Виды алгебраических уравнений и способы их решения
Для учащихся, интересующихся математикой, при решении алгебраических уравнений высших степеней эффективным методом быстрого нахождения корней, деление с остатком на двучлен х – или на ах + b , является схема Горнера.
Рассмотрим схему Горнера.
Обозначим неполное частное при делении Р(х) на х – через
Q (x ) = b 0 x n -1 + b 1 x n -2 + … + b n -1 , а остаток через b n .
Так как Р(х) = Q (x )(х– ) + b n , то имеет место равенство
а 0 x n + а 1 x n -1 + … + а n = (b 0 x n -1 + b 1 x n -2 + … + b n -1)(х– ) + b n
Раскроем в правой части скобки и сравним коэффициенты при одинаковых степенях х слева и справа. Получим, что а 0 = b 0 и при 1 k n имеют место соотношения а k = b k - b k -1 . Отсюда следует, что b 0 = а 0 и b k = а k + b k -1 , 1 k n .
Вычисление коэффициентов многочлена Q (x ) и остатка b n запишем в виде таблицы:
а 0
а 1
а 2
а n-1
а n
b 0 = а 0
b 1 = а 1 + b 0
b 2 = а 2 + b 1
b n-1 = а n-1 + b n-2
b n = а n + b n-1
Пример 1. Разделить многочлен 2x 4 – 7x 3 – 3х 2 + 5x – 1 на х + 1.
Решение. Используем схему Горнера.
При делении 2x 4 – 7x 3 – 3х 2 + 5x – 1 на х + 1 получим 2x 3 – 9х 2 + 6x – 1
Ответ: 2x 3 – 9х 2 + 6x – 1
Пример 2. Вычислить Р(3), где Р(х) = 4x 5 – 7x 4 + 5х 3 – 2х + 1
Решение. Используя теорему Безу и схему Горнера, получим:
Ответ: Р(3) = 535
Упражнение
Используя схему Горнера, разделить многочлен
4x 3 – x 5 + 132 – 8х 2 на х + 2;
2) Разделить многочлен
2x 2 – 3x 3 – х + х 5 + 1 на х + 1;
3) Найти значение многочлена Р 5 (х) = 2х 5 – 4х 4 – х 2 + 1 при х = 7.
1.1. Отыскание рациональных корней уравнений с целыми коэффициентами
Способ отыскания рациональных корней алгебраического уравнения с целыми коэффициентами дается следующей теоремой.
Теорема: Если уравнение с целыми коэффициентами имеет рациональные корни, то они есть частное от деления делителя свободного члена на делитель старшего коэффициента.
Доказательство: а 0 x n + а 1 x n -1 + … + а n = 0
Пусть х = р/q – рациональный корень, q , p – взаимнопростые.
Подставив дробь р/q в уравнение, и освободившись от знаменателя, получим
а 0 р n + а 1 р n -1 q + … + а n -1 pq n -1 + a n q n = 0 (1)
Перепишем (1) двумя способами:
a n q n = р(– а 0 р n -1 – а 1 р n -2 q – … – а n -1 q n -1) (2)
а 0 р n = q (– а 1 р n -1 –… – а n -1 рq n -2 – а n q n -1) (3)
Из равенства (2) следует, что a n q n делится на р, и т.к. q n и р взаимно просты, то a n делится на р. Аналогично из равенства (3) следует, что а 0 делится на q . Теорема доказана.
Пример 1. Решить уравнение 2x 3 – 7x 2 + 5х – 1 = 0.
Решение. Целых корней уравнение не имеет, находим рациональные корни уравнения. Пусть p /q несократимая дробь является корнем уравнения, тогда р находим среди делителей свободного члена, т.е. среди чисел 1, а q среди положительных делителей старшего коэффициента: 1; 2.
Т.е. рациональные корни уравнения надо искать среди чисел 1, 1/2, обозначим Р 3 (х) = 2x 3 – 7x 2 + 5х – 1, Р 3 (1) 0, Р 3 (–1) 0,
Р 3 (1/2) = 2/8 – 7/4 + 5/2 – 1 = 0, 1/2 – корень уравнения.
2x 3 – 7x 2 + 5х – 1 = 2x 3 – x 2 – 6 x 2 + 3х + 2х– 1 = 0.
Получим: x 2 (2х – 1) – 3x (2х – 1)+ (2х– 1) = 0; (2х– 1)(x 2 – 3x + 1) = 0.
Приравнивая второй множитель к нулю, и решив уравнение, получим
Ответ:
,
Упражнения
Решить уравнения:
6x 3 – 25x 2 + 3х + 4 = 0;
6x 4 – 7x 3 – 6х 2 + 2х + 1 = 0;
3x 4 – 8x 3 – 2х 2 + 7х – 1 = 0;
1.2. Возвратные уравнения и методы решения
Определение. Уравнение с целыми степенями относительно неизвестного называется возвратным, если его коэффициенты, равноотстоящие от концов левой части, равны между собой, т.е. уравнение вида
аx n + bx n -1 + cx n -2 + … + cx 2 + bx + а = 0
Возвратное уравнение нечетной степени
аx 2 n +1 + bx 2 n + cx 2 n -1 + … + cx 2 + bx + а = 0
всегда имеет корень х = – 1. Поэтому оно эквивалентно объединению уравнению х + 1 = 0 и х 2 n + x 2 n -1 + … + x + = 0. Последнее уравнение является возвратным уравнением четной степени. Таким образом, решение возвратных уравнений любой степени сводится к решению возвратного уравнения четной степени.
Как же его решать? Пусть дано возвратное уравнение четной степени
аx 2 n + bx 2 n -1 + … + dx n +1 + ex n + dx n -1 + … + bx + а = 0
Заметим, что х = 0 не является корнем уравнения. Тогда делим уравнение на х n , получим
аx n + bx n -1 + … + dx + e + dx -1 + … + bx 1- n + аx -n = 0
Группируем попарно члены левой части
а(x n + x - n ) + b (x n -1 + x -(n -1) + … + d(x + x -1 ) + e = 0
Делаем замену х + х -1 = у. После подстановки выражений х 2 + х -2 = у 2 – 2;
х 3 + х -3 = у 3 – 3у; х 4 + х -4 = у 4 – 4у + 2 в уравнение получим уравнение относительно у Ау n + By n -1 +Cy n -2 + … + Ey + D = 0.
Для решения этого уравнения нужно решить несколько квадратных уравнений вида х + х -1 = у k , где к = 1, 2, … n . Таким образом, получим корни исходного уравнения.
Пример 1. Решить уравнение х 7 + х 6 – 5х 5 – 13х 4 – 13х 3 – 5х 2 + 2х + 1 = 0.
Решение. х = – 1 является корнем уравнения. Применим схему Горнера.
Наше уравнение примет вид:
(х + 1)(х 6 + х 5 – 6х 4 – 7х 3 – 6х 2 + х + 1) = 0
1) х + 1 = 0, х = -1;
2) х 6 + х 5 – 6х 4 – 7х 3 – 6х 2 + х + 1 = 0 | : x 3 0; х 3 + х 2 – 6х – 7 – 6/х + 1/х 2 + 1/х 3 =0.
Группируя, получим: .
Вводим замену:
;
;
.
Получим относительно у уравнение: у 3 – 3у + у 2 – 2 – 6у – 7 = 0;
у 3 + у 2 – 9у– 9 = 0; у 2 (у + 1) – 9(у + 1) = 0; (у + 1)(у 2 – 9); у 1 = -1, у 2,3 = 3.
Решая уравнения
,
,
,
получим корни:
,
,
,
Ответ: х
1
= -1,
,
Упражнения
Решить уравнения.
2х 5 + 5х 4 – 13х 3 – 13х 2 + 5х + 2 = 0;
2х 4 + 3х 3 – 16х 2 + 3х + 2 = 0;
15х 5 + 34х 4 + 15х 3 – 15х 2 – 34х – 15 = 0.
1.3. Метод замены переменной при решении уравнений
Метод замены переменной - самый распространенный метод. Искусство производить замену переменной заключается в том, чтобы увидеть, какая замена будет более рациональна и быстрее приведет к успеху.
Если дано уравнение
F (f (x )) = 0, (1)
то заменой неизвестной у = f (x ) оно сначала сводится к уравнению
F (у) = 0, (2)
а потом после нахождения всех решений уравнения (2) у 1 , у 2 , …, y n , … сводится к решению совокупности уравнений f (x ) =у 1, f (x ) = у 2 ,…, f (x ) = у 2 , …
Основными способами реализации метода замены переменной являются:
использование основного свойства дроби;
выделение квадрата двучлена;
переход к системе уравнений;
раскрытие скобок парами;
раскрытие скобок парами и деление обеих частей уравнения;
понижение степени уравнения;
двойная замена.
1.3.1. Понижение степени уравнения
Решить уравнение (х 2 + х + 2)(х 2 + х + 3) = 6 (3)
Решение. Обозначим х 2 + х + 2 = у, тогда полечим у(у+1)=6, решая последнее, получим у 1 = 2, у 2 = -3. Данное уравнение (3) равносильно совокупности уравнений х 2 + х + 2 = 2
х 2 + х + 2 = -3
Решая первое, получим х
1
= 0, х
2
= -1. Решая второе, получим
,
Ответ: х
1
= 0, х
2
= -1,
1.3.2. Уравнение четвертой степени вида (х + а)(х + b )(x + c )(x + d ) = m , где а + b = c + d , или а + с = b + d , или а + d = b + c .
Пример. Решить уравнение (х - 1)(х - 7)(x -4)(x + 2) = 40
Решение. – 1- 4 = - 7 + 2, - 5 = - 5, перемножив эти пары скобок, получим уравнение (х 2 - 5х - 14)(х 2 - 5х + 4) = 40
Введем замену: х 2 - 5х – 14 = у, получим уравнение у(у + 18) = 40, у 2 + 18у = 40, у 2 + 18у – 40 = 0. у 1 = -20, у 2 = 2. Возвращаясь к исходной переменной, решим совокупность уравнений:
Х 2 - 5х – 14 = - 20 х 1 = 2; х 2 = 3
х
2
- 5х – 14 = 2 х
3,4
=
Ответ: х
1
= 2; х
2
= 3 х
3,4
=
1.3.3. Уравнение вида (х + а)(х + b )(x + c )(x + d ) = Ех 2 ,
где ab = cd , или ac =bd , или ad = bc . Раскрываем скобки парами и делим обе части на х 2 0.
Пример. (х - 1)(х - 2)(x - 8)(x - 4) = 4х 2
Решение. Произведение чисел, стоящих в первой и третьей, во второй и четвертой скобках, равны, т.е. – 8 (- 1) = (- 2)(- 4). Перемножим указанные пары скобок и запишем уравнение (х 2 - 9х + 8)(х 2 - 6х + 8) = 4х 2 .
Поскольку х = 0 не является корнем уравнения, разделим обе части уравнения на х
2
0, получим:
, замена:
, исходное уравнение примет вид:
t
(t
+3) =4,
t
2
+ 3
t
=4,
t
2
+ 3
t
– 4=0,
t
1
=1,
t
2
= - 4.
Вернемся к исходной переменной:
х 2 - 10х + 8 = 0
х 2 - 5х + 8 = 0
Первое уравнение решаем, получим х
1,2
= 5
Второе уравнение не имеет корней.
Ответ: х
1,2
= 5
1.3.4. Уравнение четвертой вида (ах 2 + b 1 х + c )(a х 2 + b 2 x + c ) = A х 2
Уравнение (ах
2
+
b
1
х+
c
)(a
х
2
+
b
2
x
+
c
) =
A
х
2
, где с
0, А
2
, которое после замены неизвестной
перепишется в виде квадратного и легко решается.
Пример. (х 2 + х+ 2)(х 2 + 2x + 2) = 2х 2
Решение. Легко видно, что х = 0 не является корнем данного уравнения, разделив данное уравнение на х
2
, получим уравнение
замена
, получим уравнение (у+1)(у+2) = 2, решив его, имеем корни у
1
= 0; у
2
= - 3, следовательно исходное уравнение равносильно совокупности уравнений
решая, получим х 1 = -1; х 2 = -2.
Ответ: х 1 = -1; х 2 = -2
1.3.5. Уравнение вида: a (cx 2 + p 1 x + q ) 2 + b (cx 2 + p 2 x + q ) 2 = Ax 2
Уравнение
a
(cx
2
+
p
1
x
+
q
)
2
+
b
(cx
2
+
p
2
x
+
q
)
2
=
Ax
2
, где
a
,
b
,
c
,
q
,
A
таковы, что
q
0,
A
0,
c
0,
a
0,
b
0, не имеет корня х = 0, поэтому, разделив уравнение на х
2
, получим равносильное ему уравнение
, которое после замены
перепишется в виде квадратного уравнения, которое легко решается.
+ 1)( x
2 – 14x
+ 15 = 0
x
2
– 7
x
+ 15 = 0
Ответ:
В алгебре рассматриваются два вида равенств – тождества и уравнения.
Тождество – это равенство, которое выполняется при всех (допустимых) значениях входящих в него букв.
Уравнение – это равенство, которое выполняется лишь при некоторых значениях входящих в него букв.
Буквы, входящие в уравнение, могут быть неравноправными: одни могут принимать все свои допустимые значения, которые называют коэффициентами (иногда – параметрами) уравнения, другие, значения которых требуется отыскать, называют неизвестными данного уравнения (как правило, их обозначают последними буквами латинского алфавита x, y, z, u, v, w, или теми же буквами, снабженными индексами.
Уравнения бывают:
Квадратные уравнения
Рациональные уравнения
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля
Иррациональные уравнения
Показательные уравнения
Логарифмические уравнения
Системы уравнений:
Системы рациональных уравнений
Системы нелинейных уравнений
Симметрические системы
Смешанные системы
Посторонние корни, возникшие в процессе преобразований, можно выявить проверкой. Конечно, если все преобразования приводили нас к цепочке равносильных уравнений, то проверка необязательна. Однако этого не всегда можно добиться, легче следить за тем, чтобы каждое уравнение цепочки являлось следствием предыдущего, т.е. чтобы не происходила потеря корней. В этом случае проверка является элементом решения. Следует отметить, что часто легче сделать проверку, чем обосновать то, что в ней нет необходимости. Кроме того, проверка является средством контроля правильности проделанных вычислений. Иногда полезно поступать так: на каждом этапе решения уравнения определять промежутки, в которых могут находиться корни уравнения. Все корни, не принадлежащие этим промежуткам, являются посторонними и должны быть отброшены. Однако остальные корни всё равно необходимо проверить подстановкой в исходное уравнение.
Каждое алгебраическое уравнение всегда имеет хотя бы одно решение, действительное или комплексное.
В аналитической геометрии одно уравнение с двумя неизвестными интерпретируется при помощи кривой на плоскости, координаты всех точек которой удовлетворяют данному Уравнению. Одно Уравнение с тремя неизвестными интерпретируется при помощи поверхности в трёхмерном пространстве. При этой интерпретации решение системы Уравнение совпадает с задачей о разыскании точек пересечения линий, поверхностей и т.д. Уравнение с большим числом неизвестных интерпретируются при помощи многообразий в n-мерных пространствах.
Добро пожаловать!
Уравнения математической физики - дифференциальные уравнения с частными производными, а также некоторые родственные уравнения иных типов (интегральные, интегро-дифференциальные и т.д.), к которым приводит математический анализ физических явлений. Для теории Уравнения математической физики характерна постановка задач в таком виде, как это необходимо при исследовании физического явления. Круг Уравнения математической физики с расширением области применения математического анализа также неуклонно расширяется. При систематизации полученных результатов появляется необходимость включить в теорию Уравнения математической физики уравнения и задачи более общего вида, чем те, которые появляются при анализе конкретных явлений; однако и для таких уравнений и задач характерно то, что их свойства допускают более или менее наглядное физическое истолкование.
Уравнения химические - изображения реакций химических посредством знаков химических, формул химических, чисел и математических знаков. На возможность такого описания химических реакций указал в 1789 А. Лавуазье, основываясь на сохранения массы законе; однако всеобщее применение Уравнения химические получили только в 1-й половине 19 в.
В некоторых задачах физики непосредственную связь между величинами, описывающими процесс, установить не удается. Но существует возможность получить равенство, содержащее производные исследуемых функций. Так возникают дифференциальные уравнения и потребность их решения для нахождения неизвестной функции.
Эта статья предназначена тем, кто столкнулся с задачей решения дифференциального уравнения, в котором неизвестная функция является функцией одной переменной. Теория построена так, что с нулевым представлением о дифференциальных уравнениях, вы сможете справиться со своей задачей.
Каждому виду дифференциальных уравнений поставлен в соответствие метод решения с подробными пояснениями и решениями характерных примеров и задач. Вам остается лишь определить вид дифференциального уравнения Вашей задачи, найти подобный разобранный пример и провести аналогичные действия.
Для успешного решения дифференциальных уравнений с Вашей стороны также потребуется умение находить множества первообразных (неопределенные интегралы) различных функций. При необходимости рекомендуем обращаться к разделу .
Сначала рассмотрим виды обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка, которые могут быть разрешены относительно производной, далее перейдем к ОДУ второго порядка, следом остановимся на уравнениях высших порядков и закончим системами дифференциальных уравнений.
Напомним, что , если y является функцией аргумента x .
Дифференциальные уравнения первого порядка.
Простейшие дифференциальные уравнения первого порядка вида .
Запишем несколько примеров таких ДУ .
Дифференциальные уравнения можно разрешить относительно производной, произведя деление обеих частей равенства на f(x) . В этом случае приходим к уравнению , которое будет эквивалентно исходному при f(x) ≠ 0 . Примерами таких ОДУ являются .
Если существуют значения аргумента x , при которых функции f(x) и g(x) одновременно обращаются в ноль, то появляются дополнительные решения. Дополнительными решениями уравнения при данных x являются любые функции, определенные для этих значений аргумента. В качестве примеров таких дифференциальных уравнений можно привести .
Дифференциальные уравнения второго порядка.
Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами .
ЛОДУ с постоянными коэффициентами является очень распространенным видом дифференциальных уравнений. Их решение не представляет особой сложности. Сначала отыскиваются корни характеристического уравнения . При различных p и q возможны три случая: корни характеристического уравнения могут быть действительными и различающимися , действительными и совпадающими или комплексно сопряженными . В зависимости от значений корней характеристического уравнения, записывается общее решение дифференциального уравнения как , или , или соответственно.
Для примера рассмотрим линейное однородное дифференциальное уравнение второго порядка с постоянными коэффициентами . Корнями его характеристического уравнения являются k 1 = -3
и k 2 = 0
. Корни действительные и различные, следовательно, общее решение ЛОДУ с постоянными коэффициентами имеет вид
Линейные неоднородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами .
Общее решение ЛНДУ второго порядка с постоянными коэффициентами y ищется в виде суммы общего решения соответствующего ЛОДУ и частного решения исходного неоднородного уравнения, то есть, . Нахождению общего решения однородного дифференциального уравнения с постоянными коэффициентами , посвящен предыдущий пункт. А частное решение определяется либо методом неопределенных коэффициентов при определенном виде функции f(x) , стоящей в правой части исходного уравнения, либо методом вариации произвольных постоянных.
В качестве примеров ЛНДУ второго порядка с постоянными коэффициентами приведем
Разобраться в теории и ознакомиться с подробными решениями примеров мы Вам предлагаем на странице линейные неоднородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами .
Линейные однородные дифференциальные уравнения (ЛОДУ) и линейные неоднородные дифференциальные уравнения (ЛНДУ) второго порядка .
Частным случаем дифференциальных уравнений этого вида являются ЛОДУ и ЛНДУ с постоянными коэффициентами.
Общее решение ЛОДУ на некотором отрезке представляется линейной комбинацией двух линейно независимых частных решений y 1 и y 2 этого уравнения, то есть, .
Главная сложность заключается именно в нахождении линейно независимых частных решений дифференциального уравнения этого типа. Обычно, частные решения выбираются из следующих систем линейно независимых функций:
Однако, далеко не всегда частные решения представляются в таком виде.
Примером ЛОДУ является .
Общее решение ЛНДУ ищется в виде , где - общее решение соответствующего ЛОДУ, а - частное решение исходного дифференциального уравнения. О нахождении мы только что говорили, а можно определить, пользуясь методом вариации произвольных постоянных.
В качестве примера ЛНДУ можно привести .
Дифференциальные уравнения высших порядков.
Дифференциальные уравнения, допускающие понижение порядка.
Порядок дифференциального уравнения , которое не содержит искомой функции и ее производных до k-1 порядка, может быть понижен до n-k заменой .
В этом случае , и исходное дифференциальное уравнение сведется к . После нахождения его решения p(x) останется вернуться к замене и определить неизвестную функцию y .
Например, дифференциальное уравнение после замены станет уравнением с разделяющимися переменными , и его порядок с третьего понизится до первого.
Получив общее представление о равенствах , и познакомившись с одним из их видов - числовыми равенствами , можно начать разговор еще об одном очень важном с практической точки зрения виде равенств - об уравнениях. В этой статье мы разберем, что такое уравнение , и что называют корнем уравнения. Здесь мы дадим соответствующие определения, а также приведем разнообразные примеры уравнений и их корней.
Навигация по странице.
Что такое уравнение?
Целенаправленное знакомство с уравнениями обычно начинается на уроках математики во 2 классе. В это время дается следующее определение уравнения :
Определение.
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.
Неизвестные числа в уравнениях принято обозначать с помощью маленьких латинских букв, например, p , t , u и т.п., но наиболее часто используются буквы x , y и z .
Таким образом, уравнение определяется с позиции формы записи. Иными словами, равенство является уравнением, когда подчиняется указанным правилам записи – содержит букву, значение которой нужно найти.
Приведем примеры самых первых и самых простых уравнений. Начнем с уравнений вида x=8 , y=3 и т.п. Чуть сложнее выглядят уравнения, содержащие вместе с числами и буквами знаки арифметических действий, например, x+2=3 , z−2=5 , 3·t=9 , 8:x=2 .
Разнообразие уравнений растет после знакомства со – начинают появляться уравнения со скобками, например, 2·(x−1)=18 и x+3·(x+2·(x−2))=3 . Неизвестная буква в уравнении может присутствовать несколько раз, к примеру, x+3+3·x−2−x=9 , также буквы могут быть в левой части уравнения, в его правой части, или в обеих частях уравнения, например, x·(3+1)−4=8 , 7−3=z+1 или 3·x−4=2·(x+12) .
Дальше после изучения натуральных чисел происходит знакомство с целыми, рациональными, действительными числами, изучаются новые математические объекты: степени, корни, логарифмы и т.д., при этом появляются все новые и новые виды уравнений, содержащие эти вещи. Их примеры можно посмотреть в статье основные виды уравнений , изучающиеся в школе.
В 7 классе наряду с буквами, под которыми подразумевают некоторые конкретные числа, начинают рассматривать буквы, которые могут принимать различные значения, их называют переменными (смотрите статью ). При этом в определение уравнения внедряется слово «переменная», и оно становится таким:
Определение.
Уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти.
Например, уравнение x+3=6·x+7 – уравнение с переменной x , а 3·z−1+z=0 – уравнение с переменной z .
На уроках алгебры в том же 7 классе происходит встреча с уравнениями, содержащими в своей записи не одну, а две различные неизвестные переменные. Их называют уравнениями с двумя переменными. В дальнейшем допускают присутствие в записи уравнений трех и большего количества переменных.
Определение.
Уравнения с одной, двумя, тремя и т.д. переменными – это уравнения, содержащие в своей записи одну, две, три, … неизвестные переменные соответственно.
Например, уравнение 3,2·x+0,5=1 – это уравнение с одной переменной x , в свою очередь уравнение вида x−y=3 – это уравнение с двумя переменными x и y . И еще один пример: x 2 +(y−1) 2 +(z+0,5) 2 =27 . Понятно, что такое уравнение – это уравнение с тремя неизвестными переменными x , y и z .
Что такое корень уравнения?
С определением уравнения непосредственно связано определение корня этого уравнения. Проведем некоторые рассуждения, которые нам помогут понять, что такое корень уравнения.
Допустим, перед нами находится уравнение с одной буквой (переменной). Если вместо буквы, входящей в запись этого уравнения, подставить некоторое число, то уравнение обратиться в числовое равенство. Причем, полученное равенство может быть как верным, так и неверным. Например, если вместо буквы a в уравнение a+1=5 подставить число 2 , то получится неверное числовое равенство 2+1=5 . Если же мы в это уравнение подставим вместо a число 4 , то получится верное равенство 4+1=5 .
На практике в подавляющем большинстве случаев интерес представляют такие значения переменной, подстановка которых в уравнение дает верное равенство, эти значения называют корнями или решениями данного уравнения.
Определение.
Корень уравнения – это такое значение буквы (переменной), при подстановке которого уравнение обращается в верное числовое равенство.
Отметим, что корень уравнения с одной переменной также называют решением уравнения. Другими словами, решение уравнения и корень уравнения – это одно и то же.
Поясним это определение на примере. Для этого вернемся к записанному выше уравнению a+1=5 . Согласно озвученному определению корня уравнения, число 4 есть корень этого уравнения, так как при подстановке этого числа вместо буквы a получаем верное равенство 4+1=5 , а число 2 не является его корнем, так как ему отвечает неверное равенство вида 2+1=5 .
На этот момент возникает ряд естественных вопросов: «Любое ли уравнение имеет корень, и сколько корней имеет заданное уравнение»? Ответим на них.
Существуют как уравнения, имеющие корни, так и уравнения, не имеющие корней. Например, уравнение x+1=5 имеет корень 4 , а уравнение 0·x=5 не имеет корней, так как какое бы число мы не подставили в это уравнение вместо переменной x , мы получим неверное равенство 0=5 .
Что касается числа корней уравнения, то существуют как уравнения, имеющие некоторое конечное число корней (один, два, три и т.д.), так и уравнения, имеющие бесконечно много корней. Например, уравнение x−2=4 имеет единственный корень 6 , корнями уравнения x 2 =9 являются два числа −3 и 3 , уравнение x·(x−1)·(x−2)=0 имеет три корня 0 , 1 и 2 , а решением уравнения x=x является любое число, то есть, оно имеет бесконечное множество корней.
Пару слов стоит сказать о принятой записи корней уравнения. Если уравнение не имеет корней, то обычно так и пишут «уравнение не имеет корней», или применяют знак пустого множества ∅. Если уравнение имеет корни, то их записывают через запятую, или записывают как элементы множества в фигурных скобках. Например, если корнями уравнения являются числа −1 , 2 и 4 , то пишут −1 , 2 , 4 или {−1, 2, 4} . Допустимо также записывать корни уравнения в виде простейших равенств. Например, если в уравнение входит буква x , и корнями этого уравнения являются числа 3 и 5 , то можно записать x=3 , x=5 , также переменной часто добавляют нижние индексы x 1 =3 , x 2 =5 , как бы указывая номера корней уравнения. Бесконечное множество корней уравнения обычно записывают в виде , также при возможности используют обозначения множеств натуральных чисел N , целых чисел Z , действительных чисел R . Например, если корнем уравнения с переменной x является любое целое число, то пишут , а если корнями уравнения с переменной y является любое действительное число от 1 до 9 включительно, то записывают .
Для уравнений с двумя, тремя и большим количеством переменных, как правило, не применяют термин «корень уравнения», в этих случаях говорят «решение уравнения». Что же называют решением уравнений с несколькими переменными? Дадим соответствующее определение.
Определение.
Решением уравнения с двумя, тремя и т.д. переменными называют пару, тройку и т.д. значений переменных, обращающую это уравнение в верное числовое равенство.
Покажем поясняющие примеры. Рассмотрим уравнение с двумя переменными x+y=7 . Подставим в него вместо x число 1 , а вместо y число 2 , при этом имеем равенство 1+2=7 . Очевидно, оно неверное, поэтому, пара значений x=1 , y=2 не является решением записанного уравнения. Если же взять пару значений x=4 , y=3 , то после подстановки в уравнение мы придем к верному равенству 4+3=7 , следовательно, эта пара значений переменных по определению является решением уравнения x+y=7 .
Уравнения с несколькими переменными, как и уравнения с одной переменной, могут не иметь корней, могут иметь конечное число корней, а могут иметь и бесконечно много корней.
Пары, тройки, четверки и т.д. значений переменных часто записывают кратко, перечисляя их значения через запятую в круглых скобках. При этом записанные числа в скобках соответствуют переменным в алфавитном порядке. Поясним этот момент, вернувшись к предыдущему уравнению x+y=7 . Решение этого уравнения x=4 , y=3 кратко можно записать как (4, 3) .
Наибольшее внимание в школьном курсе математики, алгебры и начал анализа уделяется нахождению корней уравнений с одной переменной. Правила этого процесса мы очень подробно разберем в статье решение уравнений .
Список литературы.
- Математика . 2 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] - 3-е изд. - М.: Просведение, 2012. - 96 с.: ил. - (Школа России). - ISBN 978-5-09-028297-0.
- Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 17-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 240 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019315-3.
- Алгебра: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-021134-5.
Что такое уравнение?
Тем, кто делает первые шаги в алгебре, конечно, требуется максимально упорядоченная подача материала. Поэтому в нашей статье о том, что такое уравнение, мы не только дадим определение, но и приведём различные классификации уравнений с примерами.
Что такое уравнение: общие понятия
Итак, уравнение — это вид равенства с неизвестным, обозначаемым латинской буквой. При этом числовое значение данной буквы, позволяющее получить верное равенство, называется корнем уравнения.Более подробно об этом вы можете прочитать в нашей статье , мы же продолжим разговор о самих уравнениях. Аргументами уравнения (или переменными) называются неизвестные, а решением уравнения называется нахождение всех его корней либо отсутствия корней.
Виды уравнений
Уравнения подразделяются на две большие группы: алгебраические и трансцендентные.
- Алгебраическим называется такое уравнение, в котором для нахождения корня уравнения используются только алгебраические действия - 4 арифметических, а также возведение в степень и извлечение натурального корня.
- Трансцендентным называется уравнение, в котором для нахождения корня используются неалгебраические функции: например, тригонометрические, логарифмические и иные.
Среди алгебраических уравнений выделяют также:
- целые — с обеими частями, состоящими из целых алгебраических выражений по отношению к неизвестным;
- дробные — содержащие целые алгебраические выражения в числителе и знаменателе;
- иррациональные — алгебраические выражения здесь находятся под знаком корня.
Заметим также, что дробные и иррациональные уравнения можно свести к решению целых уравнений.
Трансцендентные уравнения подразделяются на:
- показательные — это такие уравнения, которые содержат переменную в показателе степени. Они решаются путём перехода к единому основанию или показателю степени, вынесением общего множителя за скобку, разложением на множители и некоторыми другими способами;
- логарифмические — уравнения с логарифмами, то есть такие уравнения, где неизвестные находятся внутри самих логарифмов. Решать такие уравнения весьма непросто (в отличие от, допустим, большинства алгебраических), поскольку для этого требуется солидная математическая подготовка. Самое важное здесь — перейти от уравнения с логарифмами к уравнению без них, то есть упростить уравнение (такой способ удаления логарифмов называется потенцированием). Разумеется, потенцировать логарифмическое уравнение можно только в том случае, если они имеют тождественные числовые основания и не имеют коэффициентов;
- тригонометрические — это уравнения с переменных под знаками тригонометрических функций. Их решение требует первоначального освоения тригонометрических функций;
- смешанные — это дифференцированные уравнения с частями, принадлежащими к различным типам (например, с параболической и эллиптической частями или эллиптической и гиперболической и т.д.).
Что касается классификации по числу неизвестных, то здесь всё просто: различают уравнения с одним, двумя, тремя и так далее неизвестными. Существует также и ещё одна классификация, которая основывается на степени, которая имеется в левой части многочлена. Исходя из этого различают линейные, квадратные и кубические уравнения. Линейные уравнения также могут называться уравнениями 1-й степени, квадратные — 2-й, а кубические, соответственно, 3-й. Ну а теперь приведём примеры уравнений той или иной группы.
Примеры различных типов уравнений
Примеры алгебраических уравнений:
- ax + b= 0
- ax 3 + bx 2 + cx+ d= 0
- ax 4 + bx 3 + cx 2 + bx + a= 0
(a не равно 0)
Примеры трансцендентных уравнений:
- cos x = x lg x = x−5 2 x = lgx+x 5 +40
Примеры целых уравнений:
- (2+x)2 = (2+x)(55x-4) (x2-12x+10)4 = (3x+10)4 (4x2+3x-10)2=9x4
Пример дробных уравнений:
- 15 x + — = 5x - 17 x
Пример иррациональных уравнений:
- √2kf(x)=g(x)
Примеры линейных уравнений:
- 2х+7=0 х - 3 = 2 - 4х 2х+3=5х+5 - 3х - 2
Примеры квадратных уравнений:
- x 2 +5x−7= 0 3x 2 +5x−7= 0 11x 2 −7x+3 = 0
Примеры кубических уравнений:
- x 3 -9x 2 -46x+120=0 x 3 - 4x 2 + x + 6 = 0
Примеры показательных уравнений:
- 5 х+2 = 125 3 х ·2 х = 8 х+3 3 2х +4·3 х -5 = 0
Примеры логарифмических уравнений:
- log 2 x= 3 log 3 x= -1
Примеры тригонометрических уравнений:
- 3sin 2 x + 4sin x cosx + cos 2 x = 2 sin(5x+π/4) = ctg(2x-π/3) sinx + cos 2 x + tg 3 x = ctg 4 x
Примеры смешанных уравнений:
- log х (log 9 (4⋅3 х −3))=1 |5x−8|+|2⋅5x+3|=13
Осталось добавить, что для решения уравнений различных типов применяются самые разные методы. Ну а чтобы решать практически любые уравнения, потребуются знания не только алгебры, но также и тригонометрии, причём нередко знания весьма глубокие.