Что такое Болонская система? Болонский процесс Оболонская система.

Что такое Болонский процесс По большому счету, Болонский процесс – это процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Название «болонский» он получил в честь итальянского города Болонья, где в 1999 году была подписана декларация. Именно в ней были сформулированы основные положения Болонского процесса, его основные задачи, главной из которых была сопоставимость различных европейских образовательных систем. Предполагалось, что основны цели Болонского процесса будут достигнуты к 2010 году. На данный момент участниками процесса являются 47 европейских стран, единственные страны Европы, не присоединившиеся к процессу – Монако и Сан-Марино. Россия подключилась к в 2003 году. Основные положения Болонского процесса Принятие так называемой системы сопоставимых степеней – она предполагает, что образование в различных странах будет сопоставимо по уровню и программе, а значит, процесс сможет гарантировать студентам возможность дальнейшего обучения или трудоустройства в другой стране. Двухуровневая образовательная система. Первый уровень – предварительный, длится не менее трех лет и обеспечивает выпускнику степень . Второй уровень – выпускной, длится два года, обеспечивает степень магистра или доктора наук. Постоянный контроль качества образования Введение системы кредитов. Кредит в образовании – зачет, выставляемый студенту после прослушивания того или иного курса длительностью в семестр или два семестра. Система также подразумевает право студента выбирать изучаемые курсы. Расширение студенческой мобильности Развитие европейской системы образования Болонский процесс в России В России образовательным нововведениям приходится сталкиваться с особенностями российской образовательной системы и государства в целом. Например, в отличие от других стран Европы, в России основные элитные вузы сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых административных центрах. Это лишает студентов из глубинки возможности получать качественное – низкий уровень мобильности связан с низким уровнем доходов, а это противоречит одному из основных принципов Болонского процесса. Российским вузам приходится отказываться от традиционной квалификации «специалист», которой в европейских странах не существует. Однако российские работодатели не совсем ясно представляют, что им делать с соискателями на должность, в которых указано « » - многие воспринимают эту степень как «недовысшее» образование. А в силу дороговизны обучения в магистратуре многие выпускники отказываются от поступления на вторую ступень обучения. Критики Болонской системы в России часто говорят о том, что сокращение основной учебной программы с пяти до трех-четырех лет – это лишь попытка урезать учебные дисциплины и затраты на образование. К несчастью, во многих российских вузах такая картина действительно наблюдается. Однако на самом деле Болонская система должна гарантировать более широкие возможности студента при выборе изучаемых дисциплин и сосредоточивать внимание именно на тех дисциплинах, которые создадут основу его профессиональной компетенции. Промежуточные итоги Болонского процесса В 2010 году, который при принятии декларации был выбран в качестве окончательного срока процесса, были подведены предварительные итоги. Министры образования европейских стран пришли к выводу, что цель Болонского процесса «в целом достигнута». Действительно, за эти годы было налажено сотрудничество между многим европейскими вузами, системы образования стали более доступны и прозрачны, были разработаны и ведены в практику стандарты образования, органы контроля качества образования. Но, конечно, авторам и исполнителям идеи создания единого европейского образовательного пространства еще предстоит исправить множество недоработок и провести огромную работу, прежде чем механизм заработает в полную силу во всех странах.

Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования , в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.

Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Что такое Болонский процесс?


Болонский процесс - организация единого образовательного пространства с целью создания конкурентоспособного образования по отношению к образовательным системам Австралии, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, куда происходит отток учащихся их европейских стран. Основные принципы этой системы:

1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.

2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:

2.1. бакалавриат,

2.2. магистратура,

3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).

При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.

  • компетентность - это способность достигать определенных результатов работы
  • компетенция это - необходимые знания, навыки и стандарты поведения, позволяющие достигать высоких результатов в работе.

На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия "компетенция":

  • американский подход – описание поведения сотрудника
  • европейский подход – описание рабочих задач или результатов работы
  • Россия (и СНГ) – индивидуальные способности, личностные качества и профессиональные навыки, необходимые для выполнения какой-либо работы.

Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.


Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!

Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.

Результаты внедрения Болонской системы в России

Что дала Болонская система России ? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.

В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.

Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.

А как вообще оценивается эффективность образования?


Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.

Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

При этом под оценкой качества понимается:

  • оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
  • оценка учебной программы в целом
  • качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
  • качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.

Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.

Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:

  • высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
  • объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.

Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов "с руками отрывали" в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.

По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:

  • ориентации на реальный рынок труда;
  • мобильности обучающихся;
  • использования инновационных методов обучения.

А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования .

Болонский процесс – это движение, направленное на гармонизацию систем образования стран Европы. Был начат в городе Болонья (Италия) 19 июня 1999 года, когда 29 министров образования разных европейских стран подписали Болонскую декларацию. Официальный сайт:

Цель Болонского процесса – создать до 2010 года единое научное и образовательное пространство в Европе (EHEA, или European Higher Education Area). Это значит, что в странах-участницах процесса будут действовать одни и те же правила для признания дипломов, условия для трудоустройства людей, станет возможной мобильность студентов и преподавателей, укрепится сотрудничество и обмен опытом между университетами разных стран.

Одно из основных требований Болонской декларации – это установление общей системы ученых степеней. В странах, присоединившихся к Болонскому процессу, должно быть введено трехцикловое обучение. Первый цикл продолжительностью не менее трех лет заканчивается получением первой академической степени и дает право доступа ко второму циклу, результатом которого может быть степень магистра, а после – к третьему, ведущему к степени доктора.

Итак, Болонский процесс ставит перед собой следующие задачи:
повысить престижность европейского высшего образования
создать единую зону высшего образования, что обеспечит мобильность жителей разных стран с возможностью трудоустройства
укрепить научно-технический, социальный и интеллектуальный потенциал Европы
достичь совместимости систем высшего образования
предоставить студентам право выбора дисциплин для изучения
повысить качество образования в странах-участницах
обеспечить конкурентоспособность европейских университетов
контролировать качество образования

Для того чтобы стать участником этого движения, представитель страны должен подписать соответствующую декларацию. Страны принимаются в Болонский процесс только на добровольных началах. Подписанием декларации страны берут на себя ряд обязательств. Например, вузы должны начинать бесплатно выдавать выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра. До 2010-го года страны-участницы обязаны реформировать свои образовательные системы в соответствии с требованиями Болонского процесса.

Страны-участницы и годы их вступления в Болонский процесс:

1999: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобратия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария

2001: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция

2003: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Россия, Сербия, Македония

2005: Арения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина

2007: Черногория

Шесть основных положений Болонской декларации:
Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, путем выдачи приложения к диплому, что обеспечит возможность трудоустройства европейцев и повысит международную конкурентоспособность европейской системы высшего образования.
Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества и разработке сопоставимых критериев и методологий.
Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Критика Болонского процесса

В постсоветских государствах
В постсоветских странах бакалавров по сей день часто не воспринимают как людей с законченным высшим образованием.
Существует опасение, что введение двухуровневой системы разрушит традиционную советскую модель, которая, по мнению многих, отлично себя зарекомендовала.
В приверженности к Болонскому процессу можно усмотреть скрытый способ сократить бюджетное финансирование высшего образования, поскольку магистратура часто является платной.
В случае если дипломы выпускников постсоветских государств начнут признавать на Западе, возникнет большой риск утечки мозгов, что приведёт к упадку отечественных науки и образования.
Должностные лица недостаточно полно проинформированы как о текущем положении дел в отечественном и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

В мире
Профессор социологии Люблянского университета Растко Мочник считает, что Болонский процесс приведет к снижению качества образования, а также создаст преграды для получения высшего образования большинством населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
В Санкт-Галленском университете, который первым перешел на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учебы и введение системы зачетных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
В некоторых европейских странах (например, в Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования.
В Испании большинство выступает против введения Болонской системы.

Дополнительные материалы:
parta.com.ua – «Болонский процесс в Украине»
vedomosti.ru – «Болонский процесс: Катастрофа или панацея»
almamater.com.ua – «Болонський процес українською»
___________________________________________________

В связи с реформой высшей школы сегодня все чаще упоминается так называемая Болонская система. Что же это за система? Какова ее основная концепция? И как она реализуется? Вот главные вопросы, на которые мы попытается ответить.

Возникновение Болонской системы образования относится к 1999 году, когда в итальянском городе Болонья 29 министров образования европейских стран подписали соглашение о введение в рамках Евросоюза единой образовательной системы. К настоящему времени эту систему ввели у себя 47 стран. О переходе к Болонской системе, министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко заявлял еще в 2006 году. Кстати, посмотреть какие есть курсы и образование в интернете, а также записаться на них вы сможете на сайте artox-media.ru.

По его мнению, Болонская система позволит российским студентам получать качественное образование не только у себя на родине, но и в зарубежных вузах. Например, российский студент до зимних каникул, проучившись в своем институте или университете, со второго семестра продолжить обучение в каком-нибудь европейском вузе. Однако, при этом не учитывается то обстоятельство, что наши образовательные программы далеко не соответствуют общеевропейским. Следовательно, необходимо привести их в равновесие.

Сама концепция Болонской системы предполагает вместо обычных специалистов выпускать бакалавров и магистров. Основными целями системы были определены: создание единой европейской зоны высшего образования, развитие культурного потенциала Европы, обеспечение конкуренции между европейскими и американскими высшими учебными заведениями.

Кроме того, предполагается внедрить в европейские вузы так называемую единую накопительную систему кредитов. То есть, если студент переезжает из одной страны в другую, и при этом меняет место, годы, проведенные, при этом сданные зачеты зачитываются и данном учебном заведении. Тем самым, разработчики концепции Болонской системы предполагали создать условия для ускорения мобильности среди студентов, и повысить качество всего европейского высшего образования.

Сегодня эта система реализуется с трудом, особенно в нашей стране. Оказалось, что не так то просто найти точки соприкосновения между национальными образовательными программами и внедренными по Болонской системе стандартами. Однако, как считают ее сторонники, баланс можно найти. Для этого необходимо создать трехуровневое высшее образование.

Государственные вузы – будут работать по собственным программам. Институты и университеты, перешедшие к Болонской системе. И, наконец, вузы, которые будут обучать по смешанной программой. В этом случае у абитуриентов остается выбор: обучаться ли по старой программе или же выбрать Болонскую систему.
________________________________

Реформа образования сегодня живо обсуждается в прессе и на телевидении, где о целесообразности её введения спорят политики и ученые. Но наиболее живая дискуссия на эту тему происходит в Сети, на тысячах форумов, где мнение о Болонской системе выражают те, кого она коснется непосредственно – студенты и преподаватели вузов. Достаточно ввести в поисковик эти два слова, и вы сможете ознакомиться с сотнями ругательных постов по поводу этого эксперимента нашего правительства и несколькими десятками высказываний тех, кто это нововведение поддерживает.

Большинство "маленьких украинцев" сходятся в том, что Болонская система не про нашу страну писана, что её воплощение здесь невозможно по десяткам причин, начиная от устаревшей материально-технической базы и заканчивая менталитетом нации. Многие называют реформу образования преждевременной, предлагая для начала поэкспериментировать на нескольких вузах в Украине и посмотреть, что получится.

Между тем, система образования, максимально подобная той, которую предлагает Болонская конвенция, уже четырнадцатый год работает в одном из наиболее популярных украинских вузов – Киево-Могилянской академии. И, надо сказать, работает весьма успешно.

С точки зрения автора, большая часть ругательных статей, репортажей и постов написана про Болонскую систему из-за того, что большинство украинских граждан просто не представляют, как она будет выглядеть на практике. Автор учится по такой системе вот уже три года, и эта статья – попытка объяснить, как выглядят в реальной жизни постулаты, озвученные Болонской конвенцией.

Итак, Болонская система предлагает несколько нововведений, которые кардинально поменяют украинское высшее образование в целом. Далее автор по пунктам представит эти нововведения и расскажет, как каждое из них работает в специфических украинских условиях.

1. Кредитно-трансферная система

Означает, что за каждый прослушанный курс студент получает какое-то количество кредитов, в Могилянке, обычно, от одного до трех. Для того чтобы получить диплом бакалавра, студент должен набрать не менее 120 кредитов за четыре года обучения, для магистерского диплома необходимо за два года прослушать дисциплин не меньше, чем на 60 кредитов.

Фактически, это дает студенту возможность самому контролировать свой учебный процесс. Он сам следит за тем, чтобы к последнему курсу бакалаврата/магистериума вдруг не оказалось, что его уровня образования не хватает для получения диплома. На практике это заставляет студентов внимательно следить за тем, сколько баллов стоит каждый курс, и достаточно ли суммы кредитов для получения диплома. Поэтому картина, когда студенты четвертого курса в начале каждого триместра носятся по кафедрам, дозаписываясь хоть куда-нибудь, чтобы набрать нужные кредиты. Иногда также бывает, что нерадивый студент сидит бакалаврате пятый год, дослушивая за 10 месяцев один или два курса, которых ему не хватает для получения диплома.

Тем не менее, студенты Могилянки действительно имеют намного меньше проблем, чем остальные украинские учащиеся при попытке перевестись в вуз за рубежом. Кредиты действительно пересчитывают, и образование в Европе можно продолжить с того места, где ты его окончил в родной стране.

2. Двухступенчатая система образования

Следуя Болонской конвенции, бакалаврат и магистратура - два разных этапа высшего образования, где бакалавр больше ориентирован на практическую деятельность, а магистр – на научно-педагогическую.

В Киево-Могилянской академии бакалаврат и магистерка по одной и той же дисциплине зачастую очень плохо скоррелированны между собой. Например, на некоторых специальностях приходится в магистериуме переслушивать курсы, которые уже читались на бакалаврате. Правда, в такой слабой связи есть и позитивные аспекты. Например, обучение можно продолжить на любой имеющейся магистерской программе, вне зависимости от предыдущей специальности, достаточно просто сдать экзамены. В этой ситуации вполне реально закончить бакалаврат по физике и получить политологическое образование в магистериуме.

3. Пересмотр системы оценивания

Теоретически означает, что получить удовлетворительную отметку за курс, сдав экзамен на "отлично", если преподаватель вас до этого в глаза не видел, невозможно. В Могилянке большая часть триместровой оценки получается на семинарах, и человек, который не посетил или хотя бы не отработал большей их части, оценки за курс не получит.

На практике, конечно, возможно уговорить преподавателя засчитать вам курс только за экзамен. Но далеко не каждого и не всегда. Ходить на семинары легче морально и физически, ведь за большинство курсов можно получить автомат, если вы набрали пристойные баллы за работу в триместре.

4. Liberal Arts Education, или Свободный выбор дисциплин

Этот вопрос – едва ли не один из самых волнующих в происходящей реформе образования. Многих волнует, куда же денется специализация образования, если студентам будет позволено слушать курсы на выбор.

В реальности свободный выбор дисциплин вовсе не означает, что вы можете посвятить всё свое время в университете изучению только того, что вам интересно. Существует три группы дисциплин: а) обязательные дисциплины. Включает в себя цикл общеобразовательных предметов, и основные профессиональные дисциплины. Именно в этом пункте и терпят крах мечтания технарей, желающих полностью избавится от разнообразной культорологии, политологии и философии. Хотите, не хотите, а учить их придется, причем тогда, когда они у вас стоят в программе; б) цикл профессионально ориентированных дисциплин. Эти предметы тоже обязательны к изучению, просто имеется возможность выбрать, когда вам хочется их учить. Например, если вам не терпится ознакомиться с основами организации PR-кампаний, вы можете сделать это уже на первом курсе, оставив более сложные "Основы формирования имиджа" на третий или четвертый курс; в) дисциплины свободного выбора. Вот тут вы можете развернуться по-полной – курсы со всех факультетов университета к вашим услугам. Желаете знать об особенностях философии эпохи Реннесанса или познакомится с особенностями социальной работы с умственно неполноценными? Пожалуйста, вы при этом можете учиться хоть на факультете информатики. Естественно, количество кредитов на такие дисциплины невелико, так что получить второе образование, никак не связанное с вашим основным, за четыре года не получится. С другой стороны, если дисциплины смежные, как социология и социальная работа, задача становится вполне реальной.

Такая система, а также возможность свободного посещения лекций, которую предоставляет студентам бакалаврата администрация, заставляет преподавателя прилагать усилия к тому, чтобы их курс был интересным, а не тупо читать лекции из написанного, пусть и им же самим, учебника. Тем не менее, картина, когда на потоковой лекции сидит меньше десятка человек, вполне реальна. Преподаватели жалуются, ругаются, иногда снижают оценки на экзаменах, но другого пути заставить студентов ходить, кроме как сделать свои лекции интересными, у них нет.

А теперь о негативных аспектах такого прекрасного явлении, как Liberal Arts Education. Вы, наверное, представляете, как усложняется работа вуза, в котором вместо сотни курсов читают в 5-6 раз больше? Конечно, группы на каждый предмет намного меньше, но и преподавателей, и аудиторий нужно намного больше. К тому же, невозможно проконтролировать количество студентов, которое запишется на тот или иной курс каждый год. Поэтому достаточно часто курс, на котором в одном учебном году группы были переполнены, в следующем не происходит из-за недозаписи.

Ещё одним больным местом в работе с Liberal Arts Education является расписание. При такой системе значительная часть преподавателей не состоят в штате университета, а работают ещё где-то, поэтому курс они могут вести только в какое-то четко фиксированное время, далеко не всегда удобное для студентов и деканата. А когда таких преподавателей не один, а несколько десятков…

Вот и получается, что студенты Киево-Могилянской академии часто имеют первую пару и шестую, то есть приходят на 8.30 и уходят в 17.50. Вопрос о том, что они делают между десятью утра и полпятого вечера, остается открытым. Некоторые умудряются работать. Также очень "удобно" расписание класса "первая, третья, пятая пара", тут уже даже ни о каком трудоустройстве не может быть и речи – кому понравится служащий, который появляется в офисе на пару часов и тут же из него убегает?

Конечно, данная система непривычна для студентов, которые привыкли учиться по-старинке, когда ответственность за качество и наполнение их образования лежит на плечах университета. К тому же, как всегда, в её реализации допущено несколько крупных ляпов. Тем не менее, спросите любого студента Могилянки, хочет ли он учиться так, как его сверстники из Университета, КПИ или КИМО. Автору получить позитивный ответ не удалось ни разу.

О болонской системе образования, в последнее время, ведется очень много споров и разговоров: кто-то поощряет новшества, связанные с ее внедрением и видит приличное число плюсов от ее влияния на студентов, а кто-то, напротив, настроен очень скептически.

Но есть и те и, надо сказать, таких немало, кто и вовсе не знает, что это такое, зачем оно надо и стоит ли вообще думать об этом странном процессе. Конечно, в первую очередь эти вопросы затрагивают будущих студентов – отправляясь в ВУЗы за новыми профессиональными знаниями, они зачастую и вовсе не знают, что и по какой схеме там работает. Давайте разбираться.

С приходом нового тысячелетия в мир образования ворвалось новое, на тот момент еще толком никому неизвестное, понятие – болонская система, которая должна была сильно модернизировать и, в некоторых местах, в корне изменить систему высшего образования в Европе, а также в некоторый странах постсоветского пространства.

Официальной датой начала всех реформаций считается 1999 год, когда 29 стран-участниц подписали Болонскую декларацию. С тех пор к процессу присоединилось еще 19 стран, включая Россию, Украину и Белоруссию, которая подписала соглашение последней – в 2015 году.

С тех пор высшее образование в странах участницах стало приводиться к единым стандартам, что позволило трансформировать его в общее европейское пространство.

Зачем это было нужно?

Сразу напрашивается вопрос, что побудило всю европейскую общественность так активно модернизировать и унифицировать уже существующую систему высшего образования? Ведь, как считалось долгое время, российская и европейская системы считались одними из самых сильных в этом плане, что изменилось? А причины таковы:

  • Весь мир подвержен прогрессу, развитию, глобализации и расширению культурных и экономических связей, было бы странно, если высшее образование оставалось неизменным. В результате, оно также было включено в процессы глобализации.
  • Со временем европейская система стала сильно уступать американской и, чтобы не утратить свои позиции и потенциальных студентов (что чревато утечкой ценных кадров), было принято решение о ее преобразовании.

Что же оно такое?

Каковы особенности болонской системы образования, что же она собой представляет и как отражается на учебном процессе? В общих чертах это выглядит примерно так: согласно ей, весь учебный процесс разделен на два основных цикла образования.

Первый цикл – предварительный, который может длиться 3-4 года и заканчивается получением степени и диплома бакалавра. Эта ступень уже считается законченным высшим образованием и человек, получивший документы, подтверждающие наличие степени бакалавра, уже вполне имеет право устраиваться на работу как полноправный специалист.

Второй цикл – это еще год или два обучения, которые заканчиваются получением степени магистра, которая, в большей мере, предполагает продолжение обучения, а также развитие собственной научной деятельности. Как видно, сроки обучения в разных странах и даже ВУЗах одной страны могут существенно варьироваться, что объясняется не полной унификацией европейской системы образования.

Также некоторые престижные ВУЗы сохранили за собой определенного рода традиции, которые предполагают определенные различия в системах обучения.

Следующий момент болонской системы – это особая система оценивания, именуемая системой кредитов или ECTS. Здесь под кредитом поднимается особая единица измерения, которая характеризует объем академической работы, выполненной студентом в различных формах: самостоятельное обучение, практики, лекции и так далее.

За семестр студент должен получить определенное число кредитов, что характеризует количество им пройденного материала. Если кредиты – это количественная оценка, то есть и качественная, которая помогает определить уровень знаний студента. Она разделена по принципу 7-бальной шкалы.

Все эти общепризнанные системы оценивания позволяют студенту, обучающемуся в ВУЗе, участвующем в болонском процессе, начинать свое образование в одном университете, а продолжить в другом.

Плюсы и минусы

Вопросы болонской системы образования имеют множество сторон, ее преимущества и недостатки активно обсуждаются населением различным стран, в том числе, в России, мнения которых резко разнятся. Давайте попробуем разобраться.

Итак, плюсы

  • С глобальной точки зрения болонский процесс способствует укреплению экономических, культурных и политических связей европейских стран.
  • Два цикла образования позволяют студенту делать выбор: раньше пойти работать или же продолжить свою профессиональную подготовку в стенах ВУЗа. Кроме того, система кредитов – это реальный шанс начать образование в одной стране, а продолжить – за рубежом, где, например, можно существенно улучшить профессиональные навыки выбранной специальности. Кроме того, это открывает перспективы для поиска работы в разных странах.
  • Формирование конкурентоспособного рынка подготовленных специалистов.

Недостатки системы

  • Система, в большей мере, ориентирована на развитые страны Европы, а отличия в развитии экономики разных стран процесса просто не учитываются. Мобильность студентов, которые учатся по данной системе, очень привлекательна для лучших кадров: естественно, что учащиеся с высшими оценками стремятся переехать в наиболее развитые страны с высшей оплатой труда, а менее благополучные районы так и остаются без «светлых умов».
  • Считается, что дипломы, полученные в ВУЗах, работающих по болонской системе, уравниваются: можно получить диплом, к примеру, в Украине, а отправиться работать в Европу. Но на практике, почему-то, дела обстоят иначе. К примеру, дипломы полученные на территории РФ, чаще всего, не котируются в Европе, ровно, как и наоборот, что создает немалые трудности для молодых специалистов.
  • Сокращение срока обучения до 4-х лет сильно сказывается на качестве подготовки выпускников.

С началом нового тысячелетия система высшего образования в большинстве стран Европы и бывшего СССР в результате болонского процесса претерпела изменения. Официальным началом существования болонской системы обучения считается дата 19 июля 1999 г, когда представителями из 29 стран была подписана Болонская декларация. Сегодня переход на Болонскую систему одобрили 47 стран, став участниками процесса.

Болонская система образования ставит своей целью привести высшее образование к единым стандартам, создать общее образовательное пространство. Очевидно, что изолированные образовательные системы всегда становились преградой для студентов и выпускников вузов, для развития науки в европейском регионе.

Основные задачи Болонского процесса

  1. Введение системы сопоставимых дипломов, чтобы все выпускники стран-участниц имели равные условия при трудоустройстве.
  2. Создание двухуровневой системы высшего образования. Первый уровень – это 3-4 года обучения, в результате которого студент получает диплом об общем высшем образовании и степень бакалавра. Второй уровень (не обязательный) – в течение 1-2 лет студент изучает определенную специализацию, в результате получает степень магистра. Решение, остается за студентом. Болонская система образования определила ступени с учетом потребностей рынка труда. У студента есть выбор – приступить к работе уже через 4 года или продолжить обучение и заняться научной и исследовательской деятельностью.
  3. Введение в вузах универсальных «единиц измерения» образования, общепонятной системы перевода и накопления кредитов (ECTS). Болонская система оценивания насчитывает баллы в течение всей образовательной программы. Один кредит – это в среднем 25 учебных часов, затраченных на лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов. Обычно в вузах расписание составляется таким образом, чтобы за семестр была возможность накопить 30 кредитов. Участие студентов в олимпиадах, конференциях исчисляется дополнительными кредитами. В результате студент может получить степень бакалавра, имея 180-240 часов кредитов, а диплом магистра, заработав еще 60-120 кредитов.
  4. Система кредитов дает в первую очередь студентам свободу перемещения. Поскольку Болонская система оценивания полученных знаний понятна в каждом вузе стран-участниц процесса, то перевод из одного вуза в другой не будет проблематичным. Кстати, кредитная система касается не только студентов, но и преподавателей. К примеру, переезд в другую страну, относящуюся к болонской системе, не скажется на стаже, все годы работы в регионе будут учтены и аккредитованы.

Плюсы и минусы болонской системы

Вопрос плюсов и минусов болонской системы образования поднимается во всем мире. Америка, несмотря на свою заинтересованность общим образовательным пространством, пока что не стала участницей процесса из-за недовольства системой кредитов. В США оценивание исходит из гораздо большего количества факторов, и упрощение системы не устраивает американцев. Определенные недостатки болонской системы просматриваются и на постсоветском пространстве. Болонская система образования в России была принята в 2003 году, на два года позже стала актуальной болонская система образования в Украине. Во-первых, в этих странах диплом бакалавра еще не воспринимается как полноценный, работодатели не спешат сотрудничать . Во-вторых, такой плюс как мобильность студентов, возможность путешествовать и учиться заграницей для большинства учащихся относителен, поскольку это предполагает большие финансовые затраты.