Логопедическое занятие для детей с овз. Индивидуальные занятия с детьми овз

Детский церебральный паралич, старший дошкольный возраст

Программное содержание:

  1. Развивать связную речь.
  2. Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий.
  3. Учить рассказывать сказку с помощью моделирования.
  4. Использовать здоровьесберегающие технологии.
  5. Воспитывать чувство коллективизма, умение сопереживать героям сказки.

Логопед: Я принесла книгу. Она очень красочная, здесь много иллюстраций. Как обычно начинаются сказки?

«Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…….», «было у отца три сына…», «за синими лесами, темными горами» и т д.
А как заканчиваются сказки?
«вот и сказке конец», « я там был, мед, пиво пил…», «стали жить-поживать….»
Логопед: Сейчас наугад открою страницу, такую сказку и будем рассказывать.
Но сначала я вам загадаю загадки.
У кого усищи, глазищи, хвостище.
А моется всех чище? (Кот)

Крылья с узорами, сапоги со шпорами (Петух).
Выставляются иллюстрации к сказке « Кот, петух и лиса»
Логопед: Догадались? Как называется сказка?
(вносятся игрушки: домик, петух, кот и лиса).

Логопед: «Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?
Как лиса хотела забрать петушка?
Что она ему говорила? Каким голоском? (нежным, вкрадчивым, ласковым)
Как звал петушок котика? (громко, тревожно, испуганно)
Как котик забрал петушка у лисы?

Проводится упражнение на дыхание:
Когда котик бежал за лисой, он так тяжело дышал, покажите как,
Вдохните через нос, а выдохните толчками (1-2-3), затем замедляем дыхание….
Логопед предлагает задание с использованием сюжетных картинок к сказке « Кот, петух и лиса» и одна картинка из другой сказки.
Логопед: Надо разложить картинки в той последовательности, как развивались события. Думайте, советуйтесь. Что вы решили?

Логопед: Предлагаю поиграть в сказку с помощью геометрических фигур (раздаю фигуры: треугольник, круг, квадрат).

Пусть большой квадрат будет домик, в котором живут кот и петух.
Какая фигура будет петушок? (Красный треугольник)
А где котик? (серый кружок)
Лиса - большой оранжевый треугольник
Логопед предлагает поиграть.
Кот и петух в домике. Кот уходит. Петушок остался. Покажите как. Вот идет лиса к домику. Лиса уносит петушка. Кот догоняет.
Молодцы. Хорошо запомнили сказку.
Логопед: (надеваю на руку лису-перчатку).



Лиса-лисонька. Какая ты хитрая, всех обманываешь!!!
Какие сказки про лису вы знаете?
«Лисичка-сестричка и серый волк»,
«Колобок»,
«Теремок»,
«Лиса со скалочкой»
«Лиса и дрозд»,
« Серая шейка»
Какими словами называли лису в сказках? (кумушка, лисичка-сестричка, Патрикеевна, плутовка, Ефстафьевна ….)
В какой сказке все же лису кто-то да обманул
(выставляются иллюстрации «Лиса и журавль»).

Проводится глазодвигательная гимнастика.

Посмотрите друг на друга широко отрытыми глазами, крепко зажмурьтесь,палец поставьте на переносицу, сведите глаза вместе.
Выставляются сказки «Теремок»,

«Колобок»,

Герои перечисляются по кругу, по прямоугольнику, по треугольнику.
Моделирование сказки « Теремок»
Разложить полоски по цвету (серая, зеленая, оранжевая и т. д)

Полоски по величине

Кто самый маленький?
Кто чуть-чуть поменьше?
Кто самый большой?
Кто перед медведем?
Логопед предлагает игру «Выручим Колобка»
Это сказка про Колобка. Какой конец у этой сказки? (печальный»)
Обычно сказки заканчиваются хорошо. Давайте выручим Колобка, подумайте.
Проводится психогимнастика: дети шагают нахмурясь, потирают у виска, поднимают большой палец, восклицают
(дети придумывают предложения, а логопед делает зарисовки по ходу действия)
Дети;

К счастью, у него был с собой сотовый телефон.
Колобок позвонил в Службу спасения 01.
На помощь прибежали Спасатели-Ежи.

(Дети помогают Ежам надеть грозные колючки-прищепки)

Лису прогнали

Детям предлагается нарисовать запомнившихся героев сказок на песке(заранее приготовлены планшеты с песком)
Итог. Рассматривание рисунков, логопед благодарит всех детей за участие.

Логопедическое занятие для детей с ОВЗ

2-4 класс

Тема: «Путешествие в страну речи»

Цель: Закрепить навыки языкового анализа.

Развивать умение словообразования.

Воспитывать чувство ответственности.

Ход занятия.

1. Здравствуйте, ребята.

Что вы знаете о речи?

Какая бывает речь?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Страну речи»

Вспомним и повторим из чего состоит речь.

Скажите, на чём можно путешествовать? Слайд № 2

(на корабле, самолёте, поезде, машине, велосипеде, мотоцикле, ракете).

Как называется человек, который водит: корабль, самолёте, поезд, машину, велосипед, мотоцикл, ракету? (капитан лётчик, машинист, водитель, велосипедист, мотоциклист, космонавт)

А на чём мы с вами отправимся в путешествие, будем вместе отгадывать.

Перед вами картинки, назовите первую букву в названии каждой картинки, и мы отгадаем, на чём будем путешествовать Слайд № 3

Молодцы вы угадали, мы едем на электрички.

В чём отличие поезда и электрички?

Поезд едет на очень большие расстояния, тысячи километров, а электричка нет)

Поезд останавливается редко, а электричка-часто

Скорость поезда очень большая, электричка едет медленнее.

2. Наша электричка отправляется с первой платформы,

Первая наша станция «Предложение». Слайд № 4

А почему предложение? (так как наша речь состоит из предложений)

У вас карточки, вам нужно разделить чертой слова и составить предложение

Слайд № 5

Пока мы ехали в предложении слова поссорились и теперь ничего не понятно, исправьте ошибки. Слайд № 6

3. Наша электричка отправляется с первой платформы,

Следующая (вторая) наша станция «Станция слово» Слайд № 7

В вагоне очень жарко и я предлагаю вам выпить сока из разных фруктов и овощей.

Скажите. как называется сок из: апельсин, персика, лимона, банана, вишни, яблок, сливы, малины, помидор, винограда, моркови. Слайд № 8

Кругом много животных, птиц, а как они подают голос? Слайд № 9

собака- ворона-

кошка- воробей-

свинья голубь -

корова- сова-

волк- петух-

лошадь- утка-

4. Наша электричка отправляется с первой платформы,

Следующая (третья) наша станция «Станция слог» Слайд № 10

Почтальон Печкин для вас передал письма и конверты. Слайд № 11

Перед вами картинки и письма со схемами, разложите их правильно.

5. Наша электричка отправляется с первой платформы,

Следующая (четвёртая) наша станция «Станция звук» Слайд № 12

Перед вами карточки, зачеркните буквы и посчитайте, сколько вы их зачеркнули.

Слайд № 13 Начальник поезда попросил рассортировать вещи по вагонам, сколько в слове букв - в таком вагоне они поедут

Сыр-3, очки-4, ведро-5, чайник-6, ножницы-7 Слайд № 14

6. Вот и закончилось наше путешествие. Слайд № 15

В какую страну мы с вами отправились путешествовать?

На каких станциях останавливалась наша электричка?

Теперь вы знаете, из чего состоит наша речь? (из предложений, слов, слогов, звуков). Всем спасибо, вы молодцы!

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна» ;
  • расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно - развиваюцие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:
  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(Весна) .

(дети договаривают хором: весна) .

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима) . Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица) .

Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. — снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую) . От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком) . Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание) . «Д-д-д» , — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) . Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка) . Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики) . На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз) . Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слово капель)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

А там поляна — большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки. разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают) .

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы)


Данный конспект логопедического занятия будет полезным учителям-логопедам, учителям начального обучения, дефектологам и студентам. Данное занятие направлено на развитие артикуляции, формирование фонематического восприятия и слуха, коррекцию письма и чтения. В занятии представлены направления коррекционной работы в виде систематизации и уточнения имеющихся учебных знаний, умений и навыков.

Форма занятия: групповое.
Возраст учащихся: 3 специальный (коррекционный) класс для детей с ОВЗ.

Тема: Дифференциация звуков Ц - Т в словах.

Предварительная работа:
· Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Ц и Т.
· Развитие речеслуховой памяти.
· Развитие произносительной дифференциации звуков Ц и Т в слогах.

Оборудование: предметные картинки, «светофорчики», карточки-домики, доска, мел, тетради, ручки, карточки с буквами, изображения: Царства, улиц, площадей, бульвара и проспекта.

Программное содержание

Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать звуки Ц и Т в словах.
Задачи:
1.Уточнить сравнительную характеристику звуков [ц] и [т].
2.Упражнять детей в подборе слов на заданные звуки.
3.Развивать фонематический слух, внимание, память и мелкую моторику.
4.Развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [ц] и [т].
5.Воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

:
1.Организационный момент.
2.Установка на занятие.
3.Повторение изученного:
а) Игра «Эхо»
б) Характеристика звуков [ц] и [т]
4.Работа по теме:
Тренировочные упражнения:
а) Игра «Светофорчик»
б) Улица «Затерянных звуков»
5.Пальчиковая гимнастика.
6.Закрепление нового материала:
Упражнения:
а) Бульвар «Смекалистых»
б) Проспект «Угадай-ка»
в) Улица «Собирай-ка»
7. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.
- Сегодня у нас гости! Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, чтобы узнать, где мы сегодня окажемся, необходимо определить какой звук стоит первым в названии данного предмета.
Например, какой первый звук услышишь в слове слон? Назовите еще слова со звуком [с]. Аналогично со звуком [в].

Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.
Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.
Рыбки в крапинку, в горошек, с плавниками, но без ножек.
Спит спокойно старый слон – стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осел.

Так какое же это слово, ребята? Давайте вместе его прочтем с ударением.
- Это Царство!
- Как по вашему, а что такое Царство? (ответы детей). Вспомните царства из сказок (подводное, царство царя Берендея и т.д.)
- Мы сегодня попадем в волшебное Царство.

2. Установка на занятие.
- А сейчас, приглашаем вас посетить Царство. Чтобы пройти в ворота Царства, надо произнести волшебные слова (дети повторяют за логопедом):
Ох, как хочется трудиться!
Делать все охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силен,
Всю работу сделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!

3. Повторение изученного.
- Ворота открыты. Добро пожаловать! Проходите на свои места.
- Сегодня мы продолжим слушать, правильно произносить и различать звуки.
- Знаете ребята, у каждого царства есть название и у нашего тоже оно есть, в нем живут звуки, а какие вы должны догадаться!
а) Игра «Эхо»
- Повторите слоги скажите, какие два согласных звука в них повторяются. А кто правильно повторит, тот садиться.
Та-ца-та, цо-то-цо, цу-цу-ту, ты-ты-цы, аца-ата-аца, ото-оцо-ото, уцу-уцу-уту, ыцы-ыты-ыты.
- Какие согласные звуки повторялись. Правильно, это звуки [ц] - [т].
- Итак, это «Царство звуков [ц] - [т]».
б) Характеристика звуков [ц] - [т]
- Дайте пожалуйста характеристику звуков.
Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твердый.
Звук [т] – согласный, глухой, твердый.

4. Работа по теме.

А) - Знаете ребята, у нас на пути новое препятствие. К Царству можно подойти пройдя через дорогу. А чтобы перейти дорогу, нужен светофор. Светофор у нас волшебный. Он будет синего цвета.
- Как вы думаете, почему? (потому, что твердые согласные обозначаются синим цветом).
- А так как звук [ц] тоже глухой, чтобы его отличить от звука [т] на светофоре будет – кружок?
- Какому звуку соответствует светофорчик без кружка? (звуку [т]) А какому – с кружком? (звуку [ц])

Игра «Светофорчик»
Логопед называет слова со звуками [ц] - [т], а дети поднимают соответствующий «светофорчик».
Слова: цапля, моток, толкушка, солнце, курица, палец, туфли, кот, топор, цыпленок, молоток, колодец, мыльница, комната.
- Хорошо работали ребята! Не допустили не одной ошибки.

Б) - И вот мы попали в царство звуков [ц] - [т]. Здесь необыкновенные улицы, площади, проспекты и бульвары.

Первая улица, на которую мы попали это:
Улица «Затерянных звуков»
- Частенько так случается, что звуки из слов теряются. А звуки на письме мы обозначаем буквами, в нашем случае это буквы Ц – Т.
Логопед раздает детям карточки с заданием.
- Надо вставить в слова буквы Ц – Т. Приготовили ручки.
Слова:си…е…, пугови…а, …ве…ок, пя…ни…ца, …ыква, …арапина, лукови…а, огуре…, ледене…, …ве…ник, …арелка, коль…о, грани…а, …ан…ор, кана…, мо…о…икл.
- Будем читать слова по цепочке, по одному слову и назовите какую букву вы вставили.

5.Пальчиковая гимнастика.
- Мы заходим на:
Площадь «Веселинка»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

6.Закрепление нового материала.

А) - Дальше мы попадаем на
Бульвар «Смекалистых»
- Здесь нужно открыть тетради, записать число.
- Распределите и напишите слова в три столбика (слова написаны на доске). В первый столбик нужно записать слова, в которых встречается буква Ц. Во второй столбик – слова с буквой Т. А в третий – слова с буквами Ц-Т.
- Будьте внимательны.
- Давайте проверим правильно ли вы записали слова (читают дети).

Б) – А сейчас мы находимся на
Проспекте «Угадай-ка»
- Сейчас я буду читать загадки, а вы должны будете их отгадать (отгадки содержать буквы Ц – Т).
Загадки:
Желтые комочки, легкие, как вата! Бегают за квочкой. Кто это? … (цыплята)
По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка)
Овощ с острым жгучим вкусом. (перец)
Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (лист)
Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети – на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
Без окон, без дверей полна горница людей. (огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи. (капуста).

В) И вот мы пришли на:
Улицу «Собирай-ка»
- Сейчас у вас появятся конверты, и вы станете волшебниками, если отгадаете секретное слово, которые они содержат.
У каждого ребенка в конвертах разрезные буквы, из которых они должны составить слова, содержащие буквы Ц-Т.
Дети читают слова, которые у них получились и записывают их в тетрадь.
Слова: синица, яйцо, цифра, танец, тополь, талон, спица, цена, цветок, сцена, платок, ножницы.

7. Подведение итогов.
- Давайте вспомним слова со звуками [ц] - [т]. Кто запомнил три слова, а кто больше, кто запомнил пять слов? (ответы детей)
- Сегодня на занятии вы были внимательными и без ошибок различали звуки [ц]-[т].
- Что вам больше всего понравилось?
- Молодцы! Вы хорошо поработали!

Представленный конспект содержит материал для проведения логопедического занятия. Данное занятие ориентировано на обучающихся детей с ОВЗ коррекционных школ VIII вида, классов-групп, имеющих дефекты произношения, несформированность фонематического слуха и восприятия, общее недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия

в классе-группе

Тема: «Автоматизация звука «С» в слогах и в словах».

Цели: 1. Закрепление произношения звука «С» в слогах.

2. Закрепление произношений звука «С» в словах.

3. Закрепление произношения звука «С» в словах со стечением согласных.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Обогащение и уточнение словаря.

6. Дифференциация ед. и мн. числа сущ.

7. Развитие слуховой памяти и внимания.

Оборудование:

1. Флажки.

2. Карточки для развития фонематического слуха.

3. Предметные картинки (электронный вид).

4. Буква «С».

5. Слоги обратные и прямые (электронный вид).

6. Карточка со слогами.

7. Предметные картинки (животные и птицы).

8. Загадки (электронный вид).

9. Мяч.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Что бы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Улыбнемся как лягушки

И потянем губки к ушкам. (Упр. «Заборчик»)

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну. (Упр. «Хоботок»)

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает. (Упр. «Лопаточка»)

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так. (Упр. «Часики»)

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние. (Упр. «Почистим зубы»)

3. Пальчиковая гимнастика

а) «Тропинка» (упражнения по кружочкам)

По тропинке, по дорожке

Дружно топают две ножки (правой рукой, левой рукой )

б) «Ходят пальчики опять» (упражнения по кружочкам)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца - до большого,

А потом – к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы будут отдыхать!

в) «Пальчики здороваются» (в перчатках).

Поочерёдно, начиная с мизинца, подушечки пальцев «здороваются» с большим пальцем.
На софе спокойно спят На софе просторно, гладко.
Десять маленьких совят. Сны совята смотрят сладко!

г) «Кошка».

Кулачок – ладошка,

Я иду как кошка.

д) «Самомассаж» (карандаш)

е) «Ладонь – ребро - кулак»

4. Дыхательная гимнастика.

а) Упражнение «Прогоним тучку» (каждому вата+нитка).

Вдруг на улице стемнело,

Тучка на небо влетела.

Не дадим мы тучке плакать,

Дождиком на землю капать.

б) Упражнение «Слабый ветерок» (тихо) С-С-С

Упражнение «Сильный ветерок» (громко) С-С-С

в) Работа по схемам.

5. Развитие фонематического слуха (флажки):

а) Логопед произносит звуки, а дети, услышав звук «С» в звуковом потоке, сигнализируют об этом.
а у с м п с о с и

б) Автоматизация звука в слогах.

ам ем ес ик ил ус

Са со ма лы сы па

Усу ама есо аса

В) Автоматизация звука в словах.

роса, вес, нос, лес, кот.

6. Автоматизация «С» в словах (картинки, ИКТ).

7. Считалка.

Вот спасибо, дети! Давайте поиграем. Вставайте в круг.

Вот со звуком С считалка.

Сани, сок, сова, скакалка.

Выходи на слово «стук»,

Назови в нём первый звук.

(Логопед со снеговиком идут по кругу. Указывают на ребёнка во время произнесения каждого слога. При повторе считалки дети повторяют все слова за логопедом до слова «стук»)

Назову слова я быстро,

Вы произносите чисто:

Сахар, сад, салат, сапог.

(Дети повторяют строчку)

Назовите первый слог!

(Дети хором называют)

Слушай и запоминай,

И красиво называй

Все слова со слогом «са»:

Полоса, коса, оса.

(Дети повторяют строчку )

Все слова со слогом «со»:

Соня, сода, колесо.

(Дети повторяют строчку )

Все слова со слогом «сы»:

Косы, бусы и весы.

(Дети повторяют строчку )

Быстро, чисто называй:

Сало, сам, салют, сарай

(Дети повторяют строчку )

Санки, сайка, сажа.

(Дети повторяют строчку )

Снова повтори всё слово в слово.

(Дети повторяют две строки )

8. Загадки (ИКТ).

9. Чистоговорки (к каждой чистоговорке подбирается картинка-8).

Д.З. – дети учат чистоговорки наизусть.