Ментальные карты для изучения языка. Карты воображения и грамматика английского языка Ментальный английский

всегда нравилось как в американских детективах или фильмах про црушников во время расследования обязательно висит такая карта. и ощущение, что работа-то кипит и картина наглядная перед глазами, а значит ни одна деталь не ускользнёт от внимания. (с) nyuta_summer

Информация располагается лучевым способом. От одних ключевых понятий исходят смысловые ответвления , образуя смысловые блоки. Подобным образом соединены нейроны в нашем мозге.

Интеллект-карты - очень полезный инструмент для проведения презентаций, принятия решений, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов, самоанализа, разработки сложных проектов, собственного обучения, развития .

Принципы и законы составления таких карт

В ходе процесса обучения в мозге в первую очередь откладывается следующее:
. знания, приобретенные в начале учебного процесса («эффект первичного восприятия»);
. знания, приобретенные в конце учебного процесса («эффект недавнего восприятия»);
. любая информация, соединенная посредством ассоциации со знаниями, отложенными в памяти, или иным образом привязанная к тем или другим аспектам изучаемого предмета;
. любая информация, поданная таким образом, что была сделана эмфаза, т.е. акцент, на ее в чем-то значимость или уникальность;

. любая информация, вызывающая обостренное восприятие посредством любого из пяти органов чувств;
. информация, представляющая особый интерес для обучаемого.

Исследования д-ра Хоуи имели целью оценить эффективность различных типов конспектирования. Эффективность оценивалась по тому, насколько хорошо студенты способны извлекать информацию из своих конспектов, чем демонстрировали степень понимания усвоенного материала. Испытуемых также проверяли на способность повторять пройденное по своим конспектам, с тем чтобы обеспечивались полные и осмысленные ответы в условиях, приближенных к экзаменационным, т. е. когда отсутствует всякий справочный материал.

На физиологическом уровне каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль - включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы ответвлений . Каждый стебель ветки представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Поэтому натурально таким же образом и упорядочивать вапринимаемую информацию.

Принципы рисования очень просты

1. Центральный образ, символизирующий основную идею, рисуется в центре листа.

2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.

4. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Законы содержания и оформления
. Используйте эмфазу, т.е. акцент
. Ассоциируйте.
. Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
. Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры
. Соблюдайте иерархию мыслей.
. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Перечень законов интеллект-карты

==Законы содержания и оформления

1. Используйте эмфазу
. Всегда используйте центральный образ.
. Как можно чаще используйте графические образы.
. Для центрального образа используйте три и более цветов.
. Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы.
. Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
. Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
. Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.
. Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

2. Ассоциируйте
. Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
. Используйте цвета.
. Используйте кодирование информации.


. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
. Используйте печатные буквы.
. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
. Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
. Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
. Делайте главные линий плавными и более жирными.
. Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
. Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
. Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
. Старайтесь располагать слова горизонтально.
4. Вырабатывайте собственный стиль

1. Используйте эмфазу
Умение выделять значимое, делать акцент на чем-либо, иначе говоря, пользоваться эмфазой, как мы видели до сих пор, является одним из важнейших факторов успеха в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Все соответствующие приемы могут быть применены к ассоциациям, и наоборот. Следующие законы позволят вам достигнуть наибольшего успеха в ваших занятиях с интеллект-картами.

Всегда используйте центральный образ
Графический образ автоматически помещается в фокус зрения, а значит, и вашего мозга. Он дает рождение многочисленным ассоциациям и чрезвычайно эффективен в качестве фактора, содействующего лучшему запоминанию. Кроме того, образ привлекает, причем сразу на нескольких уровнях восприятия. Он бросается в глаза, притягивает ваше внимание.
Если какое-либо слово имеет центральное значение для вашей интеллект-карты, его можно преобразовать в образ, используя при этом преимущества объемного изображения, палитры цветов и привлекательной формы.

Как можно чаще используйте графические образы
Использование графических образов при любом удобном случае обеспечивает все преимущества, описанные выше, и, кроме того, эффективный баланс между вашими визуальными и речевыми кортикальными способностями, совершенствуя ваше умение воспринимать визуальный мир.
Если бы вы решили отринуть на время свой комплекс, будто вы плохой рисовальщик, и попробовали нарисовать, скажем, бабочку, то ваш первый рисунок мог бы показаться вам совершенно неудовлетворительным. Плюсом, однако, является то, что вы сделали попытку, и в следующий раз, когда увидите бабочку, вам захочется рассмотреть ее поближе, чтобы запомнить и затем перенести на бумагу возникший образ.
Так, используя образы, т. е. свои рисунки, вы обретете новый взгляд на вещи и желание совершенствовать свое умение изображать реальные объекты. У вас в буквальном смысле откроются глаза на мир вокруг вас!

Для центрального образа используйте три и более цветов
Цвета стимулируют память и творческий порыв и помогают вам избежать опасностей, кроющихся в статичной монотонности. Цвета добавляют жизни вашим рисункам и делают их более привлекательными.

Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
Объемное изображение заставляет объекты выглядеть выпукло, а все, что выглядит выпуклым, лучше воспринимается и запоминается. Таким образом, самые важные элементы вашей интеллект-карты можно подчеркнуть особо, нарисовав объемно или написав выпуклыми печатными буквами.

Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики
Варьирование размеров наносимых на интеллект-карту объектов, слов или образов есть наилучший способ указать на их относительную значимость в составе отдельной иерархии, Кроме того, объект крупного размера бросается в глаза и легче запоминается.

Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте
Оптимальное размещение элементов улучшает восприятие интеллект-карты в целом, помогает организации иерархий, делает интеллект-карту открытой для дополнений и улучшает ее эстетические качества.

Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим
Оставление пустого пространства вокруг элементов интеллект-карты придает ей вид упорядоченной и законченной структуры. Более того, пустое пространство вокруг элементов может иметь не меньшее значение, чем сами элементы. Например, в японском искусстве составления цветов (икебана) один из секретов красивого букета состоит в подборе верного расстояния между отдельными цветками. Подобным образом в музыке пауза нередко играет большое значение. Так, например, знаменитая Пятая симфония Бетховена начинается с паузы, или немой ноты.

2. Ассоциируйте
Умение использовать ассоциации представляет собой один из важнейших факторов в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Ассоциации - это инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает реальный мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом, и, кроме того, является ключом, отпирающим двери к тайникам памяти и мышления.
Коль скоро центральный образ и базовые порядковые идеи нами определены, ассоциации способны привести вас к самым потаенным глубинам знания о предмете вашего интереса.
Как уже отмечалось, любой прием, используемый для лучшей работы ассоциативного аппарата, может быть применен также для усиления эмфазы (выделения главного), и наоборот.
. Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты
Глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами интеллект-карты. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение - задавать направление мыслям.
. Используйте цвета
Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей. Подбор удачных цветов для кодирования при составлении интеллект-карты обеспечит вам скорейший доступ к информации, позволит лучше запоминать информацию и будет способствовать увеличению числа и диапазона ваших творческих идей. Цветные коды и символы могут применяться как в индивидуальной работе с интеллект-картами, так и групповой работе.
. Используйте кодирование информации
Коды позволяют обеспечивать мгновенную связь между различными частями вашей интеллект-карты, сколь далеко в пространстве они не были бы разнесены. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. п., или же они могут принимать гораздо более сложную форму (см. иллюстрацию III).
Коды также позволяют вам экономить массу времени. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах, с тем чтобы обозначать часто упоминаемых вами людей, явления, процессы и т. п.
При умелом использовании палитры цветов, наборов символов, форм и образов коды способствуют более четкой и ясной организации категорий и иерархий. Их также удобно использовать для привязки неких специальных данных (например, биографических сведений) к интеллект-карте.

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
Неясное выражение мысли затрудняет ее восприятие. Если вы ведете записи своим обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь вашей памяти; при этом вы скорее мешаете, нежели содействуете ассоциативной природе вашего мышления, а равно тому, чтобы ваши мысли являлись ясными и для вас, и для других людей.

Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию
Каждое отдельно взятое слово способно породить тысячи ассоциаций. Помечая линию одним словом, вы обеспечиваете себе ассоциативную свободу, подобно тому как рычагу можно предоставить дополнительную свободу перемещения в пространстве, снабдив его дополнительными шарнирами. Важные для вас формулировки при этом не теряются, и все возможные их варианты тоже. (Более подробное рассуждение на эту тему смотрите в пункте «Убеждение, что фразой можно сказать больше, чем одним словом»)

Используйте печатные буквы
Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность вашему мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Время, которое тратится на написание печатных букв, с лихвой компенсируется теми выгодами, которые они приносят, а именно более стремительное формирование ассоциаций и скорейшее вспоминание. Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости. Кроме того, то обстоятельство, какими буквами, прописными или строчными, написано слово, может служить индикатором относительной значимости слов в составе интеллект-карты.

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями
Линия, или ветвь, служит «скелетом», на который надета «плоть» в виде слов, образов, кодов и т. п. С помощью ветвей интеллект-карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легкозапоминаемой. Ветви также стимулируют поиск новых ассоциаций и, в процессе этого, дальнейшее развитие интеллект-карты.

Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова
Этот закон позволяет размещать слова теснее друг к другу, тем самым способствуя скорейшей ассоциации. Кроме того, сэкономленное пространство позволяет вам включить в свою интеллект-карту большее количество информации.

Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом
Соединяя линии в своей интеллект-карте, тем самым вы как бы обеспечиваете связность своих мыслей. Линии можно видоизменять в стрелки, кривые, петли, окружности, овалы, треугольники, многоугольники - словом, превращать их в фигуры любой формы, пришедшейся по вкусу.

Делайте главные линии плавными и более жирными
Посредством эмфазы жирные линии автоматически сигнализируют вашему мозгу о важности связанных с ними идей и понятий. Если вы используете преимущества интеллект-карты для нужд какого-либо исследования, в процессе создания интеллект-карты вы можете столкнуться с тем, что периферийные идеи оказываются более значимыми, нежели те, что изначально занимали центральное место. В таких случаях ничто не мешает вам делать соответствующие линии жирными. Слегка извилистые, плавные, проведенные от руки линии более отвечают духу и целям интеллект-карты, нежели начерченные с помощью линейки.

Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий
Когда блок информации окаймлен замкнутой линией, это наделяет его границей, имеющей свою неповторимую форму. Эта форма может затем использоваться в качестве мощной ассоциации, помогающей вспомнить информацию, содержащуюся в рассматриваемом блоке. Для использующих мнемонику опытных майндмаперов названные формы способны стать «живыми картинами», которые резко увеличивают вероятность вспоминания нужной информации.

Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными
Внешняя ясность образа является необходимым условием ясности, скрытой за образом мысли (внутренней ясности). Ясная, понятная для читающего интеллект-карта также всегда более элегантна и эстетична.

Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении ландшафт
Горизонтальное (ландшафтное) расположение бумаги предоставляет вам больше свободы и пространства для создания интеллект-карты, нежели при вертикальном (портретном) расположении листа бумаги. Люди, недостаточно опытные в работе с интеллект-картами, нередко вращают перед собой бумагу, вместо того чтобы активнее двигать рукой и карандашом. Хотя обычно на качество интеллект-карты это практически не влияет, чтение карты по завершении работы над ней может потребовать изгибов головы и тела, которые впору разве что опытному йогу!

Старайтесь располагать слова горизонтально
Горизонтальное расположение слов обеспечивает вашему мозгу скорейший доступ к информации, содержащейся в интеллект-карте, и это следует отнести как к углу, под которым наносятся линии, так и к написанию слов. Если вы будете проводить преимущественно горизонтальные линии, вашу карту будет гораздо легче прочесть. При проведении линий старайтесь, чтобы максимальный угол их отклонения от горизонтали не превышал 45.

4. Вырабатывайте собственный стиль, при этом неукоснительно соблюдая законы интеллект-карт
Как уже неоднократно отмечалось, каждый из нас являет собой уникальное создание. В связи с этим интеллект-карты, создаваемые нами, должны отражать уникальную структуру мышления нашего мозга; и чем лучше это удается, тем легче мозгу общаться с ними и приобретать дальнейший навык.
Для того чтобы выработать свой уникальный стиль, необходимо придерживаться правила «1+». Это значит, что каждая созданная вами интеллект-карта должна быть чуть более нарядной, чуть более объемной, содержать чуть более игры воображения, быть чуть более ассоциативно-логичной и чуть более красивой, чем предыдущая.
Это обеспечит постоянное совершенствование всех ваших ментальных способностей. Со временем вы научитесь создавать интеллект-карты, к которым вам захочется возвращаться вновь и вновь и которые вы будете с большой пользой использовать в своей профессиональной и личной жизни. Кроме того, чем меньше помощи извне вам будет требоваться при создании интеллект-карт, тем лучше вам будет удаваться запоминание содержащейся в них информации.

==Законы структуры

1. Соблюдайте иерархию мыслей
Как указывалось в главе 9, использование иерархий и категорий в форме базовых порядковых идей чрезвычайно увеличивает потенциал создаваемых вами интеллект-карт.

2. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей
Если вы создаете интеллект-карту, работая над какой-то конкретной интеллектуальной задачей, такой как, например, подготовка выступления, статьи или отчета по проекту, вы, скорее всего, пожелаете изложить свои мысли и донести их до слушателей или читателей в определенном порядке, будь то хронологическом или в порядке увеличения значимости идей.
Чтобы этого добиться, достаточно пометить соответствующими порядковыми номерами ветви карты. Вместо номеров можно использовать буквы алфавита. В любом случае результатом придания концепциям или блокам информации порядка, в котором их надлежит преподносить, станет более логичное изложение.

Ни одно занятие английского языка не проходит без изучения либо повторения лексики. Она объясняется с помощью различных методов для того, чтобы студент побыстрее понял, запомнил и начал использовать новые слова. Используется весь арсенал способов и подходов, которые подходили другим ученикам либо преподавателю при изучении нового или повторении старого материала. Это всевозможные карточки, списки, картинки, кубики, презентации, настольные игры и так далее. Но достаточно недавно был введен в активную практику еще один замечательный метод – метод интеллектуальных карт. Такие карты еще называют ментальными картами , картами мыслей , ассоциативными картами , диаграммами связей либо используют оригинальный термин – майндмеп (mind map) . Что они собой представляют?

Интеллект-карты – особый способ фиксации информации с помощью ассоциативных связей, иллюстраций и коротких записей. Напоминает она диаграмму или паутину, в центре которой находится главная идея или тема, далее от нее ответвляются так называемые ноды (подтемы или подидеи 1 уровня), затем конкретизированные идеи (2 уровень) и так далее до периферии, практически до бесконечности. Другими словами, ассоциативные карты отображают то, как возникают, формируются мысли и запоминаются данные в мозге человека. Поскольку способы мышления разных людей отличаются, то и майндмэпы – достаточно индивидуализированный метод обработки материала. Вот как выглядит, например, любимая всеми таблица неправильных глаголов в диаграмме связей.

Согласитесь, с помощью такой подачи шансы заинтересовать, мотивировать студента выучить неправильные глаголы значительно увеличиваются. Кроме того, такая карта не имеет границ и может пополнятся новыми словами по мере их изучения. Но что самое приятное, такие диаграммы могут делать ученики сами для себя, выбирая ассоциативные цвета, шрифты, рисунки, размер и форму стрелочек, оформляя все в своем, понятном для них стиле, что значительно приятнее скучного зазубривания «to be – was/were – been».

Какие еще преимущества интеллект-карт в изучении лексики на занятиях английского языка? Майндмеп – это:

  • Экономия времени на обработку и запоминание новых слов;
  • Генерация новых идей (значений слов, вариантов перевода, контекстных значений, синонимов, антонимов и т.п.);
  • Помощь в брейнсторминге лексики в качестве warm-up или revision;
  • Отработка навыка составления планов, структурирования, нахождения логических ассоциативных связей между словами;
  • Проверка или повторение пройденного вокабуляра;
  • Четкое видение всей лексической темы, ее главных и второстепенных составляющих.

Что интересно, специалисты спорят, какой вид майндмеппинга выбрать – цифровой или бумажный. Ответ: выбор за вами и вашими студентами. Далее представлен список специальных приложений, где можно создавать цифровые карты ассоциаций.

Также полезным будет следующий ресурс, где собраны образцы и бесплатные готовые интеллект-карты на разные темы для уроков английского языка.
Кроме того, в данном видео сможете более детально разобраться со спецификой построения карты:

Надеемся, данный метод работы с лексикой не только разнообразит учебный процесс, сделает изучение слов более привлекательным и интересным, но также увеличит количество и скорость прохождения материала на занятиях в классе и во время домашних заданий. Экспериментируйте и получайте удовольствие от преподавательской деятельности.

Сегодня я расскажу об одном из самых простых и надежных способов повысить отдачу от изучения языка (и одновременно усваиваемость текстов) - использовании ментальных карт.

Для того, чтобы пользоваться этой техникой, вам понадобятся три вещи:

  1. Небольшой текст на иностранном языке.
  2. Знакомство с . Карту в данном случае, особенно для начинающих изучать язык, будет удобнее рисовать при помощи компьютера - например, в Mind42 .
  3. Удобный словарь с озвучкой - например яндекс .

Большую роль в технике использования ментальных карт будет играть ваш уровень владения языком. Поэтому я приведу две инструкции - для начинающих и продвинутых.

А. Инструкция для начинающих

Разбейте текст на абзацы, пронумеруйте их и с каждым абзацем сделайте следующее.

  1. Поместите в центре карты порядковый номер абзаца.
  2. Нарисуйте расходящиеся из центра главные ветви - порядковые номера предложений в абзаце (короткие предложения объединяйте с ближайшими по смыслу).
  3. Теперь от каждой ветви, обозначающей предложение, рисуйте подветви - слова предложения. Закончив рисовать ветвь с предложением, организуйте в ней слова по смыслу - например, главными ветвями могут быть подлежащее или сказуемое, а от них уже отходить связанные с ними слова (см. пример ниже).
  4. У каждого слова пишите перевод, пользуясь словарем, и там же слушайте, как это слово звучит. Современные словари способны определять большинство производных форм слова и возвращать вам исходную.

Пример: моя ментальная карта первого абзаца сказки братьев Гримм Die vier kunstreichen Brüder.

Исходный текст:

Ментальная карта (нажмите, чтобы увеличить):

Как видно из этой карты, даже один абзац текста содержит гораздо больше информации, чем нам кажется.

Б. Инструкция для продвинутых

Разбейте текст по смыслу на небольшие отрывки и с каждым отрывком сделайте следующее.

  1. Выберите центральную тему отрывка, обозначьте ее ключевым словом и поместите в центре карты.
  2. Нарисуйте расходящиеся из центра главные ветви - основные мысли, содержащиеся в отрывке.
  3. Теперь от каждой ветви рисуйте подветви - ключевые слова, располагая их по смыслу, пока не достигнете нужной вам степени детализации.
  4. Непонятные слова сопровождайте переводом.

Пример: моя ментальная карта инструкции по созданию ментальных карт из книги Тони Бьюзена Use Your Head: How to unleash the power of your mind .

Что с этим делать дальше?

На самом деле главную часть работы вы уже выполнили. На выходе вы имеете набор ментальных карт, каждая из которых не просто перечисляет используемые в тексте слова, а визуализирует их в смысловом и тематическом контексте, тем самым значительно повышая их запоминаемость. Кроме того, по этим картам вы в любое время можете восстановить содержание текста и повторить новые слова.

Периодический просмотр созданных вами ментальных карт сделает результаты еще лучше, потому что запоминаемость очень сильно зависит от повторения. Тони Бьюзан, автор идеи ментальных карт, рекомендует освежать изученный материал в памяти через 10 минут после окончания работы, а затем через сутки, неделю, месяц и полгода. В этом случае, как он утверждает, обеспечивается стопроцентное усвоение материала.

Еще одно интересное использование полученных карт для изучения языка - игра в катену, о которой я расскажу в следующий раз.

Несколько замечаний

Чтение - самый простой способ изучения языка, который есть в нашем распоряжении. Оно естественным образом мотивирует нас узнать, что же дальше, и при этом дает возможность остановиться в любой момент, чтобы вникнуть в текст глубже или поработать с новыми словами. Однако проблема в том, что для чтения на иностранном языке требуется определенное усилие.

Ментальные карты, как это ни парадоксально, оказываются здесь не дополнительной нагрузкой, а, наоборот, средством ее снижения. Визуализация содержания текста по определенной схеме помогает замедлить чтение, тем самым давая нам передышку, и одновременно переключить внимание с внутреннего, мысленного воспроизведения и перевода текста на его внешнюю, визуальную фиксацию, что гораздо легче. Помимо прочего, фиксация текста в виде ментальной карты устраняет необходимость постоянно держать его содержание в голове - мы всегда можем вспомнить, на чем остановились.

Кто-то может возразить, что можно просто выписывать новые слова в процессе чтения безо всяких ментальных карт. Здесь есть один тонкий момент. Наша память устроена так, что информация запоминается в контексте ( я подробно писал об этом). Если мы пытаемся запоминать новые слова в отрыве от их контекста, у нас низкие шансы на успех. Создание ментальной карты - это фиксация контекста, каркаса, на который легко нанизываются новые слова.

УРОК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ.

Г. В. Павлова, учитель первой категории, МКОУ «Саныяхтахская СОШ», Олекминский район, РС(Я)

Аннотация: урок разработан для обучающихся 5 класса с целью систематизации знаний с использованием технологии интеллект карт. Интеллект – карты помогают разнообразить урок и задействовать больший потенциал обучающихся. На данном этапе учащиеся развивают умения по составлению интеллект - карт. По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Правила создания интеллект-карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Предмет (направленность): английский язык.

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения : класс .

Тема урока : “Discovering places of interest”.

Тип урока: обобщение исистематизация.

Цель урока: систематизация знаний по теме “ Discovering places of interest ”с использованием интеллект – карт.

Дидактическая задача: организовать совместную деятельность обучающихся по составлению интеллект - карты.

Задачи урока:

1) Личностные:

1. Развитие критического мышления на основе интеллект – карт.

2. Развитие памяти, логического мышления при помощи интеллект - карт.

3. Формирование умения работать в группе.

● Познавательные: 1. Формирование умения выделять необходимую информацию из пройденного материала и использовать её для составления интеллект - карты.

2. Формирование умения определять основную и второстепенную информацию, оформлять её в интеллект – карту.

3. Формирование умения исследовать варианты решения задач, выбирать лучшее.

● Коммуникативные: 1. Формирование умения проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Формирование умения точно и кратко выражать мысли.

3) Предметные:

1. Формирование умения выделять главное с использованием интеллект- карты.

2. Активизация лексического материала по теме.

Оснащение: УМК Биболетова М. З. “ Enjoy English – V ”, листы А4 (по числу групп), фломастеры.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Good morning, children! I’m glad to see you, sit down please. How are you today?

II. Целеполагание .

Today we are going to summarize all knowledge about different places of interest in London and draw a mind – map.

III. Фонетическая разминка .

But first, let’s repeat the names of sights.

Big Ben

Westminster Abbey

Buckingham Palace

Tower Bridge

Westminster Bridge

The Tower of London

Trafalgar Square

London Eye

The Houses of Parliament

The British Museum

IV. Речевая разминка .

Is Big Ben a clock or a bell?

The tower of Big Ben is a symbol of London and Britain, isn’t it? And what tower is the symbol of Russia? The Tower of London is very old isn’t it? What is it famous for? Who founded Westminster Abbey? Where does the English Parliament work? Do you know where the Russian Parliament works?

V. Составление интеллект карты .

And now children your task is to draw your mind map. Let’s divide into two groups. Try to summarize your knowledge about London sights and draw your map. Every group will discuss and draw one of the branches of your mind map. Choose the main words and symbols (pictures) to each branch to express the main idea. Every group works 15 minutes with .

(Нахождение главного образа и определение основных ветвей карты. Обсуждаем что будет центральным образом нашей карты, основные её ветви.)

What will be the central image of your mind – map?

What symbols and pictures can we use?

That will be the main branches of your mind – map: sights, people or different things.

(Учащиеся делятся на 2 группы, выбирают лидера группы. Каждая группа выбирает свою ветвь для работы, работает с учебником, извлекая информацию, записывая ключевые слова, соответствующие своей ветви. Оформляют свою ветвь интеллект – карты на А4.)

VI .Защита интеллект-карт

(Представление группами своих работ. Составление единой интеллект – карты.)

Your time is over. Let’s listen to the first group. Fasten your work on the blackboard. (The first group demonstrates its branch and etc .)

Каждая группа представляет свою ветвь интеллект - карты, озвучивая на английском языке каждую подветвь, из которых на доске составляется единая интеллект – карта по теме “ Discovering places of interest ” . Остальные группы в это время записывают в свою карту ключевые слова представляемой на доске ветви.

(Развитие навыков монологической речи с опорой на интеллект – карту.Учащиеся рассказывают о достопримечательностях Лондона, используя интеллект – карту.)

Let’s tell about using our mind – map.

VII. Итог урока.

Лидер группы оценивает работу каждого члена своей группы.

Домашнее задание: составить свою интеллект – карту, рассказать по ней о любой из достопримечательностей Лондона.

Список литературы.

1. Биболетова М. З., Трубанёва Н.Н. УМК по английскому языку: Enjoy English V , - Обнинск: Титул, 2014

Что такое Mind Maps «Английский в кармане» Марина Киселева ? Это карты, в которых структурированно собрана информация на определенную тему. Четко, удобно, ясно, в одном месте. Этот инструмент позволяет уместить большие объемы информации на одном листе. Согласитесь, что это здорово сэкономит время и позволит быстро находить то, что вам нужно. Если бы вы только знали, как эта система освобождает голову и дает сосредоточиться на самом важном!

Год: 2013
Марина Киселева
Формат: pdf, mp3, mp4

  • 10 карт со словами и выражениями, подобранные на различные темы:
    At the hotel (в отеле)
    Traveling (путешествия)
    Shopping (поход по магазинам)
    Renting a car (аренда машины)
    Everyday English (английский на каждый день)
    In the city (в городе)
    Health and medicine (здоровье и медицина)
    Eating out (в ресторане)
    Meeting new people (знакомство с новыми людьми)
    Irregular verbs (неправильные глаголы)

    Скачать все части
    Размер: 1.07 Gb.

Что такое «Mind Maps - «Английский в кармане»?»

— Удобный инструмент для изучения английского
— Самые часто употребляемые темы в языке
— Выражения и слова на каждый день
— Эффективное запоминание новых выражений и слов
— Готовые клише, выучил – и пошел говорить
— Более 500 полезных слов и выражений
— Более 150 ситуаций на отработку с переводом и ключами
— 10 карт в электронном (PDF) варианте, которые вы можете распечатать
— 10 видео и аудио с произношением и переводом
— 10 упражнений-тренировок для внедрений фраз в голову с ключами

Что входит в комплект:

10 maps 10 карт со словами и выражениями, подобранные на различные темы:
1. At the hotel (в отеле)
2. Travelling (путешествия)
3. Shopping (поход по магазинам)
4. Renting a car (аренда машины)
5. Everyday English (английский на каждый день)
6. In the city (в городе)
7. Health and medicine (здоровье и медицина)
8. Eating out (в ресторане)
9. Meeting new people (знакомство с новыми людьми)
10. Irregular verbs (неправильные глаголы)

10 видео и аудио с произношением и переводом.

Это позволит вам:
— Проговаривать слова и выражения вместе с диктором
— Заучить выражения с правильной интонацией
— Легче выучить материал, опираясь на зрительную и слуховую память
— Слушать и смотреть записи в любом месте
— Быстрее загрузить материал в мозг

10 упражнений-тренировок.

Благодаря которым Вы сможете:
— Проверить на сколько хорошо вы усвоили материал
— Натренировать уже выученные выражения
— Повторять тренировки в любое время
— Перевести свои знания в навык говорения
— Научиться правильно использовать слова и предложения в контексте
— Выражения будут выскакивать из головы автоматически (при условии систематических тренировок и повторений)

Для кого предназначен курс Mind Maps «Английский в кармане»?

Если вы до сих пор на все 100% не уверены, как перевести следующие выражения:
— Ты уверен?
— Ты согласен?
— Давай куда-нибудь сходим вечером?
— Я заболел, у меня болит горло.
— Вы когда-нибудь бывали на Таити?
— Какова цель вашей поездки?
— Эти туфли мне велики, есть ли у вас размер поменьше?
— де я могу заправить машину?
— Принесите мне еще один стакан, пожалуйста.
— Завтрак включен?
— Как мне добраться до центра?
— Пристегните ремень.
— Сколько стоит эта рубашка?
— У вас есть такой же ремень, но другого цвета?
— Фен не работает.
и многое-многое другое…

Тогда вам просто необходим этот простой и эффективный инструмент, который всегда будет с вами рядом.