Древнейший тематический комплекс поэзии китая. Вэнь и начало формирования китайской поэзии

Поэтическое искусство Китая

1. Истоки поэзии древнего Китая.

Культурные истоки поэзии Китая характерны большей архаичностью в сравнении с истоками иероглифической письменности.

Мифы и легенды древнего Китая представляют образ песенно-поэтического творчества как божественного творения, образцы которого создавались либо божественными персонажами и легендарными правителями древности, либо по их повелению.

"Ди Ку повелел Сяо Хэю создать пение и тот придумал девять песен типа шао, шесть - типа лэ и пять -типа ян", - сообщает перевод фрагмента трактата середины III в. до н.э. "Люй-ши чунь цю" ("Вёсны и осени господина Люя", цз. 5), дошедший до наших дней.

"Ди Ку имел восемь сыновей. Они первыми создали песни и танцы", - сообщается в сочинении III-I вв. до н.э. "Шань хай цзин" ("Канон. Каталог гор и морей", цз. 18). Этот сюжет развивался в дальнейшем, где песенно-поэтические традиции (с древних времен- культовые песнопения) возводятся к произведениям божественных сил.

Перевод древних источников дает одну из гипотез архаичного происхождения поэзии, в соответствии с которой, искусство пения, сложения и декламации поэтических строк возникло вместе с появлением людей.

Археологические материалы древнего Китая (музыкальные инструменты, керамические сосуды, расписанные изображениями танцующих людей) позволяют сделать предположение о зарождении музыкально-танцевального искусства в Китае в эпоху неолита (ок. VIII-III тыс. до н.э.). Предполагается, что важнейшим элементом музыкально-танцевального искусства, обрядово-танцевальных действ древнего Китая являлся стихотворный элемент.

2. Отделение поэтического творчества от обрядового музыкально-танцевального искусства.

Процесс отделения поэтического творчества от музыкально-танцевального искусства наметился в первой половине эпохи Чжоу.

Данный процесс отмечен появлением (приблизительно с VIII в. до н.э.) термина ши - "стих", "стихотворство", "поэзия", с помощью которого в период I-II вв. н.э. определялось любое поэтическое произведение.

Этимология иероглифа "ши" предположительно восходит к пиктограмме, обозначавшей ритуал жертвоприношения, сопровождавшийся музыкой и танцем.

В его графический состав входит графема "храм", а также обозначение особой категории лиц, бывших предположительно древними придворными исполнителями: музыкантами, певцами, поэтами. Согласно древним источникам придворные поэты, музыканты либо имели врожденные физиологические аномалии (хромота, слепота), либо прошли через намеренное увечье, как следcтвие наказания. Данное свидетельство предполагает присущее ментальности населения древнего Китая представления о стимулирующем воздействии физических недостатков тела человека на развитие музыкально-поэтических способностей.

В момент обособления поэтического творчества от музыкального произошло выделение двух видов функций:

Религиозно-ритуальные функции (надписи на священных предметах),

Функции иероглифической письменности.

3. Древние образцы поэзии Китая.

Поэтические надписи на бронзовых сосудах.

Древнейшими стихотворными текстами рассматриваются надписи на бронзовых сосудах.

X-VIII вв. до н.э. - возникновение и развитие стихотворной эпиграфики. В XXI веке известно более 40 образцов древних поэтических надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.).

Наиболее объемная надпись содержит 248 иероглифов и размещена на сосуде, предназначавшемся в дар храму. Надпись рассматривается полноценным поэтическим произведением по категориям "объем" и "органичность": четкая разбивка на строфы, наличие рифмы, определенная композиционная схема.

Свод "Чу цы" ("Чуские строфы").

Выражение поэтического творчества в древнем Китае, имевшее место в культуре древнего царства Чу (XI-III вв. до н.э.). Южный регион с районами среднего и нижнего течения Янцзы. Эта традиция выражена в произведениях чуских поэтов Цюй Юаня и Сун Юя, живших в IV-III вв. до н.э.

Образцы чуской поэзии изначально признавались в китайской филологии авторскими произведениями, отличительными особенностями которых отмечалась сила звучания индивидуального эмоционального начала, выражение образа лирического героя - поэта-изгоя, претерпевающего драматические жизненные коллизии.

Основная тема "Чуских строф" - личностное переживание несовершенства окружающего мира, общества и несправедливостей.

Чуская поэзия имела собственные истоки, отличные от обрядовой деятельности регионов Хуанхэ. В местной культуре была распространен тип ритуалов, в котором посредством поэтического текста, выражая свое эмоциональное состояние в данный момент, человек установливал сообщение с высшими силами, приобщался к тайным и ценным знаниям.

Антология "Ши цзин" ("Книга песен", "Канон поэзии").

Коллекции стихотворных текстов свидетельствуют о содержании песнопений, исполнявшихся во время жертвоприношений и придворных церемоний, нашедшее выражение в одним из древних оразцов литературно-поэтического произведения, одной из главных конфуцианских книг - "Ши цзин" ("Книга песен", "Канон поэзии").

Появление "Ши цзин" является символом завершения стадии формирования литературной поэзии. Составление антологии "Ши цзин" историками приписывается Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Книга охватывает поэтические произведения, созданные в XI - VIII веках до н.э., с первоисточниками, уходящими глубоко в древность.

Дальнейшее развитие китайской поэзии происходило под воздействием антологии "Ши цзин" ("Книга песен").

Структура и содержание "Ши цзин":

Источник знаний о природе и обществе;

305 поэтических произведений датирующихся XI в. до н.э.-VI в. до н.э.;

4 раздела;

100 названий трав, 54 названия растений, 38 названий птиц, 27 названий животных, 41 название рыб и насекомых.

Го фын - "Нравы царств";

Сяо я - "Малые оды";

Да я - "Великие оды";

Сун - "Гимны".

Каждый раздел имеет значение самостоятельной книги и обладает уникальными особенностями.

Первый раздел - "Нравы царств" содержит 160 песен пятнадцати различных царств древнего Китая периода династии Чжоу. Свойства: душевность поэтики песен, выражение простоты и силы искренних чувств. Народные песни.

Второй раздел - "Малые оды" является, преимушественно, образцом поэзии придворных кругов, воспевающей подвиги древних правителей Китая.

Третья часть - "Великие оды" содержит, преимущественно, поэтические произведения племени Чжоу и написана, предположительно, придворными поэтами.

Четвертая часть - "Гимны" является собранием древних храмовых песнопений и культовых гимнов в честь духов, предков и мудрых правителей древних династий Китая.

Предположительно, отбор и редакцию произведений "Ши цзин" произвёл Конфуций.

"Ши цзин" был включён в канонический сборник конфуцианских текстов У-цзин.

213 г. до н. э. - книги "Ши цзин" подвержены сожжению в числе других конфуцианских книг. II век до н. э. - восстановление книги"Ши цзин".

По свидетельствам историков Шан-шу и Цзао-чжуань, "Книга песен" нашла широкое распространие не только в народе, но и среди образованной элиты Китая. Знание "Песен" являлось признаком принадлежности к культурному кругу.

Темы, представленные в "Ши цзин" ("Книга песен"):

Культура народа Китая,

Древний быта,

Духовные представления,

Обычаи древнего Китая,

Тяжелый крестьянский труд и недовольство простых людей неравенством и угнетением со стороны князей-ванов,

Человеческие чувства, такие как: дружба и любовь.

4. Поэты древнего Китая.

Эпоха жизни ярчайших поэтов Китая - период правления династий Тан (618-907гг.), Сун (960-1279гг.) и Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.).

До наших дней дошли имена поэтов: Ду Фу, Ли Бай и Су Ши.

Поэзии в эпоху династии Тан была свойственна простота в повествовании об общих явлениях: любовь, романтика и природа.

Каждый государственный чиновник умел писать стихи, однако ярчайшими поэтами становились единицы.

Как правило, поэты являлись чиновниками. В качестве исключения из правил - людьми с неудавшейся карьерой. Практически не было случаев, чтобы поэт был крестьяном.

Сдав экзамены, новые государственные чиновники приезжали служить в чужой край, без родных и знакомых. Данные условия способствовали поэтическому творчеству некоторых из чиновников, душевная чувствительность и интеллектуальное развитие которых сочеталось с поэтическим творчеством.

Ду Фу (712-770)

Поэтический стиль: структурированная поэзия (Лу Ши).

Известен как один из величайших поэтов-реалистов Китая. Его стихи отражают драматизм войны и сельской жизни. Ду Фу являлся должностным лицом в столице династии Тан Чан Ань и был взят в плен, при нападении на столицу. Согласно историческим свидетельствам, последние дни своей жизни Ду Фу прожил в хижине, где написал множество лучших реалистичных поэтических произведений. Более 1400 поэтических произведений сохранились до наших дней.

Ли Бай (701-762)

Поэтический стиль: свободный стиль, принятый в более древние времена (Гу Ши.). Как и Ду Фу, он много путешествовал, жил в Чан Ане (север Китая), в Сычуане (юго-запад).

Основные темы творчества Ли Бай: посещенные места и увиденные явления. Вошел в историю как поэт-романтик.

Су Тунпо (1037-1101)

Су Тунпо именуют также Су Ши. Известен как великий поэт эпохи Северная Сун (960-1127). Более чем 2000 его стихов дошли до наших дней.

Являлся должностным лицом при дворе в эпоху правления династии Сун. В результате политических потрясений был изгнан и жил на ферме, где по свидетельствам историков создал лучшие из своих поэтических произведений.

В государстве эпохи Тан поэты-чиновники, одолеваемые ощущением вины перед крестьянином, обличают несправедливости, выражают в поэзии страдания народа.

Поэты: Ду Фу и Бо Цзюйи.

Вину за людские несчастья поэты-чиновники возлагали на нерадивых и корыстных чиновников, обвиняя их перед народом и государем. Поэтов лишали чиновничьих должностей, ссылали на дальние окраины государства, но они продолжали выражать свой протест в поэтической форме.
Боль за человека перерастала в боль за всех людей родной страны, а дальше - и за судьбу страны, и в XII веке в сунском государстве, подвергшемся вторжению чжурчжэней с северо-востока и захвату северных территорий, развивается патриотическая поэзия.

Представители патриотической поэзии: Лу Ю, Синь Цицзи.

Патриотическая поэзия продолжалась и в период подавления Китая монгольской династией Юань.

Поэты рисковали своей карьерой и жизнью, теряли высокие посты, погибали в ссылке в диких краях, выступали в защиту крестьянина и призывали к доброму обращению с человеком.

5. Поэтические стили древнего Китая.

Согласно одной из классификаций, выделяется пять основных стилей поэтического искусства древнего Китая:

Ши,

Ци,

Гэ,

Цу,

Фу.

Ши

Структура поэтических произведений: двустишия. Стихи состоят из двух или более парных строк. Две строки куплета обычно рифмуются, ритмично соответствуют и дополняют друг друга по своей интонации.

Ци

Выбор по усмотрению поэта слоговых и тональных моделей выражения смысла. Вероятно, данная структура в древности являлась частью песни.

Гэ "песня".

Структура поэтических произведений: набор слов построенных таким образом, что делает возможным их пение. Народные песни. Песни, сочиненные образованными композиторами.

Цюй

Стиль привнесен в Китай после завоевания страны монголами и основания династии Юань (1279-1368). Стиль обладает характерной музыкальной структурой и формой.

Стиль музыки и песен в опере назывался Юань Цюй или монгольская музыка. Оперные и современные песни воплощали собой поэтический стиль Ку, сохранившим популярность и в поздние эпохи. Поэтический стиль характерен свободой от различных форм.

Фу

Описательно-содержательные поэтические произведения, содержащие элементы прозы и куплетов. Период наибольшей популярности стиля поэзии: около 1500-2000 лет назад.

6. Предназначение поэзии в развитии личности и общества древнего Китая.

Роль поэзии в обществе древнего Китая выражена в формуле ши янь чжи:

- "стихи говорят о воле",

- "стихи есть воля, выраженная в словах".

"Поэзия (стихотворный текст) - это то, что передает волю человека в словах" (гл. "Шунь дянь" - "Деяния Шуня").

В более развернутом виде формула ши янь чжи представлена в "Юэ цзи", где чжи (воля) соотносится с дэ (добродетель) как суммарным воплощением нравственных качеств человека: "Добродетель есть начало человеческой природы, музыка есть процветание добродетели... стихотворный текст есть словесное воплощение его (т.е. благородной личности) воли".

В формуле ши янь чжи четко определяется предназначение поэтического творчества как способ выражения потенциальных способностей и моральных качеств человека как члена социума.

Другая функция поэзии - воспитательная: оказывать облагораживающее воздействие на нравы и поведенческие принципы людей.

Расширенная функция поэзии - контролирующая: регламентировать эмоциональное состояние членов общества.

Следствием конфуцианских взглядов на ши стало возникновение дидактического прагматического подхода к поэтическому творчеству и литературе в целом.

Предназначение поэзии и художественной словесности (вэнь):

Утверждение и укрепление государственности и правящего режима через воспевание властей;

Ослабление политической оппозиции, критику действий неугодных членов общества через поучение монарха и его окружения;

Пропаганда конфуцианских идеалов и нравственных ценностей;

Обличение общественных пороков.

Средства передачи идей членам общества:

Переложение идей конфуцианского учения через поэтологические установки;

Передача исторических эпизодов, устанавливающих образцы праведного (соответствующего конфуцианским устоям) и неправедного правления,

Повествования литераторов о современных им событиях и людях.

Панегирики,

Произведения на исторические темы,

Произведения с социально-политическими мотивами (в научной литературе определяются как "гражданская лирика").

Основные темы поэтических произведений древнего Китая:

Любовь,

Романтика,

Природа.

Создание большей часть поэтических произведений относится к эпохе следующей за династией Сун (960-1279). С каждым поколением повышалась образованность, эрудированность поэтов. Поэтические произведения древности наполнены знаниями, зашифрованными в образной аллегорический форме, оставаясь непостижимыми по смыслу для носителей современной китайской культуры.

В китайской поэзии тема природы соединилась в единое целое с человеком, в котором каждодневная жизнь среди людей и отшельничество соседствуют рядом. Во многочисленных поэтических произведениях образно раскрывается тема близости человека к благодатной китайской земле, с ее цветами и плодами, ее деревьями, ее птицами, знание которых завещано Конфуцием в "Беседах и суждениях". Даже обширные государства средневекового Китая с их шумными торговыми городами не в силах были оторвать поэзию от земли, от земледельческой основы и заставить ее воспеть беспокойный город.

Кратковременность человеческой жизни являет собой одну из тем, нашедшей выражение в многочисленных произведениях поэтов древнего Китая.

В поэзии сосредоточились наука и философия того времени. Поэты являлись мыслящим слоем общества, а в некоторые времена, (например, в эпоху Сун) и самым влиятельным, правящим слоем общества.

7. Противодействующие течения в поэзии.

Течение 1: выражение эмоционального состояния человека.

Течение 2: выражение мыслительной, логической деятельности.

Объединение поэтического творчества с рассудочной деятельностью человека в корне противоречило самой природе поэзии, лирики - "стихотворство совместно с пением и танцем коренятся в сердце человека" (книга "Юэ цзи").

Наблюдая этот парадокс, конфуцианские мыслители провозгласили эталоном народную песню, для которой органически свойственно отсутствие фигуры поэта-творца и, следовательно, индивидуального эмоционального начала.

Этим объясняется состав и композиция антологии "Ши цзин", большую часть которой составляют образцы песенного фольклора.

8. Развитие китайской поэзии.

ключевые этапы в истории развития китайской поэзии:

Эпоха Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.);

Эпоха Шести династий (Лю-чао, III-VI вв.).

III -II вв. до н. э. - c оздание "шести категорий", упорядочивающих структуру литератуы.

Произведения фэн - лирические.

Произведения я - преимущественно лирико-эпические.

Произведения сун - культовое драматическое.

Первое деление китайской поэзии на виды схоже с европейской классификацией - эпос, лирика, драма.

9. Стихосложение и поэтические жанры.

Характерное свойство китайской поэзии - чередование в строке слов с различной музыкальной тональностью, взаимно отличающихся высотой и характером звучания (например чередование ровного, восходящего и нисходяще-восходящего тона).

В период создания антологии "Ши цзин" (XI в. до н.э.-VI в. до н.э.) в инструментарии китайского языка присутствовали только два тона - ровный и входящий.

Свойства поэзии XI в. до н.э.-VI в. до н.э.:

Музыкальность (песенная поэзия);

Стих определялся музыкой;

Количество слогов в строке не было постоянным;

Форма четырехсложного стиха;

Рифма (кольцевая, перекрестная и т. д.) за исключением драматических культовых гимнов (сун) со строкой большой длины.

В последние века до н. э. и в первые н. э. в строении и фонетическом строе китайского языка произошли значительные изменения в результате которых старая система стихосложения становится недееспособной:

Формирование новых тонов,

Смена рифм.

Поэтический стиль Фу.

III в. до н. э.- III в. н. э. - возникновение поэтических произведений, сложенных свободным стихом фу ("оды", "прозо-поэма", "ритмическая проза"). В дальнейшем стиль "прозаической поэмы" приобрел широкое распространение в китайской литературе, явив собой сочетание стихотворного и прозаического стилей.

Структура стиля в ритмической организации, создаваемой определенным (но различным в каждом случае) количеством слогов в строке, синтаксическим параллелизмом, цезурой и т. д.

Рифма в них носит эпизодической характер.

Поэтический стиль Юэ Фу.

II в. до н. э. - II и III - VI вв. н.э. - зарождение группы жанров поэзии юэ фу. Этимология названия - "Музыкальная палата" (учреждение, занимавшееся сбором и обработкой народных песен в данный период).

Поэзия юэ фу обозначает собранные древние народные песни, авторские произведения и созданные на их мелодии, лирические песни, древние баллады, сохранившиеся изолированно песенные отрывки из древних народных сказаний и т. д.

Термин "юэ фу" также определяется в более широких временном и этнографическом аспектах, охватывая старинные народные песни и подражания им вплоть до XIX века.

VII в.н.э. - IX в.н.э. - поэтические произведения авторов Бо Цзюй-и, Ли Во, Ду Фу и других по по мотивам древних народных песен, предназначенные только для декламации (новые юэфу).

Афористическая песня - один из жанров поэзии юэ фу.

Яо - песни, исполняемые без музыкального сопровождения или в сопровождении инструмента, напоминающего кастаньеты.

Песенная поэзия состоит преимущественно из четверостишия с равным числом иероглифов в строке (5, 7 и т. д.).

Свойства песенной поэзии:

Предельная экономия языковых средств,

Точность,

Лаконичность,

Конкретность,

Злободневность, сатира (посредством песенного стихосложения народ выражал свое отношение к каждому взволновавшему людей событию).

Регулярный стих Гэлюйши.

Приблизительно VI в. н. э. - окончательное формирование новой системы музыкальных тонов в китайском языке, следствием чего стало зарождение новой системы стихосложения - т. н. Гэлюйши ("уставный стих", "регулярный стих").

Свойства:

Определенное количество иероглифов-слогов в строке,

Регулярное чередование тонов,

Строгая рифма.

Этим стихом написаны поэтические произведения Бо Цзюйи, Ду Фу, Ван Вэя, Ли Бо.

Статус стиля: классический.

Продолжительность жизни стиля: стиль регулярного стиха просуществовал 14 столетий.

Актуальность в XXI веке: востребован.

Структура регулярного стиха:

Пять слогов-иероглифов,

Семь слогов-иероглифов.

При декламации разделяются паузой на стопы по два слога в каждой.

Число слогов в строке нечетное.

Последняя стопа состоит из одного слога.

Всего в стихотворении обычно восемь строк.

Музыкальные тоны по своему мелодическому звучанию делятся на:

Ровные (пин);

Неровные (цзэ).

В стихотворении они чередуются в строгой последовательности с целью:

Устранение монотонности,

Придание стиху музыкальности,

Создание своеобразной повышающейся-понижающейся мелодии. Волнообразная мелодия и придает стиху присущий ему ритм.

Цзюэцзюй ("Оборванные строки").

Разновидность регулярного стиха.

По структуре - половина пяти- или семисложного стиха.

Предпоследняя строка, преимущественно, остается нерифмованной и подчеркивает следующую за ней концовку.

Цы.

Жанр поэзии цы как и регулярный стих ши являют собой в совокупности наиболее почитаемый и известный жанр классической китайской поэзии.

VII в.н.э. - возникновение жанра стихосложения цы.

Основа жанра - народная городская песня.

Свойства поэтических произведений цы:

Строгая ритмичность (чередование ровных и неровных тонов);

Строки различной длины (от двух до четырнадцати слогов);

Различный размер всего поэтического произведения;

Каждая строка рифмуется, но сама рифма менее академична, чем в ши;

Допускается согласование окончаний, стоящих под неровным тоном, взаимная рифмовка ровных и неровных тонов;

В области содержания цы свойственна лиричность, преимущественно любовная тематика.

Форма произведений цы зависела от музыки. Впоследствии, когда мелодии были утрачены, структура жанра цы сохранила по-прежнему определенное число строк в произведении и их длину - число слогов в любом цы, написанном на данную мелодию и рисунок строк всегда одинаковы.

Песенные цы получили широкое распространение в китайской драме.

Жанр цюй ("мелодия, напев").

Разновидность жанра цы.

Свойства:

Большая свобода в сравнении с канонами жанра цы;

По ходу исполнения в текст могут вводиться вставные слова, эмфатические частицы и т. д.,

Допускается переход к разговорному стилю языка.

10. Поэтическое искусство в XX веке.

В настоящее время следование нормам классического стихосложения является редким явлением в творчестве поэтов.

Классические нормы стихосложения не отражают современный разговорный язык с многообразием явлений, не укладывающихся в рамки старой системы (ударение, многосложные слова).

Свободный стих.

XX век - новый период в истории китайской литературы. В синологических трудах введен термин "новая китайская поэзия" для обозначения разнообразных течений поэзии: романтизм, реализм, символизм.

Широкое распространение в китайской поэзии получает свободный стих, сформировавшийся под влиянием европейского свободного стиха (верлибр; фр. vers libre) - стих, в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции.

Свойства свободного стиха:

В отличие от классического уставного стиха, многие строки в нем не рифмуются;

Рифма может полностью отсутствовать и компенсироваться повторениями одних и тех же слов в начале или в конце соседних строк;

Количество слогов в строке варьируется;

Тоны чередуются свободно или с отсутствием чередования.

Многие китайские стихотворения 1920 - 1930-х гг. повторяют сочетание строк.

В XX -XXI веке большая часть произведений китайской поэзии имеет рифму, зачастую сквозную со строками приблизительно равной длины.

Поэзия XX века обогащается новыми жанрами. В 1920-е годы популярность приобретают короткие стихи сяоши.

В 1930-е годы получает развитие жанр эпической и лирико-эпической поэмы.

Форма свободного стиха находит широкое распространение в творчестве китайских поэтов в философских коротких стихотворениях, гражданской, любовной и пейзажной лирике.

1970-е годы явили тенденцию увеличения свободы мысли и смены тематики поэтических произведений. Поэты переходят от прославления исторических событий, грусти и обвинений к переоценке истории, восприятию и осмыслению жизни современного общества.

Значение поэзии в Китае 1980-90-х годов и до настоящего времени идет постепенно на спад, уступая место более значимым и практичным реалиям современной жизни.

Поэтическое искусство Китая - Истоки поэзии древнего Китая. Статья предоставлена на правах рекламы компанией

На втором году восьмого века, когда в Китае царила династия Тан, родился Ли Бо*. Уже при жизни его считали великим поэтом. Он оставил после себя более 900 стихов, которые продолжают читать и поныне.

Ли Бо, великий поэт древнего Китая.

Иллюстрация: Kiyoka Chu/Великая Эпоха

*Поэт Ли Бо также известен как Ли Бай (701—762 н.э.)

Уже в раннем детстве Ли Бо выделялся умом и уверенностью в себе. В возрасте 10 лет у него обнаружился необычный талант к сочинению стихов и двустиший. Он изучал искусство владения мечом и со временем стал мастерски им владеть. Ли Бо преуспел как в литературе, так и в боевом мастерстве.

В 20 лет, он отправился в путешествие по Китаю, посетил самые известные горы. А в 26 лет в поисках работы снова собрался в долгий путь и обошёл половину Поднебесной.

Во время путешествия Ли Бо всегда проявлял великодушие и помогал бедным людям. Однажды его опечалила внезапная смерть одного из друзей. Он организовал поминальную церемонию, похоронив своего друга на берегу озера. В то время, согласно обычаям, люди желали быть преданы земле в своём родном городе, и Ли Бо, стоя перед могилой, пообещал, что перенесёт её в родной город друга. Спустя несколько лет Ли вернулся на берег озера, где покоился в земле его товарищ, забрал его останки и отправился в долгое путешествие в родной город друга, чтобы выполнить своё обещание.

Когда поэту исполнилось 42 года, один из чиновников, которого восхитили стихи Ли Бо, рекомендовал его императору династии Тан.

Прислушавшись к совету, император издал указ, в котором пригласил Ли приехать в столицу Чанъань для службы при дворе. Однако не прошло много времени, как Ли Бо понял: император ценил лишь его литературный талант, а его советами о том, как лучше управлять государством, пренебрегал. С другой стороны, всё труднее и труднее ему было мириться с высокомерием императорской семьи. Ко всему прочему, талант Ли Бо навлёк на него зависть и клевету влиятельных чиновников, и тогда он понял, что больше не может оставаться на службе у императора.

Вскоре Ли Бо покинул столицу и отправился в новое путешествие уже как даос — последователь учения Дао. Во время своего путешествия он никогда не терял уверенности и не падал духом. Он не бросил поэзию даже тогда, когда стал бедным.

Поэзия Ли Бо отражает глубокие патриотические чувства к династии Тан, а также содержат философию отшельничества и даосизма.

Даже в трудные времена жизни поэт оставил много прекрасных стихов для потомства. Более девятисот его творений были собраны и объединены в книге, которая получила широкую известность в то время и заняла своё почётное место на книжных полках во всём Китае. Книги его стали драгоценным наследием китайской литературы и поэзии.

Дэвид Ву, Великая Эпоха

Также предлагаем ознакомиться с .

В ижу белую цаплю

На тихой осенней реке,

Словно иней, слетела

И плавает там, вдалеке.

Загрустила душа моя,

Сердце - в глубокой тоске.

Одиноко стою

На песчаном пустом островке.

Китайская средневековая поэзия

К итайская поэзия, одна из самых старых в мире, существует почти три тысячи лет. Она знала на своем долгом пути эпохи подъема и упадка, времена стремительных взлетов и открытий и века застоя с бесконечными перепевами однажды уже найденного. Первыми вехами на ее пути были "Книга песен" ("Шицзин") и "Чуские строфы" ("Чуцы"); позднее - народные песни, собранные чиновниками из "Музыкальной палаты" ("Юэфу"), и "Девятнадцать древних стихотворений", поэзия Цао Чжи (III в.) и Тао Юань-мина (IV-V вв.).

Значение последнего особенно велико: по словам крупнейшего советского китаеведа академика В. М. Алексеева, этот поэт сыграл в китайской поэзии "роль нашего Пушкина" - его творчество в огромной мере определило развитие поэзии в последующие века и подготовило ее небывалый дотоле расцвет в эпоху Тан. В этот период (VII-Х вв.) наиболее полно и совершенно воплотились заложенные в китайской поэзии возможности. Тогда творила плеяда поэтов, не имеющая себе равных по обилию и разнообразию талантов ни в предыдущие, ни в последующие века развития китайской поэзии: Ли Бо и Ду Фу, Мэн Хао-жань и Бо Цзюй и, Хань Юй и Лю Цзун-юань, Ли Хэ и Ли Шан-инь, Ду My и Юань Чжэнь и многие, многие другие. Пожалуй, лишь позднейшая, сунская эпоха (X-XIII вв.), эпоха Су Ши и Лу Ю, Синь Ци-цзи и Ли Цин-чжао, сопоставима с эпохой Тан. И одно из первых мест в этом перечне славных имен по праву принадлежит Ван Вэю, творчество которого, наряду с творчеством его великих современников Ли Бо и Ду Фу, стало одной из вершин танской, а, следовательно, и всей китайской поэзии.

Живу я один на свободе,

Осыпались кассий цветы.

Вся ночь безмятежно проходит...

Весенние горы пусты.

Но птицу в горах на мгновенье

Вспугнула, поднявшись, луна:

И песня ее над весенним

Потоком средь ночи слышна.

Китайская земля пережила много бед в своей истории. Их захватывали, разоряли, сжигали. Но как сказано, что написано пером, то не вырубишь топором. Именно так не сломить китайскую поэзию. Она существовала и будет существовать.
В 1235 г. монгольские орды захватили провинцию Сычуань, а затем двинулись на юг и к 1276 году подчинили себе всю страну, установив на её земле свою монгольскую династию, получившую китайское название Юань.
В китайской поэзии существовали два периода. Период Тан и Сун.

Тан - был основан китайской императорской династией в 618 - 907. Основан Ли Юанем. Господство Тан было подорвано крестьянской войной 874 - 901и борьбой между различными группировками господствующего класса.
Сун - императорская династия в Китае. Пала от монгольских завоеваний.
Это полное трагическими событиями время ярко отразилось в китайской поэзии, придало ей строгость и печальное величие. Китайскую поэзию иногда сравнивают в Китае с осенней хризантемой, прекрасным, но печальным цветком. Горький жизненный опыт научил китайских поэтов трезвому отношению к жизни, а постоянная тревога перед угрозой вражеского нашествия сделала их творчество особенно эмоциональным. Многие стихи писались в то время на музыку и благодаря этому быстро приобретали популярность в виде песен. Накопленная столетиями огромная поэтическая культура приносила обильные плоды. Выражения лирических переживаний и настроений в поэтической форме стало обычным в среде чиновничества. Поэтический восторг перед красотой природы или прелестью воспоминаний о любви и дружбе рождали вдохновение, и слова сами лились из души поэтов.
Возмущение и негодование, которыми кипели сердца от сознания позора, ложившегося на отчизну, поруганную завоевателями, тоска и печаль при виде горя народного, отливались в поэтические формы. Так появлялись эти необыкновенные стихи, порой записанные на стене дома или на перилах моста. Словом там, где поэта охватило вдохновение и где, переполненный им, он пропел свою прекрасную песню.
В основе этих стихов не трезвая и холодная мысль (правда, следует оговориться, что было немало стихов, подсказанных книжной мудростью, философской и моральной доктриной), в основе их - чувства. Причём чувства разные - ликование сердца при виде щедрой весны, листьев, цветов и солнце; его печаль в осенний непогожий день, когда в душе, как и на небе, нет просвета; тоска по безвозвратно прошедшей молодости и радость от неожиданной встречи с другом... Нередко - это тонкие эмоции и порой едва уловимые настроения, то подсказанные глубоко личными переживаниями, то вызванные событиями исторической важности.
Подъем поэтической мысли, который охватил Китай в восьмом и девятом веках, в десятом веке пошёл на спад. Не было уже крупных имен и талантов, на сцену вышли поэты - эпигоны, которых увлекала пустая игра красивых слов и звуков. В начале Сунской династии определенной известностью в поэзии пользовалась псевдоклассическая школа "сикунь", сосредоточившая свой интерес на эстетско-формалистическом отборе лексики. Это школа считала, что она продолжает линию танского поэта Ли Шан - иня, однако в действительности её поэты подражали худшим сторонам поздней танской поэзии. Их творчество тяготело к оторванной от жизни, бездушной и бедной эмоциями, чисто пейзажной лирики. Против влияния школы "сикунь" в поэзии выступил в конце десятого века Ван Юй - чен, а в одиннадцатом веке активную борьбу с нею повели Мэй Яо - чэнь и Оуян Сю. Таким образом, сунские поэты, как в свой время и танское, росли и совершенствовались в борьбе с формалистическим течением в поэзии, эпигонски копировавшим своих предшественников.
Время Танской и Сунской династий не прошло даром. Поэты, жившие в тот период, оставили большой след в искусстве, а точнее, в поэзии Китая.

Процесс обособления поэтического творчества от «музыкально­го комплекса» и его превращения в литературную поэзию наме­тился в первой половине эпохи Чжоу. На этот процесс указывает прежде всего появление (приблизительно с VIII в. до н.э.) спе­циального термина ши - «стих», «стихотворство», «поэзия», по­средством которого вначале (до I-II вв. н.э.) определялся любой стихотворныйтекст (поэтическое произведение). Показательна этимология этого иероглифа. Считается, что он восходит к пиктограмме, обозначавшей определенное действие в ритуале (процедуре жертвоприно­шения), сопровождавшееся музыкой и танцем. В его графический состав входит элемент (графема), использовавшийся в терминологических назва­ниях как культовых строений (храм), так и особой категории лиц (сы ), бывших предположительно древними придворными исполнителями: музыкантами, певцами, поэтами. Судя по некоторым данным, сы либо имели врожденные физиологические аномалии (хромота, слепота), либо прошли через увечье (кастрацию) - след­ствие наказания. То есть древнекитайской культуре были свойственны распространенные у на­родов мира представления о том, что физические недостатки стимулируют развитие музыкаль­но-поэтических способностей.

Еще одним веским свидетельством в пользу процесса формирования литературной поэзии является попытка создания жанровой классификации - концепция лю и «шесть категорий [стихов]».

К древнейшим подлинным стихотворным текстам относятся надписи на бронзовых сосудах. Сегодня известно более 40 образцов стихотворной эпиграфики (X-VIII вв. до н.э.). Самая пространная надпись (248 иероглифов) помещена на сосуде, предназначавшемся в дар храму. По объему и органичности (четкая разбивка на строфы, наличие рифмы, определенная ком­позиционная схема) это полноценное поэтическое произведение. По содержанию оно вторит летописным сочинениям: в нем излагаются генеалогия владельца сосуда, а также события времен правления первых царей (ван ) Чжоу. Следовательно, в момент обособления поэти­ческого творчества от «музыкального комплекса» оно, с одной стороны, сохранило за собой прежние религиозно-ритуальные функции (надписи на священных предметах), а с другой - восприняло функции и свойства иероглифической письменности.

Наряду с бронзовой эпиграфикой создавались (о чем тоже упоминается в древних сочинениях) коллекции письменных стихотворных текстов. Они состояли из записей песнопений, исполнявшихся во время жертвоприношений и придворных церемоний. Такие коллекции и послужили основой для первого в истории Китая литературно-поэтического памятника - антологии «Ши цзин» («Книга песен»/«Канон поэзии»), появление которой знаменует собой завершающую стадию процесса формирования литературной поэзии.

«Ши цзин» - одна из главных конфуцианских книг. Причем создание (составление) антологии традиционно приписывает­ся самому Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Это убедительно свидетельствует о том, что поэтическому творчеству в конфу­цианстве придавалось особое значение. Своеобразие компози­ции «Ши цзина»; высказывания о ши, содержащиеся в конфу­цианских канонических книгах, входящих наряду с этой анто­логией в состав свода «У цзин» («Пять канонов», «Пятиканоние»); рассуждения Конфуция, приведенные в «Лунь юе» («Суждения и беседы»), а также созданное впоследствии теоретическое сочинение «Ши да сюй» («Великое предисловие к „Стихам"/ ,[Канону[ поэзии"») - все это позволяет надежно реконструировать взгляды на поэтическое творчество, разрабо­танные в доконфуцианской и собственно конфуцианской теоретической мысли.

В кратком виде эти взгляды постулируются в формуле ши янь чжи («стихи говорят о воле», «стихи есть воля, выраженная в словах»). Впервые эта формула воспроизводится в «Шу цзине» («Канон [исторических/документальных] писаний»), где она приписывается Шуню - одному из легендарных правителей древности: «Поэзия/стихотворный текст - это то, что передает волю [человека] в словах» (гл. «Шунь дянь» -«Деяния Шуня»). В несколько более развернутом виде формула ши янь чжи воспроизводится в «Юэ цзи», где чжи ‘воля’ соотносится с дэ ‘добродетель’ как суммарным воплощением нравственных ка­честв человека: «Добродетель есть начало человеческой природы, музы­ка есть процветание добродетели<...> Стихотворный текст есть словес­ное воплощение его [т.е. благородной личности] воли». Еще один важ­ный вариант этой формулы, в котором ши связывается не только с «во­лей», но и с ли ‘ритуал/благопристойность’, приводится в виде высказывания Конфуция в трактате «Кун-цзы сянь цзюй» («Когда Учитель Кун удалился от дел»), составляющем гл. 29 «Ли цзи»: «Как только воля [человека] утвердится, то и стихотворство тоже утвердится; стихо­творство утверждается - и ритуал/благопристойность утверждается».

Чжи - категориальный термин, обладающий обширным понятийным ареалом. Установле­но, что в контексте древней конфуцианской теоретической мысли под этим термином имелась в виду логико-рассудочная деятельность человека, своего рода рассудочно-энергетический им­пульс, идущий от его разума (mind’s intention), а не от сердца. Поэтическое творчество рассмат­ривается в древних конфуцианских сочинениях как выражение в первую очередь ментальных способностей и нравственных качеств индивида, а не его эмоционального состояния. Такой взгляд на сущность поэзии проистекает из конфуцианских антропологических концепций, отмеченных крайне отрицательным отношением к человеческим эмоциям (цин ‘чувство/ чувства’). Они считаются проявлением низших, животных инстинктов человека, которые, буду­чи принципиально неподконтрольны разуму, искажают его «[истинную] природу» (син ) и его восприятие реальности, толкая людей на совершение неосознанных или намеренно дурных поступков. Поэтому даже самые положительные в этическом смысле эмоции (например, скорбь по усопшим родителям или радость от встречи с другом) в идеале подлежали полному подав­лению. Умение контролировать собственное психоэмоциональное состояние входит в число основополагающих характеристик разработанного в конфуцианстве идеала личности - «благородного мужа» (цзют-цзы ): «Учитель сказал: „У благородного мужа три Дао-Пути, и ни по одному из них я не смог пройти до конца: человеколюбивый не печалится, мудрый не сомневается, храбрый не боится"» («Лунь юй» XIV, 28 / пер. Л.С. Переломова).

Наиболее же пагубным для личности и для государства считалось чувство любви, испытываемое мужчиной к женщине, так как, оказавшись во власти любовного увлечения, мужчина не мог трезво оценивать свою избранницу, начинал потакать ее при­хотям в ущерб интересам других членов семьи, пренебрегал своими служебными (государственными) обязанностями. По­добное отношение к любовной эмоции проистекало из опыта полигамной семьи, и в первую очередь царского гарема. Конф­ликты внутри августейшей фамилии, появление фавориток и нарушение закона престолонаследия по праву первородства действительно провоцировали социально-политические кол­лизии. Позиция конфуцианства по отношению к чувству любви решительно сказалась на поэтическом творчестве: произведе­ния, повествующие о мужских любовных переживаниях, объявлялись развратными. «Воспевание мук любви, ее торжест­ва и особенно финальных ее аккордов, - отмечает, например, В.М. Алексеев, - считалось попросту неприличными, разврат­ными мотивами (инь цы), которые изгонялись из настоящей литературы не только пуристами, но и общим мнением воспитанных людей всех времен и поколений». О том, что тема любви в европейском ее понимании либо вообще отсутствует в китайской поэзии, либо занимает в ней крайне незначитель­ное место, говорят и многие другие отечественные и зарубеж­ные ученые. На самом деле «воспевание мук любви, ее тор­жества» не только имело место в поэзии Китая, но и вопло­щалось в целые тематические направления (например: гун ти ши - «поэзия дворцового стиля»; юн - «воспевания»). Однако подоб­ные направления, равно как и эпизодические произведения отдельных ав­торов, действительно порицались официальной критикой, окончательно восторжествовавшей в китайском имперском обществе в VII-VIII вв.

Такое отношение к теме любви, а также популярность специфических для европейского читателя форм ее реализации (имитация поэтами-мужчинами «женских» произведений являются особенно­стями китайской поэзии.

Предыдущая статья , продолжение .

Поэтическое искусство Китая

1. Истоки поэзии древнего Китая.

Культурные истоки поэзии Китая характерны большей архаичностью в сравнении с истоками иероглифической письменности.

Мифы и легенды древнего Китая представляют образ песенно-поэтического творчества как божественного творения, образцы которого создавались либо божественными персонажами и легендарными правителями древности, либо по их повелению.

"Ди Ку повелел Сяо Хэю создать пение и тот придумал девять песен типа шао, шесть - типа лэ и пять -типа ян", - сообщает перевод фрагмента трактата середины III в. до н.э. "Люй-ши чунь цю" ("Вёсны и осени господина Люя", цз. 5), дошедший до наших дней.

"Ди Ку имел восемь сыновей. Они первыми создали песни и танцы", - сообщается в сочинении III-I вв. до н.э. "Шань хай цзин" ("Канон. Каталог гор и морей", цз. 18). Этот сюжет развивался в дальнейшем, где песенно-поэтические традиции (с древних времен- культовые песнопения) возводятся к произведениям божественных сил.

Перевод древних источников дает одну из гипотез архаичного происхождения поэзии, в соответствии с которой, искусство пения, сложения и декламации поэтических строк возникло вместе с появлением людей.

Археологические материалы древнего Китая (музыкальные инструменты, керамические сосуды, расписанные изображениями танцующих людей) позволяют сделать предположение о зарождении музыкально-танцевального искусства в Китае в эпоху неолита (ок. VIII-III тыс. до н.э.). Предполагается, что важнейшим элементом музыкально-танцевального искусства, обрядово-танцевальных действ древнего Китая являлся стихотворный элемент.

2. Отделение поэтического творчества от обрядового музыкально-танцевального искусства.

Процесс отделения поэтического творчества от музыкально-танцевального искусства наметился в первой половине эпохи Чжоу.

Данный процесс отмечен появлением (приблизительно с VIII в. до н.э.) термина ши - "стих", "стихотворство", "поэзия", с помощью которого в период I-II вв. н.э. определялось любое поэтическое произведение.

Этимология иероглифа "ши" предположительно восходит к пиктограмме, обозначавшей ритуал жертвоприношения, сопровождавшийся музыкой и танцем.

В его графический состав входит графема "храм", а также обозначение особой категории лиц, бывших предположительно древними придворными исполнителями: музыкантами, певцами, поэтами. Согласно древним источникам придворные поэты, музыканты либо имели врожденные физиологические аномалии (хромота, слепота), либо прошли через намеренное увечье, как следcтвие наказания. Данное свидетельство предполагает присущее ментальности населения древнего Китая представления о стимулирующем воздействии физических недостатков тела человека на развитие музыкально-поэтических способностей.

В момент обособления поэтического творчества от музыкального произошло выделение двух видов функций:

Религиозно-ритуальные функции (надписи на священных предметах),

Функции иероглифической письменности.

3. Древние образцы поэзии Китая.

Поэтические надписи на бронзовых сосудах.

Древнейшими стихотворными текстами рассматриваются надписи на бронзовых сосудах.

X-VIII вв. до н.э. - возникновение и развитие стихотворной эпиграфики. В XXI веке известно более 40 образцов древних поэтических надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.).

Наиболее объемная надпись содержит 248 иероглифов и размещена на сосуде, предназначавшемся в дар храму. Надпись рассматривается полноценным поэтическим произведением по категориям "объем" и "органичность": четкая разбивка на строфы, наличие рифмы, определенная композиционная схема.

Свод "Чу цы" ("Чуские строфы").

Выражение поэтического творчества в древнем Китае, имевшее место в культуре древнего царства Чу (XI-III вв. до н.э.). Южный регион с районами среднего и нижнего течения Янцзы. Эта традиция выражена в произведениях чуских поэтов Цюй Юаня и Сун Юя, живших в IV-III вв. до н.э.

Образцы чуской поэзии изначально признавались в китайской филологии авторскими произведениями, отличительными особенностями которых отмечалась сила звучания индивидуального эмоционального начала, выражение образа лирического героя - поэта-изгоя, претерпевающего драматические жизненные коллизии.

Основная тема "Чуских строф" - личностное переживание несовершенства окружающего мира, общества и несправедливостей.

Чуская поэзия имела собственные истоки, отличные от обрядовой деятельности регионов Хуанхэ. В местной культуре была распространен тип ритуалов, в котором посредством поэтического текста, выражая свое эмоциональное состояние в данный момент, человек установливал сообщение с высшими силами, приобщался к тайным и ценным знаниям.

Антология "Ши цзин" ("Книга песен", "Канон поэзии").

Коллекции стихотворных текстов свидетельствуют о содержании песнопений, исполнявшихся во время жертвоприношений и придворных церемоний, нашедшее выражение в одним из древних оразцов литературно-поэтического произведения, одной из главных конфуцианских книг - "Ши цзин" ("Книга песен", "Канон поэзии").

Появление "Ши цзин" является символом завершения стадии формирования литературной поэзии. Составление антологии "Ши цзин" историками приписывается Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Книга охватывает поэтические произведения, созданные в XI - VIII веках до н.э., с первоисточниками, уходящими глубоко в древность.

Дальнейшее развитие китайской поэзии происходило под воздействием антологии "Ши цзин" ("Книга песен").

Структура и содержание "Ши цзин":

Источник знаний о природе и обществе;

305 поэтических произведений датирующихся XI в. до н.э.-VI в. до н.э.;

4 раздела;

100 названий трав, 54 названия растений, 38 названий птиц, 27 названий животных, 41 название рыб и насекомых.

Го фын - "Нравы царств";

Сяо я - "Малые оды";

Да я - "Великие оды";

Сун - "Гимны".

Каждый раздел имеет значение самостоятельной книги и обладает уникальными особенностями.

Первый раздел - "Нравы царств" содержит 160 песен пятнадцати различных царств древнего Китая периода династии Чжоу. Свойства: душевность поэтики песен, выражение простоты и силы искренних чувств. Народные песни.

Второй раздел - "Малые оды" является, преимушественно, образцом поэзии придворных кругов, воспевающей подвиги древних правителей Китая.

Третья часть - "Великие оды" содержит, преимущественно, поэтические произведения племени Чжоу и написана, предположительно, придворными поэтами.

Четвертая часть - "Гимны" является собранием древних храмовых песнопений и культовых гимнов в честь духов, предков и мудрых правителей древних династий Китая.

Предположительно, отбор и редакцию произведений "Ши цзин" произвёл Конфуций.

"Ши цзин" был включён в канонический сборник конфуцианских текстов У-цзин.

213 г. до н. э. - книги "Ши цзин" подвержены сожжению в числе других конфуцианских книг. II век до н. э. - восстановление книги"Ши цзин".

По свидетельствам историков Шан-шу и Цзао-чжуань, "Книга песен" нашла широкое распространие не только в народе, но и среди образованной элиты Китая. Знание "Песен" являлось признаком принадлежности к культурному кругу.

Темы, представленные в "Ши цзин" ("Книга песен"):

Культура народа Китая,

Древний быта,

Духовные представления,

Обычаи древнего Китая,

Тяжелый крестьянский труд и недовольство простых людей неравенством и угнетением со стороны князей-ванов,

Человеческие чувства, такие как: дружба и любовь.

4. Поэты древнего Китая.

Эпоха жизни ярчайших поэтов Китая - период правления династий Тан (618-907гг.), Сун (960-1279гг.) и Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.).

До наших дней дошли имена поэтов: Ду Фу, Ли Бай и Су Ши.

Поэзии в эпоху династии Тан была свойственна простота в повествовании об общих явлениях: любовь, романтика и природа.

Каждый государственный чиновник умел писать стихи, однако ярчайшими поэтами становились единицы.

Как правило, поэты являлись чиновниками. В качестве исключения из правил - людьми с неудавшейся карьерой. Практически не было случаев, чтобы поэт был крестьяном.

Сдав экзамены, новые государственные чиновники приезжали служить в чужой край, без родных и знакомых. Данные условия способствовали поэтическому творчеству некоторых из чиновников, душевная чувствительность и интеллектуальное развитие которых сочеталось с поэтическим творчеством.

Ду Фу (712-770)

Поэтический стиль: структурированная поэзия (Лу Ши).

Известен как один из величайших поэтов-реалистов Китая. Его стихи отражают драматизм войны и сельской жизни. Ду Фу являлся должностным лицом в столице династии Тан Чан Ань и был взят в плен, при нападении на столицу. Согласно историческим свидетельствам, последние дни своей жизни Ду Фу прожил в хижине, где написал множество лучших реалистичных поэтических произведений. Более 1400 поэтических произведений сохранились до наших дней.

Ли Бай (701-762)

Поэтический стиль: свободный стиль, принятый в более древние времена (Гу Ши.). Как и Ду Фу, он много путешествовал, жил в Чан Ане (север Китая), в Сычуане (юго-запад).

Основные темы творчества Ли Бай: посещенные места и увиденные явления. Вошел в историю как поэт-романтик.

Су Тунпо (1037-1101)

Су Тунпо именуют также Су Ши. Известен как великий поэт эпохи Северная Сун (960-1127). Более чем 2000 его стихов дошли до наших дней.

Являлся должностным лицом при дворе в эпоху правления династии Сун. В результате политических потрясений был изгнан и жил на ферме, где по свидетельствам историков создал лучшие из своих поэтических произведений.

В государстве эпохи Тан поэты-чиновники, одолеваемые ощущением вины перед крестьянином, обличают несправедливости, выражают в поэзии страдания народа.

Поэты: Ду Фу и Бо Цзюйи.

Вину за людские несчастья поэты-чиновники возлагали на нерадивых и корыстных чиновников, обвиняя их перед народом и государем. Поэтов лишали чиновничьих должностей, ссылали на дальние окраины государства, но они продолжали выражать свой протест в поэтической форме.
Боль за человека перерастала в боль за всех людей родной страны, а дальше - и за судьбу страны, и в XII веке в сунском государстве, подвергшемся вторжению чжурчжэней с северо-востока и захвату северных территорий, развивается патриотическая поэзия.

Представители патриотической поэзии: Лу Ю, Синь Цицзи.

Патриотическая поэзия продолжалась и в период подавления Китая монгольской династией Юань.

Поэты рисковали своей карьерой и жизнью, теряли высокие посты, погибали в ссылке в диких краях, выступали в защиту крестьянина и призывали к доброму обращению с человеком.

5. Поэтические стили древнего Китая.

Согласно одной из классификаций, выделяется пять основных стилей поэтического искусства древнего Китая:

Ши

Структура поэтических произведений: двустишия. Стихи состоят из двух или более парных строк. Две строки куплета обычно рифмуются, ритмично соответствуют и дополняют друг друга по своей интонации.

Ци

Выбор по усмотрению поэта слоговых и тональных моделей выражения смысла. Вероятно, данная структура в древности являлась частью песни.

Гэ "песня".

Структура поэтических произведений: набор слов построенных таким образом, что делает возможным их пение. Народные песни. Песни, сочиненные образованными композиторами.

Цюй

Стиль привнесен в Китай после завоевания страны монголами и основания династии Юань (1279-1368). Стиль обладает характерной музыкальной структурой и формой.

Стиль музыки и песен в опере назывался Юань Цюй или монгольская музыка. Оперные и современные песни воплощали собой поэтический стиль Ку, сохранившим популярность и в поздние эпохи. Поэтический стиль характерен свободой от различных форм.

Фу

Описательно-содержательные поэтические произведения, содержащие элементы прозы и куплетов. Период наибольшей популярности стиля поэзии: около 1500-2000 лет назад.

6. Предназначение поэзии в развитии личности и общества древнего Китая.

Роль поэзии в обществе древнего Китая выражена в формуле ши янь чжи:

- "стихи говорят о воле",

- "стихи есть воля, выраженная в словах".

"Поэзия (стихотворный текст) - это то, что передает волю человека в словах" (гл. "Шунь дянь" - "Деяния Шуня").

В более развернутом виде формула ши янь чжи представлена в "Юэ цзи", где чжи (воля) соотносится с дэ (добродетель) как суммарным воплощением нравственных качеств человека: "Добродетель есть начало человеческой природы, музыка есть процветание добродетели... стихотворный текст есть словесное воплощение его (т.е. благородной личности) воли".

В формуле ши янь чжи четко определяется предназначение поэтического творчества как способ выражения потенциальных способностей и моральных качеств человека как члена социума.

Другая функция поэзии - воспитательная: оказывать облагораживающее воздействие на нравы и поведенческие принципы людей.

Расширенная функция поэзии - контролирующая: регламентировать эмоциональное состояние членов общества.

Следствием конфуцианских взглядов на ши стало возникновение дидактического прагматического подхода к поэтическому творчеству и литературе в целом.

Предназначение поэзии и художественной словесности (вэнь):

Утверждение и укрепление государственности и правящего режима через воспевание властей;

Ослабление политической оппозиции, критику действий неугодных членов общества через поучение монарха и его окружения;

Пропаганда конфуцианских идеалов и нравственных ценностей;

Обличение общественных пороков.

Средства передачи идей членам общества:

Переложение идей конфуцианского учения через поэтологические установки;

Передача исторических эпизодов, устанавливающих образцы праведного (соответствующего конфуцианским устоям) и неправедного правления,

Повествования литераторов о современных им событиях и людях.

Панегирики,

Произведения на исторические темы,

Произведения с социально-политическими мотивами (в научной литературе определяются как "гражданская лирика").

Основные темы поэтических произведений древнего Китая:

Романтика,

Природа.

Создание большей часть поэтических произведений относится к эпохе следующей за династией Сун (960-1279). С каждым поколением повышалась образованность, эрудированность поэтов. Поэтические произведения древности наполнены знаниями, зашифрованными в образной аллегорический форме, оставаясь непостижимыми по смыслу для носителей современной китайской культуры.

В китайской поэзии тема природы соединилась в единое целое с человеком, в котором каждодневная жизнь среди людей и отшельничество соседствуют рядом. Во многочисленных поэтических произведениях образно раскрывается тема близости человека к благодатной китайской земле, с ее цветами и плодами, ее деревьями, ее птицами, знание которых завещано Конфуцием в "Беседах и суждениях". Даже обширные государства средневекового Китая с их шумными торговыми городами не в силах были оторвать поэзию от земли, от земледельческой основы и заставить ее воспеть беспокойный город.

Кратковременность человеческой жизни являет собой одну из тем, нашедшей выражение в многочисленных произведениях поэтов древнего Китая.

В поэзии сосредоточились наука и философия того времени. Поэты являлись мыслящим слоем общества, а в некоторые времена, (например, в эпоху Сун) и самым влиятельным, правящим слоем общества.

7. Противодействующие течения в поэзии.

Течение 1: выражение эмоционального состояния человека.

Течение 2: выражение мыслительной, логической деятельности.

Объединение поэтического творчества с рассудочной деятельностью человека в корне противоречило самой природе поэзии, лирики - "стихотворство совместно с пением и танцем коренятся в сердце человека" (книга "Юэ цзи").

Наблюдая этот парадокс, конфуцианские мыслители провозгласили эталоном народную песню, для которой органически свойственно отсутствие фигуры поэта-творца и, следовательно, индивидуального эмоционального начала.

Этим объясняется состав и композиция антологии "Ши цзин", большую часть которой составляют образцы песенного фольклора.

8. Развитие китайской поэзии.

ключевые этапы в истории развития китайской поэзии:

Эпоха Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.);

Эпоха Шести династий (Лю-чао, III-VI вв.).

III -II вв. до н. э. - c оздание "шести категорий", упорядочивающих структуру литератуы.

Произведения фэн - лирические.

Произведения я - преимущественно лирико-эпические.

Произведения сун - культовое драматическое.

Первое деление китайской поэзии на виды схоже с европейской классификацией - эпос, лирика, драма.

9. Стихосложение и поэтические жанры.

Характерное свойство китайской поэзии - чередование в строке слов с различной музыкальной тональностью, взаимно отличающихся высотой и характером звучания (например чередование ровного, восходящего и нисходяще-восходящего тона).

В период создания антологии "Ши цзин" (XI в. до н.э.-VI в. до н.э.) в инструментарии китайского языка присутствовали только два тона - ровный и входящий.

Свойства поэзии XI в. до н.э.-VI в. до н.э.:

Музыкальность (песенная поэзия);

Стих определялся музыкой;

Количество слогов в строке не было постоянным;

Форма четырехсложного стиха;

Рифма (кольцевая, перекрестная и т. д.) за исключением драматических культовых гимнов (сун) со строкой большой длины.

В последние века до н. э. и в первые н. э. в строении и фонетическом строе китайского языка произошли значительные изменения в результате которых старая система стихосложения становится недееспособной:

Формирование новых тонов,

Смена рифм.

Поэтический стиль Фу.

III в. до н. э.- III в. н. э. - возникновение поэтических произведений, сложенных свободным стихом фу ("оды", "прозо-поэма", "ритмическая проза"). В дальнейшем стиль "прозаической поэмы" приобрел широкое распространение в китайской литературе, явив собой сочетание стихотворного и прозаического стилей.

Структура стиля в ритмической организации, создаваемой определенным (но различным в каждом случае) количеством слогов в строке, синтаксическим параллелизмом, цезурой и т. д.

Рифма в них носит эпизодической характер.

Поэтический стиль Юэ Фу.

II в. до н. э. - II и III - VI вв. н.э. - зарождение группы жанров поэзии юэ фу. Этимология названия - "Музыкальная палата" (учреждение, занимавшееся сбором и обработкой народных песен в данный период).

Поэзия юэ фу обозначает собранные древние народные песни, авторские произведения и созданные на их мелодии, лирические песни, древние баллады, сохранившиеся изолированно песенные отрывки из древних народных сказаний и т. д.

Термин "юэ фу" также определяется в более широких временном и этнографическом аспектах, охватывая старинные народные песни и подражания им вплоть до XIX века.

VII в.н.э. - IX в.н.э. - поэтические произведения авторов Бо Цзюй-и, Ли Во, Ду Фу и других по по мотивам древних народных песен, предназначенные только для декламации (новые юэфу).

Афористическая песня - один из жанров поэзии юэ фу.

Яо - песни, исполняемые без музыкального сопровождения или в сопровождении инструмента, напоминающего кастаньеты.

Песенная поэзия состоит преимущественно из четверостишия с равным числом иероглифов в строке (5, 7 и т. д.).

Свойства песенной поэзии:

Предельная экономия языковых средств,

Точность,

Лаконичность,

Конкретность,

Злободневность, сатира (посредством песенного стихосложения народ выражал свое отношение к каждому взволновавшему людей событию).

Регулярный стих Гэлюйши.

Приблизительно VI в. н. э. - окончательное формирование новой системы музыкальных тонов в китайском языке, следствием чего стало зарождение новой системы стихосложения - т. н. Гэлюйши ("уставный стих", "регулярный стих").

Свойства:

Определенное количество иероглифов-слогов в строке,

Регулярное чередование тонов,

Строгая рифма.

Этим стихом написаны поэтические произведения Бо Цзюйи, Ду Фу, Ван Вэя, Ли Бо.

Статус стиля: классический.

Продолжительность жизни стиля: стиль регулярного стиха просуществовал 14 столетий.

Актуальность в XXI веке: востребован.

Структура регулярного стиха:

Пять слогов-иероглифов,

Семь слогов-иероглифов.

При декламации разделяются паузой на стопы по два слога в каждой.

Число слогов в строке нечетное.

Последняя стопа состоит из одного слога.

Всего в стихотворении обычно восемь строк.

Музыкальные тоны по своему мелодическому звучанию делятся на:

Ровные (пин);

Неровные (цзэ).

В стихотворении они чередуются в строгой последовательности с целью:

Устранение монотонности,

Придание стиху музыкальности,

Создание своеобразной повышающейся-понижающейся мелодии. Волнообразная мелодия и придает стиху присущий ему ритм.

Цзюэцзюй ("Оборванные строки").

Разновидность регулярного стиха.

По структуре - половина пяти- или семисложного стиха.

Предпоследняя строка, преимущественно, остается нерифмованной и подчеркивает следующую за ней концовку.

Жанр поэзии цы как и регулярный стих ши являют собой в совокупности наиболее почитаемый и известный жанр классической китайской поэзии.

VII в.н.э. - возникновение жанра стихосложения цы.

Основа жанра - народная городская песня.

Свойства поэтических произведений цы:

Строгая ритмичность (чередование ровных и неровных тонов);

Строки различной длины (от двух до четырнадцати слогов);

Различный размер всего поэтического произведения;

Каждая строка рифмуется, но сама рифма менее академична, чем в ши;

Допускается согласование окончаний, стоящих под неровным тоном, взаимная рифмовка ровных и неровных тонов;

В области содержания цы свойственна лиричность, преимущественно любовная тематика.

Форма произведений цы зависела от музыки. Впоследствии, когда мелодии были утрачены, структура жанра цы сохранила по-прежнему определенное число строк в произведении и их длину - число слогов в любом цы, написанном на данную мелодию и рисунок строк всегда одинаковы.

Песенные цы получили широкое распространение в китайской драме.

Жанр цюй ("мелодия, напев").

Разновидность жанра цы.

Свойства:

Большая свобода в сравнении с канонами жанра цы;

По ходу исполнения в текст могут вводиться вставные слова, эмфатические частицы и т. д.,

Допускается переход к разговорному стилю языка.

10. Поэтическое искусство в XX веке.

В настоящее время следование нормам классического стихосложения является редким явлением в творчестве поэтов.

Классические нормы стихосложения не отражают современный разговорный язык с многообразием явлений, не укладывающихся в рамки старой системы (ударение, многосложные слова).

Свободный стих.

XX век - новый период в истории китайской литературы. В синологических трудах введен термин "новая китайская поэзия" для обозначения разнообразных течений поэзии: романтизм, реализм, символизм.

Широкое распространение в китайской поэзии получает свободный стих, сформировавшийся под влиянием европейского свободного стиха (верлибр; фр. vers libre) - стих, в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции.

Свойства свободного стиха:

В отличие от классического уставного стиха, многие строки в нем не рифмуются;

Рифма может полностью отсутствовать и компенсироваться повторениями одних и тех же слов в начале или в конце соседних строк;

Количество слогов в строке варьируется;

Тоны чередуются свободно или с отсутствием чередования.

Многие китайские стихотворения 1920 - 1930-х гг. повторяют сочетание строк.

В XX -XXI веке большая часть произведений китайской поэзии имеет рифму, зачастую сквозную со строками приблизительно равной длины.

Поэзия XX века обогащается новыми жанрами. В 1920-е годы популярность приобретают короткие стихи сяоши.

В 1930-е годы получает развитие жанр эпической и лирико-эпической поэмы.

Форма свободного стиха находит широкое распространение в творчестве китайских поэтов в философских коротких стихотворениях, гражданской, любовной и пейзажной лирике.

1970-е годы явили тенденцию увеличения свободы мысли и смены тематики поэтических произведений. Поэты переходят от прославления исторических событий, грусти и обвинений к переоценке истории, восприятию и осмыслению жизни современного общества.

Значение поэзии в Китае 1980-90-х годов и до настоящего времени идет постепенно на спад, уступая место более значимым и практичным реалиям современной жизни.

Земляной вал д. 50А

Санкт-Петербург