История развития креста,формы православного креста. История развития формы креста «Константинов крест» - древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России

Любой религиозной традиции присущ свой набор духовных символов. Они могут как играть роль брендовых логотипов, так и нести глубокий сакрально-мистериальный смысл. Не является исключением из этого правила и христианство. При всем своем недоверии (в ортодоксальном течении) к различного рода символике и эзотерике, оно выработало свои, порой витиеватые и многогранные символы. Один из таких знаков, а именно так называемый крест царя Константина, и будет рассмотрен в данной статье.

Строго говоря, данный знак — не крест. Правильно его будет назвать монограммой — символом, образованным из нескольких букв, отображающим образ конкретного персонажа религиозной доктрины — Иисуса Христа. По христианскому преданию, Константинов крест сыграл чрезвычайно важную роль в истории церкви. По силе и значимости он уступает только обычному кресту.

Почему он так важен для христиан? Ответ на этот вопрос дает следующая легенда: на заре христианской эры, в начале четвертого века, в Римской империи возник конфликт между двумя представителями власти — Максентием и Константином. Результатом раздора было сражение, известное как битва у Мульвийского моста (312 год). Накануне сражения императору Константину явился в небе специфический символ, сопровождаемый надписью «Под этим знаком победишь». Вдохновленный чудесным явлением, Константин велел воспроизвести этот знак на воинских щитах, а также поместить его на лабарум — военное императорское знамя.

Действительно, одержав блестящую победу в битве, Константин сделал этот знак основой для личной печати и символом своего государства. Сам он при этом внутренне стал адептом христианской веры. И хотя еще долгое время оставался некрещеным, утвердив свою власть, он навсегда прекратил гонения и преследования христиан в Римской империи. Этот Константинов крест и есть нынешней христограммой, употребляемой в церквях. Другое ее название — хризма.

Отражает эта легенда историческую действительность или нет, но она дает понять, отчего христиане так дорожат и так ценят этот знак. Он перевернул ход истории, обратив императора — верховного языческого жреца — на сторону христиан, в результате чего небольшая секта последователей Иисуса стала самим многочисленным религиозным течением на планете.

Первые упоминания христограммы

Первый известный на сегодняшний день источник сведений, в котором упоминается крест Константина Великого — это труды церковного историка Лактанция (320 год). Он воспроизводит вышеприведенную версию событий с тем дополнением, что явлению сопутствовал голос, который по-гречески повторил латинскую надпись.

Другой церковный историк, а к тому же и личный биограф Константина — Евсевий, епископ Неокесарийский, в разное время сообщал о двух вариантах происхождения христограммы. Согласно раннему, она явилась будущему императору задолго до 312 года, когда он был в Галлии. Однако позже он отказывается от этой версии, подчиняя свое описание общепринятому мнению. Вместе с тем он, ссылаясь на личное устное сообщение самого императора, уточняет, что явившийся символ затмил собой солнце и вместе с Константином это зрелище наблюдало все войско, состоящее из сорока тысяч человек.

Третий источник как раз и представляет свидетельство одного из тех солдат, который принимал участие в сражении у Мульвийского моста и собственными глазами созерцал на небе Константинов крест. Имя его — Артемий, и его рассказ направлен на обличение императора Юлиана Отступника, который, как известно, отрекся от христианства, решив реанимировать языческие институты в Римской империи. Им Артемий и был казнен.

Происхождение христограммы

Исторические исследования говорят о том, что хризма имеет дохристианское происхождение и, скорее всего, была заимствована и адаптирована церковными деятелями по двум причинам:

    Поскольку христиане долгое время были вне закона, они вынуждены были конспирироваться и использовать распространенные языческие символы, наполняя их своим собственным содержанием. Таким же образом в среде христиан были популярны изображения Орфея, Гелиоса и других богов. А непосредственно Константинов крест — это, вероятнее всего, адаптированный солярный символ древних халдеев.

    Греческое слово «хрестос», означающее «благоприятный», также могло графически изображаться двумя первыми буквами. В силу этого символ легко христианизировался в кругах последователей Иисуса, которые придали ему значение «Христос».

Так или иначе, в еще доконстантиновские времена известно несколько видов христианских монограмм и их языческих прообразов.

Распространение хризмы

До того как христограмма стала известна как крест святого Константина, она использовалась преимущественно в местах собрания христиан. Самые древние образцы ее обнаружены в катакомбах — подземных кладбищах, которые члены церкви использовали в качестве мест собраний и проведения служений. Аналогичные символы донесли до нас погребальные памятники и саркофаги христиан.

После легализации этот символ стал употребляться в качестве религиозного знака в новопостроенных храмах. С другой стороны, он служил элементом художественного оформления и декора — им украшались чаши, лампы, шкатулки и прочая церковная утварь. В светских кругах, как уже было сказано, христограмма была государственной печатью самого Константина и ряда его преемников, а также официальным военным символом лабарума, сменив на этом месте традиционного римского орла.

Монограмма ιχ

Помимо всего прочего, христограмма, визуально похожая на русскую букву «Ж», использовалась в христианских церквях уже в III веке, то есть задолго до восшествия Константина на престол. В ней не было буквы ρ (ро) — вместо нее стояла ι (иота), означающая «Иисус». Возможно даже, что эта буква позднее приобрела символический вид пастушеского (т.е. епископского у христиан) жезла — посоха с закрученным концом. Он-то и стал ассоциироваться позднее с буквой ρ.

Монограмма χρ

Данный вариант этого символа основной и, если можно так выразиться, канонический в христианской церкви. Именно он носит название «крест Константина». Фото его представлено ниже.

О смысле хризмы

Различные мистические группы, как в среде ортодоксальной церкви, так и среди других течений, придавали важное значение внутреннему смыслу греческих букв. Даже Новый Завет содержит недвусмысленные отсылки к гематрии — методу поиска тайного смысла через вычисление числовых соответствий букв слов и имен. Таким же образом можно проанализировать крест Константина.

Значение в нем придается двум первым буквам из слова «Христос». Сумма их числовых значений составляет ровно 700, что обыгрывалось особым образом в сложной гностической теологии. Поэтому в древней, но малоизвестной сегодня традиции число 700 выступает в качестве синонима Христа. А если, например, рассматривать буквы христограммы по отдельности, то получим следующее: χ (хи) — означает макрокосмос, целокупное мироздание. Числовое значение — 100. А ι (иота), напротив, обозначает микрокосмос. Ее значение — 10. Таким образом, получается наглядный символ единства микрокосма и макрокосма — взаимосвязи части и целого, великого в малом. В случае с более поздней версией хризмы, где ι заменена на ρ, символ означает божественное созидание (благодаря семантике буквы ρ). Она несет в себе значение творческой силы, миропорядка, женской порождающей энергии.

Сопутствующие символы

Очень часто вместе с хризмой употребляются еще две буквы греческого алфавита — α (альфа) и ω (омега), которые являются первой и последней буквами греческого алфавита и обозначают начало и конец мира, а также всю его онтологическую сущность, заключенную в промежуточных буквах. Начало этой символике в христианстве дала Библия, а точнее книга Откровения Иоанна Богослова, где слова «Я есть Альфа и Омега» вкладываются в уста Иисуса Христа.

Хризма (также называемая хрисмон) представляет собой одну из основных сакральных эмблем раннего христианства, которая, по мнению некоторых исследователей, в своем символизме восходит к языческой эпохе. Графически крест хризма представляет собой монограмму имени Христа, если конкретнее – его греческого варианта – ΧΡΙΣΤΌΣ. То есть речь идет об объединении букв Х («хи») и Р («ро»), которые «накладываются» друг на друга. Христианские теологи называют это не «наложением», а «перекрещиванием», отсюда оборот «крест хризма».

Наиболее древние изображения хризмы относятся к периоду до нашей эры, в частности обнаружено несколько монет с хризмой эпохи Птолемея III (правил Египтом в середине III века до нашей эры). Однако первые официальные упоминания креста хризмы соответствуют первым векам нашей. Наиболее известное изображение хризмы – лабарум, это знамя Римской империи, на котором над штандартом располагается традиционная хризма. Надпись на полотнище под хризмой гласит «Этим побеждай» («hoc vinces» на латыни).

Лабарум с навершием в виде креста хризмы был введен Константином Великим. Точных сведений, почему Константин выбрал именно этот символ, не сохранилось, однако популярная христианская легенда утверждает, что хризму император увидел в небе перед легендарной битвой у Мальвийского моста (312 год). Эта битва принесла Константину единоличную и неоспоримую власть над Римом. Исторически первое упоминание о лабаруме Константина (и, соответственно, о кресте хризме) встречается у африканского ритора Лактанция под 320 годом.

Символ хризмы получил широкое распространение в христианской культуре. Он встречается на денежных знаках (монеты императора Магнеция), на барельефах погребальных саркофагов (Рим, III-V века), на могильных камнях (изображение креста хризмы можно встретить на Смоленском кладбище в Питере), а также на индивидуальных религиозных эмблемах (на флаге Японской православной церкви). При этом изначально крест хризма выглядел именно так – совмещенные буквы Х и Р, без каких-либо дополнительных элементов. Однако более новые изображения также содержат греческие буквы «α» и «ω», что является очевидной отсылкой к Апокалипсису (Откровение от Иоанна 22:13 «Я есть Альфа и Омега, начало и конец»).

Некоторые теологи связывают возникновение хризмы с другим фрагментом Апокалипсиса, где упоминается некая «печать бога живаго» (Откровение от Иоанна 7:2, вероятно – указание на Иисуса Христа). Тем не менее, невозможно точно определить, когда именно на хризме появились буквы «альфа» и «омега», однако известно, что оригинальный символ не имел добавочных графических элементов. Кроме того, не вызывает сомнений тот факт, что крест хризма – сугубо христианская эзотерическая эмблема, так как изображения хризмы активно использовались ранними христианами на юге Европы и до этого периода данный символ вообще не встречается.

Существует множество версий о происхождении хризмы. Выдвигаются гипотезы, согласно которым крест Константина возник из символизма Орфических и Гилиосских мистерий, либо в результате синтеза ранних христианских культов с обрядовым символизмом верований халдеев. Но есть и более прозаичные предположения, согласно которых монограмма букв «хи» и «ро» восходит к греческому слову «хрестос», что значит «благоприятный». Общепринятой версии не существует и вряд ли когда-нибудь удастся пролить свет на реальное происхождение этого знака.

Энциклопедия символов Рошаль Виктория Михайловна

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

**АРКА КОНСТАНТИНА **Арка Константина (52), которая возвышается рядом с Колизеем, представляет собой самую большую античную триумфальную арку, сохранившуюся до наших дней. Ее построили по распоряжению римского Сената в 312-315 годах, чтобы увековечить победу Константина I над

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

УЛИЦА КОНСТАНТИНА ЗАСЛОНОВА С 1821 года этот проезд именовался Глазовской улицей, по Глазову питейному дому, который, в свою очередь, назывался по фамилии домовладельца поручика Ивана Глазова.15 декабря 1952 года Глазовская улица стала называться улицей Константина

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Андреевский крест (косой крест) Андреевский крест (косой крест)Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался.

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Тау-крест (крест святого Антония) Тау-крест Крест святого АнтонияТау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Роза и крест Пьеса (1912)Действие происходит в XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойев, против которых папа организует крестовый поход. Войско, призванное помочь сюзеренам, движется с севера.Пьеса начинается со сцены во дворе замка, где

Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Знак «терпение» (Монах с мешком пишет знак «терпение») - Китайская классическая драма Эпоха Юань (ХIII-XIVвв.) Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно от­правил провинившегося на землю,

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

29. ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ И ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.Применение знака соответствия

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Улица Константина Заслонова С 1821 года этот проезд именовался Глазовской улицей, по Глазову питейному дому, который, в свою очередь, назывался по фамилии домовладельца поручика Ивана Глазова.15 декабря 1952 года Глазовская улица стала называться улицей Константина

Из книги Книга практической мудрости, или Как перехитрить Закон Подлости автора Душенко Константин Васильевич

Арка Константина Во-первых, историки архитектуры и археологи до сих пор не пришли к единому мнению, когда она построена. На первый взгляд это странный вопрос: на фризе с северной и южной стороны написано: votis x и sic x, что означает примерно «В честь десятилетней годовщины».

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

СОВЕТЫ И ПРАВИЛА КОНСТАНТИНА МЕЛИХАНА, ДЖЕНТЛЬМЕНА Бородой нельзя закрыть лысину, но можно отвлечь от нее внимание.* * *Джентльмен должен знать, что нравится его даме, чтобы не оказаться с ней там, где это можно купить.* * *Джентльмен никогда не бросит даму, а сделает так,

(17 голосов : 4.3 из 5 )

Крест Т-образный "антониевский"

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т" в европейских языках. "Греческая буква Т, – писал граф А. С. Уваров, – одна из форм креста, употребляемая для распятий" (Христианская символика, М., 1908, стр. 76)

"Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, – сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. – Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (…) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке" (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344)

О том же рассуждает и святитель : "Изображение Греческое, "Тав" называемое, которым Ангел Господень сделал "знак на челах" () Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк. (…)

Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову таким образом, тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно, там видел Иезекиль прообразование четвероконечного креста" (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458).

Таким образом, "и эта монограмма, согласно толкованию святого Иустина, служила знамением Креста Христова (…), получила такое обширное значение в символике только после первой монограммы. (…) В Риме (…) стала общеупотребительною не прежде 355 года, а в Галлии — не прежде V века" (Гр. Уваров, стр. 77).

Крест монограммный "солнцеобразный"

Уже на монетах IV века встречается монограмма "I "исуса "ХР"иста "солнцеобразная", "ибо Господь Бог, — как учит Священное Писание, — есть солнце" ().

Самая известная, "константиновская", "монограмма подвергалась некоторым изменениям: прибавлена была еще черта или буква "I ", пересекающая монограмму поперек" (Архим. Гавриил, стр. 344).

Этот "солнцеобразный" крест символизирует исполнение пророчества о всепросвещающей и всепобеждающей силе Креста Христова: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцелением лучах Его, — возвещал Духом Святым пророк Малахия, — и будете попирать нечестивых; ибо они будут прахом под стопами ног ваших" (4:2-3).

Крест монограммный "трезубец"

Когда Спаситель проходил близ моря Галилейского, Он увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, будущих Своих учеников. "И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (). А позднее, сидя у моря, Он поучал народ Своими притчами: "подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода" (). "Признав в снарядах для рыболовства символическое значение Царствия Небесного, — говорится в "Христианской символике", — мы можем предположить, что все формулы, относящиеся к тому же понятию, иконно выражались этими общими символами. К таким же снарядам надо отнести трезубец, которым ловили рыбу, как теперь ловят баграми" (Гр. Уваров, 147).

Таким образом, трезубчатая монограмма Христа издавна означает причастность к Таинству крещения, как уловление в сети Божьего Царства. Например, на древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения и заканчивающаяся монограммой-трезубцем (Гр. Уваров, стр. 99).

Крест монограммный "константиновский"

Из церковной археологии и истории известно, что на древних памятниках письменности и архитектуры нередко встречается и вариант совмещения букв "Хи" и "Ро" в монограмме святого Царя Константина, Богоизбранного преемника Христа-Господа на престоле Давидовом.

Только с IV века постоянно изображаемый крест стал освобождаться от монограммной оболочки, терять свою символическую окраску, приближаясь к настоящей своей форме, напоминающей то букву "I ", то букву "X ".

Эти изменения в изображении креста произошли благодаря появлению христианской государственности, основанной на его открытом почитании и прославлении.

Крест круглый "нахлебный"

По древнему обыкновению, как свидетельствуют Гораций и Марциал, христиане надрезывали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке символическим преобразованием: надрезаемый крест, разделяющий целое на части, соединяет их употребивших, исцеляет разделенность.

Такие круглые хлебы изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона разделенными на четыре части крестом, а на надгробии из пещеры святой Лукины разделенными на шесть частей монограммой III века.

В прямой связи с Таинством причащения на потирах, фелонях и других вещах изображали хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.

Сам же круг до Рождества Христова изображался как неолицетворенная еще идея бессмертия и вечности. Ныне же верою уразумеваем, что Сам "Сын Божий есть бесконечный круг, — по слову святого , — в коем все силы сходятся".

Крест катакомбный, или "знамение победы"

"В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо другой формы, — отмечает архимандрит Гавриил. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного" (Руков., стр. 345).

О том, как все это произошло, обстоятельно повествует знаменитый историк Евсевий Памфал в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина".

"Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил Царь, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью "Сим побеждай!" Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо (гл. 28).

Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями со слов очевидцев.

Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил:

"Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их" (гл. 29).

"Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки" (гл. 39).

Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Императоре знамением победы — торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.

Например, согласно новеллам святого Императора Юстиниана, подобные кресты должны были ставиться на договорах и означали подпись, "достойную всякого доверия" (кн. 73, гл. 8). Изображением креста скреплялись также и деяния (решения) Соборов. В одном из императорских постановлений говорится: "повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть".

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

Крест на Руси "патриарший", или на Западе "лоренский"

Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого "патриаршего креста", подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни.

Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием "лоренского".

Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века.

Крест четырехконечный, или латинский "immissa"

В учебнике "Храм Божий и церковные службы" сообщается, что "сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия" (СП, 1912, стр. 46).

На Западе наиболее употребительным ныне является крест "иммисса", который раскольники — поклонники мнимой старины — пренебрежительно называют (почему-то по-польски) "крыж латински" или "рымски", что значит — Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.

"И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, — обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. — И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его" (Розыск, кн. 2, гл. 24).

Принятый Вселенской Церковью в употребление "Канон Честному Кресту" — творение святого — воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: "Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие" (песн. 1), "Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту" (песн. 4).

Начиная с III -го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Крест "папский"

Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII -XV веках и поэтому получила название "папского креста".

На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: "Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу" (Розыск, кн. 2, гл. 24).

Крест шестиконечный "Русский православный"

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия" . Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

Одному разбойнику, низводимому во ад "тяготою хуления" , произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: "днесь со Мною будеши в раю" (), крест возносит в Царство Небесное.

Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.

Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в "Российском гербовнике" (стр. 193), изображается "серебряный Русский крест".

Восьмиконечие – наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют , святой , святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (…) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", – обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала "распяли Его" (), а потом только "Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте" (). Именно сначала по жребию поделили "одежды Его" воины, "распявшие же Его" (), а уж только потом "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" ().

Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же "крестом Его" (, , , ), то есть так же, как и с табличкой и подножием после распятия (). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием — из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского — из Русского; или московской школы: "Распятие" работы Дионисия — из Третьяковки, датированное 1500 годом.

Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного .

В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста?

Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря "золотому подножию, к престолу приделанному" (Пар. 9:18), который, как и поныне у нас — христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: "и помажь им, — сказал Господь, — жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (…) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" ().

Таким образом, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий "грехи наши Сам вознес телом Своим на древо" ("принеся в жертву Себя Самого" () и, таким образом, "сделавшись Первосвященником навек" (), утвердил в Своем лице "священство непреходящее" ().

Так и утверждается в "Православном исповедании Восточных Патриархов": "На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого" (М., 1900, стр. 38).

Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания, — поясняет св. Дмитрий Ростовский.

"Давид говорит: "превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно" (). А Исаия от лица Христова говорит: (), — поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: "небо престол Мой, а земля — подножие ног Моих" (): этому подножию — земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: "сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пис. 109:1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?" (Розыск, кн. 2, гл. 24).

На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: "и когда Я вознесен буду от земли" () — "от подножия ног Моих" (), то "прославлю подножие ног Моих" () — "подножие жертвенника" () новозаветного — Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, "врагов Твоих в подножие ног Твоих" (), и поэтому "поклоняйтесь подножию Его; свято Оно!" (), "подножию, к престолу приделанному" ().

Крест "терновый венец"

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе "Прославление Креста" XII -го века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте -тельнике XIV века; на покровце "Голгофа" — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д.

Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе" (). А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.

Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что "воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову" , "и ранами Его мы исцелились" (). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: "венец правды" (), "венец славы" (), "венец жизни" ( и ).

Крест "виселицеобразный"

Эта форма креста очень широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений, и в частности, как видим, архиерейских омофоров на иконах "трех вселенских учителей".

"Если кто тебе скажет, ты Распятому поклоняешься? Ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: поклоняюся и не перестану поклоняться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется", — учит нас сам украшаемый на образах сим крестом вселенский учитель святой Иоанн Златоуст (Беседа 54, на Мф.).

Крест любой формы имеет неземную красоту и животворящую силу, и каждый, кто познает эту Божию премудрость, восклицает с Апостолом: (…) желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа" ()!

Крест "виноградная лоза"

"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь" (). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.

"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (). "Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, — писал граф А. С. Уваров в своем труде "Христианская символика"; главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения" (стр. 172 — 173).

Крест "лепестковый"

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного — "крест всякой формы есть истинный крест". Очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве "лепестковый" крест, который, к примеру, видим на омофоре святителя мозаики XI века собора Святой Софии Киевской.

"Разнообразием чувственных знаков мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом", — поясняет знаменитый учитель Церкви святой . От видимого к невидимому, от временного к вечности — таков путь человека, Церковью ведомого к Богу через постижение благодатных символов. История их многообразия неотделима от истории спасения человечества.

Крест "Греческий", или древнерусский "корсунчик"

Традиционна для Византии и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого "Греческого креста". Этот же крест считается, как известно, и древнейшим "Русским крестом", так как, согласно церковному Преданию святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного.

Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную.

Крест "накупольный" с полумесяцем

Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как "накупольники" расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.

Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.

Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.

"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, — говорится в Откровении Иоанна Богослова, — под ногами ее луна" (;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц — это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц — это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Крест "трилистниковый"

В России эта форма креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных крестов. Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах. "Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце", как сообщается в "Российском гербовнике", изображался на гербе Тифлисской губернии.

Золотой "трилистник" (рис. 28_1) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т.д.

Крест "мальтийский", или "георгиевский"

Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда "верою поклонился, — как говорит Апостол Павел, — на верх жезла своего" (), "жезла, — разъясняет святой , — служившего изображением креста" (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, "ибо крестом мы, — пишет святой , — путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу" (гл. 80).

Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича — покровителя мальтийцев. Так появилось наименование — "мальтийский крест".

Согласно Российской геральдике, золотые "мальтийские" кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру: Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель Волынской,

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие. Павловск С.-Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний,

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие.

Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, "георгиевскими кавалерами".

Крест "Просфорный – Константиновский"

Впервые эти слова по-гречески "IC.XP.NIKA", что означает — "Иисус Христос — Победитель", были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.

"Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его" (), — говорит Спаситель, Победитель ада и смерти.

По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: "IС.ХС.НИКА". Эта "просфорная" печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

Крест старопечатный "плетеный"

"Это плетенье получено от древнехристианского искусства, — авторитетно сообщает профессор В. Н. Щепкин, — где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетение в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях" (Учебник Русской Палеографии, М., 1920, стр. 51).

Наиболее часто изображения "плетеных" крестов встречаются как украшения Болгарских и Русских старопечатных книг.

Крест "криновидный"

Белые полевые лилии называются по-славянски "крины сельные". В книге "Русское медное литье" можем видеть нательный "крестик с криновидными концами из Серенска ХI-ХII веков. Такие крестики известны в византийских древностях ХI-ХII веков, а в XIV -XV веках были широко распространены на Руси" (М., 1993, стр. 159).

Вообще же символическое изображение креста, состоящего из цветков лилии, напоминает: "Я, — говорит Господь, — лилия долин" (;1), преобраздующих небесного Жениха.

"Ради меня, находящегося долу. Он сходит в долину, — пишет о Христе, — и, пришедши в долину, делается лилией. Вместо древа жизни, которое насаждено было в раю Божием, Он сделался цветком целого поля, то есть целого мира и всея земли".

"Выслушайте Меня, Благочестивые дети, — призывает всех Слово Божие, — цветите, как лилия" (), то есть, иными словами, мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым благоуханием Всесовершенному.

Крест четвероконечный "каплевидный"

Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили кресту Его силу.

Греческое Евангелие II века из Государственной Публичной Библиотеки открывается листом с изображением красивого "каплевидного" четвероконечного креста (Византийская миниатюра, М., 1977, табл. 30).

А также, для примера, напомним, что среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия, как известно, часто встречаются "каплевидные" энколпионы (по-греч. — "на груди").

Вначале Христовы "капли крови, падающие на землю" () стали уроком борьбы с грехом даже "до крови" (); когда же на кресте из Него "истекла кровь и вода" (), тогда примером научены были сражаться со злом даже до смерти.

"Ему (Спасителю), возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею" (), спасшему нас "Кровию креста Своего" (), — Слава вовек!

Крест "распятие"

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии — как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ Христа можно видеть на ранних бронзовых и серебряных крестах византийского и сирийского происхождения VII -IX веков.

Святой VI века написал апологетическое (по-греч. – "защита") сочинение "Против акефалов" — еретической секты, отрицающей соединенность во Христе двух естеств. К этому сочинению он приложил изображение распятия Спасителя как довод против монофизитства. Он заклинает переписчиков своего произведения вместе с текстом передавать неприкосновенно и приложенное к нему изображение, как, впрочем, можем и видеть на рукописи Венской Библиотеки.

Другое, еще более древнее из сохранившихся изображений распятия находится на миниатюре Евангелия Раввулы из монастыря Загба. Этот манускрипт 586 года принадлежит Флорентийской Библиотеке святого Лаврентия.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа (рис. 34_1).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — "истинно Сущий", потому что "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий" (), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Из православного догмата Креста (или Искупления), несомненно, вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими "все концы земли" ().

Поэтому в традиции Православия — изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник — Крест. Об этом говорил и пророк Иеремия от лица христоненавистников: "вложим древо в хлеб Его" (11:19), то есть — древо крестное наложим телу Христову, хлебом небесным называемому (Свт. Димитрий Рост., цит. соч.).

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста — Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления — Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают папежники, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь "самоспасения".

Крест схимнический, или "Голгофа"

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — "лобное место"), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." — место лобное распят бысть, "Г.Г." — гора Голгофа, "Г.А." — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Буквы "К" и "Т" означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи: "IC" "ХС" — имя Иисуса Христа; а под ней: "НИКА" — Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖIЙ" — Сын Божий иногда — но чаще нет "I .Н.Ц.И" — Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: "ЦРЪ" "СЛВЫ" — Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

Крест "Голгофа" также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов изображенных на четырех стенах здания.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

"Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва", — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Крест "гамматический", на Западе "crux gammata"

"Боже воинств небесных и земных, — восклицает святитель , — Твоею помощью победивший врагов Пророк не без Твоего мановения поставил памятник победы и нарек его "камнем помощи" (). Вот памятник, без сомнения, благословенный и священный, потому что им благословляется и святится имя Господа Помощника. "Благослови, — просит святитель Господа, — памятник не только мужества и побед Христолюбивых Русских воинов, но и Твоей помощи, которою они победоносны и непобедимы" (Слова и речи, М., 1877 г., т. 3, стр. 130; Слова и речи, М., 1885 г., т. 5, стр. 14).

Но разве славят Христа-Искупителя памятники, попирающие ногами Его святой Крест? Разве достойны благословения Божиего ваятели, заставившие Русских воителей — Алешу Освободителя, Маршала Жукова и других — топтать Крест Его? Согласно 73-му правилу Пято-Шестого Вселенского Собора, все, кто изображает крест там, где он может быть попираем ногами, предаются проклятию и отлучаются от Церкви:

"Поелику животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонения ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемое некоторыми на земле, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучати".

Всем, и особенно христианам, полезно для души знать и никогда не забывать, что Вселенская Церковь Христова употребляет гамматическую форму креста уже две тысячи лет и что "крест всякой формы", — как учит святой , — есть истинный Крест"!

От известных церковных и светских специалистов по истории и археологии можно узнать, что среди разных форм креста "также была в употреблении форма креста гамматического, состоящего из (греческой буквы) гаммы", — как сообщает архимандрит Гавриил в книге "Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий", издания 1886 года в Твери. А из книги "Христианская Символика" графа А. С. Уварова можно узнать, что гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV веке. В альбоме же "Византийская миниатюра" можно прочитать о том, что в IX веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандрда (М., 1977, стр. 13, таб. 4).

В альбоме В. Н. Лазарева можно увидеть орнамент из гамматических крестов, которыми украшены: и своды монастыря Хосиос Лукас в XI веке, и апсида собора Святой Софии Киевской в ХI-м веке, и стены храма святого Георгия в Курбиново в XII веке,

и западная стена Стамбульского Кахрие джами начала XIV века (Таблицы, М., 1986, рис. 156, 170, 350, 469),

а также архиерейские облачения Византийского периода и многие фрески на Балканах.

В книге "Матенадаран" изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов, где рядом поясняется, что: "иллюстрации Эчмиадзинского Евангелия отражают преобразовательную связь двух Заветов, утверждая важнейшие догматы христианства".

Ветхозаветный жертвенник, являясь преобразованием новозаветного жертвенника — Креста Христова, имел с четырех концов установленные роги, которые помазывались жертвенной агнчей кровью, являвшейся прообразом крови Христа, грядущего пролить ее на Кресте. Не только глубокую связь двух Заветов, но и их существенную разницу отмечал Апостол: "всякий (ветхозаветный) священник ежегодно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же (Христос), принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, — писал Павел, — ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" ().

Один Византийский император, желая точнее выразить свою антихристианскую политику, говорил прямо: я веду борьбу против Креста! И ныне слуги антихристовы — крестоненавистники и крестоборцы опять замахиваются на святой Крест.

Крест карточный "трилистник", копие, губка и гвоздь

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя — "молчанием предается Бог"!

Так называемые "игральные карты", имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесо-общения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами — врагами Бога. Все четыре картежные "масти" подразумевают не что иное, как крест Христов вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть все то, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя.

И по невежеству многие люди, перекидываясь "в дурака", позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста "трилистника", то есть креста Христова, коему поклоняется полмира, и, швыряя ее небрежно со словами (прости, Господи!) "трефа", что в переводе с идиш означает "скверный" или "нечисть"! Да мало того, эти смельчаки, заигравшиеся в самоубийство, по существу, верят в то, что крест этот "бьется" какой-нибудь паршивой "козырной шестеркой", вовсе не ведая, что "козырь" и "кошер" пишется, например по-латыни, одинаково.

Давно пора было бы прояснить подлинные правила всех картежных игр, при которых "в дураках" остаются все играющие: они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски называемые талмудистами "кошерными" (то есть "чистыми"), якобы имеют силу над Животворящим Крестом!

Если знать о том, что игральные карты невозможно использовать в других целях, кроме сквернения христианских святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль карт и в "гаданиях" — этих гадких исканиях бесовских откровений. Надо ли в связи с этим доказывать, что всякий прикасавшийся к колоде карт и не принесший искреннего покаяния на исповеди в грехах богохульства и кощунства имеет гарантированную прописку в аду?

Итак, если "трефы" — это хула беснующихся картежников на специально для этого изображаемые кресты, называемые еще ими "крести", то что же тогда означают — "вини", "черви" и "бубны"? Не станем утруждать себя переводом и этих ругательств на русский язык, так как у нас не учебник идиша; уж лучше откроем Новый Завет для пролития на бесово племя невыносимого для них Света Божиего.

Картежная масть "черви" хулит евангельскую губку на трости. Как предупреждал о Своем отравлении Христос, устами царепророка Давида, что воины "дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом" ), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (), "поверил, потому что увидел" (); и Апостол Петр, обращаясь к соплеменникам, свидетельствовал: "мужи Израильские! — говорил он, — Иисуса Назорея (…) вы взяли и, пригвоздив (ко кресту) руками (римлян) беззаконных, убили; но Бог воскресил Его" ().

Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия и, по завзятости, по нераскаянности, навсегда отправился в преисподню; а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, никакого другого объединяющего и вдохновляющего нас знамени, кроме единственно спасительного знамения непобедимого Креста Господня!

Лабарум Константина Великого

Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. ). Согласно этому автору, образ лабарума явился Константину во сне накануне битвы у Мильвийского моста (). Одновременно он услышал голос, произносящий слова: греч. ἐν τούτῳ νίκα - лат. "In hoc signo vinces" , т.е. "с этим знаком победишь". По настоянию Константина, его солдаты поместили изображение лабарума на своих щитах и на следующий день одержали громкую победу, которая доставила их предводителю императорский трон.

Лабарум до и после Константина

Ни одного экземпляра лабарума не сохранилось до нашего времени, но судя по изображениям его на разных памятниках, форма знамени в подробностях была разнообразна. Ближайшие преемники Константина сохранили лабарум; язычник Юлиан снял с него монограмму Христа, позже опять восстановленную. По словам историка Сократа, первоначальный labarum, как реликвия, хранился, в его время (около 430 г.) в константинопольском дворце, а если верить Феофану , его видели там еще в IX веке. Носившие лабарум назывались драконариями или векзилиферами.

В средневековом западном христианстве лабарум не имел большого хождения до эпохи Возрождения , когда им заинтересовались художники и исследователи античности. Языковедам не удалось достоверно установить этимологию слова, однако ряд позднейших исследователей разглядел в буквах Р и Х, заключенных в круг, древний языческий символ Солнца. По этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа, хотя этот знак встречается и в христианских гробницах 3 в. н.э., то есть задолго до правления Константина.

В двадцатом веке шведский геолог Йенс Ормо выступил с предположением, что увиденный Константином в небе крест был атмосферным явлением, вызванным столкновением Земли с метеоритом, который оставил по себе кратер в Сиренте, Абруццо . Эта гипотеза не нашла поддержки в научной среде. В последние годы в Интернете появились спекуляции , что название операционной системы Windows XP представляет собой скрытую отсылку к лабаруму.

Литература

  • Негин А.Е. Христианская символика в римской армии IV века // Проблемы антиковедения и медиевистики. Вып. 2.: К 30-летию кафедры истории Древнего мира и Средних веков Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород, 2006. С. 144-152.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Константинов крест" в других словарях:

    Константинов крест - Крест с восемью одинаковыми концами, равномерно расходящимися от центра. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Константинов. Андрей Дмитриевич Константинов Андрей Дмитриевич Баконин … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Константинов. Анатолий Устинович Константинов Дата рождения 12 июня 1923(1923 06 12) Место рожд … Википедия

    Анатолий Устинович Константинов 12 июня 1923 22 октября 2006 Место рождения … Википедия

    Пьеро делла Франческа, базилика Сан Франческо в Ареццо «Сон Константина Великого». Накануне решающей битвы императору приснился ангел с крестом лабарумом в руках, в солнечном сиянии и с надписью «Сим победиши!» Список включает перечисление… … Википедия

    Пьеро делла Франческа, базилика Сан Франческо в Ареццо «Сон Константина Великого». Накануне решающей битвы императору п … Википедия

    Крест. война против феод. крепостнич. гнета. Начавшись на Дону как восстание казаков и беглых людей, она охватила огромную терр. России и переросла в войну рус., укр. крестьян и народов Поволжья против крепостнич. гнета. Крест. война была вызвана … Советская историческая энциклопедия

    Назарбаев, Нурсултан - Президент и верховный главнокомандующий Вооруженными силами Казахстана Президент и верховный главнокомандующий Вооруженными силами Казахстана. Доктор экономических наук. Руководит страной с 1989 года, когда занял должность первого секретаря… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Один из замечательнейших расколоучителей и начальных вождей раскола. Его полное имя было Никита Константинов Добрынин. О жизни его до выступлений против никоновских новшеств ничего не известно, кроме того, что он был соборным попом в г. Суздале.… … Большая биографическая энциклопедия

    Гриценко Анатолий Павлович … Википедия

Книги

  • Полукровка Эхо проклятия Крест обретенный , Константинов А.. Она - скромная питерская учительница с непривычным нашему слуху именем Самсут. В ней причудливым образом смешались армянская, русская и украинская кровь, но она досих пор даже и не помышляла…