Конспект занятий по измерению длин. Задачи ознакомления дошкольников с основными величинами и способами их сравнения

Обучающие задачи по теме «Величина» изложены в соответствии с программой «Воспитание и обучение в детском саду».

Вторая младшая группа

1) выделение одного признака протяженности в предмете. Сравнение двух контрастных по размеру предметов по длине, ширине, высоте, использование в речи абсолютной оценки сравнения – длинный-короткий (одинаковые по длине) и т. п.;

2)сравнение предметов по одному параметру протяженности приемами наложения и приложения, освоение приемов подравнивания, использование в речи относительной оценки сравнения длиннее-короче и т.п.

Средняя группа

1) выделение в предмете двух признаков протяженности и сравнение предметов по двум признакам;

2) построение сериационных рядов по размеру в возрастающей или убывающей последовательности от 3 до 5 предметов. В речи сравнительная оценка - эта полоска широкая, эта - поуже, эта – еще уже, эта – самая узкая (превосходные степени прилагательных).

Старшая группа

1) построение сериационных рядов до 10 предметов;

2) освоение глазомерных действий на слабоконтрастных по размеру предметах;

3) сравнение предметов по размеру с помощью предмета-посредника , равному по величине одному из сравниваемых предметов.

Подготовительная группа

1) счёт по заданной мере (счет группами );

2) деление предметов на 2, 4 и 8 равных части;

3) измерение длины, ширины, высоты предмета с помощью условной мерки ;

4) измерение объемов жидких и сыпучих тел;

5) развитие барического чувства (веса тела).

Методические замечания

1. Средства обучения:

Комплектация наглядного материала по теме«Величина» см. Лит. Доп.6.

С возрастом контрастность предметов по признакам протяженности, массе и объёму снижаются;

Универсальное дидактическое пособие «Цветные числа» (Палочки Кюизенера). Здесь число моделируется цветом и размером.

2. Приемы тактильно-двигательного обследования величины со словесным сопровождением :

Выделение длины – горизонтальное движение пальцем от левого края предмета до правого или разведение рук (вот длина ленты);

выделение ширины – разбегающееся движение пальцев от середины предмета до верхнего и нижнего его краев или движение пальца вдоль ширины предмета, разведение рук (вот ширина доски);

Выделение высоты – вертикальное движение пальцем от основания предмета до его вершины или указание рукой от пола (вот высота стола);

Глубины – сверху-вниз по вертикали;

Толщины – по окружности сечения;

- замечание о признаке «толщина». Исходя из того, что толщина ассоциируется с диаметром, а диаметр есть у округлых предметов, то для формирования представлений о толщине необходимо брать предметы округлой формы, лучше всего цилиндрической. О предметах формы прямоугольного параллелепипеда говорят, что они имеют длину, ширину, высоту, т.е. толщину не имеют;

Выделение массы – взвешивание «на руку».

3. Приемы сравнения по величине:

По признакам размера: приложение (наложение) предметов, подравнивание, выделение лишней (недостающей) части предмета;

По массе: поза «весов», покачивание, соответствующие массам предметов опускание (поднимание) рук;

4. Большее внимание необходимо уделять установлению обратных отношений по величине: если один предмет длиннее другого, то второй короче первого и т.д.

Методические приемы работы по всем возрастным группам.

Обучающие приёмы работы представлены в форме конспектов фрагментов занятий по всем задачам возрастных групп.

Вторая младшая группа

Задача 1

Фрагмент занятия «Ленточки в коробке»

Цель : выделять длину ленты, сравнивать две контрастных по длине ленты, использовать в речи абсолютную оценку сравнения – длинный-короткий .

Материал: коробочка и свернутые на карандашах разноцветные ленточки L=1,5м и L=0,8м.

В: что это?

Д: ленточки.

В: потянем за ленточки. Какие ленточки?

Д: красная и синяя, большая и маленькая.

В: (демонстрирует длину лент) у Тани длинная , вот ее длина. У Марины короткая , вот ее длина.

Продолжение: ленты сворачивают и т.д.

Аналогичные занятия «Переправа», «Пройдем по дорожкам», «Завяжем куклам бантики».

Фрагмент занятия «Переправа»

Цель : выделять ширину полоски, сравнивать две контрастных по ширине полоски, использовать в речи абсолютную оценку сравнения широкий узкий.

Материал: ткань голубого цвета шириной 25 см – река, мостики – полоски одинаковые по длине, но разные по ширине.

В: по какому мосту машина проедет?

Д: по зеленому, большому.

В: (демонстрирует ширину полосок) зеленый мостик – широкий , вот его ширина. Желтый мостик – узкий , вот его ширина.

Д: по широкому мосту машина проезжает, а по узкому – нет:места не хватает.

Аналогичные занятия «Ворота», «Ручеек».

Фрагмент занятия «Елочки и домики»

Цель : выделять высоту предметов, сравнивать два предмета по высоте, использовать в речи абсолютную оценку сравнения высокий - низкий.

Материал: домики и елочки двух размеров – высокие и низкие.

В: чем домики (елочки) отличаются друг от друга?

Д: большой и маленький.

В: (демонстрирует высоту домиков) этот домик - высокий . Этот домик - низкий . Выберите высокую елочку, покажите её высоту и поставьте к высокому домику, а низкую – к низкому домику. Обратите внимание, что все елочки у высокого дома одинаковые по высоте.

Аналогичные занятия «Цветы в вазах», «Матрешки в домиках».

Задача 2

Фрагмент занятия. Цель: сравнивать предметы по длине приемами наложения и приложения, учить подравнивать, использовать в речи относительную оценку сравнения -длиннее-короче .

Материал: фланелеграф с резинкой - ориентиром по левой стороне, полоски разного цвета, отличающиеся по длине на 5 – 6 см – дорожки, изображения лошадок.

В: лошадки побегут по дорожкам так, чтобы с длинным хвостиком бежала по длинной дорожке, с коротким – по короткой дорожке.

Д: предлагают.

В: проверим. Прикладывает полоски друг под другом, подравнивая их по левому краю (по резинке). Зеленая полоска короче оранжевой, т.к. у нее не хватает кончика, а оранжевая длиннее зеленой, т.к. ее кончик выступает .

Закрепление – дети сравнивают по длине и цвету ленточки, палочки и т.п., подбирают предметы одинаковые по длине : подберём куклам ленточки одинаковые по длине и по цвету и завяжем бантики.

Фрагмент занятия. Цель: сравнивать предметы по ширине приемами наложения и приложения, учить подравнивать, использовать слова шире – уже.

Материал: фланелеграф с резинкой - ориентиром по низу, разноцветные дощечки одинаковые по длине, но отличающиеся по ширине на 4 - 2 см, изображение мишки и ежика.

В: поможем мишке забраться на широкую, а ежику на узкую ступеньку.

Д: на глаз определяют нужную, выделяют параметр ширины.

В: проверяет приложением, подравнивая по основанию. Мишкина ступенька шире , чем у ежика - у нее сверху краешек выступает, а у ежика уже , чем у мишки – краешка не хватает.

Закрепление – дети сравнивают по ширине и цвету ленточки, полоски и т.п., подбирают предметы одинаковые по ширине .

Фрагмент занятия. Цель: сравнивать предметы по высоте приемами наложения и приложения, учить подравнивать, использовать слова выше – ниже .

Материал: домики на подставках, различающиеся по высоте на 3 – 5 см в разных местах комнаты.

В: какой из них ниже? Какой выше? Как проверить?

Д: приставляем друг к другу – примериваем, (если домики выложены на фланелеграфе, то их подравнивают по основанию как при сравнении по высоте).

В: первый выше , у него выступает крыша, другой ниже , у него не хватает до первого.

Закрепление – дети сравнивают по высоте и цвету матрешки, ёлочки, пирамидки, вазы и т.п., подбирают предметы одинаковые по высоте .

Средняя группа

Задача 1

Фрагмент занятия. Цель: выделять два признака протяженности в предмете и сравнивать предметы по этим признакам.

Материал: два прямоугольника, один больше другого по длине и ширине.

В: чем фигуры похожи? Чем отличаются?

Д: прямоугольники. Синий и желтый, большой и маленький.

В: покажите длину и ширину каждого.

В: сравните их по длине.

Д: прикладывают. Синий длиннее желтого, желтый короче синего.

В: сравните их по ширине.

Д: прикладывают. Синий шире желтого, желтый уже синего.

В: а теперь сразу сравним прямоугольники по длине и ширине. Синий длиннее и шире желтого, а желтый короче и уже синего.

На последующих занятиях размеры предметов варьируются: детская книжка длиннее, но тоньше книги для взрослых, а взрослая короче, но толще детской.

Задача 2

Фрагмент занятия «Длинная лесенка»

Цель : строить ряд по длине из трех элементов.

Материал: фланелеграф с резинкой по левой стороне, 3 разноцветные полоски.

В: Мишутка решил построить лесенку. Поможем ему. Что это? Сколько?

Д: три полосочки, называют цвет.

Д: будем строить лесенку от самой длинной до самой короткой ступеньки снизу вверх. Правило построения лесенки : из полосочек выбираем самую длинную и кладем ее вниз, подравнивая с левого края по резинке. Из оставшихся выбираем самую длинную, прикладываем ее сверху и подравниваем. Последнюю полосочку положим сверху. Называет полосочки в убывающем порядке: длинная, короче, самая короткая . В возрастающем порядке: короткая, длиннее, самая длинная .

Построение рядов по ширине до 5 предметов «Широкая лесенка». Методика аналогична. Материал: 3 – 5 полосок одинаковых по длине, но разных по ширине.

Построение рядов по высоте до 5 предметов - складывание матрешки. Все матрешки разбираются и ставятся в ряд по высоте. Начинают складывать матрешки с самой маленькой, помещая ее в ту, что побольше.

Ряды по цвету и размеру : из кругов одного цвета, но разных по размеру и интенсивности окраски собирают гусеницу, снеговика, прочитывают узоры по степени окрашивания (первый круг большой – темно-зеленый, второй поменьше – зеленый, третий еще меньше – светло-зеленый, последний – самый маленький и самый светлый).

Приём обучения складыванию пирамидки : рассыпают пирамидку (5-8 колец), называют размер каждого кольца и раскладывают на столе Нанизывают с большого кольца до самого маленького, называя цвет и размер. Проверяют: проводят пальчиком по пирамидке вниз и вверх - пирамидка собранна правильно.

Старшая группа

Задача 1

Продолжать учить строить ряды до 10 предметов с усложнениями :

Увеличивается количество элементов ряда (см. методику средней группы);

Построение парных рядов: «Подбери лыжи лыжникам» - каждому члену семьи подбери по паре лыж и палок, сбор парных пирамидок и т.д.;

- ошибки в рядах: допускают незакрытый и закрытый пропуск элементов в ряду (чего не стало?), меняют элементы местами (что изменилось?); дети восстанавливают нарушенную последовательность;

Знакомство со свойством относительности между элементами ряда:

В: построй «длинную лесенку» из трех ступенек от самой длинной до самой короткой сверху вниз. Сравни длину средней и верхней полосок, средней и нижней. Почему среднюю сначала назвали короткой, а потом длинной?

Д: средняя полоска по сравнению с длинной верхней будет короче, а по сравнению с короткой нижней – длиннее.

Знакомство со свойством транзитивности : после попарного сравнения всех полосок ряда сравнивают крайнюю полоску со всеми остальными (назови сразу все полоски которых нижняя короче);

Показываем, что все полоски в ряду отличаются на одну и ту же величину:

В: на сколько отличаются полоски по длине друг от друга? Выбери нужную полоску и приложи к нижней, чтобы они вместе по длине были как средняя полоска. Аналогично прикладывают к каждой полоске ряда и прочитывают. Вывод: все полоски отличаются друг от друга на длину одной и той же полоски.

Установление разностных отношений сначала между двумя предметами ряда:

Д: сравнивают по длине красную и синюю полоски, красная короче синей, синяя длиннее красной.

В: подберите из предложенных полосок такую по длине, чтобы, приложив ее к красной справа, они вместе составляли полоску такую же по длине, как и синяя (дети на глаз подбирают желтую полоску).

В: красная короче синей на длину желтой полоски .

Затем аналогично сравнивают 3 – 5 полосок ряда: упражнение «Сложи цветной коврик». Выкладывают в ряд 5 полосок: розовая, красная, фиолетовая, бордовая, оранжевая. Прикладывают, уравнивая по полоске оранжевого цвета второй набор таких же полосок.

В старшей группе дети должны уметь строить ряды до 10 предметов по длине, ширине и высоте.

Задача 3

Освоение глазомерных действий (сравнение «на глаз») является сенсорной задачей со второй младшей группы до подготовительной. Контрастность в размерах сравниваемых предметов постепенно снижается. Обязательна проверкаглазомерных действий приложением сравниваемого предмета к образцу.

В младшей - средней группах сравнивают на глаз предмет и образец, расположенные на близком расстоянии друг от друга (выбери на ковре такую же по высоте ёлочку как у тебя в руках).

В средней - старшей группах образец располагается на достаточном расстоянии от предмета (как на столе воспитателя).

В старшей - подготовительной группе образец находится вне поля зрения ребёнка (как на столе в спальне). Сравнение по представлению известных или ранее сравниваемых предметов (что выше дерево или беседка на участке?).

Задача 4

Обучение сравнению предметов по размеру с помощью условной мерки, равной по величине одному из сравниваемых предметов является подготовкой дошкольников к измерению, так как впервые вводится предмет-посредник (прием опосредованного сравнения). Поэтому воспитатель создает проблемную ситуацию невозможности применения приемов приложения и наложения (приемов непосредственного сравнения). Пример: две группы детей строят башни из конструктора и проверяют, одинаковые ли они по высоте. Воспитатель предлагает верёвочки 3-5 штук. Дети выбирают веревочку (посредник) такую же по длине, как высота первой башни, прикладывают верёвочку ко второй башне и делают вывод: первая башня такая же по высоте как длина верёвки, а вторая башня выше, чем веревочка. Значит вторая башня выше первой.

Подготовительная группа

Задача 1

Материал: 4 группы разных по качеству игрушек, по три игрушки в группе.

В: Сколько машин? Зайчиков?, и т.д. Сколько игрушек каждого вида? (их поровну по 3). Сколько всего игрушек? Сколько групп игрушек?

Вывод: игрушек по 3, их 4 группы, всего 12.

Фрагмент занятия. Цель: счет групп, практическое деление множества по содержанию.

Материал: 8 матрешек, 4 машины.

В: Рассадите матрешек на машины по 2 на каждую. Сколько нужно машин?

Д: берут по 2 матрешки и добавляют машины по необходимости.

Вывод: чтобы рассадить 8 матрёшек по 2 на каждую, потребуется 4 машины.

Фрагмент занятия. Цель: счет групп, практическое деление множества на части.

Материал: 8 матрешек, 4 машины.

В: Восемь матрешек рассадите на четыре машины поровну на каждую. Сколько матрешек на каждой машине?

Д: рассаживают по 1 матрешке; затем еще по 1.

Вывод: чтобы рассадить 8 матрёшек на 4 машины, нужно на каждую машину посадить 2 матрешки.

Задача 2

Значение обучения делению на равные части:

Уяснить отношения между целым и его частями - часть меньше целого, а целое больше любой его части. В совокупности части составляют целое;

Познакомить с прямой и обратной пропорциональными зависимостями между величиной целого, величиной его части и числом частей.

Вся работа делится на три этапа:

- подготовительный: у чить делить предметы на части, показать, что половинка (четвертушка, осьмушка) получается при делении на 2(4, 8) равные части , показать практическое значение деления.

Например: на занятиях по изодеятельности детей учат делить на 2(4) равные части плоские симметричные предметы (начиная с квадрата), путем сгибания без разрезания.

Сгибать надо так, чтобы совпадали углы, стороны, отутюживается линия сгиба, предмет разгибается. Вопросы: Сколько частей? Равны ли части? (проверяем с помощью наложения) Что больше: часть или целое?

- обучающий : учить делить геометрические фигуры на 2(4, 8) части равные части путем сгибания с последующем разрезанием и сравнивать целые и части между собой. Вопросы такие же, как на 1-м этапе. Учить называть половину - одна вторая часть целой фигуры и т. п.

Учить детей делить объемные предметы на равные части (палочку, «колбаску» из пластилина и д.р.). Существуют два приема деления 1) на глаз 2) с помощью мерки-посредника: берут полоску бумаги, прикладывают ее к объемному предмету, отрезают в том месте, где закончился предмет, сгибают ее пополам, прикладывают к объемному предмету, и разрезют этот предмет по линии сгиба полоски.

- развивающий: детей знакомят с прямой и обратной пропорциональной зависимостями.

Прямая пропорциональная зависимость . Воспитатель делит большой квадрат на 2 части, а дети на 2 части маленький квадрат. Сравнивают по величине полученные части. Вывод: чем больше целое, тем больше величина части, если делили на одинаковое число частей .

Обратная пропорциональная зависимость . Воспитатель и дети делят квадраты одинаковые по размеру: воспитатель на 2 части, дети на 4. Вывод: чем на большее число частей разделили целое, тем меньше величина части, если делили одинаковые по размеру предметы .

Задача 3

Предшествующая работа : проведение сюжетно-дидактических игр «Магазин – «Ткани»», «Ателье».

Фрагмент занятия. Цель: показать практическое значение измерения, познакомить с алгоритмом измерения длины, предупредить ошибки, учить пользоваться предметами – заместителями для счета мерок (кружками).

Материал: стол, клеенка, палочка-мерка, кружки двух цветов.

В: сегодня будем разводить краску на столе, и чтобы его не испачкать вырежем клеенку, такую же по длине и ширине как длина и ширина крышки стола. Что надо сделать? Для чего мне потребуется палочка?

Д: надо померить.

В: нужно измерить длину и ширину стола палочкой. Демонстрирует действия измерения и сообщает алгоритм измерения протяжённостей:

Начинаем измерять слева направо от края по всей длине стола. Прикладываем палочку и ее конец отмечаем мелом (карандашом, пальцем);

Не снимая палочку, откладываем над ней один красный кружок, который говорит о том, что палочка отложена один раз;

Снимаем палочку, ее конец совмещаем со сделанной отметкой, откладываем еще один кружок и т.д.;

Подсчитываем кружки и называем результат измерения.

Д: измеряют ширину стола, откладывая синие круги, вслух повторяют алгоритм.

В: забирает кружки красного и синего цвета и спрашивает: зачем они нужны ?

Д: чтобы измерить клеенку.

В: приносит клеенку. Как проверить такого же она размера как размер крышки стола?

Д: постелить на стол. Отвечают на вопросы: что мы делали? (измеряли). Что измеряли? (длину стола). Чем измеряли? (палочкой). Что мы получили? (число, которое показывает, сколько раз мерка уложилась по длине стола.)

Фрагмент занятия. Цель: закрепить алгоритм измерения протяженностей, учить считать мерки, предупреждать ошибки, учить приемам округления результата.

Материал: лента, палочка, полоска, веревка.

В: предлагает измерить длину ленты и выбрать мерку.

В: сегодня мы не будем откладывать кружки, а будем считать мерочки.

Д: откладывают мерку и называют один раз, раз и еще раз, всего 2 раза, 2 раза и еще раз – всего 3 раза и т.д.

Прием округления:

В: если мерка уложилась по длине больше своей половины, то она защитывается, в противном случае нет.

Ошибки: измеряют не от начала предмета, не делают отметку конца мерки, сдвигают мерку, измеряют не в горизонтальном направлении, забывают считать мерки. Воспитатель предупреждает ошибки: сам ошибается и просит его исправить, организует взаимоконтроль и самоконтроль.

Фрагмент занятия. Цель: усвоение прямой пропорциональной зависимости

Материал: две различные по высоте нарисованные на доске елочки, полоска.

Два ребенка измеряют елочки.

В: почему получились разные результаты, хотя измеряли одной полоской? Вывод: чем больше измеряемый предмет, тем больше полученное число, если измеряли одной и той же меркой.

Фрагмент занятия. Цель: усвоение обратной пропорциональной зависимости между величиной измеряемого предмета, величиной мерки и числом мерок.

Материал: нарисованная на доске елочка, две различные по длине полоски.

Два ребенка измеряют елочку.

В: измеряли одну и ту же елочку, но получили разные результаты. Почему?

Вывод: чем больше размер мерки, тем меньше полученное число, если измеряли один и тот же предмет.

Закрепляют измерительные навыки протяжённостей в сюжетно-дидактических играх, на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в быту, на прогулках.

Задача 4

Фрагмент занятия. Цель: познакомить с измерением объёма крупы.

Материал: чашка с 5 – 6 столовыми ложками крупы (рис, пшено, гречка), мерка - столовая ложка.

В: повар попросила помочь сварить кашу. Для этого надо измерить объем крупы в чашке. Чем можно измерить крупу?

Д: ложкой, чашкой, тарелкой и т. п.

алгоритм измерения сыпучих тел:

Насыпаем крупу в ложку и разравниваем карандашом поверхность крупы;

Высыпаем крупу ложкой на лист горкой и т.д.;

Подсчитываем число горок и ссыпаем крупу в чашку.

Д: отвечают на вопросы: что делали? (Измеряли). Что измеряли? (объем риса в чашке). Чем измеряли? (ложкой). Что получили? (называют число) Что оно показывает? (сколько ложек риса в чашке).

На следующих занятиях:

Формы сосудов и объемы крупы в сосудах варьируют;

Наполняют ложку, высыпают крупу в чашку, откладывая каждый раз фишку и подсчитывая их ; позже - подсчитывают количество пересыпанных ложек;

Выполняют упражнения на усвоение прямой и обратной пропорциональной зависимостей между объемом крупы, величиной мерки и числом.

Фрагмент занятия. Цель: сравнение объемов крупы в сосудах разной формы, понимание законов сохранения вещества.

Материал: 2 сосуда – широкий и узкий с одинаковым объемом крупы, стаканы.

В: поровну ли крупы в сосудах? Как проверить? Предлагает измерить.

Д: пересыпают крупу в стаканы. Подсчитывают количество стаканов в каждом сосуде (поровну).

Вывод: нельзя сравнить объем крупы в разных сосудах, пока не измеришь ее одной и той же меркой.

Д: ссыпают крупу в сосуды. Вновь сравнивают объемы крупы.

Фрагмент занятия. Цель: познакомить с измерением жидкости.

Материал: две банки объемом 1 литр одна пустая, а другая с подкрашенной водой, 4 стакана-мерки.

В: демонстрирует действия и сообщает алгоритм измерения жидкостей:

Наполняем стаканы, не доливая до верха 0,5см;

Подсчитываем количество стаканов;

Переливаем воду из стаканов в банку;

Вывод: в банке 4 стакана воды.

Д: отвечают на вопросы (см. фрагмент 1).

На следующих занятиях:

Формы сосудов и объемы жидкости в сосудах варьируют;

Используются 1 стакан для измерения, откладывая каждый раз фишку и подсчитывая их ; позже - подсчитывают количество перелитых стаканов;

Выполняют упражнения на усвоение прямой и обратной пропорциональной зависимостей между объемом сосуда, величиной мерки и числом.

Задача 5

Работу по развитию барического чувства - чувства веса желательно проводить со второй младшей группы до подготовительной.

Младшая группа: в ситуациях повседневной жизни, в процессе общения и игр вводятся в активный словарь детей слова «тяжелый, легкий», «тяжелее, легче». Поясняется значение этих слов. Используются такие ситуации, как передвижение мебели, катание на качелях, игра в кораблики (кораблики – бруски разной тяжести).

Средняя группа: сравнение двух контрастных по массе предметов приемом на руку – встают «как весы» и наклоняются в сторону руки с тяжелым предметом. Материал: игрушки, набитые песком с разницей от 0,3 до 0,2кг.

Старшая группа: сравнивают от трех до пяти предметов по массе с разницей 0,1 – 0,05кг. При построении ряда называют легкий, тяжелее, еще тяжелее, еще тяжелее, самый тяжелый . Учат упорядочивать с помощью метода попарного взвешивания.

Например, надо упорядочить 3 шарика по массе: красный, желтый, зеленый. Пусть нам нужно расположить шары от самого легкого, до самого тяжелого слева направо. Ставим задачу: из всех шаров выбрать самый легкий. Для этого мы берем 2 любых шара и сравниваем их по массе; из них выбираем тот, который легче; оставляем его в руках, а второй откладываем в сторону, берем 3-й шар и сравниваем с тем, который в руке. Снова из 2-х шаров выбираем тот, который легче и кладем его первым слева – «самый легкий шар»; далее из оставшихся шаров снова выбираем самый легкий. Который легче, кладем вторым, оставшийся кладем последним, он – «самый тяжелый». Т.е. каждый раз из оставшихся предметов ищем самый легкий.

Подготовительная группа : измерение массы.

Фрагмент занятия. Цель: показать процесс взвешивания продуктов на чашечных весах, уравновешивание грузов, знакомство с единицей массы 1кг.

Материал: чашечные весы, предметы для взвешивания, набор гирь.

В: кладет на одну чашку весов пачку сахара и уравновешивает ее гирей 1 кг, Д: добавляют еще 1 пачку, уравновешивают гирей. Определяют массу 2 пачек сахара.

В: снимает гири и кладет на их место пакет муки массой 2 кг. Равны ли

массы продуктов? Чему равна масса муки? Как это показать с помощью гирь?

Сравниваются разные по массе предметы, отмечают, что весы неуравновешенны. Уравнивают массы, добавляя гири, устанавливая равновесие весов. Закрепляют навык измерения на весах в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Зернохранилище», «Кондитерская фабрика».

6. Значение формирования представлений о величине и её измерении - определите самостоятельно.

Вопросы для самоконтроля:

2. Каковы особенности восприятия размеров и массы предмета до­школьниками?

3. Каковы задачи обучения по теме «Величина» программы «Воспитание и обучение в детском саду» в разных возрастных группах? В чем их усложнение?

4. Какие требования должны предъявляться к подбору средств обучения для накопления опыта различения и сравнения величин предметов?

5. Какие приемы применяют при обучении детей:

Обследованию длины, ширины, высоты, массы предметов;

Непосредственному сравнению, упорядочива­нию и уравниванию предметов по тем же признакам величины;

Глазомерным действиям?

6. Каковы особенности выполнения классификационных и сериационных действий детьми дошкольного возраста и их роль в умственном и математическом развитии ребенка?

7. Что называют: опосредованным сравнением величин, измерением, объектом измерения, условной меркой, результатом измерения? В чем заключается алгоритм измерения протяженности?

8. Каковы этапы обучения измерению протяженностей условными мерками?

9. Как реализовать задачи обучения на каждом этапе?

10. Как познакомить дошкольника с алгоритмами измерения объемов жидких и сыпучих тел и массы предмета?

11. Нужно ли знакомить дошкольников с общепринятыми мерами длины, объема и массы?

12. Какова взаимосвязь понятия числа и деятельности измерения с учетом психолого-педагогических исследований?

13. Каковы преемственные связи в обучении дошкольников и младших школьников измерению величин?

14. В чем значение обучения измерению для умственного развития детей и подготовке их к школе?

Литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М., ВЛАДОС, 2004. С. 192 – 230.

2. Богуславская 3. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. - 1984.

3. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка., - М. -1988.

4. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду./ Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович. Издательство «Акцидент», 1995. С. 288.

5. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников., - М. -1992.

6. Журнал «Дошкольное воспитание». 1989 № 1,6,10, 1994 №10, 1996 № 2 (игровая проблемная ситуация выбора ёлочки с помощью условной мерки).

7. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред. В.М. Изгаршевой – М., 1987. С. 48-63.

8. Корнеева Г. А. Формирование у детей дошкольного возраста

понятия о величине предмета и способах ее измерения.-М., 1984.

9. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях /Под редакцией В. В. Даниловой Гл. 2., - М. - 1987.

10. Математика от трех до шести: учебно-методическое пособие для вос­питателей детских садов. /Сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе., - С-П. -1995.

11. Метлина Л. С. Математика в детском саду. (Любое издание).

12. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. С. 147 - 170

13. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

14. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

15. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

16. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

17. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математике для дошкольников.М.,1995.

18. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступенька, два-ступенька. М.,1996.

19. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.

20. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.

21. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим со­держанием. - М, - 1993.

22. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представ­лений у дошкольников, - М. - 1980.

23. Формирование элементарных математических представлений у до­школьников. Гл. 13., - М. - 1988. С.197 – 230.

24. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду М., Academ, 1998.

Все интеллектуальные умения, необходимые и проявляющиеся в изучении математике легко делятся на два вида:

специфико-математические и общеинтеллектуальные.

В обучении математике они проявляются в единстве (одновременно). Например, при вычислении значения выражения удобным способом 247+120+53 используются и специфико-математические умения, такие, как умение складывать многозначные числа, умение использовать переместительный закон сложения и т. п., и общеинтеллектуальные умения, такие, как анализ данного выражения, сравнение первого и третьего слагаемых, мысленное объединение их (синтез) и т. п.

Т. е. выделенные виды умений проявляются одновременно, в единстве. При этом общеинтеллектуальные умения остаются незаметными (если на них не обратить специального внимания, что обычно наблюдается в традиционном обучении), они как бы растворяются в математических умениях. Однако именно они имеют приоритетное значение в развитии учащихся: например, неумение сравнивать слагаемые в данном выражении не позволило бы воспользоваться переместительным законом сложения и рационализировать процесс вычисления.

Рассмотрим, как можно осуществить формирование навыков внетабличного сложения и вычитания в единстве с общеинтеллектуальными умениями.

В таблице приведены виды внетабличного сложения и вычитания вместе с их теоретической основой.

Теоретической основой для внетабличного сложения и вычитания служат свойства сложения.

1. Коммутативное свой­ство сложения.

2. Ассоциативное свойство сложения

(изучается как правило прибавления числа к сумме, правило вычитания числа из суммы (если с<0), правило прибавления суммы к числу, правило вычитания суммы из числа)

Во второй колонке таблицы указаны теоретические основы приемов. В начальном курсе математики эти свойства действий изучаются в виде правил:

Вид вычислительного приема

Теоретико-математическая основа

ОИУ, используемое при изучении приема

Прибавление и вычита­ние 2-х, 3-х, 4-х.

Прибавление 5-и, 6-и, 7-и, 8-и, 9-и.

Вычитание 5-и, 6-и, 7-и, 8-и, 9-и. В пределах 20: однозначное + одно­значное = сумма > 10.

Прибавление и вычитание по частям.

Переместительное свой­ство сложения.

Состав числа, связь ме­жду сложением и вычита­нием.

Аналогия.

Внетабличное сложение и вычитание

Прибавление к двузнач­ному числу однознач­ного и двузначного круглого: 34 + 2, 34 + 20.

Случаи вида: 36 + 4.

Вычитание из двузнач­ного числа круглого или однозначного: 36 – 20, 36 – 2.

Прибавление однознач­ного числа к двузнач­ному, когда сумма еди­ниц больше 10:

Вычитание из двузнач­ного числа однознач­ного, когда количество единиц уменьшаемого меньше единиц вычи­таемого: 42 – 8.

Сложение и вычитание вида: 42 + 15, 42 – 15.

Ассоциативный закон сло­жения (a + b ) + c = a + (b + c ). (Изучается, как пра­вило, прибавление числа к сумме).

Ассоциативный закон сложения, распростране­ние на множество отрица­тельных чисел:

(a + b ) – c = a + (b c ).

Ассоциативный закон сло­жения. (Правило прибавления суммы к числу).

Ассоциативный закон сло­жения.

Правило прибавления и вычитания суммы из числа.

Аналогия.

Обобщение.

Аналогия.

Обобще­ние.

Из приведенной таблицы видно, что существует возможность изучения вычислительных приемов во взаимосвязи, либо при помощи выделения общей теоретической основы приема, либо с помощью аналогии. В этом случае в единстве с конкретными вычислительными приемами при достаточно высокой степени обобщения у учащихся формируются и общеинтеллектуальные приемы, такие как аналогия, анализ, обобщение, моделирование. Однако достижение запланированных результатов возможно лишь при соответствующей организации учебной деятельности.

Программа «От рождения до школы»
Возраст Подготовительная группа
Основная образоват. область «Познавательное развитие»
Интеграция с др. областями «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Форма проведения Совместная деятельность детей и взрослых
Цель Развитие познавательных и математических способностей
Воспитательные задачи Воспитывать дисциплинированность, умение слушать воспитателя, продолжать формировать умение быстро выполнять задания.
Развивающие задачи Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, воображение.
Образовательные задачи — Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой;
— познакомить с см и м как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков;
— закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
Планируемый результат Научить использовать линейку для измерения длин отрезков.
Методы и приемы Словесный: объяснение, разъяснение;
Наглядный: показ;
Практический: упражнения, выполнение заданий.
Наглядные средства обучения Демонстрационный:белая полоска бумаги-40 см, полоски-мерки: красная-10 см, синяя-8 см; метр(портняжный, складной, рулетка и т. д.); модель см; линейка.
Раздаточный: белая полоска бумаги-20 см;полоски-мерки: красная-5 см, синяя-4 см; линейка; листки с тремя отрезками 5 см, 2 см, 4 см.; звездочки.
Организация детей

Индивидуальная работа Напомнить Никите, как правильно пользоваться линейкой.
Словарная работа Сантиметр, метр, пядь, сажень, локоть, отрезок, длиннее, короче, «целое» и «сумма», шире, уже.
Предварительная работа Беседа об единицах измерения, о способах измерения длины.
Структура 1. Начало НОД: 1 мин.
2. Эксперимент: 5 мин.
3. Работа с раздаточным материалом: 6 мин.
4. Физминутка: 1 мин.
5. Измерение длин: 6 мин.
6. Физминутка:2 мин.
7. Повторение: 6 мин.
8. Итог занятия: 3 мин.

Ход НОД

I. Начало НОД -1 мин.
II. Эксперимент -5 мин.
III. Работа с раздаточным материалом.
IV. Физминутка
V. Измерение длин линейкой
VI. Физминутка
VII. Повторение
VIII. Итог занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие буду вести я, Динара Ляуфировна. Сейчас попрошу вас сесть правильно и слушать меня внимательно. Договорились? За каждый правильный ответ, буду давать вот такие звездочки (показываю). Дополнительные звездочки будут за хорошее поведение. У кого звездочек будет больше, тот получит главный приз. Он здесь (показываю коробочку в подарочной упаковке. Затем я убираю коробку в шкаф, чтобы дети не отвлекались).
Ребята, сегодня мы вами научимся с вами измерять длину с помощью линейки, узнаем, что такое см и м.

А) Сейчас я хочу к себе позвать самого высокого мальчика и самую низкую девочку (имена).
Ребята, посмотрите на полу две полосы. Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какая полоска длиннее? (Индивидуально спрашиваю у неск. детей).
Правильно, они одинаковые по длине.
Сейчас проведем эксперимент.
Максим пройдет по этой полосе, Ксюша-по этой(показываю). Этот ряд будет считать, сколько шагов прошел Максим. Этот ряд будет считать, сколько прошла Ксюша. Сколько шагов получилось у Максима? А сколько шагов у Ксюши? У Максима больше шагов или у Ксюши?
А теперь подумайте, полоски одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Как ты думаешь, Никита? А ты как думаешь, Диляра?
Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Максима были шаги шире, у него получилось меньше кол-во шагов. А у Ксюши шаги уже, поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Ксюше и Максиму вручаю звездочки за хорошую работу. Спасибо! Можете сесть за свои места.
(Затем даю звездочки детям, которые отвечали).
Б) Следующее задание такое.
На ваших столах лежат белая(20см),синяя(4см), красная(5 см) полоски. Сравните, пожалуйста, синюю и красную полоски. Какая полоска длиннее: красная или синяя? А каким способом вы измеряли, наложением или приложением? Очень хорошо. А сейчас измерьте с помощью красной полоски белую полоску. Сколько красных полосок вместилось в белую? Вера, сколько полосок у тебя вместилось? Хорошо. У всех так получилось? Замечательно! Запомните эту цифру.
Сейчас измерьте с помощью синей полоски белую. Сколько полосок вместилось? У всех одинаковое кол-во?
Каких полосок вместилось больше: красных или синих? Полина, как у тебя получилось?
Сделаем вывод: у нас получилось, что чем больше размер мерки, тем меньше результат измерения, т.е. красных полосок вместилось меньше, т. к. она длиннее. Молодцы, Ребята! (В ходе задания, выполняю его на доске. Подхожу к каждому ребенку, помогаю. За правильные ответы даю звездочки).

На прошлом занятии, вы познакомились с некоторыми мерками для измерения длины. Давайте вспомним, какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (звездочки за правильный ответ).
Как вы думаете, одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? Все верно, ребята.
Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, — они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром.
(Демонстрирую модель метра и сантиметра).
Теперь отметьте зеленым карандашом(или простым) 1 см на своих линейках(показываю на доске на демонстр. линейке. объясняю, как правильно пользоваться линейкой).
Как вы думаете, какой из мерок удобнее измерять расстояние в комнате?
Первый ряд измеряет длину стола, второй-длину доски, третий-длину ковра(помогаю каждому ряду. У каждого ряда спрашиваю, сколько у них получилось. За правильные ответы даю звездочки). А теперь посмотрите задание №1. Какой меркой измеряет длину доски мальчик на картинке? Правильно, метром. А какой меркой удобнее измерять длину дорожки, по которой проползла улитка? Сантиметром. Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? Давайте проверим. Ясмина, сосчитай, пожалуйста. Хорошо. Дима, у тебя как получилось? У всех получилось 4 отрезка по 1 см? Молодцы, ребята.
На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа 1,2,3 и т. д. показывают, сколько см отложено. Например, на моем отрезке шесть отрезков, значит здесь 6 см (показываю на доске на демонстр. линейке).
Давайте узнаем, сколько см проползла улитка? Денис, как правильно нужно приложить линейку? Никита, нужно держать линейку вот так(индивид. подход к детям).
Итак, ребята, сколько см проползла улитка? Молодцы, правильно, 5 см проползла улитка.
Ребята, мы очень долго занимались и нам нужно немного отдохнуть. Все выходим на коврик и встаем на четвереньки. Давайте мы с вами представим, что мы очень медленные улитки. Вы же знаете, что улитка очень долго ползет.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибко
Очень медленно ползет улитка.
Молодцы! Теперь садимся за свои места и продолжаем занятие.
На ваших вас дожидаются ваши линейки. Сейчас они нам понадобятся. Посмотрите задание №2. Что же тут изображено? Верно. Это отрезки. Наша с вами небольшая задача, измерить их длину. Мне нужны помощники. На доске есть отрезки. Они точно такой же длины, что и в вашей тетради (вызываю к доске одного из детей).
(д.)будет измерять, а вы с своих тетрадях. Потом проверим (индивид. подход).
Давайте проверим. Сколько см получилось у тебя, Карина? А у тебя, Кирилл? Хорошо. А давайте сейчас узнаем, сколько см получилось у (ребенок у доски)? Значит, мы правильно измерили все три отрезка(звездочки).
Сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент.
Какие геометрические фигуры нарисованы на доске?
Правильно. Точно такие же фигуры у вас в тетрадях.
Давайте вспомним, где у нас находятся стороны этих фигур? (каждую фигуру рассматриваем).
Как вы думаете, равны ли стороны этих фигур? Например, у треугольника стороны равны? А у квадрата? У прямоугольника?
Сейчас мы с вами узнаем.
(Разбиваю фигуры, которые на доске по деталям. Каждую отдельно. Прикладываю детали друг к другу). Посмотрите, ребята, каждая деталь имеет разную длину. Что же это значит? Это значит, что, например, у треугольника стороны разные. А что вы скажите о квадрате? Прямоугольнике?
Измерьте в своих тетрадях стороны геом. фигур и запишите результаты в клетку.
(даю время, помогаю).
Все справились с этим заданием? Хорошо.
Ребята, посмотрите задание №4. Как думаете, что нам нужно сделать? Что это такое?
Правильно, это равенства и их нужно правильно составить.
Для начала нам нужно измерить длину каждого отрезка.
Измерьте длину самого большого отрезка и результат запишите в верхнем «окошечке».
Какие равенства можно составить? (индивидуально спрашиваю у неск. детей. за правильный ответ-звездочка. Ответы записывают. Я показываю на доске).
Мы очень хорошо поработали. Думаю, мы заслуживаем отдыха.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два!
Хватит, хватит!
Прибежали!
Потянулись, подышали!
Еще чуть-чуть позанимаемся, и отдохнете подольше.
Сейчас посмотрите задание № 5. Смотрите, какие красивые картинки. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Здесь есть знаки > < =. Все правильно, нужно сравнить. Артем, скажи нам, пожалуйста, на первой картинке что изображено? Правильно. Где мячиков больше, где меньше? Значит, какой знак мы поставим? (показываю на доске знаки) Правильно. О следующей картинке нам скажет Егор. Скажи, пожалуйста, что изображено и какой знак нужно поставить? Почему? Будь внимателен. Правильно. Все согласны? Хорошо. И последняя картинка. Ростислав, скажи, пожалуйста, какой знак нужно поставить? Все правильно. Ребята, вы справились с этим заданием.
Задание №6 вы выполните с Ольгой Сергеевной после сна. А потом я проверю, как вы его выполнили.
(В случае если не уложусь во времени).

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Никита, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Молодцы!
Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома.
Я очень рада, что вы так внимательно меня слушали, вели себя хорошо, были такими активными. Как и обещала, самому активному и послушному, главный приз.
(определяем самого активного, умного и послушного. Остальным поощрительные призы).
Вы все очень умные, активные, послушные, но, как видите, (имя ребенка) был шустрее, быстрее всех.
Для вас я тоже приготовила поощрительные призы.
Всем спасибо и до новых встреч!

Тема: «Измерение длины»

Задачи:

1. Дать представление о числе как результате измерения длины.

Упорядочивать предметы по количеству, размеру;

Определять свое местонахождение среди объектов окружения.

3. Продолжать формировать представление о понятиях «четырехугольник», «треугольник».

Демонстрационный материал : 2 домика, 2 тропинки, условная мерка — полоска бумаги; 2 гнома (плоскостные); весы, 2 пакета с сахаром, совок.

Раздаточный материал: 5 кубиков; 5 мячей; предметные карточки; треугольники, четырехугольники.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом перед доской. На доске прикреплены 2 домика, 2 тропинки, ведущие к ним, и два гнома (плоскостные).

Жили два веселых гнома,

Вот их два чудесных дома.

И тропинки к ним ведут,

Гномики домой идут.

Но один идет хохочет —

Его тропинка чуть короче.

А другой не унывает,

Что по длинной он шагает.

— В какой дом гном придет быстрее? Почему вы так решили?

Дети объясняют, что одна тропинка длинная, другая короткая.

— Как вы измерили эти тропинки? Вы определили это на глазок. А можно более точно определить длину. Чем измеряют длину? (Предположения детей.)

— Чем только ни измеряли раньше длину: пальцами, локтями, руками. Сейчас существуют линейки, сантиметровые ленты. А если нет линейки? Можно измерить меркой.

Воспитатель показывает мерку — полоску бумаги. Объясняет детям, что с помощью этой мерки можно измерить длину.

— Посмотрите, как я буду это делать. Кладу мерку в начале тропинки. Я один раз положила мерку. Отложите один кубик. Сразу же кладу еще раз мерку. Отложите еще один кубик. И еще раз вмещается мерка. Отложите еще кубик.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (3 раза.)

— Теперь измерим другую тропинку.

Воспитатель проделывает то же с другой тропинкой.

— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (2 раза.)

— Теперь сразу видно, что одна тропинка длиннее.

Сахар гномики купили,

Целый день его делили.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

Дети проходят за столы. На столах лежат карточки с нарисованными на них предметами (от 1 до 5).

— Гномики решили убраться в квартире и положить разбросанные предметы в ряд. Положите в ряд карточки с предметами от 1 до 5, начиная с карточки с одним предметом.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет. Затем обращает внимание детей на мячи и кубики.

Гномики игрушки взяли,

Их, конечно, не убрали.

Скоро уж настанет ночь,

Надо гномикам помочь.

— Разложите, девочки, по порядку мячи: от самого большого до самого маленького.

— А мальчики разложат по порядку разбросанные кубики, начиная с самого маленького.

Воспитатель закрепляет с детьми понятия: «самый большой», «самый маленький», «поменьше», «побольше» и т.п.

— А сейчас возьмите все по одной геометрической фигуре. Гномики приготовили их для вас и хотят с вами поиграть. Задание такое:

У кого треугольники, встаньте с правой стороны стола;

У кого четырехугольники, встаньте так, чтобы доска была

сзади вас;

У кого прямоугольники, встаньте так, чтобы стол был впереди вас.

Воспитатель благодарит детей за работу.

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С МЕТРОМ И САНТИМЕТРОМ

Киричек Ксения Александровна
Ставропольский педагогический институт
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики


Аннотация
В статье рассматривается методика ознакомления дошкольников с общепринятыми мерками метром и сантиметром на протяжении нескольких занятий. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности для открытия нового знания о функциях линейки и получения начального опыты измерения линейных размеров с помощью линейки.

TECHNIQUE OF ACQUAINTANCE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH METERS AND CENTIMETERS

Kirichek Ksenia Aleksandrovna
Stavropol Pedagogical Institute
candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Informatics


Abstract
This article discusses the technique of acquaintance of preschool children with meters and centimeters on the several lessons. Methodical recommendations about the organization of educational activities for the opening of new knowledge about the functions of the straightedge and get the initial experiments linear measurements with a ruler.

Знакомство дошкольников с математическими понятиями метр и сантиметр относится к разделу «Величина» «Формирования элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие». Формирование представлений о величине является важным условием всестороннего развития ребенка, и служит необходимой основой для его дальнейшего обогащения знаниями об окружающем мире, успешного овладения системой общих знаний и математических понятий в школе.

Согласно одним из программ, разработанным в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, например, «Детский сад – Дом радости» (Крылова Н.М.) , «Мир открытий» (под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) , знакомство детей с понятием метр и сантиметр осуществляется в подготовительной к школе группе. Пропедевтикой ознакомления с метром и сантиметром являются темы «Длиннее, короче», «Измерение длины условной меркой». При проведении НОД рекомендуется использовать: практический, наглядный, словесные методы; приёмы приложения, наложения, сравнения «на глаз»; способы измерения при помощи условной мерки, линейки. При этом происходит обогащения словаря такими словами как: мерка, пядь, локоть, сажень, метр, сантиметр.

Детям можно предложить игру «Забавные человечки». В задании закрепляется прием сравнения предметов по длине, уточняются понятия выше, ниже, дальше, ближе и приём сравнения по высоте «на глаз» и путём наложения. Для реализации игры необходимо смоделировать ситуацию. В городе недалеко друг от друга жили неразлучные друзья: Петя, Толя, Миша, Ваня. Предложить выяснить кто из друзей самый высокий, кто самый низкий; сравнить по длине дорожки к домикам друзей и их домики по высоте.

Затем можно провести практическую работу: измерить шагами расстояние между игрушками на ковре; измерить стол при помощи пяди; измерить отрез ткани при помощи «локтя» и т.п. В результате проделанной работы сделать вывод: результат измерений получается разный у детей и воспитателя. Поэтому для сравнения величин необходима единая мерка. Иначе бы продавцу выгодно было бы иметь локоть маленький, а покупателю – большой. Для того чтобы не было разногласия, люди и договорились использовать единые мерки, которые не связаны с размерами человеческого тела. Воспитатель знакомит детей с такими едиными мерками как метр и сантиметр, демонстрирует их модели. Вместе с воспитателем дети выясняют, чем удобней измерять метром или сантиметром величину предметов в групповой комнате, затем пробуют измерить шкаф, стол, полки игрового уголка и т.п. Далее выясняют, чем удобнее измерить дорожку, по которой проползла улитка и т.п.

Осуществить практическую работу с линейкой. Воспитатель показывает линейку, где отложены отрезки по одному сантиметру и объясняет, что числа 1, 2, 3, и т.д. показывают, сколько сантиметров отложено. Объясняет, как правильно надо приложить линейку, чтобы измерить длину отрезка.

Провести работу в учебных тетрадях на закрепление материала: измерить линейкой длину отрезка, измерить стороны многоугольника, измерить отрезок и его части и т.п.

Следует отметить, что такой подход позволяет знакомить детей с новым учебным материалом на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельной деятельности: выявления существенных признаков, анализа, синтеза, сравнения. Воспитатель лишь подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их исследовательские и поисковые действия.