Особенности профессиональной деятельности педагога дефектолога. Эссе «Профессия дефектолог-это…

Подобные документы

    Анализ критериев и уровней сформированности компетентности взаимодействия с ребенком с отклонениями в развитии у будущего педагога-дефектолога. Разработка и структура соответствующей, экспериментальное исследование влияющих на ее эффективность условий.

    Понятие компетентности, её обязательные компоненты. Проблема готовности учителя-дефектолога к профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности. Удовлетворённость качеством обучения в процессе подготовки студента-дефектолога.

    статья, добавлен 10.01.2018

    Понятие и структура, основные компоненты профессиональной компетентности педагога. Содержание и составляющие его практической и теоретической готовности. Оценка сформированности аналитических умений как один из критериев педагогического мастерства.

    реферат, добавлен 02.01.2013

    Опыт компетентности педагога-дефектолога как компонент содержания педагогического образования. Показатели значимости профессионально-педагогической компетентности. Статус преподавателя, его образовательные функции, требования к уровню профессионализма.

    статья, добавлен 15.09.2016

    Основные функции (коммуникативная, организационная, педагогическая и психологическая) профессиональной компетентности социального педагога, принципы ее диагностики. Этапы социально-педагогической диагностики профессиональной компетентности педагога.

    лекция, добавлен 01.09.2017

    реферат, добавлен 13.11.2010

    Аналіз організації корекційно-розвивальної та корекційно-виховної роботи в спеціальній школі. Характеристика діяльності педагога-дефектолога в закладі щодо здійснення корекційної роботи. Характеристика специфіки педагогічної роботи з аномальними дітьми.

    статья, добавлен 06.02.2019

    Определение сущностных и формальных характеристик профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Проведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности акмеологической модели развития профессиональной компетентности педагога.

    Изучение проблем педагогической деонтологии. Структура профессиональной компетентности. Анализ соотношения профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя. Специальная, социальная, личностная, индивидуальная компетентность педагога.

    реферат, добавлен 12.11.2013

    Теоретические подходы к определению сущности понятия "профессиональная компетентность педагога". Характеристика структуры профессиональной компетентности педагога с учетом изучения подходов разных научных школ. Профессионально важные личностные качества.

Первая часть Портфолио содержит анализ профессональной деятельности и включает "Портрет дефектолога" и материалы, подтверждающие уровень профессиональной компетенции: социально-личностные, инструментальные, психолого-педагогические, самодиагностика. Материал может использоваться в аттестации учителя-дефектолога на высшую категорию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

"Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4"

ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя-дефектолога Петровой Елены Трофимовны

г. Ростов-на-Дону

2016 г.

ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Для того, кто никуда не плывет, не бывает попутного ветра

Гуманную педагогику может творить только гуманной души человек. Ее нельзя творить одним лишь интеллектом, интеллект нужно пропустить через доброе сердце, чтобы получилась добрая и радостная педагогика.

Шалва Амонашвили

Петрова Елена Трофимовна

Регион

Ростовская область

Населенный пункт

Ростов-на-Дону

Место работы

ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям №4"

Должность

учитель-дефектолог

«Я люблю Ребёнка не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. И когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах Ребёнка сияет одухотворённость красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нём – частица моей души»

(В. А. Сухомлинский) .

Визитная карточка

Образование: высшее дефектологическое.

Иркутский государственный педагогический институт; специализация: дефектология (олигофренопедагогика); специальность: учитель вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений; 1995 год.

Педагогический стаж работы: 30 лет.

Стаж работы в учреждении: 4 года.

Общий трудовой стаж: 30 лет.

Курсы повышения квалификации:

1. Повышение квалификации в РИПКиППРО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»» по программе «Коррекционная педагогика» (72 часа, 03-16.10.2016 года).

Награды, поощрения:

– Почётная грамота Мэра г. Читы 2009 г.;

– Почётная грамота Забайкальского краевого института повышения квалификации 2009 г.;

– Почётная грамота Забайкальского государственного гуманитарного педагогического университета 2010 г.;

– Почётная грамота комитета образования администрации городского округа "Город Чита" 2011 г. № 649

– благодарственное письмо Забайкальского государственного гуманитарного педагогического университета 2011 г;

– – грамоты ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4"

Должностные функции:

руководитель отделения диагностики медико-психолого-педагогическо реабилитации, образовательного отделенияГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";

– член аттестационной комиссии ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";

– член психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";

– член состава научно-методического совета по инновационной деятельности ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4"»;

– член творческой группы педагогов ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4";

Выпущены печатные издания:

1. Планирование коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития. Чита: 2008.

2. Электронное пособие "Логопедическая радуга" Чита 2012.

3. Логопедические тетради "Секреты трудных звуков" г. Чита 2012.

4. Концепция специального (коррекционного) детского дома №4 г. Ростов-на-Дону 2015

Домашний адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. 5-я Турнирная, 11 а.

Телефон: сотовый 8989-705-33-01

Мое педагогическое кредо
Кредо – это личное убеждение, основа мировоззрения человека.

Варианты моего педагогического кредо, отраженного в словах классиков:

1. Гуманную педагогику может творить только гуманной души человек. Ее нельзя творить одним лишь интеллектом, интеллект нужно пропустить через доброе сердце, чтобы получилась добрая и радостная педагогика.

Шалва Амонашвили

2. Отдай частицу сердца своего

Тому, кто ждёт тепла, участия.

Ведь нет прекрасней ничего,

Чем подарить другому счастье!

Глаза ребёнка смотрят на тебя-

Его судьба лишила детства!

Пусть за него, как за себя,

Твоё болит и плачет сердце.

Пусть обретёт он добрый дом,

Забудет страх и униженье!

Оплачено большим трудом

В мир детства будет возвращенье!

Наградою за этот труд

Придут любовь и уваженье!

Глаза ребёнка не солгут

На вас взирая с восхищеньем!

Ведь детский дом, как покаянье

За мир жестокий и бездушный.

Дипломы, чин, образованье

Не оправдают равнодушья!

Случайный здесь не приживётся,

Экзамен выдержит лишь тот,

В ком сердце в тон ребячьим бьётся,

Кто их заботами живёт!

Здесь нет чужих - здесь наши дети!

И мы с тобой за них в ответе!

Из детских глаз больших и синих

Глядит доверчиво...Россия!

Резюме

ОБРАЗОВАНИЕ

1986 г. - Читинское педагогическое училище, специальность – воспитание в дошкольных учреждениях, квалификация - воспитатель дошкольных учреждений;

1995 г. – Иркутский государственный педагогический институт, специальность – дефектология (олигофренопедагогика) ; квалификация - учитель вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений

КУРСЫ

2016 г. – участие в курсах повышения квалификации.

2016 г. – участие в вебинарах учебно-методического портала УчМет:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Педагогическая деятельность в обучении по разработанным адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с дошкольников ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости) в соответствии с профессиональным стандартом учителя-дефектолога:

  • Организация деятельности дошкольников с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для дошкольников с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости;
  • Осуществление диагностической и консультативной помощи

ТРУДОВОЙ ОПЫТ

2012-по настоящее время - ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4", должность: учитель-дефектолог.

2009–2012 гг. – МБДОУ «Центр развития ребёнка, детский сад №3» г. Читы, должность: заведующая.

2006–2009 гг. – МДОУ детский сад №15, должность: учитель-логопед, заместитель заведующей по УВР.

2002–2006 гг. – Институт повышения квалификации работников образования г. Читы и Читинской области, Центр коррекционной педагогики; должность: методист

1993–2002 гг. – МДОУ детский сад № 87 для детей с нарушением зренияг. Г. Читы, должность: учитель-логопед.

1991–1992 гг. – МДОУ детский сад № 28 г. Читы, должность: воспитатель.

1986–1991 гг. – МДОУ детский сад № 70 г. Читы, должность: воспитатель.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ПК – опытный пользователь Word, участник межрегиональных, международных конференций по проблемам образования родителей, более пяти лет ведение научно-практической работы в «Лаборатории образования родителей» при ГОУ ВПО «ВГПУ».

ЛИЧНОСТНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА

Грамотная речь и приятный голос, способность организовать коррекционную работу с детьми и консультационную работу с воспитателями и приёмными родителями, ответственность в принятии решений, коммуникабельность, умение работать в команде, высокая обучаемость, энергичность, быстрая адаптация к новым условиям.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Социально-личностностные компетенции дефектолога

1. Управление процессом формирования взаимоотношений с детьми дошкольного возраста, приёмными и замещающими родителями:

2. Работа в команде:

3. Самодиагностика уровня профессиональной компетенции:

4. Профессиональное саморазвитие:

Компетенция

Владею

Результативность

эмоциональное общение с детьми, приёмными и замещающими родителями, поддержка развития положительных взаимоотношений среди детей группы. Привлечение родителей к совместной деятельности (консультации, акции, праздники, развлечения, мастерские).

Разработка инновационного проекта на статус областной инновационной площадки "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечеия родителей к жизни в замещающих семьях" (Приказ, утверждённая программ а)

Работа в команде

сотрудничество с коллегами (участие в совместных проектах, праздниках, разработка совместных сценариев, конспектов, мастер-классов и др.).

Участие в работе "Школа приёмных родителей"(приказ)

Материалы "Работа с приёмными родителями" (электронный банк , фото )

Программа самообразования и саморазвития (утверждённая )

Инструментальные компетенции дефектолога

1. Установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов:

2. Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста:

3. Проектирование и планирование педагогического процесса:

4. Организация образовательного процесса:

Компетенция

Владею

Результативность

Управление процессом формирования взаимоотношений с детьми дошкольного возраста, их родителями

эмоциональное общение с детьми, приёмными и замещающими родителями, поддержка развития положительных взаимоотношений среди детей группы. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Участник инновационного проекта на статус областной инновационной площадки "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающих семьях" (консультации, акции, праздники, развлечения, мастерские )

Работа в команде

сотрудничество с коллегами

Участие в работе "Школа приёмных родителей" (участие в совместных проектах, праздниках, разработка совместных сценариев, конспектов, мастер-классов и др ).

Самодиагностика уровня профессиональной компетенции

знание методики воспитания и развития ребенка, знание психологии ребенка, умение организовывать деятельность и общение детей, умение взаимодействовать с приёмными родителями, вести просветительскую деятельность, образовывать замещающих родителей.

Материалы "Работа с приёмными родителями"

Профессиональное саморазвитие

умение рефлексировать свою педагогическую деятельность, разработка и реализация программы профессионального развития

Программа самообразования и саморазвития (утверждённая программа, аттестационный материал)

Самодиагностика

Ф. И. О. Петрова Елена Трофимовна

Мероприятия

2015-2016
Результаты

2016–2017
Планы

Конкурсы

Международный конкурс рисунков и поделок «Женский день"»

1 место

Всероссийский конкурс рисунков и поделок по мотивам мультипликационного фильма "Маша и Медведь»

3 место

Публикация в печатных изданиях

Персональный сайт:htpp: infourok.ru учительский сайт/ Петрова-Елена Трофимовна

сертификат

Профессиональный сайт учителя-дефектолога

Адаптированная программа «Я – человек» по социальному развитию дошкольников с ОВЗ

Свидетельство о публикации

Адаптированная программа «Считалочка» по математическому развитию дошкольников с ОВЗ

Свидетельство о публикации

Адаптированная программа «Мой мир» по ознакомлению с окружающим дошкольников с ОВЗ

Свидетельство о публикации

Проект по сохранению здоровья дошкольников с ОВЗ «Я среди людей»

Свидетельство о публикации

Проект по сохранению здоровья для детей с ОВЗ «Моё здоровье»

Свидетельство о публикации

Учебно-методический материал Проект «Я-человек» на сайте www.malenkajastrana.ru

сертификат

Формы работы с семьей (кол-во каждого мероприятия в год) :

Буклеты;

Памятки;

Альманах для родителей "Мы вместе";

Консультации

Летняя школа для приёмных родителей

Школа приёмных родителей

Обогащение педагогического опыта через теорию и практику (посещение семинаров, методических объединений)

Выступление педагогов с докладами на семинарах, методических объединениях (указать, где состоялось выступление, тему доклада)

Курсовая переподготовка за год

Психолого-педагогические компетенции дефектолога

Компетенция

Владею

Результативность

Имеет стандартное психолого-педагогическое образование

Имею

Дипломы государственного образца, свидетельство о повышении квалификации(вуз, педагогическое училище, профессиональные курсы) (ксерокопии)

Знает базовые компоненты психолого-педагогических дисциплин и репродутивно использует в работе отдельные виды профессиональной деятельности

В совершенстве

Материалы диагностики, Проекты рабочих программ, проекты по разделам

анализ результатов деятельности,

решение типичных психолого-педагогических задач

Ориентируется в новых психолого-педагогических достижениях и творчески использует в работе отдельные виды профессиональной деятельности

В совершенстве

Программа диагностики, Рабочие программы, индивидуальные программы анализ нестандартных психолого-педагогических задач и результатов деятельности

Ведет самостоятельное психолого-педагогическое исследование, участвует в анализе, решении и разработке актуальных профессиональных проблем

В совершенстве

Инновационный проект на статус областной инновационной площадки "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающих семьях"

Динамические показатели успешной деятельности дефектолога

Опись показателей

Результативность

Достижения по реализуемой адаптированной общеобразовательной программе за последние три года

1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с интеллектуальными нарушениями на основе АОП ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям №4", Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжановой Е.А, стребелевой Е.А "Коррекционно-развтвающее обучение и воспитание".- М.: Просвещение 2010,

2. Программа "Здоровье"- использование инновационных образовательных, здоровьесберегающих технологий; 3.Участие воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятиях района, города, области;

1. Положительная динамика достижений по реализуемой программе: Итоги диагностики на конец года.

2. Технологии и достижения в развитии детей:

Справка от руководителя об участии воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятия

3. Дипломы победителей воспитанников в конкурсах.

Создание предметно-пространственной развивающей среды

Отчет-анализ: перечень зон, уголков, кабинетов, центров в соответствии с АОП ДО для воспитанников с интеллектуальными нарушениями, наполняемость (развивающий и образовательный материал каждого уголка); перечень планируемых дел по созданию предметно-пространственной среды в группе и кабинете

Описываются культурные практики, социальные и личностные компетенции, освоенные детьми данной группы при использовании предметно-пространственной среды в своей деятельности.

Результативность по участию в смотрах д/сада, района, города, страны

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка

Перечень программ, по которым прошла подготовка и переподготовка

Показать, как полученные теоретические компетенции отражаются в практике работы

Обобщение и распространение собственного передового педагогического опыта

Обозначить тему опыта, его направления, сроки работы, центральную идею, цель, субъекты культурно-образовательного пространства,принципы

Наименование методического объединения, где представлялся опыт; год, уровень (район, город, область, страна). Методические статьи, публикации профессиональной направленности

Участие в профессиональных конкурсах, опытно-экспериментальной работе

Справка от руководителя: дата, уровень (район, город, область, страна), наименование мероприятия

Какое место занято, какой итог опытно-экспериментальной работы достигнут (выпущены пособия, написаны статьи и другие достижения – стоит перечислить)

Положительные отзывы профессионального сообщества, родителей воспитанников, социальных партнеров о результатах деятельности воспитателя

Письма-отзывы от социальных институтов, с которыми сотрудничает воспитатель, родителей воспитанников

Предоставить письма-отзывы


Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Записаться к Дефектологу

Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона
+7 495 488-20-52 в Москве

Или

+7 812 416-38-96 в Санкт-Петербурге

Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.

Или же можно нажать зеленую кнопку «Записаться Онлайн» и оставить свой телефон. Оператор перезвонит Вам в течение 15-ти минут и подберет Вам специалиста, соответствующего Вашему запросу.

В данный момент запись ведется к специалистам и в клиники в Москве и Санкт-Петербурге.

Кто такой дефектолог?

Дефектолог – это специалист, обладающий профессиональной подготовкой в такой области как дефектология (также называется коррекционной педагогикой ). Следует отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики. Дефектология занимается особенностями развития детей с недостатками со стороны психического или физического здоровья. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Соответственно, дефектолог – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками.

Чтобы работать дефектологом, необходимо получить высшее педагогическое образование по специализации «дефектология». Во время обучения будущие дефектологи кроме педагогических дисциплин получают подготовку в психологии и некоторых сферах медицины. Специалист с таким образованием может работать в учреждении как обучающего (детские сады, школы ), так и лечебного (поликлиники, больницы ) профиля. Также дефектологи могут состоять в штате различных реабилитационных заведений, центров социальной защиты и психологической помощи.

Учитель-(педагог )-дефектолог

Учитель-дефектолог – это специалист, который состоит в штате учебного учреждения (детского сада, школы ) общего или специального профиля. Работать такой педагог может как с отдельными пациентами, у которых присутствуют те или иные проблемы, так и со всеми воспитанниками или учащимися (например, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слуха ).

Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у малыша.

Эта специальность объединяет много направлений, так как принцип работы с ребенком, который обладает проблемами со слухом, отличается от подхода к малышу с отклонениями в умственном развитии. На сегодняшний день существует 4 основные направления в дефектологии.

Дефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

  • Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия ) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.
  • Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности ) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения .
  • Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание , задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением ), дизартрия (неясная, смазанная речь ), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга ). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности ), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.
  • Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения ), аутизм (психическое расстройство ). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости ), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью ), помогает находить общий язык со сверстниками.

Работа дефектолога с детьми

Характер работы дефектолога с детьми во многом зависит от направления, в котором он специализируется. В то же время, существуют и общие принципы, на которые опирается коррекционный педагог в своей практике, вне зависимости от его специализации. Так, единой целью для всех дефектологов является мотивация детей к обучению (как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологом ). У многих детей с нарушениями слуха, зрения или умственного развития отсутствует стремление к обучению (например, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе ). В задачу дефектолога входит объяснить ребенку важность обучения и сделать все возможное, для того чтобы стимулировать интерес и уменьшить трудности, которые испытывает малыш.

Работа педагога по коррекции начинается с обследования учащихся с целью выявления детей с теми или иными проблемами. Затем проводится идентификация (по виду, по степени выраженности ) дефектов и последующее объединение детей со схожими нарушениями в группы. Впоследствии дефектолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Работа строится на основе различных современных методик, выбор которых зависит от типа отклонений у учащихся.

Всю работу с детьми, которую проводит дефектолог, можно условно разделить на несколько этапов, последовательность выполнения которых определяется самим специалистом.

Существуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

  • Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь ).
  • Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
  • Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук ). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют ), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев. Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию ), целью которых является соблюдение личной гигиены .
  • Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры. На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
На таких занятиях ребенок получает знания общего характера, поэтому чаще всего они проводятся групповым образом. На индивидуальных уроках дефектолог работает более основательно над развитием и совершенствованием тех навыков и функций, которые актуальны для конкретного случая. Так, если у ребенка полностью утрачен слух, нет смысла работать над его улучшением. В данном случае специалист по коррекции направляет усилия на то, чтобы обучить ребенка, например, тактильному общению. Также на индивидуальных занятиях закрепляются полученные в ходе группового обучения знания, стимулируется познавательная активность (стремление к учебе ), отрабатывается пропущенный материал.

Большим значением в профессиональной деятельности этого специалиста является консультирование родителей. Помощь дефектолога направлена на то, чтобы научить взрослых создавать и поддерживать здоровую внутрисемейную атмосферу. Часто дефектолог проводит занятия, на которые приглашаются не только дети, но и их родители.

В чем заключается разница между дефектологом и логопедом?

Разница между логопедом и дефектологом, который специализируется на работе с детьми, обладающими дефектами речи, заключается в целевой аудитории и целях проводимых занятий. Так, если к логопеду направляются дети без отклонений в психическом или физическом развитии, то дефектолог работает с пациентами, которые обладают теми или иными нарушениями. Работа обычного логопеда сводится к тому, чтобы устранить существующие нарушения речи (неправильное произношение звуков, слов ). В цели же дефектолога-логопеда входит обучить ребенка высказывать свои мысли и восстановить пробелы в знаниях, провоцирующие сложности в общении. Наглядно объясняет разницу между этими специалистами следующий пример. Так, пациентом логопеда может быть ребенок, который неправильно произносит слово «коробка» из-за неверного произношения звука р. К дефектологу-логопеду же направляют ребенка, который не только не умеет произносить, но и неуместно использует слово «коробка» из-за того, что не знает его значения.

Врач-дефектолог

Как было сказано выше, дефектолог не является врачом, так как не обладает медицинским образованием. В то же время, такой специалист может работать в штате поликлиники, больницы или другого лечебного учреждения, чаще всего детского профиля. Причинной для посещения дефектолога могут быть подозрения на отклонения в психическом или физическом развитии ребенка. Этот специалист проведет диагностический тест, который подтвердит или опровергнет предположение об отставании ребенка.

Диагностика (анализы ) дефектолога

Дефектолог не проводит и не назначает какие-либо лабораторные исследования (типа анализа крови или анализа мочи ). Этот специалист использует диагностический тест, который позволяет оценить уровень развития ребенка как в целом, так и отдельных его навыков. Для этого дефектолог задает вопросы, просит выполнить некоторые действия, а также оценивает внешний вид ребенка. Иногда он специально делает положительные или отрицательные замечания, для того чтобы оценить детскую реакцию на негатив или одобрение. Также могут быть искусственно смоделированы обстоятельства, позволяющие определить отношение ребенка и его поведение в сложных, нетипичных ситуациях. Для более полной оценки могут быть опрошены родители, а также использованы документы, показывающие успеваемость ребенка в школе или дошкольном учреждении. В некоторых случаях может быть использована диагностическая карта, которая предварительно разрабатывается дефектологом.

Диагностическая карта дефектолога содержит следующие рубрики:
  • данные о ребенке и родителях (возраст, фамилия/имя/отчество и другие сведения );
  • заболевания родителей и близких родственников, в том числе и те, которые передаются по наследству;
  • данные о рождении ребенка (какая беременность по счету, были ли осложнения при вынашивании или рождении ребенка, на каком сроке родился малыш );
  • информация о раннем развитии (когда ребенок начал самостоятельно держать голову, сидеть, ходить );
  • как развивались речевые навыки (когда появился первый лепет, первые слова, первые фразы );
  • перенесенные ребенком болезни и тяжелые состояния;
  • занимался ли малыш с другими специалистами, и каковы были результаты;
  • выражает ли ребенок интерес к игре, к обучению.

Справка (заключение ) дефектолога

Заключение дефектолога – это подтвержденный документально вердикт, который выносит этот специалист после обследования ребенка. Следует уточнить, что дефектолог не делает заключение о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений, а лишь предоставляет оценку тех или иных навыков ребенка. Другими словами, этот специалист не ставит диагноз, а только описывает состояние малыша.
Характер данных, которые указываются в справке дефектолога, зависит от возраста и проблемы ребенка. Но существуют также и общие характеристики, указывающиеся во всех заключениях, которые выносит дефектолог.

В справке дефектолога указываются следующие данные о ребенке:

  • каким образом ребенок предоставляет сведения о себе (быстро или после нескольких просьб, в развернутом виде или называет только имя );
  • умение идти на визуальный, тактильный, словесный контакт (насколько быстро и непринужденно контактирует ребенок с окружением, испытывает ли он при этом интерес );
  • характер общей деятельности ребенка (присутствует ли мотивация, устойчивость и сохранение желания заниматься каким-нибудь видом занятий длительное время );
  • адекватен ли подход к игровой деятельности, к игрушкам (использует ли ребенок игрушки по назначению, разбирается ли в правилах самых простых игр, испытывает ли интерес к такой деятельности );
  • как ребенок реагирует на одобрение, похвалу, замечание, собственные неудачи;
  • оценка таких детских качеств как внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
  • понимает ли ребенок картины/выражения со скрытым смыслом, выявляет ли бессмысленные/нелепые сюжеты;
  • насколько развита и согласована у него двигательная активность рук;
  • насколько скоординирована у ребенка походка, движения всего тела;
  • соответствуют ли учебные навыки (письмо, чтение ) требованиям программы и возрасту;
  • различает ли ребенок предметы в соответствии с их цветом, размером и другими характеристиками;
  • ориентируется ли он в пространстве и времени.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
  • Административная ответственность лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Б) матчи, в которых футболист не мог принять участие в связи с травмой или болезнью, которые не были напрямую связаны с его профессиональной деятельностью в качестве футболиста...
  • Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью
  • Билет № 12. Деятельность Иоганна Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.
  • Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учителя - дефектолога выходить за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами соц.-пед., реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и д. р. видами деятельности, направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.

    Педагогическое образование содержит широкий спектр пед. специальностей:

    Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слеп. и слабовид. (тифлопедагог).

    Сурдопедагогика - с получ. Квалиф. и педагога глухих и слабослыш. (сурдопедагог).

    Олигофренапед-ка - с получ. квалиф. педагога для работы с лицами имеющими различные виды наруш. умственного разв-я (олигофренопедагог).

    Логопедия - с получением квалификации логопеда;

    Спец. дошколь. пед-ка - с квалиф. педагога для работы с детьми дошколь. возраста с откл-ми.

    Спец. психология - психология обеспечивающая психологическое сопровождение лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

    Учитель-дефектолог работает в спец. образ. учреж-и, в психолого-медико-соц-х, реабилитационных, консультативно - диагностических центрах, ПМПК, на логопунктах, а также в О.У. общего назначения, в дет. домах и школах-интернатах для введения корр-пед работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивид. обучение и воспит-е детей с откл. в раз-ии в домаш. условиях.

    Учитель - дефектолога - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с огран. Возможностями жизнедеятельности. Оптимизм профессионала прояв-ся в его социально активном отношении и к субъекту пед. воздействия (ребёнку или взрослому с огранич. возмож), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя - дефектолога, м к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.

    Проф. опыт учителя - дефектолога обеспечивает ему квалифицированную проф. деятельность в различных коллективах, соц. группах - учащихся, воспитанников, их родителей, студентов, коллеги т.д.

    Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием и т.д.

    Существует противопоказание к данной деятельности для тех кто имеет отклонения в состояние здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно - сосудистой и иммунной системе так как деятельность уч-дефектолога оказывает влияние на состояние здоровья. Необходима и физич. выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивость психического здоровья. Необходимо иметь правильную речь бездефективное произношение звуков.

    Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.

    Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.

    Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.

    Психолого-педагогическая готовность заключается в:

    Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;

    Знании закономерностей социализации и развития личности;

    Знании целей и технологий воспитания и обучения;

    Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.

    Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.

    Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.

    Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:

    1. Умение ставить задачи.

    2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).

    3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.

    4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:

    самоанализ, самоотчет и т.д.

    Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.

    Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.

    Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...

    Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:

    Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.

    Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога


    | 2 | | | |

    9. Роль общественных организаций в решении проблемы наркомании: Материалы международной практической конференции. - Кострома: «Авантитул», 2005. - 64 с.

    10. Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт / сост. М.А. Слободская. - М.: Институт проблем гражданского общества, 1998. - Вып. 1.

    11. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (РБФ НАН). - Режим доступа: http://www.nan.ru

    12. Фонд «Город без наркотиков». - Режим доступа: http://stopcadr.net

    13. Фонд «Спасение». - Режим доступа: http:// spasenie74.ru/mission/.

    14. Фонд «Страна без наркотиков». - Режим доступа: http://www.fondsbn.ru

    Лавская Наталья Сергеевна

    кандидат педагогических наук Московский педагогический государственный университет

    kafppmospi@mail. ги

    ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

    В статье представлена специфика деятельности педагога-дефектолога, определены особенности социальной компетентности педагога-дефектолога с учетом специфики его профессиональной деятельности.

    Ключевые слова: социальная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность.

    Профессиональная компетентность педа-гога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированности у дефектолога социальной компетентности.

    Педагог-дефектолог, наряду с непосредственно педагогической деятельности призван реализовывать следующие функции:

    1. Диагностические (умения видеть разнообразные нарушения психического и физического здоровья ребенка; адекватно подбирать и использовать психодиагностические методики; проводить диагностику уровня психического развития ребенка; умения, исходя из полученных результатов составлять педагогическое заключение и разрабатывать маршрут коррекционно-педагогической работы; умения выбирать и использовать эффективные коррекционно-развивающие технологии).

    2. Прогностические (умения наблюдать за психическим развитием ребенка, навыки прогнозирования психического развития ребенка; способности предвидеть разнообразные затруднения в процессе учебно-воспитательной, образовательной и коррекционной работы с различными детьми; способности прогнозировать результаты учебной и коррекционной деятельности с ребенком с нарушениями развития).

    3. Дидактические функции (умения осуществлять пропедевтику, планировать учебный процесс, использовать современные технологии обучения и коррекционные технологии, с учетом психофизических особенностей каждого конкретного ребенка; умения осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к ребенку с нарушениями развития).

    4. Трансформационные функции (умения педа-гога-дефектолога преобразовывать все компоненты учебно-воспитательного процесса исходя из принципа коррекционной направленности; выявление несоответствий и осуществление необходимой трансформации, адаптации учебного, речевого, дидактического и методического материала, методов и приемов, организационных форм работы, условий обучения и воспитания).

    5. Воспитательные функции (умения диагностировать особенности социального функционирования ребенка с нарушением развития, способности ставить и решать воспитательные задачи; владение методами социализации ребенка с нарушением развития).

    6. Организационные функции (умения рационально выстраивать учебно-воспитательный про-

    © Лавская Н.С., 2012

    цесс; вести необходимую документацию; осуществлять контроль за результатами; простраивать отношения между различными специалистами).

    7. Консультативные функции (умения взаимодействовать с родителями ребенка с нарушением развития, воспитателями, педагогами, узконаправленными специалистами; навыки обучения взрослых).

    Кроме вышеперечисленных направлений деятельности педагога-дефектолога следует отметить социальные и коммуникативные функции. Социальная деятельность предполагает сформирован-ность умений изучать и анализировать проблемы, условия и возможности социальной интеграции детей с нарушениями развития; проводить профессиональную ориентацию и профконсультирование; осуществлять социальную деятельность в соответствии с реальными потребностями детей. Коммуникативная деятельность включает в себя навыки педагога-дефектолога строить отношения с детьми с нарушениями развития, их родителями, коллегами и другими специалистами, участвующими в сопровождении ребенка.

    Таким образом, в целом содержанием деятельности педагога-дефектолога является содействие психическому и физическому развитию ребенка, коррекция и компенсация имеющихся у него отклонений.

    На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного практического опыта профессиональную компетентность педагога-де-фектолога мы представляем как интегративное структурное образование его личности, проявляющееся в готовности и способности реализовывать такие профессиональные функции как развитие личности ребенка с нарушениями в развитии, его социализация, профилактика и коррекция нарушений психического здоровья и компенсация имеющихся у ребенка нарушений.

    Профессиональная компетентность педагога-дефектолога, с нашей точки зрения, включает ряд составляющих.

    1. Предметная компетентность - владение нормативно-правовой и директивной базой организации воспитательного, образовательного и коррекционно-развивающего процесса, которая является основой планирования, организации и осуществления контроля за психическим развитием детей с особыми потребностями.

    2. Психолого-педагогическая компетентность -знание особенностей психического развития условно здоровых детей и детей с нарушениями в развитии; знания о психофизиологических, психологопедагогических особенностях детей с различной патологией и психофизиологических, психологопедагогических особенностях детей с сочетанной патологией; владение современными нейропсихо-логическими методиками; умение создавать «здоровую коррекционно-развивающую среду»; владе-

    ние умениями педагогического общения; умения собирать и систематизировать информацию, необходимую для детей с особыми потребностями; умения вести профилактическую и просвещенческую работу с родителями детей с особыми потребностями.

    3. Научно-методическая компетентность - знание актуальных проблем дефектологии и теоретических основ работы с детьми дошкольного, школьного возраста (тифлопедагогические, сурдопедагогические, олигофренопедагогические, логопедические); знания концепций и технологий коррекционно-развивающего обучения и умение их использовать с учетом особенности психофизического развития детей с особыми потребностями; владение умениями отбирать и систематизировать, ясно и логично излагать задачи и учебный материал, доступно объяснять факты и явления, основываясь, прежде всего, особенностями психического и физического здоровья детей с особыми потребностями; умение выбирать методы воспитания, формы и приемы работы с детьми с особыми потребностями, коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии.

    4. Личностная компетентность - вера в потенциал ребенка, креативность, эмпатия, способности к саморефлексии, уровень личностной зрелости, социально-нравственная ответственность.

    5. Самообразовательная компетентность - профессиональная и личностная потребность в самосовершенствовании, стремление к освоению новых профессиональных знаний, способность к работе с профессионально значимой информацией.

    6. Коммуникативная компетентность - способность к межличностной коммуникации и продуктивному профессиональному взаимодействию.

    7. Социальная компетентность - умение устанавливать и развивать контакты с родителями, детьми, коллегами, узконаправленными специалистами, представителями разных организаций, способность к участию в общественной работе, адаптация к жизненным условиям.

    8. Деонтологическая компетентность - способности и готовность к осуществлению нормативного профессионального поведения в области коррекционно-педагогической деятельности с помощью сформированной системы ценностных мотивов, деонтологических знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств.

    Профессиональная компетентность педагога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и меж-

    Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

    личностном контексте, следовательно педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую свя-

    зана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированное™ у дефектолога социальной компетентности.

    Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3