Эскадренный миноносец гром. Фёдор Самончук и эсминец «Гром» — а был ли подвиг? Эсминец «Гром», Польша

15 проектов малых судов для прогулок и туризма. Любое из них, если вы обладаете достаточными навыками в работе с деревом, можно построить самостоятельно на домашней судоверфи.

61. Эсминец «Гром», Польша

В период между первой и второй мировым i войнами польский военно-морской флот располагал двумя эсминцами: «Вихрь» («Wicheг», чертежи показаны в «Микромоделях») и «-Буря» («Вигга»). В мае 1937 г. в Гдыню прибыл новый эсминец «Гром», построенный английской верфью «Сэмьюэл Уайт энд компани» в Каусе, а в декабре - однотипный корабль «Молния» («Віузкашіса»). 30 августа 1939 г. дивизион польских эсминцев в составе кораблей «Гром» (его вид относится к августу 1939 г.), «Молния» и «Буря» по заданию командования (операция «Акула») иаправил-ся в Англию, базируясь поочередно в Росайте, Плимуте, Гарвиче и Скапа-Флоу. Затем «Гром» был направлен с остальным дивизионом на норвежский фронт. 4 мая 1940 г. при патрулировании фьорда Ромбаккен эсминец был потоплен немецкими самолетами. В заблокированных кормовых отсеках корабля погибли 59 человек. Название «Гром» было присвоено новому кораблю, который несет службу на военно-морском флоте ПНР, храня традиции погибшего «Грома». Основные характеристики: длина - 114 м, ширина - 11,3 м, осадка - 3,1 м, стандартное водоизмещение - 2144 т, мощность паровых турбин - 54 ООО л. с, скорость - 39 уз, команда - 190 чел.

Вооружение: семь 120-миллиметровых пушек на одиночной и трех сдвоенных платформах (1X1, 3X2), четыре 40-миллиметровые зенитные пушки (2X2), восемь пулеметов (4X2), шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов (2 X 3), два аппарата для глубинных бомб, 60 мин.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 4 (4×1) - 102-мм/60 орудия;
  • 2 - 7,6-мм пулемёта.

Минно-торпедное вооружение

  • 9 (3×3) - 450-мм ТА;
  • 80 мин заграждения.

Однотипные корабли

«Десна», «Забияка», «Азард», «Орфей», «Летун», «Победитель», «Самсон»

История

11 октября (28 сентября по старому стилю) 1913 года «Гром» был зачислен в списки судов Балтийского флота, и в ноябре заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге.

28 июня 1915 года «Гром» был спущен на воду, и 17 мая 1916 года вступил в строй, где вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии Балтийского флота.

Во время Первой мировой войны «Гром» нёс дозорную и конвойную службы, обеспечивал и прикрывал действия других сил флота в Балтийском море. В 1917 году «Гром» принимал участие в февральской революции.

В 13.40 «Храбрый» снялся с якоря, чтобы осмотреть побережье острова Эзель. Через 5 минут германский линкор открыл огонь по кораблям дозора и одним из первых же залпов попал в эсминец «Гром». Снаряд влетел в машинное отделение эсминца и не взорвался, но все-таки вывел из строя обе турбины. Эсминец получил крен на левый борт и окутался паром.

В 13:45 14 октября 1917 года «Гром», находящийся в составе дозора на Кассарском плёсе, попал под залп германского линкора «Кайзер», открывшим огонь по кораблям дозора. Снаряд попал в машинное отделение эсминца, но не взорвался. Из строя были выведены две турбины, «Гром» получил крен на левый борт. Когда в 15:30 в пролив Соэлозунд вошли германские корабли, «Гром» получил ещё несколько попаданий, и на нём начался пожар. Экипаж и офицеры спешно покинули корабль, оставив на борту секретные документы, в том числе карты минных заграждений.

Перед тем как оставить пролив, германский эсминец «B 98» высадил на «Гром» офицера и пятерых матросов. Над «Громом» был поднят германский флаг. Убедившись, что увести его не получится, немцы были вынуждены оставить (предварительно спустив флаг) тонущий эсминец. Вскоре «Гром» затонул.

Легенда о подвиге Фёдора Самончука

Могила Самончука на Восточном кладбище Минска.

Относительно гибели эсминца существует альтернативная версия, которой придерживались советские историки, и которую ставят под сомнение нынешние. Согласно этой легенде, во время эвакуации личного состава на канлодку «Храбрый», на борт «Грома» вернулся минный старшина Фёдор Евдокимович Самончук. Увидев приближающийся германский миноносец («G-7», 1911 года), он дождался пока тот подойдёт вплотную, и торпедировал его с небольшой дистанции. После чего Самончук закинул в артиллерийский погреб «Грома» горящий факел (чтобы корабль не достался врагу). Взрывной волной Самончука снесло за борт, и долгое время его считали погибшим, когда как он попал в плен, из которого бежал (дважды), и вернулся на родину лишь спустя несколько лет (по другим данным, Фёдор Евдокимович уже в 1918 году вернулся на родную Пинщину). В июле 1952 году (22 июля 1955 года) Указом Президиумом Верховного Совета СССР Фёдор Самончук был награждён Орденом Боевого Красного Знамени.

В 1957 году режиссёром Яном Фридом был снят фильм «Балтийская слава» о событиях операции «Альбион» (включая эпизод с боем на Кассарском плесе). Прототипом главного героя фильма Фёдора Лютова стал Фёдор Самончук, правда по сюжету он погибает, взорвав эсминец «Гром» вместе с собой.

Также подвиг Самончука описан в художественном романе Валентина Пикуля «Моонзунд» (Самончук в романе представлен старшиной Трофимом Семенчуком).

Последний бой эсминца "Гром"

1 октября 1916 года - при обороне Моонзундского архипелага погиб эскадренный миноносец "Гром". Осенью 1917 года произошел редчайший в военной истории случай, когда инициатива и активная роль в проведении оборонительной операции принадлежала не верховному командованию, а революционным морякам Балтики. Германскому флоту было поручено тогда захватить Моонзундский архипелаг, чтобы подготовить условия для дальнейшего наступления на Петроград с суши и с моря. Инициативу в обороне островов взял на себя проходивший в то время II съезд военных моряков Балтики. Его решения сыграли большую роль в мобилизации моряков на отпор врагу. В обороне Моонзунда прославились линкор "Слава" и эскадренные миноносцы "Новик", "Гром", а также канонерская лодка "Храбрый".

Переломный 1917 год с самого начала стал для России годом бурных политических событий. Падение монархии, февральская буржуазно-демократическая революция и образование временного правительства, ожидание коренных перемен, а также рост антивоенных настроений в стране оказали огромное влияние на положение армии и флота. В кампанию 1917 года главная задача Балтийского флота оставалась прежней - не допустить противника в восточную часть Финского залива. Это предусматривало оборону Моонзундского архипелаги и четырех уже созданных минно-артиллерийских позиций, прикрывавших входы в Финский, Рижский и Ботнический заливы. Зато германское командование решило в полной мере использовать возникшие в России трудности для достижения решающих успехов на фронте. Был разработан план операции "Альбион". Она предусматривала захват Моонзундских островов, заход германского флота в Рижский залив и создание благоприятных условий для нанесения удара по Петрограду.

Для осуществления операции были выделены огромные силы: около 300 единиц корабельного состава, в том числе 11 линкоров и тяжелых крейсеров, 9 легких крейсеров 57 эскадренных миноносцев. Прикрытие и поддержку с воздуха обеспечивали 94 самолета и 6 дирижаблей. Десантный корпус для захвата островов насчитывал 25 тыс. человек.

Балтийский флот мог противопоставить этой армаде два устаревших линкора "Гражданин" (бывший "Цесаревич") и "Слава", 3 крейсера, 33 эскадренных миноносца и небольшое количество малых кораблей. В составе легких сил Балтийского флота был и эсминец "Гром". Он принадлежал к лучшей в то время серии эсминцев типа "Новик", вошел в состав флота в 1916 году и имел опыт боевых действий на коммуникациях противника.

Командование флотом знало о планах немцев, но не приняло необходимых мер для защиты островов. Инициативу в обороне архипелага взяли на себя революционные организации моряков Балтики. Состоявшийся в это время в Гельсингфорсе на яхте "Полярная звезда" II съезд военных моряков Балтики постановил, что флот исполнит свой долг перед революцией. "Матросы докажут всему миру, что революционный флот, защищая революционную Россию, погибнет, но не отступит перед флотом германского империализма", говорилось в резолюции съезда. Эти решения сыграли большую роль в мобилизации моряков на отпор врагу в предстоящих тяжелых боях. С большим волнением читали их и балтийцы Великой Отечественной войны на кораблях, в боевых походах и на позициях под Ленинградом.

Операция «Альбион» началась 30 сентября высадкой германского десанта в бухте Тага-Лахт на о. Эзель. Пользуясь численным превосходством, германские войска овладели островом. Затем вражеские корабли неоднократно пытались прорваться через пролив Соэлозунд между островами Эзель и Даго на Кассарский плес, но каждый раз получали отпор. Наиболее тяжелый бой произошел 14 октября. В этот день у восточной части пролива Соэлозунд несли дозор «Гром» и еще три наших эскадренных миноносца, а также канонерская лодка «Храбрый».

Около 14 ч 30 мин сигнальщики обнаружили германский линейный корабль «Кайзер», который вскоре открыл огонь из орудий главного калибра. Один из тяжелых снарядов пробил правый борт и днище эсминца "Гром". Корабль окутался облаком пара, получил крен и лишился хода. Канонерская лодка «Храбрый», увидев, что миноносец получил повреждение, подошла к его левому борту, пришвартовалась и повела «Гром» в Моонзунд.

В это время выпал туман, скрыв русские корабли от противника. В 15 ч 30 мин 17 немецких эсминцев начали прорыв на Кассарский плес. При форсировании пролива четыре эсминца получили повреждения, задев винтами подводные камни, но остальные 13 продолжали прорыв. Они разделились на две группы, пытаясь отрезать русским кораблям отход в Моонзунд. Три наших эсминца, прикрывая «Гром» и «Храбрый», открыли огонь по вражеским кораблям. Им удалось повредить два немецких эсминца, но остальные продолжали преследование, стараясь добить «Гром» и канонерскую лодку «Храбрый».

В этот критический момент оборвались швартовы, и «Храбрый» на некоторое время отошел от «Грома», однако оба корабля продолжали вести огонь по врагу. Эсминец получил еще ряд попаданий снарядов, которые вывели из строя все кроме одного орудия, увеличился крен, бушевал пожар. Команда сражалась до последней возможности. Семь человек было убито и шесть ранено. Окутанный дымом, корабль стал погружаться в воду. Стало ясно, что "Гром" спасти не удастся.

Канонерская лодка «Храбрый» вновь подошла к гибнущему эсминцу, чтобы снять с него команду. Два неподвижных русских корабля стали хорошей мишенью для противника, возникла реальная опасность потерять еще и "Храбрый". Приняв людей с «Грома», канонерская лодка развернулась и открыла огонь по приближающимся германским эсминцам. Силы были неравные, но наши корабли, хотя и не без труда, отбились от немцев и вернулись в базу.

В советское время история "Грома" была дополнена красивой легендой о том, что старшина Ф.Е. Самончук перепрыгнв обратно на «Гром», выпустил торпеду и потопил приближавшийся германский эсминец, а затем уничтожил и свой корабль. В 1955 году за этот подвиг Самончук был награжден орденом Красного Знамени.

Тактико-технические характеристики

Энергетическая установка

На «Громе» были установлены четыре паровых котла «Вулкан», каждый из которых располагался в отдельном отсеке, и две паровые турбины «Кертис-АЕГ-Вулкан», суммарной мощностью в 30 000 л. с.. Так же на турбинах «Кертис-АЕГ-Вулкан» имелась блокировка маневровых клапанов, что повышало их надёжность при эксплуатации.

Вооружение

После модификации 1916 года, когда на «Гром» была установлена более совершенная зенитная пушка, вооружение его выглядело следующим образом (до 1916 года орудий главного калибра было всего два, а торпедных аппаратов - четыре):

Главный калибр: Четыре 102/60-мм орудия разработки Обуховского завода (при техническом содействии фирмы «Виккерс»); Одна 63-мм зенитная пушка; Два 7,62-мм пулемёта; Три трёхтрубных надводных 457-мм торпедных аппарата (ТА); и до 80 мин заграждения.

Источники:

  1. Эскадренные миноносцы типа "Новик" (рус.). Военно-Морская Коллекция.
  2. Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». - М.: Военная книга, 2006. - С. 3. - ISBN 5-902863-10-4 .
  3. Больных А. Г. Балтика: На задворках Великой войны (рус.) // Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок. - М: АСТ, 2002.

Эсминцем «Гром» командовал тогда Анатолий Петрович Ваксмут, выбранный командой на должность командира. До этого он был дивизионным штурманом.

Эдуард Самойлович довольно подробно описывает события боя и последние минуты на «Громе». Немецкими снарядами была повреждена и выведена из строя вся артиллерия. Вода затопила машинное отделение и кормовую кочегарку.

По словам Панцержанского отказались сходить с эсминца два человека: боцман и один из торпедистов. Боцман куда-то спрятался, а торпедиста видели, отплясывающего какую-то дикую пляску. Создавалось впечатление, что они оба повредились рассудком. Фамилию торпедиста Панцержанский не назвал.

Впрочем, «сходить» - это мягко сказано. В панике все быстро попрыгали с эсминца на канонерку. Несколько человек, которые бросились в воду, чтобы поскорее попасть на «Храбрый», раздавило при столкновении судов.

После того, как канонерская лодка отвалила от эсминца, все германские корабли сосредоточили свой огонь на «Храбром».

Хорошо помню, как в июле 1955 года во всех газетах и журналах рассказывалось о подвиге машинно-минного старшины Фёдора Самончука, которого 25-го июля того же года наградили орденом Боевого Красного Знамени за героизм, проявленный в 1917 году.

Авторы статей, повторявшие, как попугаи, друг за другом одно и то же, утверждали, что, моряк, якобы, сначала перешёл на «Храброго», а потом перепрыгнул обратно на эсминец, и когда германский миноносец подошёл, чтобы взять его на буксир, Самончук выпустил в него торпеду и взорвал его. Самого героя взрывной волной сбросило за борт. Фёдор Самончук десятилетия скромно помалкивал о своём подвиге, пока какой-то ушлый журналист не поместил его мемуары в газете «Страж Балтики». Скорее всего, этот журналист сам их и написал.

То была пора поиска героев. Ну, а дальше пошло-поехало. Стали писать, как немцы подобрали Самончука в воде, что он дважды бежал из плена. Потом этим сочинителям одного подвига показалось мало, и они стали утверждать, якобы Самончук ещё и сам взорвал «Гром», бросив в артиллерийский погреб факел. Кстати, погреб был уже затоплен водой, не говоря уже о бредовости истории с факелом. Героя стали возить по кораблям и воинским частям, как живую реликвию.

Затем появился фильм «Балтийская слава» режиссёра Яна Фрида, роман Валентина Пикуля «Моонзунд», и множество других работ менее известных людей, которые на все лады расписывали подвиг. Я уже привык к тому, что наша история напоминает картину, над которой трудилось множество живописцев, каждый раз нанося новый слой. От первоначальной версии ничего похожего не остаётся.

По своей старой военпредовской привычке «ничему не верь, ничего не подписывай, ни на что не соглашайся», попробовал сам разобраться в этой истории. В учебнике «История военно-морского искусства» для высших военно-морских училищ написано очень аккуратно: «Самончук выпустил по вражескому кораблю торпеду и взорвал его. Взрывной волной Самончук был выброшен за борт».

Что означает «взорвал»? Немецкий миноносец взлетел на воздух? Какой немецкий корабль тогда подобрал Самончука? А немцы с эсминца уцелели? Мог ли Самончук, заменив в одиночку весь боевой расчёт, правильно навести торпедный аппарат, произвести выстрел, если, конечно, ещё и торпеда была подготовлена для этого?

Известно, что к «Грому» подошёл миноносец «В-98», его-то, согласно легенде, и взорвал Самончук. Но на фотографии из германского Бундесархива прекрасно видно целёхонький миноносец «В-98», который буксирует русский эсминец «Гром». Хорошо заметен и дым от пожара нефтяной цистерны в средней части эсминца.

Немцы высадили на эсминец «Гром» офицера и пять матросов, которые подняли на нём германский флаг и пробежались по кораблю, осматривая помещения, в поисках брошенных в суматохе документов. В результате обнаружили секретные карты с нанесёнными минными заграждениями. Прекрасный подарок для германского морского командования! Хотя Панцержанский утверждал в мемуарах, что командир нёс в руках парусиновый портфель с документами.

«Гром» всё глубже погружался в воду. Чтобы не отправиться вместе с ним на дно, немцы передали семафором, что корабль тонет. На «В-98» отдали буксир, а смотровая команда спустила германский флаг, перешла на шлюпку и вернулась к себе на миноносец. «Гром» потонул. Скорее всего, так и было, а всё остальное досужая выдумка для украшения нашей истории очередным подвигом.

Иногда, чтобы доискаться до истины в нашей истории, нужно пользоваться не тонкими инструментами, а совковой лопатой, как у дворника.

Немецкий эсминец В98 и тонущий эсминец "Гром"

14-го Октября 1917-го года эсминец «Гром», находясь на Кассарском плёсе во время патрулирования, столкнулся с превосходящими силами немецкой эскадры, среди которых был линкор «Кайзер». Попытавшись уйти от сражения эсминец, однако, попал под залп «Кайзера» и потерял ход, снаряд попал в машинное отделение и вывел из строя силовую установку эсминца. Эсминец стал кренится на левый борт, а через некоторое время из-за обстрела немецкими кораблями неподвижной цели на эсминце возник пожар. Экипаж и командир корабля покинули эсминец, даже не потрудившись уничтожить документы и главное — схемы минных заграждений! Команда перешла на канонерскую лодку «Храбрый», которая была в отряде патрулирования с эсминцем.

Дата указана неверно, что вызывает сомнения в достоверности фото.

Подсудное дело, я вам скажу, но времена неспокойные, 17-й год, разруха армии и флота из-за новых законов и законопроектов правящего тогда либерального большинства во главе с А. Керенским, воевать уже особенно никто не хочет, так что подобное безрассудство останется на их совести. К тонущему эсминцу подошел немецкий эсминец «В 98» и высадил десантную партию — офицер и пять матросов. Они осмотрели судно, забрали документы, подняли немецкий флаг, однако убедившись, что судно не спасти, немцы покинули его, предварительно спустив флаг и через некоторое время эсминец затонул.

Однако на видео, показанном выше, рассказывается совершенно альтернативная версия. По этой версии, один моряк (Фёдор Евдокимович Самончук) не покинул тонущий эсминец, а принял бой, даже потопив или повредив один из немецких эсминцев. Считается, что моряк добровольно покинул канонерскую лодку «Храбрый» и прыгнул обратно на «Гром». Дождавшись подхода немецкого эсминца, моряк выпустил по нему торпеду, затем бросил факел в пороховой погреб и взрывом погреба моряка сбросило в воду, где его подобрали немцы, а моряк затем сбежал из плена и в 1918-м году вернулся к себе на Родину — деревню Переделка.

В 1955-м году Федор Самончук был награжден Орденом Боевого Красного Знамени.

А был ли подвиг, спросите вы? Весьма сомнительно, ведь имея немецкие фотографии того времени отчётливо видно, что во время захвата «Грома» немецкой партией на борту эсминца никого не было, а сам эсминец ещё находится на плаву и взрыва никакого не следует, к сожалению.

Немецкий эсминец В98 и тонущий эсминец «Гром»

Не знаю, зачем официальной историографии потребовалось создавать героя и подвиг, когда до того было много настоящих героев и подвигов, которые, скорее всего, остались в тени веков и про которые мы уже никогда не узнаем.