Задания по 3 действию драмы гроза. Вопросы и задания к драме гроза

1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

В основе пьесы А.Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства».

2. Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» отно-сится к «темному царству»?

Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, кото-рые и принадлежат «темному царству».

3. Что позволяет Тихону сказать, что их «семейство врозь рас-шиблось»?

Не выдержав деспотизма Кабанихи, кончает жизнь самоубий-ством Катерина, уходит из дому Варвара, совершенно безглас-ным и безвольным становится Тихон.

4. В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?

Речь Кабанихи показывает натуру властную, что выражается в повелительном тоне: «Ну, разговаривай еще!», «В ноги, в ноги!» Говорит всегда назидательно. Она часто употребляет пословицы и поговорки, народные выражения и интонации.

5. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?

Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не прием-лет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего обще-ства и научилась скрывать истинные чувства, лгать, изворачи-ваться.

6. С какой целью в пьесу А.Н. Островского «Гроза» введены песни Кудряша?

Песни Кудряша придают пьесе А.Н. Островского «Гроза» на-циональный колорит, а их содержание повторяет мотив запрет-ной любви замужней женщины к другому.

7. Какова функция образа Волги в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга кон-трастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.

8. В чем заключается смысл названия драмы А.Н. Островско-го «Гроза»?

Мотив грозы проходит через всю пьесу. Это и непознанное, а потому страшное явление природы. Это и гроза тирании Кабани-хи над Тихоном («Недели две никакой грозы надо мной не будет»). Что-то стихийное, грозовое в любви Катерины к Борису. Гроза — это страх возмездия за грехи. Гроза — это и символ непримирения с темным царством.

9. Какова функция пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он яв-ляется фоном, на котором развертывается действие, и подчер-кивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и пре-красной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.

10. Какова роль эпизодической фигуры барыни в пьесе А.Н. Ост-ровского «Гроза»? Материал с сайта

Появление старой барыни с двумя лакеями совпадает с кар-тиной грозы. Зловещие речи барыни: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот, вот, в самый омут!» — проро-чат судьбу Катерины.

11. Опишите быт города Калинова.

Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равно-душны ко всему, что выходит за рамки домашних забот. В их сон-ный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно неле-пые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В горо-де царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.

Ответы к школьным учебникам

«Москвитянин»

2. Кто написал статью «Темное царство»?

H.A. Добролюбов

3. Кто является яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза»?

Дикой, Кабаниха

4. Кого H.A. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

Катерину

5. Установите соответствие между характеристиками и их героями.

ПЕРСОНАЖИ
1) Дикой
2) Кабаниха
3) Феклуша

ХАРАКТЕРИСТИКА
А) «Кто ж... угодит, коли у... вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится... А беда, коли поутру... кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом [заел(-а)] совсем*.

Ответ:
1 - А, 2 - Б

6. Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко ее характеризующие?
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Катерина

7. А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

Малый театр.

8. Где происходит действие пьесы «Гроза»?

в Калинове

9. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А. Островского «Гроза». Кому принадлежат эти слова? «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!
В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

Кулигину.

10. Что, по мнению сумасшедшей барыни, грозит гибелью?

вольные нравы и обращение

11. Кого из героев драмы Островского «Бесприданница» в финале пьесы Лариса Огудалова благодарит за «благодеяние»?

Карандышева

12. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

13. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза».

столкновение самодуров и их жертв

14. А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно?

купеческой

15. Установите соответствие речи с действующими персонажами пьесы.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
A) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на поле!*, «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».
Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный*.
B) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».
ПЕРСОНАЖИ
1) Кабаниха
2) Феклуша
3) Катерина
4) Дикой

Ответ:
А - 3, Б - 2, В - 3

16. Установите соответствие между персонажами и особенностями их лексикона.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ
A) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика
B) мещанско-купеческое просторечие, грубость
ПЕРСОНАЖИ
1) Катерина
2) Кабаниха
3) Кулигин
4) Дикой

Ответ:
А - 4, Б - 1, В - 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Удомли Тверской области

Контрольная работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Плотникова Светлана Николаевна

г. Удомля

2011

Вариант 1. Действие I. Явление 5. Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала. Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же! Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят. Кабанов. Я, маменька... Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь? Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас? Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать! Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем. Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас? Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут. Кабанов. Да отсохни язык... Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите? Кабанова . Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте! Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь. Варвара (про себя). Нашла место наставления читать. Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
    Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза». Как в драматургическом произведении называются авторские пояснения, описания обстановки на сцене, поведения, интонация, жестов действующих лиц (вздыхая, в сторону; про себя) ?
  1. Жизненные позиции и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин, обозначающий столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

    В пьесе А.Н. Островского резко противопоставлены два поколения. Как называется приём противопоставления различных явлений в художественном произведении?

    Каким терминов обозначается нарушение закрепленного нормой порядка слов в фразе («Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»)?
    В каких произведениях русской литературы показана трагическая судьба русской женщины и в чем сходство и различие историй этих героинь с судьбой Катерины?

Вариант 2

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1-6.
Действие I V . Явление 2.

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин . Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение - для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин . Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кулигин . Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин . Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, иного; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были.

Дикой. Какие такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин . Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!

Кулигин . Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-ка, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого? Держите его! Этакой фальшивый мужичонка! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.) Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито.) Перестал, что ль, дождик-то?

    Речь героев и действие в данной сцене сопровождаются комментариями («С сердцем», «показывает жестами размер каждой вещи», «с гневом» и др.). Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

    Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят фрагмент?
  1. Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.

    Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургическом произведении называется непримиримое противоречие между героями?

    Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе, Как называется такой персонаж?

    Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений
    Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

    Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

    Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос в объеме не менее 200 слов (одна из предложенных тем на выбор)

    Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»?

    Согласны ли вы с мнением критика: «Вместо грозы автор мог бы точно так же заставить пробежать мышь… и результат был бы один и тот же»? Обоснуйте свою позицию.

    Верно ли, что внутренний облик Катерины сложнее, чем у других героев? Обоснуйте свою позицию.
Критерии оценивания. Задание I . За правильный ответ на вопросы 1–6 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. № задания

Задание II . Вопрос 1. Учащиеся должны обнаружить понимание, что в пьесах обо всем сообщается и все совершается посредством речи самих героев. В процессе анализа эпизода драматического произведения они должны обратить внимание на речь действующих лиц: как она помогает раскрыть духовный мир героя, его чувства? как свидетельствует о культуре человека, его социальном положении? Кроме того, необходимо проанализировать ремарки.

Вопрос 2. Вариант 1. Возможные ответы: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Анна Каренина» («запретная» любовь и выбор героини); Н.А.Некрасов «Мороз, Красный Нос», поэзия, И.С.Тургенев «Муму» (Образ Татьяны), Н.С.Лесков «Тупейный художник» (подневольное положение)

Вариант 2. Возможные ответы: А.С.Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник», Н.В.Гоголь «Шинель», Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

Оценка заданий 2, 3 проводится по критериям ЕГЭ

От 51% до 74% - удовлетворительно

От 75% до 89% - хорошо

От 89% до 100% - отлично

Литература

  1. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Литература. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: Федоров А.В., Новикова Л.В. Зинина Е.А. - М.: Астрель, 2010.

    ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания/ФИПИ

    Единый государственный экзамен 2011. Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Б о р и с. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, род­ное, а все-таки не привыкну никак.

К у л и г и н. И не привыкнете никогда, сударь.
Б о р и с. Отчего же?
К у л и г и н. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В ме­щанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички при­шли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчиты­вай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им но какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составля­ются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучени­ям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады это­му волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить...
Б о р и с. А вы умеете стихами?
К у л и г и н. По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы... А ведь тоже из нашего, из простого звания.
Б о р и с. Вы бы и написали. Это было бы интересно.
К у л и г и н. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.
Входят Ф е к л у ш а и д р у г а я женщина.
Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ бла­гочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подая­ниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.
Уходят.

Тесты

B1. Укажите литературный род, к которому принадлежит это произве­дение.

B2. Определите жанр пьесы «Гроза».

ВЗ. С каким литературным направлением связаны имена русских поэтов М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, упомянутых в речи Кулигина?

B4. Напишите термин, которым обозначают слова и фор­мы разговорной речи, придающие речи Феклуши грубоватый, стили­стически сниженный оттенок: «бла-алепие», «по горлушко», «наше неоставление» и т.д.

B5 Как называется средство художественной изобразительности, с помо­щью которого Кулигин характеризует город Калинов: «нравы жес­токие», «бедность нагольная», «злостные кляузы»?

B6 Как называется развернутое высказывание одного из героев пьесы?

Входят Феклуша и другая женщина

Часть С

С1 . С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?

С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

1. Уроженцем какого города был А.Н. Островский?

а) Москва б) Петербург в) Кострома г) Орел

2. Как называлось первое произведение, принесшее А.Н. Островскому известность?

а) « Картина семейного счастья»

б) « Банкрот (« Свои люди – сочтемся»)

в) « Гроза» г) « Не в свои сани не садись»

3 . Какое социальное сословие изображает в большинстве своих пьес А.Н.Островский?

а) дворянство б) крестьянство в) купечество г) мещанство

4. В каком году была создана пьеса « Гроза»?

а) в 1859 г. б) в 1860 г в) в 1861 г. г) в 1865 г.

5. Назовите тип литературного героя, который стал открытием А.Н. Островского.

а) тип « лишнего человека б) тип « маленького человека» в) тип самодура г) тип босяка

6. Город, в котором происходило действие « Гроза», назывался

а) Калинин б) Калинов в) Кострома г) Самара

7. Определите жанр произведения.

а) драма б) трагедия в) комедия г) роман

8. Определите вид конфликта в драме «Гроза».

а) философский б) социальный в) идеологический г) семейный

9. Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза».

а) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша

б) завязка 2) гибель Катерины

в) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью

г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша

10. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города?

а) символическими деталями - калитка, забор

б) конкретными авторскими указаниями, ремарками

в) отсутствием связи с другими городами г) образом Феклуши

11. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?

а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина

б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

в) обозначить место действия и обстановку в городе

г) придать национальный масштаб и поэтическую окрыленность

12. Система образов в пьесе «Гроза» строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей (одно и то же имя может быть использовано несколько раз)

Катерина; Дикой; Кудряш; Кабаниха; Борис; Варвара.

13. Перечислите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами».

а) Варвара б)Кудряш в)Кулигин г) Феклуша

д) полусумасшедшая барыня е) Шапкин ж) Глаша

14. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

а) Кабаниха - Дикой б) Катерина - Варвара в) Катерина - Кабаниха г) Катерина - Тихон

15. Как на уровне персонажей представлено «тёмное царство» и его «жертвы»? Выделите тех и других из списка.

Дикой; Катерина; Тихон; Феклуша; Борис; Кабаниха; Варвара; полусумасшедшая барыня; Кудряш.

16. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе?
«- Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем…»

а) Борис б) Кулигин в) Катерина г) Дикой

17. В какой момент происходит основная кульминация пьесы?

а) публичное признание Катерины в своей греховности б) свидание с Борисом

в) в монологе Катерины в финале пьесы г)в пьесе отсутствует кульминация

18. Почему А. Н. Островский был назван «отцом русского национального театра»?

а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя

б) его перу принадлежит сорок семь пьес,

в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской драматургии

г) построил здание Малого театра

19. Кого назвал Н.А. Добролюбов «лучом света в темном царстве» .Это:

а) Кулигин б) Катерина в) Борис г) Марфа Игнатьевна

Ответы к тесту « А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

7. а

8. г

9. а - 4, б - 1, в - 3, г - 2

10. г

11. г

12 Катерина - Кабаниха; Кабаниха - Дикой; Катерина - Борис; Варвара - Кудряш; Катерина - Варвара

13. д, е, ж

14. в

15. «темное царство»: Дикой, Кабаниха, Феклуша, полусумасшедшая барыня;

«жертвы»: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш

16. б

17. в

18. в

19.б