Что такое ууд и зачем они нужны. Универсальные учебные действия

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Универсальные учебные действия Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить

2 иначе научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. К учителю, как организатору учебного процесса определенные требования предъявляет как семья и общество, так и Стандарты - общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность государство С чем же сталкиваются учителя начальных классов, делая набор? Какие дети приходят в современную начальную школу? Дети информированы, но бессистемно Дети обладают ограниченным диапазоном способов общения Дети являются носителями различных культур Дети имеют разный уровень подготовки к школе Эти особенности детей приходится учитывать учителям начальных классов 1 Современному учителю необходимо отрабатывать в работе те приемы, которые направлены на решение учебных ситуаций и учебных заданий,

3 обозначенных в стандартах. Прежде всего, необходимо составить грамотные рабочие программы. Стандартом определена следующая структура рабочих программ: Рабочие программы Рабочие программы Пояснительная записка Общая характеристика Описание места в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания Содержание учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса Нами был проведен тщательный анализ рабочих программа учителей начальных классов. Необходимо отметить, что практически все имеют одинаковую структуру, соответствующую требованиям новых стандартов. Обязательным компонентом является пояснительная записка, в которой отражено содержание, цели и задачи учебного курса, количество часов, прописаны сквозные лини развития учащихся средствами предмета, требования к уровню подготовки. Имеется описание учебного предмета в учебном плане, то есть тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. это тема урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся, виды контроля, элементы дополнительного (необязательного содержания), объем домашнего задания, дата проведения. Прописаны ценностные ориентиры содержания. Вместе с тем можно отражать в рабочих программах методической работы как такие свойства

4 Комплексность- умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Выход за пределы учебника в зону словарей. Инструментальность -это организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, и за его пределами, а также применение в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. К сожалению, не во всех отражено материально - техническое оснащение образовательного процесса. И возвращаясь к началу своего выступления, мне бы хотелось вновь посмотреть на модель взаимодействия семьи, общества и государства в предъявлении требований к образованию ребенка. И еще раз вспомнить о том, что основным носителем иди получения качественного образования является учитель. Насколько он психологически и профессионально готов к переходу к работе по новому. Ведь «учитель- это самый трудный предмет в переходе на ФГОС. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этаким непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно завоевать доверие детей, нужно, чтобы они увидели в учителе партнера, старшего друга, сподвижника. Ставить проблему перед детьми так, чтобы они сделал для себя открытие (пусть маленькое, но свое) вот уж поистине задача из задач! И возможно только тогда мы сможем достичь желаемого результата. А

5 именно Любознательным, интересующимся, активно познающим мир Умеющим учиться, способным к организации своей деятельности Уважающим и принимающим ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа Доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера, уважающим свое и чужое мнение Готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Имеющим представление об основах здорового и безопасного образа жизни 4 Ведь задача каждого из нас помочь ребенку проложить яркую радугу поиска истины между знанием и незнанием, научится вести корабль, не рискуя разбиться о рифы, парить в свободном полете. И найдется благодарный ученик, который скажет вам: «Спасибо, учитель!»


Евменова Наталья Владимировна учитель биологии и химии МБОУ Бирикчульской СОШ Алгоритмический подход на уроках химии в контексте формирования универсальных учебных действий Современное общество характеризуется

64 Беляева М. Ю. учитель начальных классов ВОЗМОЖНОСТИ УМК «ПЕРСПЕКТИВА» В ФОРМИРОВАНИИ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС А.А. Чотчаева ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников». Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных

Уважаемые родители! Информация для родителей по ФГОС НОО С 1 сентября 2012 года наше образовательное учреждение, как и другие образовательные учреждения подобного типа, переходят на новый Федеральный государственный

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ «17» ДЕКАБРЯ 2010 Г. 1897 Ключевые особенности

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт На основании приказа Министерства образования и науки РФ 373 от 6 октября 2009 года на территории России вводится в действие федеральный государственный

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование ФГОС НОО Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден

ФГОС основного общего образования Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации Функции

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в систему начального общего образования. Поиски. Пути. Решения. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Педсовет по теме: «Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и ООО». 2014-2015 уч.г. Подготовила: Крыжановская Н.В. Живем в эпоху нано - технологий, И каждый год дает нам новый старт, То освоение

ФГОС ООО актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям Учитель русского языка и литературы Набиева В.М. Если мы будем учить сегодня так, как мы учили

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС. СПОСОБЫ ИХ ДИАГНОСТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ДОСТИЖЕНИЯ» заместитель директора по инновационной деятельности ГБОУ СОШ 597 Заманова Евгения Владимировна Современное общество характеризуется

АННОТАЦИЯ к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС ООО) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС ООО) (далее Программа)

Описание Основной образовательной программы начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия» 1538. (срок реализации 2013-2018гг.) Основная образовательная

В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова Английский язык 5-9 классы Аннотация. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных

ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие Стандарт общего образования ФГОС НОО п.1 Включает в себя требования: к структуре к условиям к результатам ФГОС ООО п.1 Стандарт общего образования ФГОС НОО

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Е.В.Попова (Екатеринбург) Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного

Саулич Л.И. ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района» (РБ, Глубокский район, Витебская область) ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Не существует скольконибудь достоверных тестов

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА «Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

Аннотация к основной образовательной программе начального общего образования ГБОУ Школа 1573 Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа 1573 - документ, обеспечивающий

Федеральный государственный образовательный стандарт Презентацию подготовила Новгородцева Ольга Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 2 г.первоуральск Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в начальной школе» Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения

Описание основной образовательной программе начального общего образования а) Цели реализации, принципы и подходы к формированию ООП и состав участников образовательного процесса ОУ Основная образовательная

ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Составила И. А. Красникова, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 391 Красносельского района Санкт - Петербурга Поэтапное

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий,

С сентября 0 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). А что такое ФГОС? Главная цель введения

Круглый стол «Применение новых инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в свете ФГОС» Обмен опытом Роль учителя В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты меняется

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней общеобразовательной школы 444 раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования

Аннотация к рабочей программе по предмету «Технология» Пояснительная записка 1-4 класс Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической

Метод проектов на уроках английского языка в 5-х классах МАОУ гимназия 32 г. Калининграда Результаты внедрения ФГОС ООО Междисциплинарная программа «Формирование компетентностей проектной и исследовательской

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Приказ Министерства образования

«Планирование работы ного руководителя согласно требованиям ФГОС» Модель выпускника Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на «своих» и «чужих», уважающий историю и культуры каждого народа Активно познающий

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК Круг обсуждаемых вопросов: Методологическая основа ФГОС. Основной результат и основная педагогическая

Пояснительная записка Актуальность программы по работе с одарёнными детьми. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно

Педсовет 30.03.2015 Система оценки образовательных достижений учащихся: вопросы преемственности Работа по новому ФГОС требует от учителей обновления педагогической практики: освоения и использования технологий

Сравнительная таблица стандартов Стандарт 2004 ФГОС Цели образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных

ПРОТОКОЛ 3 учителей информатики и ИКТ от 27 марта 2013 года Место проведения: МБОУ «Никитовская СОШ» Присутствовало 23 человека (регистрационный лист прилагается) Методическая тема: Совершенствование теоретического

Утверждена: Директор школы: В.Н. Кокорев Приказ 329-О от 01.09.2011 Согласована: на заседании Управляющего совета учреждения «30_»_августа_ 2011 г. протокол _2 от «_30»_августа_2011г. Принята: на заседании

Муниципальная автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Росинка» г. Краснокаменск Забайкальский край Консультация для педагогов «Преемственность дошкольного и начального образования

Аннотация к рабочей программе дисциплины «ТЕХНОЛОГИЯ»(1 класс) Программа по технологии для учащихся 1 класса разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного

Сведения об образовательных стандартах. Ступени образования Начальное общее образование Классы Количество Сроки освоения обучающихся 1-4 -ые 210 человек Федеральный государственный образовательный стандарт

Преемственность и непрерывность всех уровней образования в условиях реализации ФГОС «Преемственность связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое,

Приложение к учебному плану ГБОУ школы 596 с углублѐнным изучением французского языка Приморского района Снкт-Петребурга Организация внеурочной деятельности В ГБОУ средней общеобразовательной школе 596

Внеурочная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся Долгополова О.В., учитель географии МБУ «Школа 43» Нормативные документы Федеральный государственный образовательный

ПАСПОРТ Основной образовательной начального общего образования МБОУ «СОШ 12» г.братска Наименование Статус ОУ Нормативное обеспечение разработки ООП НОО Основная образовательная программа начального общего

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона

Описание основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа 1355 - нормативный документ, направленный на решение

Реализация и перспективы развития ФГОС НОО на базе МОУ многопрофильной гимназии 12 г. Твери ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР ШМИТОВА Т. Г. американский нобелевский лауреат Э. Тоффлер Программа развития гимназии 12

Модель выпускника начальной школы по ФГОС Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны: - освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне,

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» Портрет выпускника как конечный результат образовательной деятельности российской школы: патриота, носителя ценностей

Цели образования: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитаниенравственных и эстетических чувств, эмоциональноценностного

В чём преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования? -Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в лицее 265, на семинаре, подготовленном

Сравнительная таблица стандартов Стандарт 2004 Цели образования: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитаниенравственных

Управление образования Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хотьковская средняя общеобразовательная школа N1

Методический семинар Использование информационных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как одно из условий реализации ФГОС

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного Стандарта начального общего образования, примерной

МАОУ «Школа 47» г.рязани учителя английского языка Зениной Е.В. Программа саморазвития педагога. Содержание. 1. Педагогическая концепция 2. Цели и задачи учителя 3. Анализ ресурсов саморазвития 4. План

Ресурсный центр муниципальной системы образования «Гимназия иностранных языков» г. Ухты Стандарты второго поколения: что должен знать и понимать учитель? Исакова заместитель по НМР Н.А., директора L/O/G/O

Презентация руководителя школьного методического объединения учителей естественно математического цикла Анютенковой Л.Е. Тема: «Преподавание математики в 7-9 классах в условиях внедрения ФГОС. Отличительные

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее Стандарт)

Аннотация к рабочей программе дисциплины «ТЕХНОЛОГИЯ»(4 класс) Программа по технологии для учащихся 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: пути реализации 1.Разработка и утверждение ФГОС. 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года

Сравнительная таблица стандартов первого и второго поколения Стандарт 2004 Цели образования: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

Разработка рабочей программы по учебному предмету, структура, тематическое планирование. Выступление подготовила учитель географии ГБОУ СОШ с. Падовка, исполняющая обязанности заместителя директора по

Показать необходимость и основные пути формирования новой образовательной среды в условиях перехода на обучение по стандартам второго поколения. Рассмотреть отличительные особенности ФГОС второго поколения.

Оглавление 1. Пояснительная записка. 2 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».. 4 3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА CИСТЕМА УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ Гармоничное развитие личности учащегося. Формирование общих способностей и эрудиции в соответствии

Рабочая программа по риторике «Волшебная сила слов» 1 ступень начального общего образования 1класс Разработана в соответствии с требованиями ФГОС Рекомендована МО и науки РФ Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти

Комплексный подход к системе оценки результатов образования согласно ФГОС Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Академия футбола «Салют» Стрельникова Светлана Алексеевна 1 ПОЧЕМУ НУЖНО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ


Мастер-класс №1

«Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ»

Н.В.Третьяк.

1.ЧТО ТАКОЕ УУД И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ).

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

Самостоятельно ставить учебные цели,

Проектировать пути их реализации,

Контролировать и оценивать свои достижения,

Иначе говоря - формирование умения учиться .

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия - «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия). Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Слайд

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3)познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.

^ Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

^ Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

^ Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

^ Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

^ 2. Учимся определять и находить УУД.

Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.

Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому.

Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации, искать в них разные виды УУД.

^ 1 задание.Чему учит «лавочка»

Уважаемые коллеги, где в повседневной жизни мы учимся? (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу…..)

Как вы думаете, а что можно делать на лавочке? А могут ли здесь здесь формироваться универсальные действия. Самостоятельно просмотрите презентацию. (Презентация)

^ Выберите из предложенных (Приложение 4): Какие же универсальные действия сформировала «ЛАВОЧКА» ?

Правильно – это коммуникативные универсальные учебные действия. (Магнит прикрепляю на доску).

Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные)

Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные)

Адекватно реагировать на замечания (личностные)

Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личностные)

Ответственность за поведение и действие других и себя (личностные)

Выбор необходимой информации (познавательные)

Установление причинно - следственных связей (познавательные)

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятивные)

Прогнозирование результатов деятельности (регулятивные) Вы убедились, что универсальные действия формируются и на лавочке в том числе?

Мы показали, что обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации.

2 задание

Я предлагаю вспомнить сказку Владимира Григорьевича Сутеева, знакомую нам с детства, «Кораблик». (Презентация)

Определите, пожалуйста, какие универсальные действия сформированы у героев?

Подумайте, чему нужно научиться? (Приложение 4)

- Какие универсальные действия сформированы у героев?

(прикрепляю магниты:)

Умеют взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли

^ Что необходимо сформировать?

Лягушонку, эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.

Итак, мы ещё раз убедились: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок!». Данная ситуация легко проецируется на действия наших учеников. Например, когда дети идут в столовую.

Мы показали, что учиться можно везде и всегда, и что формирование универсальных учебных действий несложно, а очень интересно.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

^ 3. Как сформировать Универсальные учебные действия?

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.

(Приложение 3)Рассмотрим Памятку для учителя «Как помочь ученику освоить УУД?»

^ Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

*Режиссерская игра

Взаимоконтроль;

«ищу ошибки»;

Предлагаю вам несколько заданий, на развитие регулятивных действий в учебном процессе.

ЗАДАНИЕ 1 (Приложение 1)нацелено на формирование «Умения понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности » Конечно, чтобы ребёнок смог выполнить данное задание, нужно выполнять подобное упражнение на каждом уроке. С точки зрения современности можно перефразировать вопрос: Чему должны научиться?


  • Выберите из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача и подчеркнуть его. Как будем делать? ^ Что будем делать?

  • Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.
«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание . А для соревнования используем диапозитивы с рисунками по теме «Имя существительное». Но сначала уточним, сколько команд будет участвовать в соревновании. Наверное, три. Пусть каждый ряд столов станет командой, не возражаете?!»

ЗАДАНИЕ 2. Нацелена на формирование « ^ Умения понимать последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Задание:

2. Определите, подчеркните её.


  • Подберите к ним заглавия; (4)

  • Составьте рассказ о сказочном герое;

  • Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою; (1)

  • Определите, о чём говорится в каждом отрывке (2)

  • Расскажите о герое, пользуясь планом; (6)

  • Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их; (3)

  • Посмотрите ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки.(5)
Как вы думаете, какая из предложенных формулировок является учебной задачей?

Думаю, что у каждого учителя есть свои приёмы, способствующие формированию учебно-информационных умений, т е ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Предлагаю пополнить этот список возможно, новыми для вас приёмами.

(Приложение 2)

«Тонкие» - это вопросы, на которые можно дать однозначный вопрос, «толстые»-вопросы, ответить на которые столь же определённо не представляется возможным. Можно предложить следующую таблицу для различения «толстых» и «тонких» вопросов

Например, если потренироваться в задавании «толстых» и «тонких» вопросов при чтении стихотворения С.Я.Маршака, то получится следующее:

^ Тонкие вопросы:

Что делала синица?

Где Джек хранит пшеницу?

Толстые вопросы:

Почему у коровы и старого пса сложились плохие отношения?

Что изменится в стихотворении, если «исчезнет» один из героев, например, пастух?

Предлагаю Вам потренироваться, вспомнить, например, р.н.сказку «Репка» и составить толстые и тонкие вопросы

Например: кто прибежал за Жучкой? (тонкий вопрос)

Что было бы, если мышка не прибежала? (толстый вопрос)

Дайте объяснение, почему репка выросла такая большая? (толстый вопрос)

3. В начале обучения этому приёму необходимо использовать соревнование. Например, те, кто придумает наибольшее количество вопросов или придумает самый смешной вопрос, получают жетон.

4. Окончанием работы над этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Её можно использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам, пересказам, экзаменам (в средней школе)

5. Не все ученики одинаково легко заполняют указанную таблицу, не стоит настаивать – поощряйте даже незначительные успехи.

6. Можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Проводя занятие подобным образом, важно помнить, что тонкие вопросы задавать легче.

Приём рекомендуется использовать при чтении исторических текстов, а также в работе с любыми отрывками, содержащими описание какого-то события, явления. Такие тексты могут встретиться не только на уроках истории, но и на других учебных предметах. Читая, ребёнок делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержимое, то сюжет – точно. А это и требуется на различного рода проверочных, контрольных и экзаменах. Но, что важнее, ученик овладевает сюжетным мышлением. Те, у кого этот мыслительный навык достаточно развит, не пропустят что-то важное.


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?


Буду отдыхать на юге
Примером применения этого приема может служить «Дерево предсказаний», составленное ученицей на тему «Как я проведу лето». Сама тема – это «ствол дерева». «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - это аргументы, обоснования прогнозов – «листочки».


Останусь в городе

Поеду в спортивный лагерь

Мама любит отдых на море

Возможно,так как

я занимаюсь спортом Возможно и такое,


Как я проведу лето
болеет бабушка

Этот приём предлагается для развития умения обосновывать, аргументировать свои прогнозы. «Деревья предсказаний» лучше всего выращивать при работе с текстом, имеющим сюжетную линию. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасётся ли главный герой?»…

Ученикам всех возрастов очень нравится составлять «Дерево предсказаний».В любом прогнозе присутствует элемент игры, неопределённости. Но всё же не стоит использовать этот приём больше одного раза на уроке, так как тексты используются для развития мышления, а не для игры в «угадайку».

Приём №4 «Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Предлагаю примеры таких заданий:


  • ^ Азы работы над текстом . Найдите в тексте основные (новые)понятия и запишите их в алфавитном порядке.

  • Что, не ждали


  • Главная жизненная мудрость

  • Известное и неизвестное

  • Иллюстративное изображение

  • ^ Поучительный вывод
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги:поиск дополнительной информации, домашние задание для отдельных учащихся и отдельных групп детей; выделение нерешённых проблем; определение последующих этапов работы.

Приложение1

ЗАДАНИЕ 1.


  • Выберите из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача и подчеркнуть его. Как будем делать? Что будем делать?

  • Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.
«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание. А для соревнования используем диапозитивы с рисунками по теме «Имя существительное».Но сначала уточним, сколько команд будет участвовать в соревновании. Наверное, три. Пусть каждый ряд столов станет командой, не возражаете?!»

ЗАДАНИЕ 2. ^ Умение понимать последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Задание:

1. Прочитайте предложенную ниже учебную задачу и учебные действия по её выполнению (последовательность их выполнения специально нарушена)

2. Определите, какая из предложенных формулировок является учебной задачей, подчеркните её.

3. Пронумеруйте учебные действия в порядке их последовательности выполнения


  • Подберите к ним заглавия; ___

  • Составьте рассказ о сказочном герое;

  • Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою____

  • Определите, о чём говорится в каждом отрывке_____

  • Расскажите о герое, пользуясь планом; _____

  • Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их; ____

  • Посмотрите ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки_____
Приложение2

Приём №1 «Толстые» и «тонкие» вопросы.

«Тонкие» - это вопросы, на которые можно дать однозначный вопрос, «толстые»-вопросы, ответить на которые столь же определённо не представляется возможным.

1. После того, как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить её содержание . Чтобы работа с данным приёмом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребёнок должен знать, как выполняют это задание его сверстники, в чём состоят их ошибки.

2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы (может быть, даже столько, сколько ребят в классе), а на тонкие – только один.

3. В начале обучения этому приёму необходимо использовать соревнование . Например, те, кто придумает наибольшее количество вопросов или придумает самый смешной вопрос, получают жетон.

4. Окончанием работы над этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. ^ Её можно использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам, пересказам, экзаменам (в средней школе)

5. Не все ученики одинаково легко заполняют указанную таблицу , не стоит настаивать – поощряйте даже незначительные успехи.

6. ^ Можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Проводя занятие подобным образом, важно помнить, что тонкие вопросы задавать легче.

Приём №2 «Пять вопросов сюжетной таблицы…»


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Приём №3 «Дерево предсказаний»

Сама тема – это «ствол дерева». «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - это аргументы, обоснования прогнозов – «листочки».


  • Что, не ждали ? Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Ты уже знаешь последние новости ? Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

  • Главная жизненная мудрость . Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой.

  • Известное и неизвестное . Найдите в тексте ту информацию, которая не является для вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

  • Иллюстративное изображение . Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • ^ Поучительный вывод . Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
  • Более подробно о формировании УУД вы можете познакомиться в пособии:

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN 9785090191487.

    Приложение3

    Памятка для учителя «Как помочь ученику освоить УУД?»

    Личностные УУД:

    1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

    2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

    3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

    4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

    Познавательные УУД:

    1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

    2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

    3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

    4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

    Коммуникативные УУД:

    1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

    2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

    3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.

    4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

    5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;

    6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

    Регулятивные УУД:

    1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

    2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

    3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

    Памятка «Как помочь ученику освоить УУД?».

    В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

    Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какие-либо поручения, соблюдайте определенные правила:

    Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе;

    Во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.

    Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:- необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели:

    Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;

    Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

    Необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);

    Обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

    Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

    Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей:

    * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности

    *Режиссерская игра

    *Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

    Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»;

    Поиск информации в предложенных источниках;

    Взаимоконтроль;

    Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

    Заучивание материала наизусть в классе;

    «ищу ошибки» ;

    Контрольный опрос на определенную проблему.

    Желаем вам терпения и творчества!

    Приложение4

    Научила взаимодействовать с разными людьми

    Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли

    Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы

    Адекватно реагировать на замечания

    Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

    Ответственность за поведение и действие других и себя

    Выбор необходимой информации

    Установление причинно - следственных связей

    Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

    Прогнозирование результатов деятельности

    Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли

    Что необходимо сформировать?

    Статья «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны»

    В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию « универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

    Итак, что же дают универсальные учебные действия?

    Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

    Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

    Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

    Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

    Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

    Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

    Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

    Особенностями системы оценки являются:

    · комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

    · использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

    · оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

    · оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

    · сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

    · использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

    · уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

    · использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

    · использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы , творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

    · использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

    Оценка личностных результатов

    Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

    · самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

    · смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

    · морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

    Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

    · сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

    · ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

    · сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

    · сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

    · сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

    · знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

    Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Которая проводилась на начало учебного года и на конец года.

    Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

    Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т. к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

    Оценка метапредметных результатов

    Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

    · способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

    · умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

    · умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

    · способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

    · умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

    Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы , комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

    Оценка предметных результатов

    Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

    Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

    Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку , математике и окружающему миру.

    В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

    Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

    Рабочий Портфолио ученика:

    является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    Рабочего Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

    Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

    Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

    сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы; разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике; учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

    позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали


    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий , Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

    Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .

    Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

    · самостоятельно ставить учебные цели,

    · проектировать пути их реализации,

    · контролировать и оценивать свои достижения,

    иначе говоря - формирование умения учиться .

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия - «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия). Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

    Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.


    Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

    1)личностные;
    2) регулятивные, включая саморегуляцию;
    3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
    4) коммуникативные действия.

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

    Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

    Рассмотрим как формировались УУД на уроке:

    Личностные действия. Детям было предложено объяснить различные ситуации, с которыми они встречаются в повседневной жизни и встречались на предыдущих уроках. Они сами проводили опыты, наблюдали, делали выводы. Кто-то захочет заниматься исследовательской деятельностью , и это будет смыслом его жизни. Кто-то изменит своё отношение к окружающему миру и будет к нему бережнее относиться. И этому будет учить своих детей.

    Регулятивные действия формировались во время планирования этапов урока, определении целей и задач урока, на этапе контроля своих действий и действий товарищей (работа в тетради, проведение опыта), а также, когда оценивали своё участие и участия одноклассников в ходе работы на уроке.

    Познавательные действия были представлены на этапе проведения опыта, эксперимента, работе с учебником, когда выбирали более важную информацию.

    Коммуникативные действия проявлялись на этапе работы в группе, когда ребята сами проговаривали правила поведения в группе, а затем старались их придерживаться.

    Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам и целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования , актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.


    Более подробно о формировании УУД вы можете познакомиться в пособии:

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [, и др.]; под ред. . - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN .

    Пособие посвящено одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий.

    В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов.

    Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

    Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.

    УДК 37.01

    ББК 74.202

    ISBN 978_5_09_019148_7 © Издательство «Просвещение», 2008

    © Художественное оформление.

    Издательство «Просвещение», 2008

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Новый государственный стандарт общего среднего образования предлагает новый подход к конструированию содержания образования. При таком подходе

    Знания даются не в готовом виде, а как проблемная ситуация , которая трансформируется в учебную ситуацию – через осознание ребенком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»;

    Ориентировочная основа действий формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия ;

    Освоение обобщенного способа действия дает ключ к проектированию деятельности в типовых и новых жизненных ситуациях;

    Теоретические научные знания включаются в контекст решения учебных задач , значимых для получения предметных, метапредметных и личностных результатов;

    Учитель целенаправленно организует освоение учащимися универсальных учебных действий в соответствии с психическими новообразованиями ведущей деятельности каждого возраста;

    Реализуется коллективно-распределенная учебная деятельность с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания, ее организацию и со-организацию;

    Метапредметные, личностные и предметные результаты обучения подлежат критериальному оцениванию .

    Такой подход получил в педагогике название системно-деятельностного , развивающего.

    ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКА НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

    При подготовке занятия на системно-деятельностной основе учителю надо ответить на следующие пять вопросов:

    1. Какие учебные действия ученикам необходимо освоить?

    2. Как сформулировать учебные задачи (то есть, соединить учебные действия с учебным материалом)?

    3. Каков порядок действий учащихся по решению учебных задач? В какие виды и формы учебной деятельности нужно вовлечь учеников для решения ими учебных задач?

    4. Какие методы преподавания наиболее подходят для этого?

    5. Какой учебный материал для этого нужен?

    ПРОЕКТИРУЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РЕШЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

    1. общее представление об изучаемой теме;

    2. ознакомление с целью изучения темы (в деятельностной форме) и соучастие в

    ее определении (Что узнаю? Что научусь делать?);

    3. проблемная ситуация, которая приводит к осознанию -

    4. границ своего знания и незнания – то есть, превращению проблемной ситуации в учебную;

    5. что надо сделать, чтобы решить проблему? - формулировка с помощью

    учителя учебной задачи;

    6. что получится в результате решения учебной задачи? - какой образовательный

    продукт будет получен? (составим план, заполним таблицу…);

    7. по каким критериям будем оценивать образовательный продукт?

    8. планирование действий;

    9. исполнение;

    10. оценка и самооценка;

    11. рефлексия – что получилось, что не получилось, задачи на будущее.

    ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НЕКОТОРЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    АНАЛИЗИРОВАТЬ – мысленно расчленить предмет на его составные части и выделение их признаков.

    ГРУППИРОВАТЬ – мысленно разделить множество предметов на группы по какому-либо одному признаку без остатка.

    ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – раскрыть смысл незнакомого слова с помощью знакомых ближайших понятий.

    ДОКАЗАТЬ – с помощью рассуждения установить истинность чего-либо с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана.

    ИЗУЧИТЬ предмет – определить признаки предмета, выделить из них все обязательные, определить причинно-следственные связи их друг с другом и с функцией (назначением) предмета.

    КЛАССИФИЦИРОВАТЬ – мысленно разделить объем некоторого понятия на группы многоступенчатые, разветвленные.

    КОНТРОЛИРОВАТЬ – сопоставлять результат с целью.

    НАБЛЮДАТЬ – преднамеренно, внимательно и целенаправленно воспринимать действительность в соответствии с поставленной целью.

    ОБЪЯСНИТЬ – истолковать сущность одного предмета (явления) через другое, являющееся понимаемым, достоверным.

    ОПИСАТЬ предмет – перечислить ряд внешних признаков предмета, как обязательных (существенных), так и необязательных (несущественных).

    ПЛАНИРОВАТЬ – заранее наметить порядок выполнения действий.

    ПОНЯТЬ - усвоить новое путем его включения в систему имеющихся знаний и умений.

    ПРОЕКТ – образ желаемого будущего.

    САМОКОНТРОЛЬ – самопроверка и самооценка полученных результатов, сравнение их с целью.

    СИНТЕЗИРОВАТЬ – мысленно соединить в единое целое части предмета и их признаки.

    СРАВНИТЬ – поставить цель сравнения предметов, выявить обязательные и/или необязательные (в зависимости от цели сравнения) признаки сравниваемых предметов и сопоставить их по наличию сходства и различий, сделать вывод.

    ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ предмет – перечислить внутрен­ние, обязательные признаки предмета.

    ЦЕЛЬ – образ желаемого результата.


    Глоссарий ФГОС Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


    Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!


    Формирование умения учиться Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.


    Универсальные Учебные Действия Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».


    Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.


    Что же дают универсальные учебные действия? - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;


    Что же дают универсальные учебные действия? - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;


    Что же дают универсальные учебные действия? Таким образом, универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.


    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего


    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Обеспечивают последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивают базу будущего профессионального образования и самосовершенствования


    Познавательные действия Общеучебные знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска моделирование и преобразование модели Выбор наиболее эффективных способов решения задач Универсальные Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Синтез, как составление целого из частей Сравнение Сериация Классификация объектов Построение логической цепи рассуждений, доказательств Решение проблем творческого и поискового характера


    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.


    Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели и функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов - выявление альтернативных способов решения проблемы – умение договариваться Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Владение диалогической и монологической формами речи


    Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.


    «Чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения». «Чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения». академик РАО Лазарев В. С.


    Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно: Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно: ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как; выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата; дать им возможность построить способ действия; обеспечить правильную оценку результата; проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа); выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему); повторно решить задачу (выполнить действие)

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

    В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.