Пять самых известных международных экологических организаций. Международные общественные организации по охране природы Примеры и дополнительная информация

Государственное управление охраной природной среды осуществляют не только органы общего управления, но и специализированные природоохранные органы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Органы общего управления осуществляют природоохранную деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. Специализированные природоохранные органы решают задачи только в сфере взаимодействия общества и природы.

Поскольку компетенция этих органов по специальным вопросам охраны природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми или надведомственными органами.

Федеральные органы общего управления: Президент России, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России.

Президент РФ, согласно Конституции РФ, осуществляет следующую природоохранную деятельность: определяет основные направления внутренней и внешней экологической политики государства; организует систему центральных органов исполнительной власти России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области охраны природной среды; гарантирует соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны природной среды.

Государственная дума РФ. Законодательную власть в области охраны природы преимущественно осуществляет Государственная дума РФ, в состав которой входят Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. При Комитете по экологии создан Высший экологический совет, задачами которого являются проведение экспертно-аналитических работ по разработке экологических прогнозов; консультативная помощь и экологическая экспертиза законопроектов, указов и постановлений, вносимых на рассмотрение Госдумы РФ, и экологоэкономическая экспертиза крупных природопреобразующих проектов; подготовка материалов для международных договоров и других документов по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Отдел природопользования и защиты окружающей среды при Правительстве Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства Российской Федерации, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела относятся и международные проблемы, связанные с размещением и развитием производительных сил; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий в целях принятия обоснованных правительственных решений и т.д.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в области охраны природы, обеспечивая проведение в РФ единой государственной политики в области экологии, управляя федеральной собственностью на природные ресурсы, проводя меры по обеспечению законности и соблюдению экологических прав граждан.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации:

    координирует природоохранную деятельность министерств, ведомств и других организаций на территории РФ;

    обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ, обеспечивает население необходимой экологической информацией;

    осуществляет руководство внешними связями РФ в области охраны природы;

    организует подготовку и распространение ежегодного доклада о состоянии природной среды в России, систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;

    принимает решения о прекращении деятельности организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

    устанавливает порядок: образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Специализированные природоохранные органы

Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология — основные исполнительные государственные органы, претворяющие в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области охраны природы. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет управление Государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль рационального использования и охраны недр.

Госкомэкология РФ — Государственный комитет РФ по охране природной среды — это надведомственный природоохранный орган. Он и его территориальные органы являются специально уполномоченными органами России в области охраны природной среды. В пределах своей компетенции они координируют деятельность органов, осуществляющих природоохранные функции в соответствующих сферах управления Министерства природных ресурсов РФ, Роскомвода, Рослесхоза, Госгидромета, Роскомрыболовства, Федеральной службы геодезии и картографии России, а также других министерств и ведомств.

Госгортехнадзор РФ — Федеральный горный и промышленный надзор России. Он осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и организует надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности центральными органами исполнительной федеральной власти, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляет горный надзор в целях обеспечения законодательства России по безопасному ведению работ всеми пользователями недр, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.

Госгидромет РФ — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Она несет ответственность за организацию и деятельность системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды.

Госкомсанэпиднадзор РФ — Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России. Он осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные, контрольные и разрешительные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России: санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

Госатомнадзор РФ — Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Он контролирует соблюдение норм охраны природной среды и радиационной безопасности на предприятиях, использующих радиоактивные материалы.

Ряд задач по охране природы возложен на министерства и комитеты.

Минсельхозпрод РФ — Министерство сельского хозяйства и продовольствия России и Роскомзем РФ — Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ осуществляют контроль за правильным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов, внедрением интегрированных методов и особенно биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений и животных.

Роскомвод РФ — Комитет РФ по водному хозяйству, ведет управление водными ресурсами, контроль разумного их использования и мероприятий по охране водоемов от загрязнения.

Рослесхоз РФ — Федеральная служба лесного хозяйства России контролирует работу по рациональному использованию лесных ресурсов, разрабатывает и реализует государственную программу лесовосстановления, осуществляет комплекс мер по улучшению противопожарной защиты лесов.

Роскомрыболовство РФ — Комитет по рыболовству осуществляет охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, предотвращение загрязнения и заиления водоемов.

Минздравмедпром РФ — Министерство здравоохранения и медицинской промышленности России ведет надзор за санитарным состоянием природной среды, контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию — постоянно действующий орган, осуществляющий координацию деятельности центральных органов исполнительной федеральной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения, а также по рациональному природопользованию. Ее возглавляет заместитель председателя Правительства РФ.

Госкомэкологии регионов — государственные комитеты регионов по охране природной среды — основные звенья в системе Госкомэкологии России. Это главные центры области (республики, края), анализирующие и координирующие природоохранную работу в регионе. Они имеют в своем составе следующие основные подразделения: экономического регулирования природопользования; экологической экспертизы, организации государственного экологического контроля; организации ведения кадастров; аналитические лаборатории.

В городах и районах создаются самостоятельные городские и районные комитеты по охране природы, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с Госкомэкологией региона. В ряде регионов созданы межрайонные инспекции, выполняющие функции экологического контроля в нескольких районах. Руководитель Госкомэкологии региона возглавляет Координационный экологический Совет, который координирует деятельность всех природоохранных и других контролирующих органов региона.

Органы местного самоуправления в области охраны природной среды решают задачи: владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения санитарного благополучия населения; регулирования планировки и застройки, благоустройства и озеленения территории; контроля использования земель на территории муниципального образования, их экологической охраны.

Общественные природоохранные организации

Общественные экологические организации образованы во всех регионах России. Они характеризуются разнообразием природоохранных формирований, различающихся как организационными принципами (общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности — экологическое, социальноэкологическое, эколого-культурное. В настоящее время в России действуют около 1000 неправительственных экологических организаций различного уровня. В основном преобладают небольшие по численности объединения областного, районного и городского уровней, созданные, как правило, для решения конкретных локальных проблем: фонд защиты Байкала; общественный комитет спасения Волги; экологический центр Ростова-на-Дону; дружина «Служба охраны природы» (Казань); экологическая группа «Родник» (Зеленоград); клуб «Экология» (Волгоград); ассоциация «Экология и мир» (Вознесенск); Союз «Чернобыль» и др. Появились объединения отдельных формирований во всероссийские организации: Социально-экологический союз, Экологический союз, Всероссийское общество защиты животных и др. Гринпис официально открыл свое представительство в России 30 июня 1990 г.

ВООП — Всероссийское общество охраны природы. Это самая массовая организация по охране природы в России. Первичные организации ВООП создаются на фабриках, заводах, шахтах, в колхозах, совхозах, высших и средних учебных заведениях, школах. Они объединяются в городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения. Верховный орган общества охраны природы — съезд, созываемый обычно раз в 4 года. Он избирает Центральный совет, который выбирает президиум. При президиуме общества организованы секции леса, озеленения, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д., которые ведут научно-методическую работу по каждому из указанных направлений деятельности. Комплексные проблемы рассматривает научно-технический совет общества. Аналогичные подразделения имеются в областных и краевых отделениях.

ВООП, его подразделения в республиках, краях и областях Российской Федерации, а также экологические общественные объединения, включающие более 500 организаций, групп, решают, дополняя друг друга, важные природоохранные задачи: борьба против сооружения АЭС и ГЭС в различных регионах, против строительства скоростной железнодорожной трассы Москва-СанктПетербург, Нижнеобской ГЭС и т.д. На местах возникают также общественные инспекции, в частности, молодежные — голубые и зеленые патрули. Первичные организации общества охраны природы занимаются посадкой деревьев вдоль дорог и каналов, облесением оврагов, проводят множество других мероприятий. Члены общества борются с расхитителями природных богатств и браконьерами.

ФНПР — Федерация независимых профсоюзов России

ФНПР активно участвует в работе по законодательному закреплению прав профсоюзов в области охраны природной среды, постоянно контролирует и оказывает помощь предприятиям и организациям в выполнении обязательств, включенных в раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством РФ.

Экологические и природоохранные общественные объединения в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» имеют следующие права:

    разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

    требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении природной среды, мерах ее охраны;

    создавать общественные фонды по охране природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

    проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

    организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

    требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

    ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

Охрана природы как система мероприятий, направленных на оптимизацию взаимодействия общества с природной средой, охватывает не только пути сохранения и оптимизации среды обитания человека, но и вопросы рационального использования всех видов природных ресурсов. Оба эти аспекта охраны природы тесно взаимосвязаны.
Предупреждение разрушений или потери ресурсного и экологического потенциалов – основное направление охраны природы в настоящее время.

Конкретной единицей природной среды, охраняемой от загрязнения и нежелательного изменения, является ландшафт. Вид преобладающего хозяйственного использования природных ландшафтов (сельскохозяйственный, лесопромышленный и др.) позволяет определить основные направления охраны природы. Дальнейшая дифференциация территорий и акваторий по степени необходимой охраны проводится на основе оценки экологического состояния отдельных компонентов природных комплексов.
Рекомендуемый уровень интенсивности (степень) необходимых природо-охранных мер рассматривается как величина, обратно пропорциональная естественной устойчивости ландшафта и прямо пропорциональная силе антропогенного воздействия на него. Чем устойчивее или меньше нарушен ландшафт, тем менее интенсивные мероприятия требуются по его охране и наоборот.

В системе природоохранных мероприятий выделяются два основных направления:

  • охрана природы путем изъятия территорий и акваторий из хозяйственного использования или ограничения на них хозяйственной деятельности для сохранения генофонда растений и животных и ландшафтов в целом как эталонов природы;
  • охрана природы в процессе использования природных ресурсов (рациональное ).

Первое направление реализуется на основе существующей законодательно закрепленной сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и акваторий разной природоохранной значимости, в которых выделяются основные категории: государственные заповедники и национальные природные парки, а также заказники федерального значения. Особо выделяются территории, на которых находятся объекты всемирного природного наследия.

Из общего числа (101) государственных особое место занимают биосферные, имеющие международное значение. Обязательной функцией биосферных заповедников, наряду с охраной генетического фонда растений и животных того или иного региона страны, является осуществление мониторинга состояния .

Особым объектом сети охраняемых природных территорий являются государственные природные национальные парки. В них охраняются малоизмененные деятельностью человека ландшафты с богатой флорой и фауной. Охрана природы здесь сочетается с организацией отдыха населения и массовым туризмом, а природные ресурсы используются с интенсивностью, не наносящей ущерба ландшафтам. В парках могут выделяться и абсолютно заповедные участки.

Содержание и интенсивность охранных мероприятий в процессе использования природных ресурсов определяется видами воздействия и степенью преобразованности природных ландшафтов. В России значительные пространства занимают ландшафты, где природные экосистемы трансформированы незначительно и не утратили способность к саморегуляции. Прежде всего это ландшафты территорий ограниченного или экстенсивного хозяйственного освоения, отнесенные к Крайнему Северу: арктические (полярно-пустынные и арктотундровые), субарктические ( и лесотундровые) и северотаежные (лесоболотные восточно-европейские, западно-сибирские и восточносибирские). К этой же категории относятся, разбросанные по всей территории России, слабо используемые болотные, пойменные и дельтовые ландшафты, а также ландшафты верхних поясов среднегорий и высокогорий. Для всех перечисленных легко уязвимых, неустойчивых ландшафтов рекомендуются ограничения в крупноочаговом освоении и интенсивном использовании природных экосистем.

Территории с антропогенно измененными ландшафтами требуют осуществления мероприятий не только по сохранению, но и восстановлению их природного экологического потенциала. Все наиболее преобразованные ландшафты (вплоть до полного уничтожения отдельных компонентов) сосредоточены на промышленно-урбанизированных территориях (городах и промышленных пунктах). Здесь необходимы наиболее сложные и дорогостоящие инженерные (технико-технологические) мероприятия, предотвращающие и сокращающие объемы вредных стоков и выбросов в водную и воздушную среды, а также мероприятия, направленные на защиту и восстановление морфолитогенных и биогенных компонентов преобразованных ландшафтов.

Для сельскохозяйственного и лесопромышленного типов использования территории характерны наиболее крупные ареалы трансформации и модификации природных ландшафтов. Здесь охрана предусматривается в двух направлениях:

  • сохранение и повышение естественного плодородия почв и продуктивности лесов (поддержание на высоком уровне экологического потенциала);
  • охрана земель и лесов от разрушения и резкого ухудшения их качества (сохранение ресурсного потенциала).

Для обрабатываемых земель сам характер сельскохозяйственного производства указывает общую направленность охранных мероприятий. Так, при орошаемом основными являются мероприятия по предотвращению вторичного засоления и .

При неорошаемом земледелии несоблюдение норм и правил (местной) агротехники приводит к активизации на значительных площадях и дефляции почв, оврагообразованию. Борьба с этими процессами основывается на комплексе организационно-хозяйственных, агротехнических, агролесо-луго-мелиоративных и других мероприятий. Для пастбищ и сенокосов охранные мероприятия направлены на оптимизацию нагрузок на пастбища, сроков сенокошения и выпаса скота.

Система природоохранных мероприятий для лесохозяйственных территорий определяется главными функциями леса, природными и социально-экономическими условиями. Эта система реализуются не только в виде прямой охраны (запретов, норм и т. п.), но и в самом ведении , технологии лесозаготовок.
В настоящее время во всем мире возобладал многоцелевой подход к лесу, т. е. получение древесины, как это было раньше, не считается главной целью лесопользования. Воспроизводиться должна не только древесина, но и лесной ландшафт в целом со всем комплексом его продуктов и полезностей.

С природоохранной точки зрения, прежде всего должны сохраняться защитная и средообразующая функции леса, независимо от того, к какому функциональному подтипу он относится – для всех подтипов идентичны общие мероприятия, касающиеся охраны леса от пожаров и защита от насекомых-вредителей и болезней. Однако их конкретные формы, виды и интенсивность могут существенно меняться в зависимости от местных природных условий, главной функции и расположения леса в социально-экономической структуре страны (например, вблизи городов или в слабо освоенных районах).

Общее природоохранное значение имеет также наиболее полное использование срубленной древесины, т.е. не только стволовой, но и отходов лесозаготовок (порубочных остатков, валежа и т. п.). Это соответствует современному курсу на всемерную экономию ресурсов и представляет своеобразный вариант «безотходной технологии». В результате не только сокращаются площади, отводимые под лесоэксплуатацию, но и создаются условия для быстрого восстановления леса на очищенных лесосеках, снижается пожароопасность и опасность развития болезней и размножения насекомых-вредителей. К этому же разряду мероприятий принадлежит удлинение сроков службы изделий из древесины (пропитка и т. п.).|

В лесопромышленном (защитно-эксплуатационном) подтипе использования территории главная функция леса - сырьевая. Вырубка леса и транспортировка древесины - действия, приносящие наибольший ущерб лесным ландшафтам, особенно когда речь идет о сплошных концентрированных рубках. Основная задача природоохранных мероприятий в этом случае состоит в оптимизации соотношения лесосырьевой функции, с одной стороны, и защитной и средообразующей функции - с другой.

Важнейшее значение в обеспечении сохранения лесных ландшафтов и их защитных свойств не только в настоящем, но и в будущем имеет соблюдение норм отпуска леса под вырубку - так называемая расчетная лесосека. Она определяется по соотношению ежегодного отпуска леса с годичным приростом запаса древесины, с учетом наличия спелого древостоя и других факторов. Для горнотаежных лесов рубки должны быть всегда меньше годичного прироста, чтобы сохранить защитную функцию этих лесов. А в районах интенсивной лесоэксплуатации в Европейской части России расчетная лесосека должна строго соответствовать возможности неистощительного использования лесов.

Защита вод от загрязнения не может рассматриваться вне проблемы эффективного их использования. В системе рекомендуемых мероприятий для водных объектов, способных исключить или существенно уменьшить загрязнение и истощение речных и озерных вод, прежде всего относятся такие мероприятия, которые сокращают забор свежей воды. К ним относятся: предельное уменьшение или полное прекращение сбросов неочищенных сточных вод путем введения систем повторно-оборотного использования воды, внедрение бессточных производств, строительство современных очистных сооружений и их эффективная эксплуатация.

Водные объекты сельскохозяйственных территорий загрязняются продуктами эрозии почв, ядохимикатами, удобрениями, с животноводческих ферм и особенно с крупных свиноводческих комплексов. Меры по охране вод в этих случаях должны носить профилактический характер. Все конкретные направления охранных мероприятий перечисляются в легенде карты.

На крупных реках и озерах, используемых как транспортные пути, загрязнение усиливается речным флотом (главным образом нефтесодержащие сточные воды и мусор). Борьба с такого рода загрязнениями связана с правильной организацией работы транспорта и проведением профилактических мероприятий.
Одним из обязательных природоохранных мероприятий при рациональном использовании являются меры по соблюдению установленных норм и правил рыболовства, промысла морского зверя и охоты на водоплавующую дичь.

Введение

1. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

2. Экологический кризис - реальная угроза человечеству

3. Природоохранная деятельность в России

4. Принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Заключение

Литература

Введение

Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности —рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

В данной работе будут раскрыты такие понятия как: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность»; проанализированы причины возникновения экологического кризиса и рассмотрены пути его решения, непосредственно будет освещен такой вопрос как Главный закон об охране природы в России, а также принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

принцип охрана природа экология безопасность

1. Смысловое значение понятий: «охрана природы», «охрана окружающей среды», «природопользование», «экологическая безопасность»

Охрана природы - совокупность государственных и общеобразовательных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

В 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охраны — охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей природной среды — представляет систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. В новом природоохранном Федеральном законе (2002) используется термин «охрана окружающей среды», при этом «природная среда» понимается как важнейшая составляющая часть окружающей среды. В последние годы часто используется также термин «защита окружающей природной среды», который близок другому понятию — «охрана биосферы» т.е. системе мероприятий, направленных на устранение негативного антропогенного или стихийного влияния на взаимосвязанные блоки биосферы, на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием — общественно-производственной деятельностью, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н. Ф. Реймерсу (1992), оно включает в себя:

а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;

б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование означает комплексное, научно обоснованное, экологически безопасное и неистощительное использование природных богатств, с максимально возможным сохранением природно-ресурсного потенциала и способности экосистем к саморегуляции. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной среды, сопровождается нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

На современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие «экологическая безопасность», под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций, их последствий.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение животного потенциала.

Экосистемы имеют следующие предельные границы такой экзистенции (существования, функционирования), которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985):

Предел антропотолерантности — устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, вредному влиянию пестицидов;

Предел стохетолерантности — устойчивости против стихийных бедствий, например, действия на лесные экосистемы ураганных ветров;

Предел гомеостаза — способности к саморегуляции;

Предел потенциальной регенеративности, т.е. способности к самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении этих пределов для достижения экологически сбалансированного природопользования. Нерациональное природопользование и конечном счете ведет к экологическому кризису.

2. Экологический кризис - реальная угроза человечеству

Экологический кризис — это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности сохранения потенциального гомеостаза, т.е. способности саморегуляции экосистем, в условиях антропогенного воздействия серьезно подорваны.

Группа американских ученых — Д.Х. Медоуз, Д.Л. Ме-доуз, И. Рэндерс, В. Беренс, а также представители «Римского клуба», используя методы системного анализа, с помощью ЭВМ разработали модель будущего развития биосферы как мировой системы по пяти основным параметрам: население, производство продуктов питания, промышленное производство, загрязнение окружающей среды, невозобновляемые природные ресурсы. Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020— 2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. Иными словами, деградация биосферы представляет ныне прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты.

Современной экологической наукой доказано, что биота сама способна регулировать и стабилизировать окружающую среду. Реагируя на внешние возмущения сильными обратными связями (что аналогично действию принципа Ла Шателье—Брауна в термодинамике), биота возвращает окружающую природную среду к прежнему состоянию Однако такая реакция биоты возможна только до определенного предела.

В случае превышения хозяйственной или несущей емкости биосферы, биота, как утверждают В.И. Данилов-Данильян и К.С. Лосев (2000), сама становится «источником загрязнения». Сохраняющаяся естественная часть продолжает компенсировать возмущение, однако подобной компенсации уже недостаточно для возвращения прежнего состояния природной среды.

При этом необходимо учитывать, что деградация окружающей природной среды и ее последствия — лишь одна сторона проявления экологического кризиса, другой стороной (социальной) является кризис государственных общественных структур, не способных обеспечить экологическую безопасность общества (Петров, 1995).

Выход из глобального экологического кризиса — важнейшая научная и практическая проблема современности. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения, малоотходные технологии и т. д.), не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995), на путях устойчивого развития, комплексного подхода к решению природоохранных проблем. Общий принцип охраны окружающей среды (Реймерс, 1994): глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается, и, следствие из него,— другой принцип: «экологичное--экономично». Это требует от человечества более полного использования природно - ресурсного потенциала, и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами природопользования. Еще одно важнейшее экологическое правило: все компоненты биосферы атмосферный воздух, воды, почву и др. охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные системы биосферы. Лишь при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, животных, растений и т.д.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (2002) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

Рациональное и неистощительное природопользование;

Сохранение биологического разнообразия;

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы;

Приоритет сохранения естественных экосистем, природных ландшафтов и комплексов;

Соблюдение права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей Среды и др.

Важнейший природоохранный принцип, отраженный в Федеральном законе, — научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов, — отвечает духу международной Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992), где был взят курс на сохранение окружающей природной среды «наряду, вместе» с экономическим ростом.

Анализ экологической и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений выхода России из экологического кризиса (рис. 1). При этом необходим комплексный подход: одновременное использование всех направлений:

Первое направление — экологизация технологии: создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств и др.

Второе направление — развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды;

Третье направление — административно-правовое: применение мер административной и юридической ответственности за экологические правонарушения;

Четвертое направление — зколого-просветителъское: гармонизация экологического мышления, отказ от потребительского отношения к природе;

Пятое направление — международно-правовое: гармонизация экологических международных отношений. Определенные шаги по выходу из экологического кризиса по всем указанным выше пяти направлениям в России уже предпринимаются. Однако впереди всем нам предстоит пройти самые трудные и ответственные участки пути.

3. Природоохранная деятельность в России

В нашей стране в разные периоды прилагались определенные усилия по охране природы. Законы по защите окружающей среды в СССР были приняты в 70—80-х годах XX в..

В 1991 г. принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Прежде всего он определяет принципы охраны

Окружающей среды:приоритет охраны жизни и здоровья человека,

Сочетание экономических и экологических интересов,

Рациональное использование природных ресурсов, гласность и

Открытость экологической информации и др.

Закон устанавливает права граждан в сфере охраны окружающей среды, основные правовые институты охраны природы, особо охраняемые природные территории, зоны чрезвычайной экологической обстановки, а также требования к различным видам деятельности, основы экологического контроля и образования, виды экологических правонарушений и ответственность за них. Закон содержит свод правил ее охраны в условиях хозяйственного развития и является, таким образом, Экологическим кодексом России. Задачи этого закона можно разделить три части:

Охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

Предупреждение вредного воздействия хозяйственной и их деятельности;

Оздоровление окружающей среды и улучшение ее качеств

Ведущим принципом, направленным на решение этих задач, закон называет сочетание экологических и экономических интересов, научно обоснованное с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека. Это научно обоснованное сочетание должно устанавливать нормативы качества окружающей природной среды — предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического и т.д.), предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые выбросы, сбросы вредных веществ, нормы радиационного и электромагнитного воздействия, шума, вибрации, нормы вредных остаточных веществ в продуктах питания и т.п. Чтобы обеспечить выполнение нормативов качества окружающей природной среды, закон формирует экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам и гражданам, которые несут ответственность за их неисполнение. Запрещается финансировать и реализовывать проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В состав комиссии по приемке законченного строительства включаются представители органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического контроля. Без их подписи объект не принимается. Закон устанавливает наложение крупного штрафа на членов приемочных комиссий за прием к эксплуатации объектов с нарушением экологических требований. Уголовный кодекс РФ допускает привлечение таких лиц к уголовной ответственности за халатность или злоупотребление служебным положением.

Впервые в нашем законодательстве в закон включен раздел, отражающий право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Реальными гарантиями этого права являются нормативы предельно допустимых вредных воздействий, система экологического контроля за их исполнением и ответственность за невыполнение. Закреплено право граждан и общественных экологических движений предоставлять экологическую информацию, участвовать в экологической экспертизе, требовать ее назначения, проводить митинги, демонстрации, обращаться в административные и судебные органы с заявлениями о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Сумма причиненного вреда взыскивается с причинителя, а если установить его невозможно, то за счет средств соответствующего государственного экологического фонда, т.е. в данном случае государство отвечает перед гражданином. В состав экономического механизма охраны окружающей среды закон включает две категории факторов: позитивные и негативные. Их цель — обеспечить экономический интерес природопользователя к ограничению вредного воздействия на природу. Позитивные факторы создают прямые экономические стимулы к охране природы и обеспечивают финансирование, кредитование льготы, уменьшенное налогообложение при внедрении экологи чески чистых технологий. Негативные факторы влияют на экономический интерес через изъятие части дохода в качестве платы пользование природными ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Различают два вида платежей за пользование природными ресурсами: один — за изъятие, потребление природного вещества второй — за сброс, выброс, размещение отходов производства в природной среде. Система экономического стимулирования дополняется в законе мерами административно-правового воздействия. К таким мерам закон относит экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пре сечения вредной деятельности, ответственности за экологические правонарушения. Экологический контроль представлен в трех фор мах: системой мониторинга окружающей среды, государственным контролем, производственным и общественным контролем.

Важную роль приобретают отраженные в законе принцип международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды, поскольку задачи экологического возрождения трансграничны и полноценно могут быть решены лишь усилиями всего мирового сообщества. Россия подписала ряд международных соглашений об охране окружающей среды. В последние годы в стране наблюдается усиление влияния местных органов власти и природоохранительных органов на работу промышленности.

В Москве, например, запрещено применять этилированный бензин. Московский комитет по охране природы с 1989 г. ввел кругло суточное дежурство экологической скорой помощи (тел. 952-72-881 задача которой оперативно реагировать на сообщения о загрязнении воздуха, воды или почвы. Более 150 экологически вредных пред приятии Москвы либо останавливались, либо были закрыты.

4. Принципы осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Задачами международного сотрудничества в области природоохранной деятельности являются решения проблем соотношения правового регулирования экономики разных стран, воздействия человеческого общества на окружающую среду в целом и взаимовлияния экологии, права и экономики, а также вопросы организации рационального природопользования с применением рыночных рычагов воздействия и приведения экологических стандарте разных стран к единообразию.

Обмен между государствами включает в себя большой комплекс экологически значимых товаров — добывание, продажа транспортировка и вывоз охотничьих, в том числе пушных, трофеев, экспонатов и коллекций редких животных и растений; пере качка нефти, производимых из нее продуктов, газа, иного углеводородного сырья; экспорт лесоматериалов; импорт продовольствия; ввоз технологий, промышленной продукции, химических веществ, а также радиоактивных отходов для переработки. Между народные стандарты качества распространяются и на услуги эко логического характера — сертификацию лесной и иной экологической продукции, внедрение экологического аудита, добровольное и обязательное страхование экологических рисков, иные формы экологического предпринимательства. Кроме этого, в сферу взаимодейетвия стран в области экологии входят стихийные перемещения природных объектов и транснациональные загрязнения.

Управление и контроль на глобальном региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды на основе общепризнанных критериев и параметров являются международными принципами, которые принимаются большинством государств, а это подразумевает заключение не только межрегиональных и двусторонних, но и многосторонних международных соглашений по вопросам охраны окружающей среды при организации и осуществлении природопользования.

Соглашения условно можно классифицировать по тематике, дающей представление об уровне и масштабах глобализации, о на правлениях международного экологического сотрудничества:

Вопросы создания международных экологических организаций (всего 40) (Всемирная метеорологическая организация (1950 г.) Международный фонд по компенсациям за причиненный загрязнениями нефтью ущерб (1994 г.));

Охрана отдельных природных ресурсов (39) — охрана все мирного культурного и природного наследия (1972 г.), международная торговля видами дикой фауны и флоры находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), трансграничное загрязнение воздуха на большие расстояния (1979 г.), сохранение биологического разнообразия (1992 г.); охрана ресурсов Мирового океана: о регулировании размеров ячеек рыболовных сетей и пределов размеров рыб (1953 г.), о рыболовстве в водах Черного моря (1959 г.), в Северо-Западной Атлантике (1978 г.), Балтийского моря (1973 г.), Средиземного моря (1976 и 1980 гг, о предотвращении загрязнений сбросами с судов (1973, 1988 и 1992 гг);

Вопросы радиационной безопасности (13) —о защите трудящихся от ионизирующей радиации (1960 г.), о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.) и др.

Международными соглашениями охватывается решение проблем, связанных с использованием транспортных средств (16), Антарктики (5), космоса (4), военным использованием и уничтожением неядерного оружия массового поражения (4).

Глобальный характер экологии приводит к созданию глобальных наднациональных экологических органов управления — международные органы по охране китов, морских котиков, белых медведей и других исчезающих видов животных, а также растений. Координация деятельности государств по установлению квот нефте- и газодобычи и минимальных цен на углеводородное сырье осуществляется ОПЕК. Проводится обмен технологиями в области использования энергии солнца, ветра, морских приливов; согласование мер поиска, обработки, транспортировки, охраны и продажи алмазов, платины, палладия, золота и других драгоценных металлов; формирование системы ограничений вредных выбросов в атмосферу, наблюдения за выбросами, взимания платы за излишки загрязнений, допущенные после 1990 г. и подписания Киотского протокола. Сформирован в рамках стран единой Европы Европейский экологический арбитражный суд, европейская экологическая комиссия и другие органы экологического взаимодействия.

Документом глобального партнерства между государствами, который имеет своей целью заключение международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома,- является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая в Рио-де-Жанейро на всемирной конференции «Окружающая среда и развитие» (Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 г.). Здесь же были приняты заявление о принципах защиты и управления всеми видами лесов; конвенция о биологическом разнообразии; конвенция об изменении климата.

Для развития информационного сотрудничества в области гармонизации измерений, согласованного сбора и обмена экологической информацией на международном уровне и интеграции в международные системы мониторинга создаются сети национальных центров информации о состоянии окружающей среды Глобального экологического мониторинга Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), учитывая и соблюдая международные стандарты.

Заключение

Французский исследователь Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Пришла пора перестать устрашать друг друга, а совместными усилиями всех живущих на Земле — будь то человек или микроорганизм — совершенствовать наш общий дом — биосферу. Задача человека разумного, заключается в том, чтобы не подрывать естественные основы своего существования, не мешать прогрессивным процессам в биосфере, растрачивая на это все возрастающее количество энергии, а постараться разобраться в законах и правилах, движущих этими процессами, и согласовать с ними свои цели и действия.

Литература

1. Андреева Т.А. - Экология в вопросах и ответах: учебное пособие. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 148 с.

2. Аспиз М.Е. - Энциклопедический словарь юного биолога - М.: Педагогика, 1986. - 352 с.: ил.

3. Батуев А.С. - Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. - 668 с.: ил.

4. Володин В.А. - Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. - М.: Аванта+, 2001. - 448 с.: ил.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. - Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

6. Хотунцев Ю.Л. - Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли … Биологическая энциклопедия

ОХРАНА ПРИРОДЫ - 1) система мер, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающих сохранение и восстановление природных ресурсов, предупреждающих прямое и косвенное влияние… … Экологический словарь

Охрана окружающей природной среды, комплексная система мероприятий, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и соспроизводство природных ресурсов, в т. ч. на сбережение видового многообразия (генофонда) флоры и… … Биологический энциклопедический словарь

ОХРАНА ПРИРОДЫ - охрана окружающей природной среды, система комплексных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроиз во природных ресурсов и окружающей среды. Важнейшие задачи О. п.: поддержание осн. экологич. процессов и… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

Совокупность международных, государственных и региональных мероприятий, направленных на поддержание природы Земли в состоянии, соответствующем эволюционному уровню современной биосферы и ее живого вещества. По английски: Nature protection… … Финансовый словарь

Охрана природы - Ленинграда и его окрестностей. Меры по охране природы стали предприниматься в Петербурге фактически со времён основания города. Пётр I ввёл запреты и ограничения рубок леса, выделив заповедные виды деревьев (дуб, ильм, вяз, ясень, карагач, сосна… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Ленинграда и его окрестностей. Меры по охране природы стали предприниматься в Петербурге фактически со времён основания города. Пётр I ввёл запреты и ограничения рубок леса, выделив заповедные виды деревьев (дуб, ильм, вяз, ясень, карагач,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Современная энциклопедия

Комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в т. ч. видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных… … Большой Энциклопедический словарь

ОХРАНА ПРИРОДЫ, это понятие в последнее время приобрело много значений, различных, хотя и связанных друг с другом, в области сохранения природы и сбережения природных ресурсов. Для охраны природы необходимо разумное планирование и организация,… … Научно-технический энциклопедический словарь

Охрана природы - ОХРАНА ПРИРОДЫ, комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Опасность необратимых изменений природной … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Охрана памятников природы. Международная охрана природы , Д.Н. Анучин. Профессор Д. Н. Анучин. Охрана памятников природы. С 29 рисунками. Профессор Г. А. Кожевников. Международная охрана природы. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1914…
  • Охрана природы , Дроздов Николай Николаевич, Макеев Алексей Кузьмич. Серия книг `Живая природа с Николаем Дроздовым` адресована юным читателям, тем, кто только начинает знакомиться с удивительным миром живой природы, впервые открывает её тайны и загадки. Читая…

1)Национальные органы

Охрана природы есть научно обоснованная система государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на охрану, рациональное использование, воспроизводство природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Исполнители - государственные и международные организации, общественные организации и научные учреждения.

Их деятельность регламентирована и опирается на законодательные акты и правовые нормы. В статье 9 ныне действующей Конституции РФ сказано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

В статье 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Статья 58 гласит об обязанностях: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Кроме этих и некоторых других статей Конституции, отношения в сфере взаимодействия общества и природы в нашей стране регулируются законом РФ «Об охране окружающей природной среды», введенным в действие 19 декабря 1991 года. В этом законе определены принципы охраны окружающей среды, объекты охраны, права граждан и государственных органов (начиная с законодательных и заканчивая местными исполнительными) в области охраны окружающей природной среды.

Здесь же приведены экономические механизмы охраны окружающей среды, порядок нормирования ее качества, методы контроля, пути экологического воспитания и образования, ответственность за экологические правонарушения, принципы международного сотрудничества в этой сфере и другие аспекты природоохранительной деятельности. Этот закон должен стать настольной книгой каждого руководителя и общественного деятеля.

Непосредственным организатором выполнения этого закона является целая система органов, наделенных законодательной и исполнительной властью.

К законодательным органам относятся: Комитет по природным ресурсам и природопользованию при Государственной думе, постоянная комиссия по экологии и рациональному использованию природных ресурсов при областных или краевых думах.

В состав исполнительных органов входят: Совет при Президенте РФ по экологической политике, межведомственная комиссия совета безопасности РФ по экологической безопасности, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в составе правительства, а в республиках, краях, областях и районах - региональные комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Их функции определены законом и включают:

  • - определение основных направлений охраны окружающей среды;
  • - учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов;
  • - учет экологически вредных объектов, планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;
  • - координация природоохранительной деятельности органов управления предприятий, учреждений;
  • - координация деятельности экологических служб, проведение экологической экспертизы проектов;
  • - государственный экологический контроль;
  • - разрешение, запрещение деятельности экологически вредных предприятий;
  • - организация сбора и обезвреживания отходов;
  • - организация особо охраняемых территорий;
  • - организация экологического воспитания и образования;
  • - обеспечение населения экологической информацией и др.

Кроме специального Министерства, при других министерствах и самостоятельно при правительстве существуют комитеты, службы, департаменты, занимающиеся отраслевыми вопросами охраны природы, в том числе:

  • - комитет РФ по геологии и использованию недр;
  • - комитет РФ по земельным ресурсам;
  • - комитет РФ по рыболовству;
  • - комитет РФ по водному хозяйству;
  • - департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов при министерстве с/х;
  • - федеральная служба геодезии и картографии России;
  • - федеральная служба лесного хозяйства России;
  • - федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • - санитарно-эпидемиологическая служба РФ при Министерстве здравоохранения.

Все эти комитеты, департаменты и службы на местах, т.е. в республиках, краях, областях, городах, районах, имеют управления, инспекции, станции (например, областное управление лесного хозяйства, госохотинспекция, санэпидстанция и др.). Помимо этого к государственным учреждениям рассматриваемого направления относятся заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.

Таким образом, система государственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами природоохранительной деятельности (планирование, организаторская работа, контроль), весьма громоздка, часто ведет к обезливанию и снижению эффективности действия законов. Самым главным недостатком в деятельности названных органов, на наш взгляд, следует считать их неспособность обеспечить действенность хороших законов, законодательных актов и правовых норм.

2) Общественные организации

Охрана окружающей среды - дело всего народа. Сегодня в РФ функционирует 27 природоохранных общественных объединений, обладающих на основании закона большими полномочиями. Самым массовым является Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924 году. Оно включает 215 тыс. первичных организаций, объединяющих около 32 млн. граждан. Высшим органом общества является съезд, собираемый один раз в 4 года. Съезд избирает президиум. В последнем выделяются секции: леса, озеленение, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д. При президиуме образован научно-технический совет по комплексным вопросам. В районах, городах, областях, краях и республиках на конференциях избираются аналогичные органы. Вся природоохранная работа осуществляется, прежде всего, через первичные организации, которые создаются при предприятиях, в учреждениях, организациях, школах, вузах и других учебных заведениях.

Функциями ВООП и его подразделений являются: пропаганда природоохранительных знаний (издание плакатов, брошюр, книг, чтение лекций и др.); непосредственное участие в природоохранительных мероприятиях (рейды по контролю за выполнением природоохранительных законов, общественные инспекции, голубые патрули, зеленые патрули, общественная экологическая экспертиза, разработка предложений по улучшению охраны природы). Кроме ВООП в РФ функционирует Российский социально-экологический союз, экологическая академия, Ассоциация развития экологической прессы, Союз общественных экологических фондов России и др.

3) Научные организации

Российская АН, отраслевые АН, Государственные органы по науке и технике имеют специальные подразделения, которые разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Например, при президиуме РАН создан научный совет по проблемам биосферы. Названные органы руководят деятельностью целой сети НИИ и лабораторий, разрабатывающих способы очистки от загрязнений, методы контроля за состоянием окружающей среды, государственные стандарты и нормативы в этой области. Занимаются прогнозами, готовят проекты, осуществляют государственную экологическую экспертизу, оказывают помощь в решении практических задач рационального природопользования и охраны окружающей среды. Примером может служить центральный научно-исследовательский институт по комплексным проблемам охраны растительного и животного мира при Министерстве с/х.

Немалую роль в природоохранительной деятельности играют вузы. Силами кафедр, специальных лабораторий и НИИ они участвуют в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ, проектных работах, входят в состав научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе. Некоторые вузы готовят специалистов в области охраны среды; независимо от профиля, обеспечивают преподавание специальных курсов по охране среды и рациональному природопользованию. Этим достигается формирование экологической культуры граждан. С нашей точки зрения, силами вузов и других учебных заведений, с помощью прессы, радио, телевидения и публичных выступлений в самом ближайшем будущем должна быть достигнута экологическая макрообразованность, по крайней мере, руководителей и специалистов, поскольку, как пишет Ю. Одум, к тому времени, когда проблема станет очевидной каждому, предпринимать какие 4) Международные природоохранительные организации

Охрана природной среды - дело людей всего мира. Отдельно взятое государство, как бы идеально ни организовало эту работу, не в состоянии обеспечить защиту природных ресурсов, находящихся в вечном движении, постоянно пересекающих государственные границы - атмосферный воздух, воды морей, океанов, мигрирующих рыб, птиц, зверей. Охрана природы требует усилий всех государств планеты. На это направлены, прежде всего, международные конвенции и соглашения.

Например, «Соглашение об охране морских котиков» заключено в 1897 году между Россией, США и Японией.

Около 70 договоров, конвенций, соглашений существует по регулированию рыболовства и китобойного промысла. Ряд соглашений достигнут по охране Мирового океана от загрязнения нефтью.

В 1974 году СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Данией, Швецией, Финляндией была заключена конвенция о запрете загрязнения Балтийского моря.

В 1973 году принята конвенция по ограничению торговли редкими видами животных и растений. Более 80 стран заключили конвенцию по охране гнездовий, мест отдыха и зимовок водоплавающих птиц.

Существует соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области изучения и охраны окружающей среды.

При ООН созданы специализированные органы, в том числе:

  • 1. ЮНЕСКО - организация по проблемам образования, культуры, решает вопросы образования подготовки кадров по охране природы.
  • 2. ФАО - по вопросам продовольствия и с/х.
  • 3. ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.
  • 4. МСОП - международный союз охраны природы, объединяет 46 государств, имеет 6 постоянных комиссий со штаб-квартирой в городе Морж (Швейцария). Он подготавливает соглашения, конвенции; организует консультации по вопросам охраны природы. Разрабатывает и распространяет новейшие научные и научно-технические достижения в области охраны природы, готовит проекты по выбору территорий для биосферных заповедников и национальных парков.

Поскольку народы, страны и окружающая среда находятся в более тесной зависимости друг от друга, чем это обычно представляют, все решения должны приниматься в контексте холистического (целостного) подхода. Действия, направленные на достижение узко ограниченных целей, скорее всего, контрпродуктивны .