые задерживаются максимум на неделю. Однако, Мавритания интересна не только как транзитная страна. Для исследований пустыни Мавритания подходит лучше любой другой страны Сахары, и традиционный быт арабов сохранился тут лучше, чем в цивильных странах севера.

История

В старинные времена Мавритания была куда более богатым и цивильным местом, чем сейчас. Тогда пустыня была меньше и на большей части страны можно было заниматься сельским хозяйством. Около тысячи лет назад в южной Мавритании находился центр крупного негритянского государства Гана. На севере тогда кочевали берберы и туареги. Позже страну захватило арабское кочевое племя Бени-Хасан из Йемена . Долгое время Мавритания была объединена с Марокко . В исторических книжках, кстати, Мавританией называется современное Марокко, а маврами - все арабы вообще. Французы из-за малонаселенности Мавритании решили не выделять ее в отдельную колонию, а объединить с Сенегалом . После независимости мавританцы стали спешно отстраивать новую столицу (старая - Сен-Луи - осталась в Сенегале) и установили военную диктатуру, которая продолжается по сей день. В 1975 году Мавритания оккупировала часть Западной Сахары с городом Дахла, но проиграла войну за нее с фронтом «Полисарио» (а территория в результате досталась марокканцам). В 2005 году в стране произошел очередной военный переворот, но на повседневную жизнь сей никак не повлиял.

Природа и климат

В отличие от остальных стран Сахары, где пустыня - это малонаселенная окраина, в Мавритании в пустыне находится экономический центр страны. Пустыня занимает около 70 % площади, в ней находятся крупнейшие города - Нуакшотт и Нуадибу. Южная граница пустыни проходит примерно по «Дороге надежды». Прибрежная часть пустыни покрыта редкой травой. Оазисы сосредоточены в гористом районе Адрар, который находится вокруг города Атар. Еще невысокие горы имеются под Немой и вдоль трассы Аюн - Ниоро. Скалы в пустыне часто приобретают очень необычные формы. Юго-восточная часть страны - это Сахель, полупустынная саванна с редкими колючими деревцами. Юго-запад, близ реки Сенегал - плодородная равнина. Диких животных почти не осталось, самый крупный хищник - фенек (пустынная лиса), даже антилопу или газель встретить - большое счастье. Последнее стадо слонов вроде еще тусуется близ Аюна. Ядовитых гадов тоже мало, зато очень много ящериц (особенно на юге). Из птиц самая распространенная - ворон, он очень любит гнезиться в пустыне близ человеческих жилищ, а питается на свалках. На юге страны встречаются баобабы. Погода в сахельской части летом холоднее, чем в пустыне, в остальные сезоны жарче. Пустынный климат переносится легче из-за прохладных ночей. Температуры жаркого сезона: +45 днем, +35 ночью. Ночью в пустыне иногда понижается до +15. Самый жаркий месяц на севере - июнь, на юге - апрель. Дожди на юге бывают в июле-августе, но редки, а на севере могут пойти когда угодно, а могут вовсе не пойти. Атлантический океан недружелюбен, берег в основном скалистый, пляжей мало, а у побережья постоянно дует сильный ветер.

Население

Народы

Мавританец в плаще «бубу»

Мавры - народ весьма интересный. От прочих людей мавра всегда легко отличить по уникальному мужскому костюму. Сей состоит из рубахи, штанов до колен и огромного плаща-халата «бубу», который доходит до щиколоток и имеет нереально гигантские прорези для рукавов. Эта одежда бывает трех цветов - белого, голубого и индиго - и покрыта интересной вышивкой. Мавры часто закрывают лицо специальной черной тряпкой, но для них, в отличие от туарегов, это не ритуал. В традиционной одежде ходит большинство мужского населения. Женская одежда менее интересна. Общество у мавров кастовое. Народ делится на «чистых арабов» - самые светлые - тех, у кого есть берберская кровь - таких большинство, и черных рабов и вольноотпущенников (да, в Мавритании еще есть рабство).

Негры в Мавритании бывают двух видов - харатины и суданцы. Харатины - это рабы или вольноотпущенники, они говорят по-арабски и носят мавританскую одежду. Таких несколько сот тысяч. Суданцев еще больше, они составляют половину в деревнях к югу от «Дороги надежды», а район вдоль реки Сенегал - полностью суданский. Суданцы - это те же самые негры, что в Мали и Сенегале, принадлежат к народам волоф, фульбе, тукулер, сонинке и прочим. Одежду носят современную. Кроме одежды, харатинов можно отличить от суданцев по разрезу глаз и форме черепа, харатины вообще несколько похожи на белых.

Мавры по жизни занимаются кочевым скотоводством. Стоянка выглядит так: несколько шатров стоят посреди пустыни и образуют круг, в центре которого - непременный джип. Суданцы - в основном земледельцы.

Кроме сих, в Мавритании кочует одно племя туарегов, но их сложно отличить от мавров.

Менталитет

Национальный характер мавров специфичен. Они очень жадные и просят денег буквально за все. Могут, например, попросить денег за ведро грязной воды, чтобы помыться. В каждой лавке за любой товар, даже самый дешевый, с иностранца просят втридорога. Торгуются весьма неохотно. Самое грустное - что до мавра не может дойти мысль о безденежности иностранца. Все иностранцы - богачи по определению, а если кто-то говорит, что денег мало или нет - значит, лукавит, и определенной настойчивостью можно у него деньги выудить. Такой подход есть везде, кроме наиболее глухих деревень и городков, где еще осталось традиционное арабское гостеприимство. Но есть и положительная особенность в характере мавров - из всех арабов они считаются самыми спокойными и хладнокровными. Здесь на улицах города никогда не увидишь разборок и драк, бандитизм весьма невелик, вообще преступности почти нет, если только не считать лавочников грабителями.

Языки

Мавры говорят на языке хасания, который обычно считается диалектом арабского, но, как говорят знающие люди, довольно сильно отличается от других диалектов. В отличие от всех остальных арабских стран, где официальный язык - арабский классический, в Мавритании государственный язык - это именно хасания. Французский - самый популярный из европейских языков, но по-французски в Мавритании говорят хуже, чем во всех соседних странах и эффективным средством общения французский язык может стать только в Нуакшотте. Официального статуса французский не имеет. Английский малополезен. Суданцы говорят на своих языках, но арабский понимают почти все.

Религия

Мавритания - исламское государство с достаточно строгим соблюдением шариата. Спиртное продавать запрещено по всей стране, а гомосексуализм официально карается смертной казнью. Как и все арабы, мавританцы любят болтать о религии и доказывать белым преимущества ислама. Но вот фундаменталистских движений в этой стране не было никогда. Мавританские негры - тоже мусульмане, но к религии относятся менее тщательно. Храмов других религий в Мавритании замечено не было.

Мавритания - страна довольно занятная. Здесь отлично сохранилась традиционная культура, а для лазаний по пустыне Мавритания - самая удобная страна Сахары. Во-первых, это единственная страна Сахары, где нет законодательных ограничений на передвижение иностранцев по пустыне. Во-вторых, здесь есть разные святые места, до которых фиг доберешься каким угодно способом, типа Бир-Могрейна или Рашида, или всего северо-востока. Лучше всего тем, кто с машиной, но хардкорщикам, рассекающим по зимникам Крайнего Севера, тоже понравится. Только надо запастись временем и деньгами, потому что страна недешевая и неторопливая. К тому же, в Мавритании почти нет людей, что многим понравится. По пустыне можно ехать сотни километров, не встречая населенных пунктов. Между Нуакшоттом и Нуадибу на 500 км - всего один рабочий поселок, да и тот в стороне от трассы. Городов в полном смысле в Мавритании всего четыре - Нуакшотт, Нуадибу, Россо, Каэди - а остальные - скорее большие деревни, пыльные и гадкие. Все четыре города тоже совершенно скучны, а вот чтобы добраться до исторических мест, придется попотеть. Российские путешественники до исторических городов Мавритании добираются крайне редко. Нацпарк в стране один - Аргенский Берег, там почти нет зверей, зато много птиц. Еще одна достопримечательность - знаменитый Поезд.

Здоровье и безопасность

Самая опасная болезнь в Мавритании - дизентерия. Качество воды из колодцев совершенно гадкое, там живут амебы и другие звери. Даже на вкус вода противна (хотя ее тоже продают за деньги). В этой стране действительно надо закупать бутылированную воду и таскать ее с собой, а то быстро что-нибудь подхватите. В Нуакшотте водопроводную воду тоже пить нельзя. Другие болезни особо не встречаются. Малярии почти нет, желтой лихорадки нет. Диких зверей бояться не надо. Преступности мало - в основном мелкие кражи. Самоходством по пустыне не надо заниматься, не имея воды.

Полицейских постов по стране очень много. Менты довольно вредные, но не опасные. С цивильных туристов просят «кадо» (взятку), а автостопщиков не трогают. Особенно вредные менты находятся в области Нема, они прогоняют с постов и проверяют документы, а некоторые требуют регистрацию (ее бесплатно делают в Неме). Говорят, раньше по всей стране менты были такие, но после переворота новое правительство возжелало развивать туризм и в других областях они проверками не занимаются. Закрытых территорий в стране нет.

В 2007 г. в Мавритании внезапно появились террористы - не местные, а понаехавшие из Алжира. Они убили нескольких французских туристов близ посёлка Алег, из-за чего даже отменили ралли Париж - Дакар. Но здесь, в отличие от Алжира, Йемена и востока Мали, бандитизм представлен только единичными случаями, в целом страна спокойная.

Еда

Еда в Мавритании дешевая и вкусная. Кроме обычных для Африки кускуса, риса и макарон с мясом, есть уникальные вещи, например, мясной фарш, который кладут в пирожки и сэндвичи. В Нуакшотте много ливанских забегаловок, где можно взять шаверму и кофту. Супы тоже бывают. Если едете на юг, то учтите, что в Мали дешевая еда гораздо хуже. Магазинная еда дешевле, чем в Мали. Во всей французской Африке Мавритания - единственная страна, где пьют чая больше, чем кофе. Кофе бывает только в Нуакшотте, его делают на марокканский манер и стоит он дорого - 250 угия за чашку. Чай пьют повсюду и постоянно, это очень важный элемент культуры мавров. Делают чай по-сахарски: очень крепкий и очень сладкий, пьют из маленьких стаканов, много раз переливают из стакана в стакан. Из холодных напитков пьют в городах биссап (отвар листьев гибискуса), а в деревнях - сухое молоко, разведенное подслащенной водой. Своих фруктов и овощей в стране нет, кроме фиников. Импортируются манго и бананы. Есть принято в помещении, бывают даже мини-ресторанчики типа марокканских, но обычно это просто комната без мебели, народ лежит на коврах и подушках.

Ночлег

В отличие от большинства стран мира, где ночлег найти сложнее, чем еду и транспорт, в Мавритании ночевка - дело легкое и безденежное. Здесь у народа нет такого мнения, что спать на улице греховно, в том числе иностранцу. В городах и деревнях, которые на трассе, при «гаражах» (местный вариант автовокзала) стоят шатры, а в них - циновки, где спят разные транзитники. Остерегайтесь воров! Днем можно спать в ресторанах, но на ночь их обычно закрывают. Местные неплохо вписывают, причем за вписку (в отличие от всего остального) денег не просят. Палатку можно ставить где угодно. Цены на кемпинги - 2 - 3 евро, на дешевые отели - 4 - 5 евро, в Нуакшотте отели подороже, но есть общаги за 5 евро. Интересно, что на кровати в Мавритании спать не принято.

Визы

Посольство в Москве выдает месячные визы с 3-месячным коридором за 40 долларов, но просит приглашение или бронь отеля, которые надо отправлять факсом. После получения факса визу делают в течение 1 - 2 суток. Для граждан СНГ срок может быть длиннее, а тариф - 70 долларов. Виза действительна с момента выдачи до указанного срока действия (до 4 месяцев).

Но лучше не маяться с приглашением и сделать визу в соседней стране. В Марокко визами раньше занималось консульство в Касабланке, потом его прикрыли и перевели визовый отдел в Рабат. Стоимость визы - 340 дирхамов, ставят на следующий день. В Бамако - 40 евро и в тот же день. Еще визы делаются в Ниамее и Дакаре, условия неизвестны. Кроме того, многие консульства выдают двукратную визу за удвоенный тариф. В 2010 г. отменили практику выдачи виз на границе.

Наконец, учтите, что Мавритания знаменита тем, что постоянно меняет правила выдачи виз, всегда старайтесь получить новую информацию. Сертификат о желтой лихорадке при получении визы не нужен, но его спрашивают при въезде из Мали и Сенегала.

Попадание

Самолетом

В Нуакшотт летают только две авиакомпании: Air France и Royal Air Maroc. Обе летают и в Москву. Также известно, что временами из России в Нуадибу летают чартерные рейсы, везущие российских рыбаков.

По трассе

Кратчайший путь из России в Мавританию лежит через Евросоюз и Марокко. Он вполне проходим, но если ехать назад в Россию, то нужно заранее иметь шенгенскую визу, ибо в Марокко она почти неполучаема. Всякие проблемы, которые раньше были на марокканской границе (конвои и пр.) более не существуют. Единственный переход с Марокко находится на западносахарской трассе в 50 км от Нуадибу. Там большой траффик и большие очереди на границе (с марокканской стороны). Вторая размеченная на картах дорога, идущая из Лааюна в Бир-Могрейн, закрылась после начала войны с «Полисарио». Погранперехода там нет, хотя гипотетически есть возможность нелегального проезда. Государство «Западная Сахара» с Мавританией не граничит, потому что его не существует, а его территорию заняли марокканцы.

Границы с Алжиром, Сенегалом и Мали открыты. В Алжир из Мавритании очень редко кто ездит из путешественников. Там длинная и очень скверная писта, но вроде есть какой-то траффик. Главный переход с Сенегалом - паромная переправа из Россо. Большой траффик. С Мали все очень хитро. Карты и путеводители врут насчет наличия дорог, их качества и возможности законно пройти. Единственная асфальтовая дорога в Мали - это трасса Аюн-Эль-Атрус - Ниоро-дю-Сахель. Подавляющее большинство машин и почти все буржуйские туристы едут там. Второй официальный переход находится на трассе Нема - Нара. Есть еще штук пять пист, вдоль которых натыканы деревни, ими пользуется местное население. Это Киффа - Кайес, Тимбедра - Дидьени, Тимбедра - Нара, Уалата - Гундам и пр. Там очень маленький траффик и никакой реальной границы нет, штампов о въезде и выезде никто не поставит. Если решили ехать по такой писте - то лучше из Мавритании в Мали, чем наоборот, потому что Мали - менее ментовское и бюрократическое государство, чем Мавритания, там на штампы всем наплевать. Но если есть виза Сенегала - езжайте в Мали через Дакар, это быстрее.

Дороги

Дороги бывают двух типов: новые хорошие асфальтовые и ужасного качества писты. Асфальт класть мавританцы сообразили совсем недавно и сейчас этим очень активно занимаются. Качество асфальта везде отличное. Перечень асфальтовых дорог таков:

  1. «Дорога надежды». Нуакшотт - Алег - Киффа - Аюн-Эль-Атрус - Тимбедра - Нема. Самый старый асфальт страны. Траффик хороший до Алега, средний между Алегом и Аюном, плохой после Аюна. Участок Аюн - Нема очень плохо проходится стопом, там дальнобои ходят раз в два дня, и иногда хотят денег. Вот стоишь на этой трассе и надеешься, что может хоть сегодня попадется неденьгопросная машина. Потому и «Дорога надежды». Почти весь транспорт там рейсовый. Ландшафт: пустыня до Бутилимита, дальше - буш. Трасса некрасивая, все поселки на ней весьма уродливы.
  2. Нуакшотт - Россо - Дакар. Говорят, что на этой трассе лучший траффик в Мавритании. Быстрейший способ попасть в Сенегал и Мали. Много европейских машин.
  3. Западносахарская трасса. Нуакшотт - Нуадибу. Ландшафт - пустыня, редкотравье. Как и в Марокко, отличается большими количествами западных туристов на своих машинах, мотоциклах, велосипедах. Идут они в основном с севера на юг. Иногда подвозят. Промежуточных населенных пунктов на трассе нет. Траффик неплохой, за день трассу реально пройти. В 40 км не доезжая до Нуадибу - поворот на Марокко (12 км до границы). В принципе, если ехать в Марокко, заезжать в Нуадибу нет резона. Асфальт здесь положили только в 2005 году, а раньше тут была крайне мерзкая писта, которой машины избегали, объезжая через Атар и Шум.
  4. Нуакшотт - Акжужт. До Атара асфальтовую дорогу пока не довели, а писта уходит дальше на Атар, Шум, Бир-Могрейн. Свойства неизвестны.
  5. Аюн - Ниоро. Асфальтирована совсем недавно. Очень хорошая и красивая трасса с баобабами и скалами. Траффик невелик. В Ниоро асфальт кончается. На малийской стороне штампы ставят в Ниоро, а не на границе.
  6. Санграфа - Тиджикжа. Вроде эту дорогу тоже недавно асфальтировали. Свойства неизвестны.

Прочие трассы - это писты, то есть колеи в песке или грунте. Ехать по ним тяжело из-за тряски, а если едешь в кузове пикапа, постоянно надо уворачиваться от веток (там, где есть деревья). Скорости там - около 50 км/ч для легковушки. Траффик обычно весьма мал: 5 - 7 машин в неделю, большей частью рейсовые, 1 - 2 дальнобойщика в неделю. В центре и на востоке страны писты совсем заброшенные, пройти по такой дороге стопом - это небольшой подвиг. Например, писта Шингетти - Тиджикжа порождает, как говорят, одну - две машины за две недели. Из Марокко в Мали надо ехать через Нуакшотт, а не по этой дороге, хотя она и более короткая.

Транспорт

Мавританский поезд

Самое тяжелое в Мавритании - это попасть откуда-то куда-то. Транспорта мало, он ужасного качества и дорог.

Железная дорога представлена единственной веткой Нуадибу - Шум - Зуэрат. В отличие от остальных африканских железных дорог, ее построили не колонизаторы, а аборигены. Предназначена ж/д для доставки железа из рудников в порт Нуадибу. Ежедневно по ней ходит товарняк, к которому цепляют пассажирские вагоны. Этот состав считается самым длинным в мире - 2.5 км. Идет он от одного конца до другого 18 часов, что по мавританским меркам весьма быстро. Проезд очень дешев, и предполагают, что возможна бесплатность. Трассы вдоль ж/д нет, машины грузят на платформы.

Автобусов в Мавритании нет вообще. Рейсовый транспорт представлен дрянными старыми микроавтобусами (их очень мало), буш-такси (старые пятидверные «Пежо», в которые втискиваются восемь человек, а на крышу кладут множество тюков, очень тесное и опасное средство передвижения), новых мерседесов (комфортнее, быстрее и дороже) и джипов-пикапов для езды по пистам. На микроавтобусах на 10 угия можно проехать 1.5 км, но их еще не каждый день найдешь, на «Пежо» - 1 км, это самый распространенный транспорт, на «Мерседесе» - того меньше. Но самое дорогое - это джипы. При движении по писте драйвер берет дополнительную мзду за «вредность производства» и в компенсацию поломок, которые на пистах происходят постоянно. Джип берет людей в кабину и в кузов. В кузове - 10 угия за 1 км, в кабине в два раза дороже, а альтернативы этим джипам на пистах почти нет. Места посадки в рейсовый транспорт - называется не «автовокзал», а «гараж». Автовокзалом это действительно нельзя назвать - просто большой пустырь, вокруг которого стоят машины, а по центру под пологом валяется народ на циновках. Все это выглядит грязно и нецивильно.

Автостоп в Мавритании исчезающе плох (информация устарела касаемо основных трасс. На выезде из города стоят военные-полиция: они сами ловят бесплатную машину и сами договариваются- не дают инициативы в руки. Как правило, подвозят минимум до следующего такого поста). Местные считают, что за проезд обязательно надо платить. В некотором роде они правы, потому что транспорт в этой стране не изобилен, каждое место в машине на счету, а большинство транспорта - это такси. Легковушки все деньгопросны, даже дальние грузовики (они почти все старые, с маленькой кабиной и темно-зеленые) просят денег, правда там можно давать очень мало, а можно и вообще не давать. На пистах, а также «проблемных» асфальтовых участках (типа Нема - Аюн) на автостоп не надо рассчитывать, если не хотите висеть сутками. Впрочем, даже если вы платите деньги, от зависаний вы не застрахованы. По особо глухим пистам рейсовый транспорт ходит раз в неделю, а если хотите уехать быстрее - платите в 2 - 3 раза больше. Несколько лучше ситуация с автостопом только на Западносахарской трассе. Техника автостопа в Мавритании, конечно, особая. Стоять на трассе с поднятой рукой - это совершенно ерундовое занятие. Надо ходить по деревне, наводить справки, выяснять, как обычно ходят машины, подходить ко всем грузовикам, даже если они идут в обратную сторону, и т. д. Кстати, машины в Мавритании постоянно ломаются, так что если вы застопили машину до пункта А - это еще не означает, что вы дотуда на этой машине доедете.

Поговаривают также, что в глухих пустынных районах еще ходят верблюжьи караваны . Идут караваны со скоростью пешехода. Возможность застопить караван не изучалась, но скорее всего вас попросят заплатить за собственное пропитание.

Деньги и цены

Местная валюта - мавританская угия. 1 евро = примерно 400 угия, 1 рубль = примерно 10 угия.

Угия необычна тем, что делится всего на пять хумов. Но этих хумов все равно никто в глаза не видел. Реально попадаются монеты в 5, 10 и 20 угия и купюры в 100, 200, 500, 1000 угия. Более крупных купюр нет, и это неудобно при обмене больших сумм. Угия не является СКВ и ее не берут в банках соседних стран. Инфляции не существует. Обмен денег не представляет проблемы, но надо долго торговаться, чтобы получить выгодный курс. Меняют в Нуакшотте и на границе. Евро менять выгоднее, за доллары бывает плохой курс. В банках можно только купить, но не продать угия, но это не проблема, потому что обмен с рук широко распространен и не карается. Официально угия запрещена к ввозу и вывозу, но это не проверяют. Банкоматы есть только в Нуакшотте и принимают только карты Visa. Western Union есть много где, но в маленьких городках обычно они направляют запрос в Нуакшотт и перевод идет несколько дней.

Цены в Мавритании довольно средние относительно региона, дешевле, чем в Мали и Сенегале. Обед в кабаке - 500-600 угия, поллитра биссапа - 50 угия, проезд на самом дешевом общественном транспорте - 10 угия за 1.5 км, час интернета - 250 угия, плащ «бубу» среднего качества - от 6 до 8 тыс. угия.

Информация и связь

Междугородних телефонов много повсюду. Интернет проник во все крупные города и некоторые мелкие, но все-таки он есть не везде и часто нет франкоязычной вывески. Цены общеафриканские, существенно дороже, чем в Марокко.

В интернете довольно много информации по стране, в основном по-французски. Науке известен только один специальный путеводитель по Мавритании из серии Le Petit Fute (на французском). Он продается в Нуакшотте. Также описания Мавритании есть в путеводителях по Западной Африке из серий Lonely Planet, Rough Guide (на английском) и Routard (на французском). Их в Нуакшотте нет. В Нуакшотте два книжных магазина, они располагаются рядом на Avenue Charles de Gaulle. Там есть путеводители (не только по Мавритании, но и по другим странам) и краеведческие книжки - все это на французском, а на английском почему-то только женские романы.

По стране

Нуакшотт

Мадридский перекрёсток в Нуакшоте

Ударение на последний слог. Столица и крупнейший город Мавритании (700 тыс.), крупнейший город в пустыне Сахара. Был построен вскоре после независимости, в 1961 г., на месте крошечной деревушки посреди пустыни. В Нуакшотте нет даже оазиса. Совсем рядом с городом бродят песчаные дюны, а обочины улиц занесены песком так, что сложно передвигаться. Восприятие города зависит от того, откуда в него въезжать. Если с севера - Нуакшотт покажется совершенно диким, пыльным и нецивильным городом. Если с юга - то это форпост цивилизации и вообще почти Марокко. На самом деле Нуакшотт со своими относительной цивильностью и относительной дешевостью - отличное место для остановки перед Черной Африкой. В Мали, например, таких приятных городов нет. Красивых домов и каких-то особенных мест в городе нет. Планировка перпендикулярная, ориентироваться нелегко, потому что все районы друг на друга похожи, а местность совершенно плоская. Помогают две мечети: саудовская в центре города и марокканская на юге. Море находится всего в 5 км от города, но сам город на море не стоит. В самом центре - базар, рядом с ним правительственные здания. На севере - район вилл и посольств. Городской транспорт - только такси, но они недорогие. Автовокзалов три: на Нуадибу, на Россо и на Атар / Нему. Они находятся у соответствующих выездов из города. Посольство Сенегала находится к северу от центра, на главной улице Avenue Charles de Gaulle. Как и прочие сенегальские посольства в Африке, оно не выдает виз россиянам само, а отправляет запрос в Дакар, а когда придет ответ - никто не знает. Посольство Мали - к северо-западу от сенегальского, близ стадиона. Говорят, что это посольство, как и другие посольства Мали, спокойно выдает визу в день обращения за 30 евро. Посольство России - недалеко от центра, свойства его неизвестны. Там же и марокканское посольство, россиянам бесполезное, ибо Марокко безвизово. Нуакшотт - наверно, самый простой город мира, чтобы поменять деньги. В городе огромное количество менял, которые атакуют белых людей, зазывают их в свои лавки, а иногда просто сидят на перекрестке, а на коленях держат чемодан с деньгами. В меняльных конторах могут взять франки сефа и дирхамы, но их выгоднее менять на границе. В Нуакшоте можно найти вписку через Хоспиталити, есть пара человек, которые охотно впишут.

Нуадибу

одна из центральных улиц Нуадибу

Ударение на второй слог. Бывший Порт-Этьен. Второй город страны и крупнейший порт. Находится на мысу, всего в 5 км от марокканской границы. Достопримечательностей нет. Чище и цивильнее, чем Нуакшотт (неужели?). Ж/д вокзальный комплекс сейчас находится на въезде в город, включает здание вокзала,кассу,магазин,зал ожидания. В Нуадибу большой рыбный порт и много русских рыбаков, иногда летает чартер в Россию Аэропорт. Бюджетная гостиница одна - baie du levier - в центре, в районе полиции. Ночевать в Нуадибу удобно в построенном, но неиспользуемом здании автовокзала вблизи единственного выезда на трассу(это,видимо как раз про жд вокзал). Там рядом еще гостиница и магазин, в котором торгует продавец, немного знающий русский язык.

Адрар

Пейзаж в Адраре

Гористый район в пустыне вокруг города Атар, в котором расположены несколько оазисов. Не путать с алжирским Адраром! Адрар - самый главный туристический аттракцион страны. Интересные места таковы.

Атар - крупнейший город Адрара, экс-столица Мавритании. Тут концентрируются всякие гостиницы, гиды и интернет. Недалеко от Атара находятся Азуги (руины крепости и мавзолей) и Тержит (единственное в пустыне озеро).

Шингетти - самый знаменитое место Мавритании. Старинный полузаброшенный город, считается святым городом ислама, но немусульман туда свободно пускают. Сохранились старый квартал, мечеть и библиотеки с древними манускриптами. Ехать от Атара 80 км по писте. Из Атара в Шингетти есть две писты. Вторая - более заброшенная и длинная, но более красивая и проходит через некую пещеру с первобытными рисунками. От перевала на южной, короткой писте отходит священная писта на Тиджикжу, по которой, как говорят, ничего не ходит.

Уадан - еще один полувымерший старый город, стоит на горе. Находится километрах в 80 - 100 от Шингетти. После Уадана писта идет на восток аж до самого Тауденита (Мали), но там нет ни городов, ни деревень, и возможность пройти без своей машины под сомнением.

Бир-Могрейн

На некоторых картах - Бир Ум Грайн. Маленький шахтерский поселок на самом севере страны. При других обстоятельствах стал бы большим транспортным узлом, ибо здесь сходятся трассы на Марокко и на Алжир. Но дорога на Марокко закрыта (вроде бы как), а на Алжир мало кто ездит. Говорят, что сам поселок и территория вокруг него контролируются «Полисарио».

Монолиты

Близ железной дороги между Нуадибу и Шумом (50 км к западу от Шума) стоит монолит Бен-Амера - второй по величине камень в мире. От ближайшей остановки поезда (именно остановки, а не станции - он прям посреди пустыни останавливается) можно дойти пешком. Берите воду - не факт, что в этом районе живут люди, а поезд только раз в день ходит. Рядом есть еще несколько больших монолитов.

Аргенский Берег (Banc d’Arguin)

Единственный нац. парк Мавритании, весной и осенью там собираются на отдых перелетные птицы. Вытянут вдоль берега между Нуакшоттом и Нуадибу. Поворот на рыбацкую деревеньку находится примерно в 100 км от Нуакшотта, на перекрестке нет нас. пунктов, но есть указатель. Пермиты для парка вроде продают в Нуадибу за дешево.

Нема

Город, в котором кончается «Дорога надежды». До Нуакшотта 1100 км. Рядом небольшая горная цепь. Типичный пример современного мавританского города-деревни. Гараж находится в самом центре. Делится на две секции - рейсовую и дальнобойщицкую. Дальнобойщики дружелюбные, ночевать лучше у них. Интернет-кафе есть, находится напротив комиссариата, но замаскировано. Транспорта на Тимбедру и Аюн немного, почти исключительно такси. На Нару писта отходит от асфальтовой дороги там, где кончается город. Транспорта мало: одна рейсовая в день (до границы, а не до Нары) и грузовики пару раз в неделю. Буржуйские автотуристы здесь проезжают редко. На Уалату еще меньше транспорта.

Уалата

Древний город в 80 км от Немы. Ударение на первый слог. Говорят, что здесь необычной формы двери домов и вообще симпатичный город. Попасть затруднительно, машины из Немы редки. Известны люди, вышедшие из Уалаты по писте на восток и дошедшие таким образом до реки Нигер. Пройти так возможно, но затруднительно и требует больших денег, если не хотите в каждом поселке по пути неделю ждать регулярного буш-такси (прямых там нет).

Тиджикжа

Еще один древний город в пустыне. Сохранился старый квартал и мечеть. В 35 км к северу на горе стоит древний город Рашид, в котором сейчас вроде никто не живет.

Киффа

Грязноватый достаточно крупный город. Трасса в центр не заходит, проходит чуть южнее. Есть такси (ОТ) по городу. Ничего особо примечательного. В центре есть копицентр.

Аюн Аль Атрус

Центр скалолазания. Скалы достаточно девственны и разнообразны. Трасса в город не заходит. Ответвление в сторону Мали -Ниоро дю Сахель - после круговой развязки. Есть реклама отелей, значит они должны быть

Тишит

Ближайшее цивильное место к Тишиту - это Тиджикжа (255 км). Почти город-призрак, здесь живет меньше тысячи человек, а когда-то он тоже был богат и цивилен. Красивые декоративные дома в старом городе.

Кумби Салех

Бывшая столица империи Гана. Когда-то был крупным и цивильным городом, но несколько веков назад был полностью заброшен. Раскопки города начались, но были прерваны. Вокруг этого места нет ни одного поселения, но оттуда недалеко до писты Тимбедра - Нара (65 км от Тимбедры), по которой несколько раз в неделю ходят джипы, что делает возможным попадание без своей машины.

Современное население Мавритании (около 4,3 млн человек) этнически неоднородно: три четверти составляют так называемые мавры - арабы и берберы, занятые преимущественно скотоводством, на юге преобладают негро-африканские народы - тукулер, фульбе, волоф и другие, ведущие в основном оседлый образ жизни. Ислам провозглашен государственной религией. Мавритания, в отличие от некоторых других стран Северной и Западной Африки, не переживала расцвета средневековой цивилизации, но сохранившиеся от той эпохи городские поселения Шингетти, Тишит, Валата свидетельствуют о былом их процветании, тонком искусстве декора фасада зданий. В библиотеке Шингетти хранятся 2 тыс. рукописей арабских ученых. Разнообразны музыкальное, певческое, танцевальное искусства народов Мавритании. Столица и крупнейший город страны - Нуакшот, построенный лишь 30–40 лет назад. Второй по размерам и значению город - порт Нуадибу.

В IV - середине XI вв. южная часть территории Мавритании входила в состав средневековых государств Западной Африки (Гана, Текрур и др.); в северной части существовали государственные образования берберов-санхаджа. В середине XI-XII вв. Мавритания в составе государства Альморавидов, в XIII-XIV вв. южная часть территории Мавритании в составе средневекового государства Мали. Проникновение европейцев с XV в. завершилось превращением Мавритании во французскую колонию (1920 г.). С 1946 года Мавритания - «заморская территория», с 1958 года - самоопределяющаяся республика в составе Французского сообщества. 28 ноября 1960 года Мавритания провозглашена независимой республикой.

Климат, флора и фауна

Климат тропический пустынный, среднемесячные температуры колеблются от 16–20 °C в январе до 30–32 °C в июле. Осадков на большей части страны выпадает менее 100 мм в год, лишь на юге - в сахельской зоне - 200-400 мм.

Соответствующий характер имеет и растительность Мавритании: редкие кустарники и отдельные деревья на юге, а на остальной территории небогатая зелень появляется лишь на короткое время после дождей.

Из крупных животных в Мавритании встречаются антилопы орикс и аддакс, горные козлы, среди небольших хищников - шакал, лисица фенек. Много змей и ящериц, а также насекомых и пауков.

История

Берберы из Северной Африки расселились на территории современной Мавритании в 200 до н.э. Продвигаясь в южном направлении в поисках пастбищ, они часто облагали данью местных негроидов-земледельцев, а тех, кто сопротивлялся, оттесняли к р.Сенегал. Появление в поздний период Римской империи в этом районе верблюдов из Северной Африки положило начало караванной торговле между побережьем Средиземного моря и бассейном р.Нигер, которая приносила барыши берберской группе племен санхаджа. Захватив важный пункт караванной торговли Аудагост в восточной Мавритании на пути к расположенным севернее соляным копям Сиджильмасы, берберы вступили в конфликт с империей Гана, которая в тот период расширяла свои пределы в северном направлении. Государство Гана было основано в 3 в. н.э., и часть его территории приходилась на современные районы Аукар, Ход-эль-Гарби и Ход-эш-Шарки юго-восточной Мавритании. В 990 Гана захватила Аудагост, вынудив племена лемтуна и годдала, входившие в состав разгромленных санхаджа, в целях самозащиты объединиться в конфедерацию. В 10–11 вв. некоторые вожди санхаджа приняли ислам и вскоре превратились в сторонников суннитского направления. Потомки исламизированной берберской знати Альморавиды распространили свои религиозные убеждения среди простых берберов, создали религиозно-политическое движение и в 1076 захватили столицу Ганы. Хотя противоборство среди победителей вновь привело к расколу берберских племен, Гане был нанесен удар, от которого она так и не оправилась. В значительно сузившихся границах она просуществовала до 1240.

В 11–12 вв. берберы ощутили последствия арабских завоеваний в Северной Африке. В 15–17 вв. после нескольких столетий относительно мирного проникновения на территорию Мавритании бедуины племени хасан покорили местных берберов и, смешавшись с ними, положили начало этнической группе мавров (арабо-берберов). Хотя часть берберов, например предки туарегов, не желая попасть под власть арабов, отступили в пустыню, для большинства арабский язык стал родным, а ислам – новой религией. Многие черные африканцы, занимавшиеся оседлым земледелием в южных районах страны, на протяжении 11–16 вв. были покорены берберами и превратились в подданных новых арабских эмиратов Трарза, Бракна и Тагант.

Португальцы, появившиеся у побережья Атлантического океана в 15 в., в 1461 основали торговый форт на о.Арген. В разное время на протяжении 17–18 вв. их сменяли голландские, английские и, наконец, французские торговцы. Европейские купцы стремились установить контроль над торговлей гуммиарабиком из зоны Сахеля.

В начале 19 в. обосновавшиеся в Сенегале французские торговцы неоднократно вступали в конфликт с арабскими эмирами, которые старались контролировать и облагать налогами торговлю гуммиарабиком. В 1855–1858 губернатор Сенегала Луи Федерб возглавил французскую кампанию, направленную против эмирата Трарза. В 19 в. французские офицеры, двигаясь из Сенегала на север, исследовали внутренние районы пустыни. В начале 1900-х годов отряд французов под командованием Ксавье Копполани вторгся в эти районы с целью защиты интересов французских торговцев и стал управлять ими как частью французской колонии Сенегал. В 1904 эти территории были выведены из состава Сенегала и в 1920 включены в состав Французской Западной Африки. Тем не менее до 1957 их столицей по-прежнему оставался Сен-Луи в Сенегале. Французы с немалым трудом управляли кочевым населением, среди которого не прекращались межплеменные распри, а также соперничество между арабами и берберами. Административные трудности усиливала и напряженность в отношениях между кочевым и оседлым населением. Даже после окончания Второй мировой войны некоторые районы продолжали оставаться под управлением военной администрации.

В 1946 Мавритании было предоставлено право на формирование территориальной ассамблеи и на представительство в парламенте Франции. Стали возникать первые политические организации, которые еще не были массовыми. В 1958 Мавритания вошла в состав Французского сообщества под названием Исламская Республика Мавритания, а 28 ноября 1960 стала независимым государством. Первым премьер-министром, а затем и президентом Мавритании стал Моктар ульд Дадда. Опираясь первоначально на традиционные элиты и Францию, он по примеру радикального режима Гвинеи создал массовую политическую партию и в конечном счете сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Моктар ульд Дадда вывел Мавританию из зоны франка и провозгласил арабский язык государственным, что сразу же вызвало сопротивление со стороны южан, которые опасались господства мавров, составлявших большинство населения.

В 1976 г. было достигнуто соглашение о передаче колониального владения Испании – Западной Сахары (бывшей Испанской Сахары) – под временное административное управление Марокко и Мавритании. Однако за этим последовала непопулярная среди мавританцев война с Фронтом ПОЛИСАРИО, национально-освободительным движением Западной Сахары, которому оказывал помощь Алжир.

В июле 1978 года в результате бескровного военного переворота армия свергла Моктара ульд Дадду. Сразу после этого было приостановлено действие конституции, распущены правительство, парламент, общественные организации, а власть перешла к Военному комитету национального возрождения (ВКНВ). Его руководитель подполковник Мустафа ульд Мухаммед Салек занял пост президента страны. ПОЛИСАРИО объявил о прекращении войны с Мавританией, однако руководство Марокко настаивало на том, чтобы мавританцы продолжали борьбу за свою часть территории Западной Сахары.

Следующие несколько лет ознаменовались частой сменой лидеров военного режима. По-прежнему оставались напряженными взаимоотношения между негроидным населением и маврами. Постоянным источником внутриполитической нестабильности служили попытки отдельных членов Военного комитета совершить новый военный переворот, а также расхождения с Марокко по вопросу о Западной Сахаре.

На короткий срок в 1979 г. Мустафа ульд Мухаммед Салек установил режим личной власти и воссоздал под новым названием Военный комитет национального возрождения, который продолжал возглавлять и после ухода в отставку. Вскоре он был смещен подполковником Мухаммедом Лули, который, в свою очередь, вынужден был в 1980 г. отказаться от власти в пользу подполковника Мухаммеда Хуны ульд Хейдаллы. Последний, будучи премьер-министром, в июле 1979 г. заявил об окончательном отказе Мавритании от притязаний на территорию Западной Сахары. В 1981 г. Мухаммед Хуна ульд Хейдалла отказался от намерения сформировать гражданское правительство и принять новую конституцию.

В 1984 г. в результате бескровного переворота власть в стране захватил подполковник Маауйя ульд Сиди Ахмед Тайя, который при Мухаммеде Хуне ульд Хейдалле несколько раз занимал пост премьер-министра. В целом Маауйя ульд Сиди Ахмед Тайя сумел восстановить внутреннюю стабильность, приступить к экономическим реформам и предпринять шаги, направленные на демократизацию политической системы.

Беспорядки на почве межэтнических противоречий продолжались в Мавритании до конца 1980-х годов, а пограничный спор с Сенегалом спровоцировал в 1989 г. волну нападений на чернокожих мавританцев и сенегальских граждан и высылку последних из страны. Разногласия по вопросу демаркации мавританско-сенегальской границы и репатриация беженцев привели к временному прекращению дипломатических и свертыванию экономических отношений, которые были восстановлены в 1992 году.

На проведенном в 1991 г. национальном референдуме была принята новая конституция, предусматривающая введение многопартийной системы. Победа Маауйя ульд Сиди Ахмеда Тайя на президентских выборах 1992 года была омрачена беспорядками и обвинениями в фальсификации результатов голосования. Проправительственная Республиканская социал-демократическая партия (РСДП) завоевала подавляющее большинство депутатских мандатов на выборах в Национальное собрание в 1992 и 1996 гг., а также на выборах в Сенат в 1992, 1994 и 1996 годах.

Основными событиями после принятия новой конституции стали бойкоты выборов оппозиционными партиями, утверждавшими, что правящая партия имеет односторонние преимущества в избирательных кампаниях, аресты членов оппозиционных группировок и столкновения на почве межэтнических конфликтов. Несмотря на пестрый этнический состав правительства Мавритании и формальное осуществление им некоторых демократических реформ, предусмотренных новой конституцией, международные наблюдатели за соблюдением прав человека в 1990-е годы продолжали отмечать нарушения прав чернокожего меньшинства населения и членов оппозиционных организаций.

Экономика

Мавритания - развивающаяся страна с относительно низким уровнем жизни по сравнению с другими странами региона.

В колониальный период основным занятием населения было разведение верблюдов, рыболовство и натуральное сельское хозяйство. В 1960-х годах в стране были найдены залежи железной руды, и с тех пор горнодобывающая промышленность стала основой экономики Мавритании.

Сельское хозяйство Мавританиии сдерживается засушливым климатом. В оазисах выращиваются финики, зерновые культуры. В 1970-х годах регион Сахель настигала засуха, затронувшая более половины стран региона и 200 миллионов человек. В Мавритании в результате засухи погибли зерновые, начался голод. Второй удар засухи пришелся на 1982-1984 годы. Вскоре была пострена оросительная система, позволившая несколько преодолеть последствия засухи. Орошается 49 тыс га земли.

Путевые заметки. День 5

Сегодня наша экспедиция установила рекорд! Мы проехали 934 километра по пустыне. 934 километров одинаковой скучной дороги ни одного дерева, всего несколько деревень и пара городов. Все… Нет ничего скучнее пустыни.

Мне почему-то казалось, что Мавритания - это какая-то прекрасная страна с красивыми пейзажами, райскими пляжами и старыми как время городами. Само название этой прекрасной страны звучит словно песня. Действительность сильно разочаровала. Пока Мавритания - это одна сплошная грязная пустыня. Идеально ровная, без единого дерева, только остовы старых машин иногда разбавляют унылый пейзаж.

Сегодняшний день тоже не обошелся без потерь. Я лишился своей мечты, мечты о прекрасной Мавритании. Видимо, надо найти себе другую стран, которая в моем подсознание теперь будет иллюстрировать рай на Земле.

Мавритания расстроила не только меня. Все участники автопробега сникли. Петр Ловыгин почти не доставал свою камеру и целый день смотрел своими большими глазами в окно. На его лице была маска скорби и безысходности, ведь на границе у нас изъяли все запасы алкоголя. Руководитель службы протокола, Колесо, тоже пребывал в весьма скверном расположении духа, я заставил его писать посты про всякие дипломатические формальности, которые он улаживает в дороге. Человек и пароход Реснянский вообще целый день не выходил со своего заднего сиденья, где он оборудовал офис. Он закрыл окна машины куртками и наслаждался одиночеством. Кстати, нам удалось выяснить еще один дар Реснянского - он сочиняет музыку! Не удивлюсь, если завтра окажется, что он профессионально вальсирует или собирает кубик Рубика с завязанными глазами. Музыка Реснянского прекрасна. Знаете, если где-то есть рай, то там непременно играет что-нибудь из Реснянского. По крайнем мере мое подсознание для иллюстрации рая забрало несколько его мелодий.

Ах да, забыл сказать, чего это все у нас сникли. Я сегодня из экономии никого не кормил!

01. Дорога в Западной Сахаре...

02. Пляжи...

03. Райский дикий берег, все побережье Африки щедро загажено человеком. ложно представить, сколько пластиковых бутылок и другого мусора плавает в океане.

04. Это деревня. Не лагерь, а именно деревня с указателем и местом на карте.

05. Доезжаем до границы. На марокканской стороне не было никаких проблем. Заполнили формы, получили штампик, таможенник даже не стал досматривать сумки и пожелал счастливого пути.

Сразу за воротами марокканской таможни внезапно кончилась дорога. Вместо нее белая пустыня, заваленная мусором и десятки грунтовых дорог, то расходящихся веером, то снова стекающихся в одну широкую пыльную дорогу. Ехали до мавританской границы около километра. Вся нейтральная зона завалена мусором, почему-то очень много старых телевизоров, такое впечатление, что неподалеку взорвался телевизионный завод и всю пустыню завалило.

06. Как объяснил мавританский таможенник, телевизоры здесь выкидывают богатые марокканцы для бедных соседей с юга. Кто выкидывает здесь машины не понятно, но их здесь тоже очень много.

07. Первое, что спросил мавританский полицейский. есть ли у нас алкоголь. Алкоголь был. добычей таможни стали 5 бутылок вина и 3 банки пива. Ввоз алкоголя в Мавританию строга запрещен. Всю машину обыскали очень тщательно, залезли во все сумки. Дальше нужно было собрать кучу штампов, заполнить какие-то бумажки.

08. В итоге на 2 границы у нас ушло 2 часа. Не так плохо, как ожидалось.

09. Мавританский полицейский сидит на цепи… "Цепной пес режима" - прокомментировал Ловыгин.

10. Заехали в Нуадибу. Это третий по величине город Мавритании. У нас бы его городом назвать постеснялись, так, 3 улицы и десяток домов.

11. Ресторан.

12. Узнав, что ты из России, все реагируют по-разному. Кто-то расплывается в улыбке: "ООО! Раша! Владимир Путин!", кто-то вспоминает, что в махачкалинском Анжи играют два марокканских футболиста, кто-то справляется о здоровье Абрамовича и интересуется не желает ли мисье прикупить несколько африканских клубов. Кто-то даже вспомнил плавца Попова и теннисистку Шарапову. Вообще большинство ассоциаций с Россией связаны со спортом, африканцы очень любят футбол и внимательно следят за спортивными новостями.

13. Мавритания исламская страна, где все очень строго. Называть ее правильно аль-Джумхурия аль-Исламия аль-Муританья.

14. Кстати, Мавритания является последним государством в мире, где до сих пор сохранилось рабовладение. Несмотря на официальную отмену рабства сначала в июле 1980, а потом в 2007 году. де-факто около 20% населения Мавритании (600 тыс. человек в 2011 году) являются рабами. Основная масса рабов является неграми, принадлежащими господствующему классу берберов. Рабы не имеют никаких личных, экономических и политических прав, при этом родившиеся дети становятся собственностью рабовладельцев.

15. Уличная школа.

16. Мавританская мода.

17.

18. Нуадибу славится своим кладбищем затонувших кораблей.

19. Еще совсем недавно весь берег был усыпан ржавыми кораблями.

20. Сейчас их число сильно сокращается. На берегу работают нелегальные распильщики, которые вытаскивают корабли на берег, пилят их и продают лом.

21. Вот таким трактором вытаскивается на берег корабль.

22.

23. Снимать строго запрещено. Как только увидели камеру, сразу подбежали и выгнали. Вообще все очень нервные здесь.

24. Охрана.

26. Местные жители.

27. Магазин. К сожалению, нам так и не удалось добыть еды, пришлось обедать магазинным кормом. Целый день едим хлеб (

28. господин Реснянский работает.

29. Многие жители живут в самодельных сараях. Особым шиком считается добыть себе старый кэмпинг.

30. Обычная деревня выглядит так.

31. Мавритания выглядит так. Сотни километров вот такой пустыни.

32. Крузенштерн-Реснянский несется на юг!

33. Закат в пустыне. Более 60 % территории страны занимают каменистые и песчаные пустыни западной Сахары. 3/4 территории страны занимают пустыни.

Мавритания

Исламская Республика Мавритания (франц. République Islamique de Mauritanie, араб. Аль-Джумхурия аль-Исламия аль-Муритания), государство в Северо-Западной Африке. На западе омывается водами Атлантического океана, на севере граничит с Алжиром и Западной Сахарой (исп.), на востоке и юге - с Мали и Сенегалом. Площадь 1031 тысяча км 2 . Население 1,5 млн. человек (1972, оценка). Столица - город Нуакшот. В административном отношении территория М. разделена на 8 районов и 1 столичный округ.

Государственный строй. М. - республика. Действующая конституция принята 20 мая 1961. Глава государства и правительства - президент, избираемый населением на основе равных прямых выборов на 5 лет. Президент назначает и смещает министров, гражданских, военных и должностных лиц, обнародует законы, принятые Национальным собранием, издаёт ордонансы, имеющие силу закона, осуществляет право помилования, ратифицирует международные договоры, является главнокомандующим вооруженными силами. Правительство М. - Совет Министров - состоит из президента и министров. Высший орган законодательной власти - однопалатное Национальное собрание, состоящее из 50 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 21 года. Во главе районов стоят губернаторы. В районах, городских и сельских коммунах созданы выборные органы - региональные собрания и местные советы.

Судебная система включает Верховный суд и суды первой инстанции, а также ряд специальных судов. Имеются суды мусульманского права.

Ю. А. Юдин.

Природа. Большая часть территории М. занята песчаными и каменистыми пустынями Западной Сахары. Атлантическое побережье низменно и выровнено (за исключением северной части); вблизи побережья много песчаных отмелей, баров, островов.

Территория М. относится к древней Африкано-Аравийской платформе, сложенной породами докембрия, собранными в складки и сильно метаморфизованными. Архейские и нижнепротерозойские кристаллические образования выступают на поверхность в пределах Регибатского щита, расположенного на северо-западе страны. На западе к нему примыкает по разлому меридионально вытянутая Мавритано-Сенегальская складчатая система байкальского возраста (рифейские песчаники, кварциты, тиллиты, известняки). Юго-восточная часть М. занята синеклизой Тауденни. В основании её осадочного чехла залегают терригенно-карбонатные осадки верхнего рифея. Отложения палеозоя развиты на плато Адрар и Тагант. На крайнем северо-западе и юге страны во впадинах вдоль берега Атлантического океана распространены мезозойские песчаники и конгломераты.

Из полезных ископаемых известны месторождения медных руд (Акжужт), связанные с докембрийскими образованиями Регибатского щита; общие запасы медной руды (с содержанием меди от 0,7% до 2,8%) 590 тысяч т (1970), в районе Зуэрат-Иджиль имеются залежи железных руд; общие запасы железных руд (со средним содержанием железа в руде 65%) оцениваются в 410 млн. т (1970). На западе - залежи каменной соли, приуроченные к отложениям впадин Атлантического побережья. К северу от Нуакшота - запасы гипса, на побережье - запасы ильменита (200 тысяч т , 1970). В районе Бунаги месторождение редкоземельных элементов.

В рельефе преобладают низменные равнины и невысокие плато. На севере возвышенность Адрар имеет крупнохолмистый рельеф (гора Амоззага, 732 м ). На юге песчаниковые плато Тагант, Асаба и другие (средние высоты 300-400 м ) обрываются уступами. Возвышенности и плато окружены песчаными пустынями с дюнами преимущественно северо-восточного простирания. На севере и северо-востоке - крупные песчаные скопления - Эрг и (Игиди, Шеш, Эль-Джуф), продолжающиеся в Алжирской Сахаре.

Климат тропический пустынный. Средние температуры января 16-20 °С, июля 30-32 °C; максимальные температуры выше 40-45 °С. Влияние океана на климат проявляется лишь в узкой прибрежной полосе, где ниже температуры и повышена влажность воздуха (часты туманы). Характерны иссушающие восточные ветры. Среднее годовое количество осадков менее 100 мм, на северо-востоке менее 50 мм. Постоянных водотоков нет, кроме транзитной реки Сенегал у южной границы М. Правобережье реки Сенегал относится к сахельской зоне (см. Сахель), где осадки достигают 200-400 мм в год. Здесь для орошаемого земледелия используются паводковые воды реки. На остальной части М. водоснабжение осуществляется преимущественно за счёт подземных вод и редких источников. Намечается опреснение морских и засоленных грунтовых вод. Для пустынных районов характерна разреженная злаково-кустарниковая и эфемерная травянистая растительность (ашеб). На юге - полупустыни с сухолюбивыми кустарничками и акациями, в том числе акацией, дающей камедь (гуммиарабик). В животном мире преобладают типичные для пустынь виды (наиболее многочисленны пресмыкающиеся и грызуны, из хищных - шакалы, лисица фенек). В отдельных районах сохранились страусы и крупные копытные (газель, антилопа). Прибрежные воды богаты промысловыми рыбами (сардина, тунец, мерлан и др.).

Н. А. Божко, М. Б. Горнунг.

Население. Свыше 3 / 4 коренных жителей М. составляют арабы Западной Сахары (мавры). Их разговорный язык - хасания, диалект арабского языка. Расселены повсеместно, в Северной и Центральной М. образуют сравнительно однородное в этническом отношении население, в основном кочевое. В Южной М. сохранилась небольшая группа берберов-зенага. Остальные мавританцы - негроидные народы: тукулеры, волоф, фульбе (пель), сараколе, сонинке и другие. Они ведут оседлый образ жизни на юге страны, главным образом в долине Сенегала. Численность иностранцев, в основном французов, около 3,7 тысячи человек. Официальные языки - арабский и французский. Господствующая религия - ислам (суннизм маликитского толка); распространены религиозные секты. В некоторых районах Северной и Восточной М. сохраняются дофеодальные уклады. Деление населения на традиционные социальные группы (касты) - хасаны (воины), марабуты (духовенство), зависимые (земледельцы-харатины, слуги, данники и др.) - постепенно уступает место новым классовым отношениям. Официальный календарь - григорианский (см. Календарь).

За 1963-71 прирост населения в среднем составлял 2,2% в год. Из 500 тысяч человек экономически активного населения работают по найму всего 17 тысяч (1973). В сельском хозяйстве занято 90% экономически активного населения, в промышленности, рыболовстве и других отраслях 10%. Около 3 / 4 населения занято кочевым и полукочевым скотоводством, а также различными промыслами. Почти 4 / 5 населения находится в южной части страны, где плотность местами достигает 35 человек на 1 км 2 (средняя плотность - 1,1 человека на 1 км 2 ). Городское населения 10% (1973). Наиболее значительные города: Нуакшот (130 тысяч жителей в 1973), Нуадибу, Зуэрат, Каэди, Росо, Атар.

Г. Н. Уткин.

Исторический очерк. Древняя и средневековая история М. изучена слабо. В 7-11 веках южная часть М. входила в состав средневековых государств Западной Африки (Гана , Текрур), а на территории Северной М. существовали государственные образования берберов-санхаджа. В середине 11 века на территории М. возникло могущественное государство Альморавидов (См. Альморавиды), которое, помимо М., включало территорию Марокко и Западного Алжира. Эпоха Альморавидов (до 1146) - время наивысшего расцвета и могущества средневековой М. В 13-14 веках южная часть М. была включена в сферу влияния средневекового государства Мали , но продолжала сохранять тесные связи с Марокко. В 14-15 веках в М. вторглись арабские племена макиль, ускорившие начавшийся в 11 веке процесс исламизации и арабизации М. Арабы заняли господствующее положение в М., установив власть над берберами-санхаджа и смешанным земледельческим населением оазисов - харатинами. Главным религиозным и политическим центром М. стал оазис Шингетти. Сама страна стала называться Тарб-эль-Бидан (Земля белых) или Шингет от названия Шингетти. Широкое распространение получил диалект арабского языка хасания.

В 15 веке началось проникновение в М. европейцев. Португальцы и испанцы создали опорные пункты на побережье М. (Арген, Портендик) для вывоза чёрных рабов, а также золота и гуммиарабика. С ними стали соперничать голландцы, англичане, французы. Последние создавали торговые фактории, главным образом по реке Сенегал. По Версальскому миру 1783 (Великобритания, Франция, Испания) побережье М. признавалось сферой исключительных интересов Франции. Интенсивная французская колонизация развернулась с середины 19 века. В 1855-58 французский губернатор Сенегала Федерб предпринял военные операции против арабских племён в бассейне реки Сенегал и силой навязал им договоры «о покровительстве» и «свободе» торговли. Однако к концу 19 века эти «договорные» отношения были подорваны сопротивлением населения М. колонизаторам.

В 1900 Франция и Испания договорились о разграничении сфер влияния в Западной Сахаре. Используя дипломатию и вооруженные силы, французы в 1903 установили протекторат над арабскими племенами трарза и бракна, территория которых была включена в 1904 в «гражданскую территорию М.» в рамках Французской Западной Африки (См. Французская Западная Африка) (ФЗА). В 1905-06 сопротивление трарза и бракна было подавлено, и французы утвердились в Центр. М. В 1909 французские войска после упорных боев с мавританскими кочевниками овладели областью Адрар - главным оплотом мавританцев в борьбе за независимость. В 1920 страна была официально объявлена французской колонией в составе ФЗА с административным центром в Сен-Луи, но вооруженное сопротивление населения М. фактически продолжалось до середины 30-х годов. Колонизаторы ввели в М. систему прямого управления, хотя традиционные вожди сохранили значительное влияние, заняв некоторые должности в колониальной администрации. Лишение населения М. элементарных прав, обложение его тяжёлыми налогами, применение принудительного труда, частые реквизиции скота и запрет кочевать в северных районах приводили к бегству мавританцев в соседние с М. области, в частности в Рио-де-Оро, где собирались силы Сопротивления не только М., но и Марокко.

После 2-й мировой войны 1939-45 борьба за освобождение М. развернулась с новой силой. Во 2-й половине 40-х годов появились первые политические партии: Мавританское согласие (МС, 1946) во главе с Хорма ульд Бабана и Мавританский прогрессивный союз (МПС, 1947), возглавлявшийся Моктаром ульд Дадда . Национально-освободительное движение, в том числе вооружённые выступления мавританцев, особенно усилились после провозглашения в 1956 независимости Марокко (в Адраре в 1956-57, в Форт-Тренке в 1958 и др.).

Правительство Франции было вынуждено предоставить М. в 1958 автономию в рамках французского Сообщества и право создания конституционных органов внутреннего управления. 28 ноября 1960 в городе Нуакшот была провозглашена независимая Исламская Республика Мавритания. В острой борьбе по вопросу о будущем страны, проходившей ещё до провозглашения независимости, противостояли МС и МПС: первая выступала за присоединение М. к Марокко, вторая - за провозглашение М. суверенным государством при сохранении тесных связей с Францией. Ведущее положение заняла МПС, с которой, после отъезда из М. в Марокко Хорма ульд Бабана и других лидеров МС, слилась основная часть МС; была образована (1958) Партия мавританской перегруппировки (ПМП). Начиная с 1960 при сохранении сильной зависимости М. от бывшей метрополии, навязавшей М. в июне 1961 неравноправные соглашения о «сотрудничестве», в условиях роста трайбалистских тенденций (см. Трайбализм) внутри страны и серьёзных территориальных претензий со стороны некоторых соседних государств (Марокко требовало включения М. в свою территорию) ПМП осуществила ряд важных мер, направленных на укрепление самостоятельного развития страны. В мае 1961 была принята конституция М. Президентом избран (с августа 1961) лидер ПМП Моктар ульд Дадда. Состоявшийся в декабре 1961 конгресс мавританского единства объединил на базе ПМП все партии М. в Партию мавританского народа (См. Партия мавританского народа) (ПМН), которая стала единственной и правящей партией (соответствующая поправка внесена в конституцию в 1965). В соответствии с решениями национальных съездов ПМН её внутренняя политика направлена на «обеспечение социального прогресса и единства нации». Правительство М. приступило к ликвидации института традиционных вождей, провело административно-территориальную реформу, провозгласило равноправие женщин и т.д. Во внешней политике правительство М. осуществляет принципы неприсоединения к блокам, сотрудничества со всеми странами и поддержки борьбы за единство арабских, а также африканских стран. В октябре 1961 М. была принята в ООН. М. - член организации африканского единства, организации по освоению бассейна реки Сенегал и Лиги арабских государств (с конца 1973).

В 1967 правительство М. заявило о своей солидарности с арабскими странами, подвергшимися агрессии со стороны Израиля. М. неоднократно выступала в поддержку народов Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау в их борьбе против португальских колонизаторов. В 1969-70 достигнута нормализация отношений между М. и Марокко. С 1970 М. участвует в качестве наблюдателя в Постоянном консультативном комитете стран Магриб а; сотрудничает с Алжиром и Марокко по вопросу деколонизации Западной (исп.) Сахары. В 1973 М. заключила с Францией (взамен соглашений 1961) новые соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве, которые лишили Францию ряда преимуществ, предусмотренных соглашениями 1961. Дипломатические отношения между М. и Советским Союзом установлены 12 июля 1964. В 1966 между М. и СССР подписано торговое соглашение, в 1967 - соглашение о культурном и научном сотрудничестве, в 1973 - соглашение в области морского рыболовства.

Г. Н. Уткин.

Политические партии, профсоюзы, другие общественные организации. Партия мавританского народа (ПМН, Parti du Peuple Mauritanien), создана в декабре 1961 в результате объединения Партии мавританской перегруппировки (основана 1958) с партиями, находившимися до этого в оппозиции, - Мавританский национальный союз (основана 1958), Национальное возрождение (основана 1958), Союз мавританских мусульманских социалистов (основан 1960). С декабря 1961 - правящая партия. 281 тысяч членов (1973). Союз трудящихся Мавритании, создан в 1961, объединяет 26 отраслевых профсоюзов. Около 11 тысяч членов (1973); в составе ПМН. Молодёжь Партии мавританского народа, основана в 1966. Женщины Партии мавританского народа, создана в 1964.

Экономико-географический очерк. М. - аграрная страна скотоводческого типа с развивающейся горнодобывающей промышленностью. Основа сельского хозяйства - экстенсивное скотоводство и земледелие. Развиты традиционные промыслы и ремёсла (потребительский сектор). В 1969 в сельском хозяйстве производилось 55% валового внутреннего продукта, в промышленности - 35%. После достижения независимости в 1960 экономическая политика правительства нашла отражение в первом (1963-66) и втором (1970-73) 4-летних планах, направленных на освоение и использование природных ресурсов, создание новых отраслей производства в рамках государственного и смешанного секторов: горнодобывающей (железорудной и меднорудной) и рыбной промышленности.

Сельское хозяйство. На долю кочевого и полукочевого скотоводства приходится свыше 30% национального валового продукта. Площадь пастбищных угодий - около 40 млн. га . В 1970/71 насчитывалось (в млн. голов): овец 5,9; коз 2,5; крупного рогатого скота (зебу) 2,7; верблюдов 0,7; ослов 0,2; продуктивность скота низкая. В результате сильной засухи 1971/72 поголовье крупного рогатого скота сократилось до 1,6 млн., овец и коз до 6 млн. Кочевое скотоводство преобладает в Северной и Центральной М., полукочевое и отгонно-пастбищное - в сахельской зоне и южных районах; в долине Сенегала оно сочетается с земледелием. Земледелие - основной источник существования большинства жителей южной части М., особенно негроидного населения. Площадь обрабатываемых земель около 300 тысяч га. Главные сельскохозяйственные культуры: африканское просо и сорго (свыше 1 / 3 посевной площади; 100 тысяч га , сбор 70 тысяч т в 1972), в оазисах - финиковая пальма (свыше 880 тысяч деревьев; 18 тысяч т фиников в 1972). Возделываются также кукуруза, фасоль, батат, арахис, с конца 60-х годов - рис. Урожай риса составил 2000 т в 1972.

Из традиционных промыслов значение имеют сбор гуммиарабика, в основном в сахельской зоне (в среднем 4-7 тысяч т в год, удовлетворяет 10% мировой потребности), добыча кусковой соли в копях Иджили (в среднем 800 т в год), а также рыбный промысел на реке Сенегал и близ морского побережья (около 15 тысяч т пресноводной и 5 тысяч т морской рыбы в среднем в год).

Промышленность. Энергетика представлена небольшими ТЭС в Нуакшоте, Нуадибу, Акжужте, Атаре и др. общей мощностью 38 Мвт (1972). В 1971 было произведено 73 млн. квт·ч . В горнодобывающей промышленности ведущую роль играет добыча железной руды, составившая (в млн. т ) 6,3 в 1965, 9,3 в 1972; в районе Зуэрат-Иджиль (бывший Форт-Гуро) эксплуатируются крупные месторождения - Фдерик, Тазадит, Руеса, разработки ведутся компанией «Миферма», правительству М. принадлежит всего 5% акций, остальные - западноевропейскому (французскому, английскому, западногерманскому и итальянскому) капиталу. Руда вывозится по железной дороге Зуэрат - Нуадибу, а затем через специализированный морской порт Консадо (в 10 км к югу от Нуадибу), главным образом во Францию (20,6% в 1971), Великобританию (18,9%), Италию (12,9%), Бельгию (14,6%), ФРГ (12,8%), Японию (11,7%). С 1971 разрабатывают медно-рудное месторождение близ города Акжужт смешанной компанией «Сомима», в которой представлен государственный сектор М. (22% всех акций), южно-африканский капитал (44,6%), французский (18,4%) и др. В 1972 произведено 14,9 тыс. т медного концентрата. Из отраслей пищевой промышленности наибольшее развитие получила современная рыбная промышленность, центр её - город Нуадибу, где сооружен рыболовный порт (ведутся работы по его расширению) и действуют рыбоперерабатывающий заводы, в том числе рыбохолодильный завод мощностью 20 тысяч т рыбы в год. Промысловый лов рыбы в открытом океане быстро растет и достиг 63 тысяч т в 1971. Строятся (1973) заводы: сахаро-рафинадный, мукомольный, а также цементный.

Транспорт. В 1963 введена в эксплуатацию железная дорога (рудовозная) Зуэрат - Нуадибу (652 км ). Протяжённость используемых круглогодично автодорог и троп около 3,2 тысячи км . В 1972 построена первая автодорога с твёрдым покрытием Росо - Нуакшот - Акжужт (свыше 560 км ). Парк автомобилей 11,8 тысячи (1971). Основной морской порт - Нуадибу, на долю которого вместе с портом Консадо приходится почти весь морской грузооборот (свыше 9 млн. т в 1973). Ведутся (1973) изыскательские работы для строительства глубоководного порта в Нуакшоте. Аэропорты международного значения в Нуакшоте и Нуадибу.

Внешняя торговля. Во внешнеторговом обороте (43,5 млрд. африканских франков в 1971) экспорт (26,1 млрд. африканских франков) значительно превышает импорт (около 17,4 млрд.). Вывозятся главным образом: железная руда (свыше 3 / 4 всей стоимости экспорта), рыбная продукция, медный концентрат, гуммиарабик. Ввозятся: чай, сахар и другое продовольствие, ткани, промышленное оборудование, нефтепродукты, цемент. Главные торговые партнёры: Франция (свыше 25% всего внешнеторгового оборота М. в 1971), Великобритания, США, Бельгия. Денежная единица - угия (с 1973), равная 5 африканским франкам и 10 французским сантимам.

Г. Н. Уткин.

Вооружённые силы (около 2,5 тысяч человек в 1971), состоят из сухопутных войск (около 1,4 тысячи), ВВС (около 100 человек), ВМС (около 50 человек) и жандармерии (около 1 тысячи человек). Верховный главнокомандующий - президент. Общее руководство армией осуществляют министр обороны и Генеральный штаб. Армия комплектуется путём набора добровольцев. Призывной возраст 18 лет, срок действительной военной службы 2 года.

А. С. Хромов.

Просвещение. До прихода французских колонизаторов на территории М. существовало много религиозных учебных заведений различных уровней образования. В колониальный период их число сильно уменьшилось. Свыше 95% взрослого населения неграмотно. Система образования строится по французскому образцу. Начальная школа, куда принимаются дети в возрасте от 6 лет, - 6-летняя, включает три 2-годичных цикла: подготовительный, элементарный и средний. Средняя школа - 7-летняя, состоит из 2 ступеней (4 + 3 года обучения). Дети кочевников в основном учатся в коранических школах. Начальным обучением охвачено около 12% детей соответствующего возраста (в 1971 учебном году 28 тысяч учащихся, из которых около 28% составляют девочки). Среднее образование в 1971 учебном году получало 3,4 тысячи учащихся. Высшее религиозное образование даёт Национальный институт исламоведения в Бутилимите (основан в 1961; 270 студентов в 1970), других высших учебных заведений нет; около 150 студентов из М. обучаются в вузах Франции, Сенегала и др. стран. В Нуакшоте находятся Центральная публичная библиотека, Национальная административная и историческая библиотека; имеется несколько небольших библиотек арабской религиозной литературы в Бутилимите, Шингетти, Каэди и др.

В. П. Борисенков.

Печать, радиовещание. В 1972 издавались: «Пёпль»(«Le Peuple»), еженедельная газета на французском и арабском языках, тираж 1,5 тысячи экземпляров, орган ПМН; «Нуакшот-энформасьон» («Nouakchott-information»), на французском и арабском языках, правительственный информационный бюллетень; «Журналь офисьель» («Journal officiel»), сборник законодательных основ и постановлений правительства, на французском языке; «Марьему» («Mariemou»), с 1968, на арабском и французском языках, иллюстрированный журнал, выходит 1 раз в 3 месяца. Национальное радиовещание М. (правительственная служба) ведёт передачи на арабском, французском языках и на языках народностей волоф, сараколе, тукулер.

Архитектура, прикладное и изобразительное искусство. Памятники искусства, восходящие к неолиту, относятся к культуре древних негроидных народов и берберов (наскальные росписи, каменные гробницы - «шуши»). В средние века на территории М. развивалась арабо-берберская культура. С 11-12 веков в городах строят из сырцового кирпича прямоугольные в плане жилые дома с плоскими крышами и внутренним двором и мечети с квадратными в плане минаретами. На западе здания украшают узорной каменной кладкой (Тишит); на востоке фасады штукатурят, а дверные проёмы обрамляют красно-белым криволинейным орнаментом (Валата). В 20 веке Нуакшот, Нуадибу (Порт-Этьенн) застраиваются современными зданиями; многие города сохраняют средневековый облик. Для народного искусства М. типичны изделия из металла, кожи, глины и др.

Лит.: Новейшая история Африки, 2 изд., М., 1968; Gamier Ch., Ermout Ph., Désert fertile. Un nouvel état: la Mauritanie. P., 1960; Уткин Г. Н., Мавритания (текст к карте 1:2500000), М., 1968; Gerteiny A. G., Mauritania, 2 ed., N. Y. - , 1968; Pujos J., Croissance économique et impulsion extérieure. Etude sur l’économie mauritanienne, P., 1964; Jacques-Meunié D., Cités anciennes de Mauritanie, P., 1961.