Развитие творческого потенциала личности взрослого нельзя рационально
понять только "изнутри" системы непрерывного образования. Здесь
нужно учитывать особенности среды развития в широком смысле этого слова.
Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных
и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда
оказывается существенным условием развития личности; в то же время под
влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы
взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных
дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика,
социология и др.).
Образовательная среда есть прежде всего подсистема социокультурной среды,
совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций,
то есть целостность специально организованных педагогических условий развития
личности.
В широком смысле социокультурную образовательную среду можно понимать
как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному
уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики,
политики, образования, глобально-информационные сети и др. К региональному
уровню (страны, крупные регионы) - образовательную политику, культуру,
систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и
национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации
и др. К локальному уровню - образовательное учреждение (его микрокультура,
микроклимат), ближайшее окружение, семью. В узком смысле слова к среде
можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Именно это окружение
и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление
и развитие человека.
Многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают
систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека:
люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический
строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической
среды); средства массовой информации; случайные события.
Вводя понятие "гуманитарная образовательная среда", исследователи
рассматривают ее как условие, способное обеспечить формирование основ
нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления.
Гуманитарная образовательная среда является культурно-образовательным
пространством с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей и обладает
такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и
открытость. Гуманитарная образовательная среда создает условия для развития
интерсубъективного процесса образования, актуальных преобразований субъективности.
Таким образом, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность
социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном
учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия
которых с индивидом происходит становление личности.
Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды
применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как
сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических
исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода,
и в частности теория "синергетики" (В.Г.Афанасьев, Т.Парсонс,
В. П. Казначеев, Н.Н.Моисеев, Э.Г.Юдин, Ю.А.Урманцев и др.). В отличие
от традиционных научных направлений, рассматривающих в основном жестко
детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика
делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами
существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Эти системы
осуществляют постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой.
Другой особенностью саморегулирующихся систем является возможность гибкой
и недетерминированной иерархии структурных элементов, предполагающей информационно-энергетическую
открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой
системой или внешней средой. Синергетический подход предполагает новое
диалектическое содержание категории детерминации, которое основывается
на равновероятности случайного и необходимого в жизни сложных систем.
В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость
и неустойчивость ее состояний взаимодополняют друг друга.
Исследования показывают, что развитие личности во многом зависит от того,
влияние каких систем (открытых или закрытых) преобладает в ее индивидуальном
опыте. Педагогические воздействия тех или иных систем будут формировать
и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, который,
в свою очередь, с определенного момента начинает оказывать влияние на
самостоятельные выборы его внешних связей и отношений, причем условием
наиболее успешного развития индивида является обеспечение открытого взаимодействия
(диалога) его в окружающей среде.
Системный анализ проблем взаимодействия среды и историко-педагогического
процесса позволяет рассматривать различные интервалы времени (от коротких
до длительных), в течение которых происходили изменения в мировосприятиях
педагогов и учащихся. Такие изменения могут быть непосредственно связаны
со структурными преобразованиями в жизни общества, зарождением и развитием
новых тенденций в культуре (науке, искусстве и т.д.), формирующих ноосферную
среду как открытую систему. Взаимодействие личности с такой открытой системой
может осуществляться как непосредственно, через органы чувств и соответствующие
им формы познания, так и опосредованно, то есть через образовательные
системы (образовательное учреждение, совокупности образовательных учреждений,
педагогическую культуру и т.д.).,
В общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие
компоненты структуры.
Пространственно-семантический компонент:
* архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура
здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных
помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей
необходимости и др.);
* символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции
и др.).
Содержательно-методический компонент:
* содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные
и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
* формы и методы организации образования (формы организации занятий -
уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества,
структуры самоуправления и др.).
Коммуникационно-организационный компонент:
* особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов
и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов,
их ценности, установки, стереотипы и т.п.);
* коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная
и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности
и др.);
* организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие
творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.);
Назовем некоторые основания, которые могут служить для типологизации образовательной
среды:
* по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная -кооперативная, гуманистическая
- технократическая и т.д.);
* по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная
- инновационная, национальная - универсальная и т.д.);
* по степени творческой активности (творческая - регламентированная);
* по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).
Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна.
В одном образовательном учреждении может быть сочетание разных, иногда
весьма противоречивых условий среды.
В основе создания того или иного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые
доминанты восприятия мира и человека. Эти доминанты отражаются в философских
и психолого-педагогических концепциях, которые могут быть сформулированы
(отрефлексированы), либо присутствовать имплицитно.
Характеристику некоторых типов среды дал Я.Корчак: "догматический",
"безмятежного потребления", "внешнего лоска и карьеры",
"идейный". "Догматический" тип характеризуется наличием
жестких традиций и авторитета, дисциплиной, пассивностью учащихся. Для
"безмятежной" образовательной среды характерно доброжелательное
отношение к воспитанникам, отсутствие необходимой требовательности; такой
тип формирует пассивность и неспособность к деятельной, напряженной жизни.
"Карьерный" тип формирует конкурентоспособность, упорство, деятельный
прагматизм, равнодушие к другим. "Идейная" (творческая) среда
воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую
окружающий мир, открытую и свободную.
Творческое развитие индивида может осуществляться одновременно в условиях
нескольких образовательных (социокультурных) сред - организации, где он
непосредственно работает, учреждения постдипломного образования специалистов
(институты повышения квалификации, постдипломного образования); профессиональной
социокультурной среды (профессиональные сообщества, литературные источники,
информационные сети и др.). Активное взаимодействие с различными профессиональными
средами способствует раскрытию личностных и профессионально значимых качеств
специалистов.
Проблемам развития специалистов в среде учреждений постдипломного образования
посвящены работы целого ряда исследователей.
Опираясь на них, назовем основные условия, при которых творческое развитие
может быть наиболее эффективным.
Содержательный компонент:
* актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной
деятельности специалиста;
* интегративный подход к содержанию обучения;
* открытость содержания образования для изменений, включение в содержание
актуальных проблем.
Методический компонент:
* вариативность учебных программ;
* свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного
учреждения;
* разнообразие методических обучающих средств;
* акцент на диалогическое общение;
* учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных
людей.
Коммуникативный компонент:
* взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников;
* преобладающее позитивное настроение всех участников;
* участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного
процесса.
Проблема развития личности в образовательной среде актуальна и для школьного,
вузовского и постдипломного образования. Вопросы э4хрективности образовательной
среды, ее взаимодействия с социальными, культурными процессами, с личностью
человека являются предметом перспективного междисциплинарного изучения.
А.Н. Панова
Нижегородский государственный лингвистический университет им Н.А. Добролюбова, Россия.
[email protected]
Для того чтобы понять, как развивается творческий потенциал личности студента, нужно учитывать особенности развивающей среды в широком смысле этого слова.
В материалах научно-исследовательских конференций за последние десятилетия встречаются такие термины, как «информационная среда», «образовательная среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда», «информационная среда обучения». Все термины относятся к разным аспектам среды и педагогики. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).
Так, например, с философской точки зрения среда – «внешнее по отношению к системе пространство, во взаимодействии с которым в открытых системах осуществляются процессы диссипации и самоорганизации» .
В социологии среда – (англ. environment; нем. Umurilt / Milieu) понимается как «совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект» .
В словаре педагогических терминов встречается следующая интерпретация данного понятия: среда – «окружающее человека социальное пространство (в целом – как макросреда, в конкретном смысле – как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» .
Понятие «среда» очень близко соотносится с понятием «пространство», но они не являются синонимами. Говоря о пространстве, исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. В Большом советском энциклопедическом словаре пространство определено как «форма сосуществования материальных объектов и процессов, характеризующая структурность и протяжённость материальных систем» .
Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него.
Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека, но в этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.
Существуют различные модификации образовательных сред: например, виртуальные образовательные среды, учебные среды, «информационно-образовательная среда». Последняя определяется как педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков .
Образовательная среда – понятие более узкое, чем образовательное пространство, которое чаще понимается как совокупность условий и обстоятельств, необходимых для образования.
Идеи развития образовательной среды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г.А. Ковалев, В.П. Лебедева, А.Б.Орлов, В.И. Панов, А.В.Петровский, В.В.Рубцов, И.М. Улановская, Б.Д. Эльконин, В.А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А.Бандура, К.Левин, К. Роджерс и др.). Философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования изучались коллективом ученых Института педагогических инноваций РАО (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б.Крылова, М.М.Князева и др.). Уделялось внимание данному вопросу и в трудах основоположников систем развивающего обучения. В.В. Давыдов, например, ввел в образовательную практику понятие «Школа взросления».
В педагогике существует множество подходов к раскрытию понятия «образовательная среда». Всплеск интереса к этой проблеме наблюдается с начала 90-х годов ХХ века. Как это обычно бывает, при изучении сложных объектов у разных специалистов нет единой позиции в определении данного понятия, в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования. Кроме того, нет единого взгляда на содержание категории среда, что затрудняет исследования по созданию образовательных сред; полное противостояние между точками зрения также отсутствует, каждая из них в чём-то согласуется с остальными (что говорит о возможности выработки единой позиции).
Интересно рассмотреть данное утверждение на примерах. В понимании В.В. Рубцова, «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом».. Большой вклад в изучение понятий «среда человека» и «образовательная среда» внес В.Я. Ясвин. По его мнению, «образовательная среда – то система влияний и условий формирования личности, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Его теория кажется наиболее доказательной, поскольку затрагивают саму среду, ее влияние на человека и воздействие человека на среду. Ясвин полагает, что чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». (Введение к Стокгольмской декларации, принятой на Конференции объединенных Наций в 1972 году) .
Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, можно сделать вывод, что среда становится образовательной, когда она представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений и особых психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.
Следует отметить, что понятие образовательной среды тесно связано с понятием социальной экологии. В последние десятилетия по аналогии с естественнонаучной дисциплиной экологией сложилась специальная дисциплина – социальная экология, предметом которой являются «специфические связи между человеком и его средой» . По мнению югославского ученого Д. Марковича, социальная экология есть составная часть «экологии человека», изучающей «влияние среды на человека и человека на среду…» . Под влиянием социальной экологии возникла другая наука – экологическая психология, которая ставит своей целью изучение закономерностей взаимодействия человека, общества и окружающей среды. В настоящее время это направление интенсивно разрабатывается в российской психологии (С.Д. Дерябо, В.И. Панов и др.). С утверждением идей экологической психологии связано появление и повсеместное использование понятия «образовательная среда».
Сформулируем типологические признаки образовательной среды, взяв за основу признаки, приведенные Г.Ю.Беляевым :
Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.
Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.
Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.
Образовательная среда обладает широким спектром модальности, и формирует разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.
В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса.
Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.
Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.
Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.
Одним из важнейших вопросов, который возникает при рассмотрении феномена «образовательной среды», является вопрос о ее психологической безопасности. Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Повышение ее уровня способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, преподавателей, родителей.
Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, и оно связано не только с деятельностью специальных социальных институтов. Образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов.
Таким образом, образовательная среда представляет собой многомерное пространство, которое должно быть адекватно современным потребностям общества и соответствовать тенденциям развития культуры, экономики, производства и технологий. Важным качеством современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование различных методов, приемов и инноваций учеными разных стран, что способствует развитию сферы образования в целом и является проявлением тенденции к интеграции образовательных процессов в разных странах в мировое образовательное пространство.
Литература:
Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений /Г.Ю. Беляев: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2000, 157 c., РГБ ОД, 61:00-13/861-6
Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды /С.Д. Дерябо. – М.,1997
Действующее международное право. Т. 3. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997 г.
Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. – 2001. – № 1
Маркович, Д.Ж. Социальная экология /Д.Ж. Маркович. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с
Назаров, С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза / С.А. Назаров //Научная мысль Кавказа. – 2006. Спецвыпуск № 2. – С.69-71
Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и шк. Психологов. – Вып.1. –М., 1995
Регуш, Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие /Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб.: Питер, 2010. – 416с.
Савенков, А. Школьный психолог / А. Савенков. –2008. – № 19
Словарь социологических терминов:
http :// mirslovarei . com / content _ soc / SREDA -2660. html
Советский энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. А.М. Прохоров // Советская энциклопедия. – 4-е издание. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 1600 с.
Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. /Н.Ф. Талызина и др. – Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1987.
Терминологический словарь по педагогике: http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/
Философский энциклопедический словарь: Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989, – 815 с.
Харламов, И.Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа,1999.
Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. – М.:Смысл,2001. – 365 с.
Анализ понятия «образовательная среда»
Термин «образовательная среда» прочно вошёл в обиход в конце ХХ века . В современном мире всё яснее осознаётся, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов . Образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов.
Наблюдавшийся в конце ХХ века всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов , определяющих обучение и развитие личности . При этом авторы дают различные трактовки определения понятия «образовательная среда», понимании её структуры, функций, отношения к методам её проектирования и экспертизы.
Так, по мнению И.Г. Шендрика , образование как единство процесса и результата движения субъекта к прообразу, содержащемуся в культуре, можно рассматривать как освоение им образовательной среды и расширение тем самым образовательного пространства, которое можно описать совокупностью четырёх понятий: образовательная среда, положение, место и пространство. Образовательная среда представляет собой совокупность прообразов, которые необходимы культуре для её осуществления и развития.
Среда содержит в себе возможности для создания условий, способствующих образованию человека, т.е. обладает образовательным потенциалом. Образовательная среда определяется как совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования. Среда задаёт пределы существования субъекта . Культурная среда, в которой оказывается после рождения человек, несёт в себе определённые способы взаимодействия с окружающей его действительностью и самим собой. Образование целенаправленно влияет на положение человека в культурной среде. Она воздействует на образуемого или/и он окружающую его среду .
Образовательная среда предстаёт как система культурных фактов, которая изобретается человеком. Формирующее воздействие образовательной среды на человека, осуществляется непосредстве нно через его образовательное окружение , в котором, прежде всего, необходимо выделить содержание и практику образования . Адекватность образовательного окружения в образовательной среде (современной культуре) является определяющим фактором востребованности образования обществом. Образовательный процесс предстаёт как процесс осмысления значения культурных фактов образовательной среды и превращения её тем самым в образовательное пространство. Образование есть не что иное , как процесс и результат освоения и созидания субъектом культурно приемлемых способов разрешения им проблем своего существования в некоторой среде, социуме, т.е. своего существования прежде всего как личности .
В.В. Рубцов определяет образовательную среду как «сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе».
Образовательная среда – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу, который всегда носит социально обусловленный характер .
Для проектирования образовательной среды важно выявить её компоненты. Для этого необходимо проанализировать существующие модели образовательной среды.
Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана коллективом авторов под руководством В.В. Рубцова. В ней выделены следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т.д .
Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И. Слободчиковым . В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал ) и структурированность (способ ее организации ). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие , разнообразие и вариативность .
Психодидактическая модель образовательной среды школы предложена В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.А. Ясвиным и др. Авторы, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях.
По мнению Г.А. Ковалёва в сферу структурного психологического анализа образовательной среды, направленного на выделение разнокачественных её составляющих, чаще всего попадают три взаимосвязанных фактора:
физическое окружение (архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций внутришкольного дизайна, размер и пространственная структура классных и других помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них учащихся и т. п.);
человеческие факторы (степень скученности учащихся и его влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т. п.);
программа обучения (структура деятельности учащихся, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость) и т.п.).
Типологическими признаками образовательной среды являются:
Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.
Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.
Образовательная среда существует как определённая социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.
Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.
В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причём вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания, образовательного процесса.
Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения воспитания.
Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонентов, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.
Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.
К параметрам экспертизы образовательной среды относятся её:
модальность, как качественно-содержательную характеристику среды, даваемую с разработанной им типологической точки зрения;
широта, как структурно-содержательную характеристику среды, показывающую, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду;
интенсивность, как структурно-динамическую характеристику, показывающую степень насыщения образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;
осознаваемость, как показатель сознательной включённости в образовательную среду всех субъектов педагогического процесса;
обобщенность, как показатель степени координации всех субъектов данной образовательной среды;
эмоциональность, как показатель соотношения эмоционального и рационального компонента в образовательной среде;
доминантность, как показатель значимости данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;
когерентность, (согласованность) как показатель степени согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;
социальная активность, как показатель социально ориентированного созидательного потенциала в экспансии данной образовательной среды в среду обитания;
мобильность, как показатель способности образовательной среды к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;
устойчивость, как показатель стабильности образовательной среды во времени.
Функции образовательной среды (По А.И. Артюхиной ):
1- интегративная, основывается на предпосылках -
а) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые (ситуацию), сколько на когнитивные представления о них,
б) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения,
в) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы,
г) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны, что "обеспечивает целостность отражения разносторонних проявлений бытия, обусловленных целостностью человеческой личности и замкнутости процесса обучения на личность обучаемого";
2 - адаптивная, обеспечивает условия полноценного вхождения субъекта в образовательный процесс, нивелируя проявления нормативных и прочих кризисов, способствуя усвоению норм и ценностей образовательной среды, а также преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности;
3 - социокультурная, которая характеризует передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, ориентацию на ценностно-смысловое вхождение человека в культуру.
4- функция профессионально-личностного развития имманентна для образовательной среды особого типа – личностно развивающей, преподавание в которой основано на гуманитарно-личностной парадигме. Критерии, позволяющие охарактеризовать образовательную среду медицинского вуза как личностно-развивающую, то есть как среду профессионально-личностного развития и саморазвития:
В настоящее время, как в науке, так и на практике встречаются разные толкования понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда». Как правило «образовательное пространство» рассматривают в контексте развития образовательных систем региона, города и т.п. Т.е. связывают географически систему образования (дошкольного, общего, профессионального и т.д.) и место, где она функционирует.
По мнению Козырева В.А. самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Под образовательным пространством понимается набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.
Понятие "образовательная среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае обучающимся).
А.А. Цукер под образовательным пространством понимает место для совершения человеком образовательного движения. Место, в котором человек может двигаться или продвигаться по поводу собственного образования , т.е. генеральное условие любого образования. При этом главный принцип выделения или порождения того или иного пространства является ограничение определенной территории с одновременным обозначением некоторого однородного и равномерно распределенного внутри проведенных границ качества, наличие которого как раз и будет отличать данное пространство от всего остального.
Фомина Т.А. }