Кто вошел священный союз 1815. Священный союз

В нынешнем году исполняется 200-летие одного из ключевых событий в истории Европы, когда по инициативе российского императора Александра I-го или, как его именовали, Александра Благословенного, были предприняты шаги в направлении установления нового мирового порядка. Во избежание новых войн, подобных тем, что вёл Наполеон, была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз (la Sainte-Alliance) при руководящей роли России.

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба» , – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как о своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии.

Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаты работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и «врагом рода человеческого».

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства.

Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа» . Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминатов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться» . Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

«Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладнокровный кровопийца,

Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари».

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования.

За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена» , – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением.

Культ людоеда-Наполеона, устилавшего миллионами трупов Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве.

Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ.

Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронизать все структуры общества в Европе и России.

Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит.

Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.

Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных.

Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя.

В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции.

Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью» .

Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов . Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений.

В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания.

Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским.

Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства» .

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие.

С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

«Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» .

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции.

Великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза.

Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия» .

Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану:

«Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз» .

В своей книге «История России» французский поэт и политический деятель Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение» .

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей» .

Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению.

Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914 – 1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного:

«Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо» .

Проект Русская Idea осуществляется на общественных началах и нуждается в финансовой поддержке своих читателей. Вы можете помочь проекту следующим образом:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

Счет 40817810540012455516

БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal - [email protected]

Яндекс-кошелек - 410015350990956


Политическая карта Европы 1815 года (после Венского конгресса)

1815 год. 26 сентября (14 сентября ст.ст.) на Венском конгрессе был заключен Священный союз России, Пруссии и Австрии с целью поддержания незыблемости послевоенных границ в Европе и предупреждения революционных выступлений.


Жан-Баптист Изабе. Венский конгресс. 1819 год

«После вторичного изгнания Наполеона Александр I в некотором роде (как самый авторитетный государь) занял его место на континенте. "Император русский - Агамемнон, царь 59 царей!" - восклицала очарованная им мадам Ж. де Сталь. Льстецы из свиты царя брали ноту повыше: "умиротворитель вселенной". Эти славословия отвечали формальному, действительно вселенскому возвышению имени царя, но затемняли его фактическую роль, которую В.О. Ключевский определил так: "караульный часовой чужих престолов против народов". Именно в этой роли Александр создавал и возглавил Священный союз.

Исторический акт о рождении Священного союза монархов Европы был подписан в Париже 14 (26) сентября 1815 г. Царь сам написал акт, склонил к его одобрению Фридриха Вильгельма III и Франца I и больше, чем кто-либо, постарался, чтобы присоединились к нему все европейские государства. Каковы же были принципы Союза - на словах и на деле? Монархи обязались "побуждать своих подданных к исполнению обязанностей, в которые наставил человеков Бог-спаситель", и "во всяком случае и во всяком месте подавать друг другу помощь". На деле, как показали все конгрессы Священного союза, столь туманная фразеология прикрывала конкретную цель - сообща давить "во всяком месте" Европы "всякий случай" сопротивления новым (точнее, восстановленным старым, дореволюционным) режимам.

Портрет Александра I. Неизвестный художник, около 1825 года

Портрет Фридриха Вильгельма III, короля Пруссии. Первая пол. 19 века

Священный союз отныне стал главной заботой Александра I. Именно царь созывал конгрессы Союза, предлагал вопросы к повестке дня и во многом определял их решения, что позволило Марксу и Энгельсу квалифицировать Священный союз как "маскировку гегемонии царя над всеми правительствами Европы". Это мнение больше согласуется с фактами, чем распространенная версия о том, что главой Священного союза, "кучером Европы" был австрийский канцлер К. Меттерних, а царь будто бы являлся декоративной фигурой и чуть ли не игрушкой в руках канцлера. Меттерних действительно играл выдающуюся роль в делах Союза и был его (а не всей Европы) "кучером", но по этой метафоре Александра надо признать седоком, который доверялся кучеру, пока тот ехал в нужную для седока сторону.

На всех конгрессах Священного союза главным был один и тот же вопрос - о борьбе с революционным движением народов Европы, ибо народы, освободившись от Наполеона, не хотели мириться со старорежимными монархами, которых рассадил повсеместно Венский конгресс и теперь охранял Священный союз».

В начале XIX века в Европе сложилось множество комплексных проблем социального и национального характера. Первые были связаны с противостоянием привилегированных слоёв общества с крестьянством и нарождающимся пролетариатом, а вторые – с национально-освободительной борьбой в Италии, Польше, Греции и других государствах, потерявших самостоятельность. Кроме того, запад был потрясён размахом наполеоновских войн. Венский конгресс 1814-1815 годов заложил основные принципы международного права. Однако предложенная система нуждалась в защите. Гарантом мира и стабильности было решено сделать союз европейских монархов, которым надлежало следить за соблюдением принципов венской системы.

В задачи Священного Союза входили:

  • предотвращение революций, что было, пожалуй, ключевой функцией созданной коалиции;
  • сохранение монархического строя;
  • предотвращение масштабных войн, подобных наполеоновским.

Изначально акт о создании Священного союза подписали Россия, Пруссия и Австрия. Но впоследствии к коалиции примкнули почти все европейские державы. Великобритания, хотя и воздержалась от подписания акта, всё же принимала деятельное участие в жизни Союза. По своему характеру Священный Союз был крайне консервативной международной организацией, боровшейся с антимонархическими настроениями.

Конгрессы Священного Союза

Осенью 1818 года состоялся первый конгресс Священного Союза в Ахене. Главным вопросом этого съезда было международное положение Франции. Поскольку Париж был готов выплатить контрибуции, Австрия, Россия, Пруссия и Англия согласились вывести с территории Франции оккупационные войска. Несмотря на то, что втайне от французских дипломатов четыре державы подписали тайный протокол с планом действий на случай возобновления войны, фактически решения конгресса означали возвращение Франции в число великих держав.

Также на Ахенском конгрессе обсуждались вопросы, касавшиеся умиротворения взбунтовавшихся испанских колоний в Латинской Америке, разногласий среди скандинавских королевств, ограничения торговли рабами, безопасности международной морской торговли и т. д.

Следующий конгресс проходил в Троппау в декабре-октябре 1820 года. Его инициировала Австрия, которую обеспокоило революционное движение в Италии. В начале XIX века там действовало тайное общество карбонариев, боровшихся за освобождение Италии от власти неаполитанских Бурбонов и австрийцев и последующее объединение страны. Также карбонарии выступали за установление демократических свобод. Акции карбонариев напугали Фердинанда I Неаполитанского. Он решил пойти на уступки: даровал своим подданным конституцию и созвал парламент. Но в Троппау лидеры Священного Союза приняли решение ввести в Италию военный контингент. Фердинанд I, для которого демократические веяния были только уловкой, чтобы остаться на троне, поддержал это решение. Обсуждение этих вопросов продолжилось на конгрессе в Лайбахе (январь-май 1821). Вскоре восстание карбонариев было подавлено, а Фердинанд I восстановил свой статус абсолютного монарха.

Однако революционное движение в Европе вовсе не утихало. Практически одновременно с итальянским восстанием, аналогичные процессы начались в Испании, где вспыхнула революция 1820-1823 годов. По своему характеру она была буржуазно-демократической: восставшие требовали ограничения власти монарха, утверждения гражданских прав и свобод и ликвидации феодальных пережитков. По поводу испанских событий был устроен Веронский конгресс Священного Союза (октябрь-декабрь 1820).

На конгрессе также было принято решение ввести в Испанию войска, что и было сделано в 1823 году.

Однако Веронский конгресс, ставший в итоге последней встречей лидеров Священного Союза, выявил основные противоречия между европейскими державами:

  • во-первых, вопрос об испанских заморских колониях, стремившихся к независимости. Континентальные державы желали, чтобы Латинская Америка не создавала прецедента и оставалась в зависимости от Мадрида. Но этому противилась Великобритания, наладившая с испанскими владениями торговлю. Лондону было выгодно признание этих областей свободными от испанской короны;
  • во-вторых, вопрос о национально-освободительной борьбе греков. Россия поддерживала Грецию, восставшую против власти Османской империи, что явно противоречило принципам Священного Союза. Впрочем, австрийскому канцлеру Меттерниху всё же удавалось оказывать давление на императора Александра I. Поэтому действия России на Балканах в это период были не слишком решительными.

Закат Священного Союза

Накопившиеся противоречия сделали дальнейшую деятельность Союза практически невозможной. После смерти Александра I конгрессов более не проводилось. Его преемник – Николай I – вышел из-под влияния Австрии и стал выстраивать собственную внешнюю политику, продолжая, впрочем, оказывать поддержку европейским монархиям, столкнувшимся с революционными настроениями своих поданных.

Кроме того, объективные исторические процессы постепенно делали Священный Союз бесполезным анахронизмом, мешавшим становлению демократических режимов и развитию капиталистических отношений. В 1840-х годах по Европе прокатилась новая волна революций, с которыми Священный Союз не сумел справиться должным образом.

Впрочем, при всех своих недостатках Священный Союз сыграл в истории и положительную роль. Почти 100 лет (до начала Первой Мировой войны) Европа не переживала войны, подобные наполеоновским.

Война, продолжавшаяся в Европе полных 10 лет, принесла огромный урон странам континента. Одновременно она способствовала появлению первого мирового опыта регулирования международных отношений и обретения политической стабилизации в Европе, гарантированной всей мощью держав-победительниц.

Венский конгресс, его решения, непоследовательные, противоречивые, несущие в себе заряд будущих взрывов, тем не менее сыграли эту роль. Но монархи этим не удовлетворились. Необходимы были более прочные, и не только силовые, но и юридические, а также нравственные, гарантии. Так в 1815 г. появилась идея Священного союза европейских государств - первой общеевропейской организации, целью которой должно было бы стать прочное обеспечение существующего порядка вещей, незыблемости тогдашних границ, стабильности правящих династий и других государственных установлений при уже свершившихся в разных странах послевоенных переменах.

Инициатором союза европейских государств стал Александр I. Основные положения договора о Священном союзе Александр написал собственноручно. Они содержали следующие статьи: поддерживать между государствами узы братской дружбы, оказывать друг другу помощь в случае дестабилизации международной обстановки, управлять своими подданными в духе братства, правды и мира, считать себя членами единого христианского сообщества, в международных делах руководствоваться евангельскими заповедями.

Таким образом, идеи Священного союза, который действительно стал прообразом международных организаций XX в., были исполнены самых благих намерений, и Александр I мог быть доволен своим детищем. Вскоре почти все страны Европы, кроме островной Англии, примкнули к Союзу, но и Англия активно участвовала в работе его конгрессов и оказывала на их политику достаточно силь­ное влияние.

По существу, решения Венского конгресса и Священного союза создали в Европе так называемую венскую систему, которая существовала около 40 лет, предохраняла Европу от новых больших войн, хотя противоречия между ведущими европейскими державами попрежнему существовали и являлись достаточно острыми.

Это выявилось сразу же после введения «венской системы» в жизнь. И главным ее испытанием стали не столько территориальные претензии держав друг к другу, сколько нарастание на континенте революционного движения, которое явилось логическим продолжением грандиозных преобразований общественной жизни стран Европы, порожденных и продолженных Великой французской революцией.

Заря новой революции, национально-освободительного движения, которая с 1820-х гг. поднималась над Европой, внушала ужас устроителям «венской системы». Опять замаячили призраки якобинства, беспощадного сокрушения тронов. Вспыхнули революционные движения в Испании, Португалии, Италии. В этих условиях заколебались даже либералы, к которым относился и Александр I. Русский царь медленно, но верно отходил от своих идеалистических представлений о послевоенном устройстве Европы. Уже в начале 1820-х гг. на примере событий в Испании, Италии, на примере восстания собственного Семеновского полка в центре Петербурга он понял, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народных революций или военных мятежей. Реальное дыхание народной свободы страшило создателя Священного союза и заставляло его дрейфовать вправо, хотя он поначалу и выступал против применения силы, как на том настаивали Австрия и Пруссия.

И все же, несмотря на глубокие противоречия, разрывавшие Священный союз с самого начала его существования, он во многом способствовал стабилизации ситуации в Европе, внес в европейскую практику новые гуманистические идеи, не дал Европе скатиться к новому военному.

Венский конгресс и «Священный союз»

Венский конгресс 1814 – 1815 гг.

После победы над наполеоновской империей в 1814 г. в Вене собрался конгресс европейских государств. Главную роль на нем играли Россия, Англия, Австрия и Пруссия. К закулисным совещаниям был допущен также уполномоченный Франции. На этих совещаниях решались все важные вопросы. Главные цели участников конгресса заключались в восстановлении по возможности прежних династий и власти дворянства, в переделе Европы в интересах победителей и борьбе с назревшими новыми революционными движениями. Не считаясь с народом, победители кромсали карту Европы в своих интересах, Англия удержала за собой остров Мальту и бывшие голландские колонии – остров Цейлон у берегов Индии и Капскую землю на юге Африки. Главным успехом Англии было ослабление ее основного врага – Франции, закрепление британского превосходства на море и в колониальных захватах. Россия закрепила за собой большую часть Польши.

Раздробленность Германии намного уменьшилась. Вместо двухсот с лишним мелких государств был создан Германский союз из 39 государств. Самыми крупными из них были Австрия и Пруссия. Германский союз не имел ни правительства, ни денег, ни армии, ни влияния на международные дела.

К владениям Пруссии отошли богатые и экономически развитые провинции – Рейнская область и Вестфалия. Там сохранились некоторые введенные во время Наполеона буржуазные порядки. Западные польские земли также признаны были владением Пруссии.

Территория Австрии значительно увеличилась – к ней вновь отошли ее прежние владения в Италии и ряд других земель. В Пьемонте была восстановлена прежняя династия, а в малых государствах Северной Италии воцарились австрийские герцоги.

Восстановлена была светская власть папы над Римской областью, а в Неаполитанском королевстве водворена на престол прежняя династия Бурбонов. Римский папа и неаполитанский король правили опираясь на швейцарских наемников.

В Испании восстановлена была абсолютная монархия и инквизиция. Начались преследования и казни патриотов – участников революции 1808 – 1814 гг.

Бельгия была присоединена к Нидерландскому королевству. Швейцария вернула себе горные проходы, ведущие в Италию, и была объявлена вечно нейтральным государством.

Была увеличена территория Сардинского королевства, главной частью которого был Пьемонт с городом Турином.

По мирному договору с Францией, заключенному в 1815 г., ее территория была возвращена к прежним границам. На нее была наложена контрибуция в 700 млн. франков. До ее уплаты северо-восточная часть Франции должна была оставаться занятой войсками союзников.

Англия, Россия, Австрия и Пруссия возобновили военный союз с обязательством не допускать восстановления во Франции династии Бонапартов и созывать время от времени конгрессы для охраны в Европе порядка, установленного после наполеоновских войн.

«Священный союз»

В целях закрепления абсолютизма и дворянской реакции европейские государи по предложению Александра I в 1815 г. заключили так называемый «Священный союз» против революционных движений. Его участники обязывались помогать друг другу при подавлении революций, поддерживать христианскую религию. Акт о «Священном союзе» подписали Австрия, Пруссия, а затем и почти все монархи европейских государств. Англия формально не вошла в «Священный союз», но фактически поддерживала политику подавления революций.

В начале 20-х гг. в Испании, Неаполитанском королевстве и Пьемонте против абсолютизма вспыхнули буржуазные революции во главе с передовыми офицерами. По решению «Священного союза» они были подавлены – в Италии австрийскими войсками, а в Испании – французской армией. Но увековечить абсолютистские феодальные порядки было невозможно. Революции и национально-освободительные войны охватывали все новые страны и континенты.