Конспект урока информатики "логические операции". Логика и логические операции Открытый урок логические операции


Тема: Логические операции и логические элементы.

Цель: сформировать у учащихся понятия: логические величины, логические операции, научить строить таблицы истинности, сформировать представление об устройствах элементной базы компьютера

Метод: рассказ, беседа, решение задач

Технология: личностно-ориентированная

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, информационный лист

Ход урока:
1. Организационный момент.
- приветствие учащихся
- проверка готовности к уроку.
2. Постановка целей урока:
- как человек мыслит? Какая наука изучает формы и методы человеческого мышления?
- арифметическое умножение и логическое умножение. В чем сходство и различие?
- что такое умозаключение?
3. Изложение нового материала
Логические операции
Логическая переменная- это простое высказывание, содержащее только одну мысль.
Ее символическое обозначение- латинская буква (А, В, Х, Y,…). Значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА или ЛОЖЬ. (1 и 0).
Составное высказывание- логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций.
Логические операции- логическое действие.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Конъюнкция Дизъюнкция Инверсия
Конъюнкция
(от лат.- связываю) Дизъюнкция
(от лат. различаю)
Инверсия
(от лат. –переворачиваю)
Название Логическое умножение Логическое сложение отрицание
Обозначение А& В, А В А v В, А+В А, Ā
Союз в естественном языке А и В А или В Не А
Примеры:
А= «Число 10-четное»
В= «Число 10-отрицательное» «Число 10 четное и отрицательное»-ЛОЖЬ «Число 10-четное или отрицательное»- ИСТИНА «Неверно, что число 10-четное»-ЛОЖЬ
«Неверно, что число 10-отрицательное»-ИСТИНА
Таблица истинности А В А& В А В А v В А А
0 0 0 0 0 0 0 1
0 1 0 0 1 1
1 0 0 1 0 1 1 0
1 1 1 1 1 1

Таблица истинности- это таблица, в которой по действиям показано, какие значения принимает логическое выражение при всех возможных наборах его переменных.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ТАБЛИЦ ИСТИННОСТИ:

1. Выяснить количество строк в таблице (2n,n- количество переменных)
2. Выяснить количество столбцов= количество переменных + количество логических операций
3. Установить последовательность выполнения логических операций
4. Построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные наборы значений исходных логических переменных.
5. Заполнить таблицу истинности по столбцам.

Задание: Составить таблицу истинности для выражения F=(А v В)& (А v В)

А В А v В А В А v В (А v В)& (А v В)
0 0 0 1 1 1 0
0 1 1 1 0 1 1
1 0 1 0 1 1 1
1 1 1 0 0 0 0

Логические элементы
Элементы, реализующие базовые логические операции, называются базовыми логическими элементами или вентилями и характеризуются они не состоянием контактов, а наличием сигналов на входе и выходе элемента.

Логические элементы
КОНЪЮНКЦИЯ ДИЗЪЮНКЦИЯ ИНВЕРСИЯ

конъюнктор дизъюнктор инвертор
А В Результат А В Результат А Результат
1 1 1 1 1 1 1 0
0 0 0 1 0 1
0 1 0 0 1 1 0 1
1 0 0 0 0 0
А
А&В
В

А
АvВ
В
А А

Над возможностью применения логики в технике ученые и инженеры задумывались уже давно. Если рассмотреть микросхему при сильном увеличении она поразит нас своей стройной архитектурой. С точки зрения логики электрический ток либо течет, либо не течет.

ПРАВИЛО ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ:

1. Определить число логических переменных
2. Определить количество базовых логических операций и их порядок
3. Изобразить для каждой логической операции соответствующий ей вентиль
4. Соединить вентили в порядке выполнения логических операций.

4. Закрепление изученного материала

Задание 2. Найдите значение логических выражений:

А) F=(0v0)v(1v1) (ответ 1)
В) F=(1v1)v(1v0) (ответ 1)
С) F=(0&0)&(1&1) (ответ 0)

Задание 3: составьте таблицы истинности для следующих логических выражений.

1) F=(XvY)&(XvY)
2) F=(XvY) v (X&Y)

5. Итог урока. Оценить работу класса, учащихся отличившихся на уроке.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Проверка домашнего задания на уроке осуществляется с помощью авторского теста, разработанного в тестирующей оболочке MyTest (Приложение 1 ), где проверка теста происходит автоматически (результаты теста сразу отправляются на компьютер учителя).

В изучении новой темы дается определение простых и сложных высказываний, а также рассматриваются логические операции Объяснение нового материала осуществляется с помощью интерактивной презентации. В целях закрепления умений и навыков учащимся предлагаются карточки для заполнения (Приложение 2 ).

В конце урока ученикам предлагается оценить степень удовлетворённости процессом и результатом своей работы и выдаются карточки для выполнения домашнего задания (Приложение 3 ).

Учебник под редакцией профессора Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ».

Цель :

  • Изучить теоретический материал по теме «Логические выражения и логические операции»
  • Развивать логическое мышление, умение общаться, сопоставлять и применять полученные навыки на практике.
  • Развивать познавательную деятельность учащихся, умение анализировать.

Тип урока : комбинированный урок.

Формы работы: фронтальная.

Наглядность и оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация, подготовленная в MS PowerPoint;
  • тест на тему «Основные понятия алгебры логики»;
  • карточки для закрепления пройденного материала;
  • карточка для домашней работы.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Проверка изученного материала (10 мин.)
  3. Изучение нового материала (20 мин.)
  4. Закрепление изученного материала (устная работа, 5 мин. )
  5. Подведение итогов урока (2 мин.)
  6. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к уроку.

Объявляется тема урока. Перед учащимися ставится задача: показать, как они научились решать задачи по теме.

2. Повторение изученного материала.

Выполнение в тестирующей оболочке MyTest теста на тему «Основные понятия алгебры логики».(приложение1.mtf)

3. Изучение нового материала.

Вопросы для изучения:

  1. Простые и сложные выражения.
  2. Основные логические операции.

При объяснении нового материала используется компьютерная презентация (презентация. PPT)

  • 1. Простые и сложные выражения.

Логические выражения могут быть простыми и сложными.

Простое логическое выражение состоит из одного высказывания и не содержит логические операции. В простом логическом выражении возможно только два результата - либо «истина», либо «ложь».

Сложное логическое выражение содержит высказывания, объединенные логическими операциями. По аналогии с понятием функции в алгебре сложное логическое выражение содержит аргументы, которыми являются высказывания.

  • 2. Основные логические операции.

По ходу объяснения нового материала ученики заполняют в тетради таблицу следующего вида.

Название логической операции Обозначение логической операции Результат выполнения логической операции Таблица истинности Примеры
Отрицание
Дизъюнкция
Конъюнкция
Импликация
Эквиваленция

В качестве основных логических операций в сложных логических выражениях используются следующие:

  • НЕ (логическое отрицание, инверсия);
  • ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция);
  • И (логическое умножение, конъюнкция)

Операция НЕ - логическое отрицание (инверсия)

Логическая операция НЕ применяется к одному аргументу, в качестве которого может быть и простое, и сложное логическое выражение. Результатом операции НЕ является следующее:

  • если исходное выражение истинно, то результат его отрицания будет ложным;
  • если исходное выражение ложно, то результат его отрицания будет истинным.

Для операции отрицания НЕ приняты следующие условные обозначения: НЕ, ‾, ˥ not А. Результат операции отрицания НЕ определяется следующей таблицей истинности.

Операция ИЛИ - логическое сложение (дизъюнкция, объединение)

Логическая операция ИЛИ выполняет функцию объединения двух высказываний, в качестве которых может быть и простое, и сложное логическое выражение. Высказывания, являющиеся исходными для логической операции, называют аргументами.

Результатом операции ИЛИ является выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинно будет хотя бы одно из исходных выражений.

Результат операции ИЛИ определяется следующей таблицей истинности:

А В A v В
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 1

Применяемые обозначения: А или В; A v В; А ог В. При выполнении сложных логических преобразований для наглядности условимся пользоваться обозначением А + В, где А, В - аргументы (исходные высказывания).

Операция И - логическое умножение (конъюнкция)

Логическая операция И выполняет функцию пересечения двух высказываний (аргументов), в качестве которых может быть и простое, и сложное логическое выражение.

Результатом операции И является выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинны оба исходных выражения.

Результат операции И определяется следующей таблицей истинности:

А В А^ В
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Применяемые обозначения: А и В; А ^ В; А & В; A and В.

Условимся пользоваться при выполнении сложных логических преобразований обозначением A-В, где А, В - аргументы (исходные высказывания).

Операция «ЕСЛИ - TO » - логическое следование (импликация)

Эта операция связывает два простых логических выражения, из которых первое является условием, а второе - следствием из этого условия.

Применяемые обозначения:

если А, то В; А влечет В; if A then В; А-»В.

Результат операции следования (импликации) ложен, только тогда, когда предпосылка А истинна, а заключение В (следствие) ложно.

Таблица истинности:

Операция «А тогда и только тогда, когда В» (эквивалентность, равнозначность)

Применяемое обозначение: А ~ В.

Результат операции эквивалентность истинен только тогда, когда А и В одновременно истинны или одновременно ложны.

Таблица истинности:

А В А ~ В
0 0 1
0 1 1
1 0 0
1 1 1

4. Закрепление изученного материала

Данный материал раздается каждому ученику. (приложение 2)

5. Подведение итогов урока

Скажите был ли сегодняшний урок для вас познавательный?

Что больше всего запомнилось из урока?

6. Домашнее задание

  1. Учебник. п.23.2., заполнить таблицу «Логические операции» до конца.
  2. Выполнить задание (приложение 3)
  3. Подготовиться к тестированию.
  4. Знать ответы на вопросы:
    • какие высказывания бывают;
    • какие высказывания называются простыми, а какие – сложными;
    • основные логические операции и их свойства.
  1. Понятие о науке "Логика".
  2. Логические операции.
  3. Логика.

Учитель: Дерябина И. Н.

Понятие о науке "Логика"

Цель урока : дать основные понятия логики, рассмотреть основные этапы развития логики, как науки.

Ход урока :

Объяснение нового материала:

Слово логика обозначает совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления или обозначает науку о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Логика изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира, исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Основными формами абстрактного мышления являются:

  • ПОНЯТИЯ,
  • СУЖДЕНИЯ,
  • УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов: портфель трапеция ураганный ветер

СУЖДЕНИЕ - мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах. Суждения являются повествовательными предложениями, истинными или ложными. Они могут быть простыми и сложными: Весна наступила, и грачи прилетели.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - прием мышления, посредством которого из исходного знания получается новое знание; из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, мы по определен­ным правилам вывода получаем заключение. Есть несколько видов умозаключений. Все металлы - простые вещества. Литий - металл. Литий - простое вещество.

Чтобы достичь истины при помощи умозаключений, надо соблюдать законы логики.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА - наука о законах и формах правильного мышления.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического) вывода. (В книгах какого писателя хорошо рассказано о дедуктивном методе?)

Формальная логика связана с анализом наших обычных содержательных умозаключений, выражаемых разговорным языком. Математическая логика изучает только умозаключения со строго определенными объектами и суждениями, для которых можно однозначно решить, истинны они или ложны.

Этапы развития логики

1-й этап связан с работами ученого и философа Аристотеля (384- 322 гг. до н. э.). Он пытался найти ответ на вопрос "как мы рассуждаем", изучал "правила мышления". Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. Он подверг анализу человеческое мышление, его формы - понятие, суждение, умозаключение и рассмотрел мышление со стороны строения, структуры, то есть с формальной стороны. Так возникла формальная логика.

2-й этап - появление математической или символической логики. Основы ее заложил немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Он попытался построить первые логические исчисления, считал, что можно заменить простые рассуждения действиями со знаками и привел правила. Но Лейбниц высказал только идею, а развил ее окончательно англичанин Джордж Буль (1815- 1864). Буль считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику. Недаром начальный раздел математической логики называют алгеброй логики, или булевой алгеброй. (по этапам развития логики можно дать сообщение на дом)

д/з конспекты, сообщение о расследовании Шерлока Холмса

Алгебра логики. Основные понятия. Область применения алгебры- логики. Логические функции. Таблицы истинности.

Цель: Закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, дать понятие коньюнкции, дизъюнкции, инверсии.

Ход урока :

Опрос.

  1. Этапы развития логики.
  2. Основные формы абстрактного мышления.
  3. Логика Ф.Л, М.Л.

Объяснение нового материала:

Основа работы логической схемы и устройств П.К- логика. В логике суждения- высказывание- повествовательное предложение- истинное или ложное.

2+8<5
5*5=25
2*2=5
Квадрат есть параллелограмм
Параллелограмм есть квадрат. -простые.
Сложные (с использованием связок и, или и частицы не.)

В М. Л. не рассматривается конкретное содержание высказывания, важно только истинно оно или ложно, поэтому высказывание можно представить некоторой ~ величиной, значение которой может быть 0 или 1

0- ложно, 1- истинно.

Для простоты записи высказывание обозначается латинскими буквами. У кошки 4 ноги А=1.

Москва расположена на 2 холмах В=0

Устройство П.К, выполняющее действие над двоичными числами, можно рассмотреть как некоторый функциональный преобразователь, причем входные числа это значения входных логических переменных, а выходное число значение логической функции, которое получено в результате выполнения определенных операций. Таким образом этот преобразователь реализует некоторую логическую функцию.

Значения логических функций при разных сочетаниях значений входных переменных (наборах входных ~) - обычно задаются специальной таблицей - таблицей истинности.

Количество наборов входных ~ (Q) определяется выражением: (Q)=2n – где n количество входных ~ . таблица истинности может иметь вид

X Y Z F (x, y, z)
0 0 0 1
0 0 1 1
0 1 0 1
0 1 1 0
1 0 0 0
1 0 1 1
1 1 0 1
1 1 1 0

д/з конспекты

Логические операции

Цель урока: познакомить учащихся с основными логическими операциями и приоритетом действий в логических выражениях, таблицами истинности, научиться составлять таблицы истинности к логическому выражению.

Ход урока:

Опрос :

У доски задание:

В приведенном ниже сложном высказывании выделите простые. Запишите сложное высказывание формулой и приведи таблицу истинности:

  • Все планеты солнечной системы имеют форму шара и вращаются вокруг солнца.
  • Мы пойдем гулять в парк или поедем за город.

Вопросы на месте:

  • Что такое логика, как наука?
  • Формальная логика и математическая
  • Примеры дедуктивного метода
  • Формы абстрактного мышления
  • Что такое высказывание, какие бывают высказывания?

Объяснение нового материала :

В алгебре высказываний любую логическую функцию можно выразить через основные логические операции, записать ее в виде логического выражения и упростить ее, применяя законы логики и свойства логических операций. По формуле логической функции легко рассчитать ее таблицу истинности. Необходимо только учитывать порядок выполнения логических операций (приоритет) и скобки. Операции в логическом выражении выполняются слева направо с учетом скобок. Приоритет логических операций:

  • ИНВЕРСИЯ,
  • КОНЪЮНКЦИЯ,
  • ДИЗЪЮНКЦИЯ

КОНЪЮНКЦИЯ

Конъюнкция: соответствует союзу: «и», обозначается знаком^, обозначает логическое умножение.

Конъюнкция двух логических ~ истинна тогда и только тогда, когда оба высказываний истинны. Можно обобщить для любого количества переменных А^В^С = 1 если А=1, В=1, С=1.

ДИЗЪЮНКЦИЯ

Логическая операция соответствует союзу ИЛИ, обозначается знаком v, иначе называется ЛОГИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ.
Дизъюнкция двух логических переменных ложна тогда и галька тогда, когда оба высказывавия ложны.

Это определение можно обобщить для любого количества логических переменных, объединенных дизъюнкцией.

A v В v С = 0, только если А = О, В = О, С - 0.

Таблица истинности дизъюнкции имеет следующий вид:

ИНВЕРСИЯ

Логическая операция соответствует частице не, обозначается ¬ или ¯ и является логическим отрицанием.

Инверсия логической переменной истинна, если переменная ложна и наоборот: инверсия ложна, если переменная истинна.

А ¬А
1 0
0 1

высказывания у которых таблицы истинности совпадают называются равносильными.

ИМПЛИКАЦИЯ и ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ

Импликация «если А, то В», обозначается А → В

А В А → В
0 0 1
0 1 1
1 0 0
1 1 1

Эквивалентность «А тогда В и только тогда», обозначается А ~ В

А В А~ В
0 0 1
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Закрепление:

  1. Определить таблицу истинности логической функции: F (А, В, С) = A v (С ^ В) , Определяем количество строк­ в таблице: Q = 23 = 8
  2. Определяем количество логических операций (3) и последовательность их выполнения
  3. Определяем количество столбцов: три переменные + три логические операции = 6.

У доски

Постройте таблицу истинности высказываний «Саша не выполнил задание» и «Саша получил выговор»

Саша не выполнил задание

Саша получил выговор

Результат

С/р по карточкам

д/з: конспекты

Использование логики высказывания в технике. Логические схемы на контактных элементах.

Цель: показать применение темы на практике, научиться составлять функции, описывающие состояние электрических схем.

Ход урока:

Логический элемент - это схема, реализующая логические операции и, или, не. Рассмотрим реализацию логических элементов через электрические контактные схемы, знакомые вам из школьного курса физики Контакты на схемах будем обозначать латинскими буквами.

  1. Последовательное соединение контактов
  2. Параллельное соединение контактов

Составим таблицу зависимости состояния цепей от всевозможных комбинаций состояния контактов. Введем обозначения. 1 - контакт замкнут, ток в цепи есть; 0 - контакт разомкнут, тока в цепи нет.

Состояние цепи с последовательным соединением

Состояние цепи с параллельным соединением

Как видно, цепь с последовательным соединением соответствует логической операции и, т. к. ток в цепи появляется только при одновременном замыкании контактов А и В. Цепь с параллельным соединением соответствует логической операции или, т. к ток в цепи появляется как при замыкании одного из контактов А или В, так и при одновременном их замыкании. Логическая операция не реализуется через контактную схему электромагнитного реле, принцип работы которого изучается в школьном курсе физики. Контакт не X называется инверсией контакта X, когда X замкнут, не X разомкнут, и наоборот.

Таблица истинности состояния инверсных контактов

Любую электрическую схему можно разбить на цепочки из последовательно или параллельно соединенных контактов, назовем их элементарными.

Закрепление:

Разбить на элементарные цепочки

Определить вид элементарных цепочек, построить таблицу истинности.

С/р по карточкам

Д/з конспекты

Характеристики логических элементов.

Цель урока: Познакомиться со схематическими обозначениями логических элементов, научиться по формулам строить и читать электрические схемы..

Ход урока:

Объяснение нового материала:

ЭЛЕМЕНТ «И» имеет несколько входов и 1 выход, реализует логическую операцию «И»

ЭЛЕМЕНТ «ИЛИ» имеет несколько входов и 1 выход, реализует логическую операцию «ИЛИ» (сумматор)

ЭЛЕМЕНТ «НЕ» имеет 1 вход и 1 выход, реализует логическую операцию «НЕ» так как выходной сигнал всегда противоположен входному элемент «НЕ» получил название «инвертор»

Закрепление: По карточкам 1 схему разобрать вместе с учащимися у доски (записать по данной схеме логическую функцию), затем самостоятельно на месте по инд схемам.

с/р по карточкам

д/з: конспекты

Анализ, упрощение и синтез контактных схем.

Цель урока: закрепить знания по теме «Контактные схемы».

Ход урока:

Повторение: На месте каждый по карточке разбивает эл.цепь на элементарные цепочки, составляет формулу логической функции

Объяснение нового материала:

Основная работа над электрической схемой состоит:

а) в анализе контактной схемы- определение всех возможных условий протекания электрического тока. Это сводится к определению логической функции, соответствующей этой схеме

X Y неХ неХ v Y X ^ (неХ v Y)
1 0 0 0 0
1 1 0 1 1
0 1 1 1 0
0 0 1 1 0

б) упрощение контактной схемы сводится к упрощению соответствующей ей формулы с использованием законов логики.

X ^ (неХ v Y)= X ^ Y, т.о. мы убрали 1 контакт

в) в синтезе контактной схемы- разработка схемы, условие работы которой задано таблицей истинности или словесным описанием.

А В F
0 0 0

0 1 1 не А и В
или
1 0 1 А и не В
или
1 1 1 А и В
F(A,B)=(не А ^ В) v (А ^ не В) v (A ^ B)= A v B после упрощения.

Закрепление:

А В С F
0 0 0 0
0 0 1 0
0 1 0 0
0 1 1 0
1 0 0 0
1 0 1 1
1 1 0 1
1 1 1 1
F= (A ^ не В ^C) v (A ^ В ^ не C) v (A ^ В ^ C)= A ^ (B v C)

с/р по карточкам

д/з: конспекты

Логика

Цель урока: обобщить знания по теме «Логика», повторить основные параметры, подготовиться к контрольной работе.

Ход урока:

Решение задач

а) В приведенном ниже высказывании выделите простые. Запишите сложные высказывания в виде формулы, приведите таблицы истинности.

Пришла весна, и грачи прилетели.

A B F
1 0 0
0 1 0
0 0 0
1 1 1

б) Для приведенной формулы приведите 2 высказывания
не В или С

в) В соответствии с законами логики определи результат:

  1. неверно, что на столе лежит ручка или на столе лежит карандаш
    не(АилиВ)=не А и не В
  2. завтра будет вьюга и будет дождь или завтра не буде вьюги и будет дождь
    (А и В) или (не А и В)=В и (не А или В)= В и 1= В
  3. не является истинным, что Юра этого не делал
    =
    А = А

г) выбрать все элементарные цепочки и записать функцию, составить таблицу истинности.

_ _ _ _
F(A,B,C)= A^(A V B V C) ^ B ^ C V (A V B) ^ C ^ (A V B)

A B C F
1 1 1 0
1 0 1 1
1 1 0 1
1 0 0 0
0 1 1 0
0 0 1 0
0 1 0 0
0 0 0 1

е) записать формулу выходного сигнала

F(X,Y,Z)= (X V Y V Z) ^ (Y V X) ^ (Z V Y)

Д/з: составить таблицу истинности к полученной формуле, подготовиться к контрольной работе. приведенном ниже высказывании выделите простые. трольной работе.

« Тяжело в учении - легко в бою» А. Суворов

«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России» Ф. Ушаков

«Дисциплина - мать победы» А. Суворов

«Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»

К. Рокоссовский

«Сам погибай –

товарища выручай» А. Суворов


Высказывание-

Высказывание обозначают

буквами А,В,С, и т.д.

называют логическими переменными


Тема: Высказывание. Логические операции

преподаватель: Асецкая Н.Б.


Высказывание-

это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное.

Высказывание обозначают

буквами (А,В,С, и т.д.)

Если высказывание

истинно – А = 1

ложно – А = 0


Высказывание или нет?

Зимой идет дождь.

Снегири живут в Крыму.

Кто к нам пришел?

У треугольника 5 сторон.

Как пройти в библиотеку?

Переведите число в десятичную систему.

Запишите домашнее задание

  • Зимой идет дождь. Снегири живут в Крыму. Кто к нам пришел? У треугольника 5 сторон. Как пройти в библиотеку? Переведите число в десятичную систему. Запишите домашнее задание

Три страны участвовали в танковом биатлоне– Россия, Китай и Казахстан. Танки были раскрашены в белый, голубой и зеленый цвета.

Россия участвовала не на белом танке, а Китай не на голубом.

Белый танк занял не 2-ое место.

Голубой танк был 1-ым.

Китай пришел к финишу не 3-им.


Танк

Страна

Россия

Белый

Голубой

Китай

Казахстан

Зеленый

Казахстан


Танк

Страна

Россия

Белый

Голубой

Китай

1

Зеленый

Казахстан

0

0

Казахстан


Логические операции

1. Конъюнкция

Логическая операция, является истинной тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

Другое название: логическое умножение .

Обозначения: , & , И.

Графическое представление

Таблица истинности:

А & В


Логические операции

Дизъюнкция -

логическая операция, которая является ложной тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.

Другое название: логическое сложение .

Обозначения: V, |, ИЛИ, +.

Графическое представление

Таблица истинности:

А V В


Логические операции

Инверсия -

логическая операция, значение которой меняется на противоположное исходному высказыванию.

Другое название: логическое отрицание.

Обозначения: НЕ, ¬ , ¯ .

Графическое представление

Таблица истинности:

Логические операции имеют следующий приоритет:

инверсия, конъюнкция, дизъюнкция .




Приведите по одному примеру истинных и ложных высказываний из:

математики,

литературы.


Объясните, почему следующие предложения не являются высказываниями.

1) Какого цвета этот дом?

2) 4 Х +3.

3) Пейте томатный сок!


Постройте отрицания следующих высказываний.

  • Сегодня в театре идёт опера «Евгений Онегин».

2) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.



Подведение итогов:

Высказывание – это предложение на любом языке, содержание которого

можно однозначно определить как истинное или ложное.

Основные логические

операции

Дизъюнкция

Конъюнкция

Инверсия

А

A

A

Ā

B

B

A & B

A V B

Приоритет выполнения логических операций: ¬, &, V .


Рефлексия

Был ли полезен урок?


САМОПОДГОТОВКА:

П. 1.3, стр. 22-29

По учебнику

2,3,4 (устно)

Слайд 1

Мероприятие: открытый урок Предмет: Информатика и ИКТ Учитель: Астафьев Сергей Валерьевич Класс: 8а Тип урока: комбинированный Методика: развитие критического мышления Дата: 27 ноября 2014 года
Тема: «Логические Операции»

Слайд 2

Шуточные задачи
Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где Вы находитесь? Под каким кустом сидит заяц во время дождя? Вы зашли в темную комнату. В ней есть газовая и бензиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число? Вы – пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками в Алжире. Сколько лет пилоту?

Слайд 3

Триединая задача урока:
Познавательный аспект. повторить понятия: логическая переменная, логические операции, сформировать умения применения логических операций; узнать новые логические операции Развивающий аспект. развитие логического мышления у учащихся и познавательного интереса к предмету; Воспитывающий аспект. формирование устойчивого внимания у учащихся; умение работать в группах; уважительное отношение к мнению других;

Слайд 4

План урока:

№ Этапы Время
1 Организационный момент (проверка присутствия, д/з) 3
2 Тестирование по формам мышления 6
3 Проверка тестов (ФИО, 2 человека), сбор домашнего задания (1 человек) 4
4 Отработка сложных высказываний у доски (1 человека), групповая работа по 2 человека 4
5 Физкультминутка 3
6 Фаза осмысление содержания. Импликация, эквивалентность 10
7 Закрепление материала, решение задач 10
8 Рефлексия, синквейн, выставление оценок, домашнее задание – 5
Итого: 45

Слайд 5

Домашнее задание
А – “Буква А – гласная”; В – “Тигр – животное травоядное”.
Составьте из них все возможные составные высказывания
А&В - ложь AvB - истина А&¬В - истина ¬AvB - ложь ¬Av¬B - истина ¬A&¬B - ложь Av¬B - истина ¬A&B - ложь

Слайд 6

Физкультминутка
Логика – это наука о формах и законах человеческого мышления; Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается называется высказыванием; Высказывание «Невозможно создать вечный двигатель» - истинно; «Электрон - элементарная частица» - высказывание; Высказывание называется составным, если оно построено из простых высказываний.

Слайд 7

Тема: «Логические Операции»
Импликация Эквивалентность

Слайд 8

Логическая операция ИМПЛИКАЦИЯ (логическое следование)
в естественном языке соответствует связке если …, то …; в алгебре высказываний обозначение → (А → B). Импликация - это логическая операция, которая будет ложна тогда и только тогда, когда из истины следует ложь.

Слайд 9

Таблица истинности
А В А→B
0 0 1
0 1 1
1 0 0
1 1 1

Слайд 10

Логическая операция ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (логическое равенство).
в естественном языке соответствует связке тогда и только тогда…; в алгебре высказываний обозначение ↔ (А ↔ B). Эквивалентность - это логическая операция, значение которой истинно когда оба высказывания истинны или оба ложны.

Слайд 11

Таблица истинности
А В А↔B
0 0 1
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Слайд 12

Диаграмма Эйлера-Вена
А
В

Слайд 13

Приоритет логических операций
Инверсия Конъюнкция Дизъюнкция Импликация и эквивалентность

Слайд 14

Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.
Число 17 нечетное и двузначное. Неверно, что корова - хищное животное. На уроке физики ученики проводят опыты или решают задачи. Если будет солнечная погода, Катя пойдет гулять. Когда Катя выучит уроки, она пойдет гулять.
A&B ¬A AVB A→B A↔B

Слайд 15

Реши задачу: На выпускной вечер Наташа надела красное платье, Таня была не в черном, не в синем и не в голубом. У Оксаны- два платья: черное и синее. У Нади есть белое платье, и синее. Ольга имеет платья всех цветов. Определите, какого цвета платья надели девушки, если на вечере все были в платьях разного цвета.
Красное Черное Синее Голубое Белое
Наташа
Таня
Оксана
Надя
Ольга
Наташа
Таня
Ольга
Надя
Оксана
Ответ здесь!

Слайд 16

Практическая работа
Заполнить таблицу истинности в MS EXCEL Если Иванов здоров и богат, то он здоров. А-Иванов здоров В-Иванов богат (A&B) →A