Анализ стихотворения печальная береза фета. Анализ стихотворения фета "печальная береза" Темы соседних сочинений

Афанасий Афанасьевич Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением Есенина «Береза», написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

Дав павел

В творческой работе предлагается сравнительный анализ стихотворений А.Фета и С. Есенина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №261 Кировского района Санкт - Петербурга

Творческая работа

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. ФЕТА « ПЕЧАЛЬНАЯ БЕРЕЗА», С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА».

предмет: «Литература»

Исполнитель:

Дав Павел,

Ученик 5Б класса

Руководитель:

Старец И.Н.,

учитель литературы и русского языка

Санкт-Петербург

2014

I. Введение 2

II. Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета "Печальная береза..." и С. Есенина "Береза" 3

1. Биографии А. А. Фета и С. А. Есенина 3

2. Анализ художественного образа березы 5

2.1. Многообразие изобразительных средств 5

2.2. Эмоциональная окраска стихотворений 6

III. Заключение 9

IV. Приложение 11

V. Список использованной литературы 12

Введение

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. Пейзаж часто созвучен настроениям, чувствам человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно передать, но можно высказать в поэзии. Родная природа привычна для каждого человека, но не каждый способен разглядеть ее красоту. Поэты отличаются от нас тем, что они умеют увидеть в привычном и обыденном новое и необычайное. Поэты, наблюдая за явлениями природы, передают свое мироощущение, настроение, состояние души. Родина, родной дом, дом детства, родная природа - эти понятия неразрывно связаны между собой.

Есть в России дерево, образ которого дорог сердцу каждого русского человека, оно давно уже стало символом нашей Родины, воплощением чистоты и красоты русской души. А сколько песен и стихов посвящено этой красавице. К образу березы обратились и воспели в своих стихах два совершенно разных поэта: Афанасий Фет – поэт XIX века и Сергей Есенин – поэт XX века.

Объектом исследования творческой работы стали тексты стихотворений С.А. Есенина «Береза» и А.А. Фета «Печальная береза».

Предмет исследования : языковые средства стихотворений С.А. Есенина «Береза» и А.А. Фета «Печальная береза».

Задачи:

1. Научиться анализировать стихотворный текст.

2. Выяснить, какие языковые средства используют поэты для создания

художественного образа и выражения своих чувств.

3. Сопоставить и определить, что общего в данных стихотворениях и в чем их

различие.

Цель работы: через сравнение выявить своеобразие поэзии Фета и Есенина; показать, что особенности стилистики и поэзии отражают духовный мир поэта, его восприятие мира.

Гипотеза: основы мировидения и миропонимания у поэтов закладываются уже в детстве.

Практическое применение: творческую работу можно использовать на уроках литературы при изучении творчества С. Есенина и А. Фета, а также для обучения сравнительному анализу стихотворений.

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета "Печальная береза..." и С. Есенина "Береза"

  1. Биографии А. А. Фета и С. А. Есенина

Сравним стихотворение С.Есенина «Береза» с «Печальной березой» А.Фета. Для лучшего понимания различий в творчестве поэтов познакомимся с их биографией.

Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) родился 5 декабря в имении Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать - Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени". Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.

В детстве Фета было и грустное и хорошее. До 14 лет он обучался дома. Более всего обучали и воспитывали окружающая природа и живые впечатления жизни, воспитывал весь уклад крестьянского, сельского быта. Дом поэта составляет центр пространства, природы, которая изображается в его пейзажной лирике. Поэтому в стихах его часты упоминания о том, что поэт созерцает природу в окно. Поэт окружен особой сферой, «своим пространством», и это-то пространство и является для него образом родины.

Поэтические наклонности мальчика поощрял прежде всего его дядя, человек образованный и начитанный, любитель поэзии и истории. В 14 лет Афанасия Фета отвезли в пансион в городе Верро Лифляндской губернии, где он провел три года. Позже его определили в частный пансион М. П. Погодина в Москве для подготовки к поступлению в Московский университет. В 1844 году окончил словесное отделение философского факультета университета. Тогда же он начал сочинять стихи, и вскоре из печати вышла его первая книга «Лирический пантеон».

В 40-60-е годы XIX века стихи Фета регулярно печатались в журналах и четырежды выходили отдельными сборниками, пользовались популярностью и любовью многих читателей,

В передаче картин природы, времен года, тончайших личных переживаний он добился максимального совершенства. Погружаясь в мир лесов, полей, березовых рощ, цветущих садов, наблюдая природу во всем многообразии ее непрерывно меняющейся жизни, Фет искал и находил в ней соответствия своему душевному миру, источник нравственного успокоения. Поэт чувствует - как он сам признавался в стихах - «связь» с миром природы.

Ради достижения своей цели - вернуть дворянское звание - в 1845 он покинул Москву и поступил на военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи. В 1858 году вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Так, хозяйствуя на земле и продолжая писать стихи, Фет прожил до 72 лет. За это время он выпустил множество сборников стихотворений, последние из которых выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни». Афанасий Афанасьевич Фет умер 3 декабря 1892 года. Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета.

Сергей Александрович Есенин(1895-1925) родился 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родители Есенина были крестьяне. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии. Его дед держался суровых религиозных правил, хорошо знал Священное Писание, помнил наизусть многие страницы Библии, жития святых. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов – «она рассказывала сказки, некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Есенин любил пение матери. Не только дома слышал народные напевы будущий поэт: «Сгребая сено на покосах, поют мне песню косари». Поэтому и стихи его похожи на плавные, спокойные народные песни. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами труда. С детства поэта окружала родная природа. «В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке синеют леса, воздух чист и прозрачен»,- писал он. Здесь, на рязанской земле, он увидел и полюбил всю красоту русской природы, которую воспел в своих стихах. Умение рисовать картины русской природы - одна из самых сильных сторон таланта Сергея Есенина.

Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. Там начался его творческий путь, проходивший под сильным влиянием народной поэзии, стихотворений Кольцова, Некрасова и так называемых «крестьянских» поэтов (И. Никитин, И. Суриков). Природа средней полосы России, русская деревня, устное народное творчество, русская классическая литература оказали огромное влияние на развитие природного таланта юного поэта.

После окончания школы поэт отправился в Москву. Там он вскоре стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И. Сурикова. С этого времени Есенин постепенно становится известным поэтом, который всем сердцем, нежно и трогательно любит жизнь. Душевной гармонией проникнуто все творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы.

Итак, поэтов разделяет 70 лет. Фет вырос в помещичьей усадьбе. Есенин – «крестьянский сын». Это значит, что они разговаривали на разных языках, смотрели на мир по-разному. Фет и Есенин представляют собой два традиционных уклада: дворянской усадьбы и крестьянской избы. Все это отразилось в их стихах.

  1. Анализ художественного образа березы
  1. Многообразие изобразительных средств

Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.

А.Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

1842г.

С. Есенин
Береза

Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.

Фет

Есенин

Эпитеты

печальная, траурный

белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый

Сравнение

как гроздья винограда

точно серебром, снежною каймой, белой бахромой

Олицетворение

прихотью мороза разубрана

береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит

Метафоры

траурный наряд,

игра денницы

кисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне

Инверсия

прихотью мороза разубрана она,

ветвей концы висят,

Люблю игру денницы я замечать

а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки

Архаизмы и возвышенная лексика

денница

ветви

Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница ), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

2.2. Эмоциональная окраска стихотворений

Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?

У Фета - это настроение грусти и радости (смена настроения).

Печальная береза

Траурный наряд

Жаль

Радостен для взгляда.

У Есенина - это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем.

Сонная тишина

Лениво обходя кругом.

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Олицетворяющий эпитет «печальная» одновременно передает и настроение березы. Поэт называет ее снежное убранство: «траурный наряд» (название это поддерживает эмоциональный тон образа, заданный эпитетом «печальная»). Самое удивительное, наверное, для современного читателя, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

У Фета береза - просто красивое дерево. У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожий на женщину. Береза Фета разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом, словно принарядилась. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда. Она неподвижна - в стихотворении передано лишь движение света («игра денницы») и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна. А у есенинской - на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как девушка). Это стихотворение было написано Есениным в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади. И, может быть, когда он рисует березку, он с грустью вспоминает свою родной деревню.

У Есенина береза - кокетливая красавица, легкая, изящная. У Фета - печальная, ее не радует зимний наряд.

  1. Выражение авторской позиции

В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?

Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» - снег - осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») - не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.

Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.

Заключение

При сравнительном анализе стихотворений А. Фета "Печальная береза" и С. Есенина "Береза" мы выявили их сходство и различия.

Что объединяет эти стихотворения?

1) Художественный образ березы.

2) Тема. Обе березы красивые, зима украсила и нарядила их, на снежинках поблескивает свет зари.

3) Место действия – под окном.

Чем отличаются эти произведения?

1) Неповторимые языковые средства.

2) Разная эмоциональная окраска стихотворений.

Одно и то же зимнее дерево можно увидеть по-разному. Две березы – фетовская и есенинская – и похожи, и непохожи одновременно. Это еще и потому, что одна увидена из окна дворянской усадьбы, другая – из окошка крестьянской избы. Подтверждается наша гипотеза, что основы мировидения у поэтов закладываются уже в детстве. В стихах поэтов отражается их внутренний мир, особенности мироощущения, весь их жизненный опыт. Отсюда и разница во взглядах их поэтического воплощения.

Фетовская береза выглядит утонченной красавицей, аристократкой. Красавица не сама одевалась, она «разубрана прихотью мороза». Она и стоит как-то безжизненно, тихо, спокойно. Так вели себя сдержанно знатные дамы.

А у Есенина? Это яркая, веселая, молодая красавица. Как истинно русская красавица, она сама «принакрылась снегом, точно серебром». Она более похожа на девушку-невесту в свадебном наряде («белая бахрома», «снежная кайма» платья).

Каждый поэт рисует природу такой, какую больше всего любит или какую наблюдает в данный момент.

Стихотворение Есенина «Берёза» - это немного грустное, очень красивое и трогательное описание пейзажа, которым любуется лирический герой произведения из своего окна. И несмотря на то, что это стихотворение – пейзаж , мы всё же видим и самого лирического героя. Есенин с большим мастерством передал чувство восхищения родной природой, личную сопричастность всему окружающему миру.

Афанасий Фет в стихотворении «Печальная береза» изображает березу, которую он ежедневно видит из окна своей комнаты, и этот зимний пейзаж служит для поэта воплощением красоты и зимней жизни природы родного края. Состояние скованной морозом березы как нельзя больше соответствует печальным чувствам и переживаниям поэта. Может быть это связано с переживаниями об утраченном дворянстве. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между замерзшим деревом и автором. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда, "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии .

Эти стихотворения относятся не только к разным эпохам, но и к разным типам мироощущения. В стихотворении Фета более важным для поэта является взаимоотношения человека и природы, а в стихотворении Есенина - наслаждение от красоты увиденного поэтом мира.

Приложение

Словарь литературоведческих терминов, используемых в работе

Архаизм – устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.

Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Метафора – скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Олицетворение – вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Эпитет – образное определение предмета или явления, дающее дополнительную художественную характеристику, выраженное преимущественно прилагательным.

Список использованной литературы

Лотман Л. М. А. А. Фет / История русской литературы. В 4-х томах. - Том 3. - Л.: Наука,1980.

Коровина В.Я. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2007. – 318с.

Коровина В.Я. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2007. – 303с.

Русская поэзия середины XIX века: Сборник/ Сост., подг. текста, предисл., примеч. Н.В. Банникова. - М.: Московский рабочий, 1985. - 391с.

Элегия - стихотворение, заключающее в себе размышления и чувства поэта, чаще всего печальные и грустные.

Стихотворение «Печальная береза» принадлежит к раннему творческому периоду А.А. Фета. Написано в 1842 году. Оно краткое, всего три четверостишья, но емкое. Поэт сумел заключить глубокий смысл в небольшом объеме стиха. Произведение представляет собой описание вида из окна лирического героя, а именно зимней березы, припорошенной снегом, в лучах закатного солнца.

Она является основным образом стихотворения. Сама береза как образ ассоциируется с представлениями о России. На Руси существовало достаточное количество поверий, определяющих ассоциации с ней. Например, считалось, что береза оберегает землю. Вместе с тем на ней могли жить нечистые создания, такие как русалки или черти. Образ березы символичен и в скандинавских странах. Там ее воспринимают как метафору перерождения, смерти и следующего за ней воскрешения.

Фет описывает березу в мрачных тонах, что в большей степени обусловлено временем года. Зимой все живое замирает, чтобы снова расцвести весной. Даже в названии она указана как печальная. Как ни странно, лирический герой наслаждается этим «траурным» зрелищем. Ему нравится наблюдать за безжизненными ветвями, покрытыми снегом, и играющими на ней последними отблесками света.

Во многом зимняя береза передает состояние героя. Он сам печален и погружен в собственные тяжелые мысли. Именно поэтому он чувствует единение с заснеженным деревом под окном. Герой переносит свое состояние на березу, что позволяет ему даже найти особую эстетику в грустном пейзаже за окном. Не зря говорят, человеку свойственно видеть и переносить свои эмоции и переживания на посторонние объекты. Цветущая весенняя береза не принесла бы ему успокоения. Остается лишь надеяться, что он сам переживет эту зиму, а с наступлением тепла оттает и его душа, вновь возродившись ото сна.

Часто стихотворение Фета сравнивают с написанным позднее произведением Есенина. Их объединяет тематика описания березы под окном. Однако насколько отличается посыл этих стихов. У Есенина береза нарядная и счастливая, как невеста. Фет же изображает ее в траурном саване. При этом у последнего явно выражен лирический герой, восприятие которого и передает поэт. У Есенина есть место только для березы, а герой лишь упоминается в самом начале.

Анализ 2

Это стихотворение автор написал в раннем периоде своего творчества. Главным сюжетом служит береза, ее описывает автор в стихотворении. Она растет у окна и стоит печальная, причина в том, что на улице зима, все ветви заснежены, дерево находиться в периоде покоя.

Но снег так красиво окутал ветви березы, что Фет пишет, что не хотел бы, чтобы птицы разрушили эту красоту. Вот именно благодаря зимнему описанию береза становиться красивой, спящей красавицей.

Еще с незапамятных времен именно береза стала оберегом всего русского народа, и многие поколения из года в год пишут стихи, картины рисуя образ этого гибкого, тонкого дерева с красивыми ветвями.

Так же поэт пишет, что дерево носит траурный наряд, имеется в виду то, что на зиму дерево впадает в сон, на нем нет листвы. А снег служит именно траурным нарядом, так как вместо листьев береза укутана вся в снег.

Причиной печали деревца может быть душевное состояние героя, может он грустит о том, что деревце мерзнет на ветру. И все же именно «печальная береза», эти строки самые грустные в стихотворении.

У Фета же дерево получило траурный наряд, хотя снег наоборот защищает деревце от леденящего, пронизывающего холода и ветра. Поэтому образы березы можно встретить в абсолютно разном обличии.

На ветвях вновь появятся зеленые листочки и кисточки, на улице будет светить солнышко и природа проснется ото сна. Но, а пока деревья стоят унылые, укутанные слоем снега и ждут своей поры, кода вновь побегут ручьи, растает снег и придет весна.

Поэтому это стихотворение является выражением чувств автора, переживания, настроения, личных эмоций и всего, что твориться в душе поэта. Он боится, что снег упадет с ветвей и этот печальный миг раствориться, как сон. Именно с помощью березы автор выражает свое настроение, эмоции и взгляд на зимнюю пору года.

Стихотворение очень грустное, навевающее какую-то странную печаль и в то же время, читая его, представляются картины заснеженной природы, деревни. И все вокруг порыто снегом, когда снег налипает и держится какое, то время на ветвях. Красавица зима украшает все вокруг и придает повод для раздумий над смыслом жизни.

Анализ стихотворения Печальная береза по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных

    Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.

  • Анализ стихотворения Слово Гумилева

    Многие люди пренебрегают словом и ценностью слова, они более ценят дела, поведение. Тем не менее, трудно спорить со значимостью слова в этом мире, с высокой ценностью нужных слов.

  • Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс

    Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

  • Анализ стихотворения Натюрморт Бродского

    Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения

  • Анализ стихотворения Сестра Фета

    Стихотворение поэт написал 1857 году. Чтобы понять его сюжет, следует изучить автобиографию Фета. Поэт посвятил стихотворение своей погибшей возлюбленной - Марии Лазич.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Заря прощается с землею»

Удивительно, своеобразно, ни с чем несравнимо описывает родную русскую.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Осенняя роза»

    Великий русский поэт А.Фет написал в свое время достаточно много произведений.

  • Литературно-лингвистический анализ стихотворения Есенина «Берёза»

    Свое хрестоматийное стихотворение «Береза» С.Есенин написал в знаковом.

  • Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

    В стихотворении Фета «Весенний дождь» ощущается настроение весеннего.

  • Анализ стихотворения Фета «Учись у них - у дуба, у березы…»

    Человек – это часть всего живого на Земле. И хотя ему уже давно кажется.

  • Анализ стихотворения Фета «Осень»

    Осень – самая неоднозначная пора. Нельзя так строго и конкретно определить.

  • Анализ стихотворения Фета «Воздушный город»

    Удивительно и притягательно стихотворение Афанасия Фета «Воздушный.

    Анализ стихотворения Афанасия Фета «Печальная береза»

    Снова и снова возвращаясь к творчеству любимого мною поэта - Афанасия Фета, не перестаю восхищаться простотой и законченностью его мысли и, при этом, каждый раз убеждаюсь, что не так-то однозначны его доступные для понимания каждого стихи. Вот и его «Печальная береза» - короткое и вроде бы понятное стихотворение при более детальном изучении заставляет думать и размышлять.

    Что описывает нам автор? Белую березу, которую он ежедневно видит из окна своего дома. И стоит эта красавица, скованная зимними морозами, а от того и печальная, но при этом украшенная, разряженная услужливой зимушкой-зимой. И непонятно, то ли радоваться нам за эту застывшую красавицу, то ли сочувствовать ее печали.

    Автор заставляет читателя поволноваться, да и как же иначе? Как понять хорошо ли березе в ее наряде, похожем на гроздья винограда? Думается, что и автор, наблюдающий за жизнью зимней красавицы, и само дерево с нежностью думают об ушедшем лете, о теплой поре, когда вместо искусственного «винограда» украшали главный символ России настоящие, простые, но до боли родные сережки.

    И все же, омертвевшая на морозе береза, словно в саван наряженная, не является в данном стихотворении знаком конца, поскольку денница играет на ее ветвях - и это замечает поэт. А раз так, то придет весенняя пора, когда не птицы, а сама природа стряхнет с березки зимнюю красу, и оденется она в свою привычную, такую родную и знакомую резную зелень, и будет радовать наблюдателя, доказывая вновь и вновь, что жизнь продолжается.

    С другой стороны, конец стихотворения наводит на мысль, что состояние березы как нельзя больше соответствует нынешним чувствам и переживаниям поэта. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между окоченевшим деревом и автором. Какой-то трагизм, надрыв чувствуется в этом небольшом стихотворении, не смотря на его некоторую высокопарность и торжественность.

    И только подумайте, 12 строк, а сколько смысла, сколько глубины. И в этом весь Фет.

    Анализ стихотворения Фета «Печальная береза»

    Береза - один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных.

    Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

    «Печальная береза…» А.Фет

    Печальная береза
    У моего окна,
    И прихотью мороза
    Разубрана она.

    Как гроздья винограда,
    Ветвей концы висят, -
    И радостен для взгляда
    Весь траурный наряд.

    Люблю игру денницы
    Я замечать на ней,
    И жаль мне, если птицы
    Стряхнут красу ветвей.

    Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением Есенина «Береза». написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь - бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

    «Печальная береза. », анализ стихотворения Фета

    "печальная"

    . то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана"

    "радостен для взгляда" поэта.

    "денницы" "у моего окна" . "радостен для взгляда" "люблю. я замечать" . "жаль мне"

    "ветви" . "денница" . свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

    Послушать стихотворение Фета Печальная береза

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Печальная береза

  • В русской литературе образ берёзы ассоциируется с противоположными и противоречивыми понятиями. Ведь о ней создано большое количество разных литературных произведений, как в в положительном ключе, так и в отрицательном. Она девушка, красавица, которая всегда ставится в пример верности и любви. Она поможет, успокоит и поймёт. Поэты часто описывают её с разных истории о любви.

    Ведь у Есенина она в стихотворении "Белая береза под мои окном" описывается как радостная невеста. А вот у Фета она печальная, может потому что зимнее время года нет листвы и всей красоты, которая привлекает внимание. Хотя по описанию можно понять, что береза как невеста, хоть и красивая, но грустная. В тоже время сюжет стихотворения наталкивает на грустные мысли, так как герою импонирует этот вид. Он даже не хочет, чтобы приходила весна и этот снежный вид исчезал.

    Фет писал это стихотворение в 19 веке и белое платье, как символ траура, возможно, в пустыне действительно радует глаз. Хотя в наше время это не укладывается в голове. Само стихотворение пропитано торжественностью и скорбью. Почему грустит? Из-за чего поэт её ветви сравнил с гроздьями винограда? На первый взгляд непонятно такое описание, но ведь если вдуматься смысл глубокий. Виноградные гроздья сравнение снега, такого плотного и красиво лежащего на ветках. Да и зимний вид помогает поэту найти ноты музыки собственной души, которые рвутся наружу.

    Фет для написания стихотворения "Печальная береза" использовал устаревшие слова, именно они показывают всю красоту пейзажа. Они также делают праздным и величественным стихотворение.

    Анализ стихотворения Фета "Печальная береза" приводит к мысли, что любая погода - это просто переходящий этап, который не хочется пропускать. Насладиться всеми красками и эмоциями можно, стоит лишь увидеть во всем положительные стороны. Все будет, но конечно не сразу.

    Печальная береза у моего окна, кратко по плану

    Картинка к стихотворению Печальная береза

    Популярные темы анализов

    • Анализ стихотворения Пастернака Июль

      Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик явлениям природы.

    • Анализ стихотворения Маяковского Ночь

      В.В. Маяковский - известный русский писатель. Написал множество стихотворений и поэм. Отличался своим необычным стилем и пессимистическим почерком в своих произведениях. Жизнь Маяковского была нелегка и наполнена множеством преград.

    • Анализ стихотворения Ахматовой Победа

      Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной. Но Ахматова не разделяла

    • Анализ стихотворения Державина На птичку

      Гавриила Романовича Державина можно отнести к одному из значимых общественных деятелей того времени. Возможно, поэтому его творчество собрало в себе множество важнейших событий из мира политики, государей, министров и других

    • Анализ стихотворения Есенина Цветы

      Стихотворение Сергея Есенина напрямую связано с одним из периодов его жизни, а именно, когда поэт не за долго до того как ушёл из жизни, предсказывал свою близкую смерть. В стихотворении автор выразил все свои сокровенные чувства и мысли.

    Афанасий Афанасьевич Фет

    Печальная береза
    У моего окна,
    И прихотью мороза
    Разубрана она.

    Как гроздья винограда,
    Ветвей концы висят, -
    И радостен для взгляда
    Весь траурный наряд.

    Люблю игру денницы
    Я замечать на ней,
    И жаль мне, если птицы
    Стряхнут красу ветвей.

    Береза - один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

    Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

    Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

    Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением Есенина «Береза», написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь - бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

    «Печальная береза…» Афанасий Фет

    Печальная береза
    У моего окна,
    И прихотью мороза
    Разубрана она.

    Как гроздья винограда,
    Ветвей концы висят, -
    И радостен для взгляда
    Весь траурный наряд.

    Люблю игру денницы
    Я замечать на ней,
    И жаль мне, если птицы
    Стряхнут красу ветвей.

    Анализ стихотворения Фета «Печальная береза…»

    Береза - один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

    Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

    Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

    Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением

    Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

    Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная" . Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

    Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она" , то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

    Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд" . Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

    В последней строфе игра света утренней зари ("денницы" ) так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна" , "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать" , "жаль мне" . Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

    В заключение остается добавить, что слова "ветви" , "денница" , свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

    Анализ «Печальной березы» - не единственное сочинение по творчеству Фета:

    • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
    • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

    Печальная береза
    У моего окна,
    И прихотью мороза
    Разубрана она.

    Как гроздья винограда,
    Ветвей концы висят, —
    И радостен для взгляда
    Весь траурный наряд.

    Люблю игру денницы
    Я замечать на ней,
    И жаль мне, если птицы
    Стряхнут красу ветвей.

    Анализ стихотворения «Печальная берёза» Фета

    Афанасий Афанасьевич Фет является известным русским поэтом. Поэт уникален своей простотой в обращенности к теме природы, а так же формой слов, которые он использует для наиболее яркой передачи смысла. В стихотворении «Печальная берёза», поэт обращает взор на берёзу, которая зимняя, оттого и печальная, но прекрасна и удивительна.

    Фет в стихотворении использует различные средства художественной выразительности, которые помогают приблизить читателя к состоянию бёрёзы.
    В центре стихотворения стоит лирический герой, он же автор, он наблюдает за природой, за её изменениями. Автора привлекает и печальная берёза, она так прекрасна в своём облике: радостен для взгляда траурный наряд, но в то же время ему будто хочется, чтобы пришла весна и берёза преобразилась.

    В стихотворении автором используется такой эпитет, как: печальная берёза. С помощью данного эпитета в произведении описывается собственное состояние души автора. Поэт наделяет её неосязаемой красотой человека, и ему жаль, даже думать, что птицы стряхнут красу ветвей. Простой слог в обращении к природе помог Афанасию Афанасьевичу Фету передать ту красоту зимы, которую видит он сам. Но в тоже время передать всю трепетность и печальность, через существительное «краса» и через страдательное причастие «разубрана», каждое слово автор подбирал тщательно, для создания полного образа.

    В заключительных строках стихотворения автор общается к размышлениям: «люблю игру денницы», а денница это ведь последняя утренняя звезда, данное обращение добавляет некой печальности и сентиментальности. Автор пытается сказать, что в любых своих состояниях и временах года природа красива по-своему, нужно только уметь видеть это. Лирический герой погружен в то же состояние, что и берёза, он переживает всё, что она чувствует, вместе с ней. Стихотворение написано трёхстопным ямбом, который часто используется в описании природной тематики, потому, что он так же плавен и раскатист, как и сама природа.

    В своём творчестве Афанасий Фет, описывая природу, передаёт своё внутреннее состояние: эмоции, чувства, переживания. С помощью такого стиля написания произведений автор помогает читателю приблизиться к состоянию природы и своим внутренним переживания. Это стихотворение из раннего творчества автора, такая просто пейзажная зарисовка из трёх четверостиший на деле погружает в глубинный мир чувств и эмоций.