Функционирование и развитие отраслевых базовых кафедр.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ

СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Кафедра «Системные исследования энергетических рынков» (далее «Кафедра») является структурным подразделением факультета экономики и управления (далее «Факультет») Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина (далее «Университет»), осуществляющим свою деятельность в целях, указанных в настоящем положении (далее «Положение»).

1.2. Кафедра не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Российской Федерации, Устава Университета и Положения

1.3. Кафедра создана Университетом в соответствии с его Уставом на основании Договора о создании Кафедры № ОБ/1 от 15 июня 2011 года, заключенного между Университетом и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт энергетических исследований Российской академии наук (далее «ИНЭИ РАН»). Кафедра создана в порядке, утвержденном в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 66 «Об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования на базе научных организации кафедр, осуществляющих образовательный процесс».

1.4. Кафедра располагается на территории ИНЭИ РАН по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, 44, корп. 2, ком. 408,410.

1.5. Переименование и ликвидация (прекращение деятельности) Кафедры осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных в Уставе Университета и в законодательстве Российской Федерации.

РАЗДЕЛ II

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАФЕДРЫ

2.1. Целью деятельности Кафедры является совершенствование качества образования путем использования результатов научно-исследовательских работ в образовательном процессе, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательного процесса, кадровое обеспечение научных исследований в области экономики энергетики, а также осуществление научной, учебной и методической работы в этой области.

2.2. Кафедра создается для:

Интеграции образования, науки и производства как важнейшего условия повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, а также обеспечения непосредственного участия ИНЭИ РАН в учебном процессе путем привлечения для его осуществления интеллектуальных и иных ресурсов ИНЭИ РАН.

Обеспечения прямого участия ИНЭИ РАН в образовательной деятельности Университета путем вовлечения и эффективного использования в учебном процессе интеллектуальных и материально-технических ресурсов ИНЭИ РАН.

Реализации на этой основе принципов опережающего образования.

Осуществления целевой подготовки молодых специалистов в Университете для РАН, эффективного решения проблем обеспечения Института и организаций РАН специалистами высшей квалификации.

2.2. Для достижения целей, указанных в пункте 2.1. Положения, Кафедра решает следующие задачи:

Реализация основных образовательных программ высшего профессионального образования по следующим специальностям и направлению 38.04.01 «Экономика», включая обучение в магистратуре;

Реализация программ профессиональной переподготовки и иных дополнительных образовательных программ профессионального образования по профилю образовательной деятельности Кафедры;

Реализация послевузовского профессионального образования по специальностям, отвечающим профилю образовательной деятельности Кафедры;

Участие в работе диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по указанным выше специальностям;

Содействие проведению научных стажировок по специальностям и направлениям подготовки в сфере высшего профессионального образования, отвечающим профилю деятельности Кафедры;

Обеспечение выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по профилю научной деятельности Кафедры;

Содействие созданию инновационных структур в рамках Кафедры и участию в их работе;

Подготовка учебно-методической литературы, подготовка тематических научных сборников, научных трудов, монографий, материалов конференций и организация создания других результатов интеллектуальной деятельности;

Организация и проведение научных конференций, семинаров, симпозиумов;

Иная деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Университета и Положением.

Руководство Кафедры планирует учебную и научную работу, проводимую на Кафедре, организует и контролирует ее выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Университета, Правилами внутреннего распорядка Университета, приказами ректора Университета и иными локальными актами Университета.

На Кафедре обеспечивается реализация очной формы обучения, по срокам и ступеням подготовки магистров, программ послевузовского профессионального образования (аспирантура, соискательство, докторантура), а также иных образовательных программ в соответствии с профилем деятельности Кафедры.

Учебный процесс осуществляется по учебным планам, разработанным в установленном порядке на основе государственных образовательных стандартов, а также нормативных правовых актов Российской Федерации. Учебный процесс регламентируется законодательством Российской Федерации, Уставом Университета, Правилами внутреннего распорядка Университета, приказами ректора Университета и иными локальными актами Университета.

Проведение учебных занятий и консультаций, прием экзаменов и зачетов по ряду специальных дисциплин и курсов, в том числе элективных, предусмотренных учебными планами направлений и специальностей подготовки дипломированных специалистов, а также магистерскими программами;

Руководство дипломным проектированием, подготовкой магистерских и кандидатских диссертаций;

Организация и руководство учебной и научно-исследовательской работой магистрантов и аспирантов;

Участие преподавателей в работе государственной аттестационной комиссии;

Организация и руководство стажировкой преподавателей Университета, направляемых в соответствии с планом и программой повышения их квалификации.

Методическая работа Кафедры включает:

Участие в разработке нормативной документации, предусмотренной государственными образовательными стандартами по направлениям и специальностям, по которым ведется подготовка специалистов с высшим образованием в Университете;

Разработку рабочих программ дисциплин, преподаваемых на Кафедре, программ стажировок преподавателей Университета на Кафедре;

Подготовку и издание учебников, учебных пособий, конспектов лекций по дисциплинам Кафедры, методических руководств по УНИРС, курсовому и дипломному проектированию, других видов учебно-методической литературы, необходимой для качественного освоения студентами учебной программы и эффективного использования в учебном процессе новых методов и форм обучения;

Разработку тематики домашних заданий, курсовых проектов, магистерских диссертаций, программ рубежного контроля самостоятельной работы учащихся;

Отработку и внедрение в учебный процесс новых методов и форм обучения, в том числе современных информационных технологий обучения.

Учебный процесс на Кафедре осуществляется в соответствии с рабочими учебными и семестровыми планами, согласованными с руководством ИНЭИ РАН и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кафедра заблаговременно представляет в Учебно-методическое управление Университета предложения по составлению расписания учебных занятий и консультаций по дисциплинам Кафедры, календарных планов-графиков научно-исследовательской работы студентов и аспирантов.

На Кафедре в установленном порядке ведутся делопроизводство и отчетность, Кафедра обязана представлять в установленные в локальных актах Университета сроки планы работы

Кафедры, индивидуальные планы работы преподавателей, магистрантов и аспирантов. Регулярно (не реже 1 раза в 2 месяца) должны проводиться заседания Кафедры, методические и научные семинары.

Научно-исследовательская работа, выполняемая учащимися на Кафедре, проводится по тематике, разрабатываемой ИНЭИ РАН и согласованной с проректором Университета по научной работе.

Научная деятельность на Кафедре осуществляется, в том числе в форме участия в научно-исследовательских государственных, региональных и международных проектах и программах, конкурсах грантов, в форме выполнения различных видов научно- исследовательских, опытно-конструкторских, научно-организационных, прикладных работ, оказании научно-технических и научно-консультационных услуг посредством заключения Университетом соответствующих договоров.

Научно-исследовательская работа на Кафедре может организовываться в составе научно-исследовательских подразделений ИНЭИ РАН и осуществляться по следующим основным направлениям:

Тенденции и закономерности развития энергетики в ее взаимодействии с потребностями общества, научно-техническим прогрессом и окружающей средой;

Обоснование структурной и научно-технической политики в российской и мировой энергетике;

Исследование и разработка эффективных стратегий развития ТЭК страны;

РАЗДЕЛ III

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИИ КАФЕДРЫ

3.1. Кафедра осуществляет функции по ведению образовательной, научной и иной, незапрещенной в российском законодательстве, деятельности по направлениям, необходимым для достижения целей и решения задач, предусмотренных в Положении.

3.2. Функции Кафедры реализуются заведующим Кафедрой, его заместителями и другими работниками Кафедры в соответствии с их полномочиями, которые определяются в соответствующих должностных инструкциях.

3.3. Педагогический коллектив Базовой кафедры, включая должность заведующего кафедрой, составляют штатные работники ИНЭИ РАН, работающие в Университете на условиях совместительства на должностях профессорско-преподавательского состава.

3.4. ИНЭИ РАН для освоения студентами и аспирантами преподаваемых дисциплин предоставляет Базовой кафедре учебные классы, оборудование, необходимую нормативнометодическую документацию.

3.5. Имущество Кафедры может формироваться любым законным способом, в том числе за счет средств, получаемых Университетом на основании договоров, исполнение которых осуществляется Кафедрой.

3.6. Финансирование деятельности Кафедры осуществляется на любых законных основаниях, в том числе на основании договоров, заключаемых Университетом с третьими лицами.

3.7. Обеспечение деятельности Кафедры осуществляется соответствующими службами Университета. Учет хозяйственной деятельности Кафедры ведется бухгалтерией Университета согласно законодательству Российской Федерации и учетной политике Университета.

РАЗДЕЛ IV

УПРАВЛЕНИЕ КАФЕДРОЙ

4.1. Кафедра подчиняется непосредственно декану Факультета. Управление Кафедрой осуществляет заведующий Кафедрой. Заведующий Кафедрой осуществляет функции и полномочия, предусмотренные в его должностной инструкции. Квалификационные и иные требования к должности заведующего Кафедрой, иным должностям, предусмотренным в штатном расписании Кафедры, и порядок их замещения устанавливаются в законодательстве Российской Федерации и Уставе Университета.

4.2. Педагогический коллектив Кафедры, включая должность заведующего кафедрой, составляют штатные сотрудники ИНЭИ РАН, работающие в Университете на условиях совместительства на должностях профессорско-преподавательского состава.

4.3. Штатное расписание Кафедры утверждается ректором Университета по представлению заведующего Кафедрой и декана Факультета.

4.4. Преподаватели Кафедры имеют право участвовать в мероприятиях, проводимых на факультете и в университете, в том числе собраниях научно-педагогического коллектива, пользоваться информационными ресурсами Университета: библиотекой, фондами методических кабинетов и т.п. Они могут избираться в состав Ученых Советов Университета и факультета экономики и управления.

4.5. Кафедра организует согласование и подготовку соглашений о сотрудничестве и договоров, заключаемых Университетом с ИНЭИ РАН.

РАЗДЕЛ V

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ КАФЕДРЫ

5.1. Ответственность, права и обязанности работников Кафедры определяются в законодательстве Российской Федерации, Уставе Университета, Положении, трудовых договорах, заключенных Университетом с ними, должностных инструкциях этих работников, а также в иных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ VI

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАФЕДРЫ

С ДРУГИМИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УНИВЕРСИТЕТА

6.1. Кафедра при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими структурными подразделениями Университета в той степени, в которой это необходимо для достижения целей и выполнения задач, предусмотренных в Положении.

6.2. Заведующий Кафедрой организует взаимодействие его работников с работниками других структурных подразделений Университета и отвечает за результаты такого взаимодействия.

РАЗДЕЛ VII

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ

7.1. Внесение изменений и дополнений в Положение осуществляется на основаниях, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации, в Уставе Университета, и в соответствии с СТВ-909-01 «Управление документацией и записями».

Базовой кафедрой в МФТИ называется выпускающая кафедра, то есть кафедра, отвечающая не только за обучение студентов (за профессиональную часть их обучения в рамках «базового учебного цикла»), но и за написание ими дипломов и других научных работ (в том числе, в аспирантуре), а также за трудоустройство выпускников кафедры для работы по специальности. В соответствие с «системой Физтеха», базовая кафедра существует при одной или нескольких "базовых организациях" – при институтах РАН, НИИ, коммерческих или государственных предприятиях, расположенных в Москве или Подмосковье.

Часто базовая организация являются основным местом работы для сотрудников базовой кафедры, там же происходит учебный процесс и исследовательская работа студентов, их "погружение" в реальные задачи организации. Однако в современной ситуации наиболее полезным для студентов является несколько другое взаимодействие базовой организации и кафедры. А именно, кафедра учит студентов в одной организации (где есть много высококлассных ученых и педагогов), но начиная со старших курсов кафедра трудоустраивает их в другую - базовую - организацию (которая так или иначе оплачивает их профессиональное обучение и предлагает лучшие карьерные возможности).

Уникальной особенностью кафедры вычислительной математики МФТИ является то, что она связывает достаточно много базовых организаций со студентами своих специализаций: специализации «Компьютерное моделирование в механике, биомеханике и физиологии » Факультета и специализации «Прикладные вычислительные модели и программные комплексы » Факультета . Разнообразие базовых организаций дает студентам максимальные возможности для выбора направления работы, причем не только на этапе приема на кафедру, но и намного позже, после осознания своих интересов и вариантов практической работы.

Следует заметить, что сам МФТИ также является одной из базовых организаций кафедры вычислительной математики. Вуз, конечно, не обеспечивает полноценную карьеру во многих из тех областей, которые изучаются на кафедре. Однако "карьера" - это всегда проторенный путь; а у тех выпускников кафедры, кто ежегодно остается работать в самом МФТИ, имеется на порядок больше возможностей выбора (выбора интересной и творческой работы, выбора способа зарабатывания денег) - по сравнению с теми, кто делает "стандартную карьеру". Такими возможностями обычно пользуются лучшие выпускники кафедры, кто имеет наиболее самостоятельное мышление, а также любит преподавать или делать науку.

Любая базовая кафедра МФТИ (за исключением некоторых платных специальностей) обеспечивает обучение по одной или нескольким магистерским программам, описанным в государственном стандарте высшего образования по направлению 511600. Основными магистерскими программами для кафедры вычислительной математики являются "Математические и информационные технологии " (ФУПМ) и "Математическое и экспериментальное моделирование процессов в механике, гидродинамике и биомеханике " (ФАКИ). Выпускники кафедры поступают в аспирантуру и, как правило, защищают кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.18 "

- Карина Иосифовна, что такое базовые кафедры внешних IТ-компаний и академических институтов в вузах?

Базовые кафедры - это возможность объединить внешние ресурсы (компаний или академических институтов) и ресурсы университета с целью повышения качества учебного процесса за счет привлечения к преподаванию специалистов-практиков и ученых, а также современного оборудования, которое есть в коммерческих компаниях и академических институтах.

В создана и работает совместно (ИАПУ ДВО РАН). Её цель - повышение профессионального уровня выпускников и систем (ИТС). Наш вуз - единственный на Дальнем Востоке имеет базовую кафедру по IТ- направлению.

- Какие преимущества получают студенты, обучаясь на базовой кафедре?

Сотрудники базовой кафедры - это ведущие ученые ИАПУ ДВО РАН - профессора, доктора и кандидаты наук. Это ученые с именем, имеющие большой опыт в реализации научных проектов, хоздоговорных работ, публикации в ведущих профессиональных изданиях. Эти ученые не только читают лекции и проводят лабораторные и практические занятия для наших студентов, но, во-первых, они используют для лабораторных работ высокотехнологичное оборудование, имеющееся в распоряжении института, во-вторых, они привлекают студентов к проектам, в которых сами участвуют.

Поэтому наши студенты не только общаются с выдающимися учеными, но и осваивают новейшее современное высокотехнологичное оборудование, получают опыт практической и научно-исследовательской работы, опыт командной работы, обеспечивают, таким образом, свое конкурентное преимущество на рынке труда. Благодаря работе базовых кафедр рынок труда в перспективе получает выпускников с нужными компетенциями, а такие выпускники имеют явные конкурентные преимущества.

- Каким образом происходит закрепление студента за преподавателем базовой кафедры?

Абитуриент поступает на в на . Работа с учеными базовой кафедры начинается со 2-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры. В последнем семестре 3-го курса студенты бакалавриата решают сами, какие преподаватели и направления базовой кафедры им интересны, и закрепляются за ученым для выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Студенты магистратуры принимают такое решение значительно раньше, в первом семестре, так как почти сразу с ними работают ученые ИАПУ.

Сегодня на базовой кафедре Института информационных технологий ВГУЭС студенты изучают дисциплины: «Физические основы наноэлектронники», «Источники и приемники оптического излучения», «Оптоволоконные линии связи», «Оптические сети доступа», «Компоненты системы оптической связи», «Облачные технологии», «Управление требованиями», Технология программирования», «Интеллектуальные системы».

Наши магистранты активно подключаются к проектам, которые ведет ИАПУ ДВО РАН. Так, два магистранта участвуют в совместном проекте ВГУЭС и ИАПУ ДВО РАН по внедрению технологии Big Data в медицине. Два выпускника 2015 года остались работать в ИАПУ ДВО РАН.

Помимо организации дисциплин, которые читают представители базовых компаний, и руководства курсовыми и дипломными проектами, базовые кафедры занимаются организацией стажировок студентов вуза в ИАПУ ДВО РАН. Тесное взаимодействие с базовой кафедрой - это хороший шанс заявить о себе, получить профессиональные навыки, опыт реальной работы по специальности - и все это в процессе обучения.

Сегодня образование в области информационных технологий во ВГУЭС дает студентам значительные преимущества. Благодаря базовой кафедре идет практическое обучение, студенты приобретают реальные профессиональные навыки. Добавлю, что, кроме этого, ВГУЭС сотрудничает с такими IТ-предприятиями, как «Фарпост», «Ронда», «Сервис-центр», DNS, где студенты проходят стажировки, получают опыт работы и остаются там.

Какие сегодня вы можете назвать перспективные проекты Института информационных технологий ВГУЭС, в которых могли бы принять участие студенты - нынешние и будущие?

В этом году мы запустили проект «Использование технологий Big Data в программах сохранения и развития здоровья населения Приморского края». Проект объединяет под патронажем Администрации Приморского края ученых ВГУЭС, ИАПУ ДВО РАН, Тихоокеанского государственного медицинского университета, Медицинский информационно-аналитический центр, Центр гигиены и эпидемиологии, Роспотребнадзор. Учеными ВГУЭС выполняются работы, связанные с хранением и обработкой больших массивов информации, построением систем и сервисов, в том числе с использованием ГИС-технологий. Проект направлен на улучшение здоровья жителей Приморского края. В проекте активное участие принимают студенты старших курсов и магистранты.

Много лет ВГУЭС развивает . В разработке сервисов и систем активное участие всегда принимали студенты. Выпускники 2015 года, например, разработали , мобильные версии сервисов «Портфолио студента», «Портфолио сотрудника».

В рамках выполнения гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на готовится к защите докторская диссертация по навигации судов. В проекте активно участвуют студенты, магистранты и аспиранты.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ").

Представитель Минобрнауки России подчеркнул, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в том числе при предприятиях, даже если последние располагаются не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз или ссуз.

Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с разработанным документом специальные лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, поскольку последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. При этом, по его словам, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.

Эксперт также подчеркнул важность другого положения проекта закона, которое позволит назначать руководителями базовых подразделений генеральных конструкторов, крупных производственников и ученых, то есть представителей предприятий, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает исполнение одновременно обязанностей и сотрудника предприятия, и руководителя базового подразделения вуза по совместительству. Сегодня, напомним, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации или филиала государственной или муниципальной образовательной организации запрещено исполнять по совместительству ().

Также он обратил внимание на то, что сегодня форма сотрудничества между вузами и предприятиями прямо не установлена законом, поэтому они не выстраивают взаимодействие друг с другом через специально создаваемые подразделения. Чаще всего они заключают договоры о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику или стажировку студентов и выпускников вуза.

В связи с этим, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом договоре. Эксперт сообщил, что форму такого договора Минобрнауки России уже разработало, причем особое внимание уделено его существенным условиям.

Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями в том числе в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают договоры на прохождение учебной или производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, так как ее определяет вуз.

По оценке спикера, в представленной модели взаимодействия нет рисков и сложностей, а нововведение важно как для вузов, так и для предприятий: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут использовать интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых предприятий на уровне подзаконных актов невозможно, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.

В целом, по мнению разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит качество образовательного процесса и будет способствовать интеграции образовательной и практической деятельности, в частности, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Аналогичной позиции придерживаются и представители вузов.

В каких изданиях студенты вправе публиковать свои работы на бесплатной основе? Узнайте из материала "Права студентов" в "Домашней правовой энциклопедии" . Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко подчеркнул, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии. Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать основой для будущего трудоустройства студентов. Вместе с тем, по его мнению, нужно определить минимальные требования к предприятиям, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их взаимодействии с вузами.

А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта важно в том числе и для сферы педагогического образования, поскольку оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.

Вместе с тем, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев заявил, что Минобрнауки России планирует сделать документ более понятным для граждан.

На необходимость доработки проекта закона указала и заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина , в то же время отметив, что потребность в предлагаемых нововведениях колоссальна.

Она подчеркнула, что подавляющее большинство предполагаемых поправок к законопроекту касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем необходимо внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Так, она допустила, что будет изменен , поскольку у предприятий в результате взаимодействия с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности. Кроме того, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она предложила отразить еще и в .

Наряду с этим Любовь Духанина заявила, что законопроект будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет отдельно лицензироваться. "Если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это непонятно. Можно говорить о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы [к деятельности базовых подразделений. – Ред. ], но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений", – заявила представитель Госдумы.

Министерство образования и науки разработало пакет поправок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций. Речь идет о базовых кафедрах, которые возможны в двух видах - компании открывают их в вузах или вузы открывают их в компаниях. Речь идет о втором случае. Сама по себе базовая кафедра является учебной площадкой для студентов, где готовят специалистов определенной направленности.

В настоящее время распространен первый вариант создания базовых кафедр, когда компания по договоренности с вузом открывает свою кафедру для подготовки специалистов под свои нужды. В этом варианте никаких ограничений по закону нет и компания из Москвы может совершенно спокойно открыть такую кафедру на другом конце России. В обратном варианте, когда вуз хочет открыть кафедру на интересном ему производстве, есть проблема - возможность создания базовой кафедры за пределами муниципального образования не предусмотрена законом «Об образовании». Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить выделенные ему бюджетные деньги на открытие подобной площадки в другом регионе. Сейчас ведомством предлагается прописать в ст. 27 закона «Об образовании» возможность для вузов открывать базовые кафедры и за пределами своего муниципального образования. К примеру, Новосибирский университет сможет открыть базовую кафедру на «Уралвагонзаводе», хотя они и находятся в разных муниципальных образованиях. По оценкам ведомства, предлагаемые поправки могут вступить в силу в сентябре 2016 года.

Речь идет о создании базовых кафедр на предприятиях и в научных организациях. Изменения в закон позволят создавать структурные подразделения вузов непосредственно в шаговой доступности от производств и тех мест, где идут научные исследования. Все это позволит привлекать к учебному процессу специалистов-практиков и сделать подготовку специалистов практичной и эффективной. Поправки в закон позволят снять ограничение, связанное с возможностью создания таких кафедр только в пределах муниципального образования. После принятия закона вузы смогут создавать такие кафедры и на удаленных площадках, - пояснили в пресс-службе Минобрнауки.

В ведомстве также добавили, что создание базовых кафедр было осложнено необходимостью лицензировать их работу. По гражданскому законодательству обособленное подразделение учебного заведения в другом регионе или муниципалитете обязано пройти лицензирование как самостоятельное образовательное учреждение, а изменения в законодательстве позволяют создавать базовые кафедры без их лицензирования.

«Известиям » обратились к ректорам высших учебных заведений, на чьих площадках открыли свои базовые кафедры такие компании, как «Ростелеком», «Яндекс», Сбербанк и многие др.

Ректор МТУСИ Артем Аджемов считает, что всякого рода формальные ограничения идут во вред.

Во главе угла должно стоять дело. Если деятельность этой структуры оказывает поддержку университету и лучшему образованию студентов, то это надо только приветствовать. Всё зависит от предприятий и производств. Когда предприятия нуждаются в обновлении кадров, то они с охотой идут на создание подобных структур. Они динамично и хорошо работают, - отметил Артем Аджемов.

По словам ректора МТУСИ, есть еще одна правовая проблема в работе с базовыми кафедрами и кроется она в действующем законодательстве, согласно которому заведующий кафедрой обязан обладать степенью и званием.

Мы столкнулись с тем, что одну из наших базовых кафедр возглавляет доктор наук, но он не имеет звания профессора или доцента, и по формальному признаку это является нарушением. Когда мы говорим о базовых кафедрах, то такие нормы фактически бывают невыполнимы, потому что практически всегда руководителями таких кафедр являются представители производства, и у них не всегда есть звание или степень, а тем более то и другое вместе, - добавил Артем Аджемов.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев считает, что базовые кафедры вне вуза полезны и они дают совсем другое качество образования, нежели кафедра, находящаяся на базе высшего учебного заведения.

Нужно быть ближе к производству и делу. Это правильно. Смысл базовой кафедры - быть ближе к тому, чему вы учите студентов, и к тому месту, где потом они эти знания будут применять. Самые прорывные в науке и технологиях вещи делаются в основном людьми молодого возраста. Если студент начинает свою научную работу, когда ему, условно, 20 или 21 год, это колоссальное преимущество. Но он должен заниматься реальной научной и производственной работой. Пусть будет поначалу тяжело, но он сразу попадает на самый современный уровень. Если он пару лет проработал в этой организации как студент или аспирант, то у него нет никаких адаптаций и он сразу включается в дело, что выгодно производству, - считает Николай Кудрявцев.

Ректор Физтеха отметил еще одну особенность в организации базовых кафедр. По его словам, необходимо применять различные модели и подходы к организации таких кафедр, так как сейчас во всем мире технологические прорывы происходят в небольших компаниях с небольшим количеством сотрудников, которым не по карману содержание базовой кафедры. Выходом из этого Николай Кудрявцев видит создание кластерной модели, где на основе общего ядра студенты могли бы получать лекции, а научную и производственную работу осуществлять под руководством сотрудников небольших, но очень динамичных компаний.