Граф классификации биологической системы. Окружающий мир как иерархическая система учебно-методическое пособие по информатике и икт (9 класс) на тему

Практикум к главе 1 «Информационные системы»

Раздел 1. Системология

Работа 1.1. Модели систем (к §1.1.2)

Используя текстовый редактор, подготовьте небольшой отчет на тему «Модели систем», выполнив два следующих задания.

ЗАДАНИЕ 1. Модель «черного ящика»

Опишите проблему множественности вариантов модели «черного ящика» для одной и той же системы на примерах знакомых вам систем: радиоприемник, автомобиль, компьютер, столовая, школа и пр. (можете продолжить список). Перечислите при этом нежелательные входы и выходы. Установите, как можно устранить недостатки системы (нежелательные связи со средой). Описание представьте в табличной форме.

ЗАДАНИЕ 2. Модель состава системы

Изобразите графическими средствами модель состава систем, рассмотренных в первом задании. Обоснуйте вашу модель с точки зрения ее назначения. Отметьте, какие составляющие системы в этой модели рассматриваются в качестве элементов, а какие в качестве подсистем.

ЗАДАНИЕ 3. Построение структурной схемы сложной системы

Вариант 1

Используя графические средства, нарисовать схему, отражающую состав и структуру танкового батальона армии ФРГ, приведенную на рис.1.

Рис.1.

Уровень 2: задания на самостоятельную разработку

Вариант 2

Построить граф, отображающий состав и структуру мотопехотного батальона армии ФРГ (образца 1970 года) по следующему описанию.


Батальон на БМП (боевые машины пехоты) имел численность 764 человека. Во главе батальона стоял командир, которому подчинялись штаб и 5 рот: штабная и снабжения, минометная и 3 мотопехотные. Рота штабная и снабжения состояла из управления и 3 взводов : штабного, связи и снабжения. В штабном взводе было 4 отделения: штабное, мотоциклистов, транспортное и разведывательное. Во взводе связи было 3 отделения радиосвязи и 2 отделения проводной связи. Во взводе снабжения было 4 отделения: материально-технического обеспечения, продовольственного снабжения, транспортное и санитарное. Минометная рота состояла из управления, двух отделений передового наблюдения, отделения обеспечения и 6 расчетов 120-мм минометов.

Каждая мотопехотная рота (163 чел.) имела в своем составе 3 мотопехотных взвода по 48 чел. Каждый взвод состоял из группы управления и 4 мотопехотных отделений по 10 чел. Отделение делилось на две группы: первая - командир машины, наводчик-оператор (МБП "Мардер" оснащался 20-мм пушкой и двумя пулеметами) и механик-водитель; вторая - командир отделения, пулеметчик, гранатометчик, огнеметчик и 3 стрелка.

ЗАДАНИЕ 4. Построение графов классификаций

Уровень 1: выполнение задания по образцу

Вариант 1.

Используя графические средства, нарисовать схему, отражающую классификацию геометрических объектов, приведенную на рис.2.



Уровень 2: задания на самостоятельную разработку

Построить граф классификации для описанной системы.

Вариант 1. Биологическая классификация

. Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукаритов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др.. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др.. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и др. К роду собак отнсятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы , сенбернары, доги, болонки и др.

Вариант 2. Классификация в русском языке

Предложения в русском языке классифицируются по составу, по интонации и по цели высказывания.

По составу предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из двух членов: подлежащего и сказуемого. Пример нераспространенного предложения: "Птицы прилетели". Распространенные предложения состоят из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Пример распространенного предложения: "Ранней весной прилетели первые птицы".

По интонации предложения делятся на восклицательные ("Пришла весна!") и невосклицательные ("Пришла весна.").

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение: "Мы собрали много грибов и ягод". Вопросительное предложение: "Вы собрали много грибов и ягод?". Побудительное предложение: "Собирайте грибы и ягоды!".

Работа 1.2 . Проектирование инфологической модели (к §1.1.4)

Уровень 3: творческие задания

Для выполнения индивидуального проекта выберите предметную область из предлагаемого ниже списка. Список может быть дополнен учителем или учениками. Проведите системный анализ предметной области и попытайтесь построить инфологическую модель.

Темы заданий для индивидуального проектирования

1. Больница (стационарное отделение)

2. Больница (поликлиника)

3. Расписание уроков в школе

4. Библиотека (книги, читатели, библиотекари)


5. Дорожно-транспортные происшествия (участники, машины, обстоятельства ДТП)

6. Футбольный чемпионат (команды, график игр, результаты игр, футболисты)

7. Городская телефонная сеть (АТС, абоненты, оплата, переговоры)

8. Авиарейсы (самолеты, пилоты, рейсы, пассажиры)

9. Отдел кадров предприятия (отделы, сотрудники, должности, зарплата …)

10. Предприятие торговли (отделы, товары, продавцы, ….)

Темы для рефератов по разделу «Системология»

1. Различные подходы к определению системы в науке

2. Системный подход и системный анализ

3. Проблема систематизации в естественных науках

4. Проблема систематизации в гуманитарных науках

5. Классификация компьютерных информационных систем

Раздел 2. Базы данных

УРОВЕНЬ 1: выполнение заданий по образцу

Работа 2.1 . Знакомство с СУБД MS Access

Цель работы : освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД MS Access :

- открытие базы данных

- просмотр структуры БД в режиме «Конструктор»

- просмотр содержимого БД в режимах «Таблица» и «Форма»

- добавление записей через форму

- быстрая сортировка таблицы

- использование фильтра

: MS Access .

Примечание : для выполнения этой работы предварительно должна быть подготовлена однотабличная база данных «ВИДЕОТЕКА», структура и содержание которой описаны в Приложении к данной работе, а также создана форма к этой таблице. В дальнейшем таблицу, в которой хранятся сведения о видеодисках, а также соответствующую форму будем называть «Видеодиски».

Справочная информация

Существуют СУБД, ориентированные на программистов и ориентированные на конечного пользователя. Любые действия, выполняемые с базой данных, производятся на ЭВМ с помощью программ. СУБД, ориентированные на программистов, фактически являются системами программирования со своим специализированным языком, в среде которых программисты создают программы обработки баз данных. Затем с этими программами работают конечные пользователи. К числу СУБД такого типа относятся FoxPro, Paradox и др.

СУБД Microsoft Access (MS Access) относится к системам, ориентированным на конечного пользователя. Она позволяет пользователю, не прибегая к программированию, легко выполнять основные действия с базой данных: создание, редактирование и манипулирование данными. MS Access работает в операционной среде Windows, может использоваться как на автономном ПК, так и в локальной компьютерной сети. С помощью Access создаются и эксплуатируются персональные базы данных, а также корпоративные БД с относительно небольшим объемом данных. Для создания крупных промышленных информационных систем MS Access не годится.

Среда Access (см. рис.3) имеет интерфейс, характерный для Windows-приложений и включает в себя следующие составляющие: титульную строку с кнопками управления окном, главное меню, панель инструментов, рабочее поле и строку состояния. На рабочем поле устанавливается окно, соответствующее выбранному режиму работы. На рис.6 открыто окно, соответствующее основному режиму – режиму работы с базой данных, подрежиму работы с таблицей. Как и для любого приложения, в Access существует иерархия режимов, о которой будет сказано далее.

Рис.3. Среда MS Access с окном базы данных на рабочем поле

Данные , с которыми работает СУБД, также могут быть выстроены в иерархическую последовательность. На верхнем уровне такой иерархии находятся основные объекты MS Access. К ним относятся: таблицы , запросы , формы , отчеты, макросы и модули.

Таблица – это главный тип объекта. Все остальные разновидности объектов являются производными от таблицы. Элементы данных, составляющих таблицу - это записи и поля. Свойства элементов таблицы определяются типами, форматами полей и некоторыми другими параметрами.

Форма – это вспомогательный объект, без которого, в принципе, можно обойтись. Формы создаются для повышения удобства пользователя при просмотре, вводе и редактировании данных в таблицы.

Запрос – результат обращения пользователя к СУБД для поиска данных, добавления, удаления и обновления записей. Результат поиска (выборки) данных представляется в табличном виде. Термином «запрос» называют также сами команды обращения к СУБД.

Отчет – это документ, предназначенный для вывода на печать, сформированный на основании информации, содержащейся в таблицах и запросах.

Макросы и модули являются объектами повышенной сложности и при начальном знакомстве с MS Access могут не использоваться.

Еще одним особым видом данных является схема – описание структуры связей в многотабличной базе данных.

Режимы работы СУБД Access многообразны. Так же, как и для других приложений Windows, иерархия режимов реализована через главное меню. Есть режимы общего характера: работа с файлами (меню Файл ); работа с буфером обмена (меню Правка ); режим настройки среды (меню Вид ); справочный режим (меню Справка ). Однако основным режимом можно назвать режим работы с базой данных. Он устанавливается после выполнения команды [Файл –Создать базу данных ] или [Файл – Открыть базу данных ]. Поскольку база данных храниться в файле, то в первом случае система потребует задать имя и место хранения файла, а во втором случае – указать на существующий файл с базой данных.

После раскрытия на экране окна базы данных (рис.3) становятся доступными подрежимы работы с основными объектами Access: таблицами, запросами, формами и отчетами, которые инициируются открытием соответствующих закладок в окне. В каждом из этих режимов открывается выбор из трех командных кнопок: открыть, конструктор, создать . Если соответствующий объект еще не создавался, то активной является только команда создать . Если объект в окне выделен какой-то из существующих объектов, то активными будут также команды открыть и конструктор. Команда открыть позволяет просмотреть объект, а команда конструктор – просмотреть или изменить структуру объекта.

Команды отдаются через главное меню, через кнопки на панели инструментов или в окнах, через контекстное меню (по правой кнопке мыши). Набор активных команд, как правило, носит контекстный характер, т. е. зависит от текущего режима работы. Наиболее важные команды вынесены на панель инструментов.

ЗАДАНИЕ 1

1. Запустить на исполнение MS Access.

2. Открыть базу данных «ВИДЕОТЕКА» (путь и файл, в котором хранится БД, будет указан учителем).

3. Установить режим работы с таблицей (закладка «Таблицы»). Открыть таблицу «Кассеты»: команда Открыть . Изучить содержимое таблицы.

4. Закрыть таблицу. Перейти в режим работы с конструктором таблицы: команда Конструктор .

5. Последовательно перемещаясь от поля к полю, познакомиться со свойствами полей: типами, форматами, описаниями.

6. Закрыть конструктор.

ЗАДАНИЕ 2

1. Перейти в режим работы с формами (закладка «Формы»).

2. Открыть форму «Кассеты».

3. Через открывшуюся форму просмотреть последовательность записей. Выполнить переход на первую и последнюю запись, на запись с указанным номером.

4. Добавить в конец таблицы еще одну запись о новой кассете: 21, «Сибирский цирюльник», Россия, 180, мелодрама, 25.12.99, выдана

5. Закрыть форму.

ЗАДАНИЕ 3

В этом задании выполняются действия на сортировку записей в полной таблице.

Текстовый

Название фильма

Текстовый

Страна, где был снят фильм

Продолжительность фильма в мин.

Текстовый

Жанр фильма

Дата приобретения кассеты

Логический

Да - если кассета выдана, нет – если кассета на месте

Таблица базы данных

Номер

Фильм

Страна

Время

Жанр

Дата

Выдана

Пятый элемент

фантастика

мелодрама

Кавказская пленница

По прозвищу Зверь…

Профессионал

Танцор диско

мелодрама

Патруль времени

фантастика

Только сильнейшие

Ромео и Джульетта

мелодрама

Зита и Гита

мелодрама

На Дерибасовской хорошая погода..

Парк Юрского периода

фантастика

Крепкий орешек

Затерянный мир

фантастика

Американский бой

Невезучие

Танго и Кэш

Работа 2.2. Создание базы данных «Классный журнал»

Цель работы :

- освоение приемов работы с MS Access в процессе создания спроектированной базы данных;

Используемое программное средство : MS Access .

1. Открыть файл для новой базы данных:

Þ Файл Þ Создать БД Þ Новая БД

Þ в файловом окне указать путь и имя файла: «Классный журнал»

На экране откроется окно:

2. Создать таблицу УЧЕНИКИ:

Þ в режиме Таблицы выбирается команда Создание таблицы в режиме конструктора

Þ в открывшемся окне конструктора таблиц для всех полей таблицы УЧЕНИКИ указать имена, типы и форматы полей:

Имя поля

Тип поля

Длина (Формат)

НОМЕР УЧ

числовой

текстовый

текстовый

текстовый

текстовый

текстовый

3. Назначить главный ключ таблицы:

Þ установить указатель мыши на поле НОМЕР_УЧ,

Þ выполнить команду Правка – Ключевое поле или нажать на кнопку, изображающую ключ на панели инструментов

ПРЕДМЕТЫ

Имя поля

Тип поля

Длина (Формат)

НАЗВ_ПРЕДМЕТА

текстовый

текстовый

Имя поля

Тип поля

Длина (Формат)

НОМЕР_УЧ

числовой

НАЗВ_ПРЕДМЕТА

текстовый

ДАТА

числовой

При назначении составного ключа одновременно выделяются поля НОМЕР_УЧ, НАЗВ_ПРЕДМЕТА и ДАТА. Выделение производится с помощью мыши при нажатой клавише Shift. Затем выполняется команда Правка – Ключевое поле.

7. Связать таблицы УЧЕНИКИ и ОЦЕНКИ. Для этого:

Þ выполнить команду Сервис - Схема данных ;

Откроется окно «Добавление таблицы»;

Þ выделить название таблицы «Ученики» и выполнить команду Добавить

Þ выделить название таблицы «Оценки» и выполнить команду Добавить

Þ выполнить команду Закрыть .

В окне «Схема данных» появятся образы двух таблиц

Þ с помощью мыши, перетащить ключевое поле НОМЕР_УЧ из образа таблицы «Ученики» на это же поле в образе таблицы «Оценки»

Откроется окно «Связи». Последовательно активизировать флажки «Обеспечить целостность данных », «Каскадное обновление связанных полей » и «Каскадное удаление связанных записей ». Тип связи «один-ко-многим» будет выбран автоматически.


8. Связать таблицы ПРЕДМЕТЫ и ОЦЕНКИ, действуя аналогично предыдущему этапу.

9. Выполнить команду Þ Создать. Схема готова! В окне «Схема данных» будет иметь следующий вид:

10. Ввести данные в таблицу УЧЕНИКИ. Для этого:

Þ в режиме «Таблицы» выделить название таблицы УЧЕНИКИ;

Þ отдать команду Открыть ;

На экране появится бланк таблицы, содержащей заголовки полей и пустую строку

Þ ввести данные:

https://pandia.ru/text/78/259/images/image014_39.jpg" width="392" height="233 src=">

12. Ввести данные в таблицу ОЦЕНКИ

DIV_ADBLOCK8">

Þ включить радиокнопку «В один столбец» Þ Далее

Þ выбрать стиль формы «Стандартный» Þ Далее

Þ задать имя формы: оставить имя УЧЕНИКИ; включить радиокнопку «Открытие формы для просмотра и ввода данных » Þ Готово.

https://pandia.ru/text/78/259/images/image017_32.jpg" width="569 height=291" height="291">

Поле схемы запроса – верхняя часть окна конструктора запросов, куда помещаются схемы таблиц, данные из которых используются в запросе

Бланк запроса – таблица в нижней части окна. Столбцы относятся к полям, участвующим в формировании запроса. В первой строке указываются имена всех этих полей. Вторая строка – имя таблицы, из которой извлекается соответствующее поле. Третья строка – признак сортировки. Используется лишь для ключей сортировки. Флажки в четвертой строке отмечают признак вывода данного поля на экран при выполнении запроса. В следующих строках формируется условие отбора.

ЗАДАНИЕ 1

Получить список учеников класса, содержащий номер в журнале, фамилию и имя каждого ученика.

Команда выборки на учебном языке запросов:

.выбрать УЧЕНИКИ. НОМЕР_УЧ, УЧЕНИКИ. ФАМИЛИЯ, УЧЕНИКИ. ИМЯ сортировать УЧЕНИКИ. НОМЕР_УЧ по возрастанию

1. Перейти к работе с конструктором запросов:

Þ выбрать в списке объектов «Запросы»

Þ выбрать режим «Создание запроса в режиме конструктора»

Þ отдать команду Создать

2. В поле схемы запроса поместить таблицу «Ученики»:

Þ в окне «Добавление таблицы», вкладке «Таблицы» выбрать название таблицы «Ученики»

Þ выполнить команду Добавить - Закрыть

3. Заполнить бланк запроса

Þ внести в бланк данные, показанные на предыдущем рисунке.

4. Исполнить запрос:

Þвыполнить команду Запрос - Запуск . На экране появится таблица следующего вида:

https://pandia.ru/text/78/259/images/image019_23.jpg" width="541 height=277" height="277">

2. Исполнить запрос. Результат будет следующим:

https://pandia.ru/text/78/259/images/image021_23.jpg" width="573 height=288" height="288">

https://pandia.ru/text/78/259/images/image023_18.jpg" width="624" height="268 src=">

2. Исполнить запрос. Результатом будет следующая таблица:

https://pandia.ru/text/78/259/images/image025_20.jpg" width="623 height=268" height="268">

Обратите внимание на то, как реализовано сложное логическое выражение в условии отбора. Условия отбора, записанные в одной строке, объединяются операцией «и ». Условия во второй строке объединяются с условием первой строки операцией «или ». Такая реализация условия отбора в этом запросе равносильна раскрытию скобок в логическом выражении в команде на учебном языке:

(НАЗВ_ПРЕДМЕТА=”Алгебра” или НАЗВ_ПРЕДМЕТА=”История”) и ОЦЕНКА = 5 тождественно выражению:

НАЗВ_ПРЕДМЕТА=”Алгебра” и ОЦЕНКА = 5 или НАЗВ_ПРЕДМЕТА=”История” и ОЦЕНКА = 5

2. Исполнить запрос. Результатом будет следующая таблица:

ЗАДАНИЕ 6

Вычислить средние оценки для всех учеников по всем предметам. Вывести фамилию ученика, название предмета, среднюю оценку, ФИО учителя по этому предмету.

Команда на учебном языке запросов:

.выбрать УЧЕНИКИ. ФАМ, ОЦЕНКИ. НАЗВ_ПРЕДМЕТА, Avg(ОЦЕНКИ. ОЦЕНКА), ПРЕДМЕТЫ. УЧИТЕЛЬ группировать УЧЕНИКИ. ФАМ, ОЦЕНКИ. НАЗВ_ПРЕДМЕТА, ПРЕДМЕТЫ. УЧИТЕЛЬ сортировать УЧЕНИКИ. ФАМ по возрастанию, ОЦЕНКИ. НАЗВ_ПРЕДМЕТА по возрастанию

1. Построить запрос в конструкторе запросов в виде, показанном на рисунке:

Для того чтобы в конструкторе запросов появилась строка «Групповая операция», нужно через главное меню окна Access отдать команду Вид - Групповые операции . Во всех полях новой строки установится слово «Группировка». Функция вычисления среднего Avg выбирается из списка, который открывается после щелчка по кнопке в этой строке в ячейке для поля ОЦЕНКА.

2. Исполнить запрос. Результатом будет следующая таблица:

https://pandia.ru/text/78/259/images/image029_12.jpg" width="517" height="313 src=">

2. Исполнить запрос. Результатом будет следующая таблица:

Работа 2.4. Расширение базы данных

Цель работы : Закрепление навыков создания таблиц, освоение приемов реализации запросов на выборку с использованием групповых операций и вычисляемых полей..

Используемые программные средства : MS Access.

ЗАДАНИЕ 1

Дополнить БД данными с четвертными оценками учеников.

1. Создать в БД новую таблицу ИТОГИ следующей структуры:

Имя поля

Тип поля

Длина (формат)

НОМЕР_УЧ

Числовой

НАЗВ_ПРЕДМЕТА

Текстовый

Числовой

Числовой

Числовой

Числовой

Числовой

2. Связать эту таблицу с таблицами УЧЕНИКИ и ПРЕДМЕТЫ через общие поля. В результате получится следующая схема:

https://pandia.ru/text/78/259/images/image032_11.jpg" width="518" height="341 src=">

ЗАДАНИЕ 2

Получить список отличников по отдельным предметам. Указать фамилию, имя ученика и предмет, по которому он имеет все четвертные пятерки.

Команда на учебном языке:

.выбрать УЧЕНИКИ. ФАМИЛИЯ, УЧЕНИКИ. ИМЯ, ПРЕДМЕТЫ. НАЗВ_ПРЕДМЕТА где ИТОГИ.1_ЧЕТВ=5 и ИТОГИ.2_ЧЕТВ=5 и ИТОГИ.3_ЧЕТВ=5 и ИТОГИ.4_ЧЕТВ=5 сортировать УЧЕНИКИ. ФАМИЛИЯ по возрастанию

В результате выполнения запроса получим таблицу:

ЗАДАНИЕ 3

Вычислить суммы оценок по информатике у всех учеников и вывести список в прядке убывания суммы.

В запросе в списке выводимых полей можно определить новое поле, для которого будет задано имя и формула вычисления его значений. Назовем такое поле СУММА. Команда выборки на учебном языке:

.выбрать УЧЕНИКИ. ФАМИЛИЯ, СУММА: [ИТОГИ].+ [ИТОГИ].[ 2_ЧЕТВ]+ [ИТОГИ].+ [ИТОГИ]. где ПРЕДМЕТЫ. НАЗВ_ПРЕДМЕТА= ”Информатика” сортировать СУММА по убыванию

Обратите внимание на двоеточие после имени вычисляемого поля и квадратные скобки в выражении для вычисления суммы. Имя поля, заключенное в скобки, обозначает значение этого поля . В результате получим следующую таблицу:

УРОВЕНЬ 2: задания на самостоятельную разработку

Описаны отношения реляционной базы данных для информационной системы в определенной предметной области.

1) выбрать типы для атрибутов

2) Используя конструктор таблиц Access , создать соответствующие таблицы, организовать связи и построить схему

3) Создать формы для просмотра и заполнения таблиц

4) Заполнить таблицы конкретными данными

5) Используя конструктор запросов, реализовать указанные запросы к базе данных

Вариант 1 . Кухня .

Повар (Номер , ФИО, Место_работы, Разряд)

Продукты (Шифр , Наименование, Цена, Количество)

Блюдо (Шифр , Наименование, Номер_рецепта)

Изготовление (Номер _повара , Шифр _продукта , Шифр _блюда , Расход_продукта)

Изготовление показывает, какой повар, какой продукт в каком количестве использует для изготовления какого блюда.

1) – выведите наименование самого дорогого блюда;

2) – выведите названия блюд, в которых используются все продукты;

3) – выведите ФИО всех поваров, которые изготовляют все блюда;

4) – выведите наименования продуктов, которые не используются для приготовления указанного блюда;

5) – выведите ФИО поваров, которые готовят те же блюда, что и указанный повар;

6) – выведите наименования продуктов, которых не хватит для приготовления указанного блюда указанным поваром.

Вариант 2 . Поликлиника .

Больной (Шифр , ФИО, Дата_рождения, Вес, Рост)

Лекарство (Шифр , Название, Изготовитель)

Назначение (Номер _врача , Шифр _больного , Шифр _лекарства , Дозировка)

Назначение показывает, какому больному, какой врач какое лекарство в какой дозировке выписал.

Реализовать следующие запросы к БД:

1) вывести ФИО больных, которым разные врачи выписали одно и то же лекарство в разной дозировке;

2) вывести ФИО врачей, которые не выписывали указанное лекарство;

3) вывести названия лекарств, которые выписывались всем больным;

4) вывести специализации врачей, у которых лечился указанный больной;

5) вывести ФИО самого высокого больного указанного врача;

6) вывести названия лекарств, которые чаще всего выписывает указанный врач.

Вариант 3 . Библиотека .

Книга (Номер , Название, Издательство, Год_издания, Количество_страниц)

Полка (Шифр , Название, Место_нахождения)

Расстановка (Номер _книги , Номер _автора , Шифр _полки , Количество)

Расстановка показывает, на какой полке, какого автора, какая книга стоит в каком количестве экземпляров.

Реализовать следующие запросы к БД:

2) вывести названия полок, на которых стоят книги, изданные в указанном году;

4) вывести название города, в котором живет автор, книга которого имеет больше всего страниц на данной полке;

6) вывести перечень издательств, книги которых есть библиотеке.

Вариант 4 . Парикмахерская .

Клиент (Шифр , ФИО, Возраст, Тип волос)

Мастер (Шифр , ФИО, Квалификация)

Прически (Шифр , Название, Цена, Время)

Заказы (Шифр клиента , Шифр мастера , Шифр прически , дата, время)

Заказы показывают, какая прическа, какому клиенту, кем из мастеров была или будет сделана.

Реализовать следующие запросы к БД:

1) вывести список клиентов с указанием суммы заказа для указанного мастера;

2) вывести список квалификаций мастеров для указанного клиента;

3) вывести список названий причесок выполненных указанным мастером для указанного клиента;

4) вывести список причесок для указанного типа волос или возраста;

5) вывести ФИО и квалификацию мастера выполнившего заказов на наибольшую сумму;

6) вывести мастера, умеющего делать все прически;

7) вывести клиентов, которые делали прически у всех мастеров;

8) вывести прически, которые не делались указанному клиенту;

9) вывести мастеров, которые больше всего загружены в указанный дель;

10) вывести ФИО и возраст клиента потратившего наибольшее количество

Вариант 5 . Производство .

Рабочий (Шифр , ФИО, Разряд, Место работы)

Детали (Шифр , Наименование, Цена)

Изделие (Шифр , Наименование, Номер проекта)

Изготовление (Шифр рабочего , Шифр детали , Шифр изделия , Количество деталей)

Реализовать следующие запросы к БД:

1) вывести рабочих, которые не участвовали в изготовлении указанного изделия;

2) вывести детали, которые используются во всех изделиях;

3) вывести изделия, в которых используются все детали;

4) вывести рабочих, которые не участвовали в изготовлении указанных изделий;

5) вывести цену указанного изделия;

6) вывести названия изделий, в которых используется указанная деталь;

7) вывести ФИО рабочих, которые собирали указанное изделие;

8) вывести список деталей используемых для сборки указанного изделия;

9) вывести наименования изделий, собранных указанным рабочим;

10) вывести список деталей используемых для сборки изделий в указанном месте работы.

Вариант 6 . Станция технического обслуживания автомашин .

Мастер (Шифр , ФИО, квалификация)

Машины (Шифр , Марка, Цвет, Пробег)

Услуги (Шифр , Наименование, Цена, Время выполнения)

Заказы (Шифр мастера , Шифр машины , Шифр услуги , Дата)

Реализовать следующие запросы к БД:

1) вывести список услуг, выполненных для указанной машины;

2) вывести мастеров, которые оказывали все услуги;

3) вывести машины, которые ремонтировали все мастера;

4) вывести мастеров, которые не оказывали заданной услуги машинам заданной марки;

5) вывести мастеров, которые не ремонтировали машин ни одной из заданных марок;

6) вывести сумму, на которую оказал услуги указанный мастер в указанное число;

7) вывести список услуг, выполненных мастерами указанной квалификации;

8) вывести список услуг, выполненных для машин указанной марки и указанного пробега;

9) вывести марку машины, на ремонт которой было затрачено максимальное время или сумма;

10) вывести список услуг оказанных в указанное число.

Вариант 7 . Магазин .

Товары (Шифр , Наименование, Стоимость единицы измерения , Вид единицы измерения)

Отделы (Шифр , Наименование, Этаж)

Продавцы (Шифр , ФИО, Возраст, Пол, Шифр отдела {где работает})

Продажи (Шифр товара , Шифр продавца , Количество, Дата)

Продажи показывают, какой товар, в каком количестве, когда и кем из продавцов был продан.

Реализовать следующие запросы к БД:

1) вывести продавцов, работающих в самом высоко расположенном отделе;

2) вывести этаж, где находится отдел с наибольшим количеством сотрудников;

3) вывести дату с наибольшим количеством продаж;

4) вывести продавцов, которые продают все товары;

5) вывести отделы, где работают продавцы, не продающие товары;

6) вывести товары, которые не продаются;

7) вывести товары, которые не продаются заданными продавцами;

8) вывести ФИО продавца продавшего за указанный диапазон времени наибольшее количество товара;

9) вывести информацию об указанном товаре {где, когда, кем и в каком количестве был продан};

10) вывести информацию об указанном отделе на указанное число {список товаров, список работников};

11) вывести информацию о продажах по каждому дню за указанный диапазон времени для магазина в целом.

Вариант 8 . Агентство по обмену жилья .

Квартиры (Шифр , Количество комнат, Площадь, Район, Этаж, Признак спрос/предложение)

Абоненты (Шифр , ФИО, Шифр квартиры)

Агенты (Шифр , ФИО, Номер кабинета)

Обмены (Шифр квартиры 1 , Шифр квартиры 2 , Шифр агента , Дата обмена, Сумма, уплаченная первой квартирой за вторую (может быть не положительной))

Обмен показывает когда, кем и какая квартира, на какую сумму была обменена

Реализовать следующие запросы к БД:

1) вывести квартиры, которые обменивали все агенты;

2) вывести историю обменов указанной квартиры;

3) вывести агентов, которые не обменивали квартир;

4) вывести список абонентов, у которых площадь и количество комнат превышают указанные величины;

5) вывести список обменов совершенных указанным агентом;

6) вывести список квартир удовлетворяющих указанным требованиям;

7) вывести список квартир для указанного района и указанного признака;

8) вывести список агентов работавших с указанным абонентом.

Даны сведения по определенной предметной области. Создать многотабличную базу данных, удовлетворяющую требованиям третьей нормальной формы. Заполнить таблицы данной информацией. Реализовать указанные запросы.

Вариант 9 . Кафедра

В университете на кафедре Высшей математики работают профессор, профессор, доцент, старший преподаватель На кафедре Прикладной математики работают профессор, доцент, ассистент

имеет следующую учебную нагрузку: преподает дисциплину «Высшая алгебра»: читает лекции в группе ММ25, ведет практику в группах ММ12 и ММ13. преподает дисциплину «Программирование»: лекции в гр. ММ12, практика в гр. ПМ34. преподает дисциплину «Матмоделирование»: лекции в группах ПМ44, ПМ45. Читает лекции по курсу «Программирование» в группе ПМ34. преподает дисциплину «Матанализ»: читает лекции в гр. ММ13. читает лекции по матанализу в группе ММ11. ведет практику по дисциплине «Численные методы» в группе ПМ31. преподает дисциплину «Теория функций»: читает лекции в группе ПМ23.

Учебное время распределяется следующим образом:

Лекции по матанализу – 96 часа

Лекции по программированию – 32 часа

Практика по программированию – 64 часа

Лекции по теории функций – 64 часа

Лекции и практика по высшей алгебре – по 32 часа

Лекции по матмоделированию – 48 часов

Практика по численным методам – 64 часа

Реализовать следующие запросы

1. Получить список всех преподавателей кафедры Прикладной математики с указанием должности. Отсортировать в алфавитном порядке по фамилиям

3. Получить список профессоров, читающих лекции с указанием названия дисциплины, учебной группы и числа часов. Отсортировать по убыванию числа часов.

4. Получить список практических занятий, которые ведут преподаватели кафедры прикладной математики с указанием фамилии, должности, группы, дисциплины и числа часов. Отсортировать по возрастанию числа часов.

Вариант 10. Книжный магазин

Электронный магазин www. ***** занимается продажей книг по почте (наложенным платежом или с предоплатой). Постоянные клиенты магазина имеют скидки от 1 до 5 процентов. Клиент может заказать одновременно произвольное количество книг (это будет рассматриваться как один заказ).

В период с января по май 2007 г. клиентами электронного магазина были сделаны следующие заказы:

дата

город

адрес

скидка

название

цена

Атлантида

Ночной дозор

Атлантида

Екатеринбург

Пески времени

Екатеринбург

Бумеранг

Екатеринбург

Бумеранг

Дочь Монтесумы

Волкодав. Истовик-камень

Ночной дозор

Пески времени

Санкт-Петербург

Невский проспект 10-18

История пикировщика

Бумеранг

Екатеринбург

Волкодав. Истовик-камень

Выполните нормализацию приведённой выше таблицы и создайте структуру базы данных, используя конструктор таблиц. Введите данные в таблицы.

Реализуйте следующие запросы к БД:

1. Вывести информацию о дате заказа, ФИО и городе клиента, а также автора и название книги для всех заказов, сделанных в январе-феврале 2007 года клиентами-немосквичами. Информацию отсортировать по дате заказа.

2. Вывести дату заказа, ФИО клиента, город проживания, скидку, цену книги, а также информацию о стоимости заказа с учётом скидки (создать вычисляемое поле) для всех клиентов, отсортировав итоговую таблицу по дате.

4. Вывести информацию об общей сумме заказов на каждую из приведённых в БД дат (использовать кнопку «Групповые операции» и групповую операцию sum).

5. Вывести общую стоимость всех сделанных заказов для каждого отдельного клиента (использовать кнопку «Групповые операции» и групповую операцию sum).

УРОВЕНЬ 3: творческие задания

В следующих вариантах заданий описана предметная область, для которой создается информационная система и основные требования к базе данных. Построить инфологическую модель данных; разработать схему реляционной базы данных; заполнить БД подобранной (придуманной) информацией; построить не менее семи различных запросов к БД, в которых будут использоваться простые и сложные условия выбора, сортировки, групповые операции, вычисляемые поля.

Вариант 1. Разработайте базу данных для распределения и учета свободных мест в пансионате . Пансионат имеет несколько корпусов, каждый из которых содержит разное количество мест, разного типа в различных номерах (одноместных, многоместных, люкс, полулюкс). Места могут быть свободными, занятыми, закрытыми на ремонт. В путевках, продаваемых в пансионат, указаны такие атрибуты, как корпус, тип места, дата заезда, длительность пребывания. Возможно кратковременное поселение на более дорогое место с соответствующей доплатой. Система должна обеспечить распределение мест в соответствии с проданными путевками, обеспечить получение отчетов по заданным местам и изменению их занятости за месяц до освобождения, сообщать информацию в систему продажи путевок.

Вариант 2. Разработайте базу данных для справочно-учетной системы стационара больницы . В стационар больницы поступает больной с некоторым диагнозом (из списка) и направляется в палату. В процессе лечения он получает некоторые процедуры и проходит обследования. Соответствующие назначения делает врач. Больной может переводиться из палаты в палату в соответствии с его состоянием. База данных должна хранить всю необходимую информацию от поступления больного до выписки.

Вариант 3. Расписание экзаменов . В базе данных должна содержаться информация об экзаменах групп разных специальностей и курсов, о принимающих экзамены преподавателях и аудиториях. Необходимо решить задачу составления расписания экзаменов для групп по дням, преподавателям и аудиториям. Между экзаменами необходимо выдерживать паузу в определенное количество дней, зависящее от экзамена. Экзамены не должны проводиться в воскресные и праздничные дни. Не должно быть конфликта аудиторий (разные группы в одно и тоже время в одной аудитории) и конфликта преподавателей (один и тот же преподаватель в одно время у разных групп).

Вариант 4. Разработайте реляционную базу данных Семейный бюджет . В базе данных должна содержаться информация о расходах семьи на одежду, мебель, еду, развлечения, отдых и т. д. Необходимо вести учет пополнения и трат семейного бюджета , делать прогнозы на ближайшее будущее о пополнениях и необходимых тратах, заказ необходимых продуктах с учетом калорийности и необходимого разнообразия.

Вариант 5. Разработайте реляционную базу данных Игрушки . В базе данных должны храниться сведения о наличии товара в магазине игрушек, их производителях, возрасте детей для которых предназначены игрушки. Необходимо решать задачи учета продаж, оформления заявок на поставку новых партий игрушек, расширение продаж игрушек, пользующихся спросом, закупки новых перспективных игрушек.

Темы для рефератов по разделу «Информационные системы и базы данных»

1. Информационные справочные системы в человеческом обществе.

2. История развития технологий баз данных

3. Базы данных и Интернете.

4. Геоинформационные системы.

5. Проектирование и программирование баз данных.

6. СУБД ORACLE.

7. Информационная система «Галактика».

8. Информационная система «Консультант плюс»

9. Информационная система «Гарант плюс»

9 класс «Окружающий мир как иерархическая система»

Практическая работа

Задание №1:

Систематизировать перечисленные факты

Рожь. Ромашка. Грейпфрут. Можжевельник. Дуб. Арбуз. Яблоня. Огурец. Репа. Морковь. Пшеница. Крапива. Апельсин. Овес. Липа. Свекла. Лиственница. Персик. Подорожник. Сосна. Акация. Кабачок. Ячмень. Одуванчик. Помидор. Пихта. Картофель. Дыня. Василек. Кукуруза. Береза. Мандарин. Ель. Лимон. Тыква. Груша. Крыжовник. Малина. Смородина. Кедр.

Задание №2

Пусть структура системы изображается графом, приведенным на рисунке. Назовите объекты, имеющие такую структуру.

Задание №3

Построить граф. Является ли он деревом?

Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных, К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц, К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, песцов и др. К роду собак относятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки.

Задание №4

Представить информацию о классификации в русском языке в виде графа. Является ли полученный граф деревом?

В русском языке существительные бывают трех склонений: 1-го, 2-го и 3-го. К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями - а/-я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с пустым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о/-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с пустым окончанием.

Пример существительных 1-го склонения: женского рода - береза, земля; мужского рода - юноша, дядя.

Пример существительных 2-го склонения: мужского рода - ученик, день, трамвай; среднего рода - утро, сердце.

Пример существительных 3-го склонения: сирень, пристань.

Задание №5

В следующем тексте речь идет о Московском метро. Постройте по этим данным таблицу и определите тип построенной таблицы:

Время в пути от станции Отрадное до станции Кутузовская составляет 37 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Юго-Западная составляет 24 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Отрадное составляет 32 мин. Время в пути от станции Курская до станции Кутузовская составляет 23 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Кутузовская составляет 16 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Отрадное составляет 46 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Отрадное составляет 27 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Театральная составляет 13 мин. Время в пути от станции Курская до станции Отрадное составляет 28 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Кутузовская составляет 19 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Юго-Западная составляет 23 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Кутузовская составляет 33 мин. Время в пути от станции Курская до станции Театральная составляет 10 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Курская составляет 10мин. Время в пути от станции Курская до станции Юго-Западная составnяет-32 -мин

«Биологические препараты» - Отличия в эффективности. EMEA не гарантирует взаимозаменяемость биологических лекарственных препаратов. Примеры: Конгресс «Человек и Лекарство», Москва, апрель, 2010г. Выбор новой лекарственной формы. Соответствуют ли биоаналоги по показателям эффективности и безопасности оригинальным препаратам? Классификация EMEA.

«Биологические ресурсы России» - Как известно, животные - один из ведущих компонентов экологических систем Земли. Согласно статданным агентства ЕС, среднее потребление рыбопродуктов на душу населения в Европе составляет 22,4 кг в год, а среднемировое - 13 кг в год. 1. Оптимальное использование и сохранение сырьевых ресурсов как в собственной исключительной экономической зоне РФ и внутренних водоемах, так и в зонах иностранных государств, в открытых и конвенционных районах. 2. Доведение вылова в территориальном море и в ИЭЗ России до 4,5 млн. т, в зонах других государств - до 1,7 млн. т, а в открытых и конвенционных районах - до 1-1,5 млн. т; 3. Внедрение безотходных технологий переработки уловов в море и запрет выбросов в море, как прилова, так и отходов переработки;

«Биологическое загрязнение» - Количество воды. Качество очистки промышленных вод. Виды загрязнения. Какие факторы (объекты живой и неживой природы) воздействуют на данные объекты? Возможность промерзания. Химическое. Какие объекты подверглись влиянию? Накопление загрязняющих веществ – солей тяжелых металлов (ртути) в живых организмах.

«Биологическая эволюция» - Растения Красной Книги. Что такое дегенерация? Выявление основных ароморфозов рептилий. Эволюция - непрерывный длительный процесс. Выявление основных ароморфозов птиц. Что такое биологический регресс? Идиоадаптация. Кто более прогрессивен человек или таракан? Советские ученые - эволюционисты. Куда идет эволюция?

«Биологическое воздействие радиации» - Внутреннее облучение в результате потребления загрязненных продуктов питания и воды. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Радон – опасность№1. Факты. Доли разных источников облучения. Воздействие. Контактное облучение при попадании радиоактивных веществ на кожные покровы и одежду. Внешнее облучение при прохождении радиоактивного облака.

«Биологические ресурсы» - Лаптевский морж. Ромашка. Морские и речные животные. «Зеленая аптека». Ягоды и лекарственные растения. Дрофа. Телеграфные столбы. Сегодня на уроке я хочу: Боровая дичь. Биологические ресурсы. Биологические ресурсы охрана растительного и животного мира. Основные виды охотничьих животных. Лесные ресурсы.

Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня:

осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;

анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

правильно выстраивать рассказ, ответ, речь, аргументы;

формулировать выводы, умозаключения;

строить план действий, самостоятельного принятия решения и так далее.

Мощный визуальный инструмент развития перечисленных умений и навыков - разнообразные графические схемы, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных.

Использование таких схем позволяет представить большие блоки текстовой информации целиком, наглядно и понятно, а также обеспечивает скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации.

Схема - представление некоторого объекта в общих, главных чертах посредством условных обозначений. Это касается внешнего вида объекта, его структуры, поведения и так далее.

В своей учебно-познавательной деятельности школьники знакомятся с самыми разными видами схем. Так, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает нам географическая карта.

Чертеж - условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования.

Блок-схема - один из наиболее наглядных способов записи алгоритмов, при котором каждому действию ставится в соответствие определенная геометрическая фигура.

Наглядным средством представления состава и структуры системы является граф, который состоит из вершин, связанных линиями. Направленная линия называется дугой, ненаправленная - ребром.

Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Системы, элементы которых находятся в отношениях «является разновидностью», «входит в состав» и других отношениях подчиненности, называются иерархическими (системами с иерархической структурой). Граф иерархической системы называется деревом.

В настоящее время существует достаточно много инструментов, позволяющих эффективно строить графические схемы на компьютере. Так, изображать иерархические структуры очень удобно с помощью специального средства построения диаграмм на панели инструментов Рисование текстового процессора MS Word (рис. 1).

При добавлении или изменении организационной диаграммы вокруг нее отображается пространство для рисования, ограниченное непечатаемой границей с маркерами управления размерами (рис. 2).

С помощью команд изменения размера организационной диаграммы можно увеличить область рисунка для удобства работы или убрать лишнее пространство, придвинув границу ближе к диаграмме.

Вместе с диаграммой выводится панель инструментов Организационная диаграмма (рис. 3).

Добавляемые в нее новые фигуры могут находиться с уже существующими в следующих отношениях:

подчиненный - новая фигура помещается под выделенной и соединяется с ней;

коллега - новая фигура помещается рядом с выделенной и соединяется с той же фигурой руководителя;

помощник - новая фигура помещается под выделенной и соединяется с ней уступом (рис. 4).

Части диаграммы форматируются так же, как фигуры, - можно изменять цвет, толщину и тип линий, применять различные цвета и способы заливки.

Для форматирования организационной диаграммы целиком используются готовые стили. Чтобы применить их, нажмите кнопку Автоформат на панели инструментов Организационная диаграмма, а затем выберите нужный стиль в диалоговом окне Библиотека стилей организационных диаграмм (рис. 5).

Соответствующие технологические умения легко осваиваются учениками 6-7-х классов на уроках информатики и ИКТ. Задача учителей-предметников - как можно больше стимулировать школьников к применению соответствующих умений на своих занятиях.

Ниже представлено несколько примеров, показывающих целесообразность применения этого компьютерного инструмента при выполнении заданий по разным школьным предметам.

Пример 1. Биология. Царство животных

Близкие виды объединяются в один род. Например: ворона, ворон, галка и грач объединены в род Ворон. Близкие роды объединяются в семейства: род Ворон, род Сорока, род Сойка, род Кедровка объединены в семейство Вороновые. В свою очередь близкие семейства объединяются в отряды. Так, семейство Синицевые, семейство Вороновые, семейство Ласточковые принадлежат отряду Воробьинообразные. Близкие отряды составляют класс. Так, отряд Воробьинообразные, отряд Совообразные, отряд Гусеобразные принадлежат к классу Птицы. Близкие классы объединены в типы. Так, класс Птицы, класс Амфибии, класс Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 различных типов животных. Все они объединены в царство Животные.

Технология выполнения задания

1. На панели инструментов Рисование нажмите кнопку Организационная диаграмма.

2. Выберите тип диаграммы Организационная диаграмма и нажмите кнопку OK.

3. Добавьте текст «Животные» в верхнюю фигуру. Для этого:

щелкните фигуру правой кнопкой мыши;

выберите команду Изменить текст;

введите текст.

4. Оставьте на 1-м уровне одну фигуру и добавьте в нее текст «Хордовые».

5. Создайте 2-й уровень иерархии, добавив три фигуры. Для этого:

выделите фигуру, под которой должна располагаться новая фигура;

щелкните стрелку рядом с кнопкой Добавить фигуру на панели инструментов Организационная диаграмма;

выберите трижды команду Подчиненный.

6. Аналогичным образом создайте и подпишите другие уровни иерархии.

7. Примените один из готовых стилей. Для этого:

нажмите кнопку Автоформат на панели инструментов Организационная диаграмма;

выберите нужный стиль в диалоговом окне Библиотека стилей организационных диаграмм.

8. По завершении работы щелкните за пределами поля рисования.

9. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем «Животные».

Пример 2. Биологическая классификация

Составьте схему по следующему описанию:

Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и другие. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и другие. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и другие. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и другие. К роду собак относятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и другие.

Пример 3. Классификация в русском языке

Составьте схему по следующему описанию:

Предложения в русском языке классифицируются по составу, по интонации и по цели высказывания.

По составу предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из двух членов: подлежащего и сказуемого. Пример нераспространенного предложения: «Птицы прилетели». Распространенные предложения состоят из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Пример распространенного предложения: «Ранней весной прилетели первые птицы».

По интонации предложения делятся на восклицательные («Пришла весна!») и невосклицательные («Пришла весна»).

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение: «Мы собрали много грибов и ягод». Вопросительное предложение: «Вы собрали много грибов и ягод?». Побудительное предложение: «Собирайте грибы и ягоды!».

Пример 4. История. Родословное дерево

Постройте родословное дерево потомков Владимира Мономаха.

Владимир Мономах умер в 1125 году. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (1132, здесь и далее в скобках указан год смерти), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава - сын Роман (1205), у Романа - Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго - сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского - сын Михаил (1318).

Пример 5. Денотатный граф

Очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. При его построении необходимо придерживаться следующих правил:

1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение от понятия к его существенным признакам. Это могут быть:

глаголы, обозначающие цель (направлять, предполагать, приводить, давать и так далее);

глаголы, обозначающие процесс достижения результата (достигать, осуществляться, выполнять и так далее);

глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата (основываться, опираться, базироваться и так далее);

самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия.

Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.

3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.

4. Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.

5. Проверяйте каждый блок, включенной в граф информации, с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.

На рис. 6 показано, как с помощью денотатного графа можно раскрыть существенные признаки понятия «система».

Людмила БОСОВА,

руководитель РМО учителей информатики

Истринский район,

Московская область

Назовите объекты, имеющие такую структуру.

Пусть структура системы изображается графом, приведенным на рис. 3:

Изобразить в виде графа информацию об организации мотострелковых (мотопехотных) батальонов разных армий.

1. Мотострелковый батальон армии СССР

В середине 70-х гг. мотострелковый батальон Советской Армии насчитывал 395 человек и имел следующую структуру. Во главе стоял командир батальона. Ему подчинялись управление, штаб, 3 мотострелковые роты, взвод связи, минометная батарея, противотанковый взвод, отделение технического обслуживания, взвод снабжения и батальонный медицинский пункт. В управление батальоном входили сам комбат, заместитель по политической части, заместитель по технической части и техник батальона. Штаб состоял из начальника штаба, начальника связи, инструктора-дозиметриста, писаря и водителя бронетранспортера. Начальник связи являлся командиром взвода связи (еще 12 чел.). Минометная батарея состояла из управления (10 чел.) и двух взводов по 20 чел., в каждом - по 3 120-мм миномета. Противотанковый взвод состоял из отделения станковых противотанковых гранатометов (8 чел., 2 гранатомета СПГ-9) и двух отделений противотанковых управляемых ракет (по 6 чел. и по 2 ПТУ PC в отделении). Отделение технического обслуживания: командир отделения, водитель-автослесарь и старший механик. Взвод снабжения: командир взвода, его заместитель, хозяйственная часть (3 чел.) и автотранспортное отделение (4 чел.). Батальонный медицинский пункт: начальник пункта, шофер-санитар и 2 санитара.

Мотострелковая рота состояла из управления (командир роты, заместитель по политической части, старшина роты), пулеметного отделения и 3 мотострелковых взводов. Пулеметное отделение состояло из командира отделения, водителя бронетранспортера и двух пулеметных расчетов, в каждом пулеметчик и помощник пулеметчика. Мотострелковый взвод имел командира взвода, заместителя командира и 3 мотострелковых отделения. В каждом отделении: командир отделения, пулеметчик, гранатометчик, помощник гранатометчика, старший автоматчик, 3 автоматчика и водитель бронетранспортера.

2. Мотопехотный батальон армии США

В середине 70-х гг. мотопехотный батальон армии США насчитывал 888 чел. и имел следующую организацию. Во главе стоял командир батальона. Ему подчинялся штаб и 5 рот: штабная (177 чел.), огневой поддержки (144 чел.) и 3 мотопехотные (по 189 чел. в каждой). Штабная рота состояла из 5 взводов: взвода связи, ремонтного взвода, взвода обеспечения, медицинского взвода и секции обслуживания штаба батальона. Рота огневой поддержки состояла из управления роты, радиолокационной секции, секции зенитных ракет (ЗУРО) "Ред-Ай", взвода разведки, минометного взвода и противотанкового взвода. Радиолокационная секция имела в своем составе 4 радиолокационные станции: две - малого радиуса действия (2-4 км), две - среднего (4-8 км). Секция ЗУРО имела 5 огневых расчетов по 6 установок "Ред-Ай" в каждом. Взвод разведки делился на группу управления (6 чел.) и две разведсекции (по 12 чел.). Минометный взвод состоял из группы управления и 4 отделений (в каждом - по одному миномету калибра 106,7 мм). Противотанковый взвод состоял из группы управления и 6 отделений, каждое - из двух расчетов противотанковых управляемых ракет (ПТУPC) "Toy".

Мотопехотная рота состояла из управления роты, минометного взвода и 3 мотопехотных взводов. Минометный взвод состоял из группы управления и трех минометных отделений, каждое из которых имело миномет калибра 81 мм. Мотопехотный взвод (47 чел.) состоял из группы управления (командир взвода, помощник командира и радист), отделения оружия (11 чел.) и 3 мотопехотных отделений (по 11 чел. в каждом). Отделение оружия состояло из командира отделения, двух пулеметных расчетов по 2 чел. в каждом, двух расчетов противотанковых ружей по 2 чел. в каждом и двух подносчиков. Мотопехотное отделение состояло из командира отделения, водителя бронетранспортера и двух групп: группы "А" (командир группы, гранатометчик и 2 стрелка) и группы "Б" (командир группы, гранатометчик и 3 стрелка).

3. Мотопехотный батальон армии ФРГ

В середине 70-х гг. в армии ФРГ были мотопехотные батальоны двух видов: на боевых машинах пехоты (БМП) "Mapдер" и на бронетранспортерах (БТР) HS-30.

Батальон на БМП имел численность 764 чел. Во главе батальона стоял командир, которому подчинялись штаб и 5 рот: штабная и снабжения, минометная и 3 мотопехотные. Рота штабная и снабжения состояла из управления и 3 взводов: штабного, связи и снабжения. В штабном взводе было 4 отделения: штабное, мотоциклистов, транспортное и разведывательное. Во взводе связи было 3 отделения радиосвязи и 2 отделения проводной связи. Во взводе снабжения было 4 отделения: материально-технического обеспечения, продовольственного снабжения, транспортное и санитарное. Минометная рота состояла из управления, двух отделений передового наблюдения, отделения обеспечения и б расчетов 120-мм минометов. Каждая мотопехотная рота (163 чел.) имела в своем составе 3 мотопехотных взвода по 48 чел. Каждый взвод состоял из группы управления и 4 мотопехотных отделений по 10 чел. Отделение делилось на две группы: первая - командир машины, наводчик-оператор (БМП "Мардер" оснащалась 20-мм пушкой и двумя пулеметами) и механик-водитель; вторая - командир отделения, пулеметчик, гранатометчик, огнеметчик и 3 стрелка.

Биологическая классификация - 1

Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и др. К роду собак относятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и др. Построить граф классификации. Является ли он деревом?

Биологическая классификация - 2

Все животные типа моллюсков двусторонне симметричны, имеют раковину, тело их делится на три отдела: голову, туловище и ногу. У моллюсков класса брюхоногих раковина - из одного куска, спирально закрученная. У моллюсков класса двустворчатых раковины - двустворчатые. У моллюсков класса головоногих нога имеет форму венца щупалец на голове, раковина скрыта под мантией (кроме наутилуса), все они хищники.

Все животные типа иглокожих радиально симметричны, имеют под кожей скелет из известковых пластинок с шипами, который может выступать наружу. Все иглокожие класса морских лилий имеют тело в форме "чашечки", от которой отходят 5 раздваивающихся "рук". Все иглокожие класса морских звезд имеют тело в форме звезды или правильного пятиугольника, скелетные пластинки у них соединены подвижно связками и мускулами, все они хищники. У иглокожих класса змеехвосток лучи четко обособлены от диска, членистые, подвижные, напоминают хвосты змей. Все иглокожие класса морских ежей имеют тело шарообразное или яйцевидное, заключенное в усаженный иглами панцирь из 20 рядов сросшихся пластинок. У иглокожих класса голотурий скелет сократился до отдельных элементов, за счет чего они могут менять форму; вокруг рта имеют венец из 8-30 щупалец.

Построить граф классификации. Используя граф, определить, какими признаками будут обладать следующие существа:
1) морской гребешок - из класса двустворчатых,
2) трепанг - из класса голотурий,
3) виноградная улитка - из класса брюхоногих,
4) голова Горгоны - из класса змеехвосток,
5) осьминог - из класса головоногих,
6) мидия - из класса двустворчатых,
7) теребра - из класса брюхоногих,
8) каракатица - из класса головоногих,
9) лилия стебельчатая - из класса морских лилий,
10) кукумария - из класса голотурий,
11) устрица - из класса двустворчатых,
12) кальмар - из класса головоногих.

Биологическая классификация - 3

Согласно биологической классификации царства делятся на типы, типы - на классы, классы - на семейства, семейства - на роды, роды - на виды.

Все существа царства животных не способны сами генерировать питательные вещества.

Все животные типа хордовых имеют хорду (спинную струну - ось внутреннего скелета), центральная нервная система у них проходит по спинной стороне.

Все хордовые класса птиц двуногие, имеют передние конечности в виде крыльев, откладывают яйца.

У всех птиц отряда аистообразных нет перьев между основанием клюва и глазами.

Все аистообразные семейства цаплевых имеют длинные острые когти. Цаплевые рода белых цапель имеют черно-белое оперение и белые маховые и рулевые перья. У цаплевых рода косматых цапель спина окрашена зимой и летом, ноги желтые или бурые. У цаплевых рода серые цапли маховые и рулевые перья темные или серые. Белые цапли вида белая цапля малая имеют черный клюв и хохолок на затылке из 2-3 длинных перьев. Белые цапли вида белая цапля большая не имеют хохолка на затылке. У косматых цапель вида цапля желтая на затылке 10 белых перьев с черными каемками. У косматых цапель вида цапля белокрылая на затылке 4-6 ржаво-коричневых перьев. У серых цапель вида цапля рыжая спина серая с рыжим налетом. У серых цапель вида цапля серая спина серая без рыжего налета.

Все аистообразные семейства аистовых имеют короткие тупые когти. Аистовые рода аистов имеют длинную шею и конический клюв. Аисты вида аист белый имеют оперение белое, кроме черных крыльев. Аисты вида аист черный имеют оперение черное, но грудь и брюхо белые.

У всех птиц отряда гусеобразных клюв прямой, по краям расположены роговые пластинки или зубчики.

Все гусеобразные семейства утиных имеют плотное оперение с густым пухом.

У всех утиных подсемейства гусиных цевка (нижний сустав ноги) покрыта мелкими пластинками. Гусиные рода лебедей имеют маховые крылья белые или дымчатые. Гусиные рода гусей имеют голову темную, ноги красноватые. Лебеди вида лебедь-шипун имеют клиновидный хвост (боковые перья короче средних). У лебедей вида лебедь-кликун хвост закруглен. У лебедей вида лебедь малый клюв черный с большим черным пятном. У лебедей вида лебедь американский клюв черный. Гуси вида гусь-гуменник имеют клюв черный с оранжевой полосой. Гуси вида гусь серый имеют клюв светлый одноцветный. Гуси вида гусь белолобый имеют на лбу большое белое пятно. У всех утиных подсемейства утиных цевка спереди покрыта крупными щитками. Утиные рода утки имеют крупные размеры (длина крыла - более 20 см). Утиные рода чирки имеют маховые крылья темные с белыми каемками. Утиные рода гоголи имеют широкий клюв. У уток вида широконоска клюв в конечной части почти в два раза шире, чем в основной. У уток вида шилохвость хвост длинный, клиновидный. У уток вида кряква обыкновенная клюв оливкового цвета. У чирков вида чирок-трескунок стержни маховых крыльев беловатые. У чирков вида чирок-клокотун стержни маховых перьев бурые. У гоголей вида гоголь обыкновенный длина крыла более 180 мм. У гоголей вида гоголь малый длина крыла менее 180 мм.

1. Представить указанную часть биологической классификации в виде графа.

2. Назвать все указанные в тексте признаки птиц следующих видов:
1) белая цапля малая,
2) белая цапля большая,
3) цапля желтая,
4) цапля белокрылая,
5) цапля рыжая,
6) цапля серая,
7) аист белый,
8) аист черный,
9) лебедь-шипун,
10) лебедь-кликун,
11) лебедь малый,
12) лебедь американский,
13) гусь-гуменник,
14) гусь серый,
15) гусь белолобый,
16) широконоска,
17) шилохвость,
18) кряква обыкновенная,
19) чирок-трескунок,
20) чирок-клокотун,
21) гоголь обыкновенный,
22) гоголь малый.

Представить информацию о классификации в русском языке в виде графа. Является ли полученный граф деревом? Классификации в русском языке.

1. Местоимения в русском языке бывают трех лиц: 1-го, 2-го и 3-го. Во всех трех лицах они могут быть единственного и множественного числа. Местоимения 3-го лица единственного числа кроме того изменяются по родам. Местоимение 1-го лица единственного числа - я, местоимение 1-го лица множественного числа - мы. Местоимение 2-го лица единственного числа - ты, местоимение 2-го лица множественного числа - вы. Местоимения 3-го лица единственного числа: мужского рода - он, женского рода - она, среднего рода - оно. Местоимение 3-го лица множественного числа - они.

2. Числительные в русском языке классифицируются по составу и по значению. По составу они делятся на простые, сложные и составные. Пример простых числительных: четыре, пять. Пример сложных числительных: шестьдесят, пятьсот. Пример составных числительных: тридцать пять, сто пятьдесят четыре. По значению числительные делятся на порядковые и количественные. Пример порядковых числительных: второй, девятый. Пример количественных числительных: шесть, два.

3. Предложения в русском языке классифицируются по составу, по интонации и по цели высказывания.

По составу предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из двух членов: подлежащего и сказуемого. Пример нераспространенного предложения: "Птицы прилетели". Распространенные предложения состоят из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Пример распространенного предложения: "Ранней весной прилетели первые птицы".

По интонации предложения делятся на восклицательные ("Пришла весна!") и невосклицательные ("Пришла весна."). По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение: "Мы собрали много грибов и ягод". Вопросительное предложение: "Вы собрали много грибов и ягод?". Побудительное предложение: "Собирайте грибы и ягоды!".

4. Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Одушевленные отвечают на вопрос "кто?", неодушевленные - "что?". И одушевленные, и неодушевленные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. К мужскому роду относятся существительные, к которым можно поставить слова "он", "мой". К женскому роду относятся существительные, к которым можно поставить слова "она", "моя". К среднему роду относятся существительные, к которым можно поставить слова "оно", "моё". Пример одушевленных существительных мужского рода: мужчина, Иван. Пример одушевленных существительных женского рода: девушка, Мария. Пример одушевленного существительного среднего рода: Чудо-Юдо. Пример неодушевленных существительных мужского рода: праздник, огород. Пример неодушевленных существительных женского рода: улица, тетрадь. Пример неодушевленного существительного среднего рода: озеро, утро.

5. В русском языке существительные бывают трех склонений: 1-го, 2-го и 3-го. К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а/-я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с пустым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о/-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с пустым окончанием. Пример существительных 1-го склонения: женского рода - береза, земля; мужского рода - юноша, дядя.

Пример существительных 2-го склонения: мужского рода - ученик, день, трамвай; среднего рода - утро, сердце. Пример существительных 3-го склонения: сирень, пристань.

Составить родословное дерево потомков Владимира Мономаха.

Потомки Владимира Мономаха

Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (год смерти - 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава сын Роман (1205), у Романа - Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после * Мстислава Храброго - сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского - сын Михаил (1318).

Какое значение получится на выходе схемы на рис. 6, если на вход подать а) число 3; б) число 1; в) число 25?


Рис. 6

Представьте в виде блок-схемы процесс принятия федеральных законов Российской Федерации. Вершины графа будут изображать действия, дуги - их последовательность.

Принятие Федеральных Законов Российской Федерации

Согласно ст. 105, 107 конституции 1993 г. принятие федеральных законов регулируется следующими положениями:
1) В принятии закона принимают участие Государственная Дума, Совет Федерации и президент.
2) Закон принимает Государственная Дума.
3) Затем закон передается в Совет Федерации, который либо одобряет закон, либо отклоняет его (налагает вето).
4) Если Совет Федерации одобрил закон, закон направляется президенту.
5) Если Совет Федерации отклонил закон, закон возвращается в Государственную Думу.
6) Если Государственная Дума соглашается изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала.
7) Если Государственная Дума не согласна изменить закон, она проводит по нему повторное голосование.
8) Если при повторном голосовании в Думе закон получил менее 2/3 голосов, то Государственная Дума обязана внести в закон изменения и повторить все действия по принятию закона.
9) Если при повторном голосовании в Думе закон получил не менее 2/3 голосов, он считается принятым, несмотря на вето Совета Федерации ("Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации").
10) В этом случае принятый закон направляется президенту.
11) Президент рассматривает полученный им закон и может одобрить его или отклонить (наложить вето).
12) В случае одобрения президент подписывает и обнародует закон, после чего закон вступает в силу.
13) В случае отклонения президентом закон возвращается в Государственную Думу.
14) Если Государственная Дума согласна изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала.Творческие задачи и проекты


Классифицируйте своих знакомых (не менее 20 человек) по причине вашего знакомства (одноклассники, ребята из одного двора, игроки одной команды и т. д.). Представьте результат в виде графа. Является ли полученный граф деревом? Есть ли такие люди, которые попали сразу в несколько классов?

Выберите из телепрограммы на текущую неделю передачи, которые представляют для вас интерес (не менее 20). Классифицируйте их:

1) по дате,

2) по телеканалам,

Представьте результат в виде графа. Является ли полученный граф деревом? Есть ли такие передачи, которые попали сразу в несколько классов?

Классифицируйте известные вам книги (не менее 20):

1) по жанру (учебники, приключения, фантастика, справочники и т. п.),

2) по времени издания (в один класс можно объединять книги, изданные за какой-то промежуток времени),

3) по городу издания.

Представьте результат в виде графа. Является ли полученный граф деревом? Есть ли такие книги, которые попали сразу в несколько классов?

1) Представьте в виде графа свою родословную по отцовской линии.

2) Представьте в виде графа свою родословную по материнской линии.