Концепция поддержки развития педагогического образования. Концепция развития педагогического образования в Костромской области

Концепция развития образования является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации, как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны. Концепция определяет образование в качестве общенационального приоритета, закладывает основу для развития государством образовательной политики Республики Казахстан на длительный период и является основой для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику. В соответствии с настоящей Концепцией разрабатывается План мероприятий по ее реализации. Образование как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества. Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог - современный педагог, компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию. Педагогическое образование является приоритетным звеном всей системы образования, так как определяет эффективность ее функционирования в целом и каждого ее звена в отдельности.

Анализируя современные образовательные концепции, можно отметить, что практически все они выделяют важную роль воспитания, как неотъемлемую и составляющую часть всего образовательного процесса, в них воспитание человека и гражданина - по сути, и есть главная цель школы. Эта же цель отражена и в «Законе об образовании», где в первом же абзаце сказано, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения. На первом месте стоит именно воспитание. Однако на практике об этом чаще всего забывают и на первое место ставят предметные успехи. Школа оценивается по тому, как она обучает физике, химии, иностранным языкам и т.д. И очень редко (практически никогда) она оцениваться по тому, что дала детям в духовном и нравственном становлении, какого она воспитала человека и гражданина.

Проблема воспитания, как известно, является предметом всестороннего общепедагогического, историко-педагогического, социально-педагогического анализа, в ходе которого фиксируются основные цели, условия воспитания, его механизмы и пр. Вместе с тем понятно, что современное воспитание менее всего способно адекватно отражать в себе постоянно меняющиеся условия жизни, и в настоящее время предлагает больше вопросов, чем может дать конкретных ответов в соответствии с теми или иными современными требованиями жизни.

Немаловажную роль играет само определение понятия воспитания. Анализ концепций воспитания, созданных в последние годы, показал, что большинство из них рассматривает воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия. При этом акцент переносится на создание определенных условий для развития и саморазвития личности воспитуемого с помощью конкретных психолого-педагогических средств. Стержнем современных школьных концепций воспитания является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: учащихся и педагогов. Хотя здесь имеется достаточно большой разброс в определении того, что воспитывается - качества, ценности, духовность, система социальных ролей, нравственность, направленность на успех и т. д.

Из текстов концепций видно, что большинство авторов разделяет задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования его гражданственности. Наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями концепций являются следующие:

  • - реализация идей гуманизации и гуманитаризации;
  • - создание условий для раскрытия творческих способностей человека;
  • - всестороннее и гармоничное развитие личности;
  • - социализация личности гражданина страны;
  • - формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;
  • - становление социально активной жизнестойкой личности;
  • - формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;
  • - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;
  • - возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Учитель новой формации - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью. образовательные концепции воспитание учитель

Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель новой формации: методологические (психолого-педагогические) компетенции; общекультурные (мировоззренческие) компетенции; предметно-ориентированные компетенции.

Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью - педагогической реальностью. Объектом его профессиональной деятельности является целостный педагогический процесс, следовательно, учитель новой формации должен уметь действовать в системе «человек - человек» («педагог - учащийся»). Чрезвычайно важно, осознание учителем роли гуманистических отношений в педагогическом процессе учебного заведения. Идейно-нравственная позиция педагога должна отражаться на методике его воспитательной работы, требующей наличия определенных профессиональных качеств личности, отвечающих целям его деятельности, и иного взгляда на ученика, вытекающего из современных теоретических исследований - школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности.

Переход на 12-летнюю модель обучения требует от современного учителя инновационного, творческого типа мышления, характеризующегося созданием объективно нового продукта и возникновением новообразований в ходе самой деятельности.

Творческая направленность педагогической деятельности предусматривает, что учитель должен:

  • 1) объективно оценивать свои возможности как педагога новой формации, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.);
  • 2) овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения, в том числе - педагогического;
  • 3) уметь ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства, суть которых заключается в том, что современное образование становится все более поликультурным, предполагающим широкую языковую подготовку учителя.

Список литературы:

  • 1. Закон Республики Казахстан «Об образовании»
  • 2. Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года.
  • 3. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.
  • 4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982.
  • 5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000



Система педагогического образования Профориентация и допрофессиональная подготовка через систему педагогических классов, авторских профориентационных лагерей, проведение олимпиад по педагогике и психологии, дней открытых дверей профессиональных учебных заведений, приглашение учащихся старших классов для участия в мероприятиях Костромского государственного университета в рамках внеаудиторной деятельности, участие студентов в профориентационной работе в школе. Подготовка учителей в учреждениях среднего профессионального образования (ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области», ОГБОПОУ «Галичский педагогический колледж Костромской области»). Подготовка учителей на педагогических специальностях и за счет дополнительного к высшему профессиональному образованию на классических университетских специальностях в ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова». Повышение квалификации педагогов и профессиональная переподготовка (ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»). Послевузовское педагогическое образование в аспирантуре и докторантуре» ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова».


Проблемы Низкая мотивация на педагогические профессии Слабо работает существующая система целевых договоров на подготовку педагогов Затруднена адаптация студентов к требованиям, предъявляемым на начальном этапе профессионального образования Существуют проблемы в профессиональном образовании (переход на ФГОС, недостаточная реализация деятельностного подхода…) Слабо функционирует система привлечения, закрепления, профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогов Отсутствует системное взаимодействие между заинтересованными организациями в качественном педагогическом образовании Нет обоснованного прогноза потребностей в педагогических кадрах в области Нет серьезного анализа реализуемых программ и проектов, связанных с педагогическим образованием.






Ключевые заинтересованные стороны государство, осуществляющее нормативно-правовое регулирование деятельности систем общего, профессионального и дополнительного образования и государственный заказ на подготовку специалистов; региональные и муниципальные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое и организационное регулирование деятельности систем общего, профессионального и дополнительного образования на региональном и муниципальном уровнях и формирующие региональный (муниципальный) заказ на подготовку специалистов; учреждения социальной и образовательной сферы, выступающие работодателями и заказчиками выпускников, а также потенциально другие институциональные учреждения, куда может трудоустроиться выпускник педагогического направления в соответствии с полученной специализацией; школьники, абитуриенты, их родители; обучающиеся по программам допрофессиональной подготовки, всех форм и уровней профессионального образования, программам повышения квалификации и переподготовки; сотрудники образовательных организаций; общественные объединения и организации, включая социальные группы, творческие союзы, научные учреждения и т.п., заинтересованные в социальном партнерстве.


Основные направления и механизмы развития педагогического образования Обеспечение успешного входа в профессию Разработка и реализация программы профессиональной ориентации на педагогические профессии Разработка системы поддержки и нормативно-правового обеспечения деятельности педагогических и психолого-педагогических классов в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, на базе организаций среднего профессионального образования и КГУ им. Н.А.Некрасова Развитие системы целевой контрактной подготовки учителей на программах бакалавриата и магистратуры за счет средств федерального и регионального бюджетов. Создание региональной системы стимулов для поступления на педагогические направления подготовки выпускников школ с результатами ЕГЭ выше средних по региону. Разработка способов учета личных достижений школьников при поступлении на педагогические направления подготовки. Развитие системы профессиональной переподготовки, подготовки в магистратуре специалистов различных направлений для работы в образовательных организациях для обеспечения многоканального входа в педагогическую профессию специалистов различных направлений. Создание проекта, направленного на формирование уважительного общественного мнения о педагогической профессии с использованием возможностей средств массовой информации региона, общественных, образовательных организаций.


Педагогические классы нормативное обеспечение деятельности классов допрофессиональной подготовки; поддержка педагогов, работающих в педагогических классах; поддержка системы подготовки педагогов, их методического сопровождения и координации деятельности педагогических классов в рамках договоров о сотрудничестве: педагогический класс – педагогический колледж – университет; проведение областной олимпиады для учащихся педагогических классов




Повышение качества подготовки кадров в профессиональных учебных заведения Разработка и внедрение образовательных программ педагогического образования разного уровня в соответствии со стандартом профессиональной деятельности педагога. Приведение системы педагогического образования в соответствие с требованиями ФГОС общего образования. Создание системы многовекторной траектории обучения и гибких программ педагогической подготовки для разных категорий обучающихся. Организация педагогический подготовки студентов непедагогических направлений, развитие системы подготовки заинтересованных специалистов в рамках магистерских программ и программ профессиональной переподготовки. Изменение содержания программ, технологий обучения и воспитания педагогических кадров для усиления мотивационной, практической, технологической подготовки будущих педагогов. Формирование системы стажировок студентов в образовательных организациях и материального стимулирования их работы. Разработка проектов сетевого педагогического образования с участием учреждений профобразования, базовых общеобразовательных организаций, школ- партнеров и базовых кафедр педагогической направленности в школах. Формирование практики поиска, отбора и поддержки одаренных студентов, ориентированных на работу в образовательных организациях. Создание системы общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ педагогического образования различных уровней. Согласование образовательных программ профессиональной подготовки учителей с работодателями.


Удержание в профессии Содействие в трудоустройстве выпускников педагогических направлений подготовки. Внедрение системы корпоративного сопровождения профессионального развития молодых учителей. Разработка системы стимулирования молодых педагогов с целью закрепления их в образовательных организациях. Создание системы независимой профессиональной сертификации выпускников профессиональных учебных заведений.


Научно-исследовательская и организационная деятельность Проведение анализа потребности региона в педагогических кадрах до 2020 года и формирование регионального заказа на подготовку педагогических кадров. Создание единой региональной информационной базы, системы тематических Интернет-ресурсов регионального и муниципальных уровней в сфере мониторинга и поддержки профессионального образования. Формирование и систематическое обновление открытого банка профилей педагогических профессий и должностей. Проведение анализа реализуемых программ и проектов, связанных с педагогическим образованием. Выявление основных факторов, негативно влияющих на результативность педагогического образования (проведение научно обоснованного исследования состояния педагогического образования в регионе). Разработка компетентностной модели педагога, востребованного в образовательных организациях региона. Определение функций ключевых заинтересованных сторон в качественном педагогическом образовании. Разработка системной модели регионального педагогического образования. Описание элементов и этапов непрерывного педагогического образования включая допрофессиональное, профессиональное дополнительное образование. Разработка системы взаимодействия департамента образования и науки Костромской области, муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, педагогических колледжей, ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» для реализации согласованных действий в системе подготовки педагогических кадров (разработка системы нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов, определяющих зоны ответственности и структуру взаимодействия). Разработка дорожных карт реализации концепции.


Ключевыми элементами изменений педагогического образования являются: мотивация (профориентация, отбор лучших, восстановление положительного образа Учителя, стимулы); образовательные программы (ФГОС, Профессиональный стандарт педагога, гибкие образовательные маршруты); технологии обучения (деятельностные, практико ориентированные, индивидуализированные); практики (базовые школы, школы-партнеры, стажировочные площадки, базовые кафедры); проекты (проектная деятельность, внедрение, экспертиза); среда (инновационная инфраструктура и социальные инициативы, корпоративное сопровождение); допуск (профессиональный экзамен и сертификация); результат (предметные и надпредметные компетенции, педагог-универсал, закрепление в профессии).


Предполагаемые результаты реализации Концепции Построение инновационной системной модели педагогического образования со следующими характеристиками: конкурентноспособное, нелинейное, многовекторное и многоканальное, открытое, индивидуализированное, компетентностное, деятельностное, практикоориентированное. Определение структуры, содержания взаимодействия и функций ключевых заинтересованных сторон системы непрерывного педагогического образования в регионе. Этапное создание элементов системы непрерывного педагогического образования на основе взаимодействия ключевых заинтересованных сторон. Поддержка инициатив, связанных с реализацией инновационных программ педагогического образования. Подготовка компетентных педагогических кадров, их трудоустройство и закрепление в образовательных организациях региона. 100% кадровое обеспечение системы общего образования педагогическими работниками, получившими педагогическое образование или прошедшими переподготовку, повышение квалификации по данному направлению в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

Сегодня общественность страны обсуждает проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Это первый, очень важный шаг в создании интегрированной и комплексной программы, которую разрабатывает Минобрнауки РФ.

Редакция «АО» предложила представителям вузов и учреждений ДПО, реализующих программы подготовки и переподготовки педагогов, ответить на ряд вопросов.

  1. Какова ваша оценка проекта документа? Необходимы ли доработка и уточнение отдельных его положений?
  2. Какие меры, по вашему мнению, будут способствовать повышению социального статуса учителя и престижа его профессии в обществе?
  3. Близка ли вам точка зрения: не только обучение, но и воспитание должно быть целью работы преподавателя? Какими нравственными качествами должен обладать педагог нового времени?

- (1) Разработка новых подходов к развитию педагогического образования - своевременный ответ на реалии жизни.

Концепция предполагает подготовку носителей новой идеологии и технологии. По сути, это педагоги-профессионалы, мировоззрение которых становится точкой опоры и механизмом трансформации в образовании. На наш взгляд, подготовка таких профессионалов предполагает усиление не только их прикладной, практической направленности. Создавать интеллектуальный потенциал общества в лице сегодняшних учеников может педагог, который обладает культурой мышления, ценностным отношением к учению как образу жизни. Профессионализм такого уровня формируется в процессе освоения фундаментальных научных дисциплин. В проекте концепции говорится о широкой общегуманитарной подготовке бакалавров первых двух курсов, после завершения которой, избрав педагогическую специализацию, они направляются на продолжительную практику в школу. Насколько реалистично ожидать качественно новой идеологии и технологии от человека, который, покинув стены школы, едва войдя в пространство научного знания, тут же вернулся в мировоззренческое русло своих вчерашних школьных наставников?

- (2) Профессионал, результатом деятельности которого является рост интеллектуального потенциала страны, заслуживает самого высокого материального вознаграждения и общественного признания. Нужны гранты, направленные на поддержку стажировок, повышения квалификации, переподготовки педагогов. Большое значение для закрепления учителей в регионах имеет обеспечение их семей жильем, социальными льготами. Считаю важным вернуться к славной российской традиции - отношению к специалистам сферы образования как к педагогической интеллигенции, носителям культуры и просвещения.

- (3) Обществом ставится перед педагогом очень ёмкая задача - способствовать развитию интеллекта, личности, мировоззрения молодого поколения. Нравственные качества профессионала подобного уровня неоспоримо высоки. Ценностное отношение к своей работе, желание действовать на благо общества и светлого будущего своих учеников, оптимизм - вот некоторые штрихи к портрету настоящего педагога.

- (1) Несомненным достоинством обсуждаемого документа является то, что в нем заявлена позиция Минобрнауки РФ по вопросам реформирования системы педагогического образования. Позитивным моментом считаем акцентуацию педагогических вузов на практической работе, организуемой совместно с колледжами и школами. Авторами документа предложены разнообразные варианты дифференциации программ бакалавриата и магистратуры, что также немаловажно.

Вместе с тем ряд позиций проекта не вполне прояснен. Из поля зрения выпала самая главная ступень образования - дошкольное детство. Проблемы, поднятые как стержневые, касаются только процесса профессиональной подготовки педагогов, но не затрагивают формирования образовательного пространства и самого процесса сопровождения подготовки педагогических кадров. Не вполне понятны критерии и содержание вводимого универсального бакалавриата, не прописана возможность повышения квалификации самих работников высшей школы.

Проект концепции нуждается во всестороннем профессиональном обсуждении, серьезной экспертизе и доработке.

- (2) Большинство проблем в системе образования носит не педагогический, а социальный характер. Их практическое решение связано не только с педагогическими инновациями, но и с изменением целого ряда условий, одно из которых - повышение социального статуса педагога и уровня его жизни.

Большинство педагогов подчеркивает, что укрепление их профессионального статуса зависит не столько от материальных ресурсов, сколько от переориентации информационной среды на позитивный образ учителя.

- (3) Уверены, целью работы любого из преподавателей российских вузов является не просто обучение студента современным инновационным технологиям, но, в первую очередь, воспитание полноценной гармоничной личности, гражданина-патриота своей страны. Поэтому на педагогические вузы ложится особая миссия - формирование современной педагогической элиты. Общество заинтересовано в новом педагоге, который отчетливо видит смысл и цель своей деятельности, ориентирован на реализацию идей опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучающихся.

- (1) Проект концепции является своевременным документом. Система образования в целом и подготовка педагогических кадров в частности за последнее время претерпели существенные изменения: переход на уровневую систему подготовки, изменение перечня педагогических образовательных программ, модернизация содержания и технологий обучения. Это объективно приводит к необходимости решения проблем по всей линии педагогического фронта.

Однако отдельные положения концепции требуют доработки и уточнения. В новом законе об образовании определен особый статус педагогических работников в обществе. Следовательно, и система их подготовки, и условия реализации образовательных программ должны быть специфическими. Это касается, в том числе, и особого статуса педагогических вузов. Поддерживая в целом идею нелинейности траекторий обучения, считаем, что основой содержания качественной подготовки педагогов должны стать специализированные педагогические программы, предполагающие комплексную фундаментальную предметную, психолого-педагогическую и информационную подготовку. Следует акцентировать перечень ключевых проектов, способных выступить в качестве точек роста, обеспечивающих реальную модернизацию содержания и технологий педагогического образования. Важно комплексное решение проблем отбора абитуриентов, мотивированных к педагогическому труду.

- (2) Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия учителя позиционируется как одна из самых почетных и ответственных. С другой - ее социальная привлекательность и престижность за последние двадцать лет достигли предельно низкого уровня.

Проблему следует решать комплексно - путем консолидации усилий общеобразовательных организаций, органов управления образованием, образовательных организаций высшего образования, органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов по отбору кандидатов для обучения по педагогическим специальностям и направлениям подготовки. Необходима реализация системы сопровождения студента в период обучения в колледже или вузе, осуществление материального стимулирования, оказание комплексной (организационно-методической, материальной, жилищной и т.п.) поддержки молодых специалистов. Только согласованные действия позволят решить проблему «двойного негативного отбора» и обеспечить приток в образовательные организации грамотных, инициативных, инновационно мыслящих молодых учителей.

- (3) Воспитательная функция современного педагога неотделима от обучающей и развивающей. Сегодня учитель должен быть личностью, носителем нравственных идеалов, примером доброты, чуткости, справедливости, патриотизма. К сожалению, эти существенные обстоятельства не в полной мере учтены в проекте концепции, рассматривающей педагогическое образование несколько сужено - как услугу, в которой доминируют категории качества, стандарты профессиональной деятельности, сертификация. Такой подход может оказать существенное негативное влияние на качество профессиональной подготовки учителя и результаты его педагогического труда.

- (1) Позитивным является сам факт появления проекта концепции. Это свидетельствует об актуализации проблем педагогического образования.

Перечень проблем, решение которых является предметом рассмотрения документа, на наш взгляд, можно дополнить. В раздел «проблемы входа в профессию» можно внести:

  • недостаточный и зачастую низкий уровень освещения в СМИ функций и особенностей педагогической профессии;
  • отсутствие системы поддержки педагогических династий;
  • недостаточность федеральных целевых программ, решающих системные проблемы в образовании.

В раздел «проблемы подготовки» добавить:

  • отсутствие комплексов учебных заведений, в состав которых входят педагогический институт с аспирантурой, а также школа с дошкольным, начальным, средним и старшим уровнями образования;
  • отсутствие взаимодействия студентов отечественных педагогических вузов со студентами зарубежных вузов, готовящих учителей.

Раздел «проблемы удержания в профессии» дополнить такими позициями, как:

  • упрощение процедуры аттестации учителей (только соответствие высшей квалификационной категории должно оцениваться независимыми экспертами, всем другим - самим образовательным учреждением);
  • федеральные целевые программы, решающие вопросы жилья для учителей, учебно-методической, материальной, информационной, технической оснащенности педагогической деятельности.

- (2) К таким мерам можно отнести ежегодное проведение съездов учителей на федеральном и региональных уровнях; запрет на учебную нагрузку, превышающую норму одной ставки, - при сохранении требования к размеру заработной платы учителя как среднему по экономике в регионе; введение школьной формы учителя; реализацию федеральных целевых программ «Жилье учителю» и «Кабинет учителя».

- (3) Нравственные качества педагога нового времени, несомненно, будут связаны с социальными, политическими и экономическими отношениями в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Однако есть непреходящие педагогические ценности, которые должны служить ориентирами для всех, кто выбрал профессию учителя. Это, прежде всего, педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере в силы и возможности каждого ребенка, и профессиональная честь педагога.

Одна из главных целей образования – научить детей критически оценивать информацию. Но умеют ли это делать сами учителя? Как показывает практика – далеко не всегда. Педагог-психолог Кирилл Карпенко сформулировал правила, которые позволят распознать фальшивую или ошибочную информацию.

Тема подростковых суицидов – одна из самых острых и тяжелых в России. Педагогов она касается особенно, ведь подростковый возраст своих учеников они переживают не раз. О том, как оценивает сегодняшнюю ситуацию современная наука, рассказывает Всеволод Розанов, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения психологического факультета СПбГУ.

Вот уже десять лет одна из школ на севере Карелии живет в режиме инновационной площадки. Каждый урок здесь длится 90 минут. Нет традиционного расписания занятий, зато есть лента. За это время педагоги научились видеть ребенка и выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика. Как устроен необычный процесс обучения, поясняет учитель физики Надежда Дерибина.

Новый роман Полины Дашковой "Горлов тупик" стал одним из бестселлеров этой осени. В нем писательница обратилась к истории: события 50‑70‑х годов неожиданно преломляются в судьбах ее героев спустя время. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" автор рассказала о работе над исторической прозой и о том, почему никогда не напишет детскую книгу.

В январе 2014 года Минобрнауки России представило на общественное обсуждение проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Как отметил на заседании Комитета по образованию Госдумы директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, документ посвящён вопросам повышения качества образования в области педагогики и эффективности работы образовательных организаций, реализующих соответствующие программы.

В Послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года Президент РФ Владимир Путин сказал: «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Прошу подготовить комплексную программу обновления кадров для школ. Знаю, что Министерство образования этим уже занимается, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей. Нужно завершать эту работу по подготовке этой программы».

Для разработки комплексной программы в Минобрнауки России создана рабочая группа под руководством первого заместителя министра Натальи Третьяк. Она состоит из четырёх комиссий, каждая из которых отвечает за свой участок работы – апробация и внедрение профессионального стандарта педагога, обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагога, повышение социального статуса и престижа профессии педагога, модернизация педагогического образования.

Таким образом, проект Концепции поддержки развития педагогического образования – это один из шагов в создании интегрированной, комплексной программы, которая будет представлена в Правительство Российской Федерации до 1 июня 2014 года.

Идея создания концепции возникла 1,5 года назад, когда были подведены итоги первого мониторинга эффективности государственных вузов. Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов поручил создание рабочей группы, чтобы разобраться в ситуации и принять необходимые решения. Звучали предложения оценивать работу педагогических вузов по особым критериям, но, с точки зрения рабочей группы, это лишь консервировало бы ситуацию. Точно так же далеко не для всех педагогических вузов и их филиалов был бы оптимальным путь присоединения к федеральным или классическим университетам. И задача была поставлена иначе: провести модернизацию образовательных программ и на основе этого повысить эффективность работы образовательных организаций. Именно этой логикой руководствовалась рабочая группа, создавая проект концепции.

По мнению одного из разработчиков проекта, академика РАО Виктора Болотова, среди идей, заложенных в документе, наиболее важны следующие:

Во-первых, акцент на педагогическую практику, причём не в прежнем смысле, когда студенты какое¬то время проводили в школе и получали зачёт. Педагогическая практика – это когда школа становится экспериментальной площадкой для будущих учителей. Они не просто приходят туда на семестр, отрываясь от учёбы, Они так или иначе там присутствуют в ходе учебного процесса и на практике осваивают то, что в вузе им дают в теории. Чтобы эту идею реализовать, у вузов, где готовят педагогов, должны быть свои базовые школы.

Во-вторых, это возможность для одних студентов уйти с педагогических программ, а для других – наоборот, перейти на эти программы. Хорошо известно, что многие выпускники педвузов не хотят работать в школах, но, поняв это ещё во время обучения, изменить свою образовательную траекторию не могут. В то же время студенты иных направлений и специальностей иногда приходят к выводу, что педагогика – дело куда более интересное, нежели то, чем они занимаются сейчас. Нужно дать возможность и тем и другим работать по призванию.

В-третьих, поддержка молодых учителей. Речь в проекте концепции идёт не столько о материальной, сколько о профессиональной поддержке. Сейчас они часто уходят из школы, потому что старшие коллеги не могут оказать им профессиональную помощь. Нужно создавать профессиональные сообщества молодых учителей – и реальные, и виртуальные; хорошо известны такие сообщества в разных регионах – например, в Красноярском крае. Если удастся в первые два-три года помочь молодому учителю удержаться в школе, он наверняка останется там работать и станет хорошим специалистом. Разработчики концепции считают, что эти и другие шаги помогут поднять педагогическое образование на новый уровень.