Научная электронная библиотека. «Основы теории систем и системного анализа Порядок выполнения этапов системного анализа

Системный анализ любого объекта исследования проводится в несколько этапов, которые можно объединить в две большие группы – анализ и синтез системы, решающей проблему. Ниже приведены основные этапы, которые при необходимости можно разукрупнить, изменить последовательность их выполнения.

1) Обнаружение проблемы.

2) Оценка ее актуальности.

3) Определение (уточнение) цели, ресурсов и ограничений системы.

4) Определение целевых (критериальных) показателей.

5) Анализ существующей системы или подобных систем, если создается новая система.

6) Построение модели существующей системы.

7) Определение дефектных, недостающих элементов системы. Оценка веса их влияния на общую проблему (т.е. определение значимости подпроблем).

8) Определение методики для построения набора моделей альтернативных вариантов решения каждой подпроблемы. Построение набора альтернатив. Определение способа (проекта) реализации каждой альтернативы.

9) Оценка альтернатив, выбор альтернативы с учетом эффективности её реализации.

10) Согласование найденного решения с лицом, принимающим окончательное решение.

11) Реализация решения.

12) Оценка результатов реализации решения.

Процесс нахождения решения проблемы концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций уточнения цели, ресурсов и ограничений для решения проблемы. Сначала цель - это желание плюс некие соображения о ресурсах, ограничениях, то есть концепция. В данном случае система не может быть выражена в количественных характеристиках, отсутствуют описания закономерностей в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель системы.

В процессе работы она постепенно конкретизируется, приводится в соответствие с ресурсами. Так итеративно формируется реальная цель и возможные системы ее достижения (альтернативы), по возможности модели с критериями, ограничениями и т.д., позволяющие проводить количественный анализ вариантов системы.

Этапы системного анализа логически согласуются с этапами научного исследования за тем лишь исключением, что системный анализ в большей степени направлен на решение проблем реальных систем, а научное исследование в первую очередь позволяет продвинуть вперед методологию соответствующей науки и во вторую очередь показывает возможные направления практического использования полученных научных выводов. Для решения сложных проблем реальных систем зачастую приходиться обращаться к научному исследованию. Примерами в данном случае могут служить совершенствование и создание новых инновационных систем вооружения, атомной энергетики. Особо следует отметить проблему установления стратегических целей и механизмов ее достижения на государственном уровне.

Важнейшим этапом научного исследования является процесс формирования гипотезы (от греческого слова hipothesis - основание, предположение).

Гипотеза - положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Гипотеза может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего, и т.д. Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты. .

Для подтверждения гипотезы исследователь должен развернуть ее доказательство в серию задач, решающих проблемы, например, представленными следующими этапами исследования.

1) Выбор, формулирование и обоснование гипотезы исследования.

2) Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

3) Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных исследований, касающихся исследуемой проблемы.

4) Анализ практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного.

5) Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

6) Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

7) Формулирование основных выводов по результатам исследования.

На разных стадиях исследования, которое продвигается от интуитив­ной и достаточно слабо сформулированной постановки проблемы до выбора оптимального решения с помощью строгих математических моделей, исполь­зуется обширная группа методов. Поэтому целесообразно установить принципиальную последовательность этапов проведения системного анализа. Рассматривая наиболее оригинальные работы в области системного анализа нетрудно убедиться, что различные автора выделяют различное число этапов.

Так, С. Янг в процессе использования системного анализа в управле­нии организациями выделяет 10 этапов:

Определение целей организации;

Выявление проблем в процессе достижения этих целей;

Исследование проблем и постановка диагноза;

Поиск решения проблемы;

Оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;

Согласование решений в организации;

Утверждение решений;

Подготовка к вводу решений в действие;

Управление применением решения;

Проверка эффективности.

Ю. И. Черняк при использовании системного анализа в задачах управления экономикой выделяет следующие этапы:

Анализ проблемы;

Определение системы (расхождение между желаемым и действи­тельным и составляет проблему, а для того чтобы решать проблемы, люди создают системы и в самом общем понимании, система - есть способ решения проблемы);

Анализ структуры система;

Формирование общей цели и критерия системы;

Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах;

Выявление ресурсов, композиция целей;

Прогноз и анализ будущих условий;

Оценка целей и средств;

Отбор вариантов;

Диагноз существующей системы;

Построение комплексной программы развития;

Проектирование организации для достижения целей.

О.И. Ларичев выделяет 4 этапа:

Определение целей и ресурсов;

Определение альтернатив решения проблемы;

Сравнение альтернатив между собой;

Выбор наиболее предпочтительной альтернативы.

Э. Квейд не дает классификации этапов, а выделяет основные элементы системного анализа:

Альтернативные средства;

Затраты ресурсов;

Модели, или связь целей к средствам;

Критерии. (Имеются в виду критерии по выбору наиболее предпочтительного варианта достижения цели).

На основе анализа данных подходов можно заметить принципиальное единство взглядов основные этапы проведения системного анализа:

Правильно и с возможно большей чёткостью сформулировать проб­лему, перевести её из разряда неструктурированных, в разряд слабо структурированных;

Собрать информацию, относящуюся к делу, для того, чтобы наме­тить хотя бы приблизительные мероприятия по исследованию проблемы и последующей разработке системы;

Выявить в полной мере назначение системы, решающей проблему с тем, чтобы определить её состав, методы действия и взаимодействия с другими системами;

Разработать несколько вариантов системы /решения проблемы/ при различных внешних условиях;

- установить взаимосвязь целей, вариантов данной системы со средствами их достижения;

Выбрать наилучший вариант решения проблемы.

На этом основании будем рассматривать методологию проведе­ния системного анализа, выделяя следующие 7 этапов:

Этап 1: Уяснение задачи.

Этап 2: Определение конечных целей.

Этап 3: Разработка альтернатив достижения целей, т.е. вариантов и средств достижения поставленных целей.

Этап 4: Выявление потребных ресурсов и ограничений в них.

Этап 5: Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов.

Этап 6: Принятие решения.

Этап 7: Реализация решения.

В значительной мере данная классификация этапов системного анализа совпадает с классификацией, приведенной в работе А. Холла.

На рис. указана связь между приведенными этапами. Между этапами "Уяснение задачи" и "Определение целей" существует двусторонняя связь. Недаром в ряде работ их меняют местами, а в некоторых, эти два этапа объединяют в один. Это объясняется тем, что нельзя сформу­лировать цель не имея каких-либо представлений об условиях, при которых будет осуществляться ее реализация. Эти представления могут быть очень приближенными, но, тем не менее, они позволяют сформулировать цель пусть даже в виде некоторой декларации. С другой стороны, весь процесс исследования определяется заданной целью, т.е. уже на первых шагах уяснения задачи надо иметь в виду цель, которая заложена в исследование. Таким образом, первые два этапа системного анализа основаны на рекурсивных процедурах обмена информации и в значительной степени протекают параллельно.

Обратная связь от этапа "Принятие решения" к этапам "Определение целей", "Разработка альтернатив", "Выявление потребных ресурсов" раскрывает принцип цикличности процедур системного анализа.

Из данного разбиения системного анализа на этапы видно, что решение любой проблемы надо начинать с уточнения формулировки проблемы и выявления конечных целей. Можно сказать, что определение целей является основным этапом системного анализа. Поскольку цели неотде­лимы от средств их достижения, то следующим этапом методологии является разработка альтернативных вариантов выполнения поставленных целей. На этом этапе одной из главных особенностей системного анализа является поиск новых альтернатив. В связи с этим, часто подчеркивает­ся, что опытный специалист по системному анализу мог бы привести зна­чительно большую пользу, если бы занимался не подробной оценкой оче­видных путей достижения целей, а поиском новых, подчас неочевидных и неожиданных альтернатив. Роль четвертого этапа состоит в выяв­лении и уточнении ограничений в возможностях решения поставленной проблемы.

На пятом этапе проводится сравнительный анализ разработанных альтернативных вариантов достижения поставленных целей. Ввиду сложности исследуемых проблем, для этого этапа характерно широкое исполь­зование методов имитационного моделирования.

На этапе «Принятие решения» осуществляется выбор наиболее удач­ного варианта, который передается на реализацию, или, в случае, когда все варианты являются неудовлетворительными, осуществляется возврат к начальным этапам системного анализа для изменения конечных целей, поиска новых альтернатив и уточнений ограничений в их осуществлении.

В отличие от применения методов исследования операций, при использовании системного анализа совсем не обязательна четкая первоначальная и исчерпывающая постановка проблемы. Эта четкость должна достигаться в процессе самого анализа и рассматривается как одна из его главных целей;

Современный подход к решению технологических задач основан на принципах системного анализа. Согласно этим принципам технологический процесс рассматривается как сложная система, состоящая из элементов различных уровней детализации, начиная от молекулярного и кончая отдельным процессом.

Сущность системы невозможно понять, рассматривая только свойства отдельных элементов; для нее еще существенен, как способ взаимодействия элементов между собой, так и взаимодействие элементов или системы в целом с окружающей средой. Анализ элементарных процессов, производимый порознь, не дает еще возможности судить о какой-либо стадии технологического процесса в целом, точно так же, как и анализ отдельных стадий процесса без выявления взаимосвязи между ними и с окружающей средой, не дает возможности судить обо всем технологическом процессе.

При анализе технологического производства (цеха, завода, комбината) принято выделять несколько уровней иерархии, между которыми существуют отношения соподчиненности. На первом уровне находятся элементарные процессы технологии (химические, массообменные, тепловые, механические, гидромеханические) и на более высоких - элементы, которые могут быть выделены в таковые по какому-либо признаку, например, по административно-хозяйственному или производственному (цеха, производства, предприятия и т.д.). При анализе отдельного процесса в качестве элементов или ступеней иерархии могут выступать явления на макро- и микроуровнях, в совокупности определяющие целевую функцию процесса, например, химическое превращение, теплообмен и т. д. Основная идея системного анализа как раз и состоит в применении общих принципов разделения (декомпозиции) системы на отдельные элементы и установление связей между ними, в определении цели исследования и определения этапов для достижения этой цели.

Предметом изучения данного курса являются следующие системы: элементарные процессы; основные стадии технологического процесса, как правило, представляющие собой совокупность нескольких элементарных процессов; технологический процесс производства материалов в целом, а также сам результат производства - строительный материал как система.

Системный подход к исследованию технологических процессов имеет цель получения оценок функционирования процесса на любом уровне декомпозиции и осуществляется в несколько этапов. Отдельный элемент системы в зависимости от поставленной цели может рассматриваться как отдельная система с более детализованными уровнями декомпозиции.

Академик В. В. Кафаров выделяет четыре основных этапа системного исследования процесса.

1 этап - Смысловой и качественный анализы объекта производятся для выявления уровней декомпозиции, отдельных элементов и связей между ними. Установление уровней иерархии, выбор элементов осуществляются исходя из общей цели исследования и степени изученности процесса.



2этап - Формализация имеющихся знаний об элементах и их взаим о действии и представление этих знаний делается в виде математических моделей. Источником знаний обычно служат фундаментальные законы и экспериментальные данные. Создавая математическую модель, исследователь формализует рассматриваемый процесс, представляя его в виде математической связи между входными и выходными параметрами. Точность воспроизведения сущности рассматриваемого процесса на модели будет зависеть от степени его изученности.

3 этап - Математическое моделирование как метод исследования (классификация моделей и общие принципы моделирования изложены ниже) в настоящее время получил широкое распространение. Его применение непосредственно связано с ЭВМ. Сочетая достоинства теоретических и экспериментальных методов исследования, математическое моделирование позволяет не только исследовать явления, недоступные этим методам (в силу сложности математического описания или невозможности технической реализации), но и обобщать результаты на основе многократного использования модели и делать прогнозы о возможном поведении процесса при изменении определяющих параметров. Математическое моделирование - это воспроизведение реально протекающих явлений на модели. Адекватность, т. е. соответствие результатов моделирования экспериментальным данным, полученным на реальном объекте, определяется уровнем знаний о процессе и обоснованностью принятых допущений. Математическая модель представляет собой совокупность математического описания и алгоритма решения. Алгоритм должен быть доведен до конкретной реализации, т. е. до получения количественной связи между параметрами в результате выполнения программы на ЭВМ.



Рисунок 1 – Структура математической модели

4 этап - Идентификация математических моделей элементов состоит в определении неизвестных параметров и оценке параметров состояния объекта.

Явления, определяющие процессы химического превращения, диффузионного, конвективного и турбулентного переноса вещества, распределения материальных и тепловых потоков по своей природе, являются вероятностными. Детерминированные фундаментальные законы отражают лишь общий характер явления при совокупности ограничений и допущений. И в то же время, являясь основным аппаратом при построении математических моделей процесса, для решения конкретной задачи они нуждаются в количественных оценках вероятности свершения акта взаимодействия на микро- и макроуровнях.

Получить более реальные характеристики процесса можно лишь после проведения коррекции параметров модели, исходя из заданного критерия, по экспериментальным данным. Идентификация математической модели является одной из основных задач моделирования технологических процессов, и ее решение, особенно для нелинейных систем, практически невозможно без применения ЭВМ .

Итак, рассматривая технологический процесс как сложную систему, необходимо учитывать взаимодействие ее с внешней средой и внутренние взаимодействия отдельных элементов системы. Управляемую систему можно изобразить схемой, представленной на рисунке 2.

Рисунок 2 – Возмущающие воздействия среды

Это схема внешних связей системы. Всякая система имеет входы (обычно называются факторами и обозначаются X i) и выходы (часто называются "параметры оптимизации" и обозначаются Y j). Система с собственными параметрами (X is – геометрия аппарата, температура кипения рабочей жидкости и т.п.) со стороны внешней среды подвержена возмущениям ξ, имеющим случайный характер; для целенаправленного изменения значений выходов Y j и компенсации возмущений ξ используют управляющие воздействия ΔX i или ΔX is , формируемые на основе информации о числовых значениях Y j , X i и X is . Под информацией понимают фактические данные о структуре системы, происходящих в ней явлениях, возможных состояниях, поведении при изменении входных факторов или под воздействием случайных возмущений и т.п.

Количество информации определяется целями исследования. Она может быть собрана двумя разными способами: наблюдением и экспериментом. Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта без вмешательства в его поведение. Эксперимент – активное воздействие на объект с планомерным изменением, комбинированием различных условий с целью получения необходимого эффекта. Это более высокая ступень эмпирического уровня познания.

Воздействующие факторы различают: контролируемые, но нерегулируемые: известные (измеренные), но неизменяемые произвольно. Нерегулируемость связана с трудоемкостью регулирования. Например, практически невозможно изменить соотношение высоты и диаметра сушильного барабана в процессе его работы.

Контролируемые и регулируемые входы - это те воздействия, которые изменяют, чтобы управлять системой. Поэтому их обычно называют управляющими факторами или управлениями.

Неконтролируемые факторы - воздействия на систему, которые находятся вне нашего контроля. Причины неконтролируемости факторов могут быть различны:

1) неизученность объекта - неизвестно влияет ли данный фактор существенно на функционирование системы;

2) невозможность контролировать – например, индивидуальность человека;

3) каждое воздействие из этого множества слишком слабо, чтобы его стоило контролировать.

С другой стороны, воздействий так много, что все их контролировать практически невозможно, а совокупность воздействий может оказаться весьма ощутимой. Это влияние носит случайный характер. Обычно влияние неконтролируемых факторов называют шумом. Влияние шума на производстве проявляется в случайных возмущениях режима, в экспериментальных исследованиях - в случайных ошибках опытов .

Классификацию внешних связей системы можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 3.

Рисунок 3 – Классификация внешних связей системы

В системном исследовании выделяют ряд последовательных этапов:

  • Определение конфигуратора;
  • Определение проблемы и проблематики;
  • Выявление целей;
  • Формирование критериев;
  • Генерирование альтернатив;
  • Построение и анализ моделей;
  • Выбор модели;
  • Декомпозиция;
  • Агрегирование;
  • Исследование информационных потоков;
  • Исследование ресурсных возможностей;
  • Наблюдения и эксперименты над системой;
  • Внедрение результатов анализа.

Определение проблемы и проблематики

Системное исследование начинается с постановки задачи (формулирование проблемы и проблематики). Цель -- проекция проблемы на среде. Проблематика -- это совокупность проблем, связанных с основной проблемой и влияющих на нее.

Выявление целей

Поскольку система , с которой связана проблема, взаимодействует с надсистемой и подсистемой, то существует много проблем, ассоциированных с исходной. Таким образом проблемы должны быть приведены к виду, когда они становятся задачами выбора подходящих средств для достижения цели - это означает, что требуется определение цели. При этом цель рассматривается как антипод проблемы.

В формулировании цели важно не допустить подмены цели средствами, поэтому необходимо уточнить, расширить или даже заменить цели заинтересованных лиц при углубленном изучении проблемы. Поскольку для любой системы характерно существование большого количества связей со средой, то существует множество целей и требуется учесть существенные. Для этого можно применить метод учета противоположных целей, такой анализ позволяет увидеть действительно важные цели.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Этапы системного исследования" в других словарях:

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич.… …

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике - приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич. ориентации,… … Российская педагогическая энциклопедия

    МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - І. Общие принципы врачебного исследования. Рост и углубление наших знаний, все большее, и большее техническое оснащение клиники, основанное на использовании новейших достижений физики, химии и техники, связанное с этим усложнение методов… … Большая медицинская энциклопедия

    - (в системном анализе) наиболее общая модель системы. Конфигуратор задается при помощи формальных языков. См. также Этапы системного исследования … Википедия

    - (от греч. целое, составленное из частей; соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определ. целостность, единство. Претерпев длит. историч. эволюцию, понятие С. с сер. 20 в.… … Философская энциклопедия

    Менеджмент - (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    - (от греч. systema целое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие С … Большая советская энциклопедия

    - (р. 15.03.1934) спец. по филос. и методол. науки; д р филос. наук, проф. Действ. чл. Междунар. академии наук информации, информац. процессов и технологий (1996). Род. в Оренбурге. Окончил филос. ф т МГУ (1956), асп. по кафедре филос. МОПИ (1960) … Большая биографическая энциклопедия

    СПЕНСЕР (SPENCER) Герберт - (1820 1903) британский философ и социолог. С. отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах… … Социология: Энциклопедия

    ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной… … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • , Герасимов Б.И.. В пособии в доступной и лаконичной форме раскрываются этапы системного подхода маркетинговых исследований рынка. Основное внимание уделено процессному подходу изучения феноменологии…
  • Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие. Гриф МО РРФ , Герасимов Б.И.. В пособии в доступной и лаконичной форме раскрываются этапы системного подхода маркетинговых исследований рынка. Основное внимание уделено процессному подходу изучению феноменологии…

Основные принципы системного анализа

Первый принцип системного анализа - это требование рассматривать совокупность элементов системы как одно целое или, более жестко, - запрет на рассмотрение системы как простого объединœения элементов.

Второй принцип состоит в признании того, что свойства системы не просто сумма свойств ее элементов. Тем самым постулируется возможность того, что система обладает особыми свойствами, которых может и не быть у отдельных элементов.

Весьма важным атрибутом системы является ее эффективность. Теоретически доказано, что всœегда существует функция ценности системы - в виде зависимости ее эффективности (почти всœегда это экономический показатель) от условий построения и функционирования. Вместе с тем, эта функция ограничена, а значит можно и нужно искать ее максимум. Максимум эффективности системы может считаться третьим ее основным принципом.

Четвертый принцип запрещает рассматривать данную систему в отрыве от окружающей ее среды - как автономную, обособленную. Это означает обязательность учета внешних связей или, в более общем виде, требование рассматривать анализируемую систему как часть (подсистему) некоторой более общей системы.

Согласившись с крайне важно стью учета внешней среды, признавая логичность рассмотрения данной системы как части некоторой, большей ее, можно прийти к пятому принципу системного анализа - возможности (а иногда и крайне важно сти) делœения данной системы на части, подсистемы. В случае если последние оказываются недостаточно просты для анализа, с ними поступают точно также. Но в процессе такого делœения нельзя нарушать предыдущие принципы - пока они соблюдены, делœение оправдано, разрешено в том смысле, что гарантирует применимость практических методов, приемов, алгоритмов решения задач системного анализа.

При изучении системного подхода прививается такой образ мышления, который, с одной стороны, способствует устранению излишней усложненности, а с другой - помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на базе четкого представления об окружающей обстановке. Важно структурировать задачу, очертить границы системы. Но столь же важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно, включающих всю отрасль или несколько, порой много, компаний и отраслей промышленности, или даже всœе общество в целом. Далее следует сказать, что эти системы постоянно.

Изменяются, они создаются, действуют, реорганизуются, и, бывает, ликвидируются.

В большинстве случаев практического применения системного анализа для исследования свойств и последующего оптимального управления системой можно выделить следующие основные этапы :

2. Построение модели изучаемой системы.

3. Отыскание решения задачи с помощью модели.

4. Проверка решения с помощью модели.

5. Подстройка решения под внешние условия.

6. Осуществление решения.

В каждом конкретном случае этапы системного занимают различный "удельный вес" в общем объёме работ по временным, затратным и интеллектуальным показателям. Очень часто трудно провести четкие границы - указать, где оканчивается данный этап и начинается очередной.

Системный анализ не должна быть полностью формализован, но можно выбрать некоторый алгоритм его проведения.

Системный анализ может выполняться в следующей последовательности :

1. Постановка проблемы - отправной момент исследования. В исследовании сложной системы ему предшествует работа по структурированию проблемы.

2. Расширение проблемы до проблематики, ᴛ.ᴇ. нахождение системы проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без учета которых она не должна быть решена.

3. Выявление целœей: цели указывают направление, в котором нужно двигаться, чтобы поэтапно решить проблему.

4. Формирование критериев. Критерий - это количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целœей. Критерий -это правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. Критериев должна быть несколько. Многокритериальность является способом повышения адекватности описания цели. Критерии должны описать по возможности всœе важные аспекты цели, но при этом крайне важно минимизировать число необходимых критериев.

5. Агрегирование критериев. Выявленные критерии бывают объединœены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.

6. Генерирование альтернатив и выбор с использованием критериев наилучшей из них. Формирование множества альтернатив является творческим этапом системного анализа.

7. Исследование ресурсных возможностей , включая информационные ресурсы.

8. Выбор формализации (моделœей и ограничений) для решения проблемы.

9. Построение системы.

10. Использование результатов проведенного системного исследования.

Схема алгоритма решения задач системного исследования конкретной проблемы представлена на рис. 6.1.

Рис.6.1. Алгоритм решения задач системного исследования конкретной проблемы

Этапы и последовательность системного анализа - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы и последовательность системного анализа" 2017, 2018.