Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Путешествие с Заяцем Коськой и Родничком» (по сказке Н.Грибачева «Заяц Коська и его друзья»). Ход образовательной деятельности

Татьяна Агапова
Конспект НОД «Заяц»

Тема : «Сказочный заяц »

Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно-творческой деятельности

Задачи : создать условия для :

Развития художественно- образного мышления детей;

Развития умения выполнять действия сравнения иллюстраций Е. Рачева и Ю. Воснецова;

Развития навыка работы в мини- группах;

Участия в ситуациях речевого сотрудничества со сверстниками;

Развития эмоционально- чувственного восприятия;

Организация детских видов деятельности :

Коммуникативная деятельность

Продуктивная деятельность

Ход образовательной деятельности :

Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Условия/ Задачи

Вводная часть

Ребята, нам пришло письмо!

«Здравствуйте, ребята! Я хочу попасть в русскую народную сказку, но меня почему-то не пускают. Помогите мне попасть туда. Жду ответа.

От кого письмо?

Куда он хочет попасть?

Как вы думаете почему зайца не пускают в сказочную страну?

Мы можем помочь зайцу?

Как мы можем помочь ему?

Ребята скажите каким бывает заяц в сказке ?

Как он выглядит?

Какую одежду мы можем ему предложить?

Где мы можем увидеть?

А можем увидеть в картинной галерее? Дети высказывают предположения

Дети рассуждают, предполагают

Условия для :

Мотивации деятельности детей

Выражения детьми своих мыслей

Основная часть

На мольбертах расположены иллюстрации Е. Рачева, Ю. Васнецова - Дети вот мы в галерее.

Посмотрите, кого мы видим?

Каждая подгруппа

Предлагаю разделиться на две команды (первая команда будет рассматривать праздничную, вторая команда повседневную одежду)

Как вы думаете это настоящие животные или сказочные?

Почему сказочные?

Вы знаете, кто нарисовал эти иллюстрации?

Нарисовали эти иллюстрации к сказкам художники-иллюстраторы Е. Рачев и Ю. Васнецов

Как Евгений Рачев рисует своих героев? Как они одеты? (как крестьяне : в кафтанах, штанах, сарафанах)

Как нарисованы звери у Ю. Васнецова? Во что одеты (одежды нарядные, цвета более яркие, напоминают дымковскую роспись)

Дети проходят по залу, рассматривая иллюстрации на которых изображены сказочные животные

Дети делятся на микро- группы

Дети предлагают свои варианты

Дети рассуждают

Дети рассуждают

Условия для :

Выражения детьми своих мыслей

Стимулирование речевой активности

Выражение детьми своих мыслей

Заключительная часть

Помогли ли мы зайцу?

Что помогло нам справиться?

Что было сложным, интересным?

Как вы думаете, какие чувства теперь испытает лиса, когда увидит наряды?

Дети высказывают свое мнение

Дети предлагают свои варианты Условия для :

Стимулирования речевой активности детей

Для развития умений рефлексировать свою деятельность

Выражение своих мыслей

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Почему заяц зимой белый» Конспект интегрированного занятия «Почему заяц зимой белый» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе «В гости пришёл заяц» Программное содержание: Приучать детей чётко произносить звуки М, П, Б (мь, пь, бь); отчётливо и внятно произносить отдельные звукосочетания.

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в средней группе «Как заяц шубку менял» Тематическая неделя: «Дикие животные нашего леса» Тема совместной деятельности педагога и детей: «Как заяц шубку менял» Направление: художественно.

Конспект НОД «Инсценировка русской народной сказки «Заяц-хваста» Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе тема: «Инсценировка русской народной сказки.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №8. г. Нижний Ломов. Конспект НОД с детьми старшей группы. Русская.

Тема: Рождественский заяц. Цель: научить детей изготавливать зайца из ниток. Задачи: 1. Осваивать способы работы с нитками, наклеивание.

Интеграция образовательных областей:

Познание. Речевое развитие. Социализация. Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжение знакомства детей с явлениями и объектами природы, расширение и совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды и круговороте ее в природе.

Основные задачи:

1. Образовательные задачи:

  • Продолжать обогащать непосредственного чувственного опыта детей в экспериментальной деятельности. Обобщать и систематизировать представления детей о свойствах воды и временах года.
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и экспериментально-игровое взаимодействие.
  • Уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении для всего живого. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;
  • учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу;
  • формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
  • помогать употреблять глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется и т.п.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Развивать внимание и наблюдательность детей.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в частности к воде.
  • Продолжать воспитывать культуру поведения в природе.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
  • Воспитывать наблюдательность, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Методы и приёмы .

Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальные и хоровые повторения.

Наглядные: рассматривание, показ, опыты.

Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды, просмотр видеофильма «Урок чистой воды».
  • Чтение сказки и просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды».
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки».
  • Проведение отдельных опытов с водой.
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе.
  • Составление модели «Как человек воду использует».

Оборудование и материалы:

  • ТСО: магнитофон.
  • аудиозапись журчания и шума воды.
  • лента голубая, изображающая ручей,
  • с помощью камней, растений оборудован родник, полотна «моря, озера, пруда, лужи»,
  • столы с оборудованием для проведения опытов,
  • объемная модель и схемы: «Круговорот воды в природе».
  • Оборудование исследовательского уголка группы для проведения опытов: вода, сосуды разной форм, воронка, полотенца, раздаточные подносы-тарелочки, клеенки, фартуки, прозрачные стаканчики, ложки, речной песок, сахарный песок, губка.
  • Ключ во льду.
  • Письмо от Зимы.
  • Мягкая игрушка Зайца Коськи и Капитошки.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся путешествовать в сказку, где главной будет вода. Дверь в сказку откроем волшебным ключиком. Но что это произошло с ключиком?(демонстрация ключика, вмерзшего в льдинку)

Дети: Он вмёрз в лёд.

Воспитатель: Посмотрите, я нашла письмо. Оно от Зимы. Вот что она пишет: «В сказку попадёт только тот, кто знает о воде всё. Ответьте на мои вопросы, тогда и достанете ключик».
-Ребята, что вы можете рассказать о воде? Какая она?

Дети: Вода бывает холодная, тёплая, прохладная, прозрачная, мутная, жидкая, текучая, освежающая…)

Воспитатель: Вода имеет форму?

На столе лежит кубик и шарик, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Дети: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

Воспитатель: Какого цвета вода? (демонстрация опыта)

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Дети: делают выводы и предположения.

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Дети: своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А бывает ли вода твёрдой? Когда это случается?

Дети: Зимой, когда наступают морозы.

Воспитатель: Что же это такое — «твёрдая вода»?

Дети: — Это лёд.

Воспитатель: Какие свойства льда вы знаете?

Дети: Холодный, хрупкий, прозрачный, гладкий, тает в тепле.

Воспитатель: показывает детям в каких состояниях бывает вода: жидкость в стакане, если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается — лед (показывает бутылку со льдом).

Воспитатель: Где в природе встречается вода?

Дети: Озеро, ручей, родник, река, озеро, море, океан.

Воспитатель: Посмотрите на нашу модель «Водоемы» , вот это ручей. Где же его начало?

Дети: Это родник.

Воспитатель: Откуда в роднике вода?

Дети: Она вытекает из-под земли.

Воспитатель : А где ручей заканчивает свой путь?

Дети : Он вливается в речку, а потом вместе с рекой в море.(дети проходят по напольной модели «Водоемы»)

Воспитатель: Вот мы и ответили на все вопросы Зимы. Посмотрите, лёд растаял и мы можем взять ключик. Давайте скажем все вместе: «Раз, два, три ключик сказку отопри»

Дети : повторяют слова.

Воспитатель: Силу для путешествия нам даст волшебный ручеёк. Пройдём по ручейку на носочках.

(Звучат звуки воды, ручья)

Воспитатель: Теперь присядьте на бережке ручейка и слушайте сказку. Живёт в нашем лесу заяц Коська (ввод мягкой игрушки Зайца) – пушистая шёрстка, длинные уши. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, всё на свете разузнать хочет.

(Гимнастика для глаз)

Давайте и мы, как заяц Коська, постреляем глазами. Голова неподвижна, перемещаются только глаза: медленно вправо-влево, вверх-вниз. Наши глаза стали зоркими.

Побежал заяц Коська вперёд, вдруг увидел – Родничок, а из него ручеёк течёт.

Заяц Коська: Ты кто?

Воспитатель-Родничок: Я Родничок. Вот попутешествовать хочу, посмотреть далёкие края.

Заяц Коська: Вот здорово, побежали наперегонки. Ребята, давайте вместе пройдем путь с Родничком и Зайцем Коськой. (дети двигаются по маршруту напольной модели)

Воспитатель: Побежали, - согласился Родничок.

Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ру­чейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.

Прибежали Родничок и Заяц Коська к берегу реки, а там мно­жество ручейков сливаются воедино.

Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - за­беспокоился Коська. - Эй, Родничок, где ты?

А тут я. - ответил Родничок из реки. - Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!

Дети двигаются вдоль ручья и реки макета:

Физкультминутка

Воспитатель: Бежит речка из множества ручейков, изгибается, да всё впереди зайца. Отделился Ручеёк от речки. Весь день и целую ночь бежал по берегу Ручейка Заяц-Коська. Наконец наступило утро. Устал Коська, отдыхает. Хорошо летом: солнышко припекает, жарко. Смотрит Коська по сторонам, а Ручейка нигде нет.

Заяц Коська: Эй, Родничок, где ты?

Воспитатель — Родничок: А я тут, посмотри наверх. Я теперь Капелька-Капитошка. Нас здесь много.
Поднял Коська глаза и видит в небе облачко покачивается.

Воспитатель: Ребята, а как же Родничок туда попал?

Дети: Ночью он туманом стал, а утром солнышко пригрело, вода в ручейке согрелась, Родничок испарился и поднялся капельками в облачко. Стал Капелькой Капитошкой (демонстрация игрушки Капитошки)

Воспитатель: Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь.

Дети: выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.

Воспитатель: Наступила осень. В лесу дождь пошел. Много Капелек Капитошек вернулись из тучки-облачка на землю. Спрятался Заяц. Давайте ребята и мы найдем укрытие от дождика. Слы­шит - шумит что-то. Ребята, помогите Зайцу определить, что же это шумит.(Звучит запись журчания воды)

Дети: высказывают предположения.

Заяц Коська: Эй, кто там?

Воспитатель-Родничок: Это я, Родничок, обратно вернулся.

Воспитатель: Ребята, как же он в ручей попал?

Дети : Вместе с дождём, Капельками Капитошками в ручеёк упал.

Дети: (рассуждают) Из ручейка в речку пре­вратился, из речки в туман, из тумана в облачко.

Воспитатель-Родничок: Потом вверху похолодало, дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончат­ся, зима придет, и мы снова встретимся.

Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поме­нял, из серого белым стал. Что же с ним произошло?

Дети: Поменял серую шубку — на белую.

Воспитатель: А Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.

Воспитатель: Стал зайчик на морозе греться – резвиться: нырнул в сугроб, а оттуда голос Родничка: «Здравствуй, Коська, вот мы и опять встретились»

Воспитатель: Ребята, как же Родничок в сугроб попал?

Дети: Он в тучке замёрз, превратился в снежинку, и в сугроб упал.

Воспитатель: Как красиво зимой, кругом блестящий снег лежит. А вам нравится зима? Споём песню «Что вам нравится зимой».

Дети : поют песню

Воспитатель: Так и жили Заяц Коська и Капитошка до весны. А как солнышко пригрело, что же случилось с сугробом?

Дети: Снег растаял, из него потёк ручеёк.

Воспитатель : И снова заяц Коська стал путешествовать с Ручейком и Родничком (оставляем игрушку Зайца у модели Родничка) . Наша сказка закончилась. Понравилась она вам? Сколько в ней было чудесных превращений Родничка. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка, назовем их.

Дети: рассказывают о превращениях Родничка.

Воспитатель: Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии с зайцем Коськой, Капитошкой и Родничком? Дети делятся впечатлениями о путешествии.

Используемая литература:

1. Н.Грибачев «Заяц Коська и его друзья», М. 1989г.

2. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада». ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.

3. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». Творческий центр Москва 2010г.

4.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.

Авторы:
Жукова Марина Юрьевна, воспитатель МБДОУ ДС комбинированного вида №16 «Искорка», г. Красный Сулин, Ростовская область, Россия;
Родина Наталья Николаевна, преподаватель по дошкольной педагогике Шахтинского педагогического колледжа, г. Шахты, Ростовская область, Россия.

МБДОУ №58

Воспитатель:

Кривошеева Людмила Анатольевна

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом моделирования»

Программное содержание:

    Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения модели сказки по ходу её изложения.

    Развивать мышление, воображение, память; умение подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

    Совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом -ищ, умение строить полные и выразительные ответы по содержанию сказки.

Материал и оборудование:

Книжка-сказка «Заяц-хваста», иллюстрации к сказке, игрушка заяц, игрушка ворона, шапочка зайца для драматизации, фланелеграф, набор условных заместителей персонажей сказки для работы на фланелеграфе и наборы меньшего размера для работы на столах на каждого ребёнка, квадраты из белой бумаги размером 15X15 см для оригами «Зайчик», ножницы на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Игровой момент: Звучит ритмичная музыка.

    Что хочется делать под эту музыку? (прыгать)

    Попрыгайте!

    Как вы думаете, чья эта музыка?

    Загадать загадку:

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам.

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? /Заяц/

Обратить внимание детей, что под кустиком сидит зайка. Он резвился, веселился в лесу и не заметил, как заблудился. И теперь он не знает, как вернуться в свою сказку. Метель замела все дороги.

Дыхательная гимнастика «Метель».

(1- Вдох полной грудью через нос и длительный выдох. 2-вдох полной грудью через нос и короткие выдохи через плотно сжатые губы.)

Поможем зайке найти сказку?

2. Беседа о сказках.

    Какие сказки вы знаете?

    Кто сочинил эти сказки? Почему они называются русскими народными?

    Кто живёт в этих сказках?

    А в каких сказках живёт зайка? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)

    Какой зайка в сказках «Заюшкина избушка»? (грустный, бедный, беспомощный, трусливый)

3. Внести новую книжку-сказку «Заяц-хваста».

    Я знаю ещё одну сказку про зайку. Но в этой сказке он вовсе не беспомощный и беззащитный. Он говорит о себе, что у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

    Попросить детей повторить цитату, выделяя слова с суффиксом -ищ.

    Какие по величине у зайца усы, лапы и зубы? (большие)

    Значит, если мы добавим к слову -ищ, то предмет станет большим.

    Должно быть, в сказке речь идёт о зайце - великане?

Д/игра «Маленький - большой»:

Какие у зайца глаза? - глазищи; хвост - хвостище; нос - носище;

когти - когтищи; заяц - зайчище.

4. Рассказывание сказки «Заяц-хваста» с показом наглядных персонажей на фланелеграфе.

    Почему сказка называется «Заяц - хваста»?

    Действительно ли в сказке жил заяц - великан?

    Какой заяц в этой сказке? (В начале - хвастун, затем, при встрече с тёткой вороной - трусишка, а в конце - храбрец)

    Покажите, какой заяц был вначале:

Пантомимический этюд «Хвастовство».

Дети изображают радостного, хвастливого зайца: на лице улыбка, смотреть прямо перед собой, грудь выпячена вперёд. - Вспомните, когда заяц был трусишкой?

Драматизация диалога зайца с тёткой вороной .

    Ворона: А ну, расскажи, как ты хвастался.

    Заяц: У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Ворона потрепала зайца: - Боле не хвастай!

Заяц испугался и убежал.

Физкультурная минутка:

Встали зайцы на пеньки,

Приподнялись на носки.

Спины чуть прогнули,

Лопатки все сомкнули.

Посмотрите на зайчат,

Как красиво все стоят.

Руки в стороны подняли

И наклоны делать стали.

Зайцы волка увидали

И с лужайки убежали.

Руки на пояс, подняться на носки.

Прогнуться, сомкнув лопатки.

Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.

Руки в стороны, наклоны вперёд.

Руку - козырьком, посмотреть слева направо. Убегают на места.

    Когда же заяц оказался храбрецом? (Когда помог вороне - спас её от собак)

    Хоровое и индивидуальное проговаривание слов вороны: «Вот теперь ты молодец! Не хваста, а храбрец!» (с разной силой голоса)

Гимнастика для глаз «Проследи за зайчиком»

Работа на фланелеграфе.

    Вспомните персонажей сказки. Чтобы пересказать сказку, мы заменим наших героев геометрическими фигурами.

    Какие геометрические фигуры вы видите? (круги, треугольники, прямоугольники)

Как вы думаете, кого из героев сказки можно заменить белыми кругами? Почему? (зайцев, т. к. они белые)

    Кого будет обозначать треугольник? Почему? (из двух треугольников, чёрного и синего, дети выбирают чёрный, т. к. ворона чёрная)

    Кого заменим прямоугольником? Каким? Почему? (собаку заменим коричневым прямоугольником, а не зелёным)

Кроме того, нам понадобится забор и кустик.

6. Предложить детям смоделировать сказку с помощью фигурок-
заместителей на фланелеграфе.

Моделирование сказки, используя сериационный вид моделирования.

    Пересказ сказки детьми по сюжетам , смоделированным на фланелеграфе.

    Понравившиеся эпизоды дети моделируют на столах и рассказывают, о чём этот эпизод.

    Предложить желающим детям пересказать сказку от начала до конца, глядя на модели, чтобы наш зайчик окончательно вспомнил свою сказку.

10. Предложить детям подобрать концовку сказки .

    Понравилась вам сказка?

    Какая сказка, злая или добрая?

    Как можно закончить сказку? («Вот и сказке конец, кто дослушал- молодец!», «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Так они живут, пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают»)

11. Зайчик благодарит детей за помощь и предлагает сделать на память его портрет.

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Раз, два, три, четыре, Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно

Заяц уши оттопырил. Показать «уши» ук. и ср. пальц. обеих рук, ост-ные в кулак.

Вот ОН серый ВОЛК, ВОЛК, Ритмично соединять прижатые пальцы с большим
Он зубами щёлк-щёлк. пальцем на обеих руках.

Зайка, Я, и ОН, И ТЫ Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно.

Быстро спрятались В кусты. Скрестить руки и раздвинуть пальцы-«кусты»

12. Изготовление детьми фигурки зайца методом оригами.

Конспект НОД в средней группе:

пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить »

Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Образовательные:

· учить детей отвечать на вопросы развернутым предложением воспитателя;

· расширять и активизировать словарь детей, использовать в речи прилагательные;

· учить произносить чистоговорки тихо, громко, шепотом

Развивающие:

· развитие умения связно рассказывать небольшой рассказ;

· развитие восприятия, внимания, мышления;

· развитие диалогической, монологической речи, интонационную выразительность;

Воспитательные:

· создание у детей эмоционально-позитивного настроя; воспитание умения слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа: объяснить значение слов: извалялась- выпачкалась; поджала - спрятала под себя. Подобрать слова, похожие по смыслу: подобраться - подойти, приблизиться.

Оборудование: сказка «Как Лиса зайцев обманывала», картины с изображением лисы, зайца, фланелеграф с фигурками мальчика, лисы, картина с изображением лисы с лисятами, зайца с зайчатами.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

«Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет».

Дети : Лиса

Вопрос к детям: «А почему вы думаете, что это лиса?» Ответы детей.

Следующая загадка .

«Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку».

Вопрос к детям: «Про кого эта загадка? Почему?» Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением лисы с лисятами и ответить на вопросы:

- «Кто здесь изображен?» (лиса и лисята, лиса с лисятами)

- «Как можно назвать детеныша лисы ласково?» (лисенок, лисеночек, малыш)

- «Как можно сказать про лисенка, какой он?» (рыжий, пушистый, маленький, крохотный – если дети не ответят маленький , воспитатель задает наводящий вопрос: он большой или маленький?).

- «Лиса большая, сильная, ловкая, а лисенок какой?» (маленький, слабенький).

Аналогично проводится работа с картиной, изображающей зайцев: большого и маленького.

Физкультминутка «Зайка серенький»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе фигурки мальчика и Лисы, произносит чистоговорку: «Саша в лесу встретил лису» и предлагает детям повторить ее с разной интонацией: громко, тихо, шепотом.

Воспитатель : «Ребята, послушайте сказку, которая называется «Как Лиса зайцев обманывала».

Воспитатель рассказывает детям сказку, не читая.

«Как Лиса зайцев хотела перехитрить»

Захотела Лиса зимой зайчишку поймать. Извалялась вся в муке, уши вверх вытянула, хвост поджала. Думала, что зайцы ее не узнают. Подобралась Лиса поближе к зайцам. Присела под осинкой, кору грызет.

Поели зайчишки. Стали прыгать и лапками по пенькам стучать. А Лиса громче всех по бревну лапами забарабанила. Мука с нее осыпалась, ушки опустились, а хвост наружу выбился. И все зайцы увидели, что это хитрая Лисица. Разбежались в разные стороны!

Вопросы к детям:

1. Кого захотела поймать Лиса зимой?

2. Что сделала Лиса, чтобы зайцы ее не узнали?

3. Зачем она подобралась поближе к зайцам?

4. Зачем Лиса стала грызть кору?

5. Что стали делать зайцы после еды?

6. Как зайцы узнали Лису?

7. Что сделали зайцы?

Воспитатель: «Ребята, послушайте сказку еще раз, а потом вы будете рассказывать ее сами».

План занятия-инсценировки

У воспитателя две картинки. Они перевернуты изображениями вниз. Воспитатель просит отгадать, кто нарисован на картинках. Вос­питатель читает стихи, предлагая детям продолжить и угадать, кто на­рисован на картинках.

Этот зверь был летом серый,

А зимою стал он белый.

Он немножечко трусишка.

А зовут его... (зайчишка).

Тут красавица лесная,

Очень хитрая такая,

Красотой своей гордится.

Это рыжая... (лисица).

Дети рассматривают картинки. Воспитатель просит сказать, чем различаются эти животные. (Заяц белый, а лиса рыжая. У зайца длин­ ные уши, а у лисы - короткие. У зайца короткий хвост, а у лисы - длинный. Лиса- хищный зверь, а заяц травоядный...)

Воспитатель предлагает детям вспомнить из текста, что должна сделать лиса, чтобы стать похожей на зайца. (Вытянуть уши, поменять рыжую шкурку на белую, спрятать хвост...)

Проводится игра «Лиса и зайцы». Выбирается «лиса» считалкой:

Ходит лисонька по следу,

Ищет зайчика к обеду.

Берегись, лесной народ,

По тропе лиса идет!

Выбранная «лиса» бежит за «зайцами» и ловит их. После этого вы­бирается новая «лиса».

Воспитатель спрашивает детей, как передвигается лиса, чтобы заяц ее не заметил (лиса крадется, двигается не спеша, очень медленно и бесшумно).

Проводится игра « Кто как передвигается». Воспитатель называет животное, а дети говорят, как оно передвигается, и имитируют его дви­жения. (Заяц прыгает- дети прыгают. Змея ползет - дети ползут. Орел летает- дети машут руками, как крыльями...)

Воспитатель читает сказку и задает детям вопросы. Дети отвеча­ют на вопросы полными ответами. Воспитатель еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли Лисы и Зайцев (дети надевают соответствующие маски).

Инсценировка

Лиса. Захотела Лиса зимой зайчишку поймать. Извалялась вся в муке, уши вверх вытянула, хвост поджала. Думала, что зайцы ее не узнают. (Лиса показывает, как она валяется в муке, «вытягивает уши», «прячет хвост».)

Первый заяц. Подобралась Лиса поближе к зайцам. Присела под осинкой и кору грызет. (Лиса присаживается около зайцев, «грызет» кору.)

Второй заяц. Поели зайчишки. Стали прыгать и лапками по пень­кам стучать. (Зайцы стучат лапками по стульчикам.)

Третий заяц. А Лиса громче всех по бревну лапами забараба­нила. Мука с нее слетела, ушки опустились, а хвост наружу выбился. (Лиса громко барабанит по стульчику.)

Четвертый заяц. И все зайцы увидели, что это хитрая Лисица. Разбежались в разные стороны! (Зайцы разбегаются.)

Инсценировку можно повторить 2-3 раза с разными участниками.

Организация: МБДОУ «Детский сад № 80»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Цель: формирование представлений о лесе как целостной гармонично развивающейся системе, расширение представлений детей о многообразии живой природы родного края,

Образовательные:

  1. Формировать первоначальные представления о лесе и его обитателях: зайце и волке, учить детей выделять характерные признаки внешнего вида диких животных в зимний период.
  2. Активизировать словарь словами, обозначающими характерные признаки и особенности поведения диких животных.
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой природе зимой и изменениями в жизни диких животных, умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ, находить модель указанного животного среди других моделей.
  4. Воспитывать умение сочувствовать диким животным в трудный для них зимний период, умение воспринимать информацию, слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы.

Способы развития детской инициативы:

Картина “Зайцы в зимнем лесу”, панно “Зимний лес”, фигурки зайцев, медведя, ежа.

Игрушечный заяц.

Модели – животные, по количеству детей небольшие мягкие игрушки – зайцы, кусочки моркови на подносе.

Методы и приемы.

Наглядные:

Рассматривание картины “Зайцы в зимнем лесу”, панно “Зимний лес”.

Практические:

Имитационные движения.

Моделирование характерных признаков диких животных.

“Угощение” зайчиков морковкой.

Словесные:

Сюрпризный момент, беседа с целью мотивации детской деятельности, эвристическая беседа, рассказ воспитателя, обобщение ответов, вопросы, поисковые вопросы, художественного слово: загадки, стихи; поощрение, оценка детской деятельности с использованием игровых приемов.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание картин из серии С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой.
  2. Чтение стихотворений: В. Берестов “Заячий след”, Ф. Бобылев “Зайка, заинька, дружок”, Г. Сапгир “Зонтик для заек”, В. Викторов “Заяц, зайцу говорит…”, сказок: “Рукавичка”, “Мешок яблок” В. Сутеева, “Зимняя сказка” С. Козлова.
  3. Загадывание загадок о диких животных.
  4. Дидактические игры:
  • “Чей детеныш?”

Цель: закрепить знание детьми диких животных и их детенышей, умение называть их в единственном и множественном числе.

  • “Парные картинки”.

Цель: закрепить знание детьми диких животных.

  1. Игры с имитацией движений диких животных.
  2. Изготовление творческих работ в продуктивных видах деятельности /панно “Зимний лес”/.

Формы организации детей:

Свободные движения: “поход в лес”.

Имитационные движения.

Сидя на стульчиках полукругом.

Сидя за столами.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Дифференцированный подход.

O Дети с высоким уровнем усвоения материала в разделе “Ребенок и окружающий мир: Природное окружение. Экологическое воспитание.” и с высоким уровнем речевого развития.

□ Дети со средним уровнем усвоения материала в разделе: “Ребенок и окружающий мир: Природное окружение. Экологическое воспитание.” и со средним уровнем речевого развития.

Δ Дети с низким уровнем усвоения материала в разделе: “Ребенок и окружающий мир: Природное окружение. Экологическое воспитание.” и с низким уровнем речевого развития.

В различных методах и приемах.

O □ Проблемные вопросы; побуждать к ответам полными предложениями. Разгадывание загадок.

Детям дается 4 кружочка разного цвета.

Δ Упражнение в проговаривании отдельных слов, в точном повторении словосочетаний. Наводящие вопросы.

Детям дается 3 кружочка разного цвета.

Деятельность воспитателя

Диффер. подход

  1. Вводная часть.

Формирование мотивационной готовности и постановка учебной задачи.

Ребята! Посмотрите, кто к нам пришел на занятие. (Показываю игрушечного зайца.)

Давайте поздороваемся с ним.

Ребята, зайчик нас приглашает пойти в зимний лес. Хотите?

Звучит музыка.

Вот мы и пришли. Ребята, зайчик нам хочет что-то показать. Присаживайтесь и смотрите.

  1. Основная часть.
    1. Рассматривание панно «Зимний лес»

Выставляю панно “Зимний лес”.

Посмотрите, ребята, что это?

Правильно. Повтори Егор, повтори Никита.

А какое здесь изображено время года?

Повтори Даша, повтори Дима.

А как вы узнали, что это зима?

Молодцы, ребята! Видишь зайчик, какие ребята умные.

Ребята, зайчик хотел нам показать диких животных. Но почему-то никого не видно. Куда же все звери подевались?

А давайте вместе с зайчиком их поищем.

Посмотрите, какая горка! А под горкой кто-то есть. Посмотрим?

Приоткрываю окошечко на панно.

Ребята, кто это?

Повтори Сережа, повтори Варя.

А что он делает?

Почему он спит?

А как думает Андрей?

В-ль обобщает ответы детей:

Правильно. Он всю зиму спит в берлоге. Летом наелся грибов, ягод, меда, а осенью улегся спать. И будет спать теперь всю зиму, и сосать лапу.

Ребята, послушайте стихотворение.

  1. Чтение стихотворения И. Токмаковой “Снег, снег”.

Как на елке – снег, снег.

И под елкой – снег, снег.

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

Сейчас я прочитаю стихотворение еще раз, а вы мне поможете.

Ребята, медведь какой?

Повтори Маша, повтори Никита.

Давайте не будем его будить и поищем других зверей в лесу.

Посмотрите, пенечек. А под пенечком тоже кто-то есть.

Посмотрим? (Приоткрываю окошечко.)

Ребята, кто это?

Посмотрите, он тоже спит.

Ежик, какой?

Повтори Ваня, повтори Семен.

В-ль обобщает ответы детей:

Ежик все лето бегал по лесу, а осенью забрался в свою норку и как медведь, уснул на всю зиму.

Давайте не будем ему мешать спать и посмотрим дальше.

Зайчик ты расстроился? Ты думаешь, что мы так никого в зимнем лесу и не встретим?

Ребята, кого мы можем встретить в зимнем лесу?

Повтори Сережа, повтори Никита.

Ребята, а где же все зайчики?

А мне кажется, что они совсем рядом. Почему же мы их не видели?

Правильно! Посмотрите, а вот и они. (Показываю зайчиков на панно на фоне снега.)

У зайчиков шерсть белая, как снег. Прыгнет зайчик под елку в снег - его и не заметно. Зайчики зимой не спят, а бегают по лесу. И норы у них нет никакой, спят прямо в снегу под кустом или под елкой.

А вы хотите стать зайчиками?

  1. Физкультминутка.

Скок-поскок, скок-поскок,

Прыгнул зайка на пенек.

В барабан он громко бьет,

В прятки нас играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок

А затем вприсядку.

Чтоб не мерзли лапки.

Молодцы! Замечательные зайчики. А теперь садитесь за столы и мы продолжим.

  1. Рассматривание картины «Зайцы в зимнем лесу»

(Выставляю картинку.)

Ребята, кто нарисован на этой картине.

А какие зайчики.

Повтори Никита, повтори Даша.

Посмотрите, что делает этот зайчик?

Повтори Дима, повтори Семен.

Ребята, а почему он смотрит по сторонам?

Кого боится зайчик?

Скажи Даша, скажи Никита?

Правильно. Страшно ему, все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает. Ведь охотников поймать зайца зимой много - и волки и лисы.

Другой зайчик, что делает?

А почему он грызет ветки? Он что, ветки любит?

А почему же он ветки грызет?

Правильно ребята! Голодно зайчику. Приходится ветки с кустов да корку с деревьев глодать. Не очень- то это и вкусно, но что поделаешь - зима!

А сейчас мы с вами поиграем. Хотите?

Подойдите, пожалуйста, к столам.

Ребята, посмотрите, у меня, и у вас есть разноцветные кружочки.

(У детей с высоким уровнем усвоения материала в розетке больший выбор моделей)

Каким кружочком можно обозначить зайчика?

Молодцы!

Покажите мне белый кружок.

Каким кружочком можно обозначить медведя?

Молодцы!

Покажите мне коричневый кружочек.

  • Каким кружочком можно обозначить ежика?
  • Молодцы!
  • Покажите мне серый кружочек.
  • А теперь слушайте мои загадки.
  • Нужно сказать отгадку и показать кружок.

а) Словно елка, весь в иголках. Кто это?

  • Покажите кружок.
  • Какой кружок показал Миша?, Сережа?
  • Молодцы!

б) Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

  • Кто это?
  • Покажите кружок.
  • Какой кружок показала Амина?, Маша?
  • Молодцы!

в) Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Он проснется ото сна.

  • Кто это?
  • Покажите кружок.
  • Какой кружок показал Олег?, Артем?
  • Молодцы!

Ребята, вам понравилось в зимнем лесу? И зайчик говорит, что ему очень понравилось. Но нам пора возвращаться.

Звучит музыка.

  1. Заключительная часть.

Сюрпризный момент.

Вот мы и вернулись. А зайчик приготовил для вас еще один сюрприз.

  • Посмотрите, какой большой пакет.
  • А знаете, кто там?
  • Его друзья – зайчишки. Хотите с ними поиграть?
  • А морковкой угостить?

(В-ль раздает детям зайчиков.

Каждый ребенок берет с подноса кусочек моркови и “угощает” зайчика.

Игрушки остаются в группе до конца дня.)