Педагогическая психология как раздел психологии. Педагогическая психология

  • 7. Вклад а.В. Запорожца и его научной школы в развитие педагогической психологии.
  • 8. Характеристика неэкспериментальных методов педагогической психологии.
  • 9. Эксперимент в педагогической психологии. Схемы организации формирующего эксперимента.
  • 10. Характеристика специфических методов педагогической психологии (консультирование, коррекция).
  • 11. Характеристика основных понятий теории обучения: научение, обучение, учебная деятельность.
  • 12. Сущность научения. Социально-психологические условия эффективного научения.
  • 13. Виды и механизмы научения.
  • 14. Психологические основы сознательного усвоения. Компоненты усвоения.
  • 15. Современные концепции обучения, их характеристика.
  • 1. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
  • 16. Сущность учебной деятельности. Характеристика внешней и внутренней структуры учебной деятельности.
  • 17. Мотивация учебной деятельности. Факторы, приводящие к прогрессу и регрессу учебных мотивов.
  • 18. Понятие обучаемости, требования к ее диагностике.
  • 19. Типы неуспевающих учащихся. Характер психолого-педагогической помощи в зависимости от типа неуспеваемости.
  • 20. Психология педагогической оценки. Критерии эффективности педагогических оценок.
  • 21. Особенности и виды педагогической оценки в зависимости от возраста учащихся.
  • 22. Дифференциация и индивидуализация обучения.
  • 23. Научение в младенческом возрасте.
  • 24. Основные сферы научения детей раннего возраста.
  • 25. Психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
  • 26. Понятие о ведущей деятельности. Игра как ведущая деятельность дошкольника.
  • 27. Роль детского экспериментирования в научении дошкольников.
  • 28. Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • 29. Психологические основы современных гуманистически ориентированных образовательных программ дошкольного образования («Пралеска» и др.)
  • 30. Психологическая готовность к школе. Роль педагога-психолога в оптимизации процесса обучения в дошкольном учреждении и подготовке его воспитания к школьному обучению.
  • 31. Понятие о психологии воспитания.
  • 32. Основные психологические закономерности формирования личности.
  • 33. Характеристика механизмов формирования личности.
  • 34. Формирование самооценки и я-концепии ребенка в дошкольном возрасте.
  • 35. Психологически основы формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка.
  • 36. Психологическое здоровье детей, условия его определяющие. Пути сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения.
  • 37. Влияние педагога на развитие детского творчества.
  • 38. Психологические аспекты воспитания детей в учреждениях интернатного типа.
  • 39. Общение и его роль в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном возрасте.
  • 40. Учет индивидуально-типологических особенностей детей в образовательном процессе дошкольного учреждения.
  • 41. Психологические аспекты полового воспитания. Учет гендерных различий в поспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении.
  • 42. Формирование характера в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  • 43. Воспитание школьников с девиантным поведением.
  • 44. Психологические проблемы образования одаренных и талантливых детей. Основные принципы работы с такими детьми.
  • 45. Возрастная сензитивность и ее учет в воспитательно-образовательном процессе.
  • 46. Психологические основы самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте.
  • 47. Психология личности педагога.
  • 48. Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.
  • 49. Типы отношения педагога к детям, их влияние на воспитуемых.
  • 50. Педагогические способности, их развитие у специалистов дошкольного образования.
  • 51. Профессионально – педагогические умения и пути их совершенствования.
  • 52. Специфика педагогической деятельности, ее структура и фкнуции.
  • 53. Индивидуальный стиль педагогической деятельности и его проявления у специалистов дошкольного образования.
  • 54. Понятие педагогического общения, критерии его эффективности.
  • 55. Педагогическая рефлексия, ее проявление в педагогическом взаимодействии специалистов дошкольного образования.
  • 56. Взаимодействие педагога с родителями воспитанников, пути его оптимизации.
  • 57. Конфликты в педагогическом взаимодействии. Пути и способы их разрешения.
  • 58. Самообразование и самовоспитание в системе непрерывного образования педагога.
  • 59. Профессиональное здоровье педагога. Основные пути его сохранения и укрепления.
  • 60. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе, его влияние на продуктивность деятельности педагога и удовлетворенность трудом.
  • 61. Роль руководителя дошкольного учреждения в повышении эффективности труда членов педагогического коллектива.
  • 37. Становление характера и проблемы подросткового возраста.
  • 50. Профессиональное психологическое здоровье педагога.
  • 51. Педагогическая направленность и ее структура.
  • 52. Педагогическое взаимодействие. Его функции и структура.
  • 1.Предмет, задачи и актуальные проблемы педагогической психологии.

    Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

    Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя.

    Цель педагогической психологии - скоординировать педагогический процесс и процесс индивидуального развития ученика и тем самым обеспечить включение ученика в педагогический процесс.

    Исходя из этого, основной главной задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.

    Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии таковы:

    Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

    Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

    Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

    Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

    Изучение психологических основ деятельности педагога;

    Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

    Основные практико-ориентированные задачи педагогической психологии -- изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления, выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания, создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).

    Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

    2 . Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками.

    Структуру педагогической психологии составляют 3 раздела: психология обучения;

    психология воспитания; психология учителя.

    1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса

    Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания.

    2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

    3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.

    Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом

    исследования различных наук : философии, социологии, истории, педагогики и

    психологии. Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения

    становления в человеке собственно человеческих черт; социологические

    аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности

    различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и

    обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические

    проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно-

    воспитательных институтов; целей, содержания и методов обучения и

    воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с

    проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.

    "

    Немного наук, как в прошлом, так и сегодня подвергаются столь широкому общественному осуждению и обвинениям в псевдонаучности подобно педагогике и психологии. Это притом, что интерес к данным дисциплинам неуклонно возрастает. Потребность в решении психолого-педагогических проблем становится насущной и во многом определяющей будущее человечества.

    Ощутимые изменения ландшафта, условий проживания человека, развитие информационных технологий и точных наук, с одной стороны, и отрывочные знания о природе человека - с другой стороны. Попытаемся разобраться: насколько объективны обвинения в бесполезности для современных людей в адрес психологии и педагогики.

    Что такое психология?

    Само слово «психология» состоит из двух греческих слов - «душа» и «знание». Как наука психология возникла сравнительно недавно - в конце XIX века, до этого момента она являлась частью философии.

    «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой», - писал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн в 1940 году.

    Психология с момента своего появления занимается изучением особенностей и закономерностей возникновения, формирования и развития психических процессов, а также исследует психические состояния и психические свойства человека.

    Предметом психологии со времен античности до начала 18 века была душа, потом содержание предмета психологической науки зависело от ее направления.

    Так, английская эмпирическая ассоцианистская психология Д. Гартли, Джона Стюарта Милля, Александра Бэна, Герберта Спенсера изучала явления сознания, Вильгельм Вундт, основатель структурализма, считал предметом психологии непосредственный опыт субъекта. Функционалисты исследовали приспособляемость (Уильям Джеймс), психофизиологию как происхождение психических деятельностей (Иван Сеченов), бихевиоризм - поведение (Джон Уотсон), психоанализ - бессознательное (Зигмунд Фрейд), гештальт-психология - процессы переработки информации и результаты этих процессов (Макс Вертгеймер), гуманистическая психология - личный опыт человека (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй), системно-деятельностный подход в психологии (Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, В. Давыдов) актуальный в настоящее время в российской педагогике предмет психологии называет деятельностью.

    Психологи используют общенаучные методы, к примеру, эксперимент, наблюдение, опрос, анкетирование, а также собственно психологические методы для проведения исследований, анализа полученных данных, составления выводов.

    Современная психология

    Сегодня представляет собой разноцветный калейдоскоп различных психологических направлений, психологических техник, теорий и делится на разные отрасли: общую, возрастную, детскую, социальную, педагогическую, историю психологию, теории личности и др.

    Практикующий психолог самостоятельно делает выбор, на основе какой методики он будет работать - психоанализе, гештальт-терапии, когнитивной психологии, бихевиористского подхода, Синтон-метода, нейролингвистического программирования и т.п.

    Зачастую психолог вынужден делать некую компиляцию нескольких психологических методик, чтобы получать видимый результат своей деятельности. Надо отметить, что отечественные психологи находятся в более сложном положении, чем западные, так как постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов» ликвидировало педологию, что на несколько десятилетий практически заморозило развитие психологической науки в нашей стране.

    Только в 1966 году создаются факультеты психологии в главных университетах страны - МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН. Однако давление со стороны идеологии марксизма-ленинизма на психологию сохраняется еще продолжительный период. Достижения, как и заблуждения западной психологии, получили широкое распространение у нас в середине 1980-х.

    Между тем, несмотря на стабильный рост и накопление знаний, проведение исследований в разных отраслях психологии в целом, в обществе обостряется ощущение кризиса психологии, так как ни одно из направлений психологии не объясняет полно и точно природу человека, причины его поведения. Все это дает повод сомневаться в научности психологии.

    Между наукой и псевдонаукой

    Психология тесно связана с естествознанием, этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Да так взаимосвязана, что порой трудно отличить собственно психологию.

    Кроме того, психологические методы плохо описаны и изучены. Закономерности, выявленные психологами, не всегда являются таковыми. Многие психологические теории не подтверждаются на практике. Психологи работают над решением проблем, а должны бы помогать избегать их.

    Это подталкивает психологов искать действенные рецепты работы с людьми, например, в астрологии, эзотерике, что позволяет, к примеру, члену-корреспонденту РАН, заместителю директора Института психологии РАН А. В. Юревичу сделать вывод: «Психология занимает промежуточное положение между наукой и паранаукой».

    Несколько слов о педагогике

    Педагогика в буквальном переводе с греческого означает «детовождение», так как в Древней Греции педагогом называли раба, который был приставлен к ученику.

    Потребность в возникновении науки, изучающей законы воспитания и образования человека, возникла по мере накопления обществом знаний и необходимости понимания методов успешной передачи социального опыта от поколения к поколению.

    Если психология изучает человека, его психику, то педагогика - систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

    Как воспитать ребенка, раскрыть его таланты, дать образование, привить социальные нормы, способствовать становлению личности? Какие изменения происходят в психике человека под воздействием обучения и воспитания?

    На эти вопросы призвана дать ответы педагогика для того, чтобы обеспечить возможность предвидеть и управлять образовательным процессом, понимать, как правильно развивать личность.

    Однако, по большому счету, сегодня педагогическая наука немногим отличается от житейских знаний в области воспитания и обучения, так как состоит из разрозненных фактов, теорий, имеющих мало подтверждений на практике. все больше напоминает знахарство в медицине.

    Социальная педагогика

    Социальная педагогика - раздел педагогики, изучающий, как социальная среда влияет на формирование личности и как лучше всего организовать социализацию. Она призвана помочь решать психолого-педагогические задачи на практике, в современных реалиях. Социальная педагогика исследует только область образования, осуществляемого обществом и государством.

    А.В. Мудрик в учебнике «Социальная педагогика» пишет: «Социальная педагогика - отрасль знания, изучив которую можно узнать, во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации. А в-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека».

    Социальная педагогика и психология очень близки. Проверить психологическую готовность ребенка к школе - это психология, а вот подготовить его к школе - это уже педагогика.

    Таким образом, предполагается, что психолог должен лишь констатировать, объяснять, рекомендовать, а вот реально влиять на поведение человека, его психику это уже задача педагога. Отсюда становится понятным появление психолого-педагогических факультетов и специальности педагог-психолог.

    В тоже время с каждым годом возрастает потребность не только в оказании непосредственной психологической помощи людям, но и в предупреждении проблем, их профилактике.

    Однако вновь вместо действенных методик мы видим общие рецепты, затертые до дыр:

    хочешь решить проблему - познай самого себя (включая свои прошлые жизни); не останавливайся в своем развитии - непрерывное образование ждет тебя; не будь жертвой - будь автором своей жизни; не будь следствием - стань причиной всего, что происходит вокруг тебя; цени жизнь, следи за своим здоровьем; сначала любите детей, а потом их воспитывайте; ваши мысли - ваша жизнь...

    Правильные по смыслу призывы. Ну почему-то не работают. Мышление не меняется. Нарастает ком общественных противоречий, ненависть, озлобленность, агрессивность, падение нравственности, увеличивается число людей, не ощущающих радость от жизни.

    Формулы, похожие на заклинания - «должны», «обязаны», «надо» - растворяются в вакууме психологической безграмотности, повисших в воздухе злободневных вопросов о природе человека.

    Системно-векторная психология

    А если бы вам сказали, что в психологии произошел долгожданный прорыв, поверили бы? Нет. И правильно. Потому что все положения настоящей психологической науки не требуется принимать на веру, как и создавать особые условия для того, чтобы увидеть, как она работает. Ее теория неотделима от практики. Она и есть сама жизнь.

    Итак, новейшим достижением в мире психологии является Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая впервые позволяет точно дифференцировать людей по их врожденным наклонностям и раскрывает смысл социализации (приобщения человека к культуре).

    Все люди изначально рождаются с - векторами, определяющими способ мышления человека, его жизненные ценности, желания. Свойства заданы природой, но их реализация и развитие заранее не определены. Это зависит от того ландшафта, общества, в которые попадает человек.

    Никто не рождается преступником или гением. Да, изначально каждый ребенок отличается от другого, но как будут реализованы и развиты его врожденные способности (а они всегда есть) - вопрос к родителям, педагогам, обществу.

    Системно-векторная психология определяет : анальный, кожный, мышечный, уретральный (нижние вектора), оральный, обонятельный, звуковой, зрительный (верхние вектора). Каждый современный человек обладает несколькими векторами, поскольку ландшафт меняется, и для адаптации к нему необходимы порой контрарные свойства.

    Соответственно, чем более резкие изменения происходят в условиях проживания людей, тем более разновекторными (другими уже в стартовых возможностях, чем собственные родители) рождаются дети.

    Сегодня мы явно наблюдаем детей «информационной формации», непохожих на предыдущие поколения. Разрыв между ними и нами колоссальный. Остро в повестке дня стоит вопрос, как понять ребенка, как помочь ему раскрыть свои способности в полной мере и стать счастливым.

    Азы детской психологии

    До года проста. Он рождается с заданными базовыми свойствами, которые ему предстоит развивать до окончания пубертатного периода (примерно 12-15 лет). Потом можно лишь корректировать все те состояния, что «родом из детства».

    Главное, на чем необходимо сконцентрироваться родителям малыша до года, - это поддержание его жизни. В данном периоде младенец много ест, быстро растет и делает первые шаги в познании окружающего мира. Отчетливо виден его характер, и с этим нужно считаться.

    Например, малыш, быстро приспосабливающийся к изменениям, легко переносит поездки, спокойно ест в дороге, а вот анальный карапуз, наделенный ригидной психикой, тяжело переносящий перемены, будет переживать, проявлять беспокойство, для него новая обстановка - стресс (даже когда вы его переодеваете). Понимая векторальный набор своего ребенка, родители смогут обеспечить ему чувство безопасности, необходимое для его полноценного развития.

    Психология ребенка в 2 года меняется - он начинает ходить, зона освоения им мира расширяется, кроме этого, малыш постоянно пополняет свой словарный запас, проявляет активный интерес к собственному телу. Индивидуальность, отличия от других детей проявляются все четче. Так, кожный малыш активен в играх, любит новые игры, игрушки, а анальный тихо сидит и рисует, долго рассматривает книжки, проявляет консерватизм в играх.

    В три года нередко ребенок неожиданно меняется - послушная доченька становится упертой упрямицей, «нехочухой», делает все наперекор родителям. Известный в психологии кризис трех лет - это рождение «Я» ребенка, когда он начинает отделять себя от окружающего мира, осознавать свои желания и потребности.

    Это первый шаг к самостоятельности. Для многих родителей кризис трех лет ребенка - испытание их родительской профпригодности. Сумеют ли они договориться, научатся ли действенно справляться с истериками малыша, направлять энергию ребенка в нужное русло?

    Системный подход существенно облегчает жизнь родителей: после тренинга они понимают, какой малыш перед ними и что он на самом деле хочет. нужно дать свободу, ни запреты, ни похвала, ни наказание на него не подействуют. Анального карапуза важно хвалить за реальные дела, кожного адекватно ограничивать, выстроивать четкую систему запретов и поощрений.

    В три года насущной потребностью детей становится общение со сверстниками. Для успешной социализации ребенка, выработки у него необходимых коммуникативных навыков стоит отдать его в детский сад.

    Именно там, в детском коллективе, своеобразной модели первобытной стаи, он пройдет ранжирование, найдет свое место в обществе, коллективе.

    4-5-летний ребенок продолжает активно познавать мир, начинает задавать все больше вопросов. У некоторых детей появляются навязчивые страхи - они боятся темноты, боятся остаться одни. С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, состояние страха - это проявление зрительного вектора и до определенного времени то, что ребенку страшно ночью спать одному, это вполне нормально, таков архетип зрительного вектора, которому предстоит развиться из страха в любовь. лежит в основе зрительных фобий.

    Родителям важно понимать, что и почему происходит с ребенком, чтобы адекватно реагировать на его архетипичное поведение. К примеру, опасно для психики вгонять зрительника в большой страх, зацикливать его на этом состоянии чтением страшных сказок, где вымышленные персонажи поедают друг друга. Кожника крайне вредно бить ремнем за то, что нам кажется мелким воровством, а в его восприятии он просто взял то, что ему было нужно, чтобы припрятать, сделать запас на «черный день», или наказывать за то, что он матерится.

    Мы подсознательно чувствуем, как больнее всего наказать малыша: зрительника закрываем в чулане, оральника бьем по губам, на звуковика кричим, кожника бьем, не выпускаем из дома, подгоняем анальника... А потом все эти грехи родительского воспитания якорями остаются в психике взрослых людей.

    В психологии ребенка 6-7 лет возникает понятие сексуальности. В этот период дети проходят через первичное половое созревание, поэтому очень часты случаи, когда дети данного возраста становятся жертвами педофилов.

    Большинство детей идет , начинается новый этап в их социальной жизни - с новыми ориентирами, авторитетами, требованиями. Перед родителями встает вопрос, как лучше помочь ребенку адаптироваться к школе. Без системных знаний родители и педагоги действуют наугад. Хорошо, если свойства родителей и детей совпадают, тогда они понимают друг друга через себя. А если нет? В этом случае ребенок сталкивается с двойным стрессом, источниками которого становятся школа и непонимание родителей.

    В психологии ребенка в 8 лет, как и в детской психологии в возрасте 9 лет, актуально развитие верхних векторов, интеллектуальных способностей.

    В целом, к пубертатному периоду ребенок уже должен пройти через ранжирование по животному типу, где сильный побеждает слабого, где отношения выясняются с помощью драк, и научиться в социально приемлемой форме завоевывать авторитет в коллективе, определиться со своей нишей в обществе.

    Таким образом, знания, накопленные педагогикой и психологией, социальной педагогикой, работают выборочно, от случая к случаю, так как не различают одного человека от другого, не обладают действенной методикой работы с человеком.

    Такой методикой является Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Это тот микроскоп, через который любой, кто смотрит, видит различия (вектора, их уровень развития и реализации) людей и уже вряд ли будет учить «рыбку» летать, а это основа любых методов воспитания и обучения, фундамент для решения наболевших общественных проблем через изменение сознания конкретного члена общества до коллективного сознания.

    Корректор: Зифа Ахатова

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

    "Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование" (Ян Коменский).

    Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б. Г. Ананьев).

    Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися (В. А. Крутецкий). В структуре педагогической психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

    Таким образом, предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И. А. Зимняя).

    Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

    Педагогика исследует следующие проблемы :

    • изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
    • определение целей воспитания;
    • разработка содержания воспитания;
    • исследование и разработка методов воспитания.

    Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

    Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.

    К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

    Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования
    1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
    2) мировоззрения;
    3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).

    Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

    Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

    Воспитание - конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

    Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

    Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

    Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущении, восприятии, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентации). Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все более признается ядром становления личности в человеке.

    Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.

    Образование - это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система - это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

    Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

    Различают общее и специальное образование . Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального, профессионального образования. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование могут быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин "образование взрослых", поствузовское образование. Отсюда следуют три компоненты образования: обучение, воспитание, развитие.

    Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

    Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

    Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

    Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

    В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание, образование, обучение - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

    Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения - это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Воспитательные отношения - это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

    ОБЪЕКТ познания - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

    Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека (В. С. Безрукова). Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.

    Педагогическая психология - отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

    В современной психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки предмета педагогической психологии. С одной стороны, педагогическую психологию представляют пограничной комплексной областью знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений . С другой, - ориентируясь на теорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным, предмет педагогической психологии определяется как процесс учения, который включает в себя его структуры, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учащегося, условия, дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся . В данном определении не представлены такие предметные области педагогической психологии, как психология воспитания и психология труда учителя.

    А.В. Петровский, подчеркивая неразрывную связь возрастной и педагогической психологии, считает, что «предмет педагогической психологии - изучение психологических закономерностей обучения и воспитания». С его точки зрения, педагогическая психология изучает вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, при которых оно достигается, рассматривает взаимоотношения между учащимися, а также между преподавателем и учащимся.

    В связи со сложностью образовательного процесса существуют тенденции подчеркивать многоплановость предмета педагогической психологии, которая заключается в том, что с помощью фактов, механизмов и закономерностей освоения социокультурного опыта человека (ребенка) идет процесс изменения его интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом .

    Педагогическая психология - это развивающаяся сфера профессионально-психологической деятельности, призванная решать актуальные проблемы образования. Психологическая служба образования начала формироваться в России с 1970 г. Используя современные достижения педагогической психологии, она повышает эффективность процесса обучения и воспитания. В 1999 г. разработано «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования в Российской Федерации». В качестве основной цели психологической службы образования Положение определяет содействие формированию развивающегося образа жизни обучающихся, развитию у них творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

    Традиционно от педагогической психологии как науки ожидают изучения, объяснения и описания феноменов, происходящих в образовании. В то же время педагоги и психологи, непосредственно имеющие с дело с образовательной практикой, порой не находят в педагогической психологии ответов на сущностно важные для себя вопросы: каковы цели, смысл и предназначение педагога и психолога в современном обществе, как поступать в той или иной проблемной профессиональной ситуации. У представителей академической психологии и практиков разные предметы профессиональной деятельности, разные цели и средства ее реализации, разный профессиональный язык. Рекомендательный способ взаимодействия науки и практики, особенно такой сложной, как образовательная, оказывается недостаточно эффективным. Это обусловлено тем, что рекомендации отстают от динамично развивающейся по своим законам реальной ситуации. Кроме того, не всегда учитывается, кто будет ими пользоваться. В затруднительной ситуации действуют и практические психологи. С одной стороны, результаты научных исследований обогащают их представления о сущности образовательного процесса, с другой - они зачастую не находят в них ответа, в частности, на такие вопросы, как: в чем смысл работы практического психолога в образовании? Как соотносится деятельность психолога и педагога? Как выстраивать технологию психологической работы с субъектами образовательного процесса? Научным миром осознана необходимость осмысления психологии образования как социокультурной и практико-преобразующей науки. «Необходимо рассмотреть науку с точки зрения ее включенности в процессы творения человеком человеческого мира и самого себя в этом мире . Методология, теория и методика образования сегодня и, в частности, психология образования «избавились от статуса низшего жанра, недостойного научной рефлексии, а сама практика образования стала полигоном обнаружения путей и средств новой антропотехники, склоняющейся не к воздействию на человека, а к системному изменению ситуаций его взаимодействия с людьми и с самим собой» .

    Таким образом, педагогическая психология не только исследует психологические механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образовательную практику. В связи с этим предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе. Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой.

    Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией.

    Основными задачами педагогической психологии являются:

    Исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе;

    Выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;

    Создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;

    Изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка.

    Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания.

    Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций. В последнее время внимание ученых и практиков обращено к разработке технологий, позволяющих обеспечить профессиональное и личностное развитие педагогов, создать оптимальные условия для их взаимодействия с управленцами образовательного учреждения.

    Психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.

    Психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.

    Перед педагогической психологией встают новые задачи: разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы образования, обеспечение ее эффективными методами работы, создание научно обоснованной и практико-ориентированной системы подготовки психологов образования.

    Наиболее продуктивные подходы к пониманию места психолога в образовании заключаются в следующем:

    Психолог - диагност ситуации, помогающий ребенку выбрать путь развития, найти для него программу обучения с учетом индивидуальных особенностей;

    Психолог - конфликтолог и психотерапевт;

    Психолог - проектировщик ситуации развития ребенка и образовательный среды в целом;

    Психолог, отвечающий за выстраивание коммуникаций в образовательной среде учреждения;

    Психолог, отвечающий за сохранение психологического здоровья детей;

    Психолог - консультант по управлению и Специалист по развитию школы как образовательного учреждения.

    Функция психолога в образовании - это функция развития и самого образования, и всех его субъектов (ребенка и детского коллектива, педагогов, родителей, руководителей образовательного учреждения).

    Вопросы и задания

      Что изучает педагогическая психология?

      Дайте характеристику связи педагогической психологии с философией, культурологией, возрастной психологией, общей психологией.

      Представьте, что вы разговариваете с учителем. Сформулируйте в понятной для него форме цели и задачи психологической службы школы.

    В условиях постоянно изменяющегося мира способности к обучению и развитию требуют к себе все большего внимания. Не так давно на стыке педагогики и психологии возникла педагогическая психология, изучающая процессы познания, пытающаяся ответить на вопрос «Почему некоторые студенты знают больше других, что можно сделать, чтобы улучшить усвоение материала и мотивировать их?»

    Педагогическая психология как наука возникла в результате появления теорий обучения, она тесно связана с психологией, медициной, биологией, нейробиологией. Её достижения используются в разработке учебных программ, принципов организации обучения, способов мотивации студентов. Главная задача – поиск путей оптимального развития в ситуации обучения.

    История и сфера приложения сил

    История становления педагогической психологии уходит корнями далеко в прошлое, пусть и как отдельное направление она сформировалась недавно. Этапы развития педагогической психологии можно представить тремя периодами: закладка общих дидактических основ, систематизация, разработка самостоятельных теорий.

    Еще Платон и Аристотель бились над вопросами формирования характера, возможностей и пределов воспитания, особенно выделяя музыку, поэзию, геометрию, отношения между наставником и учеником. Позже на сцену вышел Локк, введя понятие «чистой доски» – отсутствия у ребенка каких-либо знаний до обучения. Так что, с позиции Локка, основой знаний выступает передача опыта.

    Яркими представителями первого этапа (XVII-XVIII веков) – Коменским, Руссо, Песталоцци – подчеркивалась основообразующая роль особенностей ребенка в процессе обучения. На втором этапе возникает педология, которая ставит акцент на изучении закономерностей развития ребенка.

    В середине XX века возникают первые проработанные психологические теории обучения, они требуют для себя новой отрасли, которая не может быть отнесена целиком ни к психологии, ни к педагогике. Широко известными становятся теории о программированном и проблемном обучении.

    Хотя в этот период произошло окончательное формирование педагогической психологии, Давыдов высказывал мысль, что педагогическая психология могла бы стать частью возрастной, так как возрастная психология рассматривает закономерности развития ребенка, а особенности усвоения той или иной области знаний зависят от его развития.

    С другой стороны, Скиннер определил педагогическую психологию как работающую с поведением человека в образовательных ситуациях. Образование, в свою очередь, пытается формировать поведение ученика, желаемые изменения в нем для всестороннего развития его личности. Так что это наука не просто об особенностях усвоения, но и об организации образовательного процесса и исследовании его влияния вообще.

    Естественно, объект педагогической психологии – человек. Предмет педагогической психологии выделяет её из всех других наук, имеющих объектом человека, она выявляет и адаптирует для использования те законы, по которым происходит развитие человеческой личности в процессе обучения и воспитания.

    Педагогическая психология изучает закономерности, позволяющие управлять развитием людей. Она стремится понять возможные пути развития учеников, диапазон их возможностей, процессы, в результате которых происходит усвоение знаний и умений. Сейчас она используется как основа при разработке методических программ.

    Общая информация

    Основные понятия педагогической психологии: научение, усвоение, законы развития в процессе обучения, способность направлять его и др. Понятия эти в целом пересекаются с другими науками о человеке, но все же они явно иллюстрируют акцент педагогической психологии на принципах формирования нового опыта в процессе обучения и определении способностей учеников и преподавателей организовывать его продуктивно. Основные категории педагогической психологии также используются и другими науками: учебная деятельность, содержание образования и др.

    За годы её существования сформулированы основные проблемы педагогической психологии. Все они связаны тем или иным образом с изучением образовательного процесса или обучающегося в нем:

    • Влияние обучения на развитие и воспитание.
    • Влияние генетических и социальных факторов на развитие.
    • Сенситивные периоды.
    • Готовность ребенка к школе.
    • Индивидуальное обучение.
    • Диагностика детей в психолого-педагогическом аспекте.
    • Оптимальный уровень подготовки учителя.

    Все они рассматриваются в совокупности, каждая проблема базируется на том, что мы еще не до конца понимаем, как происходит обучение, какое влияние оказывает то или иное действие на развитие обучающегося. В связи с перечисленными проблемами выделяют следующие задачи педагогической психологии:

    • Раскрыть влияние обучения на развитие.
    • Определить механизмы для оптимального усвоения социальных норм, культурных ценностей и пр.
    • Осветить закономерности процесса обучения детей, находящихся на разных уровнях развития (интеллектуального и личностного).
    • Проанализировать нюансы влияния организации процесса обучения на развитие обучающихся.
    • Изучить педагогическую деятельность с психологической точки зрения.
    • Выявить ключевые точки развивающего обучения (механизмы, факты, закономерности).
    • Разработать способы оценки качества усвоения знаний.

    Принципы педагогической психологии исходят из её объекта и предмета, в частности – важности выявления и изучения закономерностей, лежащих в основе процесса обучения, и их влияния на обучающегося. Их всего несколько: социальная целесообразность, единство теоретических и практических исследований, развитие, системность и детерминация (определение связи между воздействием и его последствиями).

    Структура педагогической психологии складывается из трех основных направлений её изучения – воспитания, обучения, психологии учителя. Задачи, соответственно, делятся по этим направлениям.

    Основные методы педагогической психологии совпадают с методами, которые использует в своей деятельности и психология. Методы исследования в педагогической психологии: тесты, психометрия, парные сравнения, эксперименты. И если раньше в методологии использовались больше теоретические представления, то сейчас основой выдвигаемых теорий являются достижения в когнитивной психологии.

    Эксперименты и выводы

    Задачи и проблемы, закрепленные за педагогической психологией, пересекаются с другими областями, поэтому она часто пользуется наработками когнитивных психологов, нейробиологов и социологов. Данные используются в педагогической психологии как для проектирования возможных практических исследований, так и для чисто теоретического пересмотра или модификации существующих методик и воззрений. Заглянем в мозг и посмотрим, как же он учится.

    Александров (психолог и нейрофизиолог, зав. лабораторией нейрофизиологических основ психики), основываясь на собственных экспериментах, выкладках Эдельмана, Кандела и других, поддерживает теорию об индивидуальной специализации нейронов. Разные куски субъективного опыта обслуживаются разными группами нейронов.

    В частности, почти дословно цитируя Александрова, можно сказать, что научение ведет к образованию специализированных нейронов, так что обучение – это создание «в голове» специалистов разного профиля. Множество уже известных закономерностей найдено в психологии обучения:

    1. Вечность навыка. Формирование специализации связано с активностью генов, она, в свою очередь, служит спусковым крючком для процессов перестройки нейронов. Насколько же долго сохраняется специализация? Возможно, что навсегда. В эксперименте Томпсона и Беста реакция нейрона крысы на определенный сегмент лабиринта не изменилась за полгода.

    При этом память не стирается, исключая специальные методы. Новый опыт, связанный с определенной специализацией, наслаивается на старый, нейроны модифицируются. В связи с этим встает вопрос, стоит ли обучать людей сначала простым схемам, а затем усложнять, не будет ли прошлое понимание препятствовать усвоению нового.

    2. Возможности даже минимальных воздействий. Исследование Cohen за 2009 год, опубликованное в Science, сообщает о поразительных результатах получасового интервью (о самооценке, испытуемые – неуспевающие), последствия которого выражены в повышении академических успехов на целых два года. Впрочем, возможно, влияние продолжалось и в дальнейшем, но период наблюдения ограничился этим временем. В свою очередь исследование ставит важный вопрос: какие последствия у того или иного влияния на ребенка?

    3. Сумма действий или цель? Эксперимент исследователей Koyama, Kato и Tanaka показал, что разные цели контролируются разными группами нейронов, даже если поведение в обоих случаях одинаково! Из этого следует, что для одного результата будут задействованы одни нейроны, а для другого – другие, хотя само поведение может быть одинаковым.

    Никаких нейронов, специализирующихся конкретно на определенном навыке, – нет. Есть группы нейронов для одних результатов, есть группы, отвечающие за другие результаты, но не навыки. Поэтому сформировать навык, который не будет направлен на какой-то результат, нельзя, а учить впрок – бесполезно, по мнению Александрова.

    Если нельзя научиться чему-нибудь не для достижения конкретного результата, то чему учатся дети? Получать хорошие оценки, одобрение.

    4. Невозможность решить прошлыми способами. Новый опыт всегда формируется за счет рассогласования – невозможности разрешить проблемную ситуацию по-старому: без конфликта обучения не будет. То есть, если вернуться к педагогике, – проблемное обучение. Должна возникать проблема, контролируемая преподавателем, которую невозможно решить старыми методами. Проблема должна быть именно в той области, где нужно научиться, и с тем, что именно следует усвоить.

    5. Награды или наказания? Чем же лучше мотивировать? Устрашать или награждать? В результате исследований было выяснено, что два этих пути обладают фундаментальными отличиями по влиянию на память, внимание и научение. Видимо, и тот и другой метод в разных условиях могут принести свои плоды. К примеру, в результате работы с детьми было выяснено, что до полового созревания на их поведение больше влияет поощрение, после – наказание.

    6. Время. Эксперименты на животных по обучению навыку показали, что активность мозга у животных, выполняющих одно и то же, различна в зависимости от времени, которое прошло с момента обучения.

    Хотя эти выкладки еще требуется хорошенько проверить, но сам факт выявленной зависимости поражает еще и по той причине, что разная активность, организуемая старым научением, ведет к разнице в восприятии нового обучения. Так что исследования по нахождению оптимальных соотношений перерывов и правильного составления расписания для, по крайней мере, отсутствия отрицательного влияния прошлого научения на новое, возможно, станут в недалеком будущем одной из проблем педагогической психологии.

    В заключение приведем слова Билла Гейтса, сказанные им на конференции TED о проблемах образования и необходимости повышения общего уровня образованности для открытия равных возможностей для разных людей. Хотя его слова и относятся к опыту США, вряд ли в других странах ситуация сильно отличается. «Разница между лучшими и худшими учителями – невероятна. Учителя из лучших дают за один год прирост тестовых баллов на 10%. Каковы их характеристики? Это не опыт, не степень магистра. Они полны энергии, они отслеживают тех, кто отвлекся, и вовлекают в учебный процесс». Конечно, исследований, на которые опирается Гейтс, недостаточно, чтобы сказать, каковы лучшие учителя и что важнее всего, но без внимания знание не возникнет. Автор: Екатерина Волкова