Социально-экологический союз - центр координации и информации соэс. © Кокин А.В Гуманитарная экология в экологической педагогике и отечественном инвайронментализме

Краткое описание

Природа - это интуитивно ясное и в то же время, трудно определяемое в силу его многозначительности понятие. В широком смысле природа - это все сущее во всем многообразии его проявления. В таком понимании «природа» по содержанию совпадает с такими понятиями как Вселенная, Космос, материя. Именно это значение природы является предметом философского анализа.

Введение…………………………………………………………………………..…2
1.Причины и проявления современного экологического кризиса………….…..4
2.Социально - экологическая политика государства и влияние
общественности на её осуществление……………………………………………..5
3.Формирование экологического мышления как необходимое
условие выживания и будущего развития человечества…………………………8
Заключение………………………………………………………………………….10
Библиографический список………

Содержимое работы - 1 файл

условие выживания и будущего развития человечества

Экологическое мышление - это способность специалиста анализировать состояние и тенденции развития сложных экологических систем, выявлять общие и частные закономерности их функционирования, преобразовывать реальные экологические явления в картографический материал, в нормативно-правовую документацию и в математические модели.

Экологические противоречия, достигшие глобального уровня, привели к осознанию того, что будущее развитие общества будет во многом зависеть от уровня экологической культуры и экологической предусмотрительности человека. Поэтому для реального преобразования социоприродных отношений необходимо осуществить экологизацию общественного сознания. Экологизация сознания общества связана с формированием у людей определенных экологических ориентаций и заключается в превращении экологических установок и ориентиров, образующих прочный фундамент экологического мышления, в основание деятельностных установок.

Главной целью современного образовательного процесса должна стать деятельность по формированию экологического мышления и распространению экологической культуры. Основой этой деятельности является распространение чувства ответственности за сохранение жизнепригодности природной среды и благополучия биосферы, что влечет за собой необходимость привлечения обучаемых к конкретным видам деятельности, связанным с природоохранной работой.

В связи с этим перед системой образования стоят следующие задачи:

1. разработать новые педагогические технологии и методики, направленные на обеспечение эффективности усвоения экологической информации;

2. способствовать формированию деятельных установок по отношению к природной среде, формированию высокой социальной активности, целеустремленности, предприимчивости, способности находить и принимать самостоятельные оптимальные решения в нестандартных ситуациях;

3. способствовать трансформации экологических ценностей в конкретные рационально обоснованные действия, умения ориентироваться в обстановке, сохраняя гуманистические идеалы и ценности;

4. способствовать экологическому просвещению таким образом, чтобы у обучаемых экологическая информация не порождала включение такого механизма психологической защиты, как отрицание, когда человек пытается исключить из сознания, тревожащие его явления;

5. способствовать выработке оптимистического взгляда на проблему природоохранной деятельности, поскольку индивидуальное бессилие перед лицом глобальной проблемы может приводить к апатии и безразличию;

6. формировать социальную ответственность и чувство ответственности за экологические результаты своей повседневной деятельности;

7. формировать у людей ориентацию на защиту и улучшение окружающей среды, чтобы их повседневная деятельность не противоречила нормам, обеспечивающим ее хорошее состояние, чтобы они проявляли инициативу в деятельности по охране окружающей среды.

Вполне очевидно, что сформулированные выше положения - это только постановка проблемы экологизации образования, а не ее окончательное решение. Для реализации этого решения потребуются время, средства, новые педагогические технологии и методики, а также использование других путей и средств для формирования развитого экологического сознания у большей части российского сообщества.

Образование должно стать динамичной системой, способной эффективно влиять на общественное сознание, формировать идеалы и ценности личности, не только отражая современное состояние общества, но и ориентируясь на его долговременные потребности и перспективы.

Заключение

Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития.

В возникновении и развитии экологического кризиса особая, определяющая роль принадлежит техническому прогрессу. По сути дела возникновение первых орудий труда и первых технологий привели к началу антропогенного давления на природу и возникновению первых спровоцированных человеком экологических катаклизмов. С развитием техногенной цивилизации происходило увеличение риска экологических кризисов и утяжеление их последствий.

Источник такой взаимосвязи - сам человек, который одновременно является и природным существом, и носителем технологического развития.

Постепенный переход к альтернативной энергетике сохранит чистый воздух, прекратит катастрофическое сжигание атмосферного кислорода, устранит тепловое загрязнение атмосферы.

Назначение социальной политики состоит в том, чтобы с помощью различных средств и рычагов: нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических проводить деятельную результативную социальную работу, связанную с экологическими проблемами общества. В странах с переходной экономикой, к которым мы относим и наше государство, показатели социального развития резко идут вниз. Нехватка ощущается во всех направлениях социальной политики. Но все же местные власти, депутаты, население нашли способы, если не окончательно остановить развал социальной сферы, то приостановить эту тенденцию, а в ряде случаев переломить ситуацию в положительную сторону. Для решения социальных проблем в области экологии необходимо принятие государственных актов.

Библиографический список

1. Калмыков, В.Н. Философия / В.Н.Калмыков - Минск: «Вышэйшая школа», 2006 - 432с.

2. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть / Д.М.Демичев - Минск: «Вышэйшая школа», 2007 - 494с.

3. А.И. Авраменко, Т.И.Адуло, И.Н.Бобкова [и др.] Человек. Общество. Государство. Пособие для абитуриентов ВУЗов / под общ. ред. А.И. Авраменко, Ф.В. Пекарского. - 3-е изд. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004 - 368с.

4.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

5. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. - М., 2002.

6. Маркович Данило Ж. Социальная экология. - М., 2002.

Экологическое образование


А.Корнажек. Разделяй и властвуй! Разделение общества, науки, религии и других сфер жизни выгодно власть имущим. Девять различий технократии и гармонии
Почему мы относимся ко всему как к обычному, описанному, каждодневному? Ученые уже все изучили, все нам рассказали, какие могут быть чудеса? Как понять то, что не говорит на нашем языке, то, что не имеет таких же как у нас органов чувств, да и готовы ли мы понять и признать иные формы существования сознания? ... Уже доказано, что растения реагируют эмоционально, чувствуют, испытывают боль, даже чувствуют! Почему наука не идет в направлении таких фундаментально архиважных исследований? Я вам скажу, их это не интересует. Потому что технократия владеет ими. Потому что Разделение запрещает всякому ученому задумываться об осмысленности жизни и существования. Они тупо препарируют живую материю без попытки вступить с ней в контакт и просто пообщаться! ()

Цельности, гармонии надо учить с детства. Это подтверждает опыт интернационального отеля Турунч (Турция)
Почему официальные ведомства разных стран не хотят учить детей по-новому прямо сейчас? Что или кто препятствует реформе образования? ...все уперлось в те самые силы, которые хотят разделять и властвовать. Объединение всех стран и народов в единое (мировое) государство, как было в «золотом веке», оставит не у дел многих амбициозных людей, которые мечтают быть хотя бы маленькими правителями. Оно оставит не у дел и многих представителей бизнеса, которые находятся в симбиозе с этими правителями или связаны с производством разных видов вооружения. Объединение, цельность – это уже другая идеология «золотого века», которая может господствовать только над всем миром сразу. А мы живем при господстве идеологии разделения ради власти и обогащения ()

Почему блокируются экологические инициативы? (взгляд «типового россиянина»)
В последнее время в СМИ все чаще и чаще поднимаются вопросы о необходимости повышения роли экологического воспитания и образования населения и экологической культуры. Они обсуждаются на различных региональных и общероссийских совещаниях, конференциях и форумах, а также включаются в повестки дня заседаний Администраций районов, Правительства РФ, Общественной палаты при Президенте России, Государственной Думы РФ и т.д. ... Однако, в большинстве случаев все эти инициативы экологов не находят должного понимания в правительстве и не включаются в тексты принимаемых законов, кодексов и других нормативно-правовых актов. Чтобы понять причину этого, необходимо разобраться, какие потребности имеет «типовой россиянин» ()

Почему не принимаются экологические инициативы и не возможно устойчивое развитие

В.С. Шевцов. Постмодерн, холодная война, демократия и свобода в устойчивом развитии

Представляю вашему вниманию весьма актуальную работу Директора Общественной организации «Белорусский зеленый крест» (Минск, Беларусь) Владимира Семеновича Шевцова, в которой живо и ярко описываются идеология и общество неофитов нашего времени, служащее новому богу – мамоне. Данная работа является отличным дополнением к размещенным на сайте работам А.Корнажек «Разделяй и властвуй! Разделение общества, науки, религии и других сфер жизни выгодно власть имущим. Девять различий технократии и гармонии» ... )

Читайте также мою работу " Коммунизм и капитализм: 25 миллионолетнее противостояние (о связи масонства, христианства, идеологии солнечных богов и тайного правительства Агарти - Шамбалы, управляющего развитием человечества) "

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Экология общества и человека в современном понимании……………..7
1.1. Теоретические аспекты экологии общества и человека…………………..7
1.2. Основные проблемы экологии человека…………………………….........14
Глава II. Экология культуры и экологическое сознание………………………...28
2.1. Общие понятие экологии культуры……………………………………….28
2.2. Экологическое сознание…………………………………………………...30
Глава III. Авторское исследование экологического сознания жителей........района г.Сыктывкара………………………………………………...34
3.1. Описание методики исследования………………………………………...34
3.2. Анализ результатов исследования………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список литературы…………………………………………………………………46
Приложение…………………………………………………………………………48

Фрагмент работы для ознакомления

ВВЕДЕНИЕ
Современный крупный город, как место проживания большого количества людей и концентрации промышленных производств, сталкивается с серьезными экологическими проблемами местного значения. Это загрязненность и загазованность воздуха, загрязнение речной и водопроводной воды, почвы, шум и скопление огромных объемов твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, появление «стихийных» свалок, которые не только загрязняют окружающую природную среду, но и нарушают нормальную жизнедеятельность горожан. Зачастую причиной возникновения экологических проблем становится их образ жизни.
Из важнейших проблем человека, особую остроту приобрела экология человека. Человек оказался уязвимым под мощным натиском последствий своей собственной преобразовательной деятельности. Эти последствия обнаружились не только в процессах функционирования природно-биологической основы его естества, но и его социальных и духовных качеств. Экология человека оказалась в кризисном состоянии.
В настоящее время существует многообразие мнений об общем состоянии экологии общества, в том числе и относительно предмета экологии человека, ее главных аспектах и методологических принципах. Так, В.П. Казначеев считает, что экология человека - это «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека».
Экология человека тесно связана с экологией города, с урбоэкологией. Существенна связь с физической антропологией (приспособление биологической особенности человека к условиям окружающей среды, к условиям природы). И, конечно, экология человека включает в себя экологию культуры, а также всё, что связано с этой наиважнейшей стороной жизни человека. Именно уровень культуры и духовности человека и человечества определяет отношение к природе. Именно бездуховность и низкий уровень культуры, прежде всего, порождают тот клубок запутанных проблем, который грозит гибелью природе, человечеству и планете.
В условиях необходимости решения экологических проблем экологическое сознание приобретает приоритетное значение для сохранения безопасности, нормальной жизнедеятельности и устойчивого развития как мирового сообщества в целом, так и отдельных стран. Проблематика, связанная с экологическим сознанием, отличается неоднозначностью, в ней фиксируются сложные и противоречивые субъектно-объектные отношения социума и окружающей среды. Испытывая на себе негативное влияние экологических проблем, общество вынуждено искать пути их решения на глобальном, национальном и местном уровнях.
Население города представляет собой не просто социальную систему, а социоэкосистему, которую можно обозначить как городское местное сообщество, и все ее социальные, политические, экономические и культурные элементы не могут устойчиво развиваться в ситуации, когда среда, в которой они существуют, находится на грани разрушения.
Проведение мероприятий по организации социального взаимодействия органов местного самоуправления и населения городов могло бы способствовать решению насущных экологических проблем. Чтобы такое социальное взаимодействие стало эффективным, требуется в достаточной мере развитое экологическое сознание жителей городских муниципальных образований.
Анализ накопленного научного материала показал, что взаимодействие природы и общества до недавнего времени изучалось односторонне: исследовались проблемы влияния окружающей среды на человека, а влиянию человека на природную среду, его экологическим установкам и экологической культуре уделялось недостаточно внимания.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: Словарь-справочник [Текст] / Н.А. Агаджанян. – М.: «КРУК», 1997. – 208 с.
2. Акимова, Т.А. Экология человека: Учебное пособие [Текст] / Т.А. Акимова, Т.А. Трифонова, В.В. Хаскин. – М.: Экономика, 2008. – 367 с.
3. Алдашева, А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие [Текст] / А.А. Алдашева, В.И. Медведев, М.: Логос, 2001. – 384 с.
4. Алексеев, В.П. Очерки экологии человека [Текст] / В.П. Алексеев. – М.: Мир, 1993. – 191 с.
5. Бахарев, В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума [Текст] / В.В. Бахарев. – Ульяновск: УлГУ, 1999. – 276 с.
6. Безручко, Н.В. Экология человека: Учебное пособие [Текст] / Н.В. Безручко, Н.Ю. Келина. – М.: Феникс, 2009. – 395 с.
7. Борисова, Л.Г. Экология культуры как научная дисциплина / Научная деятельность в системе современной культуры [Текст] / Л.Г. Борисова. – Новосибирск: 1987. – 178-204 с.
8. Гора, Е.П. Экология человека: Учебное пособие для вузов [Текст] / Е.П. Гора. – М.: Дрофа, 2007. – 544 с.
9. Казначеев, В.П. Проблемы экологии человека [Текст] / В.П. Казначеев. – М.: Наука, 1986. – 141 с.
10. Карякина Т.Н. Социальная экология [Текст] / Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.А. Яцышена. – Волгоград: ВолГУ, 2005. – 90 с.
11. Кулабухов, Д.А. Экология культуры: культурно-антропологические аспекты [Текст] / Д.А. Кулабухов. – Белгород, 2007. – 148 с.
12. Лосев, А.В. Социальная экология: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин. – М.: Владос, 1998. – 312 с.
13. Малофеев, В.И. Социальная экология: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.И. Малофеев. – М.: Дашков и К, 2003. – 260 с.
14. Павлов, А.Н. Основы экологической культуры: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Н. Павлов. – М.: Поштехника, 2004. – 334 с.
15. Петров, К.М. Экология человека и культуры: учебник для гуманитарных вузов [Текст] / К.М. Петров. – М.: Химиздат, 2000. – 384 с.
16. Прохоров, Б.Б. Социальная экология [Текст] / Б.Б. Прохоров. – М.: Академия, 2008. - 416 с.
17. Прохоров, Б.Б. Экология человека: Учебник для вузов [Текст] / Б.Б. Прохоров. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
18. Ситаров, В.А. Социальная экология [Текст] / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
19. Соломкина, М.А. Экологическое сознание: понятие, типология, интерпретация [Текст] / М.А. Соломкина // Экология человека. - №2. - 2000. - 49-50 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Осознание всепланетной зависимости и ответственности стран друг перед другом стало приходить по мере того как локальные экологические проблемы, касавшиеся отдельных регионов, перерастали в глобальные, от решения которых теперь уже зависит само существование человечества.

Можно выделить целый ряд глобальных экологических проблем.

1. Сокращение биологического разнообразияв результате прямого (отлов, отстрел) и косвенного (загрязнение и хозяйственное использование мест обитания) уничтожения множества видов животных и растительных организмов. А так как каждый вид является регулятором численности других видов (через участие в пищевых цепях и конкурентной борьбе «за место под солнцем»), то резкие изменения в видовом составе экосистем и всей биосферы ведут к нарушению динамического равновесия в природе, к сверхразмножению нежелательных организмов или же к ускорению процессов опустынивания. Кроме того, с потерей отдельных видов навсегда теряются оригинальные свойства приспосабливаемости, которые можно было бы использовать в генной инженерии будущего.

2. Изменение климата (на данном этапе в сторону потепления, хотя в будущем не исключен резкий поворот к похолоданию) в результате увеличения углекислого газа в атмосфере, препятствующего отражению тепловых лучей от поверхности Земли. Причиной этого является нарастание темпов его высвобождения в процессе сжигания различных видов органического топлива, с одной стороны, и уничтожения растительных организмов (включая океанический фитопланктон), способных усвоить образующийся избыток углекислого газа – с другой. Последствия этого процесса многогранны и могут проявляться в катастрофическом повышении интенсивности дождей, ураганов, селевых потоков и снежных лавин, затоплении прибрежной части материков (являющейся наиболее населенной), резком снижении урожайности сельскохозяйственных культур в результате смещения благоприятных для них климатических показателей (температуры, влажности) в места с неподходящим составом почвы и продолжительностью светового дня (хотя в ряде мест возможен и обратный эффект – повышение урожайности).

3. Утончение озонового слоя, служащего препятствием проникновению смертоносного коротковолнового спектра ультрафиолетового излучения. Последствием может стать рост заболеваемости и повышение агрессивности людей и животных, снижение урожайности некоторых культур и т. п. Одной из причин образования озоновых дыр считается попадание в верхние слои атмосферы фреонов, широко применяемых на производстве и в быту (холодильниках, кондиционерах, аэрозолях и т. д.).

4. Загрязнение гидросферы планеты (Мирового океана, внутренних водоемов, грунтовых вод) разнообразнейшими отходами, включая нефтепродукты и радиоактивные вещества, что ведет к росту заболеваемости и смертности от потребления низкокачественной воды, снижению добычи морепродуктов, нарушению баланса между потреблением и выделением кислорода и углекислого газа и т. д.;

5. Выпадение кислотных осадков (дождь, снег) в результате попадания в атмосферу диоксида серы и оксида азота при сжигании различных видов ископаемого топлива и неправильном хранении, применении удобрений и т. п. Это ведет к закислению почв и вод, к гибели гидробионтов, повышению подвижности алюминия, в результате чего он попадает в организм растений, нанося им вред, а по пищевым цепям проникает в организм животных и человека, вызывая различные заболева­ния, преждевременному разрушению памятников архитектуры и скульптуры, а также к другим последствиям. При этом источник выброса загрязнителей может находиться в одной стране, а кислотные осадки выпасть над территорией другой страны .

6. Исчерпание ассимиляционных возможностей окружающей природной среды.

7. Резкий рост численности населения Земли и его не­равномерное расселение по ее территории. Уже сейчас на земле проживает более семи миллиардов человек при экологическом оптимуме – не более пяти.

Существуют и другие трудноразрешимые проблемы, такие как вырубка лесов, опустынивание, снижение почвенного плодородия.

В последние годы в некоторых наиболее развитых странах были приняты меры, смягчившие остроту экологических проблем, однако человечество стоит на пороге второй волны современного экологического кризиса, связанной с ускоренным развитием стран «третьего мира», не имеющих средств на параллельное решение природоохранных проблем.

Придется более развитым странам взять на себя значительную часть соответствующих усилий и затрат в интересах сохранения нашей общей биосферы, а это предполагает значительную корректировку всей системы международных отношений.

Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает уже более ста лет. Первоначально объектом заключения договоров и конвенций была охрана тех или иных животных (например, соглашение, заключенное Россией, Японией и США о совместном использовании и охране морских котиков, Конвенция об охране дикой природы Африки). Однако в середине ХХ века с осознанием того, что нельзя сохранить какой-нибудь вид, включая человека, разрушив среду его обитания, на первое место выходят совместные усилия по предотвращению загрязнения и разрушения окружающей природной среды. Так, в 1954 году была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, а в 70-х годах – и другими отходами, включая радиоактивные. Важнейшее значение имел Московский договор (1963 г.) о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

В настоящее время заключено более 200 различных международных соглашений и за каждым стоит тяжелая кропотливая работа по согласованию суверенных интересов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества. После ратификации каждой конвенции возникает необходимость внесения изменений в национальные нормативно-правовые документы, а в некоторых случаях – в серьезных изменениях в экономике. Например, выполнение требований Конвенции по сохранению озонового слоя может нанести болезненный удар по химической промышленности РФ. Поэтому достигнутые договоренности иногда годами не могут вступить в силу.

На конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. (КОСР – 92) ряд соглашений был принят в значительно более мягком варианте, чем предполагалось, а по некоторым вопросам к единому мнению вообще не удалось прийти. В том же 1992 году в СНГ вместо широкомасштабного Соглашения о взаимодействии в области охраны окружающей природной среды пришлось принять более узкий и менее действенный Рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества».

Но даже если какой-либо договор заключен и вступил в силу, главным стимулом соблюдения его условий являются пока что только соображения престижа страны, а этого недостаточно, учитывая вселенскую важность регулируемых вопросов. Конечно, в случае обострения какой-либо глобальной экологической проблемы мировое сообщество может использовать и прямое давление, но гораздо разумнее использовать экономические инструменты воздействия .

Активную работу в этом направлении ведут такие финансовые институты, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Так, существует международный механизм, в рамках которого Экологический фонд, созданный ВБ, может выкупать часть иностранного долга государства при условии выполнения им определенных природоохранных обязательств .

С помощью кредитно-инвестиционных инструментов упомянутые выше банки пытаются поддерживать экологически привлекательные проекты либо затруднять финансирование экологически опасных. Важнейшими документами в системе международных природоохранных отношений являются:

– Всемирная хартия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание;

– Конвенция о запрещении военного и любого иного враж­дебного использования средств воздействия на природную среду;

– Конвенция об изменении климата;

– Конвенция о биологическом разнообразии;

– Конвенция об охране озонового слоя;

– Конвенция о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны (СИТЭС);

– Декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основополагающих принципов международного сотрудничества;

– Конвенция по водно-болотным угодьям;

– Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и еще целый ряд документов.

Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацией совместных усилий по охране природы и привлечением внимания общественности к экологическим проблемам. Они могут быть межгосударственными (межправительственными) или неправительственными (общественными).

Важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды. Она занимается мониторингом окружающей природной среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения наиболее острых проблем современности, таких как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв и т. п.

Отдельными сторонами природоохранной деятельности занимаются и другие отделения ООН, такие как ЮНЕСКО (экологическое воспитание и образование населения, охрана всемирного культурного и природного наследия), Комиссия по мирному использованию космического пространства, Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции и др.

Медико-санитарные аспекты охраны окружающей среды рассматривает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Контроль за соблюдением правил строительства и эксплуатации атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии, созданное под эгидой ООН в 1957 г. В настоящее время в него входит 120 государств. Для России и других стран, входящих в СНГ, особое значение имеет создание Межгосударственного экологического совета (1992 г.), координирующего природоохранную деятельность и оказывающего содействие в разрешении экологических споров между Россией и другими государствами Содружества.

Среди международных неправительственных организаций важнейшей является МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), учрежденный в 1948 г. Основными направлениями его деятельности являются издание Красных книг о редких и исчезающих видах организмов, организация заповедников и национальных природных парков, экологическое просвещение и т. п. Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ). Громадный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес «Римский клуб» – международная научная неправительственная организация, созданная в 1968 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, которые помогли бы избежать грозящей в скором времени экологической катастрофы. Самой известной международной общественной организацией является «Гринпис» («Зеленый мир»), главным направлением деятельности которой является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды. Всего в мире действует несколько сотен природоохранных организаций .

Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей соответствующих государственных структур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсужда­ются научные идеи, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключаются международные соглашения.

Впервые проблема охраны окружающей природной среды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом, а не только отдельных видов растений и животных, была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой конференции было принятие одной из крупнейших научных программ «Человек и биосфера». Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали также Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.), день открытия которой (5 июня) был объявлен Всемирным днем окружающей среды, и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) (КОСР-92). Первая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созданию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого развития цивилизации в XXI веке.

Важнейшим итогом всей этой деятельности является призыв к переходу общества на путь устойчивого развития. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в ее сохранении. Поскольку эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека – очень быстро, нарушается устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции .

Контрольные вопросы:

1. В чем основные причины глобализации экологических проблем?

2. Каковы основные пути решения мировых экологических проблем?

3. Назовите основные международные организации и формы сотрудничества в решении экологических проблем.

Право на благоприятную окружающую среду закреплено Конституцией Российской Федерации. За соблюдением этой нормы следят ряд органов:

  • Минприроды России;
  • Росприроднадзор и его территориальные управления;
  • природоохранная прокуратура;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области экологии;
  • ряд других ведомств.

Но логичнее было бы закрепить обязанность каждого по сохранению природных ресурсов, минимизации отходов потребления, бережного отношения к природе. У человека много прав. А что есть у природы? Ничего. Только обязанность удовлетворять всё растущие потребности человека. И такое потребительское отношение ведёт к возникновению экологических проблем. Давайте разберём, что это такое и как улучшить существующее положение вещей.

Понятие и виды проблем окружающей среды

Проблемы экологии трактуются по-разному. Но суть понятия сводится к одному: это результат бездумного, бездушного антропогенного воздействия на окружающую среду, которое приводит к изменению свойств ландшафтов, истощению или потере природных богатств (полезных ископаемых, животного и растительного мира). И бумерангом отражается на жизни и здоровье человека.

Экологические проблемы затрагивают всю природную систему. Исходя из этого, выделяется несколько видов этой проблемы:

  • Атмосферные . В атмосферном воздухе, чаще всего городских территорий, наблюдается повышенная концентрация загрязняющих веществ, в том числе твёрдых частиц, диоксида серы, диоксида и оксида азота, оксида углерода. Источники – автомобильный транспорт и стационарные объекты (промышленные предприятия). Хотя, согласно Государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году», общий объём выбросов уменьшился с 35 млн. т/год в 2007 году до 31 млн. т/год в 2014 году, воздух чище не становится. Самые грязные российские города по этому показателю – Биробиджан, Благовещенск, Братск, Дзержинск, Екатеринбург, а самые чистые – Салехард, Волгоград, Оренбург, Краснодар, Брянск, Белгород, Кызыл, Мурманск, Ярославль, Казань.
  • Водные . Наблюдается истощение и загрязнение не только поверхностных, но и подземных вод. Возьмём, к примеру, «великую русскую» реку Волгу. Воды в ней характеризуются как «грязные». Превышена норма содержания меди, железа, фенола, сульфатов, органических веществ. Это связано с работой промышленных объектов, которые выбрасывают в реку неочищенные или недостаточно очищенные стоки, урбанизацией населения – велика доля бытовых стоков через биологические очистные сооружения. На уменьшение рыбных ресурсов оказало влияние не только загрязнение рек, но и строительство каскада гидроэлектростанций. Ещё лет 30 назад даже около г. Чебоксары можно было выловить каспийскую белугу, теперь же не попадётся ничего крупнее сома. Возможно, что ежегодные акции гидроэнергетиков по запуску мальков ценных пород рыб, таких как стерлядь, когда-нибудь принесут ощутимый результат.
  • Биологические . Деградируют такие ресурсы, как леса, пастбища. Про рыбные ресурсы упомянули. Что касается леса, то мы вправе назвать свою страну крупнейшей лесной державой: четверть площади всех лесов в мире произрастает у нас, половина территории страны занята древесной растительностью. Нам нужно научиться бережнее относиться к этому богатству, чтобы сохранить его от пожаров, своевременно выявлять и наказывать «чёрных» лесорубов.

Пожары чаще всего – дело рук человеческих. Не исключено, что таким образом кто-то пытается скрыть следы незаконного использования лесных ресурсов. Возможно, не случайно к наиболее «горимым» районам Рослесхоз относит Забайкальский, Хабаровский, Приморский, Красноярский края, республики Тыва, Хакасия, Бурятия, Якутия, Иркутскую, Амурскую области, Еврейскую автономную область. При этом на ликвидацию пожаров тратятся огромные средства: например, в 2015 году израсходовано свыше 1,5 млрд. рублей. Есть и хорошие примеры. Так, республики Татарстан и Чувашия в 2015 году не допустили ни одного лесного пожара. Есть с кого брать пример!

  • Земельные . Речь идёт об истощении недр, о выработке полезных ископаемых. Чтобы сберечь хотя бы часть этих ресурсов, достаточно максимально перерабатывать отходы и направлять их на повторное использование. Тем самым мы будем содействовать уменьшению площади свалок, а предприятия могут экономить на разработке карьеров, применяя в производстве вторсырьё.
  • Почвенно —геоморфологические . Активное ведение сельского хозяйства и вырубка лесов ведут к оврагообразованию, эрозии почв, их засолению. По данным Минсельхоза России, на 1 января 2014 г. деградации подвержено почти 9 млн. га сельхозугодий, из них деградировано свыше 2 млн. га земель. Если эрозия возникает в результате землепользования, то помочь почве можно: за счёт террасирования, создания лесополос для защиты от ветра, изменения типа, густоты и возраста растительности.
  • Ландшафтные . Ухудшение состояния отдельно взятых природно-территориальных комплексов.

Современные мировые экологические проблемы

Локальные и глобальные экологические проблемы тесно взаимосвязаны. Что происходит в отдельно взятом регионе, в итоге отражается на общей ситуации во всём мире. Поэтому к решению вопросов окружающей среды нужно подходить комплексно. Для начала выделим основные глобальные экологические проблемы:

  • Разрушение озонового слоя . В результате уменьшается защита от ультрафиолетового излучения, что приводит к различным заболеваниям населения, в том числе раку кожи.
  • Глобальное потепление климата . За последние 100 лет произошло повышение температуры поверхностного слоя атмосферы на 0,3-0,8°С. Площадь снегов на севере стала меньше на 8%. Произошёл подъём уровня мирового океана до 20 см. За 10 лет скорость роста среднегодовой температуры на территории России составила 0,42°С. Это в два раза больше, чем скорость роста глобальной температуры Земли.
  • Загрязнение атмосферы . Ежедневно мы вдыхаем около 20 тыс. литров воздуха, насыщенного не только кислородом, но и содержащим вредные взвешенные частицы и газы. Так, если учесть, что в мире 600 млн. автомобилей, каждый из которых ежедневно выбрасывает в атмосферу до 4 кг угарного газа, оксидов азота, сажу и цинк, то путём нехитрых математических подсчетов приходим к выводу, что автопарк выбрасывает в воздух 2,4 млрд. кг вредных веществ. Нельзя забывать и о выбросах от стационарных источников. Поэтому не удивительно, что ежегодно свыше 12,5 млн. человек (а это население целой Москвы!) умирает от болезней, связанных с плохой экологией.

  • Кислотные дожди . Эта проблема приводит к загрязнению водоёмов и почв азотной и серной кислотой, соединениями кобальта и алюминия. В результате падает урожайность, гибнут леса. Токсичные металлы попадаю в питьевую воду и отравляют нас.
  • Загрязнение почвы . 85 млрд. тонн отходов в год человечеству нужно где-то складировать. В результате почва под санкционированными и несанкционированными свалками загрязняется твёрдыми и жидкими промышленными отходами, ядохимикатами, бытовым мусором.
  • Загрязнение воды . Основные загрязнители – нефть и нефтепродукты, тяжёлые металлы и сложные органические соединения. В России экосистемы рек, озёр, водохранилищ сохраняются на стабильном уровне. Таксономический состав и структура сообществ не претерпевают существенных изменений.

Пути улучшения окружающей среды

Насколько глубоко бы ни проникли современные экологические проблемы, их решение зависит от каждого из нас. Итак, что мы можем сделать, чтобы помочь природе?

  • Использование альтернативного вида топлива или альтернативного транспортного средства. Чтобы сократить вредные выбросы в атмосферный воздух, достаточно перевести автомобиль на газ или пересесть на электрокар. Весьма экологичен способ перемещения на велосипеде.
  • Раздельный сбор. Достаточно установить дома две ёмкости для мусора, чтобы эффективно внедрить раздельный сбор. Первая – для отходов, не поддающихся переработке, а вторая – для последующей передачи на вторсырьё. Стоимость пластиковых бутылок, макулатуры, стекла становится всё дороже, поэтому раздельный сбор – это не только экологично, но и экономично. Кстати, пока в России объём образования отходов в два раза выше объёма использования отходов. В результате за пять лет объём отходов на свалках утраивается.
  • Умеренность. Во всём и везде. Эффективное решение экологических проблем предполагает отказ от модели общества потребления. Человеку для жизни не нужно 10 сапог, 5 пальто, 3 автомобиля и т.д. С пластиковых пакетов легко перейти на экопакеты: они прочнее, срок эксплуатации намного дольше, а стоимость порядка 20 рублей. Экосумки под собственным брендом предлагают многие гипермаркеты: Магнит, Ашан, Лента, Карусель и др. Каждый может самостоятельно оценить, от чего он может легко отказаться.
  • Экологическое просвещение населения. Участвуйте в экологических акциях: посадите дерево во дворе, съездите на восстановление лесов, пострадавших от пожаров. Примите участие в субботнике. И природа поблагодарит вас шелестом листьев, легким дуновением ветерка… Воспитайте в детях любовь ко всему живому и научите грамотному поведению на прогулке в лесу, на улице.
  • Вступить в ряды экологических организаций. Не знаете, как помочь природе и сохранить благоприятную окружающую среду? Вступайте в ряды экологических организаций! Это могут быть всемирные экологические движения Гринпис, Фонд дикой природы, Зелёный крест; российские: Всероссийское общество охраны природы, Русское географическое общество, ЭКА, Раздельный СБОР, Зелёный патруль, РосЭко, Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского, Движение дружин охраны природы и др. Креативный подход к сохранению благоприятной окружающей среды и новый круг общения ждут вас!

Природа одна, другой не будет никогда. Уже сегодня, начав сообща решать проблемы окружающей среды, объединив усилия граждан, государства, общественных организаций и коммерческих предприятий, можно улучшить мир вокруг нас. Вопросы охраны природы волнуют многих, ведь от того, как мы к ним отнесёмся сегодня, зависит, в каких условиях буду жить наши дети завтра.