Структура личности определение в психологии. Элементы целостной структуры личности в психологии

На вопрос "Кем я являюсь?" каждый из нас, скорее всего, ответит: "человеком, полноправным членом социума, личностью", поэтому неудивительно, что многим людям интересно больше узнать о том, какие элементы являются составляющими личности, без каких черт и свойств индивид не состоится как полноценная личность в социокультурном обществе, как происходит сам процесс становления личности. Личность - базовое понятие в психологии; без детального исследования ее структуры и механизмов становления невозможны дальнейшие психологические и социологические исследования.

Психологи определяют личность как устойчивую структуру социально значимых черт, характеризующих человека как члена определенного общества. Исходя из определения, можно сделать вывод, что процесс становления индивида как личности невозможен в отрыве от социума, а все черты и подструктуры личности формируются и развиваются под воздействием общества. Структура личности в психологии тщательно изучена и описана специалистами с мировым именем, и несмотря на тот факт, что некоторые известные социологи, психологи и психиатры расходились во мнении об основных свойствах и характеристиках личности, существует несколько общепринятых разделений и классификаций элементов структуры.

Психологическая структура личности

Все подструктуры личности присущи каждому человеку, проживающему в социокультурном обществе, однако в разных индивидов они находятся на различных уровнях развития. Одна из главных задач, которую ставят перед собой психологи, исследуя составляющие структуры - определение механизмов развития, корректирования той или иной подструктуры. Одно из наиболее полных и развернутых описаний структуры личности в психологии включает 10 подструктур, главные из которых - мировосприятие, опыт, направленность, характер. Рассмотрим все подструктуры подробнее.

Мировосприятие

Мировосприятие - субъективное восприятие индивидом окружающего мира, всех происходящих событий, и обозначение своего места в мире. Как правило, мировосприятие является результатом пропускания получаемой информации через призму собственного опыта и оценивания внешнего мира по внутренним критериям. Важнейшей составляющей данного элемента структуры психологи считают формирование "Я-концепции" - определения себя в внешнем мире и в отдельных его проявлениях. Мировосприятие может быть пессимистическим, оптимистическим, реалистическим, мистическим, атеистическим, идеалистическим, мужским, женским, детским, однако однозначно классифицировать мировосприятие людей по каким-либо критериям невозможно - каждый человек видит и воспринимает реальность вокруг себя по-своему.

Опыт

Опыт - важнейшая составляющая структуры личности в психологии, являющая собой совокупность накопленных в процессе жизнедеятельности и развития, а также полученных во время пребывания в социуме привычек, навыков, знаний и умений. В процессе накапливания опыта формируется определенный стиль жизни. Как правило, от величины накопленного опыта зависит мировоззрение, кругозор, широта мышления человека и определенность направленности личности.

Направленность

Направленность личности - это ценности, стремления, ориентиры человека. Реализация себя в профессиональной деятельности, поиск места в жизни, воплощение мечты и желаний, соблюдение определенных моральных и нравственных правил и норм - все это направленности личности. По таким критериям, как умение человека самостоятельно и без постороннего содействия устанавливать для себя цели, по широте, устойчивости, действенности направленности личности и по степени влияния общества на формирование его стремлений определяется общий уровень развития личности.

Характер

Характер психологи также называют психотипом - совокупностью устойчивых особенностей поведения человека при определенных обстоятельствах и его реакций на какие-либо ситуации. Как правило, под понятием "характер" психологи подразумевают наиболее типичные черты личности, проявляющиеся в виде субъективного реагирования на объективные обстоятельства; очень часто характер описывают одним ключевым словом - взрывной или спокойный, решительный или мнительный, импульсивный или рассудительный и т.д.

Темперамент

Темперамент - это объединение устойчивых свойств личности, связанных с динамическими аспектами деятельности и определяющих тип высшей нервной деятельности человека. Психологи выделяют четыре основных типа темперамента, в основе которых лежит сила и уравновешенность процессов возбуждения и торможения нервной системы. Наиболее распространенной классификацией типов темперамента является выделение четырех типов: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Способности

Главными способностями каждого человека являются волевые, умственные, душевные и телесные; также все люди в той или иной мере обладают и рядом других способностей - музыкальных, математических, художественных и пр. Способности как составляющая структуры являются одним из важнейших инструментов личности, ведь чем больше развиты способности, тем более человек интегрирован в общество и тем больше он может сделать полезного для социума и себя.

Когнитивная сфера

К когнитивной сфере относятся все составляющие психики и разума, направленные на рациональное познание и восприятие мира - логическое мышление, память, внимание, критическое и аналитическое восприятие, принятие решений и т.д.

Аффективная сфера

Данная сфера, в противовес когнитивной, состоит из процессов, касающихся эмоций, чувств, потребностей и мотивации. К данной сфере можно отнести психологические процессы, которые нельзя объяснить из рациональной точки зрения - импульсивные реакции, эмоции, чувства, желания, предрасположенности, переживания, волнения, интуицию, скрытые мотивы, субъективные впечатления и др.

Сознание и подсознание

Структура личности в психологии также включает в себя все проявления сознания, подсознания и бессознательные психологические процессы. К сознанию относятся все осознанные и контролируемые разумом процессы и мыслительная деятельность, а к бессознательному - те психические явления и процессы, которые происходят без осознанного контроля. В подсознании происходят психологические процессы, которые имеют определенную логику, но не поддаются осознанному контролю.

Рисунок тела

Рисунок тела является подструктурой личности, в которую включают строение тела, характерную для человека мимику, привычные для него жесты, манеру разговаривать, походку и др. Рисунок тела определяют как подструктуру личности по той причине, что очень многие психологи придерживаются мнения о наличии связи между строением тела и характером человека. (Более подробно о связи жестов и мимики с психологическими процессами можно прочитать в статье )

Структура личности в психологии - это целостная система личностных качеств и свойств, которая полностью и всесторонне характеризует все психологические особенности индивида. Помимо описанных выше элементов, в структуру личности входит еще много других составляющих - самооценка, ценности, сила воли и др. От того, на каком уровне развития находится личность, определяется сила влияния физиологических, эмоциональных и когнитивных составляющих. В высокоразвитых индивидов, обладающих широким мировоззрением, сильной волей и направленностью личности, а также развитыми способностями, как правило, сознательные и когнитивные составляющие, основанные на собственном опыте, берут верх над бессознательными проявлениями, инстинктами, эмоциями и темпераментом.

Личность – одна из базовых психологических категорий. Она изучается разными науками, в том числе социологией. Но только психология уделяет этой теме большое внимание. В этой науке данное понятие подразумевает социальную природу человека.

В чем отличие термина «личность» от слова «индивид»? Прежде всего, в том, что ее формирование невозможно без взаимодействия с другими людьми. Это не означает, что биологическая природа человека игнорируется, она является важной составляющей. Человек формируется на основе биологических особенностей, прошедших сквозь призму социальности. Понять сущность этого понятия возможно, только проанализировав характер общения. Человек рождается индивидом, а становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми. Очень важным понятием в психологии является структура этого социального образования.

Что такое структура личности

Структура – это модель, детально описывающая особенности личности. Каждая из ее подструктур влияет на поведение человека, его мышление и способы интерпретации происходящих событий.

В психологии выделяют гигантское количество моделей психологических структур, которые основаны на различных теориях о психике, параметрах и задачах.

Психологическая структура

Строение личности психологи не рассматривают в отрыве от фундаментальных знаний науки.

Психические свойства

Психические свойства – основа структуры личности в психологии. Сюда включают такие составляющие личности , как:

  1. Направленность. Это то, к чему лицо стремится и какие имеет цели. Сюда относятся его потребности, мотивы и интересы.
  2. Темперамент – биологически обусловленные особенности функционирования нервной системы. Он влияет на динамику психических процессов. На данный момент ученые различают такие критерии, по которым можно систематизировать типы темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (степень эмоциональной реакции на определенные раздражители), резистентность – способность противостоять неблагоприятным условиям, пластичность/ригидность – способность/неспособность человека адаптироваться к изменениям в окружающем мире, экстравертированность, интровертированность и возбудимость.
  3. Характер. Обозначает способы поведения человека и его отношение к окружающему миру. Сюда входят индивидуальные характеристики, такие как ответственность, завистливость, бережливость, доброта и прочие.
  4. Способности. Это характеристика, влияющая на то, насколько хорошие перспективы в овладении каким-то видом деятельности человек имеет или сколько времени потратит на это. Талантливая личность схватывает на лету, а работник без способностей в этой области способен с большим количеством усилий добиться лишь средних результатов. В любом случае способности являются основным условием построения карьеры в любой организации или при создании собственной.

Важно! Каждая из этих характеристик, за исключением темперамента, способна меняться в течение жизни. Даже отсутствие способностей, которые являются частично врожденными, может быть компенсировано другими личностными особенностями. Так человек, достигший определенного уровня компетентности, обучается значительно быстрее полного новичка. То есть по мере развития навыка способности также улучшаются. Кроме этого, возможно использование умений из смежных областей.

Психические процессы

Процесс – это то, что происходит. Соответственно, психические процессы – это все, что происходит в человеческой психике. Выделение отдельных из них довольно условное, между ними наблюдается тесная взаимосвязь. Например, память тесно связана с мышлением, которое, в свою очередь, помогает запомнить информацию. Невозможно мыслить без способности запоминать.

В группу психических процессов входят:

  1. Ощущение. Способность отражать отдельные элементы окружающего мира: цвет, звуковой тон, громкость и прочее.
  2. Восприятие. Способность выбрать отдельные ощущения и составлять на их основе целостный образ. Сюда же можно отнести самосознание как способность человека воспринимать себя в разрезе общественных норм, ценностей и соотносить свои убеждения с чужими. Он может ощущать личную свободу или зависимость, уверенность в себе или боязливость и так далее.
  3. Внимание. Направленность восприятия на определенный объект.
  4. Мышление. Процесс, помогающий из нескольких аксиоматических компонентов составлять целостную логическую модель. Этот психический процесс очень важен в обучении и составлении методов проведения научных исследований. Как результат мышления образуется теория, которую можно выразить в виде схемы: какая предпосылка к какому мыслительному конструкту привела. Мышление является основным инструментом понимания – постижения структуры связей познаваемого объекта. Основные операции этого процесса – абстрагирование и конкретизация. Первое является выведением из частного общего, а второе – наоборот. Любая типология в учебниках по философии и психологии составляется на основе мышления.
  5. Воображение – способность человека строить образы, идеи и объекты, которые ранее не были ему знакомы. Сколько классных идей было изобретено, благодаря этому психическому процессу! Воображение является основой способности человека мечтать, например, представлять себя имеющим выше статус в обществе, настоящим профессионалом своего дела и строить план достижения этой цели.
  6. Психические состояния. Эту группу образовали эмоции, чувства, аффекты и стресс.
  7. Речь. Форма общения между людьми с помощью слов, предложений и других языковых конструкций.

Важно! Характерная особенность любых психических процессов – непрерывный быстропротекающий характер, тесно связанный с происходящими событиями.

Психические образования

Краткое определение психических образований говорит, что это специфические особенности личности, состоящие из социального опыта и влияющие на особенности ее поведения и способы интерпретации окружающей действительности. Например, школьные уроки обществознания направлены на то, чтобы образовать у ребенка правильные ценности, убеждения, знания о правовых нормах. Если следовать им, будут сформированы модели поведения, которые помогут ему стать полноценным членом общества. Они и являются психическими образованиями.

Социальная структура личности

Социальная структура личности – это социальные качества индивида, каковы сформировались в процессе развития отношений с обществом. Сюда входят такие компоненты:

  1. Содержимое памяти – знания, которые человек получил в течение жизни.
  2. Культурные особенности, характерные для общества, в котором рос и развивался человек: ценности, политические убеждения (правые или левые) и так далее.
  3. Деятельность – целенаправленное изменение среды или воздействие на любые объекты объективной действительности.

Структура в основных психологических теориях

В психологии выделяют несколько подходов, каждый из которых рассматривает личность с разных сторон.

Теория Платонова

Эта концепция является одной из самых известных в отечественной психологии. Автор выделил четыре подструктуры личности:

  1. Направленность.
  2. Подструктура опыта. Сюда входят все знания, навыки, умения и привычки, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности.
  3. Особенности личности. Сюда входят темперамент, особенности памяти, эмоций, мышления, восприятия и других психических процессов.
  4. Биологические особенности: темперамент, акцентуации характера, способности и прочее.

Важно! Наличие определенных биологических особенностей не означает, что невозможно развиваться и вырабатывать положительные черты характера. Остальные подструктуры оказывают не меньшее влияние на формирование личности.

Структура личности по А.Н Леонтьеву

А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Связи индивида с миром;
  2. Мотивационная окраска связей с миром;
  3. Внутренние связи между мотивами личности.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Супер-Эго. Социальные нормы и правила, предназначенные для контроля Эго.
  2. Ид. Примитивные инстинкты и желания, которые постоянно просятся наружу.
  3. Эго. Своеобразный посредник между двумя предыдущими компонентами.

Структура личности по Рубинштейну

Структура личности по Рубинштейну во многом напоминает модель, составленную Платоновым , и включает в себя:

  1. Направленность личности;
  2. Индивидуальные знания, умения и навыки;
  3. Индивидуальные особенности.

Структура личности по Юнгу

В структуру личности по Юнгу входят Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Таким образом, существует множество классификаций, описывающих структуру личности. Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них.

Видео

Человек - это существо с очень сложной психической организацией. Он рождается и развивается по законам биологии и генетики, параллельно этому происходит формирование его личности и самосознания под воздействием социума. Кроме того, человек является субъектом деятельности практически во всех сферах жизни - социальной, духовной, экономической и политической.

Понятие личности и ее структура

Невозможно в рамках одной науки объять все многообразие граней человеческой сущности, из-за этого и существует множество теорий о том, что же представляет собой личность. Данный термин используется в современной психологии наряду с такими, как "индивид" и "индивидуальность", различие между ними в том, что два последних определения более конкретны и освещают лишь ту или иную сторону личности. В широком смысле личность - это совокупность качеств индивида, приобретенных им в процессе развития и проявляющихся в отношениях с другими индивидами или в различных сферах сознательной деятельности. Как видно из определения, понятие личности характеризует человека в основном в социальном плане. Структура личности в психологии представлена множеством различных классификаций, ниже будут представлены наиболее распространенные из них.

Теория личности в психологии по Фрейду

В 20-х годах ХХ века великий немецкий психолог разработал свою концепцию

анатомии человеческой души. Структура личности в психологии Фрейда состоит из трех компонентов: "Ид"- Оно (бессознательное), "Эго"- Я (сознательное) и "Супер-Эго"- Сверх-Я (совесть, идеальные установки). Ид - занимает центральное место в структуре личности на протяжении всей жизни индивида, главный его принцип - получение удовольствия от немедленного удовлетворения своих иррациональных желаний. Эго - это своего рода регулятор, пытающийся удовлетворить потребности Ид, в то же самое время не нарушая законов и традиций общества. Супер-Эго выполняет роль пропагандиста высоких нравственных идеалов, формируется в процессе воспитания.

Структура личности в психологии по Рубинштейну

Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн предложил свою концепцию сторения личности человека. Он выделял также три составляющих:

2. Знания, умения и навыки (ЗУН), приобретенные в результате познавательной

деятельности.

3. Индивидуальные особенности, выраженные в чертах характера, темпераменте, способностях.

Структура личности в психологии по Платонову

К.К. Платонов рассматривал личность как совокупность биосоциальных свойств, среди которых он выделял четыре подструктуры:

1. Социально-направленные качества (моральные качества, социальные связи).

2. Опыт (привычки и ЗУН).

3. Индивидуальные биологически обусловленные черты (характер, темперамент, задатки, потребности).

4. Формы отражения психических процессов (мышление, воля, чувства, ощущения, память).

Как видно, классификация Платонова во многом совпадает с классификацией Рубинштейна, однако она более развернута. Данная модель существенно повлияла на развитие советской психологии.

Каждый человек обладает индивидуальностью, которая отличает его от других людей. Индивидуальные черты характера человека – это свойственный только ему образ мышления, переживания и действия. Если модель поведения человека бросается в глаза своей непохожестью и постоянством, о нем обычно говорят, что он – сильная личность.

В рамках изучения личности рассматриваются три следующих вопроса:

1. Сущность понятия личности;

2. Соотношение понятий – «человек», «индивид», «личность»;

3. Структура личности.

Личность – это человек, обладающий характерным для него сознанием, мышлением и поведением.

Понятие «личность» происходит от латинского persona – роль, маска, положение, лицо.

«Личиной» в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Варианты ее можно увидеть сейчас на фронтонах зданий театров и театральных афишах. Маска была характерной – «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и другие. Она указывала ту роль, которую актер играл в представлении.

Личность в психологии – системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира. Это мера развития человека как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, определенной социальной группы, как гражданин и созидатель. Однако у разных людей эти характеристики индивидуализированы.

Многие психологи делят внутренниесвойства человека на относящиеся к личностным, и не относящиеся.

В число относящихся к личностным обычно включают: относительно устойчивые приобретенные или развитыесвойства; свойства, определяющие индивидуальность через социально-значи-мые черты и поступки.

В число не относящихся к личностным включают: природно обусловленныесвойства, не зависящие от жизни в обществе; психологические особенности человека в процессах познания или деятельности, не связанные с отношением к людям.

Гений русской и мировой литературы Л.Н. Толстой знаменит созданием и виртуозным описанием множества ярких и колоритных персонажей – личностей. Литературные герои Толстого, действуя в разных жизненных ситуациях, проявляют свои личностные черты от высоких до низменных, вызывая у читателя широчайшую гамму чувств и отношений.

Наряду с понятием «личность», психология управления оперирует такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Соотношение указанных понятий представлено на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Соотношение понятий

Человек – это наиболее объемное (широкое) понятие. Оно является родовым, и включает генетическую предрасположенность к развитию физиологических качеств и психических свойств, присущих индивиду. В процессе труда и общения человек развивает в себе специфические способности.

Как живое существо, человек подчиняется основным природным законам (физиологическим), а как существо социальное – законам развития общества.

Индивид – понятие более узкое, чем «человек», но оно шире категории «личность». Индивид рассматривается как единичный представитель вида homo sapiens . Индивид содержит как морфологические особенности (рост, телесная конституция, цвет волос, глаз), так и психологические (характер, темперамент).

Индивидуальность – специфическое понятие, которое пронизывает термины «человек» и «индивид». Оно понимается как единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность отражает психофизическую структуру человека: физические и психические особенности, темперамент и характер, интеллект и мировоззрение, жизненный опыт.

Понятие «индивидуальность» многогранно. Однако оно, в первую очередь, обозначает психологические (духовные) качества человека. Сущность индивидуальности проявляется в способности человека в любой ситуации оставаться самим собой, быть самостоятельным и независимым.

Становление индивидуальности происходит в ходе индивидуализации человека. Индивидуализация является процессом самоидентификации и самообособления личности, ее выделенности из сообщества, оформление ее уникальности и неповторимости.

Становление личности можно рассматривать как процесс внутреннего развития человека и вхождения его в общество. Этот процесс включает освоение человеком своей национальной и родовой сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей, функций, норм и правил поведения. При этом формируются навыки выстраивания отношений с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект самостоятельного, свободного и ответственного поведения в социуме, а также индивидуальной жизнедеятельности.

Внутренний мир личности в макроструктурном отношенииможно представить в виде трех психологических сфер: направленности, операционной и модуляционной. Сферы действуют на двух уровнях: задающем и обслуживающем. Сферы связаны между собой, и находятся в определенном соподчинении. Макроструктура внутреннего мира личности представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Макроструктура внутреннего мира личности

Сфера направленности включает все внутренние побудительные силы личности: взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки и другое. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов: внимание, восприятие, мышление, возникающие в других психических сферах.

Сфера направленности влияет на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Она отвечает за то, ради чего живет человек, что его влечет, к чему он стремится, куда прикладывает силы, чего добивается.

Сфере направленности принадлежит системообразующая, зада-ющая, приоритетная роль в психической деятельности. Она в наибольшей степени характеризует личность.

Операциональная сфера включает способы и средства, как элементы психики, которыми обладает личность. Способы и средства используются для достижения целей, определяемых сферой направленности.

Личность характеризуется тем, что она делает. Кроме того, важное значение имеет то, как она делает, какими способами достигает поставленной цели, какими средствами удовлетворяет потребности. В этом заключается социальная значимость операционной сферы.

Модуляционная сфера не определяет цели или способы. Но она оказывает динамическое влияние на их проявления. Поэтому данную сферу иногда называют психофизиологической.

Динамическое влияние модуляционной сферы проявляется в разной степени подвижности, скорости, гибкости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состо-яний. В иерархии сфер модуляционная сфера является низшей, обслуживающей. Ее социальная роль минимальна.

Исходя из сущности понятия «личность» можно установить ее структуру. В нее должны войти свойства, которые относительно устойчивы, выработаны в ходе жизнедеятельности человека, и имеют социальное значение.

Структура личности – это совокупность внутренних свойств и качеств индивида в их взаимосвязи.

Структура является сложным образованием. В нее входят две группы свойств (качеств) личности.

Первая группа свойств личности дается от природы , а затем человек развивает (совершенствует) их в ходе своей жизнедеятельности. Это способности, характер и темперамент.

Вторая – личностные свойства, которые не даются от природы, а приобретаются в ходе жизнедеятельности и социализации человека. Это мотивы, воля и эмоции. Две группы вместе и составляют структуру личности (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Структура личности

В психологию слово " " пришло из общеупотребительной лексики. При этом, как часто бывает, в науке оно обрело несколько иной смысл. В широком обиходе слово "личность" используют для характеристики "социального лица" человека. Отсюда и происхождение слова "личность" (лик, личина). Когда говорят слова "Лейтенант, необходимо срочно разъяснить личность разыскиваемого преступника", то по большей мере интересуются поверхностными характеристиками человека: Ф.И.О., внешний вид, национальность, возраст, образование, профессия, социальные контакты, биография. Сюда можно отнести и те психологические характеристики, которые налицо: спокойный или раздражительный, молчаливый или разговорчивый и т.д. В общем-то сугубо личное человека или не интересует говорящего, или остается под вопросом. Редко можно услышать, например, такое: "Наш директор был замечательной личностью: на досуге много размышлял о смысле жизни, в тайне от всех мечтал построить домик в деревне..."

В психологии, по крайней мере отечественной, под личностью часто, если не чаще всего, подразумевают некое "смысловое ядро" или "ценностный стержень" человека. То есть как раз глубоко личные особенности человека, что-то самое важное в его душе, ее "мотор". Соответственно внешнее в человеке отходит на второй план, оно - либо следствие личностных особенностей, либо вообще случайный фактор, не связанный никак с личностью.

Из этого очевидного противоречия между исходным смыслом слова и сложившимся в науке (личность это внешнее или внутреннее) возникало и возникает много взаимонепонимания, неразберихи. На сегодняшний день многие ученые вообще избегают пользоваться термином "личность" для обозначения каких бы то ни было психических явлений. Если в их работах и встречается слово "личность", то лишь как синоним "человека". Те же ученые, которые продолжают изучать личность, под ней подразумевают именно "ядерные" свойства человека, основной источник его поведения.

Разными учеными разработаны очень разные структуры личности. В одних упор делается скорее на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активность. В других упор на стержневые особенности, поиск основного источника поведения человека.

В широком обиходе понятие "личность" включает в себя все множество разнообразных характеристик человека (например, возраст или национальность). В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:

Способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),

Темперамент (динамические характеристики поведения),

Характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),

Волевые качества (собранность, внутренняя свобода),

Эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),

Мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),

Направленность (интересы и склонности в определенных областях),

Ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:

Темперамента (структуры природных свойств),

Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

К. К. Платонов предложил "динамическую структуру личности":

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),

Личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),

Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

В. А. Ганзен в структуру личности включил:

Темперамент (динамические особенности поведения человека),

Направленность (интересы и склонности),

Характер (отношение к тем или иным сторонам бытия),

Способности (готовность к выполнению той или иной деятельности).

С. Л. Рубинштейн увидел в структуре личности три связанных между собой плана:

Подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.),

Задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)),

Темперамент и характер.

Легко заметить, что в классической отечественной психологии в структуру личности включались исключительно психические явления , то есть то, что заметно в поведении другого человека не только компетентному специалисту (например психологу или психиатру), но и простому обывателю. Последнему для понимания наибольшую сложность представляет, очевидно, темперамент. Однако это слово употреблялось еще древнегреческими мыслителями, и сейчас очень многие знают, кто такие холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.

Иной подход у ряда западных авторов, которые совершенно не стесняются включать в структуру личности элементы, которые другим специалистам кажутся фантастическими. При этом не только в структуру личности включаются спорные элементы, но и эти элементы выстраиваются между собой в фантастические связи.

Наиболее известная такая структура - структура личности по З. Фрейду:

Ид (оно - инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),

Эго (я - сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),

Суперэго (сверх-я - мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается "убеждением" эго в приоритете идеалистических ценностей).

Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:

Эго (сфера сознания - мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),

Личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

Коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества - в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов - врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

Известна также структура личности по Г. Айзенку:

Интроверсия-экстраверсия (обращенность личности на внутренний или внешний мир),

Нейротизм-стабильность.

Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.

Известный исследователь акцентуаций личности К. Леонгард в своих работах выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления.