Уильям макдугалл психолог. Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

род. 22 июня 1871, Ланкашир, Англия - ум. 28 нояб. 1938, Дарем, США) - англоамер. социолог и психолог; с 1927 - профессор в Дьюк-ун-те (Северная Каролина). Пытался применить антиматериалистические и психологические направления мысли к общественным наукам. Является автором "гормической" концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из этой теории, он объяснял социальное поведение людей, отстаивая превосходство "нордической расы". Пытался доказать, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизических гипотез, в частности о торможении как "дренаже", вызывающем отток нервной энергии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАК-ДУГАЛЛ УИЛЬЯМ

(22 июня 1871 – 28 ноября 1938) – англ. психолог и философ. Врач по образованию. Работал в психологич. лаборатории в Геттингене. Преподавал в университетском колледже в Лондоне и в ряде иезуитских уч. заведений, одновременно занимаясь в физиологич. лаборатории (с 1901). В 1920 переехал в США, где стал преемником Мюнстерберга в Гарвардском ун-те, затем (с 1927) проф. Дьюкского ун-та (Сев. Каролина). М.-Д. считал стремление к цели фундаментальным явлением, свойственным как поведению животных, начиная с простейших (conduct), так и "поведению" человека (behavior). Он противопоставлял ассоциационизму и бихевиоризму Торндайка и др. концепциям в психологии и физиологии, исходящим из признания рефлекторной теории, "целевую психологию", к-рую М.-Д. назвал "гормической психологией" (от греч. ???? – стремление, желание, порыв). "Горме" М.-Д. толкует очень широко, как гл. признак живого вообще. Он открыто характеризует свою теорию как телеологич. и сближает понятие "горме" с "волей" Шопенгауэра, elan vital Бергсона и т.п. Затем М.-Д. расширил свою виталистич. и телеологич. концепцию до масштабов филос. системы, распространив понятие "горме" и на неживую природу (см. "The hormic psychology", в кн.: "Psychologies of 1930", L., 1930, p. 15). М.-Д. толкует "горме" не как сознание, а именно как некую движущую силу интуитивного характера, что очень сближает ее с бергсоновским "жизненным порывом". В то же время его теория близка к "целевому" бихевиоризму Толмэна и "динамической" психологии вообще. На основе толкования "горме" как изначальных определяющих природу человека инстинктов М.-Д. построил крайне реакционную "социологию", в к-рой, напр., извечность войн выводилась из "инстинкта драчливости". Воинств. идеалист, человек крайне реакц. взглядов, М.-Д. резко выступал против любой материалистич. тенденции в психологии. Соч.: Physiological psychology, L.–?. ?., 1905; Outline of psychology, N. Y. , 1923; Men or robots?, в кн.: Psychologies of 1925, ed. by C. Murchison, 3 ed., L., 1928, p. 273–75; Outline of abnormal psychology, 2 ed., L., 1933; Body and mind, 8 ed., L., 1938; The group mind, L., 1939; Psychology. The study of behaviour, 2 ed., L., , 1952; в рус. пер. – Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916. Лит.: Flugel J., Prof. W. McDougall. 1871–1938, "Brit. J. Psychol.", Gen. section, 1939, v. 29, pt. 4; Langfeld H. S., Prof. McDougall´s contributions to the science of psychology, там же, 1940, v. 31. pt. 2; W. McDougall; a bibliography, ed. by A. L. Robinson, Camb., 1943. M. Роговин. Москва.

Краткая биография

Мак-Дугалл родился 22 июня в $1871$ году в Чаддертоне. После окончания Колледжа Оуэна в Манчестере в 1890 году, учился в колледже Святого Иоанна в Кембридже, окончив его в $1894$ году. В период с $1894$ года по $1898$ год изучал медицинскую науку в госпитале Святого Фомы в Лондоне.

В $1898$ году Мак-Дуггал сопровождал специалисто антропологической экспедиции в Австралию и на острова пролива Торреса. В этой экспедиции ученые осуществляли психологическую диагностику жителей континента.

После возвращения из экспедиции проходил научную стажировку в университете Геттингена у Мюллера, рассматривая проблемы цветового зрения. В период с $1901$ по $1904$ годы Мак–Дугалл работал ассистентом в экспериментальной лаборатории в Лондоне.

Начиная с $1904$ года и по $1920$ год преподавал дисциплину «ментальная философия» в Оксфордском университете, а в 1908 году успешно защитил здесь магистерскую диссертацию.

В это время он написал несколько книг: «Physiological Psychology» , «Body and Mind: History and Defense of Animism». В них ученый пытался доказать и обосновать наследуемость приобретаемых признаков, а также объяснить торможение оттоком нервной энергии.

Мак–Дугалл в $1920$ году переехал в США и в статусе профессора стал последователем знаменитого Мюнстерберга в Гарвардском университете. Мак–Дугалл перебрался в $1927$ году в университет Дьюка, не найдя поддержки своим теориям в Гарварде.

Научные достижения

Решительно Мак-Дугалл заявил о себе еще в $1908$ году, когда вышла его работа «Основные проблемы социальной психологии», в которой он сформулировал главные принципы социального поведения индивида. Данная работа стала основой его «гормической психологии» - одной из частей динамической психологии, которая акцентировала внимание на видоизменениях психических процессов, энергетической основе этих процессов.

При этом Мак-Дугалл свою психологию противопоставлял теориям научения. Навыки, по мнению Мак–Дугалл, сами по себе не являются движущей силой поведения, не ориентируют его. Основными движущими силами человеческого поведения ученый считал иррациональные, инстинктивные побуждения. В основе человеческого поведения, по его мнению, лежит интерес, который обусловлен врожденным инстинктивным влечением, которое только находит проявление в навыке и обслуживается механизмами поведения.

Замечание 1

Любое органическое тело, считал Мак-Дугалл, от рождения наделяется некой витальной энергией, формы и запасы распределения которой четко предопределены набором инстинктов. Когда первичные импульсы определяются в виде направленных побуждений, они получают свое выражение в определенных телесных приспособлениях.

Термин «инстинкт», Мак–Дугалл заменил на термин «склонность». Склонность – это врожденное образование, которое обладает управляющей и побудительной функциями, содержащее определенную последовательность процесса обработки информации, готовности к моторным действиям и эмоционального возбуждения. Данное психофизическое предрасположение заставляет человека воспринимать что–либо, испытывая от этого особое эмоциональное возбуждение, а также импульс к действию.

Мак–Дугалл выделял двенадцать инстинктов:

  • бегство,
  • любознательность (удивление),
  • неприятие (отвращение),
  • самоуничижение (смущение),
  • стадный инстинкт,
  • агрессивность,
  • самоутверждение (воодушевление),
  • инстинкт продолжения рода,
  • родительский инстинкт (нежность),
  • пищевой инстинкт,
  • инстинкт созидания,
  • инстинкт приобретательства.

Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция.

Замечание 2

Ученый различал две фундаментальные формы чувства - это удовольствия и страдания, которые напрямую связаны с определенными устремлениями. Несколько эмоций могут складываться в сложные чувства, что возможно благодаря опыту и научению при взаимодействии с предметами или обстоятельствами, втянутыми в когнитивно–эмоциональное оценивание.

Среди чувств Мак-Дугалл важным считал «эготизм» , связанный с самосознанием. Ощущение счастья обусловлено, по мнению ученого, гармоничным согласованием чувств и действий в единстве личности.

Мак–Дугалл является одним из начинателей социально–психологических исследований, он ввел понятие «социальная психология» в 1908 году. Уильям пытался научно интерпретировать процессы в социальных группах. Он рассматривал социальную потребность в качестве стадного инстинкта, а групповое общение в качестве организации системы взаимодействующих энергий всех членов данных групп. Он активно развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе.

Мак–Дугалл имел явный научный интерес к различным оккультным феноменам. В 1927 году он организовал первую парапсихологическую лабораторию в университете Дьюка. Ученый понимал психическую энергию как такой же действенной энергией, как и физическую. Основываясь на этом он пытался объяснить феномен «множественной личности». Постепенно он пришел к пониманию человеческой личности как системы целеустремленных и мыслящих монад. Его труды в данной области дали толчок исследованиям личности и ее мотивационных характеристик.

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям МакДугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англоамериканский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894г. по 1898г. изучал медицину в госпитале Св.Фомы в Лондоне. В 1898г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901г. по 1904г. МакДугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904г. по 1920г., он преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology, 1905, и Body and Mind: A History and Defense of Animism, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920г. МакДугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, МакДугалл перебрался в 1927г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908г., когда вышла одна из важнейших его работ (An introduction to social psychology, L,1908, рус. пер. Основные проблемы социальной психологии, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению МакДугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, изза расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт этот термин был в дальнейшем заменен МакДугалл на термин склонность представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида чтолибо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) еще в 1908г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство с удивлением, драчливость с гневом, родительский инстинкт с нежностью. Критиковал теорию ДжемсаЛанге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивноэмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. МакДугалл один из начинателей социальнопсихологических исследований, ввел само понятие социальная психология (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The group mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, МакДугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927г. он, при участии Дж.Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У.Олпорт, Г.А.Мюррей, Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш). Литература.

1871-1938) - англо-американский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. С 1920 М. работает профессором американского университета в Гарварде, с 1927 - университета в Дьюке (Северная Каролина).

М.-Д. разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие соответствующий инстинкт.

Провозгласив психологию "основным базисом", на котором должны быть построены все социальные науки - этика, экономика, наука о государстве, философия, история, социология, М.-Д. стремился создать психосоциальную систему общественных дисциплин.

Главное место в учении М.-Д. занимают социально-психологическая теория личности и дифференцированная классификация социальных инстинктов, импульсов, эмоций. По его мнению, основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, и вследствие этого теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать "психология инстинкта".

Подменяя собственно социологический подход психологическим инстинктивизмом, М.-Д. понимал инстинкт как "врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты или обращать внимание на них и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию".

По мнению М.-Д., "инстинкты" являют собой наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (воспринимающей, рецептивной) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления центральной части, благодаря которой мы испытываем специфическое эмоциональное возбуждение при восприятии данных предметов, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы.

М.-Д. выделял 18 основных инстинктов, обусловливающих поведение человека. Среди них инстинкты любопытства, драчливости, воспроизведения себе подобных, самоуничижения и т.д. Главенствующим инстинктом М.-Д. считал стадный инстинкт.

Примитивизируя различного рода социальные процессы и явления, М.-Д. произвольно сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов. Так, в соответствии с собственной гипотезой о причинах во-оруженного насилия он характеризовал войны как вечные и неизбежные проявления инстинкта драчливости, в основе же религии, по М.-Д., лежит комплекс инстинктов, среди которых особое внимание он уделял комплексам любопытства, самоуничижения и эмоционального возбуждения.

Всего же М.-Д. выделил семь пар основных инстинктов и эмоций. По его мнению, каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция, которая подобно инстинкту является простой и неразложимой и проявляется в виде субъективного коррелята инстинкта. Например, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту драчливости - эмоция гнева, инстинкту воспроизведения - эмоция сексуальной ревности и т. д.

С точки зрения М.-Д., в ходе развития эмоциональной сферы человека различные эмоции объединяются в более сложные группы и приобретают иерархическое строение. При этом подчеркивалось, что если комплекс эмоций индивида организован вокруг стабильного объекта, то происходит развитие чувства. Из всех человеческих чувств М.-Д. особо выделял "эготическое чувство" как доминирующее в сложившейся структуре характера человека. Этим чувством, по М.-Д., обусловливается формирование содержания и формы человеческого "Я", которое в целом соответствует общему социальному фону.

Примечательной в учении М.-Д. была трактовка им социальных процессов как процессов, изначально устремленных к некой биологически значимой цели. Главным признаком живого является "горме" - некая движущая телеологическая сила интуитивного характера.

Уильям Мак-Дугалл

Мак-Дугалл (McDougall), Уильям (1871-1938) - английский психолог и философ. Врач по образованию. Мак-Дугалл считал стремление к цели фундаментальным явлением, свойственным как поведению животных, начиная с простейших (conduct), так и поведению человека (behavior). Он противопоставлял ассоциационизму и бихевиоризму Торндайка и др. концепциям в психологии и физиологии, исходящим из признания рефлекторной теории, «целевую психологию», которую Мак-Дугалл назвал «гормической психологией» (греч. - стремление, желание, порыв). «Горме» Мак-Дугалл толкует очень широко, как главный признак живого вообще. Он открыто характеризует свою теорию как телеологическую и сближает понятие «горме» с «волей» Шопенгауэра , elan vital (жизненный порыв) Бергсона и т. п. Затем Мак-Дугалл расширил свою виталистическую и телеологическую концепцию до масштабов философской системы, распространив понятие «горме» и на неживую природу.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 210-211.

Мак-Дугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, - 28.11.1938, Дарем,США), англо-американский психолог. Основой психической жизни считал стремление - «горме» (греч. ορμή - стремление, порыв), отчего психология Мак-Дугалла часто называется «гормической». «Горме» трактуется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное, по Мак-Дугаллу, особого рода предрасположениями - либо врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятся сначала несколько основных чувств, а затем при сложившемся уже характере одно центральное, называемое Мак-Дугаллом эготическим (от «эго», греческое «Я»), Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познавательных способностей индивида (врождённых и приобретённых). Размышления над клиническим феноменом «множественной» личности натолкнули Мак-Дугалла на разработку идеалистической мета-психологической концепции личности, исходящей из идей монадологии Лейбница . Согласно этому, каждая личность представляет систему «потенциально мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на некоторой «высшей» монаде - «самости», которая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Character and the conduct of life, L., 19272;

Body and mind, L., 1928;

The energies of man, N. Y., 1933;

An outline of psychology, L., ; в рус. пер.- Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916.