Нравы китайских гаремов и чудо-наложницы, ставшие императорами.

22.02.2015 0 12742


Правительница Китая У Цзэтянь (624-705 годы нашей эры) жила в эпоху, когда женщин не ставили ни во что. Несмотря на это, она умудрилась подчинить себе огромную страну. Сегодня некоторые воспринимают У Цзэтянь как одну из основательниц феминизма...

Китайцам, жившим в VII веке, хорошо было знакомо назидательное стихотворение:

Когда родится сын,
Положи его спать в колыбельку,
Дорогими пеленками кутай,
Дай ему игрушки из яшмы.

Когда родится дочь,
Пусть она спит на полу,
И будет пелената в тряпки,
Дай для игры ей кусочек черепицы.

Жители Поднебесной воспринимали мальчиков как продолжателей рода, кормильцев семьи и тех, на кого родители могут опереться в старости. Девочки были людьми второго сорта. В гареме китайского императора и даже просто состоятельного китайца были первые, вторые, третьи, четвертые жены, наложницы, рабыни, служанки. Они не имели возможности свободно общаться со своим повелителем. А за измену обитательниц гарема карали смертной казнью.

Карьера в гареме

Когда тринадцатилетней девочкой У Цзэтянь попала в гарем императора Тай-цзуна в качестве наложницы, особенно надеяться ей было не на что. И, конечно, она это отлично понимала. Но это нисколько не уменьшило ее тяги к власти.

Император Тай-цзун приветствует ассирийских христианских миссионеров

Уже став повелительницей империи, У Цзэтянь не могла забыть тех дней, когда она, как и сотни других обитательниц гарема, проводила дни и ночи в ожидании милости правителя. А тот лениво перебирал нефритовые таблички с именами наложниц. Потом останавливался на одной. Ударял в гонг. На звук гонга являлся придворный евнух. Читал имя, выгравированное на камне...

Избранницу приводили в покои императора, мыли, наряжали, умащивали ее тело благовониями... А про остальных император забывал до следующей ночи.

У Цзэтянь томилась в гареме, занимаясь бессмысленным рукоделием и надеясь привлечь внимание императора Поднебесной. Она лелеяла мысли о возвышении. Впрочем, у нее хватило ума ни с кем ими не делиться. Можно представить себе, как бы смеялись над мечтами о власти жалкой наложницы.

Но это была еще не беда. Настоящим несчастьем стала смерть Тай-цзуна в 649 году. Согласно традиции, сын правителя не имел права наследовать его гарем. Всех жен и наложниц после смерти их повелителя отправляли доживать свой век в буддийский монастырь. А новый император «основывал» новый гарем. Более того, отношения сына с женой или наложницей отца приравнивались к кровосмешению...

Но после смерти Тай-цзуна придворный мир начал понимать, что такое тихая овечка У Цзэтянь. Как оказалось, долгие годы «на задворках» гарема маленькая наложница не провела даром. Все это время она не только мечтала о милости повелителя. У Цзэтянь умудрилась наладить более чем теплые отношения с его сыном Гао-цзуном.

После кончины отца Гао-цзун, наследник престола, понял, что не может обходиться без верной У Цзэтянь. И в итоге ввел ее в свой гарем. Поступок по тем временам неслыханный. Но, как говорится, что позволено Юпитеру... Воле императора никто не посмел воспротивиться.

Итак, хитроумная У Цзэтянь, в отличие от своих более высокопоставленных «коллег», продолжила свои дни в гареме, а не в монастыре. Впрочем, провести некоторое время в буддийской обители ей все же пришлось, но вскоре она вернулась во дворец. Вернулась, чтобы править.

Кто во дворце хозяин?

С портретов У Цзэтянь на нас смотрит грубое, некрасивое лицо с нарисованными бровями и недобрым взглядом. Да, такой была властительница Поднебесной. Впрочем, в каждом времени и в каждой стране - свои понятия о красоте.

Возможно, будущая императрица пленила Гао-цзуна вовсе не прекрасным обликом - в конце концов, он мог иметь самых лучших женщин в стране, - а умом и талантами. Она была хорошо образована, писала стихи и прозу. Ее произведения вошли в то, что в Китае относят к литературному наследию династии Тан.

Прошло еще какое-то время, и в 655 году Гао-цзун официально признал У Цзэтянь своей супругой. Это означало, что теперь именно она - главная жена. Понятно, от гарема император отказываться не собирался... Такая «должность» для женщины означала, что именно ее сын унаследует трон. Ну и вообще то, что она - главная женщина в жизни повелителя.

Как скромная наложница достигла такого положения? Да уж никак не чистыми методами. На счету У Цзэтянь -интриги, подлости и даже смерти. По ее приказу убили, к примеру, родного дядю ее супруга. Все, кто осмеливался поднять против нее голос, незамедлительно лишались жизни. Уже при жизни слабохарактерного Гао-цзуна его главная жена фактически возглавляла государство. Она родила мужу четверых сыновей и дочь.

О политике, которую вела У Цзэтянь, до сих пор даже в самом Китае существуют разные мнения. Жена императора сразу обратила свои взоры на лакомый кусочек - Корейский полуостров, и страна начала захватническую войну. Правда, не удалось захватить его полностью. Но идеологически Корея теперь перешла в подчинение Поднебесной.

Вообще, идеологии У Цзэтянь уделяла огромное внимание. Главной ее мечтой стало повсеместное принятие буддизма. Для этого она всячески налаживала отношения с Индией, а также приказала перевести классические буддистские труды с санскрита на китайский язык. Почему будущая императрица такое значение придавала введению новой религии? Как оказалось, у нее были далеко идущие намерения.

В 683 году скончался Гао-цзун - бездарный император и супруг У Цзэтянь. После этого намерения вдовы стали очевидны: она решила стать главой государства. Первой женщиной на этом посту. Поначалу соотечественники не верили в то, что кто-то - пусть даже главная жена покойного властителя Поднебесной - может помыслить о таком.

Но У Цзэтянь обставила все очень хитро. Власть для начала передали ее старшему сыну Чжун-цзуну. Он не продержался во дворце и месяца: мать собственноручно лишила его престола, сослав в провинцию. У Цзэтянь грустно жаловалась на бездарность отпрыска как правителя.

Власть тогда передали ее другому сыну - Жуй-цзуну, которого мамаша, сжав зубы, терпела целых шесть лет. Понятно, что фактически страной по-прежнему правила она. Но воцариться себе не позволяла. Такой поступок мог вывести народ из терпения и спровоцировать крупное восстание.

Сильная женская рука

К 690 году народ был как следует подготовлен: людям внушили, что император бездарен. Наконец У Цзэтянь официально сама назначила себя императрицей. Точнее, императором: она требовала, чтобы называли ее мужским титулом - «хуанди». Ничего подобного до сих пор в Китае не было.

Вскоре стало ясно, зачем дальновидная У Цзэтянь так старательно насаждала буддизм. Народу было объявлено, что новоявленная правительница - дочь самого Будды, и где-то есть пророчество, в котором говорится: следующее воплощение просветленного придет на землю именно в женском образе.

Несмотря на весьма тернистый путь к власти, У Цзэтянь умудрилась стать не самой худшей властительницей Поднебесной. Да, она не терпела никакого инакомыслия и жестоко расправлялась с оппозиционерами. Но именно при ней расцвело сельское хозяйство, выстроилась четкая система поступления на государственную службу, северо-восток Китая освободили из-под власти тюрков. В стране воцарилась относительно спокойная и сытая жизнь.

Придворные трепетали при одном упоминании имени У Цзэтянь. Согласно легенде, императрица, в свое время натерпевшаяся от мужчин, любила унижать представителей сильного пола. Она заставляла чиновников, приходивших с ней с докладами, удовлетворять ее похоть. Правда ли так было, неизвестно. Но до нас дошло изображение чиновника, доставляющего удовольствие властительнице.

У Цзэтянь старела. Нужно было думать о том, кому передать власть. Что делать? Пришлось вернуть из «эмиграции» старшего сына. И назначить его наследником. Дряхлеющая правительница была уже не та, что прежде. Она теперь легко доверялась молодым аферистам, которые по совместительству становились ее любовниками.

В конце концов заговорщики свергли с престола выжившую из ума повелительницу Поднебесной. А императором стал когда-то сосланный в провинцию первый сын императрицы -Чжун-цзун.

Со свергнутой правительницей обошлись лучше, чем она сама поступала со своими врагами. У Цзэтянь дали дожить до естественной смерти. Ее похоронили с почестями. Сама императрица повелела ничего не писать на ее могиле: пусть потомки-де сами решат, какой эпитафии она достойна.

Мария КОНЮКОВА

Современный Китай - это сильная и динамично развивающаяся страна. Многие гаджеты, которыми мы пользуемся, собирают китайцы. Одежду, которую мы носим, шьют китайцы. Отметка на игрушках и вещах "made in China" для нас привычна. Китай продвинулся далеко вперед и сейчас уже смело может конкурировать с такими развитыми странами, как США или Германия. А еще столетие назад Китай был империей, во главе которой стоял Пу И.

Трудно представить, что чувствовал последний император Китая, когда видел, как могущественная империя медленно разрушается у него на глазах. А еще труднее было женщинам, которые все это время находились рядом с ним. Официальной последней китайской императрицей и женой Пу И была Ваньжун. Она родилась в обеспеченной и уважаемой семье, а женой императора стала потому, что Пу И выбрал ее, глядя на фото.

Точнее, даже не он сам выбрал. Это довольно интересная история. Императору предложили 4 фотографии совсем юных девушек. Качество фото оставляло желать лучшего, лиц было почти не разглядеть, и они показались императору одинаковыми. Только наряды различались. Девушку с самым ярким нарядом, к которой душа больше лежала, он и выбрал. Но это была не Ваньжун, а 12-летняя Вэньсю, родом из небогатой семьи.

Вэньсю
На Пу И оказала влияние первая наложница его отца, которая считалась его приемной матерью. Её протеже была 16-летняя Ваньжун. Она уговорила императора поменять свой выбор. Таким образом, Пу И и женился на Ваньжун, однако Вэньсю не оставил, а сделал своей младшей женой - проще говоря - наложницей.

Вэньсю не долго пробыла возлюбленной Пу И, они, по ее желанию, расторгли отношения. Детей, общих у них не было. Вэньсю лишили всех привилегий, однако женщине посчастливилось выйти замуж во второй раз.

Императрица Ваньжун тоже не смогла подарить императору наследника. Ходили слухи, что муж и жена даже не проводили время вместе. А позже Ваньжун вообще относилась к своему супругу с неприязнью.

Императрица увлекалась опиумом, и иногда ее дозы были настолько высокими, что все удивлялись, как она выживала. Возможно, таким образом она хотела заглушить боль от несчастливого брака.

Потом Ваньжун забеременела то ли от своего личного водителя, то ли от телохранителя. Пу И, узнав об измене жены, жестоко избавился от ребенка. Из-за этого, как говорят, императрица сошла с ума.


Император Пу И и императрица Ваньжун
Помимо законной супруги у Пу И были еще и наложницы. Например, Тань Юйлин стала наложницей императора только потому, что Пу И хотел наказать жену. Пу И даже женился на Тань Юйлин. Однако их брак не был долгим. Она умерла от брюшного тифа. И есть определенные данные, которые дают полагать, что к ее смерти приложили руку японцы. Девушка была настроена против японцев и имела определенное влияние на императора.

Тань Юйлин тоже не смогла родить ребенка от Пу И. Однако девушку посмертно повысили с пятой наложницы до второй. Все-таки император очень ценил ее и любил.


Четвертой женой императора Пу И стала Ли Юньцинь. Это была 15-летняя китаянка, учившаяся в японской школе. Император ее никогда не любил. Относился к ней, скорее, как к неразумному ребенку. Часто просил ее спеть ему и станцевать, развлекать, а потом любил давать наставления, как учитель. Прожили они вместе около 2 лет. А потом, когда Маньчжурия пала, Пу И был пленен, а его жену отправили домой.

Пу И наверняка имел больше наложниц, официально их числилось порядка 70 во дворце. Конечно, не все они имели отношения с императором. Многие были просто служанками. А еще историки сейчас изучают версию того, что император вообще не интересовался женщинами, а больше предпочитал юношей. И все его жены нужны были только для прикрытия.

Однако данную версию можно опровергнуть, так как последний брак он заключил с простой медсестрой, когда ему исполнилось 56 лет, и он уже давно не был императором. Тем не менее, и от нее у него не было детей. Это дает основания полагать, что Пу И был бесплоден.

В древнем Китае существовал дресс-код для высших слоев населения. Особенно строгое правило касалось одежды желтого цвета. По закону носить ее могли только члены императорской семьи. Сам правитель мог пожаловать подданному специальную желтую куртку за особо ценные заслуги. Ношение простолюдином царского оттенка рассматривалось, как попытка узурпировать трон, такая государственная измена могла стоить жизни.

Злые духи vs панды и пекинесы

Хоть китайский император и носил титул Сын Неба, в традиционной идеологии он считался все же человеком, который заслужил доверие высших сил, а не самим божеством. И как всякий простой смертный, правитель нуждался в защите от множества демонов. Жизнь китайцев вообще была полна суеверий, но император должен был следовать им особенно рьяно. Его охраняло множество защитников, в числе которых были даже большие панды и пекинесы. И если последние были дворцовой гвардией и не покидали монарших резиденций вплоть до Опиумных войн XIX века, то милые бамбуковые медведи служили олицетворением добра и периодически использовались в качестве подарка союзникам.

Ложе дракона как место карьеры

В традиционном обществе старого Китая многоженство было в порядке вещей. Всякий богач содержал помимо жены несколько наложниц. Самые многочисленные гаремы были, разумеется, при императорском дворе, при этом даже к этой стороне жизни китайцы подходили с врожденным бюрократизмом.

Среди женщин Сына Неба существовала строгая иерархия. Самым высоким статусом обладала императрица, носившая титул главной жены. Вслед за ней шли 3 наложницы первого ранга, самая близкая к императору носила титул Драгоценной. Более низким положением обладали 9 старших наложниц второго ранга и 27 младших, которым присваивался 3, 4 и 5 ранг. Кроме них при дворе жила 81, так называемая, гаремная девушка.

При таком обилии не все из женщин попадали на ложе императора, но на всякий случай у правителя имелся своеобразный каталог. Он выбирал в нем наложницу, та приходила в его покои, и об этом событии делалась запись в специальном журнале. Если женщине удавалось получить расположение своего господина, тот мог повысить ее в должности. Также резкий толчок по этой карьерной лестнице давало рождение сына, который автоматически становился потенциальным наследником.

Император мог иметь по нескольку десятков сыновей от всех обитательниц гарема, поэтому вопрос о престолонаследии обычно решался в результате ожесточенных придворных интриг — в патриархальной системе за каждой наложницей стоял целый клан, который стремился добиться влияния при дворе.

Судьба последнего императора

Императрица Цыси была последней, кому довелось умереть на троне. Она прошла долгий путь от наложницы пятого ранга до самой высшей ступени в стране. Она провозглашала преемников, выбранных из числа ее близких родственников, и сама же отравляла их. После ее смерти титул правителя унаследовал двухлетний мальчик. Пу И тоже происходил из клана Цыси, а регентом при малолетнем императоре стал его отец, князь Чунь.

После Синьхайской революции родители подписали отречение от лица Пу И, но проклятие эпохи перемен еще долго преследовало этого человека. При каждой попытке реставрации монархии его имя поднимали из небытия, словно знамя. В 1917 это сделал мятежный генерал Чжан Сюнь, а в 1932 году японцы назначили последнего императора номинальным главой оккупированных территорий. Вместе с японскими войсками он закончил Вторую Мировую войну в советском плену. Когда в Китае пришел к власти Мао Цзэдун, Пу И передали новым хозяевам Поднебесной.

После 9 лет исправительных лагерей последний император мирно проработал садовником и архивариусом, с разрешения партии издал мемуары, а в 1967 году скончался от рака. Детей у него не было.

Мне для счастья надо совсем немного: власть над миром и что-нибудь покушать...

Статус наложницы в традиционном Китае
Статус наложницы в традиционном Китае

В традиционном китайском обществе женщины не только воспитывали детей и занимались хозяйством, но также жили во дворце, прислуживая императору, подчас играя важную роль в управлении государственными делами.

Наложницы во дворце императора

Для начала следует определить, что одним из главных признаков вла­сти и могущества Сына Неба в Поднебесной был большой гарем. Статус каждой обитательницы гарема определялся степе­нью активности ее энергии инь (阴 - отрицательное (женское) начало мироздания) энергии. Наивысшей степенью активности данной энергии наделялась императрица.

В семейной иерархии у каждой женщины было строго определенное место: служанки подчинялись наложницам, наложницы - женам, жены - главным женам, и все без исключения - первой госпоже, главной жене отца семейства, а в случае его смерти - главной жене старшего сына. В гареме Сына Неба императрица заведовала всеми второстепенными женами. Второстепенные жены, а также наложницы не имели права сидеть при первой или главной жене. Это выразилось даже в написании иероглифа妾(це - наложница), который со­стоит из двух частей: сверху иероглиф立(ли - стоять), а снизу 女(нюй - женщина, девица).

Наложницы должны были оставаться в гареме до двадцатипятилетнего возраста, а затем, если у них не появлялись дети (прежде всего сыновья), они удалялись из дворца. Наложницы-матери детей, родивших от Сына Неба, оставались во дворце и могли претендовать на роль жены императора и императрицы.

Женщины и девушки дворца составляли две категории: жены и наложницы императора и дворцовые служащие. Все женщины императорского дворца были разбиты на несколько разрядов. Ко времени правления императора Юаньди (с 49 до н. э. до 33 до н. э.), по данным известного российского историка Р. Вяткина, на­считывалось 14 категорий наложниц. В позднеханьский период, по данным С. В. Волкова, для наложниц было установлено только четыре ранга.

А вот какую градацию жен и наложниц приводит историк Ван Япин. Главной среди женщин во дворце была императ­рица, или главная жена Сына Неба, далее шли четыре (а не три, как считает В.В. Малявин) «дополнительные» жены, каждая из них имела особый титул: драго­ценной наложницы, добродетельной, нрав­ственной и талантливой наложницы. Об этом говорится в трактате«Ли-Цзи». Были также три дамы-фаворитки, занимавшие первую высшую ступень; девять старших наложниц, занимавших вторую ступень; 27 младших наложниц, которые в свою оче­редь делились на: девять фрейлин, девять красавиц и девять талантов, занимавших третью, четвертую и пятую ступени, и 81 «гаремная девушка». Они также делились на три категории: 27 девушек, 27 императорских женщин и 27 женщин-сборщиц, составлявшие шестую, седьмую и восьмую ступени». По вышеизложенным данным можно сделать вывод, что нет точной градации наложниц в императорском дворце, но одно можно сказать точно – наложниц было много и все они наделялись различной властью.

По некоторым материалам сунского времени, император должен был официально иметь двенадцать жен и налож­ниц, по числу месяцев в году (три жены и девять налож­ниц); князья должны были иметь девять женщин (одна жена и восемь наложниц); крупный сановник - одну жену и двух наложниц.

Помимо наложниц, во дворце Сына Неба еще имелись дворцовые девушки, которые стояли на последней ступени, и дворцовые служанки, которые были за пределами всех ступеней и являлись самыми низшими по статусу людьми во дворце. Использование дворцовых девушек и слу­жанок было строго ограничено узким кругом дворцовых учреждений. В эпоху Мин они были организованы в семь специализированных учреждений, которым подчинялись 24 подразделения. В XV веке многие женские функции взяли на себя евнухи, и осталось только одно женское по составу учреждение - служба одежды с четырьмя вспо­могательными бюро.

Все эти числа, как мы видим, имели космологическую семантику. Однако в гареме могло быть и больше женщин. Как утверждают китайские авторы Дянь Дэнго и Ван Япин, именно в период династий Тан (618-907) и Мин (1368-1643) было больше всего наложниц во дворцах императора. Известно, что император Сюаньцзун (712-756), отличавшийся крайним любвеобилием и подпавший уже в шестидесятилетнем воз­расте под чары молодой наложницы своего сына Ян Гуйфэй, держал в своих дворцах около 40 тысяч женщин.

На основе исторических материалов Ван Япин приводит такие данные по количеству женщин во дворцах Сына Неба в разные исторические эпохи. Во дворцах Цинь Шихуана (246-210 до н. э.) их насчитывалось 10 тысяч, Уди ханьского (140-87 до н. э.) - 20 тысяч, Уди цзиньского (265-290) - 15 тысяч, во дворцах Янди суйского (605-617) - несколько десятков тысяч и, как мы уже говорили, у Сюаньцзуна в танское время - около 40 тысяч женщин.

В период других династий в Китае, по данным Дянь Дэнго, количество наложниц было значительно меньшим. У импе­ратора Гуансюя последней династии Цин было всего две наложницы.

Жен и наложниц во дворце обслуживали евнухи и женщи­ны-служанки. Количество тех и других в разные династии варьировалось. Так, в последнюю половину правления дина­стии Цин, по данным Дянь Дэнго, у вдовствующей императ­рицы было 12 служанок, у императрицы - 10, у наложниц первой категории - 8, второй - 6, третьей - 4, у обычных наложниц - 3 служанки.

Наложницы, по мере поступления их в дом хозяина, получали порядковые номера: наложница № 1, 2, 3, 4 и т.д. Чем больше был порядковый номер наложницы, тем меньшую цену имела в глазах общества. JI. Васильев отмечает, что женщины в период Чуньцю, в отличие от более позднего времени, чувствовали себя довольно свободно и действовали порой весьма активно.

В танское время, да и позже, как считает известный рос­сийский историк А. А. Боюцанин, вплоть до XVI века число наложниц не лимитировалось. Брак с наложницей в те годы оформлялся официально. Наложниц или «брали в жены», или «покупали». Когда вступают в брак с налож­ницей, то также следует оформлять контракт, - говорилось в Танских уложениях. Если покупают наложницу и не знают ее фамилии, последнюю следует определять посредством гадания. Запрещалось брать в наложницы бывших наложниц родственников старших поколений, а также женщин одной с будущим мужем фамилии.

Хотелось бы прояснить ситуацию, которая складывалась после смерти императора. Еще в глубокой древности существовал ритуал, по которому при кончине императора осуществлялось и погребение его жен и наложниц. Это следовало из древнего китайского понятия, что душа усопшего и на том свете живет и ей требуется все, что у нее было на земле. Отсюда и пошел обычай заживо хоронить жен вместе с их умершими мужьями. Уже с первым императором централизованной империи Цинь Шихуаном были захоронены его жены (но только те, кто не имели от него детей!). Императоры династии Мин решили восстановить этот древний страшный ритуал - погребение наложниц вместе со смертью императора. В императорских гробницах погребали главную жену Сына Неба, иногда мать наследника и отдельных, чем-то прославивших себя наложниц. Однако, как правило, многим наложницам отводилось специальное место погребенья где-нибудь поблизости от гробницы императора. Любимым наложницам императоры сооружали отдельные гробницы. В этом отношении интересна усыпальница наложницы императора Сыцзуна Тянь Гуйфэй. Она представляет собой большой зал с девятью рядами колонн. В этой могиле были погребены покончивший самоубийством император и убитая им наложница Чжоу. Жестокий обычай, вновь введенный при Минах (1368-1644) - убийство наложниц далеко не ограничивался императорским двором. Постепенно его рамки расширялись, количество жертв увеличивалось. Высшие сановники, подражавшие во всем двору, вскоре тоже стали исполнять этот кровавый «ритуал», и нередко оказывалось, что по жестокости они превосходили Сына Неба.

Убийство наложниц совершалось довольно своеобразным способом - как бы по воле самих наложниц. Вся система общественного воспитания с раннего детства вырабатывала у будущей наложницы сознание невозможности существования без императора, убеждала ее, что она обязана быть как на этом, так и на том свете. Разумеется, это убеждение юных наложниц было взлелеяно старыми религиозными представлениями. С другой стороны, следует учитывать, что Сын Неба был «богом на земле», перед которым трепетали все, не исключая и наложниц. Все это служило причинами их массовых самоубийств в день погребения императоров и вельмож или в ближайшее время после их смерти. К этому следует добавить, что императорский дворец, как мы хорошо знаем, был ареной борьбы за власть и престол не только среди вельмож и чиновников, но и среди императорских наложниц. Многие из них должны были раньше времени уходить на тот свет в результате тайных интриг, зависти своих же дворцовых подруг.

Убеждение наложниц о необходимости самоубийства при кончине императоров или вельмож подкреплялось не только страхом, не только воспитанием с детства, не только общепринятыми, ставшими нормальными обычаями, из которых никто не осмеливался сделать исключения. Оно подкреплялось также системой возвеличивания пожертвовавших своей жизнью наложниц, - системой, которая в значительной степени возбуждала тщеславие наложниц, сознанием того, что, убив себя, она совершает благородный, благочестивый поступок. Часто дворцовые сановники из палаты ритуалов подбивали юных красавиц на самоубийство.

После самоубийства наложницам давались величественные имена с иероглифами, свидетельствующими о тех или иных достоинствах невинных жертв. Имена давались красивые, благозвучные и нравоучительные, говорившие о достоинствах покойной.

Но еще ужаснее была участь дворцовых служанок, которых не возвеличивали после вынужденной смерти, а сжигали в общих так называемых «колодцах». Один из крупнейших колодцев находился в 5 ли (2,5 км) за городскими столичными воротами Фучэнмэнь. Это место, которое превратилось в «кладбище» дворцовых служанок - называли «Гунжэньсе».

Вот что рассказывалось о «Гунжэньсе» в китайских хрониках: «Там есть две ямы, стены которых выложены кирпичом; на небольшом домике - пагода... Колодцы сверху покрыты каменными плитами, на них есть небольшие отверстия, через которые в колодец проникает воздух. Все незнаменитые служанки дворца не погребались в отдельных могилах... Их трупы сжигались внутри колодца».

Только в конце правления Цзяцзин старшим служанкам дворца Сына Неба стали разрешать покупать землю для своей могилы; если они не желали, чтобы их труп был предан огню, им давалась возможность быть похороненными в земле.
Наложницы в богатых домах и у простолюдинов

Что касается наличие наложниц у простых людей, то следует заметить, что во времена династии Мин существовал свод правил «Законы великой династии Мин», в котором было строго расписано – кому, в зависимости от ранга, сколько полагается наложниц. Наложниц для самых ближайших родственников императора, разрешалось выбрать один раз по подаче доклада самое большое 10 человек, их сыновьям разрешалось иметь 4 наложницы.

Постепенно наложниц стали брать не только родствен­ники императора и сановники. При династии Хань даже мужчины среднего достатка могли позволить себе содержать наложниц. Они нередко выкупали понравившихся им девушек из публичных домов, и этот обычай сохранялся на протяжении последующих династий.

Наложница называла жену своего мужа госпожой и носила по ней траур в случае ее смерти, а жена в ана­логичном случае траура по наложницам мужа не носила. Естественно, наложница должна была носить траур и по своему мужу, но муж по своей наложнице, не имевшей от него сына, и по наложницам своих сыновей и внуков траура не носил. За избиение наложницы без видимых ран, перело­мов или увечий муж никакой ответственности не нес. Но если муж убивал наложницу, то его наказывали на две ступени более слабо, чем за убийство простого человека. По законам Танской империи раб за изнасилование наложницы хозяина получал наказание на одну ступень меньшее, чем за изна­силование его жены. Вообще наказание за изнасилование наложницы или прелюбодеяние с ней всегда было мень­шим на одну ступень, чем за изнасилование жены или пре­любодеяние с ней. Жена, обругавшая мужа, получала год каторги, наложница - полтора. Наложница в случае нане­сения мужу раны или увечья подлежала в средневековье смертной казни.

Положение наложницы в семье резко менялось, если она рожала сына, и особенно если ее сын, при отсутствии прямых наследников у главы семьи, сам становился во главе этой семьи. Преимущественное право в данном отношении при­надлежало старшему сыну первой наложницы.

За изнасилование наложницы отца или деда, у которой от отца или деда был сын, виновному грозила смертная казнь путем удавливания. Если же у нее не было сына, наказание было менее суровым. За изнасилование жены налагался более суровый вид наказания - отсечение головы. В минское время наложница, поднявшая руку на жену, подлежала порке 60 тол­стыми батогами и годичной высылке; жена же, не причинившая наложнице переломов и более тяжелых увечий в результате рукоприкладства, вообще не привлекалась к ответственности. Наложница, обругавшая жену, получала 80 ударов толстыми батогами, тогда как за словесное оскорбление наложницы официальной супругой закон не предусматривал никакого наказания. Таким образом, мы видим, насколько разным было отношение в семье и обществе к главной жене и наложнице.

Помимо гаремов, у князей и высокопоставленных чиновников имелись собственные труппы, обученных танцам и музыке девушек, которые показывали перед гостями свое искусство во время официальных банке­тов, трапез и частных пирушек. Как свидетельствуют китайские хроники, они часто перехо­дили из рук в руки, их продавали и перепродавали или просто преподносили в виде подарка. Дарить красивых танцовщиц стало нормой дипломатического этикета при княжеских дворах. Известно, что в 515 году до н. э. один вовлеченный в тяжбу крупный чиновник в качестве взятки судье предло­жил труппу таких девушек. Наличие танцовщиц и певичек считалось определенным показателем социального статуса их хозяина. Однако со вре­менем только правящие семейства могли иметь частные труп­пы, хотя публичные дома предоставляли профессиональ­ных певиц и танцовщиц всем, кто был в состоянии за это заплатить.

Простолюдинам от сорока лет и старше, при отсутствии сыновей, разрешалось приобрести одну наложницу. Все бездетные мужья имели право на заключение брака с наложницей. При этом, мужчина брал себе наложниц, руководствуясь не только своим желанием, но и денежными возможностями. В небогатых семьях все наложницы жили в одном доме, сидели за одним столом, они исполняли всю домашнюю работу, вели хозяйство. Что касается наложниц, живущих у императора, то они ж или во дворцах. В пекинском комплексе Гугун к востоку и западу от Хоусаньгуна – трех «дальних дворцов», отведенных под резиденцию императора, было шесть дворцов, принадлежавших императрицам и наложницам.

Таким образом, проанализировав ситуацию с положением наложниц, можно сделать следующий вывод: положение девушек, получивших статус наложницы, было незавидным, особенно если они не рожали мальчиков. Императрицами и приближенными наложницами становились только самые красивые и достойные девушки. Попав во дворец или богатый дом, молоденькая девушка терпела все лишения и обиды от старших наложниц и жен. Если она не могла родить мальчика или рожала девочку, ее могли продать в публичный дом. Статус наложницы в традиционном Китае можно приравнять к статусу рабыни – она не имела права ни на что, кроме того, как исполнять желания своего господина. Но некоторым везло, при рождении сына и стечении удачных обстоятельств они становились главными наложницами и даже женами, впоследствии приходили к власти, и проводили в жизнь свою политику, как можно убедиться на примере с императрицей Цыси.

Все китайские женщины, будь они императрицами или служанками, по сути являлись наложницами. С древних времен одним из главных признаков власти и могущества Сына Неба в Поднебесной был большой гарем. Он предназначался для демонстрации и реализации мужской потенции, обладание которой являлось обязательным качеством правителя с точки зрения культа «священного царя».

«Интимная жизнь императора тоже подчинялась строжайшим указаниям, проистекающим из натурфилософских эротологических теорий и сводящихся к поддержанию в организме партнера равновесия янной (мужской. – В. У. ) и иньной (женской. – В. У. ) энергий, – пишет М. Кравцова. – Считалось, что преобладание инь над ян приводит к истощению мужской половой потенции, преждевременному старению, болезням и летальному исходу. На уровне социокосмического универсума это вызывало различные природные коллизии, связанные с водой: проливные дожди, наводнения, преждевременные заморозки, а также военные конфликты».

Статус каждой обитательницы гарема определялся степенью активности ее энергии инь . Наивысшей степенью активности иньной энергии наделялась императрица. Однако эта ее энергия не была беспредельна. Поэтому Сын Неба мог вступать с ней в интимный контакт не чаще одного раза в месяц, тем самым, как считалось, обеспечивая возможность забеременеть и родить от императора умное и крепкое потомство. Другие женщины гарема имели право чаще вступать в интимные контакты с Сыном Неба, причем, как считает автор книги «Дворцовые женщины-евнухи» Ван Япин, чем ниже был ранг наложницы, тем чаще она могла это делать, и раньше, чем наложница более высокого разряда. В результате этого фактическими властительницами гарема становились, как правило, наложницы низших рангов, имеющие постоянный доступ в покои императора.

Непременным атрибутом гарема на Востоке служили евнухи. Однако в Китае использование скопцов являлось исключительным правом правящей династии, т. е. императора и князей из императорского рода. Богатым простолюдинам Китая, в отличие от Турции и других стран Востока, под страхом смерти запрещалось заводить евнухов в своих домах и усадьбах. Поэтому термин «гарем» в полной мере применим здесь лишь к императорским и княжеским дворовым покоям с женами и наложницами.

Мы знаем, что прямыми обязанностями евнухов являлось ограждение женщин гарема от контактов с чужими мужчинами. Однако из рассказов «Цзочжуань» («Коментарий господина Цзо») вытекает, что в ранний период китайской истории с этими своими прямыми обязанностями евнухи явно не справлялись. По мнению российского историка Л. Васильева, «возможно, причиной было то, что строгие порядки гаремной жизни еще не установились, не были в достаточной мере институционализированы» по сравнению с будущим, а евнухи чаще использовались для выполнения поручений, не связанных с охраной гарема. Именно поэтому замужние женщины из числа знати и тем более вдовы обладали в те годы немалой свободой в поведении и нередко этим злоупотребляли.

Л. Васильев отмечает, что женщины гарема (особенно причастные к политике) в период Чуньцю, в отличие от более позднего времени, чувствовали себя довольно свободно и действовали порой весьма активно. Их активность проявлялась не только в плетении интриг и активной борьбе за реальную власть, чтобы передать престол своим сыновьям, но и в обладании любовниками. Это «касалось не только вдов, чьи связи с высокопоставленными царедворцами зафиксированы в источниках и порой играли решающую роль в политике, но и замужних дам. Причем именно адюльтеры служили поводом для конфликтов, особенно между линиями одного и того же клана и вообще в среде близких и хорошо знавших друг друга людей».

Императорский дворец эпохи династии Мин в Запретном Городе (Гугун)


Известно, что позднее неоднократно делались попытки ограничить деятельность жен и наложниц Сына Неба, особенно вмешательство в дела управления Поднебесной. Так, основатель династии Мин Чжу Юаньчжан в своих «Заветах родоначальника» писал: «…Никогда не допускать своевольной власти обитательницы главного двора (то есть императрицы. – В. У. ), кого-либо из второстепенных жен и наложниц… На каждое ночное посещение ими покоев государя установлена очередность. В случае, если появятся жены, ведущие необоснованные речи, то при выявлении зловредности сказанного следует делать им внушение. В императорском дворце не должно быть ревнивых женщин».

Сколько женщин положено иметь мужчине?

Известно, что любой состоятельный мужчина на Ближнем и Среднем Востоке мог иметь несколько жен – это было знаком его благосостояния. Для того чтобы позволить себе такую роскошь, он должен был только обеспечить каждой жене собственный дом, или хотя бы отдельный этаж, или, по меньшей мере, свой особый очаг.

Летний императорский дворец – летняя резиденция императоров Цинской династии на окраине Пекина


Гомер называл многоженство восточным обычаем. У греческих царей и героев было лишь по одной жене, но у Приама, царя малоазийской Трои, было множество жен, хотя его главная жена Гекуба не чувствовала себя при этом ущемленной:


Пятьдесят сыновей я имел при нашествии Рати ахейской,
Их девятнадцать от матери было единой;
Прочих родили другие любезные жены в чертогах.
(Перевод Н. Гнедича)

Царь Соломон (Х в. до н. э.) имел, по приданию, от трехсот до тысячи жен родом из разных стран, среди них была и египетская царевна, взятая, впрочем, лишь по политическим мотивам. Когда этот царь заключал союз с какой-либо соседней страной, он брал в жены дочь соответствующего царя. Каждая из жен-цариц имела собственный дом. Как следует из исторических материалов, такой дом существенно отличался от «классического» восточного гарема, тип которого сложился лишь позднее в Персии.

Ислам ограничил количество жен: их у мужчины могло быть не более четырех. «Ваши жены – нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовывайте для самих себя», – говорится в Коране. Хотя сам пророк Магомет этих ограничений не соблюдал – у него было девять жен. А как с этим обстояло дело в Поднебесной?

По преданиям, сын прародителя китайской цивилизации Желтого Владыки имел одну официальную супругу и трех наложниц. Наличие у правителя Древнего Китая четырех жен было (как и в странах исламского мира) нормой дворцовой жизни. Как отмечает российский китаист В. Малявин, четыре жены императора символизировали, по мысли придворных книжников, четыре стороны света и четыре времени года, а вместе с Сыном Неба они составляли священное число пять: пять стихий, пять цветов, пять вкусовых ощущений и т. д. «С этой точки зрения, – отмечает В. Малявин, – императорский гарем являл собой прообраз универсума. Согласно более позднему и более экстравагантному разъяснению, императорская семья должна напоминать чайный сервиз, где одному чайнику сопутствуют несколько чашек». Впрочем, по данным китайского историка Ван Япина, мудрый царь Шунь имел только трех жен, а трижды три образуют девятку – пик мужской силы ян.

Девушка в саду. Художник Сюй Пэн Лянь


Число же императорских жен при династии Ся должно было составлять 12 (тройка, взятая четыре раза). При династиях Шан-Инь государю были приданы еще 27 (то есть трижды девять) наложниц, так что теперь император обладал 39 женами и наложницами. Такое число объяснялось еще и тем соображением, что женский век заканчивается в сорок лет. При династии Чжоу число обитательниц императорского гарема возросло уже до 120. Наконец, более-менее окончательный вид организация императорского гарема приобрела при династии Тан.

Женщины и девушки, живущие во дворце Сына Неба, составляли две категории: жены, наложницы и дворцовые служащие. Все женщины императорского дворца разделялись на несколько разрядов. В разные эпохи их число менялось. При династии Цинь (221–207 гг. до н. э.) их было 7 рангов. Ко времени правления императора Юань-ди (48–32 гг. до н. э.), по данным российского историка Р. Вяткина, насчитывалось 14 категорий наложниц. Поэт Цюй Юань (340–278 до н. э.) в «Призывании души» писал:


Шестнадцать молодых служанок
Придут, чтоб угождать тебе,
Наскучат – замени другими, -
Немало есть невинных дев,
Подобных тем, которых иньский
Когда-то Чжоу Синь любил!
(Перевод Н. Т. Федоренко)

В позднеханьский период, по данным С. В. Волкова, для наложниц было установлено только четыре ранга.

А вот какую градацию жен и наложниц приводит историк Ван Япин. Главной среди женщин во дворце была императрица, или главная жена Сына Неба (хуань хоу), далее шли четыре дополнительные «жены» (фу жэнь) – каждая из них имела особый титул: драгоценной (гуйфэй), добродетельной (шуфэй), нравственной (дэфэй) и талантливой (сяньфэй) наложницы.


По данным трактата «Ли Ци» или других авторов, было также три дамы-фаворитки, занимавшие первую высшую ступень, девять «старших наложниц» или «конкубинок» (цзю бинь), занимавших вторую ступень; 27 «младших наложниц» (шифу), которые, в свою очередь, делились на: девять цзе юй (фрейлин), девять мэй жэнь (красавиц) и девять цай жэнь (талантов), занимавших третью, четвертую и пятую ступень, еще 81 так называемая «гаремная девушка» (юй ци). Они также делились на три категории: 27 девушек бао линь (драгоценный лес), 27 – юй нюй (императорские женщины) и 27 – сай нюй (женщины-сборщицы), составляя шестую, седьмую и восьмую ступени.

При последней династии Цин, по данным российского историка О. Непомнина, наложницы императора делились следующим образом: хуангуйфэй - наложница первого ранга, гуй-фэй - второго ранга, фэй - третьего, бинь - четвертого, гуй-жэнь - пятого, даинь - старшая фрейлина, чанцзай - младшая фрейлина, наконец, прислужницы – шинюй.

Согласно числовой символике, нечетные числа, кратные 3, символизируя положительные силы природы, мужское начало и мужскую потенцию, были строго регламентированы. Четные числа символизировали женское (отрицательное) начало и женское плодородие. Число три является первым нечетным после единицы: оно означает мощную мужскую потенцию. Девятка – это три раза по три, что означает изобилие. Если перемножить эти числа, получится соответственно 27 и 81.

По некоторым материалам сунского времени, император должен был официально иметь двенадцать жен и наложниц, по числу месяцев в году (три жены и девять наложниц); князьям положено было девять женщин (одна жена и восемь наложниц), а крупным чиновникам – одна жена и две наложницы.


Помимо вышеперечисленных наложниц во дворце Сына Неба еще имелись нюй гун (дворцовые девушки), которые стояли на последней ступени, и гун нюй (дворцовые служанки), которые были за пределами всех ступеней и являлись самыми низшими существами во дворце. В XV в. многие женские функции взяли на себя евнухи, и осталась только одна непосредственная обязанность дворцовых служанок – служба одежды (шанфучжу ).

Однако, несмотря на строгое подчинение в организации дворцовой жизни определенным числам, в гареме могло быть и больше женщин. Как утверждают китайские авторы Дянь Дэнго и Ван Япин, в период династий Тан (618–907 гг.) и Мин (1368–1644 гг.) во дворцах императора было больше всего наложниц – цифра их доходила до 40 тысяч человек и более. Известно, что император Сюань-цзун (712–756), отличавшийся крайним любвеобилием и подпавший уже в шестидесятилетнем возрасте под чары молодой и очаровательной наложницы собственного сына, Ян Гуйфэй, держал в своих дворцах около 40 тысяч женщин.

На основе исторических материалов Ван Япин приводит такие данные по количеству женщин во дворцах Сына Неба в разные исторические эпохи. Во дворцах Цинь Шихуана (246–210 гг. до н. э.) их насчитывалось 10 тысяч, У-ди ханьского (140-87 гг. до н. э.) – 20 тысяч, У-ди цзиньского (265–290) – 15 тысяч, Ян-ди суйского (605–617) – несколько десятков тысяч, и, как мы уже упоминали, у Сюань-цзуна в танское время – около 40 тысяч женщин.

Во времена других династий в Китае, по данным Дянь Дэн-го, количество наложниц было значительно меньшим. Например, у императора Гуансюя последней династии Цин было всего две наложницы.

Жен и наложниц во дворце обслуживали евнухи и женщины-служанки. Количество тех и других в разные периоды варьировалось. Так, в последнюю половину династии Цин, по данным Дянь Дэнго, у вдовствующей императрицы было 12 служанок, у императрицы – 10, у наложниц первой категории – 8, второй – 6, третьей – 4, у обычных наложниц – 3 служанки.

Китайская свадьба. Художник Ф. Буше


Правом иметь наложниц в древнем Китае, кроме Сына Неба, обладали также князья императорской крови. Однако постепенно мужчины с достатком, имевшие возможность обеспечить содержание наложниц, стали брать их в свой дом. При династии Хань даже мужчины среднего достатка могли позволить себе содержать наложниц. Они нередко выкупали понравившихся им девушек из публичных домов, и этот обычай сохранялся на протяжении последующих династий.

В танское время, да и позже, как считает известный российский историк А. А. Бокшанин, вплоть до ХVI века, число наложниц не лимитировалось. Брак с наложницей в те годы оформлялся официально. Наложниц или «брали в жены» (цюй ), или «покупали» (май ). «Когда вступают в брак с наложницей, то следует оформлять контракт, – говорилось в танских уложениях. – Если покупают наложницу и не знают ее фамилии, последнюю следует определять посредством гадания». Запрещалось брать в наложницы бывших наложниц родственников старших поколений, а также женщин, носящих одинаковую с будущим мужем фамилию.

«Всем мужчинам разрешается иметь наложниц, – писал знаменитый миссионер Маттео Риччи, побывав в Китае. – И здесь ни социальное положение, ни состоятельность не принимаются во внимание, единственным условием являются исключительно женские прелести. Наложницу можно купить за сто золотых. А иногда и того меньше. Среди низших сословий женщин продают и покупают за серебро и делают это столь часто, как мужчина того пожелает».

На территории императорского дворца Гугун


В танское время, по данным В. М. Рыбакова, было 8 рангов наложниц. Владыке полагалось четыре наложницы 1-го ранга. Они назывались: драгоценная почтенная подруга (гуйфэй), благая почтенная подруга (хуйфэй), прекрасная почтенная подруга (лифэй) и изящная почтенная подруга (хуафэй). Наложниц рангом ниже называли «образцами» (и), их было шесть: образец чистоты (шуи) образец добродетели (дэи), образец достоинства (сяньи), образец кротости (шуньи), образец прелести (ваньи) и образец благоухания (фанъи). Эти наложницы обязаны были наставлять наложниц более низких рангов в четырех добродетелях: добропорядочности, искусстве поддерживать разговор, умении выглядеть прекрасной и трудолюбии. Наложницы третьего ранга назывались «красавицами», их было четыре. Они должны были руководить имеющим чиновничьи ранги придворными дамами (нюйгуань) при устроении жертвенных церемоний, а также ведали делами, связанными с приемом гостей.

Наложниц 4-го ранга полагалось семь, и именовались они «талантами» (цайжэнь). Они отвечали за содержание в порядке личных покоев императрицы.

Наложниц 6-го ранга было 27, они именовались «лес драгоценностей» (баолинь) , наложниц 7-го ранга было также 27, они назывались «державными девами» (юйнюй), наложницы 8-го разряда именовались «отборными девами» (цайнюй).

В «Законах великой династии Мин» было строго расписано – кому, в зависимости от ранга, и сколько полагается наложниц. «Наложниц для находящихся в различных местах цинь-ванов (родственников царственной фамилии – В. У. ) разрешается по подаче доклада императору выбирать один раз, самое большое 10 человек, – говорилось в документе. – Старшим сыновьям… по достижении после женитьбы 25 лет, если их жены не родили сыновей, разрешается выбрать двух наложниц. Впоследствии, если родится сын, независимо, от жены или наложницы, ограничиться двумя наложницами. Если и по достижении 30 лет не родится сын, то только тогда разрешается взять всех четырех наложниц.

«Есть цена у золота, а нефрит – бесценен». Китайская поговорка


Старшим сыновьям цзюнь-ванов, а также цзянцзюням и чжунвэям, достигшим после женитьбы 30 лет, если их жены не родили сыновей, разрешается выбрать одну наложницу. Впоследствии, если родится сын, независимо, от жены или наложницы, ограничиться одной наложницей. Если и по достижении 35 лет не родится сын, то только тогда старшим сыновьям цзюнь-ванов и цзянцзюням разрешается взять всех трех наложниц, чжунвэям - двух наложниц.

Простолюдинам сорока лет и старше, не имеющим сыновей, разрешается выбрать и взять одну наложницу».

У китайцев в обиходе существовало такое выражение: «Хорошая жена сумеет подобрать мужу хороших наложниц».

Но иногда жены противились тому, чтобы муж брал наложнцу. Примером может быть выдающийся поэт ханьского Китая Сыма Сянчжу (179–117 гг. до н. э.). Он происходил из аристократического, но обедневшего рода в Чэнду (современная провинции Сычуань), с малых лет «любил учиться и фехтовать». Его биография – пожалуй, единственная в древнем Китае, в которой сохранилась не только официальная сторона, но и житейская, интимная – история его любви и женитьбы. Романтическая история произошла в период между очередным падением и взлетом в его карьере. После смерти лянского князя поэту пришлось расстаться с близким ему кружком единомышленников, который был собран этим правителем-меценатом, любившим стихи, и отправиться на родину. Здесь он оказался в крайне бедственном положении, но все же нашел себе покровителя – начальника уезда, который пригласил Сянчжу к себе и вместе с ним ездил в гости к именитым людям.


Так, однажды Сыма Сянчжу попал на пир к известному богачу, у которого была рано овдовевшая дочь Чжо Вэньцзюнь. Красота этой юной затворницы при случайной встрече вдохновила поэта, и он стал импровизировать, аккомпанируя себе на цине , вложив в песню свое душевное чувство к ней. От этой песни пошел жанр тяоцинь , сходный с испанской серенадой. Изысканная внешность, манеры придворного, его зажигательная песня очаровали Чжо Вэньцзюнь, и она бежала с поэтом из отцовского дома. Отец же в гневе пообещал убить ее и «не дать ей ни гроша». Жизнь «в четырех голых стенах» в родном доме Сыма Сянчжу заставила Чжо Вэньцзюнь пойти на хитрость. Супруги вернулись в Линьцюн, продали коня и колесницу поэта и открыли на эти деньги кабачок. Чжо стала хозяйничать у жаровни, а Сыма Сянчжу в одной набедренной повязке, словно раб, мыл посуду. От такого позора отец Чжо не смел «показаться на улицу» и в конце концов, чтобы не «потерять лицо», вынужден был дать дочери в приданое «сто рабов и миллион монет». А когда Сыма Сянчжу стал сановником, «выделил ей в наследство долю, равную с сыновьями».

Однако эта любовь поэта не была последней. Уже стариком он захотел взять себе наложницу и, как полагалось, сообщил об этом своей первой жене. По обычаю, Чжо Вэнь-цзюнь не имела права возражать против новой женитьбы мужа. Однако она это сделала, презрев все устои, как свидетельствовала сложенная ею песня «Плач о сединах».


Словно в облачке луна – светла,
Словно шапка снежная – бела…
Раз вы тайной мыслью смущены,
Значит, разлучиться мы должны.
В брачных чашах есть еще вино,
Но уйти от вас мне суждено.
Я пойду, куда ведет поток,
Уносящий воды на восток.
Стынет сердце, стынет, как мороз.
Шла я замуж без обрядных слез
И мечтала, что одной душой
Доживем до головы седой.
(Перевод С. Торопцева)

Чжо Вэньцзюнь напомнила мужу, что выбрали они друг друга сами, не через сватов, и потому должны вместе пройти всю жизнь. Она объявила изменой желание Сыма Сянжу ввести в семью еще одну жену. Мириться с соперницей она не хотела и заявила, что их пути разойдутся так же, как речной поток делится на два рукава. И такова была сила ее убеждения, что Сыма Сянчжу отказался от наложницы.

Резьба китайских мастеров. Слоновая кость


Все бездетные мужья, даже простолюдины, имели официально право взять себе наложницу. Вот как происходило такого рода бракосочетание, по воспоминаниям современников: «В самый день брака с нею муж вместе с законной женой испрашивают благословения от умерших предков, выставляя причиною этого брака продолжение своего рода. Затем муж и жена занимают почетные места в одной из зал своего дома и приказывают наложнице сделать им должные коленопреклонения. Потом муж вместе с наложницей пьет сочетальную чашу и назначает ей имя, которым должны называть ее все остальные члены дома».

Если муж брал в свой дом наложницу и жена к ней хорошо относилась, то и муж относился к такой наложнице с большим уважением.

Мужчина брал себе наложниц, согласуясь не только со своим желанием, но и со своим карманом. В небогатых семьях все наложницы жили в одном доме, сидели за одним столом. Они исполняли всю домашнюю работу, готовили пищу, мыли посуду, словом, вели домашнее хозяйство.

При этом замужней женщине, сколько бы у ее мужа не было жен, предписывалась строжайшая верность супругу. «Идеальная женщина должна быть благорасположена к другим женщинам, которых может взять в свой дом ее повелитель, сама же она может выйти замуж лишь однажды», – говорится в конфуцианском трактате «Нюйцзе» («Идеальная женщина»).

Розовые лотосы. Китайская вышивка


Некоторые считают, что китайские женщины не очень ревнивы. Но это не так. Их ревность обострялась по мере развития конкубината. Ревность стала одним из немногих способов их самозащиты. Ревнивая женщина могла только благодаря силе своей сексуальности заставить мужа отказаться от намерения завести наложницу. Чиновники-подкаблучники частенько появлялись в присутственном месте с синяками на лице, что заставило одного из императоров даже издать специальный указ о наказании ревнивых жен. Известна одна история. Некто по имени Лю Боюй часто любил читать вслух древнюю «Оду о фее реки Ло» (ода написана поэтом Цао Чжи (192–232), поэт воспевает божественную красавицу-фею, у которой явственно проступают черты земной женщины). Однажды он со вздохом произнес так, чтобы его услышала жена: «Какая красавица, вот бы ее в жены!». Жена ему парировала: «Почему ты восхваляешь фею реки Ло и пренебрегаешь мной? Когда я умру, я стану духом воды». В ту же ночь она утопилась в реке. Через неделю жена появилась перед Лю Боюем во сне и сказала: «Ты хотел жениться на фее, теперь я фея». Всю оставшуюся жизнь Лю не осмеливался перебраться через реку. Каждый раз, когда женщины переправлялись через реку на пароме, который назывался «Паром ревнивой жены» (в Шаньдуне), они прятали или укрывали свои красивые одежды и уродовали гримом лицо, чтобы не разыгралась буря. Если женщина была некрасивой, богиня реки ее не ревновала. Женщины, которые перебирались через реку, не вызывая бури, наверняка считали себя уродливыми.